Есть ли у животных душа: Есть ли душа у собаки? – Православный журнал «Фома»

Разное

Есть ли душа у собаки? – Православный журнал «Фома»

Есть, но поминать в храме своего Шарика все равно нельзя. Объясняем почему.

01

Душа есть только у человека?

Нет. Душа есть у всего живого, даже у растений. В отличие от души человека, их души — это не самостоятельная сущность, отдельная от тела. Такого мнения придерживается святитель Василий Великий в своем толковании на Шестоднев: «Поскольку, по Писанию, душа всякого животного кровь его есть (Лев 17:11), а сгустившаяся кровь обыкновенно обращается в плоть, и истлевшая плоть разлагается в землю, то, по всей справедливости, душа скотов есть нечто земное». Здесь под душой понимается то, что оживляет тело животного или растения, делает его живым и отличает от неживой природы.

02

Получается, никакой разницы между животным и человеком нет?

Некоторые святые отцы выделяли в человеке дух, душу и тело, при этом дух и душу обычно не рассматривают как отдельные сущности, но как две части души. Одна — низшая часть, понимается как начало, оживляющее тело человека, как и души животных, а дух, некая высшая часть человеческой души, — как способность человека к общению с Богом и другими людьми. Именно дух отличает его от остального тварного мира и делает в целом душу человека бессмертной. Это же и позволяет вести человеку «духовную жизнь» — ходить в храм, участвовать в таинствах Церкви и молиться. У животных духа нет, поэтому сравнивать их с человеком нельзя.

03

Попадут ли животные в жизнь вечную?

Священное Писание ничего по этому поводу прямо не говорит. А то, что говорит косвенно, святые отцы толкуют по-разному. Вот что пишет апостол Павел о будущем состоянии мира: Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде (Рим 8:22–24). И тут мнения разнятся — блаженный Августин понимает под «тварью» только людей, а святой Симеон Новый Богослов видит в этом обновление, которое произойдет со всем миром. Как будет на самом деле, для нас остается тайной.

04

Собака — нечистое животное?

Понятие чистых и нечистых животных было в Ветхом Завете — последних нельзя было есть и приносить в жертву. В эту категорию попадали и собаки, и кошки. Кроме этого, собаки у ветхозаветных иудеев считались языческим символом. Сейчас понятия «нечистое животное» больше нет — Собор апостолов в Иерусалиме (около 51 года) отменил это ветхозаветное правило.

05

Можно ли молиться о животном?

Можно, но не так, как мы молимся о людях. Животные, в отличие от людей, не созданы по образу Божию и не обладают бессмертной душой. Поэтому просить Бога об их спасении или даровании лучшей загробной участи бессмысленно. Другое дело, если животное болеет — никто не запрещает попросить своими словами Господа даровать ему здоровье.

06

Как относиться к животным?

С любовью, как и ко всему Божьему творению, как к проявлению Его благости и красоты, обращенной к людям. Но она не может быть поставлена в один ряд с любовью к Богу и к людям. Это будет примерно то же, что сравнивать любовь к вещам, даже самым значимым и памятным, и любовь к детям. Любым животным можно пожертвовать ради человека, но не наоборот. Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22:37–40).

|5 историй о святых и их животных

Есть ли у животных бессмертная душа и можно ли за них молиться? – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 12 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Животный мир и мир людей неразрывно связаны друг с другом. Еще каких-нибудь несколько тысяч лет назад — капля в потоке мирового времени — это ощущалось как данность. Люди жили в непосредственном взаимодействии с окружавшей их флорой и фауной. Важность этого соседства проявлялась в особом отношении к растениям и животным. Люди могли возводить свой род к медведю или носорогу, создавали различные культы, связанные с почитанием животных, закрепляли за отдельными видами священный статус.

Образы животных и связанные с ними аллегории наполняют молитвословия Древнего Израиля — вспомним хотя бы сравнение стремящейся к Богу души с бегущей на водопой ланью: как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже (Пс 41:2). Вошли животные и в новозаветную символику. Так, трое из четырех евангелистов — Марк, Лука и Иоанн — имеют символические зооморфные изображения льва, тельца и орла, взятые из Откровения Иоанна Богослова: …и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет (Откр 4:6–8).

Вместе с тем из Священной истории мы знаем о делении животных на чистых и нечистых, сталкиваемся с мнением, отвергающим возможность молитвы за домашних питомцев. Какое же все-таки место занимают животные в христианской картине мира и каково отношение к ним в церковной традиции?

Откуда деление животных на чистых и нечистых?

Из Библии мы знаем, что человек был сотворен как царь всего живого. Помимо прямых слов о передаче Адаму власти над земным миром (Быт 1:28) Бог привел к нему всех зверей и повелел дать им имена. Последнее в системе древневосточных представлений и означало владычество, которое понималось при этом как забота и ответственность. В отношениях между обитателями рая царили мир и гармония, человек существовал в органическом единстве с окружающей средой. Представления об этом времени нашли отражение в описании пророком Исаией будущей преображенной Богом земли: Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена вéдением Господа, как воды наполняют море (Ис 11:6–9).

Райская идиллия закончилась в тот момент, когда Адам и Ева пошли на поводу у змея-искусителя. Грехопадение первых людей не только повредило природу человека, но обернулось катастрофой для всего мироздания, исказив первоначальный замысел Творца о сотворенном Им мире. С тех пор, как пишет апостол Павел, вся тварь совокупно стенает и мучится (Рим 8:22). Мир стал агрессивной средой и погрузился, по выражению английского философа Томаса Гоббса, в состояние «войны всех против всех».

Прошло время, и Бог явился Моисею с повелением вести евреев в землю обетованную, а по дороге в пустыне дал пророку новые откровения, которые составили первые пять книг Ветхого Завета. Среди них была и книга Левит. В ней вся фауна рассматривается исключительно с точки зрения дозволительности ее употребления в пищу, приводится гастрономическое разделение на чистых и нечистых животных, рыб, птиц, насекомых и пресмыкающихся. Первых можно есть, вторыми следует гнушаться (Лев 11:1–47). К некоторым видам животных вообще нельзя было прикасаться, чтобы не оскверниться и самому не стать нечистым.

Эта подчеркнутая утилитарность и детальные инструкции обращения с животными, составленные вскоре после выхода евреев из Египта, не случайны. Египетский пантеон был наполнен зооморфными изображениями. Многие животные, в том числе те, которые получили в Библии статус нечистых, имели священный статус. В израильском народе эти воспоминания были еще свежи. И смысл появления ветхозаветной классификации животных состоял в необходимости искоренить из сознания древних евреев остатки языческой зооморфной религии и оградить их от искушения впасть в идолопоклонство. Вот как писал об этом Константинопольский Патриарх Фотий: «Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми — не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво».

Как меняется отношение к животным в Новом Завете?

Актуальность ветхозаветного разделения на чистых и нечистых животных, съедобных и тех, до кого нельзя даже дотрагиваться из боязни самому стать нечистым, в Новом Завете исчезает. Свое символическое выражение новая этика получила в видении апостолу Петру, который, проголодавшись во время молитвы, увидел спускающийся с неба огромный сосуд, полный как чистых, так и нечистых зверей и птиц. На отказ Петра есть нечистых тварей с неба раздался голос: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым (Деян 10:15). Видение имело и еще один смысл: Господь дал Петру понять, что проповедь Евангелия обращена не только к избранному народу, но и к язычникам, которыми иудеи прежде гнушались. Эту идею впоследствии выразил апостол Павел, сказавший, что в Церкви нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол 3:11).

В новозаветную эпоху прежнее утилитарное отношение к животным изменилось. Уже святитель Василий Великий так определял их назначение: «Одно (животное. — Прим. ред.) сотворено на службу человекам, а другое для того, чтобы он созерцал чудеса творения, иное же для нас страшно, чтобы вразумлять нашу нерадивость». В истории Церкви мы видим немало примеров милосердного и дружелюбного отношения святых людей к их «меньшим братьям». В житийных рассказах содержится и немало примеров преданности, неравнодушия, бескорыстии и других качеств, проявляемых животными.

Среди наиболее известных жизнеописаний святых, в жизни которых большую роль играли прирученные ими животные, можно назвать жития Герасима Иорданского, которого даже на иконах изображают в компании льва, Макария Александрийского, дававшего уроки нравственности гиене, Космы и Дамиана, исцеливших верблюда. Христианская этика подразумевает таким образом бережное отношение к животным, как, впрочем, и ко всему творению Божьему, которое в своем изначальном виде хорошо весьма (Быт 1:31). Показателен пример уже упомянутого выше Макария Александрийского. Однажды святой убил донимавшего его комара и затем терзался угрызениями совести до тех пор, пока не отомстил себе сам, отдав тело укусам несметного полчища кровососущих насекомых.

Есть ли у животных душа?

Наиболее часто задаваемые вопросы, связанные с животными: есть ли у них душа и бессмертна ли она, попадут ли они в рай и можно ли о них молиться. Ответим на них по порядку.

Относительно души существует единодушное мнение христианских богословов: да, животные обладают душой. Что касается бессмертия, то наиболее распространенным является представление о конечности души животных, поскольку она не есть самостоятельная, отдельная от тела сущность. Так, Василий Великий, ссылаясь на книгу Левит, пишет: «Поскольку, по Писанию, душа всякого животного кровь его есть (Лев 17:11), а сгустившаяся кровь обыкновенно обращается в плоть, и истлевшая плоть разлагается в землю, то, по всей справедливости, душа скотов есть нечто земное». Под душой в данном случае понимается некое творческое начало, оживляющее тело. Соответственно, если душа не бессмертна, то вопрос о наследовании животными рая вообще не стоит.

В то же время есть и иная точка зрения. Уже в Библии, в Книге пророка Иоиля есть фраза: даже и животные на поле взывают к Тебе (Богу. — Прим. ред.) (Иоил, 1:20). При отсутствии души, являющейся чем-то большим, чем просто оживляющим тело началом, такое взывание вряд ли возможно. В пользу наличия у животных бессмертной души и возможности наследования вечной жизни высказывались и некоторые святые. Так, в толковании на приводимый выше отрывок из пророка Исаии о мирном соседстве хищных и травоядных животных в преображенном мире, раннехристианский апологет священномученик Ириней Лионский, оппонируя аллегорическим рефлексиям на эту тему, пишет: «Знаю, что некоторые пытаются относить это к диким людям, принадлежащим к различным народам и разных занятий, которые уверуют и, уверовав, сойдутся с праведными. Но хотя и ныне это справедливо в отношении к некоторым людям из различных племен, приходящим в единомыслие веры, тем не менее в воскресении праведных сбудется и относительно тех животных». О том, что в будущем произойдет обновление всего мира, а не только человеческой популяции, пишет и преподобный Симеон Новый Богослов. Еще одним аргументом в пользу наличия у животных некоей высшей психической составляющей служит их богатый эмоциональный мир. Так что вопрос остается открытым.

Чем животные все же отличаются от человека?

Но если согласиться с мнением, что у животных есть душа, то чем тогда они отличаются от человека? Дело в том, что, согласно христианскому взгляду на человека, он состоит из духа, души и тела. Из них душа — это то, что охватывает нашу психику, мыслительные процессы, определяет характерные особенности нашей личности. Дух же — это дыхание Божие, которое Творец в заключительном акте творения Адама вдунул в лице его (Быт 2:7) и тем самым пробудил его к жизни. Это то, что связывает нас с Богом, движет нашим стремлением к Небу. В святоотеческом наследии дух также может рассматриваться как высшая часть души, которая определяет способность человека к богообщению. Именно дух отличает человека от остального тварного мира и позволяет нам вести духовную жизнь. У животных такого духа нет.

Можно ли за животных молиться?

Безусловно, звери не могут участвовать в церковных таинствах, смысл которых в исцелении падшей человеческой природы благодатью Божией и в соединении человека с Богом. Животные не совершили первородного греха, не ради них Господь пришел на землю, принял смерть и воскрес. Но они составляют часть нашей христианской жизни в том смысле, что за них можно и нужно молиться.

В наших требниках есть составленные давным-давно молитвы о животных. Например, молитва на благословение стада или молебный чин во время губительной болезни скота. Недавно, в 2015 году, Священный Синод утвердил «Чин молебного пения о сохранении творения Божьего», который совершается ежегодно в первое воскресенье сентября. В нем прославляется Бог, сотворивший изначально прекрасный мир, признается ответственность людей за экологические проблемы современности, в том числе за исчезновение некоторых видов животных, птиц и растений, и приносится покаяние за потребительское отношение к природе.

Трогательный рассказ о молитве за домашнего питомца приводится в собрании поучений нашего святого современника Паисия Святогорца: «Меня удивляет, — рассказывал старец, — как один смиренный помысел мгновенно приводит в действие Благодать Божию. Как-то ко мне в келью приблудился котенок. Бедняга, видно, что-то съел не то, отравился и теперь просил помощи, извиваясь от боли, подпрыгивая, как осьминог, когда его бьют о камни… Жалко было на него смотреть, а что сделаешь? Перекрестил его раз, другой, никак! “Посмотри на себя, — сказал я тогда сам себе, — уже сколько лет ты монах, а даже несчастному котенку помочь не можешь!” Только я себя обвинил, котенок, который был уже на последнем издыхании, вдруг пришел в себя. Подбежал, стал тереться о ноги и радостно подпрыгивать. Вот какая сила у смирения! Потому и сказано: “Во смирении нашем помяну ны Господь” (Пс 135:23)».

Пример с котенком старца Паисия ближе современным людям, у которых домашнее животное ассоциируется скорее с пушистыми обитателями квартир и загородных домов, чем с рогатым скотом. В Церкви нет специального молитвенного чина об исцелении кошек, собак, шиншилл или морских свинок. Но если любимец заболел, никто не мешает нам своими словами попросить Бога об облегчении страданий несчастной зверушки. А вот об упокоении животных молиться не надо. Ведь смысл этой молитвы — в прощении грехов, а такая категория, как грех, к животным неприменима.

Можно ли любить животных больше, чем человека?

Человек призван относиться к животным, как и ко всему Божьему творению, как к проявлению благости и красоты Творца, обращенной к людям. Однако тут тоже важно не переусердствовать и не оказаться в ситуации, когда четвероногий любимец становится дороже ближнего и получает больше любви и заботы, чем те люди, которые действительно нуждаются в нашем участии. Вспомним описание псарни, ставшей причиной ссоры между Дубровским и Троекуровым в известной повести Пушкина: «Хозяин и гости пошли на псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирилла Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят». Борзые, окруженные заботой, жили лучше некоторых крепостных крестьян, о чем с горечью и сказал старик Дубровский. Такое отношение к животным наносит вред и им, и их хозяевам.

«Чем больше узнаю людей, тем больше люблю собак» — этот известный афоризм приписывается многим мыслителям, писателям и историческим деятелям. В поэтической форме его выразил русский поэт А. Федотов. Его стихотворение «Охота» заканчивается строками «Чем больше знаю я людей, чем больше жизнь я изучаю, тем больше я люблю зверей». Однако с христианской точки зрения такое предпочтение зверей людям неправильно и духовно опасно. Важно помнить: спасение каждого из нас определяется степенью нашей любви не к животным, а к Богу и людям, в том числе (и даже особенно) к тем, кого мы считаем чужими или врагами. Об этом ясно говорится в следующем евангельском эпизоде:

Фарисеи. .. собрались вместе. И один из них, законник, искушая Его (Иисуса. — Прим. ред.), спросил, говоря: Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22:35–40).

Любовь к Богу и ближнему не противопоставляется любви к животным, но последнее становится следствием первого, о чем свидетельствуют приводимые выше примеры святых людей. Чем больше мы любим Бога, чем сильнее проникаемся Его любовью к нам, тем шире делается наше сердце, в котором находится место не только людям, но и животным, и всему творению Божьему. Любовь к животным становится следствием из общего внутреннего изменения состояния человека. В наших глазах мир возвращается к некогда утраченному единству, где любовь пронизывает все, и нас не раздирают на части привязанность к одним наряду с отторжением других.


Фото https://ru.depositphotos.com

Есть ли у животных души? Что говорит Библия

Всю мою жизнь в нашем доме были домашние животные. Большую часть времени это был только один, но были времена, когда у нас было целых три. Самое сложное в жизни владельца домашнего животного — это когда вы достигаете того момента, когда ваш любимый член семьи — потому что это и есть домашние животные — умирает. Когда наш последний питомец умер, мы решили больше не заводить питомцев.

Когда домашнее животное умирает, часто возникают вопросы, например, попадают ли собаки в рай? Если верить Голливуду, все псы попадают в рай, это был фильм, вышедший в 1989. А если серьезно, то смерть вашего питомца или любого другого животного может заставить вас задуматься о том, есть ли у животных душа. Это интересный вопрос. Посмотрим, сможем ли мы найти ответ.

Что такое душа?

Чтобы определить, что такое душа, я буду использовать человеческую точку зрения. Мы, люди, состоим из трех частей: тела, души и духа. Вот пример этого из Писания.

«Да освятит тебя Сам Бог, Бог мира. Ваш дух, душа и тело во всем да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фессалоникийцам 5:23).

Ваше тело — это ваша физическая оболочка, а ваш дух — это та часть вас, которая позволяет вам соединяться и общаться с Богом. Ваша душа — это место, где живут ваш разум, воля и эмоции. Я нашел замечательное описание души в посте «Библии для Америки», которым хочу поделиться с вами.

«Наша душа — это наша личность, кто мы есть. Душой своей мы думаем, рассуждаем, рассматриваем, вспоминаем и удивляемся. Мы испытываем такие эмоции, как счастье, любовь, печаль, гнев, облегчение и сострадание. И мы можем решать, выбирать и принимать решения».

Используя это как фон, давайте теперь применим это к животным.

Есть ли у животных души?

Люди часто используют термины «душа» и «дух» взаимозаменяемо, и от того, как вы используете это слово, будет зависеть ваш ответ на вопрос, есть ли у животных душа. Если вы приравниваете душу к духу, то я бы сказал, что у животных нет души. Если вы определяете душу, как мы это делали выше, как место, откуда вытекают ваши эмоции, где вы думаете, рассуждаете и принимаете решения, то у животных есть душа. Животные могут думать, рассуждать, чувствовать опасность, испытывать счастье, печаль и все то, что мы упомянули в нашем определении души.

Если вы являетесь или когда-либо были владельцем домашнего животного, вы знаете, какую радость испытывает ваш питомец, когда вы приходите домой, а он не видел вас целый день. Вы также знаете выражение их лиц, когда они сделали что-то, чего, как они знают, делать не следовало. Это преднамеренные эмоции, которые вытекают из души. Если вы видели, как животное охотится за едой, защищает своих детенышей в дикой природе, даже оплакивает потерю — все это эмоции, которые исходят из души. Я бы сказал, что это явное доказательство того, что у животных есть душа.

Фото: ©Getty Images/FamVeld

Что Библия говорит о животных?

Согласно Гиллелю, естественной истории, в Библии упоминается более 150 видов животных. Одна из глав с исчерпывающим списком животных — это Левит 11, которую я рекомендую вам прочитать. Кроме того, Бог часто использовал образы животных, чтобы описать другие вещи.

«Все мы, как овцы, заблудились,
каждый из нас совратился на свою дорогу;
и Господь возложил на него
беззакония всех нас» (Исаия 53:6).

«Будьте бдительны и трезвы. враг ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петра 5:8).

Во всем Священном Писании вы найдете образы такого типа, и будут разные случаи, когда Бог будет использовать животных как часть Своего плана жертвоприношения, служения и даже избавления.

Животные попадают в рай?

Когда я был моложе, я часто задавался этим вопросом. Раньше я говорил, что моя собака христианская, и как я уже говорил ранее, все собаки попадают в рай. Однако, чтобы правильно ответить на этот вопрос, я думаю, вы должны провести различие между человеческой жизнью и жизнью животных. Это различие видно в творении.

Когда вы читаете Бытие, вы видите две большие разницы между тем, как Бог создал животных, и тем, как Бог создал людей. Позвольте привести пример.

«И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее: скотов, и гадов земных, и зверей полевых, каждого по роду его. И стало так» (Бытие). 1:24).

Когда Бог сотворил животных на земле, в небе и на море, он призвал их к существованию. Он сказал пусть будет и было. Однако обратите внимание на разницу, когда он создал человека.

«И создал Господь Бог человека   из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Бытие 2:7).

Надеюсь, вы видите разницу. Животные были созданы словом Божьим, и когда он говорил, они могли существовать и действовать в полную силу. Человек был создан рукой Бога, но только когда Бог вдохнул жизнь или дух в человека, он стал живым существом. Это идентифицирующий маркер между животными и людьми. Истинная жизнь в человеке – это его дух. Вот почему, когда человек умирает, его дух уходит, а тело возвращается к тому виду, в котором оно было до того, как Бог вдохнул в него жизнь. Поскольку у животных нет духов, я не верю, что животные после смерти попадают в рай.

Фото предоставлено ©Getty Images/RUBEN RAMOS

Будут ли на небесах какие-нибудь животные?

Хотя я не верю, что животные, которые умирают на земле, попадают в рай (можете не согласиться с моим мнением, если вы смотрите на это по-другому, я не обижусь), есть основания полагать, что животные будут в небеса. Позвольте мне объяснить вам, почему.

В Бытие 2 мы видим, что Бог взял Адама и поместил его в Эдемский сад, чтобы он работал в саду. В саду росли не только деревья, пригодные для еды, но и животные.

«И создал Господь Бог из земли всех зверей полевых и всех птиц небесных. Он принес их тому человеку, чтобы посмотреть, как он назовет их; и как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Бытие 1:19).

Поскольку Адам существовал в саду, можно с уверенностью сказать, что животные существовали там вместе с ним.

Когда вы переходите к Откровению 22, Иоанн видит картину восстановления Эдема Богом, где теперь у нас есть доступ к дереву жизни, существовавшему в изначальном Эдемском саду. Если Бог восстанавливает Эдем, то я бы сказал, что есть большая вероятность, что животные будут существовать на небесах, потому что Бог восстанавливает вещи до совершенства, как тогда, когда он впервые создал их. Если животные существовали в старом Эдеме, то я верю, что они будут существовать и на небесах. Чтобы было ясно, это мой самый образованный вывод из Писания, и вы можете видеть вещи по-другому, и это нормально, если вы это делаете.

Такие беседы приносят удовольствие, пока вы продолжаете в том же духе. Исходя из моего анализа Писания, хотя у животных есть души, я не верю, что они попадают в рай после смерти. Однако, если они это сделают, и мы сможем воссоединиться с нашими бывшими питомцами, то это будет прекрасным сюрпризом. Единственное, что осталось сказать, это убедиться, что ты попадешь на небеса, чтобы мы могли выяснить это вместе.

Статьи по теме
Собаки попадают в рай?
Что Библия говорит об уходе за животными?
Почему Иоанн Креститель назвал Иисуса «Агнцем Божьим»?

Фото: ©Getty Images/Monoliza21


Кларенс Л. Хейнс-младший — оратор, учитель Библии и соучредитель Клуба изучения Библии. Он является автором книги «Преследование цели» , которая поможет вам понять, как Бог ведет вас по Своей воле. Он также только что выпустил свою новую книгу Стремление к победе: как преодолеть свои величайшие испытания и победить в своей христианской жизни. Вы хотите углубиться в свое хождение с Господом, но не можете преодолеть то, что мешает? Эта книга научит вас складывать кусочки воедино, чтобы вы могли жить победоносной христианской жизнью и, наконец, стать Божьим мужчиной или женщиной, которыми вы действительно хотите быть. Чтобы узнать больше о его служении, посетите сайт clarencehaynes.com.

Есть ли у животных души?

Как люди, мы не живем на этой земле в одиночку. Мы живем с другими творениями, которые были созданы Богом для нашей заботы. Животные – одно из самых важных творений Бога, доверенных нам. У нас даже есть домашние животные, которые дарят нам общение, любовь и радость.

Например, собаки считаются лучшими друзьями человека, потому что кажется, что этот тип животных знает, о чем думает их хозяин-человек. Собаки, как и любое животное, обладают определенным сознанием, которое уникально для других живых существ, и поэтому мы питаем к ним особое сердце.

Однако, несмотря на свое сознание, они остаются бездушными или что у них нет духов. По этой причине, когда они умирают, они не входят в загробную жизнь. Другими словами, они не будут жить вечно с нами.

Причина этого в том, что они не созданы по образу и подобию Бога. У них нет тела, души и духа — и по этой причине они не попадают в рай или ад, как мы.

В Екклесиасте 3:18 мы можем прочитать, что Библия говорит о предназначении человека и животных. Разница подчеркивается в стихах 18-22, как написано.

Я сказал в своем сердце о детях человеческих, что Бог испытывает их, чтобы они могли увидеть, что они сами всего лишь животные. Ибо то, что происходит с детьми человеческими, и то, что происходит с животными, одно и то же; как умирает один, так умирает и другой. Все они имеют одно дыхание, и нет у человека преимущества перед зверями, ибо все суета. Все идут в одно место. Все из праха, и в прах все возвращается. Кто знает, восходит ли дух человека вверх, а дух зверя спускается в землю? И увидел я, что нет ничего лучше, чем радоваться своему делу, ибо таков его удел. Кто может привести его, чтобы увидеть, что будет после него?

Тем не менее, споры о том, есть ли у животных душа, продолжаются и сейчас. По этой причине давайте попытаемся понять различия между человеком и животными, чтобы получить ясное представление о том, почему у животных нет души.

Природа животных

Животные — дихотомические существа. Это означает, что у них есть тела и особый вид души, которая дает им сознание, но у них нет свободы воли. Знание свободы воли дает человеку знание того, что есть добро и что такое зло.

Однако у животных этого нет. Вместо этого животные совершают действия, основываясь на своем «животном инстинкте» и «круге жизни», где есть хищник и добыча. Из-за отсутствия у них свободы воли Бог доверил людям владычествовать над животными, как сказано в Бытие 1:28,

Бог благословил их и сказал им: «Плодитесь и размножайтесь; наполняй землю и обладай ею. Властвуй над рыбами в море, и над птицами в небе, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».

Человек, напротив, создан по образу и подобию Бога. Мы созданы из трех частей: тела, души и духа.  

И сказал Бог: сотворим людей по образу Нашему и по подобию Нашему, чтобы они владычествовали над рыбами морскими и над птицами небесными, над скотом и всеми зверями полевыми, и над всеми существами, которые передвигаются по земле».

Итак, Бог сотворил человечество по образу Своему, по образу Божию сотворил их; мужчину и женщину он сотворил их (Бытие 1:26-27).

Это означает, что человек является трихотомическим по сравнению с дихотомическими животными. Мы триедины по своей природе, потому что у нас есть наше мирское физическое тело, наши души, которые являются внешним слоем наших отношений с Богом и Духом, который является нашей прямой связью с Богом и дает нам руководство к совершению добрых дел для слава Бога нашего.

Это означает, что мы уникальны среди всех творений, потому что в нашей жизни есть дар Иисуса Христа. У животных нет такой роскоши, потому что они не созданы по Его образу и подобию.

Роль животных как творений Бога

Несмотря на бездушность животных, написано, что они играют роль в земной жизни людей. Один из них заключается в том, что они должны быть домашним скотом, чтобы люди могли поддерживать и иметь потомков из поколения в поколение.

«Теперь Я устанавливаю Мой завет с тобою и с потомством твоим после тебя и со всякою душею живою, которая была с тобою — птицами, скотом и всеми зверями полевыми, всеми вышедшими с тобой из ковчега — каждым живое существо на земле» (Бытие 9:9-10).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[an error occurred while processing the directive]

Related Posts

Разное

Учредительное собрание 1917: УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ • Большая российская энциклопедия

УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ • Большая российская энциклопедияАгитационные плакаты предвыборной кампании в Учредительное собрание 1917.УЧРЕДИ́ТЕЛЬНОЕ СОБРА́НИЕ (Все­рос­сий­ское уч­ре­ди­тель­ное со­б­ра­ние), пред­ста­ви­тель­ный ор­ган, из­бран­ный в но­яб. 1917 для оп­ре­де­ле­ния

Разное

Учение плотина: Учение Плотина. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Том II [litres]

Плотин

Плотин
Школа Плотина значительно отличалась от ранее существовавших философских школ. Если Аристотель готовил своих учеников для ведения научного поиска, а Пиррон, Эпикур и Зенон желали сообщить

Разное

Что означает митрополит: МИТРОПОЛИТ | это… Что такое МИТРОПОЛИТ?

Что означает митрополит и как им становятся?«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи,