Федерация монархия: Три звезды: будущее Латвии – федеративная монархия?: rzhavin77 — LiveJournal
Содержание
Три звезды: будущее Латвии – федеративная монархия?: rzhavin77 — LiveJournal
У многих латвийцев идея автономной Латгалии не находит должной поддержки, так как им кажется, что регион противопоставляет себя остальной Латвии. И действительно, чем они хуже? Автономии достоен любой регион страны. Таким образом на смену лозунгу «Автономии для Латгалии!» может прийти призыв «Федерация для Латвии!». А в дружную семью сплочённой и обеспеченной Северной Европы страну окончательно и бесповоротно может вернуть институт монархии.
«Латвия – не одинокий остров, мы тесно связаны с балтийскими странами и Северной Европой. Наши соседи являются и самыми значимыми инвесторами и торговыми партнерами. Мы находимся только в паре сотен километров от стран, общества которых являются самыми образованными, сплоченными и обеспеченными в мире. Это страны с самой низкой коррупцией и самым высоким доверием правительству. Стать частью этой семьи – вопрос благополучия, развития и безопасности всех людей Латвии. Латвия может многому научиться у северных стран и перенять их успешный опыт – разумеется, одновременно сохраняя уникальность нашей страны, язык и культуру».
Валдис Домбровскис, премьер-министр Латвии
Ядро конституции
Республиканский унитаризм – родовая травма Латвии, полученная вследствие популярности коммунистической и националистической идеологий среди значительного числа латышей в начале ХХ века.
К счастью, отцы основатели Латвии были мудры. Поэтому они оставили много явных намёков на свои истинные намерения по поводу федерализма. Достаточно взглянуть на символику. Что держит в руках своих Милда? Три звезды. Не одну, как того требует унитаризм, а три, как в заправской федерации. Конечно, далеко до 13 звёзд на гербе или 50 звёзд на флаге Соединённых Государств Америки, но все же.
То же и с Конституцией, включая её самое что ни на есть ядро. Глава 1, статья 3: «Территорию государства Латвии, в пределах, установленных международными договорами, составляют Видземе, Латгале, Курземе и Земгале». В конституциях унитарных стран так не пишут!
Что там у наших соседей? Конституция Эстонской Республики, глава 1, статья 2: «Территория, территориальные воды и воздушное пространство Эстонского государства – единое и неделимое целое. По своему государственному устройству Эстония единое государство, административно-территориальное деление которого устанавливается законом». Конституция Литвы, глава 1, статья 10: «Территория Литовской Республики является единой и не делима на какие-либо государственные образования». Вот это самый настоящий унитаризм. И ведь прекрасно известно, что исторических областей что в Литве (Жямайтия, Судавия, Мемельгебит и др.), что в Эстонии (Вирумаа, Рявала, Сакала и др.) предостаточно. Но нет упоминания о них в конституции, ибо излишне это для унитарного государства.
И так по всей Европе. От Финляндии (глава 1, параграф 4: «Территория Финляндии неделима. Границы государства не могут изменяться без согласия Эдускунты») до Португалии (статья 6, унитарное государство: «1. Государство является унитарным и уважает в своей организации и деятельности автономный режим островов и принципы субсидиарности, автономии местных органов власти и демократической децентрализации государственного управления. 2. Архипелаги Азорский и Мадейра образуют автономные области, имеющие политико-административные статуты и собственные правительственные органы»). Кстати, последние примеры показывают, что автономия каких-то регионов совершенно не противоречит даже идее унитарного государства. Но вернёмся к нашим баранам.
Напротив, основные законы федеративных государств содержат упоминания о своих составных частях. Так, Федеральный конституционный закон Австрийской Республики в статье 2 утверждает, что: «1. Австрия является федеративным государством. 2. Федеративное государство образуется из самостоятельных земель: Бургенланда, Каринтии, Нижней Австрии, Верхней Австрии, Зальцбурга, Штирии, Тироля, Форарльберга, Вены». А в преамбуле основного закона Федеративной Республики Германия говорится, что «сознавая свою ответственность перед Богом и людьми, воодушевлённый стремлением в качестве равноправного члена идущей по пути объединения Европы служить всеобщему миру немецкий народ. .. в землях Баден-Вюртемберг, Бавария, Берлин, Бранденбург, Бремен, Гамбург, Гессен, Макленбург-Предпомерания, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия, Саксония, Рейланд-Пфальц, Саар, Саксония-Анхальт, Шлезвиг-Гольштейн и Тюрингия на основе свободного самоопределения окончательно утвердили единство и свободу Германии».
Кстати, вопреки распространённому заблуждению, в конституциях федеративных государств, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны, и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства. Так что ставить знак равенства между федерализацией (и тем более автономизацией) и сепаратизмом может только тот, кто весьма и весьма слабо разбирается в политике и юриспруденции.
В общем, любой непредвзятый человек, сравнив указанные тексты, сделает вывод, что в ядре Сатверсме можно найти основания для преобразования Латвии в федеративное государство.
Латвийская Федерация
Что хорошего это принесёт латвийцам? Самое дорогое, что есть в этой жизни – свободу. Подлинную, а не декларативную. Избавление от диктата рижской унитарной деспотии. В федерации никакой прыщавый столичный министр не сможет указывать жителям городов, кому там быть мэром. Налоги не будут уходить в чёрный ящик центрального бюджета, а останутся на местах. Никакого полуколониального разграбления регионов и жирующей за этот счёт республиканской бюрократии. Ресурсы регионов будут работать не на узкую паразитическую прослойку, а на широкие латвийские массы.
Ведь самая главная отличительная черта федерации – возможность её субъектов самостоятельно, без вмешательства центра формировать собственные органы государственной власти, обладающие определённой политической самостоятельностью. С чётким взаимным разграничением предметов ведения и полномочий между федеральным центром и регионами. При этом федеративное устройство позволяет с максимально полной экономической выгодой реализовать уникальные особенности регионов страны и оперативнее принимать решения.
Вообще, в современном мире в очень многих государствах наблюдается процесс перераспределения властных компетенций, передачи функций от национального на региональный уровень, появление и развитие новых институциональных форм, отвечающих новой роли регионов в процессе принятия решений на национальном и наднациональном уровнях. Называется это регионализацией. Есть и другие термины, но разница лишь в деталях. Фактически, федерализация, регионализация, автономизация или кантонизация – разновидности децентрализации, когда власть становится ближе к людям на местах, а столица перестаёт быть всепоглощающей воронкой, спрутом, окутывающим государство своими цепкими жадными щупальцами.
Надо особо отметить, что регионализация характерна не только для государств с федеративной формой устройства, но и для унитарных государств, а даже для целых континентов и частей света. Ну, как это происходит в нашем Союзе, где концепция Европы регионов более чем популярна. Умные евробюрократы прекрасно понимают, что регионализм – ни в коем случае не привилегия территорий, слабых в структурном отношении, нуждающихся в компенсации недостатков. Это неотъемлемый элемент всеобъемлющей политики гармоничного и сбалансированного развития. В условиях глобализации, которая сочетает процессы концентрации/деконцентрации, централизации/децентрализации и делокализации/релокализации регионы различаются между собой уже не только по социально-экономическим параметрам, но также по включённости в глобальные потоки при развитии местной (в том числе национально-культурной) самобытности.
В унитарных формах территориального управления отношения между регионами, глобальным рынком, международными режимами и государством опосредованы государством. Регионы служат политической опорой довлеющих над ними государств и правительств, даже если и представлены в государственной политике. Взамен государство предоставляет покровительство и субсидии. Но этот взаимный обмен был нарушен глобализацией, европейской интеграцией и развитием рынка. В глобализирующихся формах территориального управления регионы становятся новыми пространствами построения политики в качестве систем действия и самостоятельных участников глобального порядка. Государства лишаются своей посреднической монополии и способности контролировать собственные пространственные экономики, в то время как у регионов развиваются прямые связи с международными режимами и глобальным рынком. А также с региональными и глобальными партнёрами на субгосударственном уровне, а не с государствами. Тем самым происходит оформление нового принципа территориальности без привычного разделения на «центры» и «периферии».
В объединенной Европе политическая «вертикальная интеграция» (ЕС – национальное государство – регионы) невозможна без экономической «горизонтальной интеграции» – интенсификации межрегионального сотрудничества, в первую очередь через упразднение старых границ внутри Союза. Все эти взаимодействия имеют общую цель: преодоление государственных границ как барьеров для сотрудничества в социальной, экономической, технологической, логистической, экологической и культурной сферах. Мотивация межрегионального сотрудничества проистекает из общих проблем и/или интересов, а само сотрудничество позволяет полнее использовать потенциал каждого региона-участника. В случае сотрудничества отдаленных регионов к вышеуказанным мотивам могут добавляться также групповые интересы в отношении как национальных, так и европейских учреждений. Не говоря уже о трансграничном сотрудничестве, когда регионы тесно взаимодействуют с заграничными территориями – часто с помощью союзного центра, без какого либо ущерба для себя минуя национальный уровень.
В таких условиях многие даже говорят об «отмирании» национального государства и формировании единой Европы лишь двух уровней – континентального и регионального. Но самом деле речь идёт о том, что на обочине магистрали успешного развития окажутся те страны, которые вовремя не освободятся от централизаторского ярма, не сбросят иго унитаристской бюрократии.
Поэтому примеры регионализации мы можем наблюдать и в унитарных – фактически, уже в прошлом унитарных – государств, таких как Испания и Италия. Правда, понять теперь, где грань между федеративным или регионализированным унитарным государством, довольно трудно. Возьмем ту же Испанию. Формально унитарное государство в административном плане состоит из 17 автономных областей (сообществ), а также двух автономных городов и пары-тройки других мелких суверенных территорий: Каталония, Страна Басков, Эстремадура, Астурия и др. В каждой области есть и своя законодательная ассамблея (везде по-разному именуются: парламенты, кортесы, ассамблеи и даже одна хунта), избираемая всеобщим голосованием, и своя исполнительная власть (правительства, депутации, советы, управы – перевод на русский язык той самой хунты). Есть свои главы – председатели автономных областей, избираемые законодательными ассамблеями. Ну и в чём существенное принципиальное отличие от ФРГ с её 16 федеральными землями и городами, ландтагами и бюргершафтами, правительствами и премьер-министрами?!
А Италия состоит из 20 областей, делящихся на 110 провинций. При этом пять областей (Сицилия, Сардиния, Трентино-Альто-Адидже, Валле-д’Аоста и Фриули-Венеция Джулия) имеют особый автономный статус (благодаря особенностям этнического расклада местного населения), собственные парламенты и правительства, обладающие полномочиями в вопросах местного самоуправления, и т.п. Чем не Российская Федерация, где есть области и края, с одной стороны, и республики, с другой? По мне, так Италия вполне себе так называемая асимметричная федерация. Вопрос ведь не в терминах, а в сути явления.
К тому же, в истории нашей страны можно найти много примеров или предпосылок именно для федеративного устройства. Это три с половиной столетия Ливонской конфедерации, полвека пребывания в федеративной Речи Посполитой, полвека пребывания в СССР и современное членство в Союзе, который медленно, но верно движется от конфедерации к федерации (Артис Пабрикс: «Если мы хотим, чтобы Европейский Союз преодолел кризис и не утонул, нужно договориться о политической федерации. Другого пути у нас нет»). Кроме того, два столетия под короной Российской Империи в составе разных губерний, а до этого почти век разделения между Швецией и разными субъектами Речи Посполитой. Унитаризм для Латвии – это что-то наносное, искусственно и явно неудачно привитое.
Какие в Латвии есть регионы, которые могут стать субъектами федерации, возможно определить на основе экономических, инфраструктурных, географических, электоральных, демографических и прочих характеристик. Однако очевидно, что в их основе будут лежать традиционные шесть: Большая Рига, Латгалия, Курземе, Видземе, Земгале, Селия. Для согласования точных границ, конечно же, не обойтись без консультаций со специалистами. Но в основе всего, несомненно, должно лежать волеизъявление самих жителей. И возможно появление каких-то дополнительных регионов. Захотят, например, жители вольного города Вентспилса, Малиены, Пиебалги, Лиепайской области или Зилупского края стать субъектом федерации – их право. Есть много федераций, где регионы не обязательно примерно равны по площади или численности населения.
Латвийское Королевство
Про монархию, конечно, отцы основатели Латвии в конституции не сказали ничего. Надо всё-таки понимать ситуацию того сурового времени. Вернувшиеся домой после ударной ленинской вахты тысячи красных латышских стрелков еще могли (временно, до 1940) стерпеть буржуазную республику, тем более обещавшую автономию для Латгалии. Однако незамедлительно возобновили бы гражданскую войну, если бы им предложили принести клятву верности монарху. Не для того они кровь проливали. Кровь боровшихся с большевистской диктатурой московских эсэров, ярославских купцов, ижевских рабочих, украинских крестьян, донских казаков, казанских мурз, сибирских охотников…
А ведь исторические основания для монархии в Латвии также есть. Их полным-полно. Овеянное славой и колониальными походами герцогство Курляндское и Семигальское, блеск польской короны, славные шведские времена, величие и мощь двуглавого орла Российской империи (чья династия была кровно связана с Латвией), короткая вспышка Балтийского герцогства – это все неотъемлемая часть латвийской истории.
Более того, идея монархии не противоречит идее федерализма. Так, Датское королевство представляет собой содружество трех государственных образований: Дании, Фарерских островов и Гренландии. Еще на слуху Королевство Бельгия, где расположена столица нашей нынешней Родины – Европейского Союза – славный город Брюссель. Эта страна вообще двойная федерация, которая одновременно состоит как из трёх регионов (Фламандского, Валлонского и Брюссельского), так и трёх сообществ (Фламандского, Французского и Немецкоязычного). Ах, да, и ещё из четырёх лингвистических регионов, если уж совсем строго следовать тексту конституции при описании страны: региона французского языка, региона нидерландского языка, двуязычного столичного региона и региона немецкого языка.
И речь не только о Европе. Мало кто, например, знает, но Канада является вовсе не республикой, а федеративной монархией. И ведь неплохо живут. Все вышеуказанные страны постоянно в топе рейтингов самых-самых благополучных, успешных, процветающих. Вот в каком словосочетании больше позитива ощущается: Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии или унитарная республика Румыния?
И хотя федерация, повторюсь, вовсе не предполагает для составляющих её частей права на сецессию, в данных случаях фигура монарха является дополнительной гарантией единства государства.
Поэтому не будет ничего удивительного, если и в Латвии федеративное устройство будет увенчано королевской короной. Латвийское королевство – это звучит гордо и благородно. И не просто звучит. Монархия обеспечивает фактор стабильности в нашем изменчивом мире, служит становым хребтом государства, благодаря которому держится вся конструкция, несмотря на возможные потрясения или вызовы окружающего мира.
Преимуществ у монархии много. Не даром еще Платон пришел к выводу, что она одна из двух стабильных справедливых и оптимальных форм государственности. Монарх с детства воспитывается с учетом того, что будет правителем – власть в ходе демократических махинаций не получит человек некомпетентный или злонамеренный. Он (она) кровно заинтересован в процветании всей страны, а не в достижении своих мелочных интересиков вроде командировок за госсчет в Австралию на праздники погреться на солнышке. Монарх в силу своего положения выше любой политической партии и поэтому является непредвзятой политической фигурой. К тому же, над ним не маячит Дамоклов меч вереницы нескончаемых предвыборных кампаний, когда «нельзя не обещать», и невнятных ответов на каверзные вопросы спонсоров. Под патронажем монарха возможно проведение долгосрочных преобразований, включая те, которые непопулярны в краткосрочный период (что часто толкает политиков в пучину популизма), но жизненно необходимы в долгосрочной перспективе. Причём, выходящей за рамки жизни самого монарха – преемник известен и продолжит начатое отцом/матерью.
А все приписываемые монархии недостатки (пресечение династии, недееспособность наследника, абсолютистские замашки и т.п.) легко устраняются конституционными ограничениями и подпорками.
Три звезды + три короны
Пожалуй, единственным слабым моментом монархической идеи является отсутствие достойного кандидата. Однако латвийские монархисты, как мне кажется, счастливо избежали этого. Потому что возможный кандидат есть. И он великолепен по всем статьям. Точнее, она – принцесса Мадлен. Она же Мадлен Терезия Амелия Жозефина, принцесса Шведская, герцогиня Гелсингландская и Гестрикландская. Младшая дочь короля Карла XVI Густава и королевы Сильвии, родившаяся 10 июня 1982 года.
Во-первых, шведский королевский дом для нас исторически родной. Сколько памятных мест в Латвии связано со шведской короной! И даже кровно Бернадотты уже наши, латвийские. Да, да! Не даром ведь ранее был упомянут дом Романовых. Принцесса Мадлен и её отец Карл XVI Густав являются потомками (по женским линиям) императора Павла I, императрицы Екатерины II Великой и простой латгалки Марты Скавронской, пленившей сердце Петра I Великого и ставшей императрицей всероссийской под именем Екатерины Алексеевны. Во-вторых, принцесса Мадлен является великим офицером латвийского ордена Трёх звёзд с 22 марта 2005 года. В-третьих, она прекрасно образована. В-четвертых, она молода и ещё долго будет радовать латвийцев своей лучезарной улыбкой и мудрым правлением. В пятых, по религии она лютеранка, как большинство латышей, её именины есть в местном календаре и приходятся на 23 июля. Да и вообще, она спортсменка, благотворительница и просто красивая женщина.
Немаловажен и тот факт, что у неё замечательный жених. Принцесса Мадлен помолвлена с Кристофером О’Ниллом. Гражданин США и Великобритании. Бакалавр в области международных отношений и магистр в области делового администрирования. Он преуспевающий бизнесмен, который заработал деньги упорным и честным трудом, а не сомнительными аферами в ходе процесса приватизации и денационализации. При этом лишённый апломба поучать других, в каких странах им жить и сравнивать ли свой быт с танзанийским. Свадьба назначена, если не ошибаюсь, на 8 июня 2013 года.
Уверен, принцесса Мадлен не останется равнодушной к просьбе латвийского народа и примет приглашение занять латвийский трон, если таковое случится. Пожалуй, это будет самая большая благотворительная акция в её жизни. А для нас – новая и светлая надежда на светлое будущее страны.
Кстати, пытался припомнить из истории планеты примеры, когда бы коронованным правителем приглашали женщину… И не смог. По наследству или через брак королевами и даже императрицами становились часто, да. А вот чтобы были избранными на царство – такого не бывало. Получается, у нашей страны есть все шансы оказаться уникальной в истории.
Представьте только, что во главе Латвии будет замечательная пара, кровно связанная сразу и с её народом, и с несколькими ведущими странами планеты! Королева Мадлена и вице-король («принц-консорт» как-то не солидно) Кристапс не дадут в обиду нашу страну и всегда замолвят за неё словечко перед своими бывшими соотечественниками, наделёнными властью и возможностью влиять на судьбы мира. Латвия уже не будет для жителей США, Великобритании и Скандинавии чужой, далёкой и непонятной экзотикой. Шведские банки не смогут больше «беспредельничать», а станут вести себя столь же чинно и благородно, как в Скандинавии. А какие красивые лозунги могут звучать на улицах Риги: «Лай дзиво каралиене Мадлена ун вицекаралис Кристапс!» «Лай дзиво федератива Латвияс каралисте!» «Годс калпот Латвияй ун каралиеней!»
Все видят, каким наплывом туристов сопровождаются события в британской королевской семье, сколько внимания им уделяют СМИ. А чем хуже будет латвийская королевская семья? Коронации, дни рождения и именины (слово «вардадиена» прочно войдёт во все языки мира!), рождения наследников (скажем, принц Латгальский, герцогиня Курляндская, граф Рижский и т.п.) и свадьбы, визиты и парады – это будет колоссальным вкладом в развитие туризма в Латвии и в продвижении её светлого образа в мире.
Даже на вербальном уровне будут позитивные изменения, которые неизбежно отразятся на мышлении латвийцев, восстановят в них пошатнувшуюся было уверенность в своих силах и завтрашнем дне. Одно дело прислуживать доморощенным трём олигархам. Совсем другое – быть на службе Её Королевского Величества. Бороться с коррупцией будет латвийское Федеральное бюро расследований, а не какой-то невразумительный KNAB. Федеральная королевская почта будет доставлять корреспонденцию, федеральные власти и королевские ВС, ВМС и ВВС будут беречь наш покой… Королевская академия наук, Федеральный университет – это величественные образы.
Королева обеспечит то, что неспособны выполнять нынешние президенты: великолепно, элегантно и эффектно представлять государство латвийское как в стране, так и на мировой арене; гарантировать единство страны и политическую стабильность; заботиться о культурном и экономическом развитии и процветании всей страны. И без шлейфа зоопарковой избранности или коллаборационного компартийного прошлого. Равно как и без необходимости лицезреть каждые четыре или восемь лет выкрутасы очередной «хромой утки», что полагающаяся (за что?!) ей по статусу квартирка мала или машина не слишком нова.
Но ведь в Сатверсме ничего про монархию нет, справедливо может возразить читатель. Зато там есть другое важное установление. Глава 1, статья 2: «Суверенная власть государства Латвии принадлежит народу Латвии». Поэтому, если народ решит установить монархию, то его воле придётся подчиниться малочисленной группке бывшей коммунистической партноменклатуры и кондотьеров из числа тримды, чье правление привело к экономической и социальной деградации страны и неумолимо тянет Латвию в демографическую пропасть.
Само собой, они будут всячески противодействовать преобразованию страны в федеративное королевство. Но что они смогут противопоставить воле народа, высказанной на референдуме? Причём, идеальным было бы проведение референдума с участием не только граждан, но и неграждан. Чтобы в судорожной попытке сохранить тёплые насиженные места нынешние политиканы не стали бы прикрываться даже негражданами, если их мнение окажется без внимания в этом вопросе.
Итого
Основываясь на передовом опыте стран Европы, как Западной, так и Северной, очевидно, что федеративная монархическая модель преобразования Латвии имеет огромные преимущества по сравнению с существующий унитарно-республиканской.
Федерализация принесёт социально-экономический, а монархия – социально-политический выигрыш для населения страны. Снижение паразитических издержек ущербного унитарного управления и переход к экономически мотивированной политике посредством федерализации совпадают с текущими историческими процессами в глобальном и европейском пространстве. Монархия же обеспечивает нравственно-психологическую опору, стабильность и чувство единения тяжело пострадавшим от обежлюживания, раскола и хозяйственной деградации стране и обществу.
Дискуссия по поводу автономного статуса Латгалии, лживо представляемая пост- (и фактически экс-) советской номенклатурой спорадическим сепаратистским поползновением, на самом деле является типичным случаем реализации закономерности через случайность. На поверку она является неизбежной реакцией на дикую античеловеческую политику бывших парторгов и инструкторов комсомола, сдобренных заморскими реваншистскими пришельцами, по отношению к собственному населению, третируемому по языковому, политическому, социальному, географическому, возрастному и иному статусу. И может стать детонатором далекоидущего процесса трансформации Латвии.
Проблемой же перехода от унитарного политического тоталитаризма к экономическому федерализму и просвещенному монархизму является лишь сопротивление сложившегося управляющего клана. Никаких иных значимых препятствий, если вдуматься, не существует.
Основные формы правления государством — обществознание
На уроках обществознания школьники проходят много тем, которые связаны с государственными устоями. Одну из них рассмотрим в этом материале: форму государственного правления.
Определение формы правления
Прежде чем мы узнаем, какие бывают формы правления, рассмотрим основные определения из школьной программы по обществознанию.
Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.
У государства есть три измерения, которые определяют его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.
Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением и степень участия населения в их формировании.
- В узком смысле — это организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
- В широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.
Формы власти показывают:
- как создаются высшие органы власти в государстве,
- их структуру,
- какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
- как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
- в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.
В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр.
Из многообразия форм государственного правления на уроках обществознания обсуждают две основные — монархию и республику. Рассмотрим эти виды правления.
Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова
Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков
Монархия
Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру) и обычно передается по наследству.
Монархия — одна из самых древних форм правления. Самой ранней формой монархии была деспотия. При деспотии вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках у абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Классическими деспотиями были государства Древнего Востока: Древний Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон, Персия. Также деспотической была власть в Золотой Орде, государстве Великих Моголов в Индии и Османской империи.
Параллельно шло развитие теократических представлений о природе монархии. В теократической традиции правитель (монарх) мыслился как живой бог или наместник бога. В разное время элементы теократической монархии можно было встретить в Древнем Египте, Китае, античной Греции (Александр Македонский), Римской империи (начиная с династии Августов). Более поздней формой теократии считают власть Папы Римского.
На теократическую традицию опирались и византийская автократия, и московское самодержавие. Самодержавие возникло в России в связи с принятием великим князем Иваном III титула «Государь Всея Руси» после его женитьбы на племяннице последнего византийского императора Константина XI, Софье Палеолог. А с обретением полной независимости от ханов Золотой Орды Иван III в дипломатической переписке с главами других государств начинает именовать себя царем и самодержцем.
На рубеже XVI−XVII вв. в Европе сложилось представление об абсолютной монархии, под которой понимали такую форму правления, при которой юридически и фактически вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти концентрировалась в руках монарха, за которым признавалось право лучше всех разбираться в этих вопросах. Классический образец абсолютной монархии того времени: Франция во времена Людовика XIV («короля-солнца»).
Далее появилась идея просвещенной монархии, или просвещенного абсолютизма. Теория просвещенного абсолютизма заключалась в идее светского государства, то есть в стремлении поставить выше всего центральную власть. Просвещенный абсолютизм внес новое понимание государства, которое наложило обязанности на государственную власть, пользующуюся правами. То есть монарх стал пониматься не просто как единоличный властитель государства, а как наиболее образованный представитель своей страны, который должен всестороннее заботиться о благе своих подданных и процветании своего государства.
Современные монархии разделяют на два вида — абсолютные и конституционные.
Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при правителе (царе, короле и пр.). В редких случаях монарх выполняет и функции духовного главы. Примеры современных абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), отчасти княжество Лихтенштейн, Ватикан.
В конституционных монархиях полномочия главы государства строго лимитированы. Реальная законодательная власть в таком государстве принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. По степени ограничения конституционные монархии бывают дуалистическими и парламентскими.
Дуалистическая монархия — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Он обладает правами назначения и смещения кабинета министров, абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, а также выполняет ряд представительных и внешнеполитических функций. Примеры: Иордания, Марокко, Свазиленд, отчасти королевство Бутан, где присутствуют также и черты абсолютной монархии.
Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним ответственно. В отдельных случаях (в Великобритании, Бельгии, Нидерландах и др.) у монарха остаются определенные полномочия, как, например, право вето на законодательные акты парламента, но на практике оно давно нигде не применялось. По сути, монарх выполняет чисто представительские функции.
Примеры: все европейские монархии, за исключением Лихтенштейна и Ватикана. Наиболее известные — Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды и др. В Азии — Бахрейн, Камбоджа, Кувейт, Таиланд, Япония и с некоторыми оговорками Малайзия. В Африке — Лесото.
Виды монархий | Основные черты |
Абсолютная (неограниченная) | Все ветви власти — судебная, законодательная и исполнительная — находятся в руках одного человека: короля, султана, шаха, императора, царя и пр. Власть передается по наследству по праву крови. Чаще всего существует строгий регламент наследования, во избежание распрей между претендентами. Расцвет абсолютных монархий пришелся на период рабовладения и феодализма. В наши дни абсолютная монархия сохранилась в ОАЭ, Кувейте, Омане, Катаре и др. |
Конституционная | Власть одного лица ограничена законом государства, чаще всего Конституцией. Такой вид монархии подразделяется на дуалистическую и парламентскую. |
Дуалистическая | Монарх стоит во главе исполнительной власти и может влиять на судебные решения и законотворчество. Параллельно с монархией в государстве часто существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко. |
Парламентская | Монарх является частично формальным символом государства, данью традициям. Основная власть принадлежит избранным народом органам (парламенту). В государствах с такой формой правления соблюдается принцип разделения властей. Иногда монарх может наложить вето или резолюцию на некоторые законы, но реальной властью он не обладает. Такая форма правления в наши дни представлена в Японии, Дании, Великобритании. |
Основные виды монархий и их признаки
Линии сравнения | Абсолютная (неограниченная) | Дуалистическая | Ограниченная (парламентская, конституционная) |
Принадлежность законодательной власти | Монарх | Разделена между монархом и парламентом | Парламент |
Осуществление исполнительной власти | Монарх | Формально — монарх, фактически — правительство | |
Назначение главы правительства | Монарх | Формально — монарх, но с учетом парламентских выборов | |
Ответственность правительства | Перед монархом | Перед парламентом | |
Право роспуска парламента | — (парламент отсутствует) | У монарха (неограниченное) | У монарха (по рекомендации правительства) |
Право вето монарха на решения парламента | — | Абсолютное вето | Предусмотрено, но не используется |
Чрезвычайно-указное законодательство монарха | Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) | Только в период между сессиями парламента | Предусмотрено, но не используется |
Современные государства | Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия | Иордания, Марокко, Непал | Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония |
Готовиться к ОГЭ на курсах по обществознанию в Skysmart — это увлекательно и эффективно!
Республика
Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, которые избираются населением (или государственными органами) на определенный срок.
Есть две основные формы республики: президентская и парламентская. Еще существуют смешанные (полупрезидентские) республики.
Президентская республика — президент наделен очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство. Президента избирают все граждане через прямое голосование (пример — США, страны Латинской Америки).
Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент. Именно парламент формирует правительство, которое обязано перед ним отчитываться (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария).
Смешанная республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция).
Основные виды республик и их признаки
Линии сравнения | Президентская | Полупрезидентская (смешанная) | Парламентская |
Порядок избрания президента | Избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь). | Избирается на заседании парламента. | |
Порядок образования правительства | Президент формирует правительство при определенном парламентском контроле. | Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента. | Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии. |
Ответственность правительства | Перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству. | Двойная ответственность — перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства. Вотум недоверия парламента правительству невозможен. | Перед парламентом. Парламент может внести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отставку правительства. |
Право роспуска парламента у президента | Отсутствует. | Президент имеет право роспуска парламента. | |
Наличие поста премьер- министра | Отсутствует. | Существует пост премьер-министра. | |
Объем полномочий президента | Президент — не только глава государства, но и глава исполнительной власти. | Президент — глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством. | Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает. |
Современные государства | США, страны Латинской Америки | Австрия, Россия, Франция | Индия, Италия, ФРГ, Швейцария |
Служба охраны рыбных ресурсов и дикой природы США
Бабочка-монарх со своими культовыми оранжево-черными отметинами является одним из самых узнаваемых видов в Северной Америке. Монархи особенно примечательны тем, что они мигрируют каждый год, летая из Канады и через Соединенные Штаты, чтобы собраться в нескольких лесных зимовках в горах центральной Мексики и прибрежной Калифорнии. Эти места представляют собой удивительное явление: тысячи монархов собираются на деревьях в Калифорнии, а миллионы монархов драпируют большие участки леса в Мексике.
Но за последние два десятилетия число монархов в Северной Америке сократилось, что побудило Службу охраны рыболовства и дикой природы США присоединиться к агентствам штатов, племенам, другим федеральным агентствам и неправительственным группам для выявления угроз монарху и принятия мер по сохранению монархи во всем своем ареале.
Детали изображения
Почему нас беспокоят монархи?
Уже более 20 лет сообщества и ученые отслеживают популяции монархов, вызывая растущую обеспокоенность по мере сокращения числа монархов в местах зимовки. Что эта тенденция означает для будущего монарха? Является ли это подлинным снижением численности монархов? Если да, то является ли это частью более крупного природного цикла, временным обстоятельством или результатом антропогенного воздействия? Находится ли монарх под угрозой исчезновения или может быть в будущем?
С какими угрозами сталкивается монарх?
Основными факторами, влияющими на здоровье двух североамериканских мигрирующих популяций, являются изменения в местах размножения, миграции и зимовки (из-за превращения пастбищ в сельскохозяйственные угодья, развития городов, широкого использования гербицидов, рубок/прореживания мест зимовки в Мексике). , неподходящий уход за зимующими рощами в Калифорнии и засуха), продолжающееся воздействие инсектицидов и последствия изменения климата
изменение климата
Изменение климата включает как глобальное потепление, вызванное антропогенными выбросами парниковых газов, так и возникающие в результате крупномасштабные изменения погодных условий. Хотя были и предыдущие периоды климатических изменений, с середины 20 века люди оказали беспрецедентное влияние на климатическую систему Земли и вызвали изменения в глобальном масштабе.
Узнайте больше об изменении климата
.
Статус бабочки-монарха в соответствии с Законом об исчезающих видах
Оценка статуса вида-монарха определяет потребности монарха (на уровне индивидуума, популяции и вида) и собирает информацию о текущем статусе, угрозах или факторах стресса, а также об усилиях по сохранению которые могут повлиять на угрозы. Оценка также прогнозирует будущее состояние вида на основе анализа этой информации. Прочтите о модели популяции, которая помогает нам прогнозировать уровни популяции как восточных, так и западных популяций монархов Северной Америки.
Отчет об оценке статуса видов бабочек монархов
Дополнительные материалы к пестицидам для Отчета об оценке статуса видов бабочек монархов
Информационный бюллетень об оценке статуса видов
В декабре 2020 г. Закон о видах, находящихся под угрозой исчезновения, оправдан, но в настоящее время ему препятствуют действия по включению в списки с более высоким приоритетом. Благодаря этому открытию бабочка-монарх становится кандидатом на включение в список; мы будем пересматривать его статус каждый год, пока не сможем приступить к разработке предложения о включении монарха в список.
Находится ли монарх под федеральной защитой?
Нет. Наше 12-месячное открытие в настоящее время не защищает монархов в соответствии с ЕКА. Сначала мы должны предложить монарха для включения в список исчезающих или исчезающих видов, собрать и проанализировать комментарии общественности и любую новую информацию, а затем, используя наилучшие доступные научные данные, принять окончательное решение и опубликовать окончательное правило. Этот процесс отложен, пока мы работаем над действиями по листингу с более высоким приоритетом.
Наш инструмент планирования проектов «Информация для планирования и консультаций» (IPaC) идентифицирует монарха как вид-кандидат, и разработчики проектов, особенно федеральные агентства, могут добровольно добавить в свои проекты мероприятия по сохранению монархов.
Какие обязанности несут федеральные агентства в соответствии с разделом 7 ESA для монарха как расы-кандидата?
Ни раздел 7 Закона об исчезающих видах, ни подзаконные акты по разделу 7 не содержат требований к федеральным агентствам в отношении видов-кандидатов. При сотрудничестве с другими агентствами местные отделения Экологической службы Службы рыболовства и дикой природы США будут рекомендовать способы снижения неблагоприятных последствий и / или запрашивать исследования в зависимости от обстоятельств. Они могут быть добавлены в качестве рекомендаций по сохранению. Мы стремимся работать с другими федеральными агентствами для сохранения видов-кандидатов.
Добровольное сохранение бабочек-монархов
Мы продолжаем наши активные усилия по сохранению бабочек-монархов, работая с партнерами по всему ареалу монархов. В апреле 2020 г. было одобрено общенациональное соглашение о сохранении энергетических и транспортных земель для монархов.
Более 45 энергетических и передающих компаний, а также государственных департаментов транспорта добровольно выделяют время и средства для внедрения благоприятных для бабочек-монархов методов управления на миллионах акров в полосе отвода. В свою очередь, их действия могут исключить необходимость внесения монарха в список или могут ускорить восстановление, если монарх внесен в список в соответствии с Законом об исчезающих видах. Соглашение о сохранении бабочки-монарха-кандидата с гарантией с интегрированным Соглашением о сохранении-кандидате для энергетических и транспортных земель дополнительно предоставляет участникам нормативные гарантии того, что дополнительные меры по сохранению не потребуются, если монарх находится под защитой в соответствии с ESA. Служба рыболовства и дикой природы США одобрила заявку на получение разрешения на «улучшение выживания», связанную с этим соглашением. Обладателем разрешения является Иллинойсский университет в Чикаго, который координирует участие. Прочтите об историческом соглашении, которое сохранит миллионы акров земли для бабочек-монархов и других опылителей в Соединенных Штатах
Общенациональное соглашение о сохранении бабочки монарх-кандидат
Соглашение о сохранении кандидата бабочки монарх с гарантией
Руководство землевладельца: Общенациональное соглашение-кандидат о сохранении бабочки монарх на энергетических и транспортных землях
Часто задаваемые вопросы: Соглашение о сохранении кандидата с гарантиями для бабочки монарха
Подробнее о бабочках-монархах
Информационный лист 20 – Австралийская система правления – Парламент Австралии
Австралия является федерацией шести штатов, которые вместе с двумя самоуправляющимися территориями имеют свои собственные конституции, парламенты, правительства и законы. Этот информационный бюллетень посвящен национальному или центральному правительству, обычно называемому федеральным правительством, правительством Содружества или правительством Австралии. Однако правительства штатов и территорий также основаны на том же принципе парламентского правления.
Рекомендуется читать этот информационный лист вместе с информационным листком № 13 Конституция и информационным листком № 19 Палата представителей, правительство и оппозиция .
Герб Австралии означает национальное единство Австралии и является признаком ее идентичности и власти
Парламентское правительство
Правительство и судебная власть (чаще называемая судебной властью) — иногда называемая «тремя ветвями власти». Однако некоторые из основных особенностей системы правления Австралии (описываемой как парламентская или ответственное правительство) не закреплены в Конституции, а основаны на обычаях и традициях.
Парламентское правительство означает, что исполнительная власть исходит от парламента; ответственное правительство означает, что исполнительная власть несет ответственность перед парламентом. Это центральная черта правительства вестминстерского типа, следующего за моделью Соединенного Королевства, в отличие от других систем правления, где исполнительная власть является совершенно отдельной и не подотчетна напрямую Законодательному органу, например, в Соединенных Штатах Америки.
Разделение властей
Политическая теория признает три полномочия правительства — законодательную власть принимать законы; исполнительная власть для исполнения и обеспечения соблюдения законов; и судебная власть толковать законы и решать, применяются ли они в отдельных случаях.
Принцип разделения властей заключается в том, что для предотвращения репрессивного правительства три полномочия правительства должны осуществляться отдельными органами — законодательной, исполнительной и судебной, — которые могут действовать как сдержки и противовесы друг для друга.
При парламентском правительстве законодательная и исполнительная функции пересекаются, поскольку члены исполнительного правительства — министры — избираются из парламента. Однако в австралийской системе все еще существует система сдержек и противовесов между исполнительной и законодательной властью: министры находятся под пристальным вниманием других членов парламента, возглавляемых официально признанной оппозицией. Кроме того, исполнительная власть не обязательно контролирует обе палаты парламента (см. ниже).
Информационный бюллетень № 19 Палата представителей, правительство и оппозиция содержит более подробную информацию об отношениях между парламентом и исполнительной властью.
Парламент
Конституция предоставляет законодательную власть Содружества — право издавать законы — Парламенту.
Парламент состоит из королевы, представленной генерал-губернатором, и двух палат — палаты представителей и сената. Парламент принимает закон. Предлагаемые законы должны быть согласованы обеими палатами парламента, чтобы стать законом. Две палаты обладают равными полномочиями, за исключением того, что существуют ограничения на право Сената вводить или напрямую вносить поправки в некоторые виды финансового законодательства. Информационный лист № 7 Создание законов описывает парламентские процессы для принятия законов. Генерал-губернатор играет роль в законодательном процессе, одобряя законы. См. далее в этом информационном листке дополнительную информацию о роли генерал-губернатора.
Парламент также уполномочивает исполнительную власть (часто называемую просто правительством или исполнительной властью) расходовать государственные деньги, соглашаясь с предложениями правительства по расходам и налогообложению, тщательно изучает административные действия правительства и служит форумом для общественных дебатов. политика.
Еще одна функция парламента в соответствии с австралийской системой состоит в том, чтобы обеспечить из своего состава членов исполнительного правительства. После всеобщих выборов политическая партия (или коалиция партий) при поддержке большинства членов Палаты представителей становится правящей партией, а ее лидер становится премьер-министром.
Состав Палаты также определяет, кто будет формировать официальную оппозицию. Партия (или коалиция партий), имеющая наибольшее количество неправительственных членов в Палате представителей, становится оппозиционной партией, а ее лидер становится лидером оппозиции. Оппозиция имеет официально признанную, условно установленную функцию противодействия правительству. Оппозиция является неотъемлемой частью демократической системы правления Австралии. Эта тема обсуждается более подробно в Информационном листе № 19. Палата представителей, правительство и оппозиция .
В то время как правительство по определению пользуется поддержкой большинства членов Палаты представителей, система голосования, используемая на выборах в Сенат, дает больше возможностей партиям меньшинства и независимым, и правительство часто не имеет поддержки большинства в Сенат.
Исполнительное правительство
Положения Конституции
Конституция гласит, что исполнительная власть Содружества принадлежит Королеве и осуществляется Генерал-губернатором как представителем Королевы. Однако реалистическое представление об исполнительном правительстве Австралии невозможно получить только из Конституции, и на самом деле буквальное прочтение Конституции может ввести в заблуждение.
Исполнительная власть на практике
На самом деле исполнительная власть принадлежит премьер-министру и кабинету (старшим министрам). Их власть проистекает:
- конституционно от их членства в Федеральном исполнительном совете — см. ниже — и статуса «советников» генерал-губернатора
- политически, от народа на выборах в Палату представителей
- от условности, то есть от обычая и традиции.
Ни премьер-министр, ни кабинет не упоминаются в Конституции — создатели Конституции считали их существование само собой разумеющимся, как и различные соглашения Вестминстерской системы правления, унаследованные от Соединенного Королевства.
Таблица 1 ниже дает сравнение конституционных положений и фактической практики в соответствии с конвенциями, которые действуют в Австралии.
Состав Министерства
Премьер-министр
Премьер-министр является главой правительства. Они достигают этого положения, будучи избранным лидером партии в правительстве (в случае коалиционного правительства, главной партии).
Кабинет
Кабинет, состоящий из старших министров под председательством премьер-министра, является главным директивным органом правительства. Основные политические и законодательные предложения принимаются Кабинетом министров. Премьер-министр выбирает министров на должности в кабинете.
Министры
Министры выбираются премьер-министром. В настоящее время законодательство допускает до 30 министров. Около 20 или около того старших министров управляют основными департаментами и, как правило, являются членами кабинета. Другие министры несут ответственность за определенные области управления в основном департаменте или могут отвечать за небольшой департамент. Министры назначаются из обеих палат парламента, хотя большинство (около двух третей) являются членами палаты представителей.
Парламентские секретари
До 12 членов и сенаторов назначаются премьер-министром в качестве парламентских секретарей (также называемых помощниками министров) для оказания помощи или представления министров в их административных обязанностях.
Роль генерал-губернатора
Генерал-губернатор выполняет церемониальные функции главы государства от имени Королевы. Хотя полномочия исполнительного правительства осуществляются генерал-губернатором или от имени генерал-губернатора, такие действия осуществляются по рекомендации премьер-министра и министров.
В соответствии с Конституцией генерал-губернатор:
- назначает и увольняет исполнительных советников
- назначает и увольняет министров для управления департаментами и агентствами государственной службы
- назначает судей (увольнение судей может быть инициировано только парламентом)
- — главнокомандующий силами обороны
- решает, когда собирается парламент (с учетом некоторых конституционных требований), и может приостановить (приостановить) или распустить его
- выдает предписания на всеобщие выборы
- инициирует государственные расходы, рекомендуя ассигнования парламенту
- преобразовывает предлагаемые законы в акты парламента, одобряя законы, принятые обеими палатами
- может блокировать или предлагать поправки к любому закону, принятому двумя палатами парламента.
.
Генерал-губернатор также обладает исполнительными полномочиями в соответствии со многими актами парламента, например, правом провозглашать законы (т. е. вводить их в действие) и издавать постановления и другие виды делегированных парламент делегировал исполнительному правительству). Большинство исполнительных действий, предпринимаемых генерал-губернатором, относятся к этому типу.
На практике, за исключением случаев, когда задействованы резервные полномочия (см. ниже), эти функции выполняются по рекомендации премьер-министра и министров.
Резервные полномочия генерал-губернатора
В некоторых вопросах Конституция наделяет генерал-губернатора полномочиями действовать независимо. К ним относятся полномочия на роспуск Палаты представителей и, в некоторых случаях, обеих палат (см. Информационный бюллетень № 18 Двойной роспуск ). Однако, за исключением исключительных обстоятельств, генерал-губернатор будет следовать совету премьер-министра, который сохраняет доверие Палаты представителей.
Полномочия, которые генерал-губернатор должен действовать без совета, называются «прерогативными» или «резервными» полномочиями и четко не определены в Конституции. Конституционные эксперты не согласны с их точным объемом или характером исключительных обстоятельств, при которых они могут применяться.
Федеральный исполнительный совет
Федеральный исполнительный совет является конституционным механизмом предоставления министерских рекомендаций генерал-губернатору. Это не форум для политических дебатов или дискуссий, и его работа носит полностью формальный характер. Все министры и парламентские секретари становятся членами Исполнительного совета. Они получают звание «Почетный». Полный состав Совета никогда не собирается. На практике минимальное количество министров или парламентских секретарей (т. е. двое помимо председательствующего) включено в список для участия. На заседаниях Совета председательствует генерал-губернатор или заместитель, назначенный генерал-губернатором (обычно министр с титулом вице-президента Исполнительного совета). Вопросы, рассматриваемые на каждом собрании, представляют собой рекомендации министров для утверждения генерал-губернатором в Совете о том, что что-то должно быть сделано, например, принять постановление, ратифицировать договор или назначить человека на должность. .
Хотя Исполнительный совет может показаться не более чем резиновым штампом, процессы, связанные с вынесением дел на рассмотрение Совета, гарантируют, что действия министров должным образом документируются, имеют юридическую и конституционную силу и соответствуют политике правительства.
Открытие 3-й сессии 20-го парламента Ее Величеством королевой Елизаветой II 15 февраля 1954 года
Роль королевы
Австралия является конституционной монархией. Монархия – это страна, в которой должность главы государства передается по наследству. Конституционная монархия — это монархия, в которой полномочия монарха или суверена — короля или королевы — ограничены законом или соглашением и обычно осуществляются только по совету избранного правительства.
Глава государства — это формальная, символическая и церемониальная должность, в отличие от должности главы правительства, которая имеет административные полномочия по управлению страной. В некоторых системах правления глава государства и глава правительства — одно и то же лицо, например, в США президент выполняет обе функции.
Главой государства Австралии является королева Елизавета II. Королева Елизавета также является королевой Соединенного Королевства и ряда других стран, которые раньше были частью бывшей Британской империи. Роль королевы как королевы Австралии совершенно отличается от ее роли королевы Соединенного Королевства. Правительство Соединенного Королевства не играет никакой роли в роли королевы как королевы Австралии.
В Австралии полномочия королевы были делегированы Конституцией Австралии ее представителю в Австралии, генерал-губернатору. То есть, пока главой государства в Австралии является королева, функции главы государства выполняет генерал-губернатор. Единственная необходимая конституционная функция королевы — назначать генерал-губернатора, и при этом королева действует по совету премьер-министра Австралии. Конституция дает королеве право отклонить акт австралийского парламента, но этого никогда не было сделано, и крайне маловероятно, что это когда-либо будет сделано.
Судебная власть
Конституция наделяет судебную власть Содружества правом толковать законы и решать, применимы ли они в отдельных случаях, к Высокому суду и другим федеральным судам.