Фото пророк мухаммед: Изображение пророка Мухаммеда «стерли» с картины XIII века
Содержание
Автор карикатур на пророка Мухаммеда погиб в Швеции в ДТП – DW – 04.10.2021
Фото: David Leth Williams/AFP/Getty Images
ИскусствоШвеция
Наталия Королева
4 октября 2021 г.
На шведского художника Ларса Вилкса, изобразившего собаку с головой пророка Мухаммеда, охотились боевики «Аль-Каиды». Его дом пытались поджечь, за его голову была назначена награда.
https://p.dw.com/p/41DVF
Реклама
Шведский художник Ларс Вилкс, который жил под охраной полиции с тех пор, как в 2007 году нарисовал собаку с головой мусульманского пророка Мухаммеда и оказался в списке «главных врагов ислама», погиб в воскресенье, 3 октября, в результате дорожно-транспортного происшествия, передают шведские СМИ со ссылкой на сведения, обнародованные полицией.
По сообщениям СМИ, ДТП произошло в результате столкновения грузовика с автомобилем, в котором находились 75-летний Ларс Вилкс и охранявшие его полицейские. Согласно сведениям шведского информационного агентства TT, полиция констатировала, что Вилкс ехал в машине с двумя полицейскими. Его партнер также подтвердил, что художник находился в автомобиле и скончался в результате аварии, пишет газета Dagens Nyheter. Причина аварии расследуется.
Крутой поворот в жизни малоизвестного художника
Вилкс был практически неизвестен за пределами Швеции до того, как нарисовал карикатуру на Мухаммеда. На родине его прославила созданная им массивная скульптура из скрепленных гвоздями многочисленных досок, установленная в природном заповеднике на юге Швеции без разрешения, что закончилась длительным судебным разбирательством. В результате Вилкс был оштрафован, но его детище по сей день стоит на берегу моря и привлекает десятки тысяч посетителей в год.
Жизнь Вилкса радикально изменилась 13 лет назад после того, как он изобразил пророка Мухаммеда с телом собаки. Собаки у мусульман считаются нечистыми животными, и контакты с ними не поощряются. К тому же, в исламе изображения Мухаммеда и остальных пророков запрещены и считаются идолопоклонством.
По некоторым данным, ультрарадикальная террористическая организация «Аль-Каида» назначила награду за голову Вилкса. В 2010 году двое мужчин пытались поджечь дом художника на юге Швеции. А в 2020 году женщина из Пенсильвании признала себя виновной в участии в заговоре с целью его убийства.
Смотрите также:
Написать в редакцию
Реклама
Пропустить раздел Еще по теме
Еще по теме
Пропустить раздел Близкие темы
Близкие темы
Паранджа»Братья мусульмане»Чадра»Исламское государство» (ИГ)БаухаусНикабМечетьЦензураКольвиц, КетеВыставки ГерманииАль-КаидаВасилий КандинскийПророк МухаммедГюнтер ГрассДжихадТеракты в США 11 сентября 2001 годаДорожно-транспортное происшествие (ДТП)ХиджабТерроризмАфганистанПропустить раздел Топ-тема
1 стр. из 3
Пропустить раздел Другие публикации DW
На главную страницу
Бывают ли у мусульман иконы?
Продажа Йисуфа (Иосифа). Египет, XIX век © Коллекция И.Я. Билибина / Из собрания Ивангородского музея
6 марта 2020
Кто вы такие?
ислам
лубок
Музей Востока
Текст Михаил Гардер
Что мы тут видим?
Среди не-мусульман распространено мнение, что ислам запрещает изображать людей. Это не совсем верно. Действительно, мусульмане традиционно не используют образы людей и животных в мечетях и Коране, не рисуют Аллаха (совсем), а пророка Мухаммеда изображают только с закрытым лицом. При этом народные картинки — отпечатанные с деревянных, металлических или каменных шаблонов дешёвые листы, аналог русских лубков — были распространены в мусульманских общинах в Европе, Азии и Африке.
Особой популярностью пользовались религиозные (коранические и легендарные) сюжеты, портреты героев эпоса, святых и политических деятелей — с помощью народной картинки проводили политическую пропаганду. Ниже мы приводим три примера, которые можно увидеть на выставке «Пророки и герои. Арабская народная картина XIX-XX веков» из коллекций востоковеда и дипломата Юрия Завадовского и художника Ивана Билибина, открывающейся 6 марта в Москве.
Битва имама Али с джинном. Египет, первая половина XX века © Государственный музей Востока / Коллекция Ю.Н. Завадовского
«Икона» — или не икона
На этой картинке (первая половина XX века, Египет) изображён имам Али, двоюродный брат и зять пророка Мухаммеда. Али, известный также как Лев Аллаха, в исламской культуре олицетворяет мужественность и воинскую доблесть, в народе его почитают как чудотворца. Имама Али можно опознать по легендарному раздвоенному мечу Зульфикару.
В сцене, которую мы видим, Али ведёт своих соратников на битву с джинном, воплощением зла и неверия. Художник подчёркивает роль лидера, которую исполняет Али: он наносит решающие удары сразу и в грудь, и в голову джинна; а ещё он куда больше остальных воинов (одному из которых вовсе забыли нарисовать ноги).
В исламской народной культуре Северной Африки были популярны и «портретные» изображения имама Али — именно их иногда называют «иконами». Как рассказал «Большому музею» куратор выставки Илья Зайцев, к таким портретам, в отличие от христианских икон, не обращались с молитвами и просьбами, хотя, возможно, они выполняли защитную функцию. Их вешали и вешают сейчас в жилых домах (в той их части, куда допускаются только члены семьи и близкие друзья) и магазинах над входными дверями.
Ноев ковчег. Северная Африка, начало ХХ века © Из собрания Дома русского зарубежья имени А.И. Солженицына / Коллекция Ю.Н. Завадовского
Ной — или Нух
Праведник, который спасся во время Потопа и стал родоначальником всего современного человечества, фигурирует в священных писаниях всех трёх авраамических религий. Понять, что на этой картинке (изготовленной где-то в Северной Африке в начале XX века) изображён именно коранический Нух и его семья, можно не только по одежде героев, но и по присутствующим на изображении формулам. Над семьёй Нуха читаем: «Нух, да пребудет с ним мир!», а на флаге — шахаду, формулу свидетельства о вере в Единого Бога: «Нет божества, кроме Аллаха!», в которой отсутствует ещё не родившийся Мухаммед («… и Мухаммед — пророк Его»).
Заглул-паша, борец за освобождение Египта от англичан. Египет, конец половина XIX–начало XX веков © Из собрания Ивангородского музея / Коллекция И.Я. Билибина
Политик — или потомок фараонов
Появление в Северной Африке в конце XIX века фотографии и распространение типографской печати сильно помогло не только святым и религиозным лидерам, но и политическим деятелям. На этом листе (конец XIX — начало XX века) изображён египетский политик Саад Заглул-паша, борец за освобождение Египта и Судана от владычества англичан, сторонник «фараонизма» — концепции преемственности между современной египетской нацией и Древним Египтом.
Авторы этого листа максимально плотно заполнили его символами, отсылающими к идеям Заглул-паши. Это и очевидные пирамиды, и сфинкс (который говорит «О, Саад! Наши надежды на тебя!»). И женщина, олицетворяющая Египет, — по всей видимости, её головной убор украшает урей (стилизованное изображение богини-кобры), который носили фараоны. Крест и полумесяц на её тунике отсылают к идее о единении мусульман и коптов-христиан. Сама женщина говорит: «О, Саад! Нет руководителя, кроме тебя!», а надпись выше гласит: «Египет поддерживает руководителя».
Такая политическая агитация вполне сработала. В связи с большой популярностью Саада Заглул-паши англичане были вынуждены освободить его из заключения; в 1922 году Египет получил частичную независимость, а в 1924-м Заглул победил на выборах и стал премьер-министром. Он умер в 1927 году и был похоронен в мавзолее в древнеегипетском стиле в Каире.
На выставке «Пророки и герои» в Государственном музее Востока можно увидеть более трёх десятков народных арабских картинок (Египет, Алжир, Ирак). Выставка продлится до 29 марта 2020 года.
мусульманских религиозных картинок
мусульманских религиозных картинок
Мухаммад | |
Пророк ислама Мухаммад ибн По данным иранских информаторов Текст под изображением Оригинал: Куплен в Куме в 1999 г. |
Как и на предыдущем рисунке, Эти портреты напоминают Оригинал: Маленькие изображения, Ингвильд |
Эта картина представляет пророка Оригинал: Маленькие изображения, Ингвильд |
Чаще встречается, чем портреты В этом генеалогическом древе мы находим Оригинал: 50×70 см. Куплено | |
Назад |
Почему ислам запрещает изображения Мухаммеда
Основные моменты истории
Возражения против изображения Мухаммеда, коренящиеся в идолопоклонстве
Мусульманское неодобрение изображения пророков распространяется на Иисуса и Моисея
В эпоху глобализации немусульмане и критики ислама не стеснялись изображать Мухаммеда
Си-Эн-Эн
—
Запрет на изображение пророка Мухаммеда может сбить с толку многих немусульман, но он говорит о центральном принципе ислама: поклонении только Богу.
Ничто в Коране, священной книге ислама, строго не запрещает изображения Мухаммеда. Но вера, как и Десять Заповедей еврейской Библии, уже давно не одобряет никаких идолов, говорят ученые, чтобы избежать искушения поклоняться идолам.
В некотором смысле ранние мусульмане реагировали на христианство, которое, как они считали, было введено в заблуждение из-за представления о Христе не как о человеке, а как о Боге. Они не хотели, чтобы то же самое случилось с Мухаммедом.
«Сам пророк знал, что если люди увидят его лицо, изображенное людьми, они вскоре начнут поклоняться ему», — сказал Ахмед CNN. «Так он сам выступил против таких изображений, сказав: «Я всего лишь мужчина».
По горькой иронии, иногда яростные нападки на изображения пророка являются своего рода обратным идолопоклонством, почитанием — и убийством — за отсутствие изображения, сказал Хусейн Рашид, профессор исламских исследований в Университете Хофстра в Нью-Йорке.
Хотя Коран прямо не запрещает изображения Мухаммеда, большинство современных мусульман во всем мире соблюдают запрет, основанный в основном на религиозных постановлениях исламских ученых.
Шейх Ясир Кадхи, ученый-мусульманин, живущий в Теннесси, сказал, что исламский закон проводит различие между созданием идолов, не имеющим обязательной силы для немусульман, и изображением Мухаммеда в вульгарной или неуважительной манере, что считается богохульством.
На Западе защитники свободы слова, такие как французский журнал Charlie Hebdo, часто делали и то, и другое, изображая Мухаммеда глупым или склонным к насилию.
«В контексте Европы, где во многих странах мусульмане чувствуют себя осажденными, эти изображения воспринимаются не как критика, а как издевательство. Насилие в ответ явно неправильно и непропорционально. Однако речь идет не столько о религиозном гневе, сколько о мести».
Но даже в Соединенных Штатах, где мусульмане относительно акклиматизированы, экстремисты выступили против изображения Мухаммеда в «Южном парке», сатирическом мультипликационном шоу и последующем «Дне рисования Мухаммеда», который разразился в ответ.
Мохамед Магид, имам и бывший глава Исламского общества Северной Америки, сказал CNN, что мусульманский запрет на изображение пророков распространяется на Иисуса и Моисея, которых ислам считает пророками. Некоторые мусульманские страны запретили в этом году фильмы «Ной» и «Исход», потому что их главными героями были еврейские пророки.
В суннитских мечетях, крупнейшей ветви веры, нет никаких человеческих изображений. Пространства вместо этого украшены стихами из Корана.
Но были исторические случаи, когда мусульмане изображали пророка, особенно в шиитских ветвях ислама, сказал CNN Омид Сафи, профессор религиоведения в Университете Дьюка.
«У нас были визуальные изображения пророка в виде миниатюр и изображений в иранском контексте, турецком контексте, контексте Центральной Азии», — сказал Сафи. «Единственный важный контекст, в котором изображения пророка не связаны с изображениями, — это арабский контекст».
Джохари Абдул-Малик, имам Исламского центра Дар аль-Хиджра в Фолс-Черч, штат Вирджиния, сказал CNN, что изображения учений пророка иногда использовались для преодоления пробелов в неграмотности.
Даже исторические изображения Мухаммеда мусульманскими художниками старались не изображать пророка слишком подробно.
Например, Ахмед сказал CNN, что мусульманские художники 15-го и 16-го веков изображали пророка, но старались не рисовать его лицо. «Это было бы так, как если бы он носил покрывало на лице, чтобы настоящие ортодоксы не могли возражать — это было решение, которое они нашли».
В мусульманском фильме «Посланник», прокатившемся по всему мусульманскому миру в 1970-х и 1980-х годах, Мохаммед был показан только в тени.
В Коране «нет заявления пророка с просьбой не записывать его изображение», — сказал Абдул-Малик CNN.
Вместо этого учение об изображениях исходит из хадисов, записей высказываний и действий Пророка Мухаммеда и его ближайших сподвижников. Хадис считается второстепенным по сравнению с Кораном с точки зрения текстовой авторитетности, но иногда противоречивые сообщения привели к столетиям споров в умме или глобальном мусульманском сообществе.
Религиоведы говорят, что возражения против изображения Мухаммеда обычно не нарушались в прежние века из-за пропасти между западными и преимущественно мусульманскими народами.
В эпоху глобализации немусульмане и критики ислама могут свободно изображать Мухаммеда, в том числе и в оскорбительном виде. Например, в 2006 году датский карикатурист изобразил пророка с бомбой вместо тюрбана и с зажженным фитилем, что вызвало демонстрации по всему миру.