Дневник матильда кшесинская: Интимный дневник Матильды Кшесинской

Разное

Дневник Матильды Кшесинской: Что писала знаменитая балерина о цесаревиче Николае Романове

Комсомольская правда

ЗвездыКультураО РАЗНОМФильм Алексея Учителя «Матильда»

Анастасия ПЛЕШАКОВА

29 сентября 2017 1:00

«Комсомолка» прочла дневники, в которых балерина рассказывает подробности ее романа с наследником русского престола

«Комсомолка» прочла дневники, в которых балерина рассказывает подробности ее романа с наследником русского престола.Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Дневники Матильды Кшесинской, записки и черновики писем к «дорогому Ники» и даже ее карандашный портрет цесаревича почти сто лет хранятся в фондах Музея им. Бахрушина. Но особый интерес к ним появился лишь недавно — в связи с выходом фильма Алексея Учителя «Матильда». По этим чудом уцелевшим записям можно составить представление, как развивались романтические отношения будущего российского императора Николая II и юной балерины. С разрешения Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина мы печатаем отрывки из дневников.

«САМОЕ ДОРОГОЕ ВОСПОМИНАНИЕ»

23 марта 1890 года. Знакомство

«…Состоялся наш школьный спектакль (17-летняя выпускница балетного училища Матильда Кшесинская была дерзкой девушкой. Она привезла вино, которое с другими ученицами они выпили перед спектаклем, «чтобы было веселее танцевать». — Ред.)… Наконец приехали Государь и Государыня, Наследник, Ксения и Георгий (младшие сестра и брат Николая. — Ред.). Все бросились к дверям, и я тоже, но осталась позади всех: мне не хотелось толкаться, я знала, что еще увижу Их Величеств. И они меня тоже.

…После спектакля вся Царская фамилия осталась с нами ужинать. Мы сговорились просить Государя сесть за наш стол. Мне было очень приятно, что Наследник сел возле меня. Впрочем, в ту минуту мне было приятно, если бы со мной сел и другой великий князь. Наследник тотчас обратился ко мне и очень меня хвалил… Он очень понравился, и затем я уже разговаривала с ним кокетливее и смелее, не как ученица.

Сам ужин был ужасный, какой-то окорок, нарезанный громадными кусками… Этот вечер я никогда не забуду».

4 июля

«Первая поездка моя в Красное Село (там проходят учения и располагается полк, в котором служил цесаревич. Есть летний театр. — Ред.) была удачна. Наследник приехал на тройке с казаком. Я была в восторге, что он приехал…

Я имела успех и видела Наследника. Но это только для первого раза достаточно, затем, я знаю хорошо, что мне этого будет мало, я захочу более, такой у меня характер. Я боюсь себя».

Теперь он Ники

Кшесинская умела добиваться своего. Но в течение лета 1890 года никаких «революционных» событий в развитии романа не происходило. Все те же поездки наследника в театр, все та же игра в гляделки: «Наследник на меня смотрел и улыбался. Опять навел на меня бинокль и наконец в третий раз навел на меня бинокль… Я смотрела ему в глаза с волнением».

В октябре Николай отправился в долгий вояж на российский Дальний Восток, затем в Индию, Китай и Японию. А по возвращении уехал с родителями в Данию.

Взаимное увлечение возобновляется почти год спустя. Матильда старается попасться на глаза Николаю. Когда она знает, что наследник должен проехаться по набережной, выстраивает свой маршрут так, чтобы встретиться с ним. Но и со стороны Николая возникает увлеченность…

21 августа 1891 года

«Вдруг позвонили. Оказалось, что это был Волков (Евгений Волков — адъютант наследника. — Ред.). Он сказал, что приехал ко мне с поручением, и передал мне карточку (фото Николая. — Ред.). Затем он сказал, что… я должна буду с ним ехать в Петергоф к Наследнику, так как Н. сказал ему, чтобы он привез мою карточку, а если ее у меня нет, то меня».

4 января 1892 года

«Весь день я была в томительном ожидании (ждала в театре царей). Увидела Наследника и забыла все, что делается вокруг меня. Но как я была безумно счастлива, когда Наследник подошел ко мне и подал мне руку. Я почувствовала его долгое крепкое пожатие руки, ответила тем же и пристально посмотрела ему в глаза, устремленные на меня…

Первый раз я почувствовала, что это не просто увлечение, как я думала раньше, а что я безумно и глубоко люблю Цесаревича и что никогда не в силах буду его забыть».

Император Николай II в русском костюме, конец 1890-х гг. О своем романе с балериной император рассказал жене. И мудрая Александра Федоровна призналась, что за эту искренность даже больше его уважает. Фото: РИА Новости

11 марта 1892 года

«Счастливый день, тебя благословляю. Сегодня днем мне делали маленькую операцию над глазом, и затем я с повязкой поехала кататься. К вечеру я совсем расхворалась… Я легла; но почти сейчас же раздался звонок. Было 11 часов. Горничная доложила, что меня спрашивает Евгений Николаевич (Волков), я велела принять, а пока пошла в спальню надеть на глаз повязку. Но каково же было мое удивление, увидев вместо Евгения пред собой Цесаревича!

…Он пил у нас чай, был у нас почти до 1 часа ночи. Я все время сидела в углу в тени, мне было неловко: я была не совсем одета, т. е. без корсета да и потом с подвязанным глазом. Мы без умолку болтали… Юля (старшая сестра Матильды, тоже балерина. — Ред.) сказала, что весна располагает к любви. Николай на это ответил, что он также это чувствует. Цесаревич сказал, чтобы я ему писала письма, он будет писать тоже и обещал написать первым. Я очень была довольна, когда Цесаревич сказал, что будет нас называть Юля и Маля, так гораздо проще. Он непременно хотел пройти в спальню, но я его не пустила…»

14 марта 1892 года

«Утром я получила от Наследника письмо, большое!.. В этом письме Цесаревич предложил мне… на ты. Боже, как все скоро случилось, точно сон!»

23 марта 1892 года

«Цесаревич приехал в 12-м часу, не снимая пальто, вошел ко мне в комнату, где мы поздоровались и… первый раз поцеловались. Цесаревич мне привез свои карточки, из которых одна мне очень понравилась. Он снимался в Японии, в штатском. Я получила от Цесаревича подарок, чудный браслет».

Портрет цесаревича Матильда Кшесинская нарисовала сама на одной из страниц своих дневников.

23 марта 1892 года

«Я и сегодня не пустила Цесаревича в спальню, и он меня ужасно насмешил, когда сказал, что если я боюсь с ним идти туда, то он пойдет один! У него такие чудные глаза, что я просто с ума схожу! Цесаревич уехал, когда уже стало рассветать. На прощание мы несколько раз поцеловались. Когда он уехал, у меня больно сжалось сердце! Ах, мое счастье так шатко!»

25 марта 1892 года

«Я буду теперь звать Цесаревича «Ники», его так зовут дома».

5 апреля 1892 года

«Утром получила письмо от Ники. Он приехал ко мне и был до 2-го часа. Мы были весь вечер одни. Первый раз Ники был сегодня у меня в спальне. Ему она очень понравилась и мое платье. Мне было очень приятно, что Ники обратил на него внимание. Мы много болтали…»

20 апреля 1892 года

«Ники приехал ко мне в 12? часа ночи, после какого-то спектакля. Зедделер (барон Александр Зедделер — будущий муж старшей сестры Юлии. — Ред.) был у нас, и мы дули шампузен. Ники и Зедделер танцевали «Красную Шапочку». Когда Ники уезжал от меня, было 6 часов и уже светило солнышко. Завтра он приедет ко мне опять. Мы, кроме того, сговорились встретиться еще на улице…»

ТОЛЬКО БЫ НЕ ЖЕНИЛСЯ НА АЛЕКС

Еще осенью 1891 года Матильда пишет в дневниках: «Разговаривала на репетиции с Таней Н. Она сказала, что Евгений Волков ей говорил, что Н. ни с кем еще не жил и страшно рад, что я обратила на него внимание, тем более что я артистка и притом хорошенькая. Евгений говорит, что я бы с Наследником могла повидаться, если бы кто-нибудь нашелся такой, который не побоялся устроить наше свидание». С одной стороны, можно удивляться сдержанности Николая, что в 23 года он еще не был близок с женщинами. С другой — к этому времени в его сердце давно поселилась большая любовь — гессенская герцогиня Алиса — будущая императрица Александра Федоровна.

21 апреля 1892 года

«Я читала его дневник, он привез с собой. В дневнике меня очень заинтересовал один день, это 1 апреля, где он пишет про Алису Г. и про меня. Алиса ему очень нравится, он говорил мне уже об этом раньше, и я серьезно начинаю его к ней ревновать».

Из черновика писем к Николаю

«…Я теперь начинаю верить, Ники, что Ты меня любишь. Но я все думаю о Твоей свадьбе. Ты сам сказал, что до свадьбы Ты мой, а потом… Ники, Ты думаешь, мне легко это было услышать? Если бы Ты знал, Ники, как я Тебя ревную к А., ведь Ты ее любишь? Но она Тебя, Ники, никогда не будет любить, как любит Тебя Твоя маленькая Панни. Целую Тебя горячо и страстно. Вся твоя».

«…Только бы ты женился не на А. Ей я ни за что Тебя не отдам, а то или она, или я. Ты, верно, изводишься, что я постоянно пишу и говорю о Твоем браке, но представь себя на моем месте, и Ты поймешь, как он должен меня тревожить».

Из письма от 10 августа 1892 года

«О, Ники, дорогой, как я желаю скорее быть Твоею, только тогда я буду совершенно спокойна. Я страшно томлюсь, мой дорогой. И Тебе, и мне давно пора…»

Позже, когда Николай II уже был женат, даже злейшие враги не говорили, что он изменял своей Алекс…

Дневник Матильды Кшесинской.Фото: Анастасия ПЛЕШАКОВА

ТАК БЫЛО ИЛИ НЕ БЫЛО?

8 января 1893 года (дома у Матильды)

«…Я же, хотя и выпила довольно, была совершенно трезвая и твердо решила сегодня же поговорить с Ники о будущем. Первый раз, когда мы остались вдвоем в комнате, Ники я не узнала — так он был ласков. Но когда нам пришлось остаться наедине вторично, между нами произошел крайне тяжелый разговор. Ники меня поразил. Передо мною сидел не влюбленный в меня, а какой-то нерешительный, не понимающий блаженства любви.

Летом он сам неоднократно в письмах и в разговоре напоминал насчет более близкого знакомства, а теперь вдруг говорил совершенно обратное, что не может быть у меня первым, что это будет его мучить всю жизнь, что если бы я уже была не невинна, тогда бы он не задумываясь со мной сошелся, и много другого говорил он в этот раз.

Но каково мне было это слушать, тем более что я не дура и понимала, что Ники говорил не совсем чистосердечно. Он не может быть первым! Смешно! Разве человек, который действительно любит страстно, станет так говорить? Конечно, нет.

Он боится просто быть тогда связанным со мной на всю жизнь, раз он первый будет у меня.

В конце концов мне удалось почти убедить Ники, он ответил «пора» — слово, которое производит необъяснимое действие на меня, когда оно им произносится. Он обещал, что это свершится через неделю, как только он вернется из Берлина (Николай уезжал на свадьбу младшей сестры императора Вильгельма. — Ред.). Однако я не успокоилась, я знала, что Ники мог это сказать, чтобы только отвязаться, и когда он уехал (было 4 часа), я была в страшном горе, я была близка к умопомешательству… Все же я поставлю на своем, сколько бы мне то трудов ни стоило!»

Всю эту неделю Матильда «приберегала силы к воскресенью». Но к ее огорчению, Ники, вернувшись из Берлина, к возлюбленной не приехал. Об этом свидетельствуют последние ее дневниковые записи от 23 января 1893 года.

Роман Матильды и Николая длился менее трех лет. В начале 1894-го эти отношения закончились. О помолвке российского престолонаследника с гессенской принцессой было объявлено 7 апреля. В ноябре состоялось их бракосочетание. Любовные отношения с балериной были прекращены по инициативе цесаревича еще до помолвки.

В одном из писем Матильда пишет:

«Милый, дорогой Ники!.. Я все время вспоминаю последний вечер, проведенный с тобой, когда Ты, милый Ники, лежал у меня на диване. Я Тобою все время любовалась, Ты так мне был в ту минуту дорог, и так страшно я Тебя ревновала к той, которая скоро будет иметь право Тебя осыпать своими ласками. Но помни, Ники, что никто Тебя не полюбит так, как я…»

После расставания с Ники заботы о взял на себя великий князь Сергей Александрович. Но замуж в 1921 году она вышла за другого великого князя — Андрея Владимировича, отца ее сына Владимира. Умерла в 1971 году в Париже, не дожив до своего столетия полгода.Фото: GLOBAL LOOK PRESS

СПРАВКА «КП»

Как записки попали в музей

В 1918 году, когда революционные массы разгромили особняк Кшесинской в Петрограде, хранить ее архив было опасно. Но нашелся смелый человек (возможно, из поклонников балерины), который спас ее личные вещи, в том числе домашний архив. Он принес четыре тетрадки, исписанные мелким женским почерком, и черновики ее писем своему знакомому Владимиру Александровичу Рышкову. Тот взял дневники почитать и переписал их, включая ремарки, исправления, заметки на полях. Для чего? Скорее всего, собирался показать их коллекционеру Алексею Бахрушину. Поскольку считал, что эти рукописи «имеют громадный исторический интерес» и способны восстановить страницы из жизни Николая II. Возможно, в дальнейшем речь шла о покупке архива. Но таинственный владелец дневников исчез, и Рышков не смог их вернуть. Так, оригиналы и копии, которые сделал Владимир Александрович, попали в коллекцию Бахрушина. В конце сопроводительной записки к рукописям Кшесинской Владимир Рышков написал, что ему известно, где находятся остальные дневники, но, увы, до сих пор эти документальные свидетельства не найдены.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Депутат Госдумы Ярослав Нилов: После «Матильды» мое отношение к Николаю II улучшилось!

— Никто не видел, а все уже переругались. Я хочу посмотреть, может, там и спорить не о чем, — говорила зампред Комитета Госдумы по культуре, актриса Елена Драпеко о скандальном фильме «Матильда» и предлагала устроить на Охотном Ряду спецпоказ. В итоге коллеги по Комитету и другие неравнодушные к сей громкой истории депутаты (коих набралось несколько десятков) договорились с Алексеем Учителем прийти на секретный просмотр в секретном месте. Секрет, правда, оказался дутым. Сначала в прессу утекла дата показа, затем и место — уютный кинозал ГУМа. Кстати, не такой уж большой. Только самого неравнодушного парламентария — Натальи Поклонской — здесь ожидаемо не увидели (подробности)

КСТАТИ

Алексей Учитель: Не я придумал роман Николая II с Матильдой Кшесинской

«Матильда» Алексея Учителя успела расколоть общество. История любви будущего императора Николая II и польской балерины Матильды Кшесинской вызвала шквал протестов (подробности)

Возрастная категория сайта 18+

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

И.О. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

И.О. шеф-редактора сайта — Канский Виктор Федорович

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без
предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой
право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные
сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой
массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781
127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]

Читать онлайн «Моей Матильде. Любовные письма и дневники Николая Второго», Борис Соколов – ЛитРес

© Б.В. Соколов (составитель), 2017

© ООО «ТД Алгоритм», 2017

Пятница, 23 марта 1890 г.

Состоялся наш школьный спектакль. У меня был голубой костюм, я надела свои цветы, ландыш, костюм вышел очень изящный.

Наконец приехали Государь и Государыня, Наследник. Все бросились к дверям, и я тоже, но осталась позади всех: мне не хотелось толкаться, я знала, что еще увижу их величеств.

После спектакля вся царская фамилия осталась с нами ужинать. Мы сговорились просить государя сесть за наш стол. Наследник, что-то сказав, сел возле меня. Мне было очень приятно, что Наследник сел возле меня.

Наследник тотчас обратился ко мне и очень меня хвалил. Он меня спросил, кончаю ли я в этом году училище, и когда я ему ответила, что кончаю, он добавил: «И с большим успехом кончаете!». Когда Наследник заговорил с Женей, я незаметно могла его разглядывать. Он очень понравился, и затем я уже разговаривала с ним кокетливее и смелее, не как ученица.

Матильда Феликсовна Кшесинская (1872–1971) – российская артистка балета и педагог, прима-балерина Мариинского театра, заслуженная артистка Его Величества Императорских театров.

«К сожалению, теперь артистки стали забывать в угоду бешеной технике, что техника без души и сердца – мертвое искусство, смотришь и удивляешься, до чего можно дойти, но душе и сердцу это ничего не говорит». (Матильда Кшесинская)

Среда, 4 июля

Первая поездка моя в Красное Село была удачна. Наследник приехал на тройке с казаком. Я была в восторге, что он приехал.

[В балетном отделении концерта] я танцевала польку из «Талисмана». Костюм у меня был цвета сомо и мне к лицу. Скажу откровенно, что перед началом я ужасно боялась, ведь это был мой первый дебют в Красном Селе, но как только я вышла на сцену, страх мой исчез, и танцевала с увлечением. При каждом удобном случае я взглядывала на Наследника.

Наследник и В.А. (великий князь Владимир Александрович – Б. С.) смотрели на меня в бинокль. Итак, первый спектакль был для меня удачен: я имела успех и видела Наследника. Но это только для первого раза достаточно, затем, я знаю хорошо, мне этого будет мало, я захочу более, такой у меня характер. Я боюсь себя.

Пятница, 6 июля

Я знала, что сегодня была очень интересная, костюм на мне красивый, танцую я изящное и кокетливое pas de deux, что все это взятое вместе может произвести приятное впечатление на всех вообще и на Наследника в частности.

Раскланиваясь, я встала в первую кулису против царской ложи. В.А. и Н. навели на меня бинокль, затем немного погодя Наслед. опять навел на меня бинокль и, наконец, в третий раз навел на меня бинокль, когда танцевали последнее pas. На этот раз он очень долго смотрел на меня, я смотрела в упор.

Едва занавесь опустилась, как мне стало ужасно грустно. Я пошла в уборную к окну, чтобы еще раз увидеть его. Я его видела, он меня – нет, оттого что я встала к тому окну, которого не видно снизу, если не оглянуться, когда отъезжаешь от царского подъезда. Мне было обидно, я готова была заплакать. Я верно сказала, что с каждым разом я буду хотеть большего.

Вторник, 10 июля

Ложа наша [в красносельском театре] была в бельэтаже на середине, так что прелестно было видно всю царскую фамилию и в особенности Наследника. В антракте перед балетным дивертисментом я пошла с Юлей (Юлией Кшесинской. – Б. С.) на сцену; у меня было предчувствие, что великие князья придут сегодня на сцену.

Я смотрела на Наследника. Он стоял один в кулисе, ему, по-видимому, было неловко, он немного отошел назад и встал с Георгием (великим князем Георгием Михайловичем. – Авт.).

Я все ближе и ближе подходила к Наследнику, мне ужасно хотелось, чтобы он со мной заговорил, мне отчего-то казалось, что и ему хочется заговорить, но что он не решается, и вот, когда я хотела сделать решительный шаг, ко мне подошел В.А.

Так мне и не пришлось поговорить с Н.

Когда я с Юлей шла в ложу, то мы встретили на лестнице Волкова (одного из сослуживцев наследника по гусарскому полку. – Б. С.). Он мне сообщил, что я очень нравлюсь Наследнику, что он в восхищении от моего pas de deux, которое я танцевала последний раз.

Вторник, 17 июля

…Я пошла в свою уборную. Я еще издали [в окно] увидела тройку Наследника, и необъяснимое чувство охватило меня. Наследник приехал с А.М. (великим князем Александром Михайловичем. – Б. С.), подъезжая, он посмотрел наверх, увидел меня и что-то сказал А.М. Он, вышедши из тройки и поздоровавшись со всеми бывшими на подъезде, встал туда, откуда было видно мое окно, следовательно, и меня. Мне стало понятно, что он встал сюда для меня. Он почти не переставал смотреть на меня, а я на него и подавно.

Я пришла на сцену в антракте.

Наследник был близко меня, он все время на меня смотрел и улыбался. Я смотрела ему в глаза с волнением, не скрывая улыбки удовольствия и минутного блаженства. (…)

Вторник, 21 августа [1891 г.?]

Вдруг позвонили. Оказалось, что это был Волков. Пришлось снова одеваться, так как Волков приехал, собственно, ко мне.

Он сказал, что приехал ко мне с поручением, и передал мне карточку (фото Николая. – Б. С.). Затем он сказал, что я должна тотчас дать свою карточку.

Но когда я сказала, что у меня решительно нет карточки, то он сказал, что я должна буду с ним ехать в Петергоф к Наследнику, так как Н. сказал ему, чтобы он привез мою карточку, а если ее у меня нет, то меня.

О, я бы с удовольствием поехала, я так бы хотела его видеть! Несмотря на мое желание, я ответила: «Я не могу ехать», – и жалею, отчего не сказала «едемте». Тогда Волков стал просить меня, чтобы я ехала за карточкой к Позетти (фотографу. – Б. С.). Относительно карточки он еще сказал, что Н. просит меня сняться в одном из тех костюмов, в которых я танцевала в Красном Селе.

Понедельник, 16 сентября

Разговаривала на репетиции с Таней Н. Она сказала, что Евгений (Волков. – Б. С.) ей говорил, что Н. ни с кем еще не жил и страшно рад, что я обратила на него внимание, тем более что я артистка, и притом хорошенькая. Евгений говорит, что я бы с ним (Николаем. – Авт.) могла повидаться, если бы кто-нибудь нашелся такой, который не побоялся устроить наше свидание.

Суббота, 4 января 1892 г.

Я пошла по коридору 2-го яруса театра. Увидела Наследника и забыла все, что делается вокруг меня. Но как я была безумно счастлива, когда Наследник подошел ко мне и подал мне руку! Я почувствовала его долгое крепкое пожатие руки, ответила тем же и пристально посмотрела ему в глаза, устремленные на меня. Я не в силах описать, что со мной делалось, когда я приехала домой. Я не могла ужинать и, убежав к себе в комнату, рыдала, и у меня так болело сердце. Первый раз я почувствовала, что это не просто увлечение, как я думала раньше, а что я безумно и глубоко люблю Цесаревича и что никогда не в силах буду его забыть.

Произошло нечто такое, чего я совсем не ожидала. Сегодня днем мне делали маленькую операцию над глазом, и затем я с повязкой поехала кататься.

К вечеру я совсем расхворалась, у меня очень болел глаз, нос и голова. Я даже стала плакать и, чтобы немного успокоиться, я легла; но почти сейчас же раздался звонок. Было 11 часов.

Горничная доложила, что меня спрашивает Евгений Николаевич (Волков, сослуживец Николая по гусарскому полку. – Б. С.), я велела принять, а пока пошла в спальню надеть на глаз повязку. Но каково же было мое удивление, когда я увидела вместо Евгения пред собой Цесаревича! Впрочем, я не особенно растерялась и, поздоровавшись, прежде всего пошла сказать, чтобы никто не приходил ко мне в комнату.

Цесаревич пил у нас чай, был у нас почти до 1 часа ночи, но эти два часа для меня прошли незаметно. Я все время сидела в углу в тени, мне было неловко: я была не совсем одета, т. е. без корсета, да и потом, с подвязанным глазом. Мы без умолку болтали, многое вспоминали, но я от счастья почти все перезабыла.

Цесаревич сказал, чтобы я ему писала письма, он будет писать тоже, и обещал написать первый. Я, признаюсь, не знала, что это можно, и была чрезвычайно обрадована.

Он выбрал несколько моих карточек и просил их ему прислать. Я очень была довольна, когда Цесаревич сказал, что будет нас [с сестрой] называть Юля и Маля, так гораздо проще. Он непременно хотел пройти в спальню, но я его не пустила. Опять приехать к нам он обещал на Пасху, а если удастся, то и раньше.

Перед уходом он вымазал себе руки сажей, и мы дали ему обмыть руки духами. Воображаю, что подумает его Mama, когда он явится к ней надушенный…

Когда Цесаревич уехал, я была как в чаду, я все еще с трудом верила в то, что произошло. Я уже теряла всякую надежду, кажется, приходит конец моему терпению и вдруг… Ах! Как я счастлива! Сегодня ведь первый раз, что я с ним так много говорила, до этого я почти не разговаривала с ним, да и что за разговоры, когда кругом все стоят. И сегодня, когда я его узнала ближе, я очаровалась им еще больше!

Воображаю, как будет поражен мой друг Зедделер (барон Александр Зедделер, будущий муж Юлии Кшесинской. – Б. С.), Танюша и Евгений. С ними я смело могу поделиться своею радостью, они сумеют сохранить все в тайне. Счастливый день, тебя благословляю!

 

Николай II Александрович (1868–1918) – Император Всероссийский, Царь Польский и Великий Князь Финляндский.

«Для меня было ясно, что у Наследника не было чего-то, что нужно, чтобы царствовать. Нет, у него был характер, но не было чего-то, чтобы заставить других подчиниться своей воле. Первый его импульс был почти что всегда правильным, но он не умел настаивать на своем и очень часто уступал». (Матильда Кшесинская)

На полях дневника:

Меня очень интересовало, как [Цесаревич] к нам приехал. Он только сказал, что у Mama гости, и он сказал, что поедет к Сергею М. (великому князю Сергею Михайловичу/ – Б. С.) Один городовой его даже узнал, но он дал ему на чай и велел молчать.

Четверг, 12 марта

Днем я получила письмо от Цесаревича. Я никак не ожидала получить так скоро. Правда, письмо в несколько строк, но такие милые! Но что меня удивило, это подпись: «Вам преданный Николай».

Суббота, 14 марта

Утром я получила от Наследника письмо, большое! Я перечитывала его в продолжение дня несколько раз, и каждый раз – с истинным наслаждением. В этом письме Цесаревич предложил мне [перейти] на ты. Боже, как все скоро случилось, точно сон!

Вторник, 17 марта

Кони мне привез письмо от Наследника. Он говорил, говорил, но из всего я только поняла, что уже кто-то распустил сплетню.

Понедельник, 23 марта

С утра у меня было предчувствие, что вечером ко мне приедет Цесаревич, и потому весь день я ожидала с нетерпением письма. Наконец в 8-м часу вечера я получила письмо, в котором Цесаревич действительно сообщил, что приедет ко мне в 11 часов. Я так обрадовалась, получив такое известие! Но только приходилось еще ждать почти три часа!! Подумаешь, сколько времени ждала, 2 года, а теперь только три часа, и уже кажется много.

Цесаревич приехал в 12-м часу, не снимая пальто, вошел ко мне в комнату, где мы поздоровались и… первый раз поцеловались. Цесаревич мне привез свои карточки, из которых одна мне очень понравилась. Он снимался в Японии, в штатском. Я получила от Цесаревича подарок, чудный браслет.

Сегодня 23-е число, ровно два года, как был школьный спектакль, на котором я узнала Цесаревича и так сильно им увлеклась. Первый раз в жизни я провела такой чудный вечер! Вернее, ночь: Цесаревич был с 11 1/2 до 4 1/2 утра, и так быстро пролетели для меня эти часы.

Мы много говорили. Я и сегодня не пустила Цесаревича в спальню, и он меня ужасно насмешил, когда сказал, что если я боюсь с ним идти туда, то он пойдет один!

Сначала, как он пришел, мне было очень неловко говорить с ним на «ты». Я все путалась: «ты», «вы», «вы», «ты» – и так все время! У него такие чудные глаза, что я просто с ума схожу! Цесаревич уехал, когда уже стало рассветать. На прощание мы несколько раз поцеловались. Когда он уехал, у меня больно сжалось сердце! Ах, мое счастье так шатко! Я всегда должна думать, что, может, вижу его в последний раз!

Среда, 25 марта

Цесаревич днем мне прислал письмо. Он написал, что будет у меня в 9 часов. Я совсем не ожидала, что он приедет опять ко мне так скоро, и потому была еще более обрадована. Сегодня он был недолго, только до 11 часов, затем он поехал на Конногвардейский ужин.

Мы оставались одни. Цесаревич привез мне еще свои карточки в костюме Евгения Онегина, прелестные! Он сказал, что со мной хочет познакомиться С. М. (великий князь Сергей Михайлович. – Б. С.), и что он ко мне приедет. Это мне очень приятно! Цесаревич так возился, что даже оборвал у венгерки (короткой гусарской куртки, отделанной шнурами на груди. – Б. С.) костылёк (застежку. – Б. С.). Он принужден был ее снять, чтобы я отдала пришить. Ему было очень стыдно без венгерки, ну это только сначала, потом он не станет стесняться.

Я буду теперь звать Цесаревича «Ники», его так зовут дома. Завтра я опять его увижу в Михайловском манеже. Он обещал во время антракта остаться в ложе и после concours (конкура, конных соревнований. – Б. С.) поехать кататься. Мы сговорились, на каких улицах нам встречаться.

Четверг, 26 марта

Ники уже был в ложе, когда я приехала в манеж. Мы оба не решались посмотреть друг на друга так близко в присутствии столь многочисленной публики. Ники мне прислал с Котляревским чудный букет, одни розы! Какое внимание!

Воскресенье, 29 марта

[В манеже] Ники на кого-то очень долго смотрел в бинокль, и меня это рассердило, так что потом, когда он навел бинокль на меня, я отвернулась.

Письмо (дата не указана)

Дорогой Ники! Меня еще кое-что опечалило: на кого ты в манеже смотрел так долго направо в бинокль? Я думаю, ты заметил, что после того, когда ты на меня посмотрел, я отвернулась? Но я не знаю, понял ли ты, отчего я это сделала? благодарю тебя за чудный букет. Твое внимание очень меня тронуло! Ты так ко мне внимателен, и твое обращение со мной так мило, что я, право, не знаю, чем я могу выразить тебе мою благодарность! Мне ужасно скучно, когда я тебя не вижу, время тянется тогда бесконечно!

С каждым днем, дорогой Ники, моя любовь к тебе становится сильнее! Как бы я хотела, чтобы ты так меня полюбил, как люблю я тебя. Прости, Ники, но я не верю, что ты меня любишь. Может быть, я ошибаюсь, но вернее, что нет. Ведь всегда так бывает: то, чего добиваешься, кажется несбыточным, и если начинает сбываться, то все кажется, что это лишь обман.

Мне ужасно нравятся твои карточки в костюме Онегина. Так и хочется тебя поцеловать. Мне очень много нужно тебя спросить и тебе рассказать. целую тебя крепко и, как ты любишь, троекратно. Как долго ждать, чтобы исполнить это на деле! Жду письма. Твоя.

Суббота, 4 апреля

Наконец я дождалась от Ники письма. Такой, право, лентяй! Мог бы на Страстной неделе писать чаще! А я ему три дня кряду письма отсылала.

Воскресенье, 5 апреля

Первый день Пасхи. Утром получила письмо от Ники, вечером в 10-м часу он приехал ко мне и был до 2-го часа. Мы были весь вечер одни.

Первый раз Ники был сегодня у меня в спальне. Ему она очень понравилась и мое платье. Мне было очень приятно, что Ники обратил на него внимание. Я провела вечер прелестно. Мы много болтали и вспоминали прошлое.

Письмо (дата не указана)

Дорогой Ники! Я очень была счастлива видеть тебя у меня в воскресенье, тем более, что я совсем на это не надеялась. Знаешь, Ники, каждый раз, когда ты уходишь от меня, у меня больно сжимается сердце. Так грустно с тобой расставаться.

Завтра, в среду, я танцевать в «Фаусте» не буду. В пятницу опять идет «Фауст», и я думаю в пятницу тоже не танцевать: мне не хочется раньше воскресенья. Впрочем, если ты поедешь в театр, то я буду танцевать. Напиши мне тотчас же ответ: будешь или нет [в театре]? Все же лучше бы, если бы ты приехал в пятницу ко мне. Ты мне говорил, что уезжаешь в Данию 9 мая, но на сколько времени, я тебя не спросила, а мне это очень интересно знать. Я все забываю тебе написать: у меня новый поклонник – Пика Г. (Голицын. – Б. С.). Он мне нравится, он хорошенький мальчик.

Суббота, 11 апреля

Вечером он (наследник. – Авт.) приехал ко мне после цирка. Сегодня ровно месяц, как Ники был у меня первый раз. Ники обещал завтра приехать непременно в балет и прийти на сцену. Я его очень просила не подавать руки Марии Петипа. Я ее ненавижу, противную сплетницу!

Ники был у меня довольно долго, он хотел еще остаться, но боялся, так как он теперь живет с Papa (императором Александром III. – Б. С.) в Зимнем дворце, куда возвращаться очень поздно опасно, там все шпионы.

Вторник, 14 апреля

Вечер я провела с Ники вдвоем. Ники опять понравилось мое платье! Мне ужасно нравится, что он обращает внимание на туалет, это так хорошо, когда мужчины понимают в этом толк. Ники был у меня до 5-го часа.

На полях дневника:

«Хотела бы ты выйти за меня замуж?» И когда ответила, что невозможно, и я никогда не хочу, Ники спросил: «Так лучше?».

«Не зло победит зло, а только любовь». (Николай II)

На некоторые фразы он делал ударения. Так, например: «Только то и дорого, и хорошо, что почти невозможно». Умная женщина, когда за что возьмется, то всегда счастливо доведет до конца и… Только поцелуй беззвучно жил и длился.

Четверг, 16 апреля

Вечером я танцевала в опере «Пиковая дама». После оперы Ники приехал ко мне. Он сказал остальным, что заказал поезд к 11 1/2, а между тем приехал ко мне. Я ему сегодня очень понравилась в белом парике. Ники был у меня почти до 1 часа, несмотря на то, что он заказал поезд.

Понедельник, 20 апреля

Ники приехал ко мне в 12 1/2 часов ночи, после какого-то спектакля. З. (барон Александр Зедделер. – Б. С.) был у нас, и мы дули шампузен. Когда Ники уезжал от меня, было 6 часов, и уже светило солнышко. Завтра он приедет ко мне опять. Мы, кроме того, сговорились встретиться еще на улице. Он сказал, что выйдет из дворца в 12 ч. 55 м.

Воскресенье, 26 апреля

Я с нетерпением ожидала вечера, чтобы увидеть Ники. Я приехала в театр к началу балета, хотя танцевала только в конце. В первом же антракте я посмотрела на него в дырочку занавеси. Ники мне показал руками, что пройдет на сцену в третьем антракте. В следующем антракте я опять смотрела в дырочку и потом пошла одеваться. У меня был собственный костюм, очень хорошенький, все для Ники.

В третьем антракте Ники пришел с А. М. (великим князем Александром Михайловичем. – Б. С.) на сцену. Я стояла на середине, и он подошел к Марии Петипа, которая стояла ближе, что меня ужасно обозлило! Ведь я так просила никогда с ней не разговаривать, а он, как назло, подошел к ней и говорил с ней довольно долго. Я даже собиралась уже уйти со сцены, но в это время он подошел ко мне, и какой глупый разговор мы вели! А ведь надо же все держать в тайне, ничего не поделаешь.

Вторник, 28 апреля

Ники мне привез брошку, но я не взяла. Я от него ничего не хочу, только бы он меня любил. Я хочу сохранить чистое, святое к нему чувство, не оскверняя его никакими материальными выгодами.

Ники уехал от меня не поздно, до угла дошел пешком. Ники всегда оставляет лошадь где-нибудь подальше, так безопаснее.

Среда, 29 апреля

Опять был у меня Ники, но зато последний раз. Больше приехать ему не удастся, так как завтра в 8 часов утра он выступает в лагерь, потом пробудет несколько дней в Гатчине, потом опять в Красное Село и, наконец, 9-го уедет в Данию, откуда вернется только в июне. Увидимся мы не раньше июля, когда начнутся красносельские спектакли. Я ждала Ники на балконе и увидела его еще издали. Он приехал ко мне в 11 1/2 часов прямо с вокзала. Проходя через улицу, он мне поклонился. Я сама ему отворила дверь.

Ники был у меня до утра, он уехал только в 7-м часу. Бедный, ему и не выспаться, завтра в 8 часов уже надо выступать в Красное. Как грустно было прощаться на целых два месяца! Мы крепко несколько раз поцеловались, и я умоляла Ники меня не забывать.

Письмо, 2 мая

Милый, дорогой Ники! Я никак не могу примириться с мыслью, что я тебя не увижу два месяца.

Я все время вспоминаю последний вечер, проведенный с тобой, когда ты, милый Ники, лежал у меня на диване. Я тобою все время любовалась, ты так мне был в ту минуту дорог, и так страшно я тебя ревновала к той, которая скоро будет иметь право тебя осыпать своими ласками (имеется в виду Алиса Гессенская, будущая императрица Александра Федоровна. – Б. С.). Но помни, Ники, что никто тебя не полюбит так, как я.

Скажи мне, Ники, когда Ты женишься, ты совсем забудешь твою Панни? [зачеркнуто: или хотя изредка вспоминать о моем существовании? Невозможного я никогда не буду требовать!] Я хочу знать это теперь, [когда] ты не боялся сказать правду. Если да, то надо теперь же все кончить.

Я много, много передумала в эти три дня и чувствую, что могу принадлежать только тебе. Теперь прощай, мой дорогой, милый Ники. Не забывай горячо любящую тебя твою Панни. (В одной из самых первых своих записок к Матильде Николай весьма многозначительно вспоминал героев: любовь Андрия к польской панночке из гоголевского «Тараса Бульбы». Фотография, подаренная Цесаревичем Кшесинской, была подписана: «Моей дорогой пани». – Б. С.)

На полях:

У меня было такое страстное желание быть всегда, всегда с тобою. К этому желанию присоединилась и страшная ревность к той……

Среда, 20 мая

 

Брат привез мне из города письмо от Ники, которое он прислал из Дании, и я была очень счастлива! Я в Данию ему писать не буду, мне кажется, что писать туда опасно.

Понедельник, 6 июля

Наконец настал день, который я ожидала с таким нетерпением. Я не верила даже утром, когда встала, что сегодня поеду в Красное и увижу моего незабвенного Ники.

Во втором антракте ко мне пришел в уборную В.А. (великий князь Владимир Александрович. – Б. С.) вместе с Ники. В. А. спросил про мое здоровье и, что-то пробормотав, вышел из уборной, оставив Ники и меня. Я отлично знала, что В. А. пришел лишь затем, чтобы привести Ники, и мысленно его благодарила.

Едва В.А. вышел, как тотчас же замок щелкнул, и только тогда я могла поцеловать моего Ники. Разговор, конечно, не клеился, произносились какие-то бессвязные слова, да это и понятно после двухмесячной разлуки. Ники немного изменился, стал носить бороду, пока, конечно, совсем маленькую.

Письмо 7 июля

…Ники, дорогой, умоляю, приходи ко мне в четверг в уборную в первом антракте. Я нарочно немного отворю дверь уборной, чтобы тебе удобнее пройти. Вчера я от восторга почти с тобой не говорила.

Мне кто-то сказал, что ты будто бы не будешь в четверг в театре. Я не верю, быть не может, я думаю, что ты не захочешь меня так огорчить. В четверг я буду хорошо танцевать, а затем у меня будет прехорошенький кустюм (так в оригинале.  – Авт.), и надеюсь, что тебе понравлюсь. Тебя крепко целует страстно и безумно любящая тебя твоя Панни.

Письмо 10 июля

Мой дорогой Ники! После вчерашнего вечера я совсем потеряла голову! В тебе есть что-то особенное, что производит на меня слишком сильное впечатление. Ужасно только грустно бывает после спектакля, когда приходится разлучаться опять на несколько дней, да и наши свидания бывают теперь так непродолжительны, и я бы хотела много сказать!

Тебе интересно узнать, от кого я получила в первый спектакль цветы. Я тебе скажу в понедельник. Вчера же корзина была от Р. Он сильно за мной ухаживает и уверяет, что не на шутку в меня влюблен. Но, пожалуйста, не бойся, тут ничего нет опасного. Я надеюсь, что ты уже меня довольно хорошо узнал?

Мне ничего ни от кого не нужно, только бы меня Ники любил и так же сильно, как я его! Теперь будь смелый и приходи ко мне в каждом антракте, а то мало приходится говорить. Приведи с собою хоть раз Сергея (великого князя Сергея Михайловича.  – Б. С.), он, право, такой хороший, бедовый, я страшно таких люблю!

Историческая пресса | Царь-крест любовников? Правда о Николае II и «Матильде»

В России разгорелся спор из-за нового фильма. «

Матильда» в постановке Алексея Учителя повествует о романе между будущим Николаем II, последним императором России, и молодой польской балериной Матильдой Кшесинской (Матильда Кшесинская) из Императорского балета в Санкт-Петербурге. Дело, начавшееся медленно и достигшее апогея в 1893 г., было прервано до Обручение Николая с принцессой Аликс Гессенской и Рейнской в ​​1894 году.

Цесаревич Николай в 1890 году (Коллекция Мэрион Винн)

Матильда Кшесинская в костюме для главной роли в опере Петипа «Камарго», Санкт-Петербург, ок. 1902 г.

Николай II и его семья канонизированы как страстотерпцы, а противники считают фильм кощунственным. Возле офисов продюсерской компании активисты жгли автомобили, проходили шествия, акции протеста и угрозы сжечь все кинотеатры, где показывают фильм. Многие русские обижены тем, что в фильме показаны интимные сцены между Николаем и его любовницей, хотя в то время он еще не был женат (как и Матильда). Депутат Госдумы Наталья Поклонская заявила, что показ святых, занимающихся сексом, «оскорбляет чувства верующих»9.0009

И все это еще до того, как оно было выпущено в общий релиз.

Судя по тому, что я слышал от друзей в России, фильм — чистый вымысел, в который включено множество событий, которых просто не было. Да, между Николаем и Матильдой был роман — об этом свидетельствуют собственные дневники Николая, как и сохранившиеся части дневников Матильды. Нет, ее не было на коронации, и Николай не мог ее там видеть. И «нет» множеству других вещей, включенных в этот фильм.

Когда я писал Imperial Dancer , я исследовал утверждения о том, что она и Николас продолжали встречаться после его женитьбы, и обнаружил, что они не соответствуют действительности. Как и его отец Александр III, Николай II был всецело верен своей жене. Русская православная церковь разместила по Москве рекламные щиты, на которых изображены «слова о любви», которыми обменялись Николай и Александра. Никто никогда не сомневался в их любви друг к другу.

Официальная фотография помолвки Николая II и Аликс Гессенской и Рейнской, апрель 189 г.4

Что касается Матильды, то ее жизнь была достаточно драматична, не прибегая к фантастике. После того, как роман с Николаем закончился, она стала любовницей еще двух великих князей. Один из них был отцом ее сына. Какой из них все еще открыт для обсуждения. Когда Матильде сказали, что она должна гордиться тем, что у ее ног два великих князя, она сказала: «Что в этом удивительного? У меня две ноги!»

Матильда Кшесинская (Авторская коллекция)

Она была партнершей великого Вацлава Нижинского на сцене, накопила большое состояние и стала силой, с которой считались в Императорских театрах. После революции большевики реквизировали ее особняк, и Ленин произносил речи с балкона. Вынужденная бежать, почти ничего не осталось, а ее драгоценности стоимостью в миллионы рублей (подарки великих князей, которыми она щеголяла на сцене) затерялись на игорных столах Монте-Карло.

Так должен ли фильм быть правдой или вымыслом? Я не возражаю против исторических фильмов, при условии, что они содержат хоть какое-то подобие правды. В конце концов, правда часто бывает более захватывающей, чем вымысел, и нигде это так не очевидно, как в жизни Матильды Кшесинской.

Корин Холл

Вас также может заинтересовать:

  • Была ли Мата Хари осуждена из-за ее сексуальности?
  • Дорис Делевинь: Хозяйка Мэйфэр
  • Тайная жизнь загородного дома

Автор бестселлеров USA Today Лана Корчик — литературный агент Марк Готлиб

Лана Корчик выросла в двух противоположных уголках Советского Союза — белоснежном сибирском городке и златоглавой украинской столице. В возрасте шестнадцати лет она вместе с матерью переехала в Австралию. Лана и ее семья живут на Центральном побережье Нового Южного Уэльса, где никогда не идет снег и всегда тепло летом, даже зимой. Она любит книги, боевые искусства, океан и наполеоновскую историю. Ее короткие рассказы появились во многих журналах и антологиях. Она автор USA Today Бестселлер Сестры войны (HarperCollins) и предстоящий роман Графиня Революции (HarperCollins).

Что послужило источником вдохновения для вашего будущего романа Графиня революции n, рассказа о двух влюбленных, оказавшихся по разные стороны русской революции?

Меня всегда восхищала русская революция. Как и предшествовавшая ей Французская революция, это было время великих потрясений, смены старого новым, конфликтов и противоречий. Это также имеет особое значение для меня из-за нашей семейной истории. Мой прапрадед был отправлен в один из трудовых лагерей в Сибири из Варшавы царским правительством за революционную деятельность в девятнадцатом веке. Мой дедушка, который родился в России, но свободно говорил по-польски, часто рассказывал мне о своем дедушке, о том, как он потерял все, через что ему пришлось пройти и как он начал все заново в маленьком городке Минусинск. В детстве я был глубоко тронут этими историями о разбитом сердце и мужестве, и это было одной из причин, по которой я хотел исследовать революцию и ее последствия в своей книге.

Исследуя период русской революции, я наткнулся на блестящий дневник Матильды Кшесинской, примы-балерины Императорского балета и любовницы царя Николая II до его женитьбы, которая впоследствии вышла замуж за его двоюродного брата, великого князя. Андрей Владимирович. Она потеряла все в марте 1917 года и, как и герои моей книги, во время революции переехала в Кисловодск. Когда большевизм добрался до Кавказа, она эмигрировала во Францию. На страницах ее дневника было так много боли, но также и так много надежды, это оказало на меня большое влияние, когда я проводил исследования и писал свою книгу.

Как вы впервые заинтересовались писательством и что, по вашему мнению, способ написания книг дает писателям, чего другие формы письма не могут сделать?

Сколько себя помню, я был одержим книгами. В детстве я всегда уткнулся носом в книгу, даже когда должен был заниматься другими делами, например, делать домашнюю работу. Александр Дюма был моим фаворитом номер один, а Жюль Верн — вторым. Написание (и чтение) художественной литературы, в отличие от других форм письма, обладает уникальной способностью отправлять нас в путешествие в другой мир и позволяет нам увидеть жизнь чужими глазами. Для меня всегда было волшебным чувством открывать книгу и обнаруживать себя во времени и в месте, максимально удаленном от моей повседневной реальности. Думаю, я начал писать, потому что хотел быть частью этого волшебства. Я хотел затронуть сердца читателей так же, как мои любимые авторы коснулись моих.

В детстве я вел дневники, а в университете начал писать стихи и рассказы на русском языке. Выросший в России, я мало говорил по-английски, пока мы не переехали в Австралию, когда я был подростком. Сначала я слишком нервничал, чтобы писать по-английски. Когда я вернулся в университет, чтобы получить степень по истории, мой любимый преподаватель сказал мне, что у меня хороший стиль письма. Я решил, что мне нечего терять, и на следующий день написал свой первый рассказ на английском языке. Этот рассказ так и не был опубликован, но мой второй был опубликован. Речь шла о влюбленной паре, оказавшейся по разные стороны Великой Отечественной войны. Через несколько лет он стал моим дебютным романом «9».0004 Сестры войны .

На что похож ваш творческий процесс? Какие-то особые ритуалы или практики?

Прежде чем приступить к написанию новой книги, я провожу как минимум три месяца, изучая период времени и читая все, что попадется под руку — дневники, мемуары, газетные статьи и даже романы, изданные за это время. Моя цель — не только понять период, но и заставить его ожить в моей голове. Мне нужно чувствовать себя полностью погруженным в исторические детали, чтобы я мог отправить читателей в путешествие в прошлое и сделать его максимально правдоподобным и достоверным. Это та часть письма, которая мне нравится больше всего. Для меня читать дневники людей и узнавать, какой была их жизнь, — это эмоциональный и увлекательный опыт.

Как только я чувствую себя комфортно в выбранном периоде времени, я начинаю планировать свою книгу. Мой дебютный роман « Сестры войны » был вдохновлен прочитанной много лет назад статьей о советской актрисе, пережившей оккупацию благодаря доброте немецкого солдата, дважды в день кормившего местных детей. Мне казалось невероятным, что доброту и любовь можно найти с обеих сторон конфликта, иногда там, где этого меньше всего ожидаешь. Я знал, что должен написать об этом. Мой второй исторический роман, Дочери Сопротивления , вдохновлен воспоминаниями моей бабушки о войне и партизанских батальонах. Писать о том, что пережила моя бабушка во время войны, было душераздирающе и в то же время согревающе. Мой третий исторический роман, действие которого происходит во время русской революции, был вдохновлен рассказами моего деда о его деде, который был революционером.

Прежде чем я сяду писать, я планирую весь свой роман. Проработав пятнадцать лет программистом, я подхожу к написанию, как к сложному алгоритму на работе. Прежде чем я напишу первое слово, мне нужно знать начало, конец и все, что между ними (даже если оно изменится позже, когда я буду над ним работать). И только когда я доволен сюжетом, начинается собственно написание.

Каково было вам работать с Эбби Парсон и командой HarperCollins над подготовкой романа «Графиня революции » к публикации?

На данный момент я опубликовал три книги с HarperCollins (одна из них под псевдонимом Лана Ньютон), и каждый раз это был волшебный опыт. Это удивительное чувство — видеть путь от идеи в моей голове до готовой книги в мягкой обложке. Я прекрасно провел время, работая с моими редакторами, которые обладают невероятной способностью понимать мое видение книги и поощрять меня развивать его и исследовать дальше. Каждое предложение, которое я получил от замечательной команды HarperCollins, было учтено и сделало мои книги лучше. Я так благодарна всем, с кем я работала в HarperCollins, за поддержку и за то, что помогли мне проявить себя как писатель. HarperCollins всегда был издателем моей мечты, потому что они публикуют многих моих любимых авторов, и я очень рад работать с ними над двумя моими следующими книгами.

Если раньше вы писали исторические романы о Второй мировой войне, то, написав «Графиня революции» , вы войдете в новое пространство исторической фантастики. Вы чувствуете, что в этом конкретном секторе исторической фантастики есть большая и недостаточно обслуживаемая аудитория?

Безусловно! Революция — это такой бурный период времени, с таким количеством драмы и конфликтов, что любой читатель исторической фантастики найдет ее увлекательной. Я, конечно, так и сделал, когда исследовал и писал книгу. Самое важное для меня при чтении исторической фантастики, будь то война, революция или любой другой исторический период, — это видеть, как люди сталкиваются с трудностями, которые мы даже не могли себе представить, и побеждают их. Я люблю истории о храбрости, стойкости и надежде. И период русской революции определенно богат такими историями.

Имела ли русская революция серьезные последствия для своего времени, которые все еще имеют место по сей день? Что делает этот момент неотъемлемым моментом мировой истории, сегодняшней политики и текущих дел?

1917 год перевернул все с ног на голову, и не только для России. Русская революция смела старый режим, разрушила власть церкви и изменила структуру общества. В то же время контрреволюция расколола мир на две части, что имело большое значение для Второй мировой войны, холодной войны и других событий. Революция и последующие семьдесят лет коммунистического режима оказали огромное влияние на русскую национальную идентичность и все аспекты жизни общества. Даже сейчас, спустя десятилетия после распада Советского Союза, советское мышление очень сильно присутствует в обществе. Я часто слышу, как люди старшего поколения с тоской говорят о советском времени и о том, как все было тогда. Они жаждут бесплатного образования и медицинского обслуживания, чтобы все были равны не только по закону, но и по доходам. Когда я разговариваю с людьми, которых знаю в России, особенно с представителями старшего поколения, я часто замечаю скрытое негодование по отношению к нынешнему режиму.

2020 год был непростым для всех, и книгоиздание не стало исключением. Каково было издавать книгу в том году?

2020 год определенно стал для меня бурей эмоций. С одной стороны, видеть все, что происходит в мире, беспокоиться о близких и не иметь возможности навестить свою семью, особенно за границей, было невероятно тяжело. С другой стороны, издание книги — сбывшаяся мечта всей жизни — было волшебным опытом и солнечным лучом в тот трудный год. Когда моя книга была впервые опубликована, книжные магазины были закрыты, но как только они снова открылись, моя книга на полках была всем, о чем я когда-либо мечтал. После Sisters of War вышла, многие читатели обратились ко мне, сказав, что моя книга помогла им во время пандемии и что она дает им возможность взглянуть на вещи в перспективе, когда они читают о трудностях, с которыми люди столкнулись во время войны. Знать, что мой роман украсил чей-то день и подарил момент радости в это ужасное время, было удивительным чувством.

Читаете ли вы что-нибудь в данный момент или раньше, что повлияло на ваше мышление и письмо?

В данный момент я перечитываю свою любимую книгу всех времен, Граф Монте-Кристо Александра Дюма. Каждый раз, когда я читаю это, я теряю дар речи. Дюма — мастер рассказчика, захвативший воображение читателей с первой страницы, а книга — настоящий шедевр, с ее темными темами мести и окончательного прощения. Чтение Дюма всегда вдохновляло меня как писателя.

Можете ли вы сказать нам, что вы думаете написать дальше?

В своей следующей книге я планирую вернуться в период времени, которым я действительно увлечен, — во Вторую мировую войну. Как и многие русские, я вырос, слыша о войне от своих бабушек и дедушек. Эти истории у нас в крови, они часть нашей национальной идентичности, часть того, кто мы есть. Писать о войне и исследовать ее — это всегда эмоциональный опыт, и я надеюсь, что эти эмоции проявятся в моем творчестве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts