Феврония и: Петр и Феврония Муромские 2021: о святых, история, молитвы
Содержание
Петр и Феврония Муромские 2021: о святых, история, молитвы
https://ria.ru/20210707/blagovernye-1740146581.html
Петр и Феврония: загадочная история покровителей семьи и любви
Петр и Феврония Муромские 2021: о святых, история, молитвы
Петр и Феврония: загадочная история покровителей семьи и любви
Православные христиане отмечают 8 июля день памяти Петра и Февронии Муромских. О том, чем примечательна их история, когда появилось житие святых и как они… РИА Новости, 13.09.2022
2021-07-07T06:30
2021-07-07T06:30
2022-09-13T16:52
религия
справки
иван грозный
владимирская область
муром
русская православная церковь
день святой троицы
сергей смирнов
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/151774/84/1517748462_0:241:2786:1808_1920x0_80_0_0_15512d93334e2091a9571f811b26aaa5.jpg
МОСКВА 7 июл – РИА Новости. Православные христиане отмечают 8 июля день памяти Петра и Февронии Муромских. О том, чем примечательна их история, когда появилось житие святых и как они связаны с праздником семьи, любви и верности – в материале РИА Новости.Петр и Феврония МуромскиеДень памяти святых в 2021 годуРусская православная церковь отмечает день памяти Петра и Февронии Муромских 8 июля (25 июня по старому стилю). С 2008 года к событию церковного календаря приурочили светский праздник, который назвали «Днем семьи, любви и верности». Ежегодно центром торжеств в честь благоверных правителей выступает город Муром во Владимирской области. Однако в 2021-м праздничные мероприятия отменяются в связи с ограничительными мерами из-за COVID-19.»Традиционно, конечно, праздник отмечается во всех субъектах, и центром торжеств у нас всегда является замечательный город Муром, где проводится большой праздничный концерт. К сожалению, развитие эпидобстановки не позволяет и в этом году провести масштабные мероприятия — концерт, посвященный Дню семьи, любви и верности, будет отменен», — сообщил журналистам генеральный директор Фонда социально-культурных инициатив Сергей Смирнов. ЖитиеСогласно жизнеописанию святых, за несколько лет до княжения Петр заболел проказой. Никто не мог излечить его от этого недуга. Вскоре будущий правитель увидел во сне знамение, согласно которому исцелить его может дочь пчеловода — Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Девушка была красива, благочестива и добра, к тому же она умела врачевать многие болезни. Князь полюбил ее и дал обет жениться после выздоровления. Когда это случилось, монарх не сдержал своего обещания. Болезнь вернулась, но Феврония снова вылечила Петра – и тот наконец женился.Но бояре не пожелали, чтобы княгиней стала девушка из народа и потребовали развода. Петр, когда узнал, что его хотят разлучить с любимой женой, решил отказаться от княжения и богатства. Супруги покинули Муром, отплыв на лодке по реке Оке. Вскоре в городе началась смута, вся знать перессорилась вплоть до кровопролития. В итоге собрали совет, на котором решили призвать Петра обратно. Благоверные правители, вернувшись, заслужили еще большую любовь и уважение горожан. На склоне лет Петр и Феврония приняли постриг с именами Давид и Евфросиния. Находясь далеко друг от друга, в 1228-м они скончались каждый в своей келье в один день. Супруги завещали похоронить себя вместе, заранее подготовив для этого гроб с тонкой перегородкой посередине. Однако их последнюю волю нарушили – муромских правителей похоронили в разных монастырях, посчитав погребение в одном гробу несовместимым с монашеским саном.На следующий день священнослужители вдруг с удивлением обнаружили, что тела супругов лежат вместе. Дважды их разносили по разным храмам, но оба раза они чудесным образом вновь оказывались рядом. В итоге покойных так и похоронили в общей могиле.Почему стали святымиРусская церковь причислила Петра и Февронию Муромских к лику святых примерно через 300 лет после кончины. Супружескую пару прославили не как преподобных (хоть они и умерли монахами), а в лике благоверных князей.Петр и Феврония удостоены церковного почитания за то, что стали примером идеальной христианской семьи. В чем помогают святыеПоскольку история муромской княжеской четы связана с чудесным исцелением, то перед иконой Петра и Февронии люди часто молятся об избавлении от самых безнадежных недугов.Феврония, будучи при жизни искусной целительницей, помогает всем страждущим. Обращаясь к Петру, верующие зачастую просят об обретении силы духа, мужественности и храбрости, ведь именно эти качества были присущи при жизни праведному князю. Также ему молятся о защите от зла и несправедливости.МолитвыВ 2013 году Синод РПЦ официально утвердил текст молитвы благоверным Петру и Февронии Муромским. Это дало верующим возможность в молитвенной форме обращаться к святым о сохранении семьи и семейного благополучия:»О, велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели, честнаго брака хранители и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! Вы во дни земнаго жития вашего образ благочестия, христианския любве и верности друг ко другу даже до гроба явили есте и тем законное и благословенное супружество прославили есте. Сего ради к вам прибегаем и молимся со усердием крепким: принесите за нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите нам вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние, наипаче же союзом брачным сочетавшимся даруйте молитвами вашими целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, единомыслие душ и телес, ложе ненаветное, пребывание незазорное, семя долгожизненное, о чадех благодать, домы исполнены благостыни и в жизни вечней неувядаемый венец славы Небесныя.Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите приснии заступницы наши пред Господем и сподобите нас предстательством вашим спасение вечное получити и Царствие Небесное наследовати, да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.»ПовестьИстория любви святой пары содержится в древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских», написанной в правление Ивана Грозного Ермолаем-Еразмом. Писатель составил рассказ на основе устных муромских преданий.Произведение он написал сразу после канонизации княжеской четы в 1547-м. В сочинении Ермолая-Еразма чудесным образом переплелись христианская и народная (сказочная) традиции. Например, в повести подробно отражены события, предшествующие болезни князя Петра и его знакомству с Февронией.В Муроме, согласно повести, правил князь Павел. К его жене постоянно являлся монстр: летающий огненный змей. Когда супруга рассказала об этом правителю, тот попросил узнать у чудища о своей судьбе. Страшное существо поведало, что правитель умрет «от Петрова плеча и от Агрикова меча».Избавить город от чудища взялся брат князя – Петр. Через несколько дней после прорицания он зашел в покои снохи и увидел там Павла. Но вместо приветствия выхватил Агриков меч и ударил родича. Выяснилось, что облик брата принял тот самый змей. Своей кровью он обрызгал княжича и тот заболел проказой, от которой потом исцелился благодаря Февронии.МонастырьМощи святых супругов изначально находились в муромском соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенном в 1553-м царем Иваном Грозным. В советское время реликвию увезли в местный музей.А в 1992-м святыню вернули церкви. Ныне она находится в Свято-Троикцом монастыре Мурома.ХрамСейчас в России насчитывается 58 храмов, посвященных святым Петру и Февронии Муромским. В самом Муроме в честь благоверных освящены приделы некоторых храмов и часовня в Троицком женском монастыре.В 2013 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла в столичном Покровском женском монастыре освятили часовню в честь благоверных Петра и Февронии Муромских чудотворцев.
https://ria.ru/20210624/koronavirus-1738410239.html
https://ria.ru/20180708/1524151070.html
владимирская область
муром
россия
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/151774/84/1517748462_28:0:2759:2048_1920x0_80_0_0_1089a7fc4fe7a1528e539ac52e26b193.jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
справки, иван грозный, владимирская область, муром, русская православная церковь, день святой троицы, сергей смирнов, россия, религиозные праздники
Религия, Справки, Иван Грозный, Владимирская область, Муром, Русская православная церковь, День Святой Троицы, Сергей Смирнов, Россия, Религиозные праздники
МОСКВА 7 июл – РИА Новости. Православные христиане отмечают 8 июля день памяти Петра и Февронии Муромских. О том, чем примечательна их история, когда появилось житие святых и как они связаны с праздником семьи, любви и верности – в материале РИА Новости.
Петр и Феврония Муромские
День памяти святых в 2021 году
Русская православная церковь отмечает день памяти Петра и Февронии Муромских 8 июля (25 июня по старому стилю). С 2008 года к событию церковного календаря приурочили светский праздник, который назвали «Днем семьи, любви и верности». Ежегодно центром торжеств в честь благоверных правителей выступает город Муром во Владимирской области. Однако в 2021-м праздничные мероприятия отменяются в связи с ограничительными мерами из-за COVID-19.
© РИА Новости / Макс Ветров / Перейти в медиабанкПамятник святым Петру и Февронии в Детском парке в Симферополе
Памятник святым Петру и Февронии в Детском парке в Симферополе
«Традиционно, конечно, праздник отмечается во всех субъектах, и центром торжеств у нас всегда является замечательный город Муром, где проводится большой праздничный концерт. К сожалению, развитие эпидобстановки не позволяет и в этом году провести масштабные мероприятия — концерт, посвященный Дню семьи, любви и верности, будет отменен», — сообщил журналистам генеральный директор Фонда социально-культурных инициатив Сергей Смирнов.
Согласно жизнеописанию святых, за несколько лет до княжения Петр заболел проказой. Никто не мог излечить его от этого недуга. Вскоре будущий правитель увидел во сне знамение, согласно которому исцелить его может дочь пчеловода — Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Девушка была красива, благочестива и добра, к тому же она умела врачевать многие болезни. Князь полюбил ее и дал обет жениться после выздоровления. Когда это случилось, монарх не сдержал своего обещания. Болезнь вернулась, но Феврония снова вылечила Петра – и тот наконец женился.
Но бояре не пожелали, чтобы княгиней стала девушка из народа и потребовали развода. Петр, когда узнал, что его хотят разлучить с любимой женой, решил отказаться от княжения и богатства. Супруги покинули Муром, отплыв на лодке по реке Оке. Вскоре в городе началась смута, вся знать перессорилась вплоть до кровопролития. В итоге собрали совет, на котором решили призвать Петра обратно. Благоверные правители, вернувшись, заслужили еще большую любовь и уважение горожан.
© Общенациональная программа «В кругу семьи»Святые благоверные Петр и Феврония Муромские
© Общенациональная программа «В кругу семьи»
Святые благоверные Петр и Феврония Муромские
На склоне лет Петр и Феврония приняли постриг с именами Давид и Евфросиния. Находясь далеко друг от друга, в 1228-м они скончались каждый в своей келье в один день. Супруги завещали похоронить себя вместе, заранее подготовив для этого гроб с тонкой перегородкой посередине. Однако их последнюю волю нарушили – муромских правителей похоронили в разных монастырях, посчитав погребение в одном гробу несовместимым с монашеским саном.
На следующий день священнослужители вдруг с удивлением обнаружили, что тела супругов лежат вместе. Дважды их разносили по разным храмам, но оба раза они чудесным образом вновь оказывались рядом. В итоге покойных так и похоронили в общей могиле.
Почему стали святыми
Русская церковь причислила Петра и Февронию Муромских к лику святых примерно через 300 лет после кончины. Супружескую пару прославили не как преподобных (хоть они и умерли монахами), а в лике благоверных князей.
Петр и Феврония удостоены церковного почитания за то, что стали примером идеальной христианской семьи.
В чем помогают святые
Поскольку история муромской княжеской четы связана с чудесным исцелением, то перед иконой Петра и Февронии люди часто молятся об избавлении от самых безнадежных недугов.
Феврония, будучи при жизни искусной целительницей, помогает всем страждущим. Обращаясь к Петру, верующие зачастую просят об обретении силы духа, мужественности и храбрости, ведь именно эти качества были присущи при жизни праведному князю. Также ему молятся о защите от зла и несправедливости.
Икона «Св. Петр и Феврония Муромские»
Молитвы
В 2013 году Синод РПЦ официально утвердил текст молитвы благоверным Петру и Февронии Муромским. Это дало верующим возможность в молитвенной форме обращаться к святым о сохранении семьи и семейного благополучия:
«О, велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели, честнаго брака хранители и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! Вы во дни земнаго жития вашего образ благочестия, христианския любве и верности друг ко другу даже до гроба явили есте и тем законное и благословенное супружество прославили есте.
Сего ради к вам прибегаем и молимся со усердием крепким: принесите за нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите нам вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние, наипаче же союзом брачным сочетавшимся даруйте молитвами вашими целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, единомыслие душ и телес, ложе ненаветное, пребывание незазорное, семя долгожизненное, о чадех благодать, домы исполнены благостыни и в жизни вечней неувядаемый венец славы Небесныя.
Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите приснии заступницы наши пред Господем и сподобите нас предстательством вашим спасение вечное получити и Царствие Небесное наследовати, да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.»
© РИА Новости / Сергей Пятаков / Перейти в медиабанкПрихожане поклоняются мощам святых Петра и Февронии, доставленным из Свято-Троицкого женского монастыря Мурома, в Храме Христа Спасителя. 15 июля 2019
Прихожане поклоняются мощам святых Петра и Февронии, доставленным из Свято-Троицкого женского монастыря Мурома, в Храме Христа Спасителя. 15 июля 2019
Повесть
История любви святой пары содержится в древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских», написанной в правление Ивана Грозного Ермолаем-Еразмом. Писатель составил рассказ на основе устных муромских преданий.
Произведение он написал сразу после канонизации княжеской четы в 1547-м. В сочинении Ермолая-Еразма чудесным образом переплелись христианская и народная (сказочная) традиции. Например, в повести подробно отражены события, предшествующие болезни князя Петра и его знакомству с Февронией.
В Муроме, согласно повести, правил князь Павел. К его жене постоянно являлся монстр: летающий огненный змей. Когда супруга рассказала об этом правителю, тот попросил узнать у чудища о своей судьбе. Страшное существо поведало, что правитель умрет «от Петрова плеча и от Агрикова меча».
24 июня 2021, 13:05Распространение коронавируса
В Муроме отменили празднование Дня Петра и Февронии из-за коронавируса
Избавить город от чудища взялся брат князя – Петр. Через несколько дней после прорицания он зашел в покои снохи и увидел там Павла. Но вместо приветствия выхватил Агриков меч и ударил родича. Выяснилось, что облик брата принял тот самый змей. Своей кровью он обрызгал княжича и тот заболел проказой, от которой потом исцелился благодаря Февронии.
Монастырь
Мощи святых супругов изначально находились в муромском соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенном в 1553-м царем Иваном Грозным. В советское время реликвию увезли в местный музей.
А в 1992-м святыню вернули церкви. Ныне она находится в Свято-Троикцом монастыре Мурома.
Сейчас в России насчитывается 58 храмов, посвященных святым Петру и Февронии Муромским. В самом Муроме в честь благоверных освящены приделы некоторых храмов и часовня в Троицком женском монастыре.
В 2013 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла в столичном Покровском женском монастыре освятили часовню в честь благоверных Петра и Февронии Муромских чудотворцев.
8 июля 2018, 08:00Религия
«Как жить сегодня Петру и Февронии»: Церковь решает семейный вопрос
Святые Петр и Феврония
8 июля (25 июня по старому стилю) Церковь чтит память святых чудотворцев муромских благоверного князя Петра, нареченного во иноках Давыда, и благоверной княгиня Февронии, нареченной во инокинях Евфросинии.
Содержание
- Житие святых Петра и Февронии
- Почитание святых Петра и Февронии
- Тропарь, кондак и канон святым Петру и Февронии
- Святые Петр и Феврония. Иконы
- Храмы в честь святых Петра и Февронии
- День семьи, любви и верности
- Скульптуры святых Петра и Февронии
- Народные традиции в день святых Петра и Февронии
- Святые Петр и Феврония. Искусство
Житие святых Петра и Февронии
Сведения о Петре и Февронии известны нам из «Повести о Петре и Февронии Муромских» — одной из вершин древнерусской литературы XVI века. Ее составителем в связи с канонизацией Петра и Февронии по заказу митрополита Макария (ок. 1482 — 1563 гг.) был инок Ермолай-Еразм (1500-е — середина XVI века). Согласно «Повести», за несколько лет до княжения Петр убил огненного змея, но от крови змея заболел проказой, от которой никто не мог его вылечить. Князю во сне было явлено, будто его может исцелить дочь «древолазца» (бортника), добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласково Рязанской земли. Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления, и князь дал обещание жениться на ней. Феврония исцелила Петра, однако он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой. Но в процессе лечения Феврония намеренно не залечила один струп на теле князя, из-за чего болезнь возобновилась; Феврония вновь вылечила Петра, и он был вынужден жениться на ней. Когда Петр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, и на двух кораблях они отплыли по Оке. В Муроме после этого началась смута, многие стали незаконно претендовать на освободившийся престол, начались убийства. Тогда бояре попросили князя с женой вернуться. Князь и княгиня вернулись, и Феврония в дальнейшем сумела заслужить любовь горожан. В преклонном возрасте, приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давыд и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час. Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.
Почитание святых Петра и Февронии
Днем церковного почитания святых Петра и Февронии является 8 июля (25 июня ст. ст.). Указание летописей на то, что преставление князя Давыда и княгини Евфросинии и их погребение выпали на Светлую Седмицу 1228 года, вызывает спор несоответствия времени смерти и даты церковного почитания. Согласно церковной богослужебной традиции, существует два случая поминовения святых — в день их кончины и в день перенесения их святых мощей. В «Повести» речь однозначно идет о дате кончины:
…предаста вкупе святыя своя душа в руце божии месяца июня в 25 день.
Было высказано предположение, что с датой 25 июня, днем святой преподобномученицы Февронии Сирской, связано перенесение мощей святых князя и княгини из обветшавшего Борисоглебского кафедрального собора в недавно обновленный собор Рождества Богородицы на Воеводской горе, где мощи находились до советского времени. Собор был снесен в конце 1930-х годов. Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенной над их мощами по обету царем Иоанном Грозным в 1553 году. После установления советской власти, в 1921 году, мощи были увезены в местный музей, где были выставлены для всеобщего обозрения. С 1992 года мощи открыто почивают в соборном храме Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
Библиотека Русской веры
Канон святым Петру и Февронии →
Читать онлайн
Тропарь, кондак и канон святым Петру и Февронии
Тропарь, глас 8
Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, добре во благочестии пожив, блаженне Петре, тако и с супружницею своею, премудрою Феврониею, в мире Богу угодивше,, и преподобных житию сподобистеся; с ними же молитеся Господеви, сохранити без вреда Отечество ваше, да вас непрестанного почитаем.
Кондак, глас 8
Мира сего княжение и славу, яко временно помышляя, и сего ради благочестно в мире Петре пожил еси, купно и с супружницею своею премудрою Феврониею, милостынею и молитвами Богу угодивше; темже и по смерти неразлучно во гробе лежаще, исцеление невидимо подаваете, и ныне Христу молитеся, сохранити град же и люди, иже вас славящих.
Святые Петр и Феврония. Иконы
На иконах святые Петр и Феврония изображаются в полный рост, в монашеском облачении. В руках Петра и Февронии изображают крест или свиток.
Панкратий Тавроменийский, Петр и Феврония Муромские. Двусторонняя икона-таблетка, оборот — святые Константин и Елена. Вторая половина XVI в., Новгород. Великий Новгород, Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Святой благоверный князь Петр Муромский. Муром, конец XVI в. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева | Святая благоверная княгиня Феврония Муромская. Муром, конец XVI в. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева |
Спас Вседержитель со святыми. В среднике в нижнем ряду в центре изображены мученики Кирик и Иулита, слева — святитель Василий Великий и благоверный князь Петр Муромский, справа — апостол Иродион и преподобный Паисий Великий. В верхнем ряду слева — благоверная княгиня Феврония, мученицы Екатерина, Параскева Пятница, справа — мученицы Евдокия, Александра и преподобная Мария Египетская. Москва, вторая половина XIX в. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея РублеваПокров с изображением святых Петра и Февронии — вклад в Богородице-Рождественский собор царя Феодора и царицы Ирины. Изготовлен в царицыной мастерской в 1593 годуСвятые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские, с житием. 1618 г. Муромский историко-художественный музей, Муром
Храмы в честь святых Петра и Февронии
В честь святых Петра и Февронии освящен придел собора Рождества Пресвятой Богородицы в г. Муроме (1555-1557 гг.). Престолов в верхнем этаже храма три: главный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в приделах во имя св. Апостолов Петра и Павла и во имя преподобного Алексия, человека Божьего и Марии Магдалыни; в нижнем этаже во имя Муромских чудотворцев — благоверного князя Петра и княгини Февронии. Главный собор Мурома стоял в центре кремля на Воеводской горе. По мнению историка церкви профессора Е. Голубинского, первый храм на этом месте был построен еще в домонгольский период. Собор Рождества Богородицы был свидетелем многих драматических событий в истории древнего Мурома. В течение XIII-XIV веков он вместе с городом неоднократно подвергался татарским разорениям. Собор был разобран перед Великой Отечественной войной.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Муроме
В честь святых Петра и Февронии освящен придел собора Пресвятой Троицы Троицкого женского монастыря в г. Муроме Владимирской области. Монастырь был основан во второй четверти XVII века муромским купцом Тарасием Борисовичем Цветновым, по мнению ряда краеведов — на месте так называемого «старого городища», где первоначально в период XI-XIII веков располагался деревянный кафедральный собор в честь святых Бориса и Глеба, а позднее существовал деревянный Свято-Троицкий храм. В 1642-1643 годах старанием Тарасия Цветнова на месте деревянного храма был возведен Свято-Троицкий каменный собор, сохранившийся до настоящего времени.
В честь святых Петра и Февронии строится старообрядческий храм (РПсЦ) в г. Муроме Владимирской области.
День семьи, любви и верности
В Русской Православной Церкви установлен специальный день почитания святых — день Петра и Февронии. В 2006 году по инициативе городских властей жители Мурома собрали 15-20 тысяч подписей под обращением о «Всероссийском дне супружеской любви и семейного счастья (в память благоверных князей Петра и Февронии Муромских)», в котором призывали объявить 8 июля всероссийским праздником, посвященным нравственным и духовным семейным ценностям. Всероссийский праздник, получивший название «День семьи, любви и верности», впервые прошел 8 июля 2008 года. В связи с тем, что день памяти Петра и Февронии приходится на Петров пост, когда не совершается таинство брака, Синод РПЦ 25 декабря 2012 года установил второе празднование в память о перенесении мощей, которое состоялось в 1992 году. Празднование совершается в воскресенье, предшествующее 6 (19) сентября.
Скульптуры святых Петра и Февронии
В XXI веке во многих российских городах появились памятники Петру и Февронии. Скульптурные композиции «Святые благоверные Петр и Феврония Муромские» в российских городах стали устанавливать с 2009 года в рамках общенациональной программы «В кругу семьи», созданной по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (РПЦ). Скульптуры святым Петру и Февронии установлены в таких городах, как Муром, Архангельск, Сочи, Ульяновск, Ярославль, Абакан, Нижний Тагил, Ейск, Благовещенск, Омск, Самара, Владивосток, Иркутск, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Ижевск, Тамбов, Тула, Клин, Волгоград, Киров, Великий Новгород, Красноярск, Подольск, Обнинск, Сергиев Посад, Волчанск, Воронеж, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Хабаровск, Астрахань и многих других.
Памятник святым Петру и Февронии в МуромеПамятник святым Петру и Февронии в ЯрославлеПамятник святым Петру и Февронии в Ростове-на-ДонуПамятник святым Петру и Февронии в Обнинске
Народные традиции в день святых Петра и Февронии
Издавна к муромскому князю Петру и его жене Февронии обращались супруги с молитвами о семейном счастье. Этот день был счастливым для любви и брака, и после купальских игр в предыдущий день определялись пары суженых. По народным верованиям, в этот день заключаются счастливые браки. С этого дня купались уже без оглядки, так как считалось, что в этот день последние русалки уходят с берегов вглубь водоемов и засыпают. Этот день также считался и днем полной зрелости полевых и лесных трав, расцветающих к этому времени во всей красе.
Святые Петр и Феврония. Искусство
Петербургский художник А. Е. Простев создал серию работ, посвященных житию Петра и Февронии Муромских.
А.В. Простев. Что Бог сочетал, человек да не разлучает. 2008 годА.В. Простев. Петр и Феврония. Князь и крестьянка. 2008 годА.В. Простев. Таинство венчания. 2008 год
Летом 2017 года в прокат вышел полнометражный анимационный фильм «Сказ о Петре и Февронии». Фильм снят по мотивам Повести о благоверных Муромских святых Петре и Февронии.
Вышитая литургическая икона Святых Петра и Февронии
Нажмите, чтобы увеличить
1785 продаж
|
5 из 5 звезд
654,31 норвежских крон
Загрузка
* НДС продавца включен (где применимо). Дополнительный НДС может быть применен Etsy на кассе
Исследуйте другие похожие поисковые запросы
Внесен в список 25 октября 2022 г.
4 избранных
Сообщить об этом элементе в Etsy
Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…
Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.
Если вы уже это сделали, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.
Сообщить о проблеме с заказом
Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.
Если вы хотите подать заявление о нарушении прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.
Посмотрите, как мы определяем ручную работу, винтаж и расходные материалы
Посмотреть список запрещенных предметов и материалов
Ознакомьтесь с нашей политикой в отношении контента для взрослых
Товар на продажу…
не ручная работа
не винтаж (20+ лет)
не ремесленные принадлежности
запрещены или используют запрещенные материалы
неправильно помечен как содержимое для взрослых
Пожалуйста, выберите причину
Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила. Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила.
Все категории
Товары для рукоделия и инструменты
Китеж стал видимым: легендарная работа Римского-Корсакова прибыла на БАМе :: Мэтью Гуревич
Десять лет назад мало кто за пределами России слышал о романе Николая Римского-Корсакова «Легенда о невидимом городе». Китежа и девы Февронии (чтобы дать, только один раз, полное и трудноразрешимое название). Не было и многих русских; вскоре после премьеры в Мариинском театре в 1907 году она исчезла со сцены. Тем не менее, с тех пор, как Валерий Гергиев начал свою кампанию по возвращению Кировской опере царского репертуара и престижа труппы, «Китеж» фигурировал в самом верху списка произведений, которые он хотел возродить. Три лета назад, когда «Киров» пришел в «Метрополитен-опера» с «Огненным ангелом» Прокофьева, «Пиковой дамой» Чайковского и «Борисом Годуновым» Мусоргского, Гергиев уже отбрасывал дразнящие намеки на «русского Парсифаля». вернули на сцену даже в Петербурге. В прошлом году это было; в этом месяце с наименьшей возможной задержкой он достигает этих берегов (28 февраля 5 марта) в Бруклинской музыкальной академии.
Понятие о русском Парсифале было интригующим, хотя для ученых в этой области вряд ли незнакомым. Ричард Тарускин, главный куратор русского крыла « New Grove Dictionary of Opera », сообщает своим читателям, что фраза применялась к «Китеж » часто, что, по его мнению, оправдано, «поскольку последняя опера Вагнера была
«Чудо-музыка в действиях III и IV перекликается с basso ostinato из заклинания Страстной пятницы, — указывает Тарускин, — и в последней сцене даже есть какое-то дрезденское аминь». также приводит другие параллели — музыкальные и драматические эпизоды, имитирующие Кольцо (убийство Фасольта Фафнером, Лесной Ропот), ключевые схемы от Балакирева, отголоски от Глинки и Мусоргского, чей Лжедмитрий ( нэ Григорий или Гришка) является музыкальным предком Гришки в Китеже .
В концертах с Нью-Йоркским филармоническим оркестром в феврале прошлого года (и снова во время американского турне Кировского оркестра прошлой осенью) Гергиев возбудил аппетит к полной опере оркестровой сюитой, включающей Прелюдию («Гимн природе»), Свадебное шествие, Вторжение татар, Кершенецкая битва, Святая кончина девы Февронии и Паломничество в невидимый град.
Если для восприимчивого ума обещание сказочных приключений в этих рубриках уже творило определенное колдовство, то музыка возвысила это колдовство до высшей степени. Шуршащие струны окружали слушателей звуковым Эдемом, столь же живым и деятельным, сколь и безмятежным, словно все творение было собором, его пестрая высота и необъятность резонировали с рассеянным птичьим пением. Слышалась и другая песня — простая, безошибочно русская мелодия радостного сияния, которая могла бы быть мантрой души в блаженстве. Битва бушевала, как море, армия против армии, волна гналась за волной; слушая, один грудью поток. Последнее движение мерцало в целомудренном, эфирном спокойствии.
Мечта Гергиева о постановке сбылась незадолго до концертов в Нью-Йорке, в январе 1994 года, в рамках кировского пионерского фестиваля, посвященного Римскому-Корсакову в ХХ веке. Тогда же были показаны полностью поставленные Садко , Псковитянка и Кащей Бессмертный , концерты с отрывками из других опер Римского-Корсакова и богатая коллекция произведений учеников и творческих потомков, таких как как Глазунов, Стравинский, Респиги, Равель и Мессиан. Со всей Европы музыкальная пресса стекалась в Петербург и возвращалась с рассказами о череде чудес. На фестивале «Белые ночи» в июне следующего года с января была перенесена только одна постановка. было Китеж — и трансцендентное исполнение сюиты Гергиевым в Нью-Йоркском филармоническом оркестре было достаточной причиной для посещения.
Как и вагнеровская «праздничная пьеса для освящения сцены», мистерия Римского-Корсакова (либретто Владимира Бельского) начинается в лесу. Там в долапсарианской невинности обитают дева Феврония (сопрано) и ее младший брат, лесник и охотник. Внезапно появляется незнакомец, отделившийся от охотничьего отряда. Он и Феврония влюбляются, и он уходит, отдавая ей свое кольцо и обещая прислать сватов к ее брату. Когда они приезжают, Феврония узнает, что ее возлюбленный — Всеволод (тенор), сын могучего князя Юрия (бас).
Действие продолжается в городе Малый Китеж. Свадебное торжество в самом разгаре. Февронию ждут в любой момент. Большинство горожан ликуют, но группа богатых горожан, не одобряя выбора Всеволодом низкородной невесты, подстрекает пьяницу Гришку (тенора) оскорбить ее. Когда он это делает, толпа прогоняет его. Церемония начинается, но тут же прерывается мародерствующими татарами. Взяты две пленницы: Феврония за ее красоту и Гришка, который под угрозой пыток соглашается вести их в Большой Китеж. Феврония молится о том, чтобы город стал невидимым.
Чудо свершилось. В Большом Китеже князь Юрий ведет свой народ на молитву. Церковные колокола звонят, когда Всеволод ведет войско в бой, и золотой туман спускается, скрывая город. Всеволод погибает на поле боя. Татарские воины Бедяй и Бурундай (басы, как и их модели Фасольт и Фафнер) ссорятся из-за обладания Февронией, и Бедяй убит. Обезумевший от угрызений совести Гришка бежит топиться в озеро Светлый Яр, но останавливается, увидев в воде отражение Китежа. Заключенные совершают побег. Напуганные видением невидимого города, татары бегут.
В финальном акте Феврония и Гришка почти в изнеможении бродят по пустыне. У Гришки мозг отключается, и он убегает. Оставшись одна, Феврония засыпает, а две вещие птицы (сопрано и контральто) предсказывают ей скорую смерть и вечную жизнь. Всеволод возвращается, чтобы привести Февронию в невидимый город, место уже не от земли, где завершается их свадебная церемония. Феврония ходатайствует за Гришку, но узнает, что он еще не готов к спасению. Из своего блаженства в потустороннем мире она посылает ему сообщение, чтобы вдохновить его на достижение вечной жизни и воссоединение в невидимом городе.
Если это русский Парсифаль , то кто такой Парсифаль? Юродивый Вагнера страдает из-за того, что не может выразить то сострадание, которое чувствует в своем сердце. Грех Гришки в оскорблении святой Февронии роднит его скорее с Кундри, насмехавшейся над Спасителем, как и его бред самоистязания. Так что Гришка не кандидат, да и другого действительно нет. У Февронии может быть духовный двойник в лице Тангейзера , благородной Елизаветы, хотя сердце Февронии тяготеет к двум мужчинам, а не к одному — ее непорочному мужу Всеволоду и несчастному Гришке, искупить которого не в ее силах.
Аналогии между «русским Парсифаль » и немецким на самом деле сводятся к не более чем сопоставимой атмосфере мистицизма и преданности. Вагнер копается в своем материале, как психоаналитик, раскрывая мириады отравлений. Созвездие переплетенных судеб в основе Парсифаля , навязчивая вагнеровская точка зрения (начиная с Летучий Голландец и далее), которая сводит все истории в один вечный ритуал вины и избавления — у них нет аналога в Китеж , и многие могут посчитать этот недостаток достоинством. Одухотворенность Римского-Корсакова утешительна и наивна, как у ребенка.
Феврония поет вполне своим языком — языком цельности и созерцательного ликования, — но молекулярная техника лейтмотивов, разработанная Вагнером, не играет роли в замысле Римского-Корсакова. Даже там, где Китеж больше всего напоминает Вагнера, например, на страницах пылающей духом природы или торжественности звона колоколов, Римский-Корсаков меньше заимствует краски Вагнера, чем подгоняет их под свой собственный драгоценный тон. палитра. И как с Вагнером, так и с Мусоргским. Если идиома Гришки происходит от Лжедмитрия Борис , Римский-Корсаков придает ему характерный акцент.
На фестивале «Белые ночи» 1994 г. страстные образы Галины Горчаковой (Феврония) и Владимира Галузина (Гришка) передали, насколько трогательными могут быть их сцены в «Китеж ». Но в целом спектакль — первый за пять месяцев и лишь четвертый с момента премьеры постановки — не оправдал обещания концертных отрывков.
Во-первых, постановка разочаровала. Можно было восхищаться фантазией костюмов (Горчакова напомнила Сару Бернар в популярных ар-деко плакатах Альфонса Мухи, а участники ансамбля очаровательно перевоплощались в образы медведей и лошадей), но слабо освещенные сценические картины доставляли мало удовольствия. Стремясь с помощью уродливой арки, минимума декора и обилия выступов создать один огромный волшебный фонарь, проекты Марта Китаева выглядели просто беднотой. И, если не считать одного красивого coup de théâtre (татарское войско, прибывающее на лифте), режиссер Алексея Степанюка не акцентировал внимание на ключевых эпизодах повести.
Музыкальные ценности были не такими, на которые можно было бы надеяться. Помимо Горчаковой и Галузина, Гергиев был вынужден взять несколько ролей из нижнего яруса ансамбля. И за неделю, когда оркестр также увидел первые в истории Симфонии Малера № 2 (под управлением Марисса Янсонса) и № 6 (под управлением Джеймса Конлона), а также концертную премьеру оригинальной петербургской версии Верди. Верди La Forza del Судьба в перспективе, на репетицию Китеж времени не было; самоотверженный, но перегруженный работой оркестр и хор то тут, то там теряли концентрацию — это был выходной вечер.
Кроме того, пришлось столкнуться с присущим произведению недостатком, проявляющимся как раз там, где он приносит наибольший вред, в бесконечном финале, в котором удается перерабатывать серафический мотив из прелюдии до тех пор, пока он не изнашивается.
Правда, может наступить день, как это было с Борисом Годуновым (не говоря уже о множестве Моцарта, Верди и Вагнера), когда просвещенная публика захочет принять свой Китеж прямо — как можно больше прийти скритто , без переделок и без сокращений. Но еще нет. Как и в некоторых других русских операх, которые мир только сейчас открывает или открывает заново, в драматургии есть моменты, которые кажутся неуклюжими, дилетантскими, фатально равнодушными к темпу и саспенсу. Может быть, отсутствие фамильярности создает видимость художественных недостатков там, где их нет. Тем не менее, с практической точки зрения, сокращения в настоящее время являются простой необходимостью.
Для американских поклонников «Кирова», собравшихся в Петербурге на «Белые ночи», было мрачно думать, что очередное выступление компании в Нью-Йорке выставит ее в столь невыгодном свете. « Руслан и Людмила » Глинки, исполненные на следующий вечер, казались более сильным выбором. Рыцарский эпос Глинки, поставленный с дьявольским талантом Лотфи Мансури в воссоздании ошеломляющих декораций Головиной и Коровиной 1904 года, с танцами, поставленными в 1917 году Фокиным, оказался просто ослепительным. Но БАМ запросил Китеж , а кроме того, Руслан был недоступен по контрактным причинам в ожидании представления Оперой Сан-Франциско в сентябре 1995 года, с Гергиевым в парте.
Во всяком случае, вера Гергиева в Китеж остается непоколебимой: «Это завещание Римского-Корсакова. В сочинении голоса и обращении с оркестром это главная партитура его жизни».
Радостная новость для зрителей БАМа – уроки белых ночей Китеж не были потеряны для тех, у кого были средства для их исправления. Не успел опуститься занавес петербургского спектакля, как Гергиев начал пускать колеса в ход. « «Китеж », который вы видели, находился в стадии разработки», — заметил он позже. «Режиссёр и художник сделали много прекрасных постановок в прошлом, но в этот раз они попытались сделать то, чего не умели делать.