Сообщение сергии радонежском: Краткая биография Радонежского Сергия, интересное о святом для детей всех классов
Содержание
Житие и биография Сергия Радонежского самое главное кратко
- Биографии
- Сергий Радонежский
/
Сергий Радонежский –это имя знает каждый школьник, каждый взрослый человек, каждый верующий и атеист, историк и обычный крестьянин. Сергий Радонежский родился в 1314 году по одной версии, а по другой в мае 1322 года. Его мирское имя было Варфоломей. Преподобный Сергий являлся игуменом, собирателем земель русских, основателем большого количества монастырей, среди которых знаменитая Троице-Сергиева лавра в городе Сергиев Посад. Именно с именем преподобного Сергея связано возникновение российской духовной культуры, которая должна была победить татаро-монгольское иго, что и стало делом всей жизни Сергия Радонежского. Отличался способностью придавать практически любому человеку духовную силу с помощью своих наставлений.
Утверждается, что с помощью своих наставлений, Сергий Радонежский мог мирить враждующих между собой князей, уговаривал всех князей подчиняться Московскому княжеству. Именно благодаря этой деятельности удалось собрать к 1380 году сильное войско, в котором были войны почти всех княжеств, для битвы против татаро-монгол на Куликовом поле. Благодаря этой битве Сергий Радонежский стал называться одним из собирателем земель русских.
Перед Куликовской битвой князь Дмитрий Донской, как гласит легенда, приехал к Сергию Радонежскому в его обитель. Получив благословление преподобного Сергия, Великий князь Московский Дмитрий Донской отправился в путь. Когда войско практически наткнулось на войско татаро-монгол и когда русские войны увидели огромное войско Мамая к ним прискакал гонец от преподобного Сергия Радонежского с письмом, где говорилось про то, что войско должно отважно сражаться и ничего не бояться. Согласно легенде, преподобный Сергий Радонежский отправил на помощь великокняжеской дружине двух монахов, которые были опытны в военном деле, Пересвета и Ослябю. После битвы и победы русских войск в ней авторитет преподобного Сергия вырос еще больше.
В 1382 году во время нашествия Тохтамыша покинул монастырь и отправился под защиту тверского князя. Согласно легендам жизнь Сергий Радонежского сопровождалась многочисленными чудесами среди которых были многочисленные видения, помощь больным и их дальнейшие выздоровление. Сергий Радонежский желал быть погребен за пределами церкви вместе с другими монахами, но по просьбе монахов и с разрешения митрополита Каприана было получено разрешение на погребение в церкви. По одной из версии такое желание монахов было вызвано тем, что они хотели увековечить память о своем наставнике.
Сергий Радонежский, без сомнения, вошел в историю России. Он почитается христианами как покровитель учащихся, он являлся одним из самых умнейших и мудрейших человеком своего времени, человеком, чьи наставления помогли начать объединение Руси и освободить Русь от татаро-монгольского гнета, от издевательств и уплаты дани. Как гласит легенда, в детстве Сергий увидел под дубом старца, который усердно молился, после того, как старец закончил молится Сергий спросил его будет ли он грамотным человеком на что старец ответил, что Сергий будет умнее своих братьев и сверстников.
Так и произошло. Без сомнения, те успехи, которых достиг преподобный Сергий Радонежский были бы невозможны без усердной работы над собой и на благо Родины, без всей самоотдачи, без молитв за родную землю. Сергий Радонежский мог находить общий язык со всеми князьями, мог убеждать их в необходимости объединения для борьбы с единым врагом и для защиты православия и независимости Руси. Сергий Радонежский навсегда записал свое имя в историю России.
4 класс для детей
Многим знакомо имя Сергия Радонежского, игумена, чудотворца, основателя великолепной Троице-Сергиевой лавры в г. Сергиев Посад. За свои достижения он был причислен к лику святых, но когда именно, точно не известно. По одним данным в 1448 г. по решению Великого князя, по другим – в 1452 г. Многое в биографии Сергия неоднозначно. К примеру, день и место рождения иеромонаха. Принято считать, что это 3 мая 1314 г. в селе Варницы, Ростовская область, но не все историки согласны с этим.
Еще в детстве Варфоломей (именно такое имя носил Сергий в миру) изучил Писание, заинтересовался церковной жизнью и начал поститься. Около 1328 г. он с родителями, братьями Петром и Стефаном переезжает в г.Радонеж. Смерть родителей сильно повлияла на Стефана и Варфоломея, и они ушли жить в дикие места, не населенные людьми. Здесь на холме Маковец ими был заложен храм, посвященный Троице. Около 1337 г. 7 октября Варфоломей постригся в монахи под именем Сергий. Год от года количество людей, ставших его учениками, росло, а на месте небольшой церкви сформировалась обитель. Епископ Афанасий посвятил Сергия в сан игумена и пресвитера обители. Новый игумен изменил порядок жизни в обители: запретил просить подаяние, ввел в монастыре форму совместного проживания монахов — общежитие, требовал, чтобы иноки жили своим трудом. Жизнь была сложной, часто голодали.
Преподобный также основал несколько монастырей. За свою долгую жизнь (по мнению ученых, Сергий прожил 70 или 78 лет) он совершил множество чудес, даже воскресил человека, стал очень почитаем Великими князьями и боярами. Митрополит Алексей хотел, чтобы Сергий стал митрополитом после него, но Сергий отказался. Перед Куликовской битвой преподобный Сергий Радонежский виделся с князем Дмитрием Донским и благословил его, а также иноков Троице-Сергиевой лавры Пересвета и Ослябю, которые будучи с миру опытными воинами решили сражаться за родину, несмотря на официальный запрет участвовать в бою под угрозой отлучения от Церкви.
Дни памяти святого Сергия Радонежского верующие празднуют 25 сентября (великий иеромонах скончался 25 сентября 1392 г.) и 8 июля (мощи святого были обретены 8 июля 1422 г.). В нашей стране и за рубежом ему посвящено более 780 храмов. Перед его иконой люди просят о даровании сил в решении сложных ситуаций, выздоровлении.
4 класс для детей
Интересные факты и даты из жизни
Другие:
← Колумб Христофор↑ БиографииГриг Эдвард →
Популярные люди
- Мор Томаса
Известный английский гуманист, выдающийся писатель и великий государственный деятель родился в 1478 году в семье судьи Джона Мора, который был известным юристом того времени, прославившимся в народе своей неподкупностью.
- Бруно Джордано
В 1548 году в местечке Нола на свет появился мальчик. Семья, где увидел свет наследник, была военная. Малыша нарекли Филиппо. Наступил 1559 год. Наследнику исполнилось 11 лет. Его родители переехали в Неаполь, где юный Филиппо приступил к учению.
- Кромвель Оливер
Дата рождения Оливера Кромвеля 25 апреля, графство Хантингдон. Его семья была бедной и владела землёй. Во время Генриха 7, разбогатела путём конфискации земли у церквей и монастырей. Первоначальное образование было получено в Хантингдоне,
- Перро Шарль
Шарль Перро – французский поэт и критик эпохи классицизма (стиль и направление европейской культуры семнадцатого – восемнадцатого веков). Шарль Перро – родился 12 января 1628г, стал выходцем из семьи Пьера Перро и Пакетт Леклерк.
- Горбачев Михаил Сергеевич
Писать о таком великом человеке очень интересно, так как Михаил Сергеевич является один из тех руководителей государства, который взбудоражил народ и сделал многое для страны. Детские и юношеские годы прошли в Ставропольском крае.
- Чернышевский Николая
Выдающийся русский мыслитель, философ, публицист Николай Гаврилович Чернышевский родился 12 июля (24-го по старому стилю) 1828 года в городе Саратове. Отец Николая Гавриловича был протоиереем местного Александро- Невского собора, был человеком набожным
его жизнь и подвиги, кратко и лаконично. Чем знаменит Сергей Радонежский?
Автор: Антон Поташев
Краткое содержание статьи:
- Сергей Радонежский: краткая биография:
- Несколько интересных фактов
- Житие Сергея Радонежского
- Где сейчас мощи Святого?
- Сергей Радонежский и живопись
- Видео о Святом Чудотворце
Не каждому известно кто такой Сергей Радонежский, его жизнь и подвиги. Кратко узнать об этом помогут древние летописи. Согласно им, великий чудотворец родился в начале мая 1314. Известно и когда он умер – 25 сентября 1392 года. Узнать о том, чем знаменит Сергей Радонежский можно, изучив его биографию.
Сергей Радонежский: краткая биография:
Согласно древним летописям чудотворец стал основателем нескольких монастырей. По сей день известно одно наиболее знаменитое его создание, Свято-Троицкий монастырь, расположенный под Москвой.
Сергей Радонежский, или как его звали ранее Варфоломей, отставал в изучении наук от своих сверстников. Ему более близка была тема Священного писания. В возрасте четырнадцати лет он и его семья переехали жить в Радонеж. Там он основал первую церковь, названную Троице-Сергиевым монастырем.
Спустя несколько лет чудотворец принимает решение стать игуменом. С тех пор, ему было присвоено новое имя – Сергей. После этого он стал уважаемым человеком среди народа. К нему приходили для того, чтобы он благословил перед битвой и помог в примирении.
Кроме Троице-Сергиева он создал еще более пяти храмов. Умер Сергей Радонежский 25 сентября 1392 года. До сих пор православные люди отмечают эту дату, как день памяти великому чудотворцу.
Несколько интересных фактов
Известно несколько интересных фактов о Сергее Радонежском:
- Будучи беременной мать чудотворца отправилась в храм. Во время молитвы, её ребенок в утробе прокричал трижды. С каждым разом громкость плача увеличивалась;
- Согласно источникам, Сергей Радонежский помогал монахам. Они были вынуждены ходить за водой на дальние расстояния. Преподобный отыскал несколько капель, оставшихся от дождя, и произнес над ними молитву. Через некоторое время появился источник воды;
- Чудотворец помогал и обычному народу. Местный житель обратился к нему с просьбой спасти больного сына. Мальчик скончался, после того, как его принесли к Сергею Радонежскому. Но пока его отец ходил за гробом, тот невероятным образом ожил;
- Преподобный безотказно помогал каждому человеку, нуждающемуся в его поддержке. Известно, что он исцелил бесноватого вельможу, лечил больных от бессонницы и слепоты;
- Чудотворец оказывал помощь в примирении и спасении от долгов.
По этому поводу в 2014 году дал интервью патриарх Кирилл. По его словам, Сергей Радонежский обладал необычайными способностями. Он мог влиять на законы природы и приближать человека к Богу. Историк Ключевский заявил, что чудотворец был способен поднять дух народа.
Житие Сергея Радонежского
Спустя 50 лет после смерти основателя успешных храмов, было написано житие. Повесть о великом чудотворце была написана его учеником Епифанием Премудрым. Она вызвала интерес у народа, и спустя несколько лет она получила статус ценного источника Московской Руси.
Первое житие было написано, исходя из собственных сочинений Епифания. Ученик был весьма развитым и образованным. По изданию несложно догадаться, что он любил путешествовать и посещал такие места, как Иерусалим и Константинополь. Он был вынужден несколько лет прожить со своим наставникам. Сергей Радонежский выделял своего ученика за необычный склад ума.
К 1380 году Епифаний уже стал опытным летописцем, отлично владеющим грамотой.
После смерти чудотворца, ученик стал писать интересные факты о нем и доносить их до людей. Делал это он по нескольким причинам. Прежде всего, он уважал труд своего наставника. Ему было обидно, что спустя столько лет после его смерти о нем не было издано ни одной повести. Инициативу о написании жития Епифаний взял на себя.
Также мудрый ученик считал, что его рассказы помогут донести до людей ценность жизни, научиться верить в себя и справляться с трудностями.
Где сейчас мощи Святого?
Спустя 30 лет после смерти Сергея Радонежского, а именно, в 1422 году были обретены его мощи. Это событие происходило под руководством Пахомия Лагофета. По его славам, несмотря на такой продолжительный срок, тело чудотворца сохранилось целым и светлым. В нетронутом состоянии осталась даже его одежда. Его мощи перемещались всего два раза, с целью сохранения их и спасения от пожара.
Впервые это произошло в 1709 году, а после повторилось в 1746 году. Третий, последний раз мощи были перевезены в 1812 году во время войны с Наполеоном.
Повторное вскрытие могилы произошло в 1919 году, по приказу советского правительства. Это совершалось при присутствии государственной комиссии. По словам Павла Флоренского, человека при котором происходило вскрытие, голову Сергея Радонежского отделили от тела и заменили головой, принадлежавшей князю Трубецкому.
Мощи чудотворца стали экспонатом для музея и располагаются в Троице-Сергиевой лавре.
Сергей Радонежский и живопись
Во времена жизни Сергея Радонежского, и в течение нескольких веков после его смерти был введен запрет на художественное искусство. Оно могло быть передано народу только в виде икон. Впервые русская живопись появилась лишь в 18 веке.
Изобразить образ чудотворца удалось художнику Нестерову. В 1889 году он завершил свою картину под названием «Пустырник». Сергей Радонежский был кумиром для художника с самых ранних лет. Святого почитали его близкие, для них он был образом чистоты и непорочности. Взрослый Нестеров создал цикл картин, посвященных великому чудотворцу.
Благодаря картинам, житиям и летописям каждый современный человек может узнать о том, кем был Сергей Радонежский, его жизнь и подвиги. Кратко изучить его жизнь невозможно. Он был абсолютно уникальным человеком, имеющим чистую душу, искренность и бескорыстность, направленную на помощь другим людям.
По сей день народ посещает храмы, молится перед иконой Сергея Радонежского и его мощами. Каждый человек искренне верит, что он поможет и им разрешить сложную ситуацию в жизни.
Видео о Святом Чудотворце
В этом ролике отцом Михаилом будет рассказано о жизни и подвигах Сергея Радонежского:
Преподобный Сергий Радонежский, или Как обрести божественное подобие в нашем современном мире
У каждого верующего время от времени возникает мысль: возможно ли вообще обрести это божественное подобие в нашем современном мире? Чтение жития преподобного Сергия убеждает всех, что он действительно был великим человеком. Он был счастливым человеком. Преподобный Сергий никогда не жаловался, даже в самых тяжелых жизненных обстоятельствах, ни когда жил уединенно и начал строить сию святую обитель, ни когда, будучи непонятым братией, вынужден был оставить эту обитель и был как бы , изгнанный из среды своих братьев; ни в те времена, когда великие опасности окружают и Церковь, и страну.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл | 08 октября 2011 г.
Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в день памяти преподобного Сергия Радонежского.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня торжественно празднуем имя преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, Чудотворца. Преподобный Сергий – великий пример для всех нас, для Церкви, для нашего народа. Он есть пример того, как божественные заповеди могут пребывать в человеческой личности, как человек, охваченный немощью и болезнью, привязанный к физическим условиям мира сего, может обрести уподобление ангелам.
Каждый верующий человек время от времени сталкивается с такой мыслью: Возможно ли вообще получить это божественное подобие в нашем современном мире? Чтение жития преподобного Сергия убеждает всех, что он действительно был великим человеком. Он был счастливым человеком. Преподобный Сергий никогда не жаловался, даже в самых тяжелых жизненных обстоятельствах, ни когда жил уединенно и начал строить сию святую обитель, ни когда, будучи непонятым братией, вынужден был оставить эту обитель и был как бы , изгнанный из среды своих братьев; ни в те времена, когда великие опасности окружают и Церковь, и страну. Нигде не написано, что святой был чем-то опечален, что он пришел в ярость или огорчился, пытаясь воздействовать на что-то посредством человеческой силы. Его Житие показывает нам мудрого, духовно сильного и прекрасного человека, поистине великий пример для нас.
Как нам лучше понять такую загадочную жизнь? С чего же нам начать и как поддерживать такой образ жизни? Весьма замечательны тексты Священного Писания, которые мы читаем в связи с памятью святых отцов. Все мы хорошо знаем слова Евангелия от Матфея, которые были провозглашены вчера вечером за утреней: «Придите и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». И что еще? «И вы найдете покой душам вашим». (Мф. 11:28-29)
Господь связывает смирение и кротость с внутренним миром, а такой мир, конечно, синоним человеческого благополучия. Человек может быть богатым, ученым, могущественным, он может быть иерархом, священником или служителем — кем угодно. Но если у него нет внутреннего покоя, у него нет благополучия. Современная жизнь дает нам много удивительных примеров того, как люди могут достичь больших высот в политической жизни, могут стать очень богатыми, чрезвычайно богатыми, но не могут найти этого покоя. Почему это? Это потому, что мы живем в мире, где существует грех, поэтому в человеческом сердце преобладают различные чувства к другим.
Например, всем нам знакомо чувство зависти, которое лишает человека покоя. Завистник ищет способ наказать того, кто возбуждает его зависть, чтобы лишить его имущества, денег, семейного счастья или почета среди друзей. Активность этого стремления требует действия: надо установить какой-то план. Возможно, придется взять с собой заговорщиков, организовать целую стратегию нападения. Но где же тогда мир? Есть только муки и горе! Но если что-то пойдет не так, такие люди грызут себе руки, вытирая злые слезы.
А иногда бывает, что человек не совсем завидует, а просто ему неприятна чужая жизнь. Ему кажется, что он в чем-то лучше него справляется. Вновь начинается борьба, переходящая от тайных интриг к открытым делам.
С другой стороны, если рассматривать обычный человеческий конфликт, то бывает, что кто-то оскорбил нас, сказал о нас плохо, выразил с нами несогласие или даже вел против нас какую-то борьбу. Что мы обычно делаем? Мы концентрируем силы на том, чтобы нанести удар такому человеку, чтобы ослабить угрозу, которую он представляет для нашей деятельности. Мы потворствуем, теряя всякий покой. Мы ищем людей, которые присоединятся к нам в нашем деле. Иногда это делается публично, а в наше время мы используем методы массовой информации для объявления своей позиции, вступая в драки и конфликты.
Но всего этого мы не должны делать, если хотим быть счастливыми. Если мы хотим иметь мир, мы должны научиться оставлять наших противников и врагов на суд Божий. Если мы чувствуем свою правоту, то прежде всего должны мы в опасных обстоятельствах жизни наиболее заботиться, чтобы убедиться, что только Бог есть последовательный судья. Он видит до глубины человеческого духа, и если тот или иной человек действительно станет нашим врагом, а мы этого не хотим и не даем ему никакого повода, то нам нужно будет усердно молиться за этого человека. , прося, чтобы свершился суд Божий, а не человеческий.
Суд Божий настигает злоумышленников так быстро, что мы даже представить себе не можем. А если есть промедление, то это для нашего спасения, для нашего смирения, для нашего терпения. Самое главное для нас – не отступать. «Если кто впадет в какой-нибудь грех, вы, духовные, исправите его в духе кротости». (Гал. 6:1). Эти слова мы только что слышали из послания св. апостола Павла к галатам.
И, наконец, обратимся к сегодняшнему евангельскому чтению: «Блаженны нищие духом». (Луки 6:20) Это относится к тем, кто руководствуется не своим эгоизмом, а силой Божьей; те, кто заменяет свое собственное «я» Богом, так что Бог стоит в центре их жизни. «Блаженны кроткие. Блаженны плачущие. (Матф. 5:4-5, Лк. 6:21) Но нигде не написано, что блажен тот, кто умеет защищаться, умеет наносить твердые удары, умеет проложить себе путь к благополучному жизнь.
Кротость и смирение – великая сила, которая не только помогает направить мир по закону Божию, но и помогает человеку обрести мир, а с этим миром и здоровье. От чего сегодня люди страдают больше всего на свете? От стресса и от нервных расстройств. Но если мы рассмотрим источник этих стрессов (не надо будет ходить ни к какому психотерапевту), то увидим, что причина всех их — человеческий грех, так что если бы не было греха, не было бы и болезни. Современный мир, сегодняшнее человеческое общество наглядно демонстрирует нам эту связь — среди болезней мы также поражены грехом.
Преподобный Сергий смотрит на нас сегодня со своих икон, сквозь глубь веков, своим кротким ликом и как бы стремится показать нам, как мы должны жить. Видите, мы приходим к его Лавре, мы поклоняемся его мощам. Мы чувствуем помощь, которая исходит от святого. Посему и мы уповаем на ту жизнь, которую он прожил, побеждая врагов, смиряя гордых и завистников, укрепляя сильных мира сего и становясь по кротости и смирению великим духовным вождем нашего народа — не только для поколения, которое отделено от нас четырнадцатью веками, но и для поколения двадцать первого века, которое сделалось беспокойным от греха.
Церковь – это община, исцеляющая людей по примеру Христа. Святые угодники Божии являются образцами этого здоровья, которое всегда прославляет человека победой над собственным беспокойным духом. И да поможет нам Господь, ибо мы, взирая на кроткие лица угодников Божиих, познали великую и вечную истину: «Придите ко мне и научитесь от меня, ибо я кроток и смирен сердцем, и вы найдете покой душам вашим». (Мф. 11:29)
Аминь.
Перевод с русского Джереми Бура
Поскольку вы здесь…
…у нас есть небольшая просьба. Сайт «Православие и мир» посещает все больше людей.
Однако ресурсов для редакционных работ недостаточно.
В отличие от некоторых СМИ, мы не делаем платной подписки.
Мы глубоко убеждены, что проповедовать Христа за деньги неправильно.
При этом «Правмир» предоставляет ежедневные статьи автономной службы новостей,
еженедельная стенгазета для церквей, лектория, фото, видео, хостинг и сервера.
Редакторы и переводчики работают вместе для достижения одной цели: сделать возможными наши четыре веб-сайта —
Правмир.ру, Неинвалид.ру, Матроны.ру и Правмир.ком. Поэтому наша просьба о помощи понятна.
Например, 5 евро в месяц это много или мало?
Чашка кофе?
Для семейного бюджета это не так уж и много, но для «Правмира» значительная сумма.
Если бы каждый, кто читает «Правмир», мог бы жертвовать по 5 евро в месяц,
они в значительной степени способствовали бы нашей способности распространять слово Христа,
Православие, цель жизни, семья и общество.
Пожертвовать
Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского
Тропарь и кондак
Обретение преподобных мощей преподобного Сергия Радонежского: Мощи преподобного Сергия (память 25 сентября) были обретены 5 июля 1422 года, когда преподобный Никон (память 17 ноября) был игуменом. В 1408 году, когда Москва и ее окрестности были захвачены татарской ордой Едигея, Троицкий монастырь был разорен и сожжен, а иноки во главе со святителем Никоном укрылись в лесах. Спасли иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью преподобного Сергия.
В видении накануне татарского нашествия преподобный Сергий возвестил своему ученику и преемнику о грядущих скорбях. Он также сказал, что досада не продлится долго, но что монастырь, возникший из пепла, будет процветать и расти еще больше. Об этом писал митрополит Филарет в «Житии преподобного Сергия»: «Как надлежало Христу пострадать, и крестом и смертью войти в славу Воскресения, так надлежит и всякому, кто будет благословлен Христом от долготы дни в славе, чтобы быть испытанными своим крестом и смертью». Пройдя свое огненное очищение, обитель Живоначальной Троицы воскресла на долгие дни, и сам преподобный Сергий воскрес, дабы святые мощи его пребывали в ней во веки веков.
Перед началом строительства нового храма Живоначальной Троицы на месте прежнего деревянного (освященного 25 сентября 1412 г.) преподобный Сергий явился одному благочестивому мирянину и велел сообщить игумену и братии: «Что же вы так долго оставляете меня во гробе, засыпанного землей и в воде, сковывая мое тело?» При строительстве собора, когда рыли рвы под фундамент, были обнаружены и подняты нетленные мощи преподобного Сергия. Все были поражены тем, что не только его тело, но и одежда остались целыми, хотя вокруг могилы была вода. Среди большого стечения богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, звенигородского князя Юрия Димитриевича († 1425), святые мощи были сняты с земли и временно помещены в деревянную Троицкую церковь. (на этом месте сейчас стоит церковь Сошествия Святого Духа). При освящении каменного Троицкого собора в 1426 году мощи были перенесены в него, где и остаются.
Все нити духовной жизни Русской Церкви сходятся к великому угоднику и чудотворцу Радонежскому, и по всей Православной Руси расходятся вовне от основанного им Троицкого монастыря благодатные животворящие токи.
Наречение храма Святой Троицы на Русской земле началось со святой равноапостольной Ольги (память 11 июля), построившей первый Троицкий храм в Пскове. Впоследствии подобные храмы были построены в Великом Новгороде и других городах.
Весьма значителен духовный вклад преподобного Сергия в преподавание богословия Святой Троицы. Преподобный имел глубокое проникновение в сокровенные тайны богословия «духовными очами» подвижника, в молитвенном восхождении к Триипостасному (т. сходство.
«Сонаследниками совершенного света и созерцания Пресвятой и Вседержавной Троицы, — объяснял святой Григорий Богослов, — являются те, которые в совершенстве Духа совершенно соединяются». Преподобный Сергий на личном опыте познал тайну Живоначальной Троицы, так как в своей жизни он соединился с Богом, стал причастником самой жизни Божественной Троицы, т. е. достиг всего, что возможно на земле. в меру «обожения» («обожения»), становления «причастником Божеского естества» (2 Пет. 1:4). «Если человек любит Меня, — говорит Господь, — он будет соблюдать Мои слова; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоанна 14:23).
Авва Сергий, во всем соблюдая заповеди Христовы, принадлежит к чину святых святых, в душах которых «поселилась» Святая Троица. Он сотворил из себя «обитель Святой Троицы», а всех, с кем общался преподобный Сергий, возвысил и привел в общение со Святой Троицей.
Радонежский подвижник с учениками и сподвижниками обогатил Русскую и Вселенскую Церковь новым знанием и видением Животворящей Троицы, Начала и Источника жизни, явившейся миру и человечеству в « Соборность» Церкви, с братским единством и жертвенной искупительной любовью ее пастырей и чад.
В духовно-символическом собирании Руси в единстве и любви историческим усилием народа стал храм Живоначальной Троицы, построенный преподобным Сергием, «чтобы постоянным вниманием к Ней был побежден страх перед ненавистный раздор этого мира».
Почитание Святой Троицы в формах, созданных и завещанных святым игуменом Сергием Радонежским, стало одной из самых глубоких и самобытных черт русской церковности. У преподобного Сергия в Живоначальной Троице положено не только святое совершенство вечной жизни, но и образец человеческой жизни, духовный идеал, к которому человечество должно стремиться, ибо в Троице как «Нераздельной» ( греческое «Адиайретос»), осуждается раздор и благословляется «Соборность», а в Троице как «Неразлучной» («Ахористос» — по IV Вселенскому Собору в Халкидоне в 451 году) осуждается принуждение и благословенная свобода. В учении преподобного Сергия о Пресвятой Троице русский народ глубоко почувствовал свое кафолическое и вселенское призвание и, понимая вселенское значение праздника, украсил его всем разнообразием и богатством древнего народного обычая и народной поэзии. . Весь духовный опыт и духовные искания Русской Церкви воплотились в богослужебном творчестве Праздника Святой Троицы, тринитарных церковных обрядах, иконах Святой Троицы, храмах и монастырях этого имени.
Богословское прозрение преподобного Сергия в преображении передано чудотворной иконой Живоначальной Троицы, написанной святителем Андреем Радонежским, прозванным Рублевым (память 4 июля), инока-иконописца, жившего в Троице-Сергиевом монастыре, и написана по благословению святителя Никона в похвальную память святого аввы Сергия. (На Стоглавом соборе 1551 года эта икона была утверждена как надлежащий образец для всех последующих церковных иконографических изображений Пресвятой Троицы).
«Ненавистная рознь», ссоры и смуты мирской жизни преодолевались иноческим общежительным житием, насажденным преподобным Сергием по всей Руси. Не было бы у людей разделений, ссор и войн, если бы человеческая природа, созданная Троицей по образу Божественного Триединства, не была искажена и повреждена первородным грехом. Преодолевая своим сораспятием со Спасителем грех единичности и разделения, отвергая «свое» и «себя», и, согласно учению святителя Василия Великого, общежительные иноки восстанавливают Первосотворенное единство. и святость человеческой природы. Монастырь преподобного Сергия стал для Русской Церкви образцом обновления и возрождения. В нем сформировались святые монахи, несущие в себе черты истинного пути Христова в отдаленные края. Во всех своих делах и поступках преподобный Сергий и его ученики придавали жизни церковный характер, подавая людям живой пример ее возможности. Не для отречения от земли, а для преображения ее возвещали они восхождение и сами возносились к Небесному.
Школа преподобного Сергия через монастыри, основанные им, его учениками и учениками его учеников, обнимает все просторы Русской земли и пронизывает всю отдаленнейшую историю Русской Церкви. Четвертая часть всех русских монастырей, твердынь веры, благочестия и просвещения, была основана аввой Сергием или его учениками. «Игуменом земли русской» называли в народе основателя Обители Живоначальной Троицы. Преподобные Никон и Михей Радонежские, Сильвестр Обнорский, Стефан Махрищский и Авраам Чухломский, Афанасий Серпуховский и Никет Боровский, Феодор Симонов и Ферапон Монжский (память 27 мая), Андроник Московский и Савва Сторожевский, Димитрий Прилуки и Кирилл Белозерский — все они были учениками и собеседниками «чудного старца» Сергия. С ним в духовной близости были связаны святители Алексий и Киприан — митрополиты Московские, Дионисий, архиепископ Суздальский, и Стефан, епископ Пермский. Константинопольские патриархи Каллист и Филофей писали ему письма и благословляли. Через преподобных Никиту и Пафнутия Боровских прослеживается духовное наследие к преподобному Иосифу Волоколамскому и другим его ученикам, а через Кирилла Белозерского к Нилу Сорскому, к Герману, Савватию и Зосиме Соловецким.
Церковь почитает также учеников и сподвижников преподобного Сергия, память которых специально не отмечена в Месяцесловных списках святых под своим личным днем. Мы помним, что первым к преподобному Сергию в Маковец прибыл старец Василий Тощий («Сухой»), прозванный так за несравненный пост. Вторым был монах Якута, то есть Яков (Иаков), из простого крестьянского рода, безропотно проведший долгие годы в монастыре по каторжным и трудным послушаниям.
Среди других учеников преподобного Сергия были его земляки из Радонежа диакон Онисим и сын его Елисей. Когда собралось двенадцать иноков и устроенные кельи были огорожены высокой оградой, авва назначил привратником диакона Онисима, так как его келья находилась дальше всего от входа в монастырь. Под покровительственной тенью Свято-Троицкого монастыря провел свои последние годы игумен Митрофан. Именно он постриг преподобного Сергия в ангельскую схиму и руководил им в иноческих подвигах. Могила блаженного старца Митрофана стала первой на монастырском кладбище.
В 1357 году в монастырь из Смоленска прибыл архимандрит Симон. Он оставил свое почтенное положение настоятеля одного из смоленских монастырей, чтобы стать простым послушником богоносного Радонежского игумена. В награду за его великое смирение Господь даровал ему приобщиться к чудесному видению преподобного Сергия о будущем умножении его монашеской паствы. По благословению аввы блаженный старец Исаак Молчаливый принял на себя подвиг молитвенного безмолвия; его молчание было поучительнее любых слов для монахов и тех, кто находился снаружи. Только один раз после года молчания преподобный Исаак отверз уста свои, чтобы засвидетельствовать, как он видел, как Ангел Божий служил вместе с преподобным Сергием в алтаре во время Божественной литургии.
Очевидцем благодати Святого Духа, содействовавшей преподобному Сергию, был и экклезиарх Симон, видевший некогда, как небесный огонь нисходил на Святые Тайны и что угодник Божий «причащал огонь не сгорая». Старец Епифаний (+ 1420) был несколько позже, при игумене Никоне, священником Сергиевской паствы. Церковь называет его Епифанием Мудрым за глубокую ученость и большие духовные таланты. Он известен как составитель Жития преподобного Сергия и сподвижника его преподобного Стефана Пермского в панегирике им; он написал также «Слово о жизни и преставлении великого князя Димитрия Донского». Житие преподобного Сергия, составленное Епифанием через 26 лет после кончины преподобного, т. е. в 1418 году, было впоследствии переработано агиографом Пахомием Сербом, прозванным Логофетом, пришедшим с Афона.
К преподобному Сергию, как к неисчерпаемому источнику духовной молитвы и благодати Господней, во все времена приходили с поклонением тысячи людей — для назидания и для молитв, для помощи и для исцеления. И каждого из прибегающих с верой к его чудотворным мощам исцеляет и обновляет, наполняет силой и верой, преображает и направляет вверх своей светоносной духовностью.
Но не только духовные дарования и благодатные исцеления даровались всем, с верою приближающимся к мощам преподобного Сергия; Бог также дал ему благодать защищать Русскую землю от врагов. Преподобный по молитвам своим был с войском Димитрия Донского в битве на Куликовом поле, — он даже благословил своих иноков, Александра Пересвета и Андрея Осляба, на службу в войске. Он подсказал Ивану Грозному, где строить крепость Свияжск, и помог в победе над Казанью. Во время польского нашествия преподобный Сергий явился во сне нижегородцу Косьме Минину, повелев ему собрать средства и снарядить войско для освобождения Москвы и Русского царства. И когда в 1612 году после молебна Святой Троице ополчение Минина и Пожарского двинулось к Москве, благодатный ветерок развевал православные штандарты, «как бы из гроба самого чудотворца Сергия».
К периоду Смутного времени и польского нашествия относится героическое «Троицкое сидение», когда многие иноки по благословению игумена святого Дионисия повторили ратный подвиг Сергиевских учеников Пересвета и Осляба. Полтора года, с 23 сентября 1608 г. по 12 января 1610 г., поляки осаждали монастырь Живоначальной Троицы, надеясь разграбить и разрушить этот священный оплот Православия. Но по заступничеству Пресвятой Богородицы и по молитвам преподобного Сергия «с великим посрамлением» бежали они наконец от стен обители, преследуемые гневом Божиим, и вскоре даже их предводитель Лисовский жестоко погиб на в самый день памяти преподобного Сергия, 25 сентября 1617 года. В 1618 году сын польского короля Владислав подошел к стенам Свято-Троицкого монастыря. Но будучи бессильным против благодати Господа, охранявшей монастырь, он вынужден был заключить мир с Россией в монастырском селе Деулино. После этого была построена церковь во имя преподобного Сергия.
В 1619 году Патриарх Иерусалимский Феофан посетил Лавру во время своего путешествия в Россию. Особенно желал он видеть тех иноков, которые во время военной опасности осмеливались надевать кольчугу поверх монашеского одеяния и с оружием в руках подниматься на стены святой обители, отгоняя врага. Святой Дионисий игумен (память 12 мая), говоря о защите, представил патриарху более двадцати монахов.
Первым из них был Афанасий (Ощерин), очень в годах и с пожелтевшей сединой старца. Патриарх спросил его: «Ты ходил на войну и руководил солдатами?» Старец ответил: «Да, святой Владыка, кровавые слезы заставили».
«Что подобает монаху, молитвенное уединение или воинские подвиги перед народом?»
Низко поклонившись, святой Афанасий ответил: «Всему делу и каждому делу свое время. Вот у меня на голове латинская подпись, от оружия. В моем теле еще шесть мемориалов свинца. Сидя в келье на молитве, мог ли я найти такие побуждения к стенаниям и воздыханиям? Все это я делал не в свое удовольствие, а ради благословения посланного нам служения Божия». Тронутый мудрым ответом смиренного монаха, Патриарх благословил и обнял его. Он благословил и других воинов-монахов и выразил свое восхищение всей братии Сергиевой Лавры.
Дело обители, в это тяжкое для всего народа Смутное время, записано экономом Авраамом (Палицыным) в «Сводке о событиях Смутного времени», а также экономом Симоном Азарем в двух житийных сборниках: «Книга чудес преподобного Сергия» и «Житие преподобного Дионисия Радонежского». В 1650 году Симеон Шаховский написал акафист преподобному Сергию, как «доблестному воеводе» Русской земли, в память избавления Троицкого монастыря от вражеской осады. Есть еще один акафист преподобному Сергию, составленный в XVIII в., автором которого считается митрополит Московский Платон (Левшин), преставившийся в 1812 г.
В более поздние времена монастырь продолжал оставаться неугасимым светочем духовной жизни и церковного просвещения. Из ее братии один за другим избирались для служения многие прославленные иерархи Русской Церкви.