Этнические и конфессиональные особенности современных семей: 2 Вопрос. Этнические и конфессиональные особенности современной семьи.
Содержание
7. Этнические и конфессиональные особенности современных семей. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие
7. Этнические и конфессиональные особенности современных семей
Россия является многонациональным и многоконфессиональным государством. На территории нашей страны проживают народы, исповедующие все четыре великие мировые религии, такие, как христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Существующие семьи, помимо общих характеристик, определяющих развитие и функционирование любой семейной системы, имеют свои специфические особенности. На особенности и развитие семьи влияют этнокультурные условия. Для рассмотрения специфики этнокультурных условий необходимо остановиться на понятиях « этноса ( нации )» и « менталитета ».
Нация ( этнос, народ ) определяется в современной науке по-разному.
? Биологическая теория наций. Согласно этой теории, люди разных национальностей отличаются друг от друга как породы собак – окрас, размер, врожденные рефлексы, предпочтения в еде и т. п.
? Культуроцентристская теория. Данная теория рассматривает национальность как совокупность понятий, знаний, точек зрения на мир, усваиваемых в раннем детстве от родителей и становящихся чем-то вроде рефлекса (родной язык, навыки поведения, установки).
Обе теории признают, что национальная принадлежность человека определяет модель поведения. Представители разных народов в одной и той же социально-значимой ситуации будут вести себя по-разному.
В литературе, посвященной проблемам современной семьи, этнос понимается как исторически сложившаяся устойчивая группа людей, обладающая общим менталитетом, национальным характером, стабильными особенностями культуры, а также осознанием своего единства и отличия от других.
Под менталитетом традиционно понимают глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, присущих этносу как большой группе людей, сформировавшихся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях. Термин введен в начале XX в. известным французским ученым Л. Леви-Брюлем. Именно менталитет определяет способы восприятия мира и интерпретацию индивидуального и группового опыта, а также способы действия и характер отношения к наиболее значимым аспектам человеческого существования.
В рамках семьи менталитет определяет следующие представления:
? о нормах мужского и женского полоролевого поведения;
? о смысле и содержании брака;
? о способах воспитания;
? о правилах, регулирующих отношения семьи с социальным окружением;
? содержание материнской и отцовской роли. Менталитет во многом формируется под влиянием религии.
Люди разных национальностей по-разному воспринимают правила жизни, регулирующие отношения с родительской семьей и выбор брачного партнера. Родительская семья в исламской культуре воспринимается в качестве образца для построения отношений в собственной семье, что в меньшей степени характерно для современных русских молодых семей. Так, например, 80 % узбеков считают обязательным согласие на брак родителей, при наличии детей развод не допускается. В то же время 80 % эстонцев не считают, что для заключения брака необходимо согласие родителей, и 50 % эстонцев допускают развод при наличии детей.
О сходных фактах пишет известный немецкий (иранец по национальности) психолог и психотерапевт Н. Пезешкиан, призывающий специалистов учитывать при работе с семейными проблемами национальные и культурные традиции.
Он отмечает, что на Востоке выбором супруга строго руководят ближайшие родственники и вся остальная семья. Семья – это своеобразный фильтр, который претендент должен пройти до того, когда он станет кандидатом для брачного союза. Есть четкие критерии отбора, которым должен удовлетворять такой кандидат: из хорошей ли он семьи, какова его профессия, независим ли он? Для женщин существуют другие критерии: из хорошей ли она семьи? хорошая ли она хозяйка? хорошая ли у нее репутация? Вначале решение принимают родители, тети, дяди и так далее, а затем они представляют кандидата в привлекательном виде: «У нас есть для тебя хорошая жена. Она из хорошей семьи. Она замечательно готовит и умеет принять гостей». Таким образом, брак готовится и заключается в согласии с родительской семьей. В Центральной Европе выбор брачного партнера чаще всего совершается по собственным критериям и собственной инициативе, а желание родителей отвергается. Это рассматривается как признак независимости и зрелости: «Я уже не ребенок, чтобы слушать предписания родителей, на ком мне жениться!» В этом случае родители супруга оказываются перед свершившимся фактом, с которым они либо смиряются, либо вступают в конфронтацию. Психологические сложности могут возникать, когда родители начинают вмешиваться в дела молодой семьи и оказывают давление на сына или дочь. На Востоке такого рода конфликты маловероятны, так как родители фактически сами могут выбрать невестку или зятя, соответствующих их ожиданиям.
По мнению Пезешкиана, за такого рода особенностями лежат различные концепции того, что составляет идентичность. На Западе в центре идентичности индивидума находится его «Я», на Ближнем Востоке другая точка отсчета – семья является частью идентичности человека и определяет его чувство собственного достоинства.
Вот как представляет Н. Пезешкиан различия между Востоком и Западом, которые могут проявляться в поведении и переживаниях членов семьи в различных ситуациях.
Таблица 2 Различия в поведении членов восточных и западных семей
Продолжение табл. 2
Выделяя эти различия, Пезешкиан пишет: « Снова и снова подтверждается, что ни одна из культурных систем сама по себе не является хорошей. Их качество обусловлено тем, как они влияют на людей, живущих в них, и тем, насколько их правила игры дают возможность конструктивного взаимодействия с другими социокультурными системами и их представлениями. Так что остается многое, чему люди из разных культур могли бы научиться друг у друга – если только они захотят понять друг друга ».
Следует отметить, что «среднестатистическую» российскую семью нельзя отнести ни к восточной, ни к западной семье в терминах Н. Пезешкиана. Россия, являясь переплетением восточной и западной культур, сочетает во взглядах своих семей и восточную, и западную ментальность.
Этническими традициями может определяться такой важный системообразующий фактор, как отношение отца к детям. Это означает, что содержание отцовской роли может быть вариативно. Тип такого отношения, с одной стороны, может характеризовать семью, как принадлежащую к определенной этнической группе, а с другой стороны, иллюстрировать принятые в этносе способы контакта: между мужчинами и женщинами, между старшими и младшими, между семьей и социальным окружением.
У многих народов существуют достаточно строгие правила, регулирующие контакты отцов с детьми. Это так называемые « правила избегания », которые ограничивают эмоциональные контакты и предписывают отцам скрывать свои чувства. Следуя традиции, отец не может при посторонних (особенно старших) брать ребенка на руки, говорить и играть с ним. Нежные чувства к ребенку следует проявлять лишь в узком семейном кругу, без свидетелей. На территории России «правилам избегания» следуют, например, такие народы, как абхазы, осетины, кабардинцы и балкарцы. Во многом это определяется национальным идеалом мужского поведения, содержанием которого являются такие качества, как сила, суровость, эмоциональная невозмутимость и закрытость.
В русской традиции нет жестких правил, регулирующих взаимодействия отцов с детьми. В большей степени тип этих отношений определяется не столько национальной принадлежностью, сколько индивидуальными и социально-демографическими характеристиками родителя. В последнее время наблюдается тенденция более глубокого включения отца в эмоциональное и телесное общение с ребенком на все более ранних стадиях его развития. Она проявляется в желании будущих отцов присутствовать при родах, в совместной подготовке семейной пары к родам, предполагающей установление особой коммуникации с плодом и т. п. В данном случае идеал мужского поведения начинает включать в себя традиционно женские черты, такие, как эмоциональная открытость, эмпатия, доброжелательность, способность к сотрудничеству, гибкость.
Принадлежность семьи к определенной этнической культуре может влиять и на характер воспитания детей в семье. И. Кон, ссылаясь на данные кросс-культурных исследований У. Ламберта, в своей известной книге «Ребенок и общество» говорит о существовании различий между американским и европейским стилем воспитания. Американские родители более терпимы и либеральны, нежели европейские родители. Автор, в связи с этим, выдвигает следующее предположение. Люди, в этнической культуре которых сильно выражена потребность в достижении, склонны больше опекать своих детей, незамедлительно откликаясь на их просьбы о внимании: в то же время они гораздо острее реагируют на проявление дерзости, нежели люди, которые больше ценят групповую принадлежность и дружественные отношения с окружающими.
Существенное влияние на характер организации жизни семьи оказывают конфессионально ( религиозно ) заданные нормы и правила. Религия представляет собой институционализированную систему верований, символов и практик, которые обеспечивают людей решением вопросов, относящихся к сфере человеческого бытия.
Значение религии состоит в придании смысла человеческому существованию. В религии обобщены ценности человека, цели, к которым он должен стремиться, правила его личных отношений и взаимосвязей с окружающим миром, особенности его повседневного поведения. Своим отношением к религии родители создают образцы мышления и поведения для детей.
Почти во всех религиозных системах семья рассматривается как норма человеческого существования. Основой семьи является брак, смысл которого состоит в производстве потомства, верности и незыблемости супружеского союза. Родители должны воспитывать детей и заботиться о них. Детям предписывается почитать и слушаться своих родителей. Однако исторически существовали и существуют конкретные религии, поэтому общая концептуальная модель семьи имеет специфические черты в различных религиозных направлениях и конфессиях.
Конфессиональные (религиозные) нормы, в частности, определяют особенности супружеских отношений в семье. Наиболее ярко различия проявляются при сравнении православных и мусульманских семей.
Христианская модель семьи.
В христианстве семье отводится особая роль: Христос родился в земной семье, у него были земные отец и мать, Иосиф
Обручник и Дева Мария. Христианские догматы обязывают веровать в единого Бога, выступающего в трех лицах (ипостасях): Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Все три лица составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности, равную в божественном достоинстве.
В.Н. Дружинин обращает внимание на то, что христианское вероучение предлагает две модели семьи: «идеальную», божественную и реальную, земную, «нормальную». Первая включает в себя Отца, Сына и Мать (Богородицу). В состав реальной семьи входит Иисус Христос, Иосиф Обручник и Дева Мария. В христианстве произведено четкое разделение Отца-воспитателя (Иосиф) и отца «генетического» и духовного (Бог Отец). Важно отметить то, что в христианском вероучении Отец несет ответственность за Сына: отправляет его в мир с определенной миссией и возвращает его на Небеса (Вознесение). В то же время Сын обязан выполнить божественную волю, пройдя через все испытания и страдания. В «земной» христианской семье интересы матери и отца сосредоточены вокруг ребенка. Плотник Иосиф, обрученный с Девой Марией, в поте лица своего трудится на благо семьи. Ребенок воспринимается как «божий дар», родители не вольны им распоряжаться. В образе Иосифа воплощена мужская любовь к ребенку. Однако подлинный отец – Бог.
В христианстве противоречивым и неоднозначным является отношение к женщине. С одной стороны, согласно Ветхому Завету, женщина – источник грехопадения мужчины. С другой стороны, в Евангелии Дева Мария (Богородица) – положительный образ. Мария выступает свидетельницей земных страданий и свершений Христа. Ее земная задача – воспитание сына, призванного свершить великую миссию. Ее роль в «идеальной» семье – посредница между Богом и людьми, заступница за страждущих перед Богом. Подчиненное положение жены сочетается с ее включенностью в отношения любви, психологической близости. Греховность женщины может быть искуплена через деторождение и пребывание в вере и любви, святости и целомудрии. Для православной семьи основанием семейного благополучия и любви считается супружеская верность. В мусульманской семье, где многоженство освящено законом, супружеская верность наполняется иным содержанием. (Верность не конкретной женщине, а своей семье.) Можно сказать, что супружеские взаимоотношения в такой семье будут регулироваться не столько чувствами и потребностью в эмоциональной близости или автономности, сколько осознанием ответственности перед родственниками, обязанностями и этическими нормами. Следует, однако, отметить, что многоженство не исключает любви.
Мусульманская модель семьи.
Основатель Ислама Мухаммед (Магомет), арабский религиозный, государственный и политический деятель, в своих проповедях значительное место отводил семейно-брачным отношениям. Он прилагал усилия для укрепления индивидуальной семьи, хотя и была разрешена полигамия. Число жен ограничивалось четырьмя, и муж должен был одинаково содержать их. Женщины были включены в категорию наследников, им выделялась половина доли мужчины-наследника. Обязанности по содержанию жены и детей возлагались на мужа. Жена могла раздельно владеть своим имуществом, самостоятельно заключать торговые и финансовые сделки. Были запрещены кровосмесительные браки до третьего колена кровного родства. При заключении браков следовало отдавать предпочтение верующим невольникам и невольницам перед идолопоклонниками.
Современный ислам объявляет семью первейшим и важнейшим элементом человеческого общества, источником обновления людей. Семья создается в результате заключения брачных уз между мужчиной и женщиной. В исламе брак считается добродетелью, праведностью и актом поклонения Творцу. Не одобряются мужчины и женщины, отрекающиеся от брачной жизни. Характерно стремление максимально упростить процедуру заключения брачного договора. Для признания брака действительным достаточно взаимного согласия совершеннолетних супругов в присутствии двух свидетелей. Главное, чтобы эта процедура не была тайной и скрытой, а проходила открыто и гласно в деревне, квартале, доме.
Главой мусульманской семьи является мужчина. «Ислам сделал мужчину наставником жены, надзирателем за тем, чтобы домашние дела шли должным и правильным образом. Женщине Ислам повелевает повиноваться мужу и оказывать ему услуги так же, как детям повелевает подчиняться родителям и ухаживать за ними». (В то же время мужчина-повелитель должен заботиться о благоденствии и процветании семьи.) Если семейная жизнь не сложилась, мужчина должен дать развод жене, а жена может выкупить себя у своего мужа. Кроме того, исламский суд вправе расторгнуть брак.
Ряд мусульманских обычаев – выкуп за невесту (калым), выдача замуж несовершеннолетних, затворничество – подчеркивает подчиненное положение женщины. Женское затворничество в исламе – это не только гаремы. Гарем (от арабского «харим» – заповедное место) – женское помещение в мусульманском доме, недоступное чужому взгляду, а также, в переносном смысле, его обитательницы, жены и наложницы хозяина дома. Гаремы встречаются и в других культурах. В истории Востока гарем можно рассматривать как способ выжить для женщины. В гарем входили и бедные родственницы, дети, в том числе чужие, служанки и т. п. Богатство и могущественность мужчины предполагали и большое число иждивенцев.
Элементы женского затворничества в исламе – это ритуальные покрывала, особая застройка поселений. Затворничество объясняется необходимостью оградить мужчину и женщину от аморальных связей, предотвратить половую распущенность. Для этого существует положение о покрывале, запрещено смешивание чужих мужчин и женщин, ограничено пение, танцы и другие поводы совершения греховных поступков. Ислам смотрит на женщину глазами ревнивого мужа. Но исламская мораль обозначает возвышенную цель подобных запретов: укрепить и сохранить семью.
Калым связан не только с исламом, это основное условие заключения брака у тюркских народов. В состав калыма входили скот, деньги, украшения, ткани, хозяйственные и бытовые предметы и др. В XIX в. распространился денежный калым. Существовал и обычай возвращения невесты в дом отца до полной уплаты калыма. В XX в. в советских республиках Средней Азии, Казахстане стали говорить о взаимном приготовлении сторон к свадьбе, о подарках родителям невесты.
Неравноправное положение женщин проявлялось и в том, что при наследовании мужчина получал долю двух женщин; по шариату, на суде свидетельство одной женщины не принималось во внимание, а свидетельство двух женщин приравнивалось к свидетельству одного мужчины. (Шариат – единая система законов, предписаний в исламе, регулирующих жизнь мусульманина от колыбели до смерти.)
Статус современной восточной женщины во многом определяется экономическим положением отца, мужа или сына. Женщина ориентирована на выполнение семейных обязанностей: ведение домашнего хозяйства, рождение и воспитание детей, уход за престарелыми родственниками. Число детей в мусульманской семье традиционно сравнительно высокое. Модернизированный ислам заинтересован удерживать под своим влиянием как можно больше женщин. Поэтому происходит пересмотр отношения к женщине в направлении желательности ее участия в общественной и экономической жизни, получения образования, включая высшее, и т. п.
Этнические и религиозные регуляторы семейной жизни тесно взаимосвязаны, подчас неотделимы друг от друга.
У ряда народов, наряду с предписаниями ислама, в семейно-бытовой сфере господствовали местные адаты. Адат – обычное право народов, сохранивших патриархально-родовые отношения. К такому разряду относится, например, башкирская семья. Семейно-брачные отношения у башкир характеризуются экзогамией, запрещающей брачные связи (до 7 колена) внутри семейно-родственных групп. Вопрос о браке решался родителями жениха и невесты, а у более взрослых людей – доверенными лицами.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Часть III.
Исторические, социальные и этнические травмы
Часть III.
3.2. Этнические стереотипы: история изучения и основные свойства
3.2. Этнические стереотипы: история изучения и основные свойства
Важную роль в межгрупповых отношениях играют социальные стереотипы – упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, характеризующиеся высокой степенью согласованности индивидуальных
3.3. Этнические стереотипы: проблема истинности
3.3. Этнические стереотипы: проблема истинности
У. Липпман считал неточность и даже ложность одной из важнейших характеристик социальных стереотипов. В дальнейшем стереотипы получали не менее нелестные характеристики и интерпретировались как прямая «дезинформация»,
3.4. Этнические стереотипы и механизм стереотипизации
3. 4. Этнические стереотипы и механизм стереотипизации
До сегодняшнего дня в обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации о стереотипах весьма распространено мнение как об исключительно негативном явлении.Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще
Глава 4. Этнические конфликты: причины возникновения и способы урегулирования
Глава 4. Этнические конфликты: причины возникновения и способы урегулирования
4.1. Определение и классификации этнических конфликтов
Межгрупповые отношения состоят из неразрывной связи конфликтов и сотрудничества, но главные проблемы для любого общества вносятся
4.2. Этнические конфликты: как они возникают
4.2. Этнические конфликты: как они возникают
В психологии межэтнических отношений исследуются три основные проблемы: как конфликты возникают, как протекают и как их можно урегулировать. Так как они изучаются разными науками, поисками их причин озабочены и социологи, и
4.3. Этнические конфликты: как они протекают
4.3. Этнические конфликты: как они протекают
Кроме поисков причин конфликтов психология межгрупповых отношений пытается ответить еще на один вопрос: как протекает конфликт, как изменяются в его ходе конфликтующие стороны. Социального психолога интересуют прежде всего не
Лекция 17. Психологические и этнические нормы и принципы делового общения
Лекция 17. Психологические и этнические нормы и принципы делового общения
В различного рода международных форумах, совещаниях, бизнес-семинарах и переговорах ежегодно принимает участие немалое число наших соотечественников. И цифра эта с каждым годом неуклонно растет,
Лекция 25.
Профессионально-этнические принципы и психометрические основы психодиагностики
Лекция 25. Профессионально-этнические принципы и психометрические основы психодиагностики
Так же как и медицинское обследование, любое психодиагностическое обследование может существенно повлиять на судьбу человека. Поэтому во всех странах, где психодиагностическая
5.1. Этнические нормы общения
5.1. Этнические нормы общения
Общение этнофоров регулируется нормами и правилами, большая часть которых совпадает с общечеловеческими нормативами поведения, а определенная часть имеет свою этническую специфику. Последовательно рассмотрим этнические нормы и
5.2. Этнические правила общения
5.2. Этнические правила общения
Понятие «этнические правила» общения. Выполнение этнопсихологических норм осуществляется с помощью правил, которые устанавливаются этнической общностью. Под правилами этнического поведения понимаются устоявшиеся алгоритмы (распорядок)
Современные социально-политические и этнические условия развития Украины
Современные социально-политические и этнические условия развития Украины
Актом провозглашения независимости от 24 августа 1991 г. начался новый этап в развитии Украинского государства. Являясь многонациональным государством, в котором живет более 100 этнических
Тайны современных детских игр
Тайны современных детских игр
Игра в классической психологии считается ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Среди прочих сюжетно-ролевые совместные игры – последний этап перед началом систематического «всамделишного» обучения. Уже не игры в школу, а посещение
Глава Х. МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ, ЭТНИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЛИЯНИЯ
Глава Х. МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ, ЭТНИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЛИЯНИЯ
Роль, которую в деятельности анархистов играют органические и индивидуальные причины, не должна закрывать от нас влияния и других причин, более общих и внешних. Изучая топографию и хронологию восстаний в
Вопрос. Этнические и конфессиональные особенности современной семьи. — Студопедия
Поделись
Россия государство многонациональное , что проявляется в представлении 4 мировых религий на территории РФ.
ü Христианство
ü Ислам
ü Иудаизм
ü Буддизм
На развитие семьи оказывает влияние этнокультурные условия.
ЭТНОС _ исторически сложившаяся группа людей, обладающая — общим менталитетом
— национальным характером
— стабильными особенностями культуры
— осознанием своего единства и отличия от других
МЕНТАЛИТЕТ- глубинный духовный склад
— совокупность культурных представлений на неосознанном уровне, присущих этносу как большой группе людей, сформировавшихся в определенных природных и климатических условиях.
Что определяет менталитет?
Ø Восприятие мира
Ø Интерпритацию индивидуального и группового опыта
Ø Способы действия
Ø Характер отношений
Ø Наиболее значимые авпекты человеческого существлвания.
В семье МЕНТАЛИТЕТ определяет следующие представления:
1. О нормах полоролевого поведения
2. О смысле и содержании брака
3. О способах воспитания
4. О правилах регулирования отношений с различным социокультурным окружением
5. Содержание материнской и отцовской роли
МЕНТАЛИТЕТ формируется под влиянием религии.
Например, в исламской культуре родительская семья – эталон для подражания, В современной русской семье — это проявляется значительно в меньшей мере.
Или – 80% молодых людей в странах Средней Азии считают обязательным согласие родителей на брак.
Запад- Эстония 80% — категорически возражают против участия родителей в выборе брачного партнера.
Если в Ср.Азии отношение к разводу отрицательное , то на западе до 50% населения считают , что развод это нормальное явление в развитии семейно – брачных отношениях.
Интересны исследования психолога, психотерапевта Пезешкиана, который дал сравнительную характеристику проявления культурных и национальных традиций в странах Востока и Запада.
По его мнению в основе семейных отношений лежит КОНЦЕПЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ
Запад — Центр идентичности «Я»
Восток – цент идентичности «СЕМЬЯ»
На основании этого он дает характеристику различий в поведении членов восточных и западных семей.
Пример из таблицы.
Исследования Н. Пезешкиана свидетельствуют о том , что ни одна культурная система сама по себе не является хорошей. Качество культуры определяется характером взаимодействия между культурами, системами.
Если речь идет о России ,то здесь очевидно смешение культур Запада и Востока.
Выделены главные направления, в которых проявляется своеобразие этнических отношений:
v ОТНОШЕНИЕ ОТЦА К ДЕТЯМ
Например, «правила избегания « — ограничение эмоциональных контактов отца с маленькими детьми, как нарушение достоинства мужчины. ( осетины, абхазцы, кабардинцы )
В западных семьях представлено более глубинное включение отца в эмоциональное и телесное общение с ребенком на ранних стадиях развития.
v ХАРАКТЕР ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
И.С Кон – о влиянии менталитета на характер воспитания. Отмечает , что на характер воспитания влияет «потребность в достижении» обеспечивающая ПРЕОБЛАДАНИЕ ОПЕКИ, тогда как американская семья более терпима и либеральна.
v ОСОБЕННОСТИ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.
Целесообразно проследить на сравнении православной и мусульманской семьи.
Христианская семья – отношение к женщине двойственное : источник грехопадения мужчины, и вместе с тем образ Богоматери- главная задача – воспитание сына.
Отсюда православие рассматривает супружескую верность
Мусульманская религия предполагает многоженство , и главное не супружеская верность , а верность Семье.
Каковы главные черты современной семьи?
Статьей поделились:
РЕКЛАМА:
Вот некоторые характерные черты современной семьи:
(i) Снижение контроля над брачным договором Брак является основой семьи:
В традиционной семье брак заключали родители. Церемония бракосочетания основывалась на принципе господства мужчины и повиновения женщины. В современной семье люди меньше подвержены родительскому контролю относительно того, с кем и когда им жениться. Брак теперь решается самими партнерами. Это выбор партнера за партнером, которому обычно предшествуют ухаживания или влюбленность.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
(ii) Изменения в отношениях между мужчиной и женщиной:
В современной семье женщина является не преданной мужчиной, а равноправной спутницей жизни. Муж теперь не диктует, а только просит жену сделать за него задание. Теперь она освобождена от мужского рабства. Она больше не рабыня и рабыня былых дней. Она может развестись с мужем, как и муж может развестись с ней. Она может предъявить иск мужу за свои права, а также подвергнуться судебному преследованию.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
(iii) Распущенность в сексуальных отношениях:
Жесткость, традиционно связанная с сексуальными отношениями, уже не характеризует современную семью, в современной семье также можно наблюдать случаи внебрачных половых отношений мужа и жены.
(iv) Экономическая независимость:
Женщины в современной семье достигли все большей степени экономической самостоятельности. Не только муж уходит из дома на работу, но и жена выходит на работу на улицу. Доля женщин, занятых вне дома, постоянно растет. В Индии число женщин, уходящих на работу, неуклонно растет.
В высших классах женщины являются владельцами собственности, а в низших классах они наемные работники или профессиональные работники. Эта экономическая независимость во многом повлияла на мироощущение современной женщины. Раньше у нее не было другого выбора, кроме как найти партнера-мужчину, который мог бы жениться на ней и поддерживать ее экономически. Теперь она не чувствует себя беспомощной перед мужчиной, а договаривается с ним по-своему.
Она не рабыня человека, который обеспечивает ее едой, одеждой и кровом, но теперь она может зарабатывать себе на жизнь. Такая особенность не отличала традиционную семью. По словам Макивера и Пейджа, «не только экономические и религиозные изменения, но и весь процесс современной цивилизации, в который они входят, работал на то, чтобы дать женщине новое положение в обществе и особенно по отношению к мужчине». Словом, женщина в современной семье максимально приблизилась к достижению равенства с мужчиной и освобождению детей от родителей.
(v) Меньшая семья:
Современная семья – это семья меньшего размера. Это уже не дружная семья. Кроме того, существует тенденция иметь меньшую семью, а противозачаточные средства помогают предотвратить рождение ребенка.
(vi) Отказ от религиозного контроля:
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Современная семья носит светский характер. Религиозные обряды традиционной семьи, такие как ранняя молитва, ягья и т. д., в современной семье больше не совершаются. Брак также стал гражданским договором, а не религиозным таинством. Его можно сломать в любой час. Авторитет религии в отношении условий брака и развода заметно снизился. Развод – частое явление в современной семье. В традиционной семье это было редким явлением.
(vii) Разделение второстепенных функций:
Современная семья отказалась от многих функций, которые выполняла традиционная семья. Теперь эти функции взяли на себя специализированные учреждения. Таким образом, больница предлагает место для рождения ребенка, в доме престарелых он воспитывается, в детском саду он воспитывается, а на детской площадке он отдыхает.
Не только это, но и многие традиционные домашние дела, такие как приготовление пищи и выпечка, уборка и стирка, также выполняются специализированными учреждениями вне дома. Этот процесс продвигается еще дальше, поскольку все больше и больше семей полагаются на готовые и промышленные товары, потребляемые семьей.
(viii) Филоцентрическая семья:
В современной семье наблюдается тенденция к филоцентрической семье. Филоцентрическая семья — это семья, в которой дети склонны доминировать на сцене, и их желания определяют политику семьи. В современной семье к детям редко применяются физические наказания. Теперь дети решают, в какой школе они будут учиться, какую одежду носить, какую еду будут готовить и какой фильм смотреть.
Таким образом, семья подверглась глубоким изменениям экономического, социального и биологического характера. Современная семья перестала быть экономической и самодостаточной единицей. Женщины больше не подчиняются мужскому господству и больше не ограничиваются тяжким непрерывным трудом в дополнение к постоянному рождению детей.
Использование противозачаточных средств уменьшило количество детей, рожденных в браке. Церемония и религия утратили почти всякую связь с домом как сущностью. Индивидуация членов семьи достигла точки, дальше которой она не может пойти. Размер и функции семьи были уменьшены. Он претерпел изменения в отношении как своей структуры, так и функций.
Сейчас состоит из супружеской пары и двух-трех детей. Даже эта самая маленькая семейная ячейка проявляет склонность к нестабильности. Его функции взяли на себя несколько специализированных учреждений. Функции современной семьи, как правило, вращаются вокруг личности. Берджесс назвал современную семью «единством взаимодействующих личностей». Современная семья более индивидуализирована и демократична, в ней женщина пользуется высоким авторитетом и положением. От учреждения оно перешло к общению.
Главная ›› Статьи о семье
Статьи о семье
Функции семьи: существенные и второстепенные функции семьи
Патриархальная семья: причины распада патриархальной семьи!
5 фактов о современной американской семье.0094 Оставь это Биверу
, остался позади. В 1960 г. 37% домохозяйств включали супружескую пару, воспитывающую собственных детей. Спустя более полувека только 16% домохозяйств выглядят так.
Вот 5 фактов о современной семье:
1 Американцы откладывают важные вехи жизни. Сегодня средний возраст вступления в первый брак составляет 29 лет для мужчин и 27 лет для женщин — самый высокий показатель в современной истории. (В 2013 г. более четверти (26%) людей в возрасте от 18 до 32 лет были женаты. Но в 1960, более половины (65%) американцев были.) Матери также дольше ждут, чтобы иметь детей. В 1960 году женщины в возрасте от 15 до 24 лет составляли 40% матерей с младенцами. К 2011 году это число упало до 22%.
2 Сегодня ожидается, что американская женщина в среднем будет иметь 1,9 ребенка, по сравнению с общим коэффициентом фертильности 3,7 ребенка в 1960 году. рождений, необходимых для детей, чтобы заменить своих родителей в населении. В некоторых европейских странах общий коэффициент рождаемости ниже.
3 Около 3 миллионов (37 %) взрослых лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров имели детей в какой-то момент своей жизни, по данным Института Уильямса. Среди женщин в возрасте до 50 лет, которые идентифицируют себя как ЛГБТ (и живут одни или с супругом/партнером), около половины (48%) имеют ребенка младше 18 лет. То же самое говорят каждый пятый ЛГБТ-мужчина.
4 Сегодня семьи более смешанные и по-разному устроены. Почти половина (44%) молодых людей в возрасте от 18 до 29 летесть сводная сестра. Примерно половина (23%) людей в возрасте от 50 до 64 лет и только 16% людей в возрасте 65 лет и старше имеют сводных братьев и сестер.