Философ в с соловьев: Выдающийся русский философ, мыслитель и поэт Владимир Сергеевич Соловьев
Содержание
Выдающийся русский философ, мыслитель и поэт Владимир Сергеевич Соловьев
28 января 2021 г. исполняется 168 лет со дня рождения выдающегося русского философа, публициста и поэта, литературного критика, почетного академика Императорской Академии наук, преподавателя МВЖКВладимира Сергеевича Соловьева (1853-1900).
Владимир Соловьев родился 16 (28) января 1853 г. в многодетной семье знаменитого историка Сергея Михайловича Соловьева. С ранних лет мальчика окружала обстановка, благоприятная для его духовного развития. Как отмечал А.Ф. Лосев, исследователь жизни и творчества В.С. Соловьева, семья «отличалась весьма большой культурой, весьма благородным и тонким отношением к жизни и глубочайшей преданностью высоким идеалам искусства и религии». Отец Владимира был строгого нрава и пользовался непререкаемым авторитетом. Необычайная научная, творческая активность отца в течение всей его жизни стала для сына нагляднейшим примером. Уже в юном возрасте Владимир писал каждый день, иногда на обрывках бумаги, когда под рукой больше ничего не было.
Получив всестороннее домашнее образование, в 1864 г. Владимир Соловьев поступил в 3-й класс 1-й московской губернской гимназии, затем был переведен в 5-ю гимназию. Окончив в 1869 г. гимназию с золотой медалью, Соловьев стал студентом Московского университета, где учился сначала на физико-математическом, а затем на историко-филологическом факультетах. Большое влияние на Владимира во время учебы оказали преподаватели П.Д. Юркевич (философия) и А.М. Иванцов-Платонов (церковная история). После окончания в 1873 г. университета Владимир Соловьев по особому ходатайству был оставлен при кафедре философии для приготовления к профессорскому званию. Около года он проучился в Московской духовной академии вольным слушателем.
В 1874 г. в возрасте 21 года Владимир Соловьев защитил в Санкт-Петербургском университете работу «Кризис западной философии». Став магистром, Соловьев стал преподавать в Санкт-Петербургском университете. Он познакомился и сблизился с писателем Федором Достоевским. Известно, что автор «Братьев Карамазовых» в качестве прообраза Алеши выбрал именно Владимира Соловьева.
В январе 1875 г. в Московском университете 22-летний Владимир Соловьев начал читать лекции по истории новейшей философии. В том же году молодой ученый был приглашен В.И. Герье для преподавания на МВЖК. На курсах Соловьев впервые начал читать курс лекций по истории античной философии. По воспоминаниям современников курсистки находили его занятия увлекательными, а часто и захватывающими. Там же он познакомился с курсисткой Елизаветой Поливановой, влюбленной в молодого доцента, который не только блистал умом, но и обладал впечатляющей внешностью: статная фигура, необыкновенно одухотворенное лицо с сине-серыми глазами и длинные вьющиеся волосы. Девушка тоже произвела на Соловьева сильное впечатление. Под влиянием вспыхнувших чувств он сделал ей предложение и… получил отказ, поскольку Лиза уже была связана обязательствами с другим человеком.
В 1875 г. Владимир начинает писать стихи, хотя его первый стихотворный опыт относится к 1872 г. В поэзии Соловьев был последователем Фета, с которым поддерживал дружбу.
В марте 1877 г. Владимир Соловьев оставил Московский университет и переехал в Санкт-Петербург в связи с назначением его членом Ученого комитета при Министерстве народного просвещения. Одновременно в должности приват-доцента читал лекции в университете. В том же году вышла первая крупная робота В.С. Соловьева – «Философские начала цельного знания».
Основой философского учения В.С. Соловьева является идея богочеловечества. Она впервые была изложена ученым в 1878 г. в его «Чтениях о богочеловечестве». Основной ее посыл заключается в выводе о единстве человека и Бога. В своем учении Соловьев воспользовался термином Софии, или Премудрости, которая должна была стать душой обновленной веры. У нее есть и тело – Церковь. Сообщество верующих должно было стать сердцевиной будущего идеального общества. По взглядам философа только обновленная церковь и религия могут занять образовавшийся идеологический вакуум конца XIX века, когда возникло множество радикальных политических теорий и движений. Долгие духовные искания привели В.С. Соловьева к убеждению, что лишь благодаря вере в Христа человечество способно возродиться.
В 1880 г. Соловьев защитил докторскую диссертацию на тему «Критика отвлеченных начал». Переломным для Соловьева стал 1881 год, когда всю страну потрясло убийство революционерами императора Александра II. Владимир Сергеевич отреагировал на цареубийство в выступлениях с публичными лекциями на Высших женских курсах, где осудил террор, и 28 марта в зале Кредитного общества, где призывал престолонаследника проявить милосердие и помиловать убийц. Поступок этот был продиктован искренним убеждением Владимира Сергеевича в необходимости христианского всепрощения. В том же году В.С. Соловьев оставил службу в Министерстве народного просвещения.
С сентября 1891 г. Владимир Соловьев – редактор и автор философского отдела Большого энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона, он лично написал 130 статей. В этом же году вышел его первый поэтический сборник «Стихотворения».
В 1893 г. Соловьев приступил к созданию своего основополагающего трактата «Оправдание добра». Он должен был составить часть монументального труда, объединенного общим заглавием «Теоретическая философия» и включающего разделы «Оправдание истины» и «Оправдание красоты». Но удалось осуществить только часть задуманного. С середины 1890-х гг., живя в Москве, Соловьев много работал, планировал перевести всего Платона, продолжить трактат «Теоретическая философия», сделать комментарий к Библии и написать работу об эстетике Пушкина. Увы, этим планам не суждено было осуществиться. Последний труд, который стал подведением итогов деятельности ученого, – книга «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории», написанная им весной 1900 г. Книга была издана уже после ухода автора из жизни, поэтому многие его биографы и исследователи рассматривают ее как творческое завещание мыслителя.
К концу 1890-х гг. здоровье Владимира Сергеевича Соловьев стало заметно ухудшаться – организм был истощен от перегрузок за рабочим столом. В июле 1900 г. Владимир Сергеевич почувствовал себя плохо. Его перевезли в подмосковную усадьбу Узкое, которая стала местом смерти ученого. Владимир Сергеевич Соловьев скончался 31 июля 1900 г. в возрасте 47 лет вследствие болезни почек и общего истощения организма. Похоронен он на Новодевичье кладбище вблизи могилы отца.
Владимир Сергеевич Соловьев сыграл выдающуюся роль в развитии русской философии и поэзии конца XIX – начала XX вв. Несмотря на короткую жизнь, он оставил богатое философское, поэтическое и публицистическое творческое наследие, оказав своим творчеством огромное влияние на религиозную философию Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, С.Н. и Е.Н. Трубецких, П.А. Флоренского, С.Л. Франка.
Милый друг, иль ты не видишь,
Что всё видимое нами –
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий –
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?
Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете –
Только то, что сердце к сердцу
Говорит в немом привете?
1892 г.
А.Ю. Кожевников, к.и.н., Дирекция изучения истории МПГУ.
СОЛОВЬЕВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ — Древо
Соловьёв Владимир Сергеевич |
Соловьёв Владимир Сергеевич (1853 — 1900), крупнейший русский религиозный философ, поэт, публицист.
Родился 16 января 1853 года в Москве.
Отец, крупнейший русский историк С.М. Соловьев (+ 1879), отличался строгостью нрава, воспитанием детей занимался мало и личного влияния на них почти не имел. От него будущий философ унаследовал любовь к знанию, веру в науку и некое благоговение перед «научностью». Последняя черта характерна для Соловьева-мыслителя. Самые парадоксальные свои идеи он старался излагать «наукообразно», «гладким» и несколько безличным языком, с академической сухостью и схематизмом.
Мать, Поликсена Владимировна, происходя из украинско-польского рода, имела своим предком мыслителя XVIII в. Г.С. Сковороду (+ 1794).
Дед его по отцу был священник. Соловьев рассказывал С. М. Мартыновой, что перед смертью дед ввел его в алтарь и перед престолом благословил на служение церкви. [1]
Детство. Первое явление Софии
«…Лампадки перед иконами; строгое исполнение обрядов; посещение церкви по воскресеньям; чтение Житий Святых; русские стихи и сказки – таковы ранние впечатления его детства.<…> Начитавшись Житий Святых, мальчик воображал себя аскетом в пустыне, ночью сбрасывал с себя одеяло и мерз «во славу Божию»«, — так описывает К.В. Мочульский религиозную жизнь в семье С.М. Соловьева.
А.Ф. Лосев в исследовании «Творческий путь Владимира Соловьева» пишет, что «C. М. Соловьев был настроен достаточно либерально, чтобы насильственно внедрять религию в своих детей«.
Страстность натуры Соловьева стала проявляться в самом раннем детстве. Всему он предавался с пылким увлечением, во всем доходил до крайности. Была какая-то неистовость в его играх и занятиях.
Его первый мистический опыт связан с первой несчастной любовью. Душа ребенка, взволнованная влюбленностью, раскрылась для видения любви небесной. В 1862 году, во время Божественной литургии, будучи девятилетним мальчиком он в первый раз увидел Софию — Божественную Премудрость, явившуюся ему в образе женщины необычайной красоты.
Вот как он описывает свое первое видение в автобиографической поэме «Три свидания»:
Дуэль, дуэль! Обедня в Вознесенье
Душа кипит в потоке страстных мук.
Житейское… отложим… попеченье –
Тянулся, замирал и замер звук.
Алтарь открыт… Но где ж священник, дьякон?
И где толпа молящихся людей?
Страстей поток, – бесследно вдруг иссяк он,
Лазурь кругом, лазурь в душе моей.
Пронизана лазурью золотистой,
В руке держа цветок нездешних стран,
Стояла ты с улыбкою лучистой,
Кивнула мне и скрылася в туман.
Корни религиозного опыта всей жизни В. Соловьева — в этом детском видении. Они не православны и не церковны («душа кипит в потоке срастных мук»). Профессор И.М. Андреев называет эти переживания «чистой прелестью».[2]
Учеба в гимназии. Религиозный кризис
Владимир Соловьев в молодые годы |
1864 год — поступает в 5-ю московскую гимназию.
В 13 лет он признается Н. И. Карееву [3], что не верит больше в мощи. В 14 лет перестает ходить в церковь; в течение четырех лет предается самому крайнему отрицанию, самому яростному атеизму. Он писал впоследствии (в 1896 году): «Будучи с детства занят религиозными предметами, я в возрасте от 14 до 18 лет прошел через различные фазы теоретического и практического отрицания».
Величко [4] рассказывает, как однажды «после вечера, проведенного в горячих рассуждениях с единомышленными товарищами, Соловьев сорвал со стены своей комнаты и выкинул в сад образа, бывшие свидетелями стольких жарких детских его молитв».
«Это был типический нигилист 60-х годов«, — так характеризует его Л.М. Лопатин [5].
Студенческие годы. Философские искания. Религиозное обращение
По окончании с золотой медалью гимназии в 1869 Соловьев поступил на физико-математический факультет Московского университета, по отделению естественных наук.
На лекции он ходил редко и связи со студентами не поддерживал. «Соловьев как студент не существовал, – вспоминал впоследствии его сокурсник Н. И. Кареев, – и товарищей по университету у него не было».
В это же время он познакомился со страстным спиритом А. Н. Аксаковым и на некоторое время превратился в «пишущего медиума». Впоследствии он увлекся оккультизмом и теософией.
К 16-ти годам он уже начинает понимать несостоятельность материализма и ищет более цельного мировоззрения. В его философском развитии решающая роль принадлежит Спинозе.
«16-ти лет, – пишет Л. Лопатин, – он познакомился с сочинениями Спинозы и начинает внимательно читать и изучать его, страшно им увлекается, сначала толкует его философские идеи в духе материализма, но потом постепенно приходит к сознанию совершенной несостоятельности подобной попытки. .. Благодаря Спинозе, Бог, хотя еще в очень абстрактном и натуралистическом образе, впервые возвращается в миросозерцание Соловьева».
Следующий этап – изучение скептического Джона Стюарта Милля: догматы материализма не выдерживают тонкой и насмешливой критики английского эмпириста. Соловьев начинает понимать, что сущность материи не менее непостижима, чем сущность духа, что материализм ничего не объясняет и никакой «действительности» не соответствует. Он вплотную подходит к проблеме человеческого знания – и здесь ждет его Кант.
Молодой философ окончательно освобождается от догматизма и через кантовскую гносеологию приходит к заключению, что знание не противоречит вере и что наука совместима с религией. Изучение Канта было для Соловьева школой философской дисциплины мысли, но теория познания, формально разрешив ему искать Бога, не могла этих исканий удовлетворить. Бог Канта был не живым Богом, а отвлеченным понятием, «постулатом практического разума». И Соловьев стремительно «влюбился» в Шопенгауэра. У него он нашел, по словам Лопатина, «удовлетворение никогда не умолкавшей в нем религиозной потребности, религиозное понимание и религиозное отношение к жизни». Шопенгауэр открыл ему глаза: эта правда – нирвана. На некоторое время Соловьев становится буддистом и со страстью отдается изучению восточных религий.
Затем новые искания. Соловьев изучает системы немецких идеалистов: Фихте, Шеллинга, Гегеля. Гегелем он был отравлен на всю жизнь, сам не замечая этого[6].
Наконец, Соловьев знакомится с позитивизмом Огюста Конта. В нем видит он завершение всей западной философии. Отказ от познания сущности бытия, ограничение области знания миром явлений, – вот чем, по его мнению, заканчивается многовековое развитие европейской мысли.
Занятия естествознанием и философией приводят Соловьева к пессимистическому выводу: ни опытное знание, ни отвлеченная мысль не способны удовлетворить метафизическим запросам человеческого духа.
Он пришел к сознанию, что «истинная жизнь» открывается в христианстве и стал «пламенно-верующим христианином».
Этот внутренний перелом выразился в том, что в 1872 году, с 3-го курса физико-математического факультета, он перешел в вольнослушающие историко-филологического факультета и в июне 1873 года сдает кандидатский экзамен.
И снова Соловьев-христианин идет по пути, ведущему к прелести. В мае 1872 года он едет в Харьков и в вагоне случайно знакомится с молодой дамой, испытывает вспышку страсти, а затем мистический опыт («теперь только я понял, что есть Бог в человеке» [7]).
«Несчастный юноша Соловьев! — восклицает проф. И.М. Андреев- Никто не сказал ему, что за поэтической, благоуханной и лучезарной романтической эротикой скрывался темный и смрадный лик сатаны!» И добавляет: «Соловьев, став христианином, не пришел в Православную Церковь«.[8]
В начале сентября 1873 года Соловьев переселяется в Сергиев Посад и в течение года слушает лекции в Духовной академии.
Душевная борьба, происходившая в это время в Соловьеве, отражалась и на его физическом состоянии. Он жалуется в письмах на «невралгическое расстройство», избегает общества, ведет «отшельническую жизнь» : мало посещает лекции; работает, запершись у себя в монастырской гостинице. Для «понимания» христианства ему необходимо было изучить историю древних религий, восточных и западных отцов церкви.
В 1874 году Соловьев защитил в Санкт-Петербургском университете диссертацию на степень магистра философии «Кризис западной философии (Против позитивистов)». Работа написана под сильным влиянием славянофильских идей. Соловьев развивает и перерабатывает основные воззрения Ивана Киреевского. Однако, разделяя гносеологические и историко-философские взгляды Киреевского, но оставался чужд его церковных интересов, славяно-русского духа и национального мессианства.
В 1874-1875 годах избранный доцентом Московского университета и одновременно приглашенный Герье преподавать на Высших женских курсах, Соловьев готовился к лекциям, писал философские статьи, знакомился с московскими писателями и учеными, посещал светские салоны.
Путешествие в Лондон и Египет. Вторая и третья встречи с Софией
Портрет философа Владимира Сергеевича Соловьева. худ. И.Н. Крамской |
В 1875 году молодой философ приехал в Лондон и в Британском музее погрузился в теософические науки, изучал Каббалу и гностиков. От лондонского периода сохранились его рукописи автоматического письма.
Замкнутый в себе, нелюдимый, истощенный и нервный, Соловьев производил на своих русских приятелей в Лондоне впечатление человека несколько ненормального.
Изучая в Британском музее литературу о Софии Премудрости Божией, он ждал Ее откровения, Ее светлого пришествия. И встреча состоялась. Он увидел в золотой лазури лицо «Вечной подруги», которая повелела ему быть в Египте.
16 октября 1875 года он уехал из Лондона в Каир, предполагая пробыть там четыре или пять месяцев. 25 ноября отправился в Фиваидскую пустыню. Это путешествие окончилось плачевно: верстах в двадцати от Каира он чуть не был убит бедуинами, которые ночью приняли его за черта, должен был ночевать на голой земле и на другой день вернулся назад.
Именно в Фиваидской пустыне происходит третье «свидание» с Софией. Эта «встреча» подробно описана в поэме «Три свидания».
В Каире он прожил четыре месяца; писал матери, что сочиняет «некоторое произведение мистико-теософо-философо-теурго-политического содержания и диалогической формы».
Возвращение в Россию. Построение собственной философской системы
Осенью 1876 года Соловьев возобновил свои лекции по истории древней философии в Московском университете, но курс его продолжался недолго.
В 1877 году его назначили членом Ученого комитета Министерства народного просвещения. Он переехал в Петербург, где прожил с небольшими перерывами четыре года.
Самым значительным духовным событием этого периода жизни Соловьева было его сближение с Ф. М. Достоевским. Они познакомились еще в 1873 году, но настоящая дружба между ними началась только в 1877 году. А.Г. Достоевская, жена писателя, полагала, что Соловьев был прообразом Ивана из романа «Братья Карамазовы».
Влияние Достоевского на Соловьева сказывается на первом же его публичном выступлении в Петербурге в 1877 года– речи «Три силы», прочитанной в апреле в заседании Общества любителей российской словесности.
В 1877 году в «Журнале министерства народного просвещения» появилось незаконченное исследование Соловьева «Философские начала цельного знания». Это – первый набросок философской системы; начертана схема, намечены основные вехи, разработаны вчерне главные отделы: философия истории, логика и метафизика.
«Чтения о Богочеловечестве» (1878)
В 1878 проходили публичные лекции (носившие характер проповеди) Соловьева религии в Соляном городке в Петербурге.
«Старая традиционная форма религии,-по мнению Соловьева,-исходит из веры в Бога, но не проводит этой веры до конца. Современная внерели-гиозная цивилизация исходит из веры в человека, но и она не проводит своей веры до конца; последовательно же проведенные и до конца осуществленные обе эти веры – вера в Бога и вера в человека – сходятся в единой, полной и всецелой истине Богочеловечества».
«Критика отвлеченных начал» (1877-1880)
Начиная с 1878 года Соловьев усиленно работал над своей докторской диссертацией, отдельные главы которой печатались в «Русском вестнике».
Летом 1878 года ездил с Достоевским в Оптину Пустынь. Конец семидесятых годов – время наибольшей духовной близости между Соловьевым и Достоевским.
Защита Соловьевым докторской диссертации «Критика отвлеченных начал» состоялась в Петербургском университете 6 апреля 1880 года.
В предисловии автор определяет свое понимание «отвлеченных начал»: «Это суть частные идеи (особые стороны и элементы всеединой идеи), которые, будучи отвлекаемы от целого и утверждаемы в своей исключительности, теряют свой истинный характер и повергают мир человеческий в то состояние умственного разлада, в котором он доселе находится». Этим «отвлеченным началам» Соловьев противополагал идею «положительного всеединства» в жизни, знании и творчестве.
После получения докторской степени Соловьев читал лекции в Петербургском Университете и на Бестужевских курсах в качестве приват-доцента.
Перелом в жизни: речь о смертной казни
Владимир Соловьев в 80-е годы XIX века. |
После убийства Александра II (1 марта 1881 года) Соловьев произнес речь на Высших женских курсах (13 марта), которую закончил решительным осуждением русского революционного движения. «Если человеку, – закончил он речь, – не суждено возвратиться в зверское состояние, то революция, основанная на насилии, лишена будущности».
26 и 28 марта Соловьев прочитал две лекции в зале Кредитного общества. Вторая – на тему: «Критика современного просвещения и кризис мирового процесса» – сыграла решающую роль в его судьбе. В ней Соловьев высказал мысль, что император должен проникнуться христианским началом жалости к безумным злодеям и простить их.
После прочтения лекции петербургский градоначальник хотел сурово его наказать. Министр внутренних дел — М. Т. Лорис-Меликов написал Александру III докладную записку, в которой указывал на нецелесообразность наказания Владимира Соловьева ввиду его всем известной глубокой религиозности и ввиду того, что он сын крупнейшего русского историка, бывшего ректора Московского университета. Александр III счел Владимира Соловьева «чистейшим психопатом», удивляясь, откуда у «милейшего» его отца, С. М. Соловьева, такой сын, которого К. П. Победоносцев именовал «безумным». И дело осталось без серьезных последствий.
В 1880-1881 годах Владимир Соловьев читает ряд публичных лекций, привлекающих огромное количество слушателей.
В ноябре 1881 года он оставил службу в Министерстве народного просвещения.
Соловьев прочел еще несколько лекций в Университете и на Женских курсах в январе 1882 года, и на этом его педагогическая работа кончилась. Он на подозрении у властей, и над ним висит негласный полицейский надзор.
После прекращения профессорской деятельности он интересуется, как пишет в автобиографии, вопросом «о соединении Церквей и о примирении Христианства с иудейством».
В 1885 году Соловьев переписывается с католическим епископом Штросмайером, который «благословляет» его на служение делу «соединения Церквей». «От этого соединения,-пишет Соловьев, — зависят судьбы России, славянства и всего мира«. Он считает, что хранительницей Вселенской идеи является именно католическая церковь.
В 1886 году К.П. Победоносцев официально заявил, что всякая деятельность Соловьева вредна для России и Православия.
С сентября 1891 Соловьев — редактор философского отдела в Энциклопедическом Словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона.
С 1894 года он поселяется в Финляндии. Здесь он начинает писать свою большую работу по этике — «Оправдание добра». Князь Е. Трубецкой охарактеризовал этику Соловьева как этику половой любви.
18 февраля 1896 года он присоединился к католичеству [9].
В 1900 году в зале петербургской Городской думы читал «Повесть об Антихристе». По свидетельству А. Ф. Кони, в последнем своем выступлении он был уже не прежним вдохновенным лектором-проповедником; читал без подъема, нервным, глухим голосом, и его слова не доходили до слушателей.
8 января 1900 года Владимир Соловьев был избран почетным академиком Академии наук по разряду изящной словесности Отделения русского языка и словесности.
Здоровье его стало заметно ухудшаться, он стал чувствовать неимоверную физическую слабость. Будучи в Москве летом 1900 года он принужден был в июле приехать в подмосковное имение Узкое, принадлежавшее тогда князю Петру Николаевичу Трубецкому, в котором жили также друзья Владимира Соловьева, известные московские профессора Сергей Николаевич и Евгений Николаевич Трубецкие.
Кончина Владимира Соловьева произошла в этом имении Трубецких 31 июля 1900 года вследствие артериосклероза, болезни почек и общего истощения организма. Перед смертью он исповедовался с «истинным христианским смирением» и причащался Святых Таин у православного священника. Похоронен на Новодевичьем кладбище, вблизи могилы его отца.
Соловьев оказал большое влияние на таких философов, как Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин, П. А. Флоренский и др.
Воспоминания современников, характеристики
К.В. Мочульский:
«Соловьев был необычайно сложной и богатой натурой; он шел по разным путям со свободой, часто граничившей с своеволием, постоянно менялся, то медленно, то резко и неожиданно. Казалось, что его подлинное лицо никогда и ни для кого не открыто. <…> …Дисгармония идет из глубины, она была в самой натуре Соловьева, во всем его творчестве, терзала его всю жизнь. Он не умел найти настоящего языка для своего мистического опыта, так как до конца жизни не доверял ему.«
Л.М. Лопатин:
«Я никогда не видал другого человека, с такой беззаветностью, можно сказать, с такой благородной наивностью убежденного в непременном и очень близком торжестве абсолютной правды на земле«.
С. М. Соловьев, племянник философа:
«Наружность Владимира Сергеевича резко менялась в разные периоды его жизни. Если мы возьмем его молодые портреты, то преобладающей чертой этого прекрасного лица, несколько малорусского, с черными сдвинутыми бровями, покажется нам – строгая чистота, энергия, готовность к борьбе«.
Друг философа, А. Г. Петровский, в 1901 году писал о нем:
«Когда я впервые познакомился с ним, 32 года тому назад, он сам едва только вышел из детских лет, но уже и тогда (т. е. в год вступления в университет) он поразил меня, как человек необыкновенный: печать избранника судьбы, высокоодаренного, носившего в себе божественный огонь, была ясно видна на его лице, и я до сих пор живо помню это первое впечатление«.
Архиепископ Николай (Зиоров) в своих «Воспоминаниях» пишет:
«На вид Соловьев был весьма сухощавый, высокий, с длинными волосами, падавшими ему на плечи; сутуловатый, угрюмый, задумчивый, молчаливый. Помню, как он в первый раз пришел к нам в аудиторию на лекцию профессора Потапова по истории философии. В шубе, в теплых высоких сапогах, в бобровой шапке, с шарфом на шее, он, никому не кланяясь, прошел к окну и стал у окна. Побарабанил пальцами по стеклу, повернулся и ушел обратно«.
М. Д. Муретов:
«Небольшая голова, сколько помнится – круглая. Черные длинные волосы наподобие конского хвоста или лошадиной гривы. Лицо тоже небольшое, округлое, женственно-юношеское, бледное, с синеватым отливом, и большие очень темные глаза с ярко очерченными черными бровями, но без жизни и выражения, какие-то стоячие, не моргающие, устремленные куда-то вдаль. Сухая, тонкая, длинная и бледная шея. Такая же тонкая и длинная спина. Длинные тонкие руки с бледно-мертвенными, вялыми и тоже длинными пальцами, большею частью засунутыми в карманы пальто или поправляющими волосы на голове. Наконец, длинные ноги в узких и потертых черных суконных брюках… Нечто длинное, тонкое, темное, в себе замкнутое и, пожалуй, загадочное…»
Основные труды
- «Чтения о Богочеловечестве» (1877-1878),
- «Критика отвлеченных начал» (1880),
- «История и будущность теократии» (т.1, 1887),
- «Жизненная драма Платона» (1888),
- «Россия и вселенская церковь» (1889),
- «Смысл любви» (1892-1894),
- «Оправдание добра» (1897-1899),
- «Три разговора» (1900).
Литература
- Андреев И.М. Русские писатели XIX века.М.,2009
- Булгаков С. Природа в философии Вл. Соловьева. В кн.: Сборник первый: О Вл. Соловьеве. М., 1911.
- Зеньковский В. В. В. Соловьев. В кн.: Русские мыслители и Европа. Париж, 1955.
- Зернов Н.М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев.-СПб.,2010
- Игумен Вениамин (Новик).Владимир Соловьёв: социальное измерение духовности
- http://anthropology.rchgi.spb.ru/soloviev/soloviev_i4.htm
- Лосев А.Ф. Творческий путь Владимира Соловьева
- http://anthropology.rchgi.spb.ru/soloviev/soloviev_i8.htm
- Лосев. А.Ф. Владимир Соловьев и его время— 2-е изд., исправл. — М.: Молодая гвардия, 2009.
- Мочульский К.В. Владимир Соловьев. Жизнь и учение
- http://www.rodon.org/mkv/vsjiu.htm
- Польшин С.А.Основные категории философии Вл. Соловьева
- http://anthropology.rchgi.spb.ru/soloviev/soloviev_i2.htm
- Труды о Вл. Соловьеве
- http://www.rednet.ru/~zaikin/sol/aboutabc.htm
см. также
Использованные материалы
- Андреев И. М. Русские писатели XIX века.М.,2009
- Лосев А.Ф. Творческий путь Владимира Соловьева
- http://anthropology.rchgi.spb.ru/soloviev/soloviev_i8.htm
- Мочульский К.В. Владимир Соловьев. Жизнь и учение
- http://www.rodon.org/mkv/vsjiu.htm
- свящ.Около-Кулак Антоний. Владимир Соловьев и католичество
- http://krotov.info/library/18_s/solovyov/okolo.html#_ftnref1
[1] Мочульский К.В. Владимир Соловьев. Жизнь и учение
[2] Андреев И.М. Русские писатели XIX века.М.,2009, с.483
[3] Н.И. Кареев (1850-1931) — русский историк и философ
[4] В.Л. Величко (1860-1904) — русский поэт, публицист и общественный деятель крайне националистического направления, один из ранних представителей черносотенства.
[5] Л. М. Лопатин. Философское мировоззрение В. С. Соловьева
[6] Андреев И.М. Русские писатели XIX века.М.,2009, с.487
[7] Рассказ «На заре туманной юности» — http://www. vehi.net/soloviev/nazare.html
[8] Андреев И.М. Русские писатели XIX века.М.,2009, с.489-491
[9] Свящ. свящ.Около-Кулак Антоний. Владимир Соловьев и католичество — http://krotov.info/library/18_s/solovyov/okolo.html#_ftnref1
Флоренс Найтингейл | Философия сестринского дела
ГлавнаяОнлайн-программыcol1Магистр наук в области сестринского делаРесурсы программыФилософия сестринского дела Флоренс Найтингейл: встречали ли мы знак?
История дала нам множество примеров вклада медсестер в жизнь наших сообществ. Но что отличает нас как национально признанную профессию? Выберите одно слово, которое лучше всего описывает профессиональные стандарты медсестер или наш вклад в уход за пациентами. Трудно сузить его до одного слова, не так ли? Я выбрал адвокатуру. По мере приближения празднования я задавалась вопросом: «Соответствует ли уход за больными стандарту, установленному теми, кто был до меня, или превосходит его?» Это заставило меня задуматься о жизни Флоренс Найтингейл и о том, соблюдаем ли мы стандарты, к которым она стремилась.
Теперь я знаю, что некоторые из вас могут подумать, почему я выбрал Флоренс Найтингейл в качестве исторического размышления на Неделе медсестер, особенно в отношении защиты интересов. Ну, я могу сказать вам, что это было не потому, что ее день рождения — последний день этого национального праздника. О, да ладно, вы должны помнить рассказы в школе медсестер о Флоренс Найтингейл и ее лампе в темных коридорах лазарета, ухаживающей за ранеными солдатами. Если нет, я здесь, чтобы напомнить вам о ее стоицизме и значительном влиянии на сестринское дело сегодня. Отмечая Национальную неделю медсестер, мы должны помнить о защите интересов и приверженности Найтингейл своим пациентам. Многие ее критиковали. Существовало ложное убеждение, что она подчеркивала подчинение врачам или уделяла больше внимания физическим факторам, чем психологическим.¹ В истории жизни Соловья есть много периодов, которые противоречили бы этим убеждениям. На самом деле Найтингейл очень хорошо понимала психологическую связь с исцелением и считала, что медсестры всегда должны говорить, когда что-то неприемлемо или неадекватно. ²
Найтингейл сама по себе была агентом перемен и, казалось, могла делать это без компромиссов; методы лидерства и защита интересов были многими из ее сильных сторон. Она использовала это в своих интересах в своей неустанной работе по изменению политики в отношении прав человека. В качестве суперинтенданта Госпиталя для джентльменов в бедственных обстоятельствах, куда в какой-то момент было разрешено принимать только членов англиканской церкви, она смогла изменить политику, сделав возможным равный прием для всех вероисповеданий (или без вероисповедания). в госпиталь. Как медсестра с высшим образованием, для меня важно эффективно выполнять свою роль лидера и педагога, чтобы предоставить нашим студентам инструменты, необходимые для укрепления здоровья. Я надеюсь, что наши студенты, в свою очередь, продолжат удовлетворять потребности своих пациентов, не идя на компромисс со своими ценностями и убеждениями. Онлайн-программа Benedictine MSN готовит медсестер к тому, чтобы они были эффективными лидерами, которые, скорее всего, будут иметь возможность отстаивать свои интересы, делая упор на межпрофессиональное сотрудничество, основанную на фактических данных практику и, что наиболее важно, предоставляя возможности применять полученные знания и навыки на практике.
Соответствует ли профессия медсестры философии ухода Соловья? Является ли она по-прежнему профессией, которая одновременно является и искусством, и наукой, сотрудничающей со всеми другими медицинскими профессиями, автономной, но определяемой сферой деятельности, основанной на науке, где статистика обеспечивает основу для логики и аргументов поддержки, «не ограниченная полом, духовным убеждения или ценности», и где нам разрешено максимизировать свой потенциал? Бесспорно! Философия сестринской практики Найтингейл по-прежнему звучит громко и ясно сегодня и, скорее всего, продолжит влиять как на сестринское дело, так и на здравоохранение. Мне кажется, что она хотела бы только, чтобы мы расширили и расширили ее теорию, тем самым прославив профессию медсестры и превзойдя ее философское наследие.
Ссылки
1 Selanders, L.C. and Crane, P.C. Голос Флоренс Найтингейл о защите интересов. Интернет-журнал проблем сестринского дела. По состоянию на 22 апреля 2013 года. 2 Стрингер, Хизер. «Принципы новой философии». По состоянию на 22 апреля 2013 г. http://news.nurse.com/apps/pbcs.dll/article?AID=2011110623002
Об авторе
Доктор Жасмин Уитфилд RN, MSN, MPH, DNP является адъюнкт-преподавателем онлайн-программы MSN в Бенедиктинском университете. Ее обширный опыт включает прогрессивные административные роли в службах неотложной реабилитации и медицинском уходе по месту жительства. Кроме того, д-р Уитфилд в настоящее время отвечает за надзор и организацию отдела здравоохранения в кампусе Sidwell Friends School в округе Колумбия, включая, помимо прочего, пропаганду здоровья и благополучия, а также разработку и управление обучением, политиками и программами в области охраны труда и техники безопасности. для студентов и сотрудников. Чтобы узнать больше о докторе Жасмин Уитфилд, посетите наш онлайн-раздел факультета медсестер.
Флоренс Найтингейл «Философия ухода за больными»
Флоренс Найтингейл была социальным реформатором и основоположником современного ухода за больными. Найтингейл посвятила свою карьеру и жизнь помощи миру. На протяжении всей своей карьеры она боролась за улучшение политики общественного здравоохранения. «Она выступала за улучшение условий для женщин, детей, бедных и голодающих, в том числе за лучшее образование для маргинализированных людей. Она стремилась улучшить окружающую среду для поддержания здоровья» (Beck, Dossey, & Rushton, 2011, para. 12). Флоренс Найтингейл существенно повлияла на систему здравоохранения в 19ом и 20 веками.
СКИДКА 15% на первый заказ
Мы доставим бумагу для ухода за больными с хорошей скидкой
Воспользуйтесь скидкой
322 специалиста онлайн
Восемь целей развития тысячелетия (ЦРТ), которые были созданы в 2000 году, являются целями по борьбе с крайней бедностью. Этими восемью целями являются: искоренение крайней нищеты и голода, достижение всеобщего начального образования, поощрение гендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин, снижение детской смертности, улучшение здоровья матерей, борьба с болезнями (ВИЧ/СПИД, малярия и другие), обеспечение экологической устойчивости и развивать глобальное партнерство в целях развития (Организация Объединенных Наций, без даты, пункт 2). Три из этих целей тесно связаны со здоровьем, а остальные пять являются факторами, влияющими на здоровье. Нельзя отрицать, что Флоренс Найтингейл была сосредоточена на подобных проблемах развития. Есть некоторые очевидные связи между этими целями и работой Соловья. Восемь Целей Тысячелетия в какой-то степени являются продолжением ее общественной деятельности; они основаны и вдохновлены ее наследием.
Само собой разумеется, что Флоренс Найтингейл внесла большой вклад в создание современного сестринского дела, статистики, общественного здравоохранения и системы здравоохранения в целом. Однако главная цель человечества в здравоохранении — преумножить наследие Соловья. Медсестры являются ключом к достижению Целей развития тысячелетия Программы развития Организации Объединенных Наций, поскольку они являются основным звеном всей системы здравоохранения. Такие цели тысячелетия, как снижение детской смертности, улучшение здоровья матерей, борьба с болезнями, напрямую связаны с обязанностями медицинских сестер. Медсестры играют жизненно важную роль в оказании медицинской помощи, поэтому эти цели дают медсестрам возможность проявить свои навыки. Однако необходимо учитывать не только лечение детей, матерей и других людей. Кроме того, медсестры должны участвовать в процессах разработки политики, чтобы привлечь внимание общественности к проблемам детской смертности, материнского здоровья и распространения болезней. Политическая защита является одним из наиболее важных шагов в достижении Целей тысячелетия.
Кроме того, сообщество медсестер может помочь в достижении Целей Организации Объединенных Наций, установив партнерские отношения и сотрудничество с различными медицинскими организациями по всему миру. Информация является самым ценным фактором в современном обществе. Для создания успешной международной системы здравоохранения важно делиться знаниями, опытом и идеями с зарубежными коллегами. Более того, существуют некоторые пробелы в медицинских данных. Медсестры являются первым персоналом, с которым контактируют пациенты, поэтому одной из основных обязанностей медсестер является сбор и регистрация достоверной, полной и понятной информации.