Федоровская икона божьей матери в москве: Феодоровская икона Божией Матери | Крутицкое Патриаршее подворье
Содержание
Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах —
Феодоровская икона Божией Матери на протяжении трех веков была покровительницей Царского Дома Романовых, державной Заступницей Российского государства. Именно эта икона олицетворяет собой конец Смутного времени и начало восстановления русского государства после долгих лет унижений и нестроений.
По преданию, Феодоровская икона написана святым евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской, но в отличие от последней, левая ножка Младенца Христа на иконе обнажена до колена.
Название свое Феодоровская икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича, отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Георгием (Юрием) Всеволодовичем, в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца — позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь.
Именно этим образом Божией Матери великий князь Ярослав Всеволодович в 1239 году благословил своего сына – благоверного великого князя Александра Невского – на брак с полоцкой княжной Брячиславой. Подтверждением этому является особенность Феодоровской иконы: на ее обратной стороне находится изображение святой мученицы Параскевы, именуемой Пятницей – небесной покровительницы Полоцкого княжеского дома.
С именем Феодоровской иконы также связано одно из значимых в истории нашей страны событий. 21 февраля (по ст. ст.) 1613 года на Земском Соборе в Москве государем всея Руси был избран Михаил Федорович Романов – первый русский царь из боярского рода Романовых. 16-летний юноша был сыном Федора Никитича, (в иночестве Филарета, будущего Патриарха Московского), и Ксении Ивановны (в иночестве Марфы) Романовых. 14 марта 1613 года в Ипатьевский монастырь города Костромы прибыло посольство Земского Собора, чтобы известить Михаила Феодоровича и его мать инокиню Марфу об избрании на престол. Тогда же из Успенского собора Костромы в монастырь крестным ходом была принесена Феодоровская икона. После долгих уговоров послам Земского Собора удалось убедить юного Михаила Романова и его мать принять избрание на престол. Инокиня Марфа благословила своего сына Феодоровской иконой на царство со словами: «Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству».
С того времени Феодоровская икона становится одной из главных фамильных святынь российских государей и их семей. С конца XVIII века немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая для этого православие по традиции в честь Феодоровской иконы получали себе отчество Фёдоровна. К ним относятся Мария Фёдоровна (жена Павла I), Александра Фёдоровна (жена Николая I), Мария Фёдоровна (жена Александра III), Александра Фёдоровна (жена Николая II) и Елизавета Фёдоровна . Эта традиция восходит еще к XVII веку, когда в честь той же иконы «неблагозвучное» отчество царицы Евдокии Лопухиной было поменяно с «Илларионовна» на «Фёдоровна», а при вступлении в брак царя Ивана Алексеевича с Прасковьей Салтыковой ей не только изменили отчество, но и переменили имя её отцу с Александра на Фёдора.
Многие члены царской семьи, в том числе все российские императоры, начиная с Николая I, считали своим долгом посетить Кострому – «колыбель дома Романовых» – и поклониться чудотворной Феодоровской иконе Божьей матери. Особое почтение иконы-покровительницы было при царе Николае, молилась перед ней и вся его семья. В Царском селе (1909-1912 годы) на месте, которое выбрал сам монарх, был выстроен в честь святыни Феодоровский Государев собор. На месте гибели святых страстотерпцев, в доме Ипатьева (Екатеринбург), был обнаружен список Феодоровской иконы Богородице, который принадлежал мученице царице Александре Федоровне.
Церковная история сохранила множество чудес обновления икон. Но с Феодоровской иконой Божией Матери свершилось обратное чудо. Незадолго до отречения страстотерпца царя Николая II образ потемнел и стал почти черным.
Празднование в память чудесного обретения иконы известно с XIII века и носило местный характер. Однако начиная с 1620 года что связывают с возвращением из плена патриарха Филарета, царского отца, этот праздник закрепляется за 14 марта и сразу же становится весьма торжественным и значимым в царской семье.
При первых Романовых дата празднования, приходящаяся на дни Великого поста, соблюдалась чётко и переносилась на другие дни лишь в исключительных случая. Празднование иконе отличалось нетипичной для великопостных богослужений пышностью и приравнивалось к празднику Благовещения. Его совершали в Успенском соборе, облачившись в белые ризы, служили всенощное бдение и литургию Иоанна Златоуста. Со второй половины XVIII века праздник стали переносить на ближайшее воскресение, что уже уменьшило его статус. В современном богослужебном уставе празднование иконе совершается по обычному великопостному чину.
Дважды Костромской собор пережил пожар, и оба раза икона оказывалась невредимой. Во время второго пожара жители Костромы могли наблюдать чудесное явление. Когда пламя огня уничтожало храм, лик Богородицы виднелся над пламенем в воздухе. После этих пожаров князь Василий решил построить для иконы Богоматери Феодоровская особый храм – Успенский собор с приделом во имя великомученика Феодора Стратилата. Алтарём он был обращён не на восток, а на север – к месту обретения иконы. Феодоровская икона пребывала в этом соборе до 1929 года.
Подлинная Феодоровская икона Божией Матери, к счастью, не утрачена, что было подтверждено, как это ни удивительно, экспедицией Наркомпроса в 1919 году. Она никогда не покидала церковных стен, перед ней никогда не прекращалась молитва. В новейшей истории Русской Православной Церкви этот случай можно по праву назвать уникальным. В годы гонений на Церковь она, после закрытия и разрушения кафедрального Успенского собора, хранилась сначала в храме свт. Иоанна Златоуста, а затем в соборе Воскресения Христова на Дебре. 18 августа 1991 года икона была перенесена в кафедральный Богоявленско-Анастасиин собор Костромской епархии.
Икона неоднократно украшалась драгоценными окладами. В начале XIX века на средства жителей Костромы для иконы изготовили новый золотой оклад, в который поместили драгоценные камни с прежнего. Позднее для иконы изготовили золотую ризу весом около 10 кг. Она украшала икону до 1922 года, когда риза была реквизирована в рамках кампании по изъятию церковных ценностей. В 1948 году патриарх Алексий I пожелал украсить икону новой драгоценной ризой, достойной духовного величия святыни. Сбор средств занял несколько лет, и весной 1955 года московские мастера изготовили для иконы серебряно-позолоченный оклад. В 2003 году Святейший Патриарх Алексий II преподал благословение на разработку проекта и изготовление точной копии утраченной драгоценной ризы (1891 г.), а Костромская епархия начала сбор пожертвований.
В 1869 г. в храм святителя Николая в Кленниках московская почетная гражданка Анна Васильевна Левина пожертвовала список с древней костромской иконы Феодоровской Божией Матери. Св. праведный Алексий(Мечев) очень этот образ чтил, имел обыкновение каждую среду после вечерни совершать перед ним молебен с чтением канона. Однажды в преддверии событий 1917 г. во время служения такого молебна из глаз Царицы Небесной покатились слезы. Св. прав. Алексий был этим потрясен.
Преподобный Амвросий Оптинский благословлял прибегать к молитве перед Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы женщинам, ожидающим ребенка. И ныне женщины, носящие дитя во чреве, молятся перед этим образом Божией Матери, просят Ее помощи в благополучном разрешении от бремени, а девицы молятся о счастье в браке.
Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконою Ее «Феодоровская»:
О, Пресвятая Владычице Богородице и Приснодево Марие, единая надеждо нам грешным! К Тебе прибегаем и Тебе молим, яко велие имаши дерзновение пред рождшимся от Тебе по плоти Господом Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Не презри слез наших, не возгнушайся воздыханий наших, не отрини скорби нашея, не посрами упования нашего на Тя, но матерними молении Твоими умоли Господа Бога, да сподобит нас, грешных и недостойных, свободитися от грехов и страстей душевных и телесных, умрети миру и жити Ему Единому по вся дни живота нашего. О, Пресвятая Владычице Богородице, путешествующим спутешествуй и ограждай, и охраняй оныя, избави плененных от пленения, свободи страждущих от бед, утеши сущих в печали, скорбех и напастех, облегчи нищету и всяко злострадание телесное и даруй всем вся потребная к животу, благочестию и жизни временней. Спаси, Владычице, вся страны и грады и сей град, имже сия чудотворная и святая икона Твоя дадеся во утешение и ограждение, избави я от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани и отврати всякий гнев, на ны праведно движимый. Даруй нам время на покаяние и обращение, избави нас от внезапныя смерти и во время исхода нашего предстани нам, явльшися, Дево Богородице, и избави нас от воздушных мытарств князей века сего, сподоби на страшнем Судищи Христове стати одесную и соделай нас наследники вечных благ, да славим во веки великолепое Имя Сына Твоего и Бога нашего, со Безначальным Его Отцем и Святым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас4:
Пришествием честныя Твоея иконы, Богоотроковице, обрадованный днесь богохранимый град Кострома, якоже древний Израиль к Кивоту Завета, притекает ко изображению лица Твоего и воплотившагося от Тебе Бога нашего, да Твоим Матерним к Нему предстательством присно ходатайствуеши всем под сень крова Твоего прибегающим мир и велию милость.
Кондак, глас8:
Благодарственная приносяще Ти раби Твои, Богородительнице, о всех, имиже благодеяла еси граду нашему, из глубины души взываем к Тебе, и милися деем: не престани, Владычице, Матерними к Сыну Твоему и Богу нашему молитвами подавати вся благая и спасительная всем верою и любовию вопиющим Ти: Радуйся, Дево, христиан похвало.
Назад к списку
Федоровская икона — покровительница невест и защитница семьи
https://ria.ru/20060829/53255841.html
Федоровская икона — покровительница невест и защитница семьи
Федоровская икона — покровительница невест и защитница семьи — РИА Новости, 07. 06.2008
Федоровская икона — покровительница невест и защитница семьи
Однажды, когда татары подошли к Костроме, русские ополчения вышли им навстречу, неся перед собой свою святую икону Божией Матери. Когда рати встали друг перед другом, между ними промчался неведомый всадник…
2006-08-29T11:26
2006-08-29T11:26
2008-06-07T05:40
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/53255841.jpg?1212802830
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2006
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria. ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
справки, общество
Справки, Общество, Религия
29 августа православная церковь чтит память чудотворной иконы Божьей Матери Феодоровская.
«Однажды, когда татары подошли к Костроме, русские ополчения вышли им навстречу, неся перед собой свою святую икону Божией Матери. Когда рати встали друг перед другом, между ними промчался неведомый всадник. Его багряная мантия развевалась по ветру, и ослепительно сиял позолоченный щит. Русские узнали в нем святого великомученика Феодора Стратилата. На татар же напал ужас, и они бежали с поля битвы. Так была спасена Кострома».
У каждой иконы Богородицы есть своя история, свое название. Удивительно, как многое пересекается в истории иконы «Феодоровская» — здесь и имя Феодора Стратилата, и Параскевы, и князя Александра Невского, с этой иконой связано и начало новой династии русских царей — Романовых.
Считается, что эта икона — одно из творений Апостола Луки, нет точных свидетельств о том, как образ был привезен в город Городец. Однако первые упоминания о нем, связаны с этим небольшим поселением. В 1239 году Городец был сожжен монголо-татарами, а образ исчез, но вскоре чудесным образом найден младшим братом Александра Невского князем Василием Костромским. Преследуя на охоте зверя, князь случайно увидел икону на сосне. Он попытался снять ее, но она поднялась на воздух. В это же самое время в Костроме было явление воина с иконой в руках. Ликом воин был похож на изображение святого великомученика Феодора Стратилата, в честь которого был построен собор в Костроме.
Вернувшись с охоты, молодой князь в волнении рассказал о случившемся духовенству. Придя на указанное князем место, священники и народ увидели образ Богоматери, пали на колени и долго молились. Сняв икону с дерева, ее поместили в соборный храм города Костромы. Явление воина с иконой в руках связали с обретением иконы, и образ с тех пор стали называть Федоровской иконой Божией Матери. На месте ее обретения был основан первый монастырь на Костромской земле — Спасо-Запрудниковский мужской монастырь.
Известно, что в том же 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына — благоверного великого князя Александра Невского — на брак с Параскевой, дочерью полоцкого царя князя Брячислава. И здесь раскрывается еще одна особенность Феодоровской иконы: на оборотной стороне находится изображение святой мученицы Параскевы (Пятницы), считавшейся на Руси покровительницей свадеб и невест.
За время пребывания Федоровской иконы в Костроме было явлено много чудесных событий: дважды горел Костромской собор, и дважды икона оставалась невредимой в огне. В 1260 году к Костроме подступили татары, и городу угрожало полное разорение. Ополчение князя составляла лишь малая дружина, которую ему удалось наскоро собрать. Не надеясь на свои силы, князь велел нести перед собой образ Защитницы христиан. Во время битвы совершилось чудо: от лика Пресвятой Богородицы стали исходить ослепительные лучи света. Пораженные жгучими лучами татары обратились в бегство, битва окончилась победой костромичей. В память об этом чуде князь утвердил крест, как раз на месте, где во время битвы стояла икона, позднее там была выстроена каменная часовня, а близлежащее озеро было названо Святым.
Одно из значимых в истории нашей страны событий также связано с именем Федоровской иконы — избрание на царство в 1613 году Михаила Федоровича Романова. В Троицком соборе Ипатьевского монастыря посольство Земского собора долго уговаривало Михаила Федоровича и его мать, инокиню Марфу принять избрание. На все мольбы они оставались непреклонны. Только речь Феодорита, архиепископа Рязанского, уповающего на помощь Пресвятой Богородицы, склонили Марфу к согласию благословить своего сына на царство. Она упала пред Федоровской иконой и сказала: «Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истинный, на благо Себе и Отечеству!» С этого времени образ Федоровской Божьей Матери особенно почитался всеми представителями Царственного дома Романовых. Многие российские царицы и княгини иностранного происхождения получали отчество Федоровна в честь фамильной иконы. Существует несколько списков с иконы Федоровская, первый из них был сделан инокиней Марфой, который она привезла с собой в Москву.
Сегодня Федоровская икона Божьей Матери находится в костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. В честь этой чудотворной иконы установлены два торжественных праздника: 29 августа по новому стилю — в память о чудесном явлении иконы в 1239 году и 27 марта — в память об избрании Михаила Романова на царство.
Федоровская икона Божьей Матери почитается как покровительница невест, семейного благополучия, рождения детей у бездетных пар, помогающая в трудных родах.
Все справки >>
Христианская Православная Икона Подвеска Матрона Блаженная Старица
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Подвеска с православной иконой «Матрона, блаженная старица Московская», позолота 24 карата и серебро. Мастер-ювелир Юрий Федоров
Продано
Похожие товары на Etsy
(
Результаты включают рекламу
Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Учить больше.
)
Купить похожие товары
Порт-Артурская икона Торжество Богородицы
– Крестовоздвиженский монастырь
Акафист иконе • Служба иконе • Приобрести икону
«Нам не дано постигнуть, что ожидает Церковь впереди. Невзгоды и гонения часто сопровождают жизнь христианина. Но чудесное явление иконы Пресвятой Богородицы доказывает Ее милостивое Покровительство за всех православных христиан. Это придаст нам мужества и самоотверженности в несении собственного креста».
—Архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин
Историческая справка
Порт-Артур — город, названный в честь капитана английского судна «Альжирино», основан в Маньчжурии в 1858 году на месте бывшей китайской слободы Лао Шунь. . Спустя сорок лет Китай сдал этот город (вместе с прилегающими к нему территориями) в аренду России из-за японской угрозы. Таким образом, Россия стала защитником и защитником этих дальневосточных территорий. В 1902 году здесь была построена Свято-Николаевская православная гарнизонная церковь.
Русско-японская война 1904-1905 годов велась из-за конкурирующих притязаний на господство в северо-восточном Китае и Корее. В феврале 1904 года Япония инициировала войну, напав на Порт-Артур, оборона которого продолжалась до начала 1905 года. Японцы разгромили русскую армию в битве под Мукденом, а русский флот — в битве у Цусимского пролива. Война ознаменовала собой первое современное поражение великой европейской державы от азиатской нации.
История иконы
В декабре 1903 года престарелый матрос, один из последних защитников Севастополя во время Крымской войны, пришел в город Киев помолиться перед святыми мощами Печерской Лавры. . Однажды ночью странный шум разбудил старца, и он увидел Божию Матерь в окружении ангелов, среди которых были Архангелы Михаил и Гавриил. Богородица стояла на двух брошенных и сломанных мечах на берегу залива спиной к воде. Она также держала белую ткань с синей бахромой, на которой был Образ Спасителя «Нерукотворный». Ангелы в облаках ослепительного света несли корону над ее головой, а Господь Саваоф восседал еще выше на троне славы, окруженный ослепительным сиянием.
Старец был изумлен и объят великим страхом, но Богородица успокоила его и сказала: «Скоро Россия будет вовлечена в очень тяжелую войну на берегах далекого моря; ее ждут многие беды. Нарисуй иконку, изображающую мою внешность такой, какой ты видишь ее сейчас, и отправь ее в Порт-Артур. Если икона будет в том городе, то православие восторжествует над язычеством, и русские воины обретут мою помощь, мое покровительство и свою победу». Ослепительный свет заполнил его комнату, а затем видение исчезло.
Услышав рассказ старого моряка, киевляне вняли, и всего через два месяца после явления Богородицы о нем заговорили во всех землях Русских. Явление было первым откровением подобного рода на Руси в 20 -м -м веке, во времена Русской Голгофы. Но и этот период назван веком Славы и Торжества Пресвятой Богородицы, ибо в нем Богородица также явила многие чудеса, знамения и откровения. Пречистая Матерь всегда присутствовала со Своим Сыном во время Его распятия, и Она также не оставила русский народ, когда он был на Кресте в то скорбное время.
Порт-Артур с Золотого холма
В начале 1904 года началась русско-японская война атакой японских торпедных катеров на русский флот в Порт-Артуре. Русские вспомнили наставление Богородицы и стали собирать деньги. Жертвовали мириады людей, отдавая копейку за копейкой, и икона была выполнена точно по описанию старого моряка. На Страстной неделе его благословили и отправили в Петербург, где он был оставлен на попечение некоего адмирала Верховского.
Киевляне выразили надежду, что адмирал приложит все усилия, не теряя времени, чтобы в целости и сохранности доставить икону в крепость Порт-Артур. Но хотя к Пасхе икона находилась в доме адмирала, он не спешил отправлять ее на Дальний Восток. На несколько дней его дом превратился в салон художника. Посмотреть на икону заглядывали генералы, сенаторы и представители местных властей. Побывал и митрополит Санкт-Петербургский Антоний, который напомнил адмиралу, что икону надо доставить в Порт-Артур, и что надо было поспешить исполнить повеление Богоматери.
31 марта ст (ст. ст.) русским военным усилиям был нанесен тяжелый удар. Командующий ВМФ России харизматичный вице-адмирал Степан Макаров погиб при попытке прорвать японскую блокаду Порт-Артура. В эти суровые дни император Николай II записал в своем дневнике: «Весь день не мог прийти в себя от этого душераздирающего горя. Да пребудет во всем воля Божия, а мы будем просить Его милости к нам, грешным». Однако адмирал Верховский, по-видимому, не видел в трагедии смерти Макарова достаточного повода для доставки иконы «Торжество Богородицы». Таким образом, он продолжал оставаться просто декоративным элементом в его квартире.
С видом на Порт-Артур
Вскоре на место павшего Макарова был назначен адмирал Николай Скрыдлов. Когда он готовился к походу на поле битвы при Порт-Артуре, вдовствующая императрица Мария (мать Николая II) решила взять на себя ответственность за икону. После короткого молебна икона была доставлена в карету адмирала Скрыдлова. Он пообещал лично доставить икону прямо в собор Порт-Артура. Но поезд адмирала не сразу отправился на Дальний Восток, так как он сам был занят улаживанием домашних и семейных дел. К концу апреля 1904.04 Порт-Артур находился в осаде японских сухопутных войск, в результате чего Скрыдлов вместо Порт-Артура оказался во Владивостоке.
Один из современников в письменном отчете о происшедшем так прокомментировал: «Чудотворная икона «Торжество Пресвятой Богородицы» была временно поставлена в соборе Владивостока 2 августа 1904 года». Это указывает на то, что он не был помещен в церковь для всеобщего поклонения до девяноста дней после прибытия адмирала Скрыдлова. Занятый делами, он просто забыл об иконе. Только по указу императрицы Марии икону окончательно перенесли из дома адмирала в Успенский собор. Очевидец пишет:
Коленопреклоненные люди в слезах и с глубокой верой молились перед иконой. Морские и пехотные, от солдат до адмиралов и генералов пали ниц перед иконой и просили в своих усердных молитвах утешения, ободрения и заступничества Пресвятой Богородицы.
Епископ Владивостокский Евсевий произнес эти слова 6 августа -го года перед отслужением первого молебна перед этой чудотворной иконой:
Хоть икона не дошла до Порт-Артура, пусть не сердце старого матроса, удостоившегося этого виденье, да не смущаются сердца собравших деньги на икону. Господь Всемилостив и Всемогущ, и хотя икона Его Пречистой Матери находится во Владивостоке, она способна помочь воинам Порт-Артура и всем русским воинам. Давайте, владивостокцы, возликуем, имея такую святыню.
Но почти все чувствовали, что было сделано что-то не так. Издательство «Православных вестей» и военные власти ежедневно получали десятки писем. В этом обобщены мнения людей:
Поскольку икона не дошла до конечного пункта своего назначения, она не может дать благодатной помощи и защиты Божией Матери. Теперь настало время просить небесного заступничества, и если эта помощь была обещана при выполнении определенных условий, мы не должны оставлять дела наполовину. Пусть будут испробованы все способы доставки иконы, какими бы опасными они ни были; по воле Божией Матери ее икона обязательно попадет в Порт-Артур. Даже если этого не произойдет, мы подчиним свою волю Богородице, и наша совесть не упрекнет нас в нерадении о том, о чем Царица Небесная сказала нам через старого матроса.
Группа молодых православных офицеров несколько раз пыталась, но не смогла доставить копии иконы в Порт-Артур, осажденный японскими войсками. В Успенском соборе не прекращались молебны перед иконой. Очевидец писал, что всегда было много плачущих и молящихся людей, и можно было услышать часто повторяемый вопрос: «Почему же все-таки не отправили икону в Порт-Артур? Почему не было никого, кто из чистой любви к Родине взялся бы за опасный, но благородный путь доставки иконы Богородицы?»
Тут-то и появился человек, который решился на такой благородный подвиг, — отставной офицер Николай Федоров. Ему было за пятьдесят, он страдал ревматизмом и болезнью желудка и, конечно, никогда не помышлял о каких-либо дерзких подвигах, живя так далеко от Дальнего Востока, в Гатчине (близ Петербурга). Но тут он наткнулся на газетную статью, в которой высказывалось мнение, что никому не под силу выполнить миссию по доставке иконы по назначению.
Николай Федоров сообщил жене о своем намерении совершить опасное путешествие на Дальний Восток и немедленно направился в город Кронштадт, чтобы испросить благословения у великого пастыря земли Русской святителя Иоанна Кронштадтского. Позже он рассказывал, что во время его путешествий происходило много маленьких чудес, и любые трудные проблемы как-то легко решались. Он сказал, что в этом нет ничего удивительного, так как он имеет благословение св. Иоанна.
Владивосток сегодня
7 октября -го Николай прибыл во Владивосток. В тот же день адмирал Скрыдлов получил из Копенгагена телеграмму от вдовствующей императрицы, в которой говорилось, что он должен предоставить господину Федорову дальнейшее попечение об иконе. О доставке иконы по суше не могло быть и речи из-за продолжающейся осады японцами, поэтому Николай решил доставить ее сначала в город Шанхай, Китай. Норвежский пароход Эрик должен был принять икону 22 ноября -й . Епархиальные новости писали, что в течение всего времени до назначенной даты Федоров постился, исповедовался и причащался. Пароход ушел, и верующие с надеждой ждали каких-то новостей, но их не было. 20 декабря года года Порт-Артур пал.
Наконец 11 января -го года во Владивосток пришло письмо, в котором Федоров сообщал, что парусного ветра уже давно нет, и ему пришлось сделать остановку в Чифу. В это время из Порт-Артура вернулись четыре торпедных катера с печальнейшим известием — Порт-Артур сдался. Но неизвестны пути Божии, и потому не было воли Божией, чтобы Федоров достиг города.
Тем не менее его усилия достойны похвалы. Как сказал глава русской православной миссии в Корее архимандрит Павел:
Слава Богу, что нашелся в России человек, проявивший христианское мужество и веру, которых нам не хватает. Увы! История иконы «Торжество Богородицы» была испытанием для нашей веры, и факт написания ее в Киеве столь же необычен, как и урок, преподанный нам Порт-Артуром.
Все эти события оставили печальную память и болезненную рану в русском сердце. И хотя мы находимся в 21 st века, далекие от них во времени, мы не должны забывать о желании нашей Непорочной Госпожи, явленном нам столетие назад, и о том, как оно осталось неисполненным из-за того, что некоторые военные чиновники не поверили в ее заступничество.
Святитель Иоанн Кронштадтский говорил, что Россия потерпела поражение именно из-за равнодушия к святой иконе, что было симптомом общего духовного упадка, происходившего в то время в России:
Подумаем: не потому ли русское люди оставили свое религиозное единство, и оставили древние святыни и заветы своих праотцев, что беды и бедствия терзают теперь Россию? Господь даровал нашему народу роль хранителя и защитника святынь. Эти святыни являются религиозными и нравственными основаниями для построения личной, семейной и общественной жизни, чтобы отвратить зло и дать достаточно места добру.
Сама история подтверждает истинность слов св. Иоанна. В конце войны военные ресурсы Японии были на исходе, а Россия только начинала свое военное развертывание. Тем не менее, Портсмутский мирный договор оставил Порт-Артур и половину острова Сахалин Японии, поставил Корею под японское влияние и полностью ликвидировал Тихоокеанский флот России. В 1925 году американский историк Тайлер Деннет писал:
Ныне мало кто предполагает, что Япония лишилась плодов предстоящих побед, заключив Портсмутский мирный договор. Преобладает противоположное мнение: к концу мая Япония была уже истощена, и только этот договор спас ее от полного поражения в столкновении с Россией.
Непостижимое провидение Божие допустило, таким образом, унизительное поражение России, несмотря на ее материальное преимущество над Японией, из-за нерадивости, проявленной к велению Богородицы.
Дальнейшая судьба иконы
После войны Николай Федоров вернул икону своим военачальникам. Побывав некоторое время в передвижном храме главнокомандующего, он вернулся во Владивосток 19 мая.05. После революции 1917 года Успенский собор был закрыт и снесен, а икона Порт-Артура затерялась в буре трагических событий, обрушившихся на Россию в 20 -м -м веке. Было много предположений о том, где может быть икона, но в течение многих лет ее местонахождение оставалось неизвестным.
Тогда, в свое время, Господу было угодно явить еще одно из Своих чудес. Хотя многие пытались стереть память о прошлом, повеление Божией Матери не может быть отменено. Итак, 18 февраля 9 г.0127-й год, 1998 год, паломники из Владивостока наткнулись на икону Порт-Артура в антикварном магазине в Иерусалиме!
6 мая -го -го года Порт-Артурская икона «Торжество Богородицы» вернулась во Владивосток. Радостные верующие встретили его крестным ходом и торжественным звоном колоколов. В настоящее время подлинник иконы находится в Покровском соборе , главном храме Владивостокской епархии Русской Православной Церкви. На Пасху 2003 года во Владивостоке открылись двери нового храма в честь этой иконы. Церковь начала проводить богослужения в 1009 г.0127-й -й день явления Божией Матери.
Покровский собор, г. Владивосток
В это время началось общественное движение «Благословение Дальнего Востока». Благодаря их усилиям, наконец, в 2004 году фрегат «Паллада » доставил икону в город Порт-Артур (ныне Лушунь, Китай). На русском кладбище Порт-Артура была отслужена торжественная служба с покаянными молитвами о тех, кто отверг волю Божией Матери. Таким образом, погибшие там русские воины получили икону после столетнего ожидания.
В январе 2004 года два гостя из Свято-Иоанновской православной общины Аляски Дэн Кендалл и Гейл Армстронг посетили храм Порт-Артурской иконы во Владивостоке и ознакомились с историей иконы.