Евреи христа распяли: В США призвали евреев извиниться за убийство Христа: Общество: Мир: Lenta.ru
Содержание
Кто несет ответственность за смерть Иисуса? — Иисус Христос. Жизнь и учение: Книга 6. Смерть и воскресение / Глава 7. Иисус перед иудейскими первосвященниками
Кто несет основную ответственность за смерть Иисуса — иудеи или римляне? На протяжении веков христианская традиция отвечала на этот вопрос вполне однозначно. Ответ сформулирован уже в первом публичном выступлении апостола Петра — его речи в Иерусалиме в день Пятидесятницы:
Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его… Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли (Деян. 2:22– 24, 36).
Мы приводим только начало и конец речи, опуская ее содержательную середину.
Но посыл очевиден: обращаясь ко «всему дому Израилеву», Петр обвиняет его в убийстве Иисуса Христа. В то же время, обвинительная речь превращается в пламенное свидетельство о воскресении Иисуса и призыв к покаянию. И результатом речи Петра оказывается не возмущение слушателей, как можно было бы ожидать, а то, что они умиляются сердцем и спрашивают: «что нам делать?». Петр с готовностью отвечает: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян. 2:37–39).
Таким образом, с одной стороны, Петр обвиняет «мужей Израильских» в убийстве Иисуса, с другой, заверяет их, что им и их потомкам принадлежит обетование. Иными словами, тот факт, что они несут ответственность за распятие Христа, не лишает их достоинства богоизбранного народа, которому Бог вверил Свои обетования. Петр обращает к «мужам Израильским» то же самое слово «покайтесь», которое они слышали от Иоанна Предтечи, а потом от Самого Христа.
Ничего не говорится о римлянах.
Близкой по содержанию является речь Петра в Соломоновом портике Иерусалимского храма (Деян. 3:13–18). Осмыслению роли и значения Израильского народа в деле спасения посвятил много страниц в своих посланиях апостол Павел. Мы не можем здесь дать даже самый общий обзор его взглядов по этому вопросу. С одной стороны, в отношении убийства Иисуса Павел высказывается вполне однозначно. В 1-м Послании к Фессалоникийцам он упоминает «Иудеев, которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся, которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца» (1 Фес. 2:15–16).
С другой стороны, Павел доказывает, что быть иудеем — великое преимущество, потому что «им вверено слово Божие». Если же некоторые из иудеев были неверны, то «неверность их уничтожит ли верность Божию?» (Рим. 3:1–3). Здесь звучит та же тема, что и в речи Петра: Бог остается верен Своему обетованию, Он не отнимает его от Своего народа в наказание за убийство Мессии.
На вопрос «неужели Бог отверг народ Свой?» Павел отвечает категорично: «Никак… Не отверг Бог народа Своего» (Рим. 11:1–2). Павел верит, что «ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени», но в конечном итоге «весь Израиль спасется» (Рим. 11:25–26).
Со временем, однако, по мере все большего отчуждения между христианами и иудеями, в христианском дискурсе начинает преобладать по отношению к иудеям несколько иная тональность. Тема обетования отходит на второй план или даже вовсе исчезает, а обвинительный пафос становится все более заметным. Обвинения в адрес иудеев звучат не только в богословских трактатах; они входят в богослужебные тексты, становятся неотъемлемой частью литургической поэзии. Эта тональность слышна уже в сочинении Мелитона Сардийского «О Пасхе», представляющей собой самый ранний известный науки памятник христианской литургической поэзии (он датируется II веком):
Неблагодарный Израиль, пpииди и судись передо мною о твоей неблагодарности!.
.
Во сколько ты оценил страждущих,
которых Он, когда был с тобою, исцелил?
Оцени мне сухую руку,
которую Он воссоединил с телом.
Оцени мне слепых от рождения,
которых Он голосом Своим вывел к свету.
Оцени мне лежащих мертвых, которых Он воскресил из гробов после трех или четырех дней.
Бесценны Его дары тебе.
Ты же, не оценив их, воздал Ему неблагодарностью, воздал Ему зло за добро,
и скорбь за благодать, и смерть за жизнь…
Ведь если у народов царь похищен врагами, из-за него война начинается…
за него выкуп предлагается, из-за него послы посылаются,
чтобы Он был избавлен,
или чтобы вернуть его живым, или чтобы похоронить мертвым.
Ты же, наоборот, вынес приговор против Господа твоего, Которому народы поклонялись,
и необрезанные удивлялись, Которого язычники прославляли,
из-за Которого и Пилат умыл руки, ты убил Его в великий праздник.
..
Убил ты своего Господа посреди Иерусалима. Слушайте, все семьи народов, и смотрите:
Новое убийство произошло в Иерусалиме, в городе закона,
в городе евреев,
в городе пророков,
в городе, слывущем праведным. И Кто убит?
А кто убийца?
Стыжусь говорить, но обязан сказать.
Ибо если бы ночью случилось убийство,
или в пустынном месте Он был заклан, было бы легко молчать.
Ныне же посреди широкой площади и города, посреди города и на виду у всех
произошло неправедное убийство Пpаведника…
Повесивший землю — повешен. Распростерший небеса — распростерт. Утвердивший все — утвержден на древе. Владыка — оскорблен.
Бог — убит.
Царь Израилев — взят десницей израильской1Мелитон Сардийский. О Пасхе 86; 89–94; 96..
В том же II веке тема ответственности иудеев за убийство Иисуса затрагивается в программном полемическом сочинении Иустина Философа «Диалог с Трифоном-иудеем».
Автор сочинения обращается к иудеям со следующими увещаниями и обвинениями:
Достойно и справедливо постигли вас те бедствия, ибо вы убили Праведного и прежде Него пророков Его, да и ныне вы презираете и, сколько можно вам, бесславите тех, которые уповают на Него и на пославшего Его Вседержителя и Творца всего Бога: и проклинаете в своих синагогах верующих во Христа. Вы в настоящее время не имеете власти сами убивать нас, — этому препятствуют владычествующие ныне; а когда могли, вы и это делали2Иустин Философ. Диалог с Трифоном-иудеем 16..
Самая же крайняя мера вашей злобы в том, что ненавидите даже того Праведника, которого вы убили, и тех, которые от Него стали тем, что они суть, — благочестивыми, праведными и человеколюбивыми… Не говорите, братья, ничего худого на Того распятого и не ругайтесь над Его ранами, которыми могут все исцелиться, как и мы исцелились. Прекрасно было бы, если бы вы поверили Писаниям и приняли обрезание жестокосердия вашего.
.. Согласитесь с нами, не издевайтесь над Сыном Божиим и не ругайтесь, следуя наставникам вашим фарисеям, над Царем Израилевым, как начальники ваших синагог учат вас делать после молитвы3Иустин Философ. Диалог с Трифоном-иудеем 136–137..
Можно было бы привести множество других текстов III, IV и последующих веков, содержащих полемику против иудаизма. В этих текстах важно отличать полемику по вероучительным вопросам от нападок и обвинений бытового характера, оправдываемых ссылками на ветхозаветную и новозаветную историю4См., например: Иоанн Златоуст. Против иудеев 1, 6..
Антагонизм был взаимным. Раввинистическая литература наполнена оскорбительными упоминаниями об Иисусе Христе и христианстве5См.: Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории. С. 301–383..
Вражда между Церковью и синагогой на протяжении веков отравляла сосуществование христиан и иудеев на одних и тех же территориях. Несогласие в религиозных вопросах перерастало в ненависть на бытовой почве.
В XVI веке лидер германской Реформации Мартин Лютер писал:
Что же нам, христианам, делать с этим отверженным и проклятым народом, евреями? Поскольку они живут среди нас, мы не смеем терпеть их поведение теперь, когда мы осознаем их ложь, и ругань, и богохульство… Прежде всего, их синагоги или школы следует сжечь, а то, что не сгорит, нужно закопать и покрыть грязью, чтобы никто и никогда не смог увидеть ни камня, ни оставшейся от них золы… Во-вторых, я советую сровнять с землёй и разрушить их дома. Ибо в них они преследуют те же цели, что и в синагогах… В-третьих, я советую отбирать у них все молитвенники и Талмуды, в которых они учат идолопоклонству, лжи, проклятию и богохульству. В-четвёртых, я советую отныне запретить их раввинам учить под страхом смерти. Впятых, я советую, чтобы евреи были лишены права на охранное свидетельство при передвижении… В-шестых, я советую запретить им ростовщичество, и забрать у них все наличные деньги, а также серебро и золото.
..6Лютер М. О евреях и их лжи. ……………..
Лишь в ХХ веке, после Второй мировой войны, когда человечество в полной мере осознало масштаб трагедии Холокоста, произошел пересмотр всей системы христианско-иудейских взаимоотношений. Начался диалог между иудеями и некоторыми христианскими Церквами. В Католической Церкви на официальном уровне была отвергнута идея вины еврейского народа за убийство Христа, многократно было выражено сожаление в связи с гонениями против евреев в Средние века. Из богослужения были исключены тексты, могущие восприниматься как содержащие явный или скрытый антисемитизм. Сходные процессы произошли во многих протестантских общинах.
Все эти шаги были мотивированы благородным стремлением залечить раны прошлого, создать условия для диалога между христианством и иудаизмом, для мирного сосуществования представителей двух религий. И можно констатировать, что во многих странах между христианами и иудеями сегодня нет того антагонизма, который имел место в прошлом.
Одним из примеров плодотворного сотрудничества между двумя религиями может послужить межрелигиозный диалог на территории России, имеющий многообразные формы и способствующий межнациональному и межконфессиональному согласию.
Усилия, направленные на дальнейшее развитие диалога между христианами и иудеями, безусловно, должны быть продолжены. Однако возможен ли для достижения этих целей пересмотр того, что составляет неотъемлемую часть христианского богословского и литургического наследия? Православная традиция в целом дает отрицательный ответ. Диалог с иудаизмом не должен вестись ценой отказа от того, что вошло в плоть и кровь христианства, стало частью его идентичности, нашло отражение в богослужении. Православная Церковь вообще не пересматривает богослужебные тексты, которые сохранились в ней в том виде, в каком они были написаны в первом тысячелетии.
Отдельные голоса в пользу пересмотра этого литургического наследия раздаются. Так например, один из участников православно-иудейского диалога протоиерей Сергий Гаккель, ныне покойный, предлагал удалить из богослужения Страстной седмицы все тексты, в которых говорится о вине евреев за предательство и смерть Христа.
В числе прочего, удалению подлежит следующий текст:
Вот что говорит Господь иудеям: народ Мой, что сделал Я тебе, или чем тебе досадил? Слепцов твоих Я сделал зрячими; прокаженных очистил; человека, лежащего на одре, восставил. Народ Мой, что сделал Я тебе и чем ты отплатил Мне: за манну желчью, за воду уксусом, за любовь – вы пригвоздили Меня ко кресту. Более этого Я уже не потерплю, и призову к себе Мои народы; они прославят Меня с Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную7Великий Пяток. Утреня. Антифон 12..
Этот текст протоиерей считает «бесстыдной выдумкой», которая подлежит устранению из богослужения:
Считается, что такая служба, как Утреня Великой Пятницы, составлена сообразно учению Церкви… Между тем авторитет этой службы основан исключительно на том основании, что она существует в течение многих веков. Ее не утверждали на Вселенском Соборе, и она не нуждается во Вселенском Соборе для новой редакции или, если потребуется, для упразднения.
.. Однако до сих пор ничего не предпринято, и мы по-прежнему принимаем участие в этих службах8Гаккель Сергий, протоиерей. Статья в сборнике «Богословие после Освенцима»…. Изд. ББИ. М., 1999..
Не ограничиваясь призывом к ревизии литургического Предания, протоиерей Гаккель ставит под вопрос все раннехристианские тексты, в которых говорится о вине иудеев за предательство Христа, в том числе содержащиеся в Евангелии, Деяниях и творениях Отцов Церкви. В Евангелии от Иоанна, отмечает протоиерей, слово «иудеи» встречается 70 раз, и в половине случаев оно имеет негативный оттенок. В Деяниях же многократно говорится о том, что Христа распяли иудеи (Деян. 2:23; 3:13–15; 4:10; 10:39).
«Поверхностное и избирательное» чтение Писания приводит читателя «к выводу, что евреи распяли Христа. При этом упускается та важная роль, которую сыграли в деле осуждения Иисуса Понтий Пилат и римская администрация. Если уж на то пошло, именно на них лежит ответственность за вынесение приговора и распятие особого узника, как, впрочем, и всех других узников».
Все те места Нового Завета, в которых говорится о вине иудеев за смерть Иисуса, по мнению протоиерея Гаккеля, явились следствием «того влияния, которое оказали на составление и редакцию священных текстов полемика и разногласия в обществе в I веке»9…………………….
Здесь воспроизведена теория, популярная в современных научных кругах, согласно которой основная ответственность за смерть Иисуса Христа лежит не на еврейском народе, а на римлянах. Эта теория исходит из того, что авторы канонических Евангелий не знали и не могли знать подробностей судебного процесса над Иисусом, поскольку писали много десятилетий спустя. К тому времени антагонизм между Церковью и синагогой уже существовал и был в активной фазе. Этот антагонизм и привел к тому, что Евангелисты изложили историю осуждения Иисуса на смерть в резко антииудейском ключе.
Э. П. Сандерс, один из горячих пропагандистов этой теории, так формулирует причины, по которым описанный в синоптических Евангелиях суд над Иисусом еврейского синедриона кажется ему неправдоподобным: 1) в публичном учении, которое приписывается Иисусу, нет ничего, что объясняло бы вопрос первосвященника: «Ты ли Христос, Сын Божий?»; 2) Иисус неохотно соглашается с «обвинением» в том, что Он — Сын Божий, а по версии Луки даже пытается уклониться от ответа; 3) диалоги между первосвященником и Иисусом не кажутся убедительными; 4) невозможно представить себе, чтобы содержание этих диалогов стало известным; 5) трудно поверить, чтобы официальный суд собрался в первую ночь пасхи; 6) еще труднее поверить в рассказ о двух судах, один из которых состоялся ночью, а другой утром; 7) во всех Евангелиях «заметно желание возложить вину на евреев и найти оправдание для римлян».
Ученый жалуется, что коекто из исследователей все еще защищает сцену суда как аутентичную картину и призывает «признать очевидное: мы не знаем в подробностях, что происходило во время допроса Иисуса… Мы не можем знать даже, собирался ли синедрион». Евангелисты, считает ученый, сами не знали, «почему еврейские лидеры решили, что Иисус должен быть казнен»10Sanders E. P. Jesus and Judaism. P. 297–299 (рус. пер. С. 382–383)..
Разумеется, на каждый из приведенных аргументов в новозаветной науке имеются серьезные контраргументы. И главным из них является следующий: христианская традиция имеет непрерывную историю с того момента, когда Иисус Христос в самом начале Своего служения призвал первых учеников. Именно эти ученики и стали участниками и свидетелями евангельской драмы, и именно на их показаниях основана история, описанная во всех четырех Евангелиях. Альтернативных источников, касающихся судебного процесса над Иисусом, не существует — ни в иудейской, ни в какой-либо иной традиции.
Свидетельские показания, которые легли в основу Евангелий, отличаются цельностью и когерентностью. Различия между Евангелистами касаются деталей, но не затрагивают существо дела. Ни одно из Евангелий не возлагает вину за смертный приговор Иисусу на римскую власть: во всех четырех Евангелиях эта ответственность возлагается на религиознополитических лидеров Израильского народа. Римская власть послужила лишь инструментом приведения в исполнение приговора еврейского синедриона.
Идея о том, что основная ответственность за смерть Иисуса лежит на римлянах, представляет собой типичный научный миф, возникший под влиянием определенной идеологии и поддерживаемый с конкретными (пусть и весьма благородными) целями. Он занял свое место в современной новозаветной науке, наряду с другими мифами — такими, как существование источника Q, из которого якобы возникло первоначальное христианство.
Подлинное примирение между религиозными и этническими группами, жившими в прошлом в ситуации антагонизма, не может быть достигнуто путем пересмотра истории, искажения исторических фактов, замалчивания и «замыливания» трудных и болезненных вопросов.
Для исцеления исторической памяти гораздо важнее обращаться к истокам, вчитываться в источники, вдумываться в то, как развивались события, искать их подлинные причины. И если говорить об истории суда над Иисусом, только евангельские повествования позволяют составить о нем реальное, а не фантастическое представление. Любая попытка найти альтернативу неизбежно ставит исследователя на зыбкую почву догадок и гипотез, не подтвержденных источниками.
Еврейский народ дал миру множество великих людей, чья жизнь и учение оказали и продолжают оказывать колоссальное влияние на миллионы людей, не принадлежащих к еврейской нации. Вклад Израильского народа в формирование христианства был решающим. Чтобы в этом убедиться, достаточно зайти в православный храм с многоярусным иконостасом. В нижнем ряду центральное место занимают образы Иисуса Христа и Богородицы. Следующий ряд включает изображения двенадцати апостолов, начиная с Петра и Павла. Затем идет пророческий ряд — изображения двенадцати ветхозаветных пророков.
Все эти лица являются евреями по крови. Еще один ряд, праздничный, изображает главным образом события еврейской истории.
Иисус Христос был самым знаменитым представителем еврейского народа. И Он никогда не отрекался от Своей национальной и этнической идентичности. Самарянке Он сказал «вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин. 4:22), тем самым отождествив Себя с иудейским народом. Апостол Павел говорил о себе: «я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге» (Деян. 22:3). Сравнивая себя с другими апостолами, Павел пишет: «Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я» (2 Кор. 11:22).
История христианства и история еврейского народа настолько тесно переплетены, что отделить их одну от другой нет никакой возможности. И христианское, и иудейское богослужение до настоящего времени основывается на одной и той же книге — Псалтири.
Ветхий Завет является неотъемлемой частью христианской Библии. Из истории еврейского народа невозможно вычеркнуть ни Иисуса Христа, ни апостола Павла, ни других его выдающихся представителей. И именно это может стать прочной основой для диалога между христианством и иудаизмом, а не попытки перетолковать евангельский текст так, чтобы от него не осталось «камня на камне».
Отвечая на первый вопрос, поставленный в начале настоящего раздела, мы должны признать, что, с точки зрения христианства, как она отражена в Новом Завете, богословских трактатах, литургической поэзии, основная ответственность за смерть Иисуса Христа лежит на евреях, а не на римлянах.
Осознание этого факта, однако, не может служить поводом к огульным обвинениям в адрес еврейского народа, подобным тем, которые имели место в далеком прошлом, так как ответственность за произошедшее лежит не на народе в целом, а на тех его представителях, которые на тот момент находились у власти. Именно они стали инициаторами казни, они же повлияли на толпу, которая требовала у римского прокуратора распять Иисуса.
Вряд ли эта толпа, кричавшая «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:25), включала больше нескольких десятков или нескольких сотен человек. Остальные же представители Израильского народа в это время жили своей обычной мирной жизнью. Ни на них, ни на их потомков не может быть возложена ответственность за казнь Иисуса Христа.
«И повели Его к Пилату»
Оглавление
Конец Иуды
Иисуса распяли по политическим причинам?
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
По христианской традиции, Иисус был приговорен к смерти через распятие незадолго до Пасхи.
Как бы то ни было прикрепленное на кресте обвинение говорит о том, что он провозгласил себя царем иудейским, бросив тем самым вызов политическим властям. Иисус был осужден элитой, которая стремилась сохранить свое доминирующее положение.
Кристиан-Жорж Швенцель (Christian-Georges Schwentzel)
По христианской традиции, Иисус был приговорен к смерти через распятие незадолго до Пасхи. Как бы то ни было прикрепленное на кресте обвинение говорит о том, что он провозгласил себя «царем иудейским, бросив тем самым вызов политическим властям.
Что же такое распятие?
Из двух деревянных балок сколачивался крест, который сначала клали на землю, чтобы прибить к нему гвоздями запястья и лодыжки осужденного. Затем крест поднимали и вкапывали на холме или у дороги, на всеобщее обозрение. Распятый умирал за несколько часов в ужасных мучениях из-за постепенного удушья (его положение сильно мешало дыханию). Затем труп снимали и чаще всего бросали собакам. Как пишет Джон Доминик Кроссан (John Dominic Crossan), бродячие псы и стервятники, наверняка с нетерпением сидели у крестов осужденных.
Наказание для тех, кто бросал вызов утвердившемуся порядку
Для властвовавших тогда в Иудее римлян распятие было унизительной карой, худшей из всех возможных. Его обычно приберегали для взбунтовавшихся рабов и тех, кого местная элита называла «бандитами» (или lestès по-гречески). Власти называли так врагов, которых нужно было устранить любой ценой и любыми средствами. Говоря иначе, на крест попадали те, кто осмелились бросить вызов сложившемуся порядку.
Запись на греческом языке из города Амизон в Малой Азии, которую опубликовали Жанна и Луи Робер (Jeanne et Louis Robert) в 1983 году говорит о распятии убившего своего хозяина раба во II веке до н.э. В ней отмечается, что «распятый заживо» раб был брошен на съедение «зверям и птицам».
Точно также взбунтовавшиеся под предводительством Спартака в 71 году до н.э. гладиаторы и рабы оказались на крестах после поражения. 6 000 осужденных были выставлены на всеобщее обозрение по дороге из Рима в Капую: по одному распятому каждые 30 или 40 метров.
Наказание было пропорционально тяжести преступления и презрению властей к осужденному, который находился в социально приниженном положении.
Как бы то ни было, эта казнь не является исключительно греко-римской: иудейский царь Александр Яннай распял 800 противников в 80-х годах до н.э., о чем пишет античный историк Иосиф Флавий.
Таким образом, распятие, скорее всего, было единогласным решением римских и еврейских властей, которые занимались делами Иудеи во времена Иисуса.
Иисус — один из многих
«И была надпись вины его: «Царь иудейский» (От Марка 15:26). С точки зрения властей Иисус был виновен в том, что стремился к царской мантии. Его приговорили к распятию на кресте, как и других самопровозглашенных пророков того времени.
Иудеи постепенно лишились независимости. Их последний царь Ирод был умелым правителем, но в то же время представлял собой всего лишь вассала римской державы.
После его смерти в 4 году до н.
э. всемогущий римский император Август сразу же поделил его царство на части. В воздухе пахло восстанием. Народное недовольство по отношению к Риму и его местным союзникам ждало лишь лидера, чтобы сплотиться вокруг него.
Именно тогда появились цари-мессии, в политическом смысле: речь идет о харизматичных лидерах, которые представляли себя посланниками Бога, пришедшими освободить иудеев от иностранного господства. Иосиф Флавий называет нам несколько имен: Атронгес, Симон Перейский…
Был тогда и некий Иуда Галилеянин, который дважды поднимал восстания задавленных налогами иудейских крестьян в 4 году до н.э. и в 6 году н.э.
У политического бунта возникло социальное измерение: харизматичный лидер, своеобразный Робин Гуд, берет на себя роль защитника справедливости и грабит сельскохозяйственные угодья, чтобы раздать богатства самым бедным. Послание мессии носит одновременно религиозный (он называет себя земным инструментом Бога), политический (он обещает восстановить независимость Израиля) и социальный характер (изменение баланса в пользу бедных).
Как бы то ни было, все эти лидеры, открытые враги доминирующей элиты, были в конечном итоге раздавлены римскими легионами и их местными сторонниками. На рубеже христианской эры распятые исчислялись тысячами: 2 000 во время подавления лишь одного восстания Симона, как пишет Иосиф Флавий.
Иисус признавал власть Рима
Как бы то ни было, Иисус отличался от предшественников. Он стал мессией нового рода, пусть даже его послание было все так же пропитано стремлением к социальной справедливости. Он дистанцировался от других пророков, которые принесли лишь волнения и войны. Кроме того, у него не было армии, и он не хотел ее создавать.
Как раз наоборот, Иисус стремился заручиться поддержкой римских властей. Его знаменитые слова «кесарю кесарево» означали признание доминирования Рима. Иуда Галилеянин вступал категорически против налогообложения по теологическим причинам: по его мнению, Бог не мог смириться с тем, что иудей платит подать иностранной державе.
Иисус же наоборот призывал иудеев выполнять требования римских властей. По той же самой логике, он встал на защиту работавших на Рим сборщиков налогов, которых зачастую считали грешниками. Им был предложен мирный взгляд на налоги в Иудее.
Но почему же тогда его осудили?
Римский правитель Иудеи Понтий Пилат в конечном итоге все же осудил Иисуса, пусть и против воли, если верить Евангелию. Более того, он выступал в его защиту: «Я ничего достойного смерти не нашел в нем» (От Луки, 23:22).
Казни Иисуса требовала иудейская аристократия и первосвященники. Дело в том, что хотя Иисус выступал за выплату имперского налога, он был категорически против других податей, которые тоже платили иудеи: речь шла о «божественном» налоге, который выплачивался священникам и представлял собой источник богатств духовенства. В этом и заключалась протестная суть его послания: он считал совершенно нормальным подати для иностранного императора, но считал абсолютно неприемлемой веру в то, что Богу могут зачем-то потребоваться деньги.
Богу нечего делать с драгоценным металлом. Причитающаяся ему дань не может быть материальной: религиозный налог, основа экономической мощи церкви, высмеивался Иисусом, который противопоставлял ему чисто духовную подать. Более того, он поставил под сомнение само существование священников и иерусалимского храма.
Таким образом, Иисус был осужден элитой, которая стремилась сохранить свое доминирующее положение. Пилат же, по евангелию, виновен своим попустительством: он боялся за свой пост и предпочел умыть руки, дав добро на приговор.
Распятие Иисуса и иудеи
Марк Аллан Пауэлл
Иисус был распят как еврей, ставший жертвой римского насилия. С этим согласны все письменные авторитеты. Римский наместник из язычников Понтий Пилат приговорил его к смерти, после чего его пытали и казнили римские солдаты из язычников. Иисус действительно был одним из тысяч евреев, распятых римлянами.
Новый Завет свидетельствует об этом основном факте, но также допускает участие евреев двумя способами.
Во-первых, несколько высокопоставленных иудейских авторитетов, обязанных своим положением и властью римлянам, вступили в сговор с лидерами язычников, чтобы предать Иисуса смерти; говорят, что они завидовали Иисусу и считали его угрозой статус-кво. Во-вторых, неуправляемая толпа людей в Иерусалиме требовала распятия Иисуса — число людей в этой толпе не приводится, равно как и не приводится никаких мотивов их действий (кроме того, что они были «возбуждены», Марк 15:11).
Какими бы ни были исторические обстоятельства, раннехристианская традиция ясно и все чаще возлагала вину за смерть Иисуса на евреев, уменьшая вину римлян. В Евангелии от Матфея римский правитель умывает руки от крови Иисуса, в то время как евреи провозглашают: «Кровь Его на нас и на детях наших!» (Мф 27:25). В Евангелии от Иоанна евреи изображаются как желающие убить Иисуса на протяжении всего его служения (Иоанна 5:18, Иоанна 7:1, Иоанна 8:37). Подобные чувства можно найти и в других местах, в том числе в трудах Павла, который, будучи евреем, когда-то преследовал христиан (1 Фес.
2:14–15, Фил. 3:5–6).
Причины такого смещения акцента неясны, но одна очевидная возможность заключается в том, что по мере распространения церкви по миру римляне, а не евреи, стали главными объектами евангелизации; таким образом, мог быть какой-то мотив, чтобы позволить римлянам «сорваться с крючка» и обвинить евреев в смерти Иисуса. Эта тенденция, по-видимому, резко усилилась после войны римлян с евреями в конце 60-х годов.
Во всяком случае, к середине II века апокрифическое Евангелие от Петра изображает римлян как друзей Иисуса, а евреев как тех, кто его распинает. Таким образом, еврейская жертва римского насилия превратилась в христианскую жертву еврейского насилия. На протяжении веков такие представления питали антисемитизм, что привело к грубому осуждению евреев как «христоубийц».
Вопреки таким прогнозам, христианское богословие всегда утверждало, что люди, ответственные за смерть Иисуса, не имеют значения: Он добровольно отдал свою жизнь в качестве жертвы за грех (Марка 10:45; Иоанна 18:11).
Христиане регулярно исповедуют, что это было их грехов (не проступков ни римлян, ни иудеев), которые привели Иисуса на крест (Рим. 5:8-9; 1Тим. 1:15). В большинстве литургических церквей, когда во время богослужения читается «Рассказ о страстях» от Матфея, всем членам собрания предлагается вслух вторить Матфею 27:25, восклицая: «Да будет кровь Его на нас, , и на наших детей!»
Кто на самом деле убил Иисуса? | 20 февраля 2004 г. | Новости религии и этикиЕженедельник
20 февраля 2004 г.
БОБ АБЕРНЕТИ , ведущий: Для западных христиан Великий пост начинается со среды — Пепельной среды. Среда также является днем, когда широко разрекламированный фильм «Страсти Христовы» выходит в кинотеатрах по всей стране. Месяцы споров по этому поводу подняли старый вопрос: «Кто на самом деле убил Иисуса?» Для многих, а может быть, и для большинства христиан эти дебаты стали историей, но для евреев, как сообщает Ким Лоутон, они до сих пор вызывают глубокие опасения преследований.
КИМ ЛОУТОН 900:30: Это учение лежит в основе христианской веры и практики: Иисус страдал, был распят и похоронен, но через три дня воскрес. Для христиан крест является непреходящим символом благодати, спасения и любви. Но для многих нехристиан — и особенно для евреев — крест издавна символизирует насилие и гонения.
Спустя две тысячи лет после смерти Иисуса спорный фильм Мела Гибсона «СТРАСТИ ХРИСТОВЫЕ» вызвал волну новых разговоров о том, кто несет ответственность за смерть Иисуса и почему это важно сегодня.
Профессор МЭРИ БОЙС (Союзная теологическая семинария, Нью-Йорк): В моем бизнесе я бы назвал это обучающим моментом. Многие люди думают о значении смерти Иисуса, вероятно, так, как они раньше не думали.
ЛОУТОН : Этот разговор беспокоит многих евреев, учитывая долгую историю христиан, преследующих евреев как «христоубийц».
Профессор Майкл Беренбаум, ранее работавший в Музее Холокоста США, теперь работает в Университете иудаизма в Лос-Анджелесе.
На прошлой неделе он организовал общественный форум, на котором межконфессиональная группа обсудила распятие. Пришло более 450 человек.
Профессор МАЙКЛ БЕРЕНБАУМ (Университет иудаизма, Лос-Анджелес): Это очень сложные, очень долгие отношения. И евреи обычно проигрывали в этих отношениях.
ЛОУТОН : Распятие описано в первых четырех книгах Нового Завета, Евангелиях. Их называют «рассказами о страстях» — страсть, происходящая от латинского слова, обозначающего страдание. Евангелия делают разные акценты и предлагают разные детали.
При составлении истории современные ученые также учитывают исторический, культурный и литературный контекст Евангелий. Многие говорят, что роль римских оккупантов слишком часто недооценивалась.
Проф. МАЛЬЧИКИ : Распятие было одним из видов смертной казни в Римской империи. И, в данном случае, смертная казнь, распятие применялись только против маргиналов или людей, которые, казалось, угрожали государственному порядку, что, по-видимому, и делал Иисус.
Проф. БЕРЕНБАУМ : Распятие никогда не было наказанием, которое евреи использовали как часть своей смертной казни. Раввины и фарисеи того поколения не могли прибегать к смертной казни. У нас не было политической власти, даже если бы у нас была воля.
ЛОУТОН : Но евангельские рассказы в той или иной степени описывают еврейскую роль в аресте, суде и распятии Иисуса — роль, которая веками воспроизводилась в пьесах о страстях на сцене и в фильмах.
Из фильма СТРАСТИ ХРИСТОВЫЕ: Если мы позволим ему продолжать в том же духе, все поверят в него. Римские власти примут меры и уничтожат наш храм и наш народ.
ЛОУТОН : В Евангелиях, которые читают в церквях каждую Страстную неделю, собрание еврейских лидеров обвиняет Иисуса в богохульстве. Еврейские первосвященники изображаются подталкивающими сопротивляющегося римского правителя Понтия Пилата к распятию Иисуса, в то время как толпа евреев кричит в пользу распятия.
Для еврейской общины эта история поднимает острые, часто болезненные вопросы. Являются ли евангельские истории о страстях антисемитскими? В какой степени евреи участвовали в распятии?
Профессор Шон Лэндрес, еврей по происхождению, ведет курс о христианстве для студентов Университета иудаизма. Он говорит, что евреи должны помнить, что авторы Евангелий сами были евреями и использовали сильные выражения, чтобы убедить свою разделенную еврейскую общину в том, что Иисус действительно был предсказанным Мессией.
Профессор ШОН ЛЭНДРЕС : Чему я научу студентов о распятии? Я учу их, что были иудейские лидеры, политические лидеры, для которых учения Иисуса были в лучшем случае еретическими, а в худшем — политически подрывными, и которые считали, что для него будет лучше, если его уберут со сцены. Это не значит, что евреи как народ убили Иисуса.
ЛОУТОН : Но тут сложная история. Возможно, самый провокационный рассказ содержится в Евангелии от Матфея, когда Пилат медлит с распятием Иисуса.
В Евангелии от Матфея 27:25 говорится: «Весь народ ответил: да будет кровь его на нас и на детях наших».
На протяжении 1700 лет церковные лидеры и отдельные христиане возлагали на евреев так называемую «кровную вину», обвиняя их в богоубийстве — убийстве Бога.
Профессор Кэтрин Дж.С. Смит возглавляет кафедру библейских исследований в евангелистском Тихоокеанском университете Азуза в Калифорнии.
Профессор КЭТРИН Дж.С. СМИТ (кафедра библейских исследований Тихоокеанского университета Азуза, Калифорния): Эти слова, взятые в новом времени и в новом месте, действительно действуют антисемитским образом, хотя я убежден, что авторы Евангелий и сообщества, которые их создали, не поняли этого. таким образом.
Проф. БЕРЕНБАУМ : Одним из традиционных якорей антисемитизма было обвинение евреев в том, что они христоубийцы. Если мы можем убить Бога, убить сына Божия, то нет предела злу и беззаконию, вероломству, если использовать слово, употреблявшееся в литургии Страстной пятницы в Римско-католической церкви, нет предела вероломство евреев.![]()
ЛОУТОН : Особенно во время пасхального сезона, когда история Страстей была пересказана и воспроизведена, обвинение в убийстве Христа использовалось для оправдания насилия против евреев.
Проф. БЕРЕНБАУМ : С гонениями, с погромами, с бойнями, с мученичеством, с насильственным обращением, с изгнанием и, наконец, с Холокостом.
ЛОУТОН : Римско-католическая церковь официально не отвергала идею христоубийцы до 1960-х годов во время Второго Ватиканского Собора. Ранее в этом месяце католические епископы США опубликовали новый набор документов, подтверждающих, что евреи не несут коллективной ответственности.
Епископ СТИВЕН БЛЭР (Стоктонская епархия): Я думаю, что в учении Церкви очень ясно, что все мы своими грехами несем главную ответственность за Страсти, смерть и воскресение Иисуса.
ЛОУТОН : Евангелическое Американское трактатное общество придерживается той же точки зрения в двух новых брошюрах, приуроченных к выпуску СТРАСТИ.
Они спрашивают: «Кто распял Иисуса?»
МАРК БРАУН (Американское трактатное общество): Ответ таков: это сделал Бог. В конце концов, в Ветхом Завете, в Исаии 53, речь идет о стихе, в котором говорится, что он был поражен и страдал за нас. И в основном, что Бог возложил на него беззакония всех нас.
LAWTON : Сегодня христиане всего спектра подчеркивают доктрину о том, что по воле Бога Иисус умер, чтобы взять на Себя грехи мира. Итак, из-за греха все человечество несет ответственность.
Это может быть удовлетворительным теологическим ответом, но профессор Смит говорит, что он также может слишком быстро свести к минимуму зверства против евреев, совершенные во имя христианства.
Профессор СМИТ : Это не настоящая борьба с: «Это наша традиция. Мы наследники этой традиции. Что мы собираемся с этим делать?»
ЛОУТОН : Большая часть интерпретации истории о страстях зависит от того, что человек привносит в нее.

.
..
.. Согласитесь с нами, не издевайтесь над Сыном Божиим и не ругайтесь, следуя наставникам вашим фарисеям, над Царем Израилевым, как начальники ваших синагог учат вас делать после молитвы3Иустин Философ. Диалог с Трифоном-иудеем 136–137..
..6Лютер М. О евреях и их лжи. ……………..
.. Однако до сих пор ничего не предпринято, и мы по-прежнему принимаем участие в этих службах8Гаккель Сергий, протоиерей. Статья в сборнике «Богословие после Освенцима»…. Изд. ББИ. М., 1999..