Успение богородицы пост: Успенский пост
Содержание
Успенский пост
5 ступеней веры
- Раздел «Успенский пост»
- О посте Успенском И.Д. Мансветов
- Успенский пост свящ. Вадим Коржевский
Успе́нский пост – один из четырёх многодневных постов в православной Церкви. Привязан к годовому кругу неподвижных праздников и длится с 14 по 27 августа (включительно) августа. Получил своё название по празднику успения Пресвятой Богородицы, которым и заканчивается 28 августа.
Общая характеристика
Успенский пост продолжается две недели. Начинается он праздником Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня (1/14 августа), а заканчивается праздником Успения Божией Матери (15/28 августа). И если праздник Успения приходится на среду или пятницу, разговенье предполагается не в этот, а на следующий день (точнее: если праздник Успения Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то устав разрешает рыбу). По строгости он близок к Великому посту. Помимо обычных мясных и молочных продуктов, устав запрещает вкушать постом рыбу, кроме праздника Преображения (Типикон, Глава 33). В постановлениях «об охранении православной веры» (1885 г.) также указано, что в числе прочих на время Успенского поста в Российской империи запрещались «публичные маскарады и зрелища» (Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания).
«Спасы»
На Успенский пост приходятся праздники, в простонародье именуемые «спасами» – медовый (14 августа), яблочный (19 августа), а вскоре после него отмечается ореховый, хлебный (29 августа). В частности, поэтому Успенской пост в народе именуется Спасовка, а праздники эти, так или иначе, имеют отношение к Спасителю Иисусу Христу. Однако, по сути все эти названия имеют аграрное происхождение и связаны с желанием человека освятить всю свою жизнь.
К 14 августа на Руси пасечники собирали первый урожай мёда и естественным образом желали принести Богу плоды своего труда. Это чисто русский обычай. Например, в Греции ничего подобного не происходит. Греческий часослов 1897 года сообщает об истории установления праздника происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня следующее: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви. С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть происхождение Честного Креста».
На Преображение в 48 главе Типикона есть такое указание: «Необходимо знать, что мы имеем предание от святых отцов есть виноградные гроздья, там, где они растут, начиная со спасительного праздника Преображения, приняв благословение от иерея. А если кто из монахов съест виноград до этого праздника, то в наказание да не будет есть грозди в течение всего августа, потому что презрел заповеданный отцами устав. Пусть и другие монахи от этого научатся повиноваться уставу святых отцов. То же касается и смокв и прочих овощей (и фруктов) по мере их созревания». По аналогии с «плодом лозным» на Руси стали приносить для благословения начатков яблоки – самый доступный и созревший к 19 августа плод.
29 августа совершается воспоминание перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. Существует традиция приносить в этот день для благословения начатки урожая орехов.
Происхождение Успенского поста
Указания на Успенский пост встречаются в источниках IX в., а что касается, собственно, Типиконов, впервые указание на Успенский пост обнаруживаем в Типиконе Николо-Касулянского монастыря (XII в.). Константинопольский собор 1166 г. окончательно утвердил двухнедельный срок поста перед праздником Успения. Сам праздник Успения, как и большинство Богородичных праздников, основываются на Предании, поскольку в Евангелии нет ни слова об Успении Божией Матери. Есть мнение, что самый ранний известный текст об этом событии называется «Святого Иоанна Богослова сказание об успении Святой Богородицы». Датирован он V в. Автор подписался именем известного святого, чтобы придать значимость своему тексту в эпоху начала культа Пресвятой Богородицы. Предполагают, что этот текст послужил основой для богослужебных текстов праздника, составленных Иоанном Дамаскиным и Космой Маюмским, а также лёг в основу некоторых иконографий Пресвятой Богородицы (Святого Иоанна Богослова сказание об успении Святой Богородицы). Однако, согласно другой версии, праздник установлен с древних времен, а дошедшие до нас упоминания о нем относятся к IV в.
Особенности богослужения
В будние дни многодневных постов, в число которых входит и Успенский пост, уставом (Типикон, гл. 9) предписывается совершение аллилуйных служб. На утрени вместо «Бог Господь» в дни, когда по месяцеслову положена служба «без знака», поётся «Аллилуйя» со стихами из Псалтири. Читается молитва Ефрема Сирина, что роднит такие богослужения с великопостными. Также при совершении аллилуйных служб устав не предусматривает совершения Божественной Литургии. В современной приходской практике редко где можно встретить совершение аллилуйных служб Успенским постом, несмотря на то, что священноначалие высказывало пожелание возродить на приходе этот древний обычай (Богослужебные указания за 8 июня 2015 года). В том числе, речь об этом шла на Поместном Собора 1917/1918 гг. в Москве.
в чем его смысл и что самое главное в этот период?
У православных начался последний из постов православного года – Успенский. Он установлен перед праздником Успения и продолжается две недели – до 27 августа включительно. О том, как провести этот пост и что самое главное в этот период, рассказал в интервью корреспонденту Mir24. tv научный сотрудник Свято-Филаретовского православно-христианского института Владимир Якунцев.
«Успенский пост – один из самых поздних постов, появившихся в нашем церковном календаре, – говорит ученый. – Уже по названию понятно, что он должен подготовить верующих ко вхождению в смысл и дух праздника Успения Пресвятой Богородицы. Этот пост строже, чем апостольский или рождественский и по строгости приближается к Великому».
По словам Владимира Якунцева, в ранней церкви вообще не было длительных постов. Они были строгие, но краткие. Длительные посты появляются в IV-V веках в связи с развитием практики подготовки ко крещению. Так появился и Великий пост, и пост перед праздником Рождества. Именно на эти праздники обычно массово крестили людей. А посты помогали людям завершить подготовку к крещению, которая в те времена могла занимать до трех лет.
Фото: Сорокин Донат/ТАСС
«Для тех, кто уже был крещен, посты носили чисто евангельский, христианский смысл. Они постились не ради себя, а ради тех, кто готовился к началу церковной жизни. Это был и пример для начинающих, и ходатайство за них перед Богом, чтобы они не теряли бодрости, не унывали и качественно готовились к своему крещению», – говорит Якунцев.
Успенский пост появляется гораздо позднее, когда отношение к постам меняется и они приобретают более аскетический смысл, направленный на собственное совершенствование, на покаянное усилие. То есть акцент смещается на самих себя. «Если бы аскетические, покаянные обертоны не вытеснили первоначального смысла постов – заботы о ближних, особенно тех, кто еще не вошел в Церковь, не укрепился в вере, – то это было бы не так страшно, тогда бы и аскетический смысл был на своем месте, он вполне может сосуществовать как дополнительный. Но когда размывается первоначальный, евангельский смысл поста как возможности помочь и поддержать на пути к Богу других, то и аскетический смысл повисает в воздухе. Во многом именно такое отношение к постам сформировало в современном сознании искаженное представление о христианской вере и церковной жизни», – говорит теолог.
Многие уверены, что христианство – это путь индивидуального, чуть ли не эгоистического самосовершенствования и самоспасения, а не путь заботы о ближнем, ради которого Христос предлагал забыть о себе, говорит Якунцев.
«Если христианин замыкается внутри себя, своей семьи или даже своей общины, это как бы «отключает» его от основного предназначения, призвания. Ведь христиане призваны быть закваской в мире, то есть иметь общность судьбы с людьми этого мира, давая им возможность обрести полноценное общение с Богом и восстановить или углубить общение с ближними», – рассказывает теолог.
Владимир Якунцев: «Но любой христианин может наполнить Успенский пост евангельским смыслом, если сделает усилие общения и постарается заговорить со своими близкими о главном. Этот пост дает как минимум три серьезных повода, открывающих перспективу к спасению человека от беспутицы и бессмыслицы».
За две недели воздержания православные отметят Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы. Медовый Спас, который отмечается 14 августа – это праздник, посвященный воспоминанию о силе Креста Христова. «Крест в христианстве – это символ пути любви и свободы в этом мире, возможности свою жизнь до конца посвятить ближнему, то есть самому стать вполне человеком», – говорит теолог.
Фото: Смирнов Владимир/ТАСС
Второй праздник – это Преображение, Яблочный Спас, который отмечается 19 августа. Он открывает путь к спасению от бездарности и бесплодности, указывает на возможность приносить и пожинать плоды – не только урожая, но и плоды своей жизни: примирения с врагами, прощения, умения словом и делом поддержать тех, кто рядом.
И третий – сам праздник Успения – может быть соотнесен с живым опытом конкретных людей, потому что у всех людей на этой земле есть перспектива или смерти, или успения. «И праздник Успения Божьей Матери показывает перспективу такой жизни человека в этом мире, когда даже его кончина может прославить Бога, а не быть лишь увяданием и жалким позором, что случается всегда, когда человек уходит из этой жизни без покаяния, с совестью, отяжеленной большими серьезными ошибками», – говорит Якунцев.
Фото: Википедия
«Если пост будет связан с такой обращенностью к тем, кто страдает и погибает рядом с нами, тогда он будет действительно угоден Богу», – заключил теолог.
Успение Богородицы, 1657 г. Эль Греко
Предоставлено www.ElGreco.net |
Успение Богородицы была написана Эль Греко незадолго до 1567 года. Эта картина была одним из его ранних произведений поствизантийского искусства. Византийское искусство создавалось в Средние века, в Византийской империи, и искусство
был почти полностью сосредоточен на религиозных темах и церковном богословии, переведенных в художественную форму. В этой картине Эль Греко объединил итальянский маньеризм, поствизантийский стили и иконографические элементы.
Не было известно, что Эль Греко написал Успение Богородицы , до 1983 года, когда кураторы обнаружили его подпись у основания канделябра, расположенного внизу, в центре картины. Потому что Эль Греко всегда
подписывал свои работы своим греческим именем Доменикос Теотокопулос, это привело к открытию других картин, которые он создал.
Тема этой картины из Нового Завета. Дева Мария является центральной фокусной фигурой, лежащей в спящем состоянии, мирно спящей, пока ее душа и тело не воссоединятся и не будут взяты на Небеса. Вертикальный подход композиции
можно увидеть, и он образован фигурой Христа над Марией. Два апостола на каждом конце создают горизонт, а еще одна горизонтальная плоскость становится очевидной благодаря группам епископов и апостолов наверху.
Эль Греко использовал теплые золотистые тона, что указывало на итальянское влияние в его раннем творчестве. Золотые тона прерываются красными мерцающими одеждами. Самый яркий цвет на этой картине использован в ореоле, окружающем
Голова Девы Марии. Более светлые цвета также используются в облачном построении ангелов, показывая восхождение объединенных тела и души Марии на Небеса. Более темные цвета, подчеркнутые золотыми тонами, делают фигуры почти
статный вид.
Картина Эль Греко «Успение Господне» размером 61,4 х 45 см написана золотыми акцентами и темперой на деревянной доске. Деревянная панель указывает на то, что это могла быть серия продолжающихся картин Эль Греко на эту тему. Этот
картина выставлена в Эрмуполисе, Греция, в соборе.
Открытие Пятой Печати
Очищение храма
Христос исцеляет слепых
Вид на Толедо
Погребение графа Оргаза
Св. Петра и Павла
Лаокоон
Святой Мартин и нищий
Воскрешение
Тайная вечеря
Успение Богородицы
Христос, несущий крест
Успение Богородицы
Дама в меховой накидке
Раздевание Христа
Поклонение пастухов
Святой Себастьян
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Тропарь и кондак
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии: После Вознесения Господня Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а во время его странствий жила в доме его родителей, недалеко от Елеонской горы. Она была источником утешения и назидания как для апостолов, так и для всех верующих. Беседуя с ними, Она рассказала им о чудесных событиях: о Благовещении, о рожденном от Нее бессеменном и непорочном зачатии Христа, о Его раннем детстве и о Его земной жизни. Подобно Апостолам, Она помогала насаждать и укреплять христианскую Церковь Своим присутствием, Своими проповедями и Своими молитвами.
Почитание апостолов Пресвятой Богородицы было необыкновенным. После получения Святого Духа в день Пятидесятницы Апостолы оставались в Иерусалиме около десяти лет, заботясь о спасении иудеев и желая сверх того увидеть Богородицу и услышать Ее святое слово. Многие новопросвещенные в Вере даже приезжали из дальних стран в Иерусалим, чтобы увидеть и услышать Пречистую Богородицу.
Во время гонения, начатого царем Иродом на молодую Церковь Христову (Деян. 12:1-3), Пресвятая Дева и апостол Иоанн Богослов удалились в Ефес в 43 году. Там пала проповедь Евангелия по жребию апостолу Иоанну Богослову. Богородица находилась на Кипре со святителем Лазарем Четверодневным, где он был епископом. Была она и на Святой Горе Афон. Святой Стефан Святогорец говорит, что Божия Матерь пророчески говорила о нем: «Да будет место сие уделом Моим, данным Мне Сыном Моим и Богом Моим. Я буду покровительницей этого места и ходатайствую за него перед Богом».
Почитание древних христиан к Богородице было так велико, что они сохранили, что могли, о Ее жизни, что могли принять к сведению о Ее словах и делах, и даже передали нам описание Ее внешнего вида. .
По Преданию, на основании слов священномучеников Дионисия Ареопагита (память 3 октября) и Игнатия Богоносца (память 20 декабря), святой Амвросий Медиоланский (память 7 декабря) имел случай написать в своем произведении «О девах» о Богородице: «Она была Дева не только телом, но и душою, смиренная сердцем, осмотрительная в слове, мудрая умом, не слишком многословная, любящая чтение и труд, и благоразумная в речь. Ее правилом жизни было никого не обижать, всем желать добра, уважать стариков, не завидовать другим, избегать хвастовства, быть здоровой душой и любить добродетель.
«Когда же Она хоть раз оскорбляла Своих родителей? Когда Она была в разладе со Своим родом? Когда же Она гордилась перед скромным человеком, или смеялась над слабым, или сторонилась обездоленного? У Нее не было ни сверкающих глаз, ни неприличных слов, ни неподобающего поведения. Она была скромна в движении Своего тела, Ее шаг был тихим, и Ее голос был прямым; так что Ее лицо было выражением души. Она была олицетворением чистоты.
«Все дни Своих Она была озабочена постом: Спала лишь тогда, когда нужно, и даже тогда, когда тело Ее было в покое, Она еще бодрствовала духом, повторяя в снах Своих прочитанное, или осуществление намеченных намерений , или запланированные еще заново. Она выходила из дома только в церковь, да и то в компании родственников. В остальном Она редко появлялась за пределами Своего дома в компании других, и Она была самой лучшей надзирательницей за Самой Себя. Другие могли защитить Ее только телом, но Она Сама охраняла Свой характер».
По Преданию, что от составителя церковной истории Никефора Каллиста (XIV в. ), Богородица «была среднего роста, или, как предполагают другие, чуть больше среднего; Ее волосы золотистые на вид; Ее глаза блестели, зрачки напоминали блестящие маслины; Ее брови сильные и умеренно темные, Ее нос ярко выражен, а рот трепещет, говоря сладкую речь; Лицо у нее было не круглое и не угловатое, а несколько продолговатое; ладони и пальцы Ее рук были длинными…
В разговоре с другими Она сохраняла приличия, не становясь ни глупой, ни взволнованной, и уж тем более никогда не гневавшейся; без хитрости и прямоты, Она не слишком заботилась о Себе, и далеко не балуя Себя, Она была отчетливо полна смирения. Что касается одежды, которую Она носила, Она довольствовалась тем, что она была естественного цвета, о чем даже сейчас свидетельствует Ее святой головной убор. Достаточно сказать, что всем Ее действиям сопутствовала особая благодать». [Никефор Каллист заимствовал свое описание у святого Епифания Кипрского (память 12 мая), из «Послания к Феофилу об иконах».]
Обстоятельства Успения Божией Матери были известны в Православной Церкви с апостольских времен. Уже в первом веке священномученик Дионисий Ареопагит писал о Ее «Успении». Во втором веке рассказ о телесном восхождении Пресвятой Девы Марии на небо встречается в трудах Мелитона, епископа Сардийского. В четвертом веке святитель Епифаний Кипрский ссылается на предание об «Усыплении» Божией Матери. В пятом веке святитель Ювеналий, патриарх Иерусалимский, сказал святой византийской императрице Пульхерии: «Хотя в Священном Писании нет описания обстоятельств Ее кончины, но мы знаем о них из древнейшего и достоверного Предания». Эта традиция была собрана и изложена в церковной истории Никефороса Каллиста в четырнадцатом веке.
Во время Своего благословенного Успения Пресвятая Дева Мария снова была в Иерусалиме. Слава о Ней как о Богородице уже разнеслась по всей земле и возбудила против Нее многих завистников и злопыхателей. Они хотели совершить покушение на Ее жизнь; но Бог сохранил Ее от врагов.
День и ночь Она проводила время в молитве. Пресвятая Богородица часто приходила ко Гробу Господню и здесь возносила усердные молитвы. Не раз враги Спасителя пытались воспрепятствовать Ей посетить святое место и просили у первосвященника стражу для охраны Гроба Господня. Пресвятая Богородица продолжала молиться прямо перед ними, но никем не виденная.
В одно из таких посещений Голгофы Ей явился Архангел Гавриил и возвестил о скором Ее уходе из этой жизни в жизнь вечную. В залог этого Архангел дал Ей пальмовую ветвь. С этим небесным известием Матерь Божия возвратилась в Вифлеем с тремя сопровождавшими Ее отроками (Сепфорой, Авигеей и Иаиль). Она призвала праведного Иосифа Аримафейского и других учеников Господа и возвестила им о Своей грядущей Кончине.
Молилась Пресвятая Богородица и о том, чтобы Господь привел к Ней апостола Иоанна. Святой Дух перенес его из Ефеса, поставив на то самое место, где лежала Богородица. После молитвы Пресвятая Дева вознесла ладан, и Иоанн услышал голос с Неба, завершивший Ее молитву словом «аминь». Богородица сочла, что этот голос означает скорое прибытие Апостолов и Учеников и святых Бесплотных Сил.
Верующие, число которых к тому времени уже невозможно было сосчитать, собрались вместе, говорит святой Иоанн Дамаскин, подобно облакам и орлам, чтобы послушать Богородицу. Увидев друг друга, ученики обрадовались, но в смущении спрашивали друг друга, для чего Господь собрал их вместе в одном месте. Святитель Иоанн Богослов, приветствуя их со слезами радости, сказал, что время упокоения Богородицы близко.
Войдя к Богородице, они увидели Ее лежащей на ложе, и исполнились духовной радости. Ученики приветствовали Ее, а затем рассказали ей, как они чудесным образом были перенесены с места проповеди. Пресвятая Дева Мария прославила Бога за то, что Он услышал Ее молитву и исполнил желание Ее сердца, и Она стала говорить о Своей скорой кончине.
Во время этой беседы явился чудесным образом и апостол Павел вместе со своими учениками Дионисием Ареопагитом, святым Иерофеем, святым Тимофеем и другими из семидесяти апостолов. Дух Святой собрал их всех вместе для того, чтобы им было даровано благословение Пречистой Девы Марии, а более подобающим образом для совершения погребения Матери Господней. Каждого из них Она звала к Себе по имени, благословляла и превозносила за веру и трудности, которые они претерпевали в проповеди Евангелия Христова. Каждому Она желала вечного блаженства и молилась с ними о мире и благополучии всего мира.
Наступил третий час (9 утра), когда должно было произойти Успение Божией Матери. Горело несколько свечей. Святые ученики окружили ее красиво украшенную постель, вознося хвалу Богу. Она молилась в ожидании Своей кончины и прихода Ее долгожданного Сына и Господа. Внезапно воссиял неизреченный Свет Божественной Славы, перед которым померкли пылающие свечи. Все, кто это видел, испугались. Сошел с неба Христос, Царь Славы, окруженный сонмами Ангелов и Архангелов и прочих Сил Небесных, вместе с душами Праотцев и Пророков, пророчествующих в былые века о Пресвятой Деве Марии.
Увидев Сына Своего, Богородица воскликнула: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, ибо Он призрел на унижение Рабы Своей» (Лк. 1:46-48) и , встав с постели навстречу Господу, Она поклонилась Ему, и Господь повелел Ей войти в Жизнь Вечную. Без всяких телесных страданий, как бы в счастливом сне, Пресвятая Богородица отдала Свою душу в руки Своего Сына и Бога.
Затем началась радостная ангельская песня. Сопровождая чистую душу Богообрученной и с благоговейным трепетом перед Царицей Небесной, ангелы восклицали: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Ибо се, Царица, Богородица грядет, воздвигнет врата, и с Вечносущим возьмет Матерь Света; ибо через Нее спасение пришло ко всему роду человеческому. Невозможно взирать на Нее, и невозможно воздать Ей должную честь» (Стихерион на «Господи, я воззвал»). Небесные врата воздвиглись, и, встретив душу Пресвятой Богородицы, Херувимы и Серафимы с радостью прославили Ее. Лик Богородицы сиял славой Божественного девства, а от тела Ее исходило сладкое благоухание.
Чудесна была жизнь Пречистой Девы, и дивна Ее Преставление, как воспевает Святая Церковь: «В Тебе, Царица, Бог всех дал Тебе в удел то, что превыше природы. Как в Рождении Он сохранил девство Твое, так и во гробе сохранил тело Твое от тления» (канон 1, песнь 6, тропарь 1).
Целуя пречистое тело с благоговением и трепетом, Ученики в свою очередь благословлялись им и исполнялись благодати и духовной радости. Через великое прославление Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, которые с верой и любовью прикасались к святому ложу.
Оплакивая разлуку с Богородицей, Апостолы приготовились погребать Ее пречистое тело. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков и другие из двенадцати апостолов несли на своих плечах гроб, и на нем лежало тело Приснодевы Марии. Святитель Иоанн Богослов шел во главе с лучезарной пальмовой ветвью из рая. Остальные святые и множество верующих сопровождали одр со свечами и кадильницами, распевая священные песни. Это торжественное шествие шло от Сиона через Иерусалим к Гефсиманскому саду.
С началом крестного хода вдруг явилось над пречистым телом Богородицы и всех сопровождающих Ее лучезарное круглое облако, подобное венцу. Раздалось пение Небесных Сил, прославляющих Богородицу, которое перекликалось с мирскими голосами. Этот круг Небесных певцов и сияний сопровождал шествие до самого места погребения.
Неверующие жители Иерусалима, ошеломленные необычайно грандиозной похоронной процессией и досадующие на честь, оказанную Матери Иисуса, пожаловались на это первосвященнику и книжникам. Сгорая от зависти и мстительности ко всему, что напоминало им о Христе, они послали своих слуг сорвать крестный ход и предать огню тело Богородицы.
Разгневанная толпа и солдаты двинулись против христиан, но окружающее шествие облако спустилось и окружило их стеной. Преследователи слышали шаги и пение, но не могли видеть никого из сопровождающих процессию. Действительно, многие из них ослепли.
Иудейский священник Афоний, назло и ненависти к Матери Иисуса из Назарета, хотел опрокинуть погребальный гроб, на котором лежало тело Пресвятой Девы Марии, но ангел Божий невидимо отсек ему руки, которые коснулся носилок. Увидев такое чудо, Афоний раскаялся и с верою исповедал величие Богородицы. Он получил исцеление и присоединился к толпе, сопровождавшей тело Богородицы, и стал ревностным последователем Христа.
Когда процессия достигла Гефсиманского сада, тогда среди плача и причитания началось последнее целование пречистого тела. Только к вечеру апостолы смогли положить его в гробницу и запечатать вход в пещеру большим камнем.
Три дня не отходили от места захоронения, молясь и распевая псалмы. По мудрому промыслу Божию апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении Богородицы. Придя поздно на третий день в Гефсиманию, он лег у гроба и с горькими слезами просил дозволения ему еще раз взглянуть на Богородицу и проститься с нею. Апостолы из сердечной жалости к нему решили вскрыть могилу и дать ему утешение приложиться к святым мощам Приснодевы Марии. Вскрыв могилу, они нашли в ней только погребальные пелены и таким образом убедились в телесном вознесении Пресвятой Девы Марии на Небо.
Вечером того же дня, когда Апостолы собрались в доме, чтобы подкрепиться пищей, явилась им Богородица и сказала: «Радуйтесь! Я с вами во все дни вашей жизни». Это так обрадовало апостолов и всех с ними, что они взяли часть хлеба, отложенного за трапезой в память о Спасителе («Часть Господня»), и воскликнули: «Пресвятая Богородица, спаси нас». (С этого начинается чин приношения «Панагии» («Всесвятой»), порции хлеба в честь Богородицы, совершаемый в монастырях и по сей день).
Кушак Богородицы и Ее святое одеяние, благоговейно хранимые и разложенные по лицу земли кусками, творили чудеса и в прошлом, и в настоящее время. Ее многочисленные иконы повсюду изливают знамения и исцеления, и Ее святое тело, вознесенное на небо, свидетельствует о нашей будущей жизни там. Ее тело не было оставлено на произвол превратностей преходящего мира, но было несравненно вознесено своим славным восхождением на Небо.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы празднуется с особой торжественностью в Гефсимании, месте Ее погребения. Нигде нет такой скорби сердечной при разлуке с Богородицей и нигде такой радости по причине Ее заступничества за мир.
Священный город Иерусалим отделен от Елеонской горы долиной Кедрон на Иосафате. У подножия Елеонской горы находится Гефсиманский сад, где и сейчас плодоносят оливковые деревья.
Святой Богоотец Иоаким сам скончался в возрасте 80 лет, через несколько лет после Введения во храм Пресвятой Богородицы (память 21 ноября). Святая Анна, овдовев, переселилась из Назарета в Иерусалим и жила близ храма. В Иерусалиме она купила два участка земли: первый у ворот Гефсиманских, а второй в долине Иосафатовой. Во втором месте она построила гробницу для членов своей семьи, где и сама была похоронена с Иоакимом. Именно там, в Гефсиманском саду, Спаситель часто молился со Своими учениками.
Пречистое тело Богородицы было погребено в родовом гробе. Христиане почтили гроб Богородицы и построили на этом месте церковь. В храме хранилась драгоценная погребальная пелена, покрывавшая Ее пречистое и благоухающее тело.
Святой патриарх Иерусалимский Ювеналий (420-458) засвидетельствовал перед императором Маркианом (450-457) достоверность предания о чудесном вознесении Божией Матери на небо и послал к императрице св. Пульхерия (память 10 сентября), погребальные пелены Божией Матери из Ее гроба. Затем святая Пульхерия положила эти погребальные покровы во Влахернскую церковь.
Сохранились сведения, что в конце седьмого века над подземным храмом Успения Пресвятой Богородицы была построена церковь, с высокой колокольни которой был виден купол храма Пресвятой Богородицы. Воскресение Господне. Следов этой церкви больше не видно. А в девятом веке возле подземной Гефсиманской церкви был построен монастырь, в котором подвизались более 30 монахов.
Великое разрушение было совершено Церковью в 1009 годуразорителем святынь Хакимом. Коренные изменения, следы которых сохранились до сих пор, произошли и при крестоносцах в 1130 году. В XI-XII веках из Иерусалима исчез кусок выкопанного камня, на котором Спаситель молился в ночь Своего предательства. Этот кусок камня находился в Гефсиманской базилике с шестого века.
Но, несмотря на разрушения и перестройки, общий первоначальный крестообразный (крестообразный) план церкви сохранился. При входе в церковь по бокам железных ворот стоят четыре мраморные колонны. Чтобы войти в церковь, необходимо спуститься по лестнице из 48 ступеней. На 23-й ступени с правой стороны находится придел в честь святых Богоотцев Иоакима и Анны с их гробницами, а с левой стороны, напротив, придел св. Иосифа Обручника с его гробницей. Правая часовня принадлежит Православной церкви, левая – Армянской церкви (с 1814 г.).
Церковь Успения Пресвятой Богородицы имеет следующие размеры: в длину 48 аршин, а в ширину 8 аршин [1 аршин = 28 дюймов]. В более раннее время у церкви были и окна рядом с дверями. Весь храм был украшен множеством лампад и подношений. Два небольших входа ведут в усыпальницу Богородицы. Один входит через западные двери, а выходит через северные двери. Усыпальница Пречистой Богородицы завешена драгоценными завесами. Место захоронения высечено из камня на манер древних еврейских могил и очень похоже на Гроб Господень. За усыпальницей находится алтарь храма, в котором каждый день совершается Божественная литургия на греческом языке.
Оливковые леса на восточной и северной сторонах храма были приобретены православными у турок в седьмом и восьмом веках. Католики приобрели оливковые леса с восточной и южной стороны в 1803 году, а армяне с западной стороны в 1821 году. Божественная Литургия. С окончанием литургии, в четвертом часу утра, он совершает краткий молебен перед пышной плащаницей, поднимает ее в руках и торжественно выносит за пределы храма в собственно Гефсиманию, где находится гроб Господень Божией Матери. расположенный. Все члены Русской Духовной Миссии в Иерусалиме под председательством главы Миссии ежегодно участвуют в крестном ходе (называемом «Литания») со святой погребальной плащаницей Божией Матери.
Чин Погребения Пресвятой Богородицы в Гефсимании начинается по обычаю утром 14 августа. Из Иерусалимского Патриархата (около храма Воскресения Христова) отправляется множество народа во главе с архиереями и духовенством. в печальном шествии. По узким улочкам Священного города похоронная процессия направляется к Гефсимании. Впереди процессии несут икону Успения Пресвятой Богородицы. По пути паломники встречают икону, целуют образ Пречистой Богородицы и подносят к иконе детей разного возраста. После духовенства в два ряда идут чернооблачные монахи и монахини Святого Града: греки, румыны, арабы, русские. Крестный ход, продолжающийся около двух часов, завершается Плачами в Гефсиманском храме. Перед престолом, за усыпальницей Богородицы, возвышается место, на котором среди благоухающих цветов и миртов покоится погребальная плащаница Пресвятой Богородицы с драгоценными покровами.