Феодоровская икона божией матери дни празднования: 27 марта – день Феодоровской иконы Божьей матери — Волгоградский областной краеведческий музей

Разное

27 марта – день Феодоровской иконы Божьей матери — Волгоградский областной краеведческий музей

Музей онлайн

Явление чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери празднуется 29 августа, а 27 марта празднование ей установлено в честь избрания на царство в 1613 году Михаила Феодоровича Романова.

У каждой иконы Богородицы есть своя история, свое название. Удивительно, как многое пересекается в истории иконы «Феодоровская» — здесь и имя  святых Феодора Стратилата, и Параскевы, и князя Александра Невского, с этой иконой связано и начало новой династии русских царей — Романовых.

Феодоровская икона Пресвятой Богородицы по легенде была написана евангелистом Лукою. Сейчас она находится в Успенском соборе Московского Кремля, а первоначально хранилась в Городецко-Феодоровском монастыре, называвшемся так по имени Городца, города Нижегородской губернии, и храма во имя вмч. Феодора Стратилата. При нашествии хана татаро-монголов Батыя, Городец вместе с другими городами был опустошен, жители спешно покинули город, а икону с собой взять не успели. Однако в 1239г. образ Богородицы явился костромскому князю Василию Георгиевичу в лесу, на дереве, во время охоты. Оказалось, что икона пропала из города и впоследствии князю ее принес человек в богатой воинской одежде, внешне схожий с великомучеником Феодором Стратилатом. В храме великомученика икона и была установлена, отчего и получила название Феодоровской. Князь брал с собой икону в поход против татар, пытавшихся захватить Кострому. Поднятая перед войском икона источала такое сияние, что подобно огню обожгла врагов,  и полчища татаро-монголов обратились в бегство.

История «Феодоровской» иконы тесно связана с именем великого князя Александра Невского, вошедшего в небесное воинство в лике святых благоверных. В 1239 г. его отец Ярослав Всеволодович благословил его иконой «Феодоровская» на брак с дочерью полоцкого царя Брячислава. На обратной стороне образа находится изображение святой мученицы Параскевы (Пятницы), которая всегда на Руси считалась покровительницей невест и свадеб. С того времени «Феодоровская» икона Божией матери всегда находилась при святом благоверном князе Александре Невском. Великий князь всегда брал икону с собой во все походы и на все сражения, перед ней он молился и принял монашество.

Впоследствии образ иконы Божией матери «Феодоровская» стал родовым для всей династии Романовых. В 1613г. страна переживала страшные времена: отсутствие государя, натиск иноземных интервентов, смута, голод… Решено было поставить на русский престол Михаила Федоровича Романова — сына патриарха Филарета (до принятия сана боярина Фёдора Никитича Романова) и инокини Марфы. Он приходился родственником последнего царя из рода Рюриковичей. Однако мать Михаила Федоровича, понимая всю ответственность и тяжесть этого шага, долго не давала согласия и благословения на возведение в государи ее сына. Тогда архиепископ Феодорит поднес к инокине Марфе образ Пресвятой Богородицы «Феодоровская» и сказал: «Если не склоняетесь на милость ради нас, по крайней мере,  ради чудотворного образа Царицы всех и Богоматери не прислушайтесь и сотворите повеленное вам от Бога. Ибо воистину от Бога вы избраны. Не прогневайте всех Владыку и Бога». Только после этих слов инокиня Марфа благословила им своего сына на царский престол. Произошло это в Костромском Троицком соборе Ипатьевского монастыря, который, в связи с этим событием называют «колыбелью дома Романовых». Так образ «Феодоровской Богородицы», которым был благословлен на престол первый из Романовых, становится родовым для всей августейшей династии. Эта икона Богоматери всегда находилась при государях — до самых последних и страшных дней. После расстрела царственных мучеников – последних Романовых — в доме Ипатьева в Екатеринбурге был найден образ «Феодоровская», с которым царица Александра Федоровна никогда не расставалась.

Федоровской иконе Божией Матери молятся о семейном счастье, крепком здоровье, лёгких родах и рождении здорового ребенка.

В народе этот день называют Федор-скотник. Этот день посвящали уходу за домашними животными. Скотину выводили во двор, чистили и скребли, заговаривали от дурного сглаза, от неспокойствия. В народе говорили: «На Фёдора не ленись – скотине поклонись».

Стоит отметить, что крестьяне никогда не говорили – «домашние животные», всегда только – «скотина». За скотиной ухаживали и смотрели, чтобы с ней не случилось никакой беды. Семью трудно было прокормить без коровы: «Корова на дворе – еда на столе». Свинью крестьяне тоже считали большим подспорьем в хозяйстве: «Свинья – копилка: что положишь в неё, то и возьмешь». Существовали особые секреты ухода за свиньями: звать свиней нужно, глядя в окно, тогда они в огород не полезут; кормить в хлеву свиней нельзя, иначе они съедят поросят.

По приметам в это день:

Если на Фёдора-скотника мороз, то всю неделю холодно будет.

Услышать гром – к тёплому и урожайному лету.

Облака быстро и высоко плывут – к хорошей погоде.

Туман в этот день – к ненастному лету.

Уровень воды в реках прежним остался – к жаркому и засушливому лету.

Текст: научный сотрудник Бурцева И.Н.

Феодоровская икона Пресвятой Богородицы

Празднование Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы совершается 27 марта (14 марта ст. ст.) и 29 августа (16 августа ст. ст.). Также во второе воскресенье Великого поста старообрядческая церковь совершает службу явлению Феодоровской иконы Божией Матери «по уставу Успенского собора Московского Кремля 1627 г.». У новообрядцев в этот день совершается память святителя Григория Паламы (1296-1359 гг.). Феодоровскому образу Богородицы молятся о здравии, рождении ребенка, легких родах, благополучии супружеской жизни.
 

Содержание:

  • История праздника в честь явления иконы Пресвятой Богородицы Феодоровской
  • Чудеса Феодоровской иконы Божией Матери
  • Почитание Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы
  • Богослужение явлению иконы Пресвятой Богородицы Феодоровской. Тропарь, кондак и канон празднику
  • Феодоровский образ Пресвятой Богородицы. Иконография
  • Старообрядческие храмы в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы
  • Храмы и монастыри на Руси в честь Феодоровской иконы Богородицы

 

История праздника в честь явления иконы Пресвятой Богородицы Феодоровской

О появлении на Руси Феодоровской иконы Божией Матери нет точных сведений. Первые упоминания об образе схожей иконографии относятся к XII веку. Икона располагалась в деревянной часовне у города Городец (Нижегородская область). В начале XIII века на этом месте был сооружен монастырь во имя иконы Богоматери, которая стала его главной святыней. Позже он стал называться по имени иконы Богородичный, Богородице-Феодоровский, а затем — Феодоровский. В 1238 году при нашествии войск Батыя город был уничтожен, монастырь также сгорел. Современники событий считали, что икона также была утрачена, но по истечении нескольких лет была обретена повторно. Существует несколько преданий о повторном обретении Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы.

Первое предание. 16 августа 1239 года костромской князь Василий Квашня (XIII век) неподалеку от реки Запрудни увидел образ Богородицы,  который висел на дереве. При участии священства икона была перенесена в Кострому и поставлена в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Позднее на месте обретения иконы был построен Запрудненский Спасский монастырь. Повесть о явлении чудотворной иконы Феодоровской сообщает следующее:

…видеша народи честную ону икону, и начаша поведати, глаголюще, мы вчера видехом сию икону, несому сквозе град наш воином неким, подобен той воин видением святому великомученику Феодору Стратилату, и тако свидетельствоваху народи.

От имени великомученика Феодора икона получила свое название — Феодоровская. Вскоре в Костроме появился житель Городца, который сообщил, что это та самая икона, которая считалась утраченной после сожжения Феодоровской обители.  

Согласно второму преданию, Феодоровскую икону Божией Матери 16 августа 1263 года обрел младший брат Александра Невского (1221-1263 гг.) костромской князь Василий Ярославич (1236/1241-1276 гг.). Эта дата указана в «Сказании о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме» (1670 г.)

Третье предание сообщает, что Феодоровский образ Богородицы обрел Юрий Всеволодович (1188-1238 гг. ) в ветхой деревянной часовне неподалеку от Городца (позднее на этом месте был построен Городецкий Феодоровский монастырь). После смерти князя икона перешла к его младшему брату Ярославу Всеволодовичу (1190/1191- 1246 гг.), который благословил образом брак своего сына Александра Невского с полоцкой княжной Александрой Брячиславовной. После смерти князя Александра в 1263 году икона перешла к его младшему брату Василию (о нем сообщает второе предание), который перенес святой образ в Кострому.

Описанные выше события легли в основу сказания об иконе. Икона была перенесена из разоренного Батыем Городца в Кострому, где была помещена в церкви великомученика Феодора Стратилата (ум. 319 г.). Этот факт подтверждается «Сказанием о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме». С этого момента она стала именоваться Феодоровской. Некоторые исследователи, основываясь на тождестве иконографии Феодоровской иконы с Владимирской, считают ее списком с прославленной древней святыни и выдвигают три версии ее происхождения:

  1. икона была написана в 1164 году по заказу Андрея Боголюбского (1111-1174 гг. ) для Городецкого монастыря;
  2. икону написали по заказу князя Ярослава Всеволодовича в 1239 году как дар к свадьбе его сына Александра Невского. Примечательно, что на обратной стороне образа — изображение великомученицы Параскевы, которая на Руси считалась покровительницей невест и свадеб, а также бывшей покровительницей Полоцкого княжеского дома, откуда происходила невеста Александра;
  3. икона написана по заказу Ярослава Всеволодовича в 1218-1220 годы в честь возвращения ему его жены Феодосии, которая была отнята своим отцом в 1216 году в ходе противостояния, и рождения у него от нее первенца Феодора (1219-1233 гг.)

Относительно названия иконы «Феодоровская» высказывается гипотеза, что оно возникло по причине того, что Феодор Стратилат был небесным покровителем князя Ярослава и многих других князей Мстиславичей, с которыми Ярослав и его потомство были связаны через его жену Феодосию, дочь Мстислава Мстиславича Удатного (ум. 1228 г.).

 

Чудеса Феодоровской иконы Божией Матери

К первым чудесам Феодоровской иконы Божией Матери относят истории о ее чудесном спасении в огне при пожаре (сказания сообщают о двух пожарах: один уничтожил старую деревянную церковь, второй произошел уже в новом каменном храме). «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божьей Матери», которое создавалось на протяжении нескольких столетий и дошло до наших дней в ряде списков, сообщает о чудесном спасении Костромы от татарских войск в битве при Святом озере (1262(?) г.):

…и отидоша от града яко два поприща или вдале мало и сташа у некоего езера, и яко же бысть полки близ между собою, и оружие свое извлекоша грешницы и напрягоша лук свои еже состреляти правыя и смиренныя сердцем, малое христианское воинство, и внезапу от чудотворного образа Пресвятыя Богородицы возсняша божественныя и пресветлыя лучи, паче солнечных луч и аки огнь попаляющи и нападающа на них и пожигая татарския полки, и от того озарения и луч божественных и от паления, вси противный полки смятошася, и мнози от них ослепоша и друг друга не познаша и вниде в них страх и трепет, и оружие вниде и сердце их и луцы их сокрушишася и нападоша на них российстии полпы и побиша их многое множество, останцы же нечестивых исчезоша и погибоша за беззаконие свое, пленников же российских всех отполониша заступлением и помощию Пресвятыя Божия Матере.

 

Почитание Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы

В 1613 году Земский собор избрал на царство Михаила Романова (1596-1645 гг.), что закрепил итоговым документом — Соборной клятвой. После этого было назначено посольство из Москвы в Костромской Ипатьевский монастырь, где Михаил Федорович жил с матерью, инокиней Марфой (ум. 1631 г.).

Михаил Романов на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Посольство возглавляли рязанский архиепископ Феодорит (1551-1617 гг.), келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын (ум. 1625/1626/1627 г.) и боярин Феодор Иванович Шереметев (ум. 1650 г.). 14 марта (ст. ст.) посольство было принято Михаилом Романовым и его матерью в Ипатьевском монастыре. И Михаил Романов, и его мать изначально отказывались от престола, но в результате уговоров согласились. Согласно сообщению патриарха Филарета:

Бысть же в тот день на Костроме радость велия, и составиша празднество чудотворной иконе пречистыя Богородицы Феодоровской.

Этот день стал днем празднования иконы, который отмечается и в наше время. Некоторые историки утверждают, что инокиня Марфа благословила при избрании на царство своего сына Феодоровской иконой Божией Матери. Однако участник тех событий келарь Авраамий Палицын в своем «Сказании» не упоминает об этой иконе. Он пишет, что когда инокиня Марфа и ее сын Михаил долго отказывались от предложения занять царский престол, тогда архиепископ «…взем на руце свои чюдотворную икону образ Пресвятыя Богородица, юже написал Петр митрополит, а Троицкой келарь старец Аврамей взем образ великих чюдотворцов Петра и Алексия и Ионы, и принесошя пред государыню».

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в г. Костроме. Современная фотография

Михаил Романов взял с собой в Москву список с иконы и поставил его в придворной церкви Рождества Богородицы «на Сенях». В 1618 году он прислал в Кострому украшения для иконы, а в 1636 году по указанию царя икону подновили и украсили драгоценной ризой. С этого времени постепенно начинают создавать списки с этой иконы. С конца XVIII века немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая православие, по традиции в честь Феодоровской иконы получали себе отчество Феодоровна. К ним относятся Мария Феодоровна (жена Павла I), Александра Феодоровна (жена Николая I), Мария Феодоровна (жена Александра III), Александра Феодоровна (жена Николая II), Елизавета Феодоровна. Истоки этой традиции восходят к XVII веку, когда в честь той же иконы «неблагозвучное» отчество царицы Евдокии Лопухиной было поменяно с «Илларионовна» на «Феодоровна», а при вступлении в брак царя Ивана Алексеевича с Прасковьей Салтыковой ей не только изменили отчество, но и переменили имя ее отцу с Александра на Феодора.

Икона неоднократно украшалась драгоценными окладами. В начале XIX века на средства жителей Костромы для иконы был изготовлен новый золотой оклад, в который поместили драгоценные камни с прежнего. В описании Успенского собора Костромы, который датируется 1820 годом, об иконе сообщается:

На сем образе риза, устроенная в 1805 году чистейшего золота, соборным иждивением, а более усердием граждан, имеет весу с венцем 20 фунтов 39 золотников; она и венец украшены бриллиантами, яхонтами, изумрудами, рубинами (из коих один красный наидрагоценнейший), венисами и другими драгоценными камнями, крупным жемчугом и бурмитскими зернами… К сему образу принадлежат рясны или серьги длиной более полуаршина, с бурмитскими зернами, драгоценными камнями, золотыми плашкам, кольцами и колодками…

В 1891 году для иконы изготовили золотую ризу весом около 10 кг. Она украшала икону до 1922 года. После Октябрьской революции икона находилась в храме. В 1919 году в Костроме образ исследовала комиссия музейного отдела Наркомпроса под руководством И. Э. Грабаря. В 1922 году Успенский собор и Феодоровская икона перешли к обновленцам. В 1929 году костромская община привезла икону в Москву в Центральные государственные реставрационные мастерские. Во время реставрационных работ специалисты пришли к выводу, что в своей основной части живопись XIII века утрачена. С апреля 1964 года икона пребывала в церкви Воскресения на Дебре, куда перенесли архиерейскую кафедру. 18 августа 1991 года Феодоровскую икону перенесли в возвращенный РПЦ Богоявленский Анастасиин кафедральный собор, где она находится по настоящее время. 

Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор (РПЦ). Здесь в настоящее время находится Феодоровская икона Божьей Матери

Празднование явления Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы известно с XIII века. Икона являлась местночтимой. После вступления на московский престол Михаила Феодоровича Романова появляется новое празднование иконе, связанное с событиями его наречения в Ипатьевском монастыре. С этого периода почитание образа становится общецерковным. Изначально оно не имело определенной даты. Различные чиновники указывают празднование то «во вторую или в третию или в четвертую неделю святаго поста», то в «неделю вторую или в ин день великаго поста». Празднование 14 марта (ст. ст.) в церковном календаре закрепляется начиная с 1620 года, что связывают с возвращением из плена патриарха Филарета, отца Михаила Романова. Типиконы Успенского собора на этот день указывают: «В 14 день пети пречистой Богородицы Федоровской с Венедиктом для наречения государева…». При первых Романовых дата празднования, которая приходилась на  дни Великого поста, соблюдалась строго и переносилась на другие дни лишь в случаях совпадения с Лазаревой субботой или погребением кого-либо из царского рода. Во второй половине XVII века дата праздник начинают переносить на следующий воскресный день, что уже уменьшало его статус. При патриархе Филарете в день праздника по окончании богослужения царь устраивал праздничный прием, на котором одаривал своего отца-патриарха. Эта традиция полностью прекратила свое существование в 1668 году. Во второй половине XVIII века обычай переносить празднование иконе на ближайшее воскресение окончательно укоренился в церковной жизни господствующей церкви. 

 

Богослужение явлению иконы Пресвятой Богородицы Феодоровской. Тропарь, кондак и канон празднику

Тропарь, глас 8.

Днесь светло красуется град Кострома, и вся российская страна, созывающи к веселию вся боголюбивыя христианския народы, на преславное торжество Божия Матере, чудотворнаго Ея и многоцелебнаго образа пришествия. Днесь боя вися нам пресветлое великое солнце. Приидите вси богоизбраннии людие, новыи израиль, ко источнику цельбоносному, источает бо нам неоскудная милости Пречистая Богородица, избавляет вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих. Но О! всемилостивая Госпоже Дево Богородице Владычице, сохрани страну нашу и митрополита, и вся люди Твоего достояния от всяких бед, по велицей Твоей милости, да зовем Ти, радуися Дево християном похвало.

Кондак, глас 8.

Притецем людие вси к тихому и доброму пристанищу, в Дом Божия Матере чуднаго образа явлению Царицы и Богородицы. За неизреченную милость Ея, верно припадающе и вопиюще: О! Всемилостивая Владычице, за спасительное Твое смотрение чуднаго образа к нам пришествие, посети нас грешных, светло сотворяющих празднество Твое. Укрепи людей наших, дивно им на враги победу подающи. И митрополита нашего утверди, церковь Сына Твоего непоколебиму соблюди. Притекающих к Тебе спаси, от всяких напастей избави: сохраняя в мире все православие, да зовем Ти, радуися Невесто Неневестная.


Библиотека Русской веры
Канон Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы →

Читать онлайн


Феодоровский образ Пресвятой Богородицы. Иконография

По преданию, Феодоровская икона Богородицы написана евангелистом Лукой. Образ относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). Его иконография очень близка к Владимирской иконе Пресвятой Богородицы. По этой причине многие исследователи считают Феодоровскую списком Владимирской. Отличием Феодоровской иконы от Владимирской является обнаженная до колена левая ножка Спасителя. Согласно описанию иконы, сделанному при ее перенесении в Кострому, она имела следующий вид:

…написана масляными красками «на сухе древе». Доска в длину 1 аршин 2 вершка, в ширину 12 вершков. Богородица изображена несколько склонившею главу на правое плече. Правой рукой поддерживается Богомладенец, обнимающий Богоматерь. Правая нога Богомладенца покрыта ризою, левая же по колено неприкрыта. На оборотной стороне написана святая великомученица Параскева, называемая Пятница… Нижняя часть иконы заканчивается рукоятью в 1 1/2 аршина длины.

До наших дней икона сохранилась плохо, она не единожды поновлялась, и оригинальная живопись ликов Богородицы и Исуса Христа заметно потерта. На оборотной стороне иконы — поясное изображение великомученицы Параскевы Пятницы. Святая изображена в красных одеждах, украшенных золотым растительным орнаментом. Ее руки воздеты в молении на уровне груди.

Феодоровская икона Божией Матери. XII век. Кострома, Богоявленско-Анастасиин монастырьФеодоровская икона Божией Матери в драгоценном окладе. XII век. Кострома. Дореволюционная фотография из собрания С.М. Прокудина-Горского, 1910 годПелена «Богоматерь Феодоровская», которая считается вкладом старицы Марфы, матери царя Михаила Федоровича, в Ипатьевский монастырь

Существует ряд списков Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы.

Феодоровская икона Божией Матери. XV-XVI вв. Волоколамск. Москва, ГТГ Древнейшая вариация Феодоровской — Богоматерь Страстная. XIII век. Кашин, Димитриевский монастырь

Феодоровская икона Божией Матери с избранными святыми на полях. Около 1630 г.

 

Храмы и монастыри на Руси в честь Феодоровской иконы Богородицы

В честь Феодоровской иконы Божией Матери освящен собор Феодоровского монастыря в Городце Нижегородской области.

Богородице-Феодоровский монастырь в начале XX века

Монастырь был сооружен в начале XIII века на месте деревянной часовни, в которой находилась Феодоровская икона Божией Матери. Обитель именовалась Богородице-Феодоровской. Согласно преданию, монастырь и город в 1152 году основал князь Юрий Долгорукий (1090-е — 1157 гг.). В 1238 году во время нашествия войск Батыя Городец был разорен, а монастырь сожжен. Предание сообщает, что Феодоровская икона чудесным образом уцелела, однако в монастырь уже не вернулась. Но в обитель был помещен чудотворный список, который был главной святыней Феодоровской церкви.  

Досточтимый список Феодоровской иконы в Феодоровском монастыре Городца. Фотография начала XX века

Монастырь просуществовал в этом пустынном месте приблизительно до XV века, затем место было заселено, а обитель упразднена. Заново монастырь был учрежден в 1700 году. В 1927 году монастырь был закрыт. Возрожден в 2009 году.

Воссозданный Феодоровский собор в г. Городец

В честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы освящен придел Никольского собора Николо-Пешношского монастыря в пос. Луговой Дмитровского района Московской области. Собор святителя Николы Чудотворца был построен в начале XVI века. Перестраивался в конце XVII и конце XVIII веков. Реставрировался в середине 1960-х годов.

Никольский собор Николо-Пешношского монастыря в Московской области

Во имя Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы освящен придел собора великомученика Феодора Стратилата Феодоровского монастыря в Переславле-Залесском. Федоровский монастырь был основан после 1304 года, на южной окраине Переславля-Залесского. Место основания выбрано было не случайно: здесь в 1304 году в день памяти великомученика Федора Стратилата произошла кровопролитная битва между войсками московского и тверского князей. В этой битве погибло множество людей, в том числе предводитель тверского войска боярин Акинф. В память о победе московский князь Юрий Данилович устроил здесь монастырь. Древнейшее здание монастыря — Федоровский собор, был построен в 1557 году. Собор был закрыт в 1928 году, а через 2 года разрушили отдельно стоявшую рядом с собором барочную колокольню. В соборе устроили вещевой склад разместившейся на территории монастыря детской колонии, потом и дома престарелых. После Великой Отечественной войны на территории монастыря обосновалась воинская часть. В 1998 году собор был передан возрожденной только что женской обители.

Феодоровский собор Феодоровского монастыря в Переславле-Залесском

Во имя Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы освящен придел Вознесенского собора Оршина монастыря в пос. Оршино Калининского района Тверской области. Соборный храм Вознесения Господня был освящен в 1567 г. святителем Варсонофием Тверским (ок. 1495- 1576 гг.). В нем было четыре престола: галвный — Вознесения Господня, два боковых — преподобного Онуфрия Великого и святой великомученицы Екатерины, престол Рождества Иоанна Предотечи «на полатях».

Вознесенский собор Оршина монастыря в Тверской области

 

Старообрядческие храмы в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы

В честь Феодоровской иконы Божией Матери будет освящен храм Русской Древлеправославной Церкви в г. Уральске Республики Казахстан. Закладка храма во имя Феодоровского образа Пресвятой Богородицы была совершена 29 августа 2013 года патриархом Александром. Строительство продолжается.

Богоматерь Феодоровская

  • Описание

Написанная в традиционном стиле, на фоне мха, икона заключена в серебряно-позолоченный оклад с лиственным узором, ризы выполнены серебряной филигранью с окантовкой. На ней изображены Богородица и Младенец Христос щекой к щеке. Богоматерь изображена погрудно в богато украшенном бордовом мафорионе с золотым кантом. Богородица смотрит влево, правой рукой держит Эммануила, который обеими руками обнимает ее за шею. Младенец Христос изображен с обнаженной левой ногой, символом его будущих мук на кресте.

 

Иконография Богоматери Феодоровской , также известной как Елеуса ( Милосердная ) или Гликофилуса ( Та, что нежно обнимает ) на греческом языке, имеет древневизантийское происхождение. Самые ранние упоминания об этой иконе относятся к двенадцатому веку. Впервые оно явилось 16 августа 1239 года князю Василию Костромскому, брату князя Александра Невского, во время его охоты; затем икона находилась в соборе святого воина Феодора. Этой иконой первый Романов был благословлен своей матерью Марфой при восшествии на престол. Этот образ Божией Матери стал палладием династии Романовых.

 

Праздничные дни — 27 марта и 29 августа.

Вы ищете покупателя?

У нас есть активный и постоянный процесс приобретения.

Свяжитесь с нами

Чтобы быть в курсе последних новостей и идей, пожалуйста, заполните форму ниже.

  • Пожалуйста, заполните форму ниже, чтобы быть в курсе интересных новостей и идей.
  • Имя

    Первый

    Последние

  • Адрес электронной почты

Мы работаем только по предварительной записи. Чтобы договориться о просмотре, свяжитесь с нами.

М: +44 7866 638973
Т: +44 203 983 8383
[email protected]

Обрамление

Джон Дэвис Обрамление

Ружников предоставил

Ружникову обрамление для точных репродукций антикварных оправ4 годы.

Страхование

Barta & Partner

Barta & Partner — это современный бизнес с традиционными ценностями, не имеющий себе равных в страховании предметов искусства и ценной частной собственности.

Доставка

Gander & White

Gander & White зарекомендовала себя как одна из ведущих компаний по доставке и установке, предоставляющая услуги арт-дилерам, частным коллекциям и музеям по всему миру.

Хранение

Gander & White

Хранилища изобразительного искусства Gander & White спроектированы таким образом, чтобы обеспечить надежную среду для защиты деликатных и ценных произведений искусства.

Реставрация

Hamish Dewar Limited

Hamish Dewar предоставляет профессиональные, компетентные услуги по реставрации драгоценных и заветных картин, которые возвращают опыт их первоначальной красоты.

Очистка

Hamish Dewar Limited

Hamish Dewar предоставляет профессиональные, знающие услуги по чистке драгоценных и заветных картин, которые возвращают опыт их первоначальной красоты.

Собор иконы Божией Матери преподобного Феодора

Собор иконы Божией Матери Святителя Феодора
(Праздники — 14 марта и 16 августа)

Икона Божией Матери Феодора или Костромская якобы написана евангелистом Лукой, но, скорее, является копией Владимирской иконы Божией Матери, на которую похожа.

Имя сия икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), отца святого Александра Невского, в святом Крещении нареченного Феодором в честь святого Феодора Стратилатата (память 8 февраля).

По преданию, князь Василий Костромской, младший брат князя Александра Невского, заблудился в лесу во время охоты. Это было 16 августа 1239 года. Он увидел икону, стоявшую среди одной из елей, но когда он попытался снять ее, она поднялась на воздух. Пораженный таким дивным происшествием, князь Василий возвратился в город и рассказал духовенству и народу о своем видении. Все вышли в лес и действительно нашли икону в указанном месте и пали на колени в молитве к Богородице. После этого священнослужители взяли икону и отнесли ее в храм. Жители Костромы заметили, что пока князь охотился в лесу, к городу подошел воин в богатых доспехах с иконой в руках. Воин был похож на образ великомученика Феодора Стратилата, в честь которого был освящен Костромской собор, и по этой причине икона была названа Феодоровской. Однажды в Кострому приехали несколько человек, живших в окрестностях разрушенного татарами Городецкого монастыря, и они сразу узнали соборную икону, бывшую в их храме.

По другому преданию, икона была найдена старшим братом Александра Невского святителем Георгием (память 4 февраля) в старой деревянной часовне близ города Городца. Позже на этом месте был построен Городецкий Феодоров монастырь. Князь Ярослав-Феодор стал великим князем Владимирским после того, как его брат святой Георгий погиб в битве с монголами на реке Сите. В 1239 году он торжественно перенес мощи брата из Ростова во Владимирский Успенский собор. Икону, унаследованную от брата, он передал своему сыну, святому Александру Невскому.

Ярослав-Феодор известен в русской истории. Он продолжил славные традиции своего дяди святого Андрея Боголюбского (память 4 июля) и своего отца Всеволода III Большое Гнездо, с ним были связаны почти все значимые события в истории Руси первой половины XIII в. век.

Русь была сожжена и растерзана монголами в 1237-1238 гг. Он воздвиг его из пепла, отстроил и украсил города, святые монастыри и церкви. Восстановил опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострому, Городец.

Основал церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский монастырь близ Городца в честь своего покровителя. В течение восьми лет он правил как великий князь, но ему предстояло провести страну по необычайно трудному пути, сохраняя военно-политический баланс с Золотой Ордой на востоке и активно противодействуя католической Европе на западе. Его ближайшим сподвижником был сын, святой Александр Невский, который также продолжил его политику.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери постоянно находилась при святом Александре, и он молился перед ней. После кончины святого Александра Невского 14 ноября 1263 года в монастыре, основанном его отцом, икона была взята его младшим братом Василием.

Василий Ярославич был младшим (восьмым) сыном Ярослава Всеволодовича. В 1246 г. после смерти отца (князь Ярослав был отравлен в столице Монголии Каракоруме, когда ему было всего пять лет) Василий стал князем Костромского удельного владения, наименее важного из владений отца. В 1272 году он стал великим князем Владимирским.

Четыре года его великокняжества (1272-1276) были наполнены братоубийственными княжескими распрями. Несколько лет он вел войну против Новгорода с непокорным племянником Деметрием. Однако, став великим князем, Василий не отправился во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме, считая это место более безопасным на случай новых вспышек усобиц.

Довелось ему и защищать Русь от внешних врагов. В 1272 году, во время татарского нашествия, из Костромы выступило русское войско, чтобы сразиться с ними. По примеру своего деда, святого Андрея Боголюбского (возившего с собой в военные походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери), князь Василий отправился в бой с чудотворной иконой Феодора. Исшел ослепительный свет от святого образа, и татары разошлись и бежали из Русской земли.

В летописях говорится, что великий князь Василий питал особую любовь к Церкви и духовенству. После мученической кончины епископа Владимирского Митрофана при штурме Владимира татарами 4 февраля 1238 года Владимирская епархия долгие годы оставалась вдовой. Это огорчило великого князя Василия. С его помощью во Владимире в 1274 г. был построен большой собор. Очевидно, это было в связи с хиротонией преподобного Серапиона (память 12 июля) во епископа Владимирского. Был настоятелем Киево-Печерского монастыря.

Митрополит Кирилл III (+ 1282) председательствовал на соборе русских иерархов. Это был первый Собор в Русской Церкви со времен монгольского нашествия. Много проблем и неурядиц возникло в церковной жизни, но Русская Церковь только начинала оправляться от постигшего ее бедствия. Одной из главных его задач было восстановление русской церковной грамотности и восстановление традиции древнерусского «княжеского строя».

Без книг спасительная деятельность Церкви была бы почти невозможна. Книги нужны были и для церковных служб, и для проповеди, и для келейного устава, и для чтения верующим дома. Усилиями митрополита Кирилла, русских архиереев и ученых-монахов это важное дело было начато. Собор утвердил новые издания важнейших книг, составивших каноническую основу православной церковной жизни.

В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь. Большинство важных событий в его жизни произошло по благословению Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме, там же и нашел свое последнее пристанище. С этого времени святая икона находится в костромском соборе святого Феодора Стратилата.

Возобновление интереса к Феодоровской иконе Божией Матери и распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века, конца Смутного времени. В 1613 году чудотворная Феодоровская икона из Костромского собора была использована при провозглашении Михаила Романова новым царем. В память об этом историческом событии 14 марта было назначено празднование Феодоровской иконы Божией Матери.

С костромской иконы Феодора было сделано множество списков, и один из первых был заказан и привезен в Москву матерью царя Михаила, инокиней Марфой. Со второй половины XVII века различные списки Феодоровской иконы дополнялись сценами, изображающими события из истории чудотворной иконы.

В 1670 году иеродиакон Лонгин из Костромского Ипатьевского монастыря написал «Слово о явлениях и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери в Костроме». Не все вещи, содержащиеся в нем, согласуются с ранее изложенными вещами.

Так как за время своего существования икона несколько раз была переписана, то к моменту революции 1917 года изображение с иконы почти исчезло. Искусствоведы расходятся во мнениях относительно того, когда и где была создана икона. Некоторые предлагают дату начала 11 века; другие датируют его началом 14 века. Подсказку к происхождению иконы может дать изображение на оборотной стороне Феодоровской. Этот образ представляет святую Параскеву, святую, почитание которой началось в Новгородской республике на рубеже 13-го века.

Ученые считают, что образ святой Параскевы современен образу Богородицы на другой стороне. Эта датировка как бы подтверждает новгородское происхождение иконы, так как только в XV веке почитание святой Параскевы распространилось на другие части страны. Княжеское одеяние святой может указывать на то, что икона предназначалась в качестве свадебного подарка княгине, покровительницей которой была святая Параскева. В роду Рюриковичей известна только одна такая княгиня: Василий Татищев упоминает, что святая Параскева была покровительницей Александры Полоцкой, единственной жены святого Александра Невского Новгородского.

Действительно, день памяти святой Александры совпадает с праздником святой Параскевы (20 марта). В семье Рюриковичей было принято, чтобы жених преподносил невесте икону, изображающую ее покровителя. На этом основании византист Федор Успенский сделал вывод, что Феодоровская была подарена Александром Невским его жене по случаю их свадьбы в 1239 году.

Если эта версия верна, то почитаемый образ Богородицы мог быть заказан отцом Александра , Ярослав II России. Его христианское имя было Феодор (Феодор), а его покровителем был Феодор Стратилат. В этом может заключаться объяснение ярлыка, традиционно применяемого к этому изображению.

До XVII века икона была малоизвестна за пределами Городца и Костромы. Слава о нем распространилась по всей России после 1613 года, когда юноша Михаил Романов был избран новым русским царем. Романов жил в Костроме со своей матерью Ксенией, которую регент Борис Годунов заставил «постригаться» (вступить в монастырь и уйти от общественной жизни). Сначала монахиня посоветовала единственному сыну остаться в Костроме и отказаться от предложения Шапки Мономаха или царского положения. Она упомянула о бесславной кончине трех предыдущих царей, которые были либо убиты, либо опозоренны. Наконец Ксения благословила сына, подарив ему экземпляр Феодоровской. Она попросила икону защитить Михаила и его царственных потомков. Молодой царь увез с собой список с иконы в Москву, где она стала считаться святой покровительницей дома Романовых.

В 1681 году икона явилась во сне Ивану Плешкову, парализованному в течение 12 лет. Ему было велено отправиться в Кострому, достать список с иконы, вернуть его в Ярославль и построить для ее почитания храм. Излечившись от паралича, Плешков поручил Гурию Никитину, самому известному живописцу России XVII века, родом из Костромы, написать список с чудотворной иконы. Для иконы была построена Федоровская церковь на средства простых людей. В трактате подробно рассказывается о ее строительстве и о чудесах, приписываемых иконе в Ярославле. Церковь была освящена 24 июля 1687 года. Поскольку коммунисты разрушили Успенский собор Ярославля во время русской революции, Федоровская церковь служила собором для города и Ростовской епархии, старейшей в России.

Еще один список с иконы почитался в Городце, особенно после восстановления Феодоровского монастыря в начале 18 века. К нему из Костромы привезли новый список иконы. Это изображение было помещено в золотую ризу, инкрустированную драгоценными камнями, так, чтобы не уступать оригиналу своим роскошным убранством. Во время ежегодной Макарьевской ярмарки икону привезли для поклонения в Нижний Новгород.

Когда в 19 г. отмечалось трехсотлетие дома Романовых13 января Николай II заказал копию Городецкой иконы, которую он поместил в Царском соборе святой Божией Матери Феодора, построенном по проекту Владимира Покровского в городе Царское Село.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts