Фома аквинский кто это: Фома Аквинский

Разное

Содержание

Фома Аквинский



Фома Аквинский

1226–1274

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ



XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Фома Аквинский

Есть разумное существо, полагающее цель для всего,
что происходит в
природе, и его мы именуем Богом.

Фома Аквинский

Фома Аквинский, святой (1224/1225—1274 гг.). Выходец из благородной
ломбардской семьи, этот доминиканец учился у
Альберта Великого. Став
преподавателем богословия, Фома Аквинский работал в Париже, Риме и Неаполе.
Применяя и неукоснительно соблюдая схоластические методы исследования, он
объединил христианскую веру с учением Аристотеля, духовное наследие которого
состояло не только из его произведений, но и из трудов его комментаторов.
Его «Сумма теологии» пользовалась громадным авторитетом в католической
церкви, хотя и подвергалась критическим нападкам, которые вскоре удалось
заглушить благодаря непогрешимой репутации Фомы Аквинского. Он опубликовал
«Сумму против язычников», в которой опровергал арабских философов, а также
вопросы и темы, обсуждаемые на университетских диспутах, и множество
комментариев к различным авторам от Боэция до
Петра Ломбардского. Фома
Аквинский был канонизирован в 1323 г.

Поло де Бонье, М. -А. Средневековая Франция / Мари-Анри Поло де Болье. –
М., 2014, с. 232.

+ + +

Фома Аквинский (около 1225 — 1274) — философ и теолог, основатель
томизма. Основные
труды: «Сумма теологии», «Сумма против язычников» и др. Упоминается [Львом]
Гумилёвым как представитель зрелой схоластики, искавший источник идей в
предметах. Схоласты стремились дать рациональное истолкование догматов
христианства с учетом современной им науки. Заслуга университетской схоластики,
как считает Гумилёв, состоит в том, что она ввела систему сносок, которой мы
пользуемся до сих пор.

Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, 
сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013, с. 615.

Другие биографические материалы:

Фролов И.Т. С марксисткой точки зрения (Философский
словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991
).

Подопригора С. Я., Подопригора А. С. Дал пять доказательств существования Бога
(Философский словарь / авт. -сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. —
Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013
).

Бергош Ю. «doctor angelicus» (Ю. Бергош. Фома
Аквинский. М, 1966
).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Центральная фигура периода схоластики
(Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).

Семенов Н.С. Средневековый теолог и философ (Новейший
философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998
).

Бандуровский К.В. Монах-доминиканец (Новая
философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред.
совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010
).

Валентей C. Д. Один из крупнейших идеологов класса
феодалов (Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская
энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985
).

Баландин Р.К. Из всех форм правления Фома отдавал
предпочтение монархии (Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин.
— М.: Вече, 2012
).

Аверинцев С.С. Философско-теологическая система Фомы
Аквинского — знамя доминиканских схоластов (Философский
энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф.
Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983
).

Роббинс Р.Х. Аквинского цитировали наравне с Библией
(Роббинс Р.Х. Энциклопедия колдовства и демонологии. М., 1996)

Учитель церкви (Энциклопедия «Мир вокруг нас»).

Далее читайте (произведения Фомы Аквинского,
литература, справочные материалы).

Из трактата Фомы Аквинского 1266 года

«О правлении государей»:

«Царю, сведущему в законе Божием,
прежде всего следует заняться тем, чтобы
подчиненное ему множество жило благой
жизнью, а эта забота состоит из 3 частей:
во-первых, чтобы он установил в
подчиненном множестве благую жизнь; во-вторых,
чтобы установленное сохранял; в-третьих,
чтобы его улучшал.

В связи с упомянутой триадой царю
предстоит тройная задача. Во-первых,
заботиться о преемственности людей и
назначении тех, кто возглавляет
различные службы. Во-вторых, чтобы
своими законами и предписаниями,
наказаниями и наградами он удерживал
подчиненных себе людей от греха и
побуждал к доблестным делам, восприняв
пример Бога, давшего людям закон;
воздающего тем, кто его соблюдает,
вознаграждение, а тем, кто преступает —
наказание. Третья задача, стоящая перед
царем, чтобы все подчиненное ему
множество могло отразить врагов. Ведь
ничто не поможет избежать внутренних
опасностей, если нельзя оборониться от
опасностей внешних».

Г.Ч. Ли. История инквизиции в средние
века. СПб, 1911

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав
Румянцев
При цитировании давайте ссылку на
ХРОНОС

Фома Аквинский – краткая биография

Фома Аквинский, один из величайших представителей средневековой схоластики, родился в 1225 г. в Роккасеке, близ Неаполя. Отцом его был граф Аквинский Ландульф находившийся в родстве с французским королевским домом. Фома воспитывался в знаменитом монастыре Монте-Кассино. В 1243 г. он против воли родителей, поступил в доминиканский орден. Попытка отправиться в Париж для продолжения образования Фоме сначала не удалась. По дороге его похитили братья и держали некоторое время пленником в его собственном замке. Но Фоме удалось бежать. Он отправился в Кельн, где стал учеником Альберта Великого (см. Альберт Великий – биография, Философия Альберта Великого – кратко). Фома закончил образование в Париже и там же с 1248 г. начал преподавать схоластическую философию. На этом поприще он пользовался таким успехом, что получил прозвание doctor universalis и doctor angelicus (Ангельский доктор). В 1261 г. папа Урбан IV вызвал Фому обратно в Италию, и он перенес свою учительскую деятельность в Болонью, Пизу и Рим. Он умер в 1274 г., по дороге на Лионский собор, при обстоятельствах, казавшихся современникам темными. Данте и Дж. Виллани говорили о том, что Фому отравили по приказанию Карла Анжуйского. В 1323 г. Фома Аквинский был канонизирован.

Фома Аквинский. Художник Карло Кривелли, XV век

 

Один из лучших знатоков Аристотеля, Фома имел огромное влияние на развитие средневековой мысли, хотя не был новатором и не ввел в схоластику новых идей. Значение Фомы Аквинского – в необыкновенном даре систематизации, в подчинении логическому порядку мельчайших деталей. Вот основные и главные его идеи. Есть два источника познания: откровение и разум. Тому, что дается откровением, мы должны верить, хотя бы и не понимая. Откровение – божественный источник познания, которое течет по руслу Святого писания и церковной традиции. Разум – низший источник естественной правды, которая вливается в нас через посредство различных систем языческой философии, главным образом через Аристотеля. Откровение и разум – обособленные источники познания истины, и в физических вопросах ссылка на волю Божию неуместна (asylum ignorantiae). Но истина, познаваемая с помощью каждого из них, не противоречит другой, ибо в последнем счете они восходят к единой абсолютной истине, к Богу. Так строится синтез между философией и теологией, гармония вера и разума – основное положение схоластики.

Читайте также статьи: Философия Фомы Аквинского – кратко, Основные сочинения Фомы Аквинского, Фома Аквинский о вере и разуме, Фома Аквинский о теологии и философии.

В волновавшем тогда схоластов споре между номиналистами и реалистами Фома Аквинский занимает, по примеру своего учителя Альберта Великого, позицию умеренного реализма. Он не признает существования «общих сущностей», «универсалий», чем отмежевывается от крайнего реализма. Но эти универсалии, согласно учению Фомы, все же существуют как мысли бога, воплощенные в отдельных вещах, откуда они могут быть выделены разумом. Таким образом, универсалии получают троякое существование: 1) ante rem, как мысли бога; 2) in re, как общее в вещах; 3) post rem, как понятия разума. Соответственно с этим принцип индивидуации Фома Аквинский усматривает в материи, которая порождает отличия одной вещи от другой, хотя в обоих воплощена одна и та же общая сущность.

Главное произведение Фомы «Сумма теологии» («Summa theologiae») является попыткой энциклопедической системы, в которой с необыкновенной логической стройностью даются ответы на все вопросы религиозного и научного мировоззрения. Для католической церкви взгляды Фомы считаются неопровержимо авторитетными. Никто не был более последовательным защитником папской непогрешимости и более решительным врагом человеческого произвола в области религии, чем он. В религии никто не смеет свободно мыслить и говорить, и церковь должна отдавать еретиков светской власти, которая «разлучает их с миром посредством смерти». Богословское учение Фомы, рассудочное и строгое, не согретое любовью к человечеству, представляет собой официальную доктрину католицизма, имевшую среди доминиканцев самых горячих прозелитов (томисты) и сохраняющую до сих пор свое значение в римском христианстве, особенно с 1880 г., когда папа Лев XIII ввел обязательное изучение Фомы Аквинского во всех католических школах.

Но сочинения Фомы недаром носят характер многообъемлющих энциклопедий. Он касается всех главных вопросов, выдвигаемых современной ему действительностью. В политических вопросах он стоит на уровне феодальных воззрений. Всякая власть, по его мнению, идёт от Бога, но на практике бывают исключения: незаконная и дурная власть – не от Всевышнего. Поэтому не всякой власти должно повиноваться. Повиновение недопустимо, когда власть требует либо противного Божью велению, либо неподведомственного ей: например, во внутренних движениях души надлежит повиноваться только Богу. Поэтому Фома оправдывает возмущение против неправедной власти («в защиту общей пользы») и даже допускает убийство тирана. Из форм правления наилучшая монархия, согласная с добродетелью, а потом – аристократия, тоже согласная с добродетелью. Комбинация этих двух форм (добродетельный монарх, а под ним несколько добродетельных вельмож) дает совершеннейшее правление. В развитие этих своих взглядов Фома предлагал своему государю, Фридриху II Гогенштауфену, ввести в его южноитальянском королевстве нечто вроде двухпалатной системы.

Фома Аквинский в окружении ангелов. Художник Гверчино, 1662

 

Фома Аквинский несколько отступает от феодальных представлений в вопросах, если можно так выразиться, торговой политики. В замечании сочинения «De regimine principum» говорится, что торговля и купцы необходимы в государстве. Конечно, отмечает Фома при этом, было бы лучше, если бы каждое государство производило само все необходимое, но, так как это редко бывает возможно, то купцов, «даже иностранных», приходится терпеть. Для Фомы оказалось нелегко наметить границы свободной деятельности купцов. Уже в «Сумме теологии», ему приходилось считаться с двумя установившимися в богословии идеями: о справедливой цене и о запрете давать деньги в рост. В каждом данном месте для каждого предмета существует одна справедливая цена, и поэтому нельзя допускать колебания цен и зависимости от спроса и предложения. Нравственный долг как покупателя, так и продавца – держаться возможно ближе к справедливой цене. Кроме того, для каждого предмета существует еще и определенное качество, и купец обязан предупреждать покупателя об изъянах товара. Торговля вообще законна только тогда, когда прибыль от нее идет на содержание семьи купца, на благотворительность или когда, получая прибыль, купец снабжает страну необходимыми, но отсутствующими на рынке товарами. Безусловно недопустима торговля по мотивам чистой спекуляции, когда купец наживается, пользуясь колебаниями рынка. Только труд купца оправдывает его прибыль.

Что касается кредита, то «тот, кто дает взаймы деньги, переносит право собственности на деньги на того, кому дает; поэтому тот, кому даются взаймы деньги, держит их на свой страх и обязан возвратить в целости, а заимодавец не имеет права требовать большего». «Получать проценты за деньги, данные взаймы, – само по себе есть несправедливость, ибо при этом продается то, чего нет, и через это, очевидно, устанавливается неравенство, противное справедливости».

Собственность, с точки зрения Фомы Аквинского, не есть естественное право, но она не противоречит ему. Рабство вполне нормально, потому что полезно и для раба и для господина.

 

Британника

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Страница не найдена

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Поиск в Британике

Викторина «Ученые и их изобретения»

Хронология Первой опиумной войны

20 до 40: Молодые творцы будущего (музыка и танцы)

Фома Аквинский — Энциклопедия всемирной истории

Святой Фома Аквинский (1225-1274 гг. , также известный как «Сицилийский Бык» и «Ангельский Доктор») был монахом-доминиканцем, мистиком, богословом и философом одновременно. . Хотя он прожил относительно короткую жизнь, умер в возрасте 49 лет., Томас занял 13-й век с колоссальным присутствием. Известно, что физически Томас был очень крупным мужчиной. В ментальном плане его ум показался великим и обширным благодаря его писаниям и речам. Томас много писал и читал лекции, путешествуя по Западной Европе по личной просьбе Папы, а также в известных университетах.

Несмотря на то, что у Томаса были хорошие связи с богатыми и влиятельными людьми, в возрасте 18 лет он выбрал простую жизнь нищего монаха. жизнь. В своих философских трудах Аристотель занимал центральное место. В конечном итоге Фома стремился примирить веру и разум в эпоху, когда другие утверждали, что это невозможно. Древнегреческая философия Аристотеля послужила Фоме в этом стремлении. Тем не менее, философское мировоззрение, созданное Фомой, вышло за рамки Аристотеля, включив в себя Иисуса Христа и католическую точку зрения. К тому времени, когда Томас умер в 1274 году, он оставил философское и религиозное наследие в своих трудах и действиях, которое сохраняется и по сей день.

Удалить рекламу

Реклама

Ранняя жизнь

Фома Аквинский родился в сицилийском замке Роккасекка (современный Лацио) в 1225 году. Несмотря на то, что Фома сделал себе имя в академическом и религиозном мире, он родился в семье, которая уже имела благородную историю. Семья Акино отличилась военной службой. Отец Томаса, Ландульф, был рыцарем, верно служившим императору Священной Римской империи Фридриху II. Более того, у семьи Акино были планы, чтобы Томас сохранил свои политические связи с высокими ставками, став аббатом, следуя по стопам дяди Томаса Синибальда.

Жизнь, в которую вступил Томас, радикально отличалась и, возможно, смущала богатых и могущественных ожиданий семьи Акино.

Семья Томаса была поражена его решением присоединиться к нищенствующему ордену и отчаянно пыталась заставить его передумать. Семья Акино не только привлекла Папу, но и устроила похищение Томаса во время путешествия со своими братьями-доминиканцами. Затем они заперли Томаса в замке Монте-Сан-Джованни-Кампано, надеясь, что он уступит их желанию. На протяжении всего этого Томас отказывался стать аббатом или отказаться от своей преданности доминиканскому ордену. События обострились еще больше, когда братья Томаса (которые также были ответственны за его похищение) устроили проститутку, чтобы соблазнить Томаса на грех. Томас решительно отказался, выгнав проститутку из своей комнаты.

Удалить рекламу

Реклама

YouTube
Следите за нами на Youtube!

Монахи-доминиканцы и францисканцы были новыми группами в средневековой церкви, и их образ жизни сильно отличался от образа жизни традиционных монахов. Монахи жили в бедности, заменяя традиционные шелковые одежды более грубой и дешевой одеждой крестьян. Они также отказались от высококлассной политической жизни ради повседневного опыта среди рабочих и бездомных. Таким образом, жизнь, в которую Томас вступил подростком, радикально отличалась и, возможно, в некотором роде смущала, чем ожидания богатой и могущественной семьи Акино.

Школьная жизнь

Томас ходил в школу в юном возрасте и преуспел в учебе. Согласно одному рассказу о своей жизни, Томас шокировал своих наставников, когда внезапно и прямо спросил: «Что такое Бог?» во время урока в монастыре Монте-Кассино (Честертон, 27). Ясно, что глубокие размышления Томаса зародились в юном возрасте. Однако это не было очевидно для многих его сокурсников. Также в школе Томас получил прозвище «Тупой Бык». Студенты называли его «Тупой Бык», потому что Томас был невероятно молчалив во время уроков и, конечно же, был высоким и громоздким. Однако оказалось, что его сверстники ошиблись в оценке интеллектуальных способностей Томаса.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Монте-Кассино в 15 веке

Schedel1 (общественное достояние)

После успешной борьбы Томаса за то, чтобы стать доминиканским монахом, он стал учеником Альберта Великого (также известного как Альберт Великий). Под руководством Альберта Томас процветал. Томас путешествовал с Альбертом в Кельн, Париж и обратно в Италию, где они учились, читали лекции и писали для академий и церкви. В какой-то момент Альберт подумал, что «мы назвали его Немой Бык, но он будет реветь так громко, что звук его голоса будет слышен во всем мире» («Hourly History», 18). большое влияние на мир в течение его жизни и в будущем, поскольку он имел дело с противоречиями и загадками Средневековья.

Фома впервые столкнулся с произведениями Аристотеля в Неаполе. В то время он был еще подростком и только что покинул аббатство Монте-Кассино после того, как Фридрих II (1194–1250 гг.) Захватил этот район с солдатами. Школьное образование Томаса в Неаполе не находилось под контролем католической церкви, и именно здесь его гуманитарное образование было значительно расширено. Томас изучал области астрономии, геометрии, арифметики, риторики и музыки. Тот факт, что Томас учился в аббатстве Монте-Кассино, а затем в Неаполе в юности, был важен, потому что между этими местами обучения он погрузился в идеи Библии, а также в философские концепции гуманитарных наук. Это сочетание религиозного и светского образования оказалось судьбоносным, когда Томас достиг своего академического расцвета.

Удалить рекламу

Реклама

Противоречия времени

Противоречия времен Томаса вращались вокруг силы и знания. Папы 13-го века столкнулись с тем, что их авторитету все больше бросала вызов сила Священной Римской империи, в то время как католическая религиозная вера боролась с новыми и сложными идеями о науке и разуме. Папы Григорий IX и Папа Иннокентий IV сражались против императора Фридриха II, и семья Томаса лично пережила эту многолетнюю борьбу. Например, отец Томаса напрямую служил Фридриху II, в то время как один из братьев Томаса, Ринальдо, был замучен Фридрихом за свою верность церкви. Когда Томас посвятил себя Доминиканскому ордену, он ясно дал понять, что он предан Папе, а не императору Священной Римской империи.

В то время существовал не только общий конфликт между религией и философией, но и между двумя философиями, а именно, Платоном и Аристотелем.

Были также академические и религиозные споры, от которых Томас не уклонялся в своих устных дебатах и ​​письмах. Когда Томас достиг своего расцвета как ученый, Аристотеля только что представили западному миру. Сочинения Аристотеля сохранились на арабском языке с Востока, и вскоре появились латинские переводы Аристотеля. Католическая церковь изначально выступила против работы Аристотеля, запретив ее преподавание в религиозных учреждениях. Более того, в католической церкви были группы людей, придерживавшихся августовских философских взглядов, связывающих большую часть своих идей с Платоном. Таким образом, в то время существовал общий конфликт не только между религией и философией, но и между двумя философиями, а именно, платоновской и аристотелевской. В конечном счете, Фома поместил Аристотеля под эгиду католического мышления, что сделало греческого мыслителя не только принятым в религиозных школах, но и прославленным и страстно изученным.

Тем не менее, Томас поставил перед собой непростую задачу. Аристотель не вызывал споров без причины в католической церкви. Некоторые средневековые ученые утверждали, что философия Аристотеля противоречила христианской религии. В целом эти ученые видели конфликт между верой и разумом. В то время как вера побуждала христианина верить в Бога, разум побуждал кого-то сомневаться в Боге или отрицать его. Например, Сигер Брабантский (ок. 1240–1284) следовал философии Аверроэса (1126–1198), утверждая, что существуют две противоречивые точки зрения. Если бы кто-то следовал их рассуждениям, он бы стал смотреть на мир особым образом, противоречащим верованиям, поддерживаемым Церковью. Фома страстно выступал против этой точки зрения, утверждая, что вера и разум работают вместе, чтобы поддержать единую истину Бога.

Удалить рекламу

Реклама

Аббатство Монте-Кассино

Дамиан Энтвистл (CC BY-NC)

Фома обрисовал иерархию знаний, все из которых подпадали под конечное Божество. Например, если бы кто-то решил пойти и изучить растения научными и светскими методами, Томас одобрил бы это. С другой стороны, Томас не согласился бы с тем, что этот научный и светский способ изучения вещей может раскрыть всю совокупность знаний. Таким образом, все знания о растениях представляли для Томаса лишь маленькую часть головоломки, и хотя разум мог научить кого-то многому, он не мог научить кого-то всему. Чтобы заниматься высшим изучением, которое, по словам Фомы, было теологией, нужно было выйти за рамки использования науки и разума, чтобы также рассмотреть веру и откровение.

Работы

К концу жизни Томас написал миллионы слов и тысячи статей. Он активно дискутировал с другими в университетах и ​​писал работы, непосредственно посвященные противоречиям его времени. Его книга Summa Theologica до сих пор считается высшим академическим достижением Томаса. Его изучают не только католические ученые, но он также остается неотъемлемой частью классической учебной программы, и как религиозные, так и нерелигиозные ученые внимательно изучают его по сей день. Сумма разделена на три части, а вторая часть разделена на два подраздела. Его части возрастают от первого рассмотрения уровней жизни и управления до окончательного обсуждения воплощения Христа. В целом, Summa направлена ​​на то, чтобы научить своих читателей тому, как быть учениками Бога, охватывая философские и теологические сферы реальности.

В рамках своих философских исследований Томас обсуждает этику, физику, политику и метафизику. Помимо строго философской работы, Томас писал библейские комментарии, молитвы, стихи и многое другое. На протяжении большей части своих произведений Томас известен своим логичным и непредубежденным стилем. Он часто начинал с вопроса или еретической идеи, честно выслушивая противоположную точку зрения, прежде чем полностью ее разобрать.

Удалить рекламу

Реклама

Известный пример этого можно прочитать в Summa Theologica . В этих нескольких томах Фома однажды спрашивает, каким должно быть собственное имя Бога. Ссылаясь на библейскую историю о Моисее и горящем кусте, некоторые утверждают, что лучшее имя для Бога — «Тот, Кто есть» (на латыни: Qui Est; Summa Theologica I, Q. 13, Статья 11.). Прежде чем Томас защищает имя Qui Est , он утверждает, что на самом деле это не лучшее имя для Бога. Одни говорят, что Бога нельзя назвать по имени, другие говорят, что «добрый» — лучшее имя для Бога. После того, как Томас исследует эти противоположные взгляды, он утверждает, что Qui Est — лучшее имя для Бога, поскольку оно не только ссылается на библейский авторитет, но и обращается к философскому разуму. Поскольку сущность Бога есть само существование, он один заслуживает предиката бытия или существования. Этот синтез веры и разума отчасти делает размышления Фомы такими замечательными.

Фома Аквинский как «Ангельский доктор»

DarwIn (Public Domain)

Философская работа Фомы дополнительно расширила теорию Аристотеля о перводвигателе или первопричине. Концепция первопроходца утверждает, что, поскольку в настоящем все вокруг нас находится в движении, мы можем сделать вывод, что в прошлом должно было быть что-то первое, что привело в движение все остальные вещи. Фома показал, что это мышление применимо к Богу. Бог был не только первым неподвижным двигателем, но и первой причиной, ведущей ко всем остальным следствиям. Томас утверждал, что, поскольку все вещи вокруг нас случайны или зависят от других вещей в своем существовании, должен быть какой-то неслучайный источник, который изначально привел к их реальности. Еще одним более сложным аргументом является обращение Фомы к степеням или уровням существования. Поскольку качество вещей различно, поскольку одни вещи хуже или лучше других, должна быть какая-то совершенная или лучшая вещь, которая обеспечивает универсальный стандарт для всех качеств существования.

Мистические переживания

Томас был не только философом, теологом и монахом, но и мистиком. Сообщается, что как мистик он испытывал видения и сверхъестественные посещения. Например, после того, как Фома выгнал проститутку из своей комнаты, его посетили два ангела, которые обвили его веревкой целомудрия. Хотя Томас всю свою жизнь вел себя очень тихо, своим ближайшим друзьям он рассказывал о других мистических переживаниях, подобных этому.

Видение св. Фомы Аквинского

Саилко (CC BY)

Другая история повествует, что Фома посещал мессу в декабре 1273 года, когда увидел нечто, коренным образом изменившее ход его жизни. Что бы ни увидел Томас, он сказал: «Все, что я написал, кажется мне соломинкой по сравнению с тем, что я видел» (Керр, 19). Фома не только сдержал свое слово и отказался писать дальше, но и умер через несколько месяцев, в 1274 году. Фома собирался отправиться в Лион по приказу папы Григория X, когда Фосановский монастырь. В этом монастыре Фома дал свою последнюю исповедь и скончался.

Наследие

Фома Аквинский был причислен к лику святых католической церковью в 1323 году, а в 1567 году ему было присвоено звание «Ангельского доктора». . Сразу после смерти Томаса богословский факультет Парижа отказался от ряда философских утверждений, которые включали в себя большую часть мыслей Томаса. Известным противником томизма был кентерберийский архиепископ Роберт Килвардби (1215-1279 гг. ).), которые считали некоторые основные взгляды Фомы на природу и божество почти еретическими. Примерно через десять лет после смерти Фомы Орден францисканцев запретил Summa Theologica тем, кто не был обучен анализировать его идеи.

Однако, несмотря на эти антагонизмы, философские и богословские труды Фомы в конце концов были приняты церковью и прославлялись наряду с Священными Писаниями. Папы Иннокентий VI, Урбан V, Пий V, Иннокентий XII, Климент XII и Бенедикт XIV хорошо отзывались о Фоме и его произведениях в разное время. Спустя столетия после смерти Томаса, в 1879 г., Папа Лев XIII создал энциклику Aeterni Patris , в которой томистская мысль была одобрена как «золотая мудрость» ( Aeterni Patris , раздел 31). Папа Лев XIII (служил в 1878-1903 гг.) было его главным оружием в этой борьбе. Помимо слов и действий пап, Томас также вдохновил теорию прав человека, выдвинутую в 15 и 16 веках испанскими доминиканцами, такими как Франсиско де Витория и Бартоломе де лас Касас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts