Таблица законы хаммурапи: Законы царя Хаммурапи кратко характеристика (Таблица)
Содержание
Законы царя Хаммурапи кратко характеристика (Таблица)
Законы Хаммурапи — свод законов старовавилонского периода, который был создан во времена царя Хаммурапи в 1750х годах до нашей эры. Один из самых древних памятников права в мире. Современные ученые исследователи делят Законы на 282 параграфа, которые регулируют вопросы судопроизводства, охраны различных форм собственности и брачно-семейных отношений, гражданского и уголовного права. Около 35 параграфов были стёрты со стелы в древности, а в настоящее время частично восстановлены по копиям на глиняных табличках.
Основные институты
|
Законы Хаммурапи
|
Формы собственности
|
— Царские
— Храмовые
— Общинные
— Частные
Царским и храмовым хозяйством управлял царь.
|
Ограничение собственности
|
Земельные участки могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений со стороны общины не существовало.
|
Из договоров
|
— Договор аренды. Ряд статей посвященных аренде – поля, сада, еще не освоенной земли и других земель.
— Договор имущественного найма. Виды: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери вещи или гибели нанятого.
— Договор личного найма. Законом определяется порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда.
— Договор займа. Особенностью является стремление оградить должника от кредитора с целью предотвратить долговое рабство.
— Договор купли-продажи. Определялся регламент для следующего: продажа ценных предметов (напрмер скота, земли) осуществлялась при свидетелях в письменной форме; продавцом мог быть только собственник вещи; продажа имущества изъятая из оборота, считалась недействительной.
|
Права и обязанности мужа и жены
|
Главой семьи был муж. Жена могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданное, имела право на развод, могла наследовать после мужа. Но за неверность она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь еще одну побочную жену.
|
Порядок наследования имущества
|
Основным способом наследования является наследования по закону, хотя и было известно наследование по завещанию. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы (если отец признавал их своими). Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.
|
Классификация преступлений
|
— Против личности — неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждение глаз, зубов, различных костей. Отдельно выделяется причинение побоев.
— Имущественные – кража скота, рабов, ценных вещей. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.
— Против семьи – прелюбодеяние (неверность жены), кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие власть отца.
|
Виды наказаний
|
— Смертная казнь в различных вариантах – сожжение, утопление, посадка на кол.
— Членовредительские наказания – отрубание рук, отрезание пальцев, отрезание языка и тому подобное.
— Различные штрафы
— Изгнание из города, поселка
Преступления совершенные против личности наказывались смертной казнью. За имущественные были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. За преступления против семьи наказание — смертная казнь или членовредительство.
|
таблица. Система преступлений и наказаний по законам Хаммурапи
Уникальный в своем роде правитель Вавилона Хаммурапи стал автором свода законов. Фактически каждое преступление и наказание по законам Хаммурапи таблица, изготовленная из глины, расписывала детально. Ведь именно на таких глиняных табличках были изданы статьи предписаний. В XVIII веке до н. э. появился памятник истории — законы царя Хаммурапи. Преступления и наказания, описанные в своде, заключены в 282 статьи. Когда царствованию Хаммурапи исполнилось 35 лет, он приказал высечь законы на огромном столбе из черного базальта. Этот столб отыскался во время раскопок Суз в 1901 году. В прологе к своду поясняется, что это божьи законы, провозглашенные от имени царя, и им необходимо следовать.
Назначение законов
Как говорил сам царь, законы были нужны, чтобы более сильные не угнетали слабых, чтобы вдовы и сироты и другие угнетенные получали по справедливости.
Издав свод предписаний, царь упрочил свою власть. Система преступлений и наказаний по законам Хаммурапи позволила присоединить немалые территории соседей и создать единые для страны унифицированные нормы законов. Кроме того, тогдашняя элита общества ставила задачей правовыми методами узаконить привилегии и имущество перед остальным народом. Здесь очень пригодились законы Хаммурапи. Преступления и наказания, статьи с которыми дошли до наших дней, позволяют судить о степени развития шумерской цивилизации. С другой стороны, законы требовались и для сглаживания напряженности в обществе. Уголовное право, описывавшее любое преступление и наказание по законам Хаммурапи, кратко говоря, базировалось на принципе: наказывается деяние, нарушающее установившийся традиционный порядок.
Собственность
В законах Хаммурапи была сделана попытка регулировать права собственности. В качестве нее признавались земля, строения, рабы и движимое имущество.
Землей могли владеть государство (царь), община, храмы, частные лица.
Была закреплена частная собственность на имущество. Важной частью имущества, защите которого уделялось повышенное внимание, считались рабы.
Обязательственное право
Различные обязательства согласно своду вытекали из договоров. Система договоров была урегулирована реалиями жизни и правом. Хотя письменное заключение соглашений и не было обязательным, их нельзя было заключать без свидетелей. Поскольку письменность в стране была широко распространена, грамотные люди заключали договоры в форме записи на глиняной табличке. Некоторые соглашения требовали клятв сторон и присутствия жрецов.
Нарушение договора наказывалось разнообразными способами, среди которых было обращение в рабство.
Для купли-продажи требовался письменный договор. При передаче вещи новому собственнику к предмету символически прикасались палочкой. Продавать можно было движимое имущество, здания и рабов.
Также практиковались договоры найма.С их помощью нанимались вещи, услуги и люди. Широко распространена была аренда земли. При этом арендная плата взималась урожаем, достигая иногда его половины.
Хотя в Вавилоне широко применялся труд рабов, нередки были договоры личного найма. Многочисленные документы доказывают наем строителей, пастухов и столяров. Для врачей считалось позорным не оказать медицинскую помощь бедняку, даже если ему нечем было заплатить.
Закон охранял аккуратное исполнение обязанностей наемным работником. Например, если здание, построенное каменщиком, обваливалось, он должен был производить восстановление за свой счет.
С развитием денежных операций стали возникать банки, с которыми заключались договоры займа. Процент за заем был огромен, составляя до 100% занятой суммы. Несостоятельный должник в наказание мог потерять свободу. Однако поскольку больше всего страдали от этого крестьяне и ремесленники, Хаммурапи смягчил законы, ликвидировав пожизненное долговое рабство и установив срок 3 года на отработку долга. Кроме того, в законы был внесен ряд положений, защищающих должника от произвола кредиторов.
Семейное право
Семейное право основывалось на патриархальных традициях, царящих в Вавилоне. Девушки вступали в брак в раннем возрасте, едва достигнув 12 лет. В Вавилоне девушка считалась равной с мужчиной стороной в браке, в отличие от соседних государств. Помимо свадебного обряда, требовалось заключение брачного договора.
В законе подробно прописано, что происходит с имуществом супругов в различных ситуациях в семейных отношениях. Разрешено было заключать брак свободных граждан с рабами. Дети, рожденные в таком браке, считались свободными.
Превалировали моногамные браки. Однако в некоторых обстоятельствах муж мог иметь вторую жену. Хотя в правовом смысле женщина была равна мужчине, в семье она находилась в угнетенном положении.
Муж имел возможность избивать ее и даже продать ее в рабство. В законах Хаммурапи регулировались меры наказания за измену жены.
Также в Вавилоне была распространена проституция. Она могла быть бытовой и храмовой. Некоторые категории женщин без мужей занимались священной проституцией при храмах. Доход от этих занятий присваивался храмом.
Хотя жрицы любви не испытывали на себе общественного осуждения, но законы при этом охраняли мораль общества.
Наследственное право
На начальной стадии становления законодательства, как и в других странах с узаконенным рабством, наследниками считались обычно сыновья, один из которых обладал приоритетом. Дочери получали в наследство имущество, лишь когда сыновей не было. Позднее дети разного пола получили равные права на наследование. Если дети умирали раньше своих родителей или отказывались от наследования, это право переходило к внукам. Дети, которых семья усыновила, имели одинаковые наследственные права с родными детьми.
Исходя из того, что достояние не должно покидать пределы рода, закон наделял правом наследования женатых сыновей. Про замужних дочерей закон умалчивал.
Вдове после смерти мужа возвращалось приданое и подарки, сделанные мужем. Она могла жить в доме покойного супруга. Если умирала мать семейства, приданое, которое за ней было дано, получал не муж, а дети в равных долях. Все, что имел раб, с его смертью доставалось хозяину.
Завещание не было предусмотрено. Правда, некоторые черты его уже были видны. Например, можно было отдавать преимущество отдельным наследникам, а также существовала возможность лишать провинившихся в чем-либо сыновей наследства полностью или какой-либо его части.
Система преступлений и наказаний по законам Хаммурапи достаточно стройна.
Преступления
Обозначения преступного деяния в законодательстве Хаммурапи нет, однако по самому содержанию статей можно понять, что преступлением считалась ситуация, когда нарушались предписания законов. Правовой культуры жителей Вавилона не хватило для закрепления главенствующих принципов уголовного права: разновидности вины, определение соучастия, понятие покушения на какое-либо преступление, смягчающих и отягчающих обстоятельств. Однако отдельные черты будущего стройного законодательства уже прослеживались. Так, проводится различие между умышленными и неумышленными преступлениями, определяется понятие пособничества, сокрытия преступления и подстрекательства к нему. Например, побои, которые нанесены жертве во время драки, вызвавшие ее смерть, не всегда требуют наказания виновника смертной казнью как это положено по нормам обычного права или как того требует кровная месть. В Вавилоне за подобное преступление виновник наказывался выплатой штрафа, сумма которого определялась социальным положением жертвы. Если же рана в драке была нанесена неумышленно, виновный освобождался от ответственности. При этом крайне жестко, сожжением живьем, наказывалось мародерство при пожаре. Убийство женщиной своего супруга по заказу каралось тем, что женщина сажалась на кол.
Виды преступлений и наказаний по законам Хаммурапи приводятся ниже.
Преступления против личности
К этой категории преступлений можно отнести убийство (умышленное или неумышленное). Примерами таких преступлений являются убийство одним из супругов другого, операция врача, приведшая к смерти, умышленное нанесение телесных повреждений, словесное оскорбление или оскорбление действием, клевета.
Имущественные преступления
Особое внимание уделялось охране храмового имущества и собственности царя, карой за попытку похитить которые без всяких условий была смертная казнь. Причем стоимость имущества, которое украдено, не имеет значения. Так же жестоко карались люди, скупавшие краденое.
Несколько иначе формулировалась статья о краже скота, которая, кажется, несколько противоречит наказаниям за преступления, приведенные выше. Кража вола, овцы, свиньи или осла наказывается тем, что украденное возвращается в тридцатикратном размере. Наказание кажется излишне мягким, если не учитывать того, что столь высокий штраф равносилен смертной казни, так как найти чем заплатить штраф, практически невозможно. В итоге преступник был вынужден расплачиваться своей головой.
Некоторые преступления, связанные с имуществом, согласно законам Хаммурапи, допускали использование самосуда. Эти нормы существовали под влиянием обычного права, относящегося к самосуду как к наиболее справедливой мере наказания. Похититель, которого удалось схватить на месте преступления в помещении, куда он проник через пролом, сделанный им, приговаривался хозяевами к мгновенной казни и закапыванию прямо на месте поимки.
Среди имущественных преступлений были ограбления, снятие рабского клейма с раба, порча чужой собственности, уничтожение посевов домашним скотом.
Преступления против морали
Самыми частыми в этой категории преступлений были преступления, нарушающие семейные традиции: кровосмешение, супружеская измена жены, развратное поведение супруги, изнасилование. Сюда же относились преступления, связанные с кражей или подменой детей, побег жены от своего супруга, кража женщины, которая замужем.
Преступления против правосудия
К таким проступкам относятся ложные показания во время суда. Это преступление наказывалось, исходя из принципа равного возмездия. Также закон регламентировал наказание судей, которые изменили судебные решения в каком-либо деле вследствие давления или за деньги. Предусматривалось снятие судьи с должности. Кроме этого, судья должен был заплатить 12-кратную стоимость от размера иска.
Преступления на профессиональной почве
К данной категории относятся преступные поступки врачей, строителей, лиц, являющихся арендаторами, пастухов.
Среди преступлений встречаются и государственные преступления. Наказанию подлежит человек, давший убежище преступнику, а также не донесший, узнав про заговор. Смертью карался отказ воинов от выступления в поход. Они не имели даже права предложить взамен своей кандидатуры другого человека.
Наказания
Наказания были крайне жестокими. Смертью наказывались более тридцати видов преступлений. Неумышленное убийство или убийство по неосторожности влекло за собой смерть обвиняемого. Кроме смертной казни использовались телесные наказания, членовредительство, возмещение имущества в кратных размерах, наказание, исходя из равного возмездия (принцип талиона), штрафные санкции.
Законы Хаммурапи давали ряд привилегий в зависимости от социального статуса или пола злоумышленника. Аналогичные преступления карались разными наказаниями для раба и свободного человека. Хотя чаще всего законы Хаммурапи карали за преступления индивидуально, в ряде ситуаций осталась круговая порука — пережиток родоплеменных отношений. Так, если похитителя не удавалось задержать, община вынуждена была возмещать украденное на территории, где она проживала, имущество.
Виды наказаний:
- смертная казнь в виде сожжения, сажания на кол, утопления;
- членовредительство в виде отрезания языка, пальцев, рук и языка;
- изгнание из поселения;
- штрафы, накладываемые за ущерб имуществу, за словесные оскорбления и оскорбления действием.
В своде законов Хаммурапи нередко используется принцип талиона (воздаяния равным). Например, если виновник провинился перед сыном человека, то наказанию подлежит сын виновника. С позиций нынешнего права такая трактовка кажется бессмысленной, однако в древние времена детей рассматривали в качестве собственности отца, и такая компенсация ущерба представлялась правомерной.
Судебный процесс
На судебном заседании рассматривалось преступление и наказание по законам Хаммурапи. Суд и процесс проходили в режиме состязательности. Дело инициировала потерпевшая сторона. В Вавилоне уже было сформировано процессуальное право, требовавшее, чтобы судьи не только заслушивали свидетелей, но и расследовали обстоятельства дел.
Вина считалась доказанной, если виновник признавался в содеянном, имелись документы и показания свидетелей, доказывающие вину, существовали доказательства и следы противоправных действий.
Таблица статей законов Хаммурапи
Выдержки из свода, где приведено каждоепреступление и наказание по законам Хаммурапи со статьями, можно прочесть ниже.
Статья 14. | Кража детей, в наказание за которое полагается смерть. |
Статья 21. | Нарушение неприкосновенности жилья. Наказанием является смерть. |
Статья 25. | Кража во время пожара. В качестве наказания человека нужно бросить в огонь. |
Полностью каждое преступление и наказание по законам Хаммурапи с примерами статей восстановить не удалось. До наших дней дошли не все положения законов.
Двенадцать таблиц и Кодекс Хаммурапи: возникновение закона и справедливости в Риме
Источник изображения: https://cutt.ly/kxVMwWm .
Содержание
В древнем мире закон и справедливость использовались для поддержания гармонии и согласия между людьми, живущими в различных социальных порядках. Эти законы использовались для вынесения приговора жителям регионов, где устаревшие королевства получили контроль как преобладающий источник правительства.
Старые законы и системы справедливости были затронуты строгими принципами, согласно которым первоклассным жителям давали больше гарантий, чем обычным жителям. В этих социальных порядках законы использовались для защиты интересов верхушки общества от любых посягательств со стороны представителей низших классов.
В этой статье будет проанализировано, как закон и справедливость применялись в старых социальных порядках, путем изучения Двенадцати таблиц в Древнем Риме и Законов Хаммурапи в древнем Вавилоне.
Двенадцать таблиц в Древнем Риме были установлены как установление римского права и были созданы для управления господством Римской республики. На них повлияли неписаные стандартные законы, которые видели римские жители в разных частях владений.
До разработки этих законов было множество классовых сражений между голубыми и простыми жителями королевства. По сути, Двенадцать таблиц представляли собой набор решений, которые использовались правителями королевства для управления римскими жителями.
Дизайн этих законов был похож на старые греческие законы, несмотря на то, что они были написаны на латыни. Их открыто показывали всем римлянам для прочтения и понимания. Они назначали различные наказания в зависимости от совершенного правонарушения, серьезности и материального благополучия виновной стороны.
Двенадцать столов использовались офицерами, которые создавали фигуры привилегированного класса для поддержания мира в домене. Они состояли из резолюций, устанавливающих стандарты и правила, которые должны были соблюдать все жители домена. Их обычно рассматривают как установление современного права, поскольку они пытались решить различные законные вопросы и вопросы справедливости в Древнем Риме.
Первичный стол санкционировал исключительную власть суда. Любой собравшийся человек должен был предстать перед судом, и в случае, если он потерпел неудачу, он был принудительно доставлен в суд.
Кроме того, было указано, что обвиняемый отдельный суд зарезервировал привилегию за покровителем с сопоставимым общественным положением. В соответствии с этим требовались конфликтные собрания, чтобы представить свои проблемы в предварительном порядке, где назначенный орган принимал окончательное решение. В следующей таблице изложены наказания за различные правонарушения, совершенные римскими жителями. Свободного жителя, признанного виновным в грабеже, избили плетью и потребовали возместить владельцу похищенные вещи, а раба, признанного виновным в краже со взломом, приговорили к смертной казни за то, что он заблудился на блефе.
Третий стол управлял введением в заблуждение и требовал, чтобы человек, обвиненный в участии в лживых демонстрациях, заплатил двойную сумму, которую он принимал, чтобы отплатить за беспокоящее собрание. Это должно быть возмещено в течение тридцати дней, в течение которых ответственная сторона должна была выполнять бесплатную тяжелую работу в течение шестидесяти дней или стать рабом.
Четвертый стол приказал, чтобы папа оставил за собой привилегию продавать своих детей в рабство. Если отец несколько раз продавал ребенка, его рассматривали как свободного жителя, который на тот момент не находился под властью своего отца. В законе дополнительно указывалось, что отцы оставляют за собой право забивать своих изуродованных детенышей после рождения. Четвертый закон показывает, как отцы получили верховный контроль над своими семьями.
Пятая таблица наделяла мужчин силой опеки над женщинами независимо от их возраста. Во время брака дама и ее привратник должны были прийти к соглашению, прежде чем будут произведены какие-либо расчетные платежи. Закон дополнительно признавал легитимность завещания, оставленного умершим лицом, и любой раздел имущества, оставленного умершим, должен производиться с учетом его воли.
В 6-й таблице требовалось, чтобы обычное соглашение между продавцом и покупателем было зарегистрировано до завершения обмена коммерческой землей. Договоренность между включенными сторонами была законно ограничительной, и от них полностью ожидалось, что она будет учитываться. Женщине предоставлялись привилегии ответственности за имущество ее супруга в том случае, если у нее было подтверждение того, что они прожили вместе более одного года. Этот закон дополнительно требовал, чтобы мужчины предъявили законные причины, по которым они расстались со своими супругами, прежде чем их желания могли быть уступлены.
В седьмой таблице показаны законы об устройстве собственности, которые должны были знать все жители при строительстве своих построек. Закон предписывал землевладельцу построить свою структуру в нескольких футах от следующей структуры, учитывая улицы, которые использовались для участка. Вопросы ограничения между двумя землевладельцами решались при посредничестве претора, который выяснил, где находится настоящий предел, после оценки вопросов, поднятых включенными сторонами.
Восьмой стол запрещал жителям составлять оскорбительные высказывания, и любой человек, которого считали виновным в составлении этих утверждений, был приговорен к смертной казни через избиение дубинками. Преступник, привлеченный к ответственности за присвоение чужого имущества в вечернее время, был приговорен к смертной казни. Закон также запрещал жителям проводить мятежные собрания в вечернее время.
10-я таблица повелела, чтобы все правила применялись ко всем римским жителям одинаково, независимо от их статуса. Судьи, которых считали ответственными за получение откупов и различных знаков внимания, были приговорены к смертной казни. 10-й стол запрещал все функции отпевания в черте города. Закон также оценивал важность принесения жителями обета на том основании, что демонстрация продемонстрировала твердое чувство долга перед королевством.
Таблица одиннадцать повелела, чтобы основные законы домена были приняты после того, как все жители подтвердят их путем голосования. Этот закон также утверждал, что представителям не разрешалось связываться с обычными жителями.
Двенадцатый стол запрещал проведение каких-либо священных церемоний в собственности, где происходили дебаты о владении. Закон дополнительно налагал обязанность на владельца раба, причинившего вред имуществу отдельного римского жителя.
Эти двенадцать таблиц были исчерпывающими в свете того факта, что они относились ко всем законным и справедливым дарам, которые считались важными для римских жителей. Они были получены из обычного стандартного права и касались общих вопросов, общественных дел, строгих законов о проблемах и собственности.
Кодекс Хаммурапи использовался в старом Вавилоне во время правления Хаммурапи как правителя с 1792 по 1750 год. Хаммурапи был вдохновлен систематизировать более 280 законов, которые использовались для управления регионом, находившимся под его властью.
Эти законы были взяты из старых месопотамских обычаев и использовались для поддержания мира поблизости. У Хаммурапи была мечта объединить все города-экспрессы, которые находились в его владениях, и для достижения своей цели он использовал ряд законов, чтобы объединить всех людей в различных городах-государствах в домене.
В предисловии к этим законам показано значение равноправного общества, в котором нет злых людей, чтобы гарантировать достаточную защиту слабым. Законы Хаммурапи использовались для управления различными делами в Вавилоне, и они заставляли всех жителей понимать свои законные обязанности в этом владении.
Часть законов, содержащихся в кодексе, служила безжалостным наказаниям для правонарушителей. Они использовались, чтобы отговорить подданных Хаммурапи от участия в любых демонстрациях, которые считались либо коррумпированными, либо незаконными.
Законы Хаммурапи предусматривали неумолимые приговоры как высшему сословию, так и простому обществу, однако рабы, нарушившие закон, получали более суровые наказания, так как считались существами посредственными. Например, лица, которых считали виновными в грабежах соотечественников, приговаривались к смертной казни. В кодексе также был закон, запрещавший детям, ссорившимся со своими отцами. Подростку, которого обвинили в избиении отца, отрубили руки за неподчинение. Раб, которого считали достойным порицания за то, что он грубо разговаривал со своим господином, получил отпор, отрезав одно ухо.
Законы Хаммурапи были более суровыми по сравнению с двенадцатью римскими законами. В любом случае, на эти две системы законов оказали сильное влияние социальные традиции, а на контролируемые наказания повлияло экономическое благополучие правонарушителя. Законы Хаммурапи были злонамеренными, и они использовались для возмездия против людей, которых считали виновными в различных преступлениях. Вавилон и другие устаревшие социальные порядки поднялись до идеи справедливого возмездия. Рабам не предоставлялась удовлетворительная страховка, и любой человек, который был обнаружен прикрывающим беглого раба, был приговорен к смерти.
Свободным людям было запрещено призывать пленников бросить вызов или сбежать из домов их владельцев, и любой человек, признанный виновным в этом правонарушении, был приговорен к смерти.
Закон дополнительно устанавливает четкие обязанности, которые землевладельцы должны соблюдать при застройке. В законе дополнительно указывалось, что человек, арендующий землю у другого человека для обработки, несет все обязательства, связанные с его урожаем, до сбора урожая. Следовательно, владельцу земли не нужно платить арендатору, если его урожай уничтожается ужасным климатом. Закон также устанавливает четкие вопросы, касающиеся брака, женских привилегий и раздельного проживания. В кодексе указывалось, что мужчины, которые бросили своих жен, не могут гарантировать свои привилегии в качестве мужей после того, как их жены преследовались другими мужчинами.
Он также приказал, чтобы супруга, обвиненная в ненадежности или невежливости по отношению к своей второй половинке, была вынуждена вернуться в дом своего отца. Это также налагало серьезные наказания на дам, которые были сразу обнаружены в неверности своим супругам. Они были приговорены к смертной казни через удушение. Законы Хаммурапи требовали твердых наказаний в зависимости от ситуации с человеком, обвиняемым в совершении конкретного проступка. На них сильно повлияли строгие убеждения в устаревшем Вавилоне.
Принимая во внимание все обстоятельства, две системы законов регулировали различные виды дисциплинарных взысканий для лиц, обвиняемых в их нарушении. Двенадцать табличек давали разоблаченным людям возможность иметь промоутера на предварительном этапе, чтобы дать им возможность продемонстрировать свою честность.
Законы Хаммурапи были более пагубными, и они использовались, чтобы заставить устаревших вавилонян подчиниться власти своего правителя. Религия и общепринятые стандартные практики повлияли на развитие и использование этих законов в двух устаревших областях
- АйвиПанда. (2019, 29 декабря). Закон и справедливость в древних обществах. Получено с https://ivypanda.com/essays/law-and-justice-in-ancient-society/
- Энциклопедия всемирной истории. (2016, 11 апреля). Двенадцать таблиц. Получено с https://www.ancient.eu/Twelve_Tables/#:~:text=The%20Twelve%20Tables%20(aka%20Law,be%20treated%20equally%20before%20them
LawSikho создал группу в Telegram для обмена юридическими знаниями, рекомендациями и различными возможностями. Вы можете нажать на эту ссылку и присоединиться:
https://t.me/joinchat/J_0YrBa4IBSHdpuTfQO_sA
Следите за нами в Instagram и подпишитесь на наш канал YouTube, чтобы получать больше интересного юридического контента.
Хаммурапи и создание кодекса…
Чтобы была справедливость, общество должно знать, что такое законы. Считается, что царь Вавилона Хаммурапи был первым правителем, который выставил законы на всеобщее обозрение.
На плодородной равнине между иракскими реками Тигр и Евфрат когда-то существовал Вавилон. Основанный незадолго до 2300 г. до н.э. Вавилон превратился в крупнейший город в мире под властью царя Хаммурапи с 1792 по 1750 г. до н.э. Хаммурапи (1810–1750 гг. до н. э.) унаследовал власть от своего отца, став шестым и самым известным правителем Вавилона.
Несмотря на то, что он жил почти 4000 лет назад, о Хаммурапи и его правлении известно удивительно много. Это связано с такими археологическими открытиями, как Марийские архивы, хранилище тысяч табличек в восточной Сирии на окраине того, что стало Вавилонской империей.
Вавилон, унаследованный Хаммурапи, был городом, в котором укрепление было важнее расширения. Хаммурапи изменил это. Хотя он все еще продолжал укреплять Вавилон, в первые десять лет своего правления Хаммурапи руководил строительством каналов, ирригационных систем и мест отправления культа. Кроме того, он распространил богатство Вавилона среди его граждан. Добившись успеха в Вавилоне, Хаммурапи затем использовал дипломатию и войну, чтобы расширить границы своей империи. К тридцатому году правления Хаммурапи большая часть Месопотамии находилась под его контролем. Эту великую империю иногда называют Вавилонией. Последние годы правления Хаммурапи были отмечены значительными усилиями по восстановлению территорий и народов, разрушенных предшествующими войнами и завоеваниями.
Несмотря на то, что Хаммурапи был опытным правителем, как и все люди, он не был совершенен. Переписка и интервью, обнаруженные в марийских архивах, показали, что личность Хаммурапи иногда была менее экспансивной, чем его империя. У него было переменчивое настроение, и он мог питать подозрения к своим союзникам, как и они иногда подозревали его.
Тем не менее, историки сходятся во мнении, что Хаммурапи следует помнить как поборника справедливости. Самым важным свидетельством этого является Кодекс Хаммурапи: в конце своего правления Хаммурапи собрал законы Вавилонии в один свод законов, вырезал его в камне и выставил на всеобщее обозрение.
Кодекс Хаммурапи высечен на цилиндрической плите из черного базальта, которую часто называют стелой. Считается, что на стеле высотой 2,25 метра и шириной 65 сантиметров действовали законы древней Вавилонии. Он был обнаружен французскими археологами зимой 1901/1902 года. Поскольку в Кодексе упоминаются города, которые не входили в состав Вавилонии до тридцать первого года правления Хаммурапи, и поскольку в Кодексе упоминается преклонный возраст Хаммурапи, Кодекс был написан в конце его правления.
Стелу можно разделить на четыре основные части:
- На вершине стелы находится рельефная скульптура, изображающая божественное получение Хаммурапи Кодекса (или, возможно, полномочия на его создание) от бога солнца Шамаша.
- Письменная часть Кодекса начинается с пролога, описывающего, как боги выбрали Хаммурапи, чтобы восстановить справедливость в Вавилоне. В нем также обсуждается, как он распространял богатства по Вавилонии. Важно отметить, что в прологе излагается цель Кодекса: «чтобы сильный не угнетал слабого».
- За прологом следует примерно 275 законов, написанных на лицевой и оборотной сторонах стелы.
- Кодекс заканчивается эпилогом, в котором резюмируется цель законов и вновь подчеркивается величие Хаммурапи.
Скульптура и надписи предполагают, что Хаммурапи получил законы (или получил право создавать законы) от Шамаша, бога солнца.
Однако на деле все оказалось не так просто. Хаммурапи участвовал в судебных разбирательствах в своих владениях, вел обширную переписку с судьями и выступал в качестве верховного судьи Вавилонии. Многие решения, принятые Хаммурапи и его судьями, составили основной источник его Кодекса.
Тем не менее, эти суждения были вынесены не просто по прихоти Хаммурапи. Решения часто основывались на более ранних сводах законов, включая Кодекс Ур-Намму (ок. 2100 г. до н.э.) и Кодекс Липит-Иштар Исина (ок. 1860 г. до н.э.). Таким образом, Кодекс Хаммурапи был не столько божественным наследством, сколько продуктом развивающейся системы правосудия. Его законы часто основывались на правовых системах и традициях, существовавших неисчислимыми поколениями ранее.
Независимо от того, откуда пришли законы для Кодекса Хаммурапи, Кодекс говорит нам, что Хаммурапи верил, что боги наделили его властью для создания системы правосудия, которая не позволит сильным угнетать слабых. И стела была не единственным свидетельством этого. Когда в Вавилонии строились здания, Хаммурапи обычно делал на этих зданиях надписи, объясняющие, как боги избрали его лидером и как он верит в справедливость. Еще одним свидетельством стремления Хаммурапи к справедливости служат названия лет его правления. В то время годы записывались не цифрами, а крупными событиями. Годы правления Хаммурапи приправлены такими именами, как «установление справедливости в своей земле» (первый год) и «статуя Хаммурапи, царя справедливости» (двадцать второй год).
Хотя Хаммурапи посвятил себя установлению системы правосудия и выставлению законов на всеобщее обозрение, точное назначение стелы и ее Кодекса все еще обсуждается. Некоторые историки считают, что с ним нужно было считаться высшим законом Вавилонии. Другие считают, что это должно было стать высшей точкой, по которой будущие короли могли судить о своей приверженности справедливости. И даже другие предполагали, что это должно было просто радовать богов.
Фото Рамы, Wikimedia Commons, Cc-by-sa-2.0-fr.
Оборотная сторона стелы с Кодексом Ха ммурапи.
Фото Mbzt, Wikimedia Commons
Рельефная скульптура на Кодексе Хаммурапи. Одна интерпретация состоит в том, что бог солнца Шамаш, сидящий на троне, похожем на храм, вручает Хаммурапи жезл и кольцо, символы царской законной власти.
Фото Mbzt, Wikimedia Commons.
Стела высотой 2,25 метра с Кодексом Хаммурапи, выставленная в Лувре в Париже. В его прологе говорится, что он был избран Богом для улучшения благосостояния вавилонян благодаря своей силе, благоразумию и арбитражным способностям как «совершенный». Нельзя не упомянуть, что Хаммурапи также вклинивался в утверждение о том, что он был «смиренным».
Кодекс Хаммурапи был ранним и важным шагом на пути к установлению верховенства закона в обществе. Верховенство закона — это вера в то, что лучше, когда правят законы, чем правят лидеры, которые могут действовать так, как им заблагорассудится. Например, диктаторы часто пользуются абсолютной властью без каких-либо указаний. Если нами правит закон, лидеры не могут использовать свою власть по своему усмотрению. Политические лидеры, полиция и судьи подчиняются тем же законам, что и все остальные. Установив свод законов, Хаммурапи помог гарантировать, что действия властей не были произвольными, а скорее следовали набору правил. Обнародовав эти правила, каждый мог узнать, что они из себя представляли.
Для верховенства закона также необходимо, чтобы общество имело мирные и упорядоченные способы создания и изменения законов.