Ереси и борьба с ними: 19 Средневековые ереси и борьба церкви с ними
Содержание
19 Средневековые ереси и борьба церкви с ними
Ересь
– ложное учение, отступление от
официальной религии.
Между
идеями различных еретических учений
были серьезные различия. Но всех их
объединяло резко отрицательное отношение
к католическому духовенству во главе
с папой, негативное отношение к неравенству
между мирянами и духовенством, к продаже
индульгенций, выступления за права
каждого человека самостоятельно
разбираться в христианстве без посредства
клира, признание источником веры только
Священного писания.
Среди
еретических учений можно назвать
таборитов и чашников в Чехии, лоллардов
в Англии. Наибольшего распространения
в XII-XIII
в. еретическое движение достигло во
Франции (в Провансе). Здесь распространилось
учение катаров и вальденсов.
Для
борьбы с ересями были организованы
ордена доминиканцев и францисканцев.
Вершиной
борьбы папства со средневековыми ересями
стала инквизиция. В 1232
г. ордену доминиканцев было поручено
заниматься инквизиционными делами.
Каждый католик был обязан помогать
инквизиции. Отказ от показаний считался
преступлением. Допускалось использование
показаний любых свидетелей, даже
уличенных в лжесвидетельстве, преступников.
Судопроизводство было тайным, применялись
пытки. Оправдательные приговоры были
редкостью, отрицание вины объявлялось
упорством в ереси и каралось смертью.
Чаще всего обвиняемых наказывали тюрьмой
и конфискацией имущества (что было
выгодно церкви и королю, поэтому часто
обвиняемыми становились богатые люди).
Инквизиция лишь судила, казнила светская
власть. Казнили еретиков путем сожжения.
Всего
в Европе инквизицией было казнено 9-12
млн. человек.
В
XIV
в. возрастала центральная власть королей,
что соотвенно ослабляло власть папскую.
Одним из выражений этого явилась так
называемое Авиньонское
пленение
пап (1309-1377).
После
перенесения папской резеденции в Авиньон
в Риме появился новый папа, избранный
кардиналами, протестовавшими против
отъезда папы Климента V.
Оба папы прокляли друг друга. В попытке
нейтрализовать раскол был избран новый
папа, но прежние не сложили своих
полномочий и начался раскол – Великая
схизма.
Престиж папства оказался под угрозой.
Для наведения порядка был созван собор
в Констанце, который длился с 1414 по 1418
гг. На нем собралось до 50 тыс. человек:
присутствовал император Сигизмунд, 3
западных “патриарха”, 29 кардинало, 33
архиепископа, 150 епископов, около 300
ученых-богословов, множество настоятелей
монастырей, влиятельные и знатные люди,
правители Баварии, Австрии, Саксонии,
Лотарингии, Шотландии, Польши,
Неаполитанского королевства, Сицилии,
наблюдатели от Византийской империи.
Председателем стал папа Иоанн XXIII.
Чтобы придать собору большую силу, было
решено при голосовании придерживаться
национального принципа: перед голосованием
решения обсуждались и согласовывались
внутри каждой национально группы. В
итоге собор низложил всех трех пап,
избрал нового и водворил его в Рим. Собор
также провозгласил принцип верховенства
его над папой.
Власть
папства уже не была восстановлена, ереси
распространялись. Один из смещенных
пап так и не отказался от сана. В 1431 г.
был созван новый собор в Базеле, длившийся
с перерывами до 1449 г. К числу его
политических успехов можно отнести
примирение с чашниками в 1431 г. Но устранить
раскол и этот собор не сумел. И теперь
один из пап не подчинился собору и созвал
свой в Ферраре. В 1439 г. он был перенесен
во Флоренцию, где была заключена уния
с Константинопольской церковью. Лишь
в 1449 г. в Лозанне было достигнуто
соглашение и последний “антипапа”
отказался от должности. Новым единым
папой стал Николай V.
Раскол
был преодолен. Но укрепление политической
власти в национальных государствах
ослабляло авторитет и влияние пап.
Национальное духовенство чаще подчинялось
своим государям и светская власть пап
сохранилась только в Средней Италии.
Но папство оставалось фактором,
объединявшим весь католический мир. В
его руках была инквизиция.
Средневековые ереси и борьба с ними
Ересь
(греч. отбор) — это религиозное движение, оппозиционное ортодоксальному (правильному) вероучению в вопросах догматики, богослужения или организации Церкви.
Ереси м.б. разные. Ересь сопровождала католицизм на протяжении всей её истории. Со временем она меняется.
Что порождало Ересь?:
1. Христианство было, по сути, ересь, т.к. отошло от иудаизма
2. В христианстве не сразу оформились литературные источники веры, была разобщённость в литературе
3. Связано с эволюцией католицизма. Был разрыв между словом Божием и практикой католицизма
4. Господство религиозного мировоззрения: творение Бога или дьявола — чьё творение предмета? Создавало почву для ереси
5. Социальные конфликты в обществе через призму религии.
Динамика Ереси:
1. Интеллектуальные ереси в светском обществе, мирян не интересовали вопросы догматического расхождения о Святой Троице, о природе Бога и др.
Термин Монофизиты
— это:
а). Сторонники единой природы Христа
б). Церковная элита вела споры такие: кем был Христос, как Бог м.б. равен сыну и пр.
Борьба имела весьма умеренный характер
2. Патриархальная ересь — это языческие реакции на христианство. Факт крещения ещё не означало, что ты христианин.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет
стоимостиГарантииОтзывы
Расцвет католицизма в 12 — 13 вв. и пик Ереси
Социальная почва для Ереси является в городской среде, а не в сельской местности. Сами ереси периода Средневековья были очень разнообразными: один женился на Деве Марии и пр.
Типология (деление) Ереси:
1. Социальный и экономический принцип:
— народный, крестьянско-плебейский, движение преобразования народной и общественной жизни, не сторонники насилия
2. Бюргерская — ограничивали …, сторонники насилия.
Ни одна программа Ереси не содержала в себе рациональное зерно.
Направление Ереси:
1. Пантеизм — растворение Бога в природе. Пан — природа, теизм — Бог.
Бог присутствует в каждом человеке, он в тебе, значит, может делать всё, что хочет, была вседозволенность.
Опасность для Церкви — посредник между Богом и человеком не нужен, а посредником была Церковь, т.е. церковь не нужна
2. Монтанистские
— ереси, обращённые к раннему христианству.
По сути, хотели отказаться от всего, что Церковь «накрутила» за века, от богатств, ритуалов и пр.
Пример: Вальденсы
— основатель Пьер Вальдо, у него умер друг насильственно, но он был благочестив. Для Пьера показалось, что заупокойные молитвы Не могут поменять ничего у умершего друга. Он говорил, что слово Божие д.б. доступно каждому. Стал нищим, отдал своё имущество людям, отвергал таинства Церкви, т. к. она вытягивает деньги. Хотел сделать бедность идеалом — это распространилось в Италии и во Франции. Мечтал о возврате к раннему Христианству
3. Дуалистические ереси — это явление иного порядка, основано на противопоставлении всего: «добра и зла», на двойственности.
Берёт начало от Манихейства
со 2 в. н.э.
Суть манихейства:
1. Было как бы 2 Бога. Делили добро и зло; плоть и дух. Создателя телесного мира называли Иегова. Сам акт творения мира для Манихеев — это Бог.
Манихеи отрицали всё: церковь, деньги, государства, отрицали саму жизнь.
Идеал у Манихеев — это избавление от плоти.
Катары
— чистые, совершенные, умерщвление от плоти
Альбигойцы
— Христос был человеком, земной мир от сатаны, а Бог создал Душу и Ангелов, против католичества и светской власти, признавали только Новый Завет, отрицали церковные обряды и таинства, почитание креста, икон, мощей. Усвоили религиозные принципы катаров и вальденсов.
Проникновение Манихейства:
Манихейство 7 — 8 вв. — Павликианство (Византия) (хотели сохранить чистоту Христианства от язычества и идолопоклонства, название от Апостола Павла) — Богомильство (Болгария) (делали погромы, мир не от Бога, а от сатаны) — Италия — Франция.
Катаризм — инициатор запрета беременности, это движение таит угрозу анархии.
Богомильская ересь в Югославии на 80 лет стала главной, в Хорватии сразу начала возникать Церковь — переродилась в другое, но потом сметена католической церковью.
С Катарами было очень тяжело бороться.
Борьба с Ересью:
Сначала носило умеренный характер.
Что делали?:
1. Предание анафеме еретика — лишить посмертного покаяния
2. Наложение Интердиктов
— запрет богослужения на определённой территории
3. Литературные диспуты (интеллектуальные)
Но с 12 века, это было не достаточно.
Появились другие методы борьбы с Ересью:
1. Крестовые походы (Иннокентий III) — папа. Папы сами спровоцировали эти походы
2. Деятельность нищенствующих монахов
3. Инквизиция — создана для борьбы с альбигойскими ересями.
Епископские суды возникли со времён Константина Великого.
1. Церковь не проливала кровь
2. Епископы судили на основе канонов
3. В светских судах использовалось «Божий суд», т.е. поединок, кто победит, на той стороне и правда
4. В церковных судах был адвокат, здесь больше порядка, было милосердие, все хотели идти в церковный суд.
Грань между Ересью и Истиной была очень зыбкой.
До 16 века католицизм догматически не оформился, епископы от суда над еретиками отказались.
Создание специальных трибуналов по борьбе с ересью.
Доминиканский орден стал трибуналом над ересью. Они стали Инквизицией.
Процесс начинался с доноса, далее арест и расследование.
Арестованному ничего не говорили, кто донёс на него.
Далее был принцип: «Презумпция виновности».
По сути, всё расследование сводилось к тому, чтобы пытать людей. Пытки были бескровными, т.к. Церковь кровь Не проливала. Палачи хорошо знали анатомию человека, чтобы человек не умер раньше времени, иначе их тоже убьют.
Далее — получалось признание.
С альбигойской Ересью справились и в 13 в. инквизиция угасла, а в 15 в. инквизиция опять поднялась. Пошли гонения на женщин, как на ведьм. Это было из-за целибата и безбрачия мужчин-церковников.
К 17 в. Европа с проказой справилась, искали проказу у женщин. Те, кто не реагировал на болезнь, протыкая иголку в кожу, те ведьмы.
После, пытки перешли и в светский суд, только чтобы мучить человека.
Причины пыток:
1. Боролись с проказой — объявляли женщин ведьмами
2. Зависть
3. Устранить конкурента
4. Были фанатики.
Поможем написать любую работу на аналогичную
тему
Реферат
Средневековые ереси и борьба с ними
От 250 руб
Контрольная
работаСредневековые ереси и борьба с ними
От 250 руб
Курсовая работа
Средневековые ереси и борьба с ними
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Борьба с делами плоти: Ереси
от
Эдди Фостер
—
9 февраля 2015 г.
В 13-м посте этой серии, посвященном делам плоти, мы рассмотрим несколько стратегий, которые мы можем использовать для борьбы с ересями в нашей жизни.
Когда христиане слышат слова ересь, , у них могут возникнуть образы испанских инквизиторов, ломающих им дверь и пытающих их. Человека можно назвать «еретиком», если он открыто выкрикивает антирелигиозную позицию. Ереси обычно рассматриваются как мнения, прямо противоречащие общепринятым, устоявшимся убеждениям.
На протяжении всей истории Римско-католической церкви ересью считалось любое учение, противоречащее официальному учению этой организации. Но это не совсем то, что имел в виду Павел, когда включал «ереси» в свой список дел плоти.
Здесь используется греческое слово hairesis, , и оно буквально означает «выбор, выбор» или «секта» ( Толковый словарь Вайна Вайна и Нового Завета, «ересь»). Соединяя эти слова, основная идея состоит в том, чтобы выбрать веру, противоречащую Священному Писанию, и отделить себя этой верой.
Ирония заключается в том, что многие исповедующие христианство церкви, которые используют термин ересь по отношению к другим, даже не основывают все свои доктрины на Библии. Господствующее христианство изобилует верованиями, противоречащими Библии. В результате христиан, придерживающихся учений, основанных на Священных Писаниях, часто называют еретиками за несогласие с установленными религиозными организациями.
Ереси очень разрушительны и приводят к разрушительным последствиям. Давайте посмотрим глубже на это «дело плоти».
Ложь о ересях
Ложь №1: «Хорошо, что в христианстве такое разнообразие. Я могу найти именно то, что соответствует моим потребностям среди множества церквей и верований!»
Эта ложь приводит к тому, что люди включают в свою религию внебиблейские и даже светские взгляды и обычаи. Так много «христианских» деноминаций существует и продолжает формироваться, потому что люди всегда ищут что-то уникальное, отвечающее их личным потребностям. С каждым годом к христианству добавляется все больше разновидностей и ароматов, и становится все труднее найти подлинную библейскую форму христианства.
Это умножение лжеучителей действительно было предсказано (2 Петра 2:1). Подумайте о том, как современные церкви предлагают альтернативу библейскому христианству:
- Многие церкви сегодня только обеспечивают общение, но ничего не говорят о реальном покаянии и изменении. Библия учит, что покаяние является важным элементом истинного христианства (Деяния 2:38).
- Многие церкви не придерживаются нравственных принципов жизни, содержащихся в Библии. Божье Слово учит, что истинное христианство — это жить так, как жил Иисус Христос (1 Иоанна 2:6).
Это только два из множества примеров! Ереси уводят людей от библейской истины, позволяя им превратить истинное христианство в «все, что я чувствую, как бред».
Ложь № 2: «Нет ничего плохого в том, чтобы иметь уникальное мнение о Библии».
Все мы люди с разумным разумом, и все мы видим вещи с разных точек зрения и под разными углами. Это абсолютно верно. Но когда дело доходит до Библии, Бог хочет, чтобы мы смотрели на вещи с Его точки зрения. Библия утверждает, что она «истина» (Иоанна 17:17). Это высший и единственный авторитет в отношении религиозных верований. Если наши мнения не основаны на Библии, то они совершенно неправильно. Никаких «если», «и» или «но»!
Ирония заключается в том, что многие исповедующие христианство церкви, которые используют термин «ересь» по отношению к другим, даже не основывают все свои доктрины на Библии.
Эта ложь противоречит библейскому принципу, согласно которому мы должны развивать «ум Христов» (1 Коринфянам 2:16). Мнения, противоречащие Его разуму, не являются тривиальными темами для обсуждения. Это ереси.
Сказал бы Христос: «Пожалуйста, научите людей тому, что суббота, которую Я создал, не нужна»? Нет. Сказал бы Христос: «Я счастлив, когда люди учат, что Ветхий Завет ничего не стоит»? Нет. Тем не менее ереси, подобные этой, каким-то образом являются обычным явлением в христианском богослужении. Это должно настораживать!
Стратегии борьбы с ересями
1. Проверьте, подтверждается ли ваше мнение Библией. Если нет, выкинь!
Вы можете сказать: «Ну, это несправедливо, потому что люди толкуют Библию по-разному». Такой подход может быть хорош при интерпретации смысла шекспировской пьесы, но он не работает для явленного разума Бога вселенной. Наше понимание духовных вопросов не должно быть нашим собственным мнением, отобранным из одного изолированного стиха или вырванным из контекста. Чтобы понять духовную тему, мы должны тщательно исследовать ее на всех страницах Библии.
Давайте рассмотрим несколько примеров:
- Мнение о том, что христианам не нужно соблюдать библейские праздники, игнорирует или опускает доказательства того, что Иисус Христос и апостолы соблюдали эти дни.
- Мнение о том, что христиане могут есть мясо, обозначенное как нечистое в Левит 11, игнорирует многочисленные места Писания в Библии, показывающие, что Божий народ не ел это мясо.
- Мнение о том, что христиане должны идти на войну и сражаться за свою страну, проигнорировало учение Христа о любви к врагам.
Суть: пусть Библия определяет, являются ли духовные мнения действительными или ересью. Если ваше мнение не совпадает с Библией, ваше мнение должно быть первым!
2. Не позволяйте своему разуму развратиться от простоты во Христе.
Эта стратегия взята из 2 Коринфянам 11:3: «Но боюсь, как бы змей лукавством своим не прельстил Еву, так не повредился ум ваш от простоты во Христе».
Наши убеждения не должны нуждаться в дополнительных элементах, приходящих из-за пределов Слова Божьего. То, что открыл Иисус Христос, можно понять, и оно должно быть нашим стандартом. К сожалению, у многих господствующих христиан есть верования, которые выходят далеко за рамки Библии. Примером могут служить праздники, отмечаемые во всем христианском мире, большинство из которых нельзя найти нигде в Библии. Почему бы просто не придерживаться простоты семи праздников, которые на самом деле заповедал Бог (Левит 23)?
Ужасным результатом всего этого стало разделенное христианство со сбивающим с толку количеством верований и практик. Но Бог не является виновником беспорядка (1 Коринфянам 14:33).
Будьте проще — придерживайтесь Слова Божьего!
3. Научитесь ненавидеть ереси.
Нет ничего плохого в том, чтобы иметь мнение о тривиальных вещах вне Библии. Но есть огромная проблема с верой в то, что противоречит Библии. Подумайте об этом: когда наши мнения расходятся с мнением Бога, мы, по сути, говорим, что мы умнее Бога. Такое мышление может хорошо нравиться атеистам и агностикам, но оно должно быть ужасным для христианина.
Чтобы избежать ересей в своей жизни, необходимо личное изучение Библии. Чтобы прочитать ряд ресурсов и предложений по этой теме, смотрите статьи в разделе «Практическая и бесценная польза изучения Библии».
Это тринадцатая часть из семнадцатичастной серии о борьбе с делами плоти. Чтобы прочитать часть 12, см. «Разногласия». Чтобы продолжить серию, смотрите часть 14 «Зависть».
Темы: Религия, преодоление
Ересь: борьба за правду | Проповедуй, учи. Подробности статьи
Несколько лет назад, когда я работал над восстановлением служения Eagle TV в Монголии, я провел некоторое время, изучая служение апостола Павла в книге Деяний.
Хотя мы часто думаем о Павле как о великом ораторе основных учений веры, на самом деле большинство речей Павла, записанных в книге Деяний, вращались вокруг одной темы или касались ее.
Ересь.
Первые записанные слова апостола Павла в начале его служения были не об Иисусе, а упреком человеку, который злоупотребил именем Иисуса в своих целях. Мужчину назвали «Вар-Иисус» в Деяниях 13:4-12, что буквально означает «Сын Иисуса». Павел противостоял ереси этого человека перед многими свидетелями, говоря: «Неужели вы не перестанете извращать прямые пути Господни?» (13:10)
Это примечательно тем, что Лука, автор книги, мог написать одно из многих посланий Павла о мессианстве Иисуса или множество доказательств Его личности из Ветхого Завета. Вместо этого Лука выбрал первые записанные слова Павла в служении как упрек лжеучителю.
В этот период служения Павла церкви было меньше 20 лет. Это привлекло мое внимание. Видите ли, я живу в Монголии; а монгольской церкви меньше 20 лет. Ранняя церковь, как и монгольская церковь, уже являлась признанным лидером тех, кого подняли Апостолы и их ученики, чтобы помочь молодой церкви достичь зрелости. Хотя большинство апостолов в то время были еще живы, многие в церкви придерживались различных форм аберрационального или еретического учения. Большая часть Нового Завета на самом деле является защитой от различных ересей, включая еврейское законничество, антиномизм и присвоение христианства или имени Иисуса в аберрационном религиозном учении. На самом деле, в 11 записанных речах Павла в книге Деяний, шесть из них предупреждают о ересях либо учителях, которые будут отвращать людей от Христа и к себе, либо он вынужден заниматься идолопоклонством (13:4-12). , 14:8-18, 15:1-29, 16:16-19, 17:22-24, 20:17-36).
При чтении писаний Павла в Новом Завете снова и снова возникает тема ереси. Борьба Павла с ересью ранней церкви была энергичной и необходимой. Павел рано в своем служении увидел необходимость в том, чтобы молодая церковь, не знакомая с историей Ветхого Завета, была приведена к полному пониманию Божественной природы, исключительности Иисуса и святости праведного и любящего Бога. Чтобы бороться против заблуждений или ересей в молодой церкви, Павел сосредоточился на двух типах ересей:
1. Неправильное использование имени и репутации Иисуса с целью продвижения ложной религии или материальной выгоды, и
2. Ложное учение, которое отвлекает верующих от преданности Христу и вместо этого привлекает людей к себе.
Защита Павла от таких еретиков внутри церкви была простой. Он использовал свое собственное поведение в качестве ориентира для ранней церкви. Павел отметил, что он никогда не получал пользы от того, что делился Евангелием с теми, кого пытался достичь, подразумевая, что лжеучителя в церкви будут делать именно это. Для таких учителей Христос — это талон на обед в служении.
То, что автор книги Деяний уделяет такое внимание борьбе Павла с ересью, не следует быстро отбрасывать, особенно это касается миссионеров, работающих с молодой национальной церковью, или пасторов, работающих в церкви со многими новообращенными. Новизна веры и волнение отношений с вечным Богом вселенной часто могут оставить нового верующего или новую группу верующих открытыми для еще более новых идей, которые никогда не были частью Божьего плана для Своего народа. Молодая церковь, как и юный подросток, еще не созрела, но становится зрелой.