Грибоедова отец: Недопустимое название — Владимирская Энциклопедия
Содержание
Детские годы Грибоедова
4 (15) января 1795 года в семье отставного секунд-майора Сергея Ивановича и Анастасии Фёдоровны Грибоедовых случилось радостное событие — родился сын, которого назвали Александром.
«Барские хоромы» Грибоедовых находились на бывшем Новинском бульваре в Москве. Одноэтажный деревянный дом со вспомогательными постройками – именно в этом доме прошли детство, отрочество и юность будущего поэта.
Семья Грибоедовых принадлежала к старинному дворянскому роду. Ещё в незапамятные времена царь Михаил Федорович дарствовал Михайле Грибоедову четыре деревни с полями, лугами и лесами за то, что он в 1609-1610 годах стоял упорно, «безо всякой шатости», сражаясь под стенами Москвы против иностранного королевича Владислава и других врагов.
Родители Грибоедова были людьми состоятельными, в кругу дворянских семейств пользовались почётом. Всем в семье заправляла Настасья Фёдоровна, её слово было решающим. Вскоре после рождения Александра, отец будущего поэта, Сергей Иванович Грибоедов переехал жить в небольшую усадьбу при одной из своих деревень. Сын с отцом виделись редко.
Настасья Фёдоровна нрав имела крутой. Она была женщиной властной, честолюбивой, не терпящей возражений. Её несомненными достоинствами были ум, образованность; она любила детей (у Александра была ещё родная сестра Мария), но не баловала их, держала в большой строгости.
Большое значение Настасья Фёдоровна придавала образованию детей. В те времена, в том кругу, где вращались Грибоедовы, не знать французского языка было непростительно. Когда маленькому Саше пошел второй год, к нему была приставлена бонна-француженка. Была у мальчика и русская нянюшка, в доме её шутя называли «поднянька». Именно она читала своему воспитаннику русские сказки. Саша одновременно учился говорить и на русском, и на французском языках.
Настасья Фёдоровна гордилась сыном. Когда в доме были гости, она посылала за ним лакея или горничную. Мальчик, будучи ещё совсем малым, демонстрировал свои знания на русском, и на французском языках. Знакомя сына с гостями, Настасья Фёдоровна реализовывала ещё один свой тайный умысел: с детства она приучала мальчика к «людскости». Чтобы он не дичился, не краснел, не был застенчив в обществе. «Будешь робеть – показать себя не сумеешь, и карьеры не сделаешь», — говаривала она.
Кроме того, мать Александра заранее вводила сына в круг нужных людей, ведь в московском доме Грибоедовых бывали и весьма влиятельные особы.
Настасья Фёдоровна всё делала так, чтобы соответствовать тому кругу, к которому принадлежало семейство Грибоедовых. Кроме того, она искренне желала успеха своим детям.
Знания одного французского со временем стало недостаточным, и мать пригласила для Саши нового учителя, немца Иоганна Петрозилиуса, который со временем превратился просто в «Ивана Даниловича». Это был человек немолодой, умный, рассудительный, серьёзный. Впоследствии он стал одним из библиотекарей Московского университета.
К преподаванию у Петрозилиуса был особый дар. Учил он основательно. Да и Саша сам стремился к учению. Ему было всё интересно, он стремился овладеть новым. К девяти годам мальчик хорошо освоил русскую грамоту, говорил на французском и немецком языках, знал азы истории и географии, много читал. Петрозилиус углубленно знал латынь, он обучал латыни и Сашу.
В 1803 году Александр Грибоедов начал учиться в лучшем учебном заведении Москвы – Московском университетском благородном пансионе. Готовил уроки он под присмотром Петрозилиуса.
Александр Грибоедов был моложе большинства учеников, но не отставал от них, учился упорно. Его любимым учителем был преподаватель русской словесности А.Ф.Мерзляков, личность совершенно выдающаяся. Он внушал своим ученикам: «Уменье мыслить – ключ к искусству сочинять».
В пансионе Саша проучился три года. В 1806 году, когда ему исполнилось двенадцать лет, учёба в пансионе закончилась. Каких результатов сумел добиться Александр Грибоедов? Молодой человек совершенно свободно владел французским и немецким языками, знал английский и латынь, имел хорошие отметки по целому ряду предметов.
Настасья Фёдоровна гордилась своим сыном. Он был умён и начитан, умел держать себя в обществе с изысканной вежливостью и особым достоинством. Мальчик владел изящными манерами, говорил свободно на иностранных языках. Саша достиг хороших успехов в музыке, знал танцевальные па, мог поддержать разговор на должном уровне.
Его ждало дальнейшее обучение в Московском университете. Пора детства закончилась. В жизни Александра Грибоедова начинался новый период.
Давид — Грибоедов. Полный текст стихотворения — Давид
Литература
Каталог стихотворений
Александр Грибоедов — стихи
Александр Грибоедов
Давид
Не славен в братиях измлада,
Юнейший у отца я был,
Пастух родительского стада;
И се! внезапно богу сил
Орган мои создали руки,
Псалтырь устроили персты,
О, кто до горней высоты
Ко господу воскрилит звуки?..
Услышал сам господь творец!
Шлет ангела: и светлозрачкый
С высот летит на долы злачны;
Взял от родительских овец;
Елеем благости небесной
Меня помазал. — Что ж сии
Велики братии мои?
Кичливы крепостью телесной!
Но в них дух божий, бога сил,
Господень дух не препочил.
Иноплеменнику не с ними,
Далече страх я отженя,
Во сретенье исшел: меня
Он проклял идолми своими;
Но я мечом над ним взыграл,
Сразил его и обезглавил
И стыд отечества отъял,
Сынов Израиля прославил!
1823 г.
О родине
О религии
Золотой век
Стихи Александра Грибоедова – О родине
Стихи Александра Грибоедова – О религии
Стихи Александра Грибоедова – Золотой век
Другие стихи этого автора
Я вас люблю так, как любить вас должно…
Я вас люблю так, как любить вас должно:
Наперекор судьбы и сплетней городских,
О любви
Любовь
Что есть любовь? Несвязный сон,
Сцепление очарований!
О любви
Смерть
Мы не смерти боимся, но с телом расстаться нам жалко:
Так не с охотой мы старый сменяем халат.1826 или 1827
Короткие
По духу времени и вкусу…
— По духу времени и вкусу
Он ненавидел слово «раб»…
О свободе
Прости, отечество!
Не наслажденье жизни цель,
Не утешенье наша жизнь.
Золотой век
Хищники на Чегеме
Окопайтесь рвами, рвами!
Отразите смерть и плен —
Длинные
Как читать
Публикация
Как читать «Преступление и наказание» Достоевского
Рассказываем о масштабном психологическом исследовании русского классика
Публикация
Как читать «Белую гвардию» Булгакова
Литературная традиция, христианские образы и размышления о конце света
Публикация
Как читать «Очарованного странника» Лескова
Почему Иван Флягин оказывается праведником, несмотря на далеко не безгрешную жизнь
Публикация
Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих
Что такое ритм, как отличить ямб от хорея и могут ли стихи быть без рифмы
Публикация
Как читать «Лето Господне» Шмелева
Почему в произведении о детстве важную роль играют религиозные образы
Публикация
Как читать «Двенадцать» Блока
На какие детали нужно обратить внимание, чтобы не упустить скрытые смыслы в поэме
Публикация
Как читать «Темные аллеи» Бунина
На что обратить внимание, чтобы понять знаменитый рассказ Ивана Бунина
Публикация
Как читать «Гранатовый браслет» Куприна
Что должен знать современный читатель, чтобы по-настоящему понять трагедию влюбленного чиновника
Публикация
Как читать «Доктора Живаго» Пастернака
Рассказываем о ключевых темах, образах и конфликтах романа Пастернака
Публикация
Как читать Набокова
Родина, шахматы, бабочки и цвет в его романах
«Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
- О проекте
- Открытые данные
© 2013–2023, Минкультуры России. Все права защищены
Контакты
- E-mail: [email protected]
- Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна
Алябьев Александр
Биография
Александр Алябьев с детства увлекался музыкой, брал уроки игры на фортепиано и занимался композицией. Писал романсы на стихи известных поэтов и вокальные миниатюры, произведения для оркестра и оперы для театров. Алябьев пережил сибирскую ссылку; впрочем, и там он занимался музыкой.
Алябьев родился 15 августа 1787 года в Тобольске в семье гражданского губернатора. Дом Алябьевых был музыкальным, в нем играли на рояле и его родители, и гости-ссыльные, которым покровительствовал отец будущего композитора. В 1796 семья переехала в Петербург, где отец получил должность в Берг-коллегии — Горном ведомстве, а Александр Алябьев брал уроки музыки у Иоганна Генриха Миллера. Через несколько лет он переехал в Москву, где поступил в школу-интернат при Московском университете и начал заниматься композицией.
После формальной службы, на которую он был зачислен как «дворянский невежда» в 14 лет, Александр Алябьев приступил к действительной службе. Работу в московской Берг-конторе совмещал с занятиями музыкой. В 1810 году были опубликованы первые произведения Алябьева — романсы и вальсы.
Когда началась Великая Отечественная война, Александра Алябьева зачислили в казачий полк и отправили на Украину. Там он познакомился с Денисом Давыдовым и вступил в его партизанский отряд, а затем был направлен в Иркутский гусарский полк, который тогда дислоцировался в белорусском Кобрине. Там он подружился с Александром Грибоедовым и Николаем Толстым, отцом Льва Толстого.
При поступлении на военную службу Александр Алябьев получил два ордена Святой Анны третьей степени, орден Святого Владимира четвертой степени, медаль «В память Отечественной войны 1812 года». Родственники отмечали, что он был «порядочным и храбрым офицером». Служба продолжалась и после победы над Наполеоном. В свободное время Алябьев сочинил струнный квартет, фортепианное трио и квинтет, множество романсов, среди которых была и элегия на стихотворение Пушкина «Погасла дневная звезда».
12 февраля 1822 года в Театре в Петербурге состоялась премьера водевиля Николая Хмельницкого на музыку Алябьева, Людвига Вильгельма Маурера и Алексея Верстовского «Новая шалость, или Театральная битва». Алябьев дебютировал как театральный композитор. В январе 1823 года в театре на Моховой была поставлена опера-водевиль «Сельский философ», а в июне — с разницей в неделю — и в Петербурге, и в Москве премьера оперы «Лунная ночь, или Дом Духи» Алябьева состоялась и имела большой успех. Позднее Владимир Одоевский писал: «Оперы Алябьева не хуже французских комических опер». Тем временем композитора все больше тяготила военная служба. Он подал прошение об отставке, и в конце 1823 г. был издан приказ о его увольнении. Алябьев поселился в Москве. Участвовал в музыкальных вечерах, проходивших в доме Марии Ивановны Римской-Корсаковой. Позднее женой композитора стала ее младшая дочь Екатерина.
В 1825 году на музыку Алябьева звучала музыка в московском Большом театре. К открытию нового здания театра Михаил Дмитриев написал поэтический пролог «Торжество муз». Музыку к нему написали Фридрих (Федор) Шольц, Алексей Верстовский и Александр Алябьев.
Однако в жизни Алябьева были не только музыкальные вечера и театральные премьеры, но и азартные игры.
В феврале 1825 года композитор был арестован. Гости играли в карты в его доме, и там произошла ссора. Один из участников конфликта через три дня скончался от апоплексического удара. Более того, свидетель сообщил полиции, что Александр Алябьев ударил погибшего. Других улик или подобных показаний не было, поэтому композитор оказался в тюремной камере. Даже там он продолжал писать музыку, которая звучала на театральных сценах. Пока тянулся суд, Алябьев сочинил несколько опер-водевилей, песню «Соловей», вокальную миниатюру на стихи Антона Дельвига.
1 декабря 1827 года Государственный совет вынес обвинительный приговор — Александр Алябьев был лишен дворянского чина, наград и сослан в Сибирь. В феврале он прибыл в Тобольск и поступил под надзор губернатора Западной Сибири Ивана Вельяминова. Вельяминов разрешил композитору заниматься музыкой и композицией. В том же году из Омска в Тобольск был переведен оркестр «Казачья музыка». Алябьев взял его под свое крыло. Они много репетировали, и группа превратилась в полноценный симфонический оркестр, который играл на танцевальных вечерах и выступал на концертах.
Благодаря усилиям Вельяминова и его родственников в 1832 году Алябьеву удалось уехать на Кавказ — лечить глаза. Разумеется, он и там находился под «строгим надзором». Алябьев увлекся кавказским фольклором. Композитор писал романсы на кабардинские, черкесские, грузинские мелодии. Они вошли в сборник «Кавказская певица». В это же время Алябьев начал работать над музыкой к кавказской повести Бестужева-Марлинского «Аммалат-Бек». Позже это произведение стало основой для оперы.
В 1833 году композитору разрешили поселиться в Оренбурге, где он находился под покровительством генерал-губернатора Василия Перовского, участника Отечественной войны и ценителя искусства. Рискуя собственной карьерой, Перовский добивался для ссыльного разрешения жить в Московской губернии, в имении своих родственников.
Александр Алябьев продолжал много сочинять. В 1838 году он написал музыку к пушкинской «Русалке» — это произведение было навеяно впечатлениями от смерти поэта. Спектакль был представлен на сцене московского Большого театра. Инициалы «А.А.» были указаны в афише вместо имени композитора.
В 1843 году после бесчисленных просьб Алябьеву наконец разрешили жить в Москве. Дворянский титул ему не вернули.
В Москве композитор стал постоянным участником «Четверков» в доме Александра Вельтмана, лингвиста, поэта, археолога. На эти вечера собирались известные писатели, музыканты и ученые. Алябьев много времени уделял хоровому творчеству — написал и подготовил к изданию для хора «Сборник разных русских песен». В него вошли миниатюры на стихи Александра Пушкина, Антона Дельвига, Василия Жуковского, Николая Карамзина и других поэтов. Однако сборник был издан лишь в 1952.
Александр Алябьев умер в 1851 году. Похоронен в родовой усыпальнице Симонова монастыря. Однако в годы советской власти монастырь был разрушен — стерты с лица земли и могилы композитора и его родственников.
Реф.: https://www.culture.ru/persons/9462/aleksandr-alyabev
Горе от ума — Оксфордский справочник
Показать сводную информацию
Обзор
AT: Интеллект приходит в упадок; Несчастье быть умным; Остроумие работает горе; «Безумие быть мудрым; Чацкий; Слишком умный наполовину; Убожество иметь ум А: Александр Грибоедов Пф: 1825, Санкт-Петербург; полная версия 1831, Киев Pb: 1825; полное цензурированное издание. 1833 г.; без цензуры изд. 1875 Тр: 1902 Г: Ком. в 4 действиях; Русский стих S: Дом Фамусова, Москва, 1824 C: 12m, 13f, extrasАлександр Чацкий вырос в доме московского чиновника Павла Фамусова и влюблен в дочь Павла Софью, довольно мелкое существо. Фамусов, жадный и честолюбивый бюрократ, надеется найти богатого зятя. Решив добиться более широкого образования, чем это возможно среди московского лицемерия и высокомерия, Чацкий уезжает на три года. Вернувшись с головой, полной новых идей, он с тревогой обнаруживает, что его возлюбленная Софи увлечена Молчалиным, неприятным секретарем ее отца, который, ухаживая за Софи, как и сам Фамусов, пытается завести роман со служанкой Лизой. Разочарованный в любви и смущенный хамством московского общества, Чацкий обличает и чиновников, и дворянство. При поддержке Софи, желающей избавиться от него, они отвечают единственным известным им способом, объявляя Чацкого сумасшедшим. Разочарованный, Чацкий уезжает из Москвы, а Молчалину предстоит разъяснение насчет Лизы.
AT: Интеллект приходит в упадок; Несчастье быть умным; Остроумие работает горе; «Безумие быть мудрым; Чацкий; Слишком умный наполовину; Убожество иметь ум А: Александр Грибоедов Пф: 1825, Санкт-Петербург; полная версия 1831, Киев Pb: 1825; полное цензурированное издание. 1833 г.; без цензуры изд. 1875 Тр: 1902 Г: Ком. в 4 действиях; Русский стих S: Дом Фамусова, Москва, 1824 C: 12м, 13ф, доп.
Хотя «Ревизор» гораздо больше известен за пределами России, эта комедия, из которой большинство россиян может процитировать одну-две строчки, представляет собой гораздо более ожесточенную сатиру на русский чиновничество, чем пьеса Гоголя. Более того, Гоголь сосредоточился на коррупции мелких городских чиновников, беспроблемном источнике юмора для петербургской публики, тогда как Грибоедов направил свои элегантные колкости гораздо ближе к дому. Неудивительно, что премьера полного текста состоялась только через два года после смерти Грибоедова, а бесцензурная версия пьесы была опубликована только через полвека.