Философия стоицизм кратко: Как быть стоиком: философия-антистресс

Разное

Содержание

Стоики – кратко — Русская историческая библиотека

если вам нужны ПОДРОБНЫЕ сведения по этой теме, прочтите статью Философия стоиков. Читайте также матералы Стоики и эпикурейцы, Философия Эпикура – кратко, Философия Фалеса Милетского — кратко, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Ксенофан, Парменид, Пифагор и пифагорейцы, Пифагорейская школа философии, Эмпедокл, Учение Анаксагора, Демокрит – кратко, Философия Платона — кратко

Главные представители школы стоиков

Двумя главными школами эллинистической философии были стоицизм и эпикурейство. Философская система стоиков возникла в конце IV в. до н. э. и просуществовала почти тысячу лет, до VI в. н. э. Основателем школы стоиков был Зенон из Китиона, полугреческой, полуфиникийской колонии на Кипре. Время его жизни – ок. 333 – 262 гг. до н. э. Сын купца и сам купец, Зенон разорился вследствие кораблекрушения и поселился в Афинах. Учился сначала у киника Кратеса, затем у Стильпона и Ксенократа. Около 300 г. до н. э. Зенон основал школу, находившуюся в Расписной стое – портике, украшенном фресками Полигнота. От названия группы поэтов, прежде него облюбовавших это место и прозванных «стоиками», Зенон и его ученики унаследовали своё философское имя.

Зенон Китийский, основатель школы стоиков

 

По разным данным, Зенон Стоик прожил от 72 до 98 лет. Рассказывают, что умер онтак: уходя с занятий, «он споткнулся и сломал себе палец; тут же постучав рукой оземь, он сказал строчку из «Ниобы» (несохранившегося стихотворения поэта Тимофея):

 

Иду, иду я: зачем зовешь?

 

– и умер на месте, задержав дыхание» (Диоген Лаэрций. VII, 28). По другим данным, он умер, воздерживаясь от пищи.

Диоген Лаэрций приписывает Зенону Стоику книги: «Государство», написанную в духе кинической философии, а также «О жизни согласно природе», «О порыве или человеческой природе», «О страстях», «Об обязанностях», «О законе», «Об эллинском воспитании», «О зрении», «О целом», «О знаках» и др. От них сохранились лишь отдельные фрагменты (см.: Фрагменты древних стоиков I, с. 71 – 72).

 

 

Преемник Зенона – стоик Клеанф (ок. 330 – 232 г.) – бывший кулачный боец, малооригинальный философ, довольно строго придерживавшийся мнений учителя. Он пришел в Афины, имея только 4 драхмы, сблизился с Зеноном и стал его учеником, зарабатывая на жизнь тяжким трудом поденщика. «По ночам он таскал воду для поливки садов, а днем упражнялся в рассуждениях; за это его прозвали Водоносом… Говорят, что однажды Антигон (Антигон II Гонат, царь Македонии в 283 – 240 гг. до н. э. и ученик Зенона), оказавшись его слушателем, задал ему вопрос, зачем он носил воду, а тот ответил: «Разве я только воду ношу? Разве я не копаю землю? разве не поливаю сад? разве не готов на что угодно ради философии?»» (Диоген Лаэрций. VII, 168, 169). Клеанф оставил философские книги: «О времени», «О физике Зенона», «Толкования к Гераклиту», «О чувстве», «О надлежащем», «О науке», «О том, что добродетель одна для мужчин и для женщин», «Об удовольствии», «О свойствах», «О неразрешимых вопросах», «О диалектике» и др. (см.: Фрагменты древних стоиков I, с, 137 – 139, где указаны 57 трудов Клеанфа). Умер этот философ в преклонном возрасте, воздерживаясь от пищи.

Третьим крупнейшим философом Древней Стои и преемником Клеанфа был Хрисипп из Сол в Киликии (ок. 281/277 – 208/205 гг.). По преданию, он был сначала атлетом (бегуном). Написал 705 книг, из которых свыше 300 по логике. «Слава его в искусстве диалектики была такова, что многим казалось: если бы боги занимались диалектикой, они занимались бы ею по Хрисиппу» (Диоген Лаэрций. VII, 180), а место его в стоической школе описывалось так: «Не будь Хрисиппа, не было бы и Стои». До нас дошли фрагменты 66 его книг (см.: Фрагменты древних стоиков III, с. 194 – 205). Умер Хрисипп, в отличие от предшественников, естественной смертью. Выпив неразбавленного вина, он почувствовал себя дурно и на пятый день умер. «Впрочем, иные говорят, будто умер он в припадке хохота: увидев, что осел сожрал его смоквы, он крикнул старухе, что теперь надо дать ослу чистого вина промыть глотку, закатился смехом и испустил дух» (Диоген Лаэрций. VII, 185).

Стоик Хрисипп. Бюст ок. 200 г. до Р. Х.

 

К философам Древней Стои принадлежали также ученики Зенона – Аристон из Хиоса, Герилл, Персей и др.; ученик Зенона и Клеанфа – Сфер из Боспора. Из последователей Хрисиппа назовем Диогена из Селевкии в Вавилонии и Антипатра из Тарса. Они известны как первые учителя стоицизма в Риме.

 

Философия стоиков – кратко

Уже в Древней Стое сложилась система стоической философии, состоящая из трех частей: логики, физики и этики. Стоики сравнивали философию с яйцом, где желток – это этика, белок – физика, а скорлупа – логика. Сравнивали они ее также с организмом животного, в котором жилы и кости соответствуют логике, мясо – этике, а душа – физике. Если Зенон Стоик начинал изложение философии с логики, переходя затем по порядку к физике и этике, то Хрисипп от логики переходил к этике, а затем – к физике. Но как бы то ни было, все эти части философии заслуживают, согласно стоикам, внимания философа: логика скрепляет систему, тогда как физика учит о природе, а этика – как жить «согласно природе».

Если древний стоицизм представляет собою оригинальную систему философии, то Средняя Стоя, представленная именами Панеция с Родоса и Посидония, характеризуется чертами эклектизма – в их учениях сказывается сильное влияние Аристотеля и особенно Платона. Есть основания даже характеризовать их учения как «стоический платонизм» (А. Ф. Лосев). Римский стоицизм, или Поздняя Стоя, высший взлет которой приходится на I – II вв. н. э., когда она представлена учениями Сенеки, Эпиктета и Марка Аврелия, представляет в основном этическое и социальное учение. Ослабление интереса к логике, теории познания и физике сопровождается у них усилением идеализма и сближением философии с религией.

Стоик Посидоний

Автор фото — Sailko

 

Такова внешняя история стоицизма и основные черты его системы. При общей оценке социальной природы этого течения бросается в глаза, что философия Древней Стои создается представителями деклассированного слоя эллинистического общества – разорившимся купцом, нищим поденщиком, человеком, наследственное имущество которого, как говорит о Хрисиппе Диоген Лаэрций, было отобрано в царскую казну. В Риме стоицизм представлен рабом, затем вольноотпущенником Эпиктетом, всадником, достигшим высоких должностей в империи Сенекой, императором Марком Аврелием. Слушатели стоиков варьируются по своему социальному положению от македонского царя до нищего и раба. Поэтому можно сказать, что философия стоиков адресована самым различным слоям эллинистического общества, а для этого он должен был выражать достаточно широко распространенное умонастроение эпохи, как и свойственную ей общую установку социальной активности.

Луций Анней Сенека — знаменитый римский драматург и философ-стоик

Автор фото — Calidius

 

Конечно, мы можем лишь в абстракции говорить об общей установке и общем умонастроении стоической философии – различны люди, различны их темпераменты и интересы, склонности и способности. Но применительно к стоикам очевидно, что общее умонастроение, нашедшее в них своё выражение, – это более или менее осознанное чувство неопределенности и ненадежности текучего и изменчивого, постоянно угрожающего человеку бытия. Ранний эллинизм во многом стоит под знаком постоянной угрозы благосостоянию, свободе, самой жизни практически любого человека, от бедняка и до царя. Реакция на это состояние со стороны философии эпикуреизма уже нам известна – это атараксия, безмятежность и невозмутимость, душевный покой мудреца, достигшего высшей свободы. Но это отношение элитарное, пригодное для немногих «избранных», удалившихся в эпикурейский «Сад». Стоицизм формулирует идеал гораздо более широкий, пригодный и для такого мудреца, и для человека, включенного в общественную и политическую жизнь и играющего в ней не им самим определенную роль. Идеал философии стоиков – человек, который безропотно, но мужественно и с достоинством («стоически» – это слово вошло во многие языки) повинуется неизбежности, судьбе или воле богов, памятуя, что противостоять ей бессмысленно и тщетно. Ибо volentem ducunt fata, nolentem trahunt – судьбы ведут желающего, нежелающего же тащат.

Глубокое внутреннее противоречие пронизывает, таким образом, стоическое учение о человеческой жизни, стоическую этику. Мотив всеобщей обреченности влечет к пессимизму и пассивности. Но идеал «мужественной красоты» и неподвластного обстоятельствам человеческого достоинства саму безнадежность превращает в торжество над обстоятельствами, а покорность им – во внутреннюю свободу. Философскому выбору стоиков не откажешь в суровом изяществе, горделивой скромности и возвышенном трагизме. Отсюда привлекательность стоического учения. В течение полутысячелетия, от Зенона Стоика и до Марка Аврелия, стоицизм практически доминирует на философской арене.

Император-стоик Марк Аврелий

 

Стоики решительно полемизируют с эпикуреизмом, симпатизируют перипатетикам, а со временем впитывают квинтэссенцию платонизма. Им не чужды естественнонаучные интересы, и на этой почве намечаются точки соприкосновения и отталкивания со скептицизмом. Стоик не столь решительный полемист, как эпикуреец, и его относительная свобода от авторитета учителя приводит к очевидному разбросу мнений в рамках общего философского учения стоической школы.

 

Философия Стоицизма: основные идеи, учение кратко

После Аристотеля теоретический уровень античной философской мысли заметно падает, ибо на том основании, на которое опиралась древняя философия, дальше идти было невозможно. Не случайно от представителей эллинистического, т.е. позднего античного философствования, за исключением Секста Эмпирика и некоторых неоплатоников, до нас не дошло целых произведений — лишь фрагменты и свидетельства доксографов.

Основатель стоической школы — Зенон из Китии или Зенон-стоик (ок.336 -226 до Р.Х.) учил в открытом портике (по-гречески – стое), откуда и пошло название школы. Преемниками Зенона в Стое были Клеант и Хрисипп. Дошедшие до нас произведения поздних римских стоиков (Сенеки, Эпиктета и Марка Аврелия) теоретического значения не имеют.

Стоики считали философию самым полезным из всего, чем обладают люди и сравнивали ее с плодородным полем, оградой которого является логика, почвой — физика, а плодом — этика. Так стоицизм положил начало традиции различения частей философии — отдельных философских дисциплин, связанных между собой в определенном порядке.

Логика должна была ответить на вопрос о том, что является истинным и разумным, а что — нет, установив критерий различения истины и заблуждения. Зенон считал таким критерием схваченное или постигнутое, мыслимое представление (по-гречески, «фантасиа каталептике»), благодаря которому то, что мы ощущаем и представляем, становится тождественным с мышлением — руководящим началом нашей души.

С таким определением истины мы еще не встречались, хотя оно чем-то напоминает софистическое и сократовское определения. Стоики утверждают, что не одно наше мнение и мышление есть мера вещей, и не один предмет как таковой есть мера истинности нашего сознания. Истина для стоиков есть соответствие предмета и мышления о нём — некоторое конкретное, различенное единство мышления и бытия. Критерием истины, т.е. мерой этого соответствия выступает, с точки зрения стоиков, не простое представление или мнение, а только то представление предмета, с которым согласно наше мышление — то мышление, которое оценивает представление предмета и может судить, истинен представляемый нами предмет или нет.

В этом определении содержится, несомненно, момент истины. Действительно, ни представление предмета не может быть критерием истинности себя самого, ни предмет представления не может быть критерием истинности представления. Наши представления о предметах изменчивы, а предметы сами о себе судить не могут. Критерием истинности представления предмета может быть лишь то, что может судить, оставаясь в отношении к иному неизменным, тождественным себе самому. Таково только наше мышление — наш мыслящий дух. («Когда меня не будет среди вас, дух приведет вас к истине», – говорил Христос. Без принципов Сократа, Платона, Аристотеля и стоиков христианство не могло бы возникнуть).

Итак, судящим и свидетельствующим об истине представлений является наше мышление. Дело мышления состоит в том, что оно из себя самого дает предмету свое одобрение или неодобрение, признает или не признает предмет представления соответствующим своим всеобщим определениям. При этом само одобрение или неодобрение есть высказывание этого соответствия предмета мышлению, или суждение как таковое. Слово «суждение» недаром происходит от слова «судить»: мыслящий дух сам судит все и всему выносит последний, не подлежащий обжалованию приговор. В этом страшном суде мыслящего духа над любым предметом представления, согласно стоикам, содержится и сказывается истина, состоящая в соответствии предмета мышлению. Если предмет не соответствует тождественному себе мышлению, то тем хуже для предмета, ибо, хотя он и есть, он неистинен, ибо он неистинен для духа!

Этот взгляд на истину выступает основой известной стойкости и безмятежности стоических мудрецов в самых ужасных условиях жизни — болезнях, невзгодах, политических кризисах общества и т.п. С ним связана необычайная привлекательность стоической морали, учащей человека всегда сохранять спокойствие и, не поддаваясь безумию мира и собственных страстей, слушать голос только своего мыслящего духа — голос совести и доброй воли (читайте об этом в «Беседах» Эпиктета, «Размышлениях» Марка Аврелия или в «Мифе о Сизифе» выдающегося писателя и стоика ХХ века Альбера Камю). Достижение атараксии, т.е. состояния безмятежности сами стоики считали целью всей своей философии.

Но это уже этический вывод, так сказать, плод стоического принципа, — принципа, который только и имеет собственно философский интерес. В этом основном определении стоицизма содержится и его собственная граница — та ограниченность их принципа, которую сразу подметили критики стоиков. В чем состоит эта ограниченность? В том же, в чем и истинность принципа стоицизма, ибо действительные недостатки великих философских учений неотделимы от их достоинств.

Смотрите: если истина, согласно стоикам, содержится не в мышлении самом по себе, а только в мышлении, находящемся в отношении к существующему независимо от него предмету, то какое же содержание принадлежит самому этому мышлению? Никакое? Но в этом случае мышление не могло бы быть судящим, свидетельствующим об истине. Содержание, принадлежащее самому мышлению, есть. Но, поскольку мышление берется стоиками только как рассуждающее мышление, т. е. как рассудок, мыслящий о внешнем для него предмете представления, собственным содержанием мышления оказывается только его форма абстрактного тождества с собой. Эта тождественная себе форма и есть единственное содержание, принадлежащее рассудочному мышлению.

Чем бы ни был предмет представления — городом Римом, цепями рабства, букашкой, человеком или Богом, мышление, отталкиваясь от него, уходит в себя — в формальное тождество с собой. В этом уходе оно открывает тождество или нетождество предмета представления себе самому, признает или не признает предмет представления истинным предметом — таким, каким он должен быть. Но, спрашивается, с помощью чего мышление находит это соответствие или несоответствие? Исключительно с помощью трех т.н. законов формальной логики. Если предмет не противоречит формальному тождеству моего мышления с собой (моим убеждениям, т.е. принципам, которыми я не могу поступиться), то соответствие есть, а если противоречит, значит, есть несоответствие — и третьего не дано. Или — или!

Критерий истины у стоиков оказывается, таким образом, формально-логическим, т.е. внешним предмету и, стало быть, самому мышлению в его многообразном содержании, критерием. Иначе и быть не могло, поскольку само предмет у стоиков есть всегда внешний рассуждающему мышлению предмет представления — и только. Отсюда ясно, почему стоики придавали такое огромное значение разработке формальной логики — логики рассудочного мышления, не противоречащего себе и предмету представления. Один Хрисипп, опираясь на формально-логические работы Аристотеля и его последователей, написал около 300 логических работ! Но все эти логические разработки (в том числе риторические, посвященные правильным фигурам речи, и диалектические, посвященные правилам ведения беседы, правилам постановки вопросов и нахождения ответов на них) не избавили стоиков от одного каверзного вопроса их оппонентов: если наше мышление находится во внешнем отношении к предмету представления и истина есть только соответствие этого предмета мышлению, то почему именно мышление есть критерий истинности предметов представления, а не что-то иное? Ведь знакомство с этими предметами начинается с их ощущений! Не есть ли ощущение критерий истины? С обоснованием этой позиции выступил главный противник стоиков — Эпикур.

Что такое стоик | Стоицизм Значение | стоическая философия | Верования стоицизма

Эта статья содержит:

  • Введение в стоицизм
  • История стоицизма
  • Кем были стоики?
  • Каковы основные принципы стоической философии?
  • Как сегодня люди практикуют стоицизм?
  • Где я могу узнать больше о стоицизме?

 


Введение в стоицизм

Проще говоря, стоицизм был разработан, чтобы помочь людям жить как можно лучше.

Это жизненная философия, которая максимизирует положительные эмоции, уменьшает отрицательные эмоции и помогает людям оттачивать свои достоинства характера.

В любой момент, в любой ситуации и на любом этапе жизни стоицизм обеспечивает основу для хорошей жизни. Он напоминает людям о том, что действительно важно, предлагая практические стратегии, чтобы получить больше того, что ценно.

Стоицизм был специально создан, чтобы быть понятным, действенным и полезным. Практика стоицизма не требует изучения совершенно новой философской лексики или медитации по несколько часов в день. Вместо этого он предлагает немедленный, полезный и практичный способ обрести спокойствие и улучшить свои сильные стороны характера.

Создание этого руководства преследует эти цели.

Стоицизм возрождается среди предпринимателей, спортсменов и политиков. Если у вас есть интерес узнать больше о стоицизме или если вы хотите найти ответы на некоторые из самых важных вопросов жизни, пожалуйста, читайте дальше! Дайте нам знать, что вы думаете в разделе комментариев ниже.

Давайте начнем с того, что узнаем немного больше о стоицизме.

Эта история философии стоицизма

Стоицизм — философская школа, возникшая в Древней Греции и Риме в начале III века до н. э.

Важно помнить, насколько по-другому мыслили тогда люди.
Главной заботой людей было избежать несчастной жизни. Следовательно, они с большей вероятностью упорядочивали свои мысли, решения и поведение, чтобы способствовать повышению удовлетворенности жизнью. Одна из самых важных вещей, о которой следует помнить, это то, что люди не предполагали автоматически, что они достигнут счастья, приобретя деньги, престиж или красивые вещи. С большой настойчивостью люди хотели понять, как они могут иметь прекрасную душу.

Стоицизм был одной из известных школ мысли того периода, потому что стоики давали убедительные ответы на тревогу, стресс, страх и тревожные вопросы, такие как «Чего я хочу от жизни?» Стоики предложили операционную систему, которая имела дело с испытаниями человеческого состояния.

Их окончательный ответ на все эти вопросы (по сути) был следующим: Я хочу постоянного счастья и спокойствия ума, которые исходят от добродетельного человека.

Например, человек может оттачивать достоинства характера, придавая большее значение действиям, чем словам. Короче говоря, позитивное поведение ведет к более позитивному жизненному опыту. И, как вы уже догадались, отрицательное поведение привело к более сложному.

Подводя итог, можно сказать, что стоицизм был древней философской школой, которая учила определенному образу жизни. Основное внимание было уделено тому, как жить добродетельной жизнью, максимизировать счастье и уменьшить негативные эмоции. Его ценность была проверена на протяжении большей части истории человечества такими известными личностями, как Джордж Вашингтон, Томас Джефферсон, Арианна Хаффингтон, Том Брэди, Тим Феррис и другими.

Его принципы, возможно, появились давно, но стратегии стоиков так же актуальны сегодня, как и в древние времена.

Кем были стоики?

Горстка мыслителей помогла сформировать стоическую философию. В этом разделе будет представлена ​​соответствующая информация о нескольких самых известных стоиках, а также о том, какой вклад они внесли в стоическую философию.

Марк Аврелий

Марк Аврелий был одним из самых влиятельных людей в истории человечества. Он был главой Римской империи в течение двух десятилетий, в то время, когда это была одна из самых больших и влиятельных цивилизаций, которые когда-либо видел мир. И несмотря на то, что он был человеком безграничной власти, который мог безнаказанно делать все, что ему заблагорассудится, император Аврелий горячо практиковал стоическую философию и жил ею.

Каждую ночь он писал в своем дневнике о своей борьбе за жизнь сдержанного, мудрого и добродетельного человека. Он писал их целиком для себя, позже его сочинения были обнаружены, собраны и опубликованы под названием «Размышления». Сборник теперь признан одним из самых влиятельных стоических текстов. Его сочинения — это прямой взгляд на мысли практикующего стоика, и он является невероятным примером того, как стоические стратегии могут помочь людям справляться со стрессовыми ситуациями.

Луций Анней Сенека

Луций Анней Сенека был государственным деятелем, драматургом и писателем, что придавало ему настоящую харизму и умение говорить. У него был особенно простой, занимательный и запоминающийся способ объяснения стоицизма, благодаря которому его сочинения оказались среди самых лучших способов для новичков познакомиться с философией. Кроме того, мысли Сенеки находят отклик у современной публики из-за его необычайно практических рассуждений о таких темах, как дружба, смертность, альтруизм и правильное использование времени. Прочтите один из наиболее популярных текстов Сенеки — «Письма стоика». И послушайте, почему Сенека предлагает некоторые из любимых лайфхаков Тима Ферриса здесь — Дао Сенеки.

Зенон из Китиума

Философия стоиков началась с Зенона из Китиума. Потерпев кораблекрушение недалеко от Афин, он превратил свое несчастье в возможность, воспользовавшись всеми доступными в городе философскими ресурсами. Он слушал лекции других философских школ (например, цинизма, эпикуреизма) и в конце концов основал свою собственную. Он преподавал свою теорию на Стоа Пойкиле (известно расписанном крыльце в Афинах), и именно от этого греческого слова, обозначающего крыльцо «стоикос», произошел термин стоицизм.

Эпиктет

Эпиктет, бывший раб, улучшил свое положение в жизни и стал одним из самых аналитических мыслителей стоицизма. Справочник Эпиктета «Энхиридион» представляет собой особенно практичный взгляд на то, как применять стоическую философию в жизни. У него был особый талант объяснять, как стратегии стоицизма улучшают качество жизни, и приводил убедительные доводы в пользу того, почему можно сделать стоицизм своей основной операционной системой. Многие из его учений стали узнаваемы, но не известны как его. Например, один из его принципов лежит в основе молитвы о безмятежности: «Боже, дай мне спокойствие, чтобы принять то, что я не могу изменить, Мужество, чтобы изменить то, что я могу, И мудрость, чтобы отличить одно от другого».

Каковы основные принципы стоической философии? (Добираясь до сути значения стоицизма и верований стоицизма)

Философия стоиков со временем изменилась, сместив акцент с логики и физики на более психологические проблемы, такие как спокойствие и благополучие. Кроме того, стоики никогда не могли собраться, чтобы точно утвердить всех своих жильцов, но в основе стоической операционной системы лежат определенные принципы. Вот некоторые из наиболее важных убеждений и стратегий, которые стоики рекомендуют, чтобы жить лучше.

Важно отметить, что это не просто интересные идеи, о которых можно подумать и забыть, они предназначены для ежедневной реализации в жизни.

«Не трать больше время на споры о том, каким должен быть хороший человек. Будь один.»

– Марк Аврелий

  • По мере развития философии у стоиков стало очень мало терпения для чисто теоретических размышлений. Они сосредоточились меньше на размышлениях ради них и больше на прагматизме реального мира.
  • В реальном мире вам нужно найти ответ и действовать. Истинный стоик — это не «кабинетный философ», а тот, кто выходит и живет своей теорией.
  • Также в этой цитате сразу просматривается стоическая забота о праведной жизни. Стоики считают, что хорошая жизнь — это жизнь нравственных поступков. Если вы хотите жить хорошо, вы должны быть нравственно справедливым человеком.

«Главная задача в жизни заключается просто в следующем: определить и разделить вещи, чтобы я мог ясно сказать себе, какие из них являются внешними, неподвластными моему контролю, а какие имеют отношение к выборам, которые я действительно контролирую. Где же мне искать добро и зло? Не к неконтролируемому внешнему, а во мне самом к выбору, который является моим собственным…»

– Эпиктет

  • Стоики признают, что люди не могут контролировать все или даже многое из того, что происходит в жизни. И они подчеркивают, что беспокойство о вещах, находящихся вне их контроля, непродуктивно или даже иррационально для человека, который хочет достичь спокойствия.
  • Стоики заставляли бы нас ежедневно напоминать себе — активно различать то, что находится под контролем и не находится под контролем — не тратить энергию на неконтролируемые неблагоприятные события.
  • В то время как многие люди бесконечно беспокоятся о вещах, которые находятся вне их контроля, стоики считают, что их энергию лучше потратить на размышления о творческих решениях проблем, а не на самих проблемах.

«Никто не в силах иметь все, что он хочет, но в его власти не хотеть того, чего у него нет, и с радостью использовать то, что у него есть».

— Сенека

  • Жизнь стоика не означает, что вы должны жить без материальных благ. На самом деле стоики считают, что материальные блага справедливы в той мере, в какой они служат вашему счастью и способности жить добродетельно.
  • Однако стоики прекрасно осознают власть потребительства над их спокойствием и принятием решений. Многие люди проводят значительную часть своего дня, расстроенные тем, что у них нет более красивой машины или большего дома, даже несмотря на то, что у них отличное здоровье и больше имущества, чем у большинства.
  • Известно, что Сенека практиковал дни бедности, когда он постился и носил немодную одежду, чтобы напомнить себе, что людям не нужна роскошь, чтобы жить хорошей жизнью. В целом, у людей есть достаточно, чтобы жить и быть счастливыми, но они расстраиваются из-за своей жизни, потому что сохраняют ненасытное желание большего.
  • Стоики сознательно стараются не страдать из-за того, чего им не хватает. Вместо этого они направляют свое сознание на благодарность за то, что у них есть.

«Я считаю тебя несчастным, потому что ты никогда не переживал несчастья. Ты прожил жизнь без соперника — никто и никогда не может знать, на что ты способен, даже ты».

— Сенека

  •  Стоики относятся к несчастью совсем иначе, чем большинство людей. Они ожидают неудач и используют их как возможность отточить свои достоинства. Это не значит, что они радуются, когда их осаждают беды, но они стараются не оплакивать их без нужды и активно ищут выгоду везде, где только можно.
  • Представьте себе, что вы сломали ногу, и вам нужно сидеть в постели четыре месяца, пока она не заживет. Стоик попытался бы отвлечь свои мысли от бесполезных размышлений «увы мне» и вместо этого сосредоточился бы на том, как они могли бы сделать что-то продуктивное, будучи прикованным к постели (например, написать свою первую книгу). Они попытались переосмыслить это событие, чтобы развить терпение и стать более творческими.
  •  Когда случается неблагоприятное событие, стоики стараются не позволить ему разрушить их спокойствие, а вместо этого стараются извлечь пользу для формирования характера, где это возможно.

«Внешние вещи не проблема. Это ваша оценка их. Который ты можешь стереть прямо сейчас.

– Марк Аврелий

  • Стоический образ жизни проник в современную психологию. Когнитивно-поведенческая терапия, или КПТ, основана на идее о том, что то, как мы думаем (познание), то, как мы чувствуем (эмоции) и то, как мы действуем (поведение), взаимодействует друг с другом. В частности, наши мысли определяют наши чувства и наше поведение. Так что стоицизм — это древняя мысль, доказанная современной психологической наукой!
  •  Во многом мысли человека определяют его восприятие реальности. Для двух людей, переживающих одни и те же трудности, разная оценка одного и того же несчастья может привести к совершенно разным эмоциям и поведению. Там, где один может чувствовать полное отчаяние из-за потери работы, другой может чувствовать себя освобожденным и обнадеживающим в связи с открывающейся возможностью.
  • Наблюдение за своим внутренним критиком в сторону большего оптимизма может быть благом для психологического благополучия. Помните, расстраивает не само событие, а мысли о нем.

«Давайте подготовим наши умы, как если бы мы подошли к самому концу жизни. Не будем ничего откладывать. Давайте каждый день балансировать книги жизни. … У того, кто каждый день вносит последние штрихи в свою жизнь, никогда не бывает мало времени».

— Сенека

«Каждый день держи перед глазами смерть и изгнание, вместе со всем, что кажется ужасным, — тем самым у тебя никогда не будет низменной мысли и не будет чрезмерного желания».

— Эпиктет

  • «Memento Mori» была важной концепцией во многих философиях, от стоиков до экзистенциалистов. Оно означает «помни, что ты умрешь». Хотя это может показаться болезненным, стоики, такие как Эпиктет и Сенека, считали, что размышление о своей смертности может привести к большей благодарности и добродетельным действиям.
  •  Вместо того, чтобы всегда желать большего, это упражнение напоминает стоикам о необходимости ценить то, что у них есть, пока оно у них есть. Или, другими словами, стоическая философия может помочь вам ценить такие блага, как здоровье и благополучие, пока они есть.
  • Когда человек помнит, что его жизнь не бесконечна, он проясняет, что действительно важно. Эту идею часто резюмируют в виде совета, даваемого в форме: «Тебя могут сбить, но завтра будет автобус». Опять же, это кажется болезненным, но смысл в том, чтобы выбраться и жить сегодняшним днем. Не зацикливайтесь так на мелочах и убедитесь, что вы не забываете о деньгах, так как другого шанса у вас не всегда будет.

» Добро или зло человека зависит от его собственной воли.»
— Эпиктет

  • По крайней мере, еще раз следует сказать, что добродетель является главной заботой практикующего стоика. Высшим благом является превосходство характера, более важное, чем богатство или даже здоровье.
  • Стоик думает, что пока он мыслит и ведет себя добродетельно (вещи, которые всегда находятся под его контролем), ему не нужно заботиться о влиянии внешних событий, которые находятся вне его контроля.
  • Неважно, грубы ли люди или кто-то испытывает бесконечную полосу неудач, не имеет значения, пока стоик реагирует добродетельно — он / она может быть спокойным, зная, что живет хорошей жизнью.

Как сегодня люди практикуют стоицизм? (Что такое стоик в наше время?)

Тим Феррис о практике голодания:

«Практика бедности или репетиция наихудшего сценария в реальной жизни, а не только в дневнике, не только в голове, я нахожу очень, очень важным.

Например, я буду регулярно, минимум три дня подряд в месяц, практиковать голодание. Я буду делать это с раннего ужина в четверг до раннего воскресного ужина, чтобы просто испытать довольно, часто незнакомое ощущение настоящего голода.

Чем больше вы намеренно планируете и практикуете дискомфорт, тем меньше незапланированного дискомфорта будет отбрасывать вашу жизнь и контролировать ее».

-Тим Феррис

Найдите больше упражнений от известных современных стоиков здесь.

Райан Холидей о преднамеренном зле:

«Практика premeditatio malorum (преднамеренность зла). Все говорят о позитивной визуализации. Стоики практикуют негативную визуализацию. Подумайте о том, что может пойти не так, примите, что это возможно, подготовьтесь к этому, продолжайте в любом случае. Не застигай беду врасплох, будь к ней готов».

— Райан Холидей

Узнайте больше о стоических упражнениях, которые можно выполнять ежедневно здесь.

 

Где я могу узнать больше о стоицизме?

Путеводитель по хорошей жизни: древнее искусство стоической радости Уильяма Ирвина

Reddit — стоицизм

The Daily Stoic: 366 размышлений о мудрости, настойчивости и искусстве жизни, Райан Холидей

Препятствие — это путь: вечное искусство превращать испытания в триумф, Райан Холидей

Википедия — стоицизм

Стэнфордская философская энциклопедия

Подкаст о психологии, при участии Райана Холидея о стоицизме

Тим Феррис — О краткости жизни: введение в Сенеку

На веб-сайте Райана Холидей много статей о стоицизме

.

Как быть стоиком , веб-сайт Массимо Пильуччи, посвященный практическому стоицизму

Список подкастов на тему стоицизма

___________________________________________

Автор Тейлор Крайсс. Тейлор пишет о позитивной психологии, чтобы помочь людям жить лучше! Посмотрите больше его работ и узнайте больше о Тейлоре на его сайте.

Начните свой день с ощущения заземленности и вдохновения.

Бесплатная 30-дневная серия электронных писем, в которой мы делимся самыми важными историями и идеями, которые помогли нам на пути к более значимой жизни.

✌️ Бесплатно. Отписаться в любое время.

«Я посреди большой жизни
переходы на данный момент, гоняю
книжные сделки, переезд, взятие
риски, вырезая жизнь, которая чувствует
честно, поэтому ваши электронные письма были
идеально своевременный источник
вдохновения и уверенности».
Джо в Лондоне, Великобритания

«Обожаю электронные письма!
сброс или то, что я бы назвал внимательным
хиропрактика адаптация к
приближается день. Спасибо!»
Лори в Альбукерке, Нью-Мексико

«Я люблю электронные письма. Они дают мне
новый взгляд и о чем подумать
о и применить в моей жизни».
Моника в Йоханнесбурге, ЮАР

«Это пища для души,
духовный компас в правильном направлении
направление.»
Фарахдива Самсул в Ассаме, Индия

«Абсолютно ЛЮБЛЮ ежедневные электронные письма.
Одна из немногих подписок по электронной почте
Я читаю ежедневно. Пусть они придут!!»
Адриана в Нью-Йорке, Нью-Йорк

«Электронные письма заставляют задуматься
и поднимает настроение. Небольшая пауза от
сумасшедшие события современности
жизнь. Быстрый шанс задуматься,
улыбнись и подумай о прожитой жизни
осознанно».
Фаран в Квинсленде, Австралия

«Я получил огромное удовольствие от
Сериал «Внимательно по почте». Ежедневно я
ждите этого маленького самородка добра
каждый день попадать в мой почтовый ящик».
Тамбрия в Шривпорте, Луизиана

Краткое изложение книги, ключевые уроки и лучшие цитаты

front, Wisdom, and More

Meditations , пожалуй, единственный документ такого рода из когда-либо созданных. Это личные мысли самого влиятельного человека в мире, дающего себе советы о том, как выполнять обязанности и обязательства, связанные со своим положением. Обученный стоической философии, Марк Аврелий почти каждую ночь останавливался, чтобы практиковать серию духовных упражнений — напоминаний, призванных сделать его смиренным, терпеливым, чутким, щедрым и сильным перед лицом всего, с чем он имел дело. Он легко читается и прекрасно доступен. Вы не можете прочитать эту книгу и не вспомнить фразу или строчку, которые пригодятся вам в следующий раз, когда вы окажетесь в беде. Прочтите ее, это воплощенная практическая философия.

Итак, кем был Маркус? Римский император с 161 по 180 год нашей эры, Маркус практиковал стоицизм и писал о своей собственной стоической практике в своих дневниках. Стоит помнить, что Маркус — один из самых образцовых лидеров в истории, достойный подражания в нашей жизни. Мэтью Арнольд, эссеист, заметил в 1863 году, что в Марке мы находим человека, занимавшего самое высокое и могущественное положение в мире, и всеобщий вердикт окружающих его людей заключался в том, что он доказал, что достоин этого. Макиавелли считает время правления Марка «золотым временем», а его последним из «пяти хороших императоров». Макиавелли также описывал Марка Аврелия как «скромного, любящего справедливость, ненавидящего жестокость, сочувствующего и доброго» 9.0021

Несмотря на привилегии императора, у Марка Аврелия была трудная жизнь. Римский историк Кассий Дион размышлял, что Марк «не встретил заслуженного счастья, ибо не был силен телом и практически на протяжении всего своего царствования был вовлечен во множество неприятностей». Но на протяжении всей этой борьбы он никогда не сдавался. Он является вдохновляющим примером для нас, чтобы думать о нем сегодня, если мы устаем, расстраиваемся или сталкиваемся с каким-то кризисом.

И в те годы борьбы, особенно когда он руководил военными кампаниями, Марк написал двенадцать книг своих личных дневников, которые, по оценкам, датируются периодом между 170 и 180 годами н.э. Они стали одними из самых влиятельных книг по философии в история мира. Meditations изначально не имел названия и был написан Марком Аврелием для его собственной выгоды, а не для публики. И забавно думать, что его сочинения могут быть такими особенными, потому что они никогда не предназначались для того, чтобы мы их читали. Почти каждое второе литературное произведение — своего рода спектакль — оно делается для публики. Медитации нет. Фактически, их первоначальное название ( Ta eis heauton ) примерно переводится как Себе .

Именно по этой причине 9 Марка Аврелия0193 Meditations — книга несколько непостижимая, она предназначена для личной ясности, а не для общественной пользы. Запись стоических упражнений была и остается формой их выполнения, как может быть повторение молитвы или гимна.

Это сборник коротких изречений, от одного-двух предложений до длинного абзаца. Он не организован по темам, но определенные идеи продолжают всплывать повсюду, указывая на то, что он считал их наиболее важными для него (и, следовательно, для нас) понять и включить в наш образ жизни.

Тот факт, что Маркус обращается к одним и тем же темам, показывает, насколько стоицизм, по сути, ведет дневник и анализирует одни и те же идеи. Вам нужно постоянно напоминать себе о стандартах, которые вы установили для себя, о том, кем вы стремитесь быть, и это особенно важно, когда вы терпите неудачу.

Это книга практических советов, и ее учения предназначены для практики и использования. Когда Маркус говорит о неизбежности смерти и о том, как скоро она наступит, он не праздно философствует. Он рекомендует, чтобы этот факт учитывал наши решения и то, как мы рассматриваем события в нашей жизни. Вместо того, чтобы теоретизировать о том, что нам следует делать, если во Вселенной существует руководящий разум или если все состоит из атомов, он предлагает одну точку зрения, которая обычно следует стоическому мышлению, и объясняет, почему обе возможные истины ведут к одним и тем же лучшим действиям и действиям. убеждения.

Первая книга Медитации состоит из того, что Маркус благодарит людей, оказавших положительное влияние на его жизнь, с акцентом на тех, кто привил ему черты, характерные для хорошего стоика. К ним относятся: превыше всего ценить разум, не увлекаться мелочами, ограничивать страсти и желания, принимать трезвые решения с последующей твердой приверженностью сделанному выбору, честность и никогда не скрываться, жизнерадостность перед препятствиями, избегание суеверий и предубеждений. влияние софистики. Черты характера, которые он перечисляет в этой первой книге, включают в себя множество примеров, заслуживающих пристального внимания.

Ниже приведены некоторые из основных тем, которые повторяются на протяжении всей книги. Пять основных тем этой книги: изменение, смерть и краткость жизни; роль и значение разума и воли; отношение к другим и принятие их недостатков; избегать погони за удовольствиями и славой; и жить в согласии с природой и полностью принимать ее курс.

Маркус напомнил себе, что нельзя расстраиваться из-за проступков других и по возможности исправлять их, но если они упрямы и не хотят меняться, смириться с этим. Реагируя на таких людей, мы никогда не должны допускать нарушения наших собственных принципов. Кроме того, мы никогда не должны удивляться злым поступкам других и избегать желать, чтобы люди были не такими, какие они есть (склонными к злым поступкам), потому что тогда мы желаем невозможного. Он считал, что люди делают плохие вещи из-за незнания добра и зла, и что мы должны прощать им их ошибки, даже когда они вредят нам. Маркус подчеркивает, что социальные животные, такие как люди, должны жить в гармонии.

Он сравнил свое отношение к плохим людям с тем, что они являются разными частями тела одного и того же человека. Хорошие и плохие люди являются частью одной и той же универсальной природы, и они предназначены для взаимодействия и сотрудничества. Марк Аврелий — да и все стоики — считали, что мы являемся частью взаимосвязанного организма. Что нельзя причинить вред одному человеку, не причинив вреда всем. «Что вредит улью, вредит и пчеле», — сказал он. «Лучшая месть, — сказал он, — это не быть таким». Значение: когда вы причиняете боль другим, вы причиняете боль группе и себе.

Противоестественно презирать злых людей и избегать их. Когда мы обнаруживаем, что осуждаем других, мы должны сначала подумать о собственных ошибках. Тогда мы обнаружим, что меньше склонны обвинять их. Вместо того, чтобы осуждать и беспокоить других, что вызывает у нас разочарование и страдания, мы должны сосредоточиться на самосовершенствовании. Маркус сказал:

«Смешно, когда человек не бежит от собственной дурности, что действительно возможно, а бежит от чужой дурности, что невозможно».

Или, как выразился бы другой перевод,

«Глупо пытаться избежать ошибок других людей. Они неизбежны. Просто попробуй убежать от своих».

И сегодня, в гиперподключенном, управляемом информацией мире, по сравнению со временем Маркуса, мы также много знаем о других людях. Мы знаем о приходах и уходах знаменитостей и политиков. Мы получаем обновления в режиме реального времени обо всем, что делают наши друзья. Мы видим, что они говорят в социальных сетях, и мы получаем их тексты и фотографии.

Нет сомнений, что это увеличило количество так называемых драм в нашей жизни. У нас есть мнения о том, должен ли такой-то и такой-то сделать это, и мы наблюдаем за болтовней об этом в СМИ. Мы обижаемся, когда наши друзья говорят то или иное. Не проходит и дня, чтобы мы не слышали сплетен или домыслов о ком-то, кого мы знаем.

Это ловушка. Это отвлечение. Еще 2000 лет назад Маркус знал это. «Чужие ошибки?» — напомнил он себе, — их следует оставить их создателям.

Забудьте о том, что делают другие люди, забудьте о том, что они делают неправильно. У тебя достаточно на тарелке. Сосредоточьтесь на себе — сосредоточьтесь на том, что вы, возможно, делаете неправильно. Исправьте это. Следите за своей жизнью. Нет необходимости — и, честно говоря, не хватает времени — тратить ни секунды на слежку за другими людьми.

Занимайся своими делами.

Маркус неоднократно объясняет, почему погоня за славой и похвалой глупа и почему нам особенно не следует заботиться о том, что другие думают о нас после нашей смерти. Он указывает, что так много знаменитых людей было забыто, что те, кто будет восхвалять одного из них посмертно, сами скоро умрут. Он объясняет, что нет бессмертных действий:

«Учтите, что, как нагроможденные одна на другую кучи песка скрывают прежние пески, так и в жизни предшествующие события вскоре покрываются последующими».

Слава, какой бы великой она ни была, всегда уйдет в небытие, а погоня за ней лишь демонстрирует тщеславие.

Он также объясняет, что от похвалы ничего не становится лучше, красота вещей исходит от самой вещи, а не от того, что о ней говорят. Ошибочно думать, что мы что-то приобретаем, когда нас хвалят.

Маркус сказал бы:

«Когда ты поступил хорошо, и это принесло пользу другому, почему, как дурак, ты ищешь третью вещь сверху — похвалу за доброе дело или ответную услугу?»

Маркус и стоики считают, что делать добро — это надлежащая работа человека. Так с какой стати вам нужна благодарность или признание за то, что вы поступили правильно? Это твоя работа. Зачем тебе нужно быть знаменитым? Потому что ты был талантлив? Потому что ты был гениален? Потому что ты добился успеха? Эти вещи тоже часть работы.

Стремление к славе — лишь одна из ловушек в жизни. Есть много других желаний, каждое из которых потенциально может привести нас к аморальным поступкам. Он цитирует философа Теофраста, который утверждает, что плохие поступки, совершенные из-за желаний, более достойны порицания, чем злодеяния, совершенные из-за гнева. Человек, которому причинили вред, был обижен, в то время как человек с сильными желаниями игнорирует благополучие других, потому что хочет чего-то большего, чем хочет быть добродетельным. Желания также могут привести к отчаянию. Маркус обращается к этому, когда говорит о молитве, утверждая, что не следует просить богов удовлетворить желание или предотвратить то, чего боятся, но спрашивать их, могут ли они устранить желание и быть в порядке со всем, что дает им жизнь.

Самая сильная философия Марка Аврелия проявляется, когда он говорит о вечно меняющейся природе вселенной и принятии смерти. Он напоминает нам, что все мы умрем, однако мы теряем настоящий момент только потому, что это все, что у нас есть. Никто не «теряет больше», умирая рано. Самая длинная и самая короткая жизнь закончится одинаково и закончится на одну и ту же вечность.

Он также напоминает нам, что мы можем умереть в любой момент и жить на полную катушку, пока мы еще можем.

«Не жить так, как будто у тебя впереди бесконечные годы. Смерть затмевает тебя. Пока ты жив и способен — будь хорошим».

Маркус учит, что мы должны действовать быстро, чтобы привести свои дела в порядок, воспользоваться нашим мимолетным существованием и жить хорошо. «Ты скоро умрешь, а ты еще не прост, не свободен от смущений, ни без подозрений в обиде на внешние вещи, ни ко всем благосклонен; и ты еще не видишь мудрости только в том, чтобы поступать справедливо».

Так уж устроен наш мир, что вещества должны превращаться в новые вещи. Превращение чего-либо во что-то другое никогда не наносит вреда вселенной, и Маркус применяет это отсутствие вреда к каждой части вселенной, включая нас. «Ничто не является злом по природе», — утверждает он.

Он даже выставляет наш страх перед переменами (включая нашу смерть) в несколько смешном свете, говоря:

«Кто-нибудь боится перемен? Что может происходить без изменений? Что же тогда более приятно или более подходит для универсальной природы? И можешь ли ты принять ванну, если дерево не изменится? И можешь ли ты насытиться, если пища не претерпит изменения? И можно ли сделать что-нибудь еще полезное без изменений?»

Превосходство над болью и удовольствием позволяет нам полностью принять ход вещей и сосредоточиться на добродетели. Наше восприятие событий как неприятных является реальным источником любого несчастья, которое мы переживаем, а не сами события. Маркус считал, что человек может сразу стереть из головы любые неприятные впечатления и успокоиться. Он также рекомендовал помнить следующее всякий раз, когда мы испытываем беспокойство:

«Пусть не беспокоят вас будущие вещи, ибо вы придете к ним, если будет необходимо, имея при себе ту же причину, которую вы сейчас используете для настоящих вещей».

Если мы не позволим событиям сделать нас хуже людей, они никогда не причинят нам настоящего вреда. Он прекрасно объясняет это, когда говорит:

«Что бы кто ни делал или ни говорил, я должен быть хорошим, точно так же, как если бы золото, или изумруд, или пурпур всегда говорили это, что бы кто ни делал или ни говорил, я должен быть хорошим». изумруд и сохрани мой цвет».

Или, как он выразился в одной из самых символичных цитат из Медитации : «Выбирай не причинять вреда — и ты не почувствуешь себя обиженным. Не чувствуйте себя обиженным — и вы не были обижены».

События могут заставить людей потерять хладнокровие и поступить аморально, но тем не менее вредят не сами события, а их реакция на них.

А когда дело доходит до проблем, мы находим у Маркуса формулу, искусство, известное как переворачивание препятствий с ног на голову. Как он писал,

«Нашим действиям могут помешать. . . но не может быть никакого препятствия нашим намерениям или склонностям. Потому что мы можем приспособиться и адаптироваться. Разум приспосабливает и обращает в своих целях препятствия для наших действий».

И в заключение он произнес убедительные слова, предназначенные для максимы.

«Препятствие действию способствует действию.

То, что стоит на пути, становится путем».*

Действовать с «обратным предложением», чтобы всегда был выход или другой маршрут, чтобы добраться туда, куда вам нужно. Так что неудачи или проблемы всегда ожидаемы и никогда не бывают постоянными. Убедившись, что то, что нам мешает, может дать нам силу.

В устах этого конкретного человека это были не пустые слова. За время своего правления, длившегося около девятнадцати лет, ему предстояли почти непрекращающиеся войны, ужасная чума, возможная неверность, покушение на престол со стороны одного из его ближайших союзников, неоднократные и трудные путешествия по империи — от Малой Азии до Сирии, Египта. , Греция и Австрия — быстро истощающаяся казна, некомпетентный и жадный сводный брат как соправитель, и так далее, и тому подобное.

*Эта цитата вдохновила на создание культового бестселлера «Препятствие — это путь». Он показывает, как некоторые из самых успешных людей в истории — от Джона Д. Рокфеллера до Амелии Эрхарт, Улисса С. Гранта и Стива Джобса — применяли стоицизм для преодоления трудных или даже безвыходных ситуаций.

Маркус знал, что наша способность рассуждать — это то, что отличает нас от животных, и это важная сила, которую мы должны использовать в полной мере. Он считал (как и все стоики), что наш разум можно использовать для понимания универсального разума, присутствующего в природе, что привело бы к согласию с ним, даже если бы события казались вредными. Наш рациональный разум имеет полную власть над нашими мнениями, и разум испытывает страдание только тогда, когда он сам создает желание определенного результата в жизни.

Маркус, у которого было больше контроля над своим окружением, чем у большинства, также был автором этих строк: «У вас есть власть над своим разумом, а не над внешними событиями. Осознайте это, и вы обретете силу».

Маркус учит, что наш разум — это вещь, которая полностью контролирует себя и отделена от мира; события не могут воздействовать на него, если только он не заставит себя воздействовать на него. Каждое явление является результатом того, каким ум хочет его видеть, и ум делает себя именно тем, чем он является. Если это так, то нет никаких причин, по которым мы не должны соглашаться с природой, поскольку природа предоставила нам средства для рационального принятия хода событий, куда бы они нас ни завели.

  1. Самый важный урок, который можно извлечь из медитации, заключается в том, что наш разум обладает огромной силой. Мы можем выбирать, как нам воспринимать события, и мы всегда можем выбирать быть добродетельными. Если мы будем практиковать, мы сможем мгновенно стереть из своего ума любые плохие впечатления. Мы полностью контролируем свои мысли и действия. Вспомните две цитаты: «Вы имеете власть над своим разумом, а не над внешними событиями. Осознайте это, и вы обретете силу». «Препятствие действию продвигает действие. То, что стоит на пути, становится путем».
  1. Люди всегда будут делать ужасные (или, по крайней мере, неприятные) вещи, и мы несем ответственность только за свою добродетель. Мы можем выбирать быть хорошими, даже если нас окружает неправда. Когда другой причиняет нам вред, мы можем реагировать с добротой, сообщая ему об его ошибках, если это возможно, но соглашаясь с этим, если он игнорирует этот совет. Когда другой нас злит, мы должны немедленно учитывать его точку зрения, помнить, что у нас есть свои недостатки, и реагировать позитивно и безразлично на любой предполагаемый вред, причиненный нам.
  2. Самый глубокий урок в «Медитациях» касается нашей смертности и краткости жизни. Нас скоро заменят, и мы не должны тратить свою жизнь на тоску. Мы должны сосредоточиться на том, чтобы делать добро другим в то непостижимое количество времени, которое нам осталось жить. Чтобы сделать это частью нашей жизни, мы должны регулярно размышлять о том, что мы умрем. Это может привести к глубочайшему пониманию, доступному людям, поэтому смерти следует противостоять, как бы неприятно ни было думать о ней. Мы должны задуматься обо всех людях, которые были до нас, о том, что от них осталось сейчас и что останется от нас позже.

«Не тратьте больше время на споры о том, каким должен быть хороший человек. Будь один.»

«Если это неправильно, не делай этого, если это неверно, не говори этого».

«Разум приспосабливает и преобразует в своих целях препятствия для наших действий. Препятствие к действию продвигает действие. То, что стоит на пути, становится путем».

«Концентрируйтесь каждую минуту, как римлянин — как мужчина — на
, делая то, что перед вами, точно и искренне
серьезно, нежно, охотно, справедливо. И об освобождении
от всех других отвлекающих факторов. Да, вы можете — если вы будете делать
все так, как будто это последнее, что вы делаете в своей
жизни, и перестанете быть бесцельным, перестанете позволять своим эмоциям
преобладать над тем, что говорит вам ваш разум, перестанете быть лицемерным,
эгоцентричным , раздражительный. Вы видите, как мало вещей вам нужно сделать, чтобы жить полноценной и благоговейной жизнью? Если вы справитесь с этим
, это все, чего могут от вас требовать даже боги.

«Мы все любим себя больше, чем других людей, но больше заботимся об их мнении, чем о собственном».

 

«Не чувствовать раздражения, поражения или уныния из-за того, что ваши дни не заполнены мудрыми и нравственными поступками. Но подняться, когда вы потерпели неудачу, отпраздновать человеческое поведение, пусть и несовершенное, и полностью принять стремление, к которому вы приступили».

«Как легко оттолкнуть и стереть всякое неприятное или неуместное впечатление и тотчас же обрести покой».

«Ты можешь уйти из жизни прямо сейчас. Пусть это определяет, что вы делаете, говорите и думаете».

«Честолюбие означает привязывать свое благополучие к тому, что говорят или делают другие люди… Здравомыслие означает привязывать его к своим собственным действиям».

«Отбрось свои заблуждения. Хватит дергаться, как марионетку. Ограничьте себя настоящим».

Точно так же, как Фридрих Великий, как сообщается, ехал в бой с работами стоиков в своих седельных сумках, так же поступил и командующий морской пехотой и НАТО генерал Джеймс «Бешеный пес» Мэттис, который нес Размышления с ним о развертывании в Персидском заливе, Афганистане и Ираке. Сообщается, что Билл Клинтон читает ее раз в год, и можно представить, как он вручает копию Хиллари после ее душераздирающего поражения на президентских выборах в США. Фонари на дамбе Автор Уильям Александр Перси заметил в своей автобиографии, что «каждому из нас, как бы далеко ни зашло поражение, остается неприступное зимнее королевство Марка Аврелия. . . . Он не снаружи, а внутри, и когда все потеряно, он остается твердым».

Теодор Рузвельт после своего президентства провел восемь месяцев, исследуя (и чуть не умер в) неизвестных джунглях Амазонки, и из восьми книг, которые он взял с собой в путешествие, две были « Медитации » Марка Аврелия и «Энхиридион» Эпиктета. . Китайский лидер Вэнь Цзябао неоднократно перечитывал книгу. Письмо Маркуса также заметно появляется в « к востоку от рая» Стейнбека, в « на свободе» Джона Стюарта Милля, и, конечно, многие люди знают Маркуса Аврелия по популярному фильму 9.0193 Гладиатор, , где он старый и мудрый император в начале фильма, которого играет Ричард Харрис.

Лучший перевод Meditations сделан Грегори Хейсом. (Подпишитесь на наш бесплатный 7-дневный курс по стоицизму, чтобы увидеть наше интервью с профессором Хейсом). Он пишет на современном простом английском и понимает, как сделать слова Маркуса краткими и плавными. Настоятельно рекомендуется сначала прочитать перевод Хейса.

Лучший бесплатный перевод Джорджа Лонга. Он может быть найден здесь. В нем есть немного старого английского, с «тебе» и «твой», но если вы хотите протестировать некоторые материалы перед покупкой копии, это хорошее место для начала. Конечно The Daily Stoic также предлагает совершенно новые оригинальные переводы Маркуса из Meditations в переводе Стивена Хансельмана.


Марк Аврелий однажды написал «Ты можешь уйти из жизни прямо сейчас. Пусть это определяет, что вы делаете, говорите и думаете». Это было личным напоминанием о необходимости продолжать жить добродетельной жизнью СЕЙЧАС, а не ждать. Это была форма memento mori — древняя практика медитации о своей смертности.

Мы создали эту монету memento mori в качестве напоминания о том, что нельзя зацикливаться на мелочах, пытаться прославиться, заработать больше денег, чем мы когда-либо могли потратить, или строить планы на далекое будущее. Все это отрицается смертью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы