Годы жизни николай 2: ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ II | Государственный музей-заповедник «Царское Село»
Содержание
Николай II — биография, личная жизнь, фото, причина смерти, император, флаг, Россия, книги, царь
Биография
Николай Второй — последний российский император, вошедший в историю как самый слабовольный царь. По мнению историков, управление страной для монарха было тяжелой обузой, но это не помешало ему внести посильный вклад в промышленно-экономическое развитие России, несмотря на то что в стране в годы его царствования активно росло революционное движение и усложнялась внешнеполитическая ситуация. В наше время российский император упоминается с эпитетами Николай Кровавый и Николай Мученик, так как оценки деятельности и характера царя неоднозначны и противоречивы.
Детство и юность
Родился Николай II 18 мая 1868 года в Царском Селе в императорской семье. Для своих родителей, Александра III и Марии Федоровны, он стал старшим сыном и единственным наследником престола. У Николая было еще пятеро братьев и сестер.
Старшего сына с самых ранних лет учили будущему делу всей его жизни. Воспитанием цесаревича с рождения занимался англичанин Карл Хис, который обучил юного Николая Александровича свободно разговаривать на английском языке. Позже цесаревич в совершенстве овладел французским, немецким и датским языками.
Детство наследника царского престола прошло в стенах Гатчинского дворца под четким руководством отца, Александра III, который воспитывал детей в традиционном религиозном духе. Он разрешал им поиграть и пошалить в меру, но при этом не позволял проявлять лень в учебе, пресекая мысли сыновей о будущем престоле.
Николай II в детстве / @HistoryFoto
В восьмилетнем возрасте Николай начал получать общее образование в домашних условиях. Его обучение велось в рамках общего гимназического курса, но особого рвения и стремления к учебе будущий царь не проявлял. Его страстью было военное дело — уже в пять лет он стал шефом лейб-гвардии Резервного пехотного полка и с радостью осваивал военную географию, правоведение и стратегию.
В 1884 году, по достижении совершеннолетия, цесаревич принес присягу в Зимнем дворце, после чего поступил на действительную военную службу, а через три года приступил к регулярной военной службе, за что ему было присвоено звание полковника.
Первое знакомство с государственными делами у наследника престола состоялось еще в молодости. В 1889 году цесаревич начал присутствовать на заседаниях Государственного совета и Кабинета министров, на которых отец ввел его в курс дела и поделился опытом, как управлять страной. В тот же период Александр III совершил с сыном многочисленные путешествия, начавшиеся с Дальнего Востока. За девять месяцев они по морю объехали Грецию, Индию, Египет, Японию и Китай, а затем через всю Сибирь по суше вернулись в российскую столицу.
Восхождение на престол
В 1894 году, после смерти Александра III, Николай Второй вступил на престол и торжественно пообещал охранять самодержавие так же твердо и неуклонно, как его покойный родитель. Коронация последнего русского императора состоялась в 1896 году в Москве.
Торжественные мероприятия ознаменовались трагическими событиями на Ходынском поле, где во время раздачи царских подарков произошла массовая давка. Погибло свыше тысячи граждан, но вечерний бал по случаю восхождения царя на престол отменять не стали. Эти события образованное общество восприняло как вызов, что стало закладкой фундамента в создание освободительного движения в России от царя-диктатора.
Николай II с братьями и сестрами / @chestnaya095
На фоне этого императором в стране велась жесткая внутренняя политика, согласно которой преследовалось инакомыслие. В тот же период в России была проведена столыпинская аграрная реформа, введено фабричное законодательство, приняты законы об обязательном страховании рабочих и всеобщем начальном образовании, построено более 70 тыс. км железных дорог и прочее.
Правление и отречение от престола
Царствование Николая II в новом столетии проходило на фоне обострения внутриполитической жизни России и сложной внешнеполитической ситуации. При этом у государя на первом месте стояло дальневосточное направление. Основным препятствием русского монарха к преобладанию на Дальнем Востоке была Япония, которая без предупреждения в 1904 году напала на русскую эскадру в портовом городе Порт-Артуре и в из-за бездействия российского руководства нанесла поражение русской армии.
В результате поражения в русско-японской войне в стране начала стремительно развиваться революционная ситуация, а России пришлось уступить Японии южную часть Сахалина и права на Ляодунский полуостров. Именно после этого российский император потерял авторитет в интеллигентских и правящих кругах страны, которые обвиняли царя в поражении и связях с Григорием Распутиным, являвшимся неофициальным советником монарха, но считавшимся в обществе шарлатаном и мошенником.
Николай II в молодости / @gerasimov_se
Переломным моментом в биографии Николая II стала Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году. Тогда император всеми силами по советам Распутина старался избежать кровавой бойни, но Германия пошла войной на Россию, которая была вынуждена защищаться. В 1915 году монарх взял на себя военное командование русской армией и лично ездил по фронтам, инспектируя войсковые части. При этом он допустил ряд роковых военных ошибок, что привело к краху династии Романовых и Российской империи.
Война обострила внутренние проблемы страны, все военные неудачи в окружении Николая Второго возлагались именно на него. В конце февраля 1917 года в Петрограде начались массовые восстания, которые император изначально намеревался пресечь силовыми методами. Но военные не подчинились приказам царя, а члены свиты уговаривали его отречься от престола, что якобы поможет подавить волнения. После нескольких дней мучительных размышлений монарх решил отречься от престола в пользу своего брата, великого князя Михаила Александровича, который отказался принимать корону, что означало конец династии Романовых.
После подписания самодержцем манифеста об отречении Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов издал приказ об аресте царской семьи и ее приближенных. Разделить трагическую судьбу с монархом согласились лишь единицы близких людей из его окружения, которых вместе с царем выслали сначала в Царское Село, откуда Временное правительство планировало отправить монаршую семью за границу, а затем в Тобольск.
Личная жизнь
В личной жизни Николай Второй отличался постоянством. В 1889 году, во время визита 16-летней немецкой принцессы Алисы Гессен-Дармштадтской в Россию, цесаревич обратил особое внимание на девушку и попросил у отца благословения на брак. Но родители не одобрили выбор наследника: будучи внучкой королевы Виктории и троюродной сестрой самого Николая, Аликс тем не менее была незавидной партией для будущего самодержца.
Это не остановило цесаревича, который не терял надежды на брак с Алисой. Им помогала великая княгиня Елизавета Федоровна, сестра немецкой принцессы, устраивавшая молодым влюбленным тайную переписку.
Возлюбленная императора: история отношений Николая II и балерины Матильды Кшесинской
Чувства наследника престола к принцессе Алисе не стали препятствием для увлечения Николаем балериной Матильдой Кшесинской. Их первая встреча состоялась в 1980-м на выпускном представлении Императорского театрального училища. Балетная школа была настоящим поставщиком фавориток для членов императорской семьи, а для самих балерин «выход на содержание» было желанным этапом карьеры.
Матильда настойчиво искала встреч с цесаревичем вне театра, затем принимала его в родительском доме. «Охота» на обеспеченного и родовитого покровителя окончилась успехом в 1893-м: Николай Александрович получил любовницу, а Кшесинская — скандальное внимание высшего света и дорогие подарки, включая особняк. Царская чета одобряла роман, который позволял наследнику престола постичь «азы любви» до брака. Об этом свидетельствует создание специального фонда, из которого наследник престола оплачивал подарки для фаворитки.
Портрет Николая II / @TsarPress
Спустя год Николай вновь настойчиво попросил согласия отца на брак с немецкой принцессой. Александр III ввиду резко ухудшавшегося здоровья разрешил сыну жениться на Алисе. Роман с Матильдой был прекращен, хотя слухи об их отношениях ходили и после царской свадьбы. Сама Аликс, которая после миропомазания стала Александрой Федоровной, знала об отношениях тогда еще потенциального жениха с балериной: ей доносили многочисленные «доброжелатели», а позже царица лично ознакомилась с дневниками Николая II.
Брак с Александрой Федоровной
В ноябре 1894 года в Зимнем дворце состоялось венчание Николая Второго и Александры Федоровны, а в 1896 году супруги были коронованы и официально стали правителями страны.
В браке Александры Федоровны и Николая II родилось пятеро детей: четыре дочери (Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия) и единственный наследник Алексей, имевший серьезную наследственную болезнь — гемофилию (нарушение свертываемости крови). Болезнь цесаревича Алексея Николаевича вынудила царскую семью познакомиться с известным в то время Григорием Распутиным, который помогал ребенку бороться с приступами болезни. Это позволило неграмотному мужику приобрести влияние на Александру Федоровну и императора Николая Второго.
Историки сообщают, что семья для последнего русского императора стала главным смыслом жизни. Большую часть времени он проводил в семейном кругу, не любил светских удовольствий, дорожил покоем, привычками, здоровьем и благосостоянием родных.
Расстрел Николая II и его семьи
После Октябрьской революции и прихода к власти большевиков во главе с Владимиром Лениным царскую семью перевезли в Екатеринбург и заключили в «доме особого назначения». Тогда большевики начали вынашивать план судебного процесса над монархом, но Гражданская война не дала осуществить их замысел.
Николай II с семьей / «ВКонтакте»
Исполком Уральского областного совета, игнорируя распоряжение Ленина привезти Николая II в Москву для публичного суда, принял решение расстрелять царя и его семью. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года приговор семье последнего русского императора был приведен в исполнение в полуподвальном помещении дома, в котором семья держалась в заточении.
Причиной смерти царя, его жены и большинства детей стали огнестрельные ранения. Еще живых после расстрела великую княжну Анастасию, цесаревича Алексея, а также горничную Анну Демидову добивали штыками. После жертв вывезли за пределы города, их тела сожгли при помощи серной кислоты и керосина и закопали в земле.
Память
Эпохе правления Николая II посвящено едва ли не больше литературы, чем всей остальной российской истории, вместе взятой. Последнего русского царя упоминали в своих книгах Борис Акунин («После тяжелой продолжительной болезни. Время Николая II»), Эдвард Радзинский («Николай II. Жизнь и смерть»), Валентин Пикуль («Нечистая сила») и прочие.
Проведенная во времена правления Николая Александровича денежная реформа считается одной из успешных во времена царской России. Переход на новые деньги, выпуск памятных и донативных монет с царским портретом, рассмотрение вариантов чеканки, материалов и даже названий денег с выпуском пробных экземпляров обеспечили богатое наследие тех времен для коллекционеров.
Николай II и Георг V / @ru_vokrugsveta
Еще одним наследием правления Николая II является утверждение бело-сине-красного флага в качестве государственного флага Российской империи накануне коронации императора в 1896-м.
В настоящее время памятники последнему русскому императору установлены не только в России (в Екатеринбурге, Калуге, Новосибирске), но и в сербском Белграде. Имя Николая II носит Московский государственный университет путей сообщения (МГУПС).
Интересные факты
- Императору были не чужды мирские увлечение — он с удовольствием ездил на охоту, участвовал в соревнованиях по верховой езде, с азартом катался на коньках и играл в хоккей. Как и другие члены семьи, Николай Александрович стал страстным фотолюбителем и оставил множество личных альбомов с фото.
- Будучи двоюродными братьями по материнской линии, король Великобритании Георг V и Николай II внешне были очень похожи.
Родился последний российский император Николай II
6 (18) мая 1868 г. в Царском Селе родился последний российский император — Николай II (Николай Александрович Романов).
Детские годы Николая прошли в стенах Гатчинского дворца. Учебные занятия будущего императора велись по тщательно разработанной программе в течение тринадцати лет. Первые 8 лет были посвящены предметам гимназического курса. Особое внимание уделялось изучению политической истории, русской литературы, французского, немецкого и английского языков; следующие пять лет были посвящены изучению военного дела, юридических и экономических наук, необходимых для государственного деятеля. Преподавателями были выдающиеся русские учёные: Н. Н Бекетов, Н. Н. Обручев, Ц. Ф. Кюи, М. И. Драгомиров, Н. Х. Бунге.
В 1884 г. Николай Александрович поступил на действительную военную службу, в июле 1887 г. приступил к регулярной военной службе в Преображенском полку. До восшествия на престол Николай командовал — в чине полковника — первым батальоном лейб-гвардейского Преображенского полка.
Для знакомства с государственными делами с мая 1889 г. Николай начал присутствовать на заседаниях Государственного Совета и Комитета министров. В октябре 1890 г. предпринял морское путешествие на Дальний Восток. За 9 месяцев он посетил Грецию, Египет, Индию, Китай, Японию, а затем сухим путём через всю Сибирь возвратился в столицу России.
В апреле 1894 г. состоялась помолвка будущего императора с принцессой Алисой Дармштадт‑Гессенской, дочерью великого герцога Гессенского, внучкой английской королевы Виктории. После перехода в православие она приняла имя Александры Фёдоровны.
20 октября (2 ноября) 1894 г. скончался Александр III. За несколько часов до кончины, умирающий император обязал сына подписать Манифест о восшествии на престол.
В период царствования Николая II Россия превращалась в аграрно-индустриальную страну, росли города, строились железные дороги, промышленные предприятия. Император поддерживал решения, нацеленные на экономическую и социальную модернизацию страны: введение золотого обращения рубля, столыпинскую аграрную реформу, законы о страховании рабочих, всеобщем начальном образовании, веротерпимости.
Царствование Николая II проходило в обстановке нараставшего революционного движения и усложнения внешнеполитической ситуации (Русско-японская война 1904-1905 гг., Кровавое воскресенье, Революция 1905-1907 гг., Первая мировая война, Февральская революция 1917 г.).
Под влиянием сильного общественного движения в пользу политических преобразований, император подписал Манифест 17 октября 1905 г., провозглашавший демократические свободы. 23 апреля (6 мая) 1906 г. была утверждена новая редакция «Основных государственных законов Российской империи», а в 1906 г. начала работать учреждённая царским манифестом Государственная дума.
Переломным рубежом в судьбе Николая II стал 1914 г. – начало Первой мировой войны, которая обострила внутренние проблемы страны; в Петрограде начались волнения, которые переросли в массовые выступления против правительства и династии. 2 (15) марта 1917 г. в Пскове Николай II подписал акт отречения от престола, передав власть своему брату великому князю Михаилу Александровичу, который не принял корону.
7 (20) марта 1917 г. Временное правительство издало приказ об аресте Николая и его жены, в начале августа 1917 г. бывшего императора и его окружение выслали в Тобольск. В 1918 г. в Екатеринбурге, в подвале дома Ипатьева, в ночь с 3 (16) на 4 (17) июля Николай II, царица, пятеро их детей и несколько приближённых без суда и следствия были расстреляны.
После многолетних исследований останков, обнаруженных под Екатеринбургом в 1997 г., в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга было совершено их торжественное захоронение. В 2000 г. Николай II и члены его семьи были канонизированы Русской Православной церковью.
Лит.: Боханов А. Н. Николай II. М., 2008; Бразоль Б. Л. Царствование императора Николая II в 1894-1917 гг. в цифрах и фактах. Минск, 1991; Курлов П. Г. Гибель Императорской России. М., 1992. То же [Электронный ресурс]. URL.: http://militera.lib.ru/memo/russian/kurlov_pg/index.html.
См. также в Президентской библиотеке:
Николай II (1868–1918) // Династия Романовых. Земский Собор 1613 года: [цифровая коллекция].
BBC — История — Исторические деятели: Николай II (1868-1918)
Николай II, 1914 г.
©
Николай II был последним царем России. Он был свергнут во время русской революции и казнен большевиками.
Николай Александрович Романов родился 18 мая 1868 года под Санкт-Петербургом, старший сын царя Александра III. Когда он сменил своего отца в 1894 году, у него было очень мало опыта управления государством. В том же году Николай женился на принцессе Александре Гессен-Дармштадтской (герцогство в Германии). У них было четыре дочери и сын Алексей, страдавший гемофилией.
Александра была доминирующей личностью в их отношениях и поощряла авторитарные наклонности более слабого Николая. Он не доверял большинству своих министров и все же был неспособен выполнить задачу управления огромной Российской империей в одиночку.
Решив, что Россия не должна оставаться в стороне в борьбе за колониальные владения, Николай поощрял российскую экспансию в Маньчжурии. Это спровоцировало войну с Японией в 1904 году. В результате поражение России привело к забастовкам и беспорядкам. 19 января05, в «Кровавое воскресенье», армия в Санкт-Петербурге расстреляла толпу, требующую радикальных реформ. Оппозиция царю росла, и Николай был вынужден принять конституцию и учредить парламент, Думу.
Уступки Николая были лишь ограниченными. В законы о голосовании были внесены изменения, чтобы предотвратить избрание радикалов, а тайная полиция продолжала подавлять оппозицию. Однако Дума действительно дала гораздо большему количеству людей, особенно среднему классу, право голоса в правительстве.
Начало Первой мировой войны в 1914 временно укрепил монархию, с Россией в союзе с Францией и Великобританией против Австро-Венгрии и Германии. В середине 1915 года Николай принял катастрофическое решение взять на себя непосредственное командование русской армией. Отныне каждая военная неудача была напрямую связана с ним.
Поскольку Николас часто отсутствовал, Александра стала играть более активную роль в правительстве. Россия понесла тяжелые потери в войне, была высокая инфляция и острая нехватка продовольствия дома, что усугубляло крайнюю бедность, которую уже пережило большинство россиян. Родившаяся в Германии Александра вскоре стала центром недовольства, как и ее наперсник, мистик Распутин, находившийся при дворе с 1905 и приобрел большое влияние благодаря своей очевидной способности лечить гемофилию Алексея, наследника престола.
В декабре 1916 года Распутин был убит группой недовольных дворян. Затем, в феврале 1917 г., в столице Петрограде (так Санкт-Петербург был переименован в 1914 г.) начались массовые народные выступления. Николай потерял поддержку армии, и у него не было другого выхода, кроме как отречься от престола. Было создано шаткое временное правительство. Царя и его семью держали в разных местах, в конце концов они оказались в заключении в Екатеринбурге на Урале.
В октябре 1917 года большевики свергли временное правительство. После жесткого мирного договора с Германией в марте 1918 года Россия погрузилась в гражданскую войну. 17 июля 1918 года, когда антибольшевики подошли к Екатеринбургу, Николай и его семья были казнены. Почти наверняка это было по приказу лидера большевиков Владимира Ленина.
Николай II: жизнь царя для народа?
16 и 17 июля Россия отметит одно из самых важных столетий в своей новейшей истории: убийство последнего российского царя Николая II, его жены (англо-германской императрицы Александры), пятерых детей и четырех оставшихся слуг в упор большевистской расстрельной командой в 1918. За пределами России Великая война, шатаясь, приближалась к своей страшной, утомительной кульминации. Внутри них была середина первого года Гражданской войны в России, и Романовых нужно было убить, чтобы они не попали в руки приближающейся белой армии, состоящей в основном из чехословацких военнопленных, на пути к Владивостоку.
Как только начались съемки, не потребовалось много времени, чтобы положить конец 300-летней династии Романовых в России (хотя в сцене поистине готического ужаса выжили сын Николая и Александры, две дочери и служанка). основной расстрел пришлось завершать комбинацией штыкового боя и пуль в висок). Однако избавиться от трупов оказалось гораздо сложнее. Грубые солдаты, которым было поручено задание, отвезли тела в заброшенную шахту в хвойном лесу в 25 километрах от Екатеринбурга, забрали все ценное (у Императрицы и ее дочерей были спрятаны драгоценности), сожгли их одежду и разбили имущество семьи. лица в попытке помешать их идентификации. Тем не менее импровизированная могила, обычная старательская яма, была явно слишком мелкой, чтобы долго скрывать свою болезненную тайну. На следующее утро измученные люди снова выкопали разлагающиеся трупы, погрузили их обратно в грузовик и увезли в лес с отвратительной миссией, чтобы найти место получше, чтобы спрятать их от белых. В полнейшем отчаянии они закопали их в неглубокой и наспех вырытой могиле на заболоченном участке дороги через лес, где временно застрял их грузовик, хитро прикрыв его шпалами, чтобы он выглядел как чисто прагматичный след по грязи . Что примечательно, это сработало. Всего несколько дней спустя белая следственная группа, проехавшая по самому мосту из железнодорожных шпал, даже не подозревая о существовании лежащих под ним свежепогребенных тел, обнаружила у шахты кучу пепла, в которой первоначально были сброшены Романовы. и пришли к выводу, что их тела были сожжены. Кости снова никто не трогал до 1979, а Русская Православная Церковь, придерживающаяся первоначального расследования Белых, до сих пор не считает их Романовыми. 1
Понятно, что люди, замешанные в этом жутком фарсе, скрывали его от новых большевистских правителей России в Москве. Что касается Владимира Ленина и его главного приспешника Якова Свердлова (который тайно санкционировал убийства), ночь 16 июля 1918 года означала конец не только Николая и династии Романовых, но и всей старой России. невежественный социальный строй царей, священников и крестьян. 2 По словам Троцкого, «страна так радикально извергла монархию, что уже никогда не сможет снова заползти в глотку людям». 3
Похоже, он был прав. В Петрограде Владимир Коковцов, более десяти лет проработавший до начала войны министром финансов и председателем Совета министров, вспоминал, как на следующий день после известия о расстреле Николая катался по бывшей столице в трамвае. было объявлено (и когда убийство императрицы и детей еще отрицалось). «Среди людей не было никаких признаков горя или сочувствия, — вспоминал он. «Сообщение о смерти царя было прочитано вслух с улыбками, насмешками и подлыми комментариями». 4 В то время как пожилые люди, как правило, хранили молчание, молодежь особенно ликовала. В частном порядке некоторые, но далеко не все, ныне обездоленные российские аристократы горевали об убийстве царя и опасались худшего для его семьи. Но в Сибири крестьяне праздновали на улицах. 5 К лету 1918 года Коковцов, как и многие представители царского правительства и правящих классов, оказался в большевистской тюрьме. Его доставили к главе Петроградской ЧК, где его допросили о его причастности к антибольшевистскому заговору, который, как опасались, не мог начаться. Удовлетворив своих похитителей в своей невиновности, бывшему царскому министру задал вопрос чекистский шеф, который только что держал в своих руках его жизнь и будущее. — Вы хорошо знали бывшего Императора? он спросил. «Как вы думаете, он осознавал, что причиняет стране зло?» 6
Николай II в русской памяти
В каком-то смысле с тех пор Николай II находится на скамье подсудимых. Названный «тираном» во времена ленинской диктатуры пролетариата, Николай и его семья были осуждены как «враги народа». В течение семи десятилетий последний Помазанник России подвергался жестокому и беспощадному Damnatio Memoriae , имя его сначала очернилось всеобщим и обязательным добавлением эпитета «Кровавый», а затем, по мере того как шли годы и поблекли воспоминания, просто и жестоко подавлено. «Медленно, но верно, — вспоминала женщина, выросшая в Советском Союзе, — память о Романовых стиралась из психики нации. К тому времени, когда я рос в Советском Союзе и изучал историю в школе в начале 19В 80-е годы учебники почти не упоминали их имени, предпочитая безликие термины вроде «царизма», «тирании» и «самодержавия». врожденная некомпетентность недемократически избранных правителей. Нерешительный, безвольный и оторванный от современного мира, он стал жертвой собственных фантазий о единстве царя и его народа. Николай предстает (не всегда справедливо) в западной историографии как упорно, непреклонно и без сожаления ведущего свою страну к катастрофе. 8
Однако в России через сто лет после революции Троцкий оказался неправ. На родине Николай был реабилитирован и прославлен вместе с женой и детьми Русской Православной Церковью в 2000 году в лике святых и «Царственных страстотерпцев». часовни и святыни от Балтийского до Тихого океана, лики Николая и его семьи смотрят на верующих с их священных икон. Каждый год десятки тысяч приезжают в Екатеринбург, чтобы выразить свое почтение и вознести свои молитвы российскому «царю-мученику».
Тем, кто знаком только с Николаем из западных книг по истории, решение потомков его бывших подданных причислить столь злополучного правителя к лику святых покажется гротескным. Те, кому еще предстоит уследить за изменениями, произошедшими в России после распада Советского Союза, найдут реабилитацию Романовых вдвойне обескураживающей. Разговоры о «новой холодной войне» вызвали поток аналогий между путинской Россией и сталинским и брежневским Советским Союзом. 9 Говорят, что Путин, бывший сотрудник КГБ, жаждет восстановить Советский Союз, распад которого он печально назвал «величайшей геополитической катастрофой бурного века». чувства мотивируют внешнюю политику России. Более того, обычно считается, что, поскольку Россия почти неизбежно возвращается к своему тоталитарному прошлому, страна, недавно демократизированная Ельциным, подвергается «ресталинизации» Путиным. Однако если это так, то это повторная сталинизация, которую маршал вряд ли признает или одобрит.
Для Сталина Романовы принадлежали прошлому и заслуживали того, чтобы их забыли. «Ни слова больше о Романовых!» Сообщается, что он заявил, когда к нему подошли, о праздновании десятой годовщины их казни. 10 После распада Советского Союза, когда были открыты архивы и Россия была наводнена семейными фотографиями Романовых, и особенно после прихода Путина к президентству в 2000 году, когда Романовы были объявлены святыми, пренебрежение постсоветской Россией Приказ Сталина отличался смачностью. У Николая II, «царя-мученика», было более 9В его честь написано 0003 акафиста (богослужебных песнопений), чем в честь любого другого из недавних святых России. Всего за две недели 2013 года четверть миллиона москвичей собрались в павильоне у Кремля, чтобы посмотреть на историческую экспозицию о Романовых, организованную совместно Московским Патриархатом Русской Православной Церкви и Министерством образования и культуры России в 2013 году. -й годовщины избрания династии на российский престол в 1613 г.0003 fin-de-si ècle Петербургская сцена в стиле Чарльза и Дианы рассказ о браке без любви, прелюбодеянии и близком династическом крахе вызывал возмущение со стороны приверженцев святого царя, которые временами, казалось, заходили так далеко как угрожать гражданскими беспорядками, если Кремль не согласится запретить фильм (это не было). И по иронии судьбы, которую, вероятно, даже самые преданные его сторонники не предвидели, Николай недавно вышел из общенационального опроса как «величайший русский лидер двадцатого века», опередив и Сталина, и Ленина (именно в таком порядке). 11
Путин и цари
Будет ли Путин присутствовать на праздновании столетия в Екатеринбурге? Сложно сказать. В России все еще есть много людей, ностальгирующих по коммунистическим временам. Действительно, с момента его переизбрания на пост президента в начале этого года рейтинг одобрения Путина упал на десять процентов, и не столько в пользу прославленной, но немногочисленной российской «либеральной оппозиции», сколько в пользу значительно более популярной Коммунистической партии. Хотя идеологически Путин к ним не относится, он избегал безоговорочно становиться на сторону падшей династии в прошлогодние символически заряженные столетия Февральской и Октябрьской революций. В своем самом длинном и тщательно сформулированном комментарии к 1917, Путин защищал дело умеренных, постепенных реформ в явно берковских терминах, осуждая революцию как «результат дефицита ответственности как у тех, кто хотел бы сохранить, заморозить на месте устаревший порядок вещей, который явно нуждается в изменении , так и тех, кто стремится ускорить перемены, прибегая к гражданскому конфликту и деструктивному сопротивлению». Выступая на заседании дискуссионного клуба «Валдай», он сказал: «Сегодня, когда мы обращаемся к урокам столетней давности, а именно к русской революции 1917, мы видим, насколько неоднозначными были его результаты. . . . Спросим себя: нельзя ли было пойти эволюционным путем, а не совершить революцию? Разве мы не могли развиваться путем постепенного и последовательного движения вперед, а не ценой разрушения нашей государственности и безжалостного дробления миллионов человеческих жизней?» 12
Вряд ли подобные замечания можно назвать восхвалением России Романовых. С другой стороны, Путин публично назвал убийство семьи свидетельством жестокости советского государства. И Путин тонко уловил прошлогодний задумчивый настрой, чтобы привлечь внимание к вкладу Романовых в строительство нации другими способами. Например, в мае Путин нашел время посетить повторное освящение памятного креста, изначально воздвигнутого в честь дяди Николая II, великого князя Сергея Александровича, которого, будучи московским генерал-губернатором, ненавидели за реакционные взгляды и разнесли на куски бомба революционера, когда его карета выезжала из Кремля в 1905. В своем выступлении Путин отметил, что оригинальный крест «был в числе первых памятников, уничтоженных после революции». «Однако сегодня, — с благодарностью отметил он, — история России вновь обретает свое единство. Мы дорожим каждой страницей этой истории, какой бы сложной она ни была. Это наши национальные духовные корни». 13
Затем, в ноябре, всего через одиннадцать дней после столетия «Великой Октябрьской социалистической революции» (в честь которой Путин ничего особенного не сделал), он вылетел в Крым, чтобы открыть массивную статую отца Николая II, царя Александра III. (1881–189 гг.4), у отреставрированного императорского дворца в Ливадии, где в 1894 году прошел Александр. Учитывая, что Александр, отправивший старшего брата Ленина на виселицу за покушение на его жизнь в 1887 году, превзошел даже Николая в коммунистической демонологии, это был акт значительной символической смелости. В то время как либералы и социалисты вместе ненавидели коренастого императора Александра III, первого царя за два с половиной века, носившего традиционную православную бороду, российские славянофилы девятнадцатого века (в том числе Достоевский, представленный ему во дворце) восхваляли его. ) за отказ от «культурной революции», затеянной его чисто выбритым предком Петром Великим (1682–1725) в его рабском подражании западным манерам, стилям и обычаям.
Суть консерватизма Берка была описана как лежащая в «философии, поддерживающей авторитет традиции; органическая, историческая концепция общества; и необходимость защищать порядок, религию и собственность». 14 Если это так, то Путин снова сформулировал отчетливо по Бёрку те уроки, которые он извлек из царствования Александра для России двадцать первого века. Александр III, по его словам, «полагал, что сильное, суверенное и независимое государство должно опираться не только на свою экономику и военную мощь, но и на свою традиции ; что для великой нации крайне важно сохранить свою идентичность, а любое движение вперед невозможно без уважения к собственной истории, культуре и духовным ценностям . Александр III любил Россию и верил в нее, и, открывая сегодня этот памятник, мы отдаем дань уважения его делам, достижениям и заслугам, мы проявляем свое уважение к непрерывной истории нашей страны людям всех званий и сословий, которые постоянно служили Отечество» (выделено мной). 15
Значение реабилитации Романовых
В чисто отрицательном смысле, конечно, реабилитация Романовых представляет собой отказ от всей идеи революционного переворота, что подавляющее большинство россиян отвергает для своей страны. Естественно, циник скажет, что обращение Кремля к риторике в стиле Бёрка для идеализации самодержавия Романовых — это всего лишь апология реакции, показуха для дальнейшего закручивания политических гаек России. Возможно, так оно и есть, и было бы глупо не учитывать такую возможность. Но для нас, наблюдателей за Россией на Западе, важно иметь достаточно широкое представление о российском обществе и политике, чтобы иметь возможность учитывать и альтернативу. Не будет, если будем повторять себе, что сталинский тоталитаризм — единственная путеводная звезда постсоветской России. Является ли реабилитация Романовых в положительном смысле средством восстановления нарушенного единства исторического опыта России? Если это так, то, возможно, сочувственное переосмысление морального и политического затруднительного положения последнего российского царя с точки зрения как последующей русской истории, так и «метакризиса» либерализма двадцать первого века могло бы дать ключ к пониманию его содержания и направление.
В речи 1905 года (когда в Британии Эдмунда Берка только-только возродили как отца консерватизма) Николай заявил о почти идентичной «необходимости социальных и политических структур, чтобы соответствовать «уникальным русским принципам»» и «лояльности к «историческим основам» России». 16 По крайней мере, с риторической точки зрения это совершенно, хотя и поверхностно, по Бёрку. Однако у истоков берковской защиты традиции органическое историческое развитие и постепенные реформистские изменения (которые, даровав России первый национальный представительный орган, Николай к 19 г.17 мог обоснованно считать, что его преследуют), была его концепция общества как основанного не на договоре, условия которого могли быть пересмотрены или пересмотрены в любой момент его соответствующими сторонами. Он представлял собой скорее священное «партнерство» нерожденного, живого и мертвого, которое ни одно поколение или просто индивидуум, сколь бы возвышенным он ни был, не имело права в одностороннем порядке изменять. 17
Этот более глубокий, берковский взгляд на нацию как на «моральную сущность», чьим унаследованным законам должен подчиняться даже самодержец, Николас полностью разделял. «Я не имею права, — сказал он генералу Рузскому, фундаментально убежденному, хотя и в значительной степени скрытому либералу, во время их знаменитой беседы в имперском поезде в Пскове, когда революция в Петрограде достигла своего апогея, — отказываться от всего вопроса управления Россией». в руки тех, кто сегодня в правительстве мог причинить такие промахи отечеству, а завтра умыть руки и отправить в отставку из кабинета». 18 Словно предвидя невесомый карьеризм, циркулярность, краткосрочность и моральное малодушие современной либеральной политики, Николай сетовал на то, что, хотя министр может нести ответственность перед Думой до тех пор, пока ему удобно нести бремя (или наслаждаться блага) государственной должности, царь был ответственен перед Богом и своим народом пожизненно, хотел он отказаться от них или нет. «Наблюдение за тем, что делают министры, не во благо России», — сказал он, отвергая формулу Рузского о том, что царь должен «царствовать, но не править». «Я никогда не смогу с ними согласиться, утешая себя мыслью, что дела не в моих руках и что ответственность лежит не на мне». 19 (Если верить недавнему сериалу Netflix «Корона », это затруднительное положение, в котором тихо благочестивой королеве Великобритании Елизавете II — последнему помазаннику христианского мира — приходилось много раз смиряться за свое шестидесятипятилетнее правление. .)
Тем не менее, несмотря на то, что мысли Николая о правительстве часто совпадали со многими наиболее важными идеями Берка, он был, по сути, православным «интегралистом». Не будет преувеличением сказать, что Николай, известный тем, что отпускал служителей крестным знамением и побуждал их молиться вместе с ним перед иконой Христа в своем кабинете, воображал себя главой «сакраментального царства», в Его отношение к русскому народу было смоделировано по образцу отношения Христа к Церкви. 20 «Я отвечаю, — сказал он в заключение разговора с Рузским, — перед Богом и Россией за все, что было и будет». То, что, в конце концов, такой горячей моральной приверженности было недостаточно, должно послужить источником размышлений для тех, кто (справедливо) ищет сегодня постлиберальную политику, которая исправила бы иссушающую моральную и онтологическую пустоту в сердце современного либерализма. на Западе. 21
Однако в самой России канонизация Романовых как святых символизирует возрождение древнего видения православной «Святой Руси», подавленного семидесяти годами атеистического коммунизма. Официальная литургия, написанная в честь Николая и его семьи, непреклонно описывает большевизм как «безбожную власть», которой «была угнетена Россия» после «многих беззаконных… . . вожди народа желали восстать против Веры, Царя и Отечества». 22 Конечно, нота здесь патриотическая и консервативная. Но и по этой причине мы не должны упускать из виду его потенциальный радикализм. Идеал святого, самоотверженного князя пронизывал культуру средневековой России; культ «Царственных страстотерпцев» ХХI века по существу возрождает его. 23 Как царь и мученик, Николай II предлагает русскому народу правителя «кроткого и молчаливого в . . . страданиях», который добровольно «отказался от земной власти, славы и чести» в своем желании «избежать каиновоподобного братоубийства». Разве мы не находим здесь именно то «антисталинское», которого, по общему мнению, не хватает российскому обществу, — средство для россиян как восстановить свою историю, так и превзойти ее?
Конечно, это можно легко списать на наивный христианский идеализм. Но все режимы в конечном счете опираются на некий основополагающий идеал. Знаменитая патриотическая опера Глинки « Жизнь за царя », рассказывающая историю крестьянина Ивана Сусанина, жертвующего своей жизнью ради спасения жизни первого новоизбранного царя Романовых во время польской оккупации 1612 года, была неотъемлемым элементом каждого национального праздника. в последние дни царской России. Николас и Александра, должно быть, видели его десятки, если не десятки раз. 24 Однако, причисляя убиенного императора и его семью к лику святых, современная Русская Церковь сумела как сохранить, так и извратить эту логику. Истинный патриотизм, как, по-видимому, утверждает Церковь, требует не только жертвы подвластных ради правителя, но и правителя ради управляемого. Проверка величия правителя заключается не в том ужасе, который он способен внушить своим подданным, таким как Иван Грозный или Сталин, и не в его способности доминировать над ними. Скорее, она заключается в глубине его любви к людям, в его готовности пожертвовать собой ради большего блага, вплоть до отказа от своей власти и жизни. Правда, Николай согласился на это только после того, как потерял моральный аргумент в пользу православного самодержавия. И все же, если бы сегодня была написана опера, выражающая смысл, придаваемый свидетельству Николая и Александры как «Царских страстотерпцев», ее можно было бы с некоторым основанием назвать «Царская жизнь для народа».
Примечания
1 См. яркую реконструкцию событий в Wendy Slater, The Many Deaths of Nicholas II: Relics, Remains and the Romanovs (London: Routledge, 2007), 1–15.
2 О виновности Ленина см. Robert Service, The Last of the Tsars: Nicholas II and the Russian Revolution (London: Pegasus Books, 2017), 248–53.
3 Цитируется по: Орландо Фигес и Борис Колоницкий, Интерпретация русской революции: язык и символы 19 века17 (Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1999), 72.
4 Граф Владимир Николаевич Коковцов, Из моего прошлого: Воспоминания графа Коковцова , изд. HH Fisher и пер. Лаура Матвеев (Пало-Альто: издательство Стэнфордского университета, 1935), 522.
5 Дуглас Смит, Бывшие люди: последние дни русской аристократии (Лондон: Пикадор, 2013), 184.
6 6 6 Коковцов, 518-19.
7 См. Анастасия Эдель, «Останки Романовых», New York Times , 10 июля 2017 г.
8 Служба, 5–10. См. также: С. А. Смит, Россия в революции: империя в кризисе, 1890–1928 (Оксфорд: Oxford University Press, 2017), 16–21. Более сочувственное толкование Николая как человека и правителя см. в Dominic Lieven, , Николай II: Император Всея Руси, (Лондон: John Murray Publishers Ltd, 1993).
9 Эндрю Монаган, «Новая холодная война»? Злоупотребление историей, неправильное понимание России», Исследование Chatham House, Королевский институт международных отношений, 2015 г.
10 Слейтер, 44.
11 «Ленин, Сталин и последний император Николай II в рейтинге самых популярных исторических деятелей России», RT, 26 июня 2018. Заседание дискуссионного клуба «Валдай», 19 октября 2017 г.
13 Путин, Открытие памятника великому князю Сергею Александровичу, 4 мая 2017 г. Эпоха современности 60, вып. 2 (весна 2018 г.).
15 Путин, Открытие памятника Александру III, 18 ноября 2017 г.
16 Марк Д. Штейнберг и Владимир М. Хрусталев, Revolution (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1995), 21.
17 Джесси Норман, Эдмунд Берк: Первый консерватор (Нью-Йорк: Basic Books, 2013), 138, 232. Николас также не обязательно выступал против изменяться в себе, как его часто представляют. Не связанный торжественной клятвой, которую Николай поклялся перед Богом при коронации, его сын Алексей, как он считал, «отменит лишнее». «Я ему дорогу готовлю», — сказал царь члену двора (Служба, Последний из царей , 10).
18 Цуёси Хасэгава, Февральская революция: Петроград, 1917 (Сиэтл: University of Washington Press, 1981), 493–94.
19 Ливен, Николай II , 232.
20 Об общении Николая с министрами см. Коковцов, Из моего прошлого , с. 153. О том стандарте, которого придерживался Николай как «апостолоподобный царь», см. John Strickland, The Making of Holy Russia: The Православная церковь и русский национализм до революции 9.0004 (Джорданвилль: публикации Святой Троицы, 2013 г.), 97–102. Я твердо убежден, что Николай мог представить себе возможность отделения церкви от государства не более, чем принципы чисто конституционной монархии. По вопросу о таком разделении как идеологически составляющем современного либерализма см.: Andrew Willard Jones, Before Church and State: A Study of Social Order in the Sacramental Kingdom of St Louis IX (Steubenville: Emmaus Academic, 2017), 2–2. 20.
21 Патрик Денин, Почему либерализм потерпел неудачу (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2018), 27–31, 174–78; также Джон Милбэнк и Адриан Пабст, Политика добродетели: постлиберализм и будущее человечества (Лондон: Rowman and Littlefield International, 2016), 247–76.