Философское направление фома аквинский: Философия Фомы Аквинского
Содержание
Философия Фомы Аквинского
Фома Аквинский (1224—1274 гг.) родился в семье богатого землевладельца, графа Ландорфа в Аквинах, небольшом городке недалеко от Неаполя. Уже в 5 лет был отправлен на учебу в монастырь бенедектинцев в Монте Кассино. Отец надеялся, что его сын (а он был седьмым ребенком в семье) изберет для себя духовную карьеру. Орден бенедиктинцев был довольно известным и богатым.
В возрасте 15 лет Фома становится студентом Неапольского университета и изучает семь свободных наук и философию Аристотеля с тем, чтобы подготовиться к изучению теологии. Однако незадолго до окончания университета он неожиданно для отца и семьи переходит из монашеского ордена бенедиктинцев в орден доминиканский, который в сравнении с первым был очень бедным. Отец хотел препятствовать этому переходу и обратился за содействием даже к римскому папе, однако Фома не изменил своего решения. Вскоре по решению генерала ордена доминиканцев Яна Тевтонского Фома должен был отправиться в Париж, чтобы изучать там теологию. Однако эту поездку пришлось отложить на год, так как уже в начале дороги он был схвачен братьями и по решению отца, по существу, стал лишенным свободы передвижения и жил в родовом замке. Несмотря на протесты семьи, через год Фома выехал в Париж, поскольку семья была вынуждена с этим согласиться.
В Париже Фома постигал теологию, слушал лекции Альберта Великого, которые пользовались такой большой популярностью у студентов, что слушатели не помещались в большой аудитории, и Альберт Великий часто читал свои лекции на площади. Это был широко образованный человек, который глубоко знал имеющиеся труды об Аристотеле и даже написал свои, одним из первых начал использовать идеи Аристотеля для систематизации христианского учения. Возможно, что именно от Альберта Великого у Фомы Аквинского появился интерес к изучению наследия Аристотеля, а затем и к использованию его идей при разработке собственной философско-теологической системы.
После окончания учебы Фома Аквинский получил степень магистра теологии, прочитал несколько учебных лекций и мог работать преподавателем в университете, однако академическая карьера его не интересовала. Он начал свою писательскую деятельность. Кстати, коллеги по университету дали ему кличку «молчаливого быка», т. к. он не очень охотно участвовал в студенческих дискуссиях, отличался грузной фигурой, высоким ростом. Эта кличка соответствовала и его характеру: был он исключительно трудолюбивым, медлительным, его отличали фундаментальность, железная логика, непреодолимая воля и упорство. Пожалуй, никто из его коллег не мог представить, каким исключительно плодовитым писателем, отличающимся пытливым умом, живым, творческим интеллектом, станет Фома Аквинский.
В жизни, как это было предписано уставом доминиканцев, Фома Аквинский был необычно скромным человеком весьма умеренных потребностей (передвигался почти всегда пешком). В 1259 году был отозван папой римским Урбаном IV в Рим.
Римская курия сумела рассмотреть в Фоме человека исключительно способного, который может адаптировать учение Аристотеля к потребностям религии и развить на его основе новую теологию. Фоме Аквинскому удалость реализовать эту задачу: он реформировал средневековую теологию при опоре на учение Аристотеля. Два его главных произведения носят энциклопедический характер — это «Сумма теологии» (незавершенное сочинение), в которой разрабатывается догматика католической христианской теологии, и «Сумма философии, или сумма против язычников», направленная преимущественно против арабской философии. Кроме этого, Фомой Аквинским были написаны комментарии ко многим произведениям Аристотеля; «Вопросы» — книга, которая содержит полемические рассуждения о вопросах теологии, наброски диспутов и рассуждений учеников в форме тезисов, замечаний, сомнений и пр. Написаны также трактаты из области права, философии государства и т. д.
Фома Аквинский обладал необыкновенной памятью, он мог цитировать по памяти практически всю Библию. Работа, которую он выполнил в течение жизни, огромна; по объему написанного он сравним с Аристотелем. Сохранившаяся рукопись «Сумма философии» свидетельствует о чрезвычайной тщательности Фомы Аквинского, некоторые слова он поправлял до пяти раз.
Фома Аквинский был не только гениальным писателем, но и гениальным религиозным деятелем. Он был необычайно скромным человеком и отказывался от многочисленных предложений по занятию высоких должностей в религиозной иерархии. Некоторое время занимался преподавательской деятельностью; затем в порядке исключения был послан для работы профессором Парижского университета, однако вернулся через три года в Италию в качестве ректора университета (1272 год).
Умер Фома Аквинский в 1274 году во время пешего путешествия в Лион на Собор иерархов церкви. Несмотря на сомнения, которые высказывались некоторыми высшими иерархами католической (латинской) церкви, папа римский Ян XII канонизировал его как Святого Фому.
Основные тезисы философско-теологической доктрины Фомы Аквинского:
1. Фома Аквинский использует и адаптирует для потребностей религии учение Аристотеля о субстанции, о материи и форме, о потенции, актуализации (акте).
2. Причиной возникновения и существования всего сущего Фома Аквинский считал Бога. Бог вечен, является абсолютно совершенным духовным существом, заключающим в себе всю полноту бытия в виде идей как образцов, по которым он из ничего сотворил природу.
3. В решении вопроса о материи и форме Фома Аквинский придерживался учения Аристотеля, освободив это учение от элементов материализма. Форма первична, она есть созидающее творческое начало, а материя вторична, она только субстрат, в котором потенциально существуют возможные вещи. Форма актуализирует эту потенцию, т. е. делает их тем, чем они есть в действительности. Фома Аквинский называл субстанциями единичные вещи. Они доступны как чувственному, так и рациональному познанию. В субстанции, как видно из сказанного, выделяется то, что есть основа их единства — форма, и то, что является основой их множественности — материя. Фома Аквинский ограничивает и формирует то, что ограничено и сформировано, т. е. материю. Различает возможность и реальность, потенцию и акт.
4. В вещах (субстанциях) Фома Аквинский различает сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию) как актуализацию сущности и потенциальности. Сущность так относится к существованию, как потенция к акту.
5. О свободной воле Бога Фома Аквинский говорит, что только ею Бог руководствовался, когда сотворял мир через актуализацию вечных идей в действительность.
6. Вещи (субстанции) существуют реально, их бытие в мире самостоятельно и конкретно. Такая позиция может трактоваться как реализм.
7. Мир — это упорядоченная иерархия разнообразного бытия. Источником гармонии этой иерархии является Бог, только он является единственно самодостаточным бытием, ибо существует сам по себе, у него нет внешней причины, он сам для себя причина производящая и причина существования всех других форм бытия. Бог — это вечное бытие, он неизменен, нематериален, и только у Бога сущность и существование совпадают.
В фундаменте существующей иерархии лежит чистая бесформенная материя, элементарные стихии, такие как воздух, вода, огонь. Затем следует неживая материя, растения, животные, человек, а еще выше ангелы (Фома Аквинский выделяет 9 кругов), а на вершине иерархии — чистая форма, или форма всех форм, т. е. Бог. Следовательно, в этой иерархии идет постепенное уменьшение материальной составляющей и возрастание духовной (формальной) составляющей.
8. В антропологии Фома Аквинский утверждал, что человек — это единство, ансамбль тела, которое в смысле субстанциональном является материей, и души, которая является для тела формой. Если Августин, сторонник дуализма в учении о человеке, противопоставляет тело и душу, то Фома Аквинский говорит об их неразрывном единстве. У Августина душа после смерти покидает тело, а Фома Аквинский утверждает, что душа человека состоит из трех частей: жизненной (вегетативной), чувственной и эмоций (животная часть души) и разумной (мыслящей души). Душа неразрушима, поскольку всякое разрушение есть отделение формы от материи, но душа — это чистая форма, и после смерти тела душа может существовать и далее.
Подчеркнем еще одно отличие взглядов Фомы Аквинского на человеческую душу. Он утверждал, что каждая душа сотворена Богом одновременно с человеком и не существует до человека. О человеке как бытии, складывающемся из души и тела, рассуждает Фома Аквинский в «Сумме теологии» так. Выражение «Человек есть душа» можно понимать двояко. Согласно первому значению этого выражения душа — это человек, взятый вообще, а этот конкретный единичный человек не является душой, а является бытием, возникшим из соединения души и тела. Например, Сократ говорит об этом потому, что некоторые в понимании рода (вида) разумеют только форму, а материю понимают только как часть личности, но не часть вида. Но такое понимание не может считаться истинным. К виду относится то, что содержит в себе определение. А в дефиниции предметов материального мира содержится не только форма сама по себе, но форма вместе с материей. Следовательно, в предметах окружающего мира частью вида является материя, правда, не материя, количественно определенная, являющаяся основой личностного, а материя вообще. Следовательно, значение выражения «человек единичный» указывает на то, что он состоит из данной индивидуальной души и из тех телесных составляющих и костей. Так и в понятии «человек вообще» мы понимаем существо, сложенное из души, составляющих телесных и костей.
Во втором смысле выражение «Человек есть душа» означало бы то, что данный единичный человек есть данная единичная душа.
9. В теории познания Фома Аквинский исходит из того, что в познании участвуют и чувства, и разум, который обрабатывает то, что постигнуто чувствами. Чувства внешне ответственны за контакт человека с внешним миром. После этапа чувственного начинается рациональное познание.
В «Сумме теологии» Фома Аквинский характеризует познание чувственное и познание рациональное следующим образом. Познавать вещи, которые имеют бытие материальное, дело для нас натуральное, поскольку наша душа, с помощью которой познаем, — это форма какой-то материи. А душа имеет две возможности познания. Одна — свойство телесное. И для него натурально познание вещи с помощью чувств как чего-то особенного, единичного. Другая познавательная возможность — это разум, который не является свойством чего-то телесного. С помощью разума мы можем познавать вещи как общие, и этим разум превосходит чувства.
Человек может познать сущность вещей, а их существование не достижимо для человека.
10. В этике Фома Аквинский считает, что все сотворенное Богом есть благо. Никакое бытие не называют злом, поскольку является бытием (сотворенным Богом — В. С.), а зло есть зло, поскольку оно является недостатком бытия; так человека называют злым, если у него недостает добродетели, а глаз называют злым, если у него недостаток быстроты зрения, замечал Фома Аквинский в «Сумме теологии». Наряду с уже рассмотренными нами проблемами взаимоотношений добра и зла, их источников Фома Аквинский утверждал, что целью стремлений человека является счастье. Условием счастья является, во-первых, удержание равновесия между тем, что телесно (материально), и тем, что духовно. Он выделил теологические добродетели — вера, надежда, любовь, а также наиболее важные, кардинальные добродетели — мудрость, справедливость, отвага и умеренность. Теологические добродетели присущи самому Богу, а для человека эти добродетели являются даром божьим.
11. Фома Аквинский уделил внимание и правовой проблематике. В частности, он выделил три вида права:
- право вечное — это законы, установленные Богом, которые управляют миром;
- право натуральное — это вечное право, отраженное в разуме человека;
- право человеческое — это, в свою очередь, натуральное право, действующее в общественной жизни.
12. Важное значение в учении Фомы Аквинского занимает его наука о гармонии веры и разума. Он усовершенствовал идею двойственной истины, которая развивалась Ибн Рушдом (Авэрроэсом), и приблизил ее к потребностям теологии. Фома Аквинский утверждал, что разум способен рационально доказать бытие Бога и отклонить возражения против истин веры. Его рассуждения по этому поводу следующие: догматы христианства, веры не противоречат умозаключениям философии, однако они не следуют из философских аргументов и не являются основанием для философии.
Оптимальное отношение между теологией и философией — гармония. Однако если между ними возникает противоречие, то вывод может быть лишь один — ошибается разум. Истины веры выше истины разума.
Задачи науки — это объяснение закономерностей мира. Фома Аквинский допускает достижение человеком объективного, истинного знания. Однако даже познание, которое может достичь знания объективного и истинного, не может охватить все. Есть такая область — область самых существенных христианских таинств, в которую разум проникнуть не может (триединство, воскресение, божественное откровение, благая весть, которые содержатся только в вере). Эти истины стоят выше разума, но не противоречат ему. Истина может быть только одна, ибо происходит от Бога.
Философия и другие науки должны служить вере, теологии тем, что религиозные истины они толкуют в категориях разума и опровергают ложные аргументы против веры.
Приведем размышления Фомы Аквинского из «Суммы теологии» о философии и теологии, о том, что философия должна выполнять роль служанки богословия (теологии).
Разные взгляды, которыми мы познаем предметы, приводят к разнообразию наук. К выводу, что земля круглая, приходит и астроном, и естественник, но астроном с помощью математики, т. е. понятий, оторванных от материи, а естественник при помощи средств, связанных с материей. Поэтому не стоит мешать, чтобы теми же вещами, о которых размышляют философские науки в той степени, насколько эти вещи доступны познанию с помощью света разума врожденного, занималась и другая наука, которая познает светом откровения. Отсюда теология, которая является наукой святой, отличается от той теологии, которая принимается за часть философии. Теология может перенимать нечто от философских наук не потому, что это для нее необходимо, а для лучшего понимания тех вещей, которые предлагает. Она не приемлет своих оснований от других наук, а только непосредственно от Бога через откровение; и не черпает из других наук, как из высших, а пользуется ими как низшими и починенными (служебными).
Она использует их не по причинам собственной недостаточности, а в связи с недостатками нашего разума, который лучше понимает то, что говорят науки, чем то, что выше разума.
13. Выражение «Бог существует», как утверждал Фома Аквинский, не является очевидным для каждого человека, и поэтому это утверждение нужно доказать. В «Сумме теологии» Фома Аквинский приводит пять таких доказательств (иногда их называют аргументами о существовании Бога, а иногда трактуют как «пять дорог к Богу»). Приведем их в лекции.
Первое доказательство Фома Аквинский указывает на изменения, происходящие в мире, и аргументирует, что все, что движется, приведено в состояние движения чем-то другим, а поскольку не может существовать бесконечная цепь причин без начала, то следует признать существование неподвижной причины, или Бога.
Второе доказательство рассматривает конкретные причины изменений, происходящих в мире, и Фома Аквинский утверждает, что должна существовать причина, которая есть Бог, поскольку ни одна другая причина не может быть причиной для самой себя.
Третье доказательство основано на том, что некоторые вещи возникают и исчезают, т. е. они являются не необходимыми, а случайными, и отсюда нужно допустить, что существует бытие необходимое как источник бытия вещей случайных. И эта необходимость является Богом.
В четвертом доказательстве Фома Аквинский замечает, что некоторые вещи мы признаем более совершенными, лучшими, чем другие вещи, и утверждает, что существование различных степеней совершенства позволяет имплицировать мысль о том, что существует наивысшее, наисовершеннейшее бытие, которое является условием существования (бытия) менее совершенных вещей, а чистым совершенством является сам Бог.
Пятое доказательство исходит из того, что каждое органическое тело стремится к какой-то цели, являющейся добром, а значит, должно существовать такое разумное бытие, благодаря которому все вещи имеют свои цели, т. е. Бог.
Конечно, современному человеку некоторые из этих доказательств кажутся наивными, спорными, однако нужно помнить, что они были сформулированы в XIII веке и, например, тогдашнее представление о конечности и бесконечности мира нельзя сравнивать с нынешним.
Фома Аквинский до сегодняшнего дня считается одним их наиболее влиятельных теологов и христианских философов религии, хотя при жизни Фомы Аквинского его философско-теологическая система критиковалась, и прежде всего приверженцами августинианства. Это касалось его чрезмерной приверженности аристоте-лизму, который представлял, по мнению августиниан, языческую религию и не соответствовал христианскому учению. Более того, в этой борьбе дошло даже до того, что в Париже и в Оксфорде в 1277 году были осуждены некоторые тезисы из его «Суммы теологии» и наложен временный запрет на чтение его произведений, однако ортодоксальность интеллектуального наследия Фомы Аквинского была подтверждена причислением его к святым католической церкви.
С этого времени начал отсчет развития томизм, или направление философии, начала которой были заложены Фомой Аквинским. С 1567 года римский папа Пий V рекомендовал изучать его философию во всех католических университетах, а в конце XIX века энцикликой папы римского Леона XIII философия Фомы Аквинского была провозглашена официальной философией римской (латинской) христианской религии — католицизма. В Риме основана Академия св. Фомы. В энциклике папы римского Иоанна Павла II (Кароля Войтылы) сказано о непреходящей новизне мысли св. Фомы из Аквин и подчеркнута его мысль о гармонии между разумом и верой.
Заметим, что в оценке средневековой философии существуют две взаимоисключающие друг друга позиции. В первой, критической, подчеркивается ее бесплодность, оторванность от жизни, «схоластичность», но обсуждение и рассмотрение проблем в ней основывались исключительно на дедуктивном методе, как подчиненные по отношению к теологии положения философии. Другая позиция, которая представлена преимущественно в религиозной философии Западной Европы, наоборот, акцентирует внимание только на позитивной оценке этой эпохи развития философского мышления. Как всегда, истина — это золотая середина. Средневековье не является глухим или пустым периодом в истории развития философии; конфликты, споры, противоречия в это время принесли много ценного, стимулирующего развитие философии. Особое значение в этот период имеет номинализм с его критикой универсалий, самостоятельного бытия общих понятий и утверждением объективного существования исключительно единичных вещей, их первичный по отношению к общим понятиям характер.
Номинализм опосредованно поставил под угрозу положение теологии, христианской философии и авторитарное положение церкви в обществе и государстве. Он предшествовал и способствовал отделению философии и частных наук от теологии и изменению их подчиненного положения по отношению к теологии, переходу к новому статусу в Новое время.
Фома Аквинский
Фома Аквинский | |
1226–1274 | БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ | Фома АквинскийС марксисткой точки зрения:ФОМА АКВИНСКИЙ (1225 или 1226—1274) — средневековый католический теолог, Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 494. Вернуться на главную страницу
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав |
Индивидуальный философ > | ||||||||||
| ||||||||||
Вернуться к началу страницы Философия | Что такое философия? | По отраслям/доктринам | По историческому периоду | По Движению/Школе | Отдельный философ Если вы цитируете этот материал, будьте вежливы и дайте ссылку. Цитаты | Часто задаваемые вопросы | Запросы | Политика конфиденциальности |
Фонд конституционных прав
Осень 2006 г. (22:4)
Создание справедливого общества
Исследование стволовых клеток: перспективы и ловушки | Рабство, гражданская война и демократия: во что верил Линкольн? | Св. Фома Аквинский, Естественный закон и общее благо
Св. Фома Аквинский, Естественный закон и общее благо
Св. Фома Аквинский, средневековый католический ученый, примирил политическую философию Аристотеля с христианской верой. При этом он утверждал, что справедливый правитель или правительство должны работать на «общее благо» всех.
До времен Иисуса греки разработали представления о том, как устроен мир и как ведут себя люди. Аристотель, умерший в 322 г. до н. э., был афинским философом, писавшим о науке, этике, политике и почти обо всех других областях знания.
В своих трудах Аристотель не утверждал, что греческие боги или религия управляют миром и его людьми. Вместо этого его наблюдения привели его к выводу, что природа была целеустремленной и управлялась естественными законами, которые мог открыть человеческий разум. Эти естественные законы позволили объяснить мир и место людей в нем.
В одной из работ Аристотеля под названием «Политика» он рассуждал, что «человек по своей природе является политическим животным». Под этим он подразумевал, что людям естественным образом суждено жить группами, что требует какого-то правителя или правительства. Согласно Аристотелю, только живя в сообществе «для обеспечения хорошей жизни», люди могли достичь таких добродетелей, как мужество, честность и справедливость. В его время это человеческое сообщество было городом-государством, подобным Афинам.
Применяя свой научный метод наблюдения и анализа фактов, Аристотель изучил правительства 158 городов-государств греческого мира. Он классифицировал правление короля (монархия) и немногих высших (аристократия) как «хорошее» правительство. Он считал правление немногих богатых (олигархия) и многих бедных (демократия) «плохими» правительствами.
Аристотель пришел к выводу, что лучшее правительство — это то, которое «смешивает» черты олигархии и демократии. Например, все граждане путем лотереи выбирают некоторых государственных чиновников. Но только некоторые граждане с определенным количеством имущества или богатства могли претендовать на другие должности. Аристотель считал, что эта форма правления обеспечивает наилучшие шансы на политическую стабильность.
Августин и христианская вера
Сотни лет спустя христианство стало доминирующей религией в Римской империи. Отцы раннехристианской церкви ввели способ объяснения мира, весьма отличный от аристотелевского. Возможно, самым важным из этих отцов ранней церкви был святой Августин.
Августин родился в 354 году нашей эры в Северной Африке, тогдашней провинции Рима. В юности он изучал концепции естественного права и человеческого разума из произведений классических греческих и римских мыслителей, таких как Аристотель и Цицерон. Августин обратился в христианство, когда ему было 33 года.
Он стал христианским священником и епископом североафриканского города Гиппо. Какое-то время он считал, что разум и вера совместимы. Однако к 400 году он изменил свое мнение. «Поэтому не пытайтесь понять, чтобы уверовать, — писал он, — но верьте, чтобы уразуметь».
Августин учил, что когда Адам и Ева поставили свои желания выше воли Бога, они совершили грех, который стал источником зла среди людей. Христиане часто называют это «первородным грехом». Августин считал, что все люди рождены с первородным грехом и поэтому обречены на проклятие. Но, как и другие христиане, он также верил, что Бог милостив и послал Иисуса, чтобы спасти верующих от греха и вечных страданий.
Несмотря на это, Августин считал людей греховными по своей сути. Лишь некоторым из них удалось спастись от адского огня. Эти люди, известные только Богу, должны были достичь райского блаженства в том, что Августин назвал «Городом Бога». Членство в христианской (римско-католической) церкви было необходимо, писал он, но даже это не гарантировало спасения.
Из-за греховности Адама и Евы правительству понадобилось контролировать и наказывать грешных людей. Августин сказал, что формы правления не важны, поскольку все они временны.
Августин утверждал, что люди должны подчиняться своим правителям, если только они не нарушают Божье слово. В этом случае верующие могли отказаться подчиняться, но должны были ожидать наказания. В общем, однако, он советовал, что лучше перетерпеть порочное состояние в течение своего краткого существования на Земле, имея веру в то, что в Граде Божием ждет вечная жизнь.
Августин умер в 430 г., когда варвары напали на Гиппона, что ознаменовало конец Римской империи. Позже Римско-католическая церковь причислила его к лику святых. Сочинения святого Августина помогли развить верования католической церкви.
Фома Аквинский в сочетании разума и веры
Спустя почти 2000 лет после смерти Аристотеля в Западной Европе сохранилось лишь несколько его работ по логике. Но еврейские и мусульманские ученые сохранили большую часть его сочинений. Начиная с 1100-х годов ученые на Западе начали переводить труды Аристотеля с иврита и арабского языка на латынь, делая их доступными в формирующихся новых университетах. Наряду с этими переводами появились обширные комментарии к Аристотелю, такие как комментарии испанского мусульманского ученого Аверроэса.
Повторное открытие работ Аристотеля с их изощренным объяснением мира, основанным на законах природы и разуме, казалось, бросило вызов учениям христианской веры. Сначала Римско-католическая церковь пыталась запретить его произведения.
Но некоторые церковные ученые, такие как Альберт Великий из Парижского университета, считали возможным объединить человеческий разум и христианскую веру. Фома Аквинский, итальянский римско-католический теолог (религиовед), посвятил свою жизнь этой задаче.
Аквинский родился в 1225 году в семье знатного рода в королевстве Сицилия, включавшем часть материковой части Италии вокруг Неаполя. Его семья отправила его в возрасте 5 лет в бенедиктинский монастырь Монте-Казино, чтобы он стал монахом.
Позже Фома Аквинский поступил в Неаполитанский университет, где впервые познакомился с трудами Аристотеля. Вопреки желанию своей семьи, он вступил в доминиканский орден в 18 лет, приняв обет бедности.
В 1245 году Аквинат отправился в Парижский университет, где шли большие дебаты об идеях Аристотеля. Молодой Аквинат учился у Альберта Великого, который был на стороне тех, кто считал мировоззрение Аристотеля совместимым с христианством.
Аквинский пришел к мысли, что верить следует только в то, что самоочевидно (например, люди используют разум) или что может быть выведено из самоочевидных утверждений (например, человеческий разум может открыть истину).
Аквинский стал доминиканским учителем религии в Парижском университете и в Италии. Он продолжал изучать труды Аристотеля и мусульманские комментарии к ним.
Фома Аквинский написал свои собственные комментарии к Аристотелю, которые включали аргументированные утверждения, основанные на достоверности, открытой Богом. Он также написал резюме католической доктрины, которая также пыталась объединить разум и веру.
Естественный и человеческий закон
Фома Аквинский, как и Аристотель, писал, что природа организована для благих целей. Однако, в отличие от Аристотеля, Аквинский продолжал говорить, что Бог создал природу и правит миром с помощью «божественного разума».
Аквинский описал четыре вида закона. Вечный закон был совершенным планом Бога, не до конца познаваемым людьми. Он определял поведение таких вещей, как животные и планеты, и то, как люди должен вести себя как . Божественный закон , главным образом из Библии, вел людей за пределами мира к «вечному счастью» в том, что св. Августин назвал «градом Божьим».
Фома Аквинский наиболее подробно писал о естественном законе . Он заявил: «Свет разума помещен природой [и, следовательно, Богом] в каждого человека, чтобы направлять его в его действиях». Поэтому люди, единственные среди Божьих творений, руководствуются разумом в своей жизни. Это естественный закон.
Главный принцип естественного права, писал Фома Аквинский, заключался в том, что «должно делать добро и стремиться к нему, а зла избегать». Фома Аквинский утверждал, что разум раскрывает определенные естественные законы, полезные для человека, такие как самосохранение, брак и семья, а также желание познать Бога. Он учил, что разум также позволяет людям понимать такие злые вещи, как прелюбодеяние, самоубийство и ложь.
В то время как естественный закон применялся ко всем людям и был неизменным, человеческий закон мог меняться в зависимости от времени, места и обстоятельств. Фома Аквинский определил этот последний тип закона как «таинство разума для общего блага», сделанное и приведенное в исполнение правителем или правительством. Однако он предупреждал, что люди не обязаны подчиняться законам, созданным людьми, которые противоречат законам природы.
Правительство и «общее благо»
В 1267 году Фома Аквинский завершил работу о правительстве, вдохновленную « Политикой» Аристотеля . Фома Аквинский утверждал: «Однако для человека более естественно, чем для любого другого животного, быть социальным и политическим животным, жить в группе». Он представил логические доказательства этого, такие как самоочевидный факт, что человеческая речь позволяет людям рассуждать друг с другом.
Аквинский далее заметил, что люди склонны заботиться только о своих личных интересах. «Поэтому, — заключил он, — в каждом множестве должна быть какая-то руководящая сила», чтобы направлять людей к «общему благу».
Таким образом, Фома Аквинский не соглашался со св. Августином в том, что главная цель правительства — просто держать грешников в узде. Аквинский считал, что правительство также помогает работать на «общее благо», которое приносит пользу всем. Общее благо включало такие вещи, как защита жизни, сохранение государства и укрепление мира. Аристотель назвал бы это «хорошей жизнью».
Аквинский обратился к проблеме несправедливых правителей, которые могли быть королем, немногими богатыми или многими бедняками. Фома Аквинский отмечал, что когда правители издают законы, нарушающие естественный закон, они становятся «тиранами». Далее Фома Аквинский заключил: «Тираническое правительство несправедливо, потому что оно направлено не на общее благо, а на личное благо правителя, как говорит Философ [Аристотель]».
Что делать людям с тиранией? Фома Аквинский соглашался со св. Августином в том, что подданные несправедливого правления не обязаны подчиняться законам, поскольку они незаконны. Но Фома Аквинский в этом вопросе далеко превзошел св. Августина и практически всех других средневековых мыслителей.
Фома Аквинский утверждал, что подданные тирании, действующие как «государственная власть», могут взбунтоваться и свергнуть ее. Фома Аквинский предупреждал, что люди не должны делать это поспешно, но только тогда, когда ущерб, нанесенный тиранией, превышает то, что может произойти в результате восстания. Это было одним из первых оправданий революции в западной мысли.
Аквинский развил значение «справедливой войны», которое обсуждалось римским государственным деятелем Цицероном и святым Августином. Чтобы война была справедливой, должны быть следующие три условия:
1. Декларация правителя о защите «общего блага» от врагов.
2. «Правая причина» для нападения на врага, «потому что они заслуживают этого из-за какой-то вины», например, мести за совершенные ими обиды.
3. «Правомерное намерение» продвигать добро или избегать зла, например, наказывать преступников, а не просто захватывать землю или имущество.
Эти условия «справедливой войны» повлияли впоследствии на развитие международных законов войны.
Фома Аквинский глубокомысленно писал о наилучшей форме правления. Он, как и Аристотель, предпочитал смешение форм правления. Фома Аквинский признавал ценность царя, «пастыря, стремящегося к общему благу множества». Но он выступал против абсолютного монарха.
Дворянство, утверждал Аквинский, должно давать советы королю и ограничивать его власть. Кроме того, законы короля должны быть результатом «соображений разума» и иметь согласие как знати, так и простого народа. Это были радикальные идеи для того времени, когда короли утверждали, что никто, кроме Бога, не может привлечь их к ответственности.
Наследие св. Фомы Аквинского
Последние годы своей жизни Аквинский провел в Италии, преподавая и сочиняя книги. Он умер в 1274 году в возрасте 49 лет от болезни, развившейся во время прогулки во Францию на церковную конференцию.
Поначалу Римско-католическая церковь отвергла огромные усилия Фомы Аквинского по примирению человеческого разума с христианской верой. В 1277 году церковь осудила некоторые из его сочинений, основанных на идеях Аристотеля. Однако примерно через 50 лет после его смерти церковь возродила его произведения и причислила к лику святых.
Сочинения св. Фомы Аквинского, сочетающие разум и веру, стали основой официальной римско-католической доктрины (известной как «томизм»). Кроме того, его дальновидные политические идеи относительно естественного права, несправедливых правителей и восстания оказали влияние на европейских философов эпохи Просвещения, таких как Джон Локк, и даже на американцев, таких как Томас Джефферсон и Мартин Лютер Кинг.
Для обсуждения и письма
1. Чем различались взгляды Аристотеля и св. Августина на мир природы и правительство?
2. Согласны ли вы с тремя условиями «справедливой войны» св. Фомы Аквинского? Объяснять.
3. Как, по вашему мнению, сочинения св. Фомы Аквинского могли повлиять на Томаса Джефферсона и Мартина Лютера Кинга?
Для дальнейшего чтения
Клоско, Джордж. История политической теории. Введение . Том. I. Форт-Уэрт, Техас: Издательство Harcourt Brace College Publishers, 1994.
Крецманн, Норман и Стамп, Элеонора, ред.