Эпикур кто это: биография и история развития эпикурейства

Разное

биография и история развития эпикурейства

Эпикур создал учение, которое не теряет популярности со времен Древней Греции. В этой части узнаем, как он пришел к своим главным идеям.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Виктор Горбатов

Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике

Познакомимся с биографией Эпикура и поговорим об истории развития эпикурейства.

👦 Взгляды Эпикура (342/341 до н. э. — 271/270 до н. э.) начали формироваться еще в детстве. Говорят, что философией он стал увлекаться по одним источникам с 14 лет, по другим с 12.

🔮 Его мать была заклинательницей злых духов. Она часто брала его с собой на работу — игры со сверстниками будущему философу заменило изгнание демонов.

👻 Эмоциональным фоном его детских лет был страх перед высшими силами, к которому потом прибавился и страх смерти, вызванный страшными хроническими болезнями.

🤗 Эпикур пытался убедить людей в том, что страх перед богами, демонами, судьбой и смертью — это совершенно бессмысленные эмоции, от которых можно легко избавиться и жить счастливой жизнью.

🗺 Хотя Эпикур родился на острове Самос (остров был колонией Афин), еще в юности он несколько раз менял место жительства. В 32 года он основал свою философскую школу в городе Мителена (остров Лесбос), потом в Лампсаке. И только в 306 году до н. э. в возрасте в 36–37 лет переехал в Афины и основывал свою школу там.

🧳 В 322 году до н. э. по закону о высылке иммигрантов из Афин ему пришлось уехать в Малую Азию.

Для Эпикура философия всегда была образом жизни 👇

🗣 «Пусть никто в молодости не откладывает занятий философией, а в старости не утомляется занятиями философией: ведь для душевного здоровья никто не может быть ни недозрелым, ни перезрелым. Кто говорит, что заниматься философией еще рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, будто быть счастливым еще рано или уже поздно. Поэтому заниматься философией следует и молодому и старому: первому — для того, чтобы он и в старости остался молод благами в доброй памяти о прошлом, второму — чтобы он был и молод и стар, не испытывая страха перед будущим. Стало быть, надобно подумать о том, что составляет наше счастье, ведь когда оно у нас есть, то все у нас есть, а когда его у нас нет, то мы на все идем, чтобы его заполучить» (Письмо к Менекею).

Учение Эпикура приобретает законченный вид, когда он переезжает в Афины.

Свою философию Эпикур делил на три части 👇

1️⃣🧠 Каноника (в переводе с древнегреческого «канон» — правила) — что-то среднее между логикой и теорией познания. Это методология о том, какими способами люди получают знания. Здесь Эпикур вступает в резкий конфликт со своими предшественниками и современниками, в частности с Платоном и Аристотелем. Платон и Аристотель были рационалистами, для них критерием истинности всегда был разум, которому они противопоставляли ощущения и представления, считая их всегда ложными. Эпикур считал, что разум интерпретирует ощущения неправильно, а ощущения ошибаться не могут. Ощущения — это прямой контакт с реальностью, а когда мы начинаем домысливать — разум все портит.

2️⃣✨ Физика (буквально от древнегреческого «фюзис» — природа) — учение о природе, то есть натурфилософия, учение о том из каких сил и субстанций состоит природа. Обычно все древнегреческие философы строят очень сложную физику, в которой много стихий, принципов, начал и энергий. Физика Эпикура минималистична. Он заимствует не очень популярную идею Демокрита о том, что все в мире состоит из атомов и пустоты, и добавляет к учению несколько новых идей. Например, идею множественности миров, идею спонтанного небольшого отклонения атомов от своих траекторий, так называемый клинамен — эта недооцененная современниками идея была оценена по достоинству только в 20 веке.

3️⃣🍇 Этика — главная часть учения Эпикура. Этика — учение о добре, зле и счастье, о том к чему человек стремится в своей жизни. В основе этики Эпикура лежит принцип удовольствия, но с существенной поправкой:

🗣 «Когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждения распутства или чувственности, как полагают те, кто не знают, не разделяют или плохо понимают наше учение, — нет, мы разумеем свободу от страданий тела и от смятений души. Ибо не бесконечные попойки и праздники, не наслаждение мальчиками и женщинами или рыбным столом и прочими радостями роскошного пира делают нашу жизнь сладкою, а только трезвое рассуждение, исследующее причины всякого нашего предпочтения и избегания и изгоняющее мнения, поселяющие великую тревогу в душе». (Письмо к Менекею).

🍏 Эпикур основал свою школу в саду. Это был не большой фруктовый сад или публичный парк, а маленький внутренний дворик в купленной на собственные деньги усадьбе.

🌳 В школе Эпикура не было ни официальных занятий, ни учеников. В школу пускали женщин, рабов и подростков — это было совершенно непривычно. Произведения Эпикура по большей части авторские, его ученики не записывали его рассуждения.

💥 После смерти Эпикура в саду появилась должность «главного философа». В 267 году Сад был уничтожен племенем герулов и так и не был восстановлен.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Давайте посмотрим на краткую историю развития эпикурейства и узнаем, как на протяжении веков менялось отношение к нему.

❇️ Античность

1️⃣ Ранний Сад (конец 4 — нач. 3 вв. до н. э.). Деятельность самого Эпикура и его ближайших учеников: Метродора, Полиена, Гермарха.

2️⃣ Средний Сад (сер. 2–1 вв. до н. э.) — яркие мыслители, много известных учеников, например, Цицерон учился у эпикурейца Федра. Самым ярким последователем Эпикура был Тит Лукреций Кар — от него мы и знаем лучше всего учение эпикуреизма.

3️⃣ Поздний Сад (сер. 2 в. до н. э. — 2 в. н. э.) — это эпикуреизм в Риме и его провинциях. Популяризация и вульгаризация идей Эпикура. Начало гонений на эпикурейцев — в 155 до н. э. Алкей и Филиск были изгнаны за проповедь распущенности в обычаях. Петроний высмеивает упрощенный эпикуреизм богачей в романе «Сатирикон».

❇️ Средние века

😠 В Средние века происходят гонения на эпикурейцев. Эпикурейцы превратились в синоним безбожников и развратников.

⚡️ В перечне 80 христианских ересей «Панарионе» (ок. 378 года) эпикурейцы на восьмом месте.

📕 Данте Алигьери (13 век) помещал эпикурейцев на 6-й круг Ада, тогда как остальные греческие философы обитали в Лимбе, первом кругу Ада, как добродетельные нехристиане:

«Здесь кладбище для веривших когда-то
Как Эпикур и все, кто вместе с ним,
Что души с плотью гибнут без возврата…»

🎶 В противовес церковному осуждению эпикуреизма идеи этой философской школы стали популярны среди средневековых «вагантов» — странствующих студентов-поэтов. Им нравилось соединение веселья и жизнерадостности с рационализмом и книжной ученостью.

📗 В «Кентерберийских рассказах» Джефри Чосера (сер. 14 в.) читаем:

«Не знал он отроду, что значит сплин.
Не мог бы он на жизнь коситься хмуро —
Был в том достойным сыном Эпикура,
Сказавшего, что счастлив только тот,
Кто, наслаждаясь, весело живет»
.

🍷 Эпикурейские идеи трактуются здесь очень примитивно, на уровне бытового гедонизма.

❇️ Возрождение

🤗 Гуманисты Возрождения противопоставляли христианскому аскетическому отрицанию мира приятие земного существования со всеми его радостями. Этим объясняется и возрождение эпикурейской этики.

😍 В книге «Декамерон» Боккаччо рассказывал с большой симпатией об эпикурейце Гвидо Кавальканти, называя его одним из лучших логиков и знатоков естественной философии, приятнейшим человеком, остроумным собеседником и глубоко порядочным человеком, хотя тот и пытался доказать, что бога нет.

🤨 Гуманист Лоренцо Валла в диалоге «Об истинном и ложном благе» (вер. 15 век) изображает спор между эпикурейством и христианской моралью — обе стороны этого спора выглядят у него по-своему привлекательными. Он пытался синтезировать переосмысленный эпикуреизм с переосмысленным христианством.

❇️ Новое время

👍🏼 В 17 веке французский философ Пьер Гассенди популяризирует учение Эпикура, восхваляя натурализм, антиклерикализм и учение о множественности миров. С его легкой руки эти идеи приобретают популярность у просвещенной публики — их разделяют Фонтенель, Лафонтен и Сирано де Бержерак.

📌 Гедонизм стал одним из отличительных жизненных принципов так называемого «галантного века» — в особенности он был популярен среди французской аристократии времен Людовика XV.

😌 В 18–19 века утилитаризм подхватывает идею гедонизма и вводит принцип максимизации удовольствия как основу рационального человеческого поведения. Британский философ Иеремия Бентам пишет:

🗣 «Природа поставила человека под власть двух суверенных владык: страданья и радости. Они указывают, что нам делать сегодня, и они определяют, что мы будем делать завтра. Как мерило правды и лжи, так и цепочки причины и следствия покоятся у их престола».

Иеремия Бентам искренне считал, что, превратив свое тело в музейный экспонат, принесет пользу и удовольствие потомкам

курс Level One

Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽

1450₽

подробнее о курсе

Что такое эпикурейство или почему древние греки считали, что нужно жить незаметно — T&P

Завершив два сезона рубрики «Просто о сложном», «Теории и практики» решили перейти от понятий эмпирических к вещам более теоретическим.

В пятом выпуске новой рубрики — рассказ об Эпикуре, проповеднике эскапизма и внутреннего спокойствия.

Эпикурейство в разговорной речи — синоним гедонизма. Эпикуреец — это симпатичный человек, живущий в свое удовольствие, правда, эгоцентричный и приземленный. Такие ассоциации имя Эпикура стало вызывать почти сразу после его смерти, еще в эллинистическую эпоху, и сохраняет до сих пор. Хотя сам философ мало в этом повинен, на самом деле его учение довольно далеко от обывательского представления.

Формироваться взгляды Эпикура начали еще в его детстве. Его мать была заклинательницей злых духов, она часто брала его с собой на работу, так что игры со сверстниками будущему философу заменило изгнание демонов. Эмоциональным фоном его детских лет был страх перед высшими силами, к которому потом прибавился и страх смерти, вызванный страшными хроническими болезнями — наподобие тех, что мучили веками позже Ницше. В 322 году до н.э. по закону о высылке иммигрантов из Афин ему пришлось уехать в Малую Азию. Там он уже выступил с собственным учением.

По мнению Эпикура, миссия философии — врачевание душевных страданий, что делает его учение практически психотерапией.

Философская система Эпикура в корне отличалась от всех предшествующих ей древнегреческих тем, что смещала акцент с космологии на этику. Взгляды Эпикура на устройство Вселенной не оригинальны, они почти полностью повторяют метафизику атомистов. Подобные вопросы были для него второстепенными. Главная цель философии, по его мнению, врачевание душевных страданий, что в каком-то смысле сближает эпикурейство с психотерапией.

Его тетрафармакон (лекарство четырех снадобий, универсальный рецепт счастья) — в первую очередь совет решить собственные проблемы:

— Не надо бояться богов.
 — Не надо бояться смерти.
 — Можно переносить страдания.
 — Можно достичь счастья.

Ранние формы космологии представляли собой религиозные мифы о сотворении (космогония) и уничтожении (эсхатология) существующего мира.

Эпикуру на всю жизнь стало ненавистным то суеверное представление о божественном, которое он узнал в детстве в среде клиентов его матери. Он предложил думать, что бессмертные и блаженные боги пребывают в совершенном мире, не зная наших печалей и радостей. Им равно чужды гнев и милость к людям. Ну, а смерти не стоит бояться потому, что пока мы живы, она не имеет никакого отношения к нам, а когда умрем, то перестанем чувствовать, так что смерть уже не сможет нам досадить. Пусть эти объяснения кажутся наивными, Эпикур на них и не настаивал — он был согласен на любое другое, лишь бы оно учило противостоять страху.

Ополчаясь на страх, философ оставался терпимым к людям, и считал его естественной реакцией на зло и несовершенство мира. Но при этом продолжал мужественно бороться против всего, что могло пугать людей. Пожалуй, еще больший ужас, чем боги, типичному древнему греку внушал Рок. Поэтому на фатализм Эпикур нападал особенно яростно, не уставая доказывать, что человек обладает свободной волей.

Эпикур сторонился политики как дела суетливого и мешающего духовной свободе человека. Она, как и вообще активное участие в общественных делах, мешает достижению атараксии — независимости от забот и страданий. Эпикур учил: «Живи незаметно», но что же вообще совместимо с атараксией? Удовольствия, для которых мы и созданы. Через столетия Мишель Монтень в защиту Эпикура замечал, что не для страданий и горя же создан человек. Однако Эпикур считал, что счастья не достичь, угождая себе во всем. Лучше всего иметь как можно меньше желаний и не переходить назначенную природой меру. Неумеренные желания могут привести к телесной или душевной боли, и потому их следует отвергать.

Это, разумеется, уже тонкости. А тонкости толпой воспринимаются плохо, так что из наследия Эпикура запомнили скорее оправдание удовольствий, чем призыв к умеренности и независимости от суеты.

Неправильно «Мухояров был в гастрономическом отношении великий эпикуреец».

Правильно «Дмитрий, вам следует относиться к жизни эпикурейски и не менять айпады каждые полгода».

Правильно «Я не пойду на митинг — это противоречит моей эпикурейской позиции и мешает достигнуть атараксии».

Grigor Atanesyan

Теги

#словарный запас

#эпикурейство

  • 134 063

Самос | остров, Греция | Britannica

Sámos , греческий остров в Эгейском море, ближайший к материковой части Малой Азии, от которой он отделен узким проливом Самос. Остров лесистый и гористый; Гора Керкетей, самая высокая вершина (4701 фут [1433 метра]), образует западную оконечность острова. Восточное побережье сильно изрезано, но более гладкое южное побережье имеет широкие и глубокие равнины, за исключением порта Тигани, окруженного холмами. Он образует dímos (муниципалитет) и perifereiakí enótita (региональная единица) в Северном Эгейском море (современный греческий язык: Vóreio Aigaío) periféreia (регион), восточная Греция. Город Вати находится во главе узкого глубоководного залива на северном побережье.

Первые поселенцы острова имели неясное происхождение, но есть свидетельства раннего неолита на южном побережье, недалеко от Тигани. Около 11 века до н.э. появились ионийцы, а к 7 веку остров стал одним из ведущих торговых центров Греции, торгуя с народами Причерноморья, Египта, Кирены (Ливии), Коринфа и Халкиды и став непримиримым соперником Милета. .

Викторина «Британника»

Острова и архипелаги

Из чего состоят Мальдивские острова? Какой самый большой в мире архипелаг? Разберитесь в фактах об островах по всему миру.

Самосская земельная олигархия была свергнута в 540 г. до н. э. тираном Поликратом, что, возможно, стало золотым веком Самоса. Он правил в союзе с египетским фараоном и имел мощный флот, который блокировал материк, контролируемый персами, до своей смерти около 522 года. Затем Дарий Персидский захватил Самос и частично обезлюдел его. В последующие десятилетия самосцы поочередно поддерживали Персию и Афины, но после поражения Афин в Пелопоннесской войне спартанская гегемония сменилась афинской. Кратковременно независимый после 394, затем остров попал попеременно под персидское и афинское влияние, был вовлечен в соперничество между Малой Азией и Египтом в течение большей части 3-го века, а в 189 году был признан Римом свободной территорией и передан царям Пергама в Азии. Незначительный. В 133 г. и снова в 88 г. она восстала против Рима и лишилась своей автономии.

При византийском правлении Самос какое-то время был главой Эгейского военного округа. После 13 века он перешел к генуэзской торговой компании, а в 1453 году достался туркам в таком обезлюдевшем состоянии, что они поселили здесь албанцев и другие народы. Во время войны за независимость Греции (1821–1829 гг.)) Самос восстал против Турции и обрел свободу, но в 1832 году он был возвращен Турции под управление назначенного Турцией греческого губернатора. Присоединение к Греции произошло в 1912 году после непродолжительной бомбардировки двумя итальянскими военными кораблями, вынудившей турок эвакуироваться.

Остров остается плодородным; земля отведена под виноградники, оливковые деревья, производство фруктов, хлопка и табака. Его вина экспортируются в Западную Европу. Рядом с Тигани археологи обнаружили остатки храма конца V века до н. э. и святилища Геры. Самос был родиной философа и математика Пифагора и школой скульпторов. Другой Пифагор, скульптор самосского происхождения, создал произведения, цитируемые древними историками Плинием и Павсанием. Остатки храма Геры и древнего укрепленного порта на острове были внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1992. Поп. (2001) 34 000; (2011) 32 977.

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Джеффом Валленфельдтом.

Эпикур — Энциклопедия всемирной истории

Эпикур (341 г. до н. э. — 270 г. до н. э.) был древнегреческим философом, основателем эпикурейской школы в Афинах, который учил, что «Удовольствие — это принцип и конец счастливой жизни». Он был плодовитым писателем, написавшим 37 томов, но, к сожалению, остались только фрагменты и четыре письма. Его учения оказали влияние на многих последователей, таких как Лукреций Римский и его О природе вещей и утилитаристы Джереми Бентам и Дж. С. Мельница

Ранняя жизнь

Большая часть того, что историки знают об Эпикуре, была собрана из писаний других авторов. В 341 г. до н. э. Эпикур родился, согласно большинству источников, на маленьком острове Самос, расположенном у берегов Малой Азии в Эгейском море. Его отец Неокл был школьным учителем. Неокл и его жена Херестрата были представителями афинской бедноты — клирухи, которые эмигрировали на Самос из Афин после того, как им предложили там землю. Первоначально Эпикура обучал дома его отец, но позже его обучали Амфил (также известный как Памфил), платоник, и Насефан, последователь Демокрита-атомиста. Пока Эпикур отбывал свои обязательные два года в афинской армии, его семья была насильно переселена в небольшой ионийский город Колофон, когда Пердикка, старый македонский полководец под командованием Александра, приказал удалить всех афинян с Самоса.

Удалить рекламу

Реклама

Именно тогда Эпикур начал развивать свою, неповторимую философию. Согласно источникам, в нежном возрасте 14 лет он разочаровался в своих учителях. Как и Аристотель, он был эмпириком и считал, что все знания исходят из чувств. Его новая философия была сосредоточена в первую очередь на идее поиска удовольствия и избегания боли. Хотя его имя и философия были неверно истолкованы и связаны с гедонизмом, его первоначальные учения были совсем не такими. Очевидно, из-за его раннего образования мышление Эпикура находилось под сильным влиянием философии Платона, Аристотеля и, прежде всего, Демокрита. Постепенно его учение привлекло ряд преданных последователей, в том числе и женщин, и рабов. Тот факт, что его школы приветствовали всех, вызвал серьезное сопротивление со стороны других в Афинах и их окрестностях. В возрасте 32 лет он переехал в город Митилини на острове Лесбос, а позже, не по своей воле, перебрался в Лампсак на восточной стороне Геллеспонта, основав школы в обоих местах.

Философия

Для Эпикура удовольствие означало, что человек должен вести жизнь в спокойном созерцании, умеренно есть и пить. Нужно жить без беспокойства, отказываясь от желаний и забот жизни.

В 307/306 г. н.э. он купил дом в Афинах и основал новую школу, назвав ее «Сад», где и оставался до конца своей жизни. На воротах его школы была надпись: «Чужак, здесь тебе лучше задержаться; здесь наша высшая цель — удовольствие». К сожалению, его концепция удовольствия была ужасно неверно истолкована; для него удовольствие означало, что нужно вести жизнь в спокойном созерцании, умеренно есть и пить. Нужно жить без тревог, отказываясь от желаний и забот жизни и наслаждаясь «блаженством богов». Позже он напишет: «Не порти то, что имеешь, желая того, чего у тебя нет; помни, что то, что у тебя сейчас есть, когда-то было среди вещей, на которые ты только надеялся». Счастье можно было бы реализовать через достижение атараксии, свободы от страха, и апонии, отсутствия боли. «Жить в неизвестности» — личная поговорка эпикурейцев, верование, которое соперничало с древнегреческой идеей поиска славы, славы и почестей.

Удалить рекламу

Реклама

YouTube
Следите за нами на Youtube!

Эпикурейцы считали, что все желания происходят из трех основных источников: тех естественных желаний, которые необходимы для жизни, таких как пища и кров; те естественные желания, без которых можно жить, прежде всего те, которые вызывают ревность и скуку; и, наконец, нарциссические желания, такие как богатство и слава. Он писал: «Тот, кто не удовлетворен малым, не удовлетворен ничем». Однако одной из самых важных вещей для Эпикура была дружба; хотя он никогда не был женат, он действительно верил в брак и семью. Друзья обеспечивают как важную защиту от неуверенности, так и источник силы. Лично Эпикура многие считали скромным, тихим и замкнутым. Некоторые критики были не столь любезны, например, философ-стоик Эпиктет назвал его «проповедником изнеженности».

Эпикурейские учения

Помимо того, что он принимал женщин и рабов в свои школы, многие нападали на его отношение к религии и смерти. Одной из самых важных целей Эпикура было избавить людей от страха перед окончательным концом своей жизни, тем самым дав им возможность искать счастья и удовлетворения в своей личной жизни. Для Эпикура человек перестает существовать, когда решает бояться смерти. Эпикурейцы верили в максиму «Смерть для нас ничего». В эпикуреизме было четыре фундаментальные истины:

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

  1. Нет божественных существ, которые могут нам угрожать.
  2. Нет загробной жизни.
  3. То, что нам действительно нужно, легко получить.
  4. То, что заставляет нас страдать, легко терпеть.

Конечно, были и простые лекарства от этих недугов, среди которых не боялись Бога и не беспокоились о смерти. Как последователь учения Демокрита, он учил, что после смерти тело превращается только в разлагающиеся атомы; на самом деле все, что существует во всей вселенной, состоит из атомов и пространства. Жизнь — тело и разум — есть соединение и рассеяние этих атомов. Даже душа человека состоит из атомов. Эти атомы не только неразрушимы и вечны, но и непредсказуемы.

Бюст Эпикура, Музеи Ватикана

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

В отличие от других религий, которые говорили о загробной жизни, это означало, что не следует бояться возможности смерти. Эпикуру не на что было надеяться и нечего бояться богов. Отвергая платоновское божественное сотворение мира, полагая, что космос возник в результате случайности, он старался не говорить, что богов не существует, ибо отрицать их существование было бы опасно; он не считал себя атеистом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts