Можно ли во время месячных причащаться и исповедоваться: Женщине в критические дни можно быть в церкви, но нельзя причащаться — Вопрос священнику — новости Православия

Разное

Женщине в критические дни можно быть в церкви, но нельзя причащаться — Вопрос священнику — новости Православия

Вопрос священнику

09 Августа 2018 15:15

Женщине в критические дни позволено быть в храме

Ольга Федорив

Отвечает протоиерей Игорь Рябко:

– Очень часто священникам задают такой вопрос: «Почему с месячными нельзя ходить в церковь?» А ведь в самой его формулировке содержится ошибка. В критические дни женщинам в храме нельзя причащаться, но заходить в храм и присутствовать на богослужении можно.

Но, чтобы было понятнее, почему, давайте сделаем небольшую экскурсию в историю. 

Предписания, которые касаются того, что «чисто», а что нет, мы находим в Ветхом Завете. Если посмотреть внимательно на все, что касается ритуальной нечистоты человека, мы увидим, что это так или иначе связано с нормами гигиены. Нечистота –  это мертвое тело, разные истечения, некоторые болезни.

В Новом Завете Сам Бог, ставший Человеком, говорит о том, что место, откуда исходит «нечистота», находится значительно выше пояса. Наше поврежденное грехом сердце генерирует ту нечистоту, которая оскверняет человека. А все то, что относится к нашей  физиологии, нечистым быть не может. Об этом Спаситель не только говорит словами, но и показывает своими поступками, нарушая многие «табу», которые свято блюли иудеи.

Он прикасается к мертвым (исцеление сына вдовы наинской), позволяет прикасаться к себе кровоточивой женщине, и несмотря на то, что она формально нарушила закон, коснувшись к нему в нечистоте, Иисус говорит ей: «Дерзай, дочь».

Апостол Павел много давал объяснений по поводу того, что «чисто», а что нет. Но у него нет ни слова о так называемой «женской нечистоте». Мы точно знаем, что христиане причащались на службах в каждый первый день недели, и не знаем ни одного исторического памятника того времени, который бы запрещал это делать женщинам во время месячных. Если бы такое правило тогда было, то о нем обязательно упомянули бы церковные авторы.

Впрочем, со временем упоминание о критических женских днях появляется, но лишь в середине третьего века. 

Святой Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления» пишет об этом вопросе жестко: «Воздерживайся женщина от пустых речей…ничего не наблюдая – ни естественного очищения.. ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых,…и естественное очищение не мерзко перед Богом, который премудро все устроил».

В шестом веке уже святитель Григорий Двоеслов пишет архиепископу Августину: «Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано ей от природы».

Он также пишет и о том, что: «Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святаго Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха». Эта точка зрения и стала преобладающей на Западе, где вопросы с женскими критическими днями вообще никогда не стояли на повестке дня.

На Востоке все же стала преобладать следующая точка зрения: ради благоговения и страха Божия перед великим Таинством, женщине все же лучше воздержаться от того, чтобы в эти дни причащаться Святых Христовых Тайн. Об этом пишет святой Дионисий Александрийский и некоторые другие святые Отцы. Хотя нужно сказать, что не все с ними были согласны. Например, святитель Афанасий Александрийский по этому поводу полемизирует: «Скажи мне, возлюбленный и благоговейный, что имеет греховного или нечистого естественное извержение? Как, например, если бы кто-то захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюны изо рта? Мы только тогда оскверняемся, когда делаем всякий грех, зловония худший».

Но уже через тридцать лет приемник Афанасия по кафедре святой Тимофей Александрийский на эту же тему говорил иначе. На вопрос, можно ли крестить или причащать женщину, у которой «приключилось обычное женщинам», он отвечал: «Должно отложить, доколе очистится».

Как мы видим, спорным вопросом является только один – причащать или нет? По поводу всего остального – ходить в храм, прикладываться к святыням, целовать Евангелие – речь даже не идет. Конечно, можно.

Резюмировал полемику по этому вопросу Святейший Патриарх Сербский Павел в своей статье: «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)?»

Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься».

На первый взгляд вывод «причащаться в этом состоянии нельзя» противоречит всему предыдущему тексту – «эта нечистота только физическая, телесная» Но, с другой стороны, мы можем сделать вывод, почему же нельзя. Причина одна – благоговейное отношение к таинству.

Поэтому я бы хотел посоветовать женщинам все же прислушаться к авторитетному мнению всей церковной полноты и сделать правильные выводы. Месячные – это не та «нечистота», с которой нужно бороться. Бойтесь той нечистоты, которая на самом деле отлучает от Бога – нечистоты нашей падшей души.

0
0

Поделиться

Храм

Причащение (Евхаристия)

Новый Завет

Ветхий Завет

Вопрос священнику

Евангелие

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку, чтобы сообщить об этом редакции.

Читайте также

Можно ли работать в первые дни поста?
03 Декабря 13:41

Что такое родовой грех?
18 Ноября 16:31

Стоит ли причащаться через силу?
28 Октября 22:13

В стрессовой ситуации лучше посетить священника или психолога (психиатра)?
27 Октября 00:34

Можно ли посещать экуменистическое богослужение?
17 Октября 23:02

Можно ли носить чужой крест?
14 Октября 00:20

О так называемой женской нечистоте

О, сколько раз за день священнику, служащему в храме, приходится сталкиваться с этой темой!.. Прихожанки боятся войти в храм, приложиться ко кресту, в панике звонят: «Что делать, так готовилась, так готовилась на праздник причаститься и вот…»

Из Дневника: Звонит по телефону одна девушка: «Батюшка, я не могла присутствовать все праздничные дни в храме по причине нечистоты. И не брала в руки Евангелие и святые книги. Но вы не думайте, что я пропустила праздник. Все тексты богослужения и Евангелие я прочитывала по Интернету!»

Великое изобретение Интернет! Даже в дни т.н. ритуальной нечистоты можно прикасаться к компьютеру. И он дает возможность молитвенно переживать праздничные дни.

Кажется, как могут отлучать от Бога естественные процессы организма? И сами образованные девушки и женщины это понимают, но ведь есть же церковные каноны, которые запрещают посещение храма в определенные дни…

Как решить этот вопрос?

Для этого нам нужно обратиться еще к дохристианским временам, к Ветхому Завету.

В Ветхом Завете существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека. Нечистота – это, прежде всего1, мертвое тело, некоторые болезни, истечения из половых органов мужчин и женщин.

Откуда эти представления появились у иудеев? Проще всего провести параллели с языческими культурами, в которых также существовали похожие предписания о нечистоте, однако библейское осмысление нечистоты гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

Безусловно, влияние языческой культуры было, но для человека ветхозаветной иудейской культуры идея внешней нечистоты была переосмыслена, она символизировала некие глубокие богословские истины. Какие? В Ветхом Завете нечистота связывается с темой смерти, которая овладела человечеством после грехопадения Адама и Евы. Нетрудно увидеть, что и смерть, и болезни, и истечения крови и семени как уничтожение зародышей жизни – все это напоминает о человеческой смертности, о некой глубинной поврежденности человеческой природы.

Человек в моменты проявления, обнаружения этой своей смертности, греховности – должен тактично встать в стороне от Бога, Который есть Сама Жизнь!

Так относился к нечистоте подобного рода Ветхий Завет.

Но в Новом Завете Спаситель радикально переосмысляет эту тему. Прошлое – миновало, теперь всякий, кто с Ним, если и умрет – оживет, тем более не имеет смысла вся остальная нечистота. Христос есть – Сама воплощенная Жизнь (Ин.14:6).

Спаситель прикасается к мертвым – вспомним, как Он прикоснулся к одру на котором несли хоронить сына вдовы наинской; как Он позволил прикоснуться к Себе кровоточивой женщине… Мы не найдем в Новом Завете момента, когда бы Христос соблюдал предписания о чистоте или нечистоте. Даже, когда он встречается со смущением женщины, явно нарушившей этикет о ритуальной нечистоте и прикоснувшейся к Нему, Он говорит ей вещи, противоречащие общепринятому мнению: «Смелее, дочь!» (Мф.9:22).

Апостолы учили так же. «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, – говорит ап. Павел, – что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим.14:14). Он же: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим.4:4).

В самом прямом смысле апостол говорит о пищевой нечистоте. Евреи считали ряд продуктов нечистыми, апостол же говорит, что все созданное Богом – свято и чисто. Но ап. Павел не говорит ничего о нечистоте физиологических процессов. Конкретных указаний на то, считать ли женщину в период месячных нечистой, ни у него, ни у других апостолов мы не находим. Если исходить из логики проповеди ап. Павла, то и месячные – как естественные процессы нашего организма – не могут человека отлучать от Бога и благодати.

Мы можем предположить, что в первые века христианства верующие сами делали выбор. Кто-то следовал традиции, поступал, как мамы и бабушки, может быть, «на всякий случай», или, исходя из богословских убеждений или иных каких-то причин, отстаивал ту точку зрения, что в «критические» дни лучше не касаться святынь и не причащаться.

Другие причащались всегда, даже во время месячных. и их от Причастия никто не отлучал.

Во всяком случае, мы об этом никаких сведений не имеем, напротив. знаем, что древние христиане еженедельно, даже под угрозой смерти собирались в домах, служили Литургию и причащались. Если бы были из этого правила исключения, например для женщин в известный период, то об этом бы упомянули древние церковные памятники. Они ничего об этом не говорят.

Но вопрос такой ставился. И в середине III века ответ на него дал св. Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления»:

«Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность.

Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…

Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая – ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.

…Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя».

В VI веке на эту же тему пишет св. Григорий Двоеслов 2. Он отвечает на заданный об этом вопрос архиепископу англов Августину, говоря, что женщина может входить в храм и приступать к таинствам в любое время – и сразу после рождения ребенка, и во время месячных:

«Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?..

Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…

Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать».

То есть на Западе, а оба отца являлись римскими епископами, эта тема получила самое авторитетное и окончательное раскрытие. Сегодня никакому западному христианину не придет в голову задавать вопросы, смущающие нас, наследников восточной христианской культуры. Там женщина может приступать к святыне в любое время, несмотря ни на какие женские недомогания.

На Востоке же единого мнения по данному вопросу не было.

Сирийский древнехристианский документ III века (Дидаскалия) говорит, что христианка не должна наблюдать никакие дни и может причащаться всегда.

Св. Дионисий Александрийский, в это же время, в середине III века, пишет другое:

«Не думаю, чтобы они [то есть женщины в определенные дни], если они верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одеж. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».

Через 100 лет на тему естественных процессов организма пишет св. Афанасий Александрийский. Он говорит, что все творение Божие «добро и чисто». «Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта? Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Если же, по Божественному Писанию, верим, что человек есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло произойти творение скверное? И если помним, что мы есть род Божий (Деян.17:28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда делаем грех, всякого зловония худший».

По св. Афанасию мысли о чистом и нечистом предлагаются нам «ухищрениями диавольскими», чтобы отвлечь нас от духовной жизни.

А еще через 30 лет, преемник св. Афанасия по кафедре св. Тимофей Александрийский на эту же тему высказался иначе. На вопросы, можно ли крестить или допускать к Причащению женщину, у которой «приключилось обычное женщинам», он отвечал: «Должно отложить, доколе очистится».

Вот это последнее мнение с разными вариациями и бытовало на Востоке вплоть до последнего времени. Только одни отцы и канонисты были более ригористичны – женщина в эти дни вообще не должна посещать храм, другие говорили, что молиться, посещать храм можно, нельзя лишь причащаться.

Но все же – почему нельзя? Внятного ответа на этот вопрос мы не получаем. В качестве примера приведу слова великого афонского подвижника и эрудита XVIII века преп. Никодима Святогорца. На вопрос: почему не только в Ветхом Завете, но и по словам христианских святых отцов месячное очищение женщины считается нечистым, преподобный отвечает, что на это есть три причины:

1. Из-за народного восприятия, потому что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, как, например, выделения из уха, носа, мокрота при кашле и проч.

2. Все это называется нечистым, ибо Бог через телесное поучает о духовном, то есть нравственном. Если нечисто телесное, бывающее помимо воли человеческой, то насколько же нечисты грехи, которые мы творим по своей воле.

3. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин, чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними… главным образом и преимущественно из-за заботы о потомстве, детях.

Так отвечает на этот вопрос известный богослов. Все три аргумента совершенно несерьезны. В первом случае вопрос решается при помощи гигиенических средств, во втором – непонятно каким образом месячные имеют отношение к грехам?.. Так же и с третьим аргументом преп. Никодима. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин в Ветхом Завете, в Новом же многое ветхозаветное отменено Христом. Кроме того, какое отношение имеет к Причастию вопрос о совокуплении в критические дни?

Ввиду актуальности этого вопроса его изучил современный богослов Патриарх Сербский Павел. Об этом он написал много раз переизданную статью с характерным названием: «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)»?

Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься».

Мы видим, что Патриарх Павел приходит к выводу, что «эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов». В таком случае непонятен вывод его работы: ходить в храм можно, а причащаться все-таки нельзя. Если проблема в гигиене, то эта проблема,3 как отмечает сам владыка Павел, решена… Почему же тогда нельзя причащаться? Думаю, что по смирению, владыка просто не дерзнул противоречить традиции.

Подводя итог, могу сказать, что большинство современных православных священников, уважая, хотя часто и не понимая логики таких запрещений, все же не рекомендуют женщине причащаться во время месячных.

Другие священники (к таковым принадлежит и автор этой статьи) говорят, что все это лишь исторические недоразумения4 и что не следует ни на какие естественные процессы организма обращать внимание – оскверняет человека лишь грех.

Но и те, и другие не спрашивают женщин и девушек, пришедших на исповедь, об их циклах. Гораздо большую и непохвальную ревность в этом вопросе проявляют наши «церковные бабушки». Именно они пугают новоначальных христианок некой «скверной» и «нечистотой», которую нужно, ведя церковную жизнь, бдительно отслеживать и в случае упущения исповедовать.

Что же автор может порекомендовать в свете всего вышесказанного боголюбивым читательницам? Да только то, что в этом вопросе они должны смиренно следовать рекомендациям своего духовника.

Менструация, выделения и Святое Причастие

Согласно канонам, хотя женщина ничуть не более грешна в своем
цикла, чем у человека в случае непроизвольных телесных поллюций, она, как и
человек, должен избегать Святого Причастия в это время. Эти телесные функции не
грехи, но они представляют и подчеркивают последствия наших падших состояний.
Приближаясь ко Святому Причастию, мы поднимаем наши падшие души в величайшем
смирение, чтобы приобщиться к тому, чем мы являемся во Христе: буквальными участниками
Божественный. Таким образом, мы приближаемся ко Христу как к чистым сосудам, насколько это возможно.
степени для нас в нашем падшем состоянии, чтобы Он мог войти в нас и преобразовать
нас. Будучи святым, Он приходит только к тем, кто стремится к святости. Он не может войти
во зло, не разрушая его. Таким образом, Евхаристия есть
огонь очищающий для тех, кто хорошо подготовлен, и огонь обжигающий для тех,
не подготовлен. Как пишет святитель Иоанн Златоуст: «Это великий и чудный
вещь, так что если вы подходите к ней с чистотой, вы приближаетесь ко спасению;
а если с нечистой совестью, то в наказание и отмщение» 9.0003

В проповеди на Евангелие от Матфея св. Иоанн Златоуст восхваляет
великая вера женщины, перенесшей кровотечение («кровоизлияние») в
около двенадцати лет. Он указывает, что Христос освободил ее как от болезни, так и от
своей вины, которая развилась у нее из-за еврейского представления о том, что женщина
с таким вопросом было нечисто. Мы просим читателей просмотреть эту проповедь как
на английском и греческом языках. Мы не думаем, что есть хоть малейшее свидетельство того, что
Святитель Иоанн Златоуст предлагает женщинам причащаться во время месячных. Мы
не найти доказательств того, что св. Иоанн Златоуст как-то противится совету
дарованное духовными Отцами и Матерями на протяжении веков, только теперь быть
раскрылся как неправильный и не святоотеческий совет!

Надо вообще остерегаться тех, кто вдруг провозглашает устрашающее
Тайны быть «привилегией» легко осуществить. Мы за частое причастие
потому что это последовательное и господствующее святоотеческое учение. Но мы также
настаивать на надлежащем посте и подготовке в дни перед Причастием и
предельная чистота ума и тела, которые одинаково постоянны и
доминирует в учении отцов. Интересно, какая женщина
на самом деле хочет причащаться во время ее периода, или что мужчина хотел бы сделать
то же самое после телесного выброса. Где страх Божий? Где трезвость?
Что еще более важно, где смирение?

В статье, которая будет опубликована в этом году в году Греческое православное богословие
Отзыв
, Епископ [теперь архиепископ] Хризостом пишет несколько слов о
подготовка ко Святому Причастию, которые кажутся по поводу нашего обсуждения
здесь. Приведем их: «Евхаристия… полностью понимается только тогда, когда мы
признать свою функцию оружия в войне против мира и наших павших
натуры. Евхаристия — это «лекарство от бессмертия», как об этом говорится в святоотеческих текстах.
так часто называют его, которым мы излечиваем себя от падшей природы греха
и орудие духовного восстановления, которым Христос, цитируя
Св. Исихий, «все больше просветит ум наш и заставит его сиять, как
звезда. Если Крещение вводит нас в борьбу за смерть плоти и
союз с Богом, Евхаристия поддерживает нас в этой борьбе. Это
прямое участие в совершенном мужестве через причащение Христа,
Совершенный Бог и Совершенный Человек. Как говорит нам святой Иоанн Златоуст, мы становимся «Его
плоть и кости Его». И это единство со Христом служит функции
постоянно уводит нас от мира и смертной плоти к «жизни в
Христа», как Николай Кавасила описывает сакраментальную жизнь и союз с
Бог начинается здесь, на земле. Зная, что это функция Евхаристии,
Современное непонимание поста и подготовки к причащению исчезает
прочь. Мы приходим к пониманию, что вместе с великим аввой Филимоном (который, хотя и
священник, лишь изредка осмеливался служить в алтаре), что нам следует
участвовать в тайне Христовой только в «чистом и целомудренном состоянии»,
приближаться к тайне «свободным от плоти» и «свободным от всякого колебания и
сомнения», что мы могли бы всецело участвовать в «просветлении, которое происходит
от него.’ Вся духовная жизнь состоит из достижения просветления и
совершенство, и божественный дар Евхаристии приходит для исполнения усилий
к чистоте в нашей повседневной жизни и в нашей собственной человеческой воле. Евхаристия – это
пища для тех, кто движется к святому: «Святое для святого», как
Божественная Литургия говорит. Это смерть для тех, кто не в состоянии распознать его функцию.
Пост, воздержание женщин от причастия во время менструаций, воздержание
мужчин, оскверненных ночными поллюциямисовременные возражения против них исчезают
когда мы начинаем понимать истинную функцию Евхаристии и ее божественную помощь в
наши человеческие усилия к совершенству и наша ежедневная духовная борьба с
мир и его зло. Восхождение к совершенству сосредоточено в Евхаристии
и мы подобающим образом подходим к нему как к чему-то, что функционирует в согласии с
наши самые высокие человеческие цели, стремления и усилия» 9.0003

Православное Предание Том. IV, No. 1

+ + +

Разъяснение читателя-еврея

Я только что прочитал статью о менструации, выделениях и Святом Причастии.
В статье говорится: Он указывает, что Христос освободил ее обоих
болезни и своей вины, развившейся у нее из-за еврейской идеи
что женщина с такой проблемой была нечиста. Это совершенно неверно
Информация. Я считаю, что каждая религия не должна комментировать предполагаемое
учения другого. Тем более, что в данном случае я могу вас уверить, что
Иудаизм ничему такому не учит.

Сейчас я замужем за православным греком и не являюсь полностью соблюдающей еврейкой. я
выросла как ультраортодоксальный еврей (хасид) и вышла замуж за раввина, когда мне было
19. Я жил той жизнью семейной чистоты, когда женщина и ее муж
не иметь физического контакта в течение 5 дней менструации и в течение 7 дней после нее
перед ритуальным погружением в микву (бассейн/баню). Я никогда не
узнать, что я сделал это, потому что я был нечист! Я сделал это, потому что женское тело
после менструации может зачать ребенка, а ритуальные воды символизируют
источник жизни (как крещение), духовное возрождение женского тела
готовится к возможно другому фактическому рождению. Я тоже учился три года в
Еврейская семинария и может указать вам на еврейские источники, которые учат, что
ничего нечистого в менструирующей женщине.

Пожалуйста, посетите следующие веб-сайты, чтобы узнать о еврейском подходе к менструации, который я
воспитывался с. Я вставил раздел ниже. с удовольствием продолжаю это
диалог, если хотите. Я рад, что вы ответили.

Эфхаристо и Ясас. (Шалом)

Яэль Кларк

Источник: http://www.chabad.org/library/article.asp?AID=83805,
«Феминистка в Микве»

«Иудаизм учит, что источником всей тахары, или чистоты, является сама жизнь.
И наоборот, смерть является предвестником тумы, или нечистоты. Все виды ритуала
нечистоты, а Тора описывает многих, коренятся в отсутствии жизни или
какая-то мера, даже шепот смерти. Обнаженная до сути, женщина
менструации сигнализируют о смерти потенциальной жизни. Каждый месяц женский организм готовится
на возможность зачатия. Слизистая оболочка матки образована
ожидание оплодотворенной яйцеклетки. Менструация — это потеря этой подкладки,
конец этой возможности. Наличие потенциальной жизни внутри наполняет
женское тело святостью и чистотой. В его отсутствие возникает нечистота,
придание женщине состояния нечистоты, называемого ниддут. примесь
не злой и не опасный. Это просто отсутствие чистоты, как и
тьма — это отсутствие света. Только погружение в микву способно
изменить это»

Источник: http://www.chabad.org/parshah/article.asp?AID=1542,
«О сущности ритуальной нечистоты», Сьюзан Хендельман

слова тумах и тахара. Переводится как «нечистый» и «чистый», или «нечистый» и
«чистые», тума и тахара и, в более широком смысле, законы Нидды и Семьи.
Чистота часто вызывают негативный отклик. Почему, спрашивается, женщина должна быть
заклеймен как таме, «нечистый»? Почему она должна чувствовать себя неполноценной в отношении
естественный процесс ее тела?

«Можно сказать, что в основе этих возражений лежит
недоразумение. Тума и тахара – это, прежде всего, духовное, а не физическое
концепции.»

Ответ от CTOS (первоначальный автор)

Ваш превосходный веб-сайт всегда казался мне комильфо в его
представление материалов. Однако, предлагая критические ответы на
комментарии, которые вы цитировали из ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ: «Менструация,
Выбросы и Святое Причастие» (т. IV, № 1), вы оставляете читателю,
однако непреднамеренно, с очень неуместным впечатлением. Разрешите
объяснять.

Епископ Авксентий, написавший рассматриваемые комментарии, сослался на
вопрос о женских менструациях со ссылкой на проповедь св. Иоанна
Златоуста, указавшего, что женщина с кровотечением,
Христос исцелил, в новозаветном повествовании о Его чудесах, страдал
от чувства вины из-за еврейского представления о том, что женщина с таким
выделение крови было нечистым. Цитирую Его Преосвященство:

«В проповеди на Евангелие от Матфея св. Иоанн Златоуст делает
восхваляйте великую веру женщины, пострадавшей от кровоизлияний (а
«вопрос крови») около двенадцати лет. Он указывает, что Христос освободил
ее как от ее болезни, так и от ее вины, которая развилась в ней из-за того, что
еврейского представления о том, что женщина с таким исходом нечиста». 0003

Вы разместили следующее критическое заявление от женщины, вышедшей замуж за
Греческая православная христианка, называющая себя бывшей еврейкой-хасидом.
кто сейчас не «полностью соблюдает»:

«Я только что прочитал статью о менструации, поллюциях и святой
Причастие. В статье говорится: Он [так в оригинале] указывает, что Христос освободил
ее как от ее болезни, так и от ее вины, которая развилась в ней из-за того, что
еврейского представления о том, что женщина с такими проблемами нечиста. Это
совершенно ложная информация. Я считаю, что каждая религия не должна
комментировать предполагаемые учения другого. Тем более, что в этом случае
Уверяю вас, что иудаизм ничему подобному не учит».0003

Думаю, вы как-то должны были подумать, что это якобы «ложное
информация» исходила из ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ (на самом деле Его Преосвященство, Еп.
Авксентия), а не, как это было, от самого Хризостома. Таким образом, вы чувствовали
возможно, уместно напечатать такую ​​критику. Фактически в дальнейшем
размышление, возможно, вы захотите прояснить весь этот вопрос. Позволь мне сначала
цитируем св. Иоанна Златоуста, который сказал следующее, что целиком и бесспорно согласуется с изложением мыслей святителя епископом Авксентием:

«Ей [женщине с кровотечением] было стыдно из-за ее
скорби, считая себя нечистой. Действительно, если менструация
женщина была признана нечистой, тем более она [женщина с
вопрос о крови] думаю так же, как она была поражена таким
болезнь; ибо на самом деле та жалоба рассматривалась по [еврейскому] закону
великая нечистота» («Проповедь 31», PATRLOGIA GRAECA, Vol. LVII, col.
371).

Не буду вдаваться в вопрос о разных и отличающихся
интерпретации «женской» чистоты или непорочности, предлагаемые евреями в
различные талмудические школы и различные галахические традиции; и я не буду
попытка комментировать тех, кто изображает женскую нечистоту или нечистоту
как чисто «духовные» понятия, хотя я весьма заинтригован такими
интерпретации. Я, однако, как студент патристики и церковной
истории, и как человек, который работал и переводил с Бишопом
Авксентий, уверяю ваших читателей и наших еврейских критиков, что никакие «ложные
информация» была передана в этих комментариях. Это очень неуместное и опрометчивое обвинение, и тем более, что оно в конечном счете представляет собой комментарий к мышлению Божественного Златоуста, которого мы, православные, как бы инославные или нехристианские критики ни хотели утверждать или, скажем, никогда не стал бы критиковать за передачу «ложной информации», что было бы более чем неуместно9.0003

Епископ Авксентий просто сослался на идеи, которые знал св. Иоанн Златоуст
было распространено среди евреев в его время. Чтобы быть уверенным, есть несколько
ученых или православных, которые обвинили бы его в преднамеренной передаче «ложных
информации» на том основании, что «иудаизм ничему такому не учит».
утверждение есть мнение или своеобразное убеждение, и не более того, и оно довольно наивно отбрасывает историческое мышление по этому вопросу, которое, как я уже сказал, было известно св. Иоанну Златоусту и, осмелюсь сказать, также и еврейским ученым. Согласны ли вы с этим мнением или же существуют различные талмудические мнения по этому вопросу, опять-таки совершенно другой вопрос.

Я бы, как я сказал выше, на самом деле имел бы некоторое сочувствие к духовному толкованию «телесной нечистоты» в древней еврейской (и нееврейской) мысли; но это не дает ни мне, ни кому-либо другому права отвергать реальную историческую школу мысли как «ложную информацию» или вульгарно говорить, косвенно, о мышлении одного из величайших православных святых. Личное мнение всегда должно быть уравновешено ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ знанием святоотеческой традиции и склонностью к грубой критике по личным причинам и на основе личного мнения. Последняя слабость всегда приводит тех, кто ее не контролирует, к сварливости и несправедливым обвинениям.

Если я позволю себе повториться, комментарии св. Иоанна Златоуста отражают
Святоотеческий консенсус о том, как евреи новозаветных (и других) времен смотрели на менструацию и «кровотечения» у женщин. Епископ Авксентий и ПРАВОСЛАВНЫЙ
ТРАДИЦИЯ, для которой я пишу уже несколько лет, основывалась на этом
консенсус (консенсус, которому мы всегда следуем, даже если те, кто не знаком с святоотеческим свидетельством, часто обвиняют нас в том, что мы поступаем иначе) в своих комментариях по этим вопросам. Лично я, не будучи ни антисемитом, ни убежденным в том, что нельзя говорить о других религиозных традициях (это действительно означало бы конец сравнительного религиоведения как научного занятия), я без колебаний предлагаю вам прояснить этот вопрос и абсолютную точность комментариев епископа Авксентия по обсуждаемому вопросу, опубликовав свои комментарии.

Спасибо за внимание. Пожалуйста, продолжайте свою прекрасную работу.

ИЕРОМОНАХ ПАТАПИЙ
Академический директор
Центр традиционалистских православных исследований
Этна, Калифорния

Святое причастие и менструация – Fraternized

On By Fr. ТедИн Евхаристия, Святое Причастие, Православная Церковь

Время от времени вновь возникают старые дебаты, и прихожане увлекаются спорящими идеями. Итак, на днях меня спросили, следует ли разрешать женщинам во время менструации приходить к Святому Причастию. Этот вопрос возникал время от времени на протяжении столетий существования христианства. Мы видим, что это решается, например, в 4 9Документ 0096-го -го века под названием «Апостольские конституции», написанный около 375 г. н.э. В этом сочинении озабоченность по поводу менструации изображается как действительно относящаяся к иудаизации христианства — возвращению к следованию Закону, не поддерживаемому Новым Заветом. В этом документе говорится следующее:

Теперь, если кто-либо соблюдает иудейские обычаи и обряды, касающиеся естественных поллюций и ночных поллюций, а также законных супружеских актов (Левит xv), пусть они скажут нам, в те ли часы или дни, когда они подвергаются чему-либо подобному, они соблюдают, чтобы не молиться, или прикасаться к Библии, или принимать участие в Евхаристии? И если они признают, что это так, то ясно, что они лишены Святого Духа, который всегда пребывает с верными.

Дело в том, что для крещеных и миропомазанных христиан нам дан Святой Дух, который не может быть отнят у нас ни супружескими актами, ни естественными выделениями. Если у нас нет Святого Духа во время этих действий, то мы всегда лишены Святого Духа. Следствием этого является то, что если мы получили Святого Духа при крещении и миропомазании, то мы можем получить Святое Причастие, даже если во время менструации. Так как мы не теряем Святого Духа через акты естественного истечения или супружеские акты, то мы можем причащаться после таких актов. Апостольские постановления продолжают:

Ибо о святых Соломон говорит: «Каждый может приготовиться, чтобы, когда он спит, он охранял его, а когда он вставал, он мог говорить с ним». (Притчи 6:22) Ибо, если ты думаешь, женщина, что после семи дней разлучения твоего ты лишена Духа Святого, то, если и умрешь внезапно, то уйдешь, лишенная Духа и без твердой надежды в Бога; или же вы должны воображать, что Дух всегда неотделим от вас, как не находящийся в месте. Но ты нуждаешься в молитве и в Евхаристии и в сошествии Святого Духа, как ни в чем не повинный в этом деле. Ибо ни законное смешение, ни деторождение, ни менструальное очищение, ни ночная нечистота не могут осквернить естество человека или отделить от него Святого Духа. Ничто, кроме нечестия и незаконной практики, не может сделать этого». (Апостольские конституции, Kindle Loc. 3158-69)

Этот христианский документ 4 го века ясно показывает, что только христиане с неверными представлениями о менструации и тому подобном будут воздерживаться от Святого Причастия. Интересно, что свт. Иоанн Дамаскин (ум. 749) считал, что Апостольские постановления и их каноны должны считаться и читаться как Писание в Православной Церкви.

Хотя учения о менструирующих женщинах и Святом Причастии на самом деле различались в разные периоды православной истории и в различных культурах, испытавших влияние Православия, были некоторые четкие учения, говорящие, что это не должно беспокоить христиан. Обеспокоенность проистекает из всегда присутствующей в легализации благочестия Православия тенденции к фарисейским взглядам. Это благочестие, которое время от времени становится популярным. Для некоторых это кажется более благочестивым воздерживаться от причастия во время менструации. Однако, поскольку мы не следуем еврейскому Закону о чистоте и нечистоте во всех вопросах, кажется необычным, что мы выбираем один вопрос, а затем внезапно чувствуем себя более святыми, соблюдая один аспект Закона. Нам не мешало бы вспомнить слова св. Иакова в его послании: « Ибо кто соблюдает весь закон, но погрешит в одном пункте, тот виновен во всем ». Благочестие, предписывающее менструирующим женщинам воздерживаться от Причастия, похоже, говорит о том, что можно соблюдать один пункт закона и игнорировать остальные и считать себя святым.

Как Апостольская Конституция указывает, что только « нечестие и беззаконие » могут отделить нас от Святого Духа. Ни рождение ребенка, ни менструация не являются нечестивыми или незаконными. Кроме того, можно спросить себя, если мы на Литургии верно провозглашаем Христовы заповеди – « Приимите, ядите » и « Пейте все » – при каких обстоятельствах мы осмелились бы ослушаться Христа? Он повелевает нам принять Его Тело и Кровь для прощения грехов. Зачем не слушаться Господа?

Я рассматриваю вопрос о женских менструациях и Святом Причастии в контексте Деяний 15, где в зарождающейся христианской общине ведутся споры о том, должны ли мужчины-язычники обрезаться, чтобы стать христианами. Другими словами, обязаны ли христиане соблюдать Тору? Тогдашняя раннехристианская община, в основном еврейская, должна была решить, нужно ли вам стать практикующим евреем, чтобы стать христианином. Совет апостолов и старейшин решил: НЕТ! Если мы прочитаем этот текст, то увидим, что избранные апостолы Иисуса решили, что Закон действительно был для евреев бременем, которое они не могли вынести, и поэтому было бы ни духовно благоразумно, ни хорошо навязывать закон обращенным в христианство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts