Двуглавый орел символизирует: Каково значение двуглавого орла? / Православие.Ru

Разное

Каково значение двуглавого орла? / Православие.Ru


Двуглавый орел – один из древнейших и
распространенных символов власти. Ему не менее пяти тысяч
лет, и он возникает одновременно с первыми на земле
государствами. Этот символ получил множество трактовок, но
какой смысл ему придавали изначально?

Издревле орел был солярным
символом – образом солнца.
Именно поэтому он стал также божественным или царским
знаком. Львиноголовый орел Анзуд у шумеров
изображался поражающим змею. Орел считался птицей
бога грозы Ашшура у ассирийцев, Зевса – у
греков и Юпитера – у римлян. В Ветхом Завете
орел выступает очень многогранным символом. С орлом
сравнивается Сам всесильный и любящий Бог
Израиля
: «Когда Всевышний давал уделы
народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил
пределы народов по числу сынов Израилевых; ибо часть
Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его. Он
нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой,
ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу
ока Своего; как орел вызывает гнездо свое, носится
над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет
их и носит их на перьях своих, так Господь один водил
его, и не было с Ним чужого бога» (Втор. 32:
8–12). Орел может быть исполнителем
Божией воли
: «Я воззвал орла от
востока, из дальней страны, исполнителя определения
Моего» (Ис. 46: 11). Орел также олицетворяет
грозную непреодолимую силу: «И
будет Моав посмеянием и ужасом для всех окружающих
его, ибо так говорит Господь: вот, как орел, налетит
он и распрострет крылья свои над Моавом. Города будут
взяты, и крепости завоеваны, и сердце храбрых
Моавитян будет в тот день, как сердце женщины,
мучимой родами» (Иер. 48: 39–41). Но орел
также может быть и символом гордыни:
«Ибо вот, Я сделаю тебя малым между народами,
презренным между людьми. Грозное положение твое и
надменность сердца твоего обольстили тебя, живущего в
расселинах скал и занимающего вершины холмов. Но,
хотя бы ты, как орел, высоко свил гнездо твое, и
оттуда низрину тебя, говорит Господь» (Иер. 49:
15–16). Не случайно трехглавый орел в
неканонической III книге Ездры (гл. 11–12)
олицетворяет власть земных царств. Позднее, уже в
христианской символике, орел стал олицетворением
горнего мира, знаком евангелиста
Иоанна Богослова. Орлецы – ковры с изображением
двуглавого (в Византии) или одноглавого (в России)
орла, парящего над градом, – стали символом
епископской власти.
Двуглавие в древности было
символом небесного свода, солнечного рассвета и
заката. Двуликий Янус изначально почитался римлянами
как бог солнца и небосвода. В «Ригведе»
ту же роль играли близнецы-всадники Ашвины, в
греческой мифологии – братья Диоскуры: Кастор и
Полидевк.

Солярная символика была основной у индоевропейцев. Около
1800 года до Рождества Христова, во времена Авраама, в
Малой Азии и Сирии возникло первое индоевропейское
государство в мировой истории – Хеттское царство,
успешно боровшееся с египетскими фараонами. Хетты
упоминаются в Книге Бытия (гл. 23) как радушные соседи
Авраама в Ханаане. Придя в Малую Азию с Балкан, хетты
позаимствовали здесь изображение двуглавого орла. Он был
очень популярен на Ближнем Востоке уже в III тысячелетии
до Рождества Христова. Изначально двуглавый орел
символизировал шумерского бога войны Нинурту. Хетты
увенчали орла царской короной. Царь у хеттов именовался
«солнцем», а двуглавый орел становился, таким
образом, символом обожествляемой царской власти. У хеттов
орел изображался с зайцами в когтях. Зайцы были символом
сумерек, тьмы, зла. Орел, схвативший зайцев, выступал
олицетворением победы царя над его врагами, света над
тьмой, добра над злом. Идея благородства и справедливости
царя была крайне важной в хеттской государственной
идеологии. Один из великих хеттских царей Телепинус (XVI
в. до Р.Х.) так завещал своим потомкам: «Отныне кто
после меня царем станет, то пусть его братья, его сыновья,
его свойственники, люди его рода и его воины да будут
собираться вместе. И ты, будущий царь, придешь в страну
врагов, сильной рукой покоришь. Но так не говори: “Я
отпускаю без наказания”, если на самом деле ты
ничего не прощаешь, а притесняешь. Не убий никого из рода.
Это не ведет к добру»[1].

От хеттов двуглавого орла
заимствовали мидийцы, персы, арабы, армяне,
турки-сельджуки, монголы, а также византийцы. В XII
веке в Западной Европе возникают государственные
геральдические символы – гербы. На различных
европейских гербах двуглавый орел появляется уже в
XIII веке. В это же время он становится гербом
Сербии, позднее также Черногории, Албании,
использовался он в Черниговском и Тверском
княжествах. В начале XV века черный двуглавый орел
появляется и на гербе «Священной Римской
империи германской нации», в 1806 году его
унаследовала Австрийская (с 1867 –
Австро-Венгерская) империя, распавшаяся после
поражения в Первой мировой войне.
В Византии (Ромейской державе)
государственного герба как такового не существовало.
Однако золотой двуглавый орел на красном поле был
личным символом последней византийской династии
– Палеологов. Племянница последнего императора
Константина XI Зоя привезла его с собой в Москву в
1472 году, но на государственной печати ее мужа Ивана
III он появляется лишь с 1497 года. Это, скорее
всего, объясняется двумя причинами. С 1489 года были
установлены дипломатические отношения России с
империей Габсбургов, причем император
«Священной Римской империи» признал
московского государя равным себе,
«братом». Таким образом, Иван Васильевич
мог претендовать на использование императорской
символики – двуглавого орла. Кроме того, в 1494
году старший брат Зои Андрей, имевший
преимущественные права на византийский престол,
продал их французскому королю. Второй брат Мануил еще
ранее отказался от своих прав в пользу османского
султана. Таким образом, законной наследницей
оставалась лишь московская государыня Зоя (Софья
Фоминична), ее муж, сын Василий III и последующие
потомки.
  

Русский двуглавый орел, подобно палеологовскому и
габсбургскому, изображался то с раскрытыми лапами, то
державшим крест, меч или державу. С XVII века утверждается
новый образ – с державой и скипетром. При Петре I
цвет орла становится черным. Неизменным еще с хеттских
времен было лишь увенчание орла одной, двумя или тремя
коронами – главным царским атрибутом. Символика орла
сочеталась с идеей Третьего Рима, как она была выражена в
1523–1524 годах старцем псковского Спасо-Елеазарова
монастыря Филофеем[2]. Когда знаменитый старец писал
о том, что «два убо Рима падоша, а третий стоит,
а четвертому не быти», он говорил не о предмете
для гордости, а о величайшей ответственности России:
четвертому Риму не бывать не потому, что третий Рим
будет стоять вечно, – а мир простоит лишь
столько, сколько продержится хранящий православную веру
третий Рим.
А потому двуглавый орел – не
символ самопревозношения, но знак стремления к
исполнению Божией воли.

Можно лишь повторить слова пророка Исаии, которые имеют
отношение ко всем нам: «Кому уподобите Меня, и [с
кем] сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны?
Высыпают золото из кошелька и весят серебро на весах, и
нанимают серебряника, чтобы он сделал из него бога;
кланяются ему и повергаются перед ним; поднимают его на
плечи, несут его и ставят его на свое место; он стоит, с
места своего не двигается; кричат к нему, – он не
отвечает, не спасает от беды. Вспомните это и покажите
себя мужами; примите это, отступники, к сердцу; вспомните
прежде бывшее, от [начала] века, ибо Я Бог, и нет иного
Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет
в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось,
говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я
сделаю. Я воззвал орла от востока, из дальней страны,
исполнителя определения Моего.
Я сказал, и приведу
это в исполнение; предначертал, и сделаю. Послушайте Меня,
жестокие сердцем, далекие от правды: Я приблизил правду
Мою, она не далеко, и спасение Мое не замедлит; и дам
Сиону спасение, Израилю славу Мою» (Ис. 46:
5–13).


Двуглавый орел — это не двуликий янус

ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ — ЭТО НЕ ДВУЛИКИЙ ЯНУС

Исторически появление двуглавого орла в качестве государственного герба России совпадает с созданием и становлением Русского централизованного государства. Перелетев в Третий Рим из Византии, двуглавый орел впервые опустился на государственную печать Ивана III в 1497 году.

В древней символике орел, как и лев, символизировал царственность. В «Словаре международной символики и эмблематики» говорится, что «римские полководцы имели изображение орла на своих жезлах как знак главенства над действующей армией». Позднее орел «был превращен в исключительно императорский знак, символ верховной власти». Именно поэтому орел получил в римском законодательстве официальное наименование «римская птица» (avis Romana).

Герб как эмблема государства выражал его национальную идею, то есть осмысленное народом историческое предназначение. Две увенчанные головы орла символизируют единство духовной и светской власти, власти патриарха и царя над русской землей. Наверху в центре располагается третий венец, знаменующий собой власть Бога над Россией. Одна голова орла обращена на Запад, а другая на Восток, символизируя срединное положение России и грядущее объединение их под властью российского императора.

В XVII веке двуглавый орел взлетел на шатры Московского Кремля. Здесь тоже все было основано на глубочайшей и очень сложной символике. Сама конфигурация кремлевских стен — четырехугольник, стремящийся к треугольнику. Так средневековые зодчие совместили два религиозных символа — города Святой Троицы — «Царствия Треугольного» и четырехугольных стен апокалиптического Небесного Иерусалима — Царствия Божия. Первый каменный шатер, выложенный зеленой черепицей — символ Божественной Сени, Защиты и Покрова, — появился на Спасской башне в 1625 году. К концу XVII века такие же шатры увенчали все кремлевские башни. Шатры символизировали священность московского Кремля — «алтаря Москвы», а их зеленый цвет был уподоблен цвету стен Небесного Иерусалима. В Апокалипсисе говорится, что они сделаны из ясписа — камня темно-зеленого цвета, символа Святой Троицы и Святого Духа. Согласно толкованию святого Андрея, архиепископа Кесарийского, яспис — «присно растущий и зеленеющий, животода-вец, символ жизни». В XVII веке двуглавые орлы появились на четырех проездных кремлевских башнях — Спасской, Троицкой, Никольской и Боровицкой. Заметим, что их расположение в плане тоже давало трапециевидную фигуру, по форме близкую к конфигурации стен Кремля, как бы воспроизводя и повторяя ее.

В марте 1918 года в Кремль переехало большевистское правительство, и в том же году 1 ноября на Лобном месте при огромном скоплении народа «торжественно» сожгли всю государственную символику дореволюционной России и царские регалии, причем двуглавому орлу предварительно перебили крылья, а вместо скипетра и державы в лапы вставили нагайку и цепи. В 1934 году двуглавые орлы были сняты и на те же четыре башни установили звезды из уральских самоцветов. Однако они быстро потускнели, и в 1937 году их заменили на новые, рубиновые, только теперь их было уже пять — была добавлена еще одна звезда на угловую Водовзводную башню. Это было сделано сознательно: теперь увенчанные звездами кремлевские башни в плане сами представляют собой изображение пятиконечной звезды, означающей единство народов всех пяти континентов, объединенных в коммунистической идее мировой революции.

Двуглавый орел вновь прилетел в Россию и ждет последнего движения нашего патриотического чувства — когда мы снимем пятиконечные звезды над московским Кремлем. Ведь по-прежнему одна голова двуглавого орла смотрит на Запад, а другая на Восток, символизируя срединное положение России между двумя сторонами света. И над двумя главами по-прежнему протирается венец, напоминая о Божием промышлении в судьбах нашего государства.

Елена Лебедева

Смотри также:

Аналитика:
К вопросу о государственной символике России

Новости:
Князь Николай Романов с пониманием относится к решению Госдумы о государственных символах России (13 декабря)

Патриарх поддержал принятое Госдумой решение о государственной символике (7 декабря)

Поиски текста для гимна России показывают объединяющее значение русского слова, считает директор Пушкинского дома (24 октября)

Москвичи выбирают мелодию гимна (19 октября)

 

ДВУГОЛОВЫЙ ОРЕЛ | Символы

Главная | Исследуйте | Человек | ХОББИ / ДОСУГ / ПРИСОЕДИНЕНИЕ / ЧЛЕНСТВО | ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ

Двуглавый орел является одним из древнейших индоевропейских символов. Его история представляет собой смесь христианства, язычества, зороастризма, эпох великих империй и феодальной раздробленности.

Двуглавый орел, найденный на могиле, может быть масонским символом , связанным с масонством шотландского обряда, или как символ Православная церковь (в частности греко-православная).

В Православной церкви двуглавый орел был официальной эмблемой христианской греко-римской империи, которая развивалась после того, как император Константин перенес центр империи из Рима в небольшой город Византия, который он переименовал в «Новый Рим». «. Этот «Новый Рим» (позже известный как Константинополь, город Константина) был теперь христианским городом, снова построенным на семи холмах, но сосредоточенным вокруг церкви Айя-София (Святой Мудрости, которая есть Христос). Затем император смог вернуться из своих военных походов, не принося жертвы богине Победы, как это приходилось делать каждому императору до него, когда они возвращались в старый Рим. Он принял христианство как веру Римской империи и инициировал процесс 1000-летней христианской греко-римской цивилизации, известной сегодня как Византийская империя и церковь.

Две головы и два скипетра орла символизируют две власти, Церковь и Государство под одной Короной, Христианскую Империю — одну Империю под Богом. Сосуществование Церкви и государства в «Симфонии», периоде мирного сосуществования и сотрудничества, когда император превращал в законы решения Церковных Синодов (особенно Вселенских Соборов), а церковные власти уважал законы государства. Эта формула разделения, но тесного сотрудничества между церковью и государством хорошо работала в течение тысячелетней жизни раннехристианской цивилизации. Это позволило Церкви свободно жить по учению Христа и сильно влиять на жизнь людей, не прибегая к политическим и светским методам. В обмен на эту свободу духовенство воздерживалось от политических и светских усилий.

Сегодня двуглавый орел символизирует христианское греко-римское наследие, особенно славу и цивилизацию христианской империи, известной сегодня как Византийская империя и церковь.

Откуда появился этот двуглавый орел и как он оказался связан с масонством шотландского обряда ? На последнюю часть этого вопроса ответить легче, чем на первую, поскольку есть прямое свидетельство того, что Фридрих Прусский поставил этот герб на этапах формирования Устава, но ни Фридрих, ни Пруссия не могли претендовать на исключительное право на его использование или на умение его дарить. Это была имперская эмблема России, Австрии, Сербии и других частей распавшейся Священной Римской империи, и Пруссия приняла эту эмблему спустя много времени после того, как она пролетела над Византией в качестве королевского герба «императоров Востока и Запада».

Эмблема вскоре распространилась по всей Европе, унаследованная от рыцарей-крестоносцев. В Англии мы находим его на рыцарском оружии. Роберт Джордж Джентльмен изобразил его на своем щите с девизом «Правда, честь и вежливость». Во Франции мы находим его используемым графом де Монтамажор и связанным с девизом: «Я буду держать себя прямо и не моргать». Мы находим его на гербе герцога Модены (1628 г.) с легендой: «Ни один век не может его разрушить». Он появляется на щите Швабии в 1551 г., в России в 1505 г. и на гербе города Вены в 1461 г.      

Источник:
Строитель — апрель 1923 г.
www.masonicdictionary.com
http://www.stgeorge-newportrichey.org/Flags_and_Symbols/Church_Flags_Symbols.htm

Символы Кундалини — Двуглавый орел — Anne-Marie содержание

Символы Кундалини — Двуглавый орелЭнн-Мари Вег3022-06-10T10:56:56+00:00

СИМВОЛЫ КУНДАЛИНИ

Двуглавый орел

Алхимия

НАЖМИТЕ НА ИЗОБРАЖЕНИЯ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ

ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ — древний символ, который мы можем найти во многих культурах и духовных традициях и который означает осознание Бога. Орел символизирует победу духа над материей. Две головы представляют двойственность, слившуюся в (божественное) единство.

В алхимии ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ представляет завершенный алхимиком Magnum Opus (процесс Богореализации). Некоторые из приведенных ниже алхимических эмблем показывают связь между Magnum Opus и Христос.

Гравюра из Medicinisch-Cymisch- und Alchemistisches Oraculum, 1755 г.

Buch der heiligen Dreifaltigkeit, первая половина 15 века.

Из: Figurarum Aegytiorum Secretarum, 18 век.

Иллюстрация из Ars Magna Lucis et Umbrae, Kircher, 1646.

Текстовый документ на алхимическом арабском языке, 18 век, Британская библиотека.

Buch der Heiligen Dreifaltigkeit

Образцы христианского искусства

НАЖМИТЕ НА ИЗОБРАЖЕНИЯ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ

На протяжении веков всегда были посвященные, художники и мистики, которые знали, что Иисус не был рожден как «Сын Божий», но испытал пробуждение кундалини, после чего он стал им со своим Божественным Отцом. Авторы Евангелий изобретательно скрыли эту духовную истину в своих текстах, в том числе с помощью образов и игры слов (см. мои книги). Из-за жесткой позиции церкви истина не могла быть произнесена вслух, но подпольно, через эзотерические группы, такие как масоны, она нашла свой путь на полотно.

Художникам было относительно легко использовать эзотерический символ ДВУГЛАВОГО ОРЛА в своих работах, потому что во времена Иисуса орел был символом римских оккупантов (см. справа). Видимо покровители картин ниже – обычно церковь – не понимали, что у римского орла была только одна голова!

ЗНАК СВЯЩЕННОГО БРАКА (два пальца вместе: 2=1) присутствует во многих картинах в той или иной форме, часто в сочетании с другим эзотерическим символизмом. Этот жест рукой относится к слиянию полярных энергий/двойственности и, таким образом, к процессу пробуждения кундалини.

ПОДРОБНЕЕ: «КОД РАСПЯТИЯ»

Тициано Вечеллио (Тициан), 1544, Герцогский дворец Урбино. Читайте о ВОСКРЕСЕНИИ и КУНДАЛИНИ в моей книге «Мария Магдалина, ученица, которую любил Иисус».

Квинтен Массийс

Квентин Массийс, около 1510-1515 гг., Государственный музей

Антонис ван Дейк, 1630 г.

Апостол Иоанн приготовленный в масле,
Франс Франкен де Ауде (приписывается).

Иероним Босх

Мастер Моррисон, 1510.

Микеле да Верона. СКОРПИОН (нажмите здесь) также является символом пробуждения кундалини. КРУГ и КВАДРАТ относятся к «КВАДРАТИИ КРУГА» (нажмите здесь), алхимической метафоре для MAGNUM OPUS (читай: завершенный процесс кундалини)

Аноним, 15 век.

Иеронимус Франкен де Одере. Цвета ЧЕРНЫЙ, БЕЛЫЙ, ЖЕЛТЫЙ И КРАСНЫЙ представляют четыре фазы MAGNUM OPUS (нажмите здесь) алхимика.

Питер Брейгель де Йонгере

Симон де Вос. Цвета ЧЕРНЫЙ, БЕЛЫЙ, ЖЕЛТЫЙ И КРАСНЫЙ представляют четыре фазы MAGNUM OPUS (нажмите здесь) алхимика.

Ученики Эммауса, Тициано Вечеллио (Тициан).

Христос спорит с врачами, Бернард ван Орлей, 1-я половина 16 века. Рисунок на ХОЛСТЕ за спиной Иисуса относится к ШИШКОВОЙ ЖЕЛЕЗЕ (нажмите здесь).

Школа Северных Нидерландов, около 1475 г.

Святая Аполлония ослепла, Джованни д’Алеманья, 1445 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts