Хиландарский монастырь: ХИЛАНДАРСКИЙ МОНАСТЫРЬ — Древо
Содержание
Монастырь Хиландар: историческая справка, Хиландарский устав
святитель Савва Сербский (Растко)
Хиландарский устав
Часть 5
Скачать
epub
fb2
Сербский монастырь Хиландар расположен в северо-восточной части Святой Горы – монашеской республики, в составе которой существует еще 20 обителей.
Среди православных монастырей на Святой горе Афон, кроме греческих, существуют многочисленные славянские: русские, сербские, болгарские.
Со дня своего основания Хиландарский монастырь занимает четвёртое место в иерархии Афонских монастырей. В 313 году Афон вступил в эру христианской истории, когда император Константин Великий издал указ о даровании христианам права свободы вероисповедания. К этому времени христианство на Святой Горе было довольно развито, уже появились многочисленные монастыри.
Монастырь Хиландар находится в четырёх километрах от Эгейского моря и монастыря Есфигмен. Опоясанный прочными стенами высотой около 30 метров, длиной около 140 метров, Хиландар, если на него смотреть с наружной стороны, напоминает крупную средневековую крепость. С южной и восточной сторон монастырского комплекса возвышаются две башни – пирги.
Хиландар построен в XII веке. Своим основанием он обязан сербскому королю Стефану I Неманичу и его сыну Растко Неманичу. Последний, хотя и был королевичем и предполагаемым наследником престола, жизни вельможи предпочёл монашескую. Он тайно прибыл на Афон в монастырь Солунца, где постригся и стал монахом по имени Савва. Затем он ушёл оттуда и обосновался в Ватопеде. Вскоре его примеру последовал отец, который к тому времени тоже пребывал в монастыре Студеница в Сербии, приняв в монашестве имя Симеон. Оба монаха находились здесь, пока по просьбе нового короля Сербии Стефана II Ватопедский монастырь не передал им опустевшую к тому времени Хиландарскую пустынь. По преданию на этом месте стояла келья святого Григория Хиландария, в честь которого и получила свое название обитель. Сегодняшний монастырь построен на месте руин бывшего византийского монастыря Хеландариона.
Прибыв в монастырь, монахи сразу же стали заботиться о его восстановлении и расширении. Позднее Савва уехал в Сербию, где стал архиепископом, а Симеон до кончины пребывал в монастыре. Вскоре после их смерти Сербская Православная Церковь канонизировала отца и сына в лике святых.
Будучи славянским монастырем и предназначенный указом Византийского царя 1198 года в собственность Сербии, Хиландар внес славянский дух и характер во многие монастыри Святой Горы.
В 1200 году Святой Савва составил «Хиландарскую грамоту», которой определен образ жизни монахов в монастыре. Во многих из них, греческих по основанию, богослужение начали совершать на славянском языке.
С 1293 года благодаря своему второму ктитору – сербскому королю Милутину – монастырь Хиландар стала быстро развиваться и достиг своего расцвета, тем более, что в 1348 году в его стенах жил царь Стефан Душан. В эту эпоху (с 1331 по 1355 гг. ) Святая Гора находится под его властью, вследствие чего Хиландар, наряду с другими обителями на Святой Горе, получает богатые подарки. Царь Душан приехал в Хиландар в 1347 году и остался там до 1348-го года, чтобы спрятаться от чумы, захватившей территорию Балкан.
В распоряжении обители Хиландар находились многочисленные усадьбы, а сербское княжество дарило монастырю богатые подарки в виде новых украшенных богослужебных книг и других драгоценных предметов.
В комплексе монастыря Хиландар и на прилегающей территории, кроме династии Неманичей, свои здания строили и другие средневековые деятели, богатые вельможи, церковные правители и многие ктиторы. Перед турецким нашествием в Хиландар приезжала многочисленная гражданская и церковная знать.
Но монастырь не всегда был сербским. После непродолжительной потери самостоятельности (1387–1403 гг.) Хиландар вместе со Святой Горой с 1430 по 1912 гг. находился под Оттоманской властью. В период турецкого ига монастырю Хиландар помогали русские цари и молдавское княжество – в XVI веке, и сербские патриархи и белградский митрополит Симеон – в XVII веке.
К концу XVII века монастырь пришел в упадок, но был возрожден венецианским купцом, ставшим впоследствии монахом Никанором, а также благодаря пожертвованиям болгар. В 1676 году здесь поселились болгары, а также болгароязычные монахи Македонии. С конца XVIII века управление монастырем не находится больше под покровительством игумена. Вместо этого покровительницей монастыря почиталась знаменитая икона Божией Матери Троеручицы.
Игумен вновь выбирается только с 1991 года
Восстановлению монастыря Хиландар неоднократно помогал князь Милош Обренович (1820 и 1835гг.).
Спор в связи с управлением монастырем между сербами и болгарами решен в 1896 году, после посещения монастыря сербским королем Александром Обреновичем, который выплатил все долги монастыря, после чего здесь снова обосновались сербы.
В монастырском комплексе расположены постройки, сохранившиеся еще с периода основания монастыря, в том числе постройки, которые восстанавливали после разных пожаров, наряду с сооружениями, построенными в последнее время, в основном в XIX веке.
В настоящее время в Хиландаре проживают около 60 сербских монахов
Монастырь Хиландар находится под юрисдикцией Васеленской Патриаршии (нынешнего Стамбула), а благодаря усилиям монастырского братства и Греческого государства, к нему относятся бережливо, периодично, его постройки восстанавливают и возобновляют.
В настоящее время Афон – единственное место в Европейском Союзе, где действует запрет на свободу передвижения для женщин. Существует предание, что в 422 году Афон посетила дочь Феодосия Великого царевна Плакидия, но войти в монастырь Ватопед ей воспрепятствовал голос, звучавший от иконы Божьей Матери. С того времени в Афоне есть закон, запрещающий доступ на Святую Гору лицам женского пола, что позже закрепилось царскими указами и является актуальным и сегодня.
Часть 5
Хиландар — Сербский монастырь на Афоне
Афонский монастырь Хиландар (серб. Хиландар, греч. Χιλανδαρίου), занимающий на святой горе четвертое место принадлежит Сербской православной церкви. Одной из величайших сербских религиозных святынь является именно Монастырь Хиландар.
Хиландар, находящийся на северо-восточной стороне Афонского полуострова, был основан в 1198 году сербским архиепископом Святым Саввой (Растко) и его отцом, сербским князем Стефаном Неманей.
Растко предпочёл монашескую келью царским хоромам и бежал на Афон, где принял постриг с именем Савва. Вслед за сыном прибыл на Афон его отец, который принял постриг с именем Симеон. В 1198 году Ватопед отдал отцу и сыну лавру Хиландар.
По указу императора Алексия III монастырь навеки перешел во владение сербов. Монастырь Хиландар, в отличие от других монастырей Афона, процветал и во время турецкой оккупации, но после упразднения турками сербского автономного управления и подчинения Вселенскому Патриарху, монастырь пришёл в упадок и здесь в основном стали жить болгарские монахи. В 1879 году, когда Сербия возвратила автокефалию, царь Сербии Александр I, посетив Хиландар в 1896 году, выплатил все долги монастыря и оплатил восстановительные работы. После чего Алексанрд I начал присылать в Хиландар сербских монахов. Так со временем монастырь снова стал сербским.
Главной святыней монастыря является икона Божией Матери Трихерусса, по-русски Троеручица, возникновение которой связано с житием Преподобного Иоанна Дамаскина.
В период возникновения в Византии ереси иконоборчества, Иоанн в защиту иконопочитания написал три трактата и направил их императору Леону III Исавро, который являлся иконоборцем. Святой Иоанн не был подданным его империи, и так как он жил в Дамаске, император в оправдании себя, решил оклеветать святого перед сарацинским князем, чтобы помешать Иоанну писать труды в защиту икон. От имени Иоанна по приказу императора было составлено письмо, в котором святой предложил императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. После чего письмо с ответом императора были отправлены халифу. Иоанн был министром при дворе халифа, но после такого случая его отстранили от должности и наказали отсечением кисти правой руки, которую повесили на городской площади. Получив обратно отсеченную руку, святой Иоанн попросил у иконы Богородицы исцелить его.
Через некоторое время он заснул, проснувшись, обнаружил, что кисть чудесным образом приросла к руке. В благодарность Иоанн украсил икону рукой сделанной из серебра. Икона получила именование — Троеручица.
До XIII века икона хранилась в обители святого Саввы. Существует легенда, согласно которой в период вторжения турок в Сербию икону поместили на осла и чудесным образом осел принес ее к воротам монастыря Хиландар. Икону монахи поместили в алтаре, по преданию, алтарь переместился на игуменское место. С тех пор в монастыре игумен перестал избираться, а делами монастыря начал управлять иеромонах-проигумен, благословение на церковные службы монахи принимают от иконы Троеручицы.
В Хиландаре, помимо собора, есть 13 маленьких церквей и часовен, 15 келий и одно подворье. В монастыре существует библиотека с богатым собранием редких рукописей. Среди святынь монастыря – фрагменты даров волхвов Младенцу Христу, орудия страстей Христовых, два фрагмента Честного Древа, мощи святого Иоанна Предтечи, пророка Исаии, святого великомученика Пантелеимона, святого Симеона Стилита, святителя Григория Богослова, мучеников Евстратия и Марины, святителя Никифора Константинопольского, великомучениц Варвары и Екатерины и многих других.
В обители и за ее пределами проживают около 60 сербских монахов.
Святой монастырь Хиландар
Значение «Хиландар», вероятно, происходит от греческого слова «хеландион», которое является типом византийского транспортного корабля, шкипера которого звали «хеландарис». Это название монастырь получил от монаха, который его основал и, скорее всего, был хеландарисом. Монастырь был основан в конце 10 века.
В 1198 году императорским указом византийского императора Алексея III он был дарован сербскому князю Стефану Немане и его сыну, которые оба приняли монашеский монашеский обряд в Ватопедах как Симеон и Савва. С тех пор это один из важнейших духовных центров сербского народа.
Святой монастырь Хиландар
Укрепив сербскую власть в монастыре, святой Савва и святой Симеон совместно построили монастырскую церковь Введения Богородицы во храм между 1198-1200 годами, а также добавили башню Святого Саввы, Камбанскую башню. и монастырские палаты преподобного Симеона — кельи. Средний сын святого Симеона и старший брат святого Саввы, великий князь сербский Стефан «Первовенчанный» король предоставил финансовые средства для этой реставрации.
Как основатель Хиландара, Святой Симеон издал специальную учредительную хартию или хризобуллы. После 1199 года в монастырь переехали сотни монахов из Сербии, в то время как монастырю были предоставлены большие участки земли, подворья и налоговые поступления из многочисленных деревень, особенно из региона Метохия в Сербии.
Святой Симеон скончался в монастыре 13 февраля 1200 года. Тело его оставалось в Хиландаре до 1208 года, когда его мироточивые останки были перенесены в Сербию и погребены в материнском храме всех сербских церквей монастыре Студеница по его первоначальному желанию .
Оливковый сад Святого монастыря Хиландар
После переноса останков святого Симеона на месте его старой могилы стали расти всемирно известные виноградные лозы, которые и по сей день дают чудесный виноград и семена, которые отправляются всем как форма благословения для бездетных супружеских пар.
Святой Савва отправился в Сербию, чтобы добыть больше ресурсов и поддержать монастырь. Он также совершил путешествие в Святую Землю, где посетил Святую Лавру преподобного Саввы Освященного в Палестине. Там он получил самую почитаемую реликвию Хиландара – чудотворную икону Троеручицы, написанную святителем Иоанном Дамаскином. Согласно последней воле преподобного Иоанна Дамаскина, он повелел братии Мар Савской обители приложить эту чудотворную икону к древнему пророчеству основателя обители преподобного Саввы Освященного.
Святой Савва Освященный заклинал своих иноков веками раньше передать икону Молочащей Богородицы и свою игемонскую трость «одноимённому монаху царской крови из дальней страны», который во время своего паломничества в монастырь испытал падение на пол своей игемонской трости, ранее прикрепленной над его могилой, при поклонении иконам и молитве на этом месте.
Кафоликон (центральная церковь) Святого Хиландарского монастыря
Во времена сербского короля и императора Душана вся гора Афон перешла под его суверенную власть. Это период наибольшего процветания Хиландара. Император значительно поддержал монастырь и завещал ему ряд земельных владений в Сербии и Греции. С момента своего правления и до сегодняшнего дня Хиландар владеет пятой частью всей суши на Афоне. Помимо императора, монастырь поддерживала и аристократия Душана.
В 1347 году император Душан нашел убежище в Хиландаре, спасаясь от эпидемий чумы, опустошивших Балканы. Он также взял с собой свою жену императрицу Елену, тем самым создав прецедент и нарушив строгую традицию, запрещающую женщинам ступать на Афон. Устное предание гласит, что во время пребывания в Хиландаре императрице не разрешили ступить ногой на афонскую землю, так как ее носил эскорт. К концу 14 века Хиландар служил убежищем для многочисленных представителей сербской знати.
Крест императора Душана в Священном монастыре Хиландара
Дворянин из Албании Иоанн Кастриот пожертвовал монастырю налоговые поступления, собранные в 2 деревнях в Македонии в 1426 году. Его сыновья были среди оставшихся местных православных аристократов, поддерживающих Хиландар. Когда Джон Кастриот и его сыновья купили адельфатов, закрепив их права на пенсию и проживание в монастыре, Хиландарская башня Святого Георгия стала известна в их честь как «Албанская башня». Выйдя на пенсию и приняв монашеский постриг, они присоединились к хиландарскому братству и провели там остаток своей жизни.
В 17 веке число сербских монахов сократилось, а катастрофический пожар 1722 года привел к упадку. Хиландар возглавляли болгарские монахи. В этом монастыре святой Паисий Хиландарский начал свою революционную славяно-болгарскую историю. В монастыре преобладали болгары до конца 19 века.
Однако в 1896 году сербский царь Александр посетил монастырь и, впечатленный историческим прошлым, внес свой вклад в монастырь, и число сербских монахов быстро росло. Они снова стали жителями Хиландара. В 1913 марта сербское присутствие на Афоне было довольно большим, и афонский протос был сербским представителем Хиландара.
Нынешний Кафоликон, посвященный Введению Богородицы, был построен в 1293 году, расписан фресками в 1319-1320 годах и содержит гробницу основателя святого Симеона. Трапезная, также построенная в 1293 году, была расписана фресками в 1623 году Георгиосом Митрофановичем, хотя сохранились остатки настенной росписи 14 века.
Фреска баптистерия в Святом монастыре Хиландар
Главной среди многочисленных реликвий монастыря является икона Трихерусы, или Богородицы Троеручицы. Согласно традиции, византийский император Лев III отправил халифу поддельные документы, в которых святой Иоанн Дамаскин обвинялся в заговоре с целью нападения на Дамаск. Затем халиф приказал отрезать правую руку Иоанна и повесить на всеобщее обозрение. Через несколько дней Иоанн попросил вернуть себе руку и усердно молился Богородице перед Ее иконой: после этого, говорят, рука его чудесным образом восстановилась.
В благодарность за это чудесное исцеление он приложил к иконе серебряную руку, которая впоследствии стала называться «Троеручица», или Трихеруса. Список с иконы был прислан в Россию в 1661 году, с тех пор он высоко почитается в Русской Православной Церкви.
Среди других важных реликвий – иконы Богородицы Пападики и Акафисты, а также мозаика Одигитрии, или Богородицы Путеводительницы. В библиотеке хранится 181 греческая и 809 славянских рукописей, около 20 000 печатных книг (3 000 на греческом языке). Геландар обладает юрисдикцией над историческими кельями Типикариона и Моливдокклисии близ Карея.
4 марта 2004 г. в монастыре Хеландар произошел разрушительный пожар, в результате которого было уничтожено около 50% обнесенного стеной комплекса. Пламя повредило северную половину обнесенного стеной комплекса, включая пекарню. Библиотека и многие исторические иконы монастыря были спасены или иным образом не тронуты огнем. Ведутся масштабные работы по реконструкции, чтобы полностью восстановить Хиландар.
Святой монастырь Хиландар
Святой монастырь Хиландари стоит на северо-восточной стороне Афона. Некоторые утверждают, что его название, по всей вероятности, происходит от основателя более старого монастырского дома на этом месте, в то время как другие получают название от слова «хеландион» — разновидность византийского корабля.
Теперь мы знаем, что Монастырь был основан в 12 веке Стефаном Неманей, князем Сербии, и его сыном Растко, которые впоследствии стали монахами, приняв имена Симеона и Саввы, как, пожалуй, самых популярных святых Сербии. Хиландари изначально принадлежал Ватопедскому монастырю, но был передан преподобным Симеону и Савве. В 1198 году сербское владение монастырем было утверждено хрисовулой императора Алексея III. Постепенно многие другие более мелкие исторические монастыри, такие как монастыри Зигу, Святого Василия, Комитиссаса, Калики, Папарникиона, Омологету и Стровилайаса, были присоединены и включены в границы собственности Хиландари.
Постоянное укомплектование Хиландари новобранцами из Сербии и искренняя поддержка, оказываемая ему сербским народом и его князьями, обеспечили процветание и процветание монастыря в трудные годы турецкого правления. Среди сербских князей, оказавших щедрую финансовую помощь, были Стефан Милутин (1282 — 1321) — его имя носит башня, построенная на дороге к монастырским арсанам, — и Неагое Басараб (1512 — 21). В 17 веке количество монахов, прибывающих из Сербии, сократилось, а 18 век был периодом упадка после разрушительного пожара 1722 года. В то время в монастыре фактически находились болгарские монахи. Был еще один, не менее катастрофический пожар в 189 г.1.
Хиландари принимал активное участие в борьбе греков за независимость и в двух мировых войнах. Католикон монастыря посвящен Сретению во храме Пресвятой Богородицы и был построен в 14 веке. Его прекрасные настенные росписи были выполнены в начале 19 века. В католиконе также есть более старая мраморная ширма для святилища за более современной, сделанной из резного дерева. Кафедра монастыря датируется 18 веком, а трапезная относится к тому же периоду, что и кафоликон.
Чиландари занимает четвертое место в иерархии афонских монастырей. В нем 11 часовен и две отдаленные часовни, а также 17 келлий, 15 из которых находятся в Кариесе. Из своих подворий монастырь до сих пор имеет три: Комица, Источник Жизни близ Иериссоса и подворье Святого Николая в Созополи в Халкидиках.