Философия виртуальная реальность: учебно-методическое пособие для специализации «Гуманитарная информатика»
Содержание
учебно-методическое пособие для специализации «Гуманитарная информатика»
%PDF-1.5
%
1 0 obj
>
/Metadata 2 0 R
/Pages 3 0 R
/StructTreeRoot 4 0 R
/Type /Catalog
>>
endobj
5 0 obj
/Author
/Keywords
/Producer (ABBYY FineReader 12)
/ModDate (D:20191225151112+07’00’)
/Title
>>
endobj
2 0 obj
>
stream
2019-10-16T09:18:21Z2019-12-25T15:11:12+07:002019-12-25T15:11:12+07:00ABBYY FineReader 12учебно-методические пособия.
виртуальная реальность.
информационная среда.
реальное.
философия.
виртуальное.
корреспондентная теория истины.
когерентная теория истины.
человек.
виртуализация человека.
компьютерные VR-технологии.
компьютерные игры.application/pdf
uuid:8d91a7b5-43ad-4beb-b186-0de0925d73c9uuid:c5ac156d-b2a9-45dc-af37-ec4f35dbe227
endstream
endobj
3 0 obj
>
endobj
4 0 obj
>
>>
endobj
6 0 obj
>
>>
/StructParents 0
/Annots [424 0 R]
>>
endobj
7 0 obj
>
>>
/StructParents 1
>>
endobj
8 0 obj
>
>>
/StructParents 2
>>
endobj
9 0 obj
>
>>
/StructParents 3
>>
endobj
10 0 obj
>
>>
/StructParents 4
>>
endobj
11 0 obj
>
>>
/StructParents 5
>>
endobj
12 0 obj
>
>>
/StructParents 6
>>
endobj
13 0 obj
>
>>
/StructParents 7
>>
endobj
14 0 obj
>
>>
/StructParents 8
>>
endobj
15 0 obj
>
>>
/StructParents 9
>>
endobj
16 0 obj
>
>>
/StructParents 10
>>
endobj
17 0 obj
>
>>
/StructParents 11
>>
endobj
18 0 obj
>
>>
/StructParents 12
>>
endobj
19 0 obj
>
>>
/StructParents 13
>>
endobj
20 0 obj
>
>>
/StructParents 14
>>
endobj
21 0 obj
>
>>
/StructParents 15
>>
endobj
22 0 obj
>
>>
/StructParents 16
>>
endobj
23 0 obj
>
>>
/StructParents 17
>>
endobj
24 0 obj
>
>>
/StructParents 18
>>
endobj
25 0 obj
>
>>
/StructParents 19
>>
endobj
26 0 obj
>
>>
/StructParents 20
>>
endobj
27 0 obj
>
>>
/StructParents 21
>>
endobj
28 0 obj
>
>>
/StructParents 22
>>
endobj
29 0 obj
>
>>
/StructParents 23
>>
endobj
30 0 obj
>
>>
/StructParents 24
>>
endobj
31 0 obj
>
>>
/StructParents 25
>>
endobj
32 0 obj
>
>>
/StructParents 26
>>
endobj
33 0 obj
>
>>
/StructParents 27
>>
endobj
34 0 obj
>
>>
/StructParents 28
>>
endobj
35 0 obj
>
>>
/StructParents 29
>>
endobj
36 0 obj
>
>>
/StructParents 30
>>
endobj
37 0 obj
>
>>
/StructParents 31
>>
endobj
38 0 obj
>
>>
/StructParents 32
>>
endobj
39 0 obj
>
>>
/StructParents 33
>>
endobj
40 0 obj
>
>>
/StructParents 34
>>
endobj
41 0 obj
>
>>
/StructParents 35
>>
endobj
42 0 obj
>
>>
/StructParents 36
>>
endobj
43 0 obj
>
>>
/StructParents 37
>>
endobj
44 0 obj
>
>>
/StructParents 38
>>
endobj
45 0 obj
>
>>
/StructParents 39
>>
endobj
46 0 obj
>
>>
/StructParents 40
>>
endobj
47 0 obj
>
>>
/StructParents 41
>>
endobj
48 0 obj
>
endobj
49 0 obj
>
endobj
50 0 obj
>
endobj
51 0 obj
>
endobj
52 0 obj
>
endobj
53 0 obj
>
endobj
54 0 obj
>
endobj
55 0 obj
>
endobj
56 0 obj
>
endobj
57 0 obj
>
endobj
58 0 obj
>
endobj
59 0 obj
>
endobj
60 0 obj
>
endobj
61 0 obj
>
endobj
62 0 obj
>
endobj
63 0 obj
>
endobj
64 0 obj
>
endobj
65 0 obj
>
endobj
66 0 obj
>
endobj
67 0 obj
>
endobj
68 0 obj
>
endobj
69 0 obj
>
endobj
70 0 obj
>
endobj
71 0 obj
>
endobj
72 0 obj
>
endobj
73 0 obj
>
endobj
74 0 obj
>
endobj
75 0 obj
>
endobj
76 0 obj
>
endobj
77 0 obj
>
endobj
78 0 obj
>
endobj
79 0 obj
>
endobj
80 0 obj
>
endobj
81 0 obj
>
endobj
82 0 obj
>
endobj
83 0 obj
>
endobj
84 0 obj
>
endobj
85 0 obj
>
endobj
86 0 obj
>
endobj
87 0 obj
>
endobj
88 0 obj
>
endobj
89 0 obj
>
endobj
90 0 obj
>
endobj
91 0 obj
>
endobj
92 0 obj
>
endobj
93 0 obj
>
endobj
94 0 obj
>
endobj
95 0 obj
>
endobj
96 0 obj
>
endobj
97 0 obj
>
endobj
98 0 obj
>
endobj
99 0 obj
>
endobj
100 0 obj
>
endobj
101 0 obj
>
endobj
102 0 obj
>
endobj
103 0 obj
>
endobj
104 0 obj
>
endobj
105 0 obj
>
endobj
106 0 obj
>
endobj
107 0 obj
>
endobj
108 0 obj
>
endobj
109 0 obj
>
endobj
110 0 obj
>
endobj
111 0 obj
>
endobj
112 0 obj
>
endobj
113 0 obj
>
endobj
114 0 obj
>
endobj
115 0 obj
>
endobj
116 0 obj
>
endobj
117 0 obj
>
endobj
118 0 obj
>
endobj
119 0 obj
>
endobj
120 0 obj
>
endobj
121 0 obj
>
endobj
122 0 obj
>
endobj
123 0 obj
>
endobj
124 0 obj
>
endobj
125 0 obj
>
endobj
126 0 obj
>
endobj
127 0 obj
>
endobj
128 0 obj
>
endobj
129 0 obj
>
endobj
130 0 obj
>
endobj
131 0 obj
>
endobj
132 0 obj
>
endobj
133 0 obj
>
endobj
134 0 obj
>
endobj
135 0 obj
>
endobj
136 0 obj
>
endobj
137 0 obj
>
endobj
138 0 obj
>
endobj
139 0 obj
>
endobj
140 0 obj
>
endobj
141 0 obj
>
endobj
142 0 obj
>
endobj
143 0 obj
>
endobj
144 0 obj
>
endobj
145 0 obj
>
endobj
146 0 obj
>
endobj
147 0 obj
>
endobj
148 0 obj
>
endobj
149 0 obj
>
endobj
150 0 obj
>
endobj
151 0 obj
>
endobj
152 0 obj
>
endobj
153 0 obj
>
endobj
154 0 obj
>
endobj
155 0 obj
>
endobj
156 0 obj
>
endobj
157 0 obj
>
endobj
158 0 obj
>
endobj
159 0 obj
>
endobj
160 0 obj
>
endobj
161 0 obj
>
endobj
162 0 obj
>
endobj
163 0 obj
>
endobj
164 0 obj
>
endobj
165 0 obj
>
endobj
166 0 obj
>
endobj
167 0 obj
>
endobj
168 0 obj
>
endobj
169 0 obj
>
endobj
170 0 obj
>
endobj
171 0 obj
>
endobj
172 0 obj
>
endobj
173 0 obj
>
endobj
174 0 obj
>
endobj
175 0 obj
>
endobj
176 0 obj
>
endobj
177 0 obj
>
endobj
178 0 obj
>
endobj
179 0 obj
>
endobj
180 0 obj
>
endobj
181 0 obj
>
endobj
182 0 obj
>
endobj
183 0 obj
>
endobj
184 0 obj
>
endobj
185 0 obj
>
endobj
186 0 obj
>
endobj
187 0 obj
>
endobj
188 0 obj
>
endobj
189 0 obj
>
endobj
190 0 obj
>
endobj
191 0 obj
>
endobj
192 0 obj
>
endobj
193 0 obj
>
endobj
194 0 obj
>
endobj
195 0 obj
>
endobj
196 0 obj
>
endobj
197 0 obj
>
endobj
198 0 obj
>
endobj
199 0 obj
>
endobj
200 0 obj
>
endobj
201 0 obj
>
endobj
202 0 obj
>
endobj
203 0 obj
>
endobj
204 0 obj
>
endobj
205 0 obj
>
endobj
206 0 obj
>
endobj
207 0 obj
>
endobj
208 0 obj
>
endobj
209 0 obj
>
endobj
210 0 obj
>
endobj
211 0 obj
>
endobj
212 0 obj
>
endobj
213 0 obj
>
endobj
214 0 obj
>
endobj
215 0 obj
>
endobj
216 0 obj
>
endobj
217 0 obj
>
endobj
218 0 obj
>
endobj
219 0 obj
>
endobj
220 0 obj
>
endobj
221 0 obj
>
endobj
222 0 obj
>
endobj
223 0 obj
>
endobj
224 0 obj
>
endobj
225 0 obj
>
endobj
226 0 obj
>
endobj
227 0 obj
>
endobj
228 0 obj
>
endobj
229 0 obj
>
endobj
230 0 obj
>
endobj
231 0 obj
>
endobj
232 0 obj
>
endobj
233 0 obj
>
endobj
234 0 obj
>
endobj
235 0 obj
>
endobj
236 0 obj
>
endobj
237 0 obj
>
endobj
238 0 obj
>
endobj
239 0 obj
>
endobj
240 0 obj
>
endobj
241 0 obj
>
endobj
242 0 obj
>
endobj
243 0 obj
>
endobj
244 0 obj
>
endobj
245 0 obj
>
endobj
246 0 obj
>
endobj
247 0 obj
>
endobj
248 0 obj
>
endobj
249 0 obj
>
endobj
250 0 obj
>
endobj
251 0 obj
>
endobj
252 0 obj
>
endobj
253 0 obj
>
endobj
254 0 obj
>
endobj
255 0 obj
>
endobj
256 0 obj
>
endobj
257 0 obj
>
endobj
258 0 obj
>
endobj
259 0 obj
>
endobj
260 0 obj
>
endobj
261 0 obj
>
endobj
262 0 obj
>
endobj
263 0 obj
>
endobj
264 0 obj
>
endobj
265 0 obj
>
endobj
266 0 obj
>
endobj
267 0 obj
>
endobj
268 0 obj
>
endobj
269 0 obj
>
endobj
270 0 obj
>
endobj
271 0 obj
>
endobj
272 0 obj
>
endobj
273 0 obj
>
endobj
274 0 obj
>
endobj
275 0 obj
>
endobj
276 0 obj
>
endobj
277 0 obj
>
endobj
278 0 obj
>
endobj
279 0 obj
>
endobj
280 0 obj
>
endobj
281 0 obj
>
endobj
282 0 obj
>
endobj
283 0 obj
>
endobj
284 0 obj
>
endobj
285 0 obj
>
endobj
286 0 obj
>
endobj
287 0 obj
>
endobj
288 0 obj
>
endobj
289 0 obj
>
endobj
290 0 obj
>
endobj
291 0 obj
>
endobj
292 0 obj
>
endobj
293 0 obj
>
endobj
294 0 obj
>
endobj
295 0 obj
>
endobj
296 0 obj
>
endobj
297 0 obj
>
endobj
298 0 obj
>
endobj
299 0 obj
>
endobj
300 0 obj
>
endobj
301 0 obj
>
endobj
302 0 obj
>
endobj
303 0 obj
>
endobj
304 0 obj
>
endobj
305 0 obj
>
endobj
306 0 obj
>
endobj
307 0 obj
>
endobj
308 0 obj
>
endobj
309 0 obj
>
endobj
310 0 obj
>
endobj
311 0 obj
>
endobj
312 0 obj
>
endobj
313 0 obj
>
endobj
314 0 obj
>
endobj
315 0 obj
>
endobj
316 0 obj
>
endobj
317 0 obj
>
endobj
318 0 obj
>
endobj
319 0 obj
>
endobj
320 0 obj
>
endobj
321 0 obj
>
endobj
322 0 obj
>
endobj
323 0 obj
>
endobj
324 0 obj
>
endobj
325 0 obj
>
endobj
326 0 obj
>
endobj
327 0 obj
>
endobj
328 0 obj
>
endobj
329 0 obj
>
endobj
330 0 obj
>
endobj
331 0 obj
>
endobj
332 0 obj
>
endobj
333 0 obj
>
endobj
334 0 obj
>
endobj
335 0 obj
>
endobj
336 0 obj
>
endobj
337 0 obj
>
endobj
338 0 obj
>
endobj
339 0 obj
>
endobj
340 0 obj
>
endobj
341 0 obj
>
endobj
342 0 obj
>
endobj
343 0 obj
>
endobj
344 0 obj
>
endobj
345 0 obj
>
endobj
346 0 obj
>
endobj
347 0 obj
>
endobj
348 0 obj
>
endobj
349 0 obj
>
endobj
350 0 obj
>
endobj
351 0 obj
>
endobj
352 0 obj
>
endobj
353 0 obj
>
endobj
354 0 obj
>
endobj
355 0 obj
>
endobj
356 0 obj
>
endobj
357 0 obj
>
endobj
358 0 obj
>
endobj
359 0 obj
>
endobj
360 0 obj
>
endobj
361 0 obj
>
endobj
362 0 obj
>
endobj
363 0 obj
>
endobj
364 0 obj
>
endobj
365 0 obj
>
endobj
366 0 obj
>
endobj
367 0 obj
>
endobj
368 0 obj
>
endobj
369 0 obj
>
endobj
370 0 obj
>
endobj
371 0 obj
>
endobj
372 0 obj
>
endobj
373 0 obj
>
endobj
374 0 obj
>
endobj
375 0 obj
>
endobj
376 0 obj
>
endobj
377 0 obj
>
endobj
378 0 obj
>
endobj
379 0 obj
>
endobj
380 0 obj
>
endobj
381 0 obj
>
endobj
382 0 obj
>
endobj
383 0 obj
>
endobj
384 0 obj
>
endobj
385 0 obj
>
endobj
386 0 obj
>
endobj
387 0 obj
>
endobj
388 0 obj
>
endobj
389 0 obj
>
endobj
390 0 obj
>
endobj
391 0 obj
>
endobj
392 0 obj
>
endobj
393 0 obj
>
endobj
394 0 obj
>
endobj
395 0 obj
>
endobj
396 0 obj
>
endobj
397 0 obj
>
endobj
398 0 obj
>
endobj
399 0 obj
>
endobj
400 0 obj
>
endobj
401 0 obj
>
endobj
402 0 obj
>
endobj
403 0 obj
>
endobj
404 0 obj
>
endobj
405 0 obj
>
endobj
406 0 obj
>
endobj
407 0 obj
>
endobj
408 0 obj
>
endobj
409 0 obj
>
endobj
410 0 obj
>
endobj
411 0 obj
>
endobj
412 0 obj
>
endobj
413 0 obj
>
endobj
414 0 obj
>
endobj
415 0 obj
>
endobj
416 0 obj
>
stream
xuTMo0Ej;NiljSu݁:X,ɶ~6. IX~ !Z!py9>
endstream
endobj
417 0 obj
>
stream
x+w,*LKL.,HHLOsrqV0034P
2.6. Виртуальность и виртуальная реальность. 2. Проблема бытия в философии. Философия. Курс лекций
2.6.1. Понятие виртуальности и виртуальной реальности
2.6.2. Временной аспект виртуальной реальности
2.6.3. Виртуальная философия
2.6.4. Психологическое в виртуальности или виртуальное в психологии
2.6.1. Понятие виртуальности и виртуальной реальности
Во второй половине XX века человечество узнало, что такое виртуальная реальность. Идея виртуальности возникла почти одновременно, с разницей около 20 лет, сразу в нескольких сферах науки и техники. В квантовой физике были открыты виртуальные частицы, которые обладали рядом особых, отличных от других элементарных частиц, свойств существования. В области компьютерной техники появилось понятие виртуального объекта (например, виртуальная память). В самолетостроении была разработана виртуальная кабина самолета, особым образом, посредством головного шлема, представляющая летчику информацию о полете и боевой обстановке. В психологии были открыты виртуальные состояния человека. И, наконец, был придуман термин «виртуальная реальность«, ставший возможным благодаря стремительной компьютеризации человечества.
Такая реальность создается влиянием интерактивного стереоскопического изображения на пользователя. При этом у человека возникают совершенно новые, никогда еще не переживаемые, ощущения и восприятия. Сегодня в результате активной рекламной компании по продвижению виртуальных систем на рынок термин «виртуальная реальность» стал в массовом сознании ассоциироваться именно с компьютерами, породив идею «киберкультуры» и реальное движение «киберпанк». Это в своем роде новое философское направление, рассматривающее отношение к реальности как объективной, так и новой, не исследованной, виртуальной.
Представляется интересным рассмотрение данного явления, представляющего собой целый «мир» со своими правилами и законами существования, с философской точки зрения. Актуальность и значимость этого изучения не вызывают сомнений. Кроме того, сущность нового явления, столь безудержно захватившего многие умы, не была определена в полной мере до сих пор ни в психологии, ни в философии. Исходя из этого, цель данной работы видится в определении понятия новой категории, ее особенностей, свойств и характеристик. Также необходимо проанализировать психологический аспект виртуальности, и, наконец, наиболее важно пояснить исследуемый термин, как философское понятие.
Для того чтобы оценивать виртуальность разумно рассмотреть некоторые аспекты этого явления и его особенности, а также учение, которое посвящено данному явлению.
Иногда виртуалистику понимают как новую научную дисциплин, воспринимая термин «виртуалистика» по аналогии с названиями таких наук, как кибернетика, генетика. На этом основании строят критику виртуалистики, требуя «предъявить» объект изучения. Но любая из наук, право на существование которой уже признано, имеет дело не с отдельным объектом, а, по крайней мере, с совокупностью разнородных объектов, принадлежащих той или иной реальности. Правда, вопросы о своем объекте подчас пытаются разрешить и признанные науки. Но это точно так же, как если бы механика и термодинамика спорили о том. что является «истинным» предметом физики.
Виртуалистика не является наукой. Виртуалистика представляет собой подход, который может быть использован в любой научной дисциплине. Принципиально нового в признании существования реальностей разного типа, т.е. несводимых друг к другу, в рамках одной и той же науки нет. Например, в физике признается существование и вещества, и поля, существование взаимодействия разного типа (сильного и слабого и т.д.)
Виртуалистика любит парадоксальные выражения, и вполне будет уместно определить сложившуюся в ней ситуацию как устойчивое неравновесие. С одной стороны, представления о виртуальной реальности, виртуальных событиях, объектах, состоянии психики — давно и прочно распространились во многих и очень разных областях знания, как теоретического, так и прикладного. Они нашли применение в связи с конкретным опытом, внедрились в области новейших технологий, прошли даже иногда практическую проверку. Однако с, другой стороны, все наличные материалы свидетельствуют, что эти представления о виртуальной реальности все время упорно остаются лишь именно представлениями или интуициями, лежащими в области противоречивого и туманного.
Наиболее простой способ дать общее или основное понятие виртуальной реальности это обратится к теоретической физике, где искомые свойства представлены наиболее наглядно. «Виртуальным фотоном» в квантовой физике называется объект, наделенный всеми теми же характеристиками, что и реальный, «физический» фотон, однако не удовлетворяющий некоторым существенным условиям и ограничениями на эти характеристики конкретно, его энергия не обязательно является положительной, а его масса не обязательно является нулевой. Аналогично определяется понятие любой «виртуальной частицы». «Виртуальная» траектория — траектория, по которой могла бы двигаться виртуальная частица; т. е. она также наделена теми же свойствами «физической» траектории, однако освобождена от ряда условий и ограничений, определяющих последнюю. И так далее. На другом полюсе психологическая виртуальная реальность есть особого рода образ реальности, тем или иным способ формирующаяся в сознании: в отличие от обычных образов, продуктов сознания и воображения, он выступает как среда деятельности человека — иными словами, человек воспринимает себя как пребывающий в данной реальности.
Из этих примеров, число которых нетрудно было бы увеличить, выступают первые необходимые признаки. Виртуальная реальность, виртуальные явления характеризуются всегда неким частичным или «недовоплощенным» существованием, характеризуются недостатком, отсутствием тех или иных сущностных черт явлений обычной эмпирической реальности. » Им присуще неполное существование, не достигающее устойчивого наличия и присутствия» (Хорунжий С. С. Род или нерод?//Вопросы философии. 1990, № 6, С. 54). И эти особенности весьма значимы для задачи философского анализа виртуальной сферы.
Для любого классического философского учения («дискурса сущности») вся сфера виртуальности неотличима от чистого несуществования, т.е. является невидимою.
Итак, виртуальная реальность не может быть рассмотрена только лишь с точки зрения эссенциальной, восходящей к Аристотелю, философии. Более обширный анализ явления возможен философией с новым подходом, где бы устранялось господство сущности, формы, устойчивого привязывания к наличиствованию.
Классическое учение Аристотеля рассматривает некую триаду начал: возможность-энергия-действительность (энтелехия). Вся триада есть упорядоченное целое, которое описывает, как возможность посредством энергии претворяется или оформляется в действительность или осуществленность. Это целое представляет собой, очевидно, произвольный элемент происходящего в реальности («событие»). Тем самым триада несет в себе ядро или «атом» философского описания реальности.
Главным элементом неоднозначности выступает центральная составляющая триады — энергия. Находясь в растворе между потенцией и энтелехией, энергия может занимать различные положения, сближаясь с одним или другим из крайних начал. Философии, что возникают при
этом, крайне различны. Рассмотрим сначала ситуацию, когда энергия отчетливо отделена от обеих границ триады. Именно в этом случае перед нами классический эссенциализм. Доминирующим началом в триаде является, а затем и во всем дискурсе служит действительность (энтелехия), а, следовательно, и сущность, поскольку оба начала связаны прямой и обоюдной связью (по Аристотелю, «сущность, как форма есть энтелехия, а энтелехия, в свою очередь есть сущность, находящаяся в состоянии осуществленности » ).
Возможен, далее, и такой подход, где энергия предельно приближена к энтелехии (действительности). Здесь главным, фундаментальным, свойством энтелехии и сущности признается их зависимость с энергией. «Всякая сущность энергийна» — можно сказать в этом случае. Но принимается и обратное; фактор сущности требует, чтобы всякое действие и энергия служили реализации известных законов и эссенциальных начал, т. е. всякая энергия сущностна. Два эти тезиса в совокупности могут рассматриваться как эссенциально — энергийный дискурс, учение или философский подход. Чистый и яркий пример его неоплатонизм.
Чтобы увидеть, действительно ли виртуальная реальность возникает или может возникнуть с точки зрения энергийного вопроса, нам необходимо рассмотреть, раскрыть ее сущность и строение — выявить ее начала и отношения в сфере бытия. Основной составляющей вопроса становится энергия, когда она отделена от сущности. Она имеет особую природу действия: существует лишь в действии, но не существует «сама по себе». У нее нет устойчивого «прибывания» в реальной реальности. Она представляет собой не имя, но глагол.
Энергия как высказывание о бытии есть, очевидно, бытие-в-действии, бытие-в-деле, но, прежде всего это не есть имя бытия. Это глагольное высказывание, говорящее не о том, какое, а о том каким образом совершается бытие. Затем, это — предельно общее высказывание. Тут нет никакого указания, каким же образом совершается бытие, а есть только констатация: бытие свершается, оно предполагает действие, оно имеет «измерение действия». Энергия, таким образом, и есть «действенное» измерение бытия.
2.6.2. Временной аспект виртуальной реальности
Очевидно, одно качество, которым должна обладать виртуальная реальность и которого нет у реальности реальной — энергия и события, которые описывают первую должны не иметь длительности, протяженности. Событие может не иметь связи с формой лишь в том случае, если оно еще не обрело формы, если у него «не было времени сформироваться». Если же оно имеет длительность, у него неотъемлемо возникают и форма и другие элементы реальной реальности.
Но что значит «у события нет длительности»? Это значит, что оно имеет бесконечно малую длительность, то есть, является моментальным, совершается в миг — в промежуток времени бесконечно краткой протяженности. В свою очередь, «бесконечная малость» и «бесконечная краткость» означают несоизмеримость с обычной, конечной протяженностью, какой обладает любой интервал на оси времени. Стало быть, у «не длящегося» (виртуального) события его время или «миг» не включается во временной порядок, но оказывается изъятым из него. то есть изъятым из реальности сущности. Этот «миг» по отношению к другим подобным событиям обладает особой индивидуальностью. Он принципиально единственен, неповторим и не воспроизводим, он не сливается ни с обычным, длящимся временем, ни с другими «мигами».
Можно сделать вывод о том, что виртуальные события (или, равносильно, их энергии) образуют новый тип временного порядка — новую структуру. Порождается совокупность несвязных, несоотносимых и непротяженных временных элементов.
Обнаруживая феномен не — длящихся событий, характеризуемых лишь определенной энергией, философия в своей сфере открывает факт нового дискурса. Возникает вопрос о соотношении и взаимосвязи времени и энергии. «Чистая «свободная» энергия в своей определенности исключает время как протяженность и пребывание»‘. В философии же такие явления описывались не раз. Ближе всего в этом смысле идеи позднего Хайдеггера, который во «Времени и бытии» и в ряде заметок, посвященных энергии, говорит о событиях, лишенных длительности, устойчивого пребывания. Он тоже отмечает, что такие события отчуждены от сущности, поскольку быть сущностью значит пребывать .Уже достаточно ясно, что необналичиваемые, незавершенные, события обладают теми свойствами, которых мы ожидаем от виртуальных событий. В связи с этим полезно определить, что подразумевается под термином «завершенность». В обычном, аристотелевском понимании, завершенность означает актуализованность, достигнутость определенного телоса, воплощенность определенной сущности — энтелехии — и имеет своим главным предикатом наличествование. Сравнить реальную, сущностную, реальность и реальность виртуальную можно уподобив виртуальные события мерцанию (сверх интенсивной вспышке), а события, имеющие определенное «наличествование», ровному свечению.
2.6.3. Виртуальная философия
Если сравнить мнения средневекового и современного человека о семени, из которого вырастает дерево, то они не будут совпадать даже в мельчайших особенностях. «Человек настоящего» попытается объяснить феномен с научной, механической точки зрения. В ход пойдут такие термины, как химическая реакция, ДНК, электроны и так далее. Но такие объяснения явно не удовлетворят оппонента. «Человек прошлого», предполагая существование в семени некой абсолютной силы, задаст огромное количество вопросов, которые, в конечном счете, или приведут в тупик, или окончательно разозлят нашего современника.
Понятие виртуальности могла бы сопоставить два столь различных суждения, дав право на существование каждому из них.
Категория виртуальности активно разрабатывалась еще в схоластике. и необходима она была для разрешения проблем схоластической философии, в том числе возможности сосуществования реальностей разного уровня, образования сложных вещей из простых.
Например, Николай Кузанский в своей работе «О видении бога» писал так: «…я гляжу на стоящее передо мной большое и высокое ореховое дерево и пытаюсь увидеть его начало. Я вижу телесными глазами, какое оно огромное, раскидистое, зеленое, отягощенное ветвями, листвой и орехами. Потом умным оком я вижу, что то же дерево пребывало в своем семени не так, как я сейчас его разглядываю, а виртуально: так я найду невероятную силу. В ней начало, дающее бытие всякой силе. Эта абсолютная и все превосходящая сила дает всякой семенной силе способность виртуально свертывать в себе дерево» (Носов Н.А. Виртуальная реальность//Вопросы философии. 1990, № 10, С. 156).
Как видно из этого текста, Николай Кузанский принципиально иначе рассуждает, чем современный ученый. Если последний причины роста ищет в условиях и более низких уровнях реальности, чем уровень семени, — в ДНК, биохимических реакциях, физических законах, то Николай Кузанский — в более высоких уровнях реальности, применяя при этом категорию виртуальности.
Для еще одного философа, Фомы Аквинского, категория виртуальности также является принципиально важной. С ее помощью он разрешал проблему сосуществования реальностей разного уровня и проблему образования сложного из простых элементов. В частности он рассматривал сосуществование души мыслящей, души живой и души растительной: «… следует признать, что в человеке не присутствует никакой иной субстанциональной формы, помимо одной только субстанциональной души, и что последняя, коль скоро она виртуально содержит в себе душу чувственную и душу вегетативную… «( Носов Н.А. Виртуальная реальность//Вопросы философии. 1990, № 10, С. 157).
Возможно, в рассмотренных высказываниях категория «виртуальность» не полностью совпадает с тем понятием, которое мы ожидаем обсудить, но в большинстве своем она отражает основные и главные свойства философского термина.
Схоластика в сравнении с учением Аристотеля стала рассматривать установление определенной связи, посредством virtus, между высшей и низшей реальностями. Здесь возникает некий новый смысл виртуальности, если в данном случае подразумевается именно это. Аристотель же разработал структуру категорий для одной только реальности, субстанциальной — пассивной, неразвивающейся, существующей в абсолютном, т.е. в собственном, не связанном с высшей реальностью, времени и пространстве. Но схоластика рассматривала лишь две реальности, субстанциональную и божественную, а этот подход нельзя считать созданием полной и независимой иерархии реальностей, т. к. два объекта всегда можно считать все же зависимыми подчиненными друг другу. Итак, в данный период виртуальность определялась через многообразие миров, реальностей.
Во многом развитие средневековой философии и затем философии Нового времени определялось отношением к промежуточной реальности:
есть она или ее нет. Так называемая научная картина мира, возникшая в Новое время, исключила божественную реальность, переименовав божественные законы в законы природы, тем самым провозглашалось существование одной реальности — природной. Но при этом оставлялась идея силы (схоластического virtus), имея общекосмический масштаб.
Новоевропейская философия не приняла утверждений Платона. Он утверждал, что идеи являются зримыми. Для философии же Нового времени идеи это мыслительные понятия. Платон говорил не о предельной реальности, а о реальности следующего уровня, объекты которой для людей, вне нее находящихся, действительно, только интеллектуально познаваемы, но для людей в ней находящихся, являются реальными предметами.
Итак, если мы признали существование нескольких уровней реальности, то должны признать, с одной стороны, несводимость реальностей к друг другу, иначе бы все сводилось к одной или двум предельным реальностям, а с другой стороны, найти, чем же они друг с другом связаны, иначе мы вынуждены будем решать проблему построения сложного объекта из нескольких простых, когда есть несколько достаточно простых реальностей и их нужно объединить в нечто единое.
Справедливости ради следует сказать, что такой подход был предложен еще в IV в. , ранневизантийским философом (и не только философом) Василием Великим, который в своей работе «Шестоднев» утверждал идею того, что некая реальность может породить другую реальность, законы существования которой не будут сводиться к законам существования порождающей реальности. На основе этой идеи он интерпретировал акт творения мира и построил модель порождения мира и актуального его существование.
Принципы отношения между разными уровнями реальностей рассмотрены у другого великого византийца — Исаака Сирина, который утверждал, что соотношение уровней реальностей определяется не их абсолютным статусом, а теми усилиями, которые человек предпринимает, для того чтобы раскрыть, а точнее породить в себе реальность следующего уровня. Исаак Сирин предложил модель, названную принципом матрешки: количество и типы реальностей определяются активностью самого человека, и по направлению движения к предельным реальностям, как «вверх», так и «вниз», человек может проходить в принципе бесконечное промежуточных реальностей.
Идея виртуальности, в той или иной мере, рассматривала античная философия, восточная, византийская. Термин «виртуальность» стал активно использоваться в последнее десятилетие в современной философской науке, а также в других сферах человеческой деятельности.
Следует заметить, что применительно к виртуальной реальности изменяет свое содержание и смысл, требует пересмотра подавляющее большинство философских понятий. Возьмем, к примеру, термин «возникновение» — и тут же увидим, что в его обычном смысле. виртуальные события не возникают и не могу возникнуть.
2.6.4. Психологическое в виртуальности или виртуальное в психологии
Несомненно, виртуальная реальность имеет более жесткую связь с субъективной, чем объективной реальностью, так как все, что лежит вне области бытия, прежде всего, воспринимается личностно, т. е. непосредственно человеком, субъектом.
Психологическая виртуальная реальность есть отражение характера восприятия образа. Если образ воспринимается привычным способом, то процесс восприятия не рефлексируется. Если образ воспринимается непривычным способом, легче или труднее, чем обычно, то характер восприятия рефлексируется, осознается как особое событие, соответственно, легкости и приятности или трудности и неприятности самоощущения. При этом человек может полностью переключится на свои самоощущения, перейти в виртуал, который бывает двух видов:
- гратаул (от латинского — привлекательный) при легком восприятии образа;
- ингратаул (от латинского — непривлекательный) при трудном восприятии.
Виртуал, в отличие от других психических понятий, типа воображения, характеризуется тем,что человек воспринимает и переживает его не как порождение своего собственного ума, а как объективную реальность.
В работе Н.А. Носова «Виртуальная реальность» выделено восемь свойств виртуального события. Кратко рассмотрим их.
Непривыкаемость. Сколько бы раз данное событие не возникало, каждый раз оно переживается как необычное и непривычное.
Спонтанность. Никто в своих описаниях не говорит о точном моменте возникновения данного события. Нет временной границы довиртуального и послевиртуального режима. Всегда идет речь о себе уже в новом режиме. Виртуал возникает неожиданно и ненамеренно. Возникновение виртуала не контролируется сознанием и не зависит от воли (намерений и желаний) человека.
Фрагментарность. У человека, находящегося в виртуале, появляется ощущение какой-то отделенности, отдельности частей своего тела от себя (в таком случае говорят, например, о том, что руки не слушаются или же, наоборот, руки все делают сами). Виртуал порождается фрагментом человеческой деятельности, а переживается всем человеческим существом.
Объективность. О чем бы человек ни говорил — об изменениях в протекании деятельности, о наплыве чувств, о затмении сознания и т. п., он говорит о себе не как об активном начале, от которого исходят эти события, эти мысли, эти действия, а как об объекте, которого охватывают мысли, переживания, действия. Рассказ идет о том, что происходит с человеком, о том, чему он оказывается подвластным.
Изменение статуса телесности. В виртуале человек выходит из обычной реальности и переходит в другую, необычную реальность. Фактически это есть обретение другой телесности.
Изменение статуса сознания. В виртуале меняется характер функционирования сознания. В гратуале («приятном » восприятии) сфера деятельности человека расширяется — человек легко схватывает и перерабатывает весь необходимый объем информации. В ингратуале сфера деятельности уменьшается — информация усваивается и перерабатывается с трудом.
Изменение статуса личности. В виртуале человек совсем иначе оценивает себя и свои возможности. В гратуале деятельность совершается без волевых усилий со стороны человека, как бы самопроизвольно, кажется текущей сама собой. Деятельность становится самодействующей силой. В ингратуале, напротив, осуществление деятельности возможно только с помощью напряжения волевых усилий. Она «не идет», «сопротивляется», тело человека «не слушается» его и т.п.
В разных конкретных случаях каждое из этих свойств может проявляться с различной степенью интенсивностью.
Категория «виртуальность» заставляет по-новому взглянуть на старые представления, в частности, об объективности «реального» мира. Известно, что если взрослому человеку, который от рождения слеп, восстановить зрение, то первое время он не видит ни цвета, ни предметов, а только более или менее плотную серую пелену. И лишь со временем и опытом формируется способность видеть предметы «как они есть». Это означает, что зрительная система лишь поставляет человеку сенсорные стимулы, а человек сам строит из них образы предметов, а также переживания и чувства, сопровождающие восприятие этих объектов. Это в свою очередь означает, что образ объективного мира является виртуальным, со всеми характеристиками виртуальной реальности, т. е. мы сами «разворачиваем» в своем подсознании «полный», виртуальный образ, со всеми сопутствующими впечатлениями, того, что нам представляет реальная реальность.
С другой стороны, если поместить человека в условия, когда в значительной мере сокращается доступ к нему чувственной стимуляции от внешнего мира, т.е. материала, из которого строится виртуальный образ мира, то нарушается работа психики в целом. Этот факт доказывает, что виртуальный образ мира не может существовать самостоятельно и независимо от константной реальности. Об этом же свидетельствует и эффект «крушения мира», возникающий при кратковременной невесомости, когда человеку кажется, что сейчас весь мир рушится, показывающий, что при нарушении константной реальности виртуальная тоже нарушается.
Принятие идеи виртуальности приводит к тому, что психика рассматривает ее как сложное образование, т.е. включающее в себя разнородные реальности, несводимые не только к непсихическим реальностям, но и друг к другу.
Существует обширное поле осмысления виртуальности. Философии и культурологии еще предстоит раскрыть, сколь тесно и глубоко идеи и представлении о виртуальности сплетены с сегодняшними процессами. Явно, эти процессы отражают нарастающую тенденцию к восприятию реальности человеком — как реальности многомерной. Несомненно, что все эти виды реальности весьма близки к чертам реальности виртуальной, если не прямо принадлежат ей. В известном смысле, мы уже близимся к появлению «виртуалистского мировосприятия» и человека, ориентированного на виртуальность, ориентированного на всех уровнях своей деятельности, начиная с телесного. В сфере компьютерных технологий и масскультуры, моментально — дискретных, вспыхивающих и сменяющихся блоков, аппарат человека весь перестраивается и настраивается на виртуальность, входит в особый виртуальный режим. И последствия этого еще не оценены в полной мере.
Приобщенность человечества к виртуальной реальности имеет и приобретения и опасные стороны. Так расширяется опыт, и способности человека, — но расширяются они за счет погружения в частичную, недовоплотившуюся и недооформившиюся реальность. Возникают симптомы энергетического упадка человека и мира — упадка не количественного, а качественного. В своем развитии они потенциально приводят к появлению типа «человека виртуального», который стремится замкнуться в горизонте виртуальной реальности, с трудом его покидает и вырабатывает специфические «виртуальные» стереотипы поведения и деятельности, к примеру, «виртуальное творчество», разлив которого мы уже наблюдаем: творчество без принятия ответственности и притязаний на истинность. Это еще предстоит осмыслить нашему обществу.
Что же касается связи между реальным миром и виртуальным, то несмотря на большое количество различий, существует одно четкое и непоколебимое звено между виртуальной и реальной реальностью это — ЧЕЛОВЕК.
«Виртуальная реальность — это настоящая реальность», так что примите ее, говорит философ | Виртуальная реальность
Трудно представить, как люди проводят свою жизнь в виртуальной реальности, когда опыт сводится к размахиванию руками посреди гостиной с устройством размером с кирпичный дом, прикрепленным к лицу.
Но именно к этому движется человечество, говорит философ Дэвид Чалмерс, выступающий за принятие судьбы. Достижения в области технологий создадут виртуальные миры, которые будут соперничать, а затем и превосходить физическое царство. По его словам, с безграничным, убедительным опытом на раздаче материальный мир может потерять свою привлекательность.
Чалмерс, австралийский профессор философии и нейронауки в Нью-Йоркском университете, в своей новой книге Reality+ приводит доводы в пользу использования виртуальной реальности. Чалмерс, известный тем, что сформулировал «сложную проблему» сознания, которая вдохновила Тома Стоппарда на одноименную пьесу, видит, что технологии достигают точки, когда виртуальное и физическое становятся сенсорно одинаковыми, а люди живут хорошей жизнью в виртуальной реальности.
«Распространенный взгляд на виртуальные реальности состоит в том, что они в некотором роде фальшивые реальности, что то, что вы воспринимаете в виртуальной реальности, не является реальным. Я думаю, что это неправильно», — сказал он The Guardian. «Виртуальные миры, с которыми мы взаимодействуем, могут быть такими же реальными, как и наш обычный физический мир. Виртуальная реальность — это настоящая реальность».
Все началось, как это может быть, с французского философа Рене Декарта. Чалмерс обдумывал свой вопрос о том, как мы можем знать что-либо о внешнем мире. Современная философия часто переформулирует это как проблему в стиле Матрицы: как мы можем знать, что мы не находимся в симуляции? Чтобы перейти к делу, мы не можем, говорит Чалмерс.
Все это ведет к виртуальной реальности. Чалмерс подозревает, что в ближайшие десятилетия мы откажемся от неуклюжих гарнитур в пользу интерфейсов мозг-компьютер, или BCI, которые позволят нам познавать виртуальные миры с помощью нашего полного набора органов чувств. С достижениями в области вычислений — возможно, в следующем столетии — эти миры будут казаться такими же реальными, как и физический мир вокруг нас.
Говоря о философии, Чалмерс утверждает, что даже сегодняшние виртуальные миры «реальны». По его словам, разговор в виртуальной реальности — это настоящий разговор. Он утверждает, что объекты в виртуальных мирах тоже реальны, просто состоят из битов, а не из кварков и электронов. По мере того, как виртуальные миры становятся богатыми и убедительными, мы будем строить виртуальные общества, браться за виртуальную работу и иметь мотивы, желания и цели, которые проявляются в этих средах. «Большинство факторов, делающих жизнь значимой, будут присутствовать в виртуальных мирах», — говорит он. «Нет никаких веских причин думать, что жизнь в виртуальной реальности будет бессмысленной или бесполезной».
Но где же остается физический мир? «В краткосрочной перспективе мы явно будем основываться на физической реальности, и я определенно не рекомендую отказываться от нее», — говорит Чалмерс. «Но в долгосрочной перспективе можно представить, что люди проводят большую часть своей жизни в виртуальной реальности». Погоня за физическим может показаться новинкой или фетишем, добавляет он.
Есть много ловушек, которых следует опасаться, отмечает он. Какими бы полноценными ни были виртуальные миры, людям потребуются настоящая еда, питье и физические упражнения, а возможно, даже случайный проблеск дневного света, чтобы их тела не увядали. По словам Чалмерса, риски могут быть незначительными в течение десятилетий, но постепенная тенденция к виртуальной жизни может в конечном итоге вызвать новые проблемы со здоровьем.
В книге он описывает многочисленные розыгрыши, которые привлекут людей к виртуальной реальности. Это миры, в которых люди могут наслаждаться сверхчеловеческими способностями, обладать другими телами, испытывать новые ощущения и исследовать окружающие среды с другими законами физики. С почти неограниченным пространством каждый может иметь виртуальный особняк или даже виртуальную планету. И если физический мир подвергнется опасной деградации — из-за экологического коллапса, ядерной войны или нескончаемой пандемии — виртуальная реальность может стать убежищем, говорит он.
Чалмерс признает, что приманка виртуальной реальности может привести к пренебрежению в глобальном масштабе. Потеряют ли актуальность изменение климата и другие кризисы, с которыми сталкивается физический мир? Это было бы катастрофой, говорит он: «Физическая реальность действительно важна. Мы должны держаться за основу и относиться к этому хорошо».
Это не единственная проблема. Виртуальные миры принадлежат корпорациям, которые хотят вернуть свои инвестиции. В октябре Facebook был переименован в Meta, что отражает его стремление доминировать в «метавселенной», виртуальном мире, в котором люди должны работать и играть. Фрэнсис Хауген, разоблачитель Facebook, выразила серьезную озабоченность по поводу более навязчивой слежки и сбора данных в метавселенная. Существует также риск психологической травмы, утверждает она: если мы лучше выглядим, у нас будет лучшая одежда и лучший дом в метавселенной, что мы будем чувствовать, когда уйдем?
«Если виртуальные миры контролируются корпорациями, как сейчас кажется, не приведет ли это к потенциально антиутопическим реалиям, в которых корпорации контролируют все в нашей среде? Я думаю, есть очевидные причины для беспокойства по этому поводу», — говорит Чалмерс.
Маловероятно, что все обратятся к виртуальной реальности, а некоторые люди, по словам Чалмерса, по-прежнему будут ценить физическую реальность.
«Может быть ощущение подлинности при взаимодействии с нашей изначальной биологической формой. Но трудно понять, почему одна только физическая форма должна определять разницу между осмысленной и бессмысленной жизнью», — пишет он. «В долгосрочной перспективе виртуальные миры могут иметь большую часть того, что хорошо в невиртуальном мире. Учитывая все возможности, которыми виртуальные миры могут превзойти невиртуальный мир, жизнь в виртуальных мирах часто будет правильным выбором».
В эту статью были внесены поправки 18 января 2022 года. В более раннем заголовке Чалмерс описывался как философ из США; чтобы уточнить, он австралийский философ, живущий в США.
Что может виртуальная реальность (на самом деле)?
Форма поиска
Поиск
Что может виртуальная реальность (на самом деле)?
- ‹ Предыдущая
- Следующая ›
Воскресенье, 12 декабря 2021 г.
Что это такое
VR переносит пользователей во всевозможные реальности, некоторые из которых полностью созданы по образцу реального мира. Хотя технология все еще находится в зачаточном состоянии, она стала настолько сложной, что может обмануть мозг, заставив воспринимать виртуальный опыт как реальный и непосредственный. Итак, как лучше всего использовать эту передовую технологию в будущем? Может ли виртуальная реальность помочь решить проблемы реального мира, такие как скрытая предвзятость или климатический кризис? И по мере того, как технология становится все более доступной, существуют ли потенциальные опасности, о которых нам следует серьезно задуматься? Джош и Рэй надевают очки вместе с Джереми Бейленсоном, директором Лаборатории виртуального человеческого взаимодействия в Стэнфорде и автором 9 книг. 0055 Опыт по требованию: что такое виртуальная реальность, как она работает и на что способна.
Часть нашей серии Человек и машина.
Прослушивание
Воспроизведение аудио
Скорость 0,50,75Нормальная 1,251,51,752
Примечания к прослушиванию
Является ли виртуальная реальность чем-то большим, чем просто местом для развлечения? Может ли это помочь нам стать более чуткими людьми? Рэй считает, что виртуальная реальность дает возможность испытать вещи, которые были бы слишком опасны или невозможны в реальном мире, что может помочь увеличить нашу способность к сопереживанию. Джош, однако, скептически относится к тому, что виртуальные миры имеют преимущества перед реальностью и что такие виртуальные опыты, разработанные для повышения эмпатии, работают только для тех, кто уже ищет их.
К философам присоединился Джереми Бейленсон, профессор коммуникаций и директор Лаборатории виртуального человеческого взаимодействия в Стэнфордском университете. Джереми обсуждает работу своей лаборатории по предоставлению опыта, который поможет людям переосмыслить свои взгляды и усилит эмпатию, что может привести к долгосрочному изменению поведения. Далее он описывает свой класс, преподаваемый с использованием виртуальной реальности, а также важность привлечения экспертов в данной области при использовании технологии для борьбы с предрассудками и расизмом. В ответ на беспокойство Рэя по поводу того, что социальные сети монополизируют технологии виртуальной реальности, Джереми выражает обеспокоенность по поводу конфиденциальности, зависимости и размытия реальности. В конечном счете, он считает, что виртуальная реальность не для всего.
В последнем сегменте шоу Рэй, Джош и Джереми обсуждают возможности технологии виртуальной реальности всего тела и ее применение в спортивной медицине. Они переходят к концепции дополненной реальности (AR), которая использовалась при создании животных-компаньонов AR и художественных наложений на кинофестивалях. В заключение Джереми предлагает взглянуть на текущие социальные нормы и стигматизацию, связанные с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности.
Бродячий философский отчет (Seek to 4:43) → Шерин Адель пробует опыт дополненной реальности, предназначенный для того, чтобы донести науку об океане до людей и вызвать беспокойство по поводу изменения климата.
Шестьдесят второй философ (Искать до 45:03) → Ян Шоулз объясняет, почему нам нужны альтернативные реальности, а не виртуальные реальности.
Стенограмма
Стенограмма
Джош Лэнди
Может ли виртуальная реальность решить проблемы реального мира?
Рэй Бриггс
Сделает ли это нас более чуткими?
Джош Лэнди
Может ли виртуальная реальность помочь нам справиться с климатическим кризисом?
Get Philosophy Talk
Радио
Воскресенье в 11:00 (по тихоокеанскому времени) на KALW 91.7 FM, Сан-Франциско и ретрансляция на многих других станциях по всей стране
Подкаст
Загрузка полных выпусков через Apple Music и сокращенных выпусков (Philosophy Talk Starters) через Apple Podcasts, Spotify и Stitcher
Гость
911185
5
Джереми Бейленсон, профессор коммуникации, Стэнфордский университет0002 Может ли виртуальная реальность сделать людей более чуткими, обучить студентов научным методам и помочь людям преодолеть свои страхи? В выпуске этой недели задается вопрос, является ли виртуальная реальность силой добра, силой зла или вообще малой силой.
Бонусный контент
Разговор о философии · Что может виртуальная реальность (на самом деле)?
Research By
Люси Немеров, Элли Вонг
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
У вас должен быть включен JavaScript, чтобы использовать эту форму.
Имя пользователя или электронная почта *
Пароль *
- Создать новую учетную запись
- Запрос новый пароль
Предстоящие шоу
06 ноября 2022
ПЭТ этики
Многие из нас, даже Степ. само собой разумеющееся, что содержание домашнего животного приемлемо с моральной точки зрения. Но независимо от того, насколько хорошо мы…
13 ноября 2022
В поисках философии Пруста
Марсель Пруст «В поисках утраченного времени» заставляет нас серьезно задуматься о том, что мы можем знать, кто мы на самом деле, почему память важна, и как мы можем найти…
20 ноября 2022
Загадки и моральные дилеммы Covid
Всего за несколько месяцев мир радикально изменился, и нам всем пришлось изменить свой образ жизни, чтобы остановить распространение Covid-19. Те, кто работает над…
Get Philosophy Talk
Радио
Воскресенье в 11:00 (по тихоокеанскому времени) на KALW 91.7 FM, Сан-Франциско, а также ретрансляции на многих других станциях по всей стране сокращенные эпизоды (Philosophy Talk Starters) через Apple Podcasts, Spotify и Stitcher
Listen
Play audio
Speed0.50.75Normal1.251.51.752
Guest
Jeremy Bailenson, Professor of Communication, Stanford University |
Related Блоги
Виртуальная реальность, настоящие чувства
15 декабря 2021 г.
Может ли виртуальная реальность сделать людей более чуткими, обучить студентов научным методам и помочь людям преодолеть свои страхи? В выпуске этой недели задается вопрос, является ли виртуальная реальность силой добра, силой зла или вообще малой силой.
Дополнительный контент
Разговор о философии · Что может виртуальная реальность (на самом деле)?
Исследования по
Люси Немеров, Элли Вонг
Предстоящие шоу
06 ноября 2022
ЭТИКА ПЕТ
Многие из нас, даже активисты для животных Стюанса, как правило, придерживаются достойного договора. морально приемлемо.