Федор бородин протоиерей: Протоиерей Федор Бородин / Православие.Ru
Содержание
биография протоиерея, настоятель храма Космы и Дамиана на Маросейке, семья и дети
Главная » Личности » Священнослужители
Федор Бородин — фигура в православном мире не совсем обычная. Среди священников бывшие десантники попадаются нечасто. Один из них — протоиерей Федор Бородин, биография его весьма проста, но, вместе с тем, и поучительна.
Содержание
- Детство Федора
- Происхождение и рождение
- Семья
- Учеба в школе
- Юношеские годы и молодость
- Служба в армии
- Духовное образование
- Зрелый возраст
- Личная жизнь
- Церковная служба
- Видео о протоиерее
Детство Федора
Судьба его была предопределена с детства. Он мечтал стать художником, а Господь подвиг его на другие дела.
Происхождение и рождение
Родился будущий священник в простой советской семье 8 апреля 1968 года. Родители жили в Москве, в Гнездниковском переулке. Когда появился на Божий свет Федор, они еще не были верующими и даже предположить не могли, что их сын выберет путь служения в церкви. Малыш с детства любил рисовать, думали, станет художником.
Семья
Отец Федора был строгим, он хотел сделать из сына настоящего мужчину. А для этого считал, что нужно обязательно пойти служить в армию, а рисовать всегда успеет. Мама тоже не была сильно набожной. Бородины, как и большинство советских граждан, тогда еще обходили церковь стороной.
Как вспоминает сам Федор, впервые интерес к христианской религии у него зародился, когда он увидел православные иконы в квартире у соседки. Ее звали Вера Алексеевна Горбачева, она недавно переехала в их дом.
Именно эта православная женщина стала крестной матерью для Федора и его сестры Ани.
Мальчику в ту пору исполнилось девять лет. Соседка обучала детей молитвам, водила в храм.
Учеба в школе
Из всех школьных предметов Федору больше всего нравились черчение и рисование. Еще, по примеру своей сестры, тянулся к литературе и больше склонялся к гуманитарным дисциплинам.
Но в отличие от других ребят, у Ольги и Федора была другая тайная жизнь — участие в церковных службах, интерес к которым привила Вера Алексеевна.
А когда Федор учился уже в девятом классе, у него состоялась встреча с архимандритом Германом (Красильниковым). Эта встреча стала определяющей в его судьбе. Вот как она произошла.
Поскольку Федор любил рисовать, а его сестра Аня увлекалась художественной литературой, то ребята решили после школы поступать: он — в художественное училище, она — в институт на филологический факультет. За благословением поехали к старцу.
Получила его, однако, лишь сестра. Брату отец Герман предрек другой путь:
«Ты станешь священником!»
Так оно и случилось. Только до этого нужно было еще дважды провалить вступительные экзамены в училище и пройти армейскую службу в десантных войсках.
Юношеские годы и молодость
В самые трудные моменты моменты своей жизни он не отвращался от веры, а утешение и силы черпал в Священном Писании.
Служба в армии
В середине 80-х годов, когда Федору пришла пора призываться в армию, в Афганистане еще шла война. И юноша не то, чтобы боялся на нее попасть, но не особенно стремился в Афган. Отец успокаивал:
«Грибоедов там служил, и тебе не зазорно».
В десантных войсках парень оказался из-за того, что занимался парашютным спортом. И всю группу в ДОСААФе, где Федор занимался, направили в Афганистан. А его направили в Литву. Бог спас.
В армии Федор тоже умудрялся читать Священное писание — мама еще подарила изданное за рубежом Евангелие.
«Иногда мне удавалось уходить в лес и в одиночестве молиться», — вспоминал Федор.
Командир роты хотел забрать молитвенник и запереть в сейф, но солдату удалось сохранить его у себя.
«Раньше считалось, что если ты не служил в армии, — значит у тебя что-то не в порядке с совестью или с головой. Потом, служба в армии, это, конечно вопрос дисциплины и взросления. Я считаю, что армия обязательно нужна».
Протоиерей Федор Бородин
Духовное образование
В конце 80-х, отслужив в армии, Бородин вернулся в Москву. В стране вовсю шла перестройка, храмы возвращались законному владельцу — православной Церкви.
Федор принял решение поступать в Московскую духовную семинарию. Тогда начинался церковный подъем, и много молодых людей стремились получить духовное образование. Федор тепло вспоминает о своем друге по учебе Игоре Давыдове (епископе Якутском Зосиме), который потом умрет сразу после литургии в возрасте 46 лет. Люди просто сгорали на службе.
Исповедником Бородина был архимандрит Кирилл Павлов. На последнем курсе Федор попросил у него благословение на то, чтобы продолжить учебу дальше в Духовной академии. Старец поставил условие:
«Сперва женись».
Зрелый возраст
«Каков поп, таков и приход», — гласит народная мудрость. Прихожанам повезло с попом, а близким — с отцом семейства.
Личная жизнь
В это время Федора как раз познакомили с одной достойной девушкой. Ее звали Людмила, она в Лавре писала иконы. Отец Кирилл одобрил выбор. Молодые поженились.
В церковном браке родилось 7 детей: одна дочь — Настя и шестеро сыновей — Серафим, Филипп, Илья, Алеша, Федя, Ваня.
Отец большого семейства не забыл своего детского увлечения рисованием, он даже расписывал храмы с известным православным бардом Романом Тамбергом. Но теперь занимается этим лишь со своими детьми.
Из других увлечений — поход на байдарках. Ходит со своими прихожанами каждое лето, в группе свыше 70 человек, много детей.
Для мобильности приобрел недорогую автомашину. Но для его большой семьи нужен микроавтобус, копит на него деньги.
Бывший десантник пишет книги на духовные и жизненные темы. Издательство «Никея» выпустило его пособие «Сотвори любовь. Как вырастить счастливого ребенка». Автор, основываясь на собственном опыте и опыте прихожан, рассказывает, с какими трудностями приходится сталкиваться на этом нелегком пути воспитания своих любимых чад.
Церковная служба
Бородин начал службу в храме Никольском в Кленниках. Настоятель Александр Куликов стал и его духовником.
Первую исповедь бывший десантник уже самостоятельно принимал в 24-летнем возрасте. Прихожане были вдвое-втрое старше, очень волновался.
В том же 1992 году он получил новое назначение — настоятель храма на Маросейке. Здание только что вернули в лоно Церкви, а раньше там находилась учебная мастерская художника Ильи Глазунова. По началу было непривычно видеть статуи языческих богов, но их быстро убрали.
В первое время в церковь заходило мало людей. Бородины восстанавливали ее всей семьей: жена пела на клиросе, мать заведовала свечным ящиком, брат помогал рабочим обустраивать алтарь, сестра готовила для них пищу.
Три года священник совмещал службу в двух храмах, благо они располагались на одной улице. Будни проводил в Кленниках, выходные – в Космодамианском. Трудно было успевать всюду исповедовать и крестить, а еще проводить воскресную литургию. Хотя ему это очень нравилось:
«Главное в моей жизни – литургия. Молюсь в алтаре и чувствую, как все унылое, малодушное, ропотное во мне сгорает. Приходят силы, терпение, смысл. Литургия – явление иной, бессмертной жизни. Великое счастье к этой жизни прикасаться».
Федор Бородин
Церковная биография, основные вехи:
- 1992 год — завершение учебы в Московской духовной семинарии;
- 29 марта 1992 года — Святейшим Патриархом Алексием рукоположен во диакона;
- 14 октября 1992 года — Святейшим Патриархом Алексием рукоположен во пресвитера;
- 1992 год — настоятель храма Космы и Дамиана на Маросейке;
- 2002 год — возведен в сан протоиерея;
- апрель 2012 года — удостоен права ношения креста с украшениями.
Видео о протоиерее
В этом видео-сюжете вы сможете посмотреть ответ священника прихожанам о венчанном браке.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Отзывы и комментарии
Читать книгу «Сотвори любовь. Как вырастить счастливого ребенка» онлайн полностью📖 — протоиерея Федора Бородина — MyBook.
Посвящаю моей маме, Наталье Андреевне Бородиной
Скоро родится ребенок. Как подготовиться?
Надо начинать с себя – и заранее!
Готовиться к рождению ребенка надо очень и очень заранее – не за девять месяцев и не за год. Отцовство, материнство, вообще родительство – это искусство, навык, глубоко укорененное в человеке умение, которое в традиционных обществах, то есть во все века, предшествующие нашему, передавалось из поколения в поколение примером. И даже если у человека, допустим, умерли родители, погибли и он воспитывался сиротой, все равно основные принципы, основные механизмы родительства и воспитания были везде одинаковы – почти везде, с небольшой поправкой на разные культуры.
Вспомнить хотя бы время моего детства: начни я лузгать в вагоне метро семечки, мне бы сделали замечание десять из двадцати взрослых. И я бы к этому нормально отнесся, потому что они были бы совершенно правы. Сейчас замечание не сделает никто, иначе в ответ можно услышать все что угодно. Нельзя попросить молодого человека уступить место беременной женщине – он может наорать на вас матом или даже броситься в драку. Мы все сейчас оказались в сложной ситуации: у нас нет впитанных с детства навыков.
Навык родительства, и особенно навык отцовства, в нашем обществе разрушался с невиданной силой. Это началось с революции, точнее, с послереволюционной большевистской, коммунистической агитации. Одна из ее основных идей, что отцы – в широком смысле слова: отцы и праотцы – кругом неправы. Все, что было до революции, – это или неправильно, или преступно, или смешно и может подлежать только осуждению, искоренению, осмеянию, сарказму. И человек рос с сознанием, что все, что было до него в мире, который он пока еще не до конца разрушил, – неправильно. И деды и прадеды были глупыми дураками, которые все делали неправильно, поэтому надо все делать по-другому.
Разумеется, это подрывало и личностные отношения с родителями; ребенок мог сказать: «Папа, ты жил при царе, поэтому твой опыт мне совершенно не нужен».
Последствия этого трагичны. Мы оказались страной победившего дилетантизма, где опыт был прерван фактически во всех областях жизни – от семьи до командования армией, экономики, строительства железных дорог и т. д. Дальше – больше: раскулачивание, коллективизация, репрессии, Великая Отечественная война, когда десятки миллионов мужчин были убиты или оторваны от своих семей.
Послевоенное поколение – миллионы людей – выросли в неполных семьях. Девочки и мальчики не видели примера, как строятся взаимоотношения между родителями, не учились этому и не стали участниками, носителями, продолжателями традиции – как, например, мои родители и родители очень многих моих сверстников и соучеников. Поэтому нас сейчас накрыла волна разводов, как цунами, набирающая все большую и большую высоту при приближении к берегу. Мы – поколение, выросшее у разведенных родителей. А в поколении наших детей редкость ребенок, воспитанный в полной семье – в семье, которая счастливо сложилась от начала, где папа и мама живут в первом браке, любят друг друга и хранят друг другу верность. Очень мало пар, которые вот так в полноте проживают свой семейный век…
И когда молодые люди, юноша и девушка – хорошие, образованные, начитанные, тактичные, даже, может быть, верующие, старающиеся жить по заповедям Божиим, по Евангелию, – создают семью, очень редко у кого получается. И только с огромным трудом, с кровью и потом, потому что все, что должно быть передано, приходится собирать по крупицам самому. Представьте себе, вот исчезло с лица земли три четверти плотников и вам нужно брать в руки топор и самому учиться рубить дерево, делать из него доски и собирать из них комод. Вы рано или поздно его сколотите, но на хороший комод, который за два года вас научил бы делать хороший мастер, педагог, вы потратите пятнадцать лет, наломав кучу дров. И вот мы ломаем такую же кучу дров, создавая семью.
Первая проблема, с которой мы сталкиваемся и которую мы, верующие люди, решаем с помощью Божией, – это установление правильных отношений внутри семьи. Потому что воспитание детей происходит уже после того, как сложились отношения между папой и мамой как мужем и женой. Воспитание будущего ребенка надо начинать с себя, со строительства правильных семейных отношений.
В таинстве Венчания священник берет соединенные руки жениха и невесты и трижды, с крестом в руках, обводит брачующихся вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие. Этот обряд символизирует, что вечное единство мужа и жены будет строиться на написанном в этой книге – на заповедях Божиих, на повелениях Христовых.
Но оказывается, что, зная заповеди и, может быть, даже зная Евангелие близко к тексту, нужно очень много времени, чтобы воплотить их в жизнь. А времени обычно нет. Молодые люди женятся, и Господь дает им дитя. И вот молодая мама и молодой папа, которые почти ничего не умеют, поставлены перед совершившимся фактом…
Зачем мы женимся?
У настоящей христианской семьи есть несколько основных правил, и первое из них – это не просто семья, она стремится стать малой церковью или храмом. Ведь вот и в храме есть окна, батареи, вода, канализация, двери – все как в обычном доме; но как храм отличается от дома, так христианская семья отличается от обычной семьи присутствием Божиим, жаждой этого присутствия и поиском Божией помощи.
И конечно, невозможно построить православную семью без совместной молитвы, без совместного участия в таинствах. Очень многие семьи пренебрегают совместной молитвой, и это очень грустно, это беда нашего времени. Христос сказал: Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18: 21). Наше единство в Боге реализуется прежде всего в совместной молитве. Понятно, утром это почти невозможно, все встают в разное время; но вечером собираться на общую молитву надо обязательно. И душа начинает чувствовать, как она соединяется с любимой душой помимо человеческих связей еще какими-то удивительными таинственными связями в Боге: действительно начинает строиться храм.
Муж, как священник домашней церкви, читает молитвы вслух. С этого начинаются проблемы – и их решение. Потому что он может читать так, что молодая жена вообще не сумеет молиться: она привыкла читать правило в другом ритме, ей очень тяжело. И вот начинается строительство из семьи храма, основной принцип Церкви начинает работать над душой каждого человека. Что это за принцип? Служение Христа нашему спасению: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою (Мф. 20: 28).
Христос любит нас, любит жертвенно, до восхождения на крест. Современный же человек любит жену или любит мужа, любит ребенка не жертвенно, а любит-владеет, пользуется. Создает семью, как солнце притягивает к себе и строит систему своих планет: жена должна быть вот такой, должна занять в жизни определенное место, вставиться как штекер в определенное гнездо и делать то-то и то-то. Как недавно муж одной нашей прихожанки объявил ей, что он, как любой мужчина, хочет, чтобы его любили безвозмездно и на его условиях.
Христианское отношение к личности другого человека предполагает совершенно иное.
Во-первых, в основу кладется служение как основной принцип строительства семьи. Служение – такое затертое слово, но это то, что делал Христос, Он служил и продолжает нам служить. Он пришел на землю не для счастья, а на распятие. Современный же человек создает семью, чтобы стать счастливым. В этом, наверное, нет ничего преступного, но этот принцип счастья-то как раз и не приносит, а приносит беду.
Как-то я долгие три часа разговаривал с одним мужем, верующим человеком, у которого распадалась семья. Я безуспешно пытался до него достучаться. В конце концов у меня кончилось время вместе с терпением, и я спросил: «А вообще ты, когда женился, хотел сделать ее счастливой?» Он резко на меня обернулся – мы сидели рядом на скамейке – и с очень удивленным видом сказал: «Я об этом никогда не думал. Какая интересная мысль, надо подумать!» Человеку четвертый десяток, у него жена и ребенок, а он даже не думал о том, для чего он, христианин, женился. Мы женимся, чтобы служить счастью другого человека!
А если в основу семьи положен не принцип жертвенной любви, а принцип получения чего-то от другого человека – молодости, красоты, интересной беседы, вкусного ужина, да чего угодно, не важно, – я, как только перестаю получать, перестаю любить. Например, жена стала не так красива, как мне хочется, и моя любовь к ней заканчивается. Если же я люблю-служу, а не люблю-пользуюсь, умаление молодости и красоты никак не влияет на мою любовь. И когда встречаешь – к сожалению, теперь очень редко – христианских супругов, которые всю жизнь прожили вместе, видишь, как они смотрят друг на друга светящимися глазами, с любовью, до которой молодым людям как до неба… Понимаешь, что пусть ни у него, ни у нее давно нет телесной красоты, зато есть особая, райская красота. Именно потому, что эти люди друг другу служат.
notizblaettchen — Блог Tumblr | Tumpik
notizblaettchen
·
2 года назад
Текст
Посмотреть этот пост в Instagram
Сообщение, опубликованное Ахимом Бейнсеном (@aquimo19)
·
Посмотреть примечание
notizblaettchen
·
2 года назадТекст
0 заметок
неизвестен
·
2 года назадТекст
Heiliger Benedikt, bitte für uns!
0 примечаний
notizblaettchen
·
2 года назадТекст
Aus dem Himmel her trat ein Erzengel in die Welt des Sichtbaren, der Gottesmutter den Freudengruß zu sagen. Und als er dich mit seinem leiblosen Wort zugleich leibhaft werden sah, o Herr, da stand er außerstande und jubelte ihr zu:
Sei gegrüßt, durch dich leuchtet das Heil hervor; Sei gegrüßt, dunkel wird das Unheil vor dir.
Sei gegrüßt, den gefallenen Adam richtest du wieder auf;
Sei gegrüßt, von ihren Tränen erlösest du Eva.
Sei gegrüßt, allem menschlichen Überlegen hoch überlegen bist du;
Sei gegrüßt, so abgrundtief erschauen dich die Engel nicht einmal.
Sei gegrüßt, von Uranfang des Friedefürsten Thron;
Sei gegrüßt, denn du trägst den, der alles erträgt.
Sei gegrüßt, du Stern, der offenbart die Sonne;
Sei gegrüßt, aus deinem Leib wird Gott der Menschensohn.
Sei gegrüßt, aus dir wird die Schöpfung neu geboren;
Sei gegrüßt, durch dich wirkt der Schöpfer ungeboren als Kind.
Sei gegrüßt* du jungfräuliche Mutter!
0 примечаний
notizblaettchen
·
2 года назадТекст
Молитва о супруге
О Всеблагий Господи, я знаю, что мое великое счастье зависит от того, чтобы я любил Тебя всей душой и всем сердцем, и чтобы я мог исполнить Твою святую волю во всем.
Направь, Боже мой, душу мою и наполни мое сердце: Я хочу угодить Тебе одному, ибо Ты Творец и Бог мой.
Избавь меня от гордыни и себялюбия: пусть Твой ум, скромность и целомудрие украсят меня. Праздность противна Тебе и порождает пороки, но дай мне стремление к усердию и благослови мои труды. Ибо закон Твой поэтому повелевает людям жить в честном браке, то приведи меня, Святый, к этому званию, освященному Тобою, не в угоду моей похоти, но во исполнение Твоего намерения для Тебя Сам сказал, что нехорошо человеку быть одиноким и сделал ему жену помощником, благословил их расти, размножаться и населять землю.
Услышь мою смиренную мольбу, дай мне честного и благочестивого супруга, чтобы в любви с ним и в согласии прославляли Тебя, милосердного Бога: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Протоиерей Федор Бородин
15 купюр
·
Посмотреть заметки
notizblaettchen
·
2 года назадТекст
Православные Бенедиктинерклостер Мария Химмельфарт в Айсбергене. Русско-православная Кирхе им Аусланд им Вестритус (западный обряд)
0 примечаний
notizblaettchen
·
2 года назадТекст
«Вечная память» эквивалентна фразе «да будешь ты всегда в памяти Бога». Церковь произносит эту молитву для того, чтобы усопшие «продолжались» в памяти Божией. Потому что, если Бог «забывает» нас, если Он говорит: «Я никогда не знал тебя» (Мф. 7:23), мы приходим к духовному угасанию. Но если Он вспомнит о нас, то подобно тому разбойнику на Кресте, который просил Христа помянуть его, мы также будем вечно жить с Ним в раю.
32 заметки
·
Посмотреть заметки
notizblaettchen
·
2 года назадТекст
Христос. Für dich und mich am Kreuz gestorben.
Herr erbarme Dich, Herr erbarme Dich, Herr erbarme Dich!
0 примечаний
notizblaettchen
·
2 года назадТекст
Heiliger Benedikt, bitte für uns!
0 примечаний
notizblaettchen
·
2 года назадТекст
Это похоже на дом моей мамы, лол
15 заметок
·
Посмотреть заметки
notizblaettchen
·
2 года назадТекст
О Спасе, Ты осветил землю Крестом Своим и призвал всех грешников к покаянию. Молю Тебя, не отделяй меня от стада Твоего, Добрый Пастырь. Но лучше ищи меня, заблудшую овцу, и включи меня в Твое святое стадо, о единственный добрый Владыка, человеколюбивый.
(Ортос)
40 банкнот
·
Посмотреть заметки
notizblaettchen
·
2 года назадТекст
0 заметок
notizblaettchen
·
2 года назадТекст
Клостер Айсберген. Вестрит. Русско-православная Кирхе в Австралии
0 примечаний
История России Том 39 Выпуск 1-2 (2012)
Отправить этот контент по электронной почте
Поделитесь ссылкой с коллегой или библиотекарем
Вы можете отправить ссылку на эту страницу по электронной почте коллеге или библиотекарю:
Отправить этот контент по электронной почте
или скопируйте ссылку напрямую:
https://brill. com/view/journals/ruhi/39/1-2/article-p106_5.xml
Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.
Ссылка успешно скопирована
Блог Humanities Matter Серия подкастов Интервью Через радугу Подкасты В цепях Видео Миграция Гостевые сообщения Качественное образование Выживание по градусам Пожертвовать Война и мир
Получайте уведомления о новых проблемах
Получайте предварительные уведомления о статьях
Получайте оповещения о цитировании
Сохранять
Отправить этот контент по электронной почте
Поделитесь ссылкой с коллегой или библиотекарем
Вы можете отправить ссылку на эту страницу коллеге или библиотекарю по электронной почте:
Отправить этот контент по электронной почте
или скопируйте ссылку напрямую:
https://brill. com/view/journals/ruhi/39/1-2/article-p106_5.xml
Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.
Ссылка успешно скопирована
Блог Humanities Matter Серия подкастов Интервью Через радугу Подкасты В цепях Видео Миграция Гостевые сообщения Качественное образование Выживание по градусам Пожертвовать Война и мир
Получайте уведомления о новых проблемах
Получайте предварительные уведомления о статьях
Получайте оповещения о цитировании
Сохранять
Русские монастыри раннего Нового времени вели подробный учет пожертвований мирян и самих монахов до и после их пострига. Подарки, достаточные для проведения ежегодных торжеств, обычно регистрировались в вкладной книге и в кормовая книга (книга праздников), а меньшие пожертвования записывались в записную книгу (тетрадь). Переведенная здесь записная книга включает в себя пожертвования, сделанные за более чем полвека Иосифо-Волоколамскому монастырю, одному из крупнейших в России XVI века. Жертвователи составляют широкий слой русского общества — крестьяне и князья, мужчины и женщины, приходские священники и архиепископы. Записи содержат подробные свидетельства материальной культуры того времени, поскольку пожертвования были в основном в натуральной форме. И информация, которую они предоставляют, ставит под сомнение предвзятые представления о том, насколько тесно были связаны между собой социальный класс и богатство в России того периода.
Заголовок:
Записная книга Волоколамского монастыря за 1550-1607 гг.
Тип статьи:
научная статья
DOI:
https://doi.org/10.1163/187633112X627120
Язык:
Английский
Страницы:
106–147
Ключевые слова:
настоятель;
памятные пожертвования;
Иосифо-Волоколамский монастырь;
материальная культура;
казначей монастыря;
социальная история;
синодик;
записная книга
В:
История России
В:
Том 39: Выпуск 1-2
Издатель:
Брилл | Шёнинг
E-ISSN:
1876-3316
Распечатать ISSN:
0094-288X
Предметы:
История,
славяноведение и евразийство,
Современная история,
История
ProCite
RefWorks
Reference Manager
BibTeX
Zotero
EndNote
xml","citationId":"fn35-bibr"}» aria-selected=»false» role=»option» data-menu-item=»list-id-0f117623-cc0e-48c0-b901-e0fb9d2ba668″>
35)
У Титова 7094, опечатка.
Все время Прошлый год Последние 30 дней Абстрактные представления 162 24 5 Полнотекстовые просмотры 56 0 0 Просмотры и загрузки PDF 6 0 0 Русские монастыри раннего Нового времени вели подробный учет пожертвований мирян и самих монахов до и после пострига. Подарки, достаточные для проведения ежегодных торжеств, обычно регистрировались в вкладной книге и в кормовая книга (книга праздников), а меньшие пожертвования записывались в записную книгу (тетрадь). Переведенная здесь записная книга включает в себя пожертвования, сделанные за более чем полвека Иосифо-Волоколамскому монастырю, одному из крупнейших в России XVI века. Жертвователи составляют широкий слой русского общества — крестьяне и князья, мужчины и женщины, приходские священники и архиепископы. Записи содержат подробные свидетельства материальной культуры того времени, поскольку пожертвования были в основном в натуральной форме. И информация, которую они предоставляют, ставит под сомнение предвзятые представления о том, насколько тесно были связаны между собой социальный класс и богатство в России того периода.
Заголовок:
Записная книга Волоколамского монастыря за 1550-1607 гг.