Папа римский и патриарх кирилл сравнение: Чем Патриарх отличается от Папы Римского? | Религия | Общество
Содержание
Чем Патриарх отличается от Папы Римского? | Религия | Общество
Последнее обновление материала — 10.02.2016 г.
В пятницу, 12 февраля, состоится первая за всю историю встреча глав православной и католической церквей после Великого раскола в 1054 году. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Папа Римский Франциск проведут беседу в Международном аэропорту им. Хосе Марти в Гаване. В церковных кругах считают, что место встречи выбрано не случайно. Читать далее »
Католичество и православие
И православные и католики — христиане, верующие во Христа и стремящиеся жить по Его заповедям. И те и другие имеют одно Священное Писание — Библию. Истинным примером для подражания, основой всей жизни для христиан является Иисус Христос. Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют веру в Святую Троицу и возвещают миру одно Евангелие.
И католики и православные признают, что они не одно и то же, что православие и католичество — разные Церкви. Эта разница для обеих сторон настолько значима, что вот уже тысячу лет католики и православные вместе не причащаются. При этом и католики и православные с горечью и покаянием смотрят на взаимное разделение.
Разделение единой Церкви на католическую (западную) и православную (восточную) произошло в начале 11 века. Единая до той поры Церковь, представленная пятью поместными Церквями, так называемыми патриархатами, раскололась. В июне 1054 года было провозглашено взаимное анафематствование (отлучение) Папы Римского и Константинопольского Патриарха. Определенное политическое напряжение тех лет выявило уже сложившуюся и укрепившуюся за столетия обособленность религиозной жизни двух частей бывшей Римской империи. Отличительная особенность католичества – юридизм и достаточно жесткая структурированность. Рим и западная традиция стояли особняком по отношению к Византии, слишком значительна была разница культур, менталитетов, национальных особенностей. Окончательное разделение произошло после разорения Константинополя участниками четвертого крестового похода в 1204 году.
В чем отличие католиков от православных?
Прежде всего, у них разное понимании Церкви. Для православных христиан единая, так называемая Вселенская Церковь явлена в конкретных независимых, но взаимопризнающих Поместных (территориальных) Церквях. На данный момент – это Русская, Константинопольская, Иерусалимская, Антиохийская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Элладская (Греческая) и другие Церкви. Всего – пятнадцать. Быть православным – значит принадлежать к одной из Поместных Церквей, разделять одну со всеми веру, взаимно признавать священство и таинства (Крещение, Причастие, Венчание, Покаяние и др.). Католики признают одну и единственную Церковь как организационное устройство — Католическую, подчиненную Папе Римскому. Епархии, церкви, патриархаты входят в нее, как административные единицы и подчинены только и строго Папе. Очень существенно отличие между Патриархом и Папой, но об этом ниже.
Есть различия в важных вероучительных вопросах. К примеру, в учении о Боге — Святой Троице, вернее, о Духе Святом. Католики так же имеют свои учения о непорочном зачатии Девы Марии и о непогрешимости Папы Римского. Эти казалось бы умозрительные тонкости имеют вполне серьезные последствия в богословских системах и практике жизни.
За прошедшие столетия не только укрепились, но и развились культурные, дисциплинарные, богослужебные, законодательные, ментальные, национальные особенности религиозной жизни православных и католиков. Несмотря на вторичность многих из них, преодоление разногласий в этой плоскости представляется маловероятным, ибо эти особенности и составляют реальную жизнь простых верующих, которым порой проще отказаться от философствования, чем от того или иного обычая.
Важное, хоть и частное отличие состоит в различном отношении к половым вопросам. Католики категорически против разводов, тогда как православные, исходя из не менее высокого учения о семье, разводы допускают. В католичестве наличествует практика неженатого духовенства, тогда как в православной традиции священники могут быть и женатыми и монашествующими. Православие не регламентирует сексуальной жизни супругов, в частности спокойно смотрит на применение противозачаточных неабортивных средств. Католики же категорически против любых контрацептивов.
Папа и Патриарх – что общего?
Очень важно понимать, что и католики и православные провозглашают равенство перед Богом всех христиан, вне зависимости от сана и того служения, что они совершают.
Православие и Католичество — это Церкви с иерархической структурой. О священническом служении я уже говорил не раз. И Католичество и Православие знают три степени священства – дьяконы, священники и епископы (архиереи). Последним, собственно, и принадлежит полнота священства в своей Церкви (епархии). И католики и православные сходятся в том, что епископ – преемник и прямой продолжатель апостолов, он — глава и блюститель Церкви, обладающий полнотой церковной власти в делах вероучения, богослужения и управления. Епископ управляет церковью при соборном содействии клира и мирян. Священники и дьяконы – помощники епископа, именно от него они получают свой сан и только он может их запретить в служении или лишить сана. Для нас важно, что и Папа Римский и Патриарх по сути своей — это епископы. Обе Церкви не знают такого понятия, как епископ над епископами, хотя на практике те или иные Папы, Патриархи или даже Императоры стремились к такой позиции.
Патриарх
С апостольских времен так сложилось, что вопросы, выходящие за пределы компетенции одного епископа или выходящие за рамки его церкви (епархии), решали Соборы. Для этого нужны были особые авторитетные епископы, заботящиеся о жизни нескольких церквей, имеющие некоторые особые права, созывающие соборы и председательствующий на них. Такой первенствующий епископ почитался первым среди равных. Действовать вне своей епархии по собственному произволению, без совета других епископов, он не мог.
Централизация церковной власти в Византии привела к появлению Патриархов – епископов столиц или исторически значимых для христианства областей (Константинополь, Иерусалим, Антиохия, Александрия), которые обладали правами, выходящими за пределы «первого среди равных». К примеру, патриархи самолично могли подчинять себе отдельные храмы или монастыри в несвоих епархиях. Нередко, пользуясь поддержкой Императора, они вмешивались в дела иных епархий и даже осуществляли суд над епископами. Но такая практика, хоть и распространенная и укоренившаяся в веках, не нашла глубокого отражения в православном церковном законодательстве и со времени исчезновения православных империй перестала быть значимой и определяющей. С этой точки зрения, Папа Римский воспринимается не более, чем Римский Патриарх.
Сегодня Патриарх одной Поместной Церкви, к примеру, Константинопольской, ничем не превосходит Патриарха другой Церкви, скажем, Грузинской. Высшая власть в каждой из Православных Церквей во всех вопросах принадлежит и может принадлежать только Собору епископов. В межсоборный период Церквями чаще всего управляют Синоды – малые соборы из наиболее авторитетных (а в русской традиции наиболее титулованных) епископов. Патриарх осуществляет оперативное управление Церковью по текущим вопросам, но не вмешивается во внутреннюю жизнь епархий. При этом православная традиция не признает ни за Собором, ни за Синодом, ни тем более за Патриархом безошибочности или непогрешимости.
К примеру, в уставе Русской Церкви о Патриархе в отношении иных епископов сказано, что он имеет право лишь на посещения епархий в необходимых случаях. Он вправе преподавать архиереям братские советы, принимать жалобы на них и давать им надлежащий ход. Но суд над архиереями и власть принадлежит Собору.
Патриаршество — по сути, административная должность с некоторыми особыми полномочиями. Но, жизнь православных поместных церквей, православное церковное законодательство и история говорят нам, что патриаршество не является обязательным атрибутом Церкви и тем более не является гарантом целостности Церкви, ее сохранности или ее процветания. К примеру, Элладская (греческая) Церковь управляется Синодом под председательством архиепископа. Русская Церковь со времен Петра I до 1918 года так же управлялась Синодом, состоящим не только из архиереев, но и светского чиновника представителя императора, наделенного огромной властью. Можно однозначно сказать, что любая Поместная Церковь вправе самоопределиться в выборе формы и средств самоуправления. Главное – единство с иными Поместными Церквями.
Папа Римский
Католическая церковь, в свою очередь, учит, что Христос поставил главу над собранием апостолов, а именно Петра, который и создал Римскую Церковь (общину). Поэтому, Папа Римский не просто епископ Рима, но преемник первоверховного апостола и Наместник Самого Христа. Папа, как Римский Первосвященник, имеет над Церковью полную, верховную и вселенскую власть, которую он вправе всегда свободно осуществлять. Папа – является гарантом и основой единства Католической Церкви. Собор епископов легитимен и обладает властью не иначе, как в единении с Наместником Христа в качестве главы. Собор, по сути, — не более чем совещательный орган.
Позиция Папы Римского в отношении епископов далека от того, что можно назвать «первый среди равных». Римский первосвященник имеет власть не только над всей Церковью, но и над каждой из епархий и поместных Церквей. В Римскую Церковь входят несколько своих патриархатов, к примеру, Александрийский (коптского обряда) и Антиохийский (сирийского обряда). Это те церкви, что сохранив свою культурную идентичность и вероучительную традицию, вошли в состав Католической Церкви, признав своим главой Папу Римского. Каждый епископ или патриарх исполняет свое служение только в общении с Римским Первосвященником. Только Папа обладает правом поставления епископов, которое и совершается, по сути, именно им, правда при участии одного или нескольких архиереев.
Католики учат, что Христос наделил Папу Римского благодатным даром безошибочности (непогрешимости) в вопросах веры и нравственности, которым он обладает, как Верховный Пастырь и Учитель всех верующих. Вероучительные послания, приговоры и декреты Римского Первосвященника обжалованию и отмене не подлежат, апелляции на них не подаются. Безошибочностью обладает и собор епископов, но при условии единства с Преемником Петра. Эта безошибочность по сути тождественна с понятием Божественного откровения.
Католичество невозможно и немыслимо без своего Первосвященника – Папы Римского. Он – своего рода гарант существования Католической Церкви.
Папа римский призвал патриарха Кирилла не быть «алтарником Путина». Патриархия ответила рассказом про НАТО
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, TASS/Spaziani
Папа Римский Франциск в интервью итальянской газете Corriere della Sera рассказал о своем разговоре с патриархом Кириллом, состоявшемся еще 16 марта. В нем понтифик, по его словам, выслушал от главы РПЦ двадцатиминутную лекцию о причинах российского вторжения в Украину и призвал его «вместе искать путь к миру». Патриархия назвала изложение разговора папы римским «некорректным по тональности» и сопроводила его подробным разъяснением, включая «планы НАТО» и «подлетное время до Москвы».
Что сказал папа Римский?
Автор фото, TASS/Stefano Spaziani
Подпись к фото,
Папа римский Франциск 20 апреля 2022 года во время еженедельной аудиенции в Ватикане
Начиная с 24 февраля, папа римский Франциск призывает к миру. В интервью он рассказал, что в первый же день войны позвонил президенту Украины Владимиру Зеленскому. С Владимиром Путиным понтифик не связывался, но через кардинала Пьетро Паролина на двадцатый день войны передал российскому президенту, что готов приехать в Москву. Говорил он и о визите в Украину, но конкретные даты не назывались. СМИ сообщали, что папа римский трижды просил Владимира Путина обеспечить гуманитарный коридор для эвакуации гражданского населения из Мариуполя, в том числе, на корабле под флагом Святого престола, но положительного ответа не добился.
Для просмотра этого контента вам надо включить JavaScript или использовать другой браузер
Подпись к видео,
«В 2014 мелочи были, а теперь полгорода разрушено». Мариуполь после двух месяцев обстрелов
В релизе на сайте патриархии от 16 марта говорится, что «состоялось детальное обсуждение ситуации на украинской земле. Особое внимание было уделено гуманитарным аспектам текущего кризиса». Стороны, согласно пресс-релизу, подчеркнули значение переговоров и выразили надежду на «скорейший справедливый мир».
Но полтора месяца спустя в интервью самой популярной итальянской газете папа Франциск рассказал, что разговор начался с двадцатиминутной лекции патриарха Кирилла о причинах войны.
«Он зачитывал с листа, который держал в руке, все оправдания российского вторжения. Я его выслушал и ответил: я ничего этого не понимаю. Брат, мы не государственные чиновники, мы должны говорить не на языке политики, но на языке Иисуса. […] Поэтому мы должны искать пути к миру, мы должны остановить войну. Патриарх не должен опускаться до уровня путинского алтарника», — рассказал понтифик.
- Путин и Макрон поговорили по телефону впервые с конца марта. О чем шла речь?
Папа римский сказал, что не знает, спровоцировали ли Путина и допустил, что такой провокацией мог быть «лай НАТО у ворот России».
Что сказала патриархия?
Автор фото, patriarchia.ru
Подпись к фото,
Патриарх Кирилл и Владимир Путин на Пасхальной литургии 24 апреля 2022 год
4 мая служба коммуникаций отдела внешних церковных связей Московского патриархата ответила на интервью папы римского длинным «разъяснением». В нем ведомство выразило сожаление, что «Папа Франциск избрал некорректную тональность для передачи содержания этого разговора» и подчеркнуло, что «такие высказывания вряд ли будут способствовать налаживанию конструктивного диалога» между Церквами.
По всей видимости, в разъяснении патриархии и приводятся первые двадцать минут «оправданий российского вторжения». Патриарх начал разговор про жизнь в разных информационных полях — по его мнению, «западные СМИ не говорили или практически не говорили о некоторых из тех фактов, на которые позволю себе обратить Ваше внимание».
- «Молчанием предается Бог». Как в Русской православной церкви реагируют на войну
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
В беседе патриарх Кирилл начал с 2014 года — событий на Майдане в Киеве с особым вниманием к майским событиям в Одессе: «Мы следили за всем этим по телевидению практически в прямом эфире. Этот ужасающий урок Одессы повлиял на решение жителей юго-востока Украины защищать свои права».
Потом патриарх, по данным пресс-службы, перешел к напоминанию о том, как «на излете советской эпохи Россия получила заверение, что НАТО ни на один дюйм не продвинется в восточном направлении». Он рассказал, что якобы данное обещание «было нарушено» и назвал «опаснейшей ситуацией» вступление в НАТО «бывших советских балтийских республик».
Он указал понтифику на то, что «подлетное время ракет составляет всего несколько минут» до Санкт-Петербурга, а «в случае, если в НАТО была бы принята Украина, то и подлетное время до Москвы также составило бы несколько минут». Он сказал, что Россия никак не могла и не может этого допустить.
- Расширение НАТО: обманул ли Запад Горбачева?
Гуманитарному аспекту в «разъяснении» уделен всего один абзац — в нем говорится, что для патриарха «данная ситуация связана <…> с большой болью». «Моя паства находится по обе стороны противостояния, это в большинстве своем православные люди», — приводит его слова пресс-служба. Патриарх Кирилл задался вопросом, как Русская православная и Римско-католическая Церкви могут «достичь укрепления мира и справедливости».
Ответов на эти вопросы «разъяснение» не дает.
Встретятся ли главы РПЦ и Римско-католической церкви?
Автор фото, AFP
Подпись к фото,
Встреча патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы римского Франциска в Гаване в 2016 году
Патриарх Кирилл и папа Франциск встречались в 2016 году на Кубе. Этому предшествовала долгая и нелегкая подготовительная работа. Тогда Кирилл сказал, что «результаты этой беседы дают мне возможность сказать, что сегодня две Церкви могут активно совместно работать, защищая христиан по всему миру, с полной ответственностью совместно работать для того, чтобы не было войны».
Новая встреча двух предстоятелей планировалась в скором времени — 14 июня, в Иерусалиме. «Это была бы наша вторая встреча, она не имела отношения к войне. Но мы ее отменили — мы согласились, что она подаст миру не тот сигнал, который нам нужен», — сказал папа Франциск в своем интервью.
В заявлении патриархии о возможности новой встречи ничего не говорится.
Чтобы продолжать получать новости Би-би-си, подпишитесь на наши каналы:
- Telegram
- VK
- OK
Загрузите наше приложение:
- iOS
- Android
Папа Франциск и Патриарх Кирилл .
.. снова
Папа Франциск планирует встретиться с Патриархом Кириллом в Казахстане во время межрелигиозного собрания, запланированного на сентябрь.
Договариваясь о встрече в сентябре с Патриархом России Кириллом, Папа Франциск явно преследует две цели: мир в Украине и прогресс в католически-православных отношениях. Хотя и то, и другое очень желательно, далеко не факт, что этот конкретный разговор внесет большой вклад в достижение любого из них.
В последний раз Фрэнсис и Кирилл встречались в 2016 году в Гаване — обычно считается, что эта встреча получила благословение президента России Владимира Путина. Двое мужчин должны были встретиться снова в начале этого года, но эта встреча была отменена из-за войны на Украине. Вместо этого у них был 40-минутный разговор в Zoom. Теперь перенесенная встреча состоится во время межрелигиозного слета 14-15 сентября в Казахстане.
Но поможет ли это достижению целей папы? Начните с прекращения войны.
Мир и ограниченность Патриарха
В июльском телеинтервью на испанском языке Франциск выразил понимание ограниченности Патриарха Московского и всея Руси как собеседника в деле мира. О Кирилле, открытом стороннике путинской политики в отношении Украины, папа деликатно сказал: «Очевидно, что его позиция обусловлена его родиной» — он смотрит на вещи русскими глазами.
Это было значительно мягче, чем риторика Папы в мае, когда он предостерег патриарха от службы в качестве «прислужника Путина» — замечание, которое Московский патриархат назвал «прискорбным». На этот раз острый на язык папа ограничился тем, что сказал, что только Бог знает моральную ответственность людей «в глубине их сердец».
Со своей стороны, Кирилл не скрывает, что поддерживает цель Путина по расширению российской гегемонии — религиозной и политической — на Украине и в других частях региона. Западная поддержка Украины, по его словам, является «частью крупномасштабной геополитической стратегии, направленной на ослабление России».
Папа Римский неоднократно заявлял о своем стремлении помочь положить конец кровопролитию, говоря, что готов отправиться с этой целью и в Москву, и в Киев. Однако до написания этой статьи ни Путин, ни президент Украины Зеленский не ухватились за это предложение, хотя Ватикан в последнее время начал намекать на то, что визит папы в Украину на самом деле может быть неизбежен. Между тем, украинские голоса продолжают раздаваться с критикой Франциска, потенциального посредника, за то, что он переусердствовал со своей беспристрастностью и не раскритиковал путинскую агрессию и зверства, которые ей сопутствовали.
Отношения католиков и православных
То, какое влияние разговор Франциска и Кирилла окажет на отношения католиков и православных, также проблематично.
Конечно, Русскую Православную Церковь как крупнейшую из автокефальных православных церквей мира трудно игнорировать. Но, реагируя на российское вторжение, некоторые украинские православные, находившиеся под юрисдикцией Москвы, откололись и образовали свою собственную церковь, а Патриарх Кирилл и Вселенский Константинопольский Патриарх публично столкнулись. Ясно, что эту внутриправославную шумиху лучше оставить православным, без вмешательства римского епископа.
Во время мартовского разговора в Zoom, как позже сообщил Папа Франциск, Кирилл «провел первые 20 минут, держа лист бумаги, и читал все причины войны».
«Я выслушал его и сказал ему: «Я ничего об этом не знаю. Брат, мы не священнослужители государства, мы не можем использовать язык политики, но Иисуса. Мы пастыри одного и того же святого народа Божия. Вот почему мы должны искать путь мира, чтобы прекратить взрыв оружия», — сказал Папа.
Вполне возможно, что, встретившись в сентябре, двое мужчин лишь повторят то, что говорили в марте. Вот надеюсь ошибаюсь.
Подробнее: Специалист по внешним связям патриарха Кирилла уволен из-за разногласий в Украине
Подробнее: Христианские лидеры спорят о том, следует ли нанять патриарха Кирилла или подвергнуть его остракизму
Папа и патриарх встречаются на исторических переговорах – DW – 13/02/ 2016
Изображение: Getty Images/AFP/A. Роке
13.02.2016
Папа Римский Франциск и Патриарх Кирилл провели первую за почти 1000 лет встречу Папы-католика и главы Русской Православной Церкви. Они подписали совместное заявление, осуждающее гонения на христиан.
https://p.dw.com/p/1Hujz
Реклама
Папа Франциск и Патриарх Кирилл обменялись поцелуями и обнялись, прежде чем сесть и улыбнуться во время исторической встречи в аэропорту Гаваны в пятницу. Понтифик надеется преодолеть почти 1000-летний раскол в христианстве, возникший еще со времен Великого раскола 1054 года9.0005
«Наконец-то мы встретились. Мы братья», — сказал папа, когда встретились лидеры двух церквей. «Очевидно, что эта встреча — воля Божья».
«Теперь все проще», — добавил 69-летний Кирилл.
Их встреча, о которой было объявлено всего неделю назад, готовилась десятилетиями, и каждая деталь тщательно отбиралась заранее. Тот факт, что два религиозных лидера решили собраться на нейтральной территории для встречи, организованной атеистическим кубинским руководством, имел определенное политическое значение. Богатые католические традиции Кубы, а также ее тесные отношения с Москвой в советское время обеспечили подходящее сочетание культур и ценностей, которое послужило фоном для исторической встречи.
Политические разногласия за пределами духовной гармонии
Лидеры двух церквей встречались около трех часов, а затем подписали совместную декларацию о современных преследованиях христиан в некоторых частях Ирака и Сирии, а также в других странах мира. Несмотря на недавние столкновения между Россией и Западом по поводу будущего Сирии, подписанная декларация вселила надежду на дальнейшее нахождение точек соприкосновения.
Пара заявила, что хотела бы выразить «сочувствие к страданиям, которые испытывают верующие других религиозных традиций, которые также стали жертвами гражданской войны, хаоса и террористического насилия».
«Тысячи жертв уже стали жертвами насилия в Сирии и Ираке, в результате которого многие другие миллионы остались без дома и средств к существованию. Мы призываем международное сообщество добиваться прекращения насилия и терроризма и, в то же время, , способствовать посредством диалога скорейшему возвращению к гражданскому миру», — говорится в совместном тексте.
Встреча была воспринята как важный экуменический прорыв, но различия между Кириллом и Франциском также были очевидны с самого начала. Даже когда они взялись за руки, белое платье и тюбетейка Фрэнсиса создавали резкий визуальный контраст с куполообразной шляпой Кирилла с белой накидкой, свободно свисавшей поверх черных мантий. Разница в облачении отразилась в духовных и политических разногласиях между Кириллом и Франциском, а в целом отношения между церквями остаются натянутыми.
Два церковных лидера обнялись в начале встречи. Изображение: picture-alliance/AP Photo/A. Эрнесто
В последнее время было много разногласий по поводу особого статуса Украинской греко-католической церкви, второй по величине религиозной организации страны. Русская православная церковь опровергает Украинскую греко-католическую церковь, которая, следуя обрядам восточной церкви, подчиняется папе. Русская православная церковь традиционно считает западную Украину своей территорией.
Представитель Православной церкви Александр Волков выразил надежду на то, что встреча откроет двери для «новых перспектив взаимного сотрудничества», но сказал, что воссоединение Восточной и Западной церквей определенно не стоит на повестке дня. Он добавил, что Православная церковь не будет продвигаться к признанию примата римско-католического папы.
Амбиции Франциска в России
С момента восхождения на папский престол в 2013 году 79-летний Франциск стремился сделать Ватикан более активным игроком в международной дипломатии. Лидер католической церкви с населением 1,2 миллиарда человек организовал встречу в более широком контексте вовлечения не только Православной церкви, но и России. Франциск дважды принимал президента России Владимира Путина в Ватикане и призвал мировых лидеров проявлять сдержанность в критике участия России в Сирии.
Однако представитель Православной церкви в Москве настаивал на том, что за встречей не стояло никакой политической подоплеки.