Екатерина святая: Житие и страдание святой великомученицы Екатерины / Православие.Ru
Содержание
Святая великомученица Екатерина
День памяти: 7 декабря
О жизни Екатерины, как и о жизнях подавляющего большинства мучеников первых веков христианства, нам известно не так много. Жития святых составлялись спустя не одно столетие на основании так называемых мартириев («мученичеств»), которые также писались далеко не по горячим следам.
Этот жанр церковной литературы сложился в Византийской империи и сочетал в себе агиографию и беллетристику. Авторы мартириев придерживались определенной сюжетной схемы и главное внимание, разумеется, уделяли мученическому подвигу святых, одновременно обращая внимание на их сны, мысли и переживания. Однако хронология и исторические реалии большинства мартириев настолько размыты или противоречивы, что ученые не считают их серьезными источниками.
Конечно, для верующего человека в житии святого главное не столько его биография, сколько указание на горячую веру, любовь к Господу и готовность отдать за Него жизнь. Это образцы для подражания, нравственные ориентиры. И все же о любимых святых хочется узнать как можно больше. Так что же нам известно о жизни святой Екатерины?
Откуда мы о ней знаем?
Основными источниками жизнеописания святой являются мученичество, приписываемое некому Афанасию (Анастасию), называвшему себя стенографом и слугой Екатерины, мученичество, составленное Симеоном Метафрастом, три анонимных мартирия, а также «Похвальное слово Екатерине» Анастасия Протасикрита. Самое раннее из них относится к VI-VII вв. На их основе позднее были написаны многочисленные агиографические сочинения, посвященные великомученице, причем ее жизнеописание варьировалось, дополнялось новыми деталями (например, описание обручения Екатерины с Небесным Женихом появилось в ее житиях лишь в XIV в.).
Указывается, что Екатерина пострадала за Христа между 305 и 312 гг. Поскольку известно, что на тот момент ей было 18 лет, год ее рождения – между 287 и 294 гг. Место рождения – Александрия Египетская. Считается, что Екатерина происходила из знатного рода, ее отцом называют некого Конста – правителя Александрии. Однако среди римских проконсулов конца III – начала IV вв. человека с таким именем нет. Впрочем, не исключено, что среди предков великомученицы были греческие цари Египта. Греческим является и ее имя – дословно «всегда чистая».
Впрочем, некоторые источники указывают возможное языческое имя Екатерины – Доротея. Достоверных свидетельств этому не обнаружено. Однако Евсевий Кесарийский, современник святой, в своей «Церковной истории» упоминает о безымянной мученице, история которой один в один совпадает с жизнеописанием Екатерины. Кроме того обстоятельства, что неизвестная мученица была не казнена, а отправлена в ссылку. В латинском переводе Руфина Турания эта женщина фигурирует под именем Доротея. Церковный историк XVI в. Цезарь Бароний предполагал, что святая Екатерина действительно могла претерпеть мученическую кончину уже после возвращения из ссылки.
Жизнь Екатерины до обращения
Жизнь Екатерины до крещения подтверждала: можно иметь все, но не быть счастливым человеком. Знатное происхождение, богатство, необычайная красота, глубокий ум, блестящее образование – всем этим она обладала в избытке. Согласно житию, написанному святителем Димитрием Ростовским, Екатерина «изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов… хорошо знала Екатерина сочинения мудрецов древности, но она изучила также сочинения знаменитейших врачей, кроме того она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия».
Родители Екатерины торопились выдать дочь замуж, женихи один за другим просили ее руки, но девушка заявила, что согласиться стать женой лишь того, кто превзойдет ее во всем – в знатности, богатстве, красоте и уме. Вряд ли это было проявлением гордыни, скорее всего, умная девица понимала, что неравный брак не принесет ей счастья, и предпочла сохранить себя в чистоте девства.
Мистическое обручение святой Екатерины
Мать Екатерины, тайная христианка, привела ее к своему духовному отцу, сирийскому монаху. Побеседовав с девушкой, старец решил открыть ей веру во Христа. Он рассказал Екатерине, что знает Юношу, превосходящего ее во всем. Старец дал ей икону, изображающую Богородицу с Младенцем Иисусом на руках, и научил молитве, в которой Екатерина должна была попросить Деву Марию показать ей чудесного Юношу – Ее Сына. Просьба девушки была исполнена: в ту же ночь Екатерина увидела во сне Богородицу с Младенцем на руках. Однако Младенец отворачивался от Екатерины, не желая смотреть на особу, по Его словам, нищую, худородную, безобразную и безумную – как и любой человек, не омытый водами святого крещения.
Проснувшись, опечаленная Екатерина пошла за советом к старцу. Просветив ее в вере, монах совершил над Екатериной таинство крещения. Поздние редакции жития святой рассказывают, что после этого она снова увидела во сне Богоматерь с Младенцем, Который теперь смотрел на Екатерину ласково и вручил ей перстень в знак обручения с Небесным Женихом. После пробуждения девушка обнаружила перстень у себя на пальце.
Свидетельница веры
Через некоторое время в Александрию на языческое празднество прибыл император. Какой именно – точно неизвестно. Это было время тетрархии – правления четырех императоров одновременно, и за период с 305 по 312 г. Римской империей управляли ни много ни мало девять императоров. Чаще других называют Максимина, Максимиана и Максенция (возможно, эта путаница происходит из-за сходства имен), но наиболее вероятно, что это был Максимин II Даза (или Дайа). Во-первых, он был цезарем, а позднее августом восточной части империи, куда входил и Египет, во-вторых, вошел в историю прежде всего как необузданный и жестокий гонитель христиан.
Екатерина решила убедить императора в ложности языческой веры и донести до него правду о Христе. С этим она явилась в дворец – для знатной особы это было возможно. Император был поражен ее красотой и умными речами, а поскольку сам был не готов к подобному спору, пригласил во дворец пятьдесят мудрейших философов и риторов, которые должны были убедить девушку отречься от христианства. Однако Екатерина с легкость победила их, доказав ничтожество римских богов. После поражения в диспуте ученые были приговорены к сожжению на костре. Перед казнью они приняли христианскую веру, и останки их были обнаружены не тронутыми огнем, после чего еще многие уверовали во Христа.
Мученичество
Император уговаривал Екатерину отказаться от веры в Единого Бога и принести жертву языческим богам. После категорического отказа мученицу долго истязали, а затем заключили в темницу. Двенадцать дней голубь приносил ей пищу, а затем явился Сам Христос в окружении ангелов, чтобы укрепить ее перед предстоящими мучениями.
Супруга императора, узнав о мудрости и добродетелях Екатерины, вместе с военачальником Порфирием и отрядом солдат ночью тайно навестила ее в темнице. Побеседовав с Екатериной, все они также уверовали во Христа.
Специально для устрашения Екатерины было изготовлено орудие пытки: на ось насадили четыре деревянных колеса, утыканных железными остриями. Вращаясь в разные стороны, колеса должны были растерзать тело стоящей между ними мученицы, которая осталась тверда и не отказалась от Христа. Житие рассказывает о том, как невидимая сила разрушила это сооружение, колеса разлетелись в разные стороны, убив немало зевак, пришедших поглазеть на казнь.
После этого жена императора при всех обличила своего мужа и исповедала себя христианкой, а вместе с ней – Порфирий и его воины. Всех их подвергли страшным мучениям, а затем обезглавили. Императрица известна нам как мученица Августа, хотя это не имя, а лишь титул супруги августа. Однако этот факт – еще одно указание на императора Максимина, поскольку Максенций не был августом, а жена Максимиана Евтропия благополучно пережила мужа.
Нечестивый император предпринял еще одну попытку соблазнить Екатерину – на этот раз лаской. В обмен на отречение от Христа он обещал сделать ее своей наложницей или даже законной супругой. Максимин действительно славился крайней степенью распутства, а Екатерина оставалась прекрасной даже после всех истязаний. Мученица с возмущением отвергла его притязания, и разгневанный император приказал усечь ей голову мечом.
С молитвой положила Екатерина голову на плаху, и из раны вместо крови потекло молоко. По преданию, тело мученицы было отнесено ангелами на вершину самой высокой горы Синая.
Почитание
Три века спустя монахи Преображенского монастыря, построенного императором Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на гору, нашли там нетленные останки святой Екатерины – главу и левую руку, опознали их по кольцу, которое было дано ей Иисусом Христом, и перенесли мощи в обитель. В настоящее время мощи великомученицы сохраняются в небольшой мраморной раке в алтаре католикона -главного храма монастыря святой Екатерины (так стал называться Синайский монастырь после перенесения туда святых останков), на правой стороне престола. Еще одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе храма и всегда открыта верующим для поклонения.
Первые сохранившиеся изображения Екатерины относятся к VIII-IX вв. На православных иконах мученица традиционно изображается в царском одеянии, с венцом на голове и крестом в правой руке. Известны изображения святой, опирающейся на колесо, с пальмовой ветвью в руке. Иконография «Обручение великомученицы Екатерины» сложилась в XVIII в. под влиянием западных образцов.
Впервые память святой Екатерины отмечается в «Типиконе Великой церкви» IX-XI вв. Ее гимнография восходит к IX в. Именно тогда преподобный Феофан Никейский и монах по имени Вавил создали в честь великомученицы Екатерины несколько замечательных песнопений, которые и поныне поются в день ее преставления. Также преподобный Феофан написал в честь великомученицы канон, краегранесие которого гласит: «Екатерину приснопамятную песньми пою…»
Тропарь святой великомученице Екатерине
Добродетельми яко лучами солнечными просветила еси неверныя мудрецы, и якоже пресветлая луна ходящим в нощи неверия тму отгнала еси, и царицу уверила еси, вкупе же и мучителя обличила еси, Богозванная невесто блаженная Екатерине; желанием востекла еси в небесный чертог к прекрасному Жениху Христу, и от Него царским венцем венчалася еси: Емуже со ангелы предстояще, за ны молися, творящия пречестную память твою.
Кондак святой великомученице Екатерине
Лик честный Божественно мучениколюбцы воздвигните ныне, почитающе всемудрую Екатерину: сия бо в тризнищи Христа проповеда, и змия попра, риторов разумы укротивши.
Память святой великомученицы Екатерины
7 декабря (24 ноября по старому стилю) Церковь чтит память святой великомученицы Екатерины. Это одна из самых известных и почитаемых христианских святых, как в Восточной, так и в Западной церкви. Екатерина — «всегда чистая» (перевод с греческого), по житию — избранная невеста Христова, которой Сам Небесный Жених вручил Свое обручальное кольцо.
Содержание:
- Житие святой великомученицы Екатерины
- Почитание святой великомученицы Екатерины
- Святая великомученица Екатерина. Тропарь, кондак и канон
- Народные традиции в день святой великомученицы Екатерины
- Святая великомученица Екатерина. Иконы
- Храмы в честь святой великомученицы Екатерины
- Старообрядческие храмы в честь святой великомученицы Екатерины
- Город-именинник
Житие святой великомученицы Екатерины
Святая Екатерина родилась в Александрии во второй половине третьего столетия. Она происходила из царского рода, была замечательно красива и славилась своей премудростью. Будучи только восемнадцати лет от роду, Екатерина в совершенстве изучила творения всех языческих писателей, древних стихотворцев и философов, кроме того она научилась ора торскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия, так что все дивились ее учености и познаниям. Многие знатные и богатые юноши искали ее руки, но никто не мог добиться ее расположения. Когда близкие родственники стали усиленно уговаривать ее согласиться на замужество, Екатерина ответила им:
— Если вы хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне такого юношу, который обладал бы теми четырьмя дарованиями, которыми я, как вы знаете, превосхожу всех прочих девиц; и тогда я соглашусь избрать его в супруги; а выйти замуж за человека, который в чем-либо был бы хуже и ниже меня, я не желаю. Итак, поищите повсюду, не найдете ли такого юноши, который был бы подобен мне по знатности рода, по богатству, по красоте и по мудрости; всякий же юноша, не имеющий хотя одного из сих дарований, недостоин меня.
Тогда мать ее, тайная христианка, решилась отвести ее к одному святому подвижнику, надеясь, что он сумеет переубедить ее, ибо касательно красоты и учености не надеялись найти для нее подобного избранника. Старец же сказал ей:
— Знаю я одного чудного Юношу, Который несравненно превосходит тебя во всех твоих дарованиях. Красота Его светлее солнечного света; премудрость Его управляет всеми чувственными и духовными созданиями; богатство Его сокровищ распространено по всему миру и никогда не уменьшается, но, по мере раздаяния, всё более и более увеличивается; а высота Его рода неизреченна и непостижима. Во всем мире нет подобного Ему.
В ходе дальнейшей беседы святой старец поведал Екатерине о тайне Боговоплощения и на прощание подарил ей икону Пречистой Богородицы, наказав ей усердно молиться Царице Небесной, если она желает увидеть Ее Сына — Того прекрасного Юношу, о Котором он говорил ей.
Богомудрая отроковица, взяв святую икону, возвратилась домой и ночью, уединившись в комнате своей, начала молиться так, как научил ее старец. Во время продолжительной молитвы она уснула от утомления и узрела в видении Царицу Небесную вместе со святым Младенцем, окруженным лучезарным сиянием. Но Екатерина не могла видеть лика Его, ибо Он отвратил его от нее и обратил его к Матери Своей. Стараясь увидеть Его, Екатерина зашла с другой стороны, но Христос и оттуда отвратил от нее лицо Свое. Сие повторилось три раза.
В ответ на уговоры Богоматери хотя бы взглянуть на Екатерину, Богомладенец отвечал Ей, что сия отроковица весьма помрачена и безобразна: безумна, бедна и худородна, и что Он не может и смотреть на нее, пока она не обратится и не оставит своего нечестия.
Смущенная и расстроенная Екатерина поспешила на утро в келью святого старца и рассказала ему о своем видении. Тогда преподобный старец подробно раскрыл ей всю историю христианского вероучения, начиная от сотворения мира и создания праотца Адама и до Второго Пришествия на землю Владыки Христа, а также поведал ей о неизреченной райской славе праведников и о многоболезненных бесконечных мучениях грешников. Слова его попали на добрую и благодатную почву: Екатерина молила его незамедлительно совершить над ней святое крещение, и старец с великой радостью исполнил ее просьбу.
В ту же ночь она снова увидела Царицу Небесную с Божественным Младенцем на руках. На этот раз Младенец взирал на Екатерину с великою благостью и кротостью. Богоматерь спросила Сына Своего:
— Угодна ли Тебе, Сын Мой, сия девица?
Господь ответил Пречистой Матери Своей:
— Весьма угодна, ибо теперь она прекрасна и славна, а не безобразна и бесчестна, как прежде; ныне она богата и премудра, а не бедна, какою была сначала; ныне Я возлюбил ее, и так она угодна Мне, что Я хочу обручить ее Себе в нетленную невесту.
Тогда Владыка Христос дал прекраснейший перстень Екатерине и сказал:
— Вот Я ныне избираю тебя Моею невестою, нетленною и вечною. Итак, сохрани с великим тщанием этот союз ненарушимо и отнюдь не избирай себе никакого земного жениха.
Пробудившись, Екатерина действительно увидела на своей правой руке чудесный перстень — знак обручения Жениху Небесному. Она почувствовала в сердце своем такое веселие и радость, что с того часа всей душой предалась Божественной любви, оставив все свои земные привязанности и попечения.
Вскоре после этого в Антиохию прибыл нечестивый царь Максимиан, желая устроить грандиозный праздник в честь своих языческих кумиров. По его приказанию люди из всех окрестностей Египта должны были прибыть сюда для праздничного жертвоприношения. Собралось бесчисленное множество людей, которые вели волов или овец, а кто был беден, приносили птиц или еще что-либо подобное. Когда наступил день мерзкого торжества, царь заклал в жертву сто тридцать тельцов, — князья и вельможи меньше, и каждый отдавал в жертву то, что мог по своему достатку. Весь город наполнился криками закалаемых животных и смрадом от приносимых жертв; повсюду была страшная теснота и смятение, и воздух был пропитан смрадным дымом.
Глядя на такое нечестие, святая Екатерина очень сильно скорбела о заблуждении и погибели стольких душ человеческих. Тогда она решилась войти в кумирницу, где принародно обличила царя, говоря о суетности и нечестии идольского жертвоприношения.
Царь был весьма удивлен и разгневан, он повелел заключить Екатерину под стражу и собрал к себе 50 самых премудрых языческих философов, которые должны были суметь победить святую в речах или же подвергнуться позорной смертной казни. Услышав приказ царя, один самый славнейший и мудрейший вития ответил:
— Не опасайся, царь: быть может, противница наша и необыкновенно умна, но, как женщина, она не может обладать мудростью в полном совершенстве и быть вполне искусною в красноречии; повели ей только явиться к нам, и ты увидишь, что она, как только увидит такое множество философов и ораторов, так тотчас устыдится.
Но святой Екатерине явился сам архангел Михаил и обещал ей:
— Не бойся, дева Господня! Господь твой к премудрости твоей придаст еще премудрость, и ты победишь в прении тех пятьдесят витий. И не только они, но и многие другие уверуют чрез тебя и примут мученический венец.
Множество народа собралось, чтобы слушать спор Екатерины с языческими мудрецами. Первым выступил самый старейший философ, который пытался смутить ее своей гордой и самонадеянной речью. Но Екатерина всегда побеждала его своими премудрыми и кроткими ответами, припоминая предсказания о Христе, которые можно было встретить и у древнейших языческих авторов.
— Послушай, — говорила она философу, — что говорит о Нем мудрейшая Сивилла ваша, свидетельствуя о Его Божественном воплощении и спасительном распятии: «В позднейшие времена придет Некий на сию землю, примет на себя плоть кроме греха. Беспредельным всемогуществом Божества Он разрушит тление неисцельных страстей и Ему позавидуют неверующие люди, и Он будет повешен на высоком месте, как бы достойный смерти». Вспомни, что и ваш мудрец Аполлоний не своею волею исповедует Христа Богом, принужденный к тому Его Божественной силой: «Один, — говорит он, — побуждает меня Небесный исповедать Его. Он есть свет трисветлый, пострадавший же Бог есть, но не Само Божество страдало: ибо в Нем и то и другое: и смертен по плоти, и вместе чужд тления. И Сей Муж, всё терпящий от смертных: крест, уничижение, погребение — есть Бог». Итак, поверь хотя своим учителям и богам, — Платону, Орфею и Аполлонию, которые вполне явно и ясно, хотя и вопреки своей воле, признали Христа Богом.
По окончании диспута все философы не только признали себя побежденными, но и уверовали в Истинного Бога, Которого исповедовала святая Екатерина. Разгневанный царь приказал немедленно развести большой огонь и сжечь их всех посреди города. Видя это, Екатерина ободряла их, укрепляя на мученический подвиг. Вечером пришли некоторые благочестивые и христолюбивые люди, чтобы похоронить останки святых мучеников, но нашли тела их совершенно целыми, так что огонь не коснулся даже волос их. Чрез сие чудо многие из язычников обратились к познанию истины, а мощи святых мучеников были с должною честью погребены.
Святую же Екатерину, не прельстившуюся на беззаконные речи царя, подвергли жестокому бичеванию по плечам и по чреву, но она с таким мужеством переносила истязание, что приводила в изумление всех предстоящих. После сего жестокий царь приказал заключить Екатерину в темницу и не давать ей ни пищи, ни питья до тех пор, пока он не измыслит новых мук, чтобы погубить ее.
В то время Максимиану пришлось на короткое время отлучиться из города, и жена его, царица Августа, много слышавшая о мудрости Екатерины, пожелала увидеть ее. Встретившись и побеседовав с Екатериной, Августа познала Истинного Бога и стала христианкой.
С помощью Божьей святая Екатерина быстро оправилась от ран, каждый день в ее окно влетала голубка и приносила ей пищу. Между тем царь изобрел новый вид мучения для непокорной девицы. Он приказал устроить на одной оси четыре деревянных колеса с острыми железными шипами, чтобы при вращении они раздробили ей все тело. Но лишь только приступили к сему мучению, как внезапно сошел с неба Ангел, освободил от уз святую и сокрушил на части все колеса. Видя такое преславное чудо, многие язычники уверовали во Христа.
Тогда сама царица Августа стала укорять царя за его бесчеловечность, за что немедленно претерпела истязания и мученическую кончину. Вместе с нею были казнены старший военачальник царя Порфирий и двести его воинов, также обратившееся к вере ради подвига и проповеди святой Екатерины.
Освободившись от семейных уз, нечестивый царь, все еще прельщавшийся необыкновенной красотой Екатерины, проявил такое бесстыдное безумие, что не постеснялся предложить ей занять место казненной Августы, обещая столь великие блага и почести, каких не имела еще ни одна царица на земле. Но видя ее непоколебимую твердость и чистоту исповедания, решился, наконец, вынести над нею смертный приговор.
Воины, взявши Екатерину, повели ее на место усечения. Много людей, мужчин и женщин, сопровождали Екатерину; все плакали и сожалели о том, что погибает столь прекрасная и премудрая девица. Приведенная на место казни, святая обратилась к усердной молитве:
— Господи Исусе Христе, Боже мой! Благодарю Тебя за то, что Ты поставил на камне терпения ноги мои, и направил стопы мои. Простри ныне пречистые длани Твои, некогда уязвленные на кресте, и приими душу мою, приносимую Тебе в жертву ради любви к Тебе. Вспомни, Господи, что я — плоть и кровь, и не попусти, чтобы лютые истязатели на Страшном Суде соделали явными согрешения мои, в неведении соделанные; но омой их кровью, которую я изливаю за Тебя и соделай, чтобы тело сие, израненное в муках ради Тебя и усекаемое мечем, было бы невидимо для врагов и гонителей моих. Призри с высоты Твоей, Господи, и на предстоящих людей сих, и наставь их светом Твоего познания; и прошения тех, которые призовут чрез меня имя Твое святое, исполни на пользу, дабы всеми воспевалось величие Твое во веки.
Когда воин поднял меч и отсек честную главу Екатерины, то из раны вместо крови истекло молоко. Честные ее мощи, как то видели удостоившиеся того верующие, тотчас же были взяты святыми Ангелами и перенесены на гору Синайскую, где впоследствии возник знаменитый на весь мир монастырь во имя святой великомученицы.
Рака со святыми мощами великомученицы Екатерины в монастыре на Синае
Библиотека Русской веры
Поучение на память св. великомученицы Екатерины. Великие Минеи Четьи →
Читать онлайн в оригинале
Почитание святой великомученицы Екатерины
Первые упоминания о праздновании памяти св. вмц. Екатерины относятся к VIII веку. Почитание святой великомученицы Екатерины тесно связано с историей Синайского монастыря, то есть с самой ранней историей христианства, а в России оно восходит ко временам Киевской Руси. Так, уже в одной из древнейших ноябрьских миней (XI в.) содержится ей служба. Житие и мученичество святой вошли в состав Великих четьих миней святителя Макария и прологов (сборников житий святых). Частицы мощей святой Екатерины содержались в 2 реликвариях из Благовещенского собора Московского Кремля — наперсном кресте-мощевике 70-х гг. XV в. и в резной иконе-складне «Похвала Богоматери» с избранными святыми на обороте (3-й четв. XV в).
Святая великомученица Екатерина. Тропарь, кондак и канон
Служба святой великомученице Екатерине не отмечена особенным праздничным знаком и поется совместно со службой попразднества Введения Пресвятой Богородицы и св. мч. Меркурия.
Тропарь:
Добродетельми якоже лучами солнечными, просветила еси неверных мудрецов. И якоже пресветлая луна ходящим в нощи, неверия тму отгнала еси, и царицу уверила еси, вкупе и мучителя обличи, богозванная невесто, блаженая Екатерино. Желанием востече в небесный чертог, к Прекрасному Жениху Христу, и от Него царским венцем венчася. Емуже со ангелы предстоя, за ны молися творящих пречестную память твою.
Кондак:
Витийствующи днесь Екатерина мученица, и витиями обличи умовредную ересь. Ангел бо с небесе к той прииде, силу от Вышняго принесе. Юже приимши мужески рече, Христос есть мучеником похвала.
Библиотека Русской веры
Канон святой великомученице Екатерине →
Читать онлайн
Народные традиции в день святой великомученицы Екатерины
Имя святой великомученицы Екатерины было весьма популярно среди прочих женских имен, особенно в наше время, поэтому день тезоименитства является весьма заметным событием в церковном календаре, по праву украшая скромную постную трапезу богатыми, праздничными пирогами.
Раньше в народе очень популярными были так называемые екатерининские гуляния. В этот день нельзя было сидеть дома, нужно было всей деревней веселиться и радоваться. На Руси молодые люди катались на санках с горок и на запряженных конных санях. Женихи старались присмотреть во время гуляний себе хорошую невесту, чтобы на зимний мясоед устроить свадьбу. Девушки, в свою очередь, просили святую, чтобы им попался хороший и достойный жених.
К святой великомученице обращаются также за помощью во время беременности и при тяжелых родах. На Западе она считается покровительницей студентов и всех учащихся, как в России святая Татьяна.
Святая великомученица Екатерина. Иконы
«Иконописный подлинник», составленный в начале XX века С.Т. Большаковым на основе подлинников XVI века, сообщает, что святая Екатерина изображается так: «На голове венец царский, власы просты, как у девицы, риза лазоревая, испод киноварь (нижняя одежда красная), бармы царские (драгоценные украшения на одежде) до подола, и на плечах и на рукавах, рукава широки, в правой руке Крест, а в левой свиток, а в нем пишет: «Господи Боже, услыши мене, даждь поминающим имя Екатерины отпущение грехов, и в час исхода его проводи его с миром и даждь ему место покойно»».
Таким образом, только без свитка, она изображена на иконе начала XIII века из монастыря святой Екатерины на горе Синай. Возможно, именно эта икона служила главным храмовым образом и располагалась возле раки с мощами святой.
Святая Екатерина с житием. Начало XIII в. Монастырь святой Екатерины на горе Синай
Иногда Святая Екатерина изображается в красном плаще — традиционном одеянии мучеников и синем хитоне. Глава святой может быть покрыта белым платом, символизирующим целомудрие, духовную и телесную чистоту.
Святая великомученица Екатерина. Монастырь святой Екатерины
Великомученица Екатерина с житием. Середина XVII в. Ярославль
Святые великомученицы Екатерина, Варвара и Парасковея. Монастырь святой Екатерины
В XVI веке в русском искусстве появляется новый иконографический вариант — «Моление великомученицы Екатерины о народе», не встречающийся в византийском или балканском искусстве. Святая изображается со свитком в руке, содержащим текст ее предсмертной молитвы, позади Екатерины изображен палач с мечем; иногда рядом изображается колесо и крепостные сооружения Александрии.
Моление великомученицы Екатерины о народе. Русь, XVI век
Вероятно, эта иконография возникла благодаря почитанию святой Екатерины как заступницы «при исходе души»: перед казнью она молила Господа простить все грехи тем, кто помянет ее перед смертью. Иногда у ног святой изображаются коленопреклоненные верующие, прибегающие к ее молитвенному заступничеству.
Храмы в честь святой великомученицы Екатерины
В настоящее время насчитывается до 300 храмов во имя святой великомученицы Екатерины, как в самой России, так и за ее пределами: в Финляндии, Италии, Венгрии, Румынии, на Кипре, в Турции и в Египте.
Среди наиболее древних построек на Руси известна Новгородская церковь в честь великомученицы, о ней упоминается в списке деревянных церквей, сгоревших в 1310 г., позднее (с рубежа XIV и XV вв.) она фигурирует как каменный придел церкви Успения на Торгу.
История первого московского храма великомученицы Екатерины начинается в конце XVI столетия, когда на Всполье (ул. Большая Ордынка) появляется ремесленная слобода, устроенная стараниями Анастасии Романовны — первой супруги царя Иоанна Грозного. Ею же здесь был построен и деревянный храм, известный по летописным источникам 1612 года.
Храм великомученицы Екатерины на Большой Ордынке. Фото 1883 года (с южной стороны)
Церковь великомученицы Екатерины, что на Царицыных сенях (Москва), выстроена под храмом Воскресения Словущего в 1627 году. Как гласит летопись, в 1536 году на этом месте находилась деревянная церковь, однако в 1626 году при пожаре была уничтожена. Благодаря деревянным переходам, в XVII веке церковь совмещалась с царскими хоромами Теремного дворца. В ХIХ веке интерьеры храма полностью изменялись, а в 20-х и 60-х годах ХХ века проводилась реставрация. На сегодняшний день свободный вход в церковь закрыт.
Северный фасад Теремного дворца. Вверху церковь Воскресения Словущего, в нижней части (с аркадой) церковь Екатерины
Монастырь cвятой Екатерины — один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире, основан в IV веке в центре Синайского полуострова. Среди игуменов монастыря наиболее известен преподобный Иоанн Лествичник. Первоначально именовался монастырём Преображения или Неопалимой Купины. После обретения мощей святой Екатерины и распространения её почитания, монастырь к XI веку приобрёл своё настоящее название — монастырь Святой Екатерины.
Старообрядческие храмы в честь святой великомученицы Екатерины
В честь святой великомученицы Екатерины освящен храм РПсЦ в деревне Глазово Московской области.
Храм великомученицы Екатерины. Глазово
Русской Древлеправославной Церкви принадлежит колокольня Церкви святой великомученицы Екатерины в Москве.
Колокольня старообрядческого храма святой Екатерины. Москва
Город-именинник
7 декабря город Екатеринбург торжественно и с годами все активнее отмечает свои именины. А община старообрядческого храма во имя Рожества Христова в Екатеринбурге в этот день отмечает как бы второй престол. Из-за невозможности съезжаться в Екатеринбург в день престольного праздника, на Рождество Христово, вот уже несколько лет кряду собираются здесь верующие со всей округи месяцем раньше, в день памяти святой Екатерины, давшей имя городу.
Город был основан в 1723 году, как столица горнозаводского края. Имя городу дано в честь Екатерины Первой. Во время правления Екатерины II через город проложили главную дорогу Российской империи — Сибирский тракт. Екатеринбург стал городом-ключом к бескрайней и богатой Сибири, «окном в Азию», подобно тому, как Петербург был российским «окном в Европу».
Сегодня Екатеринбург — четвёртый по численности населения (после Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска) город в России.
404 Файл не найден
Мы смиренно просим вас: не прокручивайте дальше.
Привет, читатели, кажется, вы часто используете Католический Интернет; Замечательно! Немного неудобно спрашивать, но нам нужна ваша помощь. Если вы уже сделали пожертвование, мы искренне благодарим вас. Мы не продавцы, но мы зависим от пожертвований в среднем 14,76 долларов, а жертвуют менее 1% читателей. Если вы пожертвуете всего 5 долларов, то есть стоимость вашего кофе, Католическая онлайн-школа может продолжать процветать. Спасибо.
Помогите сейчас >
Запрошенный URL-адрес /saints/saint.php%3fsaint_id%3d341 не был найден на веб-сайте Qatar Online (www.catholic.org).
К сожалению, страница, которую вы искали, не может быть найдена. Не волнуйтесь, воспользуйтесь поиском ниже, чтобы найти то, что вы ищете.
Искать Искать Католический онлайн
Коллекция Папы Иоанна Павла II СКИДКА 15%
Присоединяйтесь к движению
Когда вы регистрируетесь ниже, вы не просто присоединяетесь к списку адресов электронной почты — вы присоединяетесь к целому движению за бесплатное католическое образование мирового класса.
Адрес электронной почты
Популярные святые
Популярные святые
Святые и ангелы
Святые и ангелы
День поминовения усопших
День поминовения усопших
Святые от А до Я: A
Святые от А до Я: A
Святые покровители AZ
Святые покровители AZ
День всех святых
День всех святых
Святые Интересные факты
Святые Интересные факты
Святой дня, среда, 2 ноября 2022 г.
Святой Дня для…
Женский / Женский Святые
Женский / Женский Святых
Тайны Розария
Тайны Розария
Католические PDF-файлы — Печать — FreeLight a Virtual Prayer Candle
Почему католики празднуют День мертвых?
День поминовения душ. Присоединяйтесь к ним в путешествии
День всех святых, Хэллоуин и День поминовения усопших: в чем разница?
Счастливый священник на праздновании Дня всех святых
Должны ли христиане праздновать Хэллоуин?
Ежедневные католические чтения
- Ежедневные чтения за четверг, 3 ноября 2022 г.
- Сен-Мартен-де-Поррес: святой дня четверга, 3 ноября 2022 г.
- Молитва Святому Мартину де Порресу: Молитва дня на четверг, 3 ноября 2022 г.
- Ежедневные чтения за среду, 2 ноября 2022 г.
- Св. Викторин из Петтау: святой дня среды, 2 ноября 2022 г.
- Ежедневная молитва за святые души: молитва дня на среду, 2 ноября 2022 г.
Святые и ангелы
- День памяти святых
- Святые женщины
- Святой Дня
- Обзор святых
- Популярные святые
- Святые покровители
- Интересные факты о святом
- Ангелы
- Святые мученики
- Больше Святых и Ангелов
Молитвы
- Тайны Розария
- Станции Креста
- Руководство для исповеди
- Молитва дня
- Просмотреть молитвы
- Популярные молитвы
- Святой Розарий
- Таинства католической церкви
- Больше молитв
Библия
- Ежедневные показания
- Новый Завет
- Ветхий Завет
- Книги Библии
- Десять заповедей
- Больше Библии
Больше католиков в Интернете
- Великий пост и Пасха
- Адвент и Рождество
- Католическая энциклопедия
- Календарь
- Все католические онлайн
Смиренно просим вас: не пролистывайте.
Привет, читатели, кажется, вы часто используете Католический Интернет; Замечательно! Немного неудобно спрашивать, но нам нужна ваша помощь. Если вы уже сделали пожертвование, мы искренне благодарим вас. Мы не продавцы, но мы зависим от пожертвований в среднем 14,76 долларов, а жертвуют менее 1% читателей. Если вы пожертвуете всего 5 долларов, то есть стоимость вашего кофе, Католическая онлайн-школа может продолжать процветать. Спасибо.
Помогите сейчас >
- Свяжитесь с нами
- Заявление о конфиденциальности
- Условия обслуживания
Copyright 2022 Католический Интернет. Все материалы, содержащиеся на этом сайте, будь то письменные, звуковые или визуальные, являются исключительной собственностью «Catholic Online» и защищены законами США и международными законами об авторском праве, © Copyright 2022 «Catholic Online». Любое несанкционированное использование без предварительного письменного согласия «Католического Интернета» строго запрещено и запрещается.
«Католический Интернет» — это проект некоммерческой корпорации «Ваш католический голос». Фонду «Католический голос» было предоставлено признание освобождения от уплаты налогов в соответствии с разделом 501(c)(3) Налогового кодекса. Федеральный налоговый идентификационный номер: 81-0596847. Ваш подарок не облагается налогом, как это разрешено законом.
404 Файл не найден
Смиренно просим вас помочь.
Привет, читатели, кажется, вы часто используете Католический Интернет; Замечательно! Немного неудобно спрашивать, но нам нужна ваша помощь. Если вы уже сделали пожертвование, мы искренне благодарим вас. Мы не продавцы, но мы зависим от пожертвований в среднем 14,76 долларов, а жертвуют менее 1% читателей. Если вы пожертвуете всего 5 долларов, то есть стоимость вашего кофе, Католическая онлайн-школа может продолжать процветать. Спасибо. Помогите сейчас >
Запрошенный URL-адрес /saints/saint. php%3fsaint_id%3d111 не был найден на веб-сайте Qatar Online (www.catholic.org).
К сожалению, страница, которую вы искали, не может быть найдена. Не волнуйтесь, воспользуйтесь поиском ниже, чтобы найти то, что вы ищете.
Искать Искать Католический онлайн
Смиренно просим вас: не пролистывайте.
Привет, читатели, кажется, вы часто используете Католический Интернет; Замечательно! Немного неудобно спрашивать, но нам нужна ваша помощь. Если вы уже сделали пожертвование, мы искренне благодарим вас. Мы не продавцы, но мы зависим от пожертвований в среднем 14,76 долларов, а жертвуют менее 1% читателей. Если вы пожертвуете всего 5 долларов, то есть стоимость вашего кофе, Католическая онлайн-школа может продолжать процветать. Спасибо.
Помогите сейчас >
Присоединяйтесь к движению
Когда вы регистрируетесь ниже, вы не просто присоединяетесь к списку адресов электронной почты — вы присоединяетесь к целому движению за бесплатное католическое образование мирового уровня.
Адрес электронной почты
Популярные святые
Популярные святые
Святые и ангелы
Святые и ангелы
День поминовения усопших
День поминовения усопших
Святые от А до Я: A
Святые от А до Я: A
Святые покровители AZ
Святые покровители AZ
День всех святых
День всех святых
Святые Интересные факты
Святые Интересные факты
Святой дня, среда, 2 ноября 2022 г.
Святой Дня для…
Женский / Женский Святые
Женский / Женский Святые
Тайны Розария
Тайны Розария
Католические PDF-файлы — Печать — FreeLight a Virtual Prayer Candle
Почему католики празднуют День мертвых?
День поминовения душ.
Присоединяйтесь к ним в путешествии
День всех святых, Хэллоуин и День поминовения усопших: в чем разница?
Счастливый священник на праздновании Дня всех святых
Должны ли христиане праздновать Хэллоуин?
Ежедневные католические чтения
- Ежедневные чтения за четверг, 3 ноября 2022 г.
- Сен-Мартен-де-Поррес: святой дня четверга, 3 ноября 2022 г.
- Молитва Святому Мартину де Порресу: Молитва дня на четверг, 3 ноября 2022 г.
- Ежедневные чтения за среду, 2 ноября 2022 г.
- Св. Викторин из Петтау: святой дня среды, 2 ноября 2022 г.
- Ежедневная молитва за святые души: молитва дня на среду, 2 ноября 2022 г.
Святые и ангелы
- День памяти святых
- Святые женщины
- Святой Дня
- Обзор святых
- Популярные святые
- Святые покровители
- Интересные факты о святом
- Ангелы
- Святые мученики
- Больше Святых и Ангелов
Молитвы
- Тайны Розария
- Станции Креста
- Руководство для исповеди
- Молитва дня
- Просмотреть молитвы
- Популярные молитвы
- Святой Розарий
- Таинства католической церкви
- Больше молитв
Библия
- Ежедневные показания
- Новый Завет
- Ветхий Завет
- Книги Библии
- Десять заповедей
- Больше Библии
Больше католиков в Интернете
- Великий пост и Пасха
- Адвент и Рождество
- Католическая энциклопедия
- Календарь
- Все католические онлайн
- Свяжитесь с нами
- Заявление о конфиденциальности
- Условия обслуживания
Copyright 2022 Католический Интернет.