Главным препятствием на пути к российскому преобладанию на дальнем востоке: Отечественная история XX–начало XXI века. Контрольно-измерительный материал по пройденным темам по аналогии с КИМами ЕГЭ

Разное

Содержание

Отечественная история XX–начало XXI века. Контрольно-измерительный материал по пройденным темам по аналогии с КИМами ЕГЭ

Часть 1. Включает 40 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

А1. Предложение об организации встречи обиженного народа с царем в январе 1905 г. выдвинул:

  1. Милюков
  2. Гучков
  3. Гапон
  4. Чернов.

А2. В петиции рабочих, которую они несли 9 января 1905 г., содержались требования:

  1. как экономические, так и политические.
  2. экономические
  3. политические
  4. бытового плана.

А3. Главным препятствием на пути к российскому преобладанию на Дальнем Востоке был (была):

  1. Корея
  2. Китай
  3. США
  4. Япония.

А4. Прозвище «граф Полусахалинский» имел:

  1. Безобразов
  2. Плеве
  3. Витте
  4. Алексеев.

А5. Проект Манифеста 17 октября 1905 г. разработал:

  1. Столыпин
  2. Витте
  3. Булыгин
  4. Плеве.

А6. Свободу слова, печати, уличных шествий россияне впервые получили:

  1. 19 февраля 1861 г.
  2. после свержения царя
  3. после Октябрьской революции 1917 г.
  4. 17 октября 1905 г.

А7. В России первой легальной партией стали:

  1. кадеты
  2. большевики
  3. эсеры
  4. октябристы.

А8. Социальный смысл аграрной реформы Столыпина состояла в том, чтобы:

  1. рассредоточить крестьян по хуторам
  2. создать широкий слой мелких и средних собственников
  3. отвлечь крестьян от революции
  4. освоить и заселить малоосвоенные территории.

А9. Впервые в истории военного искусства идея организации наступления целым фронтом в условиях позиционной войны была предложена и реализована:

  1. Меньшиковым в Северной войне
  2. Суворовым в русско-турецкой войне
  3. Жуковым на Курской дуге
  4. Брусиловым в 1916 г. в Галиции.

А10. После февральской революции центральным органом власти становится:

  1. комитет Госдумы
  2. совнарком
  3. директория
  4. Временное правительство.

А11. Основу Декрета о мире составила идея:

  1. мира любой ценой
  2. о мире без аннекций и контрибуций
  3. сепаратного мира
  4. мира во имя грядущей пролетарской революции.

А12. Республикой Россия была провозглашена… 1917 года:

  1. 3 марта
  2. 1 сентября
  3. 25 октября
  4. 7 ноября.

А13. Принятая в июле 1918 года Конституция РСФСР утвердила в стране

  1. унитарное устройство государства.
  2. диктатуру пролетариата
  3. принцип разделения властей
  4. всеобщее избирательное право.

А14. Экономическую политику Советского государства в годы Гражданской войны называют

  1. политикой коллективизации
  2. политикой ускорения социально-экономического развития
  3. новой экономической политикой
  4. политикой «военного коммунизма».

А15. Для политики нэпа была (-о) характерна (-о):

  1. национализация всех промышленных предприятий
  2. внедрение товарно-денежных отношений в экономике
  3. отмена свободного найма рабочей силы
  4. натуральная форма оплаты труда.

А16. Что из названного относится к целям культурной революции 1920-1930-х гг. ?

  1. утверждение единой государственной идеологии
  2. возрождение роли религии в духовном воспитании населения
  3. отказ от цензурных ограничений
  4. ограничение влияния государства на развитие культуры.

 А17. Кризис хлебозаготовок в 1927 г. был вызван:

  1. курсом партии на индустриализацию
  2. воссозданием комбедов
  3. начавшейся коллективизацией
  4. новой экономической политикой.

А18. 5 мая 1939 г. наркомом иностранных дел назначен:

  1. Жданов
  2. Маленков
  3. Громыко
  4. Молотов.

А19. Высшим государственным органом, сосредоточившим всю полноту власти в годы Великой Отечественной войны, стал:

  1. государственный комитет обороны
  2. Верховный совет
  3. Совет труда и обороны
  4. Ставка Верховного Главнокомандования.

А20. Ленд-лизом в годы второй мировой войны называли:

  1. систему передачи взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, продовольствия союзникам по антигитлеровской коалиции
  2. обязательство Англии и США открыть 2-й фронт
  3. совместную англоамериканскую декларацию
  4. систему оплаты военных поставок.

А21. Акт о безоговорочной капитуляции Японии подписан… 1945 г.:

  1. 8 августа
  2. 9 августа
  3. 5 сентября
  4. 2 сентября.

А22. 4 сентября 1943 г. патриарший местоблюститель Русской Православной церкви Сергий встретился со Сталиным и получил разрешение:

  1. открыть все храмы
  2. открыть духовую семинарию
  3. открыть несколько богословских учебных заведений
  4. выбрать патриарха, образовать Священный Синод и открыть несколько богословских учебных заведений.

А23. После второй мировой войны и до сих пор не подписан мирный договор:

  1. с Италией
  2. с Германией
  3. с Японией
  4. с Англией.

А24. Что было одной из причин тяжелого положения в деревне в первые годы после Великой Отечественной войны:

  1. затрата средств на освоение целинных земель
  2. ликвидация колхозов
  3. ухудшение демографической ситуации
  4. ликвидация МТС.

А25. Репрессии, проведенные по «ленинградскому делу» в конце 1940-х – начале 1950-х гг., затронули представителей

  1. высшего руководства армии
  2. партийно-государственного аппарата
  3. ученых генетиков
  4. военнослужащих.

А26. Одним из наиболее значительных завоеваний социальной политики в 50-е гг. в СССР является:

  1. начало широкомасштабного жилищного строительства
  2. отмена платы за обучение
  3. увеличение зарплаты
  4. сокращение рабочего времени.

А27. Волнения в Новочеркасске в 1962 г. были связаны с протестом рабочих против:

  1. денежной реформы
  2. повышения цен на мясопродукты и масло
  3. антидемократической политики КПСС
  4. невыплат заработной платы.

А28. Комиссию по разработке программы реформ хозяйственного механизма в начале 60-х гг. возглавил:

  1. Косыгин
  2. Гришин
  3. Брежнев
  4. Тихонов.

А29. На период нахождения у власти Л.И.Брежнева пришлись следующие события:

  1. Карибский кризис
  2.  Совещание по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки
  3. первое испытание водородной бомбы
  4. принятие новой Конституции СССР.

А30. Отечественные писатели-лауреаты Нобелевской премии:

  1. А.Солженицын, Б.Пастернак
  2. В.Шукшин, А.Солженицын
  3. А. Фадеев, В.Катаев
  4. Б.Пастернак, В.Пикуль.

А31. Гласность официально провозгласил Горбачев:

  1. на 27 съезде КПСС (февраль 1986г.)
  2. на январском 1987 г. Пленуме ЦК КПСС
  3. на мартовском 1985 г. Пленуме ЦК КПСС
  4. на торжественном заседании в честь 70-летия Октября.

А32. После распада СССР его правопреемником на международной арене становится:

  1. Россия и Украина
  2. Россия, Украина и Казахстан
  3. Белоруссия, Россия и Украина
  4. Россия.

А33. Под термином «Ново-Огаревский процесс» подразумевается:

  1. концепция перестройки
  2. распад мировой системы социализма
  3. подготовка нового союзного договора
  4. появление в СССР новых политических партий.

А34. Перестройка начиналась с постановки задачи ускорения, а в духовной сфере ее лейтмотивом стала:

  1. концепция нового мышления
  2. гласность
  3. демократизация
  4. идея обновления всех сторон жизни общества.

А35. Политика «шоковой терапии» включала в себя:

  1. либерализацию цен
  2. поддержка государственных предприятий
  3. социальную поддержку населения
  4. национализацию собственности.

А36. Экономический кризис августа 1998 г. был спровоцирован

  1. резким повышением мировых цен на нефть и газ
  2. неспособностью государства выплатить проценты по займам
  3. переходом европейских стран на новую валюту – «евро»
  4. значительным ростом доходов на душу населения.

А37. Какое событие, связанное с внешней политикой России, относится к 1992-1999 гг.?

  1. вступление в блок НАТО
  2. возведение Берлинской стены
  3. создание ОВД
  4.  вхождение в «восьмерку» ведущих стран мира.

А38. Экономический спад, продолжавшийся первое десятилетие реформ, сменился подъемом ВВП по причине:

  1. высоких цен на нефть и газ
  2. развития отечественного производства
  3. наличия человеческого капитала
  4. вступления России в ВТО.

А39. Создание Общественной палаты Российской Федерации активизировало становление:

  1. гражданского общества
  2. взаимной ответственности государства и личности
  3. гласности
  4. органов местного самоуправления.

А40. 5 сентября 2005г. Президент… выступил на совместном заседании правительства, парламента и руководителей регионов, где сформировал концепцию национальных проектов:

  1. Горбачев
  2. Ельцин
  3. Путин
  4. Медведев.

Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по истории России 20 – начала 21 века. Часть I.












№ задания

ответ

№ задания

ответ

№ задания

ответ

№ задания

ответ

А1

3

А11

2

А21

4

А31

1

А2

1

А12

4

А22

4

А32

4

А3

4

А13

2

А23

3

А33

3

А4

3

А14

4

А24

3

А34

4

А5

2

А15

2

А25

2

А35

1

А6

4

А16

1

А26

3

А36

2

А7

3

А17

3

А27

2

А37

4

А8

2

А18

4

А28

1

А38

1

А9

4

А19

4

А29

4

А39

1

А10

4

А20

1

А30

1

А40

3

Часть 2. Состоит из 10 заданий (В1-В10), требующих краткого ответа (в виде одного — двух слов, сочетания букв или цифр).

В1. Напишите фамилию политического деятеля, выступившего с данным лозунгом (1914 г.):

 «Превращение современной империалистической войны в гражданскую — есть единственно правильный пролетарский лозунг».

 Ответ:___________________.

В2. Соотнеси лозунги и имена их авторов:








Авторы

Лозунги

1. Л.И.Брежнев

А. «Ликвидировать кулачество как класс!»

2. В.И.Ленин

Б. «Превратить войну империалистическую в войну гражданскую!»

3. И.В.Сталин

В. «Догнать и перегнать Америку!»

4.Н.С.Хрущев

Г. «Экономика должна быть экономной!»



1

2

3

4

            
            
            
            

В3. Установите соответствие между датами и внешнеполитическими событиями. К каждому из четырех элементов (1, 2, 3, 4) подбирается один соответствующий элемент из обозначенных буквами (А, Б, В, Г, Д). Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите в таблицу.








Даты

События

1) 1922 г.

А) подписание Рапальского договора с Германией

2) 1924 г.

Б) заключение договора о ненападении с Германией

3) 1934 г.

В) заключение Брестского мира с Германией

4) 1939 г.

Г) вступление в Лигу Наций

Д) «полоса дипломатического признания» СССР



1

2

3

4

            
            
            
            

В4. Расположите в хронологической последовательности (от более раннего — к более позднему):

    1. Подписание Устава Союза Белоруссии и России;
    2. Вступление России в Международный валютный фонд;
    3. Возвращение Ленинграду исторического названия Санкт-Петербург;
    4. Присоединение России к программе НАТО «Партнерство во имя мира».

В5. Установите соответствие между событиями и их датами. К каждому из четырех элементов (1, 2, 3, 4) подбирается один соответствующий элемент из обозначенных буквами (А, Б, В, Г, Д). Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите в таблицу.








События

Даты

1) преобразование Совета Народных Комиссаров в Совет Министров

А) 1977 г.

2) разгром антипартийной группы «Г.М.Маленкова, В.М.Молотова, Л.М.Кагановича»

Б) 1990 г.

3) принятие Конституции «развитого социализма»

В) 1946 г.

4) отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС

Г) 1957 г.

Д) 1995 г.



1

2

3

4

            
            
            
            

В6. Напишите фамилию писателя, о ком идет речь:

«Русский писатель, участник Великой Отечественной войны, репрессирован в 1945 г. реабилитирован в 1956 г. Сквозная тема произведений – сохранение человеческой души в царстве «колючей проволоки», в условиях тоталитаризма, внутреннее противостояние ему. В ряде статей (например, в «Письме вождям Советского Союза») предрекал крах социализма, вскрывал его нравственную и экономическую несостоятельность, отстаивал религиозные, национальные и классические либеральные идеи. Лауреат Нобелевской премии в области литературы. В 1974 г. выслан из СССР, гражданство возвращено в 1990 г».

 Ответ _____________________.

В7. По какому принципу образован ряд?

— В.С.Черномырдин, С.В.Кириенко, Е.М.Примаков, С.В.Степашин, В.В.Путин.

Ответ _______________________.

В8. О чем идет речь?

«Название (от лат.- несогласный) участников движения (в СССР в 1960 – 1970-е годы) за политические и гражданские свободы. Ряд участников были подвергнуты арестам, высылке из страны, принудительному лечению в психиатрических клиниках и т. п. Сыграли важную роль в последующей демократизации общества».

Ответ _____________________.

В9. О каком типе республиканской власти идет речь?

«Перед выборами в Государственную Думу (1993, 1995, 1999) президентская команда формировала партию власти во главе с вице-премьером, премьер-министром или фактически поддерживаемую премьером. На выработку и принятие политических решений большое влияние оказывали Администрация Президента РФ и Совета Безопасности РФ».

Ответ______________________.

В10. Запишите пропущенное слово или сочетание слов:

«…были разработаны четыре приоритетных национальных проекта: «…», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие аграрно-промышленного комплекса».

Ответ _____________________.

Инструкция по проверке работ учащихся по истории России 20 – начала 21 века. Часть 2.












№ задания

Ответ

В1

Ленин

В2

ГБАВ

В3

АДГБ

В4

3241

В5

ВГАБ

В6

Солженицын

В7

Председатели правительства

В8

о волюнтаризме

В9

Президентская

В10

«Здоровье»

Открытый урок «Внешняя политика России, Русско-Японская война»

МКОУ «Уралинская СОШ»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

НА ТЕМУ:

«Русско-японская война 1904-1905 гг. »

Подготовил учитель истории

МКОУ «Уралинсая СОШ»

Гунибского района

Гасанов Н.М.

Тема: Русско-японская война 1904-1905 гг.

Тип урока: комбинированный

Цели:

  • Познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики России в начале XX века;

  • Подвести учащихся к пониманию причин, повода, последствий Русско-японской войны;

  • Продолжить формирование умений работать с историческими документами, картой, самостоятельно делать выводы.

Основные понятия: Порт-Артур, Портсмутский мир, Маньчжурия,

Агрессия.

Оборудование: учебник, карта «Русско-японская война», атласы, презентация, видеофрагмент фильма «Российская империя» Л. Парфёнова, исторический документ «Мирный договор между Россией и Японией»

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний учащихся по теме «Внутренняя политика в 1894-1904 гг. »

-Назовите хронологические рамки правления Николая II?

-Опишите характер и политические взгляды Николая Второго.

-Какие незыблемые основы собрался охранять Николай II вступая на престол?

-Какие «новшества в деятельности полиции пытался внедрять Плеве В.К.?

-Что означает понятие «русификация»?

  1. Изучение нового материала.

План:

  1. Направления внешней политики Росси.

  2. Дальневосточная политика

  3. Причины и характер Русско-японской войны 1904-1905 гг.

  4. Ход военных действий. Оборона и падение Порт-Артура.

  5. Итоги и последствия Русско-японской войны.

В 1899 г. состоялась международная конференция в Гааге. В ней учувствовало 26 стран. Было понятно, что военное столкновение неизбежно. Но была сделана попытка смягчить его характер. Было принято:

  • не использовать удушливые газы;

  • не применять снаряды, начинённые газом;

  • не использовать разрывные пули.

Был создан Гаагский международный суд для решения международных конфликтов.

В 90-х гг. XIX в. внимание всех европейских правительств было привлечено событиями на Дальнем Востоке. У Николая II появляется идея выхода России к незамерзающим морям Тихого океана, т.е. переориентация внешнеполитических интересов — «большая азиатская программа». Усиливается противостояние между Россией и Японией. Внутри страны борьба между двумя группировками — сторонников модернизации страны, выступавших за приоритет внутренней политики над внешней (С.Ю. Витте, П.А. Столыпин и др.), и сторонников распространения экспансии на Восток и приобретения новых территорий ( А.М. Безобразов, А.П. Извольский и др.). Победила вторая группа.

2. На самом деле Миролюбивые цели Николая II были связаны с «азиатской программой» — усиления России в Восточной Азии.

Главным препятствием на пути к российскому преобладанию на Дальнем Востоке была Япония, которая стала активно претворять в жизнь программу создания «Великой Японии», начав захватнические действия в Китае и Корее. В 1896 г. между Россией и Китаем был заключен секретный договор об оборонительном союзе. По этому договору Китай разрешил России построить Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД) — из Забайкалья до Владивостока через китайскую территорию.

Китайско-русское сближение подхлестнуло к захвату китайских территорий другие державы. В 1897 г. Германия взяла под свой контроль порт Циндао. Россия не только не поддержала Китай, но решила, по примеру Германии, приобрести незамерзающий порт в Желтом море. Русские корабли вошли в Порт-Артур, важный стратегический пункт на Ляодунском полуострове. В мае 1898 г. Китаю был навязан договор о безвозмездной аренде на 25 лет Ляодунского полуострова и Порт-Артура с правом создания там российской военно-морской базы. Военное присутствие России в Китае вызвало резкое неприятие со стороны Японии. Тайную поддержку ей оказывали США и Англия, также не заинтересованные в усилении российских позиций на Дальнем Востоке. Они предоставили Японии кредиты, организовали поставки металла, нефти, оружия, военных судов, всячески подталкивая ее к войне с Россией.

В январе 1903 г. Николай II созвал совещание по делам Дальнего Востока. Большинство высших чиновников считали необходимым начать ускоренную подготовку к войне с Японией. Особое мнение высказал С. Ю. Витте. В 1902 г. он совершил поездку на Дальний Восток и вынес из нее твердое убеждение, что Россия к войне не готова. Витте предлагал начать широкое экономическое освоение Дальнего Востока, особо подчеркивая нежелательность войны. Вскоре Витте был отправлен в отставку.

В июле 1903 г. Япония предложила России разграничить сферы интересов в дальневосточном регионе: признать Корею японской сферой влияния и лишь область железнодорожного транспорта в Манчжурии — зоной российских интересов. И хотя русское правительство вынуждено было согласиться на требования Японии, телеграмма была задержана на японском телеграфе. 24 января Япония разорвала дипломатические отношения с Россией, а 27 января 1904 г. началась война.

Запись в тетради: 1904-1905 гг. русско-японская война.

Соотношение сил и цели сторон в войне

И Япония, и Россия вели борьбу за чужие территории, это борьба за сферы влияния. И Россию, и Японию подталкивали к войне европейские державы, но накануне войны Россия оказалась в политической изоляции. Франция заявила о своем нейтралитете, Великобритания и США оказали активную поддержку японцам.

— Насколько были готовы к войне Россия и Япония?

Задание. Прочитайте отрывки из воспоминаний, сделайте вывод о соотношении сил. (см. приложение 1 к уроку).

В внутри России обстановка тоже была не спокойной. В.К. Плеве сказал: «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война…»

Как вы понимаете слова Плева?

Просмотр видеофрагмента Л. Парфёнова «Русско-японская война.

Задание: выписать в тетрадь основные события.

Ход военных действий:

27 января 1904 г.

Атака порт-артурской эскадры японскими миноносца­ми причинила тяжелые повреждения двум русским броненосцам и одному крейсеру и тем обеспечила Япо­нии превосходство на море. Гибель «Варяга».

Апрель 1904 г.

Японцы беспрепятственно высадились в Корее, форси­ровали р. Ялу и вступили в Манчжурию.

Май 1904 г.

Японцы высадились на Квантунском полуострове и приступили к осаде Порт-Артура.

Август 1904 г.

Многодневное генеральное сражение под Ляояном, которое окончилось отступлением русской армии.

Сентябрь — октябрь 1904 г.

Генерал Куропаткин сделал попытку перейти в насту­пление, но в кровавой битве на р. Шахэ русская армия была остановлена японцами, понеся большие потери.

Октябрь 1904 г.

Из Балтийского моря вышла Вторая тихоокеанская эскадра (под командованием адмирала Рождественско­го), направляясь на Дальний Восток.

Ноябрь — декабрь 1904 г.

Осажденный Порт-Артур геройски защищается.

2 декабря 1904 г.

Убит генерал Кондратенко, бывший душою обороны Порт-Артура.

19 декабря 1904 г.

Командующий русскими войсками генерал Стессель сдал крепость японцам, вследствие чего японская осад­ная армия могла быть переброшена на Манчжурский фронт.

Февраль 1905 г.

В многодневном бою под Мукденом русская армия потерпела поражение и вынуждена была отступить на север.

Май 1905 г.

Эскадра генерала Рождественского пришла в воды Желтого моря, направляясь во Владивосток, и в Цусим­ском проливе была уничтожена японским флотом.

Май 1905 г.

Президент США Т. Рузвельт предложил воюющим сторонам свое посредничество.

Июль 1905 г.

Портсмутская конференция

23 августа 1905 г.

Портсмутский мирный договор.

Работа с историческим документом «Мирный договор между Россией и Японией». (см. приложение 2)

  1. Закрепление изученного материала.

  • Вопросы стр. 30-31.

  1. Домашнее задание.

  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Смысл и цели войны для населения России были непонятны и чужды. Сказалось и неблагоприятная экономическая обстановка: столетие началось годами кризиса и неурожаев. Груз военных расходов оказался непосильным для страны. Необходимость реформирования государственного устройства империи была осознана большей частью российского общества.

Советский Союз и США — Откровения из российских архивов | Выставки

Главная | Благодарности | Эссе

Разделы: Внутреннее устройство советской системы | Советский Союз и США

Отношения между Советским Союзом и США были
сложное взаимодействие идеологических, политических и
экономические факторы, которые привели к сдвигам между осторожным сотрудничеством
и часто ожесточенное соперничество сверхдержав на протяжении многих лет. Отличительные
различия в политических системах двух стран часто
помешало им достичь взаимопонимания по ключевым вопросам политики
вопросов и даже, как в случае Карибского кризиса,
поставили их на грань войны.

Правительство Соединенных Штатов изначально враждебно относилось к
Советские лидеры за вывод России из Первой мировой войны и были против
к государству, идеологически основанному на коммунизме. Хотя Соединенные
Государства приступили к программе помощи голодающим в Советском Союзе в
начале 1920-х годов и американские бизнесмены создали коммерческие
связи там в период новой экономической политики (1921-29),
две страны не устанавливали дипломатические отношения до
1933. К тому времени тоталитарный характер
режим представлял собой непреодолимое препятствие для дружеских отношений
с Западом. Хотя Вторая мировая война принесла двум странам
в союз, основанный на общей цели победить нацистскую Германию,
агрессивная, антидемократическая политика Советского Союза в отношении Восточной
Европа создала напряженность еще до окончания войны.

Советский Союз и Соединенные Штаты находились далеко друг от друга во время
следующие три десятилетия конфликта сверхдержав и ядерных и
гонка ракетных вооружений. Начало в начале 1970-е, советская власть
провозгласил политику разрядки и стремился к усилению экономического
сотрудничество и переговоры по разоружению с Западом. Однако,
советская позиция в отношении прав человека и его вторжение в Афганистан
в 1979 г. возникла новая напряженность в отношениях между двумя странами. Эти
напряженность продолжала существовать до кардинальных демократических изменений
1989–1991 годов привели к краху в течение этого последнего года
коммунистической системы и открыла путь к беспрецедентному новому
дружба между США и Россией, а также
другие новые народы бывшего Советского Союза.

  • Раннее сотрудничество: американская помощь голодающим
  • Раннее сотрудничество: экономическое сотрудничество
  • Советская и американская коммунистические партии
  • Вторая мировая война: Альянс
  • Вторая мировая война: американские военнопленные и пропавшие без вести
  • Холодная война: Послевоенное отчуждение
  • Холодная война: взгляды СССР
  • Холодная война: Кубинский ракетный кризис

Раннее сотрудничество: помощь голодающим в Америке

После большевистской революции 1917 г.
Война вызвала острую нехватку продовольствия на юго-западе России.
Разруха военного времени усугублялась двумя последовательными сезонами
засухи, а к 1920 году стало ясно, что полномасштабный голод
в долине реки Волги, Крыму, Украине и
Армения. Положение было настолько отчаянным, что в начале 1920
Советское правительство разослало всемирный призыв о продовольственной помощи
предотвратить голодную смерть миллионов людей.

Несколько добровольческих групп в США и Европе
к тому времени организовали программы помощи, но стало ясно, что помощь
был необходим в большем масштабе, потому что, по оценкам, от 10 до 20
миллионы жизней были поставлены на карту. Хотя официально это не было
признал советский режим, правительство Соединенных Штатов было
со многих сторон настаивали на вмешательстве, и 19 августа20 лет
было заключено неофициальное соглашение о начале помощи голодающим
программа. В 1921 году президент Уоррен Хардинг назначил Герберта
Гувера, тогдашнего министра торговли, организовать помощь
усилие.

Конгресс выделил 20 миллионов долларов, и Гувер приступил к
организовать Американскую администрацию помощи (ARA) для выполнения этой работы.
По условиям Гувера, ARA должна была полностью управляться американцами.
программа помощи для транспортировки, хранения и доставки помощи
поставки (в основном продукты питания и семенное зерно) голодающим
область, край. После того, как советские официальные лица согласились, сотни американских
волонтеры были отправлены для наблюдения за программой. АРА
постепенно завоевал доверие местных коммунистических властей и
получил практически полную свободу действий в распределении тысяч тонн
зерна, а также одежды и медикаментов. Этот
благодаря замечательным гуманитарным усилиям удалось спасти многих
миллионы жизней.

Помощь АРА продолжалась до 1923 г., когда местные фермы были
снова производство, и хватка голода была сломлена. Гувер и его
Позднее АРА были отмечены Советским правительством за заботу и
великодушие, которое Соединенные Штаты проявили в этом отчаянном
кризис.

Документ об отправке продовольствия в Россию

 

Увеличить

Документ об отправке продовольствия в Россию

Прочитать перевод

Добавить этот элемент в закладки: //www.loc.gov/exhibits/archives/sovi.html#obj1

Вернуться к началу

Раннее сотрудничество: экономическое сотрудничество

Советский Союз и Запад несколько смягчились, особенно в
области экономического сотрудничества. После их консолидации
политической власти, большевики столкнулись с той же экономической проблемой
как и министры правительства царского режима: как
эффективно организовать огромные природные и человеческие ресурсы
Советский Союз. Экономическая ситуация ухудшилась
трудно из-за огромных социальных и экономических потрясений, вызванных
Первой мировой войной, революциями 1917 и Гражданская война
1918–21.

Пока фабрики простаивали, а в деревне свирепствовал голод,
Владимир Ленин провозгласил новую экономическую политику (НЭП) в 1921 году.
вдохнуть энергию и направление в неоперившихся коммунистов.
управляемая экономика. НЭП отступил от коммунистической ортодоксии и
экономически открыл советский монолит.

По разным причинам — сострадание к страданиям
советских народов, симпатии к великому «социалистическому
эксперимент», но в первую очередь для погони за прибылью — западная
бизнесмены и дипломаты начали налаживать контакты с советскими
Союз. Среди этих лиц были Аверелл Гарриман, Арманд Хаммер,
и Генри Форд, который продавал тракторы в Советский Союз. Такой
усилия облегчили торговые связи между Советским Союзом
и США, создав основу для дальнейшего
сотрудничества, диалога и дипломатических отношений между двумя
страны. Эта эра сотрудничества никогда не была прочной
установилась, однако, и уменьшилась по мере того, как Иосиф Сталин
пытались искоренить пережитки капитализма и сделать
Советский Союз экономически самодостаточен.

Постановление Наркомфина

 

Увеличить

Постановление Наркомфина

Прочитать перевод

Добавить в закладки: //www.loc.gov/exhibits/archives/sovi.html#0032 900#0b32 наверх

Советская и американская коммунистические партии

Советская коммунистическая партия возникла из Российской социальной
Большевистское крыло Демократической рабочей партии, сформированное Владимиром Лениным
в 1903. Ленин считал, что дисциплинированный, иерархически
организованная партия была необходима, чтобы возглавить рабочий класс в
свержение капитализма в России и мире. В ноябре
1917 г. большевики захватили власть в Санкт-Петербурге (тогда называвшемся
Петроград) и вскоре после этого начал использовать термин «коммунист».
описать себя. В марте 1918 года большевики назвали
их партия Российская коммунистическая партия (большевиков). Следующий
году они создали Коммунистический Интернационал (Коминтерн) для
контролировать коммунистическое движение во всем мире. После
Роспуск Коминтерна в 1943, ЦК КПСС.
Комитет продолжал использовать коммунистические партии других стран.
как инструмент советской внешней политики. Каждая национальная партия была
необходимо придерживаться ленинского принципа подчинения
членов и организаций безоговорочно подчиняться решениям
вышестоящие органы.

Сильно повлиял на успех большевика
Революция, американские социалисты и радикалы встретились в Чикаго в
1919 для организации американской коммунистической партии. Но американцы
были настолько разделены, что вместо этого создали две партии. Одна группа
состояла в основном из относительно недавнего русского и восточного
европейские иммигранты, которые подчеркивали приверженность марксистской
Православие и пролетарская революция. Другая группа, доминировавшая
коренными, несколько более прагматичными американскими радикалами, стремившимися
массовое влияние. Такие противоречивые цели в сочетании с
несоответствие между коммунистической доктриной и американской реальностью,
коммунистическое движение в США небольшая сектантская
движение.

В 1922 году Коминтерн заставил две американские партии, которые
состоял из около 12 000 членов, чтобы объединиться и следовать
партийная линия утвердилась в Москве. Хотя членство в
Американская партия выросла примерно до 75 000 к 1938 году после Великой
Депрессия, многие члены покинули партию после подписания
Нацистско-советский пакт о ненападении 1939 года. Другие уехали в 1956 году.
после того, как Никита Хрущев разоблачил некоторые сталинские преступления и
советские войска вторглись в Венгрию. Только хардкорные участники
остались после таких поворотов советской политики. Американец
партия, значительная, хотя и не крупная политическая сила в
Соединенные Штаты еще больше деморализовались, когда Борис Ельцин
19 августа коммунистическая партия в России объявлена ​​вне закона.91 и открыл
архивы, раскрывая продолжающиеся финансовые, а также
идеологическая зависимость американских коммунистов от советских
партии до ее роспуска.

Показания товарища Гитлоу

 

Увеличить

Показания товарища Гитлоу

Прочитать перевод

Добавить этот элемент в закладки: //www.loc.gov/exhibits/archives/sovi.html#0obj3

Вторая мировая война: Альянс

Несмотря на глубоко укоренившееся недоверие и враждебность между
Советский Союз и западные демократии, вторжение нацистской Германии
Советского Союза в июне 1941 г. создал мгновенный союз
между Советами и двумя величайшими державами в том, что
Советские лидеры давно называли «империалистическим лагерем»: Великобритания
и Соединенные Штаты. Через три месяца после вторжения
Соединенные Штаты оказывали помощь Советскому Союзу через
Закон о ленд-лизе от 19 марта41. До сентября 1941 г. торговля
между США и СССР было проведено
прежде всего через Советскую закупочную комиссию в Соединенных
Состояния.

Ленд-лиз был самым заметным признаком военного сотрудничества
между США и Советским Союзом. Около 11 долларов
миллиардов военной техники было отправлено в Советский Союз в соответствии с этим
программа. Дополнительная помощь поступила от США по оказанию помощи России.
(частная некоммерческая организация) и Красный Крест. О
семьдесят процентов помощи поступали в Советский Союз через
Персидский залив через Иран; остальные пересекли Тихий океан
во Владивосток и через Северную Атлантику в Мурманск. Ленд-лиз Советскому Союзу официально закончился 19 сентября.45.
Иосиф Сталин так и не открыл своему народу полной
вклад ленд-лиза в выживание своей страны, но он
сослался на программу Ялтинской конференции 1945 года, сказав:
«Ленд-лиз — одна из самых замечательных и
жизненно важные достижения в формировании антигитлеровского союза».

Материалы по ленд-лизу приветствовал Советский Союз, и
Президент Рузвельт придавал первостепенное значение использованию
удержать СССР в войне против Германии. Тем не менее,
программа не предотвратила трения между
Советский Союз и другие участники антигитлеровского союза.
Советский Союз был раздражен тем, что казалось ему долгим
задержка союзниками открытия «второго фронта» союзной
наступления на Германию. Когда война на востоке превратилась в
пользу Советского Союза, и, несмотря на успешное
высадки в Нормандии в 1944, ранее трение усилилось
из-за непримиримых разногласий по поводу послевоенных целей внутри
антиосевая коалиция. Ленд-лиз помог Советскому Союзу
немцев со своей территории и из Восточной Европы, таким образом
ускорение окончания войны. С приходом к власти Сталина
Восточная Европа, конец военного союза и холодная война
началось.

Показания Венделла Уилки

 

Увеличить

Показания Венделла Уилки. Страница 2.

Прочитать перевод

Добавить этот пункт в закладки: //www.loc.gov/exhibits/archives/sovi.html#obj4

Наверх

Вторая мировая война: американские военнопленные и пропавшие без вести

Оружие далёких сражений давно замолчали, но
оставшиеся без ответа вопросы о пропавших без вести военнослужащих США
в действии и непатриированные военнопленные продолжают вызывать озабоченность
нация. В последнее время пропавшие без вести и военнопленные из
Вьетнамская война была в центре внимания.

А вот советские архивные документы — более ранней эпохи после
Вторая мировая война — показать, что американцев задерживали, и даже
погибли, в огромном советском ГУЛАГе. Чтобы узнать доп.
сведения об американцах, освобожденных из немецких лагерей для военнопленных
Красной Армии, а затем интернированных в советских лагерях, американо-российских
Совместная комиссия по военнопленным/пропавшим без вести была сформирована в начале 1992 г. Библиотека
должностных лиц Конгресса, среди прочего, были уполномочены
исследования российских архивных материалов по этому вопросу в Москве.

Благодаря таким усилиям и дополнительному сотрудничеству судьба
могут стать известны и те, кто пропал без вести во время холодной войны. Русский
СМИ сообщают о сбитом американским самолетом B-29.
Советские перехватчики над Балтийским морем в апреле 1950 года. Один из
советские летчики, сбившие В-29, сообщили, что самолет
был поднят из моря, но судьба экипажа неизвестна.

История войн жестоко подсказывает, что некоторые вопросы
о пропавших без вести и военнопленных никогда не будет
получить ответ. Тем не менее искренность, доброжелательность и дух
сотрудничество всех сторон может свести к минимуму такие вопросы.
открытие архивов — шаг вперед в докопании до истины
которые могут прояснить путаницу и подозрения, возникшие в
мимо.

Список военнопленных

 

Увеличить

Список военнопленных

Прочитать перевод

Добавить этот элемент в закладки: //www.loc.gov/exhibits/archives/sovi.html#03 Back to Top

3

Холодная война: послевоенное отчуждение

Западные демократии и Советский Союз обсудили
Ход Второй мировой войны и характер послевоенного урегулирования
на конференциях в Тегеране (1943 г.), Ялте (февраль 1945 г.) и
Потсдам (июль – 19 августа).45).

Сталин в Потсдаме

 

Увеличить

Иосиф Сталин (в центре справа, сзади в белой форме)
слушает дискуссии в Потсдаме
Конференция 1945 года после немецкого
сдаваться. Конференция должна была определить
четырехсторонний раздел Германии и
Будущее Восточной Европы.
Справа от Сталина министр иностранных дел СССР,
Вячевслав Молотов.

Добавить этот пункт в закладки: //www.loc.gov/exhibits/archives/sovi.html#obj6

После войны споры между
Советский Союз и западные демократии, особенно
Советский захват восточноевропейских государств во главе с Уинстоном Черчиллем
предупредить в 1946 году, что «железный занавес» опускается через
середина Европы. Со своей стороны, Иосиф Сталин углубил
отчуждение между США и СССР, когда
он утверждал в 1946, что Вторая мировая война была неизбежной и
неизбежным следствием «капиталистического империализма» и подразумеваемой
что такая война может повториться.

Холодная война была периодом соперничества между Востоком и Западом, напряженности,
и конфликт, за исключением полномасштабной войны, характеризующийся взаимным
восприятия враждебных намерений между военно-политическими
альянсы или блоки. Были настоящие войны, иногда называемые
«прокси-войны», потому что их вели советские союзники, а не
чем сам СССР — наряду с конкуренцией за влияние в
Третий мир и крупная гонка вооружений сверхдержав.

После смерти Сталина отношения между Востоком и Западом прошли через
фазы чередования расслабления и конфронтации, включая
кооперативная фаза в 1960-е годы и другая, названная разрядкой,
в течение 1970-х годов. Заключительный этап в конце 1980-х — начале
1990-е годы приветствовал президент Михаил Горбачев, и особенно
президентом новой посткоммунистической Российской республики,
Борис Ельцин, а также президент Джордж Буш, как начало
партнерство между двумя государствами, которое могло бы решить многие
глобальные проблемы.

Телеграмма президенту Трумэну

 

Увеличить

Телеграмма президенту Трумэну

Прочитать перевод

Добавить этот элемент в закладки: //www.loc.gov/exhibits/archives/sovi.html#obj7

3

Вернуться к началу

Холодная война: взгляды СССР

После Второй мировой войны Иосиф Сталин видел мир разделенным
на два лагеря: империалистический и капиталистический режимы на одном
стороны, а коммунистический и прогрессивный мир — с другой. В
1947, президент Гарри Трумэн также говорил о двух диаметрально противоположных
противоположные системы: одна свободная, а другая направлена ​​на подчинение
другие нации.

После смерти Сталина Никита Хрущев заявил в 1956 году, что
империализм и капитализм могли сосуществовать без войны, потому что
Коммунистическая система окрепла. Женевский саммит 1955 г.
между Великобританией, Францией, Советским Союзом и Соединенными Штатами,
и Кэмп-Дэвидский саммит 1959 между Эйзенхауэром и
Хрущев вселил надежду на более тесный дух сотрудничества между Востоком и
и Запад. В 1963 году США и СССР подписали
некоторые соглашения об укреплении доверия, и в 1967 году президент Линдон
Джонсон встретился с премьер-министром СССР Алексеем Косыгиным в
Глассборо, Нью-Джерси. Вперемешку с такими движениями к
сотрудничество, однако, были враждебными актами, которые угрожали более широкому
конфликтов, таких как кубинский ракетный кризис 19 октября62 и
советское вторжение в Чехословакию в 1968 году.

Длительное правление Леонида Брежнева (1964–1982 гг.)
в России как «период застоя». Но советский
позиция по отношению к Соединенным Штатам стала менее откровенно враждебной в
начало 1970-х. Переговоры между США и
Советский Союз завершился встречами на высшем уровне и подписанием
соглашения об ограничении стратегических вооружений. Брежнев провозгласил в
1973 что мирное сосуществование было нормальным, постоянным и
необратимое состояние отношений между империалистами и коммунистами
стран, хотя и предупредил, что конфликт может продолжаться в
Третий мир. В конце 1970-х годов усилились внутренние репрессии и
советское вторжение в Афганистан привело к возобновлению холодной войны
враждебность.

Советские взгляды на США в очередной раз изменились после
Михаил Горбачев пришел к власти в начале 1985. Контроль над вооружениями
переговоры были возобновлены, и президент Рейган предпринял новый
серия встреч на высшем уровне с Горбачевым, которые привели к оружию
сокращений и способствовал росту симпатий даже среди
Коммунистические лидеры за более тесное сотрудничество и отказ от
классовое, конфликтоориентированное мировоззрение.

С признанием президентом Ельциным независимости
других республиках бывшего СССР и запуск им полномасштабного
масштабная программа экономических реформ, направленная на создание рынка
экономики, Россия обязалась, наконец, преодолеть как
имперское и идеологическое наследие Советского Союза.

Разоблачение империалистической политики

 

Увеличить

Разоблачение империалистической политики [усеченное изображение]

Прочитать перевод наверх

Холодная война: Карибский кризис

По воспоминаниям Никиты Хрущева, в мае 1962 г.
возникла идея размещения ядерных ракет средней дальности
на Кубе в качестве средства противодействия растущему лидерству Соединенных
США в разработке и развертывании стратегических ракет. Он также
представил схему как средство защиты Кубы от другого
спонсируемое Соединенными Штатами вторжение, такое как неудавшаяся попытка
залив свиней в 1961.

Получив одобрение Фиделя Кастро, Советский Союз
быстро и тайно работали над созданием ракетных установок в
Куба. 16 октября президенту Джону Кеннеди показали
разведывательные фотографии советских ракетных установок под
строительство на Кубе. После семи дней осторожного и интенсивного
дебаты в администрации Соединенных Штатов, в ходе которых советские
дипломаты отрицали, что установки для наступательных ракет были
строятся на Кубе, президент Кеннеди в телеобращении на
22 октября объявили об обнаружении установок и
провозгласил, что любой ракетно-ядерный удар с Кубы будет
расценивается как нападение Советского Союза, и на него будет дан ответ
соответственно. Он также ввел военно-морской карантин на Кубе, чтобы
предотвратить дальнейшие поставки советских наступательных вооружений
от прибытия туда.

Во время кризиса обе стороны обменялись множеством писем и
другие коммуникации, как формальные, так и «обратные каналы». Хрущев
отправил письма Кеннеди 23 и 24 октября с указанием
сдерживающий характер ракет на Кубе и мирный
намерения Советского Союза. 26 октября Хрущев отправил
Кеннеди длинное бессвязное письмо, в котором, по-видимому, предлагалось
ракетные установки будут демонтированы, а личный состав выведен
в обмен на заверения Соединенных Штатов в том, что они или их доверенные лица
не вторгнется на Кубу. 27 октября еще одно письмо Кеннеди
прибыл от Хрущева, предположив, что ракетные установки в
Куба была бы демонтирована, если бы Соединенные Штаты демонтировали ее
ракетные установки в Турции. Американская администрация
решил проигнорировать это второе письмо и принять предложение
изложено в письме от 26 октября. Затем Хрущев объявил
28 октября, что он демонтирует установки и
вернуть их в Советский Союз, выразив уверенность, что
Соединенные Штаты не будут вторгаться на Кубу. Дальнейшие переговоры были
для реализации соглашения от 28 октября, в том числе Соединенных
Государства требуют, чтобы советские легкие бомбардировщики также были сняты с вооружения.
Куба, а также указать точную форму и условия Соединенных
заверения государств не вторгаться на Кубу.

Письмо Хрущева президенту Кеннеди

 

Увеличить

Письмо Хрущева президенту Кеннеди

Прочитать перевод

Добавить этот элемент в закладки: //www.loc.gov/exhibits/archives/sovi.html#0039 наверх

Главная | Благодарности | Эссе

Разделы: Внутреннее устройство советской системы | Советский Союз и США

Четыре мифа о Большой стратегии России

22 сентября 2020 г.

Эта статья является частью программы обучения руководителей CSIS Понимание российской армии сегодня .

Введение

Потратив большую часть 1990-х и начала 2000-х годов на восстановление своего государства, режима, экономики и вооруженных сил после травматического распада СССР, возвращение России на центральное — и часто разрушительное — место в мировой политике обнажило глупость многих ученых и политиков. которые игнорировали Россию в те годы или пренебрежительно утверждали, что страна не имеет значения в пост-9/11 world сосредоточился на борьбе с терроризмом и межконфессиональным насилием на Ближнем Востоке. Возможно, из-за этого пренебрежения возрождение России в двадцать первом веке привело к большому количеству неправильных представлений о ее целях в международной политике. В данной статье делается попытка развеять некоторые из этих заблуждений путем выявления и развенчания четырех распространенных мифов о большой стратегии России. 1

Миф №1: Большая стратегия России определяется идеологией

Одно из распространенных заблуждений состоит в том, что российские лидеры — и Путин в особенности — руководствуются идеологическими мотивами в своем стремлении к достижению великих стратегических целей России. Часто эта мотивирующая идеология идентифицируется как общий нелиберальный консерватизм. Эта точка зрения поддерживается заявлениями самого Путина, как в 2019 году, когда он сказал Financial Times, что «либеральная идея предполагает, что ничего не нужно делать. Мигранты могут безнаказанно убивать, грабить и насиловать, потому что их права как мигрантов должны быть защищены… Итак, либеральная идея устарела». Еще одно свидетельство консервативной идеологической направленности большой стратегии России также можно найти в хорошо задокументированных связях России с крайне правыми политическими движениями в Европе.

Нет сомнений в том, что Путин придерживается консервативных социальных ценностей и нелиберальных политических принципов, но их место в российской стратегии скорее инструментальное, чем идеологическое: они являются полезными инструментами для сеяния раздора и раскола в противниках, тем самым продвигая реальные политические интересы России в политической сфере. . Кроме того, такие убеждения не могут объяснить весь спектр целей и методов, которые Россия использует для обеспечения национальной безопасности. Хотя эти убеждения могут формировать внутреннее правление Путина, они не мотивируют его стратегическое видение места России в мире.

Другие предполагают, что стратегическое мировоззрение России находится под сильным влиянием евразийской идеологии, уходящей своими корнями в русскую политическую философию XIX века и наделяющей русский народ богодухновенной — или даже божественной — судьбой объединять русский и нерусский народы. которые разделяют общие культуры на территориях бывшей Российской империи. В последние годы евразийскую идеологию наиболее тесно отождествляют с русским политическим мыслителем Александром Дугиным, описанным один раз в Иностранных дел как «Мозг Путина». Однако мало доказательств того, что Дугин имеет какое-либо прямое идеологическое влияние на Путина, а политика или заявления Путина не отражают полного принятия евразийских идей Дугина. Скорее, евразийская идеология — это всего лишь одно направление националистической мысли, с которым согласуется определенная — но не вся — политика Кремля.

Основы большой стратегии России можно найти не в идеологии, а в более универсальном, хотя и приземленном, состоянии геополитической нестабильности, которым руководствуется реалистическая школа мысли. Мировоззрение России и ее великие стратегические цели являются продуктом глубокого и стойкого чувства геополитической незащищенности, которое веками обусловливало ее отношения с внешним миром. Это «стойкое чувство уязвимости, которое никогда не скрывается глубоко в сознании российских правителей» порождено географией, которую трудно защитить от внешнего вторжения, непосредственной близостью к другим великим державам и — в той же степени, что и любой другой фактор — Собственные экспансионистские тенденции России, которые на протяжении всей истории часто снижали безопасность, а не укрепляли ее. По иронии судьбы, большая часть исторической дилеммы безопасности России была вызвана ею самой, как отмечает Коткин:

Россия одновременно примыкала к Европе, Ближнему и Дальнему Востоку. Такое обстоятельство должно было побудить к осторожности во внешней политике. Но Россия была склонна к экспансии именно во имя уязвимости: даже когда силы, верные царю, захватили территорию, они воображали, что упреждают атаки [других великих держав]. И как только Россия насильно завладела регионом, ее официальные лица неизменно настаивали на том, что они должны захватить и следующий, чтобы иметь возможность защитить свои первоначальные завоевания. Чувство судьбы и неуверенности смешались в пьянящей смеси.

Образовавшийся в результате «менталитет осажденной крепости», который проходит через большую стратегию России, можно обнаружить во всех российских стратегических документах и ​​риторике, например, в речи Путина в марте 2014 года, в которой он объявил об аннексии Крыма. По этому адресу он демонстративно заявил:

.

У нас есть все основания предполагать, что печально известная политика сдерживания, проводившаяся в 18 90 253 90 254, 19   и 20   века, продолжается и сегодня. Нас постоянно пытаются загнать в угол за то, что у нас есть независимая позиция, за то, что мы ее отстаиваем и за то, что называем вещи своими именами и не занимаемся лицемерием. Но всему есть предел. А с Украиной наши западные партнеры перешли черту…»

Если этот аргумент верен — что стратегическое мировоззрение России обусловлено глубоким чувством незащищенности и угрозой окружения, а не идеологией ее нынешних лидеров, — мы должны признать неудобную реальность в отношении будущего. Однажды нынешние лидеры России, включая Путина, перестанут управлять страной. Но география и геополитические реалии России останутся неизменными, и, если судить по истории, ее великие стратегические цели сохранятся еще долго после того, как новое поколение российских правителей займет Кремль.

Миф №2: Россия стремится восстановить Советский Союз или Российскую империю.

После военных наступательных операций России против Грузии в 2008 г. и Украины с 2014 г., которые привели к аннексии Крыма, утверждения о том, что Россия стремится воссоздать империю на территории бывшего Советского Союза или Российской империи, стали обычным явлением во многих западных странах. политические круги. Но вместо того, чтобы восстанавливать традиционное имперское правление, Россия в двадцать первом веке предпочитает следовать тому, что аналитик Бобо Ло называет «постмодернистской империей»: вместо более грубых военных инструментов… Он нацелен на лучшее из всех миров: прочное влияние и власть, но с минимумом ответственности».

Вместо формальной территориальной империи под прямым управлением Россия стремится установить привилегированную и исключительную сферу влияния на бывшей советской территории. В пределах заявленной сферы Россия стремится к привилегированному статусу, который дает Москве место за столом столиц каждой постсоветской страны. Он даже претендует на право вмешиваться, когда это необходимо, во внутренние дела государств, входящих в его сферу деятельности, поскольку, по мнению Путина, только великие державы, такие как Россия, являются по-настоящему суверенными. Если государство в предполагаемой сфере влияния России примет решение, которое угрожает интересам России, например, попытка Украины вступить в НАТО или Европейский союз, Москва готова применить необходимые рычаги влияния, чтобы наложить вето на этот выбор.

Кроме того, поскольку Россия считает, что только великая держава может пользоваться таким привилегированным положением в преследовании своих политических интересов в регионе, она рассматривает усилия США по развитию двусторонних и многосторонних связей с постсоветскими государствами как конкуренцию с нулевой суммой. . Москва особенно чувствительна к поддержке США протестных, демократических и оппозиционных движений на постсоветском пространстве, рассматривая это как попытку усилить влияние США за счет России. Стоит отметить, что, хотя Москва гораздо более терпимо относится к расширению экономического влияния Китая в Центральной Азии, даже это остается источником беспокойства для Кремля. Можно представить рост трений в регионе, если инициативы Пекина распространятся на политическую и военную сферы.

Эта сфера привилегированного и исключительного влияния является важнейшим элементом стратегического решения России дилеммы безопасности. Он устанавливает буферную зону между Россией и ее ключевым стратегическим противником: США (в лице НАТО). Кроме того, он стремится гарантировать, что буферные государства не предпримут суверенных действий, угрожающих безопасности России. Наконец, он стремится устранить то, что Москва считает дестабилизирующим иностранным вмешательством в дела своих соседей (особенно цветные революции и революцию на Майдане), которое обычно наносит ущерб интересам России. Достаточно вспомнить силовые интервенции Москвы в Грузии в 2008 году и Украине с 2014 года, чтобы оценить, на что Кремль готов пойти, чтобы защитить свои интересы в регионе.

Миф №3: Россия стремится восстановить былый миропорядок

Стремление России к сферам влияния на постсоветском пространстве привело многих аналитиков к проведению исторических параллелей с предыдущими эпохами мироустройства, приписывая России стремление воскресить ушедшую систему глобального порядка, такую ​​как постмировая Вторая война «Ялтинская система».

Ради исторической достоверности — и вопреки распространенному мнению — следует отметить, что концепция сфер влияния формально не обсуждалась на Ялтинской конференции 1945, хотя напряженные переговоры о судьбе послевоенной Польши гарантировали, что Москва укрепит свое господство в Восточной Европе. Фактически, именно в октябре 1944 года Сталин и Черчилль, как известно, договорились в Москве о различных процентах «влияния» в Восточной Европе. И именно в Потсдаме, а не в Ялте, Трумэн — не имея принципиальных возражений Рузвельта относительно сфер влияния — согласился на то, что равносильно разделу Европы на две сферы. Тем не менее, «Ялта» стала синонимом советской сферы влияния после войны, образ, который снова и снова появляется как в западном, так и в российском дискурсе.

Другим историческим прецедентом, иногда предлагаемым в качестве аналогии большой стратегии России в двадцать первом веке, является система «Концерт Европы», созданная после наполеоновских войн. Как и в случае с Ялтой, в этой аналогии есть доля правды. Как и тогда, большая стратегия России по-прежнему направлена ​​на создание «концертов» великих держав мира, посредством которых она может оказывать влияние на мировые дела за пределами постсоветского пространства. Таким образом, Россия видит в «концерте» и собственном участии в нем главный гарант международного порядка и стабильности. Сочетая как формальные элементы (такие как Совет Безопасности ООН, где Россия имеет право вето), так и неформальные элементы, такие как специальные консультационные форумы, всеобъемлющая цель участия России в «концертах» XXI века состоит в том, чтобы предоставить Москве решающую сказать в решении мировых проблем способами, которые соответствуют его интересам. Не менее важно и то, как концерты могут помочь обеспечить уважение интересов друг друга великими державами и, при необходимости, урегулировать конфликты.

То, что образы Ялты и «Европейского концерта» заняли видное место в отчетах о российской стратегии, не случайно: сам Путин много раз говорил об обеих системах, превознося мир, стабильность и гармонию, которые они якобы привнесли в мировую политику. В 2013 году, например, он говорил участникам Валдайского дискуссионного форума:

Хочу напомнить, что Венский конгресс 1815 г. и соглашения, заключенные в Ялте в 1945 г., принятые при самом активном участии России, обеспечили прочный мир. Сила России, сила победившей нации в эти критические моменты проявилась в великодушии и справедливости. И вспомним Версальский договор, заключенный без участия России. Многие эксперты, и я с ними абсолютно согласен, считают, что Версаль положил начало Второй мировой войне.

Однако мифы о «золотом веке» сотрудничества великих держав, будь то Ялта или система постнаполеоновских конгрессов, — это всего лишь мифы. Реальность такова, что ни одно урегулирование не привело к глобальной стабильности или даже к прочному сотрудничеству между победителями. Ведь всего через год после Ялты Черчилль произнес свою знаменитую речь о «железном занавесе», ознаменовав начало «холодной войны» и ясно дав понять, что любое сотрудничество между СССР и Западом мертво. Точно так же система Конгресса была относительно недолговечной и функционально мертвой к концу 1825 года. Однако эти исторические факты не помешали современным российским элитам идеализировать эти системы и место России в них, а также не помешали предположениям о том, что Путин быть «современным Меттернихом».

Реальность такова, что мировой порядок, который стремится установить Россия, — многополярная система, в которой великие державы управляют остальным миром и координируют свои действия для обеспечения своих национальных интересов, — не может быть восстановлен, потому что его никогда не существовало. Однако, как, несомненно, признает Путин, мифы о воскресении, тем не менее, могут быть мощным инструментом пропаганды.

Миф №4: Путин оппортунист, а не стратег

Часто можно услышать, как комментаторы ставят под сомнение само существование большой стратегии России, утверждая, что Владимир Путин — оппортунист, а не стратег. Таким образом, Стивен Бенедикт Дайсон и Мэтью Дж. Пэрент заявляют, что Путин не является «великим шахматистом с последовательно преследуемым великим замыслом. Вместо этого он скорее бесстыдный оппортунист». Предположение о том, что стратегия и оппортунизм исключают друг друга, является чрезмерно упрощенным: независимо от того, кто инициировал действие в первом раунде, ко второму раунду стратегического взаимодействия оба государства будут отвечать друг другу. Стратегические взаимодействия, как признают исследователи теории стратегического выбора, представляют собой повторяющиеся игры, а не эфемерные однократные взаимодействия. Вопреки мифу о том, что оппортунизм является признаком плохой или отсутствующей стратегии, определенная степень гибкости необходима для успешного достижения государством своих стратегических целей.

Ни один стратег — будь то генерал, планирующий поле битвы, или великий стратег, созерцающий земной шар, — не может предвидеть и спланировать все неожиданные препятствия и возможности, которые возникнут между тем, где они находятся, и их стратегическими целями. Но хороший стратег будет хорошо владеть тактическим инструментарием, зная, когда наступать, отступать, отходить в обход или использовать возможность для продвижения к более крупной цели. Хорошая стратегия не несовместима с оппортунистическим поведением — она зависит от него.

Рассмотрим в этом свете путинский крымский гамбит. Нереально полагать, что он контролировал или даже предвидел длинную череду событий, приведших к политическому землетрясению в Украине в 2014 году: соглашение Европейского Союза об ассоциации с Киевом по принципу «бери или уходи»; протесты на Майдане, вызванные решением Януковича «уйти»; крах соглашения о передаче власти от 21 февраля 2014 г.; последующий бегство Януковича из Украины; и националистическая политика, проводимая временным правительством, которая оттолкнула многих этнических русских от Украины на юге и востоке страны. (Это не означает, что Россия не имела никакого отношения к влиянию на эти события. Очевидно, крымское вторжение было осуществлено ловко, что свидетельствует о серьезном планировании.)

Но крах политического порядка в Украине представил Путину как риск, так и возможность. Риск заключался в том, что революция Майдана, как и предшествовавшая ей Цветная революция, угрожала вывести Украину из сферы влияния России, возможно, навсегда. Возможность, однако, заключалась в том, что Россия была в состоянии быстро и неожиданно вмешаться для достижения двух крупных стратегических побед: вернуть себе ранее принадлежавший России Крымский полуостров и обеспечить контроль над штабом Черноморского флота в Севастополе, положив конец давнему спору между Киевом. и Москва.

То, что умелый оппортунизм Путина делает его эффективным стратегом, не означает, что он непогрешим. Столь же распространенный миф о том, что Путин является мастером стратегии, шахматным гроссмейстером мировой политики, также не соответствует действительности: Россия допустила стратегические ошибки за последние несколько лет, в том числе военную интервенцию в Донбассе на востоке Украины, где она в значительной степени потерпела неудачу. для достижения своих политических целей шесть лет спустя. Все, что осталось, — это тлеющий полузамороженный конфликт, из которого Москва, похоже, не может выбраться.

Для западных политиков это означает, что мы не должны ни преуменьшать, ни мифологизировать стратегические способности Путина. Скорее, мы должны признать, что он является стратегическим оппортунистом: он будет продолжать использовать неожиданные возможности для продвижения национальных интересов России, когда и где они возникают. Поэтому мы должны ожидать неожиданностей и в равной степени быть готовыми реагировать гибко и быстро, чтобы действия России не создавали «фактов на местах», которые наносят ущерб долгосрочным интересам США.

Заключение

Разработка эффективного ответа на большую стратегию России требует четкого понимания того, чем является эта стратегия и чем она не является. В этой статье мы попытались внести свой вклад в эту дискуссию, выявив распространенные мифы о преследовании Россией своих основных интересов национальной безопасности в двадцать первом веке.

Нет никаких сомнений в том, что у России есть большая стратегия, независимо от того, отражена ли она в основополагающих документах по национальной безопасности. Анализируя слова и дела России, становится очевидным, что у нее есть хорошо проработанные стратегические цели и что Москва координирует широкий спектр ресурсов и методов для их достижения. Иными словами, Россия ведет себя стратегически.

Но есть ли у России успешная великая стратегия? За последние несколько лет Россия сделала несколько ключевых шагов на пути к своим великим стратегическим целям, сталкиваясь и приспосабливаясь к неожиданным вызовам и возможностям. Они ближе к достижению своих целей, чем 5, 10 или 20 лет назад. По этому показателю Россия добилась некоторых заметных стратегических успехов.

И все же можно справедливо задаться вопросом, действительно ли их асимметричный набор подрывных тактик — независимо от того, насколько эффективно они применяются против Соединенных Штатов — соответствует задаче создания многополярного мирового порядка, к которому стремится Россия. Путин доказал, что умеет разыгрывать слабую руку с максимальным эффектом. Но есть ли у России средства для фундаментальной перестройки международной системы?

Скорее всего, нет: одно дело подколоть противника и сломить его мощь; совсем другое — разрушить всю систему и построить что-то на ее месте. Если российское видение многополярного мирового порядка, в котором доминирует клуб великих держав с особыми привилегиями, осуществится, это будет иметь не столько отношение к усилиям России, сколько к отказу США от лидерства и уходу Китая в пустоту. И все же, как показали махинации Кремля в последние годы, Москва может создать немало проблем на этом пути.

Роберт  Персона – адъюнкт-профессор международных отношений в Военной академии США и директор учебной программы Вест-Пойнта по международным отношениям. Его текущий книжный проект , Большая стратегия России в 21   веке  , будет опубликован издательством Brookings Institution Press в 2022 году.   должность в Военной академии США, Армии США или Министерстве обороны.

CSIS не занимает определенные политические позиции. Соответственно, все взгляды, позиции и выводы, выраженные в данной публикации, следует понимать как принадлежащие исключительно автору (авторам).

1 Части этого документа взяты из Роберта Персона, Большая стратегия России в 21 веке (Вашингтон, округ Колумбия: Brookings Institution Press, 2022). Я определяю большую стратегию как повторяющийся процесс, посредством которого государства стремятся определить свои основные национальные интересы; сформулировать ключевые стратегические цели, достижение которых будет соответствовать этим интересам; мобилизовать ресурсы для достижения стратегических целей; разработать всеобъемлющие и эффективные методы, обеспечивающие эффективное использование ограниченных ресурсов; и применять эти методы посредством скоординированной политики и действий для достижения стратегических целей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts