Есть бог есть человек: Стихотворение Гумилева Николая – Есть Бог, есть мир; они живут вовек…
Содержание
Существует ли Бог? | Cru Moldova
Как мы можем узнать о существовании чего-то скрытого или далекого от нас? Скорее всего, мы скажем, что если ничего не можем узнать об этом явлении, то его, вероятно, и не существует. Но так ли обстоит дело с верой в Бога?
Мы можем еще вспомнить пример про «чайник Рассела» и посмеяться вместе с этим математиком и мыслителем над всеми религиозными людьми, что они верят в то, что сами не видят и доказать не могут. Но так ли все просто и очевидно? Неужели так много верующих людей, которые так глубоко заблуждаются на протяжении всего существования человечества?
На самом деле все не так просто даже с ненаблюдаемыми объектами. Мы можем не регистрировать их самих, но при этом видеть их воздействие на мир вокруг нас. Таким образом была открыта темная материя и темная энергия во вселенной. Тогда, если мы не можем зарегистрировать на приборах Самого Бога, можем ли мы увидеть Его воздействие на мир?
Попытки разобраться в природе веры
С одной стороны, если возможно, что вера людей есть следствие какого-то биологического или эволюционного процесса, тогда почему не все люди верят в Бога? С другой стороны, если нет никаких доказательств существования Бога, тогда почему немалое количество как признанных ученых прошлого, так и авторитетных ученых современности верят в существование Бога?
Если нейрология и психология могут определить, где именно в нашем мозгу зарождается вера и как она воздействует на организм, и таких людей большинство в мире, то не является ли тогда отсутствие веры патологией? Если верующие люди утверждают, что Бог дает им силы, ценность их личности и цель жизни, и это позитивно не только для общественного развития, но и для экономического1, то как тогда неверующие определяют для себя свои ценности?
На деле оказывается, что несложный на первый взгляд вопрос становится весьма трудным при более внимательном его рассмотрении. Давайте задумаемся, почему все-таки люди верят во что-то невидимое, сверхъестественное, сокрытое? Конечно же, в краткой статье всех аргументов не привести, но некоторые наброски сделать можно.
1. Человек осознает себя личностью
Первое, как это ни странно, но каждый человек ощущает себя не просто биологической машиной, но Личностью, обладающей душой. Хотя бы потому, что наша душа может страдать, даже когда все тело находится в гармонии, или радоваться, даже когда тело страдает.
Каждый из нас чувствует, что его существование может продлиться дольше его физической жизни — если же он отказывает себе в этом, то перед таким человеком встают неразрешимые проблемы смысла его собственной жизни и ее ценности.
Как отличить истинную христианскую веру и церковь от секты?
2. Может ли ценность человека определяться только биологией?
Допустим, что он живет в обществе, которое ценит человека только за его «полезность» для других. Тогда в таком обществе опасно просто заболеть какой-нибудь редкой или тяжелой болезнью. Ведь всегда найдутся оппоненты, которые заявят, что «бюджет на лечение не резиновый, так давайте вылечим 100 других, чем все отдадим одному с его неизлечимым заболеванием». А что тогда говорить об инвалидах, пенсионерах, душевнобольных, даже тех кто временно потерял трудоспособность?
Если все ценности определяют исключительно эволюция и биология, то все такие люди перестают быть «нужными» такому обществу. Мы понимаем, что это абсолютно недопустимо, но почему мы так решили? Наверное потому, что в каждом из нас есть не только душа, но и какой-то Нравственный Закон, который заставляет нас поступать вопреки своей выгоде и желаниям. И это второй важный аргумент.
3. Любое общество всегда имело религиозные основы
Третье, история развития религий уже на рубеже XIX в. показала, а к середине XX в. доказала, что в истории человечества никогда не существовало общества без религии. Вопреки Фрезеру, именно монотеизм2 стоял у истоков почти всех верований и обществ. А если это так, то сможем ли мы построить действительно лучшее общество без Бога?
Примеры коммунистических режимов, отвергающих религию, убедительно показывали свою несостоятельность по сравнению с теми, где хотя бы на остатках веры в Бога строится судебная система, гражданское право, представление о ценности человеческой жизни и т. д.
4. Удивительное устройство мира указывает на существование высшего Источника
Четвертое, нужно понимать, что люди верят в Бога не вопреки своим знаниям о мире, а именно благодаря им. «Через рассматривание творения» (Послание к Римлянам 1:20) даже ничего не знающий человек может удостовериться в существовании Бога.
Удивительно гармоничный и совершенный мир вокруг нас требует существования Творца. Ничто в современных научных знаниях не говорит нам, что числа или формулы сами способны к зарождению чего-то нового. Даже если мы откроем главную формулу мироздания, все равно останется вопрос, откуда появилась сама эта формула3.
Тонкая настройка вселенной для существования в ней жизни поражает любого исследователя. Ученые не придумывают законы, описывающие хаос, но, как им кажется, открывают уже существующие. А наличие информации в генетическом коде прямо указывает на то, что должен быть и ее Источник4.
5. Философские аргументы о существовании Бога
Пятое, существует целый ряд философских аргументов, которые допускают необходимость существования Бога. Эти аргументы выдержали многолетнюю историю критики и в нынешнем виде предлагают такие формулировки, которые учитывают эту критику, и опираются на открытия современной науки.
Такие аргументы, как: онтологический аргумент в формулировке Алвина Плантинги, космологический аргумент в формулировке Уильяма Крейга, нравственный аргумент в формулировке Клайва Льюиса и т. д.
Целый ряд современных философов предложил свои собрания аргументов в пользу существования Бога. Например, Ричард Суинберн в своей книге «Существование Бога» предлагает целый набор таких аргументов. Другой пример — сборник работ под редакцией У. Крейга и Дж. Морленда «Новое естественное богословие», в котором они рассматривают десять новых форм современных доказательств в пользу существования Бога.
Сегодня с уверенностью можно сказать, что в философских кругах в середине XX в. произошел слом атеистической парадигмы, и уже большое количество ученых защищает именно теистическое представление о мире, тогда как чистый атеизм в философии сдает свои позиции.
6. Исследования, подтверждающие точность текстов Евангелий
Христианское вероучение основано на Библии. Стоит ли доверять ей?
Шестое, современные археологические, текстологические и исторические исследования с уверенностью говорят не только о достоверности, но и об удивительной точности Евангелий. А если даже скептики могут доверять авторам Евангелий, то значит и описываемые ими события могли происходить именно так, как они были записаны, тем более, что многие факты имеют прямые доказательства из нехристианских источников.
Нам достаточно остановиться лишь на четырех фактах признаваемых всеми, чтобы задаться вопросом, кем был Христос.
Все соглашаются, что:
Иисус Христос был распят и умер на кресте.
Его гробница через некоторое время оказалось пустой.
Его ученики и другие люди свидетельствовали о том, что видели Его вновь живым человеком.
После этого события стала стремительно зарождаться христианская Церковь вопреки жесточайшим и продолжительным гонениям.
Эти четыре факта можно объяснить по отдельности, без учета трех остальных, но все вместе они могут быть объяснены только воскресением Христа из мертвых.
Мы знаем, что люди могут умирать за ложь, думая, что это правда, но вряд ли найдется хотя бы малое количество людей, желающих умереть за ложь, зная, что это ложь. Так же как сложно предположить какую-либо выгоду у апостолов от проповеди Христа — такого странного учения в иудейской и римской среде.
Первая Церковь была гонима более 200 лет и начиналась с бедных людей, которых нещадно бросали зверям на растерзание5. Трудно даже гипотетически предположить, что апостолы могли иметь какую-то выгоду из своей проповеди. На самом деле, Церковь так стремительно росла вопреки всему, потому что слишком много живых свидетелей воскресения Иисуса Христа было вокруг. Слишком много свидетельств и слов Его проповеди касалось каждого человека.
7. Свидетельства людей об их жизни с Богом
Седьмое, есть свидетельства, которые мы понимаем разумом, но есть свидетельства, которые мы чувствуем внутри себя. Например, мы ощущаем любовь не столько нашим разумом, сколько душой, чувствами, внутренним ощущением. Так же и вера в Бога. Она опирается не только на внешние доказательства, но и на личную встречу с Богом.
Свидетельство миллионов людей, жизнь которых была изменена после встречи со Христом, заставляет задуматься и об этом аргументе.
Автор Послания к Евреям говорит следующее: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Послание к Евреям 11:6). В этом стихе мы видим как предупреждение неверующим, так и обетование верующим в Него. Поэтому когда кто-то требует: «А вы докажите мне, что Бог есть, тогда я поверю», не понимает главного — вера рождается не от доказательств, но от Самого Бога и от желания человека найти Его.
Доказательства помогают нам задуматься о своей жизни, не бояться веры в Бога, удивиться совершенному миру вокруг нас и увидеть свое значение в нем.
Возможно, на нашем пути в вере, особенно в начале, будет очень много преград и потрясений. Однако именно с Богом мы начинаем жить новой, полной жизнью, потому что обретаем познание Его воли и сохраняемся Его любовью. И даже в самые тяжелые моменты нашей жизни мы обретаем глубокую надежду, что наша жизнь не бесцельна, ведь именно ради нас Господь пострадал на кресте, чтобы избавить нас от греха и смерти. Поэтому, веря в Него, мы обретаем не только спасение, но и вечную жизнь, наполненную непреходящим смыслом и радостью.
источник: newliferussia.ru
Какая разница, в кого именно верить — в Христа, Вишну или Высший разум? – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 12 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
В книге «Загадки Бога» собраны вопросы, которые будоражат умы великих мыслителей тысячи лет: если есть Бог, то чего Он хочет? Есть ли у Него планы на конкретного человека и на все человечество вообще? Как можно называть Его добрым, если в созданном им мире страдают и умирают дети и невинные люди? Если тысячи и миллионы гибнут в ходе катастроф? Кажется, для верующих это самые неудобные вопросы, ответить на которые понятно и убедительно для простого человека у них вряд ли получится. Но авторы журнала «Фома» решились это сделать.
Купить в Лавке «Фомы»
Письмо читателя:
Почему я верю, но не религиозна?
Сначала отделим зерна от плевел. Вера — это человеческая потребность, совершенно естественная и ясная. Верить — это способ понимать, познавать и пробовать на вкус окружающий мир. Не важно, как назвать то, во что, собственно, веришь — Бог или, скажем, Высший Разум, — важно, что душа работает. Ни в регулярных походах в храм, ни в ежедневном чтении молитв бог в человеке не проявляется. Это — внешнее. А проявляется бог в человеке изнутри, и называется он — совесть. Совестливый человек, рефлексирующий — значит, есть в нем та самая божественная искра. В моем понимании, если человек замечает несовершенства мира и молится, чтобы их не было — это лень. Если же человек видит в мире изъяны и стремится их исправить делом — это вера. Так что в этом смысле я человек вполне верующий.
Верующий — но не религиозный. Религия — это человеческое изобретение, придуманное для поддержания общественного порядка. Уздечка. Чаще — строгая уздечка: дернул — все испуганно присели.
Вообще идея делить бога на религии кажется мне странной. Вот мне совершенно все равно, как его зовут — Иисус, Аллах, Вишну или Сергей Васильевич, все равно, как он мог бы выглядеть — носит ли он чалму или задорное бикини в клубничках. Важнее понимание, что все происходящее вокруг — не случайный хаотичный процесс, а Система. Система закономерностей и чудес. Поэтому бог — это не тот «парень» из Ветхого Завета и не «ребятишки» из Махабхараты. Бог — это сущность выше всяких имен и персонификаций.
…Конечно, это все личное. Вероятно, есть что-то удивительно хорошее именно в религиозной системе, чего я не вижу — то ли в силу недостатка ума, то ли по недостаточной образованности или чрезмерной зашоренности. Но вижу — так. Религия — чуждо и страшно, вера — необходимо и естественно.
Тина Н., интернет-сообщество «Живой журнал»
Отвечает первый заместитель главного редактора журнала «Фома» Владимир Гурболиков:
Мне кажется, Тина, Ваше определение веры чересчур общо. «Пробовать на вкус» окружающий мир можно через ощущения, душевные движения, которые не обязательно предполагают веру. Человек способен жить «полной жизнью», вкушать горе и радость, любить и ненавидеть; он может творить, быть великолепным художником, писателем. .. И при этом не иметь никакой веры, считать все, с ним происходящее, плодом своих желаний, везения-невезения, и только.
Но вера — это другое. В первую очередь — уверенность в том, что у жизни есть особый смысл, что существуют различные необъяснимые природными, биологическими, социологическими причинами ценности. Можно быть атеистом, считать: я умру, распадусь на молекулы и атомы… но верить, что мои дети будут жить при коммунизме. И ради этого коммунистического завтра убивать или идти на смерть. А можно верить иначе… Когда Христос говорит: кто положит душу за Меня и Евангелие, тот душу спасет — как это понимать? Ведь само словосочетание «спасение души» не имеет смысла вне веры! И кто-то верит в то, что есть душа, и что можно жить и умереть ради Христа, и в этом — высший смысл жизни.
Все это — вера. И на первый взгляд, действительно, кажется: во что веришь — неважно. Я сам в свое время увлекался и толстовством, и Рерихом, и Евангелием увлекался. Мне достаточно было, что в отличие от науки, которая отвечает на вопрос «как мир устроен?», существует вера со свои вопросом: а зачем существует мир? И ответ на это «зачем» — есть Бог. Мы живем, Вселенная наполнена галактиками, горит Солнце, растет трава — и всюду бог. Мне казалось, что остальное — плод человеческой фантазии. И что неважно, как верить, во что верить. Я смотрел с восторгом на мир как на бесконечную сокровищницу волшебных чудес и тайных знаков и упивался своей духовной широтой. Но стоило только столкнуться с религиозной верой, с верой как институтом — я ее сразу же начинал презирать.
Своих православных знакомых я считал чудовищно невежественными (хотя это были люди умные и образованные). Когда я слышал, что они общаются с Богом, считая Его Личностью, которой можно сказать «Ты», то внутренне потешался. Воспитание не позволяло с ними спорить, но мне казалось это крайним примитивом, величайшей наивностью.
Так я думал о христианстве, которое — независимо от того, как относиться ко Христу — безусловно пример глубокой веры. И вот какой парадокс: получалось, как только я соприкасался с христианством, мне почему-то становилось не все равно, как верить и как называть Бога.
Я принимал боксерскую стойку: ах вы, примитивные клерикалы, как вы смели присвоить Бога себе!.. Оказывалось — я не желал видеть Его глазами православных, мусульман, иудеев. И проповедуя «всеобщего бога», я оказывался вовсе не универсалистом, потому что постоянно отвергал Бога Библии, Евангелия, Корана…
Мне казалось: правда — на стороне моих мудрых друзей, равно почитавших и Христа, и Толстого, и Рериха. Меня не коробило, что Лев Николаевич ради своих идей безбожно чиркал Новый Завет и убирал оттуда все, что ему не нравилось. Мне было «очевидно», что Рерих нес истинный свет единой веры Запада и Востока — и не смущало, что его высокогорные учителя с восторгом писали «махатме» Ленину… А когда я все-таки задумался и спросил своего знакомого агни-йога, как же Ленин, истреблявший священников, оказался «махатмой», то услышал: потому что, покончив с всевластьем православия, тот очистил Россию для будущего «просвещения», грядущего с Востока. И почему-то впервые не испытал восхищения от такой широты взглядов. ..
Прошло много времени, и мы снова говорили, но я был уже православным. И я с болью говорил своему другу: ведь в Индии, куда едут твои единоверцы, многие из них погибают во время своих аскетических опытов! Умирают, с вашей точки зрения, без спасения! — Да, умирают, — спокойно согласился мой друг.
Его голос не дрогнул. Потому что он твердо верил, что неспасшихся ожидает «всего лишь» еще одна реинкарнация, новая жизнь — и так до тех пор, пока они не покинут колесо сансары. А я — я был уже убежден, что людей этих лишили главного — одной, данной им для спасения, жизни. Мне было страшно и горько. А моему другу — нисколечко…
***
Вера — понятие общее. Но далее начинаются пропасти и разломы. Да, мы все молимся, ищем любви и спасения. Но кому молимся? Как понимаем смысл слова «любовь»? В чем чаем спасения?..
Не могу же я согласиться с тем, что Христос и богиня Кали, для которой приносили в жертву (удушали) сотни тысяч людей — одно и то же! Вы можете, конечно, напомнить о жертвах инквизиции — да, это было в истории христианства. Но совесть христиан до сих пор неспокойна, и это само по себе свидетельство различия. Не может заболеть совесть у поклонников чудища с крокодильей головой! — они принимают его таким, каков он есть. А Христос — Сам, всем образом Своих мыслей и дел приводит к тому, что рабство — плохо; что женщина не ниже мужчины; что не должно быть разделения на «эллинов» и «иудеев»…
Человек, веруя, пытается взять пример с предмета своей веры. И тот, кто возлюбил фюрера «великого рейха», будет совершенно иначе смотреть на вещи, нежели любящий распятого Христа.
Это, быть может, не так легко объяснить сразу, в одном разговоре.
Столь же нелегко сходу убедить, что придумать то же самое христианство человеческим умом — невозможно. Знаете, Тертуллиану приписывается выражение «верую, ибо абсурдно». Непосредственно этой фразы у него нет, но он и многие другие апологеты в самые первые века христианства говорили: посмотрите, наша вера истинна, потому что ее невозможно изобрести!..
***
Недоумение по поводу такого Бога присутствовало и в другие времена, у других народов. Вот диалог из романа японского писателя середины двадцатого века Сюсако Эндо Самурай«. Роман посвящен событиям XVII века, когда накануне гонений на христиан в Японии оттуда в Европу отправилась последняя японская делегация. По пути самураи посетили Мексику. И в этом эпизоде писатель рисует встречу главного героя романа с японцем, который в свое время принял католицизм, стал монахом, переехал в Центральную Америку, но здесь бежал из монастыря, видя, как испанцы избивают и мучают индейцев.
Однако, вопреки ожиданиям Самурая, японец остался верующим христианином. И вот они говорят о Христе:
— Нет, я не могу без конца думать об этом Человеке, — прошептал Самурай извиняющимся тоном.
— Это неважно. Даже если вы не отдадите Ему своего сердца, Он все равно отдаст вам Свое.
— Я проживу и без этого.
— Вы в этом уверены?
Бывший монах с жалостью глядел на Самурая, теребя в руках лист…
— Плачущий ищет того, кто будет плакать вместе с ним. Стенающий ищет того, кто прислушается к его стенаниям. Как бы ни менялся мир, плачущий, стенающий всегда будет взывать к Нему. Ради этого Он и существует.
— Я этого не понимаю.
— Когда-нибудь поймете. Когда-нибудь вы это поймете.
Кстати, этот отрывок из романа Сюсаку Эндо иногда удерживает меня от отчаяния — если почему-то страдаю. Ведь страдание — это тоже путь. Оно заставляет поднять голову и посмотреть, что есть в моей жизни единственная цель, ради которой только и можно жить и умереть однажды.
Христос приходит не к благополучному — а к плачущему, страдающему. И в этом есть глубокий смысл. Страдание может вести к истине, что-то очень важное, глубокое открывается человеку в опыте страдания. Поверьте, я говорю не о вычитанном в книгах, а о реальном опыте, о том, что прочувствовал, что называется, «своей шкурой».
Когда тоска по любви и состраданию достигает предельной точки, никакой иной бог не может прийти и быть со мною. Только Христос. И мне не стыдно перед Ним за свою слабость.
Вера парадоксальна. Причем это не голое утверждение. Если Вы непредвзято прочитаете текст Евангелия, то убедитесь, что не только римляне, но даже сами ученики Христа, апостолы, не могли многого понять в происходившем. Отсюда неверие Фомы, что Христос действительно воскрес. Евангельская история «изнутри», с точки зрения ее непосредственных участников-апостолов, была, по крайней мере, до Воскресения, чередой логически не увязываемых между собой событий. Они постигались не логикой, но сердцем и живой верой. Фарисеи же, люди весьма благочестивые, но логичные, духовно-расчетливые — в конечном итоге Христа и вовсе возненавидели: вся их логичная система рушилась перед Ним, весь их авторитет, все их предписания. Спаситель оказался «не таким», каким Его представляли себе фарисеи!..
Я не представляю, можно ли придумать подобную историю. Во всех творениях литературного гения, несмотря на потрясения, моменты удивительно сильного сопереживания с автором и героями, я все же не встретил ничего сочиненного, чему можно было бы так поверить. Евангелие — уникально. А ведь у него даже нет единого автора — но почему всюду, независимо от имени повествователя или автора послания, та же сила и достоверность? Откуда?..
Вы, быть может, спросите о священных книгах других религий… Возможно, там тоже есть такие же невероятно живые вещи. И вполне возможно, все они тоже не плод авторской фантазии, а откровение, посланное с той стороны. Но для меня и в этом случае важен не только факт проявление запредельного. Прежде чем отозваться на призыв, я должен понять, чей же именно голос зовет меня.
Почему так? Когда люди начинают говорить, что бог у всех один, я как христианин задаюсь вопросом: как же я могу совместить свою веру в Христа-Бога с точкой зрения восточных вероучений, для которых слезы и жалость — проявление слабости, одна из низких черт приверженности земным страстям? Христос заплакал перед могилой Своего друга, Лазаря (которого минуту спустя воскресил)… Что это — высшее проявление любви, или недостойная Высшего существа слабость? Есть буддийская притча, как мать умершего ребенка пришла к Будде просить о помощи. Тот согласился, но при одном условии — что она принесет ему горсть земли, на которой никто никогда не умирал. Женщина поискала-поискала — и поняла наивность своей мечты. Сравните это с Христом, Который воскресил умершую девочку (Евангелие от Марка, глава 5, стихи 35-42). Как совместить одно с другим? Неужели мне, христианину, это не должно быть важно?
Да, в каждой религиозной системе есть вера в высшую силу, но у этой высшей силы слишком разные обличья, чтобы можно было успокоиться. Человек-то уподобляется именно тому, во что он верит! Если он исповедует культ богини Кали, то покоряется страшной красоте плотоядного существа, которое требует человеческих жизней, он становится жрецом-душителем людей. Что здесь общего с представление христиан о своем Боге? Может, совесть устроена по-разному?
Ведь человеку совестно не беспричинно! Совесть — словно волна, радиопередатчик, а источник сигнала, «голос диктора» — тот, в кого ты веришь.
Нацист, уверенный в том, что арийцы — сверхчеловеки, а инородцы — нелюди, может искренне мучиться совестью за грубое слово в адрес своего партайгеноссе. И при этом спокойно отправлять в газовую камеру «евреев» и «коммунистов» (независимо от пола и возраста). Почему же совесть молчит? Потому что «на другом конце провода» — не Христос, а фюрер. Если мы признаем единство Того и другого, это будет даже абсурднее, чем утверждение, что Пол Пот и махатма Ганди одно и то же, поскольку оба были политиками.
Сказать, что боги, которым люди поклоняются, едины — значит признать, что совершенно все равно, кто перед глазами человека — существо, жаждущее крови, или Мученик, проливший за нас Кровь на кресте. Согласитесь, чтобы с этим смириться, нужно что-то в себе сломать. Но сделать это я не могу. Да и не хочу.
Это нельзя. Невозможно. И потому именно, что вера, вопреки Вашему утверждению, никогда не ленива. Она соединяет в себе молитву — и стремление преобразить мир. Стремление такой невероятной силы, что перед ним отступают и власть, и стихия.
Кто из наших соотечественников молился более многих? Сергий Радонежский? Серафим Саровский? Но первый своими руками построил монастырь; он не чурался политических вопросов, если речь шла о жизни людей, о войне и мире. И второй — вовсе не «просто-отшельник». Он жил в саровском бору не просто так, а по послушанию. Следил за пасекой, трудился как и всякий монах, находясь в глухом лесу (и чуть не был убит ворами). Он принимал тысячи страждущих людей и благословлял духовных дочерей на создание обители, которую сегодня знают миллионы…
Если Вы реалистически посмотрите на верующих, то непременно обратите внимание: те, кто молится о несовершенном мире, обязательно пытаются этот мир изменить. И раздражать в религиозных людях может, скорее, что они слишком активны! Вот еще парадокс веры. Верующий — деятелен. Посмотрите: в наше время самые активные «герои» — это религиозные экстремисты всех мастей. Разве они не молятся? Молятся, еще как! Но то, каков плод их молитвы, лишь серьезнее заставляет задуматься: может ли быть так, что у нас с ними один Бог? Мой вывод — нет, не один и тот же. И я вновь обращаюсь ко Христу. Единственному Богу, кроме Которого иных — не знаю.
Рисунок Веры Маханьковой
Есть ли Бог? | GotQuestions.
org
ГлавнаяМатериалы IndexБогИдентификация Бога Есть ли Бог
Вопрос
Ответ
Есть ли Бог? Это один из самых фундаментальных вопросов, задаваемых человечеством. На протяжении большей части истории человечества подавляющим ответом на этот вопрос было «да», хотя существовали сильные разногласия по поводу того, какой бог, Бог или боги существуют. Конечно, здесь, на GotQuestions.org, мы бы сказали, что Бог существует и что существует множество доказательств этого факта.
Библия говорит, что Бог есть, что природа свидетельствует о Творце (Псалом 19:1) и что Бог достаточно открывает Себя в мире, чтобы люди знали о Нем (Римлянам 1:20). Ранняя христианская церковь была основана на использовании свидетелей, свидетельств и разумных рассуждений (Луки 1:1–2; 2 Петра 1:16; Деяния 17:11; 1 Коринфянам 14:20). Даже Сам Иисус апеллировал к доказательствам, защищая Свои заявления (Иоанна 5:31–47).
Помимо Библии, у нас также есть поддержка археологии, науки, истории, литературы и человеческого опыта в том, что Бог есть. Естественно, некоторые ссылаются на свидетельства из этих областей, чтобы опровергнуть идею существования Бога. И все же баланс человеческого опыта, науки и философии, кажется, указывает на то, что Бог есть. Многое из того, что мы считаем частью повседневной жизни, включая разум, мораль и права человека, бессмысленно, если не существует Бога.
Есть множество причин верить в Бога; настоящий вопрос заключается в том, открыт ли человек для этих доказательств. Гении истории были верующими, а гении истории были атеистами. На вопрос «есть ли Бог?» есть нечто большее. чем чисто интеллектуальные интересы. В конечном счете, как человек пытается ответить на вопрос «есть ли Бог?» сильно отражает ответ, который он или она предпочитает. Существуют разумные и неразумные подходы, непредвзятые и непредвзятые взгляды на одну и ту же информацию. Если человек полон решимости отвергнуть Бога, доказательства и разум не будут иметь большого значения. Конечно, это верно и для тех, кто верит в Бога и ни при каких обстоятельствах не стал бы неверующим.
Исторические, научные и личные свидетельства не имеют смысла для человека с преднамеренным намерением не верить. Однако большинство людей не хотят показаться неразумными, поэтому те, кто отказывается верить, часто приводят другие возражения. Это приводит к распространенной ошибке требования прямого, чудесного, личного откровения. Это подход «если бы Бог показал мне чудо, я бы поверил». Или подход «если бы Бог написал Иоанна 3:16 на Луне». Иисус предостерегал от такого неверия в Матфея 12:39.«Род лукавый и прелюбодейный просит знамения!»
Представьте себе человека, отказывающегося верить в Авраама Линкольна, пока Линкольн не выложит видео на YouTube, назвав его по имени. Или девушка, отказывающаяся верить, что ее кто-то любит, несмотря на письма, подарки и разговоры на этот счет; она требует, чтобы человек сжег ее дом, чтобы доказать свою любовь. Это неразумные просьбы, и человек, делающий их, на самом деле говорит: «Я не хочу в это верить». Такие люди не поверят мирским доказательствам, поэтому они так же склонны отвергать чудесные свидетельства (см. Луки 16:31).
Тем, кто не уверен в том, существует ли Бог, рекомендуется искать Его (Матфея 7:7), исследовать доказательства (Деяния 17:11; 1 Фессалоникийцам 5:21) и быть непредубежденными. Христианству нечего бояться истины (Иоанна 10:10), и у нас есть достаточно причин быть уверенными в своем ответе на вопрос «есть ли Бог?»
Вопросы о Боге
Есть ли Бог?
Подписаться на
Вопрос недели
Получите наш вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!
Подписывайтесь на нас:
Откуда мы знаем, что Бог есть?
Библия описывает Бога как вечного ( Псалом 90:2 ; 1 Тимофею 1:17 ), всемогущего ( Иеремии 32:17 ; Колоссянам 1:17 ), бесконечного в понимании ( Псалом 147: 5 ; Исаия 40:28 ), совершенно святой, как никто другой ( Исход 15:11 ; 1 Царств 2:2 ), единый Бог ( Псалом 86:8–10 ), неспособный лгать ( Титу 1:2 ), Творец всей вселенной ( Бытие 1:1 ; Иоанна 1 :3 ) и Спаситель ( Титу 2:13 ) — это лишь некоторые из атрибутов. Откуда мы знаем, что такой Бог существует?
«Докажи мне, что Бог есть»
Осуждающий клич скептика часто звучит так: «Докажи мне, что Бог есть». Обычно агностик или атеист ожидает физических или научных доказательств существования Бога, но когда верующий в Библию не может указать на живое существо и сказать: «Бог есть», скептик думает, что победил.
Чего люди часто не осознают, так это того, что даже если Бог явился на землю (а Он явился в лице Иисуса Христа), мы не существовали в вечности в прошлом и не знаем будущего, поэтому мы не можем доказать никакими человеческий стандарт того, что Он вечен. Наше понимание ограничено, поэтому мы не можем доказать, что Бог знает все. И наша ограниченная перспектива делает нас неспособными доказать, что Божий стандарт морали является абсолютным и истинным. Не только это, но и по нашим ошибочным стандартам наши «телескопы близоруки», и мы не можем определить, является ли Он единственным Богом, существующим внутри (или вне) вселенной. Таким образом, даже если бы мы могли наблюдать и научно проверять Бога по нашим собственным стандартам оперативной науки, мы не смогли бы доказать все Его божественные, вечные атрибуты из-за нашей собственной ограниченной смертности.
Итак, любой ответ на вопрос: «Откуда мы знаем, что Бог есть?» то, что не начинается с собственных утверждений Бога о Себе, является самоопровергающим, непоследовательным и ограниченным человеческой слабостью, потому что ограниченный, ограниченный человек никогда не сможет окончательно доказать существование вечного, всемогущего, всезнающего Бога. Только вечное, всемогущее, всезнающее существо могло доказать существование Бога, описанного в Библии.
Отрывок из клипа Кена Хэма Бытие 1:1 — Основополагающий стих Основополагающей Книги .
Confirming Evidences of Faith
Критик с готовностью закричит и заявит: «Но вы говорите, что только Бог может доказать существование Бога!» Это правда, что только Бог может сказать нам, что Он всегда существовал в прошлом и что Он знает все. Даже если бы мы могли физически увидеть Бога ( Исход 24:11 ), в какой-то момент мы должны были бы поверить, что Он именно тот, за кого Он себя выдает в Своем Слове, включая Его безграничную силу и бесконечное знание. Но это не значит, что наша вера слепа и не может быть чем-то подтверждена. Это также не означает, что вера в Библию противоречит оперативной науке. Бог дал нам подтверждающие доказательства, чтобы наша вера была не слепой, а разумной верой. Когда мы начинаем с Библии, мы можем увидеть доказательства, которые убедительно подтверждают то, что Бог уже сказал. Мы не верим, что Бог существует и истинен только потому, что Он так говорит.
К сожалению, скептики редко находят время, чтобы подтвердить подробные исполнившиеся пророчества Библии. Учитывая нашу неспособность доказать существование вечного Бога по нашему собственному человеческому стандарту, игнорирование этого является действительно серьезной ошибкой. Например, Сам Бог определяет точное предсказание будущего как то, что отделяет Его от всех ложных представлений о Боге ( Исайя 41:21–23, 44:6–8, 45:1–6 и 46:8–11 ).
Кроме того, в Деяния 1:3 говорится, что явления Иисуса после Воскресения — до 500 человек одновременно — являются «множеством безошибочных доказательств» того, что Иисус был именно тем, кем Он себя называл: Сыном Божьим. Матфей, Марк, Иоанн, Павел и Петр писали, что видели Иисуса воскресшим из мертвых. Многие люди верят письменным свидетельствам о событиях, связанных с Войной за независимость США, без единого фото или видео, но не верят письменным свидетельствам 40 авторов, чьи работы мы все вместе называем «Библией».
Хотя мы не можем научно доказать существование вечного и всемогущего Бога, мы можем видеть, как Библия согласуется с оперативной наукой.
Писание ясно показывает, что вечная сила Бога и божественная природа ясно видны в сотворении мира вокруг нас ( Римлянам 1:20; Псалом 19:1; 96:6; Иов 12:7–10 ). Бог говорит, что замысел и сложность природы делают очевидным Его существование. Но черствое сердце часто отказывается принимать любые доказательства того, что Библия истинна, потому что это делает их ответственными перед Богом-Творцом.
Хотя мы не можем научно доказать существование вечного и всемогущего Бога, мы можем видеть, как Библия согласуется с оперативной наукой. С учетом Потопа мы ожидаем найти миллиарды мертвых существ, похороненных в слоях горных пород, отложенных водой по всей земле, что мы и находим! Мы также видим, что Вселенная логична и упорядочена, а наш Творец, как описано в Библии, является Богом порядка и логики. В конечном счете, любовь, разум, знание, логика и мораль невозможно объяснить в чисто материалистической вселенной, которая существует случайно.
Снова и снова утверждения в Библии могут подтверждаться как истинные (особенно пророчества, которые мог знать только Бог) и согласующиеся с наукой, показывая, что ей можно доверять во всех отношениях, включая существование Бога. Библейская вера в Бога рациональна, а не слепа.
Без оправдания
Поэтому ни у кого из нас нет оправданий для отказа от познания Бога. Но если этого недостаточно, мы знаем из Писания, что каждый, включая атеистов, в конце концов знает, что Бог есть (9). 0039 Римлянам 1:19; 2:14–15 ), поэтому мы буквально «без извинения» ( Римлянам 1:20 ). Но утверждение «Докажите мне, что Бог есть» продолжает оставаться объединяющим лозунгом независимо от того, какие аргументы или подтверждающие доказательства Слова Божьего приводятся. Однако однажды Бог явился на землю в лице Иисуса Христа, но скептики распяли Его ( 1 Коринфянам 2:8 ). Он воскрес из мертвых, но это пытались скрыть ( Матфея 28:12–15 ). Он совершал удивительные чудеса, но неверующие пытались уничтожить доказательства ( Иоанна 12:10–11 ). То же самое продолжается и сегодня ( Екклесиаст 1:9–11 ).
«Докажите мне, что Бог есть» продолжает оставаться объединяющим лозунгом независимо от того, какие аргументы или подтверждающие доказательства Слова Божьего приводятся.
В конце концов, поскольку атеист или агностик отвергает истину в неправедности, как если бы он был глух к ушам, он будет отрицать ясное свидетельство существования Бога и в конце концов изобретет «спасательные средства» ( Римлянам 1:18–21 ) — подобные идея о том, что инопланетяне поместили нашу ДНК на землю.