Феодора императрица византийская: Грешная святая императрица • Arzamas

Разное

Грешная святая императрица • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсИсторические подделки и подлинникиЛекцииМатериалы

Феодора, жена Юстиниана: жадная, развратная и циничная — в описании современника, раскаявшаяся грешница, ставшая святой, — в описании другого святого

Подготовила Юлия Богатко

Свидетельства о жизни византийской царицы Феодоры (500–548; на троне с 527 года) чрезвычайно противоречивы. С одной стороны, она героиня разнообразных исторических сочинений (прежде всего — скандального памфлета Прокопия Кесарийского о нравах византийского двора). С другой — о ней идет речь в рассказах о жизни божьих угодников. Святой Димитрий Ростовский  проповедник и писатель конца XVII — начала XVIII века. упоминает ее в своих «Житиях святых» — правда, в связи с мужем Юстинианом  Память благоверного царя Юстиниана и царицы Феодоры чтят 14 ноября.: «Так, живя в чистоте и благочестии, он царствовал 39 лет и мирно скончался о Господе. За заслуги Церкви и за благочестие он причислен по смерти к лику святых. Вместе с ним причислена к лику святых и его супруга, царица Феодора, которая была сначала грешницей, но потом раскаялась и провела остаток жизни в чистоте и благочестии».



Двор императрицы Феодоры. Фрагмент мозаики в базилике Сан-Витале, Равенна, VI век © Wikimedia Commons

Сегодня уже точно известно, что «Тайная история» — исторический подлинник. Прокопий, имевший возможность непосредственно наблюдать жизнь Феодоры, описывал не только ее юность, но и ее замужнюю жизнь как имеющую мало общего с благочестием. Например, так: «Никто никогда не видел, чтобы Феодора примирилась с тем, кто досадил ей, даже после его смерти. Но и сын умершего, словно нечто, принадлежавшее отцу, заполучив в наследство вражду василисы, передавал ее до третьего колена. Ибо ее пыл, крайне расположенный возбуждаться для того, чтобы губить людей, был совершенно не способен к умиротворению».


Как же случилось, что эта противоречивая женщина была признана святой? 

Судя по описанию Прокопия, юность Феодоры и вправду была яркой:


«Часто в театре на виду у всего народа она снимала платье и оказывалась нагой посреди собрания, имея лишь узенькую полоску на пахе и срамных местах, не потому, однако, что она стыдилась показывать и их народу, но потому, что никому не позволялось появляться здесь совершенно нагим без повязки. В подобном виде она выгибалась назад и ложилась на спину. Служители, на которых была возложена эта работа, бросали зерна ячменя на ее срамные места, и гуси, специально для того приготовленные, вытаскивали их клювами и съедали. Та же поднималась, ничуть не покраснев, но, казалось, даже гордясь подобным представлением. <…> С таким безграничным цинизмом и наглостью она относилась к своему телу, что казалось, будто стыд у нее находится не там, где он, согласно природе, находится у других женщин, а на лице. Те же, кто вступал с ней в близость, уже самим этим явно показывали, что сношения у них происходят не по законам природы. Поэтому когда кому-либо из более благопристойных людей случалось встретить ее на рынке, они отворачивались и поспешно удалялись от нее, чтобы не коснуться одежд этой женщины и таким образом не замарать себя этой нечистью. Для тех, кто видел ее, особенно утром, это считалось дурным предзнаменованием».


Прокопий Кесарийский «Тайная история»


Однако историк конца XIX — начала XX века Шарль Диль, автор многих работ по истории Византии, в своих «Византийских портретах» замечает, что «еще при жизни ее [Феодоры] необычайное счастье так поражало современников, что константинопольские обыватели для объяснения его выдумывали самые невероятные истории, множество всяких сплетен, тщательно собранных Прокопием для потомства в „Тайной истории“.  После смерти Феодора стала еще больше достоянием легенды».



Актриса и куртизанка Феодора до знакомства с императором Юстинианом. Франция, 1888 год © Leemage / Bridgeman Images / Fotodom

Сам Диль рисует ее портрет так: Феодора совсем еще девочкой была привезена родителями в Византий и выросла в развращенной столице империи. Когда ее отец, дрессировщик медведей, скоропостижно умер, матери пришлось «сойтись с другим мужчиной», тоже из цирковых. Девочка росла среди актеров цирка, обе сестры ее уже имели успех на сцене, и все трое стали посещать светские собрания, где «познакомились с грязными прикосновениями и нескромными разговорами». Довольно рано Феодора стала пленять народ как актриса, принимая участие в живых картинах, «где она могла выставлять без всякого прикрытия свою красоту, которой гордилась, и в пантомимах, где могли проявляться вполне свободно ее веселость и живой комизм».


«Сверх всего остального она обладала исключительно страстным темпераментом и быстро добилась успеха, и не только на сцене.

В профессии, не требующей добродетели, она развлекала, забавляла

и скандализировала Константинополь. На сцене она решалась на самые нескромные выходки и показывалась самым откровенным образом.

В городе она скоро прославилась безумной роскошью своих ужинов, смелостью речей и множеством любовников. Ей не было тогда

и двадцати лет».


В общем, заключает Диль, немудрено, что в таких обстоятельствах у нее было «мало развито нравственное чувство». 


И вот в разгар своей славы Феодора исчезает со сцены светской жизни. Историки установили, что в ту пору она сошлась с любовником — правителем одного из городов римской провинции, была им брошена и осталась без средств к существованию. Тогда ей пришлось перебраться в египетскую столицу — Александрию, которая кроме того что была большим коммерческим центром, также известна с IV века как одна из столиц христианства. Богословские споры, религиозные фанатики всех мастей — в такой обстановке оказалась Феодора. Тут она попала под влияние некоторых церковных деятелей, в частности святителя  Чин святых высшей степени священства — архиереев. Тимофея IV Александрийского и будущего святого Севира Антиохийского  Антиохийский патриарх (512–518 годы), основатель севирианства. Почитается некоторыми древневосточными церквями как святой., обращавшегося с проповедями к женщинам. Так что, пишет Диль, «когда она возвратилась в Константинополь, это уже была женщина более положительная, зрелая, чувствовавшая усталость от скитальческой жизни и безумных приключений; она старалась, искренно ли или нет, вести самую уединенную и целомудренную жизнь. Одно предание гласит, что она жила в маленьком домике, скромно и честно, занималась пряжей и охраняла дом, как римские матроны доброго старого времени. Тут она и встретилась с Юстинианом». Юстиниан влюбился до безумия, сошелся с ней сначала как с любовницей, потом ее возвел в сан патрикии, осыпал всевозможными милостями, богатствами и наделил полномочиями. 


Вероятно, здесь и начинается другая Феодора — «великая императрица, занимавшая значительное место возле Юстиниана и часто игравшая в делах правления решающую роль, женщина ума выдающегося, редкой сообразительности, энергичная, существо деспотическое и высокомерное, неистовое и страстное, настолько сложное, что часто могла всякого сбить с толку».


В течение двадцати одного года царствования Феодора вникала во все государственные и церковные дела, ко всему приложила руку: назначала

и смещала пап, патриархов, министров и генералов, не боялась открыто противостоять воле Юстиниана и даже заменять своими приказами его собственные. Влияние ее на мужа не всегда было положительным и часто оборачивалось печальными последствиями, но историки все же отдают  должное тому, что часто она правильно оценивала интересы государства. 


Одна из самых ярких политических побед Феодоры — усмирение бунта, названного словом «Ника»: бунтовщики объединились против Юстиниана, сожгли центр города (храмы, термы, сенат) и выдвинули в качестве претендентов на престол племянников бывшего императора Анастасия — Ипатия и Помпея. Юстиниан, забрав деньги и сокровища, хотел бежать, но Феодора произнесла в синклите вдохновенную речь, в результате которой все одумались, вооруженные силы были приведены в готовность, бунтовщики подкуплены, разделены и перебиты, претенденты на престол казнены, и порядок восстановлен.  


Действительно (и тут все историки соглашаются), колеблющийся

и нерешительный Юстиниан много своих решений не смог бы провести

без жены. А его неоценимый вклад в политику государства и церкви Димитрий Ростовский перечисляет в «Житиях…»: он вел успешные войны с врагами Византийской империи, издал полное собрание римских законов, предпринял немало забот к распространению христианства и искоренению язычества, закрыв языческие школы в Афинах и поручив преподавание инокам, крестил

с помощью епископа Иоанна Эфесского 70 тысяч язычников в Малой Азии

и построил для обращенных 90 церквей. Борясь с монофизитами, он составил песнь «Единородный Сыне и Слове Божий», которую и сейчас исполняют

в литургиях, созвал Пятый Вселенский собор для осуждения несторианской ереси и прекращения раздора в церкви. Издал закон об обязательном праздновании Рождества, Крещения, Воскресения Господня и Благовещения. Кроме того, Юстиниан построил множество храмов, самый величественный

из которых — храм Святой Софии в Константинополе.


Даже критически настроенный Прокопий отмечает верность и единодушие супругов по многим вопросам: «[Юстиниан и Феодора] в своей совместной жизни ничего не совершали друг без друга. Долгое время всем казалось, что они всегда совершенно противоположны друг другу и образом мыслей, и способом действий, но затем стало понятно, что они намеренно создавали такое представление о себе, чтобы подданные, составив о них единое мнение, не выступили против них».



Императрица Феодора. Испания, XIX век © Look and Learn / Bridgeman Images / Fotodom

В частности, дружба Феодоры с монофизитами (она вернула их из изгнания и разрешила пользоваться своим дворцом для служб и уставной жизни) объяснялась историками как дальновидная милость и благоволение

к диссидентам, что в случае их победы могло гарантировать Юстиниану милость теперь уже к нему и его династии.


Конечно, пишет Диль, возможно, что в «силу своего властолюбивого характера и привычки подчинять все целям своей политики Феодора иногда несколько нескромно вмешивалась в дела, ничуть ее не касавшиеся». Здесь имеются в виду браки, которые любила устраивать императрица. Вот как Прокопий описывает этот ее обычай в «Тайной истории»: 


«…все браки она устраивала с неким божественным могуществом.

До совершения брака люди не устраивали никакой помолвки

по добровольному согласию. Но у каждого мужчины жена объявлялась неожиданно, и не потому, что она ему понравилась, что в обычае даже

у варваров, но потому, что того пожелала Феодора. И то же самое приходилось претерпевать женщинам. Зачастую она удаляла новобрачную из брачного чертога, оставив новобрачного в одиночестве лишь потому, что это ей не нравилось, как в ярости говорила она». 


Феодора действительно считала институт брака святым и пеклась о его упрочении, иногда заставляя силой почитать священные узы. По словам одного историка, она также была «по природе склонна помогать женщинам, попавшим в беду». Сама пройдя через нужду и унижение, она пользовалась своим влиянием, чтобы облегчить участь падших женщин и актрис или же тех,

кто неудачно вышел замуж и с кем дурно обращались.  


«Феодора радела и о том, чтобы придумать наказания для тех, кто грешил своим телом. И вот, собрав более пятисот блудниц, которые торговали собой, только чтобы не умереть с голоду, и отправив их

на противолежащий материк, она заключила их в так называемый монастырь Раскаяния, принуждая их переменить образ жизни.

Некоторые же из них ночью бросились с высоты и таким путем

избавились от нежеланной перемены». 


К концу Феодориной жизни Севир именует ее «царицей, которая чтит Христа». Для Иоанна Эфесского  Иоанн Эфесский (ок. 507–586) — епископ Асийский.   она — «правоверная царица». Михаил Сириянин  Михаил Сириянин — историк, патриарх Антиохии с 1166 по 1199 год. свидетельствует, что она заботилась ο мире церквей больше, чем муж,

и побуждала его работать в этом направлении. Умело двигая политические фишки, Феодора и Юстиниан сохранили единство империи и церкви.


29 июня 548 года Феодора умерла от рака. Память о ней для Юстиниана была священной, он имел обыкновение клясться ее именем, а те, кто хотел понравиться императору, напоминали ему о прекрасной и мудрой царице, которая «быв тут, на земле, его верной сотрудницей, молила теперь Бога о своем супруге».  

Источники

  • Диль Ш. Византийские портреты.

    М., 1994.

  • Карташев А. В. Вселенские Соборы.

    Париж, 1963.

  • Прокопий Кесарийский. Тайная история.

    М., 1993.

Теги

Церковь

Радио ArzamasКак училась Россия

В шестом выпуске подкаста Arzamas и «Рыбаков Фонда» Александр Асмолов и Александр Архангельский разговаривают о том, как в самом начале перестройки возникла идея новой открытой школы, а в 90-х появились новые университеты и ЕГЭ

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Лекции

13 минут

1/3

«Тайная история» Прокопия Кесарийского

Как придворный историк написал скандальный памфлет на Юстиниана и его жену и как филологам пришлось отстаивать его подлинность перед поклонниками императора

Читает Сергей Иванов

Как придворный историк написал скандальный памфлет на Юстиниана и его жену и как филологам пришлось отстаивать его подлинность перед поклонниками императора

14 минут

2/3

«Записка готского топарха»

Как немецко-французский византинист за русские деньги фальсифицировал древнерусскую историю, как у него проснулась совесть и как его разоблачили

Читает Сергей Иванов

Как немецко-французский византинист за русские деньги фальсифицировал древнерусскую историю, как у него проснулась совесть и как его разоблачили

15 минут

3/3

«Слово о полку Игореве» и «Велесова книга»

Как не признавали древнерусский шедевр и прославили безграмотную подделку, почему ученые проиграли конспирологам и при чем тут советская власть

Читает Сергей Иванов

Как не признавали древнерусский шедевр и прославили безграмотную подделку, почему ученые проиграли конспирологам и при чем тут советская власть

Материалы

Зачем фальсифицируют историю

Объясняет историк Иван Курилла

Фейк или нет?

Тест на историческую доверчивость

Сергей Иванов: «Гуманитарная наука все переоткрывает»

Недоказанные (пока) подделки

«Тихий Дон», татищевские известия и другие ценности, про которые мы не знаем всей правды

Детектив про «Слово о полку Игореве»

Петербургский филолог Александр Бобров раскрыл похищение шедевра

Почему «Велесова книга» — это фейк

10 причин, почему она не может быть подлинной

Грешная святая императрица

Противоречивое житие Феодоры, жены Юстиниана

Закон Мейера и его нарушитель

Как уникальный ритмический «почерк» помог опознать византийского историка

Прокопий Кесарийский и Михаил Кокшенов

Советский фильм «Русь изначальная» как источник сведений о Византии

Кто подделывал российские древности

Рассказ Александра Лифшица о знаменитых фальсификаторах

Самые таинственные слова в мире

Были ли русичи? Для чего использовали блудорез? Кто такой герцумсролик?

Два века споров о подлинности «Слова о полку Игореве»

От Пушкина до Зализняка: хроника

Жулики и воры в Византии

Криминальная хроника из «Тайной истории» Прокопия Кесарийского

Поддельные русские в ненастоящем Крыму

Знаменитая историческая фальсификация в комментариях

Андрей Зализняк против дилетантов и фальсификаторов

Научно-популярная книга великого лингвиста

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2022. Все права защищены

До повышения стоимости подписки осталось

.

Успейте купить сейчас

.

Феодора, византийская императрица (VI в.)

Для просмотра статей о других императрицах того же имени, обратитесь к статье Императрица Феодора (значения).

Феодо́ра (Θεοδώρας— «Божий дар») (ок. 500 — 28 июня 548) — византийская императрица, супруга императора Юстиниана I. Оказала большое влияние на религиозную и политическую жизнь Византийской империи середины VI века. Самая известная обладательница этого имени.

Почитается христианской церковью как святая. Память императрице Феодоре совершается в православной церкви вместе с её мужем 27 ноября (14 ноября по старому стилю).

Содержание

  • 1 Жизнеописание
    • 1.1 Происхождение
    • 1.2 Брак
    • 1.3 Политическая и религиозная деятельность
      • 1.3.1 Участие в управлении империей
      • 1.3.2 Восстание Ника
      • 1. 3.3 Благотворительная деятельность
      • 1.3.4 Религиозная деятельность
    • 1.4 Смерть
  • 2 Оценка личности современниками и потомками
  • 3 Источники и историография
  • 4 В изобразительном искусстве
  • 5 В художественной литературе
  • 6 Сноски и источники
  • 7 Ссылки

Жизнеописание

Происхождение

Античные актрисы. Помпейская фреска I века. Судя по описанию Прокопия, одежды в театре мимов в VI веке почти не изменились.

Феодора родилась около 500 года (по одной из версий на Кипре) в семье служителя константинопольского цирка зверей, который после смерти оставил в нищете вдову и трёх малолетних дочерей, из которых Феодора была средняя. Впоследствии из почтения к императорскому дому появились биографии, в которых её отец именовался сенатором.[1] Мать Феодоры вторично вышла замуж снова за смотрителя за зверями, и девочки стали зарабатывать на жизнь в цирке. [2]

Единственным аутентичным источником о молодости Феодоры является памфлет её современника Прокопия Кесарийского «Тайная история», написанный в 550 году (спустя 2 года после смерти Феодоры) против её мужа, императора Юстиниана. В памфлете супругам приписываются всевозможные пороки и злоупотребления.

С юных лет, как утверждал Прокопий, Феодора стала гетерой и вместе с сестрами участвовала в представлениях мимов — «Комито, уже блистала среди своих сверстниц-гетер; следующая же за ней Феодора, одетая в хитончик с рукавами, как подобает служаночке-рабыне, сопровождала ее».[2] Про этот этап биографии Феодоры Прокопий отзывался нелестно: «Но как только она подросла и созрела, она пристроилась при сцене и тотчас стала гетерой из тех, что в древности называли „пехотой“. Ибо она не была ни флейтисткой, ни арфисткой, она даже не научилась пляске, но лишь продавала свою юную красоту, служа своему ремеслу всеми частями своего тела».[2]

«Императрица Феодора в ложе цирка» Худ. Ж. Констан, конец XIX в.

Прокопий с осуждением снабдил описание занятий Феодоры в театре мимов многими подробностями, однако признал, что «была она необыкновенно изящна и остроумна. Из-за этого все приходили от неё в восторг». По его словам Феодора прерывала частые беременности, вызывая выкидыши.

Начальный этап жизни будущей императрицы и святой не подтверждается и не опровергается текстом житий Феодоры, в которых кратко указывается — «была сначала грешницей, но потом раскаялась».[3]

Феодора оставила Константинополь, чтобы последовать в северную Африку за любовником Гекеболом, получившим должность архонта Пентаполиса. Но тот вскоре прогнал её, и Феодора была вынуждена опять зарабатывать себе на жизнь проституцией в египетской Александрии.[2] Находясь в крупном культурном и научном центре своего времени, Феодора попала под влияние той просвещённой среды, познакомилась с монофизитством, которому потом тайно покровительствовала. [4][5] Там же Феодора познакомилась с патриархами Тимофеем IV Александрийским и Севиром Антиохийским, которые любили в своих проповедях обращаться к женщинам и, возможно, способствовали произошедшим изменениям в её образе жизни.[1]

Брак

Император Юстиниан. Мозаика в базилике Сан-Витале (деталь), Равенна

После возвращения в Константинополь Феодора стала зарабатывать на жизнь рукоделием (прядением пряжи), оставив прежние способы добывания денег. Красотой, умом, необычайным обаянием и твёрдой волей она покорила сердце будущего императора Юстиниана I и стала его законной женой. Существует ряд версий их знакомства: по одной из них он увидел её в окне, по другой их познакомила актриса Македония, в доме которой Феодора жила после возвращения из Александрии.[5] Для их бракосочетания был изменен древний закон, запрещавший браки знатных лиц с женщинами низкого происхождения, актрисами и куртизанками.[6]Бракосочетание Юстиниана, бывшего тогда только наследником престола, с Феодорой состоялось в 525 году в Святой Софии.

Юстиниан никогда не придавал значения происхождению Феодоры, считал её равной себе. Это объясняется тем, что сам Юстиниан был выходцем из крестьянской семьи[7], хотя и получил благодаря своему дяде (неграмотному императору Юстину) хорошее образование и власть. Император действительно любил Феодору, о чём свидетельствует его переименование крепости Аназарв (в Сирии) в Феодориаду и образование одноименной епархии в Сирии.[8]

После замужества, согласно Прокопию, Феодора более не запятнала себя какими-либо любовными историями. Когда её заподозрили в склонности к рабу-варвару Ареовинду, тот по приказу Феодоры был наказан плетьми и отправлен в ссылку.[9] Прокопий же сообщает, что Ареовинд просто исчез, и никто о нём более ничего не слышал.

Детей у Феодоры и Юстиниана не было. Прокопий в своём трактате сообщает о её сыне Иоанне, рождённом до брака и воспитанном в Аравии отцом. Когда взрослеющий Иоанн появился в Константинополе, чтобы вернуться к матери, та, испугавшись гнева Юстиниана, сделала так, что больше его никто не видел. Историк Шарль Диль упоминает о дочери Феодоры, рождённой также до брака.[1] Сын приписываемой Феодоре дочери (то есть её внук) приобрёл при византийском дворе того времени высокое положение, что позволяет сделать предположение о том, что его происхождение императора не смущало. Данный факт подтверждает Прокопий, рассказывая о стараниях Феодоры удачно устроить брак своего внука с дочкой полководца Велизария.

Политическая и религиозная деятельность

Участие в управлении империей

Императрицей Феодора стала 1 апреля 527 года, когда её супруг был коронован императором (соправителем умирающего императора Юстина I). Феодора правила государством 22 года наравне с Юстинианом: смещала и назначала высших должностных лиц в империи, оказывала влияние на законодательную и внешнеполитическую деятельность императора, занималась дипломатической перепиской, принимала иностранных послов и т. д. Значимое положение Феодоры как в жизни Юстиниана, так и в делах управления империей, подчеркивает надпись, сделанная Юстинианом на передней стороне золотого престола в реконструированном им храме Святой Софии: «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора». [4]

Прокопий приводит случай, достоверность которого сомнительна, но характеризует влияние Феодоры в государстве. Когда в горах Кавказа персидское войско терпело неудачи, то царь персов Хосров зачитал письмо Феодоры своему вельможе Завергану со следующей фразой: «За это я обещаю тебе многие блага со стороны моего мужа, который ничего не предпринимает, не посоветовавшись со мной».[2] Эти слова вызвали некоторый подъём боевого духа у персов, взгляды которых на роль женщины в обществе оставались патриархальными. По мнению Прокопия любое назначение на должность, произведенное без согласования с Феодорой, заканчивалось для того человека «самой позорной смертью».[2] Феодора была мстительной женщиной и императрицей, никогда не прощала своих врагов.

В управлении империей произошло размежевание интересов: Юстиниан проводил общую политическую линию, а Феодора интересовалась её деталями. Иоанн Эфесский, рассказывая о крещении нубийского племени (см. ниже в разделе религиозная деятельность), сообщает о том, что византийские чиновники на местах боялись больше императрицы, чем императора. Один из них оправдывается перед послом Юстиниана: «Страх перед царицей хорошо мне известен, поэтому я не посмел противиться им [посланцам Феодоры]».[10]

Влияние Феодоры не ослабевало вплоть до её кончины. С влиянием Феодоры связывают принятие ряда законов, улучшавших положение женщин, а также суровых норм по отношению к гомосексуалистам, предусматривавших наказание в виде публичного оскопления.[11]

Восстание Ника

Основная статья: Ника (восстание)

Голова императрицы Феодоры. Кастелло Сфорцеско, Милан

В трудные минуты она проявляла редкое мужество и неукротимую энергию. Эти черты особено проявились в 532 во время восстания Ника, когда в обстановке всеобщей паники она помешала бегству Юстиниана из Константинополя и тем самым, по мнению ряда исследователей[12][13], спасла трон. В момент, когда император готов был покинуть город, она на заседании императорского совета обратилась к нему с речью, приводимой у Прокопия в трактате «О персидской войне», и произнесла слова, ставшие афоризмом:

Сейчас, я думаю, не время рассуждать, пристойно ли женщине проявить смелость перед мужчинами и выступить перед оробевшими с юношеской отвагой. Тем, у кого дела находятся в величайшей опасности, ничего не остается другого, как только устроить их лучшим образом. По-моему, бегство, даже если когда-либо и приносило спасение и, возможно, принесет его сейчас, недостойно. Тот, кто появился на свет, не может не умереть, но тому, кто однажды царствовал, быть беглецом невыносимо. Да не лишиться мне этой порфиры, да не дожить до того дня, когда встречные не назовут меня госпожой! Если ты желаешь спасти себя бегством, государь, это нетрудно. У нас много денег, и море рядом, и суда есть. Но смотри, чтобы спасшемуся тебе не пришлось предпочесть смерть спасению. Мне же нравится древнее изречение, что царская власть — лучший саван.[14]

Литературным образцом для этой речи возможно стала указанная у Геродота речь карийской правительницы Артемизии на совете персов перед Саламинской битвой, хотя по смыслу Артемисия призывала к обратному, отказу от сражения.[15] Слова «царская власть — лучший (прекрасный) саван» — были заимствованы Прокопием от сиракузского тирана Дионисия Старшего. В 403 г. до н. э. Дионисий был осаждён восставшими в крепости, и на предложение друга спасаться, ответил: «Тирания — прекрасный саван».[16] Речь Феодоры подверглась Прокопием литературной обработке, однако никто из историков не сомневается в том, что Феодора произнесла нечто подобное, хотя и не в столь блестящих выражениях.

Благотворительная деятельность

Для бывших куртизанок и проституток Феодора открыла монастырь на берегу Босфора (так называемый монастырь раскаяния). По пристрастному мнению Прокопия условия проживания там были настолько суровы, что многие женщины по ночам бросались с высоты, чтобы покончить с мучениями.[2]

Иоанн Малала, современник Прокопия, не так враждебно настроен по отношению к Феодоре и сообщает следующее о благих деяних императрицы:

В то же самое время благочестивая Феодора после других своих добрых дел сделала следующее. Так называемые содержатели притонов шныряли вокруг, высматривая повсюду бедняков, имеющих дочерей, и, дав им обещания и немного номисм, они забирали тех [девиц] якобы на воспитание. [Сами же] выставляли их публично, пользуясь их несчастьем и получая низкую выгоду от [продажи] их тел. И вынуждали их выставлять себя. Таких содержателей притонов она [Феодора] повелела разыскать со всей тщательностью. И когда они были приведены вместе с девицами, она приказала каждому рассказать о клятве, данной их родителям. Те сказали, что дали по пять номисм за каждую [девицу]. После того как сказанное было подтверждено клятвой, благочестивая василиса, дав деньги, освободила девиц от ярма горького рабства, повелев, чтобы не было содержателей притонов, а девиц, одарив одеждой и дав по номисме, отпустила[8].

Религиозная деятельность

Феодора тайно покровительствовала монофизитам: способствовала избранию константинопольским патриархом Анфима, а после его низложения в 536 году укрывала его 12 лет в тайной кельи своего дворца.[17][4] Так же не без её участия происходило замещение александрийского патриаршего престола монофизитами. В её половине дворца (возможно с согласия Юстиниана) вместе с Анфимием проживал привезённый в Константинополь в 538 году патриарх Феодосий Александрийский, который образовал там подобие монастыря и вёл себя как глава всемирной монофизитской церкви.[18] По мнению А. В. Карташева именно Феодора «искусственно размножила монофизитские хиротонии и прямо создала и укрепила историческое существование монофизитских церквей вплоть до наших дней».[4]

Несмотря на пристрастия жены Юстиниан всё же не прекращал преследования монофизитов, начавшиеся после четвертого Вселенского собора, хотя и не был в них последователен, а из-за влияния Феодоры слишком нерешителен. Например, после землетрясения в ноябре 533 года, когда народ на улицах скандировал — «Август, сожги томос Халкидонского собора!», он издал богословский указ, растянутый и не вполне ясный, с формулами: «Одному и Тому же Христу принадлежат и чудеса и страдания». Так, по мнению Карташева, начали сдаваться позиции Халкидонского собора.[4] Но всё же гонимые монахи-монофизиты в Сирии оскорбляли портреты Юстиниана и в то же время молились о здравии благочестивейшей государыни, а с другой стороны православные, видя уступки Юстиниана монофизитам, желали ему поскорее избавиться от Феодоры.[4] Этот антагонизм использовался Юстинианом и Феодорой для оказания влияния на обе спорящие стороны.

Интерес Феодоры в укреплении позиций монофизитов выразился также в её поисках кандидата на престол римского понтифика. Им стал Вигилий, возведённый на престол через инцинированный по указанию Феодоры судебный процесс по обвинению папы Сильверия в политической измене. [4]

Историк Шарль Диль, оценивая Феодору, пишет, что она, как все византийки была очень набожной, но при этом тонким политиком и понимала, что богатые провинции Востока, где в то время господствовало монофизитство, были нужны империи. Сирия и Египет, по его мнению, через религиозные расколы проявляли свой сепаратизм, и Феодора, встав на сторону монофизитов и делая им всевозможные уступки, смогла успокоить их недовольство.[19][1] Также существует мнение, что Феодора, будучи сторонницей халкидонской веры[13], считала что «монофизиты круга Севира были весьма близки к православию и что если к ним относиться с терпимостью и уважением, они не смогут не понять и не принять Халкидонский Собор».[18] При этом отмечают, что личная протекция, оказываемая Феодорой лидерам монофизитов, привела к созданию параллельной церковной структуры и усилению раскола.

Феодора не только участвовала в религиозной борьбе, но и заботилась о распространении христианства. Так, епископ Иоанн Эфесский сообщает, что Феодора с радостью приняла предложение посланника александрийского патриарха монофизита Феодосия об обращении в христианство народа нобадов (одно из нубийских племён):

Заботясь об этом народе, блаженный Юлиан явился и сообщил покойной царице Феодоре, чтобы вызвать её усердие к обращению этого народа. Царица горела ревностью Божией, она приняла (его) с радостью и обещала, что будет сделано все, чтобы отвратить этот народ от заблуждения почитания идолов. Об этой радости она известила победоносного императора Юстиниана и обещала позаботиться, чтобы блаженный Юлиан был туда послан. Император же не обрадовался, когда узнал, что этого противника собора (Халкидонского) стремятся послать туда…[10]

Несмотря на возражения Юстиниана, Феодора хитростью смогла направить миссионеров-монофизитов к народу нобадов.

Смерть

Феодора скончалась 28 июня 548 года[8] после продолжительной болезни, как полагают от рака. [1] Она была похоронена со всеми императорскими почестями в церкви Двенадцати апостолов в Константинополе. Юстиниан после смерти жены, давая торжественные обещания, клялся её именем, которое он увековечил в названиях многих городов и провинций Византии и завоеванных территорий. В память о жене Юстиниан в монастыре Святой Екатерины на Синае в главной базилике, построенной по его указанию, приказал сделать надпись: «Упокоению блаженной памяти императрицы Феодоры».[20] После кончины Феодоры овдовевший Юстиниан остался верен её памяти и не вступал в повторный брак.

Оценка личности современниками и потомками

Наиболее положительную оценку Феодора получила от монофизитов:[4]

  • антиохийский патриарх Северий (Севир) (VI век) называл её «царицей, которая чтит Христа»;
  • историк и епископ Эфесса Иоанн (VI век) считал её правоверной царицей;
  • яковитский летописец Михаил Сириянин (XII век) сообщает, что она заботилась о мире церквей больше, чем её муж, и побуждала его работать в этом направлении.
  • армянский историк Киракос Гандзакеци (XIII век) повторяет утвердившуюся точку зрения на Феодору: «Православная по вере, она умоляла мужа утвердить православие. А он хоть и очень хотел, но не осмелился [сделать это] от страха перед двуестественниками [диофизитами], которые грозили ему смертью».[21]

Церковью Феодора была канонизирована вместе с её мужем Юстинианом в лике благоверной. Православная церковь признает раскаяние Феодоры в её неправедной жизни в молодости и считает, что она всё же отошла от монофизитской ереси[22] и стала защитницей православия. Константинопольская церковь с самого начала очень лояльно отнеслась к Феодоре: после её коронации, когда сильны были разговоры о её прошлом и многих оно смущало «ни один из священнослужителей не высказал открыто возмущения, несмотря на то что и им предстояло именовать ее владычицей».[2] При этом историки отмечают, что западная церковь не простила Феодоре грубого низложения папы Сильверия и её имя на западе долгое время предавали проклятиям и поношениям. [1]

Оценка Феодоры в области государственного управления, сделанная Прокопием, не менее категорична, чем его негативная оценка деятельности Юстиниана. Однако особо признается её роль в ходе восстания Ника, когда она предотвратила бегство Юстиниана из Константинополя.

Источники и историография

Основным источником сведений о императрице Феодоре является памфлет Прокопия Кесарийскийского «Тайная история» (греч. Ἀνέκδοτα), написанный спустя 2 года после её смерти. Данный труд был найден только в XVII веке директором Ватиканской библиотеки Н. Алеманном и сразу вызвал волну споров. При его написании Прокопий, как и знаменитый биограф цезарей Гай Светоний Транквилл, возможно использовал императорские архивы, однако его рассказы об образе жизни Феодоры до её вступления в брак подвергаются сомнениям. Так английская исследовательница А. Камерон в своей фундаментальной монографии о Прокопии вообще отказывается видеть в описании молодости Феодоры какую бы то ни было реальность. [16] Тем не менее осведомленность Прокопия не вызывает сомнений, так как он служил секретарем при крупнейшем полководце Юстиниана Велизарии и был свидетелем многих событий, которые описывал.

«Тайная история», написанная по мнению одного из исследователей «желчью, а не чернилами», была скорее реакцией Прокопия на опалу его патрона Велизария, в результате чего и он сам потерял благосклонность двора. Об отчасти необъективном характере данного труда свидетельствует, например, то, что шестая часть «Тайной истории» представляет уже мифотворчество на тему «Юстиниан — воплощение дьявола».[16] И всё же, историки не отвергают «Тайную историю» целиком как абсолютно недостоверный источник, поскольку другие приведённые им данные, в частности, о политической и религиозной деятельности Юстиниана и Феодоры, находят подтверждение в иных доступных текстах, в том числе и в кодексе Юстиниана.

Византинист Успенский Ф. И. в своём труде «История Византийской империи» признаёт, что Прокопий — практически единственный свидетель, описавший эпоху Юстиниана, — однако критикует негативный и предвзятый тон его «Тайной истории». По мнению Успенского, этот труд, относящийся к позднему периоду жизни Прокопия и разительно отличающийся от его прежних объективных трактатов, следует рассматривать в контексте распространённого тогда убеждения, «что современный ему порядок вещей не есть нормальный, что слава римская безвозвратно миновала, и современники не походят на героев прошлого». [23] Он не вдаётся в подробности молодости Феодоры и считает, что она «независимо от своей обстановки и исторической роли, приковывает к себе всеобщее внимание как характер и еще более — как литературный тип».[23]

Кроме труда Прокопия, отдельные аспекты жизни Феодоры были описаны в середине VI века одним из её приближённых — епископом Иоанном Эфесским в его сочинениях: «Жития восточных святых» и «Церковная история».

Житийная литература содержит о Феодоре очень краткие сведения. В минее Дмитрия Ростовского о ней лишь кратко сообщается в конце жития императора Юстиниана.

Деятельность Феодоры в области религии, а особенно её роль в укреплении позиций монофизитов подробно освещена А.  В. Карташевым в его труде «Вселенские соборы», а также Шарлем Дилем в его многочисленных трудах по истории Византии. Из современных трудов Феодоре посвящена монография 1999 года итальянских исследователей Стефания Салти и Рената Вентурини «Жизнь Феодоры».[24]

В изобразительном искусстве

Императрица Феодора со свитой

Император Юстиниан со свитой

Наиболее знаменитое изображение императрицы Феодоры — мозаика в баптистерии Сан-Витале в Равенне, уникальное тем, что оно является прижизненным (546—547 годы), а также сохранившимся до наших дней.

Императрица с супругом изображена на двух мозаичных панно, которые располагаются на стенах апсиды. Оба правителя изображены как донаторы, стоящие порознь, они возглавляют две процессии, приносящие дары храму. Оба супруга держат в руках жертвенные литургические сосуды.[25]

Лазарев В. Н. пишет, что данные изображения выполнялись, по-видимому, лучшими из равеннских мастеров, которые создали их по столичным образцам — царским портретам, рассылавшиимся в провинции Византийской империи для копирования:

Феодора стоит в нарфике, собираясь пройти через дверь на лестницу, ведущую на женскую половину галереи (matroneum). В руках она держит золотую чашу, на ее голове, окруженной нимбом, роскошная диадема, на плечах тяжелое ожерелье. На подоле хламиды императрицы вышиты золотые фигуры трех несущих дары волхвов, намекающие на приношение Феодоры. Для большей торжественности фигура императрицы обрамлена нишей с конхой, которую А. Альфёльди склонен рассматривать как «нишу прославления». Перед Феодорой шествуют два телохранителя, один из которых отодвигает завесу перед дверью, а другой стоит совершенно неподвижно, скрыв руку под хламидой. За Феодорой следует группа придворных дам, возглавляемая дочерью и супругой полководца Велизария.[26]

В православной иконописи традиции изображения императрицы Феодоры нет (в отличие от весьма популярного сюжета изображения её тезки блаженной императрицы Феодоры, восстановившей в середине IX века иконопочитание).

В художественной литературе

  • Николай Гумилев. «Отравленная туника». Пьеса.
  • Harold Lamb. «Theodora and the Emperor». Роман.
  • Гарольд Лэмб. «Феодора. Циркачка на троне». Беллетризированная биография, русский перевод предыдущего.
  • Роберт Грейвс. «Князь Велизарий».
  • Валентин Иванов. «Русь изначальная». Исторический роман.
  • Монахиня Кассия (Т. А. Сенина). «Юстиниан и Феодора». Рассказ.
  • Джиллиан Брэдшоу. «The Bearkeeper’s Daughter». Роман о последних годах жизни Юстиниана и Феодоры, написанный с точки зрения её незаконного сына.
  • Михаил Казовский. «Топот бронзового коня», исторический роман.

Сноски и источники

  1. 1 2 3 4 5 6 Диль Ш. Византийские портреты. Часть I. Глава III. Феодора
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 Прокопий Кесарийский. Тайная История
  3. Память благоверного царя Юстиниана и царицы Феодоры
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 Карташев А. В. Вселенские Соборы
  5. 1 2 Феодора — дар Юстиниану // Вокруг света. 2007 г. № 10.
  6. Великие Правители. Императрица Феодора
  7. Юстиниан I Великий, Флавий Петр Савватий (Статья из БСЭ)
  8. 1 2 3 Иоанн Малала, «Хронография». Кн. XVIII
  9. Сборник История Византии. Т. 1 // Академик Сказкин С. Д. (отв.редактор) — Москва: Наука, 1967 г.
  10. 1 2 Иоанн Эфесский Церковная история. Книга 4
  11. Иоанн Малала сообщает: «Василевс повелел, чтобы у тех, кого уличат в педерастии, отсекали член, и было в это время обнаружено много, занимающихся мужеложеством. И возник тогда страх у страдающих этим злом.»: Иоанн Малала Хронография
  12. Диль Ш. История византийской империи (глава «Внешняя политика Юстиниана»)
  13. 1 2 Иоанн Мейендорф Единство империи и разделение христиан. Глава VII. Эпоха Юстиниана
  14. Прокопий Кесарийский, «Война с персами»
  15. Геродот, 8.68
  16. 1 2 3 Чекалова А. А. Прокопий Кесарийский: личность и творчество
  17. Поснов М. Э. История Христианской Церкви
  18. 1 2 Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Глава XXI. Эпоха императора Юстиниана
  19. Диль Ш. История византийской империи (глава «Характер, политика и окружение Юстиниана»)
  20. Гудзик К. Юстиниан — наставник епископов
  21. Киракос Гандзакеци. Краткая история
  22. Святой правоверный царь Иустиниан и царица Феодора
  23. 1 2 Успенский Ф. И. История Византийской империи Т. 1
  24. Stfania Salti, Renata Venturini. The life of Theodora. Ravenna, 1999. ISBN 88-87747-05-9
  25. Мозаики из смальты в церкви Сан-Витале в Равенне, VI в.
  26. Лазарев В. Н. История Византийской живописи

Ссылки

  • An Online Encyclopedia of Roman Emperors
  • Феодора — С. Б. Дашков. «Императоры Византии». — Изд. дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1997
  • Диль Ш. Византийские портреты. ч. I, гл. III. «Феодора»
  • «Отравленная туника» (театральная постановка о дворцовых интригах императрицы Феодоры)
  • The Mosaics of St. Vitale Ravenna
  • Знаменитая красавица XIX в. леди Рэндольф Черчилль в костюмах императрицы Феодоры. Галерея фотографий
  • М. Крылова, М. Тушинский. Феодора — дар Юстиниану

Святые византийские императрицы

Елена  († 330 год)  • Флацилла  († 386 год)  • Пульхерия  († 453 год)  • Евдокия  († 460 год)  • Феодора  († 548 год)  
Ирина  († 803 год)  • Феодора  († 867 год)  • Феофано († 895 год)  • Ирина († 1134 год)

 

   

Феодора | Императрица, биография, достижения, Юстиниан и факты

Теодора

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
c. 497
Умер:
28 июня 548 г.
Стамбул
Турция

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Кто были родители Теодоры?

Мало что известно о молодости Феодоры, но некоторые источники говорят, что ее отца звали Акакий, и он был смотрителем медведей на ипподроме в Константинополе.

Чем запомнилась Феодора?

Феодора, византийская императрица VI века, вышедшая замуж за императора Юстиниана I, известна как одна из самых влиятельных женщин в византийской истории. Она использовала свою власть и влияние для продвижения важной для нее религиозной и социальной политики. Она была одной из первых правителей, признавших права женщин.

Во что верила Феодора?

Феодора верила в миафизитство, согласно которому и божественность, и человечность в равной степени присутствуют в единой природе в лице Христа, спорная и неортодоксальная христианская доктрина в Византии VI века. Она также считала, что у женщин должно быть больше прав.

От чего умерла Теодора?

Теодора, вероятно, умерла от рака.

Феодора , (род. ок. 497 н.э. — ум. 28 июня 548, Константинополь [ныне Стамбул, Турция]), византийская императрица, жена императора Юстиниана I (годы правления 527–565), вероятно, самая влиятельная женщина в Византийская история. Ее интеллект и политическая проницательность сделали ее самым доверенным советником Юстиниана и позволили ей использовать власть и влияние своего офиса для продвижения религиозной и социальной политики, которая благоприятствовала ее интересам.

Мало что известно о ранней жизни Феодоры, но сочетание официальной версии с версией, найденной в ярко окрашенной Тайной истории Прокопия Кесарийского, вероятно, дает лучшее объяснение. Ее отец, Акакий, был смотрителем медведей на ипподроме (цирке) в Константинополе. Прокопий говорит, что она стала актрисой и проституткой еще в молодости, ведя нетрадиционный образ жизни, в том числе родив по крайней мере одного внебрачного ребенка. Какое-то время она зарабатывала на жизнь прядильщиком шерсти. Когда Юстиниан встретил ее, она была обращена в миафизитство, неортодоксальное учение. Привлеченный ее красотой и умом, он сделал ее своей любовницей и женился на ней в 525 году. Ее дурная репутация означала, что до брака должен был быть принят специальный закон, легализующий союзы между актрисами и мужчинами сенаторского ранга или выше. Когда Юстиниан унаследовал престол в 527 году, она была провозглашена Августой.

Феодора пользовалась значительным влиянием, и хотя она никогда не была соправительницей, ее превосходный ум и ловкое ведение политических дел заставляли многих думать, что именно она, а не Юстиниан, правила Византией. Ее имя упоминается почти во всех законах, принятых в тот период. Она принимала иностранных посланников и переписывалась с иностранными правителями, функции, обычно предназначенные для императора. Ее влияние в политических делах было решающим, о чем свидетельствует восстание Ники в январе 532 года. Две политические фракции в Константинополе, Синие и Зеленые, объединились в своей оппозиции правительству и создали соперничающего императора. Советники Юстиниана убеждали его бежать, но Феодора посоветовала ему остаться и спасти свою империю, после чего полководец Юстиниана Велизарий согнал мятежников на ипподром и разрубил их на куски.

Теодору помнят как одну из первых правителей, признавших права женщин, принявших строгие законы, запрещающие торговлю молодыми девушками, и изменившие законы о разводе, чтобы дать женщинам больше преимуществ. Она провела большую часть своего правления, пытаясь смягчить законы против миафизитов. Хотя ей удалось положить конец их преследованиям в 533 году, ей так и не удалось изменить религиозную политику Юстиниана, сделав упор на ортодоксальность и дружбу с Римом.

Самым известным изображением Феодоры является мозаичный портрет в церкви Сан-Витале в Равенне, Италия. Ее смерть, возможно, от рака или гангрены, стала тяжелым ударом для Юстиниана. О ее важности в византийской политической жизни свидетельствует тот факт, что малозначительное законодательство датируется периодом между ее смертью и смертью Юстиниана (565 г.).

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Майклом Рэем.

Бруклинский музей: Теодора

(р. 500, Крит или Сирия, точное местонахождение неизвестно; ум. 548, Константинополь)

90 002 Императрица Феодора родилась в низших слоях византийского общества и в конечном итоге стала править Византийской империей наравне со своим мужем.

Она выросла на окраине Византийской империи, ее отец был дрессировщиком животных. После его смерти Теодора вышла на сцену как актриса, чтобы поддержать семью. В то время эта профессия считалась скандальной — быть актрисой было синонимом проституции, — но Теодора использовала любую возможность, чтобы продвинуться в очень жесткой классовой системе. В 516 году, в возрасте шестнадцати лет, она отправилась в Александрию, Египет, где открыла и приняла монофизитство, веру в то, что Иисус Христос был полностью божественным. Феодора обратилась, отказавшись от своей прежней карьеры и образа жизни.

Феодора познакомилась с Юстинианом I в 522 году, который был в то время наследником престола. Юстиниан хотел немедленно жениться, но как наследнику ему было запрещено жениться на актрисе, даже исправившейся. Юстиниан отменил этот закон в следующем году, и они поженились в 525 году.

Феодора и Юстиниан были известны тем, что правили как интеллектуально и политически равные, и Феодора была ответственна за большую часть реформации Византии. В 528 году началось строительство базилики Сан-Витале в Равенне, Италия, построенной как императорская церковь на окраине Византийской империи. Мозаика базилики, завершенная в 548 году, изображает как императора, так и императрицу, участвующих в императорской процессии, что указывает на их равную роль и важность в управлении империей.

В 532 году регион охватили религиозные волнения. Конфликт между двумя политическими и религиозными группами, синими и зелеными, начался во время гонок на колесницах на ипподроме и быстро перерос в то, что сейчас известно как восстание Ника. Это восстание разрушило большую часть Константинополя, и многие увидели в этом шанс свергнуть Юстиниана, который хотел бежать. Вместо этого выступила Феодора, предпочтя умереть правителем, чем быть отстраненным от власти, и ее храбрость побудила Юстиниана послать войска, чтобы успокоить мятежников. После подавления восстания Феодора и Юстиниан столкнулись с разрушением важных памятников в Константинополе, в том числе первоначального собора Святой Софии. Супруги перестроили базилику, которая была повторно освящена в 537 году. Это была самая большая церковь того периода, а позже она стала одним из величайших образцов византийской архитектуры.

В бытность императрицей Феодора сражалась за преследуемых. В частности, она заботилась о правах проституток, закрывая публичные дома, создавая безопасные убежища и принимая законы, запрещающие принудительную проституцию. Кроме того, она приняла законы, расширяющие права женщин при разводе, и отменила закон, разрешавший убивать женщин за супружескую измену. Наконец, она стремилась защитить преследуемых монофизитов, строя молитвенные дома, служившие убежищами.

Феодора умерла в 548 г., но ее влияние проявилось в последующем правлении Юстиниана. Он стремился сохранить тот же уровень свободы для женщин, создав прецедент равенства женщин. Он также боролся за монофизитов, несмотря на собственные противоречивые ортодоксальные убеждения.

Теодора на званом обеде

В оформлении зала императрицы Феодоры использованы византийская иконография и мозаика, чтобы передать ее важную роль в строительстве Византийской империи. Мозаичная плитка на тарелке императрицы Феодоры напоминает наиболее известное изображение Феодоры — мозаику из апсиды базилики Сан-Витале в Равенне, Италия. Эта мозаика изображает Феодору и Юстиниана в полных императорских регалиях и устанавливает цветовую схему из золота, зеленого и пурпурного цветов как для тарелки, так и для бегунка.

Тарелка Теодоры была раскрашена так, чтобы напоминать мозаичные плитки. Изображение представляет собой симметричную абстрактную форму бабочки, каждое крыло которой тянется к краю пластины. Расширенные крылья представляют способность Феодоры расширять свою роль в Византии и создавать свободы для женщин в свое время. Симметрия изображения перекликается с планом базилики с колоннадой римских арок в верхних квадрантах крыльев.

Мозаичный ореол вышит на бегунке, пластина находится в его центре, что отсылает к ореолу на мозаике Равенны и ассоциирует Феодору как с ее императорским правлением, так и с ее религиозной деятельностью. На освещенной капители «Т» вышит купол одного из самых прославленных архитектурных памятников царствования Феодоры, собора Святой Софии, построенного в 530 году. Задняя часть полозья украшена полуоболочкой, напоминающей императорские воротники, которые носили во время Царствование Феодоры.

Первоисточники

Прокопий Кесарийский (р. 490/507; ум. 560). Анекдота (Тайная история), ок. 550; опубликовано посмертно.

Переводы, издания и вторичные источники

Мост, Антоний. Феодора: портрет в византийском пейзаже. Лондон: Кассел, 1978.

Браунинг, Роберт. Юстиниан и Феодора. 1971 год; 2-й. изд., Нью-Йорк: Темза и Гудзон, 1987.

Кэмерон, Аверил. Прокопий и VI век. Беркли: University of California Press, 19.85.

Коннор, Кэролайн Л. Женщины Византии. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2004.

Эванс, Джеймс Аллан Стюарт. Эпоха Юстиниана: обстоятельства имперской власти. Лондон и Нью-Йорк: Routledge, 1996.

—. Императрица Феодора: партнер Юстиниана. Остин: University of Texas Press, 2002.

Гарланд, Линда. Византийские императрицы: женщины и власть в Византии 527–1204 гг. Н. Э. Лондон и Нью-Йорк: Routledge, 1999.

Гарлик, Барбара, Сюзанна Диксон и Полин Аллен, ред. Стереотипы женщин у власти: исторические перспективы и ревизионистские взгляды. Нью-Йорк: Greenwood Press, 19.92.

Херрин, Джудит. Женщины в пурпуре: правители средневековой Византии. Принстон: Издательство Принстонского университета, 2001.

Прокопий. Анекдоты тайной истории в переводе Х.Б. Дьюинг. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1935.

.

Джуди Чикаго (американка, 1939 г.р.). Званый ужин (сервировка Феодоры), 1974–79. Смешанная техника: керамика, фарфор, текстиль. Бруклинский музей, дар Фонда Элизабет А. Саклер, 2002.10. © Джуди Чикаго. Фото Jook Leung Photography

Установка изображений

Джуди Чикаго (американка, 1939 г.р.). Званый ужин (тарелка Теодоры), 1974–79. Фарфор с надглазурной эмалью (китайская краска) и золотой глазурью, 14 × 14 × 1 3/16 дюйма (35,6 × 35,6 × 3 см). Бруклинский музей, дар Фонда Элизабет А. Саклер, 2002.10. © Джуди Чикаго. (Фото: © Дональд Вудман)

Джуди Чикаго (американка, 19 лет р.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[an error occurred while processing the directive]

Related Posts

Разное

История одного колокола: История одного колокола – Православный журнал «Фома»

История одного колокола – Православный журнал «Фома»Приблизительное время чтения: 10 мин.-100%+Код для вставкиКод скопирован
(правдивая сказка)На одной очень высокой колокольне, которая вместе с храмом стояла

Разное

Что такое основы светской этики: Основы светской этики. Впечатления учителей / ФОМ

Основы светской этики. Впечатления учителей / ФОМНам удалось взять несколько интервью у учителей, которые ведут ОРКСЭ. И по стечению обстоятельств оказалось, что почти все они