Донской монастырь золотошвейная мастерская: Золотошвейная мастерская | Донской ставропигиальный мужской монастырь

Разное

Содержание

Золотошвейная мастерская | Донской ставропигиальный мужской монастырь

Золотошвейной мастерской

В преддверии Великого поста, ризница Донского монастыря пополнилась фиолетовым литургическим комплектом «Положение во гроб», который изготовили мастера золотошвейной мастерской – Ирина Харитонова и Ирина Староверова. На создание данного комплекта ушло около двух лет.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Ризница Донского монастыря пополнилась новым литургическим комплектом (покровцы и воздух), который можно будет увидеть во время совершения божественной Литургии.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

0

18 мая 2019 года состоялась уже традиционная экскурсия для учениц и учеников Золотошвейной мастерской при Донском ставропигиальном мужском монастыре.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

0

Успешно завершается первый учебный курс по золотому лицевому шитью в золотошвейной мастерской Донского монастыря! Наши ученики работали над созданием вышивки на праздничных пасхальный яйцах.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

0

Культурно-просветительская программа телеканала Союз “Хранители памяти” посвятила несколько своих выпусков золотошвейной мастерской Донского монастыря. В этих программах Ирина Староверова, […]

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

В ризнице Донского монастыря появился повседневный литургический комплект, вышитый нашими золотошвейными мастерами.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

По благословению епископа Бронницкого Парамона, наместника Донского монастыря, труженицы золотошвейной мастерской обители изготовили шитую икону с лицевым изображением Патриарха Тихона, с клеймами его жития.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

0

Спешим сообщить нашим прихожанам и читателям, что золотошвейная мастерская Донского монастыря объявляет набор на курсы золотного и лицевого шитья […]

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Действительно, золотошвейные мастерские Донской обители на сегодняшний день являются самыми крупными в столице. И радует то, что в число обучающихся входят […]

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

0

Подходит к завершению работа над подвесными пеленами Малого собора Донского монастыря. Они предназначены для икон местного ряда нового иконостаса […]

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

0

Золотошвейная мастерская | Донской ставропигиальный мужской монастырь

Обучаем золотошвейному искусству.

В настоящее время группа сформирована.
Дополнительного набора в этом году не будет.

Набор новичков осуществляется ежегодно в последних числах Сентября, перед церковным новолетием.

Обучение производится бесплатно, без ограничения возраста.

КОНТАКТЫ:

Ирина, Ирина

+7 (903) 572-50-46, +7 (905) 775-67-39

Руководители мастерской

Ирина Староверова, Ирина Харитонова

Все работы, даже самые малые, делаются по благословению Наместника Донского ставропигиального мужского монастыря и приносятся в дар Донскому монастырю.

В первый год обучения в золотошвейной мастерской основной нашей задачей является не только показать и обучить простейшим техническим приемам золотошвейного искусства, но и объяснить смысл этого очень древнего и трудоемкого вида церковного делания.

Второй год обучения предполагает более детальный и индивидуальный подход к каждому ученику. Все зависит от временных возможностей и способностей человека.

Мы знакомим учениц с техниками жемчужного, золотного шитья, вышивкой шнурами и шелками — традиционным основам древнерусского лицевого и орнаментального шитья. Приобретя некоторые навыки, ученицы вместе с нами участвуют в изготовлении изделий для нужд монастыря. Это закладки для Евангелия и Апостола, дароносицы, просфорницы, шитые пасхальные яйца и др. небольшие предметы. Также наиболее талантливые ученицы принимают участие в серьезных долгосрочных проектах.

Ежегодно в мастерской проходят обучение около 20 человек.

ИСТОРИЯ ЗОЛОТОШВЕЙНОЙ МАСТЕРСКОЙ

Лицевое шитье — древнейший из видов церковного художественного творчества. На Руси оно стало развиваться с принятием христианства. Лицевым шитьем принято называть шитье разноцветными шелками и золотом по ткани изображений святых, библейских и евангельских сюжетов. Своим расцветом искусство это было обязано народным традициям, а так же творческой одаренности русских женщин. Мастерство рукоделия которых, достигло такого совершенства, что литургические предметы шитья вывозились из России в другие страны.

Наша Золотошвейная мастерская сегодня располагается в надвратном храме свв. Захарии и Елисаветы, который к настоящему моменту уже с трудом вмещает всех желающих обучаться лицевому шитью.

А начиналось всё так.

Когда-то давно в 90е годы Староверова Ирина и Харитонова Ирина, встретились после окончания Богословского института, где учились на факультете церковных художеств, пораженные красотой древнерусского шитья и стали вместе трудиться в этой области. Почти 20 лет работали в различных монастырях Москвы: это и Зачатьевский, Сретенский, Новодевичий, и наконец, Донской. За эти годы они приобрели огромный опыт трудолюбия и послушания, отточили навыки и умения. Пришло мастерство. За прошедшие годы, они стали авторами больших и сложных работ, приняли участие в крупнейших проектах в области церковного шитья и музейного дела: создании Покрова (лицевого) на мощи святителя Николая в Бари (Италия) 1998-99 гг., изготовлении полного облачения (саккос, 2 омофора, епитрахиль, палица, поручи) для Святейшего Патриарха Алексия II — 1999-2000 гг., создании плащаницы «Облачное Успение» полного извода и пелены Казанской Божией Матери для Патриаршего храма в Переделкино — 2003-2005 гг. , реконструкции пелен под иконы для теремного дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском — 2008-2009 гг. и др. церковных и светских проектах.

Будучи членами Московского Союза Художников и Союза Художников России (секция религиозное искусство) накопили огромный практический и художественный опыт, и готовы поделиться им. Наши мастера берутся за выполнение самых сложных и объемных работ для Донского монастыря, и предъявляют высочайшие требования к себе — как в разработке эскизов, прорисей для вышивки, так и в техническом исполнении любого изделия. Они создают строго канонические работы, опираясь на лучшие музейные образцы, исторические исследования в области древнерусского искусства. Это литургические комплекты, шитые иконы, пелены, покровы, плащаницы, завесы, одежды на престол, элементы облачения (митры, фелони, епитрахили, омофоры, поручи, саккосы).

С 2009 года Староверова Ирина и Харитонова Ирина работают в Донском монастыре в качестве золотошвей. По благословению епископа Бронницкого, наместника Донского монастыря Парамона, в 2012 году золотошвейная мастерская получила статус учебно-производственной золотошвейной мастерской. Здесь не только изготавливают богослужебные ткани храмового убранства, но и обучают всех желающих золотошвейному мастерству. За это время было сделано много крупных проектов для благоукрашения монастырских храмов и святынь.

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ МАСТЕРСКОЙ

  • Фиолетовый Литургический комплект «Положение во гроб»

    2019-2020гг.

    МАТЕРИАЛЫ: Шелковая ткань, бархат, шелковые нити (Россия, Франция, Китай), металлизированные нити (золото, латунь и серебро), кружево ручной работы.
    ТЕХНИКИ: Шов «раскол», шов атласный по форме, шитье латунными нитями в прикреп «клопчик», шитье скаными серебряными нитями.
    РАЗМЕР: 88х71см, 60х60см, 60х60см.
     
     
     
     

    ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

  • Литургический комплект, украшенный бисером, стеклярусом, жемчугом и шнурами для Богородичных праздников

    2018-2019гг.

    МАТЕРИАЛЫ: Шелковая ткань, голубовато-зеленый бархат, бисер, стеклярус, жемчуг, шнуры, шелковые нити (Россия, Франция, Китай).
    ТЕХНИКИ: Шитье бисером, стеклярусом, жемчугом и шнурами.
    РАЗМЕР: 89х67см, 66х66см, 66х66см.
     
     
     
     

    ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

  • Литургический набор покровцов

    2017-2018гг.

    МАТЕРИАЛЫ: Шелковая ткань, желто-зеленая атласная ткань, золотые(5%) нити, скань, шелковые нити (Россия, Франция, Китай), золотное кружево. Подкладка — тонкая шелковая тафта оливкового цвета.
    ТЕХНИКИ: В шитье орнаментов и доличного использован шов «в раскол» и «восточный». В шитье личного ангелов и архангелов применен шов атласная гладь по форме, со слабыми притенениями. В надписях использован шов «по веревочке».
    РАЗМЕР: 55х75см, 55х55см, 55х55см.
     
     
     
     

    ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

  • Шитая икона Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всея Руси с шестью клеймами его жития и тропарем в картушах.

    2016-2017гг.

    МАТЕРИАЛЫ: Шелковая ткань, бледно зелено-голубого цвета (Италия), золотые(5%) и серебряные металлические нити, скань, шелковые нити (Россия, Франция, Китай), жемчуг. Подкладка — шелк песочного цвета (Италия).
    ТЕХНИКИ: Личное шито четырьмя видами крученого и некрученого тонированного шелка плотно «атласным швом» и «по форме» с притенением. Доличное шито золотыми и серебряными нитями с различного цвета шелковыми прикрепами. Более 15 видов в клеймах и облачении Святителя. В поземах шитье скаными золотыми нитями, в картушах — «восточный» шов и «по веревочке».
    РАЗМЕР: 58х68см.

    ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

  • Четыре орнаментальные пелены для восстановленного иконостаса Малого Собора Донского монастыря.

    2016-2017гг.

    МАТЕРИАЛЫ: Средник и каймы трех пелен — разноцветная шелковая тафта (Италия) зеленого, сиреневого, золотистого, охристого, винного красного цветов. Для пелены под икону Спасителя была взята шелковая ткань ручной работы, вытканная по старинным образцам 17 века. Ювелирные дробницы разнообразной формы из серебра, позолоченные. Для Спасителя — особо крупной круглой формы с изображением херувимов. Золотые (5%) нити, натуральный жемчуг, золотые шнуры, полудрагоценные камни — сердолик.
    ТЕХНИКИ: Шитье золотом «в прикреп» по счету, «по карте», шитье жемчугом, сканью.
    РАЗМЕР: 67х80см — каждая.

    ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

  • Праздничный Богородичный литургический комплект голубого цвета по сложившейся традиции 17 века.

    2014-2015гг

    МАТЕРИАЛЫ: Средник — голубой гладкий шелк (Италия), каймы — шелковая камка золотисто-лазоревого цвета (Италия), подкладка — шелк (Китай), золотая бахрома.
    ТЕХНИКИ: Личное — тело Спасителя шито плотно «атласным» швом «по форме». Другое — «шов в раскол» — самый древний из видов швов, «восточные» швы и разнообразные «прикрепы» золотыми нитями.
    РАЗМЕР: 80х60см, 60х60см, 60х60см.

    ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

  • Повседневный золотой покров с большим голгофским Крестом для раки и плат на лик Патриарха Тихона.

    2012-2013гг.

    МАТЕРИАЛЫ: Парча золотая (Франция), тафта шелковая (Италия), круглые запоны ручного изготовления, жемчуг, канитель, полудрагоценные камни, золотые(5%) и шелковые нити.
    РАЗМЕР: 96х46см, 50х50см.

    ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

  • Большая праздничная орнаментальная синяя пелена под Чудотворную икону Донской Божией Матери в Большой Собор.

    2013-2014гг.

    МАТЕРИАЛЫ: Основная ткань — бархат синий (Италия ), подкладка — шелк (Китай), золотные шнуры, тлал, отборный натуральный жемчуг пяти видов, драгоценные камни: граненые аметисты, хризолиты, гранаты, золотые(5%) нити, трунцал, золотая канитель, золотые кисти ручной работы.
    ТЕХНИКИ: Шитье жемчугом по настилу, шитье золотом «по карте», шитье шнурами.
    РАЗМЕР: 120х100см.

    ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

  • Праздничный Пасхальный орнаментальный литургический комплект из трех предметов красного бархата.

    2011-2012гг.

    МАТЕРИАЛЫ: Бархат вишневый (Италия), жаккард розово-красный орнаментальный (Италия), натуральный жемчуг трех видов , золотные шнуры, шелковые нити, кораллы, кристаллы «сваровски».
    ТЕХНИКИ: Шитье жемчугом «сажение по бели», «по настилу», обводка золотыми шнурами. Шитье шелком «по веревочке».
    РАЗМЕР: 75х55см, 55х55см, 55х55см.

    ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

  • Покров надгробный. Патриарх Тихон. Праздничный, лицевой, ростовой покров на раку Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всея Руси.

    2011-2012гг.

    МАТЕРИАЛЫ: Средник — шелк темно-сливовый (Франция), нити золотые(5%), шелковые, натуральный жемчуг, ювелирная тесьма «сваровски», сканые нити, золотные шнуры. Каймы — бархат рытый, оранжевый орнаментальный (Италия), бархат вишневый, золотные, шелковые нити, жемчуг, ювелирная тесьма «сваровски», сканые нити.
    ТЕХНИКИ: Шитье лицевое: «атласный» шов «по форме», «по веревочке». Шитье доличное: золотыми, серебряными нитями «в прикреп» по счету, 12 видов, восточные и шелковые гладьевые швы. Шитье орнаментальное: жемчугом по настилу, «сажение по бели», низание.
    РАЗМЕР: 150х60см.

    ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

  • Малая орнаментальная пелена под Донскую икону Божией Матери в Малый собор Донского монстыря.

    2009-2010гг.

    МАТЕРИАЛЫ: Парча орнаментальная синяя (Италия), шелковая ткань, золотые(5%), сканые, шелковые нити, трунцал, натуральный жемчуг 4х размеров, кристаллы «сваровски», полудрагоценные камни — фианиты, нефриты, гранаты, турмалины.
    ТЕХНИКИ: Золотое шитье по мягкому настилу, шитье сканью, шелком «по веревочке», жемчужное шитье, золотые кисти ручной работы, оплетенные жемчугом.
    РАЗМЕР: 100х100см.

    ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

НОВОСТИ ЗОЛОТОШВЕЙНОЙ МАСТЕРСКОЙ

В преддверии Великого поста, ризница Донского монастыря пополнилась фиолетовым литургическим комплектом «Положение во гроб», который изготовили мастера золотошвейной мастерской – Ирина Харитонова и Ирина Староверова. На создание данного комплекта ушло около двух лет.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Ризница Донского монастыря пополнилась новым литургическим комплектом (покровцы и воздух), который можно будет увидеть во время совершения божественной Литургии.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

0

18 мая 2019 года состоялась уже традиционная экскурсия для учениц и учеников Золотошвейной мастерской при Донском ставропигиальном мужском монастыре.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

0

ЕЩЁ НОВОСТИ

ФОТОГРАФИИ ЗОЛОТОШВЕЙНОЙ МАСТЕРСКОЙ

  • Фиолетовый Литургический комплект «Положение во гроб»

    В преддверии Великого поста, ризница Донского монастыря пополнилась фиолетовым литургическим комплектом «Положение во гроб», который изготовили мастера золотошвейной мастерской […]

  • Литургический комплект, украшенный бисером, стеклярусом, жемчугом и шнурами для Богородичных праздников

  • Экскурсия по Донскому монастырю

    18 мая 2019 года состоялась уже традиционная экскурсия для учениц и учеников Золотошвейной мастерской при Донском ставропигиальном мужском монастыре.

  • Вышитые пасхальные яйца

    Успешно завершается первый учебный курс по золотому лицевому шитью в золотошвейной мастерской Донского монастыря! Наши ученики работали над созданием […]

  • Литургический набор покровцов

  • Шитый образ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона

    18 ноября 2017 г. Русская Православная Церковь отмечает особый день – столетие восстановления Патриаршества, избрание нового Святейшего Патриарха Московского […]

ЕЩЁ ФОТОГРАФИИ

Золотая вышивка | Монастырь Святой Екатерины

Во времена Османской империи существовало три центра Православия: Лавра Святого Саввы в Иерусалиме, Синайский монастырь и Афон. Состоятельные граждане, правители, патриархи, князья из России и Молдавии-Валахии наделяли эти центры денежными пожертвованиями и другими пожертвованиями.

Самыми известными подобными посвящениями, несомненно, являются священные облачения и изделия из металла, используемые в общественном богослужении. Православное духовенство сохранило все привилегии, заработанные им при византийских императорах, а юрисдикция Великой Церкви распространилась на всех православных людей Османской империи; духовенство, таким образом, состояло из многочисленных священников, которые больше всего нуждались в соответствующих облачениях.

В архивах монастыря Святой Екатерины хранятся подробные записи о роскошных облачениях, подаренных монахами-путешественниками, претерпевшими большие опасности и гонения, чтобы перевезти их из православных земель или даже из других стран, таких как Австрия, «Немзия» или Венгрия, где можно было найти общины богатых греков.

Эти артефакты можно разделить на три категории: облачения, подаренные для отпущения грехов, завещания и, в более редких случаях, прямые покупки. Монах, весь день облаченный в смиренные одежды труда и молитвы, должен быть щедро облачен при приближении к Божественным Дарам. Такова заповедь Бога Моисею, которая касается облачений «из золота, и голубой, и порфиры, и червленицы, и виссона», предназначенных для «его брата Аарона и его сыновей, чтобы они служили священниками» (Исход, 28). Более того, священнические облачения требуются и по императорскому указу, приписываемому основателю Синайского монастыря.

В Ризнице выставлено семь расшитых золотом облачений из монастырской коллекции, разделенных на две отдельные группы. В первую входят шесть священнических облачений: саккос, омофор, орарь, митра, эпигонация и епитрахиль с символическими украшениями. Они, вероятно, были созданы на Крите, где в семнадцатом и восемнадцатом веках можно было найти процветающие золотошвейные мастерские и где монастыри содержали подворья, или в Константинополе восемнадцатого века, сделанные известной ткачихой Деспуанетой. Второй включает в себя эпитафию, чтобы покрыть реликварий Святой Екатерины, созданный в Вене, городе, тесно связанном с деятельностью греческих купцов во времена Османской империи, а также в центре искусства барокко.

Сравнение поствизантийских произведений искусства с артефактами последней группы подчеркивает глубокую духовность поствизантийского искусства в отличие от искусства Реформации. Эти несколько экспонатов также отражают значение монастыря в православном мире. Непреходящее видение Библии и Византии, внушаемое паломникам этим святым пейзажем, теперь дополняется этими образцами религиозного искусства, обладающими духовной красотой и подчеркивающими великолепие богослужения. Эти роскошные произведения искусства напоминают о дорогом мире, принесенном Господу Марией, сестрой Лазаря. Месяц

Убрусская мастерская золотого шитья — Арт-калейдоскоп

« Изящное искусство вырезки из бумаги от Парта Котекара

Художник-эмаль Лариса Новикова »

Святая Троица. Искусство вышивки Убрус Мастерская золотого шитья

Мастерская золотого шитья Убрус
Истоки этого вида искусства, упомянутые в Библии и в греческой мифологии, утеряны. Ученый-текстильщик Ланто Синге утверждает, что он, вероятно, возник в Китае, и документирует ранние сохранившиеся фрагменты, возраст которых оценивается в 4500 лет. На протяжении всей истории вышивки религиозные учреждения были одними из ее величайших покровителей.
В России золотое шитье получило наибольшее развитие во второй половине XVIII – первой половине XIX веков. Затем торжокские мастера вышивали шапки, кисейные рукава, передники, пояса, сафьяны, кошельки, детали народного костюма и церковные предметы. Летом 1999 года учащиеся Церковно-золотного шитья вышили айор (покров в православном храме прямоугольной формы) для Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге. Эту дату можно считать началом работы золотошвейной мастерской «Убрус».

Крупный план. Плащаница Богородица (угловая)

За время своего существования мастера мастерской создали многое – Плащаницы, богослужебные облачения, покровы для алтаря, вышитые иконы и многое другое. Уровень их художественного и технического мастерства постоянно повышается. Изысканные вышивки выполнены на тончайшем льне и бархате шелковыми нитями в технике расщепленного стежка, а также с использованием техники кушетки изнаночной стороны для закрепления декоративных золотых и серебряных нитей.

Мастерская разрабатывает собственные дизайны и эскизы для каждого предмета. А источником вдохновения для творчества являются богатые византийские и древние церковные традиции. Мастерская содержит уникальный материал по иконописи, орнаментике и вышивке. Кроме того, постоянно пополняется коллекция книг по истории христианского искусства. Кроме того, искусные вышивальщицы сотрудничают с искусствоведами и художниками. Все это позволяет мастерам работать на высоком профессиональном уровне.

Красивое пасхальное яйцо

Выступая за возрождение религиозного искусства в его духовной полноте и первозданном великолепии, стремясь передать опыт, мастерская ежегодно осуществляет набор новых учеников в церковную школу народного шитья и золотого шитья. В результате за 4 года ученики осваивают искусство орнаментального и иконописного шитья, композиции, орнаментальной иконописи и рисунка, опираясь на знания древнерусской истории, иконописи и церковного искусства.

С первых дней студенты мотивированы на работу в мастерской. Главный принцип – работать в рамках канона и ориентироваться на традиции древнего золотого шитья. Вся работа ручная, по старинным технологиям. Такая работа требует предельной концентрации, аккуратности и внутренней дисциплины, ведь на службе будут изделия ручной вышивки.

Убрус Золотошвейная мастерская

Голубое богослужебное покрытие

Как и в средние века, крупные предметы шьют «на совете», т.е. коллективно. Это особенно важно в современном мире, где царит дух индивидуализма и конкуренции. Работа над большими вещами, такими как Плащаница, может занять до 3 лет. При участии в нем разных мастеров очень важно сохранить единство композиции, тона, характера и общего эмоционального настроя святынь будущего храма.

Участие в общем деле приносит терпение, умение слышать других, смирение и послушание, по слову Апостола: «Немощи друг друга носите, и так исполните закон Христов».

Оборотная сторона пасхального яйца

Помимо канонических принципов Мастерская учит принципу открытости: в золотошвейных мастерских Оптиной усадьбы нет «хитростей».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts