Феодосій печерський: 1074 — Вікіпедія
Содержание
Преподобный Феодосий Печерский — биография и авторства
3(16) мая, 14(27) августа (Перенесение мощей), 28 августа (10 сентября) (Собор преп. отцов Киево-Печерских), 2(15) сентября
Путь к монашеству
Феодосий Печерский почитается Церковью как выдающийся Божий угодник, учитель иноков, пастырь.
Согласно Преданию, он родился в местечке Василькове, располагавшемся приблизительно в 50 поприщах от Киева. Точная дата его рождения нам неизвестна. С приближением её обозначают 1009-м годом.
Детство Феодосия прошло в Курске, куда его отец был переведен в связи со служебной необходимостью.
С малых лет Феодосий стремился ко Господу, посещал храм, был внимателен к богослужениям, любил слушать проповеди и вообще внимал слову Божьему.
Детские игры, равно как и предметы роскоши его не интересовали. Едва он подрос, стал упрашивать родителей отдать его для обучения грамоте. Родители, видя в этом хорошее предзнаменование, выполнили желание сына.
Учился Феодосий старательно и прилежно; при этом вел себя скромно, со сверстниками не был заносчив, со старшими был послушлив и кроток.
На четырнадцатом году отроду он лишился родного отца, и все тяготы воспитания легли на плечи его матери, женщины властной и строгой. Своего сына она любила, однако то была пристрастная, во многом слепая материнская любовь. Мать не могла, да и не стремилась соизмерять своё влияние на сына с его глубинными наклонностями и стремлениями.
Желание Феодосия от всего сердца служить Богу встречало с её стороны неодобрение и даже сопротивление. Она никак не желала согласиться, чтобы сын отказался от счастья в её понимании этого слова. Но сын видел счастье в другом: в служении и единении с Господом.
Однажды Промысл Божий свёл его с группой странников, которые рассказали ему о священных местах. Увлекшись повествованием, Феодосий попросил их взять его с собой, и они согласились. Обнаружив исчезновения сына, мать устремилась за ним, а настигнув, отругала, поколотила и заперла в избе. Там он провел около двух суток без еды. Затем она накормила его, однако не выпустила, а оставила в узах в затворе, где он провёл несколько дней.
Когда мать уверилась, что Феодосий больше не сбежит, она выпустила его на свободу. Он вновь стал ходить в Божий храм.
Узнав, что церкви часто не хватает просфор и эта недостача отрицательно сказывается на распорядке богослужений, Феодосий взялся их изготовлять и доставлять в храм. Поначалу мать отнеслась к этому с недовольством, а в дальнейшем это новое занятие сына стало её раздражать. Она высказала ему, что над ним смеются соседи, и даже не только над ним, но вообще над семьей.
Феодосий, пламенея желанием помощи Церкви и участием в её жизни, решился вновь сбежать из родительского дома. Он скрылся в другом городе, найдя приют у священника, и там продолжал печь просфоры. Но настойчивая в своей правде мать отыскала сына и там, возвратила его под родительский кров и строго-настрого запретила заниматься изготовлением просфор.
Благочестивая жизнь Феодосия привлекла внимание одного важного вельможи, городского начальника, который пригласил его трудиться при своей церкви. Случалось, что начальник одаривал Феодосия хорошей одеждой, видя, что тот ходит в рубище, но Феодосий тут же спешил отдать одежду кому-либо из нищих.
Подражая подвижникам, он стал носить на теле вериги, отчего тело время от времени кровоточило. Внимательная мать, обнаружив кровь на одежде и выяснив причину, тотчас сорвала с сына вериги, по-матерински поколотила его, и решительно отговорила его надевать их вновь.
Жизненный поворот
Однажды, стоя в храме на богослужении, Феодосий услышал слова о том, что кто любит отца или мать больше Христа, тот не достоин Его. Эти слова глубоко запали в его добрую, повзрослевшую душу.
И он вновь решился бежать. Улучив момент, когда матери не было дома, он оставил свой город и отправился в направлении Киева. Не зная пути, он пристал к обозу и так добрался до пункта назначения.
Прибыв на место, Феодосий стал искать обитель, где готовы были бы принять его в послушники. Настоятель одной из них, оценив, по рваному рубищу, его внешний вид, но не оценив добродетельность и благочестивость, отправил его восвояси. Кто-то отказывал ему в силу юного возраста.
Когда опечаленный юноша услышал о подвизавшемся неподалеку пещернике Антонии, он незамедлительно отправился к нему и стал слезно упрашивать взять его к себе. Преподобный Антоний, выслушав Феодосия, пытался его отговорить, мол, ему, ещё юному, неокрепшему духовно человеку, будет трудно жить среди мрачных безмолвных пещер.
Однако Феодосий проявил твёрдость, выразил готовность переносить тяготы и скорби отшельнической жизни. Антоний же, видя в нем сосуд Духа Святого, дал свое отеческое благословение.
В 1032 году Никон, по указанию старца, постриг Феодосия в иночество, на двадцать четвертом году его жизни. Молодой инок ревностно исполнял послушание, много и охотно молился, соблюдал бдения и посты.
Спустя четыре года чуткое материнское сердце отыскало Феодосия среди камней и пещер. Феодосий же отказывался встретиться с матерью, говоря, что отныне он принадлежит Богу, что он инок, пещерник. Тогда мать обратилась к святому Антонию, и уже он убедил Феодосия в уместности встречи. Увидев любимого сына, она умоляла его возвратиться домой, но он не только настоял на своем, но и сумел убедить её поступить в монастырь. Когда мать поступила в женскую обитель святого Николая, он возблагодарил Бога.
Священство, игуменство
Братия дивились твердости духа и подвигам Феодосия. И вот он был рукоположен во священника и поставлен в игумена Киево-Печерского монастыря. В этот период он ещё больше усилил монашеский подвиг, много заботился о благоустройстве обители, улучшении духовной жизни. При нём, например, был воздвигнут просторный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Внутренняя жизнь Киево-Печерской обители строилась при Феодосии в соответствии с уставом общежительной Студийской обители. Всё совершалось по строгому чину и распорядку.
Сообразно одному из правил, надлежало держать монастырские ворота запертыми от обеда до вечерни и не открывать их (без особого благословения) ни для кого. Однажды князь Изяслав испытал это правило на себе, когда, придя с отроками перед вечерней, вынужден был ждать, пока привратник (знавший, что перед ним — именно князь), не доложил игумену и не получил разрешения его пропустить.
Феодосий нередко лично участвовал в монастырских работах, вместе с монахами. Трудился в пекарне, носил воду, рубил дрова.
Однажды он возвращался от князя на телеге, а кучер, видя его старые одежды, не думал, что перед ним — известный игумен, к тому же — уважаемый князем. Полагая, что перед ним находится простой чернец, он обвинил его в том, что тот, будучи монахом, бездельник, в отличие от него, кучера, трудящегося в поте лица. Сказав это, он предложил Феодосию сесть на лошадь, а сам устроился поудобней, чтобы отдохнуть.
Старец смиренно занял то место, на которое указал кучер. По пути им встречались вельможи, которые кланялись Феодосию. Кучер сначала недоумевал, а потом, уразумев, в чём, собственно, дело, не на шутку перепугался. Чтобы его успокоить, Феодосий поменялся с ним местами. Когда подъехали к монастырю, иноки встретили его с почестью, отчего кучер впал в ещё большее беспокойство, но игумен вновь успокоил его и распорядился угостить.
После того, как князь Изяслав был изгнан из Киева Всеволодом и Святославом, святой Феодосий стал обличать последнего, завладевшего престолом изгнанного брата. Первое время он продолжал поминать в церковных молитвах Изяслава, а Святослава — отказывался. Но потом, по ходатайству братий, за внимание и помощь Святослава Церкви, стал поминать.
Впоследствии их отношения наладились. Как-то раз отец Феодосий, посещая Святослава во дворце, услышал громкую музыку и песни. Сев рядом с князем, преподобный с добрым чувством и пастырским смирением спросил, а будет ли так и на том свете? Князь прослезился и приказал, чтобы впредь в присутствии Феодосия такой музыки не звучало.
С увеличением количества братий Феодосий расширил границы обители, организовал строительство новых келий. Перед кончиной земной жизни монастырь обладал уже многими владениями.
О приближении смерти преподобный был извещен заблаговременно. Перед самой кончиной он призвал братий с их послушаний, предупредил их о том, что скоро оставит земной мир, дал пастырское благословение и наставление, а затем отпустил с миром. Отдав ещё несколько частных распоряжений и горячо помолившись, он возлег на постель, вновь обратился ко Господу и почил. Это случилось 3 мая 1074 года.
***
Тропарь преподобному Феодосию Печерскому, глас 8
Возвысився на добродетель, измлада возлюбив монашеское житие, / к желанию доблественне достиг, вселился еси в пещеру / и, украсив житие твое пощением и светлостию, / в молитвах, яко безплотен, пребывал еси, / в Российстей земли, яко светлое светило, просияв, отче Феодосие, // моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобному Феодосию Печерскому, глас 3
Звезду Российскую днесь почтим, / от востока возсиявшую и на запад пришедшую, / всю бо страну сию чудесы и добротою обогатившу и вся ны / содеянием и благодатию монашескаго устава, // блаженнаго Феодосия.
Ин тропарь преподобному Феодосию, глас 8
Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, / архиереев богодухновенное удобрение, / Феодосие премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, // моли Христа Бога спастися душам нашим.
Ин кондак преподобному Феодосию, глас 8
Наследник отцев был еси, преподобне, / тех последуя житию и учению, / обычаю и воздержанию, / молитве же и предстоянию. / С нимиже, имея дерзновение ко Господу, / прощение согрешений и спасение испроси вопиющим ти: // радуйся, отче Феодосие.
Тропарь преподобным отцам Киево-Печерским, глас 4
Мысленное солнце и светлую луну, / первоначальных Печерских, / со всем собором преподобных днесь почтим, / тии бо, церковную твердь озаряюще, / просвещают во тьме страстей бедствующих, / и подают от Христа Бога молитвами своими помощь во всех скорбех, // и душам нашим просят избавления.
Кондак преподобным отцам Киево-Печерским, глас 8
Избраннии от всех родов угодницы Божии, / святии преподобнии Печерстии, / на сих горах добродетельми просиявшии, / вас земля не потаила есть, / но Небо отверзеся вам и райское селение. / Темже мы похвальныя песни Богу, прославльшему вас, / в памяти вашей приносим; вы же, яко имущии дерзновение, / ваш собор почитающих от всех бед молитвами вашими заступайте, // яко заступницы наши и к Богу ходатаи.
Тропарь преподобным Феодосию и Антонию Печерским, глас 4
Звезды мысленныя, / просиявшия на тверди Церковней, / иноков Российских основание, / песньми, людие, почтим, / радостныя похвалы сим воздающе, / радуйтеся, преблаженнии отцы, Антоние со Феодосием богомудрым, // присно молящиися о возследствующих и чтущих память вашу.
Ин тропарь преподобным Феодосию и Антонию Печерским, глас 3
Двоицу начальных российских светил почтим, / Антония, Богом посланнаго, и Феодосия, Богом дарованнаго: / тии бо первии, равноангельным в России житием просиявше от гор Киевских, / осветиша отечествия нашего вся концы, / и путь к Небеси правый многим показаша, / и, первоотцы иноком бывше, лики спасаемых Богови приведоша, // и ныне, предстояще в вышних немерцаемому Божества Свету, молятся о душах наших.
Кондак преподобным Феодосию и Антонию Печерским, глас 8
Двоицу великих отец и правило иноков светлое, / умныя зари, онебесившия Российскую Церковь, / кто по достоянию хвалами воспоет? Тии бо Престолу Божию предстоят. / Но яко имущии дерзновение к Святей Троице, / Антоние преблаженне и Феодосие приснопамятне, / молитеся о молебная вам приносящих // и любовию песньми вас ублажающих.
Ин кондак преподобным Феодосию и Антонию Печерским, глас 2
Твердыя столпы благочестия, / недвижимая иноческих законоположений основания, и необоримыя стены Российския восхвалим: / Антониа, возлюбльшаго Бога, и Феодосиа, возлюбленнаго Богом: / труды бо онех и постническия подвиги прият паче всякаго всеплодия, // Един во святых прославляемый.
| |||||||||||||||
Православный Церковный календарь 2022 | |||||||||||||||
|
Дни памяти: 3 мая, 14 августа (Перенесение мощей), 28 августа (Печер.(Д)), 2 сентября
Иконы
Жития
Преподобный Феодосий Печерский
Преподобный Феодосий Печерский
Преподобные Антоний и Феодосий Печерские
Молитвы
3 мая
14 августа
2 сентября
Службы
Сайты приходов:Храм свв. Антония и Феодосия Киево-Печерских пос. Металлист (Луганская епархия) Иоанно-Богословский Лемешевский мужской монастырь с. Лемешовка (Винницкая епархия) Свято-Троицкий мужской Холковский монастырь с. Холки (Белгородская епархия) Архангело-Михайловскй женский монастырь г. Одесса (Одесская епархия) Свенский Успенский мужской монастырь пос. Супонево (Брянская епархия) Рождества Богородицы женский монастырь с. Липча (Хустская епархия) Храм прп. Феодосия Печерского с. Охотниково (Симферопольская епархия) Свято-Введенский собор г. Сольвычегодск (Котласская епархия) Храмовый комплекс в честь «Смоленской» и «Владимирской» икон Божией Матери г. Нижний Новгород (Нижегородская епархия) Вознесенский собор Архиерейское подворье г. Тверь (Тверская епархия) Храм в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских пгт. Слобожанское (Днепропетровская епархия) Николаевский Самарский пустынный мужской монастырь г. Новомосковск (Днепропетровская епархия) Антоние-Феодосиевский Потоцкий мужской монастырь с. Дмитровка (Кременчугская епархия) Мужской монастырь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» с. Масевычи (Сарненская епархия) Успенский Куливецкий мужской монастырь с. Куливцы (Черновицкая епархия) Мужской скит в честь прп. Антония и Феодосия Печерских г. Святогорск (Донецкая епархия) Храм прпп. Антония и Феодосия Печерских пос. Ящиково (Луганская епархия) Казанский кафедральный собор г. Санкт- Петербург (Санкт-Петербургская епархия) Храм Светителя Стефана Великопермского г. Великий Устюг (Вологодская епархия) Храм Благовещения Пресвятой Богородицы г. Кинешма (Кинешемская епархия) Храм Антония и Феодосия Печерских с. Печерск (Смоленская епархия) Храм Антония и Феодосия Печерских с. Перёдки (Боровичская епархия) Сканов Пещерный мужской монастырь прпп. Антония и Феодосия Печерских с. Сканово (Сердобская епархия) Храма прп. Феодосия Печерского г. Курск (Курская епархия) Храм в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских пос. Кряж (Самарская епархия) Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Санкт-Петербург (подворье Оптиной пустыни) (Ставропигиальные монастыри РПЦ) Храм Антония и Феодосия Печерских в Бибиреве г. Москва (Московская епархия (городская)) Храм прпп. Антония и Феодосия Печерских пос. Светлогорск (Магнитогорская епархия) Троицкий Браиловский женский монастырь пгт. Браилов (Винницкая епархия)
Статьи на Православие.Ru
| ||||||||||||||
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU | |||||||||||||||
Преподобный Феодосий Дальне-Печерский
Тропарь и кондак
Святитель Феодосий Печерский, отец монашества на Руси. Он родился в Васильеве, недалеко от Киева. С юности он чувствовал непреодолимую тягу к подвижнической жизни и вел подвижнический образ жизни еще в родительском доме. Он брезговал детскими играми и развлечениями и постоянно ходил в церковь. Он просил родителей позволить ему изучать священные книги, и благодаря своим способностям и редкому усердию он быстро научился читать книги, так что все дивились его уму.
В четырнадцать лет он потерял отца и остался под присмотром матери, строгой и властной женщины, очень любившей своего сына. Много раз она укоряла сына за его стремление к подвижничеству, но он оставался твердо верен своему пути.
В возрасте двадцати четырех лет он тайно покинул родительский дом, и святой Антоний в Киево-Печерском монастыре благословил его принять монашеский постриг с именем Феодосий. Через четыре года мать нашла его и со слезами умоляла вернуться домой, но святитель уговорил ее остаться в Киеве и постричься в монахини в Свято-Николаевском монастыре на Аскольдовом кладбище.
Преподобный Феодосий более других подвизался в монастыре и часто брал на себя некоторые работы других братий. Он носил воду, рубил дрова, молол зерно и разносил каждому монаху муку. Холодными ночами он обнажал свое тело и отдавал его в пищу мошкам и комарам. Кровь его текла, а святой занимался рукоделием, пел псалмы. Он приходил в храм раньше всех и, стоя на одном месте, не покидал его до окончания службы. Он также слушал чтения с особым вниманием.
В 1054 году святой Феодосий был рукоположен во иеромонаха, а в 1057 году избран игуменом. Слава о его подвигах привлекла в монастырь ряд монахов, при которых он построил новую церковь и кельи, а также ввел общежительный устав Студийского монастыря, копию которого заказал в Константинополе.
В качестве игумена святой Феодосий продолжал свои подвиги в монастыре. Обычно он ел только сухой хлеб и варил зелень без масла, а ночи проводил в молитве без сна. Братия часто замечала это, хотя святитель старался скрыть от окружающих свои усилия.
Никто не видел, когда святой Феодосий слегка дремлет, и обычно он отдыхал сидя. Во время Великого поста святитель удалился в пещеру близ монастыря, где подвизался невидимо никем. Его одежда представляла собой грубую власяницу, которую носили рядом с телом. Он был так похож на нищего, что нельзя было узнать в этом старце знаменитого игумена, глубоко уважаемого всеми знавшими его.
Однажды святой Феодосий возвращался из посещения великого князя Изяслава. Кучер, не узнав его, хрипло сказал: «Ты, монах, всегда в отпуске, а я постоянно на работе. Займи мое место и позволь мне покататься в карете. Святой старец смиренно подчинился и прогнал слугу. Видя, как вельможи по дороге кланялись преподобному, водящему коней, слуга испугался, но святой подвижник успокоил его и дал трапезу в монастыре. Уповая на помощь Божию, святитель не держал в обители большого запаса пищи, и поэтому братия нуждалась в хлебе насущном. Но по его молитвам в монастырь явились неизвестные благодетели и доставили необходимое для братии.
Великие князья, особенно Изяслав, любили слушать духовные речи святого Феодосия. Святитель не боялся обличать сильных мира сего. Несправедливо осужденные всегда находили в нем защитника, а судьи пересматривали дела по просьбе игумена. Особенно он заботился о обездоленных. Он построил для них в монастыре специальный двор, где каждый нуждающийся мог получить еду и питье. Предчувствуя приближение кончины, святой Феодосий мирно почил о Господе в 1074 году. Он был погребен в вырытой им пещере, где уединялся во время постов.
Мощи подвижника обретены нетленными в 1091 году, а преподобный Феодосий прославлен в лике святых в 1108 году. Из письменных творений преподобного Феодосия сохранились шесть слов, два письма к великому князю Изяславу и молитва о всех христианах. дожили до нашего времени.
Житие преподобного Феодосия написано святителем Нестором Летописцем (память 27 октября), учеником великого аввы, всего через тридцать лет после его кончины, и всегда было одним из любимых чтений русского народа. Память святого Феодосия также 28 сентября и 3 мая9.0005
Преподобный Феодосий Киево-Печерский / Православие.Com
Феодосий, имя которого означает «дар Божий», вырос в небольших городах Василькове и Курске, где его отец был судьей. Хотя его родители были христианами и дали ему образование, направленное главным образом на изучение Писания, они были поражены, увидев, что его сердце полностью охвачено любовью к Богу.
Его отец умер, когда Феодосию было 13 лет, и это заставило мальчика еще больше отдалиться от мира, привычного для человека его возраста и социального положения. Он раздавал свои хорошие одежды, предпочитая одеваться как бедняки, и находил удовольствие в том, чтобы помогать крестьянам в их работе. Он часто ходил в церковь, а когда узнал, что Божественная литургия иногда не совершается из-за отсутствия просфор, взялся печь их сам. Мать очень любила его, но не разделяла христианского взгляда сына на всю жизнь; она очень сознавала свое социальное положение и чувствовала, что, занимаясь такими низкими занятиями, Феодосий навлек позор на семью. Она то уговаривала, то угрожала и даже била его, чтобы заставить измениться, но Феодосий твердо стоял на пути евангельских заповедей.
Его рвение к Божьим делам вдохновило Феодосия ускользнуть с группой паломников, направляющихся в Святую Землю. Через три дня его мать выследила его, отругала паломников за то, что они взяли мальчика с собой, и потащила Феодосия домой, где держала его в цепях, пока юноша не пообещал больше не оставлять ее.
Смирение юноши и страдания, которые он претерпел от рук матери, привлекли внимание правителя, который потребовал, чтобы юноша сопровождал его в церкви. Это успокаивало бытовую драму, но сердце Феодосия стремилось к более концентрированной духовной атмосфере, к монашеской жизни. Однажды, стоя в церкви, его поразили слова Евангелия: «Кто любит отца или мать более, чем Меня, не достоин Меня». С твердой решимостью воспользовавшись отъездом матери на несколько дней в деревню, он отправился в Киев, не взяв с собой в дорогу ничего, кроме хлеба. Однако монахи в основанных монастырях отвергли его, потому что у него не было денег. Затем он услышал о праведном Антонии. Придя к своей пещере, Феодосий упал на колени и умолял святого подвижника принять его.
«Сын мой, — сказал Энтони, — ты видишь мою пещеру; она тесна и уныла, и я боюсь, что ты не вынесешь здесь трудностей жизни». — Знай, блаженный отче, — ответил Феодосий. «что сам Бог привел меня к вашей святости, чтобы я мог найти спасение. Я сделаю все, что вы повелеваете». Предвидя его будущее величие, блаженный Антоний принял решительного претендента и велел иеромонаху Никону постричь его. Феодосию было 23 года.
Прошло несколько лет, прежде чем обезумевшая от горя мать наконец узнала о местонахождении сына. С большой неохотой Феодосий вышел к ней. Сначала она поклялась, что умрет, если он не вернется с ней домой. Но постепенно Бог смягчил ее сердце, и она увидела мудрость терпеливых наставлений своего сына. По его совету она поступила в Киевский Свято-Николаевский женский монастырь, где и с миром окончила свои дни.
Когда Феодосий стал аббатом, он увидел необходимость в общем правиле, чтобы объединить растущую общину, которая к тому времени жила над землей; в пещерах осталось лишь несколько отшельников — и он послал одного из своих монахов в Константинополь переписать устав Студийского монастыря. Правило регламентировало повседневную жизнь монаха: оно устанавливало часы молитвы и работы; монахам запрещалось иметь какие-либо личные вещи, все держалось общим; все монахи собирались за общей трапезой: время, кроме молитвы, следовало проводить в трудах; вся деятельность начиналась с благословения старца и с молитвы. Монахи должны были открывать свои мысли игумену, что побуждало их к постоянной духовной бдительности и помогало сдерживать проявления страстей, прежде чем они укоренятся в сердце.
Больше всего имейте между собою усердную любовь (1 Петра 4:8).
Именно избрание св. Феодосием Студийского устава с его акцентом на долг милосердия и общего блага послужило возрождению древнего идеала строгого общежития и придало характерную теплоту русскому монашеству. «Главное необходимо, — учил Феодосий, — это чтобы младшие любили ближнего своего и слушались старших со смирением и послушанием. Старшие должны щедро одаривать юношей любовью и наставлением, учить их и утешать». Такое отношение создавало атмосферу, в высшей степени подходящую для миссионерской деятельности, и именно благодаря монастырям христианство так успешно распространялось на Руси.
Обладая крепким телосложением, Феодосий был образцом трудолюбия. Еще будучи игуменом, он рубил деревья, носил воду и молотил пшеницу, часто помогая другим братьям в их послушаниях. Однажды повар пришел спросить, не поручит ли он монаху рубить дрова, так как запасы кухни были исчерпаны. «Я бездельничаю», — ответил святой и сам принялся рубить дрова. Он работал во время обеденного перерыва, и братия, когда они вышли и увидели своего настоятеля, усердно работающего, вдохновились поступить так же.
Зная о великой пользе хороших книг для души, Феодосий установил чтение духовно полезных текстов во время еды и стремился увеличить количество таких книг в монастыре. Книги в то время были еще редкостью, и одним из ценных занятий монастыря было переписывание и переплет рукописей. В этой работе помогал сам Феодосий.
Поначалу жизнь в Пещерном монастыре была действительно очень аскетична. Монахи питались в основном ржаным хлебом и водой с добавлением нескольких овощей, которые выращивали сами; они ткали себе ткань и шили себе одежду. Когда братия роптала о каком-то недостатке, Феодосий увещевал их уповать на Господа, Который знает их нужды. И его вера часто вознаграждалась чудесным образом.
Репутация монахов как «ангелов на земле» начала привлекать паломников; князья и крестьяне приходили ко мне за духовным советом и оставляли пожертвования. Великий князь Изяслав, очень привязавшийся к святому Феодосию и часто приезжавший к нему в гости, был большим благотворителем монастыря, как и князь-викинг Шимон, крестившийся в православной церкви со всем своим двором, насчитывавшим около 3000 человек. члены.
С увеличением средств Феодосий смог построить гостевой дом для паломников, где также находили убежище бедные и больные. Ни один нищий не был изгнан из монастыря без еды. Еженедельно из монастыря присылали повозку с хлебом для раздачи заключенным.
Сострадание святого было безграничным. Однажды к нему привели разбойников, задержанных при краже монастырского имущества. Со слезами святитель умолял их исправиться. Потом, накормив их, отпустил. Разбойники были так тронуты милостью святого, что раскаялись и стали честными, богобоязненными людьми.
Как и святой Антоний, Феодосий также претерпел последствия княжеских ссор. В то же время он сохранял свою независимость и не боялся рисковать неудовольствием своих царственных благодетелей, если чувствовал себя призванным как духовник наставлять их. Когда, например, Святослав несправедливо отнял престол у Изяслава, святитель написал сильное письмо Святославу, порицая его поступок и призывая восстановить власть старшему брату. Это разозлило Святослава, и Феодосия предупредили о возможных последствиях, но он спокойно ответил: «Ничего не может быть для меня лучше в этой жизни, как пострадать за правду». Памятуя о популярности святого, Святослав не предпринимал против него никаких действий и даже ходил к нему в гости. Он был удивлен, когда Феодосий принял его с почтением, подобающим авторитету. — Я боялся, что ты рассердишься на меня, — сказал принц. «Наша обязанность, — ответил святой, — говорить то, что полезно для спасения души, и вам следует послушать». Хотя Святослава не удалось склонить к отказу от престола и Феодосий продолжал поминать благочестивого Изяслава как законного правителя, их отношения были мирными, и именно Святослав дал землю для строительства новой каменной церкви.
Строительство этой церкви только началось, когда скончался святой Антоний. Не дожил до ее завершения и св. Феодосий. У него был обычай удаляться в пещеру на время Великого поста, и именно в это время, в 1074 году, Господь открыл ему его скорый уход из этого мира. На Светлой неделе, радостно отпраздновав в монастыре светлый праздник Пасхи, он заболел. Созвав братию, он сообщил им, что пришло его время, и предсказал самый день и час своей кончины. По общему согласию братии, он благословил своего ученика Стефана на место игумена, увещевая его не изменять монастырским традициям, «но во всем следовать закону и нашему монашескому ружью».
3 мая 1074 года. Настал богоустроенный час, и светлая душа святого простилась со своей земной обителью. По его воле тело его было погребено в пещере, которая наедине с ангелами была свидетельницей его подвигов.
Через восемнадцать лет после блаженной кончины святителя монастырская братия решила перенести его мощи в новый соборный храм. Игумен вместе с монахом Нестором-летописцем пошел в пещеру, чтобы откопать мощи и обнаружил их нетленными. В сопровождении большого скопления народа мощи были торжественно перенесены в Успенский собор 14 августа 109 года.2. А в 1106 году святой Феодосий был причислен к лику святых.
Верные своему обещанию, святые основатели Печерского монастыря продолжали следить за его существованием даже после своей кончины. Есть, например, рассказ епископа Симона (+1226), бывшего монаха этого монастыря и основного автора Киево-Печерского патерика , о том, как был достроен каменный храм.
св. Антония и Феодосия не было в этом мире уже около десяти лет, как в Печерскую Лавру явилась группа греческих иконописцев с требованием показать им двух монахов, нанявших их для росписи нового храма. Они были довольно недовольны тем, что стоящая перед ними церковь была значительно больше, чем они думали, и, следовательно, требовала больше работы, чем покрывалось той суммой золота, которую они получили там в Константинополе при подписании договора.