Есть ли иконы у мусульман: «Бывают ли у мусульман иконы?» — Яндекс Кью

Разное

Почему в исламе нет икон?

Не так давно был скандал мирового уровня, когда карикатуристы изобразили мусульманских пророков. Везде шли дебаты на эту тему. Давайте и мы сейчас попытаемся разобраться почему же в исламе нет изображений человека и нет икон, как в христианстве? Ведь в исламе поощряется развитие наук и культуры.

Содержание

Негативное отношение к мусульманам

Взрывы слышны в долине Бамиан. Талибы уничтожают статую Будды, которой более полутора тысяч лет. Они подложили взрывчатку под основание и взорвали её за какой-то миг. Великий Будда распался на мелкие кусочки. В воздух поднялось красное облако из песка и глины. Земля содрогнулась от рухнувшего на неё щебня и камней.

Люди столкнулись с величайшим варварством исламистов. Этот поступок у многих людей в мире сформировал негативное отношение к мусульманам. Когда прошли протесты против карикатуристов, это ещё больше усилило такое впечатление. Но в то же время существуют изображения в мире мусульман. Они даже есть в ортодоксальной Саудовской Аравии.

Противоречия в исламском мире

Запрет изображения людей и животных вызывает противоречия даже в самом исламском мире. Специалист по исламу и его искусству Сильвия Наеф старается прояснить эту проблему. И это является очень проблематичной темой. Интересно, что обложка исламской книги немецкого издания украшена миниатюрой. На ней изображён силуэт мужчины.

Он одет в зелёные одежды и тюрбан. Его руки сложены на груди. Он стоит на цветочном ковре. Но вместо лица у него вуаль. За мужчиной горит золотое пламя. Оно является его венцом. И этот рисунок не является необычным для исламского мира. У мусульман всегда присутствовала фигуративная живопись. Имеются и картины с изображением Пророка. Поэтому и становиться трудно понять, почему изображения в исламе запрещены?

В исламе считается, что творцом может быть только Аллах, поэтому человек не может быть скульптором или художником. Люди могут украшать только домашний интерьер и архитектуру. Создавая современные технические устройства, человек не может воссоздать подобное себе. Изображения в домашнем обиходе не должны отвлекать мусульманина от молитвы. Он должен открыть в себе границы вечности. Человек не должен любить изображения.

Возврат к религиозным корням

Наеф пытается тщательным образом разобраться в этом вопросе. Для этого её приходится вернуться к своим религиозным корням. Тщательно изучив Коран, ей становится ясно, что в нём нет прямого запрета на изображения. Такая позиция лишь озвучена в хадисах, пророческих высказываниях. Это некоторые указания на ограничения. Это объясняется боязнью идолопоклонства во времена Мухаммеда. Во многих религиях во время молений совершаются ритуалы вокруг идолов.

Люди поклоняются животным и божествам в человеческом облике. На запреты нужно смотреть разных ракурсов, задавая вопросы. Для чего были изображены животное или человек? Для чего это будет использоваться? С какой целью живописец сделал это изображение? Если такие изображения находятся в доме, то они мешают проникновению ангелов. В доме можно только держать небольшие скульптуры или изображения человека, если на них чётко не обозначено лицо. Такое отношение называется аниконизмом.

Наеф изучила множество трудов учёных по этому вопросу. Она пришла к выводу, что нет таких записей, где прямо указывалось на запрет изображений в исламе. С развитием средств массовой информации: телевидения, радио, интернета, где постоянно мелькают изображения животных и людей, то вызывает настоящее недоумение, почему в современном исламе запрещена портретная живопись.

Наеф разделила мусульман на категории: «реформаторы», «фундаменталисты», «революционные исламисты». Если посмотреть на мнение фундаменталистов, то вырисовывается картина, что некоторые изображения разрешены мусульманам, а другие находятся под строжайшим запретом.  Таким образом, даже среди них не существует абсолютный запрет на изображения.

Но её продолжает волновать причина таких радикальных мер. Ей интересно, направлен ли запрет на сам портрет или на мысль, которую он несёт. Для фундаменталистов очень важен современный мир и изображаемые в нём образы.

В давние времена изображение образов присутствовало в исламской культуре. Но они не играли той роли, что исполняют иконы в христианстве. Животных и людей можно было изображать на коврах, одеялах, подушках, монетах. Христианские же образы крепко связаны со Священным Царством и массами. Наеф пришла к выводу, что распространённое мнение о том, что в исламе никогда не было священных образов, сформировалось в соответствии с христианским взглядом на этот вопрос.

Фотография в исламе

В исламе образы несут другую нагрузку, чем в христианстве. Например, в Саудовской Аравии, где живут ваххабиты, фотографии и портреты правителей не являются редкостью. Они изображены на бумажных государственных банкнотах. Конечно, в прежние времена такого не было. Но развитие технологий делает революцию в социальной среде. Первым в исламском мире, кто начал делать фотографии, был иранец Насер ад-Дин Шах.

Он снял на фотоаппарат женщин своего гарема, которых держали подальше от посторонних глаз. Он сделал фото матери, жён и некоторых наложниц. Не отстал от него и турецкий султан Абдул-Хамид II. У него имелась огромная коллекция фотографий, собранная в альбомы. Он делал снимки Османской империи, которые стали важными историческими документами. У него были придворные фотографы армянского происхождения братья Абдуллахян. Они считались лучшими фотографами османской империи.

О своих исследованиях Наеф написала книгу. В ней она подвергает сомнению многие сложившиеся мнения о запрете изображений в исламском мире. Она помогает людям преодолеть интеллектуальные запреты и глубже проникнуть в понимание ислама.

Как коронуют иконы и какие чудеса случаются в исламе?

Среди многих почитаемых икон мы особо выделяем чудотворные образы. Есть немало свидетельств тому, как молитва перед такой иконой избавляла человека от болезней, помогала в неразрешимых, казалось бы, ситуациях.

Понятие «чудотворение» существует не только в христианстве, оно есть и во многих других религиях, в том числе в исламе.

Первую икону написал евангелист Лука

Чудотворные иконы представляют собой иконописное изображение, почитаемое как источник необычного воздействия. Считается, что причиной всех феноменальных явлений является сила Всевышнего, которая воздействует на людей или события через икону.

В православии есть более тысячи чудотворных икон, в основном это иконы Богородицы. Первым иконописцем в истории считается евангелист Лука, который принес собственноручно написанную икону Богородице и та благословила ее. А первой чудотворной иконой считается Спас Нерукотворный – плащаница с изображением Иисуса Христа, или, как ее еще называют, Мандилион. По преданию, изображение  отправили эдесскому царю Авгарю, который после этого исцелился от проказы.

Перенесение Нерукотворного образа в Константинополь в 944 году. Миниатюра Мадридского Скилица (XII—XIII век) к хронике Иоанна Скилицы.

В XVIII веке было принято поклоняться только известным иконам, хранящимся в монастырях или храмах, так как у этих икон было больше шансов получить статус чудотворной. А вот если икона, пусть даже старая, была найдена где-нибудь в лесу или у реки, то поклонение ей считалось неправильным и церковными властями пресекалось. Особенно это касалось тех икон, которые находились в частном владении, так как выдавать обычную икону за чудотворную считалось грехом.

По христианским канонам, чудотворной считается икона, если после молитв перед ней люди получают помощь, однако все эти чудеса должны были удостоверить духовные власти. Если икона обнаруживала какие-то свойства чудотворной, ее опечатывали и помещали в алтарь. Затем создавали специальную комиссию, писали протокол, при этом должно было быть не менее трех свидетелей чудотворения, один из которых имел священный сан. Сегодня такие сложности уже не нужны, так как все местные иконы считаются достойными поклонения.

Для икон изготавливают специальные короны

В католической религии чудотворные иконы имеют еще одно название – коронованные. Коронация – это акт благодарности образам за чудеса на земле. Коронуют иконы сравнительно редко, ведь для этого необходимы очень веские причины. Разрешение на это дает Ватикан, а  осуществляет коронацию сам Папа Римский или епископ, которого делегируют из Рима. После этой процедуры икона называется папской, или римской.

Сокальская икона Божией Матери

Первую чудотворную икону Богородицы короновали еще в 732 году для собора святого Петра. Короновал ее Папа Григорий III коронами с бриллиантами. Сначала чудотворные образа «награждали» коронами непостоянно, от случая к случаю. Так продолжалось до тех пор, пока Папа Урбан VIII не поручил епископской коллегии рассматривать все просьбы о коронации икон и статуй Христа и Богородицы и выдавать разрешение на коронацию. Немного позже, в 1630 году, кардинал Александр Сфорца Паллавичино даже основал специальный фонд для изготовления коронационных икон. Сначала коронацию проводили только в Риме, а затем торжества переместились и в другие города.

Ранее мы писали: Радоница, Шавуот и Уламбана. Когда и как отмечают поминальные дни в разных религиях.

Чудеса в исламе могут творить только пророки

В исламе икон не существует, так как изображение людей у мусульман запрещено, но зато существует само понятие чуда. Все исламские чудеса подразделяются на несколько видов, однако разобраться в них неподготовленному человеку не так просто.

Согласно Корану, источником любого чуда считается Аллах, а чудеса он осуществляет через человека, который является пророком. Настоящее чудо может иметь только положительное влияние на мир, должно быть понятным людям и соответствовать тому, о чем просили окружающие. Если случится что-то обратное просьбе, то настоящим чудом это считаться не будет. А еще, по законам ислама, чудо обязательно должно противоречить законам природы.

Самым большим чудом считается муджиза. Это чудо, являющееся одним из подтверждений того, что человек, который совершил его, – пророк и посланник Аллаха. Оно должно быть таким, чтобы никто не смог его повторить, также его нельзя использовать для достижения корысти.

Другая разновидность подобных чудес в исламе – карама – может произойти с теми, кто искренне верит в Аллаха и соблюдает все законы ислама. Для таких людей все необычные явления проявляются исключительно в чрезвычайных ситуациях. При этом о чудесах им лучше помалкивать и публично их не демонстрировать – это имеют право делать только пророки.

Если чудо происходит с обычным человеком, оно носит название мауна. Это может быть помощь в затруднительной ситуации, исцеление от болезней или исполнение какой-то просьбы. А вот разновидность чудес под названием ихана совершают неверующие и грешники. Считается, что во время этого происходит обычно не то, что задумывалось, а что-то прямо противоположное и обязательно причиняющее людям вред. Ну а самым большим и непревзойденным чудом святых в исламской религии считается аль-истикама – способность соблюдать божественные законы на протяжении всей жизни.

Коронованные иконы Украины

ТЕРЕБОВЛЯНСКАЯ ИКОНА МАТЕРИ БОЖЬЕЙ – одна из старейших «плачущих икон» Украины. Хранится в соборе Святого Юра во Львове.

САМБОРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ – по преданию, икону нарисовал на кипарисовой доске сам евангелист Лука. Находится в церкви Рождества Пречистой Девы Марии в г. Самборе Львовской области.

Самборская Богородица

БОГОРОДЧАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ – копия, находится в церкви св. Иоанна Богослова в г. Богородчаны Ивано-Франковской области.

БЕРДИЧЕВСКАЯ ИКОНА МАТЕРИ БОЖЬЕЙ – главная католическая святыня Украины и Полесья. Почитается и католиками, и православными. Копия находится в костеле Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Бердичеве.

ГОШЕВСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ – копия Ченстоховской иконы Божьей Матери. Хранится в Гошевском монастыре в Ивано-Франковской области.

ЗАРВАНИЦКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ – поясной образ Богородицы. Папа Римский Пий IX придал ей паломническое значение. Хранится в Зарваницком храме Пресвятой Троицы.

На заглавном фото: Алтарь с коронованной Трокской иконой Божией Матери


Ранее мы писали: Завет, заповедь и табу: что означают эти понятия в разных религиях?

Актуальная информация ЗА Одессу в нашем Telegram канале! Новости, фоторепортажи и исторические факты про Одессу.

Читайте нас в Viber! На канале «Коммуналка» рассказываем о коммунальных платежах, тарифах, льготах и субсидиях.

Всегда ли изображения Мухаммеда были запрещены?

  • Опубликовано

Источник изображений, Getty Images

от John McManus

BBC News

Французский сатирный журнал Charlie Hebdo опубликовал выпуск, который Commerceates The French Satiral The Charlie Hebdo опубликовал проблему, который Commerceates The French Satiral’s Magazine Charlie Hebdo опубликовал выпуск, который Commerceates The French Satiral The Charlie Hebdo. съемки во Франции — с изображением пророка Мухаммеда на обложке. Большинство мусульман говорят, что графические изображения основателя ислама запрещены, но всегда ли так было во всем мусульманском мире?

Если ненадолго отвлечься от вопроса о том, оскорбительны ли сатирические карикатуры на пророка Мухаммеда, то возникает отдельная и сложная дискуссия о том, запрещено ли какое-либо изображение, даже уважительное, в исламе.

Для большинства мусульман это абсолютный запрет — ни в коем случае нельзя изображать Мухаммеда или любого другого пророка ислама. Считается, что изображения, как и статуи, поощряют поклонение идолам.

Это бесспорно во многих частях исламского мира. Исторически доминирующими формами в исламском искусстве были геометрические, закрученные узоры или каллиграфия, а не фигуративное искусство.

Мусульмане указывают на стих в Коране, в котором упоминается Авраам, которого они считают пророком:

«[Авраам] сказал своему отцу и своему народу: «Что это за изображения, к поклонению которым вы прилепились?» Они сказали: «Мы видели, что наши отцы поклонялись им». Он сказал: «Конечно, вы и ваши отцы были в явном заблуждении». Вместо этого идея возникла из хадисов — рассказов о жизни и высказываний Мухаммеда, собранных в годы после его смерти.

Сиддики указывает на изображения Мухаммеда, нарисованные мусульманскими художниками, датируемые Монгольской и Османской империями. На некоторых из них черты лица Мухаммеда скрыты, но видно, что это он. Она говорит, что изображения были вдохновлены преданностью: «Большинство людей рисовали эти картины из любви и почитания, не намереваясь идолопоклонства».

В какой момент изображения Мухаммеда стали харамом или запрещены?

Многие изображения Мухаммеда, датируемые 1300-ми годами, предназначались только для частного просмотра во избежание идолопоклонства, говорит Кристиана Грубер, доцент кафедры исламского искусства Мичиганского университета. «В каком-то смысле они были предметами роскоши, возможно, в библиотеках для избранных».

К таким предметам относятся миниатюры, на которых изображены персонажи ислама.

Грубер говорит, что появление массовых печатных изданий в 18 веке стало проблемой. По ее словам, колонизация некоторых мусульманских земель европейскими силами и идеями также имела большое значение.

Реакция ислама заключалась в том, чтобы подчеркнуть, насколько их религия отличается от христианства с его историей публичной иконографии, утверждает Грубер. Изображения Мухаммеда начали исчезать, и появилась новая риторика против изображений.

Но имам Кари Асим из мечети Мекки в Лидсе, одной из крупнейших в Великобритании, отрицает, что произошли значительные изменения. Он утверждает, что действие хадисов с их запретами на любые изображения живых существ автоматически является запретом на изображения Мухаммеда.

Он говорит, что средневековые образы нужно понимать в контексте. «Большинство этих образов относится именно к этому Ночному путешествию и вознесению на Небеса. Там баран или лошадь. Он на лошади или что-то в этом роде».0005

«Классики также резко осудили эти изображения. Но они существуют.»

Ключевым моментом является то, что это не простые портреты Мухаммеда. Асим также утверждает, что тема многих изображений неясна. Он предполагает, что возникает вопрос, действительно ли все эти изображения предназначались для изображения Пророка или его близкого спутника, вовлеченного в одну и ту же сцену.

Профессор Хью Годдард, директор Алвалидского центра изучения ислама в современном мире Эдинбургского университета, говорит, что произошли изменения.

«Ни в одном из основополагающих источников — в Коране и в хадисах нет единодушия. Более поздняя мусульманская община имела разные взгляды на этот вопрос, как и на другие.»

Арабский ученый Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, чьи учения проложили путь ваххабизму, доминирующей форме суннитского ислама в Саудовской Аравии, был ключевой фигурой.

«Дискуссия стала гораздо более острой, особенно в связи с движением Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба. У вас были подозрения в почитании чего-либо, кроме Бога. В том числе и Пророка».

«Были значительные изменения за последние 200 лет, но, вероятно, 300 лет.»

Иная ситуация со скульптурой или любым другим видом трехмерного изображения, отмечает Годдард, где запрет всегда был более четким.

Источник изображения, ALAMY

Подпись к изображению,

Изображение из иранского манускрипта XVI века, показывающее вознесение на небеса человек или животное — в своих домах.

Однако запрет на изображение распространялся не везде — многие мусульмане-шииты придерживаются несколько иного мнения. Современные изображения Мухаммеда все еще доступны в некоторых частях мусульманского мира, по словам Хасана Юсефи Эшкавари, бывшего иранского священнослужителя, ныне проживающего в Германии. Он сказал Би-би-си, что сегодня изображения Мухаммеда висят во многих иранских домах: «С религиозной точки зрения нет запрета на эти изображения. Эти изображения существуют в магазинах, а также в домах. с религиозной или культурной точки зрения».

Различия в подходах среди мусульман можно увидеть по традиционным шиитско-суннитским линиям, но Грубер говорит, что те, кто утверждает, что исторический запрет существовал всегда, ошибаются.

Это аргумент, который не приняли бы многие мусульмане.

«Сам Коран ничего не говорит, — сказал Би-би-си д-р Аззам Тамими, бывший глава Института исламской политической мысли, — но все исламские авторитеты признают, что пророк Мухаммед и все другие пророки не могут быть нарисованы и не могут быть воспроизведены в картинках, потому что они, согласно исламской вере, являются непогрешимыми личностями, образцами для подражания и поэтому не должны изображаться таким образом, который может вызвать к ним неуважение».

Его не убеждает аргумент о том, что наличие средневековых изображений Мухаммеда предполагает отсутствие абсолютного запрета. «Даже если бы это было так, это было бы осуждено учеными ислама».

Twitter: @JohnMcM1

Аниконизм — почему изображения запрещены в Исламе | by A.

Jama

Как это случалось время от времени в этом столетии, между европейским обществом и его мусульманской составляющей произошел очередной виток напряженности, сосредоточенный, как обычно, вокруг карикатур, опубликованных в журналах на континенте.

В то время как мусульмане всего мира осудили эти карикатуры, дело обострилось из-за некоторых радикалов, которые взяли дело в свои руки и начали убивать людей, которых они считали антиисламскими. Как только пролилась кровь, и погибло несколько невинных людей, всякая возможность обсудить нюансы исчезла.

А почему мусульмане обижаются?

Первопричиной правонарушения является концепция аниконизма в исламе. На самом строгом уровне запрещены все изображения живых существ, т.е. животных и людей. Основная идея заключается в том, что живые существа созданы Богом, и любая человеческая попытка воспроизвести это неправильна.

Интерьер мечети

Как и со многими вещами в исламе, проблема возникает там, где есть место для интерпретации. Коран, священная исламская книга, не прямо запрещает изображения, но оставляет за Господом Всемогущим титул Творца/Дающего форму и прямо запрещает идолопоклонство. Однако Пророк дал более четкое толкование этих стихов, сказав, что сотворение живых существ является прерогативой Бога, и люди не должны снисходить до ее повторения.

Мусульманское население считает, что такие изображения лучше не трогать. Вот почему даже в Золотую эру исламского искусства и культуры бросается в глаза отсутствие разумных существ, хотя в иллюстрации и включались различные «миниатюры». Вместо того чтобы невольно нарушать эти ограничения, мусульманские мастера решили сосредоточиться на каллиграфии, геометрических узорах и других цветочных и абстрактных узорах.

Мечеть, украшенная геометрическими и цветочными узорами и каллиграфическими плитками

Времена меняются

Мы живем не в Аравии 7-го века. Но вопрос фотосъемки, даже для необходимых целей, до сих пор не решен. Есть те, кто по-прежнему выступает за полный запрет на фотографии, даже в целях безопасности, таких как документы, удостоверяющие личность. Технологии перешли от нарисованных от руки изображений к цифровой визуализации, что принесло с собой несколько новых вариантов использования.

-Видеотрансляции из двух священных мечетей в Мекке и Медине регулярно проводятся в мусульманских семьях, особенно в месяц Рамадан. Многие люди также присоединяются к этим видео-молитвенным сеансам.

— Глобальные стандарты идентификации в целях безопасности требуют фотографии лиц, которые действуют во всех странах мира.

— Мусульманские проповедники на телевидении собрали огромное количество поклонников и продолжают транслировать свои проповеди на YouTube и телеканалах.

— В 1976 года вышел фильм «Послание». Были дискуссии о том, как изобразить ближайших приверженцев ислама в зачаточном состоянии. Все они являются почитаемыми фигурами в исламской истории и входят в число людей, которых никогда раньше не изображали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts