Древние представления о мире: Представления древних народов о мире
Содержание
Представления древних народов о мире
Форма Земли
О том, что форма у нашей планеты шарообразная, люди узнали не сразу. Представления наших далёких предков о Земле в основном опирались на мифы, предания, легенды. Древние греки считали, что планета — это выпуклый диск, похожий на щит воина, омываемый со всех сторон рекой Океан. А индийцы представляли Землю в виде полусферы, опирающейся на слонов. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха лежит на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство. В Древней Руси представляли Землю в виде плоскости, покоящейся на трёх китах. В Китае тоже когда-то думали, что Земля — это плоский диск.
Когда люди начали совершать далёкие путешествия, постепенно стали накапливаться доказательства, что Земля не плоская, а шарообразная.
Знаменитый древнегреческий учёный Аристотель (IV век до н. э.) первым использовал для доказательства шарообразности Земли наблюдения за лунными затмениями: тень от Земли, падающая на полную Луну, всегда круглая. Но только шар отбрасывает круглую тень.
Его теория, что Земля, как и Солнце и Луна, является шарообразной, впоследствии подтвердилась. Это открытие стало важным этапом в развитии географических представлений человека о Земле и других планетах Солнечной системы.
Главным источником географических знаний о Земле в то время оставались рассказы путешественников. Это были обширные повествования, которые тщательно записывались и собирались в специальные книги-описания под названием «Объезды Земли». Причём нередко они обрастали невероятными легендами и выдумками. «Объезды» дополнялись рисунками предполагаемого вида Земли со слов рассказчиков. Мелкие детали чаще всего не вырисовывали, показывались только основные контуры предмета, очень похожие на знаки. Позднее такие знаки стали называть условными. Случалось и так, что переписчик ради красы добавлял в книгу всякие причудливые изображения несуществующих гор и лесов, рек и озёр. Сочетание таких рисунков-чертежей и условных знаков в описании Земли едва ли можно назвать достоверным. Однако сильные искажения с лихвой компенсировали захватывающие описания дальних стран, их природы и обычаев людей.
Размеры Земли
Разрешив вопрос о форме Земли, греки заинтересовались вопросом о её размерах. К тому времени уже стало понятно, что Земля огромная. Но чтобы точнее представить, насколько одна территория больше другой, нужно было их сравнить. Для этого требовались единицы измерения расстояний.
Проще всего было измерить расстояния в днях пути. Однако за день пешеход, всадник, конный обоз или верблюжий караван пройдут по одной и той же местности не одинаковые расстояния. Поэтому представления о величине территории, измеряемой днями пути, в рассказах разных путешественников сильно отличались.
Точнее всего были такие «описания», где использовались заранее установленные единицы измерений расстояния. Древние греки измеряли длину пути в стадиях. Греческий стадий был равен расстоянию в 600 ступней Геракла. По преданию, именно столько шагов успел сделать Геракл с того момента, как первые солнечные лучи появились над холмом Крона в Олимпии, и до того, как Солнце поднялось над землёй.
В Вавилоне за стадий принимали расстояние, которое человек проходит спокойным шагом за промежуток времени от появления первого луча Солнца при восходе до того момента, когда весь солнечный диск окажется над горизонтом.
Однако этот способ имел много недостатков. Было неясно, что имелось в виду под словами «спокойный шаг» и какого роста должен быть человек, шаг которого .можно считать единицей измерения. Ведь чем выше человек, тем больше длина шага. К тому же продолжительность восхода Солнца в разных местностях Земли неодинакова: на экваторе, например, 2 минуты, а в умеренных широтах — 10 15 минут. Вот и получалось, что стадии на севере Египта и на севере Греции сильно различались — от 150 до 250 современных метров.
Большие расстояния измерялись в Древнем Риме шагами: 2000 шагов впоследствии стали равняться одной миле, или 1,609 км. В древние времена индийцы при покупке земли использовали свою единицу измерения территории. Участок, который человек обежит за день, и был такой единицей измерения. Поэтому, чтобы купить побольше земли, покупатель нанимал самого быстрого «измерителя»-бегуна. В Древней Руси, например, существовали свои меры длины — вершок, пядь, локоть. Большие расстояния измеряли полётом стрелы. Однако у разных людей были разные пяди и локти. Да и лук стрелял на разные расстояния. Понятно, что такие измерения были приблизительными и с их помощью нельзя было точно определить расстояние.
Первые измерения Земли
Первым нашу Землю с математической точностью измерил древнегреческий учёный Эратосфен (III—II век до н. э.). Он обратил внимание на то, что в день летнего солнцестояния в полдень в городе Сиене (ныне Асуан) в Египте солнечные лучи достигают дна самых глубоких колодцев, куда в другие дни не доходят. (Вспомните, как называется положение Солнца, когда оно находится над головой наблюдателя.) Тогда он отправился в город, расположенный на том же меридиане, что и Сиена, — Александрию и измерил там тени, отбрасываемые предметами, и угол падения солнечных лучей на поверхность Земли. После этого Эратосфен сумел вычислить длину окружности Земли. По его расчётам она оказалась равной почти 40 ООО км. Удивительно, но спустя многие столетия почти ту же цифру получили и учёные с помощью современных точных приборов. В настоящее время с помощью космических исследований составлена сверхточная модель нашей планеты, в которой учтены все особенности её поверхности.
Методы и расчёты Эратосфена стали великим открытием. Они положили начало развитию точных знаний человека о Земле.
§ 2. Представление о Земле в древности
🚚 🚁 Збираємо на пікап та ремонт дрона аутел
⛑ 🛡 🥾 Шоломи, форма, взуття
⛑ 🚑 На джерела живлення: 2 станції для 2х підрозділів
§ 2. Представление о Землю в древности
Познание Земли в первобытные времена. В древности (40-30 тыс. лет назад) уже первобытные люди вынуждены были познавать окружающую среду, чтобы собирать плоды, ловить рыбу, охотиться на диких животных, спасаться от стихийных сил природы. Первобытные собиратели и охотники пытались расширить обжитые места за счет более отдаленных земель. Так они все больше узнавали пространство.
Пейзажи тогда люди изображали в виде насечек на стенах пещер, коре деревьев, костях животных. Так передавалась следующим поколениям информация об охотничьих угодьях и ловушки, о пути к новым местам. Такие древние зарисовки найдены в многих частях мира —Европе, Азии, Африке. Древние украинский тоже оставили по себе географические сведения. Под время археологических раскопок в Черкасской области найден бивень мамонта с записями, сделанными нашими предками еще 13 тыс. лет назад. Если внимательно присмотреться, то на нем можно заметить холмы, лес, реку.
Высекая символические приметы окружающей среды на подручному материале, человек создавал схематические чертежи местности. Их считают древнейшими географическими картами, правда, очень примитивными. Возникли они еще задолго до появления письменности. Чтобы отличать новые реки, озера, горы, леса от уже известных, люди роптали их названиями. Названия передавались устно из поколения в поколение. Так у людей производился географический опыт.
Древнейшие
плавание и открытия. Имена первых путешественников история нам не сохранила.
Да и не могла это сделать: ими были все люди. Расширяя границы познанных земель,
они натолкнулись на водные преграды — морские просторы, которыми окружен сушу. НЕ
Неудивительно, что люди пытались найти средства для их преодоления. Находки
древних лодок свидетельствуют, что корабль изобрели более 6 000 лет назад!
Древнейшие значительные плавания и географические открытия совершили древние
египтяне. Они жили в Африке на берегахСредиземного
і Красного морей. Известно, что уже 3
000 лет назад египтяне плавали вдоль береговКрасного моряна юг. В те времена еще
никто не знал, чтоАфрику (Тогда ее называлиЛивия) Со всех сторон омывают моря.
Это открытие сделали финикийцы — народ, живший на восточном побережье Средиземного моря. Финикийцы были отважными моряками. В VI ст. до н. н.э. они за три года обогнули Африку, доказав, что она со всех сторон окружена водой. Об их плавания донес информацию древнегреческий историкГеродот.
Плавание финикийцев вокруг Африки считается самым значительным плаванием Древней суток. Хотя имена первых путешественников неизвестны, однако свое дело они сделали — одолели расстояния, разъединяли народы. Люди понемногу начали узнавать друг друга. Пролегли торговые пути, которыми пошли смелые. С их рассказов о неизвестных земли, о людях, которые там проживали, начала состоять географическая картина Земли.
Рис. Плавание финикийцев вокруг Африки в УИ в. до н. э
Интересная география
О плавании финикийцев
Вероятно, шел 595 год до нашей эры, когда поблизости южной оконечности Африки появились странные корабли. Их некогда блестящая обшивка потрескалась, огромные паруса выгорели. Краска, покрывавшей вырезанные из деревья лошадиные головы на носу и сведены вверх рыбьи хвосты на корме, была смыта волнами. Смертельный ужас охватывал мореплавателей, когда у побережья Сомали налетал сильный ветер, когда в прибрежных водах вблизи экватора подстерегали коралловые рифы, когда в Мозамбикский проливе корабль подхватила могучее течение. Однако мореплавателей охватили радость и уверенность, когда они установили, что береговая линия повернула на северо-запад …
К этому времени нам точно неизвестно, ни когда произошло это мужественное плавание, ни количества и внешнего вида кораблей, на которых плыли древние мореплаватели, ни имени хотя бы одного из них. Однако, так могло быть.
Немецкий путешественник Пауль ВернерЛанге, ХХ в.
Названия рассказывают
Интересно, что названия частей света, которыми мы пользуемся доныне, происходят от финикийских слов:ЕвропаотЭреб— Мероприятие, Азияотасу— Восток.
Представление о форме Земли. Форму нашей планеты различные народы мира представляли по-разному. Жителям равнин Земля издавалась плоской, а горцам — в виде гор. В древней Индии, например, представляли ее плоским диском, который лежал на спинах слонов. В Азии, где возвышаются горы Гималаи, осью мира считали гору Меру, вокруг которой располагались семь океанов. В древней Японии Земли приписывали кубическую форму. Египтяне видели нашу планету как яйцевидную сферу. В Древней Греции одни представляли Землю диском, напоминающая щит воина, другие — в виде колонны, на одном конце которой жили люди. Этот целостный массив суши омываемом Океаном-Рикой.
На другом конце планеты народы Америки — ацтеки - представляли Землю в виде 5 квадратов, расположенных в шахматном порядке. В центре — земная твердь с богами, окруженная водой. Ниже — разделение мира на четыре секторы, каждый из которых имеет свои признаки, свои краски, своих растений и животных. Другие народы Америки — инки — видели Землю как пустой куб.
Итак, наиболее распространенным было мнение, что Земля плоская. Это вытекало из знаний людей древности о мире. Знание тогда сводились к знакомства с ближайшим окружением. В каждом отдельном месте земная поверхность казалась плоской. Поэтому и сумма отдельных плоских поверхностей также должна быть плоской. Отсюда впечатление о плоскую Землю. Естественно, что такие представления были далекими от современных.
Вопрос и задачи
1. Как первобытные люди познавали мир?
2. Которые географические сведения передавали простейшие картографические зарисовки людей Древней эпохи?
3. Почему изобретение лодки имело огромное значение для познания мира?
4. Какое значительное географическое открытие сделали финикийцы?
5. Почему плавания финикийцев вокруг Африки было таким длинным?
6. Как люди в древности представляли форму Земли?
- ← § 1. Что и как изучает география
- § 3. География античной эпохи →
Древнегреческая астрономия и космология | Моделирование космоса | Статьи и очерки | В поисках нашего места в космосе: от Галилея до Сагана и далее | Цифровые коллекции
Пока звезды движутся по небу каждую ночь, люди всего мира смотрят вверх и задаются вопросом о своем месте во Вселенной. На протяжении всей истории цивилизации разрабатывали уникальные системы для упорядочивания и понимания небес. Вавилонские и египетские астрономы разработали системы, которые стали основой греческой астрономии, в то время как общества в Америке, Китае и Индии разработали свои собственные.
Работа древнегреческих астрономов богато задокументирована в коллекциях Библиотеки Конгресса, в основном из-за того, что греческие традиции исследований были продолжены работами исламских астрономов, а затем в европейской астрономии раннего Нового времени. Этот раздел предлагает экскурсию по некоторым астрономическим идеям и моделям Древней Греции, проиллюстрированным предметами из коллекций Библиотеки Конгресса.
Сфера мира
К 5 веку до н.э. было широко признано, что Земля является сферой. Это критический момент, так как существует широко распространенное заблуждение, что древние люди думали, что Земля плоская. Этого просто не было.
В V веке до нашей эры Эмпедокл и Анаксагор выдвинули аргументы в пользу сферической природы Земли. Во время лунного затмения, когда Земля находится между Солнцем и Луной, они определили тень Земли на Луне. Когда тень движется по луне, она явно круглая. Это предполагает, что Земля является сферой.
Ощущение земной сферы
Учитывая, что возможность наблюдать за лунным затмением выпадает не так часто, в опытах моряков также были доказательства округлости Земли.
Когда на горизонте появляется корабль, сначала видна его верхняя часть. Широкий спектр текстов по астрономии с течением времени использует это как способ проиллюстрировать округлость Земли. Судя по изображению, это именно то, что можно было бы ожидать от сферической Земли. Если бы Земля была плоской, можно было бы ожидать, что вы сможете увидеть весь корабль, как только он станет видимым.
Измерение размера Земли
Лунные затмения также позволили получить еще одно ключевое представление о нашем доме здесь, на Земле. В 3 веке до нашей эры Аристарх Самосский рассудил, что может определить размер Земли на основе информации, доступной во время лунного затмения. Диаграмма справа иллюстрирует перевод его работы. Большой круг — это Солнце, средний круг — это Земля, а самый маленький круг — это Луна. Когда Земля находится между Солнцем и Луной, это вызывает лунное затмение, и измерение размера тени Земли на Луне предоставило ему часть информации, необходимой для расчета ее размера.
Эратосфен оценил окружность Земли около 240 г. до н.э. Он использовал другой подход, измерив тени, отбрасываемые в Александрии и Сиене, чтобы вычислить их угол относительно Солнца. Есть некоторые разногласия по поводу точности его вычислений, поскольку мы точно не знаем, какой длины были единицы измерения. Однако размер был относительно близок к реальному размеру Земли. Греки применяли математику, чтобы теоретизировать о природе своего мира. У них был ряд представлений о природе и мире, но во многих случаях они работали над тем, чтобы обосновать эти убеждения эмпирическим исследованием того, что они могли сделать из фактов.
Элементы и космология Аристотеля
Следуя традиции Платона и Эмпедокла до него, Аристотель утверждал, что существует четыре основных элемента: огонь, воздух, вода и земля. Нам трудно полностью понять, что это означало, поскольку сегодня мы думаем о материи совсем по-другому. В системе Аристотеля не было такого понятия, как пустое пространство. Все пространство было заполнено той или иной комбинацией этих элементов.
Аристотель утверждал, что эти элементы можно далее свести к двум парам качеств: горячему и холодному, влажному и сухому. Сочетание каждого из этих качеств привело к элементам. Эти качества могут быть заменены их противоположностями, которые в этой системе становятся тем, как происходят изменения на Земле. Например, при нагревании вода как бы превращается в пар, похожий на воздух.
Элементы в космической модели Аристотеля
В космологии Аристотеля каждый из этих четырех элементов (земля, вода, огонь и воздух) имел вес. Земля была самой тяжелой, вода менее тяжелой, а воздух и огонь самыми легкими. Согласно Аристотелю, более легкие вещества удалялись от центра вселенной, а более тяжелые элементы оседали в центре. В то время как эти элементы пытались разобраться в себе, чтобы достичь этого порядка, большая часть опыта включала смешанные сущности.
В то время как мы видели землю, огонь, воздух и воду, все остальное в мире в этой системе понималось как смесь этих элементов. С этой точки зрения переход и изменение в нашем мире произошли в результате смешения элементов. Для Аристотеля земное есть место рождения и смерти, основанное на этих элементах. Небеса — это отдельное царство, в котором действуют свои правила.
Блуждающие и неподвижные звезды в небесной области
В отличие от земной, небесная область неба имела принципиально иную природу. Глядя на ночное небо, древние греки обнаружили два основных вида небесных объектов; неподвижные звезды и блуждающие звезды. Подумайте о ночном небе. Кажется, что большинство видимых объектов движутся с одинаковой скоростью и располагаются точно так же ночь за ночью. Это неподвижные звезды. Кажется, они двигаются все вместе. Помимо них был набор из девяти объектов, которые вели себя по-разному: Луна, Солнце и планеты Меркурий, Венера, Марс, Сатурн и Юпитер двигались по разным системам. Для греков это были блуждающие звезды.
В этой системе вся Вселенная была частью большой сферы. Эта сфера была разделена на две части: внешнее небесное царство и внутреннее земное. Разделительной линией между ними была орбита Луны. В то время как земля была местом перехода и изменения, небеса оставались неизменными. Аристотель утверждал, что существует пятая субстанция, квинтэссенция, из которой состоят небеса, и что небеса представляют собой место совершенного сферического движения.
Неизменный небесный регион
По словам Аристотеля, «за все прошедшее время, до которого доходят наши унаследованные записи, не произошло никаких изменений ни во всей схеме самого дальнего неба, ни в какой-либо из его надлежащих частей». Важно иметь в виду, что во времена Аристотеля просто не существовало обширных коллекций данных наблюдений. Вещи, которые выглядели так, как будто они движутся по небу, например кометы, не представляли проблемы в этой модели, потому что их можно было объяснить происходящими в земной сфере.
У этой модели небес есть объяснение. Небесные сферы управлялись набором двигателей, отвечающих за движение блуждающих звезд. Считалось, что у каждой из этих блуждающих звезд есть «неподвижный двигатель», сущность, которая заставляет ее двигаться по небесам. Для многих греков этот движитель мог пониматься как бог, соответствующий любому существу на небесах.
Круги Птолемея на кругах
Клавдий Птолемей (90-168) накопил огромное количество астрономических знаний в своем доме в Александрии, Египет. Используя сотни лет наблюдений со времен Гиппарха и Евдокса, а также ряд астрономических данных, собранных вавилонянами, Птолемей разработал систему предсказания движения звезд, которая была опубликована в его основной астрономической работе 9. 0051 Альмагест . Успех Птолемея в синтезе и уточнении идей, а также усовершенствования в астрономии помогли сделать его Альмагест настолько популярным, что более ранние работы вышли из обращения. Переведенный на арабский и латинский языки, Альмагест стал основным текстом по астрономии на следующую тысячу лет.
Данные Птоломея
Альмагест заполнен таблицами. В этом смысле книга является инструментом, который можно использовать для предсказания положения звезд. По сравнению с более ранней астрономией книга гораздо больше ориентирована на то, чтобы служить полезным инструментом, чем представлять систему для описания природы небес. Попытки точно предсказать положение звезд с течением времени привели к созданию гораздо более сложной модели.
Модель Птолемея
Ко времени Птолемея греческие астрономы предложили добавить круги на круговые орбиты блуждающих звезд (планет, луны и солнца), чтобы объяснить их движение. Эти окружности на окружностях называются эпициклами. В греческой традиции небеса были местом идеального кругового движения, поэтому способ объяснить совершенство заключался в добавлении кругов. Это приводило к дезориентации иллюстраций.
Чтобы избежать сложной природы этого большого количества кругов, Птоломей добавил ряд новых понятий. Чтобы точно описать движение планет, ему нужно было использовать эксцентрические окружности. С эксцентрическим кругом центром орбиты планеты была бы не Земля, а какая-то другая точка. Затем Птолемею нужно было поместить эпициклы на другой набор кругов, называемых деферентами. Так планеты двигались по кругам, которые двигались по круговым орбитам. Птоломею также нужно было ввести экванты, инструмент, который позволял планетам двигаться с разной скоростью по мере того, как они двигались по этим кругам. Полученная модель была сложной, но обладала значительной предсказательной силой.
Космическое наследие Птолемея и Аристотеля
Птолемей стал представителем математической традиции, ориентированной на разработку математических моделей с предсказательной силой. Аристотель стал известен тем, что выдвинул физическую модель небес. Птолемей также был заинтересован в том, чтобы использовать свою модель неба для описания его физической реальности. Однако его самой важной работой были математические модели и данные, которые он использовал для предсказания движения небесных тел. Долгое время его имя было синонимом модели небес.
Мультивселенная — древняя идея
Исследовать
Мультивселенная — идея о том, что помимо нашей существует бесконечное множество других вселенных, — многим кажется не только странной, но и исключительно современной, возникшей из современной физики. Но на самом деле представление о том, что кроме нашего существует множество миров, является древним, насчитывающим не менее 2500 лет. Хотя мультивселенная никогда не постулировалась как таковая в трудах ранних мыслителей, она подразумевает усилия по решению какой-то другой проблемы, будь то метафизическая, теологическая или научная.
Вот некоторые ранние предшественники, которые могут вас удивить.
Древние мультивселенные
Самые ранние намеки на мультивселенную можно найти в двух древнегреческих философских школах, атомистах и стоиках. Атомисты, чья философия восходит к пятому веку до нашей эры, утверждали, что порядок и красота нашего мира были случайным продуктом столкновения атомов в бесконечной пустоте. Атомные столкновения также порождают бесконечное множество других, параллельных миров, менее совершенных, чем наш собственный.
В отличие от атомистов, описывавших реальность без обращения к божественному существу, стоики видели в космосе вечную, нерушимую душу. Но как объяснить очевидные изменения и разрушения, которые мы видим? Вселенная перерабатывает себя заново. Согласно третьему веку до н.э. философ-стоик Хрисипп из Соли, мир в конечном итоге выродится в своего рода эфирное ничто, но затем снова возродится в материальную форму, только для того, чтобы цикл повторялся до бесконечности.
Атомисты считали, что столкновения атомов порождают бесконечное количество параллельных миров, менее совершенных, чем наш собственный.
Хотя между этими двумя греческими философиями существуют резкие различия, их соответствующие идеи циклической и параллельной вселенных не обязательно исключают друг друга. В другой части древнего мира, около 100 г. н.э., ранние буддийские философы стремились описать космологию причинности, но без обращения к первопричине. Их решение? Наш мир — один из многих параллельных миров, каждый из которых проходит свой бесконечный цикл создания и разрушения.
Геоцентрический взгляд на космос Мощное влияние аристотелевской теории космоса, центрированной на Земле, веками препятствовало теории мультивселенной. Эта картина написана Бартоломеу Велью в 1568 году. Wikimedia Commons
У идеи множества миров также были свои древние скептики. И, пожалуй, самым выдающимся был Аристотель. В своей работе «На небесах » он утверждал, что Земля является центром вселенной, а все остальные небесные тела — луна, звезды и солнце — вращаются вокруг нее. Почему? Земля состоит из самого тяжелого элемента. Он утверждал, что если бы в центре Вселенной было более одного объекта, то элементу было бы трудно определить, куда ему упасть, чего, с точки зрения Аристотеля, не было. Аристотель также отвергал возможность существования других миров, поскольку говорил, что пространство не безгранично. Поскольку бесконечное пространство не имеет центра, а Земля действует как центр вселенной, не может быть, чтобы мир был бесконечно протяженным.
Средневековые мультивселенные
На рубеже первых тысячелетий персидский теолог аль-Газали утверждал в The Incoherence of the Philosophers , что вселенная случайна и не существует по необходимости. Таким образом, Бог несет ответственность за создание нашей упорядоченной, способствующей жизни вселенной. И поскольку Бог избрал из всех возможных миров актуализировать наш мир, мы должны быть благодарны. Некоторые ученые сегодня рассматривают аргумент аль-Газали как средневековый предшественник аргумента тонкой настройки, где Бог является оправданием того, почему законы физики так идеально приспособлены для жизни.
Созерцание Мультивселенной? Здесь изображен средневековый исламский философ Аверроэс, который придерживался идеи существования других миров, хотя они существуют только в разуме Бога. Wikimedia Commons
Вскоре после смерти аль-Газали андалузский философ Аверроэс опубликовал опровержение аль-Газали под метким названием « Непоследовательность непоследовательности ». Аверроэс отвергает веру аль-Газали в то, что наша вселенная логически обусловлена, и вместо этого защищает идею о том, что вселенная существует по необходимости. Вопреки утверждению Аль-Газали о том, что Бог мог выбрать любое количество бесконечных миров помимо нашего собственного, Аверроэс считает, что все подлинные возможности, которые могли бы быть реализованы, обязательно реализуются как текущее состояние мира. Это не означает, что он считал, что Бог актуализировал ряд других миров, кроме нашего собственного, хотя Аверроэс действительно открывает эту линию мышления, предвосхищая мультивселенную. Наоборот, он заключает, что у Бога не было другого выбора, кроме как актуализировать наш мир, что, по его словам, является единственной истинной возможностью.
Древние буддисты говорили, что наш мир — один из многих, каждый из которых проходит свой бесконечный цикл созидания и разрушения.
Идеи, подобные Мультивселенной, также встречаются в трактатах средневековых европейских философов. Возьмем, к примеру, английского ученого Роберта Гроссетеста, написавшего De Luce , математический трактат 1255 года, который, по мнению некоторых, предвосхищает современные идеи, такие как большой взрыв и физика света. В этой работе он рассматривал возможность существования других миров, помимо нашего. И хотя Гроссетест отрицал существование этих иных миров, его идеи создавали условия для размышлений о них.
«Средневековая мультивселенная на самом деле была загадкой, которую создал Гроссетест», — сказал Ричард Бауэр, космолог из Даремского университета. «Его решение состоит в том, что «нет, есть только одна вселенная, но она обладает дополнительной симметрией, которая выделяет реальную вселенную, в которой мы живем, из всех математических возможностей, которые существуют вокруг». Идеи Гроссетеста были исключительно дальновидными — слишком много так для некоторых. А папский эдикт 1277 года запретил сочинения Гроссетеста и на время положил конец размышлениям о мультивселенной.
Однако к 16 веку мультивселенная вернулась. В книге «О бесконечной Вселенной и мирах » Джордано Бруно порвал с геоцентрической точкой зрения католической церкви и написал, что у Вселенной нет ни центра, ни окружности. Он также постулировал, что количество возможных миров, существующих во Вселенной, бесконечно, как и количество земель и солнц. Бруно также вообразил себе природу этих других миров, сказав, что «существует бесконечное множество миров, подобных нашему». Эта фраза имеет сходство с некоторыми современными теориями мультивселенной, в которых детали параллельных миров немного различаются, но законы природы остаются прежними.
В очередной раз идеи бесконечных миров оказались еретическими для католической церкви, и в дополнение к запрету работ Бруно церковь также казнила его.
Мультивселенная раннего Нового времени
В своем «Рассуждении о метафизике» Готфрид Вильгельм Лейбниц разработал понятие «возможных миров», которое возникло из вопроса о том, какой мир Бог изберет для создания. По его мнению, Бог был ограничен в рассмотрении множества миров, которые не противоречили друг другу и чьи законы физики были непротиворечивы. Хотя эти возможные миры существуют в разуме Бога, Лейбниц считал, что благость Бога требует, чтобы он воплотил в физическое существование только «лучший из всех возможных миров» — наш мир.
Несмотря на то, что Гроссетест отрицал существование других миров, он создал условия для размышлений о них.
Не всех убедила метафизическая гимнастика Лейбница. А французский сатирик Вольтер классно возразил, что преступность и стихийные бедствия являются достаточным доказательством того, что наш мир не может быть лучшим из всех возможных миров.
Хотя теории этих давних мыслителей могут показаться нам загадочными, а в некоторых случаях ненаучными из-за их опоры на теологию, поразительно, насколько идея многих миров была с нами почти с самого начала письменной истории человечества. И хотя мы продвинулись в своих знаниях о нашем месте во Вселенной дальше, чем наши древние предки, в некотором смысле мы все еще прослеживаем шаги наших предшественников в тех же метафизических кроличьих норах.
Дополнительная литература
Рубинштейн, М. Мир без конца: множество жизней мультивселенной Columbia University Press , Нью-Йорк, штат Нью-Йорк (2014).
Маор, Э. В бесконечность и дальше: культурная история бесконечности Princeton University Press, Принстон, Нью-Джерси (1987)
Корсмейер, К. Является ли Панглосс Лейбницем? Философия и литература 1 , 201-208 (1977).
Главное изображение: Фламмарион Ксилография, 1888 Кредит: Викисклад
Мэтью Седакка
Опубликовано 30 января 2017 г.