Фома аквинский является представителем философского направления под названием: Средневековая философия. Фома Аквинский: переосмысление идей Аристотеля

Разное

Средневековая философия. Фома Аквинский: переосмысление идей Аристотеля

В этой части мы познакомимся с самым крупным представителем схоластической философии периода ее расцвета — Фоме Аквинском. Посмотрим как и зачем он строит христианскую идеологию на основе аристотелевской метафизики.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Виктор Горбатов

Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике

💁🏻‍♂️ Фома Аквинский или Фома Аквинат (1225–1274) родился в замке Роккасекка близ Неаполя и был седьмым сыном графа Аквинского. Его семья была очень знатной. В частности, Фома приходился троюродным братом императору Фридриху II Штауфену.

🤓 Пятилетнего Фому отдали в бенедиктинскую обитель, где он пробыл 9 лет. Затем он изучал философию Аристотеля и семь свободных искусств: логику, риторику, арифметику, геометрию, грамматику, музыку, астрономию в Неаполитанском университете.

📕 В 19 лет Фома вступил в члены доминиканского ордена, разгневав тем самым свою семью, которая ожидала, что он станет бенедиктинским монахом. Доминиканский орден с самого своего основания был нищенствующим. К тому же доминиканцы всегда отличались своей непримиримостью к еретикам, вплоть до того, что сами иногда расшифровывали свое название как Domini Canes — Псы Господни. В неспокойном мире позднего Средневековья было опасно примыкать к крайним партиям, считали родители и братья Фомы. Поэтому два года они удерживали его взаперти, но потом все же он исполнил свое желание и стал доминиканцем.

👨🏻‍🏫 В 1252 году Фома поехал в Парижский университет, где стал учеником Альберта Великого. В возрасте 30 лет он и сам занял там пост профессора. В 1259 году вернулся в Италию и преподавал в различных школах. В 1269 году снова приехал в Париж,но спустя четыре года отказался от преподавания из-за ухудшения здоровья.

⚰️ Фома Аквинский умер 7 марта 1274 года в Цистерцианском монастыре, не оправившись от сердечного приступа, который у него случился по пути в Лион.

👨🏻‍⚕️ Фому Аквинского звали «ангельским доктором» за глубокий ум, широкую эрудицию и умение разобраться во всех деталях самых сложных богословских споров.

😇 18 июля 1323 года Фома Аквинский был канонизирован католической церковью как святой.

💒 В 1879 году томизм — учение Фомы Аквинского — было признано официальной философской доктриной католической церкви.

1. Святой Фома Аквинский. Карло Кривелли, 1494
2. Святой Фома Аквинский. Фреска Фра Бартоломео, около 1510–1511 годов
3. «Сумма теологии», издание 1596 года
4
. Рака с мощами Фомы Аквинского в тулузском монастыре якобитов

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Для Фомы Аквинского «философия — служанка теологии». Но при этом саму теологию он сделал весьма философичной, искусно возведя над аристотелевской метафизикой (учением о предельных основаниях бытия и познания) христианскую идейную надстройку.

🌿 Вслед за Аристотелем Аквинский утверждал, что общие понятия не могут непосредственно присутствовать в мире и человеческом уме. Источником общего является сверхъестественный ум Бога. Все общие понятия, выражающие собой сущность явлений сотворенного мира, изначально пребывают в божественном уме в виде «сперматических логосов» — своеобразных «семян смысла».

🌟 В Боге сущность и существование нераздельны. Аристотелевское разделение сущности и существования для Фомы имеет очень большое значение. Здесь проявляется различие между Богом и остальным миром: в Боге сущность и существование нераздельны (его сущность заключается в том, чтобы с необходимостью существовать), а в тварном мире сущность и существование всегда разорваны, так что только Бог определяет конкретное существование отдельных вещей.

Бог для Фомы — чистый Акт, то есть чистая действительность. Представьте, что вы составляете план дел на неделю — сначала вносите туда какие-то пункты, а потом ставите галочки, если удалось выполнить. В каком-то смысле у томистского Бога нет разрыва между планированием и исполнением, между возможностью и действительностью. Если он что-то мыслит, то оно столь прекрасно, что начинает «само» реализовываться.

Посмотрим, как Фома Аквинский переосмысляет некоторые идеи Аристотеля.

🌏 Принимает ли Бог участие в делах мира? Согласно Аристотелю, Бог как конечная и бестелесная форма обладает высшей активностью, или актуальностью. Первая же материя — это пассивная потенциальность. Первая материя не зависит от Бога, и Бог не принимает какого-либо участия в делах земных, последние определяются лишь взаимодействием материи и формы. У Фомы же, напротив, Бог вмешивается в дела мира и управляет им, хотя и не направляет движение каждой вещи, которое может иметь естественные причины, изучаемые наукой.

📈 Какое место человек занимает на «лестнице бытия»? Для Аристотеля форма всегда тесно связана с материей, бестелесной формы не существует, кроме Бога-Перводвигателя. Все сущее образует своеобразную «лестницу бытия», где на каждой новой ступени все больше формы и все меньше материи. Аквинат идет дальше — он утверждает, что существуют и бестелесные, нематериальные формы, например, ангелы. Он надстраивает «9 хоров чистых духов» над аристотелевской лестницей бытия.

🧍‍♂️Человек занимает в концепции Фомы особое место — он единственное существо, у которого в материальном теле заключена бессмертная душа.

👼 У ангелов тоже душа бессмертна, но они лишены тела и способности ощущать. У животных и растений есть тела, но их души относятся к низшему уровню и потому смертны.

➡️ Получается, что в некотором смысле человек оказывается хоть и не на вершине метафизической лестницы, но в самом важном, центральном ее месте.

курс Level One

Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽

1450₽

подробнее о курсе

4. Фома Аквинский. Философия

4. Фома Аквинский

Фома Аквинский (1225 или 1226–1274) — центральная фигура средневековой философии позднего периода, выдающийся философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель одного из двух господствующих ее направлений — томизма [82]. Наследие этого мыслителя весьма обширно. Особое место занимают два монументальных его труда — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» (иногда именуется «Сумма философии»). Он комментировал тексты Библии и труды Аристотеля, последователем которого был. В его работах, кроме богословия и философии, рассматриваются вопросы права, морали, государственного устройства и экономики.

Исходным принципом в учении Аквината является божественное откровение: человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение. Аквинат разграничивает области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй «истины откровения». В силу того что, по Аквинату, конечным объектом той и другой и источником всякой истины является Бог, не может быть принципиального противоречия между откровением и правильно действующим разумом, между теологией и философией. Однако не все «истины откровения» доступны рациональному доказательству. Философия находится в услужении у богословия и настолько же ниже его, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. Религиозная истина, по словам Аквината, не может быть уязвима со стороны философии, в чисто жизненном, практически-нравственном отношении любовь к Богу важнее познания Бога.


О бытии. Исходя во многом из учения Аристотеля, Аквинат рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего, как «чистую форму», «чистую актуальность». Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи. Именно они суть реальные сверхчувственные внутренние принципы, образующие всякую реальную вещь, все телесное вообще. Согласно Аквинату, материя — только восприемница сменяющих друг друга форм, «чистая потенциальность», ибо лишь благодаря форме вещь является вещью определенного рода и вида. Кроме того, форма выступает в роли целевой причины образования вещи. А причиной индивидуального своеобразия вещей (принципом индивидуации) является «получившая напечатление» материя того или иного индивида. Опираясь на позднего Аристотеля, Аквинат канонизировал христианское понимание соотношения идеального и материального как соотношение изначального принципа формы («принципа порядка») с колеблющимся и неустановившимся принципом материи («слабейшим видом бытия»). Слияние первопринципа формы и материи рождает, по Аквинату, мир индивидуальных явлений. Это последнее положение поставило точки над i в одном из самых острых дискуссионных вопросов христианской схоластики. Формирующееся христианство, а значит, и схоластика не могли не быть озабочены истолкованием своего отношения к материи, так как третья ипостась верховного абсолютного божества — Иисус Христос — был, по Библии, явлен в образе человека, т. е. объединил в себе и божественную (идеальную), и человеческую (материально-телесную) природу. Сам факт этого объединения не давал возможности полностью игнорировать материю как «ничто» (чего требовал, догмат о творении из ничего), поэтому квалификация материи Аквинатом с помощью целой системы утонченных рассуждений в качестве «слабейшего вида бытия» была воспринята церковью как выход из логического тупика. Материя, таким образом, получила в схоластике частичное «оправдание». Вслед за Аристотелем сущее Аквинат делил на субстанции и акциденции. Акциденции, т. е. атрибуты, свойства субстанции (качество, количество, отношение, место, время и пр.), являются определениями субстанции.

О человеке и его душе. В трактовке Аквината индивидуальность человека это личностное единство души и тела, именно душа обладает животворящей силой человеческого организма. Душа нематериальна и самосуща: она — субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом. Но телесность имеет сущностную значимость: именно через нее душа только и может образовывать то, что есть человек. Душа всегда носит уникально-личностный характер. Согласно Аквинату, телесное начало человека органически соучаствует в духовно-душевной деятельности личности. Выходит, что думает, переживает, целеполагает не тело и не душа сами по себе, а они в своем слиянном единстве. Он высказал тонкую и глубоко верную мысль: поскольку некоторые люди имеют особенно тонко устроенные тела, души их имеют большую силу разумения. Личность, по Аквинату, есть «самое благородное» во всей разумной природе. Фома придерживался идеи бессмертия души.

О познании. Основополагающий принцип познания, по Аквинату, — реальное существование всеобщего. В споре об универсалиях Аквинат отстаивал позиции умеренного реализма, т. е. всеобщее существует трояко: «до вещей» (в разуме Бога как идеи будущих вещей, как вечные идеальные прообразы сущего), «в вещах», получив конкретное осуществление, и «после вещей» — в мышлении человека в результате операций абстрагирования и обобщения. Человеку присущи две способности познания — чувство и интеллект. Познание начинается с чувственного опыта под действием внешних объектов. Но воспринимается не все бытие объекта, а лишь то в нем, что уподобляется субъекту. При вхождении в душу познающего познаваемое теряет свою материальность и может войти в нее лишь в качестве «вида». «Вид» предмета является его познаваемым образом. Вещь существует одновременно вне нас во всем своем бытии и внутри нас в качестве образа. Благодаря образу, представляющему элемент бытия вещи, который в то же время подобен душе, предмет входит в душу, в духовное царство мыслей. При этом вначале возникают чувственные образы, а из них интеллект абстрагирует «умопостигаемые образы». Истину Аквинат определяет как «соответствие интеллекта и вещи». При этом понятия, образуемые человеческим интеллектом, истинны в той мере, в какой они соответствуют своим понятиям, предшествующим в интеллекте Бога. Отрицая врожденное знание, Аквинат вместе с тем признавал, что в нас предсуществуют некоторые зародыши знаний, а именно: первые понятия, тотчас же познаваемые активным интеллектом посредством образов, абстрагированных от чувственного. Он выдвинул принцип: нельзя одновременно нечто утверждать и отрицать; на этом принципе основываются все другие нормы логического мышления.

Об этике. В своих этических воззрениях Аквинат опирался на принцип свободы воли человека, на учение о сущем как благе и о Боге как абсолютном благе и о зле как лишенности блага. По Аквинату, зло являет собой лишь менее совершенное благо; оно допускается Богом ради того, чтобы во Вселенной осуществлялись все ступени совершенства. Важнейшей идеей в этике Аквината является концепция, согласно которой блаженство составляет конечную цель человеческих устремлений. Оно заключается в самой превосходной человеческой деятельности — в деятельности теоретического разума, в познании истины ради самой истины и, значит, прежде всего в познании абсолютной истины, т. е. Бога. Основу добродетельного поведения людей составляет коренящийся в их сердце естественный закон, требующий осуществления блага, избежания зла. По Аквинату, без божественной благодати вечное блаженство недостижимо.

Об обществе и государстве. В трактате «О правлении князей» Аквинатом даны синтез аристотелевских этических идей и анализ христианского учения о божественном управлении Вселенной, а также теоретических принципов римской церкви. Вслед за Аристотелем он исходит из того, что человек по своей природе — существо общественное. Главная же цель государственной власти содействовать общему благу, сохранять в обществе мир и справедливость, способствовать тому, чтобы подданные вели добродетельный образ жизни и имели необходимые для этого блага. Он отдавал предпочтение монархической форме правления, однако считал, что, если монарх окажется тираном, народ имеет право выступить против тирана и тирании как принципа правления.


Фома Аквинский завершил построение здания католической теологии. Начиная с XIV в. и поныне его учение признается католической церковью как ведущее направление философского мировоззрения (в 1323 г. Фома Аквинский был причислен к лику святых)[83].

5. Ангельский доктор (Фома Аквинский)

5. Ангельский доктор (Фома Аквинский)
Самым выдающимся философом периода расцвета схоластики и всего вообще средневековья был итальянский религиозный мыслитель Фома Аквинский. В латинском языке его имя звучит как Томас, поэтому его учение получило название томизма. В

5. Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики

5. Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики
Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах доминиканского ордена Фома Аквинский (1225/1226–1274), ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытателя Альберта

4) «ФИЛОСОФИЯ – СЛУЖАНКА ТЕОЛОГИИ» (ФОМА АКВИНСКИЙ)

4) «ФИЛОСОФИЯ – СЛУЖАНКА ТЕОЛОГИИ» (ФОМА АКВИНСКИЙ)
Фома Аквинский родился в Италии в конце 1225 или в начале 1226 года – история не сохранила достоверной даты его рождения. Отец Фомы – граф Ландольф, был феодалом в Аквино. Мать Фомы Теодора происходила из богатого

10) «ДОКАЗЫВАЯ СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГА» (ФОМА АКВИНСКИЙ)

10) «ДОКАЗЫВАЯ СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГА» (ФОМА АКВИНСКИЙ)
Великий средневековый теолог Фома Аквинский в одном из своих произведений предпринял попытку доказать существование Божества, исходя из возможностей человеческого разума. Известно, что Бог – это давний предмет

Фома Аквинский[172]

Фома Аквинский[172]
Сумма теологии[173]Часть I. Вопрос 76. Статья 4: Есть ли в человеке другая форма помимо мыслительной души?Таким образом, мы переходим к четвертой статье.Кажется, что в человеке есть другая форма помимо мыслительной души.1. Ибо Философ[174] говорит во II кн. «О

Фома Аквинский за 90 минут

Фома Аквинский за 90 минут
перевод с англ. С. Зубкова

7.2. Гармония веры и знания (Фома Аквинский)

7.2. Гармония веры и знания (Фома Аквинский)
Схоластика как попытка синтеза веры и разума, религии и философии достигла своего расцвета в учении итальянского религиозного философа Фомы Аквинского. Религиозная вера и философское знание не противоречат друг другу, говорит

Фома Аквинский.

Гармония веры и знания

Фома Аквинский. Гармония веры и знания
Схоластика как попытка синтеза веры и разума, религии и философии достигла своего расцвета в учении итальянского религиозного философа Фомы Аквинского. Религиозная вера и философское знание не противоречат друг другу, говорит он,

АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ И ФОМА АКВИНСКИЙ

АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ И ФОМА АКВИНСКИЙ
Постепенно выяснилось, что августинизм не способен противостоять мощному влиянию аристотелизма. Необходимо было оседлать аристотелевскую философию, чтобы исключить постоянную опасность отклонения от католической ортодоксии.

Фома Аквинский — гармония и синтез

Фома Аквинский — гармония и синтез
Средневековую философию, часто называемую схоластикой (философией, которая «изучается в школе», по греч. schole), разделяют на три периода:1) Ранняя схоластика, которую обычно датируют временем от 400-х гг. до 1200-х гг. Во многих отношениях этот

1. Фома Аквинский

1. Фома Аквинский
С позиций христианской теологии оригинальная философско-правовая концепция была разработана Фомой Аквинским (1226— 1274 гг.), наиболее крупным авторитетом средневекового католического богословия и схоластики, с чьим именем связано влиятельное до

4. Фома Аквинский

4. Фома Аквинский
Фома Аквинский (1225 или 1226–1274) — центральная фигура средневековой философии позднего периода, выдающийся философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель одного из двух господствующих ее направлений — томизма [82]. Наследие

Глава XIII. СВ. ФОМА АКВИНСКИЙ

Глава XIII. СВ. ФОМА АКВИНСКИЙ
Фома Аквинский (род. в 1225 или 1226 году, ум. в 1274 году) считается величайшим представителем схоластической философии. Во всех католических учебных заведениях, в которых введено преподавание философии, систему св. Фомы предписано преподавать как

Гармония веры и знания. Фома Аквинский

Гармония веры и знания. Фома Аквинский
Схоластика как попытка синтеза веры и разума, религии и философии достигла своего расцвета в учении итальянского религиозного философа Фомы Аквинского. Религиозная вера и философское знание не противоречат друг другу, говорит он,

ФОМА АКВИНСКИЙ (1225 или 1226–1274)

ФОМА АКВИНСКИЙ
(1225 или 1226–1274)
Философ и теолог, систематизатор схоластики на базе христианского аристотелизма; доминиканец. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Первый проводит четкую границу между верой и знанием. Основные сочинения: «Сумма теологии», «Сумма

Святой Фома Аквинский | Колледж Аквинского

Святой Фома Аквинский

Фома Аквинский  (1225–1274; Акино, Италия) был итальянским философом и теологом, известным как Ангельский Доктор. Родившийся в богатой семье в Рокка-Секка, недалеко от Неаполя, в Италии, он разочаровал свою семью, присоединившись к бедному ордену проповедников (1244 г.), которые следовали правилу Доминика и поэтому были известны как доминиканцы. В 1245 году он начал учиться в Париже, Франция, у Альберта Великого, любимым учеником которого он стал.

В 1248 году он сопровождал Альберта в Кёльн, Германия. Оттуда Фома вернулся в Париж (1252 г.), где прославился как великий учитель и богослов. Он провел некоторое время в Риме в качестве папского советника, вернулся в Париж, чтобы какое-то время преподавать, а затем вернулся в Неаполь, чтобы основать учебный дом (1272 г.). В 1274 году по пути на церковный собор в Лионе, Франция, он заболел и умер в возрасте 49 лет.

Его работы показывают, что он был блестящим лектором, ясным мыслителем и сторонником Аристотеля. В эпоху, когда представление о том, что вселенную можно познать без откровения, было неудобным, он первым применил греческую философию, в которой использовалась сила разума, чтобы продемонстрировать, что Бога и его вселенную можно понять с помощью разума, руководимого верой. Его большой обхват и медленный, нарочитый стиль принесли ему прозвище «Тупой Бык!»

Он был автором нескольких памятных религиозных гимнов — O Salutaris Hostia и Pange Lingua , наиболее знакомых современным верующим. Его обширные труды исследовали отношения между разумом человека и разумом Бога, а его синтез знаний, касающихся этого соединения интеллекта и религиозной веры, под названием The Summa Theologica (1267-1273), принес ему прочную репутацию. среди ученых и верующих. Более ранняя работа, Summa Contra Gentiles  (1258–1260) написана в стиле, который пытается установить истинность христианской религиозной веры в аргументах, адресованных интеллигентному, но нехристианскому читателю.

Его доказательства существования Бога, помимо веры и откровения, с использованием силы разума, считаются ошибочными некоторыми историками философии 20-го века (например, Бертраном Расселом), потому что, как он утверждает, Фома доказал то, во что он уже верил. будь настоящим. Поэтому, по мнению Рассела, его работу следует рассматривать как искусный, лаконичный аргумент, а не решающее доказательство.

Несмотря на эту оговорку, Рассел признает вклад Томаса в интеллектуальное движение под названием схоластика, которому удалось освободить науку от провинциальных оков, которые часто создавала для нее неосведомленная религиозная цензура. Фома также продолжал в духе Альберта Великого закладывать фундамент легитимности христианского изучения природных явлений, что позволило христианской Европе перейти к начальным этапам научной революции. Папа Лев XIII провозгласил схоластику   в 1879 году, в энциклике  Aeterni Patris , официальной римско-католической философии.

Пять доказательств существования Бога Аквинского можно резюмировать следующим образом:

  1. Непоколебимый Движитель: Все, что движется, движется чем-то, а поскольку бесконечный регресс невозможен, требуется Перводвигатель.
  2. Первопричина: У каждого результата есть причина, и поскольку бесконечный регресс невозможен, должна быть Первопричина.
  3. Абсолютная Необходимость: По существу повторение Разума (2.), должен быть источник всех последующих последствий.
  4. Совершенный Источник: Все совершенство в мире требует в качестве своего источника Абсолютного Совершенства.
  5. Цель: Даже неживые вещи имеют цель, которая должна определяться чем-то вне их самих, поскольку только живые существа могут иметь внутреннюю цель.

КРЕДО!

Статуя святого Фомы Аквинского стоит перед входом на первый этаж учебного корпуса. (См. Фото слева) Он был создан старшим Филлисом Мрозински, ОП, и был посвящен 16, 19 сентября.90. Он заменяет статую Фомы, освященную весной 1956 года, которая была повреждена в результате пожара, когда хранилась в том, что сейчас является Пастырским центром или Часовней Буковски.

 

Угольный портрет Томаса висит на задней стороне ниши статуи. (См. фото справа) Ларри Бловитс, в то время член факультета художественного факультета, завершил его осенью 1980 года.

В витрине под портретом находится фрагмент фундамента замка, где родился Томас, в Рокка-Секка, недалеко от Неаполя, Италия. Он был подарен Коллегии жителями Рокка-Секка весной 19 г.93 и доставлен в кампус тогдашним послом США в Италии Питером Секкиа.

Фр. Том Джонсон принес еще один мраморный фрагмент из гробницы Фомы в Тулузе, Франция, в базилике Св. Сернина, в Колледж Аквинского в 1990 году. Том случайно посетил это место, когда гробница ремонтировалась, и ему дали поврежденный фрагмент первоначального мраморного покрытия.

Также в витрине представлен трехтомный сборник Summa Theologica.

Учитель Томаса в Парижском университете, Альберт Великий, Альберт Великий, человек, в честь которого назван научный корпус Аквинского. Известно, что Альберт практиковал экспериментальную науку — его попытки проверить обоснованность утверждений, связанных с использованием лекарственных трав и народных средств от болезней, были необычными для его времени. Такой скептицизм со стороны Альберта был воспринят его учеником Томасом и привел обоих мужчин к мысли, что можно быть искренним христианином и объективным наблюдателем природных явлений.

Фома Аквинский (ок. 1225–1274): контекст

Неутомимый ученик, учитель и писатель,
Св. Фома Аквинский был величайшим христианским богословом Средней Азии.
Возраст. Он родился в Роккасекке, Италия, как младший сын графа
Ландольфо Акино и графиня Теодора де Теано. В пять лет он
начал обучение в бенедиктинском монастыре в Монте-Кассино.
Оттуда он продолжил обучение в Неаполитанском университете и,
вопреки возражениям своей семьи, в 1244 году стал монахом-доминиканцем.
Он продолжил свои исследования в области философии и богословия в Париже и
затем, с 1248 по 1252 год, в Кельне с Альбертом Великим. После
дальнейшего обучения и преподавания в Парижском университете, он вернулся
в Италию в 1259 г.и провел почти десять лет, обучая и работая
в доминиканских монастырях под Римом.

Вернувшись в Парижский университет в 1268 году, он ввязался в
в спорах со священнослужителями и богословами, выступавшими против его философской
позиции. Он вернулся в Италию в 1272 году и в течение года преподавал в
Неаполитанский университет, прежде чем ухудшение здоровья вынудило его бросить
преподавания в 1273 году. По пути на церковный собор в Лионе он упал
тяжело заболел и умер недалеко от города своего рождения в начале 1274 года.
В 1323 году Папа Иоанн XXII причислил его к лику святых.
«Ангельский доктор» Папы Пия V в 1567 году и назван покровителем католиков.
Школы Папы Льва XIII в 1879 г..

Аквинский был плодовитым писателем. Его самая обширная работа
это Summa Theologica , которую он, вероятно, написал
между 1265 и 1272 годами, но остался незавершенным. Этот внушительный набор
фолианты, содержащие тысячи страниц строго аргументированных ответов
к поразительному кругу вопросов о церковном богословии и учении,
является не только жемчужиной схоластики, т. е. средневековой
теология и философия, но одна из жемчужин западной
культура. Его Summa contra Gentiles замечательный
как попытка продемонстрировать неверующим разумность
христианской веры. Помимо этих двух наиболее известных работ,
Аквинский также написал комментарии к многочисленным трактатам Аристотеля;
различные комментарии к Библии; записи богословских и философских
споры; и различные трактаты, письма и заметки. Это потрясающее
результат особенно впечатляет, потому что Аквинский добился всего
в течение примерно двадцати лет.

Аквинский жил в эпоху, когда католическая церковь
доминирующий обладатель политической и религиозной власти в
большую часть Европы. Протестантская Реформация, создавшая соперника
альтернативой католической церкви, было еще около 250 лет, когда
Аквинский был жив. Церковь и государство не были разделены и, по сути,
были во многом идентичны. В современном мире не было европейских народов.
смысл полностью суверенных стран, которые определяют свою собственную экономическую,
политические и социальные программы.

Жрецы, обычно единственные, кто умел читать
и писать, обладал монополией на мир обучения. Образование было
обязательно католическое обучение и имело место почти исключительно в
монастыри. Существовало очень мало университетов, и большинство из них были учреждениями
для подготовки будущих священнослужителей. В течение шести лет кандидаты на
степень бакалавра изучала семь гуманитарных наук: геометрию, грамматику,
логика, риторика, астрономия, теория музыки и арифметика. После
окончив этот курс обучения, студенты могли продолжить обучение
право, медицина или теология еще на двенадцать лет в преследовании
степени магистра или доктора наук. Богословие было самым
трудная и престижная область.

Одна из отличительных особенностей университетов Аквинского
день был так называемый схоластический метод, который воплотился в disputatio .
disputatio был публичным обсуждением среди ученых.
по определенной теме или вопросу и проходила в соответствии с
строгий процессуальный формат. Во-первых, учитель поставил ранее объявленный
вопрос продвинутому студенту. Затем этот студент занял позицию
в отношении рассматриваемой темы. Другие учителя и ученики
впоследствии ответил на ответы продвинутого ученика возражениями,
который продвинутый ученик затем попытался опровергнуть. В один прекрасный день
после этого учитель резюмировал различные аргументы за и
против обсуждаемого вопроса и вынес собственное решение в определение .
Эта культура оживленных публичных дебатов привела к развитию
отточенные приемы аргументации и риторики. Тренировался в этом
арене интеллектуальных состязаний, Аквинский показал себя одним из
из его передовых практиков. Структура и тематика Summa
Theologica
и Summa Theologica contra Gentiles являются
производные непосредственно от этой традиции, и обе работы по существу
стенограммы дебатов, проводимых по жестким правилам
спор .

Наибольшее влияние Аквинского на интеллектуальную историю оказало
его смещение внимания с работ Платона на работы Аристотеля.
Большая часть истории западной философии связана с разработкой
и развитие идей, которые являются явными или неявными в
труды этих двух великих древнегреческих философов. Платон
был особенно влиятельным среди мыслителей ранней церкви.
истории, и св. Августин (354–430 гг. н. э.), один из отцов церкви,
заимствовал многие из своих взглядов из сочинений Платона. Платон утверждал
что непреодолимая пропасть разделяет преходящий, иллюзорный, материальный мир
что мы воспринимаем нашими чувствами и неизменный, вечный мир
трансцендентной реальности. Для Платона царство вечного и совершенного
Формы — единственный надлежащий объект изучения, содержащий в себе
единственная истинная реальность. Святой Августин видел философию Платона как глубоко
сродни христианству в этой платоновской концепции двух миров,
один вечно совершенный, а другой по своей сути несовершенный, зеркала
Собственное постулат христианства о двух мирах, земном и божественном.

По контракту Аристотель канул в безвестность, если
не полное забвение, что касается церкви, и это
только благодаря усилиям еврейских и арабских ученых,
его сочинения вообще сохранились, пока не появился Фома Аквинский. Таким образом
учения Платона господствовали в церковной ортодоксии, когда Фома Аквинский
учился. Фома Аквинский нарушил эту традицию, восстановив Аристотеля.
для Запада и практически единолично ассимилировав его в
Католическое православие.

Взгляды Аквината носят более чем философский характер.
интерес, поскольку они являются официальной католической доктриной и, таким образом, представляют
живой набор традиций и верований.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts