Дому романовых 400 лет: 400-летие Дома Романовых
Содержание
400-летие дома Романовых: полузабытый юбилей
- Павел Аксенов
- Би-би-си, Москва
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Подпись к фото,
Великая Княгиня Мария Владимировна принимала участие в торжествах, однако попросила отметить юбилей скромно
Россия вот уже несколько месяцев отмечает 400-летие дома Романовых. Правда, эти торжества не так уж заметны.
Юбилейные мероприятия в течение года проходили в Екатеринбурге, Костроме, Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде и других городах.
В основном это были конференции и выставки: Государственный исторический музей представил экспозицию о предках дома Романовых, до этого в Москве показывали наряды российских императриц, в Екатеринбурге — документы семьи Николая II. Прошло также несколько праздничных аукционов, концертов, торжественных богослужений.
Празднование 400-летия дома Романовых совпало со скорбным юбилеем — 95 лет назад, в июле 1918 года в Екатеринбурге была расстреляна царская семья. И в 2013 году многие торжественные мероприятия посвящены скорее гибели царской семьи, а не началу царствования.
Правда, представители императорского дома Романовых сами пожелали, чтобы 400-летний юбилей отмечали скромно, об этом они заявили еще в начале года.
«Празднуя такой юбилей, нужно сосредоточиться не на помпезных мероприятиях, а на молитве, на поминовении святых и героев, на просветительской деятельности и благотворительности», — изложил в интервью Би-би-си точку зрения дома Романовых глава канцелярии дома Александр Закатов.
Фактически юбилей не заинтересовал российские власти, в последние годы не скупившиеся на всенародные праздники, считают многие наблюдатели.
И это при том, что власти относятся к отечественной истории с большим вниманием, стараясь найти в ней опору для создания новой российской идентичности.
В поиске национальной идеи
Одной из таких опор стал День победы в Великой отечественной войне — отношение к ней в России
пытались даже регулировать на государственном уровне.
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
Другой должны были стать события начала XVII века, преодоление смутного времени, изгнание польских оккупантов. В 2005 году в России появился праздник —
День народного единства, приуроченный как раз к победе над интервентами.
Логично предположить, что коль скоро эта победа оказалась важна для укрепления патриотизма и единства, то ее прямое следствие — начало царской династии Романовых — окажется не менее существенным.
Более того:
Михаила Федоровича — первого в династии Романовых — на царствие призвал Земский собор, который выбирал его кандидатуру из нескольких. Другими словами тут вполне уместно говорить о зарождении некоей демократической традиции в России.
Монархическая идея также крепко связана в российском обществе с православием. И хотя не все православные — монархисты, но большинство монархистов все-таки подчеркивают связь с православием.
Русская православная церковь, сам Патриарх Кирилл приняли участие в мероприятиях памяти дома Романовых, но в торжественных богослужениях не принимали участие государственные деятели федерального уровня.
Поликонфессиональное государство
Как полагает политолог Дмитрий Орешкин, в высших эшелонах власти в России, возможно, произошло некоторое разочарование в идеях, которые были популярны в последнее время.
«Власть на практике начала ощущать, что современная Россия не вписывается в тот образ, который еще недавно существовал у нее в голове. Образ простой — православная страна с православными традициями, которые просто необходимо восстановить», — сказал он.
Эти традиции, добавил эксперт, не очень хорошо воспринимают представители других конфессий, а методы их популяризации, подчас довольно навязчивые, вызывают в обществе сопротивление.
В настоящее время, как отмечает Орешкин, в России все большую силу набирает «евразийская» идея. «Автор этой концепции господин Дугин предлагает симфонию нескольких религий. Очевидно четырех так называемых традиционных — христианство, ислам, буддизм и иудаизм», — сказал он.
«В этом смысле такие пафосные торжества одной из религий уже не вписываются в ту концепцию власти, которая доминирует в головах у лиц, принимающих решения», — заключил Дмитрий Орешкин.
Роковой 17-й год
Есть и другие объяснения. Историк Ирина Карацуба отмечает, что в России в последнее время распространено убеждение, что в 2017 в стране должно произойти некое крупное событие.
«Одно из излюбленных мест современного российского общественного сознания — ожидание 2017 года. И если бы эти большие праздники состоялись, то были бы массовые спекуляции на тему того, как 2013 год неизбежно повлечет за собой 2017», — сказала она.
По словам главного редактора издания «Посев» Юрия Цурганова, нынешние российские власти слишком сильно связаны с наследием советской идеологии, чтобы устроить пышное отмечание юбилея основания царской династии.
«70 с лишним лет были построены на таких «ценностях», как 1917 год, «отречемся от старого мира». Они в этой системе сформировались. Как им праздновать Романовых?» — говорит он.
Книга «Дом Романовых. 400 лет»
-
Книги
-
Художественная литература -
Нехудожественная литература -
Детская литература -
Литература на иностранных языках -
Путешествия. Хобби. Досуг -
Книги по искусству -
Биографии. Мемуары. Публицистика -
Комиксы. Манга. Графические романы -
Журналы -
Печать по требованию -
Книги с автографом -
Книги в подарок -
«Москва» рекомендует -
Авторы
•
Серии
•
Издательства
•
Жанр
-
-
Электронные книги
-
Русская классика -
Детективы -
Экономика -
Журналы -
Пособия -
История -
Политика -
Биографии и мемуары -
Публицистика
-
-
Aудиокниги
-
Электронные аудиокниги -
CD – диски
-
-
Коллекционные издания
-
Зарубежная проза и поэзия -
Русская проза и поэзия -
Детская литература -
История -
Искусство -
Энциклопедии -
Кулинария. Виноделие -
Религия, теология -
Все тематики
-
-
Антикварные книги
-
Детская литература -
Собрания сочинений -
Искусство -
История России до 1917 года -
Художественная литература. Зарубежная -
Художественная литература. Русская -
Все тематики -
Предварительный заказ -
Прием книг на комиссию
-
-
Подарки
-
Книги в подарок -
Авторские работы -
Бизнес-подарки -
Литературные подарки -
Миниатюрные издания -
Подарки детям -
Подарочные ручки -
Открытки -
Календари -
Все тематики подарков -
Подарочные сертификаты -
Подарочные наборы -
Идеи подарков
-
-
Канцтовары
-
Аксессуары делового человека -
Необычная канцелярия -
Бумажно-беловые принадлежности -
Письменные принадлежности -
Мелкоофисный товар -
Для художников
-
-
Услуги
-
Бонусная программа -
Подарочные сертификаты -
Доставка по всему миру -
Корпоративное обслуживание -
Vip-обслуживание -
Услуги антикварно-букинистического отдела -
Подбор и оформление подарков -
Изготовление эксклюзивных изданий -
Формирование семейной библиотеки
-
Расширенный поиск
Праздник Курской Коренной иконы и 400-летие Дома Романовых
Свято-Троицкий монастырь и семинария отмечают 400-летие Дома Романовых
Во вторник, 10 декабря, Свято-Троицкий монастырь и семинария отмечают праздник Курской-Коренной иконы Божией Матери, «Одигитрия» русского зарубежья и покровительница Русской Зарубежной Церкви. Но для монашеской и семинарской общины в этом году этот праздник был выбран еще и как повод отметить годовщину празднования 400-летия восшествия на престол Российской Императорской династии Романовых (1613 г.).
Празднование началось с праздничной Божественной литургии в Свято-Троицком соборе, которую возглавил преосвященный архимандрит Лука, настоятель монастыря. После причастия проповедь произнес чтец Виталий Пермяков, член факультета ВТС. По окончании праздничной Божественной литургии духовенство монастыря отслужило полную панихиду, поминовав в молитве всех правящих царей, императоров и императриц из дома Романовых, правивших в России с 1613 по 19 гг.17.
После трапезы в монастырской трапезной монахи, преподаватели, студенты и гости собрались на торжественный прием в Семинарском зале. Когда члены общины собирались, их внимание привлек экспонат из коллекции музея ХТС, в котором были предметы, принадлежавшие когда-то разным членам семьи Романовых. Часть этих предметов поступила из Ипатьевского дома в Екатеринбурге, где царственные мученики содержались в течение последних нескольких месяцев их жизни и где они были казнены в 1918.
После вступительных слов отца Луки и протоиерея Владимира Цурикова, директора Библиотеки и архива, библиотекарь ХТС Михаил Перекрестов выступил с докладом о деятельности Музея и архива ХТС за год, посвященный памяти правящего Дома Романовых. Г-н Перекрестов рассказал о новых предметах, принадлежавших членам семьи Романовых, которые находятся в распоряжении Музея или были недавно приобретены, а также рассказал об участии Музея в различных выставках, посвященных 400-летнему юбилею в США и России. В презентации было отмечено положительное впечатление, которое произвели на американскую и российскую общественность эти выставки, бросившие вызов ранее широко распространенному негативному восприятию личности и правления последнего царя.
После представления участники Семинарского хора под руководством чтеца Николая Котаря исполнили песнопения из богослужений малоизвестным святым, причисленным к лику святых в царствование Царя мученика Николая II (1894-1917): свв. Феодосий Черниговский, Иоанн Тобольский, Евфросиния Полоцкая и другие.
После презентации и концерта состоялся прием в зале семинарии.
400-летие Романовых — памятная дата в истории России — Клуб «Валдай»
Прошло четыреста лет со дня восшествия на российский престол Михаила Романова, первого царя из династии Романовых. Всенародным празднованием было отмечено 300-летие в царствование Николая II, последнего российского императора. Спустя сто лет мы все еще оцениваем место и роль Романовых в нашей истории. В интервью директор Государственного архива и эксперт клуба «Валдай» Сергей Мироненко поделился своим мнением о наследии Романовых.
Какое значение имеет для нас эта дата – 400-летие Дома Романовых? Какими мы видим русских царей и императоров сегодня? Неотъемлемая часть нашей истории, культуры и цивилизации или какой-то внешний удел прошлого с их громадными золочеными дворцами и церемониями, словом, «балы, красавицы, лакеи и юнкеры…»
Я бы никогда не назвал их «внешним придатком». Цари и императоры были живыми людьми, которые с разной степенью успеха работали на благо государства. Возьмем, к примеру, Петра Великого. Он всегда был противоречивой фигурой. Его часто хвалят за то, что он «открыл окно в Европу». Что это значит? Я думаю, что он был консервативным правителем. Да, он заставил бояр состригать бороды и одеваться по западноевропейским модам, но он же завершил кодификацию крепостного права введением подушной подати. Он установил полицейское государство, в котором мы живем до сих пор. Он также создал российскую бюрократию. Все это было его работой, но он также сделал много хороших вещей. После Петра уже нельзя было говорить, что Россия обращена лицом к Востоку. До Петра Московия всегда гордилась своими связями с Византийской империей, от которой она унаследовала русскую православную веру. Москва называла себя Третьим Римом, а Четвертого Рима не должно было быть. Петр повернул Россию на Запад.
Нравится нам это или нет, но с петровских времен Россия всегда смотрела на Запад как на пример для подражания. Добились ли мы успеха — это другой вопрос.
История — это наука, кто бы что ни говорил. Формула Михаила Покровского «История — это политика, отброшенная в прошлое» нанесла большой ущерб стране и истории как науке в целом. Но история существует. Это серьезная наука, которая опирается на исторические факты для объяснения нашего прошлого.
400-летие дома Романовых официально не отмечается, но это памятная дата в истории России. Я полностью согласен с этой интерпретацией.
Гражданская война начала XVII века, поставившая Россию на грань гибели, завершилась восшествием на престол первых Романовых. Это веха в нашей истории, а также повод вспомнить о 300-летнем правлении Романовых. В прошлом году в Российском государственном историческом архиве прошла выставка «Романовы на службе Отечеству». В ней описана жизнь многих представителей этой боярской династии, сыгравших огромную роль в развитии культуры и науки в этой стране. Например, великий князь Константин был замечательным поэтом и президентом Российской академии наук. Он много сделал для создания Пушкинского дома и приобретения рукописей Пушкина… Великая княгиня Елена — одна из учредителей Русского музыкального общества и Российского Красного Креста. Есть еще много примеров. Так что Романовы внесли довольно большой вклад в историю России и русскую культуру. 400-летие дает нам хороший повод вспомнить об этом.
Как Романовы повлияли на формирование российской государственности и политической культуры? Остались ли еще какие-то остатки царского режима?
Петру I нужны были армия и флот для реализации его имперских амбиций. Екатерина Великая взяла у Ротшильдов кредит на завоевание Крыма, но у царя Петра такой возможности не было. У него был только один выход – забрать у крестьян все, что было, а не выжимать из них «излишки продуктов», как нас учили во времена господства марксистской историографии. Петр был человеком решительным, и его религиозные убеждения не мешали ему превращать церковные колокола в пушки. Екатерина секуляризировала монастырские земли, тем самым подорвав экономический фундамент Русской православной церкви. Но это были политические решения, принятые после осмысления путей развития России.
Царь Александр I был главной фигурой Венского конгресса 1814-1815 годов, на котором решалась судьба мира. Он играл активную роль в предоставлении конституций в разных странах. Мы забываем, что Александр I был убежденным конституционалистом. Он понял, что крепостное право было злом, но не смог покончить с ним.
Александр II провел реформы, которые в истории и историографии называют «великими». Он отменил крепостное право и провел судебную реформу, которая привела к первым судам присяжных в России. Он также представил местные органы власти – то, что мы не смогли упорядочить до сих пор. Александр II реформировал армию, заменив рекрутскую повинность всеобщей воинской повинностью. В сфере образования он реформировал университеты, предоставив им автономию.
Однако у царской России было много отрицательных черт, последствия которых мы ощущаем до сих пор – чрезмерная роль государства во всех сферах жизни и слабое гражданское общество, и это лишь некоторые из них.
Как получилось, что ни церковь, ни правые политические партии, ни военные не поддержали Николая II в 1918 году? Был ли у него выбор?
Всегда есть выбор. История не имеет сослагательного наклонения. На мой взгляд, задача историка состоит в том, чтобы объяснить, почему что-то произошло так, а не иначе. Словом, Николай II оказался слабым и недальновидным политиком. Во время первой переписи в России в 189 г.7 людям задавали почти те же вопросы, что и сейчас. На вопрос о роде занятий Николай сказал «хозяин земли русской». Он мог бы называть себя государем или императором всея Руси, но предпочитал называть себя «господином русской земли». Это был почти 20 век, но он все еще жил в «седовом прошлом» и не понимал необходимости перемен, вызовов времени. Он не мог быть эффективным правителем огромной империи, но ему довелось быть у руля в переходный период. Это один из факторов трагедии.
Николай II всегда принимал решения слишком поздно. Когда Государственная Дума потребовала «ответственное министерство», которое было бы ей подотчетно, он отверг эту идею и настоял на том, чтобы правительство подотчетно ему. Позже он согласился с этим требованием, но спикер Госдумы Михаил Родзянко заявил: «Сейчас уже поздно. Вы должны отречься».
Начальник Ставки Верховного Главнокомандующего Михаил Алексеев обратился к командующим фронтами в годы Первой мировой войны с запросом: «Дума считает, что Николай II должен отречься от престола. Что вы думаете?» Все командиры поддержали отречение, несмотря на войну. Их можно было обвинить в государственной измене за нарушение присяги на верность, но все они понимали, что Николай II не подходит на роль императора. Оказалось, что они были недальновидными политиками. Они не думали, что институт монархии рухнет в результате его отречения, но ошиблись.
Имело ли право Николай II отречься от престола и за своего сына?
Он был государем России.