Где сейчас находится троица рублева: Где находится икона «Святая Троица» Андрея Рублева? | Новости культуры | Известия
Содержание
Где должна находиться «Троица» Рублева — в музее или храме? — Сноб
16 июля икону «Троица» Андрея Рублева вывезли из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву лавру. Искусствоведы выступили против транспортировки иконы, опасаясь, что ее могут повредить, однако Минкульт опроверг опасения. 19 июля икону вернули обратно в музей. Несмотря на заявление Минкульта, ее состояние изучают реставраторы. «Сноб» рассказывает, почему шедевр древнерусской иконописи не могут поделить верующие и ученые и как можно решить затяжной конфликт между исследователями и духовенством, который длится больше 100 лет
20 июля 2022 12:25
Верующие около иконы Андрея Рублева «Троица», доставленной в Троице-Сергиеву Лавру
Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Тайна, которая хранилась под окладом
«Икона всегда покрывается защитным лаком», — рассказывает «Снобу» директор Музея имени Андрея Рублева Михаил Миндлин. Русские иконописцы часто использовали в качестве лака олифу — специально приготовленное вещество из нескольких ингредиентов на основе растительного масла. Оно образовывает поверх изображения пленку, которая защищает икону от влаги. Но олифа имеет неприятное свойство — за 30-90 лет она полностью темнеет.
«Под потемневшим слоем изображение иконы плохо просматривалось, — продолжает Миндлин. — Раньше снимать этот слой не умели. Поэтому, чтобы освежить живопись на иконе, художники прописывали изображение поверх защитного слоя. Причем делали они это достаточно вольно — в соответствии с эстетическими вкусами своего времени. В итоге на древних русских иконах образовывались несколько слоев записей. И если перед нами икона конца XIV — начала XV века, то представляете, сколько за это время на ней могло появиться живописных слоев?»
Среди искусствоведов нет единого мнения, когда была написана «Троица», однако большинство исследователей полагают, что это были 20-е годы XV века. С этого времени икона «Троица» хранилась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры и как минимум с XVI века считалась одной из самых почитаемых в ней: Иван Грозный и Борис Годунов жертвовали ей драгоценные оклады, закрывавшие изображение Рублева, за исключением нескольких иконописных деталей. Поэтому вплоть до начала XX века икона была почти полностью закрыта от глаз — в 1904 году из-под оклада виднелись только ступни, кисти рук и лики трех ангелов. В том же году реставратор Василий Гурьянов нашел способ снять слой олифы и расчистил небольшой фрагмент изображения одежды на одной из фигур Троицы. Под напластованием слоев он увидел «пронзительный голубой цвет Рублева», рассказывает искусствовед Ирина Языкова. Затем его увидели прихожане, и к иконе потянулись паломники. Монахи лавры стали беспокоиться, что ее могут случайно повредить. Чтобы этого избежать, братия решила закрыть икону окладом, одновременно запретив все реставрационные работы. Полностью раскрыть икону удалось только в 1918 году реставраторам под руководством художника Игоря Грабаря. Специалисты увидели под окладом трех ангелов, сидящих за столом, и «райские цвета», говорит Языкова: «пронзительно-голубой, золотой и темно-красный, почти вишневый».
Фотография «Троицы» после реставрации Василием Гурьяновым, 1905 год
Фото: Wikipedia / СС0
Подлинность расчищенной иконы не вызывает сомнения у всех серьезных исследователей, отмечает Миндлин. При этом, по его словам, «Троица» — единственная дошедшая до наших дней икона, полностью созданная Андреем Рублевым. В остальных иконостасах, связанных с его именем, Рублев мог выступать в качестве художника, рисующего деревья, одежды, лики святых, или, например, в качестве редактора — человека, который правит живопись после работы группы художников.
Как «Троица» стала русским брендом
«Рубеж XIV-XV веков, когда работал Андрей Рублев, был временем глобального кризиса для всего православного мира», — рассказывает историк искусства Алексей Лидов. Константинополь опасался взятия османами, прося помощи у Запада, внутри Византии усугублялся экономический кризис, в результате которого многие греческие художники, не имевшие возможности зарабатывать на родине, начинали искать работу в других странах. До конца существования Византии, у которой Русь позаимствовала традицию живописи, оставалось примерно полвека.
Стиль Рублева был как раз одним из направлений византийского искусства кризисного времени, когда империей правила последняя династия — Палеологов, говорит Лидов.
«Рублев этот стиль не изобрел. Он его воспринял и начал развивать, — отмечает историк искусства. — Причем на Руси этот стиль оказался очень востребованным, а в XV веке — уже доминирующим. В XVI веке он был закреплен решением Стоглавого собора как обязательный для иконописцев. То есть Андрей Рублев был поставлен государством на уровень великих византийских мастеров, а его иконописная манера стала мейнстримом русского искусства».
Оклад для иконы «Троица» Андрея Рублева
Фото: Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images
Как и «Троица» Рублева, многие работы его последователей хранились за окладами. «Иконы в музейном восприятии (неприкрытые окладами. — Прим. ред.) сразу после их появления практически никто не видел», — отмечает Алексей Лидов. Большинство из них удалось вскрыть и очистить от поздних слоев только после революции 1917 года. В 1920 годы стали появляться первые репродукции икон и мир впервые смог увидеть «Троицу». Из самой иконы советские власти предполагали сделать товар, превратив ее в один из русских брендов. Так, в 1929 году впервые открытые средневековые русские иконы были показаны на выставке в Германии. В их числе была специально созданная копия «Троицы» Андрея Рублева. Она побывала в Берлине, Кельне, Гамбурге и Мюнхене.
«Эта выставка была организована с не очень добросовестными целями, потому что советская власть пыталась эти иконы продать, — рассказывает Алексей Лидов. — Она проехала по Европе триумфально и громко, но желающих покупать иконы было немного (на Западе была Великая депрессия. — Прим. ред.). Уже потом, в 1930-е, появились богатые американцы, которые скупали иконы через Торгсин, но часто им подсовывали подделки, которые изготовлялись специально для продажи. Так или иначе в итоге всей этой истории большевики, конфисковав иконы и пытаясь их продать, сделали им большую рекламу».
В том же году «Троица» Рублева была передана на хранения из музея, созданного на месте лавры, в Третьяковскую галерею.
«Еще в 1920-е искусствоведам стало понятно, что это выдающееся произведение средневекового искусства, — отмечает Лидов. — Тогда же появилась традиция, которая сегодня видна в храмах Запада: выставлять в неправославных храмах репродукции или списки, в первую очередь с иконы Владимирской Богоматери или «Троицы» Андрея Рублева, как главные молитвенные образы и как пример молитвенного образа из другой христианской традиции. На Западе даже связывают эти образы со своими представлениями об истинной христианской духовности».
«Сейчас это произведение имеет для отечественной и мировой культуры первостепенное значение. Это национальное достояние, как флаг или герб», — отмечает Михаил Миндлин.
В 2009 году, по оценке бывшего министра культуры Александра Авдеева, стоимость «Троицы» Андрея Рублева составляла 600 миллионов долларов. Для сравнения, самым дорогим лотом русской живописи, проданным на аукционах, считается «Супрематическая композиция» Казимира Малевича, ушедшая с молотка за 85,8 миллиона долларов.
Почему «Троицу» не могут поделить и как решить спор об иконе?
«Во времена Советского Союза я специально ходил в Третьяковскую галерею в отдел древнерусской живописи, где молился иконе Троицы», — рассказывает «Снобу» настоятель храма Святой Троицы в Хохлах Алексей Уминский. Он считает «Троицу» одной из главных православных святынь и называет спор вокруг нее между учеными и верующими «конфликтом».
Иконостас в Бородинской церкви. Фотография Сергея Прокудина-Горского, снятая в 1911 году
Фото: Wikipedia / СС0
«Части православных не нравится, что чтимые ими иконы находятся не в храмах, для которых они писались, а на музейном хранении, где людям трудно совершать привычное поклонение святыням, — говорит Алексей Уминский. — С другой стороны, научное сообщество не может принять эту аргументацию, потому что оно не видит в иконе сакральности, а видит в ней только культурное и художественное значение. Эту точку зрения тоже можно понять, потому что шедевры уровня «Троицы» нуждаются в надлежащем хранении, так как это не только святыня для христиан, но и общенациональное достояние».
Впервые вопрос о том, где должна находиться «Троица», был затронут российскими властями 4 ноября 1993 года, когда на Красной площади был открыт заново восстановленный храм Казанской иконы Божией Матери. На его освящении присутствовал Борис Ельцин. Президент заявил, что «Троица» Рублева будет возвращена из Третьяковки православной церкви и будет висеть в храме в специальном саркофаге, который защитит ее от разрушения. Однако историки выступили против, и икона осталась в музее.
«Основной аргумент искусствоведов против нахождения иконы в храме — отсутствие там влажностно-температурного режима, без которого она будет разрушаться», — говорит директор Музея имени Андрея Рублева Михаил Миндлин. В настоящее время доски иконы расходятся, на ее живописном слое есть трещина.
«Но конфликт не в этом, — считает Михаил Миндлин. — А в том, что профессиональное реставрационное сообщество считало недопустимым любую транспортировку иконы — потому что наши дороги не идеальны и транспорт не идеален, а колебания в пути могут повредить икону: возможны отставания грунта, красочного слоя, растрескивания».
В 2007 году, вспоминает Миндлин, после транспортировки иконы из здания Третьяковки в Лаврушинском переулке в здание на Крымской набережной и обратно на «Троице» были обнаружены повреждения — отставание грунта и красочного слоя, растрескивание основы и расхождение досок по стыкам. В итоге икону пришлось реставрировать в течение года, добавляет Миндлин. Последующие 15 лет она не покидала пределов Третьяковской галереи.
Опадение красочного слоя и следы от гвоздей, которыми крепился оклад
Фото: Wikipedia / СС0
16 июля, впервые с 1917 года, икона была доставлена в Троице-Сергиеву лавру по личной просьбе патриарха Кирилла. Ее привезли в монастырь для празднования 600-летия обретения мощей Сергия Радонежского. СМИ писали, что искусствоведы были против транспортировки, однако после сообщений СМИ Минкульт заявил, что против никто не выступал, а для доставки иконы на праздник была создана специальная комиссия и икона перевозилась в лавру специально изготовленной климатической витрине. В тот же день депутат Госдумы от «Единой России» призвал навсегда отдать икону лавре. Днем позже о том, что место «Троицы» в церкви, высказалась председатель Совета по правам человека Мособласти Марина Юденич.
«Есть суперблагочестивая церковная позиция: икона написана, чтобы на нее молились, а не разглядывали ее в музее, — комментирует позицию сторонников нахождения иконы в храме Алексей Лидов. — Но в храмах иконы просто разрушаются, как и раньше. Уместно вспомнить историю Звенигородского чина, который когда-то приписывался Андрею Рублеву. По иконам этого чина нет документации, но с большой вероятностью они были найдены в дровяном сарае. И [если бы их не обнаружили ученые] с ними поступили так, как поступали со старыми иконами на протяжении тысячи лет: если икона вышла из употребления, не может больше использоваться, то, согласно византийскому каноническому праву, ее можно захоронить или сжечь. Скорее всего, большинство древних икон ушли из этого мира именно таким образом. Поэтому отправлять такие памятники в храмы — фактически обрекать их на смерть».
Чтобы сохранить икону для новых поколений, можно создать огромный музей с идеальными климатическими условиями, считает Лидов. «Такие музеи созданы в Ватикане, — поясняет он. — Но вопрос, кому этот музей будет принадлежать. Есть ли сейчас у Русской православной церкви ресурсы для такого музея? На мой взгляд, ответ один: если мы хотим, чтобы иконы жили дальше, они должны находиться в музее».
«Владимирская икона Божией Матери — не менее узнаваемая в мире, чем «Троица» Андрея Рублева, — говорит Алексей Уминский. — И эта икона хранится в храме Николы в Толмачах, который приписан к Третьяковской галерее (храм находится примерно в ста метрах от музея, и для перемещения в него реликвий не требуется транспорт. — Прим. ред.). Я не знаю, как сейчас, но несколько лет назад «Троица» раз в год выносилась из музея в этот храм. Там есть специальные ковчеги, в которых соблюдается температурный режим. Мне кажется, что подобные вещи могут решить этот конфликт. Например, во Флоренции или Венеции во многих храмах, где хранятся шедевры, введен билетный режим. Конечно, это тоже кого-то не устроит. Но есть разные варианты, и на их основе можно думать, как преодолеть конфликт», — считает священник.
Автор Алексей Синяков
«Троица» Андрея Рублева покинула Третьяковскую галерею
В Сети опубликованы первые фотографии, сделанные после прибытия иконы Андрея Рублева «Святая Троица» из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву Лавру. Они появились на странице ВКонтакте депутата Госдумы Сергея Пахомова.
Третьяковская галерея официально об этом ничего не сообщала. Информации об этом на официальном сайте музея нет. Судя по сообщениям на новостном портале Rambler, который ссылается на Telegram-канал «Вперед. Сергиев Посад», икону привезли ночью. «Ее встречали депутат Госдумы Сергей Пахомов, глава округа Михаил Токарев, братия обители. «Троицу» разместили в специальном стеклянном саркофаге справа от входа в алтарь». О том, кто из музейных экспертов сопровождал икону, не сообщается.
Почти шестисотлетняя икона Андрея Рублева «Святая Троица», чья сохранность давно беспокоит ученых, отправилась из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву Лавру на празднования по случаю 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского.
Насколько витрина, в которую помещена «Святая Троица», может защитить образ от климатических перепадов и можно ли ее вообще называть «защитной капсулой», неизвестно. По крайней мере, защитную капсулу для картины «Иван Грозный убивает своего сына», которая предполагает антибликовое и антивандальное покрытие, а также сохранение температурного и влажностного режима, заказали задолго до возвращения шедевра Репина в залы музея. Тогда сообщалось, что «сегодня антивандальное, антибликовое и пуленепробиваемое стекло, необходимое для капсулы, делают лишь в Японии и Италии».
Кто производитель капсулы и стекла для транспортировки и показа «Святой Троицы» Андрея Рублева, информации нет.
Фото: РИА Новости
Издание The Art Newspaper Russia напоминает, что «аналогичная история с выдачей образа разворачивалась в 2008 году. Тогда на волне широкого общественного резонанса и многочисленных публикаций музейщикам удалось отстоять невозможность транспортировки иконы из-за ее хрупкости».
Как писала в своей статье 2013 года искусствовед и сотрудник Третьяковской галереи Наталья Шередега, «общепризнанного ответа на вопрос: «Когда была создана икона Святой Троицы?» — пока нет». «Сторонники ранней датировки считают, что «Троица» создавалась для деревянного Троицкого собора, возведенного в 1411 году, и позже была перенесена в каменный храм. Другая точка зрения заключается в том, что икона была написана одновременно с иконостасом в 1425-1427 годах для нового каменного Троицкого собора, украшенного артелью мастеров во главе с Андреем Рублевым и Даниилом Черным. На сегодняшний день научная оценка проблемы датировки звучит так: «Вопрос… может быть решен только после проведения комплексного исследования всех икон, связываемых с творчеством Андрея Рублева», — писала Наталья Шередега.
Первая копия с рублевской иконы была сделана в XVI веке.
Впервые расчистка иконы от поздних записей была произведена больше века назад. Как указывает Н.Шередега, расчистка была сделана в 1904-1905 годах по инициативе известного художника, коллекционера и попечителя Третьяковской галереи И.С. Остроухова. Тогда «иконописец-реставратор В.П. Гурьянов вместе с В.А. Тюлиным и А.И. Изразцовым расчистил икону от верхних наслоений. Сразу после расчистки сделали фотографический снимок сохранившегося первоначального изображения. В 1918-1919 годах отделением Центральных государственных реставрационных мастерских при Загорском историко-художественном музее (ЦГРМ при ЗИХМ) была произведена окончательная расчистка иконы «Троица». После расчистки признали недопустимым закрывать окладом «единственное, по значению своему, в мире произведение искусства», принадлежащее кисти Андрея Рублева».
В Третьяковскую галерею икона, писанная Андреем Рублевым, была передана в 1929 году из Загорского историко-художественного музея. Она считается самым высоким созданием русской культуры. С тех пор икона находится под постоянным наблюдением хранителей и реставраторов.
Поделиться:
ЖивописьРелигия
РОССИЯ Троица Рублева возвращается домой посреди войны
Московский художественный музей временно разрешил Православной церкви перенести икону в Лавру, где она изначально находилась. Это впервые с 1918 года: до сих пор все запросы были отклонены. Инструмент пропаганды для подпитки мифа о русской «Победе» в Украине.
Москва (AsiaNews) — Третьяковская галерея, главный художественный музей Москвы, временно разрешила Православной церкви забрать икону Святой Троицы работы Андрея Рублева. Пожалуй, самое важное произведение искусства за всю российскую историю, оно будет выставлено во время празднования 600-летия перенесения мощей преподобного Сергия Радонежского в Троицкую Лавру 70 км из Москвы. Это самый символичный монастырь во всей стране, который оставался открытым даже в советский период, когда его называли «сталинским Ватиканом». Перевод уже состоялся.
Икона написана в первой половине XV века монахом и учеником Сергия Рублевым для почитания великой обители, где она висела над входом. На нем изображена сцена из Книги Бытия трех паломников, посещающих Авраама у дубов Мамре, единственный библейский сюжет, который Восточная церковь признает как представление тринитарного общения. Русская Церковь на протяжении веков вела большие споры об исключительной важности именно этого образа и на Стоглавом Соборе 1552 года освятила икону как драгоценнейший символ православной веры.
Преподобный Сергий, в свою очередь, является святым, который заново основал христианскую Русь после двух веков татарского нашествия, вдохновив русские войска князя Дмитрия Московского на победу над монголами на берегах Дона, настолько, что его звали «Донской». Мощи святого покоятся в храме Лавры и являются основным местом паломничества русских в утверждении истинной веры наряду с национальной идентичностью. Таким образом, праздник приобретает особое символическое значение в контексте войны на Украине, в которой Россия намерена подтвердить основополагающие принципы своей истории.
Московская Патриархия несколько раз пыталась получить икону из Галереи, но до сих пор всегда получала полный отказ из-за деликатности транспортировки и экспонирования такого древнего и хрупкого художественного объекта. Иконописные в советское время постоянно закрывались, за исключением нескольких иностранных делегаций, а теперь они стали не только местом любования искусством, но и местом истинного поклонения, поскольку иконы являются предметами, тесно связанными с празднованием православных праздников. литургия. Другую очень известную икону Владимирской Божией Матери вынесли из комнаты и поместили в особой часовне во дворе музея, так что желающие созерцать ее должны были также пасть ниц в молитвенном признании ее церковного масштаба.
Искусствоведы и реставраторы единодушно восстали против решения о передаче произведения, которое могло нанести непоправимый ущерб иконе. Транспортировка и экспозиция иконы в храме не позволяет обеспечить правильный температурно-влажностный режим, необходимый для сохранности «Троицы». С другой стороны, икона оставалась в Лавре до 1918 года и была спасена от уничтожения благодаря труду знающих и самоотверженных людей, таких как известный богослов и священник Павел Флоренский, который предпочел остаться в Советской России, даже получение должности смотрителя изящных искусств именно для того, чтобы спасти Лавру и ее сокровища. Позже он принял мученическую смерть после заключения в Соловецкий концлагерь.
Разрешение Министерства культуры было дано по прямому вдохновению Президента Путина, чтобы собрать людей, участвующих в великой войне, вокруг священного образа с целью восстановления их идентичности как народа и как Церкви. Во времена Ельцина также ходили разговоры о возвращении иконы церкви, но авторитетный ученый Валентин Жанин убедил тогдашнего президента не подвергать ее риску.
В этом году в июне снова поступила просьба о проведении литургического праздника Святой Троицы, и снова она была отклонена. Теперь, после дальнейших призывов к мобилизации для сокрушения противников, три лица божественной Троицы также были зачислены в русскую войну, а искусство и наука склонились к более высоким требованиям Победы.
Икона Рублева «Троица» — Британская ассоциация иконописцев
Икона Рублева «Троица» была написана между 1408 и 1425 годами и является высшим образцом Московской школы иконописи.
Считается, что Рублев жил между 1370 и 1430 годами. Андрей Рублев связан с Феофаном Греком, который приехал в Новгород незадолго до 1478 года и в последующие 30 лет расписал стены около 30 церквей, особенно в Новгороде и Москве. Рублев работал вместе с Феофаном, но не был его учеником. Он работал исключительно в Москве и подмосковных городах, а также в монастырях этих областей. Рублев был одно время монахом в одном из св. Сергиевские монастыри, посвященные Святой Троице. Позднее Рублеву предстояло провести несколько лет в Андрониковом монастыре: «Андриноков был учеником преподобного Сергия, избравшего его в0025 игумен (настоятель монастыря Восточной Православной и Восточной Католической Церквей) монастыря Спаса Нерукотворного»
Пребывание Рублева в этом монастыре проливает свет на интеллектуальную и духовную атмосферу того времени монастырь привлекал талантливых иконописцев и зодчих. Иконописцы приехали из таких мест, как Сербия, Болгария и Греция — многим из них пришлось бежать со своих земель, которым угрожали турецкие вторжения, — и смогли в этом монастыре развивать свое собственное искусство. На самом деле Рублев был отправлен молодым монахом в монастырь в России, известный как центр лучших византийских традиций каллиграфии, иконописи и религиозной музыки.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТРОИЦКОЙ ИКОНЫ
В 1408 году монастырь св. Троицы преп. Сергия был полностью разрушен, но блаженный Никон с помощью князей московских приступил к воссозданию его по первоначальному плану, расширяя его также на северо-восток. Летопись повествует, что блаженный Никон, «построив церковь и украсив ее многою красотою, призвал прекрасных живописцев, сословием выше всех, именуемых Даниилом, Андреем и товарищами по работе». написать икону Святой Троицы во славу преподобного Сергия… чтобы монахи в созерцании Святой Троицы преодолевали ненавистные разделения». беспорядки и насилие. Как кто-то сказал: «Икона представляет собой мир, который является духом, но не утратил своей плоти. Это присутствие одновременно человеческого и божественного. Это искусство с изяществом. Это помогает нам находить слова для разговора, пути, по которым нужно идти, даже когда будущее кажется зловещим и угрожающим на каждом шагу. «Значок Рублева отражает это.
Рублев был стар, когда получил заказ написать Святую Троицу, и поэтому имел за плечами большой трудовой опыт (и молитвы), которые теперь сослужили ему хорошую службу для полученной и достигнутой бочки.
ЧТО МЫ ВИДИМ НА ЭТОЙ ИКОНЕ
На иконе изображена Святая Троица, представляющая библейскую сцену явления трех мужчин Аврааму у Дуба Мамбрийского. Чтобы показать их принадлежность к небесному миру, они изображаются в виде трех крылатых ангелов, но обстоятельства их появления умалчиваются.
Рублевская икона Святой Троицы
Космос представлен на заднем плане горой и деревом – древом жизни – и виден дом Авраама, потому что основное внимание уделяется не библейскому смыслу, а его догмату, или богословское учение. Незадолго до Рублева исторический аспект события был более доминирующим, так как Сарра часто изображалась обслуживающей теленка, предметы на столе, а Авраам развлекал гостей или обслуживал их с Сарой. Но в иконе Рублева трактовка сведена к существу, потому что исключает эти другие детали. Пришедшие ангелы сидят в тихой беседе, стол становится алтарем, на котором стоит только евхаристическая чаша, а дуб и дом становятся символами. Геометрическая структура, особенно круги, создают единство, позволяя представить Троицу как движение единства и любви.
Согласно Успенскому, ангелы сгруппированы в порядке символов веры, слева направо, Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух. Ангел слева одет в бледно-голубой плащ с коричневыми и сине-зелеными бликами. Он представляет Отца, благословляющего чашу, в жесте, указывающем на Его волю к скорбной миссии Его Сына, назначенной Ему. Центральный ангел носит пурпурное нижнее белье и синий плащ — обычные цвета, используемые для изображения Христа на иконах. Его священническая функция символизируется тем, что Он носит епитрахиль и благословляет чашу сдержанным жестом, указывающим на принятие в смирении и послушании, чтобы принести Себя в жертву. Правый ангел облачен в основной цвет зеленого цвета, который, по словам Диойнсия Ареопагита, означает «юность, полноту сил», что предполагает свойства Святого Духа. Удлиненные тела ангелов в 14 раз больше головы (вместо обычных 8). Существует невидимый круг, охватывающий трех ангелов, и, куда ни глянь, можно увидеть отголоски кругов. Общий цвет этой иконы с его спокойными голубыми и зелеными тонами, наложенными на более светлые тона в сочетании с мягким белым цветом слоновой кости, создающим эффект прозрачности, демонстрирует гармонию, единство и согласие. Это, в свою очередь, нашло отражение в формах и линиях иконы. Как говорит Успенский, эта икона с ее неисчерпаемым содержанием, с ее стройной композицией, величественным спокойствием, фигурами ангелов, беседующих в безмолвии, и светлыми радостными красками лета могла быть только творением человека, успокоившего в душе своей все волнение и сомнение, и озарен светом и ведением Божиим» 9. 0003
В Православной Церкви, от которой произошли иконы и до сих пор широко используются, нет особого праздника Троицы или Троицкого воскресенья. Троица не только используется как формула и в молитве на богослужениях, но и связывается со Святым Духом в Пятидесятницу. Поэтому икона Рублева часто вспоминалась на праздник Пятидесятницы. Вдумаемся в некоторые поэтические переводы по этому поводу из песнопений, употребляемых на праздник Пятидесятницы в Православной Церкви.
НЕКОТОРЫЕ ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Придите, все народы мира: поклонимся Богу в трех Святых Лицах, Отце, Сыне и Святом Духе – Три в Одном. От вечности Отец рождает Сына, равного Ему в вечности и величии, равного и Духу Святому, прославленному с Сыном в Отце, — Три Лица и вместе с тем единую Силу и Сущность и Божество. В глубоком благоговении воззовем к Богу: «Свят Бог, сотворивший все чрез Сына при содействии Святого Духа! Свят Могущественный, через Которого нам открылся Отец и в этот мир пришел Святой Дух! Свят Бессмертный, Дух, Советник, от Отца исходящий и в Сыне почивающий! Все – Святая Троица, слава Тебе!»
Мы, Твой верный народ, простираем пред Тобою души и тела, Господи. Воспеваем Тебе, Отцу Предвечному, и Сыну Твоему, равному Тебе в вечности, и Всему Твоему Духу Святому, совечному Тебе, Просветителю и Освятителю наших душ.
Единосущной Троице, Отцу, Сыну и Святому Духу воспоем хвалебную песнь, ибо таково заповедь и учение всех пророков, апостолов и мучеников.
Мы увидели истинный свет, мы получили небесный Дух, мы обрели истинную веру! Поэтому мы поклоняемся нераздельной Троице, спасшей нас.
Это, как пишет св. Григорий Синаит (ок. 1265-1340): Троица есть простое единство, безусловное и несоставное. Это три в одном, потому что Бог трехликий, каждая личность полностью взаимопроникает в другую без потери отчетливой индивидуальной идентичности единства, гармонии и мира икона должна передать зрителю, и, возможно, следующие тексты помогут нам и пригласят позволить иконе «говорить» с нами, когда мы размышляем и молимся.
‘ Ну-ка, человечек, отвлекись на время от своих повседневных дел, избавься на мгновение от суматохи своих мыслей.