Гагаузы нация: Народ гагаузы. История гагаузов, религия, традиции и быт. Происхождение гагаузов
Содержание
Народ гагаузы. История гагаузов, религия, традиции и быт. Происхождение гагаузов
Факты
Численность в РФ — 13690 человек
Основной регион — Тюменская область
Родной язык — гагаузский
Владение родным языком — .
Истоки — балканский народ
Содержание:
- Этноним гагаузы
- Внешность гагаузов
- Гагаузы — где живут и численность
- Язык гагаузов
- Религия гагаузов
- Гагаузы — происхождение
- Традиции гагаузов
- Жилище и одежда гагаузов
- Занятия и ремёсла, кухня гагаузов
- Фольклор гагаузов
Гагаузы – народ тюркского происхождения и православной веры, который исторически проживал на территории области Буджак, поделённой ныне между Молдовой и Украиной.
Этноним гагаузы
Сами себя гагаузы называют Gagauzlar. По одной из версий, это искажённое тюркское слово «гёк-огуз», что означает «синие» или «небесные» огузы.
Впрочем, у самих гагаузов популярна версия, согласно которой их этноним образовался от слияния слов «гага» («клюв» или «нос») и «уз» («прямой»). Дескать, сколько этот нос или клюв ни гни, он всё равно остаётся прямой. Так и гагаузы: всегда идут своим путём.
В России и Средней Азии гагаузы также часто называют себя болгарами.
Внешность гагаузов
На вид гагаузы мало отличаются от болгар, молдаван, южных украинцев, хотя иногда похожи на татар или турков. Они выраженные европеоиды, генетически имеют много общего с македонцами и сербами.
Гагаузы — где живут и численность
Всероссийская перепись населения 2010 года насчитала в России 13690 гагаузов, которые в основном компактно проживают в Прохладненском районе Кабардино-Балкарии.
2,5 тысячи гагаузов живут в Тюменской области (в том числе1,6 тысячи – в Ханты-Мансийском автономном округе и 0,8 тысячи – в Ямало-Ненецком).
В Московской области насчитывается 1,5 тысячи гагаузов, в Москве – 1,2 тысячи.
Всего в мире живёт 250 000 гагаузов.
Исторически гагаузы живут в области Буджак на юге Молдовы, где им предоставлена автономия в виде территориального образования Гагаузия – Гагауз-Ери со столицей в городе Комрат. По переписи населения 2004 года, в Молдове насчитывалось 147,7 гагаузов, в том числе 128,6 тысячи – в Гагаузии.
На Украине насчитывается более 30 тысяч гагаузов, из них более 27 тысяч проживают в Одесской области. Гагаузы живут также в Турции, Греции, Румынии, Болгарии, Казахстане, Узбекистане, Туркмении, Белоруссии, Латвии, Эстонии, Грузии, США, Канаде и Бразилии.
Язык гагаузов
Гагаузский язык относится к огузской подгруппе юго-западной ветви тюркских языков. Он близок турецкому языку и южному диалекту крымско-татарского, но в отличие от турков гагаузы вместо звука «ğ» используют «g», что сближает гагаузский язык с тувинским.
Самобытная форма гагаузского инфинитива с окончанием на -maa/mää вообще является феноменом в языках тюркской группы.
Существуют центральный (чадырлунгско-комратский) и южный (вулканештский) диалекты гагаузского языка. Южный – более архаичный и сохранил больше черт тюркских языков.
До середины XX века гагаузский язык оставался бесписьменным. 30 июля 1957 года указом Президиума Верховного Совета Молдавской ССР была введена гагаузская письменность на основе русской графики. В настоящее время гагаузы пользуются на письме латиницей.
Религия гагаузов
Большая часть гагаузов исповедует православие.
Предки гагаузов, как и все кочевые тюркские народы, по всей видимости, были тенгрианами – то есть, обожествляли Тенгри – небо. Некоторые языческие обряды они сохранили до XX века.
Некоторая часть гагаузов, «гаджа́лы», представляют из себя особую этнорелигиозную группу, которая исповедует ислам суннитского толка.
Гагаузы — происхождение
Болгарский историк Г. Димитров в начале XX века насчитал 19 различных гипотез о происхождении гагаузов. У известного исследователя гагаузской этнографии М. Губогло версий оказалось ещё больше – 21.
В русской и болгарской литературе XIX века гагаузов считали болгарами, которые говорят на турецком языке. В российской тюркологии преобладает гипотеза о происхождении гагаузов от обращённых в христианство тюркоязычных кочевников южно-русских степей – булгар, печенегов, половцев, огузов и торков.
В Турции считается, что гагаузы произошли от тюрок-сельджуков, которые переселились на Балканы из Малой Азии в XIII веке. Болгары утверждают, что гагаузы произошли от отуреченных болгар, греки – что от греков.
В любом случае вопрос происхождения гагаузов недостаточно изучен.
По мнению специалистов, история этого уникального народа начиналась с кочевых племён, которые заселяли степи между Аральским и Каспийским морем во второй половине первого тысячелетия н.э. и подчинялись Хазарскому каганату.
Когда же князь Святослав в 965 году разгромил хазар, печенеги, огузы и куманы переместились западнее.
В XI веке в письменных византийских источниках упоминаются племена узов, которые переправились через Дунай и поселились в Македонии, Паристрионе, Греции и Болгарии. Вероятно, с этого времени огузы начали вести оседлый образ жизни и приняли православное христианство.
Гагаузы обосновались между Волгой и Дунаем и основали там вокруг Коварны государственное образование. В XIII веке оно называлось «Добружанское княжество» или «Узи эйялет». Оно просуществовало более двух веков и было уничтожено османскими завоевателями в XV веке, но и после этого гагаузы сохранили некоторую независимость и православную веру.
В середине XVIII века они начали эмигрировать в Россию через Дунай и получили от царских властей всевозможные экономические и правовые преференции для освоения диких степей Бессарабии, которые со временем превратили в богатые сельскохозяйственные угодья. Переселение гагаузов в центральный Буджак продолжалось почти 100 лет (с 1769 по 1854 годы) и было обусловлено в основном русско-турецкими войнами, в которых гагаузы приняли российскую сторону.
Столыпинские реформы способствовали переселению гагаузов в Казахстан и Узбекистан.
В 1906 году гагаузы учредили самопровозглашённую Комратскую республику, которая была независимой пять дней.
В 1918-1940 годах Бессарабия находилась в составе Румынии. После Второй Мировой войны гагаузские земли вошли в состав Молдавской советской социалистической республики СССР.
В 1988 году гагаузские активисты основали движение «Гагауз Халкы» («Гагаузский народ»), и решили создать в Молдове гагаузскую автономию со столицей в городе Комрат. В августе 1990 года в Комрате было объявлено о создании Гагаузской республики, но правительство Молдовы аннулировало эту декларацию. Это побудило гагаузский народ активно противодействовать кишинёвским властям. В итоге в 1994 году парламент Республики Молдова принял закон об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери). В её состав вошли 3 города и 27 сел.
Традиции гагаузов
Календарная обрядность гагаузов сохранила следы тюркской кочевнической традиции, а также переняла общебалканские мотивы. Например, у них есть Волчьи праздники (Джанавар Йортулары), открывающие зимний цикл обрядов (с середины ноября).
Древний культ волка силён у гагаузов до сих пор. На флаге Гагаузии 1990 года изображена волчья голова. В старину гагаузы носили амулеты из волчьих зубов и украшения с изображением этого священного для них животного.
Волчий праздник длился целую неделю. В это время гагаузы загоняли на зиму скот в стойла, что заставляло волков подходить ближе к их селениям. Поэтому для отпугивания хищников гагаузы пекли в это время лепёшки с дырками, как от волчьих зубов, не вязали и не шили одежду из шерсти, не пользовались ножами и другими острыми предметами, а женщины вдобавок замазывали заслонку печи глиной, как будто это уши, глаза и пасть волка, чтобы сбить зверя со следа.
Кроме того, гагаузы по-особенному празднуют День Святого Николая. Он у них считался мужским праздником с шумными застольями и обязательными рыбными блюдами. Накануне мужчины наряжались в женское платье, обмазывались сажей и ходили в таком виде по домам, веря, что это приносит удачу.
В канун Дня Святого Андрея у гагаузов было принято обмазывать косяки в домах чесноком и натирать пахучими приправами руки и лицо, чтобы отпугнуть нечистую силу.
В День Святого Трифона гагаузы освящают виноградники, в Лазареву субботу проводят обряды с девушками-лазарками, на 1 мая – обряд вызывания дождя с Пипирудой.
В обряде «Пипируда» («бабочка») участвуют девочки, не достигшие десятилетнего возраста. Одну из них, как правило, сироту, назначают «невестой». Её голову украшают зеленью, ей шьют юбку из листьев. После этого процессия детей во главе с «невестой» обходит дома и возле каждого поёт обрядовые песни, во время которых «невеста» исполняет специальный танец. А хозяйка дома обязана облить всех участниц этого действа водой и наградить подарками.
В старину гагузы женились тремя способами: сговором, сбеганием и похищением (фиктивное похищение позволяло сэкономить на свадьбе). В выборе жён последнее слово было за бабушкой жениха.
На второй день свадьбы в комнату к молодым сперва заходила родственница жениха с ружьём и плёткой. Если доказательства невинности невесты были очевидны, раздавался выстрел в воздух, невеста надевала красное платье и шла к гостям, чтобы продолжить гуляние, а те пили в её честь подкрашенную красным водку. Если же выяснилось, что невеста имела добрачные связи, жених брал в руки плётку и выпытывал у новобрачной признание, кто её опозорил. В случае, если жених с невестой согрешили до брака, их обоих впрягали в повозку и заставляли совершить по деревне круг позора.
На людях гагаузские женщины обязаны были идти в нескольких шагах позади мужа и уступать дорогу всем мальчикам старше семи лет. А мужчинам запрещалось непристойно себя вести в присутствии женщин – например, сквернословить. Но они имели право бить жён, причём не только за провинности, но и просто так, чтобы показать, кто в доме главный.
У женщин не было права наследовать собственность родителей. После смерти мужа вдова получала одну четвёртую его имущества. У повторно вышедшей замуж вдовы было больше прав на наследство. К тому же, если с первым мужем женщина не имела возможности развестись, то от второго могла уйти по собственному желанию.
Беременность и роды считались у гагаузов нечистым делом. В течение сорока дней после рождения ребёнка женщина не имела права ступать на землю босыми ногами, чтобы не осквернить её.
Жилище и одежда гагаузов
Традиционное жилище гагаузов – это состоящий из трёх помещений дом («бююк», «евь») с завалинкой («приспа») и верандой на деревянных или кирпичных столбах вдоль стены, которая обращена на улицу. К дому обычно пристраивалась кухня и другие хозяйственные помещения.
Комнаты гагаузы украшали коврами с вытканными красными розами в обрамлении зелёных листьев на чёрном фоне, ткаными половиками и вышитыми полотенцами.
Гагаузские женщины носили туникообразную рубаху и безрукавное платье с широким шерстяным красным поясом, а поверх повязывали передник. На голову они повязывали плотный чёрный платок («чемьберь») поверх тонкого белого платка («мода»).
Зимой женщины надевали платье с рукавами, суконную кофту и овчинную безрукавку («жугрантлы минтанка») с кожаной аппликацией.
Женщины также носили большое количество украшений, в том числе ожерелье из золотых монет («лифт»), чтобы продемонстрировать богатство родителей или мужа.
Гагаузские мужчины носили подпоясанную широким красным поясом рубаху и широкие суконные штаны. Летом – суконную шляпу, зимой – меховой колпак. Чабаны также носили меховые штаны («мешин»), безрукавку-минтанку и короткую куртку, украшенную цветной строчкой («кюрк»).
Занятия и ремёсла, кухня гагаузов
К началу XX века гагаузы в основном занимались скотоводством и земледелием, в том числе виноградарством. У них было развито ткачество из шерсти и шёлка, изготовление ковров.
Пища гагаузов хранит память об их прошлой кочевой жизни, если судить по тому, какими способами они обрабатывают молоко, хранят мясо творог и брынзу (в шкуре или в сосудах из тыквы – сусаках).
Гагаузы пекут традиционные пресные лепёшки-питы, слоёные пироги с творогом и брынзой («кыырма»), а из квашеного теста — пирожки (karmyarik), в которые запекают брынзу, капусту и творог.
Они также готовят фаршированные бараниной со специями желудки («каурма»).
По праздникам на столе у гагаузов обязательно присутствует холодец («пача»), а для жертвоприношений они варят «курбан» – пшеничную кашу.
Есть у гагаузов и свой традиционный йогурт – «йуурт». Это кисломолочный продукт, для приготовления которого они кипятили молоко, а потом добавляли сметану и давали этой смеси скиснуть, а чтобы она не испортилась, клали в кувшин серебряную монетку.
Главный напиток гагаузов – красное вино.
Фольклор гагаузов
Свадебные песни гагаузов, как и у славян, печальные: в них воспевается горечь расставания невесты с родным домом.
В гагаузском фольклоре много легенд о лушницах, которые предсказывают судьбу ребёнка, и волшебных сказок, в которых живёт древний культ волка.
В народной музыке преобладает одноголосие, свойственное для музыкальной культуры тюрков.
Вокальная культура гагаузов представляет два стиля: «турку» (лирические, эпические, свадебные, сиротские песни, баллады, плачи) и «маани» (частушки).
Гагаузские танцы: «Аар ойун», «Фырли кундак», «Кадынжа». Обрядовые мелодии: «Пернеля» (пастушеская), «Гелин хавасы» (мелодия невесты), «Аламак авасы» (плач).
Народные инструменты: свирель, кауш (3-струнный смычковый наподобие болгарской гадулки), кобза, кавал, гайда, скрипка, различные идиофоны.
Источник:
Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6
Гагаузы: Между двумя мирами
- Mнение
9 нояб. 2021
Гагаузы, будучи тюрками и при этом в большинстве своем православными, вполне могут стать связующим мостом между тюрко-мусульманским и христианским мирами. Откуда же есть пошла история этого удивительного народа?
Фото: Главное Управление культуры Гагаузии
Происхождение
Ученые разных стран выдвигали различные гипотезы о происхождении гагаузов. Существует минимум три основные версии:
1) Гагаузы произошли от древних дунайских болгар, не ассимилированных славянами. Данная версия весьма распространена в Болгарии
2) Гагаузы являются потомками турок-сельджуков, пришедших из Анатолии и смешавшихся с куманами на балканах. Данную версию выдвигает ряд исследователей в Турции
3) Гагаузы являются потомками тюркских народов, пришедших на Балканы через Северное Причерноморье, то есть печенегов, куманов и узов, также известных в русских источниках как торки
Последняя версия считается наиболее объективной и распространенной в научной среде. Более того, она рассматривается в качестве основной и в самой Гагаузии.
Подтверждает эту версию и этимология этнонима «гагауз». Предполагается, что это слово образовано от «гёк уз», то есть «синие узы».
Ближайшими по происхождению народами для гагаузов, исходя из этого, можно назвать крымских татар и ногаев, а также литовских татар. Все они являются потомками «северной» (в турецкой традиции) группы тюрок, основными предками которых в разной степени были тюркские огузские и кипчакские племена, кочевавшие в Западном Дешт-и-Кипчаке.
Однако по языку гагаузы принадлежат к огузской группе. Ближайшими для гагаузского являются турецкий, азербайджанский и ялыбойский диалект крымскотатарского. Таким образом, гагаузы даже в среде тюрок являются своеобразным мостом между условно «южными» тюрками Анатолии и Южного Кавказа и «северными» тюрками Северного Причерноморья, Северного Кавказа и Нижнего Поволжья.
Необходимо упомянуть и о последних генетических исследованиях, которые показывают близость гагаузов к соседним балканским народам: болгарам и румынам. Однако нельзя сказать о полной идентичности, исследователи подчеркивают и ряд отличий, в частности определенную близость и к анатолийским туркам. Это может свидетельствовать о частичной ассимиляции местного балканского населения предками гагаузов, но окончательные выводы будут сделаны в будущем, с расширением количества исследуемых генетических образцов.
История расселения в Добрудже
Изначальной территорией возникновения и расселения гагаузов считается регион Добруджа — ныне географическая область северо-восточной Болгарии и юго-восточной Румынии. Однако из-за того, что этноним гагауз впервые встречается только в XIX веке, описание исторического расселения вызывает определенные сложности.
XIII век считается периодом формирования собственно тюрко-христианского населения в Добрудже и Северной Фракии. Век спустя образовано независимое болгарское Карвунское княжество под предводительством тюркоязычного христианина кыпчакского происхождения Балык Бея. Карвунская земля находилась на северо-востоке сегодняшней Болгарии с центром в городе Карвуна.
Во второй половине XIV века предки гагаузов фиксируются в независимом болгарском Добруджанском княжестве под предводительством Добрича, сына упомянутого Балыка, а после него, c 1386 года, уже его внука Иванко.
В XIV с вхождением региона Добруджа в Османское государство гагаузы также попадают в состав Империи, проживая там же, на своих землях в Добрудже. Кстати, их территория в османских исторических документах упоминается под названием «Уз Эялети», то есть «Провинция Узов». Данный факт косвенно подтверждает наличие узского (торкского) компонента у населения этих земель.
Интересным является тот факт, что, согласно османской статистике за 1597 год, тюрки-христиане, то есть собственно гагаузы, составляли большинство населения, а болгар вообще не было. То есть Варна, согласно этой статистике, являлась гагаузским городом. Нужно отметить, что гагаузы составляли часть населения Варны с численностью в несколько тысяч человек и после переселения большей их части на территорию Российской империи.
В конце XVIII и начале XIX века идет постепенное возрастание влияния Российской империи на Балканах, параллельно которому шло ослабление Османского девлета. Это в совокупности с волнениями населения, как христианского, так и мусульманского, стало поводом для России призвать переселиться на опустевшие после переселения Ногайских орд земли в Северном Причерноморье. Российские власти предложили болгарам и гагаузам, которых в Российской империи считали тюркизированными болгарами (точнее тогда будет назвать это явление ретюркизацией), выгодные условия жизни под Мелитополем и в Бессарабии.
Хоть переселение гагаузов и началось в XVIII веке, пик его пришелся на 1812 год, после окончания Русско-турецкой войны 1806-1812 годов. Граница России окончательно передвинулась с Днестра на Прут и Нижний Дунай. Тогда состоялся своеобразный обмен населением между двумя державами: остававшиеся в Буджаке ногаи были переселены в Добруджу, а на их место поселены гагаузы.
Не мигрировавшая в Бессарабию часть гагаузов в дальнейшем была разделена в границах исторической Добруджи между Румынией и Болгарией и частично была ассимилирована румынами и болгарами соответственно, а частично продолжала переселяться в Российскую империю со всплеском после Русско-турецкой войны 1877-1878 годов и вплоть до 1917 года.
В Бессарабии гагаузам были предоставлены селения выселенных отсюда в Добруджу ногаев, о чём сами гагаузы помнят и даже сохраняют ногайское наследие своих селений. Гагаузы поселились на юге современной Молдовы, в регионе Буджак, где стали заниматься традиционным сельским хозяйством. В Бессарабской губернии по переписи 1897 года гагаузы составили 2,9% населения.
Государственность гагаузов
По мере концентрации гагаузов в Буджаке, этот регион становится ядром национального движения гагаузского народа. Так, события первой русской революции 1905-1906 гг. стали причиной образования первой гагаузской государственности. В январе 1906 года в Комратской волости, населенной гагаузами, произошло крестьянское восстание, одним из организаторов которого являлся Андрей Галацан, в результате чего была провозглашена Комратская республика.
10 января 1906 года корреспондент газеты «Русское слово» сообщал: «Десятитысячное селение Комрат — в руках восставших. Объявлена автономия. Власти низложены и арестованы. Драгуны бессильны. Выехавший вчера туда вице-губернатор просит направить второй эскадрон».
Одно из требований восставших заключалось в том, чтобы родной гагаузский язык преподавался в учебных заведениях. В этой связи Комратское восстание 1906 г. является свидетельством этнополитической зрелости гагаузов.
Гагаузы принимали участие и в революциях 1917 года и даже снова пытались получить автономнию. В частности, в декабре 1917 года в Кишиневском Совете рабочих, солдатских и крестьянских депутатов обсуждался вопрос создания Гагаузско-Буджакской республики. Во главе инициативного комитета из Комрата стоял революционер Павел Николаев. Однако эта инициатива не увенчалась успехом.
После окончания Первой Мировой войны Бессарабия находилась в составе Румынии, пока не отошла к СССР в 1940 году. Однако гагаузы не получили автономии в составе Союза. Места расселения гагаузов оказались в составе образованной Молдавской ССР и были разделены между Конгазским, Комратским, Чадыр-Лунгским и частично Вулканештским районами союзной республики.
Фото: Главное Управление культуры Гагаузии
Others
Хоть в советский период гагаузы и не добились обретения автономии, но в это же время активно развивались и гагаузский язык и культура. Был создан алфавит на основе кириллицы, издавались словари, школьные учебники, книги, были созданы ансамбли и творческие коллективы.
В 1988 году гагаузские активисты основали движение «Гагауз Халкы» («Гагаузский народ») и решили создать в Молдове гагаузскую автономию со столицей в городе Комрат. В августе 1990 года в Комрате было объявлено о создании Гагаузской республики, но правительство Молдовы аннулировало эту декларацию и даже организовало марш молдавских националистов на гагаузские города в сопровождении отрядов полиции, который известен как «Поход на Гагаузию».
Это побудило гагаузский народ активно противодействовать кишиневским властям. В Гагаузии началась мобилизация. Жители гагаузских сел, вооружаясь арматурой и другими подручными средствами, выходили на оборону своих поселений. Гагаузию поддержало Приднестровье, отправившее в помощь своих добровольцев. Ситуацию удалось немного урегулировать, когда 29 и 30 октября в обмен на отвод добровольцев из Приднестровья Кишинев отозвал молдавских националистов от Комрата.
31 октября 1990 года состоялась организационная сессия Верховного Совета Гагаузской Республики. Председателем Верховного Совета был избран С. М. Топал, заместителем — М. В. Кендигелян.
Эти события положили начало формированию современной гагаузской государственности, которая с 1990 по 1994 годы существовала в форме непризнанной Республики Гагаузия.
В 1994 году парламент Республики Молдова все же принял закон об особом правовом статусе Гагаузии. Было основано Автономно-Территориальное образование Гагаузия — Гагауз Ери. В ее состав вошли 3 города и 27 сел.
Современное состояние
Сегодня гагаузы, численность которых составляет около 250 тысяч человек, проживают в основной своей массе в АТО Гагаузия и Молдове. Большие гагаузские общины проживают также в Украине, России, Европе. Немалое количество гагаузов приезжает и в Турцию, с которой у этого народа наладились тесные связи.
Гагаузы также поддерживают теплые взаимоотношения и с ногаями. Издают книги о ногайском наследии Буджака, приглашают представителей ногайской общественности на мероприятия, связанные с историей Бессарабии.
В Гагаузии преподается гагаузский язык, являющийся государственным наряду с русским и молдавским. Работают СМИ на гагаузском языке, доля которых с каждым годом становится всё больше.
Гагаузы, сотни лет проживая в столь сложном регионе, как Балканы, смогли сохранить свои язык и культуру. При этом, являясь тюрками по языку и православными христианами по вероисповеданию, они всегда рисковали оказаться чужими в глазах как христианского мира, так и тюрко-мусульманского, но избежали этого.
Сегодня же этот уникальный народ, имея автономную государственность, находится в уникальном положении между Тюркским, Европейским и Православным мирами. И если они проявят мудрость и дальновидность, то вполне могут стать ключевым игроком в сфере народной дипломатии между тремя упомянутыми субъектами в частности и в сферах межобщинного и межрелигиозного диалога в мире в целом.
Кроме того, необходимо упомянуть, что в Турции, Болгарии и Греции проживают гагаузы-мусульмане, именуемые гаджалами, о которых я расскажу вам в следующей статье.
Точка зрения авторов публикаций не обязательно отражает мнение и позицию TRT на русском.
Мы приветствуем любые предложения и открыты к сотрудничеству. Чтобы связаться с редакцией, воспользуйтесь формой обратной связи.
- половцы
- Молдова
- Турция
- Гагаузия
- балканы
Блогер, историк, специализируется на истории и культуре ногайцев и Турции
Новости по теме
Статус Айя-Софии — внутреннее дело Турции
Госсовет Турции на заседании утром 2 июля вынес вердикт, что решение о статусе Айя-Софии в Стамбуле будет принято в течение максимум 15 дней
Анкара и Томос. Роль Турции в получении Украиной автокефалии
Доселе никто не задумывался о роли Турции, на территории которой и был, собственно, оформлен и вручен один из главных церковных документов XXI века
Станут ли мусульманские праздники государственными в Украине?
Для чего Зеленский все больше внимания уделяет мусульманам, и как это связано с Турцией и Ринатом Ахметовым?
Страны Востока и в первую очередь Турция для России имеют особое значение
Мы все с нетерпением ждем окончания пандемии, ограничительных мер и свободы передвижения. Рано или поздно это случится, и тогда мы вернемся к обычной жизни, в том числе и к контактам с заграницей
В той же категории
Саммит ОТГ в Самарканде: новая страница в интеграции тюркского мира
Встреча лидеров государств Организации тюркских государств в Самарканде продемонстрировала, что объединение выходит на новый качественный уровень взаимодействия
Турция имеет все шансы способствовать компромиссу между Украиной и РФ
На переговорах президентов Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана в Астане публично акцент был сделан на перспективе поставок газа в Европу, но многое могло остаться за кулисами
Миграционные потоки Израиля: с Востока на Запад
Наряду с притоком в Израиль евреев, желающих получить гражданство страны, сегодня наблюдается и активный отток успешных израильтян в более благополучные страны. Как работают «сообщающиеся сосуды» Израиля и диаспоры?
Турция может укрепить Шанхайскую организацию сотрудничества
В случае дальнейшей интеграции Турции в ШОС Организация получит новый импульс к развитию, а с учетом амбиций и способностей турецкого руководства Анкара сможет реализовать новые экономические проекты и диверсифицировать собственные внешние связи
Что ещe Вы хотели бы узнать?
половцы
Молдова
Турция
Гагаузия
балканы
Статус Айя-Софии — внутреннее дело Турции
Госсовет Турции на заседании утром 2 июля вынес вердикт, что решение о статусе Айя-Софии в Стамбуле будет принято в течение максимум 15 дней
Будущее Израиля выглядит туманным
Бывший руководитель разведки считает, что подполье в Израиле стремительно растет и предсказывает будущее еврейского государства как «плохое или очень плохое»
Посол РФ впечатлен усилиями Турции по обеспечению безопасности туристов
Другим странам следует изучить систему сертификации «Безопасный туризм», используемую в Турции, — считает глава дипмиссии России в Анкаре Алексей Ерхов
Казахстанский транзит ровняет курс
Идущее в эти дни голосование по поправкам в Конституцию РФ часто сравнивают с транзитом власти в соседних государствах бывшего СССР. Прежде всего, речь тут о Казахстане. Там первый президент передал власть преемнику, став Елбасы. К чему это привело?
Трамп, Москва и «талибы» VS Демпартия США
Дональд Трамп, Москва и «талибы» называют фейком публикацию The New York Times о заказах российской разведкой нападений на американских военных в Афганистане. Скандал вызвал большой резонанс в мире и эскалацию политического противостояния в США
Гагаузы — Группа прав меньшинств
Профиль
Перепись 2014 года зафиксировала 126 010 гагаузов. Они либо христианизированные и болгаризированные турки, либо лингвистически тюркизированные болгары-христиане; они говорят на северо-западном диалекте турецкого языка со многими славянскими, особенно болгарскими и в последнее время русскими, дополнениями. Гагаузы утверждают, что они мигрировали в Бессарабию в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого века. Только горстка осталась в районе их первоначального расселения, на западном побережье Черного моря (Румыния и Болгария). С присоединением Бессарабии к России гагаузы поселились на юге Бессарабии в качестве привилегированных колонистов.
Исторический контекст
После советской аннексии Бессарабии в 1940 г. территории, населенные гагаузами, были разделены между Молдавской и Украинской ССР. Гагаузы населяют одни из беднейших районов Молдовы. При советской власти гагаузы подверглись русификации с введением кириллицы в 1957 году и преподаванием русского языка в школах с конца 1950-х годов. Около 73 процентов гагаузов считают русский своим вторым языком, и большая часть политической элиты является русскоязычной.
В пределах Советского Союза гагаузы были самым многочисленным тюркским населением, не имевшим собственного территориального образования. На протяжении всего советского периода этническое самосознание у гагаузов оставалось слабо развитым. Эта ситуация быстро изменилась в конце 1980-х годов по мере распространения страха перед румынизацией. Хотя закон о языке 1989 г. разрешал использование гагаузского языка, в гагаузских районах происходили забастовки против придания молдавскому языку статуса государственного. В ответ на молдавскую декларацию о суверенитете власти Комрата, административного центра Гагаузской области, объявили о создании Гагаузской Советской Социалистической Республики.
Действия гагаузов привели к периоду двоевластия в регионе. В течение 1992–1993 годов гагаузские военизированные формирования периодически вступали в столкновения с молдавскими местными властями, но гагаузы оставались в стороне от приднестровского конфликта. Тем не менее, Комрат работал в тандеме с Тирасполем, продвигая идею развития Молдовы как конфедерации трех государств. Поскольку 70 процентов гагаузов мира проживает в Молдове, гагаузы считают себя не национальным меньшинством, а народом, имеющим право на национальную территорию. Турецкая миссия в Молдове поддержала более умеренную идею автономии гагаузов в контексте единой Молдовы.
В феврале 1994 года гагаузы согласились отказаться от своей цели создания конфедерации и принять участие в парламентских выборах в обмен на поддержку требований гагаузов об автономии. Гагаузские районы проголосовали за союз «Единство-Социалист» — блок русскоязычных. В июле 1994 года была принята новая Конституция Молдовы со статьей, гарантирующей автономию гагаузонаселенным районам.
В декабре 1994 года был принят Закон «Об особом правовом статусе Гагауз Ери (земли)/Гагаузии». В преамбуле закона гагаузы признаются «народом», а не этнической группой или этническим населением, как указывала советская теория, и признается их право на самоопределение в составе Молдовы. Инициатива объединила два принципа: она связала гражданство как юридическое лицо с определенной территорией и понятием конституционных гарантий, передачи полномочий, представительных институтов, системы сдержек и противовесов. Закон также разрешал гагаузам самоопределение, если Молдова изменит свой статус независимого государства.
Согласно закону, Гагаузская автономная область должна была иметь свой законодательный орган Халк Топлусу, избираемый на четыре года, и исполнительную власть – главу исполнительной власти (Башхана), который по должности занимал должность заместителя премьер-министра. Молдовы – оба обладают значительными делегированными полномочиями; и три официальных языка должны были быть гагаузским, молдавским и русским. Гагаузия должна была иметь свои собственные судебные органы, полицию и органы безопасности под общей региональной и центральной юрисдикцией. Центральные власти сохранили суверенитет над гражданством, финансами, обороной и внешней политикой.
5 марта 1995 года был проведен референдум по определению границ Гагаузии/Гагаузии. 28 мая 1995 г. состоялись выборы Гагаузского башхана и Народного собрания, а также референдум по определению административного центра области (Комрат).
Хотя большинство политических сил в Молдове достигли консенсуса в отношении создания гагаузской территориальной автономии, это также вызвало значительную оппозицию. В начале 2000-х оппозиционные группы в Гагауз-Ери также участили заявления о вмешательстве правительства в дела автономного региона, в том числе о вмешательстве в выборы, а в 2004 году центристский оппозиционный альянс «Наша Молдова» обвинил ПКРМ в «тоталитаризме» в Гагаузии. Ери после увольнения мэра Комрата Константина Таушанджи по обвинению в хищении.
Актуальные вопросы
Гагаузия, где нет промышленности или других источников средств к существованию помимо сельского хозяйства, остается самым бедным регионом Молдовы и сильно зависит от субсидий центрального правительства. Широко распространены опасения, что дальнейшая интеграция с ЕС негативно скажется на и без того низком уровне жизни и торговле с Россией. Следовательно, сильны пророссийские и антиевропейские настроения. В 2014 году почти 99 процентов гагаузов проголосовали на референдуме за вступление в Евразийский экономический совет, а не за более тесные связи с ЕС.
Обновлено в январе 2018 г.
Гагаузский | Encyclopedia.com
ЭТНОНИМ: тюркоязычные булгары
Ориентация
Идентификация. Точной информации о количестве гагаузов в мире на сегодняшний день нет. Помимо ныне независимых бывших республик Советского Союза, гагаузы также проживают в Болгарии, Румынии, Греции, Турции и, в небольшом количестве, в Канаде и Бразилии. В дореволюционных документах их чаще всего называют «тюркоязычными булгарами».
Местоположение. Сегодня в бывшем Советском Союзе 152 752 гагауза (77,5 процента) проживают в Республике Молдова; 32 017 (16,2 процента) в Украине; и 10 057 (5,1 процента) в России. Численность гагаузов в остальных бывших республиках невелика.
Демография. За тридцать лет между советскими переписями гагаузское население в целом, в том числе и в Молдавии, выросло на 59,2 процента, что примерно на 1,6 процента больше, чем прирост бывшего Советского Союза в целом. Население гагаузов увеличилось на 26,5 процента в 19 веке.60-х, 5% в 1970-х и 13,8% в 1980-х. Резкое падение темпов прироста в 1970-х гг. можно объяснить советской ассимиляционистской политикой и, в частности, тем, что после хрущевской оттепели начала 1950-х — начала 1960-х гг. развитие гагаузской идентичности и каналов социальной и профессиональной мобильности. Чтобы приспособиться к реалиям Молдавской Республики, необходимо было присоединиться к национальности большинства («основной национальности»). Гагаузы так и сделали, зарегистрировавшись как молдаване.
По данным переписи 1970-х гг., треть гагаузов проживала в городах, две трети — в селах. Количество самцов и самок было одинаковым.
Языковая принадлежность. Гагаузский язык относится к юго-западной (огузской) подгруппе тюркской группы алтайской языковой семьи. Различают два разговорных диалекта: центральный (на нем говорят жители Чадыр-Лунгского и Комратского районов) и южный (на нем говорят жители Вулько-Нештского района).
До революции фольклорные тексты издавались русским шрифтом. В годы румынской оккупации некоторая литература, в частности религиозная и историческая, издавалась на румынском алфавите. В 1957 году на основе русского алфавита была создана система письма. Гаугазы относительно стабильно сохранили свой родной язык: в 1959 г. их было 94,3%, в 1970 г. — 93,6%, в 1979 г. — 89,3%, в 1989 г. — 87,4%. Владеют и другими языками, в основном русским. За 19 лет русским языком владели 63,3%. 70, 68 процентов в 1979 году и 71,1 процента в 1989 году. Некоторые гагаузы в Молдове свободно владеют румынским языком (на котором говорят в Молдове) — около 6 процентов населения в 1970-х и 1980-х годах.
История и культурные связи
Этногенез гагаузов не установлен. Пока ни отечественным, ни зарубежным специалистам не удалось его определить, хотя выдвинуто двадцать гипотез. Многие из них начинаются с вопроса «или/или»: кем были гагаузы — тюркизированными христианами или христианизированными турками? То есть были ли они булгарами, принявшими тюркский язык, или тюрками, перешедшими из ислама в православие? Были ли они потомками скотоводов или оседлым населением, ассимилированным скотоводами?
Ответить на эти вопросы затрудняют два фактора: отсутствие сведений в литературных хрониках средневековья и неоднородность гагаузского населения Балканского полуострова накануне переселения под защиту России.
Большая часть ранней этнической истории гагаузов проходила на границе между тем, что должно было стать скотоводческой степной страной, и землями, населенными оседлыми народами. Накануне своего переселения в Бессарабию гагаузы на Балканах состояли из двух этнических групп: хасыл-гагаузов (предки настоящих гагаузов) и «болгарских гагаузов». Большинство ученых склоняются к тому, что первоначальное ядро гагаузов составляли тюркоязычные скотоводческие огузы, печенеги и половцы. Одно из последних переселений половцев на Балканы произошло в 1241 году. Но есть сведения, что среди них были булгары, выучившие тюркский язык, и часть населения, находившегося тогда под покровительством турецкого султана Иззедина Кейкавуса. В европейской науке часто ставился вопрос, были ли наиболее вероятными предками гагаузов тюркоязычные протобулгары, пришедшие в 670-х годах на Балканы с берегов Волги под знаменем булгарского царя, Аспарух.
В ходе частых русско-турецких войн в конце XVIII — начале XIX веков гагаузы, примкнувшие к русскому войску, эмигрировали в степи Южной Бессарабии, прежде всего в пределах Бендерского р. и Измаильский районы. В 1861–1862 годах часть гагаузов поселилась в Таврическом округе.
Волна столыпинской аграрной политики перенесла часть гагаузов в Казахстан между 1912 и 1914 годами, а затем еще одна группа поселилась в Узбекистане в очень неспокойные годы первоначальной коллективизации. Чтобы не утратить своих гражданских прав, они называли себя «булгарами» в 19 веке.30 с; Гагаузы села Майслерге Тархентского района сохраняют это название и по сей день.
Поселения
Традиционное жилище состоит из трех комнат с второстепенной стеной из дерна ( завалинка ) вдоль основной стены и верандой, поддерживаемой столбами. Стены комнат украшены популярными у гагаузов полотенцами и коврами (украшенными растительным орнаментом), а на полу есть «ковровые дорожки».
Эконом
Средства к существованию и коммерческая деятельность. Традиционная экономика основывалась на животноводстве, особенно овцеводстве, и сельском хозяйстве, сочетавшем выращивание зерна и огородничество с виноградарством. Еще в недавнем прошлом, несмотря на культурное сходство гагаузов с булгарами Бессарабии, между ними существовали важные различия: булгары были крестьянами-земледельцами; хотя гагаузы также занимались сельским хозяйством, по мировоззрению они были скотоводами.
Продукты питания. Многие следы их кочевого прошлого можно найти в кухне оседлых гагаузов, такие как особый способ обработки молока и сохранения мяса, творога, сыра из овечьего молока в кожуре. Основным продуктом питания является зерно, во многих вариантах. Ряд семейных праздников и обрядов был связан с выпечкой хлеба, пшеничных батонов ( калачей ) и пресных лепешек.
Любимым блюдом был слоеный пирог с начинкой из овечьего сыра, политый сметаной перед выпечкой. Другими лакомствами были пирожки с тыквой и сладкие пироги, приготовленные из первого молока только что родившейся коровы. Традиционное ритуальное блюдо под названием курбан сочетал в себе пшеничную кашу (булгарскую пшеницу) с забитым («принесенным в жертву») бараном и является еще одним свидетельством происхождения гагаузов как в балканском мире, так и в степно-скотоводческом комплексе. Особое место в кухне занимают соусы к мясу с перцем; один сочетает в себе лук и мелкозернистую кашу; другой основан на помидорах. Красное домашнее вино подается к обеду и ужину. Непременным компонентом праздничных блюд является мясо в желе, приготовленное из голов и ног домашнего скота (сыр из голов).
Одежда. К концу XIX века костюм гагаузки состоял из парусиновой рубашки, платья без рукавов, халата и большого черного платка; зимой надевали платье с рукавами, суконную куртку и безрукавную шубу. Обязательными элементами женского наряда были серьги, браслеты, бусы, а у зажиточных гагауз — ожерелье из золотых монет. «На них так много украшений развешено, — писал дореволюционный исследователь, — что они покрывают всю грудь до пояса».
Традиционная мужская одежда включала рубашку, матерчатые штаны, широкий красный пояс или пояс, летом шляпу; зимняя шапка шилась из канакульской овечьей шерсти. Костюм пастуха представлял собой обычную рубаху в сочетании с овчинными штанами с вывернутым начесом, шубой без рукавов и короткой тулупом, иногда украшенным красно-зеленой строчкой.
Общественно-политическая организация
В последнее время, в связи с возросшим спросом на представителей меньшинств в профессиональных кругах, возникла потребность в улучшении массовой коммуникации. К сожалению, пока усилия в этом направлении ограничены. Например, в 19На гагаузском языке было издано 88 книг из расчета 5,5 на каждые 100 человек гагаузской национальности, по сравнению с 297 книгами на молдавском (т. в целом.
Перспективы выживания гагаузской национальной культуры и существования гагаузов как независимого народа призрачны. У них самый низкий в Молдове удельный вес лиц с высшим образованием, фактическое отсутствие художественной интеллигенции, очень слабая научная интеллигенция, острая нехватка интеллигенции вообще. В 1989 В государственный университет и политехнический институт было принято вдвое меньше гагаузов, чем в 1918 г. Соответственно, гагаузы слабо представлены в управлении, на профессиях и в сфере обслуживания. Ощущается острая нехватка строительных материалов, экология находится в кризисном состоянии. Анализ этой ситуации привел к гагаузскому движению за национальное возрождение. 12 ноября 1989 г. внеочередная сессия представителей Верховного Совета Молдовы приняла постановление о создании Гагаузской АССР в составе Молдавской ССР. Однако через три дня президиум Верховного Совета Молдовы не утвердил это решение, попирая тем самым принцип национального самоопределения Коммунистической партии Советского Союза. Более того, молдавская пресса развернула кампанию антигагаузской пропаганды. Несмотря на ряд деклараций о возрождении гагаузов, отсутствие необходимых условий, в том числе национально-территориальной автономии, затруднит их реализацию, а народ окажется обреченным на ассимиляцию.
Религия
Верующие гагаузы являются православными христианами. Их предки — тюркоязычные пастушеские роды, пришедшие из южнорусских степей и поселившиеся в приморье северо-восточной Болгарии, — приняли христианство в XIII веке. Несмотря на эту преданность христианству, укоренившуюся среди них за полтора века до османско-турецкого завоевания, гагаузы лишь поверхностно усвоили основные догматы этой религии. Хотя в начале двадцатого века в гагаузских деревнях было несколько книг в переводе, нет надежных доказательств того, что перевод Нового Завета на турецкий язык (распространяемый Библейским обществом в Лондоне и использующий греческий алфавит) был широко доступен.