Атеист верующий: чем агностики отличаются от атеистов

Разное

чем агностики отличаются от атеистов

Религия и политика — самые острые темы для спорщиков. И правых в этих дискуссиях чаще всего не бывает. Однако точно есть те, кто не до конца понимает значение употребляемых слов. В рамках рубрики «Просто о сложном» доступно объясняем различие таких популярных терминов как «агностицизм» и «атеизм», а еще рассказываем, кто такие «игностики».

Кто такие атеисты?

Атеизм — это мировоззрение, которое основывается на отрицании существования Бога или любого другого существа, который создал мир. Атеисты убеждены в самодостаточности естественного мира: по их мнению, никто свыше не нужен для обеспечения жизнедеятельности. Как правило, приверженцы этой концепции опираются на философию, социологию, историю и математические науки. Но не всегда.

Атеизм делят на два вида: стихийный, основанный на чем-либо, отличном от науки) и научный атеизм (основанный на естествознании, для доказательства позиции используется научный метод). Другую типологию предложили американские философы Майкл Мартин и Энтони Флю: они поделили атеизм на слабый и сильный. Последний предполагает, что атеисты отстаивают свою позицию и убеждают в том, что никаких высших существ нет. Слабый атеизм включает в себя формы отсутствия теизма (то есть веры во что-то высшее). То есть, слабые атеисты не верят в Бога, но в то же время активно не продвигают эту идею и не настаивают на том, что сверхсуществ точно нет. Поэтому говорят о близости «слабого» атеизма к агностицизму.

Кто такие агностики?

Агностики не отрицают существование Богов, но и не принимают их существование. Приверженцы такой точки зрения занимают нейтральную позицию.

Атеист: «Я не верю, что Бог существует»
Агностик: «Я не знаю, существует ли Бог»

При этом некоторые агностики критикуют атеизм, так как нет достаточных оснований заявлять, что сверхъестественных существ не существует вовсе. Сторонники агностицизма считают, что вера в Бога основана на субъективном познании. А последнее, по их мнению, невозможно: познание мира происходит только с объективной точки зрения.

Первые идеи агностицизма были обнаружены уже в античной философии. Например, софист Протагор утверждал невозможность проверки существования богов. Философ говорил: «все таково, каким оно кажется нам». Древнеиндийский философ Санджая Белаттхапутта сомневался в том, что после смерти есть какая-то иная жизнь.

Сам термин «агностицизм» может употребляться и в более широком значении. Например, в философии агностицизмом называют общую скептическую позицию в познании. Так, люди выражают «гносеологический пессимизм» и не верят в то, что какое-либо объективное познание мира возможно. Следовательно, доказать существование Бога становится невозможным. И парадокс заключается в том, что агностик может верить в высшую силу (и при этом не быть приверженцем догматических религий), но при этом осознавать, что привести аргументы в защиту своей позиции он не сможет. Немецкие философы Людвиг Фейербах и Зигмунд Фрейд, утверждали, что вера в богов — возникла для того, чтобы удовлетворить эмоциональные и социальные потребности.

Кто такие игностики?

Есть еще игностики — они не относят себя ни к атеистам, ни к теистам, пока спрашивающий не даст точное определение «бога/богов». После этого они решают, верят они в того или иного Бога или нет.

Любовь Карась

Теги

#well-being

#эрудиция

добрый атеист или злой верующий, которому отпустили грехи перед смертью? – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 4 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

В редакцию «Фомы» пришло письмо читателя:

Один человек всю жизнь грешит, творит зло, но под конец жизни раскаивается и получает отпущение грехов. Второй — атеист, но добрый и хороший человек, творящий добро. Его грехи мизерны и практически незаметны по сравнению с грехами первого. Или он верующий, но отпущения грехов перед смертью не получает. Неужели первый более достоин Царства Божьего?

Отвечает священник Евгений Мурзин:

Отпущение грехов — не автоматический процесс, но результат глубокого искреннего раскаяния. В Таинстве исповеди человек в присутствии священника кается Богу в своих грехах, после чего над ним читается разрешительная молитва. Но что означает это для самого кающегося?

В православии различают действительность и действенность таинств. Действительность — это объективная сторона таинства. Для того, чтобы Таинство было действительным, необходимы три вещи: оно должно быть совершено законно рукоположенным священнослужителем, сопровождаться видимым знаком или употреблением определенного вещества (вода, масло и проч.) и, наконец, должна быть правильно произнесена тайносовершительная формула. Однако таинство имеет и субъективное измерение, которое называется действенностью. Под ней понимается степень воздействия полученной в таинстве благодати на человека. А это напрямую зависит от веры и внутреннего состояния последнего.

Покаяние — это не просто перечислить грехи на исповеди. Наивно думать, что человек, всю жизнь грешивший и сеявший вокруг одно только зло, может перед смертью искренне раскаяться в содеянном и внутренне измениться. Такие случаи есть, но их совсем немного. Самым известный и показательный — покаяние разбойника, распятого по правую руку от Христа. Испытывая страшные муки и глядя на безвинно страдавшего рядом Спасителя, он осознал свою греховность, принял распятие на кресте как воздаяние за совершенные преступления и смиренно попросил Христа вспомнить о нем в Царстве Божьем. В душе преступника и душегуба произошел духовный переворот, его душа обратилась к Богу, и это движение продолжилось после смерти, так что разбойник стал первым человеком, унаследовавшим рай. Его покаяние не было формальным. Он был плохим человеком, но за минуту до смерти все-таки сумел измениться. Из обычного грешника разбойник стал грешником кающимся и тем открыл себе путь к Богу. Ведь, по слову Иисуса Христа, на небесах более радости… об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15:7). Как неоднократно говорил на этот счет протоиерей Димитрий Смирнов, в рай идут кающиеся грешники, а хорошие люди идут на доску почета.

Проблема атеиста и закоренелого грешника в том, что им Царство Божие не нужно. Один не верит в его существование, другой — не стремится в него. После смерти и тому, и другому будет там очень неуютно, они не будут знать, что делать и зачем они вообще туда попали, потому что в их жизни не было подобного опыта. «Кто не увидел Христа здесь, в этой жизни, тот не увидит Его и там», — говорил преподобный Варсонофий Оптинский. Если же человек верил во Христа, старался вести добродетельную жизнь, регулярно приступал к исповеди и при этом искренне каялся, то так ли важно, получит он перед смертью отпущение грехов, или нет? Ведь вся его жизнь была свидетельством его веры и движением к Богу. И смерть — лишь один из этапов на этом пути.

Христос ждет всех без исключения, хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4). Но при этом Он не принуждает никого во что бы то ни стало идти в Царство Божие. Это и невозможно, ведь оно представляет собой полную противоположность земным государствам с их аппаратом насилия и принуждения. Царство Божие скорее напоминает семью, где господствуют близкие, доверительные, полные любви отношения с Богом и людьми. Невозможно находиться в этих отношениях и одновременно отвергать возможность войти в них. Если человек не идет ко Христу, значит он идет в обратном направлении, поскольку никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть (Луки 16:13). Даже если наши грехи кажутся незначительными в сравнении с грехами других людей, они все равно остаются грехами и все равно заграждают нам вход в Царство, ибо верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16:10).

Важно помнить, что путь в Царство Божие открыт для всех — и добродетельный атеист, и нечестивый христианин могут войти в него, если только искренне захотят этого. Но этот путь лежит через вживание в личность Иисуса Христа, который Сам есть путь и истина и жизнь (Ин. 14:6). Осознав это, атеист не может не пересмотреть свои убеждения, а плохой христианин обязательно будет стремиться исправиться. И тогда Царство Небесное, которое раньше находилось для них в какой-то параллельной реальности, может стать реальностью их жизни уже здесь, на земле.

10 фактов об атеистах | Pew Research Center

Участники митинга Reason Rally 2012 года в Вашингтоне, округ Колумбия, слушают спикеров (Allison Shelley/Getty Images)

Измерять атеизм сложно. Некоторые люди, называющие себя атеистами, также говорят, что верят в какую-то высшую силу или духовную силу. В то же время некоторые из тех, кто идентифицирует себя с религией (например, говорят, что они католики или евреи), говорят, что не верят в Бога.

Одно можно сказать наверняка: наряду с ростом количества нерелигиозных американцев, многие из которых верят в Бога, соответственно увеличилось и число атеистов. Вот несколько ключевых фактов об атеистах в Соединенных Штатах и ​​во всем мире:

1 Доля американцев, считающих себя атеистами, за последнее десятилетие незначительно, но значительно увеличилась . Телефонные опросы Pew Research Center, проведенные в 2018 и 2019 годах, показывают, что 4% взрослых американцев говорят, что они атеисты, когда их спрашивают об их религиозной принадлежности, по сравнению с 2% в 2009 году. Еще 5% американцев называют себя агностиками, по сравнению с 3% в 2009 году. десятилетие назад.

2 Согласно Merriam-Webster, буквальное определение «атеиста» — это «человек, который не верит в существование бога или каких-либо богов». И подавляющее большинство американских атеистов подходят под это описание: 81% говорят, что не верят в Бога, высшую силу или какую-либо духовную силу. (В целом эту точку зрения разделяют 10% взрослых американцев.) В то же время примерно каждый пятый самопровозглашенный атеист (18%) говорит, что действительно верит в некую высшую силу . Однако ни один из опрошенных нами атеистов не сказал, что верит в «Бога, описанного в Библии».

3 Атеисты составляют большую долю населения во многих европейских странах, чем в США. ) идентифицируют себя как атеисты, как и 16% в Дании, 15% во Франции и 14% в Нидерландах и Швеции. Но европейская страна с, пожалуй, самой большой долей атеистов — это Чехия, где четверть взрослого населения идентифицирует себя так. В соседней Словакии 15% идентифицируют себя как атеисты, хотя в остальной части Центральной и Восточной Европы атеистов меньше, несмотря на историческое влияние официально атеистического Советского Союза. Как и американцы, европейцы во многих странах чаще говорят, что не верят в Бога, чем считают себя атеистами, в том числе две трети чехов и не менее половины шведов (60%), бельгийцев (54%) и голландцев. взрослые (53%), которые говорят, что не верят в Бога. В других регионах, обследованных Центром, включая Латинскую Америку и Африку к югу от Сахары, атеистов в целом гораздо меньше.

4 В США атеисты в основном мужчины и относительно молоды, согласно исследованию религиозного ландшафта 2014 года. Примерно семь из десяти атеистов в США — мужчины (68%). Средний возраст атеистов составляет 34 года по сравнению с 46 годами для всех взрослых американцев. Атеисты также чаще бывают белыми (78% против 66% населения в целом) и высокообразованными: около четырех из десяти атеистов (43%) имеют высшее образование по сравнению с 27% населения в целом. Самоидентифицирующие себя атеисты также , как правило, связаны с Демократической партией и политическим либерализмом.

5 Подавляющее большинство американских атеистов говорят, что религия не слишком важна или совсем не важна в их жизни (93%), и что они редко или никогда не молятся (97%). В то же время многие не видят противоречия между атеизмом и обдумыванием своего места в мире. Около трети американских атеистов говорят, что думают о смысле и цели жизни не реже раза в неделю (35%), и что они часто испытывают глубокое чувство душевного покоя и благополучия (31%). На самом деле, исследование религиозного ландшафта показывает, что атеисты чаще, чем американские христиане, говорят , что они часто испытывают чувство удивления по поводу Вселенной (54% против 45%) .

6 Где атеисты находят смысл жизни? Как и большинство американцев, большинство атеистов упомянули «семью» как источник смысла, когда исследовательский центр Pew задал открытый вопрос об этом в опросе 2017 года. Но атеистов гораздо чаще, чем христиане, описывали хобби как значимые или приносящие удовлетворение (26% против 10%). Атеисты также чаще, чем американцы в целом, описывали финансы и деньги, творческие занятия, путешествия и досуг как значимые. Неудивительно, что очень немногие атеисты в США (4%) заявили, что находят смысл жизни в духовности.

7 Во многих случаях быть атеистом означает не только личное неприятие религиозных ярлыков и верований — большинство атеистов также выражают негативное мнение, когда их спрашивают о роли религии в обществе . Например, согласно опросу 2019 года, семь из десяти американских атеистов говорят, что влияние религии в американской общественной жизни снижается, и это хорошо (71%). Это мнение разделяет менее одного из пяти взрослых жителей США (17%). Большинство атеистов (70%) также считают, что церкви и другие религиозные организации приносят обществу больше вреда, чем пользы, и еще большая доля (93%) считают, что религиозные институты имеют слишком большое влияние на политику США.

8 Атеисты могут не верить религиозным учениям, но они достаточно осведомлены о религии . В опросе о религиозных знаниях, проведенном Pew Research Center в 2019 году, атеисты были среди групп с лучшими показателями, правильно ответив в среднем примерно на 18 из 32 вопросов, основанных на фактах, в то время как взрослые американцы в целом ответили правильно примерно на 14 вопросов. Атеисты были, по крайней мере, так же хорошо осведомлены, как и христиане, в вопросах, связанных с христианством — примерно восемь из десяти в обеих группах, например, знают, что Пасха знаменует воскресение Иисуса, — и они также в два раза чаще, чем американцы в целом, знали, что христианство Конституция США гласит, что для занятия государственной должности не требуется «никакого религиозного теста».

9 Большинство американцев (56%) говорят, что а не  верить в Бога необходимо, чтобы быть нравственным, в то время как 42% говорят, что вера в Бога необходима, чтобы иметь хорошие ценности, согласно опросу 2017 года. В других богатых странах меньшие доли говорят, что вера в Бога необходима для хороших нравов, в том числе всего 15% во Франции. Но во многих других частях мира почти все говорят, что человек должен верить в Бога, чтобы быть нравственным, в том числе 99% в Индонезии и Гане и 98% в Пакистане, согласно международному опросу Pew Research Center 2013 года.

10 Американцы менее тепло относятся к атеистам, чем к членам большинства основных религиозных групп. В опросе исследовательского центра Пью, проведенном в 2019 году, американцев просили оценить группы по «термометру чувств» от 0 (наиболее холодный и отрицательный, насколько это возможно) до 100 (самый теплый, самый положительный возможный рейтинг). Взрослые американцы дали атеистам в среднем 49 баллов, что идентично рейтингу, который они дали мусульманам (49 баллов).) и холоднее, чем в среднем у евреев (63), католиков (60) и евангельских христиан (56).

Примечание. Это обновленная версия поста, первоначально опубликованного 5 ноября 2015 г.

Майкл Липка   – руководитель отдела религиозных исследований исследовательского центра Pew Research Center.

ПОСТЫ БИОГРАФИЯ TWITTER EMAIL

Что такое атеизм? — Американские атеисты

Атеизм — это одно: отсутствие веры в богов.

Атеизм – это не утвердительная вера в то, что бога нет, и не ответ на какой-либо другой вопрос о том, во что верит человек. Это просто отказ от утверждения о существовании богов. Атеизм слишком часто неверно определяется как система убеждений. Для ясности: атеизм — это не неверие в богов или отрицание богов; это отсутствие веры в богов.

Старые словари определяют атеизм как «веру в то, что Бога нет». Ясно, что теистическое влияние портит эти определения. Тот факт, что словари определяют атеизм как «Бога нет», свидетельствует о (моно)теистическом влиянии. Без (моно)теистического влияния определение, по крайней мере, читалось бы как «богов нет».

Атеизм — это не система убеждений и не религия.

Хотя некоторые религии являются атеистическими (например, некоторые секты буддизма), это не означает, что атеизм является религией. Если выразить это более шутливо: если атеизм — это религия, то не коллекционирование марок — это хобби.

Несмотря на то, что атеизм не является религией, атеизм защищен многими из тех же конституционных прав, которые защищают религию. Это, однако, не означает, что атеизм сам по себе является религией, а только то, что наши искренние (отсутствующие) убеждения защищены так же, как и религиозные убеждения других. Точно так же многие «межконфессиональные» группы будут включать атеистов. Это, опять же, не означает, что атеизм является религиозным верованием.

Некоторые группы будут использовать такие слова, как агностик, гуманист, светский, умный, вольнодумец, или любое количество других терминов для самоидентификации. Эти слова прекрасно подходят для самоидентификации, но мы настоятельно рекомендуем использовать слово, понятное людям: атеист. Не используйте эти другие термины, чтобы скрыть свой атеизм или уклониться от слова, которое, по мнению некоторых, имеет негативный оттенок. Мы должны использовать наиболее точную терминологию, которая отвечает на вопрос, который на самом деле задают. Мы должны использовать термин, который объединяет всех нас.

Если вы называете себя гуманистом, вольнодумцем, ярким или даже «культурным католиком» и не верите в бога, вы атеист. Не уклоняйтесь от термина. Прими это.

Агностик — это не просто «более слабая» версия атеиста. Он отвечает на другой вопрос. Атеизм — это то, во что вы верите. Агностицизм касается того, что вы знаете.

Не все нерелигиозные люди являются атеистами, но…

В недавних исследованиях Pew Research Center атеисты, агностики и «неаффилированные» были объединены в одну категорию. Так называемые «Ники» — это самая быстрорастущая «религиозная» демографическая группа в Соединенных Штатах. Pew отделяет атеистов от агностиков и нерелигиозных людей, но это прежде всего функция самоидентификации. Только около 5% людей называют себя атеистами, но если спросить о вере в богов, 11% говорят, что не верят в богов. Эти люди являются атеистами, хотят они использовать это слово или нет.

Недавний опрос психологов Университета Кентукки Уилла Жерве и Максин Нэйл показал, что до 26% американцев могут быть атеистами. Это исследование было разработано, чтобы преодолеть стигматизацию, связанную с атеизмом, и дать возможность скрытым атеистам воздерживаться от «разоблачения» себя даже при анонимном общении с социологами. Полное исследование ожидает публикации в журнале Social Psychological and Personality Science , но предварительная версия доступна здесь.

Еще больше людей говорят, что их определение «бог» — это просто объединяющая сила между всеми людьми. Или что они не уверены, во что верят. Если у вас нет активной веры в богов, вы атеист.

Быть атеистом не значит быть уверенным в каждом теологическом вопросе, иметь ответы на то, как был создан мир или как работает эволюция. Это просто означает, что утверждение о существовании богов не убедило вас.

Желание существования загробной жизни, или бога-создателя, или определенного бога не означает, что вы не атеист. Быть атеистом — это то, во что вы верите и во что не верите, а не то, что вы хотите признать правдой или что вас утешит.

Все атеисты разные

Единственная общая нить, связывающая всех атеистов, — это отсутствие веры в богов. Одни из лучших дебатов, которые у нас когда-либо были, были с товарищами-атеистами. Это потому, что у атеистов нет общей системы убеждений, священного писания или папы-атеиста. Это означает, что атеисты часто расходятся во мнениях по многим вопросам и идеям. Атеисты бывают разных форм, цветов, верований, убеждений и происхождения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts