Как понять что в человека вселился бес: Во мне сидит бес — Такие дела
Содержание
Священник: «Я видел бесов, они зеленые!». Как узнать, есть ли в вас черт
«За 15 лет я видел лишь несколько одержимых. Чаще люди внушают себе, что в них сидит бес», — рассказывает Киево-Житомирский епископ РКЦ Станислав Широкорадюк.
Влад АБРАМОВ, Катерина ТЕРЕХОВА, Александра ХАРЧЕНКО. — «Сегодня», 23 квітня 2010 року (рос.)
Главные дьяволоборцы Украины рассказали о том, почему нельзя смотреть телешоу и как они изгоняют из людей нечистую
Отец Василий. Изгоняет бесов уже 17 лет в Украине и в Европе, за это время он помог тысячам людей. Фото А. Дудуш
Изыди, сатана!» — грозно кричит священник, а иногда подтверждает свою просьбу парой серебряных пуль. Примерно так рисуют картину битвы добра и зла многочисленные кинофильмы. Но как выглядит изгнание бесов на самом деле? Мы пообщались с самыми известными экзорцистами Украины. О своих методах борьбы со злом нам рассказали православные и католические священники, язычники и экстрасенсы.
Конечно, никаких осиновых кольев в арсенале батюшек нет. «Сеанс экзорцизма» — это в первую очередь многочасовые молитвы, также бес как от огня бежит от святой воды и кадила. Порой достаточно лишь раз сходить на молебен, чтобы изгнать черта, но часто лишь через годы человек полностью очищается.
Официально Церковь комментирует изгнание бесов очень осторожно. По словам пресс-секретаря УГКЦ Павла Дроздяка, экзорцизмом могут заниматься только священники, получившие разрешение от епископа. В пресс-¬службе УПЦ (МП) нам рассказали, что Блаженнейший митрополит Владимир не благословляет экзорцизм, но тем не менее его проводят в некоторых монастырях и церквях.
«ЕСЛИ НАЧНЕТЕ ГАВКАТЬ…». Каждую среду кафедральный Покровский собор в Донецке (ГКЦ) становится ареной борьбы между светлыми и темными силами. В этот день здесь проводит сеансы изгнания нечистого один из самых известных экзорцистов Украины святой отец Василий Пантелюк. Мы увидели обряд борьбы с армией Люцифера своими глазами.
Сразу после заутрени причащенные горожане спускаются в полуподвальную комнату. Женщины, перекрестившись, перешептываются: «Здесь нет ни одного окна. Очень боязно». Но то, что начинает происходить через несколько минут, намного страшнее. Уже после первой молитвы отца Василия прихожане поспешно достают из карманов пустые пакеты — у доброй половины молящихся начинается рвота. Священник успокаивает: «Если начинаете гавкать, квакать, смеяться, плакать, кричать, зевать, почувствуется рвотный рефлекс — значит, выходит злой дух».
Дамочки в модных плащах, которые пару часов назад курили на пороге церкви, рвут на себе волосы. В буквальном смысле. С корнями не вырывают, но рывками тянут свою голову в разные стороны. Другие трясутся, как от лихорадки. Но самое ужасное — крики. Это не похоже на игру актеров, на притворство. Одни визжат так, что леденит сердце, словно стоишь не в храме, а на скотобойне, где закалывают поросят. И это не просто визг. Он складывается в слова. «Я не буду больше жрать!» — полная женщина, которая корит себя то ли за чревоугодие, то ли за любовь к чарочке. «Не бей меня, пожалуйста!» — сама себе кричит ее соседка. «Хватит пить!» — истошно орет женщина, которая пришла в храм навеселе. Старенькая бабушка почти теряет сознание, мы помогаем ей дойти до лавочки. Женщина начинает сучить ногами, ее глаза закатываются. Нас просят удалиться. Последнее, что мы слышим — глухие удары, люди падают на пол … (видеорепортаж из храма можно посмотреть здесь).
АДСКАЯ НОСТАЛЬГИЯ ПО СССР. «Я сделаю так, что она не доживет до утра. Я заставлю ее повеситься», — такими словами «приветствовал» дьявол отца Василия 17 лет назад во время его первого обряда изгнания беса. Нет, нечистый не явился в виде черта с рогами-копытами. Низким мужским голосом разговаривала девушка, которую привели в церковь. Уже потом она вспоминала свои мучения. Рука сама тянулась к петле, но потом появлялся образ Богородицы, и веревка падала на пол. «Надо было спасать ту девушку, и я начал молиться», — вспоминает отец Василий. Молебен шел 20 часов. Девушке то становилось легче, то она начинала бесноваться с новой силой. «Она кричала: «Вас убивать надо! Понаставили храмов! Раньше так хорошо было, а сейчас захожу в автобус — там крестик, в маршрутку — икона», — вспоминает священник. После изнурительной борьбы бес покинул девушку, а о священнике пошла слава как о мастере экзорцизма. Он объехал всю Украину, изгонял бесов в Испании, Италии. Признается, что за много лет научился «чуять» дьявола. С помощью своих методик просвечивает человека как рентгеном и находит Сатану, даже если тот прячется в кончике мизинца. Бывало такое, что даже видел нечистую силу. Говорит, что порой как тень страшного мохнатого зверя в храме появляется или видятся омерзительные зеленые существа.
«Случаи разные за эти годы были. Один раз дьявол кричит мне: «Не старайся, не выйду! Она курит!». Пришлось долго уговаривать одержимую бросать курить. Еще один бес не хотел расставаться с грешницей из-за того, что та работала по воскресеньям (по священному Писанию, труд в воскресенье — грех, этот день должен быть отдан молитвам. — Авт.), — рассказывает отец Василий. — Как-то я был в тюрьме, где содержат психически больных людей, убийц, маньяков. Но признаков одержимости ни у кого из них я не видел».
ПЕРЕВОД ОТ САТАНЫ. Однажды после молитвы одна девушка призналась, что сама вызвала нечистого и подписала с ним договор. Мол, отдала душу в обмен на деньги. И что вы думали? «Денежные переводы» с того света до девушки так и не дошли. Ни одной гривни от беса она не получила, и ее накрыла депрессия — дескать, ни души, ни денег. «Задача дьявола — довести вас до отчаяния, — говорит отец. — Сделать ваши мысли такими мрачными, чтобы самоубийство казалось единственным выходом. Вы повеситесь, а он заберет вашу душу».
Как же защитить себя от козней дьявола? Наши эксперты-экзорцисты рассказали такую притчу: «У света спросили: «Что такое мрак?». Он ответил: «Не знаю». Мораль проста: будьте чисты душой, и никакой бес не будет вам страшен. Для дьявола страшнее экзорцизма ежедневные молитвы и святое причастие. Также, по мнению священников, посещая экстрасенсов и гадалок, вы попадаете в группу риска и можете «подхватить» беса.
СИМПТОМЫ: В КОМ ЧЕРТ
Раз мы условились, что как явление бесноватость — не выдумка, то придется взять на веру и симптомы:
1 Излишняя раздражительность и вспыльчивость. Сам человек может считать, что это особенность его темперамента. Но если агрессивность в нем отмечают другие, то это, увы, так.
2 Люди боятся засыпать, во сне кричат, в пустой квартире им слышатся стуки, шаги, в доме сами собой падают предметы.
3 Ищут любые предлоги, чтобы не ходить в церковь (скажем, да, хочу пойти, но работы много).
4 А язычники советуют хлопнуть в ладоши и сказать «хал» — услышав это, одержимый подскочит.
ЕПИСКОП: «ОДЕРЖИМЫЙ ЗНАЛ ВСЕ МОИ ГРЕХИ»
Станислав Широкорадюк. Фото didaio.livejournal.com
В католической церкви главные экзорцисты — епископы. «За 15 лет я видел лишь несколько одержимых. Чаще люди внушают себе, что в них сидит бес», — рассказывает Киево-Житомирский епископ РКЦ Станислав Широкорадюк. Он говорит, что определить лжебесноватость достаточно просто. Стоит окропить человека простой водой, а потом освященной, и понаблюдать за реакцией: «Иной и от той, что течет в кране, начинает рычать или кричать — значит, играет в одержимость. Но довелось мне посмотреть и на Сатану. Один бесноватый кричал на весь храм о моих грехах, о том, чего никто, кроме меня, не знал. Дескать, со мной борешься, а сам каков? Признаюсь, руки опускались. Думал: «А и правда ли я хороший священник?» А дьявол только того и добивался. В другой раз от человека шел смрад. Словно стоит разложившийся труп. А моему предшественнику бесноватый показал язык длиной… полметра. Но дьявол был изгнан — люди перестали бесноваться».
По словам святого отца, для того чтобы избавить человека от беса, не всегда достаточно одного сеанса экзорцизма. Порой уходят годы для того, чтобы нечистая сила убралась на тот свет. Иногда это не удается. «Жаль одного парня из Житомира. Пошил себе рубаху с сатанинской символикой, какие-то обряды проводил… Как мы ни старались ему помочь — не смогли, — вздыхает епископ. — Но не пугайтесь. Все крещенные под защитой Господа и, чтобы стать одержимым, надо пойти к сатане навстречу: проведали экстрасенса, побаловались спиритизмом, и дьявол уже сам начинает играть с вами».
ИГУМЕН: «БЕСЫ МУЧАТ В ЦЕРКВИ»
Изгонять черта могли христиане без сана. Но их дух жизни слабеет, и изгонять бесов могут ныне лишь священники обязательно с разрешения епископа или наместника монастыря.
«В середине 80-х в стране усилился интерес к различным оккультным учениям, — рассказывает монах Киево-¬Печерской Лавры игумен Лонгин (Чернуха). — В то же время начала возрождаться Церковь. Многие заинтересовались экзорцизмом, организовывались целые паломничества «к старцам на вычитку». И у людей постепенно сформировалось неправильное отношение к изгнанию бесов. Многие для духовного исцеления начали считать более важной вычитку (молебен на изгнание злых духов). Но это — вспомогательное средство. Прежде всего — таинства Исповеди и Причастия, ежедневные молитвы, борьба со страстями, скажем, такими как постоянное просиживание у телевизоров, обжорство, блуд, гордыня и т.п. Но вместо этого многие просто шли на вычитку и становились посмешищем, игрушкой в руках дьявола. Во время молебнов они кричали и корчились, но бесы их не оставляли», — говорит отец.
Часто в храмы приходят люди, малознакомые с экзорцизмом, и вид бесноватых может испугать их или отвратить от церкви. «Нередко приходилось видеть в пещерах Киево-Печерской Лавры бесноватых, например, мать с детьми — она выла, как зверь, ее малыши кричали взрослыми мужскими голосами», — вспоминает отец Лонгин. Поэтому места для изгнания УПЦ ограничила.
БОРТНИЧИ. Еще в прошлом веке из Лавры вычитку «перевели» в монастырь «Китаевская пустынь». Сейчас же большой популярностью пользуется храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Бортничах (район столицы).
Отец Варлаам: «Иной раз в храме вижу такое, что страшнее, чем в фильмах ужасов. Фото nazaret.kiev.ua
В округе говорят, что отец Варлаам может и от пьянства излечить, и от сглаза избавить. За умение заглянуть в глубину души его даже прозвали видящим батюшкой. Но сам 70-летний священник говорит так: «Не я помогаю. Я лишь читаю молитвы, и по вере вашей да будет вам. Иной раз бывает такое на вычитке, что страшнее, чем в кино. Люди кричат, корчатся. Но самое больное не это. Многих ко мне присылают экстрасенсы, целители. Осмотрят человека и говорят: «Наложено проклятие, нужна вычитка». Не понимаю, зачем добивать человека рассказами о «родовом проклятии», ему и так нелегко из-за болезни!? Порой хочется закрыть глаза и бежать. Из¬-за бессилия, ведь нет в них никаких бесов и незачем на специальные молебны приходить. Не из-за сатаны они раком болеют. Но для таких больных храм ведь последняя инстанция. Служу, успокаиваю их, молю Бога об исцелении. Или вот был случай. Приходит от гадалки девушка в слезах, говорит: «Наложили на меня венец безбрачия». Что за «венец» такой… Поговорили с ней по душам, оказалось, что с кем ни познакомится — то пьющий, то игроман… Так «венец» виноват или то, что мужчин сейчас толковых нет? Успокоил ее. И скоро она и о «проклятии» забыла, и хорошего парня встретила».
Дабы у читателей не сложилось впечатления, что наш герой скорее психолог, нежели экзорцист, приведем пример из его практики. Одну девушку привезли в Бортничи родители. Во время учебы в другом городе он сошла с ума. Но при этом даже на порог церкви боялась ступить. После молитв отца Варлаама девушке стало легче, начала сама молиться, креститься. После одной из вычиток рассказала, что ей позавидовали подруги. Не понравилось им, что у девушки красивый парень, решили его отбить и навели порчу. Причем рассказывала эту историю девушка не от своего лица, а так, словно кается подруга, и с деталями, которых знать не могла.
ОТЕЦ ВАСИЛИЙ: «ОДНАЖДЫ ДУХ НЕМОТЫ ПЕРЕШЕЛ НА МЕНЯ»
Отец Василий бьет беса натощак. Фото А. Харченко
Самый авторитетный львовский борец с бесами — отец Василий Вороновский, служащий в церкви святого Михаила. 80-летний священник с полувековым стажем занимается экзорцизмом уже три десятка лет. За это время он научился чувствовать «тех, кто не в ласке Божьей» кончиками пальцев. «Мажу миром знак креста на лбу у прихожан. Когда доходит очередь до одержимых — руку начинает покалывать», — рассказывает святой отец.
По его опыту, демон обычно является в виде огня. «В одном доме в селе Комарно беспричинно вспыхивало пламя. Его тушили водой, а оно опять возгоралось. Когда решили позвать меня, на стене появилась надпись: «Не зовите священника, а то отомщу», — вспоминает отец Василий. После молитв, уверяет священник, нечистый уже не шалил.
В другой семье, в селе Якторове, внезапно сгорел хлев, один ребенок вдруг оказался на крыше дома, хотя ведущая на нее дверь была закрыта снаружи, а другой — сидел связанным в огороде: «Хозяева хаты были не венчаны, поэтому сначала я их повенчал, а потом изгнал беса. С тех пор у них все спокойно».
В день обряда священник голодает. Мол, на сытый желудок дьявол может навредить, что однажды и произошло. «Я поужинал и готовился ложиться спать, когда меня попросили помочь девушке, которая на новогодней вечеринке увидела беса и от страха онемела. После изгнания она заговорила, а я утром проснулся и не мог вымолвить ни слова. Дух немоты перешел на меня. После долгих молитв дьявол отступил, а я с тех пор читаю молитвы натощак», — объясняет Вороновский.
А однажды нечистый якобы отомстил священнику — когда тот ехал проводить обряд изгнания, на его автомобиле ни с того ни с сего вдребезги разлетелось заднее стекло, и включилась сигнализация, которую водитель никак не могут вырубить. А как-то во время службы у священника неожиданно сильно подскочила температура, и опустилась только после долгих молитв. Вороновский считает, что это напакостили ворожеи, которые иногда приходят в храм вредить.
ВОСК, ЯЙЦО И БУБЕН
Язычники считают, что мир полон духов: одни усиливают ясновидение, другие высасывают силы
Экзорцисты были и есть и среди язычников. «Когда избавляю от «злотворных сущностей», вижу их лики: то звериные, то сморщенные детские, то старческие», — говорит Верховный Волхв Украины-Руси Владимир Куровский. Славянский экзорцизм — это языческие молитвы, выкатывание яйцом, удары в бубен и даже путешествие в миры, где живут духи, дабы найти союзника в изгнании — мол, есть среди духов ведь и добряки. «Как-то напуганная мама привела дочку: «Что ни подумаю, она слово в слово пересказывает!». Оказалось, друг девочки провел обряд, и в нее поселился злой дух. Выгнали его — мысли уже не читает. Но ясновидение у дочки осталось».
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СУЩНОСТИ
«Энергетическая сущность» — так называют экстрасенсы существ, которые, как паразиты, живут в человеке и питаются его энергией и эмоциями. «Злость, агрессия, ревность — то лакомство, которое их привлекает. Попав в человека, «бес» постепенно крепнет и начинает уже подталкивать его к поведению, которое провоцирует негативные эмоции», — рассказывает мастер школы кармической коррекции и энергетического хилерства Владимир. Здесь для изгоняемой сущности создают специальные порталы, с помощью которых ее перемещают в иной мир. По мнению экстрасенсов, крики, судороги при экзорцизме без портала, происходят потому, что «бесу», изгнанному в никуда, дискомфортно вне тела. А выглядят «чертики» как сгустки света размером в несколько сантиметров. Есть и еще один нетривиальный взгляд на одержимость. Солнцеед, целитель Николай Долгорукий, утверждает: «Звездные братья из Сириуса жалуются: «У вас нас принимают за бесов».
ИЛЛЮЗИИ И ГАЛЛЮЦИНАЦИИ
Наука считает бесноватость не более чем болезнью — в психиатрии даже существует понятие «Бред одержимости». При разных психических расстройствах, например шизофрении, больной верит, что в него кто-то вселился. «У нас в голове есть модель поведения: «Как себя вести при одержимости», прочитанная в книгах, газетах, увиденная в кино. Потому люди при экзорцизме кричат, как это и делают киногерои. При этом срабатывает «коллективное чувство»: сначала начинает кричать один человек, подхватывает второй, третий. .. Что касается бесов, которых видят священники, то это иллюзии и галлюцинации», — говорит Олег Чабан, профессор, д.м.н., завотделением пограничных состояний Украинского НИИ социальной и судебной психиатрии.
А бес его знает! | Статьи
«Снятие порчи», «Изгнание бесов», «Снятие сглаза» — такими объявлениями пестрят и газеты, и интернет. В 99,9% случаев колдуны и маги, изгоняющие бесов, — обычные аферисты, зарабатывающие деньги на доверчивых согражданах. И все же все религии признают существование нечистой силы. Более того, с ней даже можно успешно бороться, не прибегая к услугам гадалок. Откуда взялись бесы, где живут, чем занимаются и, самое главное, как их обезвредить — это «Известия» выясняли у богословов.
Ищите копыта и петушиные лапы
В иудаизме бесов называют мазиким (нечистая сила). Они бесплотны, но обладают способностью принимать человеческий облик. Однако их все же можно распознать — по копытам на ногах. Правда, есть бесы, предпочитающие петушиные лапы. Отсюда — сказки про избушки на курьих ножках. Бесы, конечно, свои копыта и лапки скрывают, но их можно довольно легко обнаружить.
По словам руководителя департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Боруха Горина, в иудейской традиции есть такой рецепт: нужно взять кошачий послед и сжечь его, а пепел рассыпать возле кровати. Если утром обнаружатся следы петушиных лап — стало быть, бес был рядом.
Бесы бывают женского и мужского пола, а «руководит» ими падший ангел Асмодей. Наиболее злокозненным бесом считается Лилит — властительница ночи. По одной версии она выглядит как длинноволосая женщина, по другой — как птица, похожая на сову. Лилит, как рассказал Борух Горин, очень сильный бес:
— Она сумела околдовать самого царя Соломона, хотя он мог заклинать демонов. Считается, что если мужчина прелюбодействует, то это работа Лилит. По мнению наших мудрецов, на Лилит лежит миссия убивать детей, зачатых во грехе. Да и не только во грехе — ранние смерти детей считаются результатом ее деятельности. А если ребенок смеется в ночь субботы, считается, что Лилит с ним играет.
За болезни отвечает бес Агран. Она летает в сопровождении свиты демонов. Демон по имени Хабала оплетает человека как виноградная лоза, и человек впадает в пьянство. Среди бесов отличают шедим — чертиков и сеерим — косматых дьяволов, пляшущих на глазах у Азазело, считающегося главой сеерим. Азазело обладает козлообразной внешностью.
Есть бесы, которые вселяются в человека, — диббуки. И тогда человек не владеет собой, кричит не своим голосом. Словом, начинает бесноваться.
Относительно природы возникновения демонов есть несколько предположений. Одно из них заключается в том, что их произвел колдовством Асмодей. Согласно другому — жизнь демонам дали Адам и Ева.
Если верить Боруху Горину, число бесов постоянно растет.
— Бесы вечны, они не умирают, их количество постоянно увеличивается, — объясняет Горин. — Новые бесы появляются от рукоблудия, поэтому число демонов назвать невозможно, их мириады.
Антидемоническая гигиена
Разумеется, существуют и способы оградить себя от демонов. Для защиты жилища иудеи прикрепляют к косякам дверей мезузу — капсулу со словами молитвы, написанными на пергаменте. А рядом с кроватью рекомендуется ставить чашу с водой, чтобы утром, проснувшись и еще не встав с постели, омыть кончики пальцев от ночной нечисти. Кстати, иудей должен помыть руки и уходя с кладбища, поскольку там тоже обитают бесы. Есть специальные обереги от Лилит для младенцев.
Экзорцизм (религиозная практика ритуального изгнания дьявола) характерен не для всех направлений иудаизма. Борух Горин пояснил, что хасиды уже давно не заклинают демонов, поскольку считают, что двести лет назад раввин Бал Шем Тов изгнал их с лица земли. А вот сефарды заклинают. Горин отметил, что взгляд на бесов в иудаизме отличается от представлений других монотеистических религий:
— В иудаизме демоны не борются со Всевышним, они лишь выступают слепым орудием его гнева.
По словам Горина, обращения в синагогу людей, считающих себя одержимыми бесами, случаются, но, как правило, это связано с психофизическими заболеваниями, и им нужен не столько раввин, сколько врач. «Мне лично бесноватых видеть не приходилось», — сказал он.
Инфракрасные чудовища
В монастыре игумен поздно вечером проверяет, чем занимаются монахи. Заходит в одну келью и видит, что монах в ложке на свече жарит куриное яйцо. Делать этого нельзя — в монастырях едят в трапезной в определенные часы. Игумен спрашивает: «Ты что делаешь?» Монах: «Ой, прости, отец игумен, бес попутал». В это время из угла раздается голос: «Ничего подобного. Я сам у него учусь».
Этот популярный в православной среде анекдот рассказал «Известиям» профессор Московской духовной академии Московского патриархата Алексей Осипов.
Православные также признают наличие бесов. Но считается, что они изначально были созданы добрыми, но возгордились и извратили свою нравственную природу, став злобными существами. Сами бесы невидимы, как инфракрасные лучи:
— В ХIХ веке было такое определение — эфирные тела, — говорит профессор Осипов. — Бес может вселиться в человека, но только Божьим попущением. Причем совсем необязательно, что вселение беса как-то плохо свидетельствует о человеке.
Профессор Осипов выступает против экзорцизма, в православной традиции называемого отчиткой или отчитыванием.
Молитвы об изгнании бесов возникли еще в IV веке, а соответствующий чин (порядок богослужения) составлен был митрополитом Киевским Петром Могилой в XVII веке на основе католических источников.
Но, как говорит Осипов, Русской православной церковью этот чин никогда не использовался. И распространение отчитки в некоторых храмах Алексея Осипова очень беспокоит. Экзорцизм он считает видом прелести — высокого самомнения, невидения своего духовного убожества теми священниками, которые этим занимаются.
— Изгнание бесов — это чудо, его совершал сам Спаситель, апостолы, святые люди, получившие Дары Духа Святого. Сейчас им занимаются отдельные священники, не имеющие на то, как правило, благословения епископа, без которого иерей в принципе не имеет права совершать ни одного священнодействия.
«Я сам его отчитаю!»
Ссылки современных заклинателей на благословение духовника являются откровенным самооправданием, поскольку без благословения епископа любое священнодействие и тем более отчитывание (как дело исключительное, не входящее в обычный круг обязанностей священника) превращается в деяние антиканоническое и греховное, губительно действующее и на заклинателя, и на больных. Так считает профессор Осипов.
— А если благословение получено?
— Как вы себе представляете получение такого благословения?! Приходит священник к епископу и говорит: «Благословите, владыко, я буду чудеса творить…» Благословение на отчитку духовник никогда не даст по своей инициативе. То есть не епископ призывает священнослужителя к этому, а сам священнослужитель просит. И это свидетельствует о болезненном духовном состоянии просящего.
— Но такие благословения даются?
— Я о таких случаях ничего не знаю. Я слышал, что святейший патриарх как-то сказал, что того, кто будет заниматься отчитками, он «сам отчитает».
По словам Алексея Осипова, даже преподобный Сергий Радонежский, когда к нему привели бесноватого, не проводил отчитки, а собрал монахов на коллективную молитву, и они молились об исцелении больного.
Профессор Осипов обращает внимание на еще одно важное обстоятельство: Христос и святые изгоняли бесов только из тех, на кого указывал Господь, а отнюдь не в массовом порядке, как это пытаются делать сегодня, собирая огромное число людей в храмы на отчитку. Осипов считает, что людям, думающим, что они одержимы бесом, прежде всего следует обращаться к врачам и поменьше забивать себе голову историями о порче и колдовстве. Но если бес действительно вселился, то идти надо не на отчитку, а продолжать вести христианскую жизнь.
Официальная позиция Московского патриархата не столь однозначна, как точка зрения профессора Осипова. Как сказал заведующий службой коммуникаций священник Михаил Прокопенко, среди пастырей Церкви единого мнения относительно чина отчитки нет. Отец Михаил отметил, что, к сожалению, многие люди видят в чине отчитки некий магический ритуал, который позволяет избавиться от действительной или мнимой бесовской одержимости, не обращаясь к полноценной церковной жизни. Он также сообщил, что верующий может уточнить в епархиальном управлении, осведомлен ли архиерей о том, что тот или иной священник практикует чин отчитки, и есть ли у него благословение на это.
«Хоттабыч — джинн верующий»
Согласно исламскому учению, Аллах создал ангелов, людей и джиннов. Джинны были созданы из огня. Как рассказывает заведующий отделом науки Совета муфтиев России шейх Фарид Асадуллин, джинны полагали, что должны быть по своему положению выше людей. В итоге джинны разделились на верующих и неверующих. Неверующие — это бесы во главе с дьяволом Иблисом, падшим ангелом, вступившим в борьбу с Всевышним. Джинны могут принимать человеческий облик и будут существовать до конца света. Неверующие джинны пытаются всячески совратить правоверных, отвлечь их от молитвы, заставить забыть свои обязанности перед Всевышним. Они влияют на души. Старика Хоттабыча и джинна из сказки «Волшебная лампа Аладдина», по мнению шейха Фарида, можно отнести к джиннам верующим. Зла за ними не числится.
Живут злые духи в руинах, пустынных местах и в банях, где люди смывают свои грехи. Но они могут вселяться и в человека. Для борьбы с ними, говорит шейх Фарид Асадуллин, мусульманин может прочитать азан — это призыв к молитве. Звуки азана заставляют сатану покидать верующего. Также исламские богословы рекомендуют мусульманам, испытывающим дискомфорт, считающим, что в них вселился злой дух, читать аят Аль-Курси и суру Аннас.
Есть у мусульман и свои обереги — рукья. Это кожаные мешочки с текстами сур и аятов.
Сеанс исцеления. Быстро. Недорого
Касаясь вопроса о всевозможных бабках-знахарках, снимающих порчу, отец Михаил Прокопенко заявил, что посещение таких людей вообще к православной вере не имеет никакого отношения.
— Какие бы иконы такие люди вокруг себя ни вешали, что бы ни говорили, православному христианину там делать нечего. Это не православие, это какие-то квазинародные оккультные верования. Мне один раз попался на глаза такой «справочник» по снятию порчи, где были перемешаны молитвы с какой-то ахинеей и заклинаниями, — говорит отец Михаил. — Да и какая порча может быть у православного человека, живущего христианской жизнью?! В любом случае ходить к колдунам для православного человека немыслимо! Этому бесы только радуются. Если человек болен, ему следует обращаться к врачам и вести нормальную церковную жизнь.
Диакон Андрей Кураев заявил «Известиям», что его отношение к экзорцизму настороженное:
— В самом чине отчитки ничего плохого нет. Но смущает мода на это. Появилось огромное количество гастролеров, разъезжающих по стране. Они даже афиши развешивают: «Приходите к нам на молебен — получите полное исцеление». Устраивают спектакли. Есть даже один архимандрит, выпускник театрального вуза, такие спектакли устраивает…
Что касается всевозможных сглазов, порчи и ее снятия, то Андрей Кураев считает, что насланные болезни, сглазы и порчи пришли не из церковного языка, а из мира сплетен и преданий, перешептываний и сказок. «Такие истории и ведут к распространению магических ритуалов, — считает диакон Андрей Кураев, — и приводят к подмене почитания настоящих святынь «святыньками».
Познакомьтесь с месопотамскими демонами
Древние жители Месопотамии верили, что мир населен могущественными демонами — полубожественными духами, которые влияют на многие аспекты человеческой жизни.
Иногда эти демоны отождествлялись с природными явлениями, такими как ветер или гроза, но они также могли представлять разрушительные болезни, поразившие население. Мужчины и женщины, неспособные понять причину болезней, рассматривали их как сверхъестественные нападения или наказание богов и искали способы излечения или противодействия им.
Демон устрашающего вида, впервые появившийся в неоассирийский период с 934 по 610 г. до н.э., можно увидеть на множестве защитных амулетов, которые люди носили на теле или вешали на стены своих домов. У него была чудовищная голова, напоминающая голову свирепого льва или собаки с рогами, истощенное человеческое тело с когтистыми руками, скорпионий хвост и два набора крыльев. Его звали Пазузу.
Я Пазузу, сын Ханбу, король демонов Лилу; я масштабировал
мощные горы; они дрожали; встречные ветры направлялись
запад; одного за другим, я сломал им крылья.
Статуэтка демона Пазузу, ок. 934–610 гг. до н. э., неоассирийский. Бронза, 5 3/4 × 3 1/2 дюйма. Музей Лувр, Отдел ближневосточных древностей. Изображение © Musée du Louvre, расст. RMN-Grand Palais / Thierry Ollivier / Art Resource, NY
Присутствие Пазузу на амулетах показывает, что его устрашающую силу можно использовать для отпугивания других вредоносных демонов. Хотя сам он был могущественным демоном ветра (о чем свидетельствуют его крылья), он служил стражем дома. Другое заклинание, найденное на его амулетах, приказывает злым демонам держаться подальше от дома, который он защищает:
Агония человечества, болезнь человечества, страдание человечества, не
войти в дом я вхожу, не подходи к дому я подхожу, делай
не подходи к дому я подхожу!
Возможно, самым большим человеческим страхом является то, что детям может быть причинен вред, и в Месопотамии этот страх воплощался в форме злого демона, известного как Ламашту, который, как считалось, причинял вред беременным женщинам и убивал младенцев. Это было ужасное существо с головой льва (или, возможно, собаки или волка), длинными ослиными ушами и взлохмаченными волосами. Ее человеческое тело имело тяжелые груди, вскормившие собаку и свинью. Ее ноги были когтями, и, согласно начертанным заклинаниям, «ее руки — сеть, ее хватка означает смерть».
В частности, Пазузу призвали для борьбы с Ламашту, но другие духи-защитники также выступили против нее. В амулете ниже пациентка, вероятно, беременная женщина, изображена лежащей на своей кровати в сопровождении врача и экзорциста, которые произносят заклинания, чтобы удержать Ламашту подальше.
Мемориальная доска с заклинанием против демона Ламашту (спереди), ок. 934–610 гг., Неоассирийский. Камень, 2 1/4 × 3 1/4 дюйма. Музей Лувр, Отдел ближневосточных древностей. Изображение © Musée du Louvre, расст. RMN-Grand Palais / Thierry Ollivier / Art Resource, NY
Вдохновиться
Наслаждайтесь историями об искусстве и новостями о выставках и мероприятиях Getty в нашей бесплатной электронной рассылке.
Подпишитесь сейчас
Они, в свою очередь, окружены духами-защитниками Лулалом, имеющим человеческую форму, и Угаллу, фигурой с головой льва, которую иногда рассматривали как символ ревущей бури. Угаллу известен по ассирийским дворцовым рельефам, в том числе на текущей выставке Getty Villa «Ассирия: дворцовое искусство древнего Ирака», как защитник самого короля.
Британский музей [1856,0909.27] [1856]. Изображение © Попечители Британского музея. Все права защищены
Угаллу — с головой льва, телом человека и ногами орла — стоит в центре этого рельефа из Северного дворца Ашшурбанипала в Ниневии.
С другой стороны амулета Ламашту на помощь приходит процессия из семи фигур с головами животных, тоже духов-защитников.
Табличка с заклинанием против демона Ламашту (обратная сторона), около 934–610 гг., Неоассирийский. Камень, 2 1/4 × 3 1/4 дюйма. Музей Лувр, Отдел ближневосточных древностей. Изображение © Musée du Louvre, расст. RMN-Grand Palais/Thierry Ollivier/Art Resource, NY
Ламашту и другие демоны доставили множество пугающих неприятностей, от ночных кошмаров до лихорадки и даже смерти. В борьбе с этими демонами врачи часто работали вместе с профессиональными экзорцистами, которые использовали ряд амулетов и формульных заклинаний, многие из которых сохранились на клинописных табличках. Часто используемое заклинание обращается к богам с призывом удержать злого демона подальше: «который нарушил уединение моей постели, заставил меня сжаться от страха и дал мне страшные сны».
Врачи также призвали богов к вмешательству: статуэтка собаки внизу была посвящена врачом Нинисине (также известной как Гула, богиня здоровья и медицины).
Как показала нам нынешняя пандемия, страх перед болезнью может сильно повлиять на повседневную жизнь. Не имея возможности производить вакцины, жители Месопотамии иногда обращались за помощью к демонам.
Статуэтка собаки, посвященная богине Нинисине, 1894–1866 гг. до н.э., амореи. Мыльный камень, 2 3/4 × 4 1/2 дюйма. Музей Лувр, Отдел ближневосточных древностей. © Музей Лувра, расст. RMN-Grand Palais / Thierry Ollivier / Art Resource, NY
Узнайте больше о Месопотамии и выставке Месопотамия: Начало цивилизации .
Как определить, что кто-то одержим демоном?
Признание разницы между человеком, который одержим, и человеком, борющимся с психическим заболеванием или другим недугом, является жизненно важной частью служения экзорцизма, по словам давнего экзорциста и священника.
Отец Чиприано де Мео, экзорцист с 1952 года, рассказал итальянскому агентству CNA ACI Stampa, что обычно человек не одержим, а борется с какой-то другой болезнью.
Ключ к различению, по его словам, заключается в различении в молитвах со стороны экзорциста и одержимого, а также в реакции потенциально одержимого человека на самого экзорциста и произносимые молитвы.
Экзорцист обычно говорит: «(а) продолжительная молитва до такой степени, что если присутствует Противник, возникает реакция», — сказал он.
«Одержимый имеет различное общее отношение к экзорцисту, который рассматривается Противником как враг, готовый сразиться с ним».
Фр. де Мео описал тревожную реакцию, которую обычно испытывает одержимый, подробно описав общий ответ на молитву экзорциста.
«Нет недостатка в пугающих выражениях лица, угрожающих словах или жестах и других вещах, — сказал он, — но особенно в богохульствах против Бога и Богоматери».
Катехизис Католической Церкви подчеркивает важность различия между демонической активностью и психическим заболеванием. Из параграфа 1673: «Экзорцизм направлен на изгнание бесов или на освобождение от бесовской одержимости через духовную власть, которую Иисус доверил Своей Церкви. Болезнь, особенно психологическая, — совсем другое дело; лечение этого является заботой медицинской науки. Поэтому, прежде чем совершить экзорцизм, важно убедиться, что человек имеет дело с присутствием лукавого, а не с болезнью».
В апреле 2015 года Конгрегация духовенства Ватикана и Институт Сасердос провели семинар в Римском университете Регины Апостолорум, специально направленный на обучение священников и мирян выявлению различий между психологическими проблемами и одержимостью демонами.
Конференция включала выступления широкого круга экспертов в области экзорцизма, в том числе практикующих экзорцистов, медицинских работников, психологов, юристов и теологов.
Фр. де Мео также подчеркнул, что не все случаи одержимости будут выглядеть одинаково, поэтому для экзорцистов так важно пройти тщательную подготовку.
«От священника, служащего в этом служении, зависит, как поступать с этим делом, по воле Божией, с любовью и смирением», — сказал он.
«По этой причине, с разрешения моего епископа, в течение 13 лет я руководил школой экзорцистов. Я старался особенно подготовить тех, кто начинает это служение», — сказал он.
Однако, несмотря на то, что случаи одержимости демонами не так распространены, как случаи психологических заболеваний, большинство людей слишком не осведомлены и незнакомы с духовными реалиями, сказал он.
В 2014 году Международная ассоциация экзорцистов (AIE) назвала рост оккультной активности «пастырской чрезвычайной ситуацией».
«Обычно все начинается с невежества, поверхностности, глупости или прозелитизма, активного участия или простого наблюдения», — сказал CNA в то время представитель AIE доктор Вальтер Кашиоли.
«Последствия всегда катастрофичны».
Отец де Мео сказал, что люди часто обращаются за ответами к «болтовне магов и иллюзионистов», а не к «оружию, которое Господь дал в наше распоряжение».
В то время как люди часто ищут радикальные ответы или знаки, лучшая защита от бесовской одержимости — это простая и священная жизнь молитвы, сказал священник.
«Абсолютно необходимо избавиться от греха и жить в благодати Божьей», — сказал он.
«Церковь на самом деле хочет молитвенной жизни не только со стороны священника, но и (члена) верующих, которые просят вмешательства экзорциста, который также получает помощь от членов семьи», — пояснил экзорцист.
Катехизис предлагает дальнейшие указания о том, как избежать демонической деятельности: все, что связано с обращением к сатане или демонам, или что пытается заклинать мертвых или раскрывать будущие события, должно быть отвергнуто.
Из параграфа 2116 CCC: «Консультации по гороскопам, астрология, хиромантия, толкование предзнаменований и жребий, явления ясновидения и обращение к медиумам — все это скрывает стремление к власти над временем, историей и, в конечном счете, другими людей, а также желание примирить скрытые силы.