Духовная жизнь: Рубрика «Духовная жизнь» — Пять ступеней веры
Содержание
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ. С ЧЕГО НАЧАТЬ? — Официальный сайт Уваровской епархии
Многие из нас сегодня живут привычной жизнью: в суете и заботах. Однако рано или поздно наступает момент, когда человек прозревает, приходит к осознанию того, что все земное богатство – будь то молодость, красота, деньги, слава – временно. А вечна лишь наша бессмертная душа и о ней мы должны позаботиться в первую очередь.
Сегодня со священником Владимиром Авсеенко, благочинным Мучкапского церковного округа, мы поговорим на тему: НАЧАЛО ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ.
— Отец Владимир, что такое духовная жизнь? Для чего она нужна?
— Духовная жизнь является определяющим фактором для человека и человечества в целом. Тело — это только одна наша часть, оно является хранительницей души – главной составляющей человека. Как для поддержания тела ежедневно требуется пища, так и для души необходимо питание, но питание иное — духовное. Оно складывается из участия в богослужебной жизни Церкви, в ее Таинствах, прежде всего, Таинствах Исповеди и Причащения, в доброделании, в домашней молитве, чтении Евангелия и духовной литературы.
Духовная жизнь — это жизнь с Богом. От Бога нас отделяют лишь наши грехи, они создают преграду между нами и Господом. Чтобы разрушить эту преграду, мы должны вести постоянную борьбу с грехом в себе, избавляясь от пагубных пристрастий.
Желание жить духовно заложено в каждом из нас, независимо от веры и национальности. Господь определил для человека высшую степень понимания добра и зла — совесть, которая определяет нашу нравственную жизнь. И вот по совести в каждом человеке определяется так называемая жажда духовной жизни. Однако, сегодня человек, получив неправильный ориентир в жизни, начинает искать истину в другом. Он ищет справедливости в жизни. Но ее как таковой в мире не найти. Сколько у нас населения сейчас? Около семи миллиардов человек; и у каждого своя правда, и каждый ищет ее. А где же на самом деле истина? А Истина одна — Христос, Который говорит, что «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14,6).
— Как начать совершенствоваться обычному человеку, который никогда не жил духовной жизнью?
— Очень важно, чтобы основы духовной жизни закладывались в семье, в процессе воспитания. При этом воспитание начинается не тогда, когда ребенок подрастает, становится сознательным, а сразу же после зачатия. Духовная жизнь будущей мамы в этом случае является правильным основанием для формирования личности ее ребенка.
Семья – это главное в начале духовного пути. Однако, если человек вырос в неверующей семье и никогда не жил духовной жизнью, то первым шагом на пути к Богу станет его четкое осознание, что жизнь на земле обязательно закончится и за чертой смерти ему предстоит дать неизбежный ответ за прожитые годы. Исключений нет – это участь и верующих, и атеистов. После такого осознания человеку нужно понять, что главной помощницей в деле спасения его души станет Церковь.
Каждое растение питается от корней своих. Так же и человек– если он оторвется от корней – от веры, православных традиций, тогда потеряет свое назначение. А это очень опасно, потому как это приводит к деградации личности, к бедствиям, революциям…
— Правила прохождения духовного пути индивидуальны для каждого человека или они подчинены какому-то общему принципу?
— Конечно, у каждого человека в жизни своя дорога, свой путь ко спасению. Но главная задача каждого из нас — подготовить себя к жизни вечной. Жизнь, которую мы проживаем на земле, до обидного мала. Мы же читаем Псалтирь, знаем, как Господь говорит нам через царя Давида, что «жизнь наша семьдесят, аще в силах — восемьдесят лет и многие из них — труд и болезнь» (Пс.89,10).
Из Священного Писания нам известно, что первые люди жили девятьсот с лишним лет, а сегодня мы пребываем на земле очень недолго, и в этот короткий срок нужно успеть сделать как можно больше доброго, а главное – жить по совести.
Как жить духовной жизнью в современном мире? Мы не должны бежать от мира в его прямом понимании, потому что мы в нем живем, мы — его часть. Однако мы обязаны бежать от пороков и страстей, которые сопутствуют миру. Как? Жизнью воздержанной. Церковь, как любящая мать, помогает нам в этом, устанавливая четырежды в год многодневные посты. Церковь постоянно напоминает: «Человек, опомнись, для чего ты живешь? Воздержись!». При этом главным является воздержание духовное. Так, в Священном Писании мы читаем: «Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Кто хочет иметь счастье и благоденствие, тот должен связать руки от дурных дел, а уста свои закрыть от дурных слов.
Нужно только начать идти к Богу. Сам Господь говорит нам: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11,28).
— Какой совет Вы дадите тем, кто впервые в жизни решил начать молиться и поститься? Как определить свою меру?
— Для начала нужно приложить какое-то усилие воли, поставить себе цель — жить по совести. По свободной воле человек может многое делать: молиться — не молиться, поститься – не поститься… Помните, когда по обе стороны от Христа были распяты два разбойника, поносящие Христа, один из них вдруг опомнился и сказал: «Достойное по делам нашим приемлем, помяни мя Господи во Царствии Твоем» (Лк.23,41–42), и услышал ответ от Господа: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лук. 23:43). А что же второй? Тот продолжал поносить Христа. Господь мог бы сказать и второму: «Опомнись!». Но нет, Он уважает свободную волю человека.
Дар, который вручил нам Господь — свободную волю — это удивительный дар. Свобода — это когда есть право выбора. Главное — сделать правильный выбор в жизни, чтобы добро, а не разрушающее зло, стало ее главной составляющей.
Что касается меры молитвы и поста для новоначальных, то нужно помнить, что младенец нуждается в грудном молоке, по мере возрастания ребенок принимает более твердую пищу и так далее. Так и в духовной жизни: человек, только встающий на путь духовного совершенствования, начинает с самого малого. Лучше, если он придет в храм и вместе со священником определит для себя молитвенную меру, степень постного воздержания, которые сможет понести. Нужно только сделать первый шаг и призвать на помощь Бога: «Господи, помоги мне», а остальное Господь устроит. Разумеется, при участии нашей воли.
Молиться нужно утром и вечером, а также перед вкушением пищи и после трапезы нужно вспоминать о Боге. Перекрестившись, кратко просить у Него благословение на всякое дело. А Господь на хорошее дело всегда укрепит, от дурного — оградит.
— Назовите наиболее характерные ошибки в самом начале духовного пути.
— По неопытности человек может очень много на себя взять, чрезмерно обременив себя. Особенно это касается поста: воздержанность в пище, питие или непосильный молитвенный подвиг. Человек духовно надрывается и ослабевает, от чего впоследствии могут быть и разочарование, и болезни. Чтобы не допустить этого, нужно руководствоваться советами священника.
— С какими препятствиями может столкнуться начинающий духовную жизнь?
— Препятствие — это, прежде всего, я сам. Сам с собой человек борется всегда. Ведь в нас помимо духовного начала есть и вторая сторона – печать первородного греха, склонность ко всему порочному. Чтобы искоренить в себе это, необходимо помнить свое предназначение на земле. Нужно идти спасительным путем исполнения евангельских заповедей, ожидая и веруя, что после смерти мы перешагнем порог Отчего дома и наследуем Царство Небесное.
— Когда начало духовной жизни положено, как удержаться, не сойти с правильного, спасительного пути?
— Нужно приходить в храм не от случая к случаю. Нужно быть частью Церкви. В Церкви — Таинства, которыми мы живем.
Ничего само по себе не происходит в нашей жизни. Господь все так премудро устроил, установил все законы нашего бытия. И только от нашего неверия, потребительского отношения к жизни Господь попускает в различных территориях засухи, наводнения, землетрясения — это же глас трубы вразумляющий: «Одумайся, человек!». А нам все кажется, что это не с нами происходит.
Вспомните библейскую историю, когда упала башня и убила восемнадцать человек. Господь сказал: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.13,4-5). Понимаете? Погибнете! Это значит — не будете иметь жизни будущего века. Это очень опасно. Поэтому, пока есть время — будем исправлять свой жизненный путь через покаяние и отвращение греховных привычек. Надо только начать, а Господь поможет…
— Благодарим Вас, батюшка, за интересную и познавательную беседу.
Духовная жизнь общества
Важность духовной культуры
Духовная жизнь общества выступает важной стороной его функционирования и развития. Если она наполнена богатым содержанием, то жизнь людей протекает в условиях благоприятной духовной атмосферы и хорошего морально-психологического климата. Но иногда духовная жизнь общества бывает бедной и маловыразительной, а иногда в обществе и вовсе царит бездуховность.
Последнее является серьезной проблемой, на которую обращают внимание многие исследователи, писатели и другие представители духовной культуры.
Пример 1
Ряд авторов отмечают, что мировоззрение современного западного общества, «строго говоря, не совместимо ни с каким понятием о духовности». Единственное, что имеет значение для западного общества, — это материальные интересы, которые являются основным символом современного потребительского общества
Через содержание духовной жизни общества можно судить о степени проявления его подлинно человеческой сущности. Это объясняется тем, что только человеку свойственна духовность: именно она выделяет и возвышает человеческую расу над остальным миром.
Элементы духовной жизни общества
Духовную жизнь общества справедливо можно назвать сложным явлением. Она не ограничивается тем или иными проявлениями людского сознания, мыслей и чувств человека, но при этом сознание есть стержень духовной жизни отдельного человека и общества в целом.
Среди основных элементов духовной жизни общества выделяют:
- духовные потребности людей, которые направлены на создание и потребление определенных духовных ценностей,
- сами духовные ценности,
- духовная деятельность по созданию духовных ценностей и в целом духовное производство;
- духовное потребление как потребление духовных ценностей,
- духовные отношения между людьми, в том числе проявления их межличностного духовного общения.
В основе духовной жизни общества лежит духовная деятельность. Допустимо ее рассматривать в качестве деятельности сознания, в результате которой у людей появляются различные мысли и чувства, формируются их образы и представления о социальных и природных явлениях. В процессе этой деятельности у людей складываются те или иные взгляды на окружающий мир, научные идеи и теории, эстетические, моральные и религиозные воззрения, которые находят свое воплощение в нормах поведения и моральных принципах, творениях народного и профессионального искусства, религиозных ритуалах, обрядах и пр.
Все это выражается в соответствующих духовных ценностях, в качестве которых выступают различные взгляды людей, научные идеи, теории и гипотезы, художественные произведения, религиозное и моральное сознание, и, наконец, само по себе духовное общение людей и складывающийся при этом морально-психологический климат, например, в семье, в коллективе, в межнациональном общении и в целом в обществе.
В качестве особого вида духовной деятельности выступает распространение духовных ценностей, чтобы как можно больше количество людей могли их усвоить. Это играет определяющую роль в повышении грамотности общества и его духовной культуры.
Особое значение при этом имеют многие учреждения науки и культуры, а также деятельность по образованию и воспитанию, и неважно, осуществляется она в школе, институте, семье или же в трудовом коллективе на производстве и т. п. В результате такой деятельности формируется духовный мир многих людей, и, следовательно, происходит обогащение духовной жизни всего общества.
В качестве основных побудительных сил духовной деятельности выступают духовные потребности. Они представляют собой внутренние побуждения личности к духовному творчеству, созданию духовных ценностей и их потреблению, а также к духовному общению.
Основной характеристикой духовных потребностей можно назвать объективность по содержанию. Они обусловлены всей совокупностью жизненных обстоятельств и выражают объективную необходимость для человека осваивать с духовной позиции окружающий его природный и социальный мир.
Однако духовные потребности субъективны по форме, поскольку они предстают как проявления внутреннего мира человека, а также индивидуального и общественного сознания и самосознания.
Духовные потребности имеют различную социальную направленность, которая определяется характером существующих отношений в обществе, в том числе нравственных, религиозных, эстетических и др. , уровнем духовной культуры людей, пониманием ими смысла своей жизни, их социальными идеалами. Совмещенные с волей людей духовные потребности являются мощной побудительной силой социальной активности общества во всех сферах жизнедеятельности.
Существенная часть духовной жизни общества заключена в духовном потреблении. Имеется в виду потребление духовных благ, или духовных ценностей, как говорилось выше. Духовное потребление нацелено на удовлетворение духовных потребностей.
Предметы духовного потребления, среди которых есть произведения искусства, религиозные, моральные ценности и пр., формируют соответствующие потребности. Таким образом, разнообразие явлений и предметов духовной культуры общества обуславливает формирование разнообразных духовных потребностей личности.
В некоторой степени духовное потребление может быть стихийным, т.е. никем не направляемым, и человек по своему усмотрению выбирает себе духовные ценности. Также самостоятельно он к ним приобщается, хотя данный процесс все равно происходит под влиянием определенного уклада жизни того или иного общества.
Духовное потребление можно навязать. В современном мире это делает реклама, средства массовой культуры и т.д. Они манипулируют сознанием общества, что приводит к определенному усреднению вкусов и стандартизации потребностей многих людей.
Однако не всякое сознательное формирование духовных потребностей связано с манипулированием личностным и групповым сознанием. В подлинных духовных ценностях: художественных, нравственных, познавательных и др. – этот процесс вполне целесообразен, поскольку он является целенаправленным созиданием и обогащением духовного мира общества.
Сегодня остро стоит задача повышения уровня культуры духовного потребления. Для этого необходимо воспитывать потребителя через приобщение к истинной духовной культуре. В этих целях следует обогащать и развивать духовную культуру общества, обеспечивать ее доступность, делать интересной для каждого.
Духовные отношения опосредуют производство и потребление духовных ценностей. Они являются, по сути, отношением человека непосредственно к определенным духовным ценностям (отвержение или одобрение), а также его отношением к другим людям, с точки зрения их взаимодействия с этими ценностями – производство, распространение, потребление, защита.
Любая духовная деятельность опосредуется духовными отношениями. Основываясь на этом постулате, можно выделить следующие виды духовных отношений
- познавательные,
- эстетические,
- нравственные,
- религиозные,
- духовные.
Определение 1
Духовные отношения – это, прежде всего, отношения чувств и интеллекта человека к определенным духовным ценностям и, в конечном счете, – ко всей действительности. Ими от начала до конца пронизана духовная жизнь общества
Проявлением духовных отношений, установившихся в обществе, является повседневное межличностное общение людей, в том числе семейное, производственное, межнациональное и т.п. Иными словами они создают эмоционально-психологический и интеллектуальный фон межличностного общения и во многом обусловливают его содержание.
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Что такое духовная жизнь и почему она важна?
Все мы знаем, что такое физическая жизнь и как ее поддерживать. В наши дни многие спорят о том, когда начинается физическая жизнь, но христиане верят, что, согласно Библии, биологическая или физическая жизнь начинается с зачатия (Псалтирь 139:13-16). Для поддержания физической жизни необходимы воздух, сон, пища, вода, одежда и кров. Лишите себя любой из этих вещей (особенно воздуха), и вы начнете терять свою физическую жизнь или качество жизни.
Иисус сказал им: Истинно говорю вам, если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеют жизнь вечную, и Я воскрешу их в последний день. Ибо моя плоть — настоящая пища, а моя кровь — настоящее питье. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в них. Как живой Отец послал меня и я живу благодаря Отцу, так и тот, кто питается мной, будет жить благодаря мне. Это хлеб, сошедший с небес. Твои предки ели манну и умерли, а кто будет питаться этим хлебом, тот будет жить вечно» (Иоанна 6:53-58).
Что такое духовная жизнь?
Но что такое духовная жизнь и что ее поддерживает? Духовная жизнь — это просто жизнь, прожитая в Боге и с Богом. Как физическая жизнь начинается, когда начинает биться наше физическое сердце, так и наша духовная жизнь начинается, когда начинает биться наше духовное сердце. В частности, духовная жизнь начинается, когда мы «рождаемся свыше».
В третьей главе Иоанна рассказывается о разговоре Иисуса с религиозным лидером по имени Никодим. Никодим, конечно, был жив физически, но, хотя он и был лидером религиозной общины, он еще не был по-настоящему жив духовно (имеется в виду, что религиозное не равно духовному). Эта история дает нам ключ к пониманию того, как обладать духовной жизнью. Найдите минутку, чтобы прочитать их разговор:
Был фарисей, человек по имени Никодим, член еврейского правящего совета. Он пришел к Иисусу ночью и сказал: «Равви, мы знаем , что вы учитель, пришедший от Бога. Ибо никто не мог бы совершать знамения , которые вы делаете, если бы не Бог».
Иисус ответил: «Истинно говорю вам, никто не может увидеть Царствия Божия, если не родится свыше».
«Как человек может родиться в старости?» — спросил Никодимус. «Неужели они не могут вторично войти в утробу матери своей, чтобы родиться!»
Иисус ответил: «Истинно говорю вам: никто не может войти в Царство Божие, если не родится от воды и Духа. Плоть рождает плоть, а Дух рождает дух. Не удивляйтесь тому, что я говорю: «Вы должен родиться заново.’ Ветер дует, куда хочет. Вы слышите его звук, но не можете сказать, откуда он исходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Иоанна 3:1–8).
По сути, Иисус сказал Никодиму, что тот, кто только рожден от плоти, обладает лишь физической жизнью; но есть другой тип жизни — вечная жизнь, которой обладает Сам Бог! Чтобы обладать этой духовной жизнью, нужно родиться свыше — во второй раз от Духа Божьего. Это может показаться очень сложным, но в Иоанна 3:16 все разбивается и делается настолько простым, что даже ребенок может понять и принять это.
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Иоанна 3:16).
В шестой главе Иоанна Иисус беседовал с другой группой религиозных людей и объяснял им, что требуется для поддержания этой духовной жизни. Если вы не будете есть и пить физическую пищу и воду, у вас больше не будет физической жизни. Точно так же, если вы, говоря духовным языком, не будете есть и пить плоть и кровь Сына Человеческого, Иисуса, у вас не будет духовной жизни.
Суть Иисуса была аналогией, имеющей духовное, а не буквальное значение. . . вера в Его жертвенную смерть на кресте [необходима] для вечной [или духовной] жизни. Поедание Его плоти и питье Его крови метафорически символизируют необходимость принять крестный труд Иисуса (Учебная Библия Джона Макартура).
К. С. Льюис в своей книге Beyond Personality (позже объединенной с Дело в пользу христианства и Христианское поведение , чтобы сформировать классическое Простое Христианство ), различает биологическую жизнь, которую он называет Биос , и духовную жизнь, которую он называет Зоя . Он определяет Zoe как «Духовную жизнь, которая находится в Боге от вечности и которая создала всю природную вселенную». Он использует метафору людей, обладающих только Биосами, как статуи:
Человек, который изменился от Биоса к Зои, претерпел бы такое же большое изменение, как статуя, которая превратилась из резного камня в настоящее существо. человек. И это как раз то, о чем христианство. Этот мир — мастерская великого скульптора. Мы статуи, и по магазину ходят слухи, что некоторые из нас когда-нибудь оживут.0014 (К.С. Льюис, Beyond Personality ).
Все предложение, которое делает христианство, заключается в том, что мы можем, если позволим Богу действовать по Его пути, прийти к участию в жизни Христа. Если мы это сделаем, тогда мы разделим жизнь, которая была рождена, а не создана, которая всегда существовала и всегда будет существовать (Льюис).
Как это важнее всего?
Но никто не сказал это лучше, чем Сам Иисус: Кто верит в НЕГО, тот будет иметь жизнь вечную! Прийти к истинной вере в Него — значит «родиться свыше», перейти от простой физической жизни к духовной жизни! Это важно понять: нельзя добавлять духовную жизнь к физической жизни; скорее это торговля.
Вы должны обменять свою земную природу или физическую жизнь на духовную жизнь, предлагаемую Богом через Христа. Это не обновление и не обновление до жизни 1.0; это совершенно новый способ жизни жить в Духе Божьем.
Иисус сказал, «I AM AM Way и Истина и Life. Никто не приходит на «Отче, кроме как через меня» (Иоанна 14:6).
Духовная жизнь возможна только через веру в Иисуса Христа, и она меняет все. Что поддерживает эту духовную жизнь, так это Сам Христос. Мы должны научиться полагаться на Него во всем. Он называет Себя Хлебом Жизни.
В молитве «Отче наш» нас учат просить у Него «хлеба насущного» или пропитания. Это действительно тайна, и тем не менее Библия дает нам все необходимое, чтобы понять ее и воплотить в жизнь.
Его божественная сила дала нам все необходимое для благочестивой жизни через познание Призвавшего нас славою Своею и благость (2 Петра 1:3).
Чтобы иметь духовную жизнь, верьте в Иисуса! Ответ только в Нем.
Фото: ©Unsplash/timwildsmith
Кристи Уокер была миссионером в Берлине, Германия, более 15 лет работала в международной церкви в качестве директора студенческого служения. Она автор двух книг — Разочарование: тонкий путь от Христа и убеждения. Применение библейских принципов к жизненному выбору.
10 способов взращивания духовной жизни
Высшая цель любого духовного пути — отречение. Хотя вы можете ассоциировать слово сдаться с поражением или слабостью, это самое мощное духовное действие, предлагающее вам бесконечную свободу и возможности. Сдача — это вера в то, что Бог, Вселенная или высший разум могут совершить что угодно, даже если вы не можете предвидеть исход ситуации.
На уровне духа всегда все складывается идеально, и вам не нужно бороться или форсировать ситуацию. Только ваше эго-разум считает вас изолированной личностью, пытающейся выжить во враждебном мире. По правде говоря, вы духовное существо. Когда вы сдаетесь Духу и слушаете голос своего более глубокого разума, вы заканчиваете борьбу. Вы освобождаетесь от страха и сомнений и избавляетесь от препятствий, созданных вашим эго.
Весь духовный путь можно описать как обучение отпусканию, но отпустить все сразу невозможно. Это путь множества маленьких шагов, процесс замены автоматических реакций углубленным осознанием. Вот рекомендации по пути, которые оказались эффективными лично для меня и которые, я думаю, сработают для многих людей:
1.
Знай свои намерения.
Ваша судьба — двигаться в направлении своей души, а топливо, которое заставляет судьбу двигаться, — это намерение. Каждый день имейте намерение отпускать еще немного, закрывая разрыв разделения, который является всего лишь иллюзией эго. Также разоблачите свои ложные намерения, которые принимают форму виноватых желаний: Я хочу, чтобы кто-то другой потерпел неудачу. Я хочу отыграться. Я хочу взять что-то не свое.
Ложные намерения могут быть неуловимыми, но вы можете распознать их по тону чувств, который они несут, включая страх, жадность, ярость, безнадежность и слабость. Сначала почувствуйте это чувство, не поддавайтесь ему, а затем оставайтесь в сознании, пока не обнаружите скрывающееся за ним намерение.
2. Ставьте перед собой высокие цели.
Стремитесь быть святым и чудотворцем. Почему бы нет? Если вы знаете, что целью внутреннего роста является приобретение мастерства, то просите об этом мастерстве как можно скорее. Не напрягайтесь, чтобы творить чудеса, но и не отказывайте в них себе. Начало мастерства — видение; видеть чудеса вокруг себя, и это поможет расти большим чудесам.
3. Увидеть себя в свете.
Эго держит тебя в своих руках, заставляя тебя чувствовать себя нуждающимся и бессильным. Из этого чувства нехватки вырастает жажда приобрести все, что попадается на глаза. Деньги, власть, секс и удовольствия должны заполнить пустоту, но они никогда этого не делают. Вы можете избежать этой болезненной иллюзии, если увидите себя в свете. Единственная разница между вами и святым в том, что ваш свет мал, а свет святого велик. Вы оба из света.
4. Увидеть всех в свете.
Все живут в одном свете. Когда вы испытываете искушение осудить другого человека, независимо от того, насколько очевидно, что он или она этого заслуживает, напомните себе, что каждый делает все возможное, исходя из своего собственного уровня сознания.
5. Укрепляйте свои намерения каждый день.
Повседневная жизнь представляет собой своего рода клубящийся хаос, и эго укоренилось в своих требованиях. Вам нужно день за днем напоминать себе о своей духовной цели. Некоторым людям полезно записывать свои намерения; для других полезны периоды регулярной медитации и молитвы. Найдите свой центр, внимательно посмотрите на себя и не отпускайте свое намерение до тех пор, пока оно не почувствует себя сосредоточенным внутри вас.
6. Прости себя.
Все мы попадаем в ловушки эгоизма и заблуждений, когда меньше всего этого ожидаем. Случайное замечание, что раны, неосторожная ложь и непреодолимое желание обмануть универсальны. Простите себя за то, что вы там, где вы есть. Примените к себе то же изречение, что и к другим: 90–192 Я делаю все, что могу, на своем уровне сознания. Мне нравится определение совершенного ученика, данное одним духовным учителем: «Тот, кто всегда спотыкается, но никогда не падает» 9.0003
7. Научитесь отпускать.
Парадокс духовности заключается в том, что вы всегда ошибаетесь и всегда правы одновременно. Вы правы, когда пытаетесь познать Бога, но ошибаетесь, думая, что завтра ничего не изменится. Каждая стадия внутреннего роста хороша и взращена Богом, но когда приходит время двигаться дальше, не стесняйтесь отпускать.
8. Почитай святое.
Возможно, вы воспитаны скептически по отношению к священному. В нашем обществе мало кто тратит много времени на изучение огромного богатства Священных Писаний мира. Но святые и человеческие представители Бога — это бесконечное сокровище. Погружение в это сокровище поможет вам открыть свое сердце. Слова святого или мудреца могут быть подходящим удобрением именно в тот момент, когда ваша душа хочет расцвести.
9. Позвольте Духу вести.
Большинство людей пристрастились к беспокойству, контролю, микроменеджменту и сомнениям. Не поддавайтесь искушению следовать этим тенденциям. Не слушайте голос, который говорит, что вы должны быть главными, что постоянная бдительность — единственный способ добиться цели. Вместо этого позвольте Духу попробовать новый способ и будьте готовы к экспериментам. Стремитесь к тому, чтобы все получилось так, как должно, затем отпустите ситуацию и позвольте возможностям появиться на вашем пути.