Главизна нашего спасения: «Днесь спасения нашего главизна…»
Содержание
«Днесь спасения нашего главизна…»
Название сегодняшнего праздника указывает на какое-то особое, неслыханное ранее «радостное известие», прозвучавшее единожды в мировой истории. Этим и объясняется отсутствие у наименования праздника уточняющего смысл подзаголовка (особенно в обиходной речи): произнося одно лишь слово «Благовещение», мы не боимся быть неверно понятыми, ибо «радостных известий» было много, но Благовещение случилось лишь однажды. Таким образом, название праздника «Благовещение Пресвятой Богородице» буквально означает: «Радостная весть [сообщенная] Пресвятой Богородице»[*]. Какая же радостная весть составляет существо праздника? Кто был вестником?
Из Евангелия от Луки мы узнаём, что немногим более двух тысячелетий тому назад в маленьком палестинском городке Назарете совершилось превосходящее наше разумение событие – природа Бога соединилась с природой человека. Здесь жила скромная подданная римского императора Августа, юная Мария, к тому времени сирота. Она происходила из династии царя Давида, к которой принадлежал и Иосиф, хранитель девства Марии, пожилой вдовец, которому Она была обручена во исполнение традиции, воспрещавшей добродетельной женщине оставаться одинокой. Иосиф был беден, разумеется, не афишировал свое происхождение (это было смертельно опасно!) и вёл жизнь простого ремесленника.
Можно представить чувства юной Девы, Которой, во время отсутствия Иосифа, вдруг зримо предстал небесный вестник. Последовал диалог (смотрите евангельское чтение), из которого Мария узнала, что именно Её избрал Бог стать Матерью Своего пришедшего на землю Сына. Требуется лишь Её осознанное согласие. Дева Мария – Вторая Ева, как называет Её христианское богословие, – медлит, проявляя разумную осторожность, недостаток которой погубил первую Еву. Наконец, звучат слова: «Пред тобой – раба Господня; пусть осуществится во Мне то, что ты сказал».
О совершившемся в эти мгновения таинстве трудно говорить: любые слова кажутся непростительной дерзостью. Здесь пристало только благоговейное созерцание тайны: всем нам «удобее молчание (приличествует молчание)», – как поётся в одном из богородичных гимнов.
Постараемся лишь понять главное: то, что занимает несколько строк евангельского повествования, подготавливалось всей историей ветхозаветного человечества, и в диалоге ангела и Девы Марии эта история обрела свой смысл и долгожданное завершение. Ветхий завет (что значит буквально «древний союз», «старый договор») Бога с человеком, имевший характер подготовительный и временный, отныне сменяется Новым Союзом со всем человечеством и на все времена.
Одними лишь своими силами человек не мог преодолеть глубочайшую пропасть, разверзшуюся между ним и Богом, ибо страшный удар, сотрясший его в незапамятные времена («грехопадение прародителей»), расколол его сверху донизу: от высшего сознания до телесной природы. Он перестал принадлежать Своему Создателю, а значит – и своему разумному «я». Потребовалась встреча и реальное соединение Божественной и человеческой природы через Боговоплощение. Только так могла быть возвращена в первозданное достоинство целостная природа человека. И в лице Марии человечество достигло высшей точки своего духовно-нравственного развития и очищения на путях восстановления первоначального Союза с Богом.
Незамеченным было явление Деве Марии вестника Небес, никто не слышал происшедшего между ними разговора. Ничуть не изменилась видимая жизнь после исчезновения ангела – ни в самом Назарете, ни, тем более, в горделивом Риме. Но как удивились бы жители огромной многоязычной Империи, если бы узнали, что именно в этом неприметном событии нашла свое оправдание и завершение вся история человечества от Адама и что их потомки станут отсчитывать Новую эру от Дня Рождения мальчика, Которого окружающие пренебрежительно называли «сыном плотника»!
«Сегодня – начало нашего спасения…», – поётся за богослужением. Продолжением его станет земная жизнь Богочеловека Иисуса Христа – «Второго Адама», а завершением – Тайная вечеря, Голгофа, возглас «Совершилось!», нисхождение во Ад, Тридневное Воскресение, Вознесение и сидение «одесную Отца».
Весенний народный обычай (имеющий древние месопотамские корни) в день Благовещения выпускать из клеток на волю пленённых птиц мелодически запечатлен в прекрасных стихах Александра Пушкина и Федора Туманского (†1853).
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
Литература: Рубан Ю. Благовещение Пресвятой Богородице. Л., 1991; Православная энциклопедия. М., 2002. Том V. С. 254–268; Шилейко В. Родная старина // Восток. Журнал литературы, науки и искусства. Кн. I . Пг., 1922. С. 80–81.
[*] Примечание. Древние христиане давали этому празднику разные имена: «Зачатие Христа», «Благовещение о Христе», «Начало искупления», «День приветствия», «Благовещение ангела Марии» и другие. Изначально он имел статус господского праздника, что и сейчас подтверждается совершением в этот день Евхаристической Литургии даже (!) в Страстную Пятницу. В отношении современного названия праздника мне уже приходилось писать: «В греческом и славянском языке слово «благовещение» требует после себя родительного падежа, поэтому в богослужебных книгах читаем: «Благовещение Пресвятыя Богородицы», но, при переводе названия на русский язык, необходим дательный падеж: то есть «Благовещение Пресвятой Богородице». Дореволюционные литургические книги соблюдали эту грамматическую корректность, чего, к сожалению, нельзя сказать о современных» (Рубан Ю. Благовещение Пресвятой Богородице. Л., 1991. С. 17). Действительно, в образцово выполненном параллельном (русском и славянском) издании текста службы находим два соответствующих языкам заголовка: «Благовещение Пресвятой Богородице (! – Ю. Р.). Служба на праздник Благовещения Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии» (М.: Изд. Моск. Синод. типографии, 1902). Но см. название в современных календарях на русском языке!??? За подтверждением я обратился к своему другу – известному слависту Александру Кравецкому, ведущему научному сотруднику Института Русского языка РАН (Москва), автору многочисленных научных работ, а также лучшего, на мой взгляд, учебника церковнославянского языка (совместно с супругой А. Плетнёвой). Он ответил: «Да, я совершенно согласен с твоим примечанием. Назвал бы это не ошибкой (ты впрямую и не называешь), а славянизацией не по разуму. Её сейчас ооочень много. – А. Кравецкий» (письмо от 15.III.2016).
А. Пушкин
Птичка
В чужбине свято наблюдаю
Я стал доступен утешенью;
|
Ф. Туманский
Птичка
Вчера я растворил темницу
Она исчезла, утопая
|
* * *
Евангельское чтение на Литургии
(Лк.1:24-38. – Зачало 3)
[Благовещение Пресвятой Богородице]
А после тех дней зачала Елисавета, жена его (Захарии), и пять месяцев скрывала себя от всех[*]. Она говорила: «Это сотворил для меня Господь в те дни, когда Ему благоугодно было снять с меня позор перед людьми».
А когда была она на шестом месяце, послал Бог ангела Гавриила в галилейский город, именуемый Назарет, к Деве, обрученной жениху по имени Иосиф, из рода Давида; и было имя Девы той Мариам (Мария).
И ангел, войдя к Ней, сказал: «Радуйся, Благодатная! С Тобою Господь!» Но Она сильно смутилась от его слов и стала раздумывать, что же значит такое приветствие. И сказал Ей ангел:
«Не страшись, Мариам, ибо Ты обрела милость у Бога:
и вот, Ты зачнёшь и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус.
И будет Он велик, и назовут Его Сыном Всевышнего;
и даст Ему Господь Бог престол Давида, праотца Его,
И воцарится Он над родом Иакова вовек,
и Царству Его не будет конца».
И сказала Мариам ангелу: «Как же будет это, если Я не знаю мужа?»
И ангел сказал Ей в ответ:
«Дух Святой сойдёт на Тебя, и Сила Вышнего осенит Тебя,
потому Дитя Твоё будет свято и наречётся: Сын Божий.
Вот и Елисавета, родственница Твоя, в старости своей зачала сына, и тому уже шестой месяц, – а её называли бесплодной! Ибо нет для Бога ничего невозможного».
Тогда Мариам сказала: «Пред тобою – раба Господня; да будет со Мною так, как ты сказал». И удалился от Неё ангел.
[*] См.: Лк.1:4-23, – о благовестии священнику Захарии. Ангел возвестил о скором рождении у него сына Иоанна, будущего Предшественника (Предтечи) Мессии-Христа.
Днесь спасения нашего главизна…
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление, Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Такими словами Святая Матерь наша Церковь в нынешний всеторжественный, богоспасаемый день именует Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим Пресвятую Деву Богородицу. В этот святой и праздничный день вся вселенная Ей приносит хвалебные пения. Радуйся Благодатная, Господь с тобою! а если Господь с Тобою, то Господь и с нами.
Именно сегодня, в этот день Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, началось наше с вами спасение. И архангел Гавриил, которому по воле Божией было открыто рождение от Неё истинного Бога и истинного Человека Спасителя нашего Господа Иисуса Христа благовествует Ей об этом чрезвычайном событии. Но событие это возможно было только при одном условии: при согласии с волей Божией и воли человеческой.
И когда Она спросила, как же это будет возможно? Рождение от Меня Сына? Архангел отвечает: «Дух Святый найдет на Тя и сила Вышнего осенит Тя» (Лк.1:35). И только тогда, когда Матерь Божия дала согласие на это, на именно такую жизнь внутри Неё и рядом с Ней Сына Божия, Она отвечает: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38).
И сегодняшний день, который совпал чрезвычайным образом с крестопоклонной неделей, приоткрывает нам всю тайну волеизволения Царицы Небесной, Матери Божией. Она не просто соглашается на рождение непостижимым, таинственным образом от Неё Сына Божия, Она соглашается и на Его жизнь, соглашается на Его страдания и соглашается на Его смерть, а значит и на Свои страдания, и на Свою смерть вместе со Своим Сыном. Симеон Богоприимец так потом и скажет: «И Тебе Самой оружие пройдёт душу, да откроются помышления многих сердец». (Лк, 2, 35). В момент Благовещения Она соглашается, что бы Ей Самой оружие прошло душу. Если кому-нибудь из женщин сказать, ты знаешь, если ты согласишься, то у тебя будет ребёнок, но этот ребёнок проживёт вот такой жизнью. Будет рождение, будет обыкновенная жизнь, возврастание, питание, младенчество, отрочество, юность, а потом гонение, непонимание и даже сама смерть. Ты готова на всё это? Но за этим будет глубокий смысл. Его страдания принесут искупление и спасение всем тем людям, которые будут веровать в него. Ибо пророк Исаия говорит: «Наказание мира нашего было на Нём, язвою Его мы исцелились» (Ис.53:5). «Сего ради Бог с неба сниде, да нас на небеса возведет». Вот в чем подвиг. Вот в чем свободное волеизволение. Вот в чем вся глубина и тайна жизни Матери Божией. Почему Её, как мы слышали сегодня в Евангелие, «отныне ублажат Мя все роди» (Лк.1:48). Невозможно было бы это воплощение и Благовещение об этом воплощении, если бы подвигом жизни, подвигом молитвы Она бы не согласилась на жизнь Своего Сына и на Его смерть.
И сегодняшняя крестопоклонная неделя, и вынос Святого Креста говорит нам именно об этом, что в жизни всё было реально, рядом, и Благовещение и Крест. Крест и Воскресение. Всё перемешано в нашей жизни и радость, и горе, и страдание, и надежда, и ненависть, и любовь, и смерть, и воскресение, и каждый воскресный день, после прочтения Евангелие, мы всем храмом поём такие слова: «Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое поём и славим». Крест, страдание, и тут же Воскресение. Вот так и вся наша жизнь, если она идёт с осенением Креста, если она идёт с осенением веры, если среди нас свет Евангелия, то перед нами с одной стороны Крест, который у каждого свой. И об этом свидетельствует Феофан Затворник Вышенский, который сказал: «Есть несколько крестов, которые несут люди. Крест внешний — болезни, неприятности, старость и прочее. Есть крест и внутренний — это печаль, уныние, клевета, страдание, неустроенность, нападение от внешних и внутренних врагов, то есть бесов, какое-то внутреннее и порой безверие, упадок сил, внутренних и внешних, разочарование может быть и в вере, и в людях. Это — говорит он,- кресты внешние и внутренние, которые бывают порой похлеще крестов внешних».
А есть крест Божий, когда мы с покорностью воле Божьей, принимаем всё то, что мы встречаем на пути своей жизни. И горькое, и сладкое. И печальное, и унылое, и радостное, когда мы принимает свою жизнь такой, какая она есть, со всеми внешними обстоятельствами и благословляем эту жизнь, понимая и следуя словам Господа: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9:23). Мы не выбираем обстоятельства жизни, мы не выбираем крестов, а что значит возьми свой крест? А это означает, что мы добровольно соглашаемся с этим обстоятельствами жизни. Пришла старость, мы её не выбираем, пришла болезнь, мы её тоже не выбирали, она просто пришла. А вот принять её или не принять свою старость, свою болезнь, болезнь своих родных и близких, сложные обстоятельства твоих родных и близких – это уже зависит от нас. Благословляешь свою жизнь, принимаешь её, она становится благословленной. Проклинаешь свою жизнь, родных и близких, обстоятельства связанные с ними – твоя жизнь становится проклятой.
Крест есть и есть у каждого. Только для одного он будет спасительным, а для других он будет наказанием. В одном случае, когда мы его приняли и благословили свою жизнь, он стал во спасение. Когда мы его не приняли, он стал наказанием. Кресты несут все. Одни со смыслом, другие бессмысленно. Нет людей, которые не страдали. Мученики страдали со смыслом, подвижники веры и благочестия, страдали со смыслом. Мать, сердобольно заботящаяся о своих детях, распинающая себя на путях доброделательной и молитвенной жизни, она несёт этот крест со смыслом.
Однажды сказал святитель Феофан Затворник Вышенский о матери: «Вы жена, мать, хозяйка, в исполнении сих обязанностей ваше спасение. А матери, сердобольно заботящиеся о спасении чад своих, уподобляются мученикам. Потому и я говорю вам, ожидайте и вы венца мученичества». Апостол Павел нам говорит: «Делая добро, да не унываем, ибо в своё время пожнём, если не ослабеем» (Гал.6:9). Что значит, не унываем, делая добро? А именно вот так с долготерпением, с надеждой, упованием на неизреченный промысел Божий, который человеколюбно все строит и полезное всем подаёт, главное не ослабеть, чтобы не оказаться без плода крестоношения. Потому, что крест может быть у всех, а радости от креста, может у многих не оказаться, когда впереди всё это не будет благословлено и освящено светом Воскресения Христова.
Страдаем? Да. Терпим? Да. Мучаемся? Да. До какого предела? До светлого воскресенья. Чего? Твоего Воскресенья. Ибо стержень нашей веры, глубина нашего упования, фундамент нашей надежды именно таков «чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Именно об этом апостол Павел и сказал: «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё» (Фил.3:20). Всякую человеческую волю жаждет привести ко спасению и покорить эту волю вере, надежде и любви.
И поэтому возрадуемся в этот день Благовещения, с которого началось спасение этого мира. Этот день восславлен, в нем мы будем прославлять любовь нашего Господа. Той, о которой святитель Григорий Богослов сказал: «Восхвали любовь Божественную, любовь Бога Отца — распинающего, любовь Бога Сына — распинаемого, любовь Духа Святого – торжествующего, сила Крестная».
Слава Святей, Единосущной и Животворящей, и Нераздельной Троицы за любовь, за спасение, Сына Божия за воплощение, Матерь Божию за подвиг Её крестной жизни, о которой святые отцы сказали, что Она Матерь Божия была первой мученицей, потому что сораспиналась всей Своей жизнью со Своим Сыном.
И поэтому если мы будем распинать свою плоть со страстьми и похотьми, тогда и мы будем детьми Божиими, тогда и мы увидим славу Христа, когда пройдём путём Христа. Старец Макарий Оптинский сказал: «Все желают насладиться Славой Христа, но мало кто хочет понести тяготы Креста». Так понесём все радостно тяготы Креста, зная, что невозможно всю жизнь остаться на Голгофе, за Голгофой обязательно будет Воскресение. Ибо об этом нам свидетельствует каждый воскресный день. Кресту Твоему поклоняемся Христе и Святое Воскресение Твое поём и славим!
Аминь!
архимандрит Мелхиседек
Какие шаги к спасению?
ГлавнаяМатериалыИндексСпасениеЕвангелие Шаги к спасению
Вопрос
Ответ
Многие люди ищут «шаги к спасению». Людям нравится идея инструкции с пятью шагами, выполнение которых приведет к спасению. Примером этого является ислам с его пятью столпами. Согласно исламу, если соблюдать Пяти столпов, будет даровано спасение. Поскольку идея поэтапного процесса спасения привлекательна, многие в христианском сообществе совершают ошибку, представляя спасение как результат поэтапного процесса. Римский католицизм имеет семь таинств. Различные христианские конфессии добавляют крещение, публичное исповедание, обращение от греха, говорение на языках и т. д. в качестве шагов к спасению. Но Библия представляет только один шаг к спасению. Когда филиппийский тюремщик спросил Павла: «Что мне делать, чтобы спастись?» Павел ответил: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты» (Деяния 16:30-31).
Вера в Иисуса Христа как Спасителя — единственный «шаг» к спасению. Послание Библии предельно ясно. Мы все согрешили против Бога (Римлянам 3:23). Из-за нашего греха мы заслужили вечное отделение от Бога (Римлянам 6:23). Из-за Своей любви к нам (Иоанна 3:16) Бог принял человеческий облик и умер вместо нас, приняв заслуженное нами наказание (Римлянам 5:8; 2 Коринфянам 5:21). Бог обещает прощение грехов и вечную жизнь на небесах всем, кто по благодати через веру примет Иисуса Христа как Спасителя (Иоанна 1:12; 3:16; 5:24; Деяния 16:31).
Спасение — это не определенные шаги, которым мы должны следовать, чтобы заслужить спасение. Да, христиане должны креститься. Да, христиане должны публично исповедовать Христа Спасителем. Да, христиане должны отвернуться от греха. Да, христиане должны посвятить свою жизнь послушанию Богу. Однако это не шаги к спасению. Они являются результатом спасения. Из-за нашего греха мы ни в каком смысле не можем заслужить спасения. Мы могли бы пройти 1000 шагов, и этого было бы недостаточно. Вот почему Иисус должен был умереть вместо нас. Мы абсолютно неспособны заплатить Богу наш греховный долг или очиститься от греха. Только Бог мог совершить наше спасение, и Он это сделал. Бог Сам совершил «шаги» и тем самым предлагает спасение всякому, кто получит его от Него.
Спасение и прощение грехов не в следовании шагам. Речь идет о принятии Христа как Спасителя и признании того, что Он сделал всю работу за нас. Бог требует от нас одного шага — принять Иисуса Христа как нашего Спасителя от греха и полностью довериться Ему одному как пути спасения. Именно это отличает христианскую веру от всех остальных мировых религий, в каждой из которых есть перечень шагов, которые необходимо пройти, чтобы получить спасение. Христианская вера признает, что Бог уже совершил шаги, и просто призывает кающихся принять Его с верой.
Приняли ли вы Христа как своего Спасителя благодаря тому, что вы сегодня здесь прочитали? Если да, пожалуйста, сообщите нам об этом, нажав кнопку «Я принял Христа сегодня» ниже.
Если у вас есть какие-либо вопросы, пожалуйста, используйте форму вопроса на нашей странице ответов на библейские вопросы.
Подпишитесь на
Вопрос недели
Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!
Подписывайтесь на нас:
Каков план спасения?
HomeContent IndexSalvationЕвангельский план спасения
Вопрос
Ответ
Спасение есть избавление. Все мировые религии учат, что мы должны быть освобождены, но каждая из них по-своему понимает, от чего мы должны быть освобождены, почему мы должны быть освобождены и как это освобождение может быть получено или достигнуто. Однако Библия совершенно ясно дает понять, что существует только один план спасения.
Самое важное, что нужно понять о плане спасения, это то, что это Божий план, а не план человечества. План спасения человечества будет заключаться в соблюдении религиозных ритуалов, подчинении определенным командам или достижении определенных уровней духовного просветления. Но ни одна из этих вещей не является частью Божьего плана спасения.
Божий план спасения – Почему
В Божьем плане спасения сначала мы должны понять, почему нам нужно спастись. Проще говоря, нам нужно спастись, потому что мы согрешили. Библия заявляет, что все согрешили (Екклесиаст 7:20; Римлянам 3:23; 1 Иоанна 1:8). Грех — это бунт против Бога. Мы все выбираем активно делать то, что неправильно. Грех вредит другим, вредит нам и, самое главное, бесчестит Бога. Библия также учит, что, поскольку Бог свят и справедлив, Он не может допустить, чтобы грех оставался безнаказанным. Наказание за грех — смерть (Римлянам 6:23) и вечное отделение от Бога (Откровение 20:11–15). Без Божьего плана спасения вечная смерть является уделом каждого человека.
Божий план спасения – Что
В Божьем плане спасения Сам Бог — единственный, кто может обеспечить наше спасение. Мы совершенно не в состоянии спасти себя из-за нашего греха и его последствий. Бог стал человеком в Личности Иисуса Христа (Иоанна 1:1, 14). Иисус жил безгрешной жизнью (2 Коринфянам 5:21; Евреям 4:15; 1 Иоанна 3:5) и принес Себя в совершенную жертву за нас (1 Коринфянам 15:3; Колоссянам 1:22; Евреям 10:10). . Поскольку Иисус есть Бог, Его смерть имела бесконечную и вечную ценность. Смерть Иисуса Христа на кресте полностью уплатила за грехи всего мира (1 Иоанна 2:2). Его воскресение из мертвых продемонстрировало, что Его жертвы действительно было достаточно и что спасение теперь доступно.
Божий план спасения – Как
В Деяниях 16:31 человек спросил апостола Павла, как ему спастись. Павел ответил: «Верьте в Господа Иисуса Христа, и вы будете спасены». Чтобы следовать Божьему плану спасения, нужно верить. Это единственное требование (Иоанна 3:16; Ефесянам 2:8–9). Бог предусмотрел наше спасение через Иисуса Христа. Все, что мы должны сделать, это принять его верой, полностью доверившись только Иисусу как Спасителю (Иоанна 14:6; Деяния 4:12). Таков Божий план спасения.
Божий план спасения – примете ли вы его?
Если вы готовы следовать Божьему плану спасения, доверьтесь Иисусу как своему Спасителю. Измените свое мнение с принятия греха и отвержения Бога на отвержение греха и принятие Бога через Иисуса Христа. Полностью доверьтесь жертве Иисуса как совершенной и полной плате за ваши грехи. Если вы сделаете это, Божье Слово обещает, что вы будете спасены, ваши грехи будут прощены, и вы проведете вечность на небесах. Нет более важного решения. Верьте в Иисуса Христа как в своего Спасителя сегодня!
Вы приняли решение в пользу Христа из-за того, что здесь прочитали? Если да, пожалуйста, нажмите на кнопку «Я принял Христа сегодня» ниже.