Григорий палама житие: Житие святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского – Жития святых свт. Димитрия Ростовского
Содержание
святитель Григорий Палама
Дни памяти: 14(27) ноября
Путь к монашеству
Святитель Григорий Палама происходил из известного аристократического рода (в конце XII века предки святителя переселились в Константинополь с территории Малой Азии). Приблизительной датой его рождения считается 1296-й год.
Отец Григория, Константин Палама, влиятельный сенатор, входил в число знати, приближенной к императорскому двору. На предсмертном одре, раскаявшись во грехах, он принял монашеский постриг. После его преставления в 1301 году, правящий император, Андроник II, взял его сына, Григория Паламу, под личную опеку и покровительство.
В тот период времени между осиротевшим Григорием и Андроником III, будущим императором, завязались дружественные отношения, настолько близкие, насколько допускали правила субординации. Впоследствии Андроник неоднократно оказывал ему помощь и содействие.
Согласно социальному статусу, Григорий получил прекрасное образование. Имея возможность учиться в императорском университете, он овладел такими дисциплинами как грамматика, риторика, физика, логика. Учитывая положение в обществе, в котором находился Григорий, перед ним могла открыться завидная карьера, но он предпочел светскому благополучию духовную жизнь.
Когда именно он всерьёз задумался о монашестве, сказать трудно. Известно лишь, что во время обучения он имел общение со святогорскими монахами. Это общение сказалось на нём самым положительным образом: он изменил отношение к жизни, перестроил модель поведения.
Ангельский образ
По разным оценкам, к возрасту 18–20 лет Григорий, решив отложиться от светских соблазнов и связать свою жизнь с аскетическим подвигом, отправился на Афон.
При этом он отказался от имущества, унаследованного от отца, и убедил свою мать и других членов семьи, а также некоторых слуг оставить ничего не значащую суету, отречься от благ мира сего и поступить в Константинопольские обители.
Император смотрел на замысел Григория без особой радости и сочувствия. То ли не до конца сознавая серьёзность его намерений, то ли не желая терять верного и перспективного подданного, Григория он отпускать не хотел. Но тот был настойчив и в результате добился своего.
По дороге к Афону, куда Григорий отправился вместе с двумя братьями, Феодосием и Макарием, все трое остановились на горе Папикон. Промыслом Божьим они провели в тех местах несколько месяцев. Существует предание, что когда Григорий вступил в полемику с местными богомилами (по поводу молитвы) его чуть было не отравили.
Добравшись, наконец, до Афона, Григорий встал под духовное руководство мудрого и опытного подвижника, преподобного Никодима Ватопедского. После двухлетнего испытания послушанием, монастырскими трудностями, искушениями, он принял монашеский постриг.
После блаженной кончины своего наставника, преподобного Никодима, Григорий, с благословения начальства, поступил в Лавру святого Афанасия. Игумен обители определил его к певчим. В этой Лавре, в посте, послушании и молитве, он подвизался на протяжении трёх лет, а затем, руководствуясь лучшими соображениями, удалился для подвигов в пустыню Глоссия. Здесь его духовным наставником был известный Божий угодник, Григорий Дримис.
Спустя пару лет (приблизительно около 1325 года), дабы избежать последствий турецкого разбоя, Григорий вместе с одиннадцатью другими монахами переселился в Фессалонику. Оттуда братия планировали перебраться в Иерусалим. Но в дело вмешался Господь: друзей удержало на месте явление покровителя Фессалоники, великомученика Димитрия.
Священническое служение
Оставшись на месте, Григорий, к радости братий, был удостоен возведения в сан иерея.
Около 1326 года он удалился на гору, располагавшуюся недалеко от Веррии. Там он жил жизнью аскета, занимался молитвенным деланием, предавался трудам, бдению и постам; по субботним и воскресным дням выходил к местным пустынникам.
Смерть матери побудила Григория прервать уединение. В 1331 году он отбыл в Константинополь. Прибыв в столицу, встретившись с сестрами — монахинями — он имел с ними серьёзную беседу, а затем, к общей радости, забрал их с собой в Веррию. Через некоторое время старшая из сестёр, Епихарида, умерла.
Вероятно, что ещё до отъезда в Византийскую столицу отец Григорий познакомился с Акиндином, преподавателем грамматики. Есть основания считать, что какое-то время отец Григорий был его наставником, и что именно он поспособствовал ему сделать выбор в пользу монашества.
В 1331 году Григорий Палама вернулся на Святую Гору и поселился в пустыне святого Саввы. В этот период он занимался писательской деятельностью.
Существует свидетельство, что некоторое время отец Григорий исполнял обязанности игумена в обители Эсфигмен.
Споры по поводу Божественного света
Во второй половине 30-х годов XIV века Православная Церковь столкнулась с очередным лжеучением. Его авторство принадлежало Варлааму Калабрийскому. Непосредственным поводом, подтолкнувшим его к формированию ереси, послужили беседы с фессалоникскими монахами-исихастами, свидетельствовавшими, что во время глубокой сосредоточенной молитвы возможно созерцать Божественный свет.
Варлаам, никогда не испытывавший ничего подобного (что вполне соответствовало уровню его духовного возраста), отнёсся к этим свидетельствам с недоверием и даже насмешкой. Монахов он обвинил в ереси мессалианства, не сознавая, что покусился на самое ценное в их аскетическом опыте: на опыт встреч и общения с Богом (сторонники мессалианства тоже созерцали видения, однако не Божественного, а демонического характера).
Не ограничиваясь критикой монахов, Варлаам стал критиковать и некоторые святоотеческие сочинения. Разгоревшиеся споры дошли до Патриарха, и тот, во избежание нарушения церковного порядка, повелел Варлааму не докучать монахам своими «обличениями».
В 1337 году прибывший в Фессалонику Григорий Палама попытался в личном общении вразумить Варлаама, побудить его отказаться от богохульства. Но Варлаам и не думал отказываться. Напротив, он стал излагать свои мысли в письменных трактатах, желая посвятить в них как можно большее количество людей.
Результатом развития этого лжеучения стало отрицание того неоспоримого факта, что в Боге различаются сущность и энергии. Поскольку Божественная сущность невидима, и никакая тварь не может соединиться с Богом по сущности, постольку, по версии еретиков, получалось, что Бога нельзя созерцать ни в свете ни как-либо ещё, и что соединение с Ним невозможно в принципе. И это притом, что соединение с Богом в Царстве Небесном является главным предметом христианской надежды.
Не желая мириться с таким положением вещей, отец Григорий написал против учения Варлаама ряд ответных сочинений. В этих работах он доказал правоту созерцателей Божественного света и разоблачил еретика.
В 1341 году по данному поводу в Константинополе состоялся Собор. Григорий Палама, присутствовавший на Соборе, раскрыл и обосновал свою точку зрения. Его учение было признано верным, а учение Варлаама осуждено (хотя сам он не был анафематствован).
Вскоре в Константинополе состоялось ещё одно Соборное заседание, на котором присутствовал Григорий Акиндин. Поначалу он участвовал в разгоревшихся спорах как примиритель, но затем принял сторону Варлаама. На Соборе же он находился в качестве обвиняемого. Несмотря на его сопротивление и заявление о насилии над совестью, он был осужден.
После названных событий отец Григорий какое-то время оставался в столице. Это было обусловлено трудностями, возникшими в сфере государственного управления после смерти Андроника III. Помимо сановников, в эту ситуацию были втянуты представители высшего духовенства, в том числе Патриарх Иоанн Калека.
Участие в происходящем не соответствовало монашеским устремлениям Григория Паламы. В конце года он отстранился от этих политических событий и удалился в обитель святого Михаила Сосфенийского.
Патриарх, раздосадованный нежеланием Григория поддерживать его политические амбиции, стал действовать против «обидчика». Словно в отместку, он изменил отношение к Акиндину и предоставил ему возможность распространять осужденное на Соборе учение.
В 1342 году Иоанн Калека созвал против святого Григория Синод. Это заседание не имело серьёзных последствий, тем не менее тучи сгущались. Через несколько месяцев Григорий Палама был доставлен в Константинополь, где его заключили под стражу в монастырь. Заточение длилось недолго, и вскоре страдальца перевели в другую обитель.
Некоторое время спустя, Григорий покинул монастырь. Прибыв в храм Святой Софии, он использовал его как более или менее безопасное убежище, оставаясь там, вместе с учениками, в продолжении двух месяцев. Затем Патриарх всё же вынудил Григория покинуть храм, после чего его заточили в дворцовой темнице.
В 1344 году созванный Патриархом Синод постановил отлучить святого Григория от Церкви. Это определение подтвердили главы Иерусалимской и Антиохийской Поместных Церквей.
В том же году, несмотря на осуждение Акиндина (в 1341 г.), Патриарх, к удивлению многих, посвятил его в сан диакона, а затем возвёл во священника. Окрыленный высокой поддержкой и принадлежностью к иерархическому званию, Акиндин с ещё большим ожесточением стал противодействовать Григорию Паламе в борьбе с ересью.
Вскоре Патриарх попал под опалу императорского двора, и ему напомнили о хиротонии еретика. В 1347 году состоялся Собор, низложивший его с патриаршего престола. Собор снял обвинения с Григория Паламы и осудил его идейных противников. Вскоре решение об осуждении Акиндина было подкреплено авторитетом императорской власти.
Избранный на патриаршую кафедру Исидор рукоположил из числа сторонников Григория Паламы несколько епископов, а его самого возвёл на митрополичью кафедру в Фессалонику.
Святительская деятельность
В Фессалонику святитель Григорий попал лишь через несколько лет, после подавления разгоревшихся там мятежных волнений и восстановления надлежащего административного порядка.
Между тем, в высших кругах духовенства зрело недовольство поставлением на Патриаршую кафедру Исидора и реабилитацией Григория Паламы. На святителя вновь стали сыпаться обвинения.
В целях предосторожности оппозиционеры дистанцировались от Акиндина, однако не отказались от его ложных идей. Вновь вспыхнули споры. На этот раз роль ведущего полемиста со стороны противников Григория Паламы досталась Никифору Григоре. Он составил против святителя довольно резкое сочинение, но святитель умело разоблачил его доводы.
В 1351 году был созван очередной Собор, подтвердивший ортодоксальность Григория Паламы. Результатом работы Собора стало окончательное утверждение догматического учения о различии в Боге сущности и энергий, о нетварном происхождении Божественного света; подписан патриархом Каллистом Константинопольским и (тогда митрополитами) Григорием Паламой и Филофеем Коккиным «Соборный томос против единомышленников Варлаама и Акиндина». Также был пополнен «Синодик Торжества Православия».
Осенью того же года Григорий Палама добрался до своей кафедры, но управлял ею ненадолго. Способствуя урегулированию вспыхнувшей внутриполитической борьбы, он отбыл в Константинополь. По пути его и сопровождавших его лиц захватили турки. Он пробыл в плену несколько месяцев (по некоторым сведениям, около года), пока его не освободили за выкуп.
В период с 1355 по 1357 год святитель Григорий занимался делами во вверенной ему епархии. Сообщают, что по его молитвам Бог совершал исцеления.
Блаженная кончина святителя случилась 14 ноября 1357-го (по другим данным, 1359-го) года, когда ему было 63 года. Его прославление было совершено в 1368 году, менее чем через десять лет после кончины.
Творческое наследие
Святитель Григорий оставил в назидание верующим обширное наследие. Его по праву считают богословом нетварного света. Между тем, палитра его сочинений куда более обширна. Традиционно их делят на следующие группы.
Догматико-полемические: Святогорский томос в защиту священнобезмолвствующих, Трактат [О том], что Варлаам и Акиндин поистине нечестиво и безбожно разделяют единое Божество на два неравных божества, Триады в защиту священно-безмолвствующих, О Божественных энергиях и их причастии, О Божественном соединении и разделении, Исповедание Православной веры, Собеседование православного с варлаамитом, Антирретики против Акиндина, Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским и нравственным, Собеседование православного Феофана с возвратившимся от варлаамитов Феотимом, О Божественном и обоживающем Причастии, или о Божественной и сверхъестественной простоте, Диспут с хионами, Омилии и др.
Нравственно-аскетические: Изъяснение десяти заповедей, О том, что всем вообще христианам надлежит непрестанно молиться, К Ксении о страстях и добродетелях, Десятословие по Христианскому Законоположению, Слово на житие прп. Петра Афонского, Ответ Павлу Асеню и пр.
Письма: Письмо своей Церкви, Письмо к Акиндину, посланное из Фессалоники прежде соборного осуждения Варлаама и Акиндина и др.
Молитвы: Молитва ко Пресвятей Богородице.
Тропарь святителю Григорию Паламе, архиепископу Фессалонитскому, глас 8
Православия светильниче, / Церкве утверждение и учителю, монахов доброто, / богословов поборниче непреоборимый, Григорие чудотворче, / Фессалонитская похвало, проповедниче благодати, // молися выну спастися душам нашим.
Ин тропарь святителю Григорию Паламе, архиепископу Фессалонитскому, глас 8
Православия наставниче, святителем украшение, / Богословцем поборниче непобедимый, Григорие чудотворче, / Солуню великая похвало, проповедниче благодати, // моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 8:
Прему́дрости свяще́нный и Боже́ственный орга́н, / богосло́вия све́тлую согла́сно трубу́, / воспева́ем тя Григо́рие богоглаго́льниче: / но я́ко ум Уму́ пе́рвому предстоя́й, / к Нему́ ум наш о́тче наста́ви, да зове́м: // ра́дуйся пропове́дниче благода́ти.
Молитва
О треблаженная и честная воистину и превожделенная главо, безмолвия державо, монашествующих славо, общее богословов и отцев и учителей украшение, апостолов сподвижниче, исповедников и мучеников безкровный ревнителю и венчателю словесы и деяньми и благочестия поборниче и воеводо взбранный, божественных догматов высокий изъяснителю и учителю, прелести многоразличных ересей потребителю, всея Церкве Христовы предстателю, и страже, и избавителю! Ты и преставлься ко Христу назираеши убо и ныне стадо твое и всю Церковь свыше, болезни различныя исцеляя и словесы твоими вся управляя, и ереси изгоняя, и многообразных страстей избавляя. Приими же и наше сие моление и избави нас от страстей и искушений, и треволнений, и бед, и ослабу и мир и благоденствие нам подаждь, о Христе Иисусе Господе нашем, Емуже слава и держава подобает со безначальным Его Отцем и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому
О, всехвальный святителю Христов и чудотворче Григорие! Приими сие малое моление от нас грешных к тебе прибегающих и теплым твоим предстательством умоли Господа Бога нашего Иисуса Христа, яко да, призрев на ны милостивно, дарует нам согрешений наших вольных и невольных прощение, и по велицей Своей милости избавит нас от бед, печалей, скорби и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст земли плодоносие, и вся, яже на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии, и да сподобит нас грешных и недостойных Небеснаго Царствия Своего, со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.
Молитва (иная)святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому
Всех православных наставниче и Церкви сияние, отче Григорие, всякаго обстояния нас избави, божественной иконе твоей препадающе верою, свобождая от навождения на нас вражия, ты бо помощник наш являешися и исполняешися и исполняеши присно прошения светло ублажающих тя, на всяко время моляся Трисиянной Троице, Ейже подобает велия слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
ГРИГОРИЙ ПАЛАМА — Древо
Свт. Григорий Палама. Икона посл. трети XIV в. Собр. ГМИИ. |
Григорий Палама (греч. Παλαμα̃ζ; 1296 — 1359), митрополитСолунский, святитель, богословисихазма, отец и учитель Церкви
Память 14 ноября, в неделю 2-й седмицы Великого Поста, в Соборах Афонских преподобных и Ватопедских святых (Греч.), а также вместе со своей святой семьей (в первое воскресенье после 14 ноября, а также 18 декабря) (Греч. )
Родился в 1296 году в Константинополе в богатой семье. Воспитанием и обучением Григория Паламы руководил лучший учитель своей эпохи — Феодор Метохит, крупнейший политический деятель, философ и писатель, великий логофет при императоре Андронике II Палеологе [1].
Отказавшись от светской карьеры сановника, предложенной ему, в 20 лет он принял иночество в одной из афонских обителей. Около трёх лет провел вместе с своим духовым наставником Никодимом Исихастом Ватопедским, от которого и принял монашеский постриг. Позже его духовным наставником был преподобный Григорий Византийский. Учителем святителя Григория в исихастской практике был подвизавшийся на Афоне преподобный Никифор Уединенник. Учителями его также стали Константинопольские патриархи Григорий II Киприот и Афанасий I, а также святитель Феолипт Филадельфийский [2].
В 1336 году в скиту святого Саввы занялся богословскими трудами, которых не оставлял до конца жизни.
Особенно известен спор его с Варлаамом Калабрийским и Акиндином о Фаворском свете; Палама в этом споре отстаивал учение Церкви, что свет этот не есть творение, но свет присносущный (нетварный; см. также исихазм). По этому поводу в 1341 в Софийском Константинопольском храме под председательством патриарха созван был Собор, на котором Палама обличил заблуждение Варлаама так, что последний решил удалиться в Италию.
В 1344 году патриарх Иоанн XIV Калека, приверженец учения Варлаама, отлучил святого Григория от Церкви и заключил в темницу. В 1347 году, после смерти Иоанна XIV, подвижник был освобождён и возведён патриархом Исидором I Вухиром, его другом и соратником, в сан архиепископа Солунского. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок, и святителя в течение года продавали в различных городах. Лишь за три года до кончины святой Григорий вернулся в Солунь.
Скончался мирно 14 ноября 1359 года.
Свт. Григорий Палама. Фреска ок. 1371 г. Роспись церкви святых Бессребреников Афонского Ватопедского монастыря. |
Полемика с Варлаамом
Афонские иноки были крайне взволнованы нападками Варлаама и обратились к одному из выдающихся византийских подвижников и ученых – Григорию Паламе с просьбой поговорить с Варлаамом и убедить его прекратить словесные и письменные на них нападки и не оскорблять святых мужей, почитающих божественный огонь.
Палама, имевший и раньше повод высказываться против богословско-философских воззрений Варлаама, теперь со всей силой своего ученого таланта и литературного уменья выступил против порицателя византийского монашества и его резких суждений о богоугодной исихии.
Он написал (в период 1338-1340) девять слов против Варлаама, разделив их на три триады. Варлаам ответил своему литературному противнику сочинением «Κατα ̀ μασαλιανω̃ν» («Против мессалиан»). В спор вмешались и другие лица: Палама нашел себе сочувствие у вселенского патриарха Филофея, царицы Анны и ее сына Иоанна Палеолога, у царедворца, а позднее императора, Иоанна Кантакузина и, конечно, в среде византийских, особенно афонских безмолвников, а Варлаам имел сторонников в лице богослова и философа Григория Акиндина и историка Никифора Григоры. Таким образом, составились две партии — варлаамитов и паламитов, — в спор разгорелся с большой силой.
Весь жгучий предмет спора сосредоточивался на вопросе о существе в энергии Божества (ή Θεία ουσία καὶ ὲνέργεια): есть ли энергия само существо Божие или же нет. К постановке этого вопроса пришли посредством другого: что такое был свет Господня Преображения на Фаворе — существо Божие или нет.
Основная мысль Варлаама заключалась в том, что божественное озарение есть наука и знание, которое дается в удел тем, кто чист сердцем и исполняет заповеди Божий. Таково именно было осияние учеников светом Господним во время пробуждения на горе Фаворе; оно имело целью сообщение высшего знания апостолам и не было по природе своей чем-либо невещественным или излиянием самого существа Божия, но только призраком, мысленным образом, созданным именно для этой цели.
Палама же и афонские монахи отстаивали то мнение, что воссиявший на Фаворе свет, по учению отцов Церкви, хотя и не есть самое существо Божие, но и не мысленный образ: это есть неразлучно присносущное Божественному существу проявление и осуществление, иначе – это есть естественное свойство и энергия (φυσικη ̀χάριζ καί ένέργεια) Божества.
Варлаам возражал на это: если осияние учеников на Фаворе было действием сообщения им Божественного существа, то надо заключить, что этот свет тождествен с существом Божиим и что существо Божие может сообщаться человеку и доступно человеческим чувствам.
Не существо, — отвечал Палама, — а энергия Божественная, благодать и слава, уделяемая от существа Божия святым. Притом энергия Божественная нераздельна от существа Божия, как неразделен Сын от Отца или Дух Святый, или как неотделим луч от солнца и теплота от огня; значит в таком учении нет мысли о двоебожии. И подобно тому, как существо солнца, т.е. диск его как неделимый выше лучей и сияния, посылаемого человеческим глазом, точно так же, согласно учению церкви, и божественное существо как неделимое и невидимое выше посылаемых ему сияний, энергий и благости, которую сообщает святым Пресвятая Троица.
Варлаам и его сторонники возражали против такого понимания взаимоотношений сущности Божества и Его энергии и в дальнейшей полемике пришли к пантеистическим воззрениям.
Учение Варлаама как еретическое вызвало осуждение Церкви. По поводу него созывались соборы в 1341, 1347, 1351, 1352 и 1368. На этих соборах учение Паламы и его сторонников было признано согласным с учением церкви, а Варлаам и его ученики анафематствованы. В 1351 году сам святитель, вслед за патриархом Каллистом, подписал Соборный томос против единомышленников Варлаама и Акиндина [3].
Икона святителя Григория Паламы |
Результаты соборных постановлений выразились в следующих статьях Синодика, провозглашаемого в Неделю Торжества Православия, вошедших в его состав в 1352 году:
- Анафема тем, которые принимают воссиявший от Господа свет при Божественном Его преображении то за образ и тварь и призрак, то за самое существо Божие, и которые не исповедуют, что Божественный тот свет не есть ни существо Божие, ни тварь, но несозданная и физическая благодать и осияние и энергия, всегда происходящая из самого существа Божия.
- Анафема тем, кто принимает, что Бог не имеет физической энергии, а одно только существо, и что нет никакого различия между существом Божиим и энергией, кто не хочет думать, что как соединение Божественного существа и энергии неслиянно, так и различие неизменно.
- Анафема тем, кто принимает, что всякая физическая возможность и энергия Божества есть создание.
- Анафема тем, которые говорят, что если допустить различие в существе и энергии Божества, то значит мыслить Бога существом сложным.
- Анафема тем, кто думает, что одному только существу Божию свойственно имя Бога, а не энергии.
- Анафема тем, кто принимает, что существо Божие может быть приобщаемо (т.е. людям), и кто не хочет допустить, что приобщение свойственно благодати и энергии.
- Вечная память святейшему митрополиту Солунскому Григорию Палама, который низверг еретиков Варлаама и Акиндина, дерзнувших назвать физическую и нераздельную энергию и возможность Божества, а равно и все физические свойства Святой Троицы созданными, а также привносить учение о платоновских идеях и эллинские мифы.
Рака с мощами свт. Григория Паламы. Фессалоникийский собор во имя святителя Григория Паламы. |
Мощи и почитание
Святитель Григорий был причислен к лику святых вскоре после смерти, ибо еще при жизни сподобился откровений и имел дар исцеления. Его тело было погребено в соборе Святой Софии в Фессалониках, где от его мощей стали происходить чудеса, а в монастыре Великая Лавра на Афоне и в Кастории началось его местное почитание как святого. Константипольский патриарх святитель Каллист I запросил у фессалоникийцев точное изложение сведений об этих чудесах, на основе которого преемник Каллиста на Константинопольской кафедре святитель Филофей Коккин составил Похвальное слово и службу в честь новоявленного святого [4]. Прославление состоялось в 1368 году, когда синодальным деянием его празднование было установлено в день его кончины — 14 ноября.
Открытая рака с мощами свт. Григория Паламы |
Пересказ Жития святителя Григория на новогреческом языке, сделанный преподобным Афанасием Паросским, был издан в Вене в 1784 году и вошёл в сборник «Неон Эклогион», составленный преподобным Никодимом Святогорцем (Венеция, 1803). В этом Житии говорилось о новых чудесах святителя и излагалось засвидетельствованное Иерусалимскими патриархами Нектарием и Досифеем II чудесное потопление анафематствовавших Григория Паламу католиков на острове Санторин (Тира) в 1660 году.
После того, как в 1523 году Софийский собор в Фессалониках был превращён мусульманами в мечеть, мощи Григория Паламы были перенесены сначала во Влатадский монастырь, а затем в митрополичий собор города, где они находились до пожара 1890 года. Оставшись невредимыми в огне, святые мощи были помещены в новом кафедральном соборе, освященном во имя святителя Григория в 1914 году. Ныне частицы мощей также хранятся в Фессалоникийском монастыре Успения Пресвятой Богородицы в районе Панорама; в афонских монастырях Эсфигмен, Ксенофонт, Дионисиат, Пантелеимон и принадлежащем ему ските Новая Фиваида; а также в лавре Саввы Освященного [5]. В 1628, 1631, 1632 и 1642 годах частицы мощей святителя привозились из Северной Греции в Москву в дар российским государям [6]; ныне в России частица его мощей хранится в Мещовском Георгиевском монастыре [7].
В иконописной традиции изображается в богослужебном облачении (подризнике, епитрахили, поясе, поручах, палице, фелони [простой или крещатой] или сакосе, омофоре) и сапожках с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке [8]. Типом грек, сед, волосы кудрявы, борода большая, широковатая; лицо приятное со слезливыми глазами; кроток, очень умен [9].
Молитвословия
Тропарь, глас 8
Правосла́вия свети́льниче, / Це́ркве утвержде́ние и учи́телю, / мона́хов добро́то, богосло́вов побо́рниче непребори́мый, / Григо́рие чудотво́рче, Фессалони́тская похвало́, / пропове́дниче благода́ти, // моли́ся вы́ну спасти́ся душа́м на́шим.
Тропарь, глас 8
Правосла́вию наста́вниче, святи́телем украше́ние, / богосло́вцем побо́рниче непобеди́мый, Григо́рие чудотво́рче, / Солу́ню вели́кая похвало́, пропове́дниче благода́ти, // моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 8
Прему́дрости Свяще́нный и Боже́ственный орга́н, / богосло́вия све́тлую согла́сно трубу́, / воспева́ем тя Григо́рие богоглаго́льниче: / но я́ко ум Уму́ пе́рвому предстоя́й, / к Нему́ ум наш о́тче наста́ви, да зове́м: // ра́дуйся пропове́дниче благода́ти.
Свт. Григорий Палама. Икона |
Труды
- «Житие Петра Афонского», ок. 1334
- «Слова аподиктические» («доказательные») (содержат обсуждение проблемы Filioque), ок. 1335
- Несколько писем к Варлааму и к более позднему оппоненту, Акиндину (на тему Filioque, а также о вопросе богопознания)
- Три триады (9 трактатов) «В защиту священно-безмолвствующих», 1338 — 1340
- «Святогорский Томос» (манифест афонских монахов, составленный святителем Григорием), 1340
- Семь «Антирритиков против Акиндина» (полемика о божественных энергиях), 1342-1345
- Сочинение «К Ксении о страстях и добродетелях» (обширный аскетический трактат, посвященный борьбе со страстями и стяжанию христианских добродетелей), 1345-1346
- 4 опровержительных слова «Против Григоры», 1355-1357
- 63 гомилии (посвящены преимуществено аскетико-нравственной и социально-патриотической тематике)
См. также
- Сайт посвященный свт. Григорию Паламе
- http://palama.ru/
Литература
- Ф.И. Успенский, Очерки по истории византийской образованности, СПб., 1892;
- его же. Синодик в Неделю православия, Одесса, 1893;
- епископ Порфирий Успенский, История Афона, ч. 3, отд. 2, СПб., 1892;
- Г. Недетовский, Варлаамитская ересь, «Труды КДА», 1873, февраль;
- П.А. Сырку, К истории исправления книг в Болгарии в 14 в., СПб., 1899.
Использованные материалы
- «Григорий Палама», Православная энциклопедия, т. 13, с. 12-41:
- http://www.pravenc.ru/text/168057.html (материал использован частично)
- Дионисий (Шленов), игум., Святитель Григорий Палама: житие, творения, учение:
- http://www.bogoslov.ru/text/291635.html
- Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т., Большая Российская Энциклопедия, 1995.
- «Святитель Григорий Палама», календарь поратала Православие.Ru:
- http://days.pravoslavie.ru/Life/life6543.htm
- «Неделя 2-я Великого Поста, Святителя Григория Паламы», портал Православие.Ru, 16 марта 2014:
- http://www.pravoslavie.ru/put/1632.htm
[1] Сухарников Евгений, «Григорий Палама: отец и учитель Церкви», федеральный портал История.РФ, 14 ноября 2017, https://histrf.ru/biblioteka/b/grighorii-palama-otiets-i-uch…kvi
[2] Мейендорф И. Ф., прот., Жизнь и труды святителя Григория Паламы, гл. «Учителя св. Григория Паламы», https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/zhizn-i-trudy-svj…1_1. Выдвигается также предположение о том, что учителем будущего святителя был и преподобный Григорий Синаит. См. рассмотрение этой версии в 3-й главе книги игум. Петра (Пиголя), Прп. Григорий Синаит и его духовные преемники, https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp-grigorij-sinait-i-. ..3_4
[3] Καρμίρης, Ι. Τὰ δογματικὰ καὶ συμβολικὰ μνημεῖα τῆς Ὀρθοδόξου Καθολικῆς Ἐκλησίας, τὸμ . Ά, 2η ἔκδ., Ἀθήνα, 1960, 374-407. См. подпись святителя в конце текста томоса: «Смиренный митрополит Салоник пречестный экзарх всей Фессалии Григорий»: http://rwmiosini.blogspot.com/2017/06/1-1351.html
[4] BHG, N 718; Idem // PG. 151. Col. 551-656.
[5] Meinardus. P. 189; Πεντζίκης. Σ. 41, 110, 411.
[6] Муравьев. С. 52, 132, 144, 231.
[7] «Частица мощей Святителя Григория Паламы», официальный сайт Мещовского Георгиевского монастыря, http://sgmmm.ortox.ru/svjatyni_monastyrja/view/id/1203273
[8] Новый сводный иконописный подлинник, иконописная школа при МДА, 2008г.
[9] Статья Справочника для иконописца от иконописной мастерской Елеон — http://eikon.org.ua/index.php?option=com_k2&view=item&id=81:…=17
Святитель Григорий Палама | Биография, сочинения, наследие и факты
- Дата рождения:
- 11 ноября 1296 г. или 14 ноября 1296 г.
Турция
- Умер:
- 1359
Салоники
Греция
- Предметы изучения:
- Исихазм
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Святитель Григорий Палама , (род. 11/14 ноября 1296, Константинополь [ныне Стамбул, Турция] — ум. 1359, Фессалоника, Византийская империя [ныне в Греции]; канонизирован в 1368 году; день памяти 14 ноября), православный монах , теолог и интеллектуальный лидер исихазма, аскетического метода мистической молитвы, который объединяет повторяющиеся молитвенные формулы с позами тела и контролируемым дыханием. В 1347 г. он был поставлен епископом Фессалоникийским. В 1368 г. он был провозглашен святым и назван «Отцом и Учителем Православной Церкви».
Родившийся в Константинополе в знатной семье, связанной с императорским двором, Палама изучил классическую античную философию в имперском университете. Однако в 1316 году он отказался от политической карьеры, чтобы стать монахом на горе Афон в северо-восточной Греции, духовном центре греческого православия. На 25 лет он погрузился в изучение и размышление над Священным Писанием и трудами отцов Церкви. Духовный учитель познакомил его с созерцательной молитвой, и он, в свою очередь, стал наставником для других посвященных. Набеги турок около 1325 г. вынудили его прервать монашескую жизнь на Афоне и бежать в Фессалонику и Македонию. Он был рукоположен в священники в 1326 году, а позже с 10 товарищами удалился в отшельничество в Македонии.
Вернулся на Афон в 1331 г. в общину святого Саввы и около 1335 г. был избран духовным настоятелем ( игумен ) соседнего монастыря. Из-за разногласий с иноками, считавшими его духовный режим слишком строгим, он через короткий срок ушел в отставку и вернулся в св. Савву.
В 1332 г. Палама вступил в богословский спор, длившийся четверть века и сопровождавшийся полемикой с рядом греческих и латинских схоластов-богословов и некоторыми гуманистами-рационалистами. Его первым противником был Варлаам Калабрийский, греческий монах, живший в Италии, который посещал Константинополь и другие православные монашеские центры, чтобы участвовать в философских диспутах ради интеллектуального престижа. Излагая модус богословского агностицизма, Варлаам отрицал, что какие-либо рациональные понятия могут выразить мистическую молитву и ее богочеловеческое общение даже метафорически. Впоследствии он составил сатирическое произведение, порочащее исихазм, назвав его приверженцев «людьми с душой в пупе» (греч.: 9).0033 омфалопсихоиды ). Образ получен из медитативной позы исихастов, когда глаза фокусируются на точке под грудью, чтобы усилить мистический опыт. Палама ответил на это нападение сочинением своей «Апологии святых исихастов» (1338 г.), называемой также «Триадой» из-за ее разделения на три части.
«Апология» заложила богословскую основу для мистического опыта, затрагивающего не только человеческий дух, но и всю человеческую личность, тело и душу. Эта доктрина пытается сформулировать молитвенный опыт, который адепты называют «обожествлением всего человека», имея в виду утверждение исихастов о внутреннем преображении, вызванном мистическим просветлением, соединяющим человека с Богом в глубинах его духа. Исихастская духовность стремилась преодолеть пропасть между человеческим и божественным существованием. Он утверждал необходимость посреднических отношений между миром человека (имманентность) и вечностью Бога (трансцендентность). Исихастская молитва стремится достичь наибольшей формы богочеловеческого общения в виде видения «божественного света» или «нетварной энергии» по образцу синоптических повествований о Преображении Христа на горе Фавор (Марк 9).:1-7). Телесная предрасположенность к этому созерцательному состоянию включает в себя интенсивную концентрацию и методичное призывание имени Иисуса (исихастская «Иисусова молитва»). Палама подчеркивал нематериалистическую природу исихастской духовности, объясняя, что переживание внутреннего света доступно не всем, а только «чистым сердцем», наделенным благодатью к его восприятию.
После череды публичных столкновений с критически настроенными богословами и гуманистами и политически мотивированного отлучения от церкви в 1344 г. Палама систематизировал свое учение в Hagioritic Tome («Книга Святости»), ставшая основополагающим манифестом византийского мистицизма. Споры об исихастах стали частью более крупной византийской политической борьбы, вылившейся в гражданскую войну. По его завершении в 1347 году Палама при поддержке консервативной, антизелотской партии был назначен епископом Фессалоники. Его административные обязанности, а также постоянные статьи против критиков-гуманистов занимали его до конца жизни.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Палама стал признанным интеллектуальным лидером и апологетом монашеской школы мистицизма, известной как исихазм (от греческого произведения hēsychia, или «состояние покоя»). Форма молитвы этого византийского созерцательного движения объединяла повторяющиеся формулы с позами тела с целью испытать состояние внутреннего покоя и мистического единения. Несмотря на споры во времена Паламы, исихастская духовность теперь санкционирована Православной церковью как законная форма молитвы.
В своем слиянии платоновской и аристотелевской философии, использовавшемся как средство выражения собственного духовного опыта, Палама установил окончательный стандарт православной богословской проницательности. На провинциальном Константинопольском Соборе 1368 года, через девять лет после его смерти, он был провозглашен святым и назван «Отцом и Учителем Православной Церкви», что поставило его в ряды тех, кто определил идейный облик Восточной Церкви.
Ансельм Х. Амадио
Свет миру: жизнь св. Григория Паламы (1296–1359)
По о. Bassam A. Nassif
Во второе воскресенье Великого поста в благословенном городе Салоники, Греция, большой праздник. Это праздник святого Григория Паламы. В этот день святые мощи святителя выносят из храма св. Григория крестным ходом по городу в сопровождении епископов, священников, матросов, полицейских и тысяч верующих. Можно только удивляться, почему его земные останки до сих пор пользуются таким большим почитанием. Как его кости могли оставаться нетленными более чем через шестьсот лет после его смерти? Действительно, жизнь св. Григория ясно объясняет эти удивительные факты. Это иллюстрирует вдохновенные слова апостолов о том, что наши тела являются храмами Святого Духа (см. 1 Коринфянам 6:19).) и что мы «причастники Божеского естества» (2 Петра 1:4). Стамбул, Турция) в критическое время политических и религиозных беспорядков. Константинополь медленно оправлялся от разрушительного вторжения крестовых походов. Это был город, подвергавшийся атакам со всех сторон. С запада в него проникли западные философии рационализма и схоластики. и многочисленными попытками латинизации.С востока ему угрожали мусульманские турецкие военные захватчики.На карту были поставлены мир и вера его граждан.
Семья Грегори была богатой. Его отец был членом сената. После внезапной смерти его отца византийский император Андроник II Палеолог (1282–1328), близкий друг семьи, оказал ему полную финансовую поддержку. Он особенно восхищался Грегори за его прекрасные способности и таланты, надеясь, что блестящий молодой человек однажды станет прекрасным помощником. Однако вместо того, чтобы принять высокое положение в светском мире, Григорий искал «ту добрую долю, которая не отнимется» у него (Лк. 10:42).
Завершив изучение греческой философии, риторики, поэзии и грамматики, Григорий в возрасте всего лишь двадцати или двадцати двух лет поддался горячей страсти в своем сердце. Подобно влюбленному, стремящемуся навсегда остаться наедине с любимым человеком, Григорий жаждал этой живой воды (см. Откровение 22:17). Следовательно, никакая тварь не могла отлучить его от любви Бога (см. Римлянам 8:39). Он просто удалился на Афон, в уже сложившуюся общину монашества. Сначала он остановился в Ватопедском монастыре, а затем перебрался в Великую Лавру.
Уход Грегори не стал неожиданностью для остальных членов его семьи. Многие священники и монахи, друзья семьи, часто посещали семейный дом. Родители старались передать своим детям «драгоценную жемчужину» (от Матфея 13:46). Большое богатство и высокое образование были не помехой, а отличным подспорьем в их стремлении к спасению. В результате своего образа жизни и веры мать Григория, два брата и две сестры вскоре раздали все свое земное имущество бедным и поступили в разные монастыри.
Жить духовным опытом Церкви
На Афоне послушник Григорий взял своим духовным наставником преподобного Никодима Ватопедского монастыря. Этот святой молитвенник наставил Григория на путь подвижнического труда: молитв, бдений, постов, постоянного покаяния и иноческого послушания. Молодой послушник Григорий особенно привязался к сердечной молитве, известной также как Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» (см. Лк. 18:38).
Опытная практика Иисусовой молитвы, требующая уединения и безмолвия в сочетании с физическими упражнениями и методами дыхания, называется «исихазм» (от греческого исихос , что означает внутреннюю тишину, покой или безмолвие). Те, кто практикует это, называются «исихастами». Внутренняя тишина такого рода делает нас способными слушать шепот божественного внутри нас. «Царство Божие внутри вас есть» (Луки 17:21). Поэтому Иисусова молитва есть молитва всего человека, включающая тело, разум, душу и сердце человека.
Исихасты говорили и писали о своем уникальном опыте. Они учили людей непрестанно молиться, как повелевает Апостол Павел всем христианам (1 Фессалоникийцам 5:17). Они объясняли, что в молитве человек изнутри наполняется вечной славой, божественным светом, увиденным при Преображении Христовом на горе Фавор. Исихаст Григорий поясняет:
Ибо в день Преображения то Тело, источник света благодати, еще не соединилось с нашими телами; она освещала извне тех, кто подошёл к ней достойно, и посылала озарение в душу через посредство телесных глаз; но теперь, так как оно слилось с нами и существует в нас, оно освещает душу изнутри. ( Триады I. 3.38 )
Иисусова молитва не является мантрой, как в восточных религиях, и ее нельзя воспринимать как таковую. Призыв молитвы о «милосердии» предполагает внутреннее покаяние и изменение. Это также молитва, практикуемая в сакраментальной жизни Церкви, молитва, соединенная со Святым Причастием, исповедью, чтением Слова Божия, постом, любовью к ближнему и т.д. Наконец, это не молитва с «пустыми повторениями» или лепетом, а молитва, повторяемая снова и снова, с настойчивостью (Лк. 18:1), из внутреннего сердца человека, достигающего божественных высот славы, исповедующего Христа Господом. и Спаситель, в искренности, смирении и вере.
Ибо эта молитва (Иисусова молитва) истинна и совершенна. Она наполняет душу Божественной благодатью и духовными дарами. Как миром кувшин благоухает тем сильнее, чем плотнее он закрыт, так и молитва, чем крепче она заключена в сердце, тем более изобилует Божественной благодатью. . . . По этой молитве роса Святого Духа низводится на сердце, как Илия низвел дождь на гору Кармил. Эта мысленная молитва достигает самого престола Божия и хранится в золотых чашах. . . . Эта умная молитва есть тот свет, который просвещает душу человека и воспламеняет его сердце огнем любви к Богу. Это цепь, связывающая Бога с человеком и человека с Богом. (Палама, «Слово о том, как вообще всем христианам следует молиться непрестанно», у Е. Кадлубовского и Г. Э. Х. Палмера, Ранние отцы Добротолюбия, Лондон: Фабер и Фабер, 1981, стр. 412–415)
Такая молитва практиковалась с раннего христианского периода. Исихасты были привлечены безусловной благодатной любовью Божией (Римлянам 5:15), чтобы восполнить определенную человеческую потребность вокруг них. Многие исихасты оставили свое уединение, чтобы служить своим братьям, «ибо любящий Бога должен любить и брата своего» (1 Иоанна 4:21). Одни ухаживали за больными в больницах, как святой Василий Великий в Кесарии; другие помогали бедным, как святой Иоанн Милостыня в Александрии; а третьи приглашали верующих на исповедь. Тем не менее, они не оставили Иисусовой молитвы и своего внутреннего безмолвия. В этом смысле все христиане призваны идти по этому исихастскому пути, ведущему ко спасению.
Пусть никто не думает, братья мои христиане, что только священники и монахи должны молиться непрестанно, а не миряне. Нет нет; Долг всех нас, христиан, — всегда оставаться в молитве. . . вообще всякий христианин должен стремиться молиться всегда и молиться непрестанно. . . это самое имя Господа нашего Иисуса Христа, постоянно призываемое тобой, поможет тебе преодолеть все трудности, и со временем ты привыкнешь к этому упражнению и вкусишь, как сладко имя Господне. . . . Ибо когда мы садимся за дело своими руками, когда ходим, когда едим, когда пьем, мы всегда можем умно молиться и упражняться в этой умной молитве — молитве истинной, благоугодной Богу. («Слово о том, как вообще всем христианам надо молиться непрестанно»)
Помимо духовной практики и ежедневного чтения священных писаний, свт. Григорий изучал творения великих отцов, богословов и подвижников Церкви. Подобно тому, как ученый основывается на свидетельствах и данных, предоставленных ему его предшественниками, так и Григорий произвел увлекательный синтез библейского и святоотеческого учения о сердечной молитве в сочетании со своим личным опытом.
Хотя монах Григорий в юности усердно изучал греческую философию, ее взгляды на материю не повлияли на него. Древнегреческая философия считает, что тело заключает в тюрьму душу, и поэтому оно ненавидит материю. Христиане уважают тело, так как Христос сделал плоть источником освящения, а материю (воду, масло и т. д.) каналом божественной благодати. В своих писаниях св. Григорий утверждал, что человек, соединенный телом и душой, освящается Иисусом Христом, принявшим человеческое тело при Воплощении. «Когда говорится, что Бог сотворил человека по образу Своему, — писал св. Григорий, — слово человек означает не душу саму по себе и не тело само по себе, а то и другое вместе». В другом месте он добавил:
Так Слово Божие вселилось в Богородицу невыразимым образом и исходило от Нее, приняв плоть. Он явился на землю и жил среди людей, обожествляя нашу природу и даруя нам, по слову божественного Апостола, «то, во что желают проникнуть ангелы» (1 Петра 1:12). ( Слово на Успение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии )
Отец Григорий, Учитель
Его неутолимая жажда сладости Божией, испытанная в молитве, побудила праведного Григория жить отшельником в келье вне храма. монастырь. В 1326 году угроза турецкого нашествия вынудила его вместе со своими афонскими братьями отступить в Салоники. Там он был рукоположен в святое священство.
Будучи священником, Григорий не оставил своего духовного труда и исихазма. Большую часть недели он провел в одиночестве в молитве. По выходным он совершал богослужения и читал проповеди. Он заботился о молодежи, призывая их обсудить с ним религиозные вопросы. Отца Григория волновали не отвлеченные проблемы философии, а переживаемая в молитве христианская вера. Он хотел проповедовать исключительно о проблемах христианского бытия, более привлекательных и значимых для молодежи.
Вскоре многие из его духовных сыновей выразили желание жить в монашеской среде. Так в безмятежной местности Верии, недалеко от Фессалоник, он основал небольшую общину монахов, которой руководил в течение пяти лет. В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы. В 1333 году он был назначен настоятелем монастыря Эсфигменов в северной части Святой Горы. В 1336 году он вернулся в скит св. Саввы, где посвятил себя богословскому писанию, продолжая эту работу до конца своей жизни.
Но среди всего этого в 1330-х годах в жизни Восточной Церкви произошли события, поставившие святителя Григория в число виднейших учителей православной духовности.
Вызов рационализма
Около 1330 года некий монах Варлаам прибыл в Константинополь из Калабрии, Италия. Он был известным ученым, искусным оратором и признанным христианским учителем. Варлаам посетил Афон и познакомился с исихазмом.
Варлаам ценил образование и обучение гораздо больше, чем созерцательную молитву. Поэтому он считал, что монахи на Афоне тратят время в созерцательной молитве, когда им следует учиться. Он высмеивал подвижнический труд и жизнь монахов, их методы молитвы и их учения о нетварном свете, переживаемом исихастами. Противореча традиционной позиции Церкви о том, что «богослов есть тот, кто молится», Варлаам спрашивал: «Как может быть достижимо через молитву близкое общение человека с Божеством, если Божество трансцендентно и «пребывает в неприступном свете» ( 1 Тимофею 5:16)? Никто не может постичь сущность Бога!» Варлаам был убежден, что к Богу можно прийти только через философское, умственное познание, иначе говоря, через рационализм.
Слова Варлаама были не просто вызовом для нескольких монахов. Они бросили вызов опыту Церкви в целом. Запад с его рационалистическими тенденциями связал образ Божий с человеческим интеллектом. Ум Варлаама был полон разумных доводов, но сердце его было холодным. Безусловно, жизнь с Богом – это не только информация, но и опыт. Наш живой Бог не может быть понят и описан только путем изучения, но о нем нужно говорить на основе опыта. «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил с нами в дороге и когда открывал нам Писания?» (Луки 24:32).
Путешествуя с Афона в Салоники и Константинополь, Варлаам вступил в конфликт с монахами, отказываясь испытать их образ бдений, молитвы и поста, принять их духовный опыт. К сожалению, многие монахи поверили его аргументам и встали на его сторону. Обманутый тем, что он считал живую веру простым разумным знанием, Варлаам вел войну против подвижников.
На просьбу афонских монахов святитель Григорий возражал сначала устными наставлениями. Но видя тщетность таких усилий, он изложил свои богословские доводы в письменной форме. Так появилось Триады в защиту святых исихастов в 1338 году.
Присутствие Божие в молитве
сочинения отцов. Обращаясь к вопросу о том, как люди могут познать трансцендентного и непознаваемого Бога, он провел различие между познанием Бога в Его сущности, или природе, и познанием Бога в Его сущности, или природе.0033 энергии, действия или средства, которыми Он действует.
Чтобы уточнить, он провел сравнение между Богом и солнцем. У солнца есть свои лучи, у Бога есть Свои энергии (среди них благодать и свет). Своими энергиями Бог создает, поддерживает и управляет вселенной. Своими энергиями Он преображает творение и обожествляет его, то есть наполняет новое творение Своими энергиями, как вода наполняет губку. Эти действия или энергии Бога являются истинным откровением Самого Бога человечеству. Итак, Бог непостижим и непознаваем в Своей природе или сущности, но познаваем в Своих энергиях. Именно через Свои действия, из любви ко всему творению, Бог вступает в прямые и непосредственные отношения с человечеством, в личную конфронтацию между тварью и Творцом.
К 1340 году афонские подвижники при содействии святителя Григория составили общий ответ на нападки Варлаама, так называемый Святогорский фолиант. Поскольку повсюду в церквях вспыхивали ожесточенные споры, в 1341 году в Константинополе состоялся всеобщий собор. На глазах у сотен епископов и монашествующих святитель Григорий Палама провел открытый диспут с Варлаамом в залах Великой церкви Агия. София. 27 мая 1341 года Собор принял положение святителя Григория Паламы о том, что Бог, неприступный по своей сути, являет Себя через Свои энергии, которые направлены к миру и способны восприниматься, как Фаворский свет, но которые не материальны и не сотворены. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он был предан анафеме и возвращен в Калабрию.
Второе Торжество Православия
Но спор между паламитами и варлаамитами был далек от завершения. В игру вступила политика, и политики использовали спорный религиозный вопрос как инструмент угрозы против тех, кто поддерживал Паламу. Великая смута привела к пяти последовательным церковным соборам. Одним из многих ученых, отстаивавших позицию Варлаама, был болгарский монах Акиндинос, написавший ряд трактатов против святителя Григория. Император Андроник III Палеолог (1328–1341) был другом Акиндина. Патриарх Иоанн XIV Калекос (1341–1347), опасаясь императора, поддержал Акиндина, назвав святителя Григория виновником всех беспорядков и волнений в Церкви (1344). Он заключил святого Григория в темницу на четыре года. В 1347 году Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347–1349 гг.).), друг святого Григория. Он освободил святителя Григория и рукоположил его во архиепископа Фессалоникийского.
В 1351 году состоялся шестой и последний собор для решения острых спорных вопросов в церкви. Влахернский собор торжественно подтвердил ортодоксальность учения Паламы, а отвергнувших его предал анафеме и отлучил от церкви. Анафемы Собора 1351 года были включены в чин Недели Православия в Триоди. Этот Собор считался вторым торжеством Православия (первым было восстановление икон). Позднее память святителя Григория Паламы стала совершаться в Церкви во вторую неделю Великого поста.
Заключенный мусульманами
На этом страдания Григория за Христа не закончились. Опять же, из-за политического влияния Запада в Салониках, ее граждане разделились по вопросу, провозглашенному соборами. Святителя Григория не сразу приняли в архиепископы, так что он вынужден был жить в разных местах. Во время одного из его путешествий в Константинополь византийский корабль, на котором он плыл, попал в руки турецких мусульман. Архиепископа Григория они взяли в плен, но проявили к нему терпимость. Даже в заточении святитель Григорий проповедовал пленным христианам и даже вел много диспутов со своими пленниками-мусульманами. Его любовь и уважение ко всем мужчинам заставляли его похитителей восхищаться им и относиться к нему с почтением.