Федора иоанновича годы правления: Портрет Федора Иоанновича — Виртуальный Pусский музей

Разное

Содержание

12. Правление Фёдора Иоанновича. — Реферат Рефератович

Реферат по учебной дисциплине «История России»

на тему:»Правление Фёдора  Иоанновича».

 

    План

1. Введение

2. Начало правления Фёдора  Иоанновича. Причины воцарения на трон.

3. Значение Бориса Годунова в управлении государством.

4. Главные события, связанные с правлением Фёдора  Иоанновича.

5. Заключение.

6. Список литературы.

   1.Введение.

   Среди множества русских царей, когда-либо правящих нашей страной, личность Фёдора Иоанновича – последнего из династии Рюриковичей – представляется особенно противоречивой и во многом недооценённой. Отличавшийся исключительной добротой, мягкостью нрава, набожностью, он на первый взгляд кажется наименее подходящим кандидатом на царский трон. До сих пор историки не утвердились в общем мнении, касающегося этого сына Ивана Грозного. Одни считают, что это была практически слабоумная личность, неспособная управлять государством, другие (эти мнения появились недавно) полагают, что Фёдор Иоаннович был человеком особого склада, который, несмотря на отсутствие лидерских качеств, сумел много сделать для своей страны.

   Фёдор Иоаннович был средним сыном Ивана Грозного, родился 11 мая 1557 года в Москве. Уже с детства он отличался высокой духовностью, пламенной верой, пристрастием к церковной жизни. Очевидно, что он был полной противоположностью своему отцу.

  Фигура Фёдора Иоанновича – особенная в русской истории, отличающаяся двойственностью, загадочностью. Попытку разгадать эту тайну делали не только историки, но и литераторы. Особо интересной в этом отношении является пьеса А.К. Толстого под названием «Царь Фёдор Иоаннович». В ней, вопреки сложившемуся мнению, монарх предстаёт не «блаженненьким дурачком», а светлой благородной личностью, истинно верующим и милосердным человеком.

   Важным обстоятельством является и тот факт, что Фёдор Иоаннович канонизирован Русской Православной Церковью, благодаря его благочестию, нравственности и широкой благотворительной деятельности.

   Противоположная ситуация наблюдается в светской публицистике. В ней наблюдается явное пренебрежение к последнему представителю династии Рюриковичей, преобладают отрицательные отзывы о нём как о никчемной личности. Пересмотр деятельности Фёдора Иоанновича выявляет несколько иные факты, а открывшиеся обстоятельства стимулируют к более тщательному изучению данного вопроса. Неполная изученность темы на текущий момент делает её особенно актуальной.

    2. Начало правления Фёдора  Иоанновича. Причины воцарения на трон.

   Давно очевиден факт: смерть сильного правителя (такого, например, как Иоанн Грозный) всегда вызывает в его ближнем окружении смятение, неизбежно возникает борьба за власть, схватка за политическое наследство и влияние. Подобная ситуация сложилась и перед коронацией третьего сына Иоанна Грозного – Фёдора Иоанновича. А.Н. Боханов акцентирует внимание на следующем обстоятельстве: «Восшествие на престол Фёдора Иоанновича далеко не всем представлялось желательным, ведь Фёдор не создан для царской роли; ещё его отец говорил, что он – “постник и молчальник”» [Бох; 202].

    Существовало много причин, препятствовавших восхождению нового царя на трон. Это и различные родовые группировки, не симпатизировавшие сыну Иоанна Грозного; и его особенные личные качества. Мария Нагая и род Шуйских, распространяя слухи об умственной отсталости Фёдора Иоанновича, преследовали свои цели. Так, Мария Нагая, будучи матерью царевича Дмитрия, полагала, что именно её сын является законным наследником, а Шуйские очень боялись неизбежного выдвижения Бориса Годунова, который приходился братом жены Фёдора Иоанновича Ирины. Кроме того, им не нравилась неспособность Ирины иметь детей. «Бездетность царицы, – пишет А.Н. Боханов, – стала главным стержнем придворной интриги Шуйских против царя Фёдора» [Бох; 282]. Они добивались развода Ирины и Фёдора, но оказались бессильными перед любовью супругов. Поведение и позиция Фёдора Иоанновича в этой ситуации опровергают его репутацию «безвольного», «блаженного» и «слабоумного» человека. Он проявляет здесь невероятную решительность, демонстрирует удивительную силу воли. Впрочем, у Фёдора Иоанновича были не только противники, но и союзники. К ним, относятся боярин Никита Романов (в скором будущем – основатель известной династии) и князь Иван Фёдорович Мстиславский, который, впрочем, поддерживал Фёдора Иоанновича лишь до 1586 – вплоть до заговора о разводе, который не был им отвергнут. После этого предательства Мстиславский впал в немилость и окончил свои дни в монастыре (события эти произошли при прямом участии Бориса Годунова).

    Итак, в результате всего произошло неизбежное событие: Фёдор Иоаннович венчался на царство в возрасте двадцати семи лет. Это событие произошло 31 мая 1584 года. Английский дипломат Джером Горсей – современник Фёдора Иоаннович и Годунова – следующим образом описывает эти исторические события, свидетелем которых ему пришлось быть: «Когда прежний царь Иван Васильевич умер, в городе Москве, после того как царствовал 54 года, поднялось некоторое беспокойство и волнение среди знати и простого народа (cominaltie), однако оно было быстро подавлено. Немедленно, в ту же ночь, боярин Борис Фёдорович Годунов, князь Иван Петрович Шуйский и Богдан Яковлевич Бельский, – все они были назначены, чтобы утвердить на троне его сына Фёдора Иоанновича, привели к присяге друг друга, всю знать и чиновников» [Горсей; 141].

    По словам Д.М. Володихина, скорое восстание москвичей оказалось не столько тревогой, гневом или растерянностью, сколько режиссированными действиями, которые организовали группировки, относящиеся к политической элите. В русских летописях немало упоминаний о «смятении великом» и вражде между аристократами [Рюр; 343]. Восставших удалось успокоить ссылками неугодных и организацией скорого венчания Фёдора Иоанновича.

   Итак, очевидной причиной воцарения на трон Фёдора Иоанновича было стремление подавить волнения в стране. Другая причина – не менее важная – заключается в следующем: царевич Фёдор являлся в 1584 году единственным законным сыном Ивана IV, равноценных ему претендентов на трон не существовало в принципе. Примечательны его характеристики: «взрослый человек, известный всей стране, женатый, царская кровь от царской крови, добрый христианин» [Рюр; 344]. Итак, всему народу был очевиден выбор в отношении нового царя, одобрение по поводу его кандидатуры было неоспоримым и единодушным. Особое впечатление произвёл съезд высшего духовенства на коронацию, создавшее имитацию Земского собора, процесса выбора, хотя на самом деле этого не было.

    Период правления царя Фёдора Иоанновича длился тринадцать с половиной лет. В отечественной историографии эта эпоха обычно представлялась как «безликое время», а сам царь – как «блаженный» [Бох; 207]. От него не ждали каких-то громких побед или свершений. А.Н. Боханов пишет: «Даже весьма сведущие историки, но лишённые “ока духовного”, не могли понять и принять новый облик власти; для них слова “блаженный и юродивый” являлись синонимами, обозначавшими лишь форму умственной неполноценности» [Бох; 207]. Вот как характеризует нового царя из династии Рюриковичей известный историк Е.Ф. Шмурло: «Молодой царь Фёдор, наследовавший Ивану Грозному, был человек неспособный к управлению государством: обиженный природой по уму – тихий дурачок, глуповато улыбавшийся, с кроткой душой, никому в жизни не причинивший намеренно зла, но неспособный творить и настоящее добро, он походил на блаженненького» [Шм; 223]. Учёный делает упор на неспособность Фёдора находиться во главе государства, ослабленного тяжёлыми войнами и двадцатилетним произволом Иоанна Грозного. Следует отметить, что подобное мнение не является неоспоримым и объективным. Новый взгляд историков на верующего и милосердного Фёдора Блаженного позволяют выявить иные подробности его правления, о которых будет сказано ниже.

    Перипетии, связанные с интригами и волнениями, отодвигают начало царствования Фёдора Иоанновича в тень. Эти события, вышедшие на передний план, происходят не по воле нового царя и потому как будто бы умоляют его роль в управлении страной. В то же время, по меткому замечанию Д.М. Володихина, «грязь дворцовых интриг не пристаёт к биографии Фёдора Иоанновича» [Рюр; 343].

   Летописи оставили потомкам рассказ о начале царствования Фёдора Блаженного. И в них едва ли можно найти признаки слабоумия или неадекватного поведения. Приведённые в документах речи царя указывают на него как на человека думающего и интеллектуального, способного «воспроизводить вслух и прилюдно цветистую идеологическую конструкцию» [Рюр; 353].

    И всё же принято считать: Фёдор Иоаннович лишь формально стоял у власти, а на деле страной управлял его шурин Борис Годунов. Но с позиции сегодняшнего дня эта схема представляется чересчур простой. Разумеется, Годунов играл огромную роль в политике России данного периода, но полностью исключать роль Фёдора Иоанновича нельзя, хотя бы потому, что для осуществления своих замыслов Годунову приходилось быть в активном взаимодействии с царём, согласовывать с ним свои планы, поддерживать хорошие отношения. По мнению Д.М. Володихина, Фёдор Иоаннович и Борис Годунов явились примером удачного партнёрства, соправительства, как будто их подбирал сам «Небесный режиссёр» [Рюр; 366]. Народ очень любил своего царя, видя в нём сильного молитвенника за всю Русь, который к тому же давал ему отдохновение от деятельности прежнего, грозного, царя. Д.М. Володихин пишет: «В его постоянном молении, в его благочестии, в его богомольном рвении видели своего рода мистический щит, заграждавший большим бедам путь в России» [Рюр; 366]. Это была высокая миссия. А для т.н. «низкой» миссии был необходим Годунов. Для практических деяний последнему требовалось разрешение царя, и тот его дал, в результате чего действия Годунова получили законную силу. Поэтому в корне неверно приписывать все достижения исключительно предприимчивому шурину Фёдора Иоанновича: что-то свершил сам царь, что-то их тандем, а всё прочее – Годунов. За первые два с половиной года было сделано очень многое. Самым главным оказалось установление политического курса страны по всем основным направлениям. Опираясь на выдающиеся качества Бориса Фёдоровича – такие как непреклонная воля, неординарный ум, смелость и решительность – Фёдору Иоанновичу удалось удерживать страну в состоянии относительного мира и спокойствия. Были решены важнейшие проблемы, касающиеся обороны, расширения земель и утверждение патриаршего престола. Кроме того, важнейшей заслугой царя является разгром шведов, не оставлявших в покое русскую землю. Такова была деятельность Фёдора Иоанновича в первую половину царствования, до 1592 года. Во второй половине царствования ведущая роль в государственных делах принадлежит Борису Годунову.

    3. Значение Бориса Годунова в управлении государством.

   Борис Годунов являлся потомком татарского мурзы Чета, выходца из Орды во времена Ивана Калиты. Годунову удалось выдвинуться ещё при Иоанне Грозном. Он не числился в списках опричнины, и всё же находился к ней очень близко; его репутация осталась не запачканной, но связь с неприглядным прошлым не прошла ему даром: в глазах многих он был «дерзким выскочкой» [Шм; 224]. Очень точно передано отношение элиты того времени к Годунову в гениальной драме А.С. Пушкина: «Вчерашний раб, татарин, зять Малюты, / Зять палача и сам в душе палач…» [Пушкин;].

   Годунов ввёл в порядок управление и положил конец бесчиниям, творившимся в предыдущее царствование. В отношениях с иноземными государствами Годунов с честью поддерживал достоинство русского имени. Развивая традиции правления, положенные предыдущими русскими царями, в частности, Иоанном Грозным, Годунов решительно двигался к своим целям – устроению внешней жизни страны и внутренней безопасности. Его трудами начала реализовываться большая программа по обустройству новых территорий и укреплению хозяйственного и административного порядка на старых. Для пресечения лихоимства «государевым людям» было вдвое повышено содержание, а мздоимство стало рассматриваться как «первостатейное преступление» [Бох; 214]. 

   Очевидно, что с 1592 года особенных заслуг в правлении Иоанна Фёдоровича не отмечается. Это происходит потому, что политические, религиозные и культурные обстоятельства не требуют прямого вмешательства царя. Он молится за свою страну, столицу и народ, ездит в паломнические поездки, занимается благотворительностью. И хотя он и присутствует на дипломатических мероприятиях, вести переговоры предоставляет шурину. Когда царица Ирина рождает вдруг долгожданного ребёнка, царь переживает особенный период надежды; когда же девочка в скором времени умирает – его жизнь наполняется скорбью. А государством в это время управляет брат супруги.

   В середине, второй половине 1590-х гг., в стране решаются глобальные задачи, касающиеся внешней политики: это заключение со шведами Тявзинского мира, масштабное освоение Сибири и степного юга, укрепление обороны на Окском рубеже. Большая, практическая часть, принадлежит в этой государственной работе Годунову. Примечательно, что после смерти Фёдора Иоанновича удача отворачивается от Годунова. Особенно влияет на ухудшение его положения голод 1601 года и убийство царевича Димитрия в Угличе. Главным врагом Годунова становится самозванец, назвавшийся воскресшим царевичем. Лжедмитрий разворачивает активную военную кампанию против Годунова, закончившуюся его победой и кратким воцарением на трон. Борис Годунов умер в апреле 1605 года, его семья была убита.  

   Таким образом, значение Бориса Годунова в управлении государством очевидно. Он развил принципы правления, положенные предыдущими русскими царями, укрепил внешнее и внутреннее положение Руси. Кроме того, он составлял идеальную пару в тандеме с Фёдором Иоанновичем, проявляя решительность, практичность и несгибаемую волю – качеств, которых не хватало царю.

    4.Главные события, связанные с правлением Фёдора Иоанновича.

    Значимость деятельности Фёдора Иоанновича определяется в первую очередь его историческими деяниями – теми, которые способствовали возвышению Российского государства и русского народа. Первое крупнейшее такое деяние – учреждение патриаршества в Москве. Далее следует такое важнейшее событие как освобождение Ивангорода, Яма и Копорья от оккупации шведов. Третье событие – основание под Москвой Донского монастыря после того как был разгромлен Казы-Гирей. Существуют и другие эпохальные события, которые не могли бы состояться без участия Фёдора I. Речь идёт о восстановлении Зачатьевского монастыря, о строительстве большого количества храмов, возобновлении книгопечатания в Москве. Д.М. Володихин утверждает: «Но три великих события, названные первыми, столь масштабны по своему значению и столь нерасторжимо связаны с личностью Фёдора Иоанновича, что их следует считать главными заслугами государя; именно их надо вспоминать в первую очередь, когда речь заходит о его царствовании и его влиянии на ход дел в Российской державе» [Вол; 224].

    Но только лишь духовными деяниями не ограничивается деятельность Фёдора Иоанновича. Здесь можно и сказать о достижениях и во внешней политике, которая при царе Фёдоре была весьма успешной, и внутренней. Важно знать: итогом краткой войны Швеции и России было возвращение южного побережья Финского залива, которое было утеряно предыдущим царём, а также заключением со Швецией «вечного мира» (1595). Было также отбита агрессия со стороны Крымского хана. Успешно осваивалась Сибирь, благодаря чему покорялись новые земли, и шёл активный процесс колонизации страны (так появились города Тобольск и Тюмень (1589)), как, впрочем, и значительное число других городов, которые играли роль «опорных пунктов русской колонизации» [Пушк; 159].

   Важнейшим событием внутренней политики явилось образование патриаршества в Москве (это произошло в 1589 году). Получив согласие православных патриархов Восточной церкви, московский митрополит Иов стал патриархом Московским и всея Руси. Это обстоятельство подняло Московскую церковь на новый уровень, указывающий на её особенность и независимость.  

   Отступивший от активной государственной деятельности во второй половине своего правления, Иоанн Фёдорович внезапно ярко проявляет себя во время печально знаменитого пожара 1594 года, случившегося в Москве в Китай-городе. Огневая стихия была очень сильной и погубила немалое количество различных строений, в том числе, храмы и монастыри. Фёдор Иоаннович был весьма опечален случившимся и оказал большую помощь погорельцам, как в моральном, так и в материальном плане: «Фёдор Иванович в ту пору посещал Пафнутьев-Боровский монастырь и приехал в великой кручине, и жалует народ: утешает и льготу даёт» [Вол; 225]. На «льготы» и деньги из царской казны Китай-город был отстроен заново. Нельзя не упомянуть и о сорока тонной Царь-пушки, отлитой в 1586 году. И это мощное орудие тоже подарок русскому народу от богобоязненного царя-молитвенника.  

   Фёдор Иоаннович дал своему народу возможность духовного возвышения и моральной передышки между опричниной и Смутой. После своего смерти он оставил страну окрепшей, возмужавшей и расширившей свои владения. Умер царь Фёдор 7 января 1598 года, в скором времени был канонизирован, и память его совершается дважды в год: 7 января по старому стилю – 20 января по новому и 26 августа по старому стилю и 8 сентября по-новому.

    5. Заключение.

   Врождённая святость сделала фигуру Фёдора Иоанновича особенной в ряду русских царей. Двойственность его личности породила споры, которые ведутся до сих пор: был ли последний монарх из династии Рюриковичей безумцем или святым при жизни, блаженным, молитвенником за всю Русь и весь народ. Прежде чем соглашаться с первым мнением, необходимо вспомнить его политические и государственные достижения. Это, прежде всего, относительно мирная обстановка (случившаяся война со шведами позволила России вернуть утраченные земли, в то время как Иоанн Грозный проиграл Ливонскую войну), утверждение патриаршества, усмирение татарского полчища, которое во времена Иоанна Грозного творило бесчинства. Кроткий же Фёдор Иоаннович сумел усмирить их. Во времена его царствования произошёл значительный прорыв в освоении земель Урала и Сибири, возникло большое количество монастырей и храмов и городов. И самое главное – народ любил своего блаженного царя, и краткий период его правления вспоминался как благословенная пора между воинственным и беспощадным царствованием Иоанна Грозного и последующим далее Смутным временем.

    6. Список литературы.

    1.Боханов А.Н. Борис Годунов / А.Н. Боханов. – М.: Вече, 2012. – 352 с.

    2.Володихин Д.М. Царь Фёдор Иванович / Д.М. Володихин. – М.: Молодая гвардия, 2011. – 255 с. 

    3.Володихин Д.М. Рюриковичи / Д.М. Володихин. – 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 2015. – 484 с.

    4.Горсей Дж. Записки о России. XVI – начало XVII в. Под ред. В.Л. Янина; Пер. и сост. А.В. Севастьяновой. / Дж. Горсей. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 288 с.         

    5.Пушкарёв С.Г. Обзор русской истории /Пушкарёв С.Г. – Ставрополь: Кавказский край, 1993. – 416 с.

    6.Пушкин А. С. Борис Годунов//Пушкин А. С. Сочинения. В 3-х т. Т.2. Поэмы; Евгений Онегин; Драматические произведения. – М.: Художественная литература, 1986. – 527 с.

    7.Толстой А. К. Царь Фёдор Иоаннович // Толстой А. К. Драматическая трилогия. – М.: Правда, 1987. – 544 с.

    8.Шмурло Е.Ф. История России 862 – 1917 гг. / Е.Ф. Шмурло. – М. : Аграф, 1997. – 736 с.

8. Россия в период правления Федора Иоанновича. Социальный строй русского общества в XVI в. История России

8. Россия в период правления Федора Иоанновича. Социальный строй русского общества в XVI в. История России

ВикиЧтение

История России
Иванушкина В В

Содержание

8. Россия в период правления Федора Иоанновича. Социальный строй русского общества в XVI в

Между приближенными к престолу началась борьба за влияние на царя, на первое место выдвинулся царский шурин Борис Федорович Годунов.

В 1589 г. в Москве было утверждено патриаршество.

Последняя жена Ивана IV Мария Нагая со своим малолетним сыном Дмитрием и братьями была удалена из Москвы в город Углич. 15 мая 1591 г. царевич Дмитрий был убит.

В январе 1598 г. царь Федор умер. С его смертью прекратилась династия Рюриков на московском престоле.

Центрами грамотности и просвещения были монастыри.

В XVI в. появляется плеяда талантливых публицистов (Ф. И. Карпов,И. С. Пересветов, Ермолай-Еразим, Сильвестр).

После смерти бездетного царя Федора Ивановича был созван Земский собор, на котором Бориса Годунова избрали новым российским царем.

В Польше Григорий Отрепьев – сын галичского боярина, монах, бывший дьяк в Чудовом монастыре в Москве, бежавший в Литву, где тайно принял католичество, назвался царевичем Дмитрием, сыном Ивана iv. В октябре 1604 г. он вошел в московские пределы. И уже в июне 1605 г. Москва торжественно встретила «своего законного государя» Дмитрия Ивановича.


В ночь на 17 мая 1606 г. бояре во главе с князем Василием Шуйским ворвались в Кремль и убили царя.

Князь Василий Шуйский был «выкрикнут царем».

Вскоре в Стародубе появился новый Лжедмитрий. С помощью шведов и народных ополченцев племянник царя князьМихаил Скопин-Шуйский.

Царь Василий 17 июля 1610 г. был свергнут с престола. После свержения Шуйского в Москве наступило междуцарствие. Началось время «семибоярщины».

В сентябре 1610 г. Москва с согласия бояр была занята польским войском.

В декабре 1610 г. Лжедмитирий II был убит в Калуге.

I Земское ополчение было неоднородно по составу. Состояв издворян и боярских детей, возглавляемые рязанским воеводой Прокопием Ляпуновым. С другой стороны – казаки, предводителями которых были бывшие тушинские «бояре». 30 июня 1611 г. издали указ о составе и работе нового земского правительства. В него вошли князья Д. Трубецкой, И. Заруцкий и П. Ляпунов. Из-за противоречия в правительстве I ополчение распалось.

Центром II Земского ополчения стал Нижний Новгород. Его староста Кузьма Минин в сентябре 1611 г., призывал сограждан помочь Московскому государству. Начальником земского ополчения был приглашен стольник и воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

В октябре ополченцы вступили в Москву.

21 февраля 1613 г. Земский собор торжественно провозгласил Михаила Федоровича Романова русским царем.

§ 1. Царствование Федора Иоанновича

§ 1. Царствование Федора Иоанновича
1. ВСТУПЛЕНИЕ ФЕДОРА НА ПРЕСТОЛ19 марта 1584 г. на престол вступил сын Ивана Грозного Федор. Его опекал совет бояр. В совет входили земские бояре – Иван Петрович Шуйский, Иван Федорович Мстиславский, Никита Романович Захарьин-Юрьев – и

В правление царя Федора Иоанновича (1584–1598)

В правление царя Федора Иоанновича (1584–1598)
Вопрос 5. 1Во время венчания царя Федора Иоанновича случилась одна оказия, которая потрясла всех присутствовавших. Некоторые потом усматривали в этом чудесное предзнаменование.Что стряслось?Вопрос 5.2Ирина, жена царя Федора и

В правление царя Федора Иоанновича (1584–1598)

В правление царя Федора Иоанновича (1584–1598)
Ответ 5.1Федора короновали по чину венчания византийских императоров. Долгая церемония утомила царя. Не дождавшись окончания коронации, он передал шапку Мономаха боярину князю Мстиславскому а тяжелое золотое яблоко

КАЗАКИ В ЦАРСТВОВАНИЕ ФЕДОРА ИОАННОВИЧА (1584–1598 годы)

КАЗАКИ В ЦАРСТВОВАНИЕ ФЕДОРА ИОАННОВИЧА (1584–1598 годы)
После смерти Иоанна Грозного на московский престол вступил царь Федор Иоаннович. После сильного напряжения во внутренней и внешней политике, продолжавшегося в течение всего царствования Иоанна Грозного, в стране

13.

 Россия в период правления Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны

13. Россия в период правления Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны
Петр I умер 28 января 1725 г., не назначив себе преемника. Вопрос о наследнике престола должны были решать Сенат, Синод и генералитет. При решении вопроса о наследнике Петра I мнения и голоса разделились:1) старая

14. Россия в период правления Елизаветы Петровны и Петра III

14. Россия в период правления Елизаветы Петровны и Петра III
В ночь на 25 ноября 1741 г. при поддержке гвардейских офицеров Елизавета совершила дворцовый переворот и была провозглашена императрицей. Малолетний император Иоанн был сослан на Север России.В период царствования

26. Россия в период правления Александра III Миротворца. «Контрреформы» 1890-х гг

26.  Россия в период правления Александра III Миротворца. «Контрреформы» 1890-х гг
Оправившись после убийства отца, Александр III начал проводить свою жесткую политику.С 1886 г. по 1894 г. происходит разработка проектов контрреформ. Боясь свержения стал проводить политику

12. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ В ПЕРИОД ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

12. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ В ПЕРИОД ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА
Централизация Русского государства знаменуется резким усилением власти монарха – московского великого князя, а позже – царя. С княжения Ивана III (1440–1505) московские монархи подчеркивали

Глава 12. РЕЛИГИОЗНАЯ ВОЙНА В РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ. СМЕРТЬ ФЕДОРА ИОАННОВИЧА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Глава 12.
РЕЛИГИОЗНАЯ ВОЙНА В РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ.
СМЕРТЬ ФЕДОРА ИОАННОВИЧА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
В то время как Москва залечивала раны после Ливонской войны, на территории Речи Посполитой происходили события, которым было суждено сыграть важную роль в судьбе России. В отличие от

15 РОССИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ФЕДОРА ИОАННОВИЧА. СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ РУССКОЙ ОБЩИНЫ

15 РОССИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ФЕДОРА ИОАННОВИЧА. СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ РУССКОЙ ОБЩИНЫ
В 1584 г. умер Иван Грозный. Наследником престола стал его сын – Федор, болезненный и суеверный человек.Его советниками стали князья И. П. Шуйский, И. Ф. Мстиславский, бояре Н. Р. Юрьев, Б. Ф. Годунов

24 РОССИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ЕКАТЕРИНЫ I, ПЕТРА II, АННЫ ИОАННОВНЫ

24 РОССИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ЕКАТЕРИНЫ I, ПЕТРА II, АННЫ ИОАННОВНЫ
Со второй четверти XVIII в. (с 1725 г. – со смерти Петра I) в России начинается эпоха дворцовых переворотов, которая сопровождалась ожесточенной борьбой между различными политическими силами страны.После смерти

25 РОССИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ И ПЕТРА III

25 РОССИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ И ПЕТРА III
В 1740 г. умерла Анна Иоанновна. Она позаботилась о своем наследнике. Но в ходе очередного дворцового переворота на русский престол с помощью гвардии была возведена дочь Петра I – Елизавета Петровна. Она

43 РОССИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА III. КОНТРРЕФОРМЫ 1890-Х ГГ

43 РОССИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА III. КОНТРРЕФОРМЫ 1890-Х ГГ
C 1881 по 1894 гг. в России правил Александр Ш. Он вошел в историю как царь – миротворец, так как был убежденным противником разрешения международных проблем военными средствами.Новый царь был консервативен,

§ 6. Социально-экономический строй общества, социоэкономические уклады и подуклады, одноукладные и многоукладные общества

§ 6. Социально-экономический строй общества, социоэкономические уклады и подуклады, одноукладные и многоукладные общества
В принципе вполне возможны и реально существовали такие социоисторические организмы, в которых все социально-экономические отношения относились к

VII.

Царствование Федора Иоанновича

VII. Царствование Федора Иоанновича
Географический очерк Курского края. – Распределение древнейших уездов Курского края. – Преемственность населения. – Пространство, пределы и состав территориальных единиц Курского края. – Северная его граница. – Значение г. Ливен. –

Еврейская община Самары, Россия


Д-р Ирена Владимирская
Историк и исследователь кафедры истории Педагогического колледжа Ахва, Израиль, специализирующаяся на истории Центральной Азии.

Город Самара расположен в Нижнем Поволжье европейской части России. С 1935 по 1991 год город назывался Куйбышев. Территория Самары попала под влияние Хазарского каганата в 7 веке. Через него проходили крупные торговые пути, связывавшие Хазарию с Китаем. Хазарскому правлению пришел конец в конце 10 века, когда войска киевского князя Святослава разгромили войска хазарского кагана Иосифа. Город Самара был основан в 1568 году для защиты юго-восточных границ Русского государства от ногайцев и крымских татар. Самара упоминается в официальных документах с 1586 г. при правлении Федора Иоанновича (1557-159 гг.).8) который отвечал за строительство крепости на Волге для защиты от ногайцев и калмыков.

С укреплением Русского государства вокруг Москвы стратегическое значение Самары уменьшилось. В 1688 г. Самара была признана областным городом и начала развиваться как центр торговли и коммерции, обслуживающий общины в районах средней полосы России и Поволжья. В XVII-XVIII вв. Самара служила убежищем для участников крестьянских восстаний Степана Разина (ок. 1630-1671) и Емельяна Пугачева (ок. 1742-1775). После отмены крепостного права в России (1861 г.) Самара стала центром сельского хозяйства и мукомольной промышленности. Через Самару проходила первая железная дорога, соединившая Сибирь с Уральским регионом.

Раннее еврейское поселение

Самара находилась вне черты оседлости1. В связи с этим евреи стали селиться в городе только во второй половине XIX века, когда принятие ряда законов позволило некоторым категориям евреев жить вне черты оседлости. Бывшие кантонисты, юноши-евреи, насильно призванные в русскую армию, где в числе первых получили разрешение поселиться за пределами черты оседлости, отслужив 25 лет военной службы. По законам 1859 г.и 1865 г. все категории еврейских торговцев и ремесленников получили разрешение селиться в городах вне черты оседлости, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга. К 1853 г. в Самаре проживало всего восемь евреев (все мужчины, возможно, бывшие кантонисты). К 1862 г. их число возросло до 92, и в последующие годы заселение продолжалось. К 1871 г. евреев было 339, а в 1878 г. — 515. Большинство из них были крупными торговцами, отставными солдатами, ремесленниками и членами их семей.

Евреи были среди инициаторов и организаторов Оренбургского проекта, приведшего к прокладке железной дороги, соединяющей Самару со среднерусскими губерниями. В 1874 году в Самару приехал первый раввин. Две синагоги были открыты в 1880 и 1887 годах, но официальная регистрация еврейской общины Самары была отложена до 1895 года. выросла примерно до 1550 г. Крупные еврейские торговцы начали вывоз сельскохозяйственной продукции из Самарской губернии. Они также основали первый пивоваренный завод, производивший пиво «Жигулевское», которое известно и сегодня. «Большая синагога» вместимостью около 1000 человек была построена в Самаре в 1908, а затем в 1910 г. при финансовой поддержке отделения Всероссийского общества распространения образования среди русских евреев было создано высшее учебное заведение для членов еврейской общины. Важную роль в еврейской общине Самары сыграли Яаков Тейтель (1850-1939), известный юрист, и Вениамин Португалов (1835-1936), известный врач, журналист, видный член еврейской общины.

Еврейская жизнь в советское время

Во время Первой мировой войны и Гражданской войны в России многие еврейские беженцы из западных регионов России поселились в Самаре, спасаясь от антиеврейского насилия. В 1926 году еврейское население Самары оценивалось примерно в 7000 человек, что составляло 4% всего населения города. В 1920-е гг. партия большевиков и комсомол — молодёжная организация коммунистической партии — вели кампанию против религии, в том числе иудаизма. В 1929 году Большая синагога была преобразована в Дом культуры, а затем в хлебозавод. Еврейская школа на идише, включавшая в себя театральную школу, функционировала до 19 века.38.

 

Во время Великой Отечественной войны в Самару были переведены тридцать девять важных советских министерств и иностранных посольств. Еврейская жизнь Самары в годы войны была тесно связана с деятельностью Еврейского антифашистского комитета (ЕАК). ЕАК был создан в Самаре в апреле 1942 года. Идея организации ЕАК была предложена начальником НКВД-КГБ Лаврентием Берией (1899-1953). Организация была призвана служить интересам советской внешней политики и советских вооруженных сил посредством пропаганды в СМИ, а также посредством личных контактов с евреями за границей, особенно в Великобритании и США. Ключевыми фигурами в ЕАК были Хенрик Эрлих (Вольф Герх) (1882-1941), журналист, член-ветеран и один из лидеров Бунда – Еврейской социалистической партии – в Польше, и Виктор Альтер (1890-1941), член исполкома Бунда в Польше. Эрлих, который в начале своей карьеры был членом Исполкома Петербургского Совета с 1917 года, позже эмигрировал в Польшу. В 1939 году он был арестован и отправлен в тюрьму советскими властями, но освобожден для создания и организации деятельности ЕАК. Эрлиху помогал в его работе Альтер, который был его близким другом, после того как Альтер тоже был освобожден из тюрьмы. В Самаре они контактировали с иностранными представителями, в основном с американцами. Они предложили организовать в США специальный еврейский легион и развернуть его на советско-германском фронте. Оба мужчины считали, что могут изменить советскую политическую систему и превратить ее в более либеральный режим. Их снова арестовали в конце 1942 за «антикоммунистическую деятельность». Эрлих покончил жизнь самоубийством в городской тюрьме, а позже был казнен Альтер.

Председателем ЕАК был назначен Соломон Михоэлс (1890-1948), известный актер и режиссер Московского еврейского государственного театра. Шахне Эпштейн, еврейская журналистка, была секретарем и редактором газеты ЕАК «Эйникайт» («Единство»). Другими видными членами ЕАК были поэт Ицик Феффер (1900-1952), бывший член Бунда, писатель Илья Эренбург (1891-1967), генерал Аарон Кац (?-1952) Главной военной академии имени Сталина и Бориса Шимеловича (?-1952), главного хирурга Советской Красной Армии. Через год после основания ЕАЦ переехал в Москву и стал одним из важнейших центров еврейской культуры и литературы на идиш. В 1952 г. все члены ЕАК были обвинены в антисоветской деятельности и расстреляны.

В 1959 году в Самаре проживало 17 167 евреев. К 1970 году это число уменьшилось до 15 929, а затем до 14 185 и 11 464 в 1979 и 1989 годах соответственно. Сокращение еврейского населения также отражало начало еврейской эмиграции в США, Канаду и Израиль в XIX веке.70-е-1980-е годы. Несмотря на антисемитскую кампанию, еврейская община Самары в 1960-1970-х годах выживала и пыталась сохранить еврейский образ жизни. Члены общины решили профинансировать деятельность раввина и шохета (ритуального забоя). Шаббатные и праздничные молитвы проводились в старой хасидской синагоге. Возрождение еврейской жизни в Самаре началось в середине 1980-х годов после процесса перестройки и открытости в бывшем Советском Союзе. Евреи Самары одними из первых в Советском Союзе создали еврейский культурный центр в 1986 и еврейская библиотека в 1988 году.

Современная еврейская жизнь
В 1990-е годы еврейская община в Самаре начала восстанавливаться, когда был создан ряд новых организаций, в том числе Союз прогрессивного иудаизма «Хаим», женский ассоциация Эстер и молодежная организация Шомрон – Бней Акива. Кроме того, в Самаре начали функционировать три еврейские воскресные школы, еврейский клуб и Открытый еврейский университет. Культурное общество Tarbut la Am издает газету тиражом 3000 экземпляров. Распространяется не только среди еврейской общины Самары, но и в городах Поволжья и за ее пределами. Только одна из синагог Самары, небольшой хасидский молитвенный дом, действовала в годы коммунистического правления. Под этой синагогой находится миква: очень маленькая, но отвечающая всем требованиям Галахи. С 1991, синагога служила центром еврейской религиозной деятельности, такой как субботние и праздничные молитвы, кидушим, воскресная школа и бесплатная столовая для нуждающихся, частично работающая на местные пожертвования.

Скрипач еврейского музыкального ансамбля Алия. Самара, 1991 год. Фото: Софья Денисенко, Украина. Центр документации Остера, АНУ – Музей еврейского народа. Предоставлено Софьей Денисенко, Украина

 

В 2002 году губернатор Самары принял решение вернуть евреям Самары ныне заброшенное здание бывшей Большой синагоги. Бейт-Хабад, одна из тридцати одной еврейской организации Самары, инвестировала три миллиона долларов в реконструкцию здания с целью превращения четырехэтажного здания в будущий Еврейский общинный центр Самары.
В 1992 г. организован Самарский национальный еврейский центр. Раввин Шломо Дойч из движения Хабад был назначен главным раввином Самары в 2000 году. В 2001 году Роман Бейгель был избран президентом еврейской общины Самары. В январе 2002 года впервые за 100 лет синагога Самары получила новый свиток Торы. Город является центром еврейской активности для всех 35 000 евреев, проживающих в Самарской области. В 2003 г. в Самаре проживало около 10 000 евреев, что составляло 0,67% всего населения города.

В соответствии с тремя указами (указами) Екатерины II в 1783, 1791 и 1794 годах была создана «черта оседлости», которая ограничивала право проживания евреев либо на территории, присоединенные к Польше вдоль западной границы, либо на территории, отторгнутые от Османской империи вдоль берегов Черного моря. Позже к черте оседлости были присоединены другие присоединенные территории, и евреям было разрешено селиться там в качестве «колонистов». Однако евреям по-прежнему запрещалось селиться на старых территориях России.

Михаил Романов: «Московский князь и великий помещик стал представителем Всероссийского, носителем высших народных приоритетов»

22 июля 2017 года исполняется 421 год со дня рождения основателя Российской царской династии, Михаил Федорович Романов. В фондах Президентской библиотеки и на ее сайте хранится большое количество редких книг и документов, рассказывающих о достижениях и личности этого популярного монарха.

 

г. Дом Рюриковичей, родовой род которого прервался со смертью в 1598 г. царя Федора Иоанновича, сына Ивана Грозного, не оставившего наследника, стоял у основания первого государства на Руси. С этого года в стране началось тяжелое время, известное как «Смутное», которое длилось полтора десятка лет.

 

Опустевший престол не давал покоя окрестным странам и некоторым знатным московским боярам — перипетии Смутного времени хорошо описаны в «Книге избрания великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича» 1856 г., «Избрание Михаила Романова на царство» 1913 и многие другие издания, доступные на сайте Президентской библиотеки.

 

Сначала Лжедмитрий № 1 занял российский престол и с помощью поляков несколько месяцев правил в Москве. Когда обман раскрылся, бояре выбрали человека из своего окружения Василия Шуйского, обязав его разделить с ними царскую власть, но тот был уличен в грубых злоупотреблениях и сослан в монастырь с иноческим постригом. Тогда поляки привели в Москву свое войско и посадили на престол своего Лжедмитрия-2… На Россию обрушились мародерство, голод, смертельные болезни. Не менее расшатывалось молодое государство и из-за предательств тех, на кого надеялся народ.

 

Как пишет В. Берх в книге 1832 года «Царствование царя Михаила Феодоровича и вид междуцарствия», электронная копия которой представлена ​​на сайте Президентской библиотеки: «Митрополит, князь Голицын и другие сильные такие же, как и они люди, были крайне опечалены известием о том, что думный дворянин Сукин, думный дьяк Васильев, спасский архимандрит, троицкий Келар Авраамий и многие из дворян и других сословий среди их сдавшихся, переметнулись к коварным полякам и получили от польского короля одни свидетельства о собственности на поместья, а другие разные льготы, но все на счет России…»

 

Все эти беды, принесенные стране, «считались тогдашним русским народом наказанием божьим. Все ждали еще худших бедствий, и эти не замедлили грянуть над Русской землей. Самозванцы начали появляться один за другим, и русские люди «злобились», следуя за одним самозванцем за другим», — свидетельствует Белковский в книге 1913 года «Первый царь из дома Романовых. Михаил Феодорович».

 

Нужно было сплотить истерзанное государство, и первым шагом на этом пути стало изгнание поляков из Москвы под предводительством нижегородского купца Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, сумевших собрать огромное народное ополчение. Второй по сложности задачей был поиск и коллективное избрание нового русского царя.

 

И каким контрастом тем, кто запугал и предал в жестокую Смуту, стала личность первого правителя из династии Романовых — Михаила Федоровича, избранного на княжение на Земском соборе 7 февраля 1613 г. !

 

Сын боярина Федора Никитича Романова, митрополита (впоследствии — патриарха Филарета) и Ксении Ивановны Шестовой (впоследствии — инокини Марфы), Михаил приходился двоюродным братом последнему русскому царю из московской ветви династии Рюриковичей Федору. Иоаннович л. Принадлежность к роду Рюриковичей и глубокая религиозность рода Романовых стали самыми убедительными аргументами при выборе кандидата на российский престол.

 

Претендентов на престол было много, среди них, в частности, польский князь Владислав и шведский князь Карл Филипп, русские полководцы и представители известных фамилий, и даже Воронок, сын Лжедмитрия II и Марины Мнишек . События того времени подробно описаны в оцифрованной Президентской библиотекой книге Михаила Дьяконова 19№ 13 под названием «Избрание Михаила Федоровича на Престол»: голосование состоялось «после тщательного обдумывания и размышления, после трехдневного коллективного поста и усердной молитвы к Богу: свершение было такое большое дело! все теперь, когда спасение России было в царе. И царь был избран единогласно».

 

Делегация во главе с архиепископом Феодоритом и боярином Шереметевым прибыла в подмосковный Ипатьевский монастырь, где в то время жили Михаил и его мать Марфа. Михаил, услышав «сию к себе непреложную молитву, со многими слезами и рыданиями и гневом отрекся от прошения». И мать его, «исполненная многих слез, великого плача и рыданий», отказалась благословить и своего сына на царство. Марфа намекала на юность Михаила, которая делала для него невыносимой тяжесть государственной службы, и еще более на то, что «всякие люди так малодушны были в грехах своих, отдавая души свои прежним государям, прямо не служили ,» — пишет профессор Д. Цветаев в книге 1913 «Избрание Михаила Федоровича Романова на Престол».

После шестичасовых уговоров мать и сын Романовых сдались. Российское государство получило Царя, который успешно правил страной 32 года и положил начало династии Романовых.

 

«Царская власть была вынесена русской исторической жизнью, — резюмирует упомянутый выше автор подробного исследования древнерусской избирательной системы. — Из области узкоэкономических интересов она постепенно поднялась в интересов народа в целом.Московский князь-вотчина стал представителем всей Руси, выразителем высших национальных чаяний, органическим воплощением идеала внешней безопасности и независимости, внутреннего единства и благоденствия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы