Фридриха ницше: Фридрих Ницше. Биография — РИА Новости, 15.10.2014

Разное

Фридрих Ницше. Биография — РИА Новости, 15.10.2014

Фридрих Вильгельм Ницше родился 15 октября 1844 года в местечке Реккен недалеко от города Лютцен в Германии в семье лютеранского пастора. Его день рождения совпал с днем рождения короля — Фридриха Вильгельма IV, поэтому мальчик был назван в его честь.

Свои первые стихи и сочинения Ницше написал в десятилетнем возрасте. В 1858 году поступил в наумбургскую школу в Пфорте. В 1864-1868 годах изучал филологию в Бойне и Лейпциге. С 1869 года по 1879 год — профессор Базельского университета по классической филологии. Участвовал добровольцем в Франко-прусской войне (1870-1871), был санитаром. Основательно подорвав здоровье, он вскоре вернулся в Базель, где возобновил преподавательскую деятельность. Последующие годы Ницше провел главным образом в Швейцарии и в Италии.

Под влиянием произведений Артура Шопенгауэра и эстетических идей и искусства Рихарда Вагнера Ницше перешел от занятий классической филологией к философии.

В философской эволюции Ницше выделяют несколько основных этапов: романтизм молодого Ницше, когда он целиком находится под влиянием идей Шопенгауэра и Вагнера; этап так называемого позитивизма, связанный с разочарованием в Вагнере и резким разрывом с идеалом художника, когда Ницше обращает свой взор к «положительным» наукам — естествознанию, математике, химии, истории, экономике; период зрелого Ницше или собственно ницшеанский, проникнутый идеей «воли к власти». В свою очередь, творчество зрелого Ницше с точки зрения топики и порядка рассматриваемых им проблем может быть представлено следующим образом: а) создание утверждающей части учения путем разработки культурно-этического идеала в виде идеи о «сверхчеловеке» и о «вечном возврате»; б) негативная часть учения, выразившаяся в идее «переоценки всех ценностей».

В своем первом большом сочинении «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) Ницше развивал идеи типологии культуры, продолжая традиции, намеченные Фридрихом Шиллером, Фридрихом Шеллингом и немецкими романтиками, но давая свою, оригинальную трактовку греческой культуры, в которой, по его мнению, выразились в полной мере три важнейших начала, присущих затем любой европейской культуре: дионисийское, аполлоновское и сократическое. Завершает труд надежда философа на возрождение трагического века с его дионисическим искусством, ставшим своеобразным символом жизненности. Здесь же Ницше формулирует главную проблему всей его жизни и философии, которая найдет затем наиболее полное воплощение в работе «Так говорил Заратустра» — как, каким путем создать такую культуру, подчиняясь которой человек мог бы облагородить свой внутренний мир и воспитать себя самого.

На втором этапе своего творчества философ отдавал все свои силы изучению наук о человеке («Человеческое, слишком человеческое», 1874; «Утренняя заря», 1881; «Веселая наука», 1882).

Свести воедино свои наиболее значимые выводы Ницше попытался в книге «Так говорил Заратустра» (1883-1884). В этой книге Ницше впервые выдвинул теорию сверхчеловека (Übermensch) и воли к власти; в дальнейшем развил свои идеи в работах «По ту сторону добра и зла» (1886) и «К генеалогии морали» (1887).

В качестве культурно-этического идеала Ницше выдвигает эстетизированный им и заключенный в художественно законченную форму образ сверхчеловека. Сверхчеловек — это человек мощной жизненной силы, мощных инстинктов, в нем не угасло и не подавлено дионисийское начало.

Единственными представителями истинной человечности являются, согласно Ницше, лишь философы, художники и святые. Каждый обыкновенный человек, по мнению философа, должен смотреть на себя как на неудавшееся произведение природы и стараться воспитать в себе философа, художника или святого.

Все, кем восхищался Ницше, были людьми исключительного интеллекта и творческой силы, это были страстные натуры, которые смогли свою страстность поставить на службу творчеству. В конце книги «Сумерки идолов» (1888) в качестве примера сверхчеловека выведен Гёте. Другим таким примером для Ницше был Леонардо да Винчи.

Борьба Ницше за освобождение людей от власти духов и социальных авторитетов вошла в историю культуры под лозунгом «переоценки бывших до сего времени ценностей». Именно эта борьба сделала Ницше одним из наиболее ярких певцов европейского нигилизма. Все работы, написанные им после «Заратустры», являют собой такую «переоценку».

Исследование философии, христианской религии и аскетической морали приводит философа к выводу о том, что они отрывают человека от истоков подлинного существования, от самой жизни. Тот путь, по которому в результате пошло европейское человечество, оказывается поэтому чреват целым рядом последствий, которые Ницше пророчески предвещает своим современникам, приоткрывая завесу европейского будущего: распад европейской духовности и девальвация ее ценностей, «восстание масс», тоталитаризм и воцарение «грядущего хама» с его нивелировкой человека под флагом всеобщего равенства людей. Преодолением нигилизма может стать только переоценка всех ценностей и сотворение новых.

Центральным понятием в философии позднего Ницше стало понятие «воля к власти», наиболее полно изложенная в им в работе «Воля к власти» (1886-1888). Воля к власти интерпретируется Ницше как принцип всего существующего. Подтверждения своей мысли он ищет в любом доступном ему материале анализа: в философии, религии, искусстве, психологии, политике, естествознании, вплоть до повседневного быта.

Согласно Ницше, воля к власти находит свое выражение в любой человеческой деятельности; он даже предполагал, что она может быть энергетической основой всего космоса в целом. Ницше не призывал стремиться к власти, он говорил о честности перед самим собой и обращался к примерам «сверхчеловеческой» силы, воплощенной в таких людях, как Гёте и Леонардо, в противовес «человеческой, слишком человеческой» силе военных деспотов.

В 1889 году творческая деятельность Ницше оборвалась в связи с душевной болезнью.

25 августа 1900 года Ницше скончался в Веймаре (Германия).

Идеи Ницше оказали огромное влияние на современную философию. Ни одного автора не цитировали так часто, как Ницше. Многие страницы работ или целые книги Семена Франка, Николая Бердяева, Мартина Хайдеггера, Мишеля Фуко, Жиля Делеза и других выдающихся философов посвящены анализу его наследия, полемике с его пророчествами, пронизаны неприятием его идей или восхищением ими.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости

Фридрих Ницше – биография, фото, личная жизнь, философия, библиография

Биография

Фридрих Ницше – немецкий философ, мыслитель, поэт и даже композитор. Его неакадемическое учение получило широкое распространение не только в научно-философском сообществе, но и далеко за его пределами. Ницше поставил под сомнение ключевые принципы общепринятых в XIX-XX веках норм культуры и морали, общественных и политических отношений. Концепция философа и по сей день вызывает много споров и разногласий.

Детство и юность

Фридрих Вильгельм Ницше родился 15 октября 1844 года в деревне Рёккен, расположенной неподалеку от Лейпцига. Его отец, Карл Людвиг Ницше, равно как и оба его дедушки, был лютеранским священником. Через несколько лет у мальчика появилась сестра Элизабет, а еще через пару лет – брат Людвиг Йозеф. Младший брат Фридриха скончался в 1849 году, а его сестра прожила долгую жизнь и ушла в мир иной в 1935 году.

Мыслитель Фридрих Ницше

Вскоре после рождения младшего сына Карл Людвиг Ницше скончался. Заботы по воспитанию Фридриха полностью взяла на себя его мать. Так продолжалось до 1858 года, когда возмужавший юноша отправился получать образование в престижной гимназии «Пфорта». Время учебы в гимназии стало судьбоносным для Ницше: там он впервые начал писать, увлекся чтением античных текстов и даже пережил непреодолимое стремление посвятить себя музыке. Там же Фридрих познакомился с произведениями Байрона, Шиллера, Гёльдерлина, с работами Вагнера.

В 1862 году Ницше начал обучение в Боннском университете, выбрав филологию и теологию. Студенческая жизнь скоро наскучила молодому студенту; вдобавок к этому у него не складывались отношения с однокурсниками, которым он пытался привить прогрессивное мировоззрение. Поэтому скоро Фридрих перевелся в Лейпцигский университет. Как-то раз, прогуливаясь по городу, он случайно забрел в лавку старых книг и приобрел произведение «Мир как воля и представление» Артура Шопенгауэра. Книга очень впечатлила Ницше и оказала влияние на его становление как философа.

Артур Шопенгауэр

Учеба Фридриха на факультете филологии в Лейпцигском университете проходила блестяще: уже в 24-летнем возрасте парня пригласили преподавать классическую филологию в статусе профессора в Базельском университете. Это был первый случай в европейской системе высшего образования, когда столь юному ученому было позволено получить статус профессора. Тем не менее, сам Ницше не получал большого удовольствия от учебы, хотя и не отказался строить профессорскую карьеру.

Однако философ недолго проработал в должности преподавателя. Заступая на этот пост, он решил отказаться от гражданства Пруссии (Базельский университет расположен в Швейцарии). Потому во Франко-прусской войне, состоявшейся в 1870 году, Ницше участвовать не смог. Швейцария в этом противостоянии занимала нейтральную позицию и потому разрешила профессору лишь работу санитаром.

Фридрих Ницше в молодости

Фридрих Ницше с детства не отличался сильным здоровьем. Так, в восемнадцатилетнем возрасте он страдал от бессонницы и мигреней, в тридцать лет, вдобавок к этому, практически ослеп и начал испытывать проблемы с желудком. Работу в Базеле он завершил в 1879 году, после чего начал получать пенсию и вплотную занялся написанием книг, не переставая бороться с болезнью.

Философия

Первая книга Фридриха Ницше была опубликована в 1872 году и носила название «Рождение трагедии из духа музыки». До этого философ отправлял на публикацию ряд научных статей, но полноценных книг еще не издавал. Его первое серьезное произведение состоит из 25 глав.  

Фридрих Ницше в молодости

В первых 15 Ницше пытается установить, что являет собой греческая трагедия, а в последних 10 – рассказывает и рассуждает о Вагнере, с которым он познакомился и дружил на протяжении некоторого времени (пока композитор не принял христианство).

«Так говорил Заратустра»

Ни одно другое произведение философа не может претендовать на уровень популярности книги «Так говорил Заратустра». Основные идеи для своего знаменитого труда Фридрих Ницше получил благодаря поездке в Рим в конце XIX века. Там он познакомился с писательницей, врачом-терапевтом и философом Лу Саломе. Ницше нашел в ней приятного слушателя и был очарован гибкостью ее ума. Он даже попытался сделать ей предложение, но Лу Саломе предпочла браку дружбу.

Лу Саломе, Пауль Реё и Фридрих Ницше

Вскоре Ницше и Саломе поссорились и больше не общались никогда. После этого Фридрих написал первую часть труда «Так говорил Заратустра», в которой современные исследователи безошибочно угадывают влияние душевной подруги философа и представлений об их «идеальной дружбе». Вторая и третья части работы увидели свет в 1884 году, а четвертая появилась в печатном варианте в 1885 году. Ее Ницше издал в количестве 40 штук на свои средства.

Книга Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра»

Стиль этого произведения меняется по мере повествования: он оказывается то поэтическим, то комическим, то вновь близким к поэзии. В книге Фридрих впервые ввел такой термин, как сверхчеловек, а также начал развивать теорию воли к власти. На тот момент эти идеи были проработаны слабо, и впоследствии он развил свою концепцию в работах «По ту сторону добра и зла» и «К генеалогии морали». Четвертая книга произведения посвящена истории о том, как Заратустра высмеивал ненавистных ему почитателей собственного учения.

Воля к власти

Практически через все сочинения философа проходит мораль о воли к власти как о базовой концепции его теории. По мнению Ницше, властвование представляет собой первопричинную природу, первооснову сущего, а также способ существования. В этом плане Фридрих противопоставлял волю к власти постановке целей. Он говорил о том, что выбор цели и движение к ней уже можно назвать полноценным актом властвования.

Смерть Бога

Фридрих Ницше активно интересовался вопросами религии и смерти. «Бог умер» — один из его известных постулатов. Это высказывание философ объяснял как возрастание нигилизма, ставшее следствием обесценивания сверхчувственных оснований жизненных направлений. 

Философ Фридрих Ницше

Ученый также критиковал христианство за то, что жизни в реальном мире эта религия предпочитает бытие в мире загробном. Этой теме автор посвятил книгу «Антихрист. Проклятие христианству». Впервые свою нигилистическую позицию Фридрих Ницше выразил в книге «Человеческое слишком человеческое», увидевшей свет в 1876 году.

Личная жизнь

Фридрих Ницше неоднократно менял свои взгляды на женский пол, поэтому популярность его цитаты «Женщины – источник всей глупости и неразумия в мире» не отражает в полной мере его взгляды. Так, философ успел побывать и женоненавистником, и феминистом, и антифеминистом. При этом его единственной любовью, вероятно, была Лу Саломе. Об отношениях философа с другими женщинами сведений нет.

Фридрих Ницше и Лу Саломе

На протяжении многих лет биография философа была тесно связана с жизненным путем его сестры Элизабет, которая заботилась о брате и помогала ему. Однако постепенно в этих отношениях начался разлад. Мужем Элизабет Ницше стал Бернард Ферстер, один из идеологов антисемитского движения. Она даже уехала вместе с мужем в Парагвай, где сторонники этого движения намеревались создать немецкую колонию. Из-за денежных затруднений Ферстер в скором времени покончил с собой, и вдова вернулась в родную страну.

Фридрих Ницше с сестрой Элизабет Ницше

Ницше не разделял антисемитские взгляды сестры и критиковал ее за подобную позицию. Отношения между братом и сестрой наладились только к концу жизни последнего, когда ему, ослабленному болезнями, нужна была помощь и уход. В результате Элизабет получила возможность распоряжаться литературными произведениями брата. Она отправляла труды Ницше на публикацию только после внесения своих правок, в результате которых некоторые положения учения философа искажались.

Элизабет Ницше поддерживала идеи нацистов

В 1930 году Элизабет Ферстер-Ницше поддержала нацистскую власть и пригасила Гитлера стать почетным гостем музея-архива Ницше, который она создала. Вождь фашистского движения остался доволен визитами и назначил сестре философа пожизненную пенсию. Это отчасти стало причиной того, что Ницше нередко ассоциируется в умах обывателей с фашистской идеологией.

Смерть

Философ нередко оказывался непонятым как близкими людьми, так и широкой общественностью. Его идеология начала набирать популярность лишь в конце 1880-ых годов, а в начале XX века его труды были переведены на многие языки мира. В 1889 году творческая работа Фридриха Ницше прекратилась из-за помутнения рассудка.

Фридрих Ницше в психиатрической клинике

Существует мнение, что философа шокировала сцена избиения лошади. Этот припадок и стал причиной прогрессирующего психического недуга. Последние месяцы своей жизни писатель провел в базельской психической больнице. Через некоторое время престарелая мать забрала его в родительский дом, однако вскоре она скончалась, из-за чего философ получил апоплексический удар. 

Ницше скончался 25 августа 1900 года.

Библиография

  • «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм»
  • «Несвоевременные размышления»
  • «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов»
  • «Утренняя заря, или мысли о моральных предрассудках»
  • «Весёлая наука»
  • «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого»
  • «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего»
  • «К генеалогии морали. Полемическое сочинение»
  • «Казус Вагнер»
  • «Сумерки идолов, или как философствуют молотом»
  • «Антихрист. Проклятие христианству»
  • «Ecce Homo. Как становятся сами собою»
  • «Воля к власти»

66 Лучшие цитаты Фридриха Ницше

Фридрих Ницше — один из самых неправильно понятых философов в истории, и нетрудно понять почему; его длинные сочинения иногда неясны, и не всегда ясно, к чему он клонит.

Великие идеи Ницше может быть легче понять, изучая его афоризмы — краткие, но проницательные утверждения, — которые он время от времени намеренно сочинял (некоторые из его работ содержат разделы, посвященные именно таким высказываниям). Резкий формат афоризмов идеально соответствует лаконичному, сфокусированному на силе этосу философии Ницше, и он прямо сказал, что его «амбиция [состояла] в десять предложений то, что говорят другие, на целую книгу».

Однако содержательность его афоризмов не следует путать с простотой. Фридриху Ницше понравился этот афоризм, потому что его значение не было одномерным, а могло заключать в себе слои иронии, сарказма и нюансов, которые вознаграждают читателя, который выходит за пределы поверхности и созерцает более глубокие значения.

Многие афоризмы Ницше стали стандартными высказываниями в массовой культуре. «То, что меня не убивает, делает меня сильнее», — использовали футбольные тренеры, чтобы мотивировать игроков во время изнурительных летних тренировок, а также Канье Уэст в одном из своих самых популярных хитов. 0005 . Многие из других афоризмов Ницше были заимствованы художниками, стремящимися вдохновить себя на достижение более широких и смелых видений, что было частью его замысла; в то время как работа философа часто интерпретировалась в социальном и политическом контексте, его темы о воле к власти и ведении войны часто рассматриваются как метафоры творческой и интеллектуальной борьбы.

Действительно, многие афоризмы Ницше предназначены для того, чтобы вытолкнуть человека из экзистенциального самодовольства. Он не хочет, чтобы люди просто шли по жизни во сне. Вы можете почувствовать, как Ницше хватает вас за воротник рубашки и шлепает вас, пока вы читаете его аксиомы. Он хочет, чтобы ты живите опасно и стряхните оковы слабости и посредственности, чтобы достичь большего и большего.

Ниже мы приводим подборку самых вдохновляющих, острых и проницательных афоризмов Ницше. Всякий раз, когда вы чувствуете, что вам нужен экзистенциальный пинок под зад, прочтите их.

«Настоящий мужчина хочет двух вещей: опасности и игры».

«Будьте осторожны, чтобы, изгнав своего демона, вы не изгнали лучшее, что есть в вас».

«Секрет того, как извлечь из существования величайшую плодотворность и величайшее наслаждение, заключается в том, чтобы жить опасно!»

«Тишина хуже; все истины, о которых молчат, становятся ядовитыми».

«Я часто смеялся над слабаками, которые считали себя хорошими, потому что у них не было когтей».

«Тот, кто сражается с чудовищами, должен следить за тем, чтобы самому не стать чудовищем».

«Когда долго смотришь в бездну, бездна тоже смотрит в тебя».

«Ничто на свете не поглощает человека быстрее, чем страсть обиды».

«Стань тем, кто ты есть».

«Не недостаток любви, а недостаток дружбы делает брак несчастливым».

«Если у нас есть свое «зачем» в жизни, мы можем смириться почти с любым «как».

«Хороший писатель обладает не только своим духом, но и духом своих друзей».

«Моя формула величия в человеке — это amor fati: человек не хочет, чтобы все было иначе, ни вперед, ни назад, ни во всей вечности».

«То, что каждая воля должна считать любую другую волю равной себе, — было бы принципом, враждебным жизни, агентом разложения и разрушения человека, попыткой убить будущее человека, признаком усталости, тайным путем. в небытие».

«В любви всегда есть доля безумия. Но и в безумии всегда есть какая-то причина».

«Одинокий слишком быстро протягивает руку тому, кого встречает».

«В конечном счете мы любим желание, а не желаемое».

«Аскетические идеалы открывают так много мостов к независимости, что философ не может не радоваться и хлопать в ладоши, когда слышит историю обо всех тех решительных людях, которые однажды сказали «Нет» всякому рабству и ушли в какую-то пустыню».

«Кто не имеет двух третей своего дня для себя, тот раб, кем бы он ни был: государственным деятелем, бизнесменом, чиновником или ученым».

«Мы часто противоречим мнению только потому, что нам не нравится тон, в котором оно выражено».

«Они мутят воду, чтобы она казалась глубокой».

«В вашем теле больше мудрости, чем в вашей глубочайшей философии».

«Большинство людей слишком заняты собой, чтобы быть злыми».

«Смиряющий себя хочет возвыситься».

«В конце концов все должно быть так, как оно есть и всегда было — великое остается для великого, бездны — для глубокомысленного, нежность и волнение — для утонченного, и, короче говоря, все редкое для редкость».

«Шутка — это эпиграмма смерти чувства».

«Забвение своих намерений — самая частая из всех глупостей».

«Многие упрямятся в отношении пути после того, как он выбран, мало людей в отношении пункта назначения».

«Люди всегда злятся на тех, кто выбирает для своей жизни очень индивидуальные стандарты; из-за экстраординарного обращения, которое этот человек оказывает себе, они чувствуют себя униженными, как обычные существа».

«Если человеку есть что положить в них, то в день будет сотня карманов».

«Первое мнение, которое приходит нам на ум, когда нас вдруг спрашивают о каком-либо деле, обычно не наше собственное, а лишь обычное, соответствующее нашей касте, положению или происхождению; наши собственные мнения редко всплывают на поверхность».

«Истина имеет тенденцию раскрывать свою высшую мудрость под видом простоты».

«Сильный и хорошо сложенный человек переваривает свои переживания (включая все поступки и проступки) так же, как он переваривает свое мясо, даже если ему приходится проглотить несколько жестких кусков».

«Все, что делают хорошие, прекрасные или великие люди, — это, прежде всего, аргумент против скептиков внутри них».

«Цинизм — единственная форма, в которой подлые души приближаются к честности».

«Разве жизнь не слишком коротка в тысячу раз, чтобы нас утомлять?»

«Все великие дела должны сначала носить ужасающие и чудовищные маски, чтобы запечатлеться в сердцах человечества».

«Все, что меня не убивает, делает меня сильнее».

«Неповиновение — это благородство рабов».

«Беспокойные, презрительные, возмутительные — такими хочет видеть нас мудрость: она женщина и никогда никого не любит, кроме воина».

«Добродетель состоит в том, чтобы делать что-то за меньшее время, чем кто-то другой».

«Я не доверяю всем систематикам и избегаю их. Воля к системе — это отсутствие целостности».

«Живое существо прежде всего стремится разрядить свою силу — сама жизнь есть воля к власти».

«Тот, кто не может повиноваться самому себе, будет командован».

«Даже самый красивый пейзаж уже не гарантирует нашей любви после того, как мы прожили в нем три месяца, и какое-то далекое побережье притягивает нашу жадность: имущество обыкновенно уменьшается от владения».

«Свобода означает, что мужские инстинкты, радующиеся войне и победе, преобладают над другими инстинктами, например, над инстинктами «удовольствия».

«Свободный человек — воин».

«То, для чего мы находим слова, уже умерло в наших сердцах».

«Только опасность знакомит нас с нашими собственными ресурсами, нашими достоинствами, нашими доспехами и оружием, нашим духом и заставляет нас быть сильными».

«Каждому глубокому духу нужна маска».

«Не сила, а продолжительность великих чувств делает великих людей».

«Живот — причина, по которой человек не принимает себя за бога».

«Самый верный способ развратить юношу — научить его ценить тех, кто думает одинаково, а не тех, кто думает иначе».

«Иногда человек остается верным делу только потому, что его противники не перестают быть пресными».

«Лучший друг, вероятно, обретет лучшую жену, потому что хороший брак основан на таланте к дружбе».

«Человек гораздо чаще проявляет решительный характер благодаря упорному следованию своему темпераменту, чем упорному следованию своим принципам».

«Моя формула счастья: да, нет, прямая линия, цель».

«Больные представляют наибольшую опасность для здоровых; не от сильнейшего вредит сильному, а от самого слабого».

«Нужно быть сильным — иначе никогда не стать сильным».

«Чем измеряется свобода в людях и в нациях? Сопротивлением, которое необходимо преодолеть, усилиями, необходимыми для того, чтобы оставаться на вершине».

«Жизнь постоянно избавляется от чего-то, что хочет умереть».

«Наша судьба оказывает на нас влияние даже тогда, когда мы еще не познали ее природу: это наше будущее устанавливает закон нашего сегодняшнего дня».

«Никакая власть не может поддерживать себя, если ее представляют только лицемеры».

«Человек редко ошибается, если крайние действия приписывают тщеславию, обычные действия — привычке, а подлые действия — страху».

«Счастье — это ощущение, что сила возрастает — сопротивление преодолевается».

«В общем и целом: когда-нибудь я хочу быть только Да-говорящим».

Фридрих Ницше Био и философский стиль

«Что меня не убивает, делает меня сильнее».

«Вечное возвращение».

« Сверхчеловек».

«Бог умер».

Даже если вы мало разбираетесь в философии, вы, вероятно, уже слышали эти термины и фразы, а также имя их создателя: Фридрих Ницше.

Немногие мыслители оказали такое влияние на культуру и идеи современности, как Ницше. И все же мало кто — даже если они цитируют его или его имя — знают очень много о его философии.

Христиане часто испытывают рефлекторное отвращение к человеку, называющему себя «аморалистом» и «антихристом», и считают его взгляды несовместимыми с верой и поэтому не заслуживающими изучения.

Менее религиозные люди, которые чувствуют, что в Ницше они могли бы найти сочувствующего товарища, все же часто заходят в тупик, читая и понимая его иногда кажущиеся непостижимыми тексты.

Тем не менее обеим группам было бы полезно еще раз взглянуть на Ницше. На самом деле изучение его философии может быть полезным для людей любого вероисповедания или происхождения.

Ницше действительно бросает вызов тем, кто верит, но таким образом, который может подтолкнуть к жесткому, столь необходимому и, в конечном счете, укрепляющему исследованию истинной глубины исповедуемой приверженности.

И он есть , несомненно, трудно понять, но те, кто приложит усилия, чтобы раскопать его смысл, будут вознаграждены пониманием того, как можно прожить жизнь более полно.

Точно так же исследователи Ницше получают более глубокое понимание не только самой его философии, но и более широкой культуры и ландшафта современности (и постмодерна).

Как только вы узнаете о его идеях, вы начнете повсюду видеть его влияние. Если вы являетесь поклонником идей Теодора Рузвельта о «напряжённой жизни» и «смелых могучих подвигах», то вам следует благодарить Ницше. Рузвельт был большим поклонником произведений прусского философа, и ученые считают, что они сильно повлияли на мировоззрение ТР. Работа одного из моих любимых писателей, Джека Лондона, также была пропитана ницшеанскими аксиомами. Стремление Лондона раскрыть свою собственную «философию жизни» и его любовь к «духу романтики и приключений» во всем несут отпечатки пальцев Ницше.

Если вы всегда хотели больше узнать о Ницше и его философии, но не знали, с чего начать, или боялись погрузиться в нее, эта серия из двух частей для вас. У меня двоякая цель: во-первых, дать вам самое базовое понимание Ницше, чтобы у вас была точка отсчета, с которой вы могли бы начать всякий раз, когда сталкиваетесь с ним в своих литературных или интеллектуальных блужданиях. А во-вторых, вдохновить вас начать собственное изучение этого царственно-усатого философа.

В этой первой статье я предложу краткую биографию жизни Ницше в полуобнаженной, хронологической манере; будьте уверены, что концепции, упомянутые здесь лишь вскользь, будут конкретизированы в следующий раз. Немного информации о жизни Ницше помогает создать контекст для развития его философии.

В конце статьи я приведу несколько заметок для чтения, которые следует иметь в виду всякий раз, когда вы изучаете произведения Ницше. Если вы не подходите к его философии определенным образом, его легко понять неправильно.

Приведенная ниже предыстория поможет вам усвоить содержание второго поста в этой серии, в котором излагаются основные идеи Ницше.

Краткая биография Фридриха Ницше

Для человека, много писавшего о героических и варварских ценностях, жизнь Ницше была довольно тихой и беспрецедентной. Он родился в 1844 году в маленькой деревушке в Пруссии (ныне часть Германии). Его отец был лютеранским священником и умер, когда Ницше было всего четыре года. Следовательно, Фридрих вырос в семье искренне христианских женщин, включая его мать, бабушку, сестру и теток. Мальчиком он погрузился в изучение Библии и христианского богословия, а за благочестие вкупе с кротким характером получил прозвище «маленький пастырь».

Ницше посещал школу для мальчиков, где проявил способности как к музыке, так и к языку. Следовательно, в возрасте четырнадцати лет он перешел во всемирно престижную школу Шульпфорта. После окончания в 1864 году Ницше начал изучать теологию и филологию (сочетание литературы, лингвистики и истории) в Боннском университете. Именно в это время Фридрих отказался от христианской религии; изучая его историчность, он пришел к выводу, что утверждения его детской веры недостаточно подкреплены. Некоторые ученые предполагают, что, хотя Ницше перестал верить в христианство, он не стал и откровенным атеистом. Хотя эта теория основана на нюансах и предположениях (и для ее раскрытия потребовалась бы целая статья!), на самом деле было бы лучше назвать Ницше чем-то вроде «духовного атеиста».

Во всяком случае, зарождающийся скептик перестал изучать теологию, чтобы полностью сосредоточиться на филологии, и перешел в Лейпцигский университет, чтобы закончить учебу. Именно в это время Ницше познакомился с философией Артура Шопенгауэра, чьи работы оказали большое влияние на идеи Ницше. Он также подружился с композитором Рихардом Вагнером, музыкой которого Ницше восхищался и позже черпал интеллектуальное вдохновение.

В 1867 году Ницше пошел добровольцем на один год служить в прусскую армию, но травма, которую он получил, пытаясь сесть на лошадь, помешала ему закончить службу. После этой неудачной попытки поступить на военную службу он вернулся к своим филологическим/философским исследованиям, и всего в возрасте 24 лет (и не получив докторской степени) Ницше продемонстрировал такие большие научные надежды, что в 1868 году ему предложили должность профессора, чтобы преподавать филологию. в Базельском университете в Швейцарии.

В 1870 году Ницше вернулся в армию и служил санитаром в прусской армии во время франко-прусской войны. Во время службы Ницше заболел дифтерией и дизентерией, а также (как предполагают некоторые ученые) сифилисом. Его непосредственный опыт войны позже отразится в его опубликованных работах, в которых часто использовались военные образы и образы полей сражений, чтобы подчеркнуть свою точку зрения.

1872 год положил начало созданию Ницше его самых известных произведений, начиная с публикации Рождение трагедии , в котором обсуждалось, как создавался жанр греческой трагедии. Между 1873 и 1876 годами Ницше написал четыре эссе, которые были опубликованы вместе в посвященной филологии книге «Несвоевременные размышления ».

В 1878 году Ницше начал экспериментальную фазу своего творчества с Human, All Too Human . В книге дебютировало то, что стало одной из его стилистических торговых марок — использование коротких, содержательных, а иногда и загадочных афоризмов для передачи более крупного и глубокого сообщения.

Измученный затяжной болью из-за травмы лошади, а также болезнями, которыми он заразился во время франко-прусской войны, Ницше ушел с преподавательской деятельности в 1879 году в возрасте 35 лет. С тех пор и до самой смерти он путешествовал по разным деревням Швейцарии. , Франция и Италия в безуспешной попытке найти климат, более благоприятный для его здоровья. Однако во время своих путешествий он продолжал писать и оттачивать свои идеи.

В 1881 и 1882 годах Ницше опубликовал Рассвет и Веселая наука , работы, которые еще больше продемонстрировали его любовь к афоризмам и его в целом напыщенный стиль. В этих томах он начал конкретизировать свой аргумент против современной буржуазной морали и представил идею о том, что «Бог мертв».

В 1882 году Ницше влюбился в женщину по имени Лу Андреас Саломе, невероятно умного психоаналитика и писателя. Однако любовь Ницше к ней осталась безответной. Ходят слухи, что он предложил жениться, и она не только отказала ему, но и полностью разорвала их отношения. Ницше впал в глубокую депрессию, из которой так и не вышел. Саломея была единственным известным романтическим увлечением Ницше.

Между приступами тяжелой болезни и депрессии в 1883 и 1885 годах Ницше написал философский роман Так говорил Заратустра , в котором он использует персидского пророка Заратустру, чтобы представить свои знаменитые идеи Übermensch (Сверхчеловек/Сверхчеловек), вечного повторение и воля к власти. После публикации книги Ницше попытался получить должность лектора в Лейпцигском университете, но ему отказали из-за его критики христианства в частности и теизма в целом. Понимание того, что он уже не может быть трудоустроен, освободило Ницше, и с тех пор он посвятил себя написанию и публикации большего количества полемических работ.

Годы между 1886 и 1889 годами были самым продуктивным и творческим периодом творчества Ницше. В 1886 году он написал и опубликовал, возможно, свою самую известную работу (наряду с Zarathustra ) Beyond Good and Evil , в которой он призывал современных философов принять дух творчества, опасности, риска и оригинальности, чтобы создавать новые ценности в мире без Бога. В этой книге он также представил идею господской морали и рабской морали и подверг критике иудео-христианство как воплощение первой и порождающую слабость.

В 1887 году Ницше опубликовал книгу «О генеалогии морали» , в которой он еще больше конкретизировал различия между моралью господ и рабов и утверждал, что человечество должно выйти за рамки морального кодекса, основанного на добре и зле, к кодексу, основанному на благородном и неблагородном. .

В 1888 году Ницше написал три полемические и противоречивые книги: Сумерки идолов , Антихрист и Ecce Homo . Сумерки идолов , что принесло нам знаменитую строчку «Что меня не убивает, делает меня сильнее». – была критика упадка и нигилизма современности. Ницше критиковал рациональный идеализм, который руководил Западом со времен Сократа, утверждая, что это философия, «отрицающая жизнь».

После Сумерки идолов Ницше написал свою самую противоречивую книгу Антихрист , которая была опубликована в 1895 году. Эта книга представляла собой критику христианства (как его видел Ницше), в которой он утверждает, что христиане сосредоточены на загробная жизнь была еще одной философией отрицания жизни, породившей ненависть и отрицание энергий и сил смертного существования. Ницше считал, что христианство ослабляет людей и что христианское благочестие и милосердие, хотя и прикрытые маской альтруизма, на самом деле были замаскированными попытками оказать влияние на других.

Интересная вещь об Антихристе заключается в том, что, хотя Ницше нападает на христианство, он восхваляет только самого Иисуса Христа, утверждая, что «был только один христианин, и он умер на кресте». Ницше утверждал, что, в отличие от своих заблудших последователей, извративших первоначальное учение Христа, Иисус проповедовал и воплощал в жизнь философию, утверждающую жизнь, призывая своих учеников понять, что Царство Божие — это не какое-то будущее, которое еще не наступило. цель этой жизни, но внутри каждого из нас — эта вечность теперь .

Ecce Homo была последней книгой Ницше, хотя она была опубликована только через восемь лет после его смерти. Ученый Вальтер Кауфман описывает эту работу как «собственную интерпретацию Ницше своего развития, своих работ и своего значения». Главы имеют такие названия, как «Почему я такой мудрый» и «Почему я такой умный». Некоторые указывали на эти названия как на доказательство того, что Ницше был сумасшедшим эгоистом, но более правдоподобная интерпретация состоит в том, что он просто использовал немного юмора и сарказма.

В 1889 году, после нескольких лет психических и физических проблем, у Ницше случился психический срыв в Турине, Италия. Рассказывают, что Ницше увидел, как на улице хлещут лошадь, и проникся к ней огромной жалостью. Он побежал и обвил руками шею лошади, чтобы защитить ее, в то время как ее слезы текли в его густые усы. В одной апокрифической истории говорится, что Ницше кричал: «Я вас понимаю!» к лошади. После прекращения порки унылый и дезориентированный философ рухнул на землю, и друзья отвели его домой. Пролежав безмолвно и неподвижно два дня на кушетке, Ницше произнес: «Mutter, ich bin dumm» («Мама, я немой»).

В последующие дни и недели Ницше начал писать безумные и пугающие письма своим друзьям, призывая к смерти Папы, прусского государственного деятеля Отто фон Бисмарка и «всех антисемитов». Он подписывал большинство своих писем как Дионис, но иногда называл себя «распятым». Его семья приехала в Турин и забрала его обратно в Базель, где он был госпитализирован, а затем переехал к своей матери. Он больше никогда не будет писать.

В 1893 году сестра Ницше вернулась из неудавшегося эксперимента по созданию фашистского сообщества в Парагвае и заняла литературное поместье Ницше. Она начала собирать написанные им заметки, которые не предназначались для публикации, в книгу под названием 9.0005 Воля к власти . Многие ученые считают, что сестра Ницше тщательно редактировала или даже откровенно подделывала записи, так что могло показаться, что ее брат симпатизировал фашизму, хотя, скорее всего, это было не так. Таким образом, сестра Ницше несет ответственность за связь между Ницше и нацизмом, которая существует и по сей день. Ирония в том, что Ницше ненавидел как антисемитизм, так и немецкий национализм.

После 11 лет функционального пребывания в овоще Ницше наконец умер в 1900 в возрасте 56 лет.

Заметки о стиле письма Ницше и подходе к философии

Чтобы понять аргументы Ницше, нужно понять его уникальный философский стиль.

Когда я впервые погрузился в работу Ницше, я ожидал «философии», которую я видел у других западных философов, — простых, рациональных аргументов, которые имеют четкие предпосылки и выводы.

У Ницше почти нет этих традиционных элементов.

Вместо этого можно встретить смелые заявления и загадочные афоризмы, которые часто кажутся противоречащими друг другу.

Итак, когда я впервые начал читать произведения Ницше, я чувствовал себя несколько потерянным, и мне потребовалось некоторое время, чтобы привыкнуть к его стилю письма и подходу к философии. Чтобы помочь понять наш следующий пост, а также для тех из вас, кто решит глубже погрузиться в творчество Ницше, вот несколько вещей, о которых следует помнить и которые помогут вам быстрее сориентироваться:

Он хочет, чтобы вы работали над своими знаниями. Когда вы впервые прочитаете Ницше, у вас заболит мозг; это особенно верно в отношении его поздних работ, которые служат определенным дроблением черепа. Ницше намеренно писал в таком стиле, чтобы читателям было трудно его понять. Поскольку он экспериментировал с афоризмами, иронией, сарказмом и парадоксами, легко неправильно понять, к чему Ницше пытался добраться.

Ницше на самом деле гордился тем, что не все его «поймали», говоря: «Ни в коем случае не обязательно возражение против книги, когда кто-то находит ее невозможной для понимания: возможно, это было частью намерения автора — он не хотел, чтобы его понимал «кто угодно».0003

Помимо желания достучаться до определенной аудитории своим трудным для восприятия стилем письма, Ницше писал так, потому что хотел, чтобы читатель работал над их пониманием; он не хотел думать за тебя. Ницше требует, чтобы его читатели стали единомышленниками.

Он не систематический философ. В отличие от большинства западных философов, которые предшествовали ему, Ницше отвергал аналитическую философию в большей части своих работ. За исключением Рождение трагедии и, возможно, Антихрист , вы не увидите хорошо организованного аристотелевского аргумента в творчестве Ницше. На самом деле, вы не увидите большого количества аргументов. Вместо этого вы найдете смелые заявления, шутки, противоречия и быстрые изменения темы. Но когда вы прочитаете целое эссе или книгу, вы начнете понимать более широкую картину, которую пытается представить Ницше. Это странно, но это работает.

Действительно, вместо того, чтобы видеть в Ницше чисто философа, лучше видеть в нем философа-психолога. Он даже сказал так: «Я первый философ, который стал еще и психологом». Вместо того чтобы пытаться доказать «правильность» того или иного нравственного мировоззрения, Ницше хотел0005 объяснить , почему изначально существовали определенные моральные взгляды. Для этого он использовал психоаналитические принципы, чтобы раскрыть человеческие побуждения, которые создадут особую философию или взгляд на жизнь.

Анализ бессознательных мотивов, побудивших человека или культуру создать ту или иную моральную систему, часто приводил Ницше к нападкам ad hominem на некоторых довольно известных мыслителей. Он использовал эти личные нападки как способ раскрыть причины почему в первую очередь существует определенная философия, ибо он видел избранные многими людьми философии не как объективные, рациональные или возвышенные, а как попытки оправдать и преуменьшить их естественные слабости. Например, Ницше утверждал, что стремление Сократа раскрыть потустороннюю и совершенную Истину было просто рационализацией человека, который был не только уродлив, но и ненавидел свою жизнь.

Во многом Ницше придерживался противоположного подхода. Слабый по конституции, робкий и беспокойный, он мог бы разработать философию, в центре которой были бы его идеалы мягких добродетелей и жизни ума — стандарты, которые льстили ему. Вместо этого он отстаивал силу, жизнерадостность, готовность идти на риск и смелость, зная, что сам не сможет соответствовать этим ценностям, но твердо веря, что они представляют собой вершину человеческого потенциала.

Он использует иронию, сарказм и напыщенность. Многие строки, на которые указывают люди, чтобы продемонстрировать, что Ницше был не в себе, на самом деле являются его попытками добавить немного юмора в свои работы; он стремился не только облегчить ситуацию, но и побудить читателя взглянуть на вещи в ином свете. В этом смысле Ницше часто играл роль, подобную роли современных комиков, когда они с юмором восхваляют нелепости жизни.

Вы также заметите, когда будете читать, что Ницше любил восклицательные знаки. Он был бы изгоем на Facebook. Но чрезмерное использование восклицательных знаков — это всего лишь философ, пытающийся превзойти жизнь. Они также помогают управлять темпом его письма, что делает чтение еще более увлекательным.

Он очень любит использовать афоризмы, поощряющие созерцание. Ницше выбрал знаменитый афористический стиль, и сделал это намеренно. Короткая, лаконичная подача инсайтов достигала двух целей Ницше: не позволяла незрелым и нетерпеливым понять его и вознаграждала тех, кто готов потратить время на размышления. Другими словами, те, кто думал, что изречения слишком просты, чтобы нести в себе большой смысл, упускали из виду их значение, в то время как те, кто настойчиво пережевывал их, продолжали понемногу проникать в суть. Вот несколько примеров афоризмов Ницше:

Мужественные, невозмутимые, насмешливые и жестокие — такими хочет видеть нас Мудрость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts