Каббала что: Что такое Каббала? | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру

Разное

Содержание

20 вещей о Каббале, которые нужно знать всем

Каббала — это наука? А кто был первый каббалист? Откуда взялись обезьяны? Почему певица Мадонна учит каббалу? Почему каббала считалась опасным делом? Каббала и астрология — есть между ними связь? Основатель христианства имел отношение к каббале?

Мы подготовили для вас 20 основных вопросов, которые чаще всего задают далекие от еврейства люди, услышав слова «каббала» и «каббалист». На них отвечает писательница и журналистка из Цфата Эстер Кей, автор книги «У Истоков Лурианской Каббалы»…

1. Каббала — это не наука!

Каббала, как теория, на самом деле выглядит довольно наукообразно и можно долго рисовать схемы, пытаясь втиснуть в них Творение, Сжатие, Утаение, Линию, Свет, Сосуды, их разбитие… Но каббала не исчерпывается теорией. Само слово ведь означает «принятие, получение» — значит, принимаем и получаем от кого-то. Каббала — это часть Торы. Каббала — это не наука!

2.

А кто был первый каббалист?

Первый каббалист был Адам — первый человек на земле. Зная сущность сотворенного, он давал имена разным тварям, и у него очень хорошо получалось. В слове «нахаш» слышится шипение змеи, в слове «арье» — львиный рык, в слове «беэма» — богема (животное)… И вот, пока он давал имена, он обратил внимание на то, что у всех есть пара, а у него — нет. Что-то ему это показалось подозрительным. Ему дали пару, жену, и с тех пор число каббалистов увеличилось.

3. Как каббала рассматривает первородный грех?

Каббала рассматривает грех как неточное попадание в цель. То есть мы могли бы сохранить более близкие отношения со Всевышним, но предпочли удалиться и ощутить автономию. Грех, совершенный Евой, был связан с ее желанием вторгнуться на территорию запретного и даже там произвести революцию, извлекая искры святости посредством раскаяния. Она была наказана, но в каббале и концепция наказания иная. Это — очищение сознания, это благо, а не наказание в смысле «получи по заслугам».

4. Как соотносится вдохновенное учение каббалы с сухой буквой закона?

Каббала подчеркивает любовь, в то время, как еврейский закон (Галаха) служит выражением аспекта Страха и Трепета. Это и есть два крыла, с помощью которых мы взлетаем к Творцу. Есть псалмы Давида, в которых «высвечиваются» первые буквы слова КАББАЛА и ГАЛАХА. Есть специальное размышление — медитация — на слияние этих двух аспектов.

Это похоже на обычный фотоаппарат и цифровой. Галаха (в итоге) проста, рубит сплеча. Каббала сложна, тонка, объемна, многомерна, модулярна. Решения раввинов, как правило, принимаются по Галахе, но бывали случаи, когда принималась во внимание каббалистическая трактовка.

5. Кто сейчас главный каббалист?

Для нас — наш Ребе. Все его ответы, нюансы, предпочтения, обычаи проникнуты каббалой. Хабадники устрожают в Песах запреты как никто, — из-за каббалы. Не спят в сукке — из-за каббалы. Не пьют в самолете воду во время 12-часового перелета в Суккот — из-за каббалы. Множество мельчайших каббалистических деталей — как астральные нити — пронизывают бытие хабадника. В молитве множество тонкостей — все выдержано по каббале. Мясо со специальным кашрутом — опять же каббала. Каббалисты и спят, и ходят, и едят с особенными устрожениями. Тут, в ХАБАДе, устрожения на себя берешь, а каббалистом себя не называешь.

6. Творение мира — реальные дни или какие-то другие дни, не по 24 часа в сутки?

Если бы первая суббота мира не была бы обычной субботой в простом понимании, то мы не хранили бы ее и сейчас именно как территорию во времени «от сих до сих». Раз суббота была реальная, то и все дни были такие же. Всевышний развернул картины творения мира за шесть нормальных дней.

7. Что было до этого?

Другие миры. Во времени они не имели протяженности, но в достоинстве предшествовали нашему миру.

8. Откуда взялись обезьяны?

Обезьяны, согласно мидрашу, это деградировавший вид людей, — тех, которые участвовали в строительстве Вавилонской башни. Рабби Хаим Витал пишет, что обезьяна в своем развитии занимает промежуточное место между животными и человеком. «Так же, как есть промежуточные звенья между минеральной природой и флорой (кораллы и камни, которые растут и размножаются), между растительным миром и животным (описанная в Талмуде собака, пуп которой растет из земли и если его перережешь, она умрет)… Между категорией животного и человека тоже есть промежуточная ступень, и это и есть обезьяна. А между Творцом и сотворенным — стоит праведник, подобный Аврааму». До сих пор слова р. Хаима Витала.

9. Почему певица Мадонна учит каббалу?

У нее высокая душа, и она хочет исправить свое существование. Но те, кто ее учат, преподносят ей «экспортный» вид этого учения, и она не приходит к соблюдению заповедей, не доходит до сути.

10. Суть каббалы — это выполнение заповедей?

Да, плюс глубокое понимание того, что именно каждая заповедь «проворачивает» и проецирует в высших мирах. Ведь слово «каббала» — это еще и «акбала», то есть проекция, параллель, соответствие. Мы думаем, что борода мужчины – это просто борода, а в системе «сфирот» оказывается, что это — 13 атрибутов милосердия. Таким же образом «раскладываются» и органы тела, проецируясь на систему «сфирот». Как только исполнение заповедей привлекло весь свет в тело — а тело является сосудом для света — то на этом закончена задача данного творения. Если все сосуды очищены и весь свет привлечен — завершена цель Творения в целом. Хранилище душ — «Кнессет Исраэль» — это источник, откуда берутся души при их нисхождении в тела.

11. Хранилище душ — это абстракция?

Во всех книгах по каббале мы находим упоминание о таких понятиях, как свет с уровня головы Адама или носа Адама, уха, рта, груди или пяток Адама. Это очень сбивает с толку, если не представить себе изначально одно целое изображение человека — Адама — как, допустим, песочные часы в виде человеческой фигуры. И каждая песчинка, высыпаясь наружу из «часов», символизирует в этой метафоре душу, которая снизошла с определенного уровня. Это — характеристика исходного уровня души. Чем выше ее изначальное положение в «теле» Адама, тем сильнее ее потенциал. И тем дальше ее может забросить судьба вглубь «клипот» (нечистых оболочек). Души Авраама, Рут, Давида пришли путем «торга» Всевышнего с антиподом святости, Сатаной. Согласившись спустить эти высокие души очень низко вглубь «клипот», Всевышний как бы «обошел» противодействие оппозиционера и дал этим душам возможность прийти в мир.

12. Реинкарнация — это выдумки или правда? Я могу узнать о своих прошлых «гилгулим»?

«Гилгуль» означает «круг», то есть душа иногда должна пройти новый круг скитаний по миру. Слово «реинкарнация» происходит от латинского «карнэ», что означает «мясо, плоть», то есть душа вновь и вновь приходит в этот мир в разных материальных воплощениях. Иногда требуется не прожить целую жизнь, а лишь поучаствовать в каком-то фрагменте, и тогда это «ибур нэшама» (присоединение к чьей-то душе временно). Например, Надав и Авиу пришли помочь Пинхасу в эпизоде с шатром Козби бат Цур.

Реинкарнация — это не фантазия. Цель ее — исправление тех аспектов души, которые пока не были очищены. Говорить сегодня кому-либо о его прошлых воплощениях является, как правило, спекуляцией, ведь наш мир по определению является миром сокрытия и утаения. Эта информация может быть предоставлена лишь для практической пользы в плане Торы, заповедей. Например, АРИ раскрыл рабби Хаиму Виталу его прошлые воплощения, так как требовалось за очень короткое время помочь ученику добиться глубокой концентрации.

13. Что же он ему открыл?

АРИ объяснил, что душа рабби Хаима связана с корнем Каина. Она много раз спускалась в этот мир и каждый раз что-то исправляла в своем прошлом. Итро — это Каин, его прозвище — а-Кени — говорит об этом, в частности. Он дал Моше («гилгуль» Авеля) свою дочь в жены. Далее, эта же душа пришла как Рахав. Далее, она же пришла в мир как Хевер а-Кени, муж знаменитой Яэли. Хевер — те же буквы, что Рахав. Далее, Яэль пришла как первосвященник Эли (опять, перестановка букв имени). Рахав воплотилась в Хану. У Ханы доминировал мужской аспект, ей было трудно зачать. Эли дал ей благословение, с ним пришло к ней женское начало, так как Эли был именно женским началом. В своей песне Хана упоминает Рахав намеком: «Рэхав пи аль ойвай» (раскрой мой рот, дабы поглотить врагов). Эти и другие воплощения были раскрыты АРИ с определенной целью. От широкой общественности теория реинкарнации, впрочем, достаточно долго скрывалась. Каббала считалась опасным делом.

14. Почему каббала считалась опасным делом?

Потому, что человеку свойственно увлекаться как раз не тем, что нужно и полезно, а что вкусно и нездорово. Он сможет проникать в тайны Бытия, но забудет о самых простых своих обязанностях. РАМАК в 6 главе книги «Влекущий свет» пишет об этом: «Такие, которые смотрят на звезды, а пропасти под своими ногами не видят».

Говорилось, что изучающий каббалу не доживет до преклонного возраста. Эти ограничения сняты только в последние столетия благодаря обещанию рабби Хаима Витала — «Тот, кто будет изучать мои книги, не испытает негативных последствий».

15. Каббала и астрология — есть между ними связь?

Каббала не может не учитывать жесткую обусловленность этого материального мира по принципу подчинения «старшему по рангу», или — в хасидской философии «седер а-иштальшелут». Если известно, что какие-то факторы («гармей а-шамаим» — проще говоря, звезды, планеты, кометы) — будут давать негативное влияние, то зачем, зная об этом, лезть на рожон? А каббала, естественно, знает об этих факторах. «Бней Иссахар» — книга о созвездиях Зодиака. Однако надо воспринимать это спокойно, евреи никогда не делали из звезд тарарам. Рабби Хаим Витал был связан с планетой Марс, которая означает кровопролитие. В одном из воплощений он был «моэлем», который допустил ошибку при обрезании ребенка, что имело плачевные последствия. Что из этого следует? Абсолютно ничего. Человек может знать свою природу. Но вопрос, что он делает с этой информацией дальше. Гороскоп — это попытка что-то получить задаром, это запрещенная вещь, это — слабость сердца.

16.

Сны и каббала — что вы можете об этом сказать?

Снами каббала занимается серьезно, только когда это дурные сны и нужно исправить ситуацию. Здесь используются методы, которые нам известны как принципы позитивного мышления. Предлагается рассказать сон другу, который должен вербально истолковать этот сон к добру. Вербально — потому что слова все же сильнее связаны с материализацией, нежели сны и мысли. Ключевая фраза такова: «Халма тава хазита» на арамейском, то есть «Ты видел хороший сон». В книгах по каббале на эту фразу накладываются различные «каванот» — то есть медитативные усилия по привлечению букв Божественного Имени. И тем самым осуществляется исправление корня негативного сна.

Сны же, о которых пишет рабби Хаим Витал в своей книге «Хезьонот» («Видения») — это удивительные пророческие сны-шифры, причем он описывает процесс нисхождения, когда после высокого открытия тебя постепенно спускают во все более низменные миры, пока не вернут обратно в наш. Это его описание так реалистично, как будто относится к 21 веку, а не к концу 16-го.

17. Пульса-де-Нура и другие каббалистические средства избавиться от врагов — это выдумки?

Вы намекаете на «удаление» Насера (1970) и Сталина (1953)? Да, это произошло с применением эзотерических средств. Если евреи располагают неким тайным оружием против своих врагов, то не лучше ли, чтобы оно осталось тайным? Не будем уподобляться израильским СМИ, которые разбалтывают важную информацию, которая могла бы привести к победе, останься она тайной.

18. Основатель христианства имел отношение к каббале?

Он пользовался запрещенными методами. Его мотивы пока не совсем понятны. В любом случае, это был сын еврейского народа, и он наверняка уже совершил «на том свете» все положенные этапы раскаяния. Представители так называемой «иудео-христианской этики» видят в нем пророка, популяризатора идей Торы и каббалы. Что ж, популяризаторов много, но важен результат. От христианства мы видим тот результат, что вылились реки еврейской крови.

Еврейскую мудрость взяли на вооружение народы мира, но перестали ли они от этого быть антисемитами? И почему слово «семит» не предполагает, что и арабы — тоже сыны Шема, а следовательно, семиты? Почему антисемитское — это именно антиеврейское? В мире так много элементарного невежества, что, пока дойдем до каббалы, было бы неплохо просто растолковать базисные термины. Тогда к каббале можно будет подойти с более чистыми руками…

19. Как освещается в каббале понятие Мессии?

Очень широко и глубоко, это — ключевое понятие всего иудаизма вообще, это — цель Творения миров. Шесть тысячелетий даны для того, что полностью привести мир к переходу на новые рельсы, к переходу в новую реальность. У каждого тысячелетия есть свои характеристики. Будние дни недели — их также шесть — приводят нас к субботе. За это время дважды высвечиваются имена Б-га «БАН», «МА» и «САГ». Наконец наступает очередь имени «АБ». Суббота — это другой уровень. Ее влияние начинается со среды, постепенно доминируя все больше и охватывая все пласты Бытия. Это отражено и в смене планет по дням недели.

Волшебная семерка видна во всем — и в музыке, и в цветовой гамме, и в астрономии. Она спроецирована из семи Сфирот — эмоциональных качеств Всевышнего. А Мессия соответствует раскрытию последней Сфиры — Малхут, реализации королевского атрибута.

Отсюда — идея о том, что именно седьмой Любавичский Ребе является Мошиахом, Мессией.

Вы можете сказать,— не все верят именно в субботу. Для кого-то важнее пятница или воскресенье…

Однако заметьте, что и во времени, и в пространстве дочерние религии, отпочковавшиеся от иудаизма, теснятся именно к еврейскому аутентичному пункту исходной правды. В пространстве — идет спор за Иерусалим (точку, откуда были взяты элементы для сотворения первого человека, Адама). Во времени — идут попытки «облепить» субботу, прилепиться с обеих сторон к ее исконной святости. Понятно, что таким образом пытаются высосать из иудаизма все, что только можно. Это обычный вампиризм. Что же касается индийских Вед, которые продолжают традицию Авраама, то там написано — «Кто отдыхает в седьмой день, будет жить долго и счастливо».

20. Планируете ли еще выпускать книги по каббале?

Да, было бы хорошо перевести на русский язык фрагменты из «Китвей а-АРИ», релевантные для широкой публики, дающие вдохновение к исполнению заповедей — будь то семь заповедей для всех людей или 613 для евреев, — ведь каббала очень вдохновляет. Она — душа Торы.

Что такое каббала? / Православие.Ru

Вопрос:

Здравствуйте! Если будет возможность, расскажите, пожалуйста, о каббале. Я бы хотел услышать Ваше мнение об этом учении. Мне кажется, что для того, чтобы быть грамотным православным человеком, надо знать многое, в том числе иметь представление о различных учениях, даже еретических. Уж слишком часто стало звучать слово «каббала». Спаси Вас Господи.


Каббала (евр. qabbalah – принятие, предание) – мистическое учение и мистическая практика в иудаизме. Это эзотерическое теософское учение по духу совершенно чуждо Священному Писанию, ибо Божественная истина, содержащаяся в святой Библии, имеет целью спасение всего человечества. Поэтому о каком-то тайном знании речи быть не может. Не тайно Я говорил, не в темном месте земли; не говорил Я племени Иакова: «напрасно ищете Меня». Я Господь, изрекающий правду, открывающий истину (Ис.45:19). Слово Божие есть Откровение о путях нашего спасения. Священное Писание остается для нас сокровенным в той мере, в какой мы приступаем к чтению его, не очистив от грехов совесть, не освободившись от предрассудков, ложных идей и предубеждений. Только по мере духовного совершенствования человек оказывается способным вместить высокое духовное содержание Писания. Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им (Пс.24:14).

Изложению каббалы посвящены две книги: Сефер Иецира (Книга создания) и Зогар (Блеск). Первая написана, вероятно, в 6–7 веках по Р.Х. Утверждение самих каббалистов о существовании Сефер Иецира уже во время патриарха Авраама абсолютно мифично и не имеет никаких доказательств. Напротив, присутствие в этих книгах философских идей поздней античности (гностицизма, неоплотанизма и др.) полностью опровергают это мнение. Автором Зогар считается испанский каббалист Моше (Моисей) да-Леон. Время написания – около 1300 год. Желание современных каббалистов (М. Лайтман. Книга Зогар, М.,2003, с.185) сделать автором Зогар ученика раби Акибы Шимона бар Йохая, жившего во 2-м веке по Р.Х., противоречит мнению специалистов: «Арамейский язык во всех этих восемнадцати разделах один и тот же, и во всех них он обнаруживает одни и те же индивидуальные особенности. Это тем более важно, что ни в каком смысле не тот живой язык, на котором могли говорить Шимон бар Йохай и его друзья в первой половине II в. н.э. в Эрец-Исраэль. Арамейский язык Зогара – чисто искусственное создание. Это литературный язык автора, который почерпнул знание его исключительно из документов еврейской литературы и который выработал свой собственный стиль, руководствуясь определенными субъективными критериями. Высказанное некоторыми учеными предположение о том, что лингвистический анализ обнаружил в Зогаре ранние пласты, не было подтверждено современным исследованием. Во всех этих сочинениях дух средневекового иврита (а именно иврита XIII века) проступает сквозь арамейский фасад» (Г. Шолем. Основные течения в еврейской мистике. М.-Иерусалим, 2004, с. 216).

Каббала разделяется на умозрительную (каббала июнит) и прикладную (каббала маасит). Центральной категорией каббалы июнит является Эн соф (Не-нечто или Бесконечное). В отличии Бога Священного Писания Эн Соф не имеет имени, потому что безличен, непознаваем, невообразим. Ему не может быть приписано какое-либо свойство. Эн Соф открывается в своих проявлениях (не всем, а еврейским мистикам). Основным проявлением Эн-Соф является первочеловек Адам Кадмон. Через него путем эманации происходят 10 сефирот, которые являются атрибутами Бога. Десять сефирот представляют собой мистическое тело Адама Кадмона (Небесного Адама). Он появляется в результате эманации и не имеет образа и подобия. Земной Адам создается по образу Небесного Адама. Десятая сефирота называется Царство (Мальхут). Она объединяет все девять сефирот. «Мальхут (Царство) обозначено в Зохаре как кнесет Исраэль, мистический прототип общины Израиля – Шхина. А.Ф.Лосев в Диалектике мифа пишет: «Так, сущность всей Каббалы, как сообщил мне один ученый еврей, большой знаток каббалистической и талмудической литературы (у которого я, по скверной привычке европейского наблюдателя, доискивался точно узнать о неоплатонических влияниях в Каббале), заключается вовсе не в пантеизме, как это думают либеральные ученые, сопоставляющие учение об Эн Софе и Зефиротах с неоплатонизмом, а скорее – в панизраэлизме: каббалистический Бог нуждается в Израиле для своего спасения, воплощается в него и становится им, почему миф о мировом владычестве обоженного Израиля, от вечности содержащегося в самом Боге» (XIV.3).

Каббалисты установили соответствие отдельных сефирот с частями человеческого тела. Знакомясь с этой примитивной мифологической схемой структуры космоса, трудно отделаться от вопроса, который сами каббалисты не ставят: каков источник этого «знания»? Как удалось узнать, что сефирот Корона (Кетэр) – чело; Тифэрет – грудь; Торжество (Нэцах) и Величие (Ход) – бедра человека?

Эзотерическое учение Сефер Иецира и Зогар принципиально несовместимо с библейским учением о Боге, мире, человеке и путях спасения человечества. Умозрительная каббала представляет собой соединение элементов гностицизма II–III веков по Р.Х. и неоплатонизма. У гностиков заимствовано учение о 10 эонах, которые составляют плерому (вселенскую полноту). Гностиков и каббалистов роднит дуализм, идея извечной вражды начал добра (света) и зла (тьмы). Дуалистическое мировоззрение в каббале имеет прямое выражение в Сефер Иецира: «Мишна 4: Также одно против другого создал Творец: добро против зла, зло против добра, добро из добра, зло из зла, добро различает зло и зло различает добро, доброта хранится для хороших и зло для злых» (часть 10). Очевидно, что учение, которое приписывает злу онтологический статус, ведет к оправданию зла. Напротив, по Священному Писанию, зло не было сотворено Богом, а возникло как результат злоупотребления даром свободы, данной Богом Своим творениям – ангелам и людям.

Исследователи указывают еще один языческий источник каббалы. По мнению В.С.Соловьева, специально изучавшего в 1875 году в Британском музее средневековую каббалу: «Ангелология каббалы, заимствованная главным образом у персов, состоит из формальных классификаций; замечательна только идея солнечного ангела Митатрона (вероятно, эллинизация персидского Митры), высшего посредника между Богом и вселенной; иногда он отожествляется с арх. Михаилом, а иногда с Мессией. Наш материальный мир не есть еще самая низшая степень в эманации божественного света; в том крайнем пределе, где этот свет совсем теряется в полном мраке, образуется так наз. шелуха бытия, или скорлупы (клиппот), – это нечистые духи или бесы, столь же многочисленные как ангелы и души, ибо на всякое ядро может быть своя скорлупа. Эта нечистая шелуха не имеет собственной сущности: она может исчезнуть, но не может очиститься. Человеческие души, напротив, призваны к очищению и совершенству. Главное средство для этого – перевоплощение; оно двух родов: «круговорот» (гильгуль) и «прививка» (иббур), первый состоит в постепенном прохождении всех сфер бытия все в новых телах до полного очищения, иббур же означает особое соединение отжившей души с живым человеком, на 7 или даже на 14 году возраста» (Каббала. – Собр. соч., Брюссель, 1966, т. X, с. 342-43).

Каббалистическое учение представляет собой ярко выраженный пантеизм: Бог и мир понимаются как одно целое. Мир является лишь обнаружением, проявлением Бога. Пантеизм таит в себе внутреннее противоречие. Логическим следствием его неизбежно является сначала умаление Бога, а потом – отрицание, потому что Ему приписываются все несовершенства мира. «Судя по французским и немецким переводам каббалы, в течение столетий возникшей из отдельных трактатов и кодифицированной в XIII в., можно с уверенностью сказать, что это – самый настоящий неоплатонизм, но только не античный, где проблема человека не ставилась, а средневековый иудейский к котором действительно все ступени эманации пронизаны идеей человека… В каббале чувствуется весьма напряженная сексуальная атмосфера, так что это – какой-то мистико-сексуальный социализм.» (А.Лосев. Владимир Соловьев и его время, М.,1990, с.251-52). Вселенную каббалисты разделяют на мужское и женское начала. Правые и левые сферы являются соответственно мужскими и женскими. Вселенная представляется как любовный союз, как единение мужского и женского начал. Отношения между сферами интерпретируется с помощью символики пола. «Природа этой мистической символики представляет собой одно из главных препятствий для правильного понимания такого труда мистической экзегезы, как Зохар; и все же эта тщательно разработанная и подчас причудливая символика служит ключом к его осо­бому религиозному миру. Даже такой выдающийся ученый, как Р.Херфорд, доказавший свое понимание сущности иудаизма, пишет о «символике, которая часто кажется совершенно нелепой, а иногда грубой и отталкивающей» (Г.Шолем. Основные течения… с. 270).

Прикладная каббала (каббала маасит) является разновидностью магии. Она широко использует амулеты и медитацию. Для гадания используются карты Таро. Каббалисты приписываю мистический смысл буквам и числам. Символический каббалистический язык состоит из 10 цифр и 22 букв еврейского алфавита. Вместе они составляют 32 «пути премудрости». По мнению самих каббалистов с помощью 10 цифр можно все исчислить, а посредством 22 букв написать всевозможные книги. Каббалистическая нумерология пытается вычислить сакральное значение каждого слова, суммируя числовые значения букв еврейского алфавита (гематрий). Путем перестановки букв в определенном порядке каббалисты получают из одного слова другое с совершенно иным смыслом (темура). Используется еще один метод в двух вариантах (нотарикон): А. Буква слова принимается за начальную букву другого слова. Получается из одного слова целое предложение. Б. Из первых, последних или средних букв предложения составляют новое слово или предложение. Эта оккультная числовая и буквенная магия ничего общего не имеет со смыслом Священного Писания. Библейские тексты не содержат никакого кода или шифра. Притчи, образы и символы – лишь средства, которыми раскрываются трудно выразимые человеческим языком глубокие богословские истины нашего спасения.

Занятие любыми видами оккультизма (в том числе каббалой) вводит человека в общение с падшими духами. Зараженный недугом тщеславия и, не имея духовного зрения, чтобы увидеть впереди зияющую бездну, такой человек оказывается порабощенным демонами. Все занятия магией и оккультизмом кончаются духовной смертью. Достаточно вспомнить страшную историю гибели мага и чародея Иоганнеса Фауста (ок.1480 – ок.1540). Он заключил договор с диаволом, который предоставил ему все «блага» мира. Фауст согласился отдать за это душу. Когда срок соглашения истек, диавол точно в указанную ночь взял эту душу в ад. До нас дошли свидетельства современников о нем. Вот рассказ одного из деятелей Реформации Филиппа Меланхтона (1497–1560): «Знавал я человека по имени Фауст, из Кундлинга, маленького городка по соседству с местом моего рождения. В бытность свою студентом в Кракове он изучил магию, которой там прежде усердно занимались и о которой публично читали лекции. Он много странствовал по свету и всюду разглагольствовал о тайных науках. Приехав в Венецию и желая поразить людей невиданным зрелищем, он объявил, что взлетит в небо. Стараниями дьявола он поднялся в воздух, но столь стремительно низвергся на землю, что едва не испустил дух, однако остался жив. Последний день своей жизни, а было это несколько лет тому назад, этот Иоганнес Фауст провел в одной деревушке княжества Вюртембергского, погруженный в печальные думы. Хозяин спросил о причине такой печали, столь противной его нравам и привычкам… В ответ он сказал: «Не пугайся нынче ночью». Ровно в полночь дом закачался. Заметив на следующее утро, что Фауст не выходит из отведенной ему комнаты, и подождав до полудня, хозяин собрал людей и отважился войти к гостю. Он нашел его лежащим на полу ничком около постели; так умертвил его дьявол» (Легенда о докторе Фаусте. Ред. В.М. Жирмунский. М., изд. «Наука», 1978).

Трагедия началась две тысячи лет назад по причине отвердевшей невосприимчивости фарисеев и книжников к новозаветной благодати, о которой предвозвещали Богодухновенные пророки. Отпадение от живого источника Истины неизбежно ведет к омертвению и бесплодию.

Сухие листья октября,
Глухие вскормленники мрака,
Куда летите вы? Зачем
От древа жизни вы отпали?
Вам чужд и странен Вифлеем,
И яслей вы не увидали.

О.Мандельштам. Где ночь бросает якоря. 1920

Каббала, представляющая фантастическую смесь эзотерического оккультизма, замешанную на языческих религиозно-философских идеях. Она свидетельствует о полном отпадении от великого и спасительного библейского учения. Люди, которые по своей слепоте начинают заниматься каббалой, не сознавая того, заключают договор с адом.

16 февраля 2007 г.

Что такое Каббала? | Реформистский иудаизм

Каббала (также пишется как Каббала, Кабала, Каббала) — иногда переводимая как «мистицизм» или «оккультное знание» — является частью еврейской традиции, которая имеет дело с сущностью Бога. Будь то священный текст, опыт или то, как все устроено, каббалисты верят, что Бог движется таинственным образом. Однако каббалисты также верят, что истинное знание и понимание этого внутреннего, таинственного процесса достижимо, и через это знание можно достичь величайшей близости с Богом.

Зоар, сборник письменных мистических комментариев к Торе, считается основой каббалы. Написанный на средневековом арамейском и средневековом иврите, Зоар призван направлять каббалистов в их духовном путешествии, помогая им достичь более высоких уровней связи с Богом, которых они желают.

Каббалистическая мысль часто считается еврейской мистикой. Его практикующие склонны рассматривать Творца и Творение как континуум, а не как отдельные сущности, и они желают испытать близость с Богом. Это желание особенно сильно из-за мощного мистического чувства родства, которое, по мнению каббалистов, существует между Богом и человечеством. В душе каждого человека есть скрытая часть Бога, которая ждет своего проявления. Даже мистики, которые отказываются так смело описывать такое слияние Бога и человека, все же находят все Творение пронизанным божественностью, стирающим различия между Богом и вселенной. Так, каббалист Моисей Кордоверо пишет: «Сущность божественного находится в каждой отдельной вещи, ничего, кроме того, что Она существует… Она существует в каждом существующем».

Почти все формы еврейского мистицизма имеют три аспекта, которые, вероятно, могут быть поняты лишь небольшим числом людей, обладающих специальными знаниями или интересом к теме: 

  • Исследовательский
  • Эмпирический
  • Практичный

Исследовательский аспект каббалы включает в себя поиск скрытой реальности вселенной в поисках секретных знаний о ее происхождении и ее устройстве — поиск скорее эзотерический, чем мистический. В еврейской традиции эзотерическое знание можно получить тремя способами:

  1. Путем толкования священных текстов для раскрытия нистар («скрытый» смысл)
  2. Путем устной передачи традиции от мастера каббалы
  3. Путем прямого откровения, которое может включать посещение ангелом или Илией, одержимость духом или другой сверхрациональный опыт

Хотя исследовательская каббала в первую очередь интересуется метафизикой, вещами «за пределами» физической вселенной, она не антирациональна. Все еврейские мистические/эзотерические традиции принимают язык философских и даже научных идей своего времени и расширяют их.

Экспериментальное измерение каббалы включает в себя реальный поиск мистического опыта: прямую, интуитивную, непосредственную встречу с близким, но скрытым Божеством. Как писал Авраам Джошуа Хешель, мистики «…хотят вкусить всю пшеницу духа, прежде чем она будет смолота в жерновах разума». Мистики специально ищут экстатического переживания Бога, а не просто знания о Боге. В своем стремлении встретиться с Богом еврейские мистики живут духовно дисциплинированной жизнью. Хотя ни формальное, ни неформальное монашество не санкционировано еврейским мистицизмом, опытные каббалисты склонны быть аскетами. Тем не менее, иудаизм держит своих мистиков на земле, и ожидается, что они вступят в брак, создадут семью и выполнят все обычные общинные религиозные обязанности. Поэтому многие сознательно расширяют сферу своей религиозной практики сверх того, что требует традиция, создавая ханганот , личные ежедневные религиозные практики. В своем завещании один каббалист рекомендовал своим сыновьям такой режим: периоды утренней, дневной, вечерней и полуночной молитвы, два часа на Библию, четыре с половиной на Талмуд, два на этико-мистические тексты и два на другие. Еврейские тексты, а также полтора часа на ежедневный уход, время на заработок — и пять часов на сон!

Практическое измерение каббалы включает в себя ритуалы обретения и применения силы для осуществления изменений в нашем мире и в небесных мирах за пределами нашего. Эта сила генерируется выполнением заповедей, вызовом и контролем ангельских и демонических сил, а также использованием сверхъестественных энергий, присутствующих в Творении. Практический аспект каббалы способствует осуществлению замысла Бога в мире, продвигая добро, подавляя зло, исцеляя и исправляя. Истинный мастер этого искусства реализует человеческий потенциал быть сотворцом с Богом.

Историки иудаизма выделяют множество школ еврейского эзотеризма в разные времена, каждая со своими уникальными интересами и верованиями. Технически термин «каббала» применяется только к сочинениям, появившимся в средневековой Испании и на юге Франции, начиная с 13 века. Однако за пределами научных кругов термин «каббала» является общим для всех форм еврейского эзотеризма.

Как отмечалось выше, еврейские мистики не похожи на монахов или отшельников. Каббалисты, как правило, являются частью социальных кругов, а не одинокими искателями. За немногими исключениями, такими как странствующий мистик Авраам Абулафия, склонные к эзотерике евреи имеют тенденцию собираться в мистические ассоциации, и нет ничего необычного в том, что один мастер создает новую и новаторскую мистическую школу, которая дает несколько поколений определенной мистической практики. . Хотя до сегодняшнего дня каббала была практикой избранных еврейских «кружков», большая часть того, что мы знаем о ней, исходит из многих литературных произведений, признанных «мистическими» или «эзотерическими».

Из этих мистических трудов ученые определили множество отличительных мистических школ, в том числе мистиков Гешалота, немецких пиетистов, зогарическую каббалу, экстатической школы Авраама Абулафии, учения Исаака Лурии и хасидизма. Эти школы можно разделить на категории по отдельным мастерам и их ученикам. Большинство мистических течений глубоко обязаны трудам более ранних школ, даже если они добавляют новаторские интерпретации и новые системы мышления к существующим учениям. В современных реформистских общинах соблюдение каббалат Шаббат, хавдалы и седера Ту би-Шват происходит из каббалистических традиций.

Каббала — Энциклопедия всемирной истории

Термин Каббала относится конкретно к форме еврейского мистицизма, которая получила широкое распространение в Средние века. Однако в последние десятилетия он по существу стал общим термином для всей еврейской мистической мысли. Каббала, буквально означающая «то, что получено», включает в себя ряд эзотерических традиций, восходящих к библейским временам и живущих до сих пор. Он касается таких тем, как сотворение мира, природа Бога, экстатический мистический опыт, грядущая мессианская эра и природа загробной жизни. В конечном счете, каббала представляет собой еврейскую форму того, к чему стремятся все мистические традиции; прямое и глубокое знание божественного на уровне выше интеллекта.

Каббала, по сути, являясь традицией эзотерического знания, была популярна и широко практиковалась до начала современной эры, хотя и существовали ограничения на возраст и относительную набожность посвященных. Он включал древние талмудические исследования библейских сюжетов, рассказы об экстатических нисхождениях к престолу Бога, обширные мифы о сотворении мира, сильный мессианский пыл и формы благочестивых ритуалов и практик, которые породили движения, которые до сих пор влияют на иудаизм.

Удалить рекламу

Реклама

После haskalah , или еврейского Просвещения, каббала стала рассматриваться многими евреями в лучшем случае как досадный пережиток более легковерных времен, и она приобрела большую дурную славу среди новых светских евреев Европы. Однако в последнее время каббала пережила бурное возрождение с широким светским и религиозным интересом к ней, а некоторые школы беспрецедентным образом обратились к неевреям.

Библейское происхождение

Каббала представляет собой еврейскую форму того, к чему стремятся все мистические традиции; прямое и глубокое знание божественного на уровне выше интеллекта.

В еврейской Библии не упоминается систематическая форма мистицизма, хотя форм магии и гадания предостаточно. Например, Моисей совершает магические трюки, такие как превращение посоха в змею, такие фигуры, как Иаков, имеют видения божественного, а царь Давид танцует в экстатическом трансе, когда входит в Иерусалим. Действительно, всю традицию пророчеств, которая влечет за собой передачу божественной речи, можно рассматривать как мистическое упражнение.

Удалить рекламу

Реклама

YouTube
Следите за нами на Youtube!

Наиболее важным мистическим сюжетом в Библии является видение Иезекииля Божьего престола-колесницы. Его сюрреалистические, загадочные и в некотором смысле опасно антропоморфные образы привели к страстному изложению и экзегезе, которые в конечном итоге породили один из двух основных сюжетов ранней еврейской мистической традиции; maaseh ha’merkabah или «работа Колесницы». Другой основной предмет ранних мистических спекуляций также содержится в Библии: сотворение самого мира, тайны которого стали именоваться маасэ берешит или «работа начала».

Мистицизм Талмуда и Меркавы

Первая форма узнаваемо систематического еврейского мистицизма, вероятно, возникла в период Второго Храма и, по-видимому, приняла свою полную форму к эпохе Талмуда. Он основан на видении Иезекииля, которое уже стало предметом интенсивных мистических спекуляций. Сам Талмуд говорит о некоторых раввинах, разъясняющих «секреты» божьей колесницы, хотя сами секреты не раскрываются. Эти отрывки также намекают на строгие запреты на публичное раскрытие таких секретов или их запись. Похоже, что они могли быть переданы только в устной форме небольшому количеству студентов, уже сведущих в еврейском праве и богословии.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Видение Иезекииля

Джерард Ван дер Леун (CC BY-NC-ND)

Эти ограничения косвенно объясняются в знаменитом рассказе о четверых, вошедших в сад, рассказе о четырех раввинах, узревших божественное видение: один умер, другой сошел с ума, один стал еретиком, а третий вышел «с миром». Это было истолковано как притча об опасности мистических видений ангелов и божьего божественного суда.

Хотя неясно, ссылаются ли эти сказки на определенную мистическую традицию, вполне вероятно, что они ссылаются на то, что современные ученые называют «мистицизмом Меркаба», появившимся примерно в это время. Эта форма мистицизма включает в себя нисхождение посредством экстатической медитации в семь залов божественного дворца, заканчивающееся видениями Божьего двора и его трона-колесницы. О выдающихся раввинах говорили, что они практиковали эту форму мистицизма, и было собрано огромное количество литературы об этих путешествиях.

Удалить рекламу

Реклама

Сефер Йецира

Первое литературное произведение, которое можно точно охарактеризовать как протокаббалистическое в формальном смысле, — это Сефер Йецира или «Книга Творения». Время его написания остается спорным, хотя, вероятно, оно является постталмудическим и, несомненно, существовало к 10 веку нашей эры. В отличие от своих предшественников, Сефер Йецира имеет дело не с божественной колесницей, а скорее с сотворением мира. Чрезвычайно короткий и часто очень загадочный текст описывает творение как происходящее посредством заклинания Богом букв еврейского алфавита при содействии десяти сфирот ( сефирот ) или «числа», которым придана неопределенно антропоморфная форма.

Таким образом, Сефер Йецира знаменует собой начало каббалы, как она известна сегодня. Хотя в конечном итоге он был вытеснен средневековыми произведениями гораздо большей сложности и объема, Сефер Йецира привел к обширным мистическим и философским спекуляциям и, по-видимому, стал первой широко распространенной и общепринятой формой систематического мистицизма в еврейском мире.

Десять сфирот

Рой Линдман (CC BY-SA)

На смену Сефер Йецира пришла менее известная, но все же необходимая Сефер ха-Бахир или «Книга Яркости». Также короткий и даже более загадочный, чем его предшественник, Бахир , тем не менее, расширил концепцию сефирот, представив их как сосуды для божественной энергии, отражающие определенные аспекты Божества, проявленные в «нижних» мирах. Объединение двух книг привело бы к созданию канонического каббалистического текста 9.0022 Сефер ха-Зохар .

Удалить рекламу

Реклама

Зоар

Монументальный Sefer HaZohar или «Книга Сияния» является самым важным текстом Каббалы. Происхождение Zohar изначально было неясным и вызвало серьезные споры в то время. Он возник в 1200-х годах нашей эры и был приписан древнему раввину Симеону Бар-Йохаю, хотя современные ученые в основном согласны с тем, что он был в основном написан Моше де Леоном, испанским мистиком, и/или группой мистиков-единомышленников, чьи предположения в конечном итоге были собраны и опубликованы де Леоном.

Огромный труд объемом более 1000 страниц в печатных изданиях, Зоар написан на псевдоарамейском диалекте и предлагает далеко идущую эпическую космологию, которая установила стандарт еврейского мистицизма в последующие века. Среди его ключевых концепций — Древо Жизни: конфигурация десяти сфирот , которые представляются как сферы или сущности, составляющие различные атрибуты Бога. Эти сфирот отделены от бесконечной непостижимой сущности Бога, называемой ain sof или буквально «бесконечно». Они отождествляются с особыми божественными характеристиками, такими как бина («мудрость» или «понимание»), хесед («милосердие») и гвура («сила»). В то же время они представляют части божественного тела, такие как руки и ноги.

Зохар

Матанья (общественное достояние)

Наиболее поразительно, что космология Зогара содержит явно эротический элемент, с сфирот из йесод («основа») и малхут («царство»), представляющие пенис и влагалище соответственно, что делает Бога интерсексуальным существом, которое занимается формой творческого аутоэротизма, концепция, которая остается важной для более поздних форм. каббалы. Столь же важной для более поздних форм еврейского мистицизма была идея о том, что происходящее в материальном мире напрямую влияет на божественный мир и наоборот: «Импульс снизу вызывает то, что сверху» ( Зоар, 9).0023 I, 164а). Это дает человечеству очень активную роль в работе божественного, влияя на мир сфирот посредством изучения, религиозных ритуалов, молитв и мистических практик.

Удалить рекламу

Реклама

Хотя это и не так подчеркнуто, как это было бы в более поздней каббале, Зоар также содержит зарождающиеся мессианские элементы с идеей о том, что в божественной архитектуре существует изъян в результате человеческого греха и продолжающегося изгнания 9. 0022 шехина и народ Израиля, который можно починить через мессианский тиккун («ремонт»). Этому тиккун можно помочь, выполняя еврейские заповеди, занимаясь добрыми делами и изучая Тору. Такие мессианские концепции были подхвачены преемниками де Леона до такой степени, что они стали центральными в еврейском мистицизме в течение следующих нескольких столетий.

Ари

Книга Зоар быстро распространилась по всему еврейскому миру и произвела революцию в мысли и практике каббалы. Было предпринято несколько попыток сформировать последовательную, систематизированную мистическую традицию из ее часто неясных учений, но, безусловно, наиболее успешной была попытка раввина 16 века н.э. Исаака Лурии, также известного как Ари («лев»).

Лурия, смешанное ашкеназское и сефардское происхождение, объединивший, таким образом, две наиболее важные школы иудаизма и их мистические традиции, оставил свой след в кружке каббалистов, базирующихся в городе Цфат в восточной Галилее. Лурия основывал свою мистическую систему на Зохаре , но включал оригинальные учения, которые, как он утверждал, он получил непосредственно через духовную беседу с душами давно умерших мистиков, похороненных в этом районе. Он почти не оставил собственных сочинений, но его учения были записаны несколькими его учениками, в первую очередь Хаимом Виталом, опубликовавшим наиболее влиятельную их версию.

Лурия основывал свою мистическую систему на Зохаре, но включал в себя оригинальные учения, которые, как он утверждал, он получил непосредственно через духовные беседы с душами давно умерших мистиков.

Значительно упрощенная каббала Лурии предполагала, что в момент творения бесконечный Бог ain сжал себя, чтобы создать пространство, в котором будет создан мир. Это называлось цимцум («сокращение» или «сокращение»). В это пространство втекали суда 9-го0022 сфирот и луч божественного света. Не в силах удержать эту божественную энергию, сосуды разбились, создав клиппот или «осколки», из которых состоит наш испорченный материальный мир. Однако в этом материальном царстве остались «искры» первоначального божественного света. Затем это мрачное видение сотворения мира было связано с понятием галут («изгнание»). Лурия утверждал, что не только еврейский народ жил в изгнании, но и Бог пребывал в шхине и, в некоторой степени, сам Бог и все его творения.

Именно в этот момент каббала Лурии приобретает глубоко мессианский характер. Используя концепции Зохара тиккун и пробуждение божественных «искр» через мистическую традицию, религиозные исследования и ритуалы, Лурия предложил появление мессианской эры, в которой душа мессии достигнет завершения своих путешествий через множество циклов перевоплощенного существования, называемых гилгул («цикл»). Воплощенный мессия затем поднимет последние искры, тем самым завершив восстановление разрушенного материального мира, который растворится в духовном мире, восстановив не только творение, но и самого Бога. Каббала Лурии оказалась даже более успешной, чем Зоар , отразив глубокое стремление к искуплению во всем еврейском мире. Однако его интенсивный мессианизм глубоко встревожил традиционный иудаизм, который долгое время стремился подавить, а не поощрять мессианские эмоции.

Саббатай Цеви

Мессианский пыл, вызванный популярностью Зоара и лурианской каббалы, в конце концов слился вокруг фигуры турецкого мистика по имени Саббатай Цви (Шабтай Цви). Дико харизматичный и, возможно, психически больной, Зеви стал самым успешным лжемессией с древних времен. Родившийся в 1626 году н.э. в Измире, Зеви стал хорошо известен в местных еврейских кругах своей харизмой и каббалистическими знаниями, а также неуравновешенным, а иногда и откровенно оскорбительным поведением. Похоже, что Цви часто охватывал экстатические эмоции, в определенные моменты провозглашая себя мессией. После этих нападок он впадал в мрачное и интроспективное настроение, в котором глубоко сожалел о своих предыдущих публичных действиях. В конце концов его исключили из местной еврейской общины за такое поведение.

Саббатай Цеви

Аист (общественное достояние)

В 1663 году н. э. Цви отправился в землю Израиля, где молодой и одаренный мыслитель по имени Натан из Газы провозгласил его обещанным мессией. Уже подготовленная к такой фигуре лурианским мистицизмом, большая часть еврейского мира с энтузиазмом восприняла новый объект своих надежд и присягнула на верность новому мессии. В конце концов, Зеви был арестован и заключен в тюрьму османскими властями, а турецкий султан предъявил ему ультиматум: смерть или обращение в ислам. Зеви выбрал последнее, подорвав веру своих последователей в него. Хотя большая часть еврейского мира отреагировала на отступничество предполагаемого мессии шоком и сокрушительным разочарованием, небольшие группы приверженцев продолжали следовать за ним.

Натан из Газы остался верным и разработал теологию, в которой мессианская душа — то есть Саббатай Цви — должна была спуститься на самый низкий уровень лурианского клиппота , чтобы поднять последние божественные искры и вызвать тиккун , таким образом объясняя отступничество Цви. Эта доктрина получила название ха-мицва ш’баа бавера (букв. «заповедь, которая приходит в результате ее нарушения») или то, что ведущий исследователь каббалы Гершом Шолем назвал «искуплением через грех». Некоторые субботники последовали за Зеви, обратившись в ислам, тайно практикуя его доктрины. Одна такая секта, Донме, существует до сих пор.

Хасидизм

После отступничества Саббатая Цви мессианская идея снова была подавлена, хотя сама лурианская каббала оставалась популярной. Его окончательное воплощение в виде массового движения, которое оказалось гораздо более успешным, чем его предшественники, хасидизм или хасидский иудаизм, якобы был основан странствующим мистиком и целителем 18-го века н.э., которого стали называть Баал-Шем-Тов («владелец доброе имя»). В некотором роде дзэнский монах, он путешествовал по большим еврейским общинам Восточной Европы, проповедуя пиетистскую и популистскую доктрину, которая подчеркивала непосредственное эмоциональное переживание Бога в противоположность тому, что он считал сухим законничеством традиционалистского истеблишмента. Он подчеркивал восторженную радость празднования и идеал девекут («прилепление к»), т. е. сознательное эмоциональное направление молитвы и ритуала в непосредственную мистическую связь с Богом. Вместо торжественности хасидизм подчеркивал радость и эмоции, а также способность каждого еврея достичь высшего уровня духовного просветления и экстаза, отвергая идею раввинской или мистической элиты.

Хасидизм подчеркивал радость и эмоции, а также способность каждого еврея достичь духовного просветления и экстаза, отвергая идею раввинистической или мистической элиты.

Баал-Шем-Тов начал приобретать большое количество последователей, которые организовывались в школы или раввинские суды, базирующиеся в определенных еврейских общинах. Самые выдающиеся из них стали именоваться цадиками («праведниками»). Хотя цадик был похож на традиционную роль раввина в том смысле, что он был учителем и лидером общины, он также приобрел новый аспект как прямой проводник божественного к своим последователям. Хотя ни один из цадиким сами объявили себя мессиями, мессианские аспекты Зоар и лурианской каббалы оставались сильными. В частности, хасидизм принял идеи клиппота , тиккуна и божественных «искр» как существенных для своей теологии. Благодаря экстатическому переживанию, соблюдению закона и девекут индивидуальной молитвы хасиды верили, что можно добиться восстановления разбитых сосудов и искупления Израиля и мира.

Хасидизм оказался чрезвычайно популярным движением, хотя и вызвал глубокую враждебность среди более традиционно настроенных, которых стали называть митнагдим («оппоненты»). В то время как его число было уничтожено во время Холокоста, хасидизм оказался обладающим замечательной регенеративной силой, а его центры в Соединенных Штатах и ​​Израиле продемонстрировали огромный рост в последние десятилетия.

Современная каббала

В современную эпоху каббала прошла через последовательные циклы популярности и повсеместного отторжения. Когда haskalah или еврейское Просвещение возникло в 18 и 19 веках нашей эры, каббала высмеивалась как абсурдная и слегка смущающая зарождающиеся светские и рационалистические движения в еврейской общине. Однако к 20 веку н.э. каббала стала рассматриваться как важный религиозный, теологический и социологический феномен в еврейской истории, и ее академическое изучение стало самостоятельным благодаря работам Гершома Шолема, Моше Иделя и многие другие.

На популярном уровне аспекты каббалы по-прежнему широко практикуются евреями с традиционными взглядами. Иногда это включает использование магических амулетов и пение каббалистической литургии, наиболее известной из которых является мистический гимн «Леча Доди». Многие евреи соблюдают такие практики, оставаясь в значительной степени невежественными относительно мистических идей, стоящих за ними. Пока мессианская идея жива, она гораздо менее распространена в еврейской общине.

Возможно, наиболее примечательно то, что возникло движение, которое впервые обучает неевреев каббале.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts