Императрица александра феодоровна романова: Александра Феодоровна, страстотерпица
Содержание
Александра Феодоровна, страстотерпица
Государыня Императрица Александра Феодоровна Романова (25 мая/7 июня 1872 – 4/17 июля 1918), страстотерпица. Урожденная принцесса Алиса Виктория Елена Луиза Беатрисса Гессен-Дармштадтская, императрица Всероссийская, супруга императора Николая II, родилась в Дармштадте в 1872 году в королевской семье герцога Гессенского Людвига IV и герцогини Алисы, по материнской линии внучка английской королевы Виктории. Крещение получила в лютеранстве. С юности принцесса отличалась красотой, воспитанием и образованием. 8 апреля 1894 года состоялась помолвка между Алисой и цесаревичем Николаем Александровичем. 14 (27) ноября 1894 вступила в брак с Императором Николаем II. Алиса с детства была религиозна и под уговорами сестры Елисаветы Феодоровны перешла из лютеранства в православие. Принцессу приняли в лоно Церкви с именем Александра через миропомазание. Чин присоединения ея к Православной Церкви совершил св. прав. Иоанн Кронштадтский. Венценосная семья сделалась образцом подлинно христианской, сплочённой семьи. Государыня несла заботы о воспитании и обучении детей, передала им свою религиозность.
Протопресв. военнаго и морского духовенства Георгий Шавельский писал, что Государыня видела «в лице своего мужа священнаго Помазанника Божия. Став русской царицей, она сумела возлюбить Россию выше своей первой родины».
Александра Феодоровна была прирожденной сестрой милосердия. Она посещала больных, оказывая им сердечную заботу и поддержку, а когда не могла пойти к страдающим сама, посылала дочерей. Государыня была убеждена: дети должны знать, что, кроме красоты, в мире много печали. Сама она никогда не роптала, нисколько не жалела себя, считая своим долгом оставаться верной Христу и заботиться о тех, кто рядом. Будучи безупречной женой и матерью, она особенно сочувствовала горестям других матерей и оказывала им посильную помощь и заботу. Во время голода 1898 года, например, она пожертвовала страдающим восьмую часть годового дохода своей семьи. Во время Первой мировой войны, кстати, старалась как можно больше дворцов приспособить под госпитали. Нередко лично занималась формированием санитарных поездов и складов медикаментов в городах России. Александра Феодоровна и старшие княжны стали сестрами милосердия в Царскосельском госпитале. Весь их день был посвящен раненым.
“Для Бога нет невозможного, — писала Государыня. — Я верю в то, что кто чист своей душой, тот будет всегда услышан и тому не страшны никакие трудности и опасности жизни, так как они непреодолимы только для тех, кто мало и неглубоко верует”.
Царица и Великие Княжны нередко пели в храме на клиросе во время Божественной Литургии. “А с каким трепетом, с какими светлыми слезами приступали они к Святой Чаше!” — вспоминал архиепископ Феофан Полтавский, духовник Царской семьи.
В последние годы царствования Александра Феодоровна стала предметом безжалостной и безосновательной клеветнической кампании, ведомой революционерами как в России, так и в Германии.
8 марта 1917 года по постановлению Временного правительства императрица с детьми была арестована генералом Л. Г. Корниловым в Царском Селе, в тот же день в Могилёве был арестован государь, 9 марта доставленный в Царское Село под конвоем. 1 августа того же года царская семья отбыла из Александровского дворца Царского Села в ссылку в Тобольск, где прожила 8 месяцев в заключении.
В заточении Александра Феодоровна преподавала детям Закон Божий, иностранные языки, занималась рукоделием, живописью. Окруженные врагами, узники обращались к духовной литературе, укрепляли себя примерами Спасителя и святых мучеников и готовились к мученической кончине. 26 апреля 1918 года государь, государыня и великая княжна Мария Николаевна по приказу из Москвы выехали в Екатеринбург. 30 апреля их заключили в дом, принадлежавший ранее инженеру Н. К. Ипатьеву.
12 июля под предлогом приближения к Екатеринбургу Чехословацкого корпуса и частей Сибирской армии большевистский Уралсовет принял постановление об убийстве царской семьи. Убийство царской семьи и их приближенных последовало в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.
Канонизация Николая Александровича, Александры Феодоровны и других царственных страстотерпцев в Соборе новомучеников Российских состоялась на Архиерейском Соборе 2000 года.
См.: Житие св. Царственных страстотерпцев.
- Рубрики:
- Александра Феодоровна, страстотерпица
- Жизнеописания
Письма, дневники, записи и жизнеописание страстотерпицы Александры, последней Всероссийской Императрицы.
1 мин.
- Читать…
- 9 тыс. 0
-
0
- Рубрики:
- Александра Феодоровна, страстотерпица
Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть свое «я», посвятив себя другому. Каждый должен винить себя, а не другого, когда что-нибудь не так. Необходимы выдержка и терпение, нетерпение же может все испортить.
27 мин.
- Рубрики:
- Александра Феодоровна, страстотерпица
После Февральской революции императрица уничтожила большую часть своего архива, оставив самое дорогое. Александра Федоровна взяла записи с собой в ссылку, в Тобольск. После мученической кончины царской семьи записные книжки были привезены в Москву и ныне хранятся в Государственном архиве Российской Федерации.
4 ч. 2 мин.
- Рубрики:
- Александра Феодоровна, страстотерпица
Содержащиеся в настоящем издании письма Императрицы Александры Федоровны к Николаю II, числом четыреста, обнимают период с июля 1914 года по 17 декабря 1916 года.
1 ч. 30 мин.
- Рубрики:
- Александра Феодоровна, страстотерпица
- Сборники прозы
Эта книга содержит письма Членов Царской Семьи, написанные из заточения, после Их ареста 8 (21) марта 1917 года.
1 мин.
- Рубрики:
- Александра Феодоровна, страстотерпица
Духовный дневник святой Царицы-Мученицы Александры — это сокровище, пребывавшее долгое время под спудом. Он раскроет перед читателями правду о светлой ее душе, он станет открытием не столько историческим, сколько религиозным.
1 ч. 11 мин.
Александра Федоровна Романова (6 июня 1872
Александра Федоровна Романова (урожденная принцесса Алиса Виктория Елена Луиза Беатрис Гессен-Дармштадтская) родилась 6 июня 1872 года в Дармштадте (Германия). Она была четвертой дочерью Великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига и герцогини Алисы, дочери английской королевы Виктории. В раннем возрасте Алиса потеряла мать, после чего большую часть времени прожила в Великобритании в замке Балморал на острове Уайт. Она считалась любимой внучкой королевы Виктории.
Алиса получила прекрасное английское воспитание – к 15 годам отлично овладела литературой, историей, математикой и географией, знала искусство, английский и французский языки, играла на пианино, а также проводила время за чтением серьезной литературы. Затем она окончила Гейдельбергский университет со степенью бакалавра философии.
Первая встреча Алисы с будущим мужем, Николаем Александровичем Романовым, состоялась в 1884 году на свадьбе ее старшей сестры Эллы (в православии – Елизаветы Федоровны), которая вышла замуж за дядю Николая – Сергея Александровича. Впоследствии, приезжая к сестре, Алиса еще не раз встречалась с Николаем и вскоре обратила на себя внимание наследника.
В 1889 году Николай решил жениться на Алисе, но его родители были против, поскольку считали ее не подходящей партией для будущего императора. Ключевую роль в устройстве этого брака сыграли усилия Елизаветы Федоровны и ее супруга, которые в течение долгого времени помогали молодым в переписке.
Мнение Александра III и его супруги изменилось ввиду настойчивости цесаревича и ухудшающегося здоровья императора, и в апреле 1894 года манифестом было объявлено о помолвке Николая и Алисы. Следующие месяцы девушка изучала русский язык и основы православия (чтобы стать женой Николая ей необходимо было отречься от лютеранства и принять христианство). Осенью 1894 года Алиса приехала в Крым, где пробыла вместе с императорской семьей до дня смерти императора Александра III. Там же приняла православие с именем Александра Федоровна (Феодоровна).
(14) 26 ноября 1894 года в Большой церкви Зимнего дворца состоялось венчание Александры и Николая II (в день рождения императрицы Марии Федоровны, что позволяло отступление от траура, но все же царская семья приемов и торжеств не устраивала). В мае 1896 года состоялась Коронация царской семьи в Успенском Соборе. Во время венчания на царство произошла трагедия на Ходынском поле. Хотя императорская чета и была расстроена произошедшим, но торжеств отменять не стали.
Большую часть времени Романовы жили в Александровском дворце в Царском селе. В 1896 году супруги посетили Всероссийскую выставку в Нижнем Новгороде, а затем совершили путешествие по Европе.
Несмотря на искреннюю привязанность и любовь Николая к своей супруге, российское общество относилось к императрице с холодом и неприязнью. Поэтому Александра с головой погрузилась в семейные и общественные дела, став большой подвижницей благотворительности.
Шеф лейб-гвардии Уланского Ее Величества полка, 5-го Гусарского Александрийского полка, 21-го Восточно-Сибирского стрелкового полка и Крымского конного полка – Александра Федоровна возглавляла и содержала под своим покровительством целый ряд благотворительных обществ. К началу 1909 года под ее покровительством состояло 33 благотворительных общества, общин сестер милосердия, убежищ, приютов и тому подобных учреждений. По инициативе императрицы были созданы работные дома, школы для сиделок, школа народного искусства, ортопедические клиники для больных детей.
Но по настоящему счастливой Александра Федоровна была только в кругу своих близких. Императрица родила четырех дочерей: Ольгу (1895), Татьяну (1897), Марию (1899) и Анастасию (1901), и единственного сына Алексея – наследника престола. Детей воспитывала сама, редко брала их на приемы, считая, что высшее общество оказывает на них плохое влияние.
После рождения сына больного гемофилией, императрица увлеклась религиозными и мистическими учениями, совершала паломничества к русским святыням, легко попадала под влияние шарлатанов и мистиков, в том числе и Распутина. Он приобрел большое влияние на Александру Федоровну, а через нее и на Николая II, тем, что помогал Алексею бороться с гемофилией, перед которой была бессильная медицина.
С началом Первой мировой войны все свои средства императрица жертвовала на помощь вдовам солдат, раненым и сиротам, а Царскосельский госпиталь был переоборудован под лазарет для раненых солдат. Она и ее дочери Ольга и Татьяна прошли обучение сестринскому делу и даже ассистировали при операциях в качестве хирургических сестер.
Отзывы современников об императрице сохранились весьма противоречивые, но в чем они схожи, что это была женщина, целиком воспринявшая русскую веру, принципы и устои царской власти, женщина больших душевных качеств и долга. Ее описывают как грациозную женщину, хрупкую и прекрасно сложенную.
После отречения в марте 1917 года Николая II от престола Александра Федоровна вместе с детьми была арестована в Царском Селе, где все вместе они содержались в заключении, а затем по решению Временного правительства высланы в Тобольск, после перевезены в Екатеринбург.
Императрица Александра Федоровна Романова была расстреляна вместе со своим мужем и детьми в ночь на 17 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге.
В 1981 году Александра Федоровна и все члены царской семьи были канонизированы Русской Православной Церковью за рубежом, в августе 2000 года – Русской Православной Церковью. Она была признана жертвой политических репрессий и реабилитирована Президиумом Верховного Суда РФ в 2008 году.
Трагическая история последней императрицы России
By William DeLong | Проверено Джоном Куроски
Опубликовано 11 января 2022 г.
Обновлено 26 марта 2022 г.
Хотя царица Александра родилась и вышла замуж за царя, жизнь царицы Александры оказалась совсем не очарованной.
Александра Федоровна родилась принцессой Викторией Аликс Хеленой Луизой Беатрис в Дармштадте, Германия, 6 июня 1872 года. Ее королевские связи с английской королевой Викторией в качестве внучки обеспечили ей влияние в Европе, и она наслаждалась всеми атрибутами очаровательной жизни.
К сожалению, ее жизнь неразрывно связана с будущим российского правительства и страны в целом. Посторонний на престоле страны ее муж, царь Николай II, привел к ее кончине и всенародной революции.
Ранние годы жизни Александры Федоровны
Ранняя жизнь принцессы была одновременно привилегированной и нестабильной. Занимаясь королевскими уроками, Александра, шестой ребенок великого герцога Людовика IV и принцессы Алисы Соединенного Королевства, потеряла мать, когда ей было шесть лет.
После этого она большую часть времени проводила с кузенами в Англии. Кроме того, предполагалось, что принцесса Аликс является носителем гена заболевания крови, гемофилии, которое она затем передаст своим детям.
В возрасте 12 лет принцесса Аликс познакомилась с великим князем Николаем Романовым, наследником династии Романовых в России. Между ними завязалась дружба, а позже и отношения, которые напоминали Ромео и Джульетту . Немецкая семья принцессы Аликс проповедовала пренебрежение к России, а отец Николая, царь Александр III, не скрывал своей неприязни к Германии.
Тем не менее, принцесса Аликс и великий князь Николай влюбились друг в друга.
Женитьба и новая жизнь в царской России
Императрица Александра Федоровна в 1906 году.
26 ноября 1894 года они поженились. Когда ее приобщили к Русской православной церкви, принцесса Аликс взяла новое имя, Александра Федоровна, и оставила свою старую жизнь позади. Однако повод для ее свадьбы был печальным. Отец Николаса только что умер от почечной недостаточности в возрасте 49 лет.
По словам самой императрицы, ее свадьба казалась «простым продолжением мессы по умершим».
Хотя они были влюблены, они были молоды. Они потеряли проводника, отца Николая, Александра III. Царю Николаю II было всего 26 лет, когда он взошел на престол. Следовательно, он не был готов взять на себя ответственность за крупнейшую страну Европы, которая также была наполнена непрекращающимися беспорядками.
Императрица Александра в свадебном платье, 1894 год.
Александре Федоровне было всего 22 года, и она понятия не имела, как вести государственные дела. Николай пришел к власти, когда крестьяне были бедны, а половина из 150-миллионного населения страны считалась этническими меньшинствами. У этих двоих, безусловно, была своя работа.
Несмотря на то, что они поженились в 1894 году, коронация супругов как вождей состоялась лишь в 1896 году. Коронация нового царя и его супруги не предвещала ничего плохого для их правления. День начался достаточно бодро. На принцессе было роскошное платье, украшенное бриллиантами и жемчугом.
romanovempire.org Императрица Александра в роскошном коронационном платье, инкрустированном бриллиантами и жемчугом, около 1896 г.
Пир в честь коронации был устроен на Ходынском поле в пяти верстах от Москвы. Когда люди сели обедать, поле обрушилось, потому что было покрыто рвами и траншеями, оставшимися от военных учений. Всего погибло 1300 человек.
В ночь после трагедии, вместо посещения больниц, где выздоровели пострадавшие от ее свадьбы, Александра Федоровна с мужем отправились на прием во французское посольство. Менее чем через неделю после трагедии Николай II провел массовый военный смотр на том же поле, где погибло столько простолюдинов.
И без того взволнованный электорат становился все более нетерпеливым по отношению к царской семье Романовых.
Очарование Распутина Александра Федоровна и русская королевская семья
Александра Федоровна также не пользовалась популярностью при дворе Николая II. Вместо того, чтобы общаться, она обратилась к мистике и самоанализу, чтобы решить свое одиночество. В 1904 году, родив Николаю четырех дочерей, супруга наконец родила сына Алексея.
К сожалению, он унаследовал гемофилию от своей матери и был болезненным мальчиком.
Wikimedia CommonsРаспутин, монах, который имел ухо императрицы Александры.
Входит Распутин, печально известный монах и мистик. Предположительно, он вылечил юного Алексея от гемофилии, когда малышу было три года в 19-м году.08. Он стал доверенным лицом и советником королевы, хотя большая часть России (и королевский двор) избегали распутинского фанатичного мистицизма.
Через несколько лет после излечения Алексея Россия столкнулась с новым набором проблем.
Первая мировая война и русская революция
В 1914 году Россия вступила в войну с Германией в Первую мировую войну. Будучи преисполненным решимости увидеть победу России в войне, царь Николай II отправился на фронт, чтобы лично командовать войсками в августе 1915 года, хотя его советники запретили ему этого делать.
Таким образом, Александра Федоровна осталась в ведении внутренних дел.
Вместо того, чтобы полагаться на доверенных лиц своего мужа, она уволила многих из них. На их место она назначила людей, предложенных Распутиным, которые оказались либо неумелыми, либо нечестными. Таким образом, многие при дворе Романовых считали императрицу немецким агентом, стремящимся уничтожить двор. Ведь она родилась в Германии.
Королевскому двору было достаточно. 16 декабря 1916 г. они убили Распутина. Это привело императрицу Александру в смятение и спровоцировало дальнейшие изменения в политике.
Спустя три месяца, в феврале 1917 года, нехватка продовольствия и голод охватили несколько городов России. Плата за Первую мировую войну истощила ресурсы страны. Люди устраивали забастовки и бунты по всей стране. Владимир Ленин поднялся как лидер антицарской революции. Его партия была известна как большевики.
Так Николай II отрекся от престола и бежал. Сторонники Ленина к весне 1917 года получили возможность прийти к власти.
Следовательно, королевская семья была в опасности. Если бы их нашли революционеры, их бы убили.
Последние дни Романовых
Александра, ее пятеро детей и Николай II оказались в Екатеринбурге, сибирском городе, контролируемом большевиками. Таким образом, в апреле 1918 года революционеры поместили царскую семью под домашний арест, и Романовы в страхе пережили свои последние дни.
В ночь на 16 июля 1918 года большевики согнали всю семью в подвал Ипатьевского дома, как будто для семейного фото. Все члены царской семьи Романовых — Николай, Александра, их четыре дочери и сын-подросток — были казнены. Тот, кто выжил после пули, встретил смерть от штыка.
Wikimedia CommonsПодвал Ипатьевского дома, где были казнены Романовы. Стену оторвали, чтобы попытаться найти пули и доказательства расстрелов.
Даже через 100 лет после русской революции последние дни жизни Александры Федоровны и ее семьи не дают покоя русскому народу. Ходят слухи о том, как именно семья встретила свой конец.
Между их казнями и обнаружением их тел в 1979 году прошло много времени, что привело к возникновению мифов, связанных с потенциальным побегом. Одна из таких легенд связана с дочерью Александры Анастасией. Также считается, что шок от такого кровопролитного восстания был невероятным для всего мира в то время, и поэтому появились истории обнадеживающих выживших.
Действительно, их конец был ужасен. Раскопки их тел в 1979 году показали не только то, что они были застрелены и зарезаны при казни, но и то, что после смерти их облили кислотой. Их оставили в безымянной яме.
В 2015 году российские власти Православной церкви провели эксгумацию тел Николая II и императрицы Александры, чтобы взять образцы ДНК и лучше понять, как умерли Романовы.
Ученые использовали ДНК их останков, чтобы установить личности двух тел, захороненных в Екатеринбурге, одно из которых предположительно принадлежало Алексею, а другое — его сестре Марии. Если это так, то церковь допустила бы упущение, если бы не похоронила тела вместе с другими найденными членами королевской семьи.
Но остается без ответа самый главный вопрос: что было бы с семьей Романовых, если бы Александра с большей готовностью управляла своей приемной родиной? Возможно, русской революции могло и не произойти, возможно, история остального 20-го века радикально изменилась бы.
Узнайте больше о семье Романовых на этих потрясающих фотографиях их последних дней или изучите историю Распутина, которую вы пропустили в классе.
Религиозный образ Александры Федоровны
перевод с Николай Романов — Жизнь и смерть Юрия Шелаева, Елизаветы Шелаевой и Николая Семенова.
Хотя разум Александры Федоровны иногда затуманивался ее безудержной страстью, а на ее решения фатально влияли присущие ей своеволие и самоуверенность, тем не менее главная причина тех глубоких заблуждений, в которые она впадала в последние годы царствования Николая II царствование было другой стороной ее душевного склада, который с годами приобретал над нею все большую власть и мало-помалу превращался в определенно болезненное состояние — ее всепроникающий, затаившийся мистицизм.
Члены дома Гессен, к которому принадлежала императрица, были склонны к мистицизму издавна, на протяжении многих поколений… Сестра императрицы, великая княгиня Елизавета Федоровна, тоже была исполнена религиозности, склоняясь к мистицизму. В Александре Федоровне с юности присутствовала глубокая религиозность, находящая внешнее выражение, между прочим, в часах, стоявших на коленях в молитве.
Вдохновленная той самой религиозностью, перед свадьбой она всем своим существом приняла Православие. Это не оказалось для нее трудной задачей: в православии она нашла обильное питание к таинственному и чудесному.
Именно там мы должны искать объяснение ее решимости изменить свою веру, против чего, как явствует из дневника Императора, она изначально была против. Действительно, Александра Федоровна, приняв православие, не относилась к нему с тем относительным равнодушием, которое проявляла русская образованная публика с 1870-х годов. Она, наоборот, всем своим существом впитала Православие, причем Православие примерно шестнадцатого века. Она приобрела глубокую веру не только в догмат православия, но и во всю его обрядовую сторону. В частности, Она прониклась глубокой верой в почитаемых Православной Церковью святых, усердно ставила свечи перед их образами и, наконец, и это самое главное, прониклась верой в «человеков Божиих» — пустынников, монахи строжайшего устава, юродивые и прорицатели. Императрица с первых лет своей жизни в России стремилась установить контакты с людьми такого рода, и появились лица, которые снабжали ее ими в таком количестве, что царский дворец в этом отношении приобрел характер старинных домов рыцарей. Московские богатые купцы. Через черный ход, разумеется, по чьей-либо рекомендации такие люди проникали во внутренние покои дворца, где государыня беседовала с ними иногда долго, а от прислуги ожидалось радушное угощение едой и питьем.
Царица даже говорила по этому поводу, что ей известны упреки, брошенные в ее адрес, за то, что она любила видеть и беседовать с бродячими богомольцами и разными «божьими людьми». «Но, — прибавила она, — такие люди сильнее воздействуют на мой ум и сердце, чем церковные иерархи, которые приходят ко мне в дорогих шелковых облачениях. себя: какая разница между ним и элегантными великосветскими дамами?»
В то же время она погрузилась в письменные работы Отцов Церкви. Эти фолианты были ее любимым чтением до такой степени, что рядом с кушеткой, на которой она проводила большую часть своего времени, стояла книжная полка с большим количеством книг религиозного содержания. Большинство этих книг были не только на русском, но и на церковнославянском языке, который императрица легко научилась понимать.
Любимым ее занятием, как и у русских цариц допетровского времени, было вышивание предметов церковного полотна. Мысль возникла благодаря духу православной веры и затем закрепилась в ее уме, что солью земли в России являются простые люди, а высшие сословия разъедены маловерием и отмечены испорченностью. Другой фактор сыграл огромную, решающую роль в укреплении в ней этого взгляда, самым своеобразным образом окрашивая, с годами все более крепнущую, ее отношение к различным слоям русского народа. Я имею в виду то обстоятельство, в котором она оказалась по приезде в Россию, почти совпавшее с принятием ею роли императрицы-консорта, т. е. тот прием, который она встретила у некоторых членов петербургского общества. Каждое ее слово, каждый жест, все, вплоть до покроя платья, которое на ней было, подвергалось резкой критике; и подошли услужливые люди, чтобы удостовериться, что она знает об этом… Естественно, мало-помалу, отнюдь не сразу, Александра Федоровна тоже стала питать недобрые мысли о петербургском обществе, и в этом кроется одна из причин, если не главная причина, по которой она обращалась к русским народным массам и добивалась от них того сочувствия, которого не оказывало ей петербургское дворянство. Почти большая часть королевской семьи и общества настроилась в ее глазах на ее личных коварных врагов.
Малейшая критика ее слов и действий или даже непризнание ее абсолютной мудрости были для нее неопровержимым признаком враждебности к ней. Каким большим доверием, какой большой симпатией пользовались те, кто соглашался с ее предложениями, хвалил ее решения и умело выражал ей безграничную преданность.