Феликс дзержинский цитаты: Феликс Эдмундович Дзержинский цитаты (29 цитат)

Разное

Содержание

Феликс Эдмундович Дзержинский цитаты (29 цитат)

29   675

Дата рождения: 11. Сентябрь 1877
Дата смерти: 20. Июль 1926
Другие имена: Dzeržinskij

Фе́ликс Эдму́ндович Дзержи́нский — польский и русский профессиональный революционер, советский политический деятель, глава ряда наркоматов, основатель и глава ВЧК.

Член ЦК партии . Член Оргбюро ЦК РКП , кандидат в члены Оргбюро ЦК РКП . Кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП . Главный редактор журнала «Красный террор».

Фото: RIA Novosti archive, image #6464 / RIA Novosti / CC-BY-SA 3.0 / CC BY-SA 3.0

„Родители не понимают, как много вреда они причиняют своим детям, когда, пользуясь своей родительской властью, хотят навязать им свои убеждения и взгляды на жизнь.“

—  Феликс Эдмундович Дзержинский

О детях

О жизни, О детях, О родителях, О власти

„Кто боится боли, тот всегда поддается злу.“

—  Феликс Эдмундович Дзержинский

О жизни
Вариант: Кто боится боли, тот всегда поддается злу.

О боли, О зле

„Служить в органах могут или святые, или подлецы.“

—  Феликс Эдмундович Дзержинский

Об органах

„Там, где любовь, там должно быть и доверие.“

—  Феликс Эдмундович Дзержинский

О жизни

О любви, О доверии

„Страх не научит детей отличать добро от зла; кто боится боли, тот всегда поддастся злу.“

—  Феликс Эдмундович Дзержинский

О детях

О боли, О страхе, О зле

„Отсутствие у вас судимости — это не ваша заслуга, а наша недоработка.“

—  Феликс Эдмундович Дзержинский

О революционной борьбе

„Я не проповедаю, что мы должны изолироваться от заграницы. Это совершенный абсурд. Но мы обязаны создать благоприятный режим развития тех отраслей, которые жизненно необходимы и в которых мы можем конкурировать с ними (1925 год председатель ВСНХ)“

—  Феликс Эдмундович Дзержинский

http://www.ng.ru/science/2008-03-26/21_avitaminoz.html
О государстве

„Любовь к ребенку, как и всякая великая любовь, становится творчеством и может дать ребенку прочное, истинное счастье, когда она усиливает размах жизни любящего, делает из него полноценного человека, а не превращает любимое существо в идола.

—  Феликс Эдмундович Дзержинский

О детях

О любви, О жизни, О мужчинах, О счастье

„Где есть любовь, там нет страдания, которое могло бы сломить человека. Настоящее несчастье — это эгоизм. Если любить только себя, то с приходом тяжелых жизненных испытаний человек проклинает свою судьбу и переживает страшные муки. А где есть любовь и забота о других, там нет отчаяния…“

—  Феликс Эдмундович Дзержинский

О жизни

О любви, О мужчинах, О судьбе, О несчастье

„Отдохнём, товарищи, в тюрьме.“

—  Феликс Эдмундович Дзержинский

О революционной борьбе

„Тот, кто станет жестоким и чье сердце останется бесчувственным по отношению к заключенным, должен уйти отсюда. Здесь, как ни в каком другом месте, нужно быть добрым и благородным.“

—  Феликс Эдмундович Дзержинский

Об органах

Сердце

„Любовь проникает в душу, делает её сильной, доброй, отзывчивой, а страх, боль и стыд лишь уродуют ее.“

—  Феликс Эдмундович Дзержинский

О любви, О боли, О страхе, О душе

„Любовь — творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого и светлого.

—  Феликс Эдмундович Дзержинский

О детях

О любви

„Надо воспитывать в детях любовь к людям, а не к самому себе. А для этого самим родителям надо любить людей.“

—  Феликс Эдмундович Дзержинский

О детях

О любви, О мужчинах, О детях, О родителях

„Тот, у кого есть идея и кто жив, не может быть бесполезным, разве только сам отречется от своей идеи.“

—  Феликс Эдмундович Дзержинский

О жизни

Об идеях

„Ребёнок умеет любить того, кто его любит, — и его можно воспитывать только любовью.“

—  Феликс Эдмундович Дзержинский

О детях

„Исправить может только такое средство, которое заставит виновного осознать, что он поступил плохо, что надо жить и поступать иначе. Розга же действует лишь короткое время; когда дети подрастают и перестают бояться ее, вместе с ней исчезает и совесть.“

—  Феликс Эдмундович Дзержинский

О детях

О детях, О времени

„Чекистом может быть лишь человек с холодной головой, горячим сердцем и чистыми руками.

—  Феликс Эдмундович Дзержинский

Об органах

О мужчинах, Сердце

„Худший враг не мог бы нам столько вреда принести, сколько он принес своими кошмарными расправами, расстрелами, предоставлением солдатам права грабежа городов и сел. Все это он проделывал от имени нашей советской власти, восстанавливая против нас все население. Грабеж и насилие — это была сознательная военная тактика, которая, давая нам мимолетный успех, несла в результате поражение и позор.“

—  Феликс Эдмундович Дзержинский

Дзержинский http://dzerzhinsky.biz/ о эсере Михаиле Муравьёве, апрель 1918 года.
Об органах

Об успехе, О власти

„Огромная задача стоит перед вами: воспитать и сформировать души ваших детей. Будьте зорки! Ибо вина или заслуга детей в огромной степени ложится на голову и совесть родителей.“

—  Феликс Эдмундович Дзержинский

О детях

О душе, О родителях, О вине

Подобные авторы

Дзержинский: «Если человек не справляется с делом — уходи, дай место другим»

Он произнес ее на пленуме Центрального комитета и Центральной контрольной комиссии ВКП(б) (14-23 июля 1926 года) за несколько часов до своей смерти

В Президентской библиотеке хранится книга «Три последние речи» Ф. Э. Дзержинского (выступления перед наркомами и аппаратом), вышедшая единственный раз в 1926 г.1 Предисловие написал Вячеслав Молотов: «Дзержинский прямо бичует недочеты и пороки управления, бюрократизм и душащую дело волокиту. Он горит в работе по исправлению недостатков и, добившись успеха, берет на себя еще более трудную и сложную задачу в другом». Речи произнесены в течение нескольких дней пленума. Со страниц раритетной книги предстает во многом неожиданный «железный Феликс», познакомить с которым хочется читателей «Родины».

ПЕРВАЯ РЕЧЬ

«Маленькая бумажка проходит через 32 руки»

Дзержинский рубит с трибуны: «Когда мы говорим о производительности труда рабочего, измеряем ее тем количеством продукции, которое он нам дал. А производительность труда в управленческих органах сможем ли мы измерить тем количеством продукции, которое даем в нашей работе?» И сам же отвечает:

«Наши измерители определяются длиной наших ведомостей и нашей неслыханной волокитой. У нас в бюрократических органах управления энергии тратится очень много, но толку дает безобразно мало».

Приводит пример, как «маленькая бумажка проходила через 32 руки. Над этой бумажкой работало 32 человека, в аппарате в двух местах заводились дела». И выносит вердикт: «Этот пример характеризует всю нашу систему», предлагая «уничтожить излишние бюрократические звенья, возложив больше ответственности на непосредственно выполняющих». Ведь в противном случае «неизвестно, с кем имеешь дело, не с людьми, которые ответственны, а с учреждением. Поэтому наши аппараты растут неслыханно. Благодаря этому мы имеем в нашей торговле такие неслыханные большие наценки и накидки».

Неизвестный художник. Ф.Э. Дзержинский, В.И. Ленин, Я.М. Свердлов в Кремле.

ВТОРАЯ РЕЧЬ

«Мы страдаем организационным фетишизмом»

«Мне недавно говорили, что в одном из крупнейших трестов на содержание аппарата тратится до 40 процентов по сравнению с тем, что платится рабочим», — начинает оратор. И переходит с места в карьер:

«Мы страдаем организационным фетишизмом. Нам кажется, для того чтобы организовать какое-нибудь дело, построить что-нибудь, достаточно взять бумагу, сесть в свой кабинет и написать «принять энергичные меры», «изыскать средства» и прочее. При этом организационном фетишизме стираются живые люди, между тем как работу руководства и управления нельзя механизировать. Это работа мозговая, индивидуальная и вместе с тем глубоко коллективная. Не учреждения работают, а люди работают в учреждениях».

И далее:

— Мы не знаем, что делаем, а знают это бумаги в наших портфелях. Нужно ввести личную ответственность, чтобы было известно, кто чем занимается, что изучает и за что отвечает в какой мере.

— Бесконечная коллегиальность, комиссии, совещания и т.д. превратились в помеху. Согласования вопросов превращаются у нас часто в карикатуру: открываются прения, преют в то время как наперед можно сказать, какое будет решение.

— Надо отходить от системы больших докладов. Таких ваших томов те, кто руководит делом, не могут читать.

Сказано почти сто лет назад. Но как же актуально звучит!

— Ясно, что среди госслужащих есть ряд товарищей, которых мы не видим, которых бюрократический аппарат заволакивает. Есть очень доброкачественный материал, и много его, но мы не умеем использовать.

— У каждого должна быть амбиция, известное честолюбие, каждый имеет свое лицо.

С оратором спорят: мол, излишнее внимание к низовым звеньям приведет к дезорганизации системы. Ответ Дзержинского:

«Если человек не справляется с делом — уходи, дай место другим».

Обложка сборника речей Дзержинского.

ПОСЛЕДНЯЯ РЕЧЬ

«Мне одному справиться трудно…»

Речь датирована 20 июля 1926 г. И произнесена Феликсом Дзержинским, как указано в книге, «в день его смерти на пленуме ЦК и Центральной Контрольной Комиссии ВКП(б).

Уже в самом начале оратор жестко сталкивается с Л.Б. Каменевым: тот в своем выступлении вместо расчетов «приводит выдержку из статьи в «Экономической жизни». Дзержинский встает на защиту крестьян: «Что значат розничные цены для мужика? Разве неизвестно вам, тов. Каменев, какое отношение между продажными ценами мужика и теми ценами, по которым мужик получает промышленные изделия?»

Дзержинскому противостоят сплоченно. И столь же жестко. Он обращается к залу:

«Я никогда не кривлю душой, если я вижу, что у нас непорядки, я со всей силой обрушиваюсь на них. Мне одному справиться трудно, поэтому я прошу у вас помощи…»

В ответ — гвалт по каждому тезису его выступления. Дзержинского пытаются сломить теми самыми методами, которые он распекает. А «железный Феликс» схлестывается с Л.Д. Троцким по статистике, которую называет лукавой. Заявляет, что «отрасль, которой руководит товарищ Каменев, является наиболее всего неупорядоченной, поглощающей наш доход». В глаза рубит Каменеву, взвинтившему цены на промтовары для деревни и сетовавшему, что он только четыре месяца нарком торговли:

«Вы будете и в 44 года никуда не годны, потому что занимаетесь политиканством, а не работой».

В ночь после пленума Феликс Эдмундович Дзержинский умер.

P.S.

Он много и успешно воевал с контрреволюционерами. Но последний свой бой проиграл бюрократии, не побежденной и сто лет спустя. Грустная ирония Истории…


1. Дзержинский Ф.Э. Три последние речи. М.; Л., 1926.

О социализме Феликса Дзержинского

О социализме Феликса Дзержинского

Феликс Дзержинский


Источник: «Коммунистическая мораль», издательство «Прогресс», Москва, с. 1963 год;
Расшифровано: Расмус М.


 

Из тюремного дневника

30 апреля 1908 г.

Где находится выход из ада современной жизни, в которой господствует волчий закон эксплуатации, угнетения и насилия? Выход лежит в идее жизни, основанной на гармонии, полной жизни всего общества, всего человечества; выход — в идее социализма, в идее солидарности трудящихся. Эта идея уже приближается к реализации, народ готов принять ее с распростертыми объятиями. Время для него уже пришло. Ряды сторонников этой идеи должны быть сплочены и поднято знамя, чтобы народ видел его и шел за ним. А теперь это самая неотложная из задач социал-демократии, из задач той горстки, что уцелела.

Социализм должен перестать быть только научным предвидением будущего. Он должен стать факелом, зажигающим неукротимую веру и энергию в сердцах людей….

10 мая 1908 г.

… Не стоило бы жить, если бы над человечеством не сияла звезда социализма, звезда будущего. Ибо «я» не может жить, если в себе не содержит остального мира и людей. Такова природа этого «эго»…

21, 19 мая08

… Необходимо вселить в массы собственную уверенность в неизбежности банкротства зла, чтобы у них не осталось сомнений, чтобы они прошли через этот миг сомкнутыми рядами, подготовленными к бою. Это задача теоретиков. Но задачи других состоят в том, чтобы обнажить и обличить это зло, обнажить страдания и муки масс и отдельных борцов, вырванных из их среды врагом, придать им то значение, которое они имеют на самом деле и которое придает им силы все переносить мужественно, не колеблясь. Только так можно внушить массам мужество и понимание необходимости борьбы. Нужны и те, кто воздействует на ум, и те, кто вкладывает в сердце и разум уверенность в победе. Нужны ученые и поэты, учителя и пропагандисты. Вспоминается брошюра «С поля боя», изданная «Пролетариатом» [1] Партии, где описаны страдания народа, стойкость и мужество, проявленные им в борьбе, огромное влияние, которое она оказала. Как бы мне хотелось, чтобы такой буклет появился сейчас! Но сейчас труднее собирать и сопоставлять факты, потому что они охватывают так много и их так много. Но, с другой стороны, сейчас больше возможностей и возможностей. Если бы кто-то взялся за эту работу или хотя бы только за руководство этой работой, то через год-два такая книга могла бы появиться. В нем отражались бы не только наши страдания и наше учение, но и то стремление к полной и настоящей жизни, ради которой человек охотно претерпел бы страдания и жертвы…

31 декабря 1908 г.

… Созрел я в тюрьме в муках одиночества, в муках тоски по миру и по жизни. И, несмотря на это, в моем сердце никогда не возникало сомнения в правоте нашего дела. И теперь, когда, может быть, на долгие годы вся надежда погребена в потоках крови, когда распяты на виселице, когда многие тысячи борцов за свободу томятся в застенках или выброшены в заснеженную Сибирь, — я горжусь. Я уже вижу, как огромные массы приходят в движение, разрушая старую систему, массы, среди которых готовятся новые силы для новой борьбы. Я горжусь тем, что я с ними, что я их вижу, чувствую и понимаю, что я тоже много страдал вместе с ними. Здесь, в тюрьме, иногда тяжело, иногда даже страшно… Но если бы мне пришлось начать жизнь сначала, я бы начал ее так же. И не из чувства долга, не потому, что должен. Для меня это органическая необходимость.

…Я не проклинаю ни свою судьбу, ни многолетнее заточение, ибо знаю, что все это необходимо для того, чтобы разрушить другую огромную тюрьму, лежащую за стенами этого ужасного «шатра». Это не праздное философствование, не холодный расчет, а результат неукротимого стремления к свободе, к полной жизни. Там, товарищи и | друзья пьют наше здоровье, и я один в своей келье думаю о них: пусть они живут, пусть куют оружие и будут достойны того дела, за которое ведется борьба…

3 июня 1909 г.

… Жить — не значит ли иметь непоколебимую веру в победу?

8 августа 1909 г.

… В связи с этим [2] Меня охватывает опасение. Я уйду, но эта ужасная жизнь здесь будет продолжаться по-прежнему. Это странно и непонятно. Не ужасы этого мрачного места влекут в него, а чувство ко всем товарищам, друзьям и неведомым соседям – чужим, но в то же время близким. Здесь мы пришли ощутить и осознать, насколько человек нужен человеку, что человек значит для человека. Здесь мы научились чувствовать любовь не только к женщинам, мы научились не стыдиться своих чувств и своего желания дарить людям счастье.

…И если здесь мы жаждем цветов, то и здесь мы научились любить людей, как любим цветы; и именно здесь, где нет отчаянной борьбы за корку хлеба и где всплывает на поверхность то, что там по необходимости было сокрыто в глубине человеческого сердца. И за это мы любим это место нашей казни, ибо здесь мы дали себе понять, что борьба, которая привела нас сюда, есть и борьба за наше личное счастье, за освобождение от навязанного нам насилия, от цепей, которые нас тянут. вниз.

Из писем родственникам

[3]

Булгаку А.Е.

[4]

25 (13) января 1898 г.

… Как твой маленький Рудольф? Должно быть, он сильно вырос — он ходит или разговаривает? Смотри, чтобы ты воспитал его так, чтобы он превыше всего ценил честность; такой человек чувствует себя счастливым при любых обстоятельствах жизни!

19 (7) сентября 1898 г.

… И мы, в изгнании, должны теперь набраться сил, физически, умственно и морально, чтобы быть готовыми, когда придет время. Правда, мало кто завидует нашей судьбе, но мы, видящие светлое будущее нашего дела, видящие и сознающие его могущество, сознающие, что жизнь избрала нас борцами, мы, борющиеся за это лучшее будущее, никогда не , никогда не променять наше положение на обывательское прозябание. Нас меньше всего угнетает неприятная сторона жизни, так как наша жизнь состоит в работе на дело, которое выше житейских мелочей. Наше дело зародилось не так давно, но оно будет развиваться безгранично, оно бессмертно.

17 (5) ноября 1898 г.

… Вы говорите, что наши чувства, по-видимому, в большей степени относятся к человечеству в целом, чем к отдельным людям. Никогда не верьте, что это возможно. Люди, которые так говорят, лицемеры: они просто обманывают себя и других. Нельзя только сочувствовать людям вообще, люди вообще есть абстракция, ибо конкретное есть сумма единичных. На самом деле чувства могут быть вызваны только по отношению к конкретному явлению и никогда по отношению к абстракции. Человек может сочувствовать общественному несчастью только в том случае, если он сочувствует несчастью каждого отдельного человека…

21 (8) октября 1901 г.

… Я не умею ненавидеть наполовину или любить наполовину. Я не умею отдавать только половину своего сердца. Я могу отдать все свое сердце или не отдать ничего. Я выпил из чаши жизни не только всю горечь, но и всю сладость, и если кто скажет мне: взгляни на морщины на лбу твоем, на твое исхудавшее тело, на жизнь, которую ты теперь ведешь, взгляните и признайте, что жизнь сломала вас, то я бы ответил: жизнь не сломала меня, а я сломал жизнь, она не все у меня взяла, но я взял у нее все всем своим существом и духом! Да, в самом деле!

…Я возненавидел богатство, потому что научился любить людей, потому что всеми фибрами своего существа вижу и чувствую, что сегодня… люди поклоняются золотому тельцу, который превратил души человеческие в души зверей и погнал любовь из людских сердец. Помните, что в душе таких, как я, есть священная искра… искра, которая даже на костре дает сияние счастья.

… Я страстно люблю детей… Когда я думаю, что страшная нужда, с одной стороны, и чрезмерное богатство, с другой, ведут к вырождению этих малышей… Я рад за ваших детей, что вы не богаты и не бедны, что они с детства осознают необходимость работать, чтобы жить, а это значит, что они вырастут настоящими людьми. За детьми будущее! Они должны быть сильными духом и с детства уметь смотреть в лицо жизни…

Но у меня хватит духу еще на тысячу лет или больше…. Даже здесь, в тюрьме, я вижу, как горит неугасающий огонь: пламя — мое сердце и сердца моих товарищей, терпящих здесь муки

Булгаку А.Э. и Булгаку Г.А.

[5]

Начало ноября 1901 г.

…Нет!! Я такой же, как прежде; что озлобляло меня раньше, озлобляет и теперь; то, что я любил раньше, я люблю и теперь; то, что радовало меня раньше, радует и теперь; как я поступал раньше, так поступаю и теперь; как я думал раньше, так думаю и теперь; как не миновали меня беды и испытания, так и впредь не минуют меня; мой путь остается прежним; как я ненавидел зло раньше, так я ненавижу его и теперь; по-прежнему стремлюсь сердцем и душой, чтобы не было несправедливости, преступления, пьянства, разврата, чрезмерного | роскошь, публичные дома, где люди продают тело или душу, или то и другое вместе; чтобы не было угнетения, братоубийственных войн, национальной розни. .. Я хотел бы, чтобы моя любовь окутала все человечество, согрела его и очистила от грязи современной жизни…

… Перед вами стоит грандиозная задача: воспитывать и формировать умы ваших детей. Будьте бдительны! Потому что родители в значительной степени несут моральную ответственность за то, хороши их дети или плохи. Я хотел бы еще много написать о детях, но не знаю, как вы примете мой совет, не сочтете ли вы это вмешательство в ваши дела неуместным. В любом случае будьте уверены, что я руководствуюсь здесь только своей любовью к вашим детям. Поцелуйте их от души… Пусть растут здоровыми и веселыми, полными любви к своим родителям и другим людям; пусть они вырастут мужественными и сильными духом и телом; пусть они никогда не променяют свою совесть; пусть они будут счастливее нас и доживут до торжества свободы, братства и любви…

Булгаку А.Е.
6 октября (23 сентября) 1902 года

…Я не знаю, почему я люблю детей больше всего на свете. Когда я встречаю их, мое дурное настроение немедленно исчезает. Я никогда не мог любить женщину так, как люблю их, и я думаю, что никогда не смог бы любить своих детей больше, чем тех, которые не были моими… В особенно тяжелые минуты мне снится, что я взял какого-то ребенка, подкидыша, и заботиться о нем, и мы оба счастливы. Я живу для него, чувствую его рядом со мной, он любит меня детской любовью, в которой нет ничего фальшивого; Я чувствую тепло этой любви и ужасно хочу ее рядом со мной. Но это только мечты. Я не могу себе этого позволить, мне приходится все время двигаться, а с ребенком я не могла. Часто, очень часто мне кажется, что и мать не любит детей так горячо, как я…

22 (9) октября 1905 г.

…Мне так хотелось бы видеть красоту в природе, в людях, в том, что они творят, радоваться им, совершенствовать себя, потому что красота и добро — как две сестры. Так чужд мне аскетизм, выпавший на мою долю. Хотел бы я быть отцом и вложить в душу юного создания все хорошее, что есть на земле, чтобы увидеть, как лучи моей любви к ней произведут пышный цвет души человеческой.

16 (3) июня 1913

. .. Подобно цветку, душа человеческая бессознательно впитывает лучи солнца и вечно стремится к нему, к его свету; оно меркнет и скукоживается, когда зло затмевает свет. Наша сила и вера в лучшее будущее человечества строится на этом стремлении каждой человеческой души к солнечному свету, и поэтому никогда не должно быть безнадежности… Злой гений человечества сегодня есть лицемерие: любовь на словах, а на деле — беспощадная борьба за существование, за достижение так называемого «счастья», за карьеру… Быть лучом света для других, излучать свет — величайшее счастья, которого может достичь человек. Тогда человек не боится ни страдания, ни смерти, ни беды, ни нужды. Тогда человек перестает бояться смерти, хотя только тогда он действительно учится любить жизнь. Только тогда он будет ходить по земле с открытыми глазами, все видя, слыша и понимая, только тогда он выйдет из своей узкой скорлупы на свет и почувствует радости и страдания всего человечества; только тогда он будет настоящим мужчиной.

Дзержинской С.С.

[6]

15 (2) декабря 1913 г.

… Любовь к ребенку, как и всякая великая любовь, становится созидательной и может дать ребенку истинное и прочное счастье, когда она расширяет рамки жизни любящего, делает его более ценным человеком, а когда не превратить любимого человека в идола. Любовь, изливающаяся только на одного человека и из него одного извлекающая всю радость жизни, делающая все остальное в тягость и мучение, такая любовь несет с собою ад для обоих лиц…

Чтобы спасти и обогатить свою душу, его нужно научить видеть и слышать все то, что он уже способен видеть и слышать, чтобы его любовь к вам стала глубокой дружбой и бесконечным доверием….

19 (6) января 1914 г.

…Там, где есть любовь, должно быть доверие…

…Человек, который верит в идею и живет, не может быть бесполезен, если он сам не откажется от своей идеи. Только смерть, когда она придет, скажет свое слово о бесполезности. Но пока теплится жизнь и жива сама идея, я буду копать землю, делать самую грубую работу, отдавать все, что могу. И мысль успокаивает, дает возможность перенести муку. Человек должен выполнять свой долг, идти своим путем до конца. И даже когда глаза уже не видят и слепы к красоте мира, душа знает об этой красоте и остается ее служанкой. Остается мука слепоты, но есть нечто выше этой муки – есть вера в жизнь, в людей, есть свобода и осознание своего постоянного долга….

Булгаку А.Е.
16 (3) марта 1914 г.

…Когда я думаю обо всех несчастьях в жизни, подстерегающих человека, о том, что человек так часто лишен всего, к чему он больше всего привязан, мои мысли опять говорят мне, что в жизни надо любить всем сердцем и душой то, что непреходяще, то, что нельзя отнять у человека и благодаря чему становится возможной его привязанность к людям и вещам…

Любовь к страдающему, угнетенному человечеству, вечное стремление в сердце каждого к красоте и счастью, силе и гармонии побуждает нас искать выход и находить спасение здесь, в самой жизни, и указывает нам выход. Он открывает сердце человека не только его близким, он открывает его глаза и уши и дает ему гигантскую силу и уверенность в победе. Тогда несчастье становится источником счастья и силы, ибо тогда приходит ясная мысль, проливающая свет на доселе мрачную жизнь. С этого времени каждое новое несчастье уже не является поводом для ухода из жизни, источником апатии и уныния, а снова и снова вдохновляет человека жить дальше, бороться и любить. И когда приходит время и собственная жизнь человека подходит к концу, он может идти спокойно, без отчаяния и не бояться смерти….

Дзержинской С.С.
24 (11) июня 1914 г.

… Я хочу быть достойным идей, которые вы и я разделяем. И мне кажется, что всякий признак слабости с моей стороны, стремления к концу и покою, всякий намек на «я не могу дальше» был бы предательством и отречением от своих чувств к тебе и от той песни жизнь, которая всегда была и есть во мне….

Yan [7] не должен быть тепличным цветком. Он должен обладать всей диалектикой чувств, чтобы быть способным в жизни бороться за правду и идеи. В его сердце должно быть нечто святое, более широкое и сильное, чем святое чувство к матери или другим близким и дорогим ему людям. Он должен уметь любить идею, то, что связывает его с массами, что будет ярким светом в его жизни. Он должен понять, что у тебя и у всех, кто его окружает, к кому он привязан, кого любит, есть нечто более святое, чем любовь к ребенку, любовь к нему, нечто святое, из которого он и любовь и привязанность к нему проистекают. . Это священное чувство сильнее всех других чувств, сильнее своим нравственным предписанием: «Вот как ты должен жить, вот каким ты должен быть». Сознание этого долга, как и всякого другого, связанного с чувствами, нельзя внушить одним воздействием на разум…

… Отказаться от жизненных благ, чтобы бороться за них вместе с теми, кто их лишен, и привить себе теперь своего рода аскетизм. Но мои мысли не покидают меня, и я делюсь ими с вами. Я не аскет. Это как раз диалектика чувств, вытекающая из самой жизни и, мне кажется, из жизни пролетариата. И дело в том, что эта диалектика должна завершить свой цикл, чтобы в ней был синтез – разрешение противоречий. И чтобы этот синтез, будучи пролетарским, был в то же время «моей» правдой, правдой «моей» души. Нужно иметь внутреннее сознание необходимости идти на смерть ради жизни, идти в тюрьму ради свободы и иметь силы пройти через весь ад жизни с открытыми глазами, чувствуя в душе сердце великое и возвышенное, гимн красоте, истине и счастью, проистекающему из этой жизни…

17 (4) февраля 1916 г.

Я люблю жизнь такой, какая она есть, в ее вечном движении, в ее гармонии и в ее страшных противоречиях. И мои глаза еще видят, мои уши слышат, моя душа восприимчива, и мое сердце еще не очерствело. И песня жизни поет в моем сердце… И мне кажется, что кто услышит эту песню в своем сердце, тот никогда не проклянет свою жизнь, какие бы муки он ни перенес, никогда не променяет ее на другую, мирную, обычная жизнь. Ибо эта песня — все, остается только эта песня любви к жизни. И здесь, в тюрьме, и там, на воле, где теперь столько ужасов, она живет и вечна, как звезды: звезды и вся красота природы рождают ее и несут в сердца человеческие, и эти сердца воспевайте и стремитесь вечно к воскресению…

Дзержинскому В.Е.

[8]

11 сентября (29 августа) 1916 года

… А в общественной жизни? Я совершенно един не только со своими мыслями, но и с массами, и вместе с ними я должен испытать борьбу, муку и надежды. Я никогда не жил с закрытыми глазами, погруженный в свои мысли. Я никогда не был идеалистом. Я научился узнавать человеческие сердца, и мне казалось, что я чувствую каждое биение этих сердец… Я жил для того, чтобы исполнить свою миссию и быть самим собой…

Я должен терпеть до конца все, что мне суждено терпеть. Иначе и быть не может. И я спокоен. И хотя я не знаю, что меня ждет… мой разум продолжает рисовать картины будущего, которые венчают все это. Я, кроме всего прочего, оптимист

Дзержинской С.С.
21 мая 1918 г.

Дорогой мой!

Я в самой гуще борьбы. Жизнь солдата, не знающего покоя, ибо надо спасти наш дом. Нет времени думать о своем народе и о себе. Работа и борьба адские. Но в этой борьбе мое сердце остается живым, как прежде. Все мое время — это один непрерывный круг деятельности…

Мои мысли заставляют меня быть беспощадным, и у меня есть твердая победа следовать своим мыслям до конца…

Кольцо врагов все теснее и теснее окружает нас, приближаясь к сердцу… Каждый день заставляет нас прибегать ко все более решительным мерам. Теперь перед нами стоит наш величайший враг – лютый голод. Чтобы получить хлеб, его нужно отобрать у тех, у кого он есть, и отдать тем, у кого его нет. Гражданская война должна разгореться в небывалых масштабах. Меня перевели на позицию на передовой линии огня, и моя воля — сражаться и смотреть открытыми глазами на всю опасность серьезного положения и самому быть беспощадным. ..

29 августа 1918 г.

…Мы солдаты на действительной службе. И я живу тем, что впереди меня, ибо это требует величайшего внимания и бдительности, чтобы одержать победу. Моя воля — победить, и хотя улыбка на моем лице очень редко появляется, я уверен в победе идеи и движения, в котором живу и работаю….

Перед нами танец жизни и смерти – момент поистине кровавой борьбы, титанических усилий….

Булихака А.Е.
15 апреля 1919 г.

Сегодня, как и прежде, любовь для меня — все. Я слышу и чувствую его песню в своем сердце. Эта песня призывает к борьбе несгибаемую волю, к неустанному труду. И сегодня мои действия определяются только идеей – стремлением к справедливости. Мне трудно писать… Как вечный странник, я всегда в движении, в гуще перемен и созидания новой жизни… Я вижу будущее, и я хочу и должен принять участие в его создании – быть в движении, как камень, брошенный из пращи, пока не достигну конца – вечного покоя. Вы когда-нибудь думали, что такое война в реальных картинках? Вы отодвинули в сторону изображения человеческих тел, разорванных снарядами, раненых, лежащих на поле боя, и ворон, выклевывающих глаза еще живым людям. Вы отодвинули в сторону эти страшные картины, которые ежедневно встречаются с глазами. Вам не понять Солдата революции, сражающегося за то, чтобы на земле больше не было несправедливости, за то, чтобы эта война не отдала миллионы и миллионы людей на милость побеждающих богачей. Война — ужасная вещь. Весь мир богатых ополчился против нас. Самые несчастные, самые невежественные люди первыми встали на защиту своих прав — и они отталкивают весь мир…

Из статьи

«Граждане! Железнодорожники!»

6 декабря 1921

. ..Где бы негодяй ни устроился — в кабинете за суконной конторкой или в будке сторожа, — его разыщут и предстанут перед судом Р[эволюционного] трибунала, карательный молот которого упадет со всеми сокрушительными мощь и гнев, на которые оно способно, ибо нет пощады смертельным врагам нашего возрождения. Никакие обстоятельства не будут учитываться при вынесении приговора лицам, берущим взятки. Их ждет самое суровое наказание.

В то же время Советское Правительство призывает всех честных граждан, в которых живо болезненное сознание неизгладимого позора и тлетворного действия взяток, уделить внимание розыску и разоблачению негодяев-взяточников.

Будьте зоркими и бдительными! Пролетарские руки не должны и не могут быть запятнаны взятками!

Из статьи

«Беспризорники и Вечек» [9]

22 июля 1926 г.

Хочу бросить часть своих усилий и в первую очередь сил ВЧК на борьбу с проблемой беспризорников… К такому выводу меня подтолкнули два соображения. Во-первых, это ужасное бедствие! Ведь когда смотришь на детей, невольно думаешь – все для них! Плоды революции не для нас, а для них. А между тем, сколько из них искалечены борьбой и нуждою! Нужно сразу же броситься им на помощь, как если бы мы увидели тонущих детей. Наркомпрос не может справиться с ситуацией в одиночку. Нужна широкая помощь советской общественности. Необходимо создать большую комиссию при ВЦИК с непосредственным участием Наркомпроса, включающую представителей всех ведомств и всех организаций, которые могут быть полезны в этой работе. Я уже говорил с несколькими людьми. Я хотел бы сам возглавить комиссию; Я хочу, чтобы аппарат ВЧК действительно включился в работу. Здесь меня подталкивает второе соображение: я думаю, что наш аппарат один из тех, которые работают наиболее эффективно; у него есть филиалы повсюду. Люди с этим считаются. Они скорее боятся этого. А между тем даже в таком деле, как спасение и обеспечение детей, встречаются небрежность и даже воровство! Мы неуклонно переходим к мирному строительству, и вот меня осенила мысль, почему бы не использовать наш боевой аппарат для борьбы с таким бедствием, как беспризорность среди детей?…

Из циркулярного письма руководству синдикатов и трастов и красным директорам

19 июня 1924 г.

Не надо бояться критики, замалчивать недостатки; напротив, надо способствовать их оглашению и не видеть в этом ничего предосудительного. Только тот может быть дискредитирован, кто скрывает свои недостатки, кто не желает бороться со злом, то есть именно тот человек, которого следует дискредитировать. Нужно уметь видеть правду и впитывать ее от масс и от всех, кто принимает участие в производстве. Нет ничего хуже самовосхваления и самодовольства. Идти вперед можно только тогда, когда шаг за шагом отыскиваются и преодолеваются пороки. В то же время надо покончить с сложившейся у нас практикой потешаться над массами — над рабочими. Следует помнить, что у нас рабочие, как и мы, еще некультурны, что их групповые интересы часто перевешивают интересы рабочего класса в целом; часто они недостаточно сознают, что только их собственный полезный труд, производительность их труда могут создать коммунистическое государство, сохранить их Советскую власть. Всякий хозяйственный руководитель должен вести борьбу за престиж, за доверие трудящихся масс, но борьба за это доверие ни в коем случае не должна пользоваться орудием демагогии, ублажения масс, удовлетворения их в ущерб и за счет государства, интересов союза с крестьянами, местнических требований. Путь демагогии есть, пожалуй, самый вредный путь, убаюкивающий массы, отвлекающий их от главных задач рабочего класса в производстве, умаляющий принесенные рабочим классом жертвы и, в конечном счете, вредный для нашей промышленности. ….

Примечания


1. «Пролетариат» – первая революционная рабочая партия в Польше, образованная в восьмидесятых годах прошлого века.

2. Здесь речь идет о мыслях, возбужденных у Ф. Э. Дзержинского утверждением приговора о ссылке, означавшей, что он должен был покинуть тюрьму.

3. Письма, написанные между 1898 и 1916 годами в тюрьме и ссылке, кроме письма от 6 октября (23 сентября) 1902 года.

4. Эдмундовна Булгак – сестра Ф. Э. Дзержинского.

5. Булгак Г.А. – муж Булгак А.Е.

6. Софья Сигизмундовна Дзержинская – жена Ф. Э. Дзержинского.

7. Сын Ф. Э. Дзержинского.

8. Владислав Эдмундович Дзержинский – брат Ф. Э. Дзержинского.

9. ВЧК (ВЧК) – Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Он был создан по инициативе В.И. Ленина в декабре 1917 года как орган рабоче-крестьянской власти для защиты государственной безопасности Советской республики.

 


Цитаты: Гражданская война и красный террор

Эта подборка цитат о русской революции относится к Гражданской войне в России и большевистскому красному террору. Эти цитаты были получены и отобраны авторами Alpha History. Если вы хотите внести предложение для размещения на этой странице, пожалуйста, свяжитесь с нами.

«Мы всегда были за революционную войну. Штык — насущная необходимость для введения коммунизма».
Карл Радек

«ЧК — это защита революции, как и Красная Армия; как в гражданской войне Красная Армия не может останавливаться на вопросе, не может ли она причинить вред отдельным лицам, а должна учитывать только одно, победу революции над буржуазией, так и ЧК должна защищать революцию и побеждать врага, даже если его меч иногда падает на головы невинных».
Феликс Дзержинский

«Сначала спросите его, к какому сословию он принадлежит, каково его социальное происхождение, образование и профессия. Вот вопросы, которые должны решить судьбу обвиняемого. В этом смысл красного террора».
Мартин Лацис

«Мы должны казнить не только виновных. Казнь невиновных произведет на массы еще большее впечатление».
Николай Крыленко, нарком юстиции

«ВЧК не является следственной комиссией, судом или трибуналом. Это боевой орган на внутреннем фронте гражданской войны… Он не судит, он поражает. Он не прощает, он уничтожает всех, кто пойман по ту сторону баррикады».
Мартин Лацис

«У меня давно было намерение убить Ленина. В моих глазах он предал революцию. Я был за Учредительное собрание и остаюсь».
Фаня Каплан

«Если мы не готовы расстрелять диверсанта и белогвардейца, какая же это революция? Ничего, кроме болтовни и тарелки каши.
Владимир Ленин

«Мы должны раз и навсегда положить конец папистско-квакерской болтовне о святости человеческой жизни».
Лев Троцкий

«Я ничего не могу сделать со своей армией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts