Третье обретение главы иоанна предтечи: Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна / Патриархия.ru

Разное

Содержание

7 июня — третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна / Статьи / Патриархия.ru

Главная / Памятные даты

Версия для печати

6 июня 2007 г. 18:40

После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, его тело было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (Лк. 8, 3), тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской — в одном из поместий Ирода.

Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел.

По его кончине церковь пришла в запустение и разрушилась.
  
Второе обретение честной главы произошло в дни равноапостольного царя Константина Великого (+337, память 21 мая/3 июня), когда христианская вера стала процветать. Двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой.

По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре.

С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы.

Третье обретение честной главы Иоанна Крестителя было около 850 года. Во время волнений в Константинополе в связи с ссылкой святителя Иоанна Златоуста (память 13/26 ноября) глава святого Иоанна была унесена в город Емесу. Оттуда во время набегов сарацин она была перенесена (около 810-820 гг.) в Команы и там, в период иконоборческих гонений, была скрыта в земле. Когда иконопочитание было восстановлено, Патриарху Игнатию (847-857) во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи. Первосвятитель сообщил об этом императору, который послал посольство в Команы, и там глава была в третий раз обретена, в указанном Патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне.

Сейчас честная глава Предтечи хранится в студийском Предтеченском монастыре.

Неоднократно святой Иоанн являлся людям благочестивым, чтобы указать место погребения своей честной главы. Ясно, что воля Божия в том, чтобы мы почитали мощи святых угодников. Через них Господь ниспосылает людям Свои великие и богатые милости.

Сам Бог благоволит почтить и прославить мощи святых многими и разными чудесами и знамениями. Примеры этого мы встречаем и в Священном Писании, и в истории христианской Церкви. В Ветхом Завете описан случай, когда из-за набега врагов, покойника, которого несли хоронить, бросили в пещеру, где был похоронен пророк Елисей. Как только мертвый коснулся костей пророка, так сразу ожил (4 Цар. 13, 20-21). В истории Церкви известно такое количество чудес, совершившихся от мощей святых угодников Божиих, что перечислить невозможно. Обычно, даже само открытие мощей какого-либо святого всегда совершается по особенному откровению Божию и сопровождается чудесами и знамениями.

Второе основание для почитания мощей состоит в том, что, как сказал святой Иоанн Дамаскин, «мощи святых даруются нам от Владыки Христа, как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния».

Все с верой притекающие к этим источникам, могут получить от них полезное для себя: больные — выздоровление, слепые — зрение, глухие — слух, немые — речь, несчастные — избавление от бед, счастливые — упрочение счастья, здоровые — защиту от болезней и т.д.

Мощи святых угодников благодетельны и для наших душ. С их помощью каждый верующий может найти защиту от искушений, утешение в скорбях, укрепление в добродетели и вообще все необходимое для спасения.

Поэтому будет вполне справедливым оказывать благоговейное чествование останкам тех святых людей, которые не только во время своей земной жизни были благодетелями человечества, но и после не перестают быть таковыми и постоянно изливают на нас различные милости Божии.

Материалы по теме

Управляющий делами Московской Патриархии освятил нижний храм Воскресенского кафедрального собора в Вологде
В Алма-Ате состоялись торжества по случаю 25-летия обретения мощей преподобного Севастиана Карагандинского
Во Владивостоке открылась выставка-форум «Радость Слова»
Свыше 62 000 человек поклонились мощам преподобного Сергия Радонежского в Казахстане

Все материалы с ключевыми словами

мощи святых

 

Другие статьи

Родом угреня. Житие преподобного Ефрема Новоторжского: новый взгляд
Сосуд благодати полный и преизливающийся. К 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского
Шуйское дело: от приговора до канонизации. К столетию первого протеста верующих против антицерковной политики советского государства
Митрополит Волоколамский Иларион: «Содействовать умножению добра и богозаповеданной правды» (к 75-летию Отдела внешних церковных связей)
Александр Невский вернулся на Чудское озеро
Зарубежное Высшее церковное управление в Константинополе.

К 100-летию Русского исхода и образования Русской Зарубежной Церкви

«Строить будут после меня». К 75-летию со дня кончины Патриарха Сергия (Страгородского)
Памяти Святейшего Патриарха Алексия
Нельзя отпугивать Церковь от государства
Архимандрит Антонин (Капустин). Наследство и наследие. 200 лет создателю Русской Палестины

 

Третье обретение главы святого Иоанна Предотечи

Память в честь третьего обретения главы Иоанна Предотечи совершается Церковью 7 июня (25 мая по старому стилю).

 

Содержание:

Третье главы святого Иоанна Предотечи. История праздника
Третье обретение главы Иоанна Предотечи. Тропарь и кондак празднику
Третье обретение главы Иоанна Предотечи. Иконы

 

Третье обретение главы Иоанна Предотечи. История праздника

Существуют предания о трех обретениях главы Иоанна Предотечи, в честь каждого установлено отдельное празднование. Первое обретение состоялось в IV веке, второе — в V веке, а третье — в IX веке. Последующая история святыни остается неясной. Приверженцы ислама (Иоанн Предотеча почитается у них как пророк Яхья ибн Закарийя) считают, что глава Иоанна Крестителя находится в мечети Омейядов в Дамаске, а католики уверены, что честная глава пророка хранится в церкви Сан-Сильвестро-ин-Капите. Кроме этого, есть упоминания о передней части черепа, которая была привезена из четвертого крестового похода и хранится в соборе Амьена.

Иоанн Предотеча был ближайшим предшественником Исуса Христа, он предсказал пришествие Спасителя. Иоанн вел аскетическую жизнь в пустыне, а после вышел проповедовать покаяние для иудеев, крестил в водах Иорданских Исуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и ее дочери Саломеи. Иродиада была женой Филиппа, брата царя Ирода, но была отнята у него тетрархом Галилеи Иродом Антипой, за что Иоанн обличал последнего. Ирод Антипа заключил Иоанна в тюрьму, но казнить его не решался (Мф. 14:3-5, Мк. 6:17-20). Дочь Иродиады, Саломея, в день рождения Ирода Антипы плясала, что понравилось Ироду и гостям. В качестве награды Ирод пообещал ей исполнить любую ее просьбу. Она же, наученная своею матерью, попросила главу Иоанна Крестителя. «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей» (Мк. 6:26). В темницу Иоанну отсекли главу и принесли на блюде Саломее, а та отдала ее своей матери. Тело Иоанна Предотечи было погребено его учениками, а о смерти сообщили Исусу (Мф. 14:6-12, Мк. 6:21-29).

Третье обретение главы Иоанна Предотечи состоялось после окончания периода иконоборчества. Из Константинополя главу Иоанна Крестителя во время волнений, связанных со ссылкой Иоанна Златоуста, перенесли в город Емессу, а затем в начале IX века в Команы, где прятали в период иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания на Константинопольском соборе в 842 году, по преданию, патриарх Игнатий (ок. 797 — 877 гг.) во время ночной молитвы получил указание о местонахождении святыни. По приказанию византийского императора Михаила III (840-867 гг.) в Команы было направлено посольство, которое около 850 года обрело главу Иоанна Предотечи в указанном патриархом месте. После этого глава была перенесена в Константинополь и положена в придворной церкви. Преподобному Феодору Студиту (759-826 гг.) приписывается речь на обретение главы Иоанна Предотечи, в которой описывается история ее третьего обретения. В небольшом гроте на месте третьего обретения главы имеется образ Иоанна Предотечи, почитаемый как нерукотворный.

 

Третье обретение главы Иоанна Предотечи. Тропарь и кондак празднику

Тропарь, глас 4

Ћко бжcтвеное сокр0вище сокровeно в8 земли2, х©ъ tкрhлъ eсть нaмъ главY твою2 прbрче и3 п®тче. вси ќбо сошeд8шесz в8 тоS о3брётеніе, пёсньми бGоглaсными сп7са воспоeмъ, спасaющаго нaсъ tтлS, мlтвами твои1ми. 

Яко божественно сокровище сокровеное в земли, Христос открыл есть главу твою нам пророче и Предотече. Вси убо сошедшеся в тоя обретение, песньми богогласными Спаса воспоем, спасающего наш живот молитвами твоими.

Кондак, глас 2

Пррbче б9іи, и3 п®тче бlгодaти. главY твою2 ћко дaръ свzщeннэйшіи, t землS и3зъо3брётшеи, и3сцэлeніz всегдA пріeмлемъ. и4бо пaки ћкоже прeжде, в8 ми1рэ проповёдуеши покаsніе.

Пророче Божии, Предотече благодати, главу твою яко дар освящен на земли обретшии, исцеления всегда приемлем. Ибо паки яко же первее, в мире проповедует покаяние.

 

Третье обретение главы Иоанна Предотечи. Иконы

Благодаря троекратному обретению сложилась богатая и разнообразная иконография событий. Первой сформировалась иконография третьего обретения главы Иоанна Предотечи, которая существует в нескольких вариантах, изображающих разные моменты обретения: два мирянина выкапывают святыню из черной пещеры, процессия перенесения святыни во главе с императором и кадящим патриархом со свитой, богослужение над честной главой. В IX веке на основе третьего обретения складывается иконография первого и второго обретений: два монаха выкапывают кирками из пещеры главу (либо один из них, опустившись на колени, берет чашу с главой), либо глава лежит на земле, вокруг три человека в длинных монашеских одеждах держат зажженные свечи и благоговейно взирают на главу. В эпоху позднего средневековья в кратких циклах Жития Иоанна Предотечи обычно использовались собирательные образы обретений: единственное клеймо с изображением обретения, показывающее, как два монаха выкапывают главу из пещеры.

Третье обретение главы святого Иоанна ПредотечиТретье обретение главы Иоанна Предотечи. ФрагментОбретение честной главы св. Иоанна Предотечи. Великая Лавра на Афоне, XIV век

В русской иконописи позднего средневековья сложилась самостоятельная традиция изображения обретений главы Иоанна Предотечи. Выделяются ряд памятников второй половины XVI века, в частности, ярославская икона «Св. Иоанн Предотеча Ангел пустыни, с житием в 20 клеймах» из ярославской Никольской церкви (Николы Надеина) (1551, ЯМЗ), в которых история обретения разделена на три эпизода: в первом клейме в пещере спят монахи, к ним склоняется Иоанн Предотеча, сообщая о местонахождении святыни; во втором клейме два монаха выкапывают честную главу с помощью заступов; в третьем эпизоде снова изображены один или двое спящих, а под ними в пещере — глава Иоанна Предотечи, окруженная нимбом, над спящими склоняется Иоанн Предотеча.

Иоанн Предотеча Ангел Пустыни, с житием в 20 клеймах. Ок. 1551 г. Ярославль, вторая половина XVI века

Сомнения в подлинности мощей св. Иоанна

Священное Предание сообщает нам, что после усекновения главы св. Иоанна Крестителя Иродиада не разрешила похоронить отрубленную голову пророка вместе с его телом. Она осквернила почетную голову и похоронила ее возле своего дворца. Ученики святого Иоанна тайно взяли тело святого и похоронили его. Жена эконома царя Ирода знала, где Иродиада похоронила голову святого Иоанна. Она решила перезахоронить ее в одном из поместий Ирода на Елеонской горе.

Когда слухи о проповеди Христа и чудесах, которые Он совершал, дошли до царского дворца, Ирод вместе с женой Иродиадой решили проверить, на том ли месте, где они ее оставили, голова Иоанна Крестителя. Не найдя его, они стали думать, что Иисус Христос и есть воскресший Иоанн Креститель. Святое Евангелие свидетельствует об их ошибке (см. Мф. 14:2).

Иерусалим. Первое обретение головы Иоанна Крестителя

Много лет спустя, при царе Константине равноапостольном, его мать, святая Елена, начала возрождать иерусалимские святыни. В Святую Землю стало стекаться множество паломников. Среди них были два монаха с Востока, которые приехали поклониться Животворящему Кресту и Гробу Господню. Именно их святой Иоанн удостоил обрести своей честной главы. Сегодня известно лишь то, что он явился монахам во сне и что, найдя голову в указанном пророком месте, они решили вернуться домой. По пути они встретили бедного гончара из сирийского города Эмеса. Бедность вынудила его уехать в соседнюю страну в поисках работы. То ли по небрежности, то ли по лени монахи доверили своему новому спутнику нести сумку со священной реликвией. Он носил ее до тех пор, пока ему не явился святой Иоанн и не велел бежать от нерадивых монахов, захвативших сумку с реликвией.

Ради пресвятой главы Иоанна Крестителя Господь благословил и дом горшечника всем добром. Горшечник прожил всю свою жизнь, помня своего благодетеля. Он никогда не гордился и щедро давал милостыню. Незадолго до смерти он передал реликвию своей сестре, поручив ей передать ее богобоязненным и добродетельным христианам.

После долгого перехода от одного человека к другому драгоценная голова попала в руки иеромонаха Евстасия, сторонника арианской ереси. Скорбящие люди обращались к нему за помощью и получали исцеление, не зная, что причиной этой чудесной помощи было не кажущееся благочестие Евстасия, а благодать, исходящая от реликвии, которую он скрывал. Вскоре обман раскрылся, и Евстасия была изгнана из Эмесы. Рядом с пещерой, где жил иеромонах и где была погребена глава Иоанна Крестителя, вскоре был основан монастырь.

Эмеса и Константинополь. Второе и Третье Открытия Благородной Головы

Спустя много лет произошло Второе обретение драгоценной Головы. Об этом известно из свидетельства архимандрита Маркелла Емесского монастыря и из жития преподобной Матроны († 9 ноября), составленного преподобным Симеоном Метафрастом. Согласно первому, глава была явлена ​​ему 18 февраля 452 года. Через неделю епископ Эмесский Ураний установил особое почитание мощи, а 26 февраля того же года она была перенесена в новопостроенный храм в честь Святого Иоанна. Это событие отмечается 24 февраля (9 марта)., или 8 марта в високосный год) наравне с празднованием Первого обретения почетной главы.

Через некоторое время голова Иоанна Предтечи была перенесена в Константинополь, где и оставалась до иконоборческих времен. Благочестивые христиане, уходя из Константинополя, тайно увезли с собой реликвию и спрятали ее в Камани (близ Сухуми), городе, в котором скончался в ссылке (407 г.) святитель Иоанн Златоуст. После VII Вселенского Собора (787 г.), восстановившего православное почитание икон, глава Иоанна Крестителя была возвращена в византийскую столицу (около 850 г.). Церковь отмечает это событие 25 мая (7 июня) как Третье обретение честной главы.

Четвертый крестовый поход и путешествие на Запад

Рассказ о голове святого Иоанна обычно заканчивается эпизодом, связанным с ее третьим обретением. Это связано с тем, что его дальнейшая история связана с католическим Западом. Если мы обратимся к житиям святых по Менологии преподобного Димитрия Ростовского, то после описания обретения драгоценной главы мы найдем сноску мелким шрифтом, часто упускаемую из виду читателями. Эта цитата стала для нас настоящим откровением после того, как несколько лет назад мы неожиданно обнаружили во Франции голову Крестителя. Ниже я хотел бы более подробно рассказать об этом дальнейшем «приобретении» головы Иоанна Крестителя на далеком Западе.

В этой цитате мы читаем, что после 850 г. часть главы св. Иоанна Крестителя оказалась в Продромском монастыре в Петре, а другая часть в Студийском монастыре Предтечи. В этом монастыре паломник Антоний увидел верхнюю часть головы еще в 1200 году. Однако уже в 1204 году она была перенесена крестоносцами в Амьен на севере Франции. Кроме того, в сноске указаны еще три местонахождения частей головы: афонский монастырь Дионисия, угро-валашский монастырь Калуа и церковь папы Сильвестра в Риме, куда часть головы была вывезена из Амьена.

Лик Иоанна Крестителя в соборе Богоматери в Амьене Фото: Православная Франция

История появления святыни во Франции мало чем отличается от истории многих других великих христианских святынь.

13 апреля 1204 года во время Четвертого крестового похода войска западных рыцарей захватили столицу Римской империи Константинополь. Город был разорен и разграблен.

Согласно западному преданию, каноник Валлон де Сартон из Пичинии нашел в руинах одного из дворцов ящик с серебряным блюдом. На нем под стеклянным колпаком были остатки человеческого лица с отсутствующей нижней челюстью. Над левой бровью была видна небольшая дырочка, вероятно, пробитая ударом кинжала.

На самом блюде каноник обнаружил надпись на греческом языке, подтверждающую, что он держит в руках мощи святого Иоанна Крестителя. Наличие отверстия над бровью соответствовало событию, упомянутому святым Иеронимом. По его словам, Иродиада в порыве гнева пронзила отрубленную голову святого кинжалом.

Собор Амьенской Богоматери (Нотр-Дам д’Амьен). Фото: S.P.A.D.E.M. — Editions d’art Yvon

Валлон де Сартон решил доставить реликвию в Пикардию, на север Франции.

17 декабря 1206 года, в третье воскресенье Адвента, католический епископ Амьена Ришар Жерберуа торжественно встретил у городских ворот святые мощи Иоанна Крестителя. Судя по всему, епископ был уверен в подлинности мощей, которую потом легче было проверить «по горячим следам». С этого времени в Амьене и Пикардии началось почитание головы святого Иоанна.

В 1220 году епископ Амьена заложил первый камень в фундамент нового собора, который после многих дополнений станет самым великолепным готическим зданием в Европе. Лицевая часть головы святого Иоанна была перенесена в этот собор как главная реликвия города.

Церковь Предтечи в Латеранском дворце в Риме (базилика Сан Джованни ин Латерано). Фото: Александр Стародубцев

Постепенно Амьен стал местом паломничества не только простых христиан, но и французских королей, принцев и принцесс. Первый король почтил почетную голову в 1264 году. Это был Людовик IX, прозванный «Святым». Его сын Филипп III Смелый, Карл VI и Карл VII, которые щедро пожертвовали на украшение реликвии, последовали за ним.

В 1604 году папа Климент VIII, желая обогатить церковь Предтечи в Риме (базилика Сан-Джованни ин Латерано), попросил каноников Амьена предоставить частицу мощей святого Иоанна для базилики.

Спасение головы во времена революционных зверств

После революции 1789 года по всей Франции происходили описи церковного имущества и реквизиции реликвий.

Раковина с главой святого Предтечи находилась в соборе до ноября 179 г.3, когда этого потребовали представители Конвента. Они сняли все драгоценности, а мощи святого Иоанна приказали отправить на кладбище. Однако воля революционных властей не была выполнена. После их отъезда мэр города Луи-Александр Лескув тайно вернулся в сокровищницу и под страхом смерти унес мощи в свой дом. Таким образом, реликвия была сохранена. Через несколько лет бывший мэр передал его на сохранение аббату Лежену. В 1816 году, после прекращения революционных гонений, голова святого Иоанна была возвращена в Амьенский собор, где и покоится с тех пор.

В конце 19 века историческая наука (не без участия церковных деятелей) признала, что в средние века было много случаев фальшивых мощей. Из-за всеобщего недоверия почитание амьенской святыни начало постепенно ослабевать.

***

К сожалению, мало кто из верующих прибегает к помощи такого светильника благодати, как преподобная глава святителя Иоанна, «первомученика благодати». Отрадно, однако, что в последние годы в Амьене становится все больше и больше православных паломников, совершаются православные молебны и даже литургии перед главой св. Иоанна Предтечи.

Священник Максим Массалитин

 

Целовать губы Иоанна Крестителя

от Линн Огасавара

Закончив свой танец обнаженной у его ног, король говорит ей, что она может иметь все, что угодно.

Саломее даже не нужно об этом думать — она уже знает, чего хочет.

Царь Ирод, обезумев от любви к ней, спрашивает, не предпочтет ли она вместо этого драгоценности и половину его царства. Но Саломея стоит твердо. И поэтому царю ничего не остается, как доставить голову Иоанна Крестителя на серебряном подносе.

Версия этой истории Оскара Уайльда, сначала запрещенная в Англии, сразу же стала популярной в Японии в конце Мэйдзи и начале периода Тайсё. Один из самых известных современных японских поэтов, Такамура Котаро, даже включил версию Уайльда в одно из своих ранних стихотворений « Пробуждение зимним утром» река Иордан должна быть покрыта тонким слоем льда
Закутавшись в мое белое одеяло там, в моей спальне
Я представляю, что чувствовал Иоанн Креститель
Когда он крестил Христа
Я представляю, что чувствовала Саломея
Когда она держала отрубленную голову Иоанна быть очарованным этой идеей женщины, настолько обезумевшей от любви к Джону, что она предпочитает видеть его мертвым, чем жить с мыслью, что он не любил ее. Опера Штрауса заканчивается тем, что она страстно целует губы его бестелесной головы, что, должно быть, является одним из самых крутых моментов в истории оперы.

И что же стало с его прекрасной головой?

Некоторые утверждают, что, переплетаясь с историей Иерусалима, его голова была погребена во дворце Ирода — городе, чья история сама по себе настолько ужасна и отвратительна, что история Саломеи — всего лишь краткий отрывок.

++

Несколько лет назад я был в Шанхае, чтобы принять участие в конференции, посвященной городам и идентичности в Университете Цзяотун. Я был там с докладом о Токио — городе, в котором я прожил все свои двадцать лет, и месте, которое я очень люблю. Однако, когда я писал статью, со мной произошло нечто странное. Чем больше я читал и писал о Токио, тем больше я продолжал думать и мечтать об Иерусалиме, пока не начал задаваться вопросом, могут ли любые два города быть такими же разными, как эти два?

Саймон Себаг-Монтефиоре в своей фантастической биографии города заявляет, что великие города имеют великие истории основания — но как насчет Токио? Можно сказать, что Токио, известный как город деревень на краю света, так и не приобрел ни религиозного авторитета Иерусалима, ни морального компаса Рима. Ни вечный, как Киото, ни небесный, как Иерусалим, Токио никогда не занимал центральное место. Конечно, я считаю Токио одним из величайших городов мира. Но Токио не хватает гражданского резонанса большинства больших городов. В то время как Иерусалим считался пупом Христа; Мекка — центр мира и Нью-Йорк — центр вселенной — Токио всегда был на грани всего. Самопровозглашенный пограничный город самураев и служащих, это город без плана.

Я люблю Токио, но это не «святой город».

Аль-Кудс.

Один день в Иерусалиме подобен тысяче дней, один месяц подобен тысяче месяцев, а один год подобен тысяче лет. Смерть там подобна смерти в первой сфере неба – Кааб аль-Ахбар, Фадайл

Известный на арабском языке как Аль-Кудс , название Иерусалима на арабском языке указывает на его святость. Священный для трех религий, на протяжении долгого времени он, должно быть, имеет самую запутанную и кровавую историю из всех городов на земле. Считавшийся многими в средние века центром мира, стремление к городу положило начало крестовым походам и бесчисленным морским путешествиям в поисках «христиан и специй». Себаг-Монтефиоре заходит так далеко, что говорит, что история Иерусалима — это история мира.

Ну и где вообще про такое место писать? Подходя к городу с точки зрения религии, Авнер де-Шалит в своей главе, посвященной Духу городов , называет город «Городом религии». Карен Армстронг также сосредоточила свою книгу об Иерусалиме на теме сакральной географии. Это не город науки, и поэтому религия, возможно, является наиболее логичным местом для начала любой медитации на этом месте. И святая, и блудница , Себаг-Монтефиоре говорит, «Иерусалим — дом единого Бога, столица двух народов, храм трех религий и единственный город, существующий дважды — на небе и на земле. ”

Обладая таким историческим и мифологическим значением, карты города традиционно вообще не основывались на физической реальности, ибо этот город превосходил физическую реальность. Это было духовное место, существовавшее как на небе, так и на земле.

Книга Карен Армстронг о городе вращается вокруг этого понятия духовной географии, поскольку она считает, что человеческая склонность придавать особое значение определенным местам так же стара, как само человечество. Она говорит:

Люди разработали так называемую сакральную географию, которая не имеет ничего общего с научной картой мира, но которая отображает их внутреннюю жизнь. Земные города, рощи и горы стали символами этой духовности, которая настолько вездесуща, что, кажется, отвечает глубокой человеческой потребности, каковы бы ни были наши представления о «Боге» или сверхъестественном.

Связывая это со способами, которыми люди придают смысл своей мирской жизни, она напоминает нам о том, как понимание священного раньше считалось крайне важным. Я вырос в Лос-Анджелесе и провел свою взрослую жизнь в Токио, и чем больше я думал обо всем этом, тем больше я осознавал, насколько я совершенно неспособен по-настоящему понять концепцию священного города, но в то же время я должен признаться, я тоже еще больше увлекся и поэтому предложил организаторам конференции, что нам действительно следует организовать вторую конференцию о святых городах.

Чтобы доказать свою правоту, я отметил несколько городов по всему миру, которые считались святыми. Их было не так много. Я мог придумать несколько мест, которые считаются хорошими местами для смерти или городами паломничества. Но и этих городов было не так уж много. И, конечно же, я не знаю другого города, о котором бы полагали, что он существует и на небе, и на земле. Разве нет бесчисленных Иерусалимов, Сионов и городов на холме?

Будущее мира зависит от будущего городов. И это должно включать в себя святые города, которые, вероятно, имеют самую болезненную историю из всех. Тем не менее, вероятно, никто не удивится тому, что моя идея конференции святых городов была отвергнута. Тем не менее, вернувшись в Лос-Анджелес, мое увлечение и желание увидеть Иерусалим только усилились — и, наконец, похоже, я наконец-то увижу это место своей мечты — в следующем месяце мы с моим астрономом направляемся в Иерусалим. И мне так любопытно, как реальный город будет сравниваться с этим городом или религией в моем воображении.

Это не первая моя одержимость местом. В детстве я был сильно очарован Кашмиром и был абсолютно одержим желанием его увидеть. Это началось, когда мне было 12, и я читал и мечтал увидеть это все мои подростковые годы. В конце концов, отправившись туда в возрасте 20 лет, я обнаружил, что Кашмир такой же чудесный и романтичный, как я себе представлял. Интересно, на этот раз не будет то же самое? Хотя я думаю, что сейчас я намного старше и, возможно, не так склонна влюбляться в места, как когда я была девочкой.

В своем эссе о городе де-Шалит выразительно написал о людях, сходящих с ума в Иерусалиме. Известный как Иерусалимский синдром, он немного напоминает мне реакцию паломников на реликвии, как верующих, которые когда-то пытались откусить от Животворящего Креста. Считающаяся одной из десяти лучших реликвий, голова Иоанна Крестителя для некоторых была Святым Граалем. Реликвии, связанные со Святым, являются одними из самых важных во всем христианском мире.

Пожалуй, ничто так не соответствует моим ощущениям от истории Иерусалима, как история Саломеи. Мой палестинский друг Г. напоминает мне, что «верующие веками жили в мире в Иерусалиме».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts