Древние индейцы верили в невидимого и верховного бога создателя всего: Во что верят индейцы • Arzamas

Разное

Во что верят индейцы • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсМифы Южной АмерикиЛекцииМатериалы

Историк Дмитрий Беляев о том, что представляла собой мифология Южной и Центральной Америки в целом, пока туда не пришли европейцы

Записала Татьяна Зарубина

О мифологии индейцев как о едином комплексе верований можно говорить c определенной долей приближения. Индейцы происходят от нескольких групп мигрантов, попавших в Новый Свет в конце плейстоценовой эпохи, около

14–16 тысяч лет назад. Пришедшие в Америку люди уже обладали некоторыми представлениями о сверхъестественном и приспособили к местным условиям существовавшие у них мифы и рассказы. В результате у этих групп оказались общие мифологические сюжеты и мотивы. Но что касается представлений о том, как создан мир и как выглядят божества, тут никакого единства нет, более того, есть мифологии, где вообще нет никаких божеств, а есть только духи.  15 тысяч лет назад развитой религии у людей еще не было, она появляется позже. До прихода испанцев что-то похожее на пантеон, определенная божественная иерархия успела сложиться только в так называемых высоких цивилизациях: в Мезоамерике (это нынешняя Мексика, Гватемала, Белиз и еще немного стран Центральной Америки) и в Центральных Андах (в основном в Перу и Боливии). Пожалуй, самые богатые данные дошли из Мезоамерики, поскольку здесь сохранилась обширная традиция, связанная с письменными культурами и развитыми «жреческими мифологиями».


Сакральное знание


Одна из самых важных черт, которая объединяет всех американских индейцев, — это тесная связь мифологии с сакральным и ритуальным знанием, контроль за которым (а соответственно, и за мифами) в Новом Свете играет очень важную роль. Источников власти может быть много: это и контроль за экономикой, ресурсами или населением, и военные функции, но у индейцев одним из главных источников власти был контроль за сверхъестественной сферой.


В высоких цивилизациях интеллектуальная элита, связанная с хранением сакрального знания, оказывала влияние на формирование и распространение мифологических сюжетов. В Мезоамерике возникает еще и письменность — новый способ фиксации мифологии и контроля за ней. В несколько менее развитых обществах, в которых существовала иерархия, наследственные вожди и централизованное принятие решений, идеология верховной власти тоже оказала свое влияние на мифологию. Но была и масса обществ, оставшихся на уровне независимых общин: ранние земледельцы, охотники и собиратели. Они никаких сложных мифологий не создавали.


Божества


У индейцев есть разные категории сверхъестественных существ. Самых могущественных из них принято называть божествами, но это совсем не те божества, к которым мы привыкли в Старом Свете, потому что представление о сверхъестественном у индейцев организовано по-другому. Индейские божества могут быть антропоморфными, зооморфными или орнитоморфными.  


Составить общий пантеон для индейских обществ невозможно: в разных культурных и политических ситуациях одно и то же существо может считаться более или менее сильным, где-то есть местные божества-покровители; в каком-нибудь городе два божества могут слиться в одного персонажа.



Бог Тлалок. Рисунок из кодекса Лауда. XVI век © Bodleian Library, Oxford

Во всех индейских мифологиях одним из самых важных является божество, которое отвечает за дождь и за грозу. Скажем, в Теотиуакане в VI веке нашей эры таким божеством был Тлалок, божество дождя (на самом деле мы не знаем его названия, но так называлось похожее на него божество в XVI веке). Это не совсем верховное божество — точнее говорить о нем как о божестве, ассоциирующимся с верховной властью, потому что оно чаще всего представлено в искусстве, связанном с презентацией власти: теотиуаканский правитель изображался с атрибутами Тлалока, иногда он надевал на себя его маску и одеяния.


У ацтеков в XV–XVI веках, перед самой конкистой, был бог Уицилопочтли, «Колибри-левша». Считалось, что именно он привел этот народ с легендарной прародины. У них на вершине пирамиды стояло два храма: один — Уицилопочтли, а второй — Тлалока. И сказать, с каким именно божеством прежде всего ассоциировалась у них верховная власть, очень сложно. А у майя очень важную роль играло божество, которое испанцы зафиксировали под именем Ицамна, с двумя ипостасями — птичьей и человечьей. Оно считалось покровителем царской власти, было связано с письмом, календарем и мудростью. В то же время первым царем у майя считался бог кукурузы, и поэтому цари, когда восходили на престол, уподобляли себя богу кукурузы. 


Первые люди


В американских мифологиях существует много разных версий происхождения первых людей. Одна из самых интересных состоит в том, что первые люди не были созданы на земле, а вышли из отверстия в земле или из пещеры. Этот мотив представлен на Юго-Западе США: индейцы пуэбло и другие рассказывают о последовательном проникновении людей из самого нижнего темного мира через несколько цветных миров в тот, где живем теперь мы. Другой вариант этого сюжета содержат тексты, записанные в Амазонии (у группы народов намбиквара). Там люди первоначально сосредоточены в крохотном вместилище внутри камня или скалы, откуда с трудом выбираются на свет. Этот сюжет, судя по всему, очень древний, может быть, он существовал у людей, когда они только расселялись по планете и пришел в Америку вместе с первыми переселенцами. 



Бог Уицилопочтли в человеческом обличье. Рисунок из кодекса Теллериано-Ременсиса. XVI век  © Bibliothèque nationale de France

На северо-западе Северной Америки и в южноамериканской Гвиане, напротив, считают, что первые люди спустились с неба на землю. Еще один вариант — когда первых людей создают из воска, меда или еще из каких-нибудь ненадежных материалов. Это раннее человечество оказывается непрочным, и следующих людей делают из чего-то более подходящего.


Древние майя, которые жили в I тысячелетии нашей эры, считали, что люди сделаны из глины. Есть масса изображений сверхъестественных мифических писцов и мастеров, которые помогают богу лепить из глины лица и головы людей, их раскрашивают и придают им специальными палочками индивидуальные черты. Позже майя-киче поняли, что глина — это плохой материал, потому что некрепкий, а вот кукуруза — это материал хороший. В книге «Пополь-Вух» говорится, что было несколько поколений людей и первые были из глины, следующие — из дерева, а ныне существующее человечество сделано из плоти, которая состоит из кукурузы. У современных киче по этому поводу говорится, что ты — это то, что ты ешь. Люди едят кукурузу, потому что из кукурузы сделано человеческое тело. Связанный с этим мотив изготовления жены из непрочных материалов (глины, воска, песка или экскрементов) известен по всей Америке — от эскимосов до Южной Амазонии. 


Духи


Кроме божеств и предков существуют другие сверхъестественные существа: духи, демоны, духи-спутники. Это части человеческих душ, которые живут отдельно от людей — в ином мире или, например, в лесу. Здесь опять-таки бывает по-разному. Когда вы спите и вам снится, что вы где-то в лесу, это означает, что ваш дух-спутник бодрствует. У майя духи-спутники часто были животными. Они назывались «вай» или «вайхель» — эти слова связаны с глаголом «спать». Духи дают человеку магическое могущество, поэтому у сильного колдуна может быть до 13 дополнительных духов-спутников, и это, как правило, опасные хищные животные. А у простого человека таких душ обычно одна или две, часто это курица или петух.


Как устроен мир


В Мезоамерике идеальное жилое пространство — это прямоугольная площадка или внутренний дворик, по сторонам которого расположены здания. Мир — это такой же прямоугольник или квадрат и четыре постройки, расположенные на разных сторонах света, в которых живут какие-то божества. У майя распространена версия, что по четырем сторонам света растут мировые деревья (каждое своего цвета) и на них лежит небесный свод. У них же в V веке нашей эры было представление о том, что по четырем сторонам света располагались четыре горы — тоже каждая своего цвета.


Цветовая символика сторон света есть не только в Мезоамерике, но и в других индейских обществах и, возможно, является еще одним наследием древнейшей мифологии первопоселенцев, но в конкретных мифологических традициях она играет совершенно разную роль. Кроме Мезоамерики очень подробно квадратный многоцветный мир описывается у индейцев Юго-Запада США, в частности у пуэбло. Содержащие этот мотив тексты записаны также у оджибве в Канаде и камаюра в Бразилии, но у них он скорее проходной: у оджибве в определенный цвет окрашивается каждая из четырех граней знахарского столба, а у камаюра на первом дереве пеки  Пеки — плодовое дерево, происходящее из Бразилии. Растет в Центральной и Южной Америке. плоды на разных сторонах имеют разный цвет.


В вертикальном разрезе мезоамериканский мир многослоен. Самая распространенная идея, что есть 13 небес и 9 подземных миров. 13 и 9 — очень важные числа, которые были и у ацтеков, и у майя, это специфическая мезоамериканская числовая символика. При этом представление о том, как это многослойное небо устроено изнутри, у каждой культуры свое. С точки зрения ацтеков, на одном уровне живут божества, на другом — предки, на третьем — умершие воины, на четвертый отправляются женщины, умершие при родах, и так далее. В случае с майя кто на какой уровень отправляется после смерти, мы не знаем, но знаем, что каждым уровнем управляет (или живет на нем) определенное сверхъестественное существо. Возможно, такая же ситуация была с подземными мирами.


Сотворение мира и мировые эпохи


О начале мира тоже нет единого представления. Где-то считалось, что мир был сотворен из гигантского крокодила (у майя есть изображения, которые показывают, что мир — это крокодил или небесный свод — это тело крокодила). Земля может быть создана двумя творцами-соперниками, один из которых потом становится хозяином нижнего мира. Такие мотивы встречаются у индейцев Северо-Востока и Юго-Запада США, на Великих Равнинах, в Калифорнии, а затем в Южной Америке, особенно в Юго-Восточной и Южной Бразилии. Другой популярный миф — знаменитый миф о ныряльщике. Ныряльщик (черепаха, лягушка, бобр или какая-то птица) ныряет в океан, чтобы достать землю. Но параллельно с этим было представление о том, что мир существовал всегда: был ли он когда-то создан или не был — никто не знает. 



Бог Ицамна. Рисунок на майяской керамике. VI–IX века © University of Virginia Art Museum

В Мезоамерике считалось, что время делится на мировые эпохи, заканчивающиеся разными катастрофами, в результате которых мир разрушается, а потом создается заново, причем создавать его могут всякий раз по-разному. Природа этих катастроф дает название дням, в которые заканчиваются эпохи. Например, если эпоха закончилась в день, который называется «ягуар», значит, люди были порваны ягуарами. Нынешняя эпоха должна закончиться в день Оллин — «землетрясения», и она, очевидно, закончится гигантскими землетрясениями, что неудивительно, учитывая, что Центральная Америка — сейсмоопасная зона. На Северном Юкатане, где землетрясений никогда не бывает, в мифологии майя их тоже нет, зато там присутствует идея потопа, потому что там очень сильные дожди. 


Календарь 


Календарь у индейцев Мезоамерики связан не только с ритуальной жизнью, но и с предсказанием судьбы человека, которая зависит от того, в какой день календаря он родился (в других культурах, где календарная система не была так развита, такой тесной связи не было). Здесь важную роль играет специальный жрец-гадатель. Он смотрит по календарю и говорит: этот человек родился в день Ахау, который означает «владыка», значит, он будет славным человеком. А этот человек родился в день, который означает «ягуар» — и, значит, он будет жестокий, как ягуар. При этом судьбу можно было подделать, вызвав жреца не в тот день, когда ребенок родился, а, например, на два дня позже. 


Мифы о близнецах


В мифологии Нового Света есть несколько очень широко распространенных мотивов, которые можно встретить от Аляски до южной границы Бразилии. Один из самых популярных — это комплекс близнечных мифов. Миф о близнецах в Новом Свете лучше всего известен в достаточно позднем варианте. Он был записан у майя-киче в горной Гватемале в середине или второй половине XVI века, а обнаружен уже в XIX веке в книге «Пополь-Вух». Там в центре мифологической части находится сюжет о приключениях братьев-близнецов — Хунахпу и Шбаланке, которые борются с чудовищами, побеждают и даже играют в мяч с владыками подземного мира, что символизирует победу над смертью. После того как близнецы поднимаются на небо, они превращаются в солнце и луну. 


Близнецы с аналогичным функциями играют важную роль и в североамериканской, и в центральноамериканской мифологии, хотя конкретные сюжеты там могут быть совершенно другими. Очень популярна тема превращения близнецов в небесные светила. В Южной Америке они не борются с владыкой подземного царства, а скорее играют роль культурных героев, борцов с чудовищами. Так, у народов, говорящих на языках тупи, живущих в восточной, центральной и южной Бразилии и в Парагвае, основа комплекса близнечных мифов — месть сыновей за смерть матери. Как и у майя, в некоторых мифах после своих подвигов близнецы поднимаются на небо.


Другой крайне широко распространенный мотив можно назвать «поиски жениха» или «девушки ищут хорошего жениха, а находят плохого». Он встречается от субарктической зоны (индейцы танайна или денайна) до Патагонии. Например, у знаменитых гуронов старуха посылает дочерей выйти за Оленя, но они встречают Филина, который обманывает их и притворяется Оленем. Когда обман раскрывается, сестры уходят к Оленю. Очень похожий сюжет рассказывают индейцы десана (Колумбия). В отличие от близнечных мифов мифы с таким сюжетом не были распространены в Мезоамерике.


Мифы о кукурузе


В Америке кукуруза — это важнейший злак и источник питания, и с ней связано очень много поверий и ритуалов. Объяснение того, как возникла кукуруза, в мифологии индейцев всегда играет существенную роль. В Центральной Америке среди различных групп майя и других мезоамериканских индейцев очень распространен мотив, что она была скрыта в горе и только муравьи могли достать ее оттуда через маленькую трещинку, пока бог-громовик, или бог дождя, или бог грозы, молнией не расколол эту гору и оттуда не появились кукурузные зерна.  


В Амазонии место кукурузы занимает маниок (также известный как кассава), который играл важнейшую роль в жизни амазонских обществ. В мифе индейцев тикуна некогда не было культурных растений. Одна старуха заметила, как муравьи-листорезы несут что-то белое, ей понравился запах. Идя по следу, она пришла к речной протоке. На берегу стояло дерево, на котором росли ямс и батат, и в воду падали их плоды в виде клубней сладкого маниока. Старуха испекла маниок у себя под мышкой, затем высушила на солнце. 



Бог кукурузы. Рисунок на майяской керамике. VI–IX века © University of Virginia Art Museum

Мифы, в которых рассказывается, как культурные или дикорастущие растения, используемые в пище, вырастают из тела старухи, молодой женщины или девочки, встречаются у индейцев Северо-Востока (гуроны и ирокезы) и Юго-Востока (чироки, крики, семинолы) США и в Южной Америке (Гвиана, Северо-Западная Амазония, Южная Амазония, Центральные Анды), а в Мезоамерике они распространены мало. У гуронов это часть так называемого мифа о небесной женщине. Муж сбрасывает с неба на землю беременную жену. Близнецы в ее чреве спорят, как им родиться, и хороший брат рождается нормальным образом, а плохой выходит из бока матери, тем самым убивая ее. Небесную женщину хоронят, из ее головы вырастает тыква, из грудей — кукуруза, из рук и ног — фасоль и другие культурные растения. У бразильских индейцев мундуруку сюжет выглядит следующим образом: ненасытный Каруэбо, племянник старухи Капиру, требует для еды все то, что растет на огороде. Капиру учит его, как подготовить участок, и велит зарыть себя живой, с растопыренными руками, ногами и пальцами. Ее тело распространяется по всему участку, из него вырастает кукуруза и другие растения, а ее пальцы становятся клубнями маниока. 


Какие-то мифологические сюжеты такого рода могут со временем сокращать свой ареал. Например, нам известно около 30 изображений на керамике мочика, на которых кукуруза, маниок и фасоль выступают из тела лягушки или жабы. На изображении на ткани культуры наска (юг Перу) культурные растения выступают из тела ламы, которую ведет на поводу лягушка или жаба. При этом сегодня вариант мифа, связывающий обретение культурных растений с лягушкой или жабой, ограничен востоком Южной Америки.


Сверхъестественная сила и жар


Многим индейским культурам свойственно представление о существовании некоей сакральной силы, разлитой в мире, которая придает предметам форму и определяет сущность того или иного объекта или существа. У этой силы могут быть разные проявления. Одно из них — это всевозможные сверхъестественные существа. 


В Мезоамерике сверхъестественная сила в первую очередь характеризуется жаром, но жар — это не просто горячесть или холодность, это некая внутренняя сущность предмета, которая выражает его интенсивность. С этим жаром связано все в мире, им может обладать, например, горячий предмет или яркий цвет, крепкий алкогольный напиток или острый перец. Жаром обладают медицинские или ритуальные растения, тогда как все остальные растения — холодные. Такое разделение в народной медицине майя цельтали и цоцили присутствовало еще в ХХ веке. Там можно было встретить такое описание: «Вот это растение гор, а вот это — холодное».


Через концепцию жара объясняются и определенные ограничения. Почему простой человек не имеет права носить яркую одежду или использовать драгоценные перья? Потому что у него внутренний жар невысокий и для него это опасно. Знатные люди, принадлежащие к жреческому сословию, правители и их потомки, наоборот, обладают сильным жаром, и они без проблем с этим справятся. Поэтому отправление ритуалов, потребление определенных напитков и прочая деятельность такого рода сосредоточена только в руках знати. По мере того как человек продвигается по возрастной лестнице и занимает все более важные посты или по мере того как воин одерживает все больше побед, а жрец проводит все больше ритуалов, его внутренний жар усиливается, он становится все более важным, мудрым и могущественным. Естественно, у правителя этот жар — самый сильный, поэтому просто так дотрагиваться до вещей, принадлежащих правителю, нельзя: они сожгут.




Дмитрий Беляевспециалист по истории и культуре Мезоамерики, ведущий научный сотрудник Учебно-научного мезоамериканского центра имени Ю. В. Кнорозова ФИПП РГГУ. Занимается мезоамериканской археологией, майяской письменностью и политической антропологией.  

Теги

Эксперт
Фольклор
Америка

Радио ArzamasСкандинавия эпохи викингов. Часть 2

Вторая половина курса Федора Успенского — о том, как средневековые исландцы обходились без власти и что считали самым страшным наказанием, почему крещеные авторы продолжили рассказывать о языческих богах и зачем конунг Харальд Синезубый перенес кости своих родителей-язычников в церковь

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Лекции

12 минут

1/8

Почему люди умирают

Как в Южную Америку попали африканские рассказы о том, что первые люди вышли из-под земли и проспали бессмертие

Читает Юрий Березкин

Как в Южную Америку попали африканские рассказы о том, что первые люди вышли из-под земли и проспали бессмертие

13 минут

2/8

Ямс из пальцев, кукуруза из зубов

Как в Индонезии и Перу появились похожие мифы о происхождении культурных растений

Читает Юрий Березкин

Как в Индонезии и Перу появились похожие мифы о происхождении культурных растений

13 минут

3/8

Зубастое лоно

Почему ни в Африке, ни в Европе не рассказывают о женщинах, которые не умеют рожать, о людях, которые не умеют есть, и об изменах с крокодилами и медведями

Читает Юрий Березкин

Почему ни в Африке, ни в Европе не рассказывают о женщинах, которые не умеют рожать, о людях, которые не умеют есть, и об изменах с крокодилами и медведями

15 минут

4/8

Явление духов

Почему в Южной Америке, Меланезии и Австралии женщинам нельзя смотреть, как мужчины вызывают чудовищ

Читает Юрий Березкин

Почему в Южной Америке, Меланезии и Австралии женщинам нельзя смотреть, как мужчины вызывают чудовищ

15 минут

5/8

Проделки койота

Что общего у индейцев Южной и Северной Америки

Читает Юрий Березкин

Что общего у индейцев Южной и Северной Америки

14 минут

6/8

В поисках жениха

Почему в южноамериканских эпосах не бывает счастливых концов

Читает Юрий Березкин

Почему в южноамериканских эпосах не бывает счастливых концов

13 минут

7/8

Репетиция мира

Кто такие первопредки и куда делся их мир

Читает Юрий Березкин

Кто такие первопредки и куда делся их мир

19 минут

8/8

Съеденный мальчик

Как китайские мигранты принесли в Перу сюжет о детях, спасающихся от людоедки и превращающихся в солнце и луну

Читает Юрий Березкин

Как китайские мигранты принесли в Перу сюжет о детях, спасающихся от людоедки и превращающихся в солнце и луну

Материалы

Юрий Березкин: «Главная моя цель — реконструкция прошлого»

Во что верят индейцы

Историк Дмитрий Беляев — о мифологии Южной и Центральной Америки до Колумба

10 признаков того, что вы первопредок

Как понять, не являетесь ли вы родоначальником людей

Путь человечества

Как люди добрались из Африки до Огненной Земли

Мультфильм о мифах индейцев

Мифы индейцев Латинской Америки в пересказе для детей

Чем отличаются майя, ацтеки и инки

Кто знал колесо, кто жевал коку, кто построил Мачу-Пикчу и чей вождь — Монтесума

Непереводимые слова индейцев

Понятия, для которых отдельные слова есть только в языках доколумбовых цивилизаций

Музыка у индейцев майя

Что означал звук для мезоамериканцев и как звучали их музыкальные инструменты

Лев Клейн: «Будущее решается гуманитарным знанием»

Адам и Ева с точки зрения генетика

Как лингвисты помогли биологам узнать, от кого произошло все человечество

Стать бессмертным: советы бывалых

Мифы народов мира о животных, победивших смерть

О чем спросить туземца

Изучение «диких народов» при помощи вопросов Фрэзера о рождении, любви и войне

Что проспали герои мифов

Бессмертие, рис, винный погреб — чего еще лишились мифологические герои из‑за сна?

Инки глазами испанского чиновника

Хронист Хуан Поло де Ондегардо-и-Сарате о странных обычаях индейцев

Испанский миссионер о верованиях инков

Фрагменты «Доклада о сказаниях и обрядах инков» Кристобаля де Молины

Огород из частей тела

Шесть мифов о членовредительстве и растениеводстве из разных частей света

Запретные сказки Российской империи

«Заветная сказка» о зубастом лоне и щучьей голове из сборника Афанасьева

Узелковое письмо

Кто, что и каким образом записывал на кипу

Мифы Южной Америки — о женщинах

Как быть хорошей женой и что делать с плохой по мнению цельтали и других специалистов

Евангелие в картинках

Как проповедовали индейцам первые миссионеры, не знавшие языков Нового Света

Трикстер в СССР

Почему в советской и постсоветской культуре трикстеры важнее серьезных национальных героев

Что может случиться с трикстером

Сюжеты разных народов мира, больше других напоминающие современные анекдоты

Мезоамериканское какао

Как приготовить напиток, который может успокоить сердце, свести с ума и вылечить туберкулез

Что такое погребальные башни

Почему аймара хоронили знатных людей в башнях

Важен ли сюжет в мифе

Антрополог Бронислав Малиновский пришел к выводу, что нет

Игра в мяч

Спортивная игра мезоамериканцев как религиозный обряд

Комиксы мочика

О чем рассказывают ритуальные сосуды, созданные культурой, у которой не было письменности

Где люди ели друг друга

На карте 1893 года видно, где, по мнению европейцев, был распространен каннибализм

Почему мифы разных народов похожи

Сергей Неклюдов о том, как ученые объясняют сходства между фольклорными текстами

Все, что вы хотели знать о зубастом лоне

Как последователи Фрейда интерпретировали мифы о vagina dentata

Об алеутских демонах

Рассказ святителя Иннокентия Аляскинского о том, как на остров Уналашка являются дьяволы

Майя-киче о рождении мира

Как пустота наполнилась рыбами, крабами и кипарисовыми рощами — в двух переводах

«Вы уморили мою мамочку!»

Миф о происхождении черной и красной красок

5 заблуждений о матриархате

Почему у идеи о том, что в прошлом женщины были важнее мужчин, нет никаких научных оснований

Попугайчики, табак, яички и другие ужасы

Страшный миф народа нивакле, живущего в Парагвае и Аргентине

Шесть фактов о сиу

Кто такие люди бизонов и за что их полюбил канал НТВ

Как делят год разные культуры

«Задержка вод», «Месяц выхода Убийцы», «Малое изобилие» и другие месяцы восьми календарей

Много ли вы знаете об индейцах

Тест: проверьте свои познания о жизни и представлениях коренных жителей Центральной и Южной Америк

Если курса вам показалось мало

Где подробнее узнать о ранней истории человека, о жизни индейцев и о мифах народов мира

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2022. Все права защищены

Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь

«Буддизм — религия без бога, но в истории Будды (Седхарты) всё же присутствуют боги (например, Мара — бог желаний). Почему так?» — Яндекс Кью

Сообщества

ОбществоИстория+3

Ivan Semenov

  ·

10,8 K

ОтветитьУточнить

Артём Тюрин

Религия

7,0 K

Религиоведение, египтология, диалог мировоззрений  · 21 сент 2015

Буддизм не отрицает богов, а понимает их немного иначе. По отношению к Маре, в данном случае, можно использовать как слово «бог», так и «демон». Это проблема перевода и тождества понятий. История искушения Иисуса в пустыне чем-то похожа на историю искушения Будды Марой (Будда жил раньше Иисуса) и здесь важнее ролевое значение, чем то, какой статус имел искуситель. Боги-демоны в буддизме могут быть олицетворением разных человеческих страстей, страхов и пороков. Жизнеописание одного из почитаемых тибетцами будд — Падмасамбхавы, содержит много историй о том, как он обращал в буддизм разных грозных демонов, после чего они стали защитниками дхармы (они называются дхармапалы).

Oleg G.

24 февраля 2020

Буддизм — не единственная религия без бога; есть и другие: джайнизм и коммунизм, например. Их объединяет… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Константин Бенкен

Биология

764

Биолог, преподаватель, автор блога «Оттиск на тисе» https://yandex.ru/q/loves/tisnu/  · 7 июл 2021  · tis.nu

Всё дело в тонкостях перевода. В буддизме нет богов, оно появились в буддийских текстах при переводах на европейские языки. Правильнее называть их дэвами.

Блог на полях книги — о книгах, науке и вокруг них.

Перейти на t.me/tisnu_channel

Комментировать ответ…Комментировать…

Первый

Василий Косилов

2

Свободный философ  · 27 мар 2017

Буддизм- религия без бога, но в истории Будды (Седхарты) всё же присутствуют боги (например Мара-Бог желаний).Почему так?
Буддизм это религия. Ей свойственны легенды, культ личности, массовость. Будда был философом и не был буддистом. Мара, о нем рассказал Будда, люди не видевшие его и не понимающие слова Будды, сделали его Богом в своих легендах о Будде. Этот вопрос… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Матвей Аксаментов

21

если правительство и военные не окажутся полными слоупоками зомби апокалипсис будет…  · 22 дек 2016

Буддизм сам по себе не отрицает богов, он как бы «не об этом». Помимо предыдущих верных ответов хочется добавить, что, так как буддизм зародился в Индии, то он в какой то мере принял в себя пантеон индуистских богов — буддисты верили что эти боги существуют, но скорее не считали нужным им поклонятся, ежели кто желал поклонятся богам и быть буддистом — противоречия тут… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Anton Borisovich

189

разнообразные  · 19 июл

Буддизм отрицает идею всемогущего и вечного Бога-творца. Но существует представление о неких нематериальных, точнее сказать тонкоматериальных сущностях которых называют дэвы. Но они тоже сансарные. Живут очень много лет, но потом умирают и перерождаются в людей/животных, а возможно и ниже. Им не поклоняются, нет смысла им поклоняться. Такой «верхний этаж» сансары, куда… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Над бездной

187

живу в буддийском монастыре, а по возвращении в мир — социальные проекты.   · 29 сент 2015

Дхарма (дхамма), буддийское учение рассматривает мир не как сущности, а как процессы и их проявления.
Любое слово и наименование, стоящие за ними психические процессы, любое явление или принцип, воспринимаемое разумом как сущность — рассматривается как обусловленная причинами динамика (для восприятия Бога требуется как минимум ум, развитый мозг, образ в уме, вобравший в… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Вы знаете ответ на этот вопрос?

Поделитесь своим опытом и знаниями

Войти и ответить на вопрос

Религия индейцев — Национальный исторический памятник Форт-Рэли (Служба национальных парков США)

Англичане, которые впервые исследовали регион Альбемарл и Памлико-Саунд в 1580-х годах и попытались основать постоянную колонию на острове Роанок, часто упоминаются как коренные американцы. как «дикари». Тем не менее, по их собственным описаниям, эмиссары сэра Уолтера Рэлега обнаружили, что индейцы были «наиболее нежными, любящими и верными, лишенными всякого коварного предательства и живущими в соответствии с обычаями золотого века».

Это кажущееся противоречие можно объяснить тем фактом, что хотя индейцы были глубоко религиозны, они поклонялись идолам и отдавали дань уважения более чем одному богу, и поэтому по английским меркам считались язычниками.

Томас Хэрриот, написавший подробные описания побережья Северной Каролины и коренных индейцев после почти годичного пребывания в этом районе, приложил серьезные усилия, чтобы обратить их в христианство. «У них уже есть какая-то религия», признался он, «что, хотя и далеко от истины, есть надежда, что оно может быть проще и быстрее исправлено».

Согласно Харриоту, индейцы верили, что существует «единственный главный и великий Бог, существовавший от вечности», но когда он решил создать мир, он начал с создания мелких богов, «чтобы использоваться в творении и правительстве следовать». Одного из этих мелких богов он сделал в виде солнца, другого — луны, а третьих — в виде звезд. Затем была создана вода, и в этот момент мелкие боги приступили к созданию «все разнообразие существ видимых и невидимых». Что касается человечества, «говорят, что первой была создана женщина, которая благодаря действию одного из богов зачала и родила детей».

Индейцы представляли всех богов «образами в виде людей, которых они называют Кевасовок», одним богом по имени Кевас. «Затем они размещают в соответствующих домах или храмах, которые они называют Мачикомук, где они поклоняются, молятся, поют и многократно приносят им подношения.» Хэрриот сообщил, что видел некоторые храмы или Мачикомак, в которых был только один Кевас, а другие — два или три. Один из храмов, изображенный на гравюре Джона Уайта «Город Помейок», представлял собой круглое сооружение с пагодообразной крышей, «покрытой рогожей».

«Они также верят в бессмертие души», сказал Хэрриот. «После этой жизни, как только душа покидает тело, в соответствии с проделанной ею работой, она либо переносится на небо, место обитания богов, чтобы там наслаждаться вечным блаженством и счастьем, либо же в великую яму или дыра, которая, по их мнению, находится в самых дальних частях их части света ближе к закату, чтобы там постоянно гореть. Место, которое они называют Попогуссо ».

Индийцы уделяли особое внимание выращиванию, а затем лечению растения под названием упповок, которое они курили в глиняных трубках, особенно по праздникам. Это, конечно, был табак, и Харриот сообщил, что он пользовался такой «драгоценной оценкой среди них, они думают, что их боги чудесным образом довольны им» и, соответственно, предложил его богам в качестве особой дани. «Иногда они разводят священный огонь и бросают в него часть порошка для жертвоприношения. Во время бури на водах, чтобы умилостивить своих богов, они бросают часть в воздух и в воду. ) ибо рыбу, только что посаженную, подбрасывают в нее и на воздух, а после того, как спаслись от опасности, тоже подбрасывают в воздух, но все делают со странными жестами, топотом, иногда пританцовыванием, хлопаньем в ладоши, поднятием вверх. рук, глядя в небо, произнося при этом и болтая странные слова и звуки».

Пытаясь обратить этих «дикарей» Харриот сказал «В каждом городе, где я был. .. я провозглашал содержание Библии, что в ней был изложен истинный и единственный Бог». Но нет никаких указаний на то, что миссионерская деятельность Хэрриота привела к тому, что кто-либо из коренных американцев отказался от курения табака.

Кредиты:
Текст Дэвида Стика


Перейти на главную страницу Блока 4
Перейти на главную страницу Roanoke Revisited

Зороастризм | Определение, верования, основатель, Священная книга и факты

Зороастрийский Храм Огня Йезд, Иран

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Заратуштра
Р.К. Зенер
Эжен Бюрнуф
аль-Муканна
Похожие темы:
маздакизм
Ахура Мазда
зурванизм
Апауша
Тири

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что такое зороастризм?

Зороастризм — одна из древнейших монотеистических религий мира, зародившаяся в Древней Персии. Он содержит как монотеистические, так и дуалистические элементы, и многие ученые считают, что зороастризм повлиял на системы верований иудаизма, христианства и ислама.

Когда возник зороастризм?

Зороастризм восходит к 6 веку до н.э. Основанный в древней Персии, он, вероятно, повлиял на развитие иудаизма и предшествовал как христианству, так и исламу.

Как возник зороастризм?

Зороастризм был основан в Персии в VI веке до нашей эры жрецом Заратустрой, известным грекам как Зороастр. Заратустра реформировал существующее персидское многобожие своими учениями о высшем боге, Ахуре Мазде, и его первобытном столкновении с Ангра-Майнью, Разрушительным Духом. Учения Заратустры стали доминировать в Персии, но их популярность колебалась по мере того, как регион захватывали различные империи и культуры.

Где исповедовали зороастризм?

Зороастризм был основан в Персии (ныне Иран), но зороастрийцы подвергались преследованиям со стороны исламских режимов. Зороастризм более свободно процветает в Индии, куда в 10 веке иммигрировал ряд персидских последователей. Они известны как парсы.

Каковы основные верования зороастризма?

Основные верования зороастризма можно найти в его основном священном тексте, Авесте. В этом тексте утверждается, что высший бог и создатель, Ахура Мазда, участвует в первобытной битве против Ангра-Майнью, Разрушительного Духа. Верующие предвидят возможную победу Ахура Мазды, после которой последователи Ангра-Майнью будут страдать, прежде чем все человечество испытает вечное блаженство.

Зороастризм , древняя доисламская религия Ирана, которая сохранилась там в изолированных районах и, более процветая, в Индии, где потомки зороастрийских иранских (персидских) иммигрантов известны как парсы или парсы.

Иранский пророк и религиозный реформатор Заратуштра (расцвет жизни до VI века до н. э.) — более известный за пределами Ирана как Зороастр (греческая форма его имени) — традиционно считается основателем религии. Зороастризм содержит как монотеистические, так и дуалистические черты. Вероятно, это повлияло на другие основные западные религии — иудаизм, христианство и ислам. Для обсуждения контекста, в котором возник зороастризм, см. древнеиранская религия.

Природа и значение

Древние греки видели в зороастризме архетип дуалистического взгляда на мир и судьбу человека. Предполагалось, что Заратуштра обучал Пифагора в Вавилоне и вдохновил халдейские доктрины астрологии и магии. Вполне вероятно, что зороастризм повлиял на развитие иудаизма и зарождение христианства. Христиане, следуя иудейской традиции, отождествляли Зороастра с Иезекиилем, Нимродом, Сифом, Валаамом и Варухом и даже, через последнего, с самим Иисусом Христом. С другой стороны, как предполагаемого основателя астрологии и магии, Заратуштру можно было считать архиеретиком.

Хотя зороастризм никогда не был, даже по мысли его основателя, столь настойчиво монотеистическим, как, например, иудаизм или ислам, он все же представляет собой оригинальную попытку объединить под культом одного верховного бога политеистическую религию, сравнимую с религиями античности. древние греки, латиняне, индийцы и другие древние народы. Другая ее отличительная черта, а именно дуализм, никогда не понималась в строгой и абсолютной форме. Добро и зло ведут неравную битву, в которой первому гарантирована победа. Таким образом, всемогущество Бога лишь временно ограничено. В этой борьбе должны принять участие все люди в силу их способности к свободному выбору. Они делают это с душой и телом, а не против тела, ибо противоположность между добром и злом не то же, что между духом и материей. В отличие от христианского или манихейского (от манихейства — эллинистической дуалистической религии, основанной иранским пророком Мани) отношения, пост и безбрачие запрещены, кроме как в рамках очистительного ритуала. Борьба человеческая имеет, тем не менее, негативный аспект, заключающийся в том, что она должна стремиться к чистоте и избегать осквернения силами смерти, соприкосновения с мертвой материей и т. д. Таким образом, зороастрийская этика, хотя сама по себе возвышенна и рациональна, имеет ритуальный аспект, который является всепроникающим. В целом зороастризм оптимистичен и остался таковым даже несмотря на лишения и притеснения своих верующих.

История

Дозороастрийская иранская религия

Религия Ирана до времен Заратуштры недоступна напрямую, поскольку нет более древних надежных источников, чем те, которые были составлены или приписаны самому пророку. Его приходится изучать косвенно на основе более поздних документов и сравнительным подходом. Язык Ирана очень близок к языку северной Индии, и, следовательно, люди этих двух земель, вероятно, имели общих предков, говоривших на общем индоарийском языке. Религия этих народов была реконструирована с помощью общих элементов, содержащихся в священных книгах Ирана и Индии, главным образом в Авесте и Ведах. Оба сборника демонстрируют один и тот же политеизм со многими из одних и тех же богов, в частности с индийским Митрой (иранским Митрой), культом огня, жертвоприношениями с помощью священного напитка (9).0118 сома в Индии, в Иране хаома ) и другие параллели. Кроме того, имеется список индоиранских богов в договоре, заключенном около 1380 г. до н. э. между хеттским императором и царем Митанни. В список входят Митра и Варуна, Индра и два Насатьи. Все эти боги также встречаются в Ведах, но только первый в Авесте, за исключением того, что Индра и Нанхайтья появляются в Авесте как демоны; Варуна, возможно, выжил под другим именем. Таким образом, на иранской стороне должны были произойти важные изменения, не все из которых можно приписать пророку.

Индоиранцы, по-видимому, выделяли среди своих богов daiva (индоиранский и древнеперсидский эквивалент авестийского daeva и санскритского deva , связанного с латинским deus ), что означает «небесный, » и асура , особый класс с оккультными способностями. Эта ситуация нашла свое отражение в ведической Индии; позже асура стало обозначать на санскрите своего рода демона из-за зловещего аспекта асуры 9.Невидимая сила 0119. В Иране эволюция, должно быть, была иной: ахура превозносились, исключая дэвов , которые были низведены до ранга демонов.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Реформация Заратуштры

Заратуштра (Зороастр) был жрецом некоего ахура (авестийский эквивалент санскритского асура ) с эпитетом mazdā , «мудрый», которого Заратуштра упоминает однажды в своих гимнах с «[другим] ахура s». Точно так же Дарий I (522–486) и его преемники поклонялись Аурамазде (Ахура Мазде) «и другим существующим богам» или «Ахура Мазде, величайшему богу». Два исторически связанных факта явно параллельны: с обеих сторон присутствуют зачатки монотеизма, хотя и в более разработанной форме у пророка Заратуштры.

Еще не было возможности поместить гимны Заратуштры, Гаты, в их исторический контекст. Ни одно место или лицо, упомянутое в них, не известно ни из каких других источников. Виштаспа, защитник пророка, может быть только тезкой отца Дария, царя Ахеменидов. Все, что можно с уверенностью сказать, это то, что Заратуштра жил где-то в восточном Иране, вдали от цивилизованного мира Западной Азии, до того, как Иран объединился под властью Кира II Великого. Если Ахемениды когда-либо и слышали о нем, они не сочли нужным упоминать его имя в своих надписях и не упоминали о существах, окружавших великого бога и впоследствии названных amesha spanda s, или «благородные бессмертные» — существенная черта учения Заратуштры.

Религия при Ахеменидах находилась в руках волхвов, которых греческий историк Геродот описывает как мидийское племя с особыми обычаями, такими как разоблачение мертвых, борьба со злыми животными и толкование снов. Опять же, историческая связь с Заратуштрой, которого Геродот также игнорирует, туманна. Неизвестно, когда учение Заратуштры достигло западного Ирана, но, должно быть, это было до времени Аристотеля (384–322), который намекает на его дуализм.

Дарию, когда он захватил власть в 522 году, пришлось сражаться с узурпатором Гауматой Магом, выдававшим себя за Бардию, сына Кира Великого и брата царя Камбиса. Этот Маг разрушил культовые святыни, аядана с, которые Дарий восстановил. Одно из возможных объяснений этих событий состоит в том, что Гаумата принял зороастризм, доктрину, основанную на верности простых людей, и поэтому разрушил храмы или алтари божествам знати. Дарий, который был обязан своим троном поддержке некоторых дворян, не мог не поддерживать их культ, хотя и принял Аурамазду как средство объединения своей империи.

Ксеркс, преемник Дария, упомянул в одной из своих надписей, как в неком (неназванном) месте он заменил поклонение Аурамазде поклонением даэва s, что не означает, что он выступал против культа даева как такой, как поступил бы истинный зороастрийец, но только то, что он искоренил где-то — вероятно, в Вавилоне — культ божеств, чуждых религии ахура с. Это указывает на изменение отношения по сравнению с терпимостью Кира к чуждым религиям, таким как вавилонская или иудейская религия.

Начиная с Артаксеркса II (404–359/358) и далее в надписях помимо Аурамазды упоминаются Митра и богиня Анахита (Анаит), что свидетельствует лишь об изменении акцента, а не о появлении новых божеств.

В результате завоевания Александром иранская религия была почти полностью поглощена волной эллинизма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts